Ульянов илья николаевич биография. Ж. Трофимов, Ж. Миндубаев Илья Николаевич Ульянов. На страже общественных интересов

УЛЬЯНОВ ИЛЬЯ НИКОЛАЕВИЧ

Педагог, просветитель, организатор образования в Симбирской губ. в 1860-1880-е, отец В.И. Ульянова (Ленина). Родился в семье портного, бывшего крепостного. (По"ревизской сказке" 1811 его отец Николай Васильевич У. числился ремесленником в мещанском сословии. Женат он был на Анне Алексеевне Смирновой, дочери астраханского мещанина. Некоторые исследователи указывают на ее калмыцкое происхождение. Однако документов, подтверждающих это, пока не найдено). Обладая огромным трудолюбием и большими способностями, он успешно с серебряной медалью окончил Астраханскую гимназию (1850),поступил на физико-математический ф-т Казанского ун-та и, преодолев немало трудностей, в 1854 окончил его, получив звание кандидата физико-математических наук. Получив назначение, У.поступил на должность старшего учителя Пензенского дворянского ин-та. Он стал одним из организаторов воскресной школы и метеостанции в Пензе, здесь же он познакомился и в 1863 женился на Марии Александровне Бланк. В том же году У. был переведен в Нижний Новгород, где преподавал физику, математику, космографию одновременно в трех учебных заведениях: мужской гимназии, в Мариинском женском уч-ще, землемерно-таксаторских классах, и, кроме того, некоторое время работал воспитателем в дворянском ин-те. В 1869 У. был назначен на должность инспектора народных уч-щ Симб. губ. Он всей душой отдался новой работе, уделяя особое внимание созданию новых школ, организации обучения и воспитания на основе передовой педагогики, новых методов преподавания русского языка и арифметики, способствовал широкому применению наглядности в обучении. За годы работы Ильи Николаевича в губернии были открыты десятки новых школ. Благодаря этому тысячи крестьянских детей получили доступ к образованию. С 1874 У. стал директором народных уч-щ Симб. губ. Круг его обязанностей резко увеличился. Очень часто выезжал в уезды и села губернии, интересовался жизнью людей, старался привносить в нее гуманистические начала, приверженцем которых был сам. Особую роль он сыграл в подготовке учительских кадров. Учителей, которых подготовил У., благодарные современники называли "ульяновцами". Много сделал Илья Николаевич для просвещения людей нерусских национальностей: татар, мордвы, чувашей. Значительных успехов при его поддержке достигла Симбирская центральная чувашская школа, которая превратилась в главный очаг просвещения чувашского народа. Илья Николаевич скоропостижно скончался в своем рабочем кабинете. Журнал "Новь" в янв. 1886 писал о нем: "Он очень много потрудился на пользу народного образования, поставив его как в Симбирске, так и в губернии едва ли не лучше, чем оно поставлено в других местах России". Педагогические воззрения У. формировались под влиянием революционно-демократических идей Н.Г.Чернышевского и Н.А. Добролюбова. В области методики обучения он был последователем К.Д. Ушинского. Огромное влияние У. оказал на воспитание и становление передовых демократических взглядов у членов своей семьи. (см.УЛЬЯНОВЫ). Похоронен в южной части быв. Покровского мужского монастыря. На могиле установлен скромный памятник. Имя У.присвоено Ульяновскому государственному педагогическому ун-ту, его носят многие общеобразовательные школы Ульяновской обл. и страны. В Ульяновске установлен памятник У. (возле входа в сквер на месте бывшего Покровского монастыря) и бюст (около главного корпуса педуниверситета). В педуниверситете работает музей, экспозиция которого подробно рассказывает о деятельности просветителя. Кроме этого действует музей "Народное образование"в бывшем здании женского, затем мужского приходского уч-ща, затем школы (до 1930), быв. жилого дома.

Родился русский педагог, просветитель, действительный статский советник Илья Николаевич Ульянов

14 (26) июля 1831 г. в Астрахани в семье портного родился Илья Николаевич Ульянов, русский педагог, просветитель, директор народных училищ, действительный статский советник; отец Владимира Ленина .

Ульянов блестяще окончил Астраханскую гимназию и поступил на физико-математический факультет Казанского университета, по окончании которого благодаря ходатайству известного русского математика Н. И. Лобачевского получил назначение в Пензу старшим преподавателем физики и математики. Молодому преподавателю также было поручено заведование пензенской метеорологической станцией.

Годы работы Ульянова в Пензенском дворянском институте прошли в напряжённом труде, став важной вехой в его биографии. Здесь на основе метеорологических опытов им были написаны две научные работы: «О пользе метеорологических наблюдений и некоторые выводы из них для Пензы» (1857) и «О грозе и громоотводах» (1861). В 1863 г. Ульянов вместе с супругой Марией Александровной переехал в Нижний Новгород, где продолжил работу учителем. Здесь он проявил себя как видный методист начальной и средней школы. Илья Николаевич составил программы по предметам математического цикла, естественной истории, физической географии, которые строились с ориентацией на возрастные особенности учащихся и отражали последние достижения психологии и педагогики. В 1869 г. Ульянов был назначен инспектором, а затем директором народных училищ Симбирской губернии.

Ульянов был широко образованным человеком, имел большие организационно-педагогические способности, много работал над разработкой теории и практики начального образования. Его педагогические воззрения формировались под влиянием идей Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова. Директор народных училищ губернии разделял взгляды передовых педагогов К. Д. Ушинского, Н. Х. Весселя. Он являлся сторонником равного образования для всех слоёв общества, всех национальностей и полов.

Особое внимание педагог уделял просвещению нерусских народов Среднего Поволжья: чувашей, мордвы, татар - проводил огромную работу по снабжению нерусских школ учебниками, наглядными пособиями на родном языке. В основу его деятельности по распространению культуры и просвещения нерусских народов было положено уважение к национальным особенностям и правам народов Поволжья. В 1871 г. Ульянов открыл в Симбирске первую чувашскую школу, которая в дальнейшем была преобразована в Чувашскую учительскую семинарию. Им были созданы первые в губернии национальные школы для мордовского населения и светские школы для татар.

Большой заслугой Ульянова являлась его забота об улучшении материального положения и быта учителей. Его стараниями была учреждена учительская вспомогательная касса, обеспечивавшая денежную помощь педагогам во время болезни и выплачивавшая пенсионные пособия по старости.

Школа, по взглядам Ульянова, должна выполнять три основные задачи: формировать правильные взгляды на окружающий мир путём обучения элементарным основам научных знаний; способствовать приобретению учащимися практических сведений и навыков, необходимых в жизни; развивать и совершенствовать у них природные способности, приучая к правильному мышлению, точному выражению мыслей, умению управлять своими желаниями и формировать стремление пополнять свои знания.

По мнению Ульянова, качество обучения прямо обусловлено качеством уроков; а качество уроков зависит, прежде всего, от личности учителя. Он придавал большое значение воспитательному влиянию учителя, его умению поддерживать внимание на уроках, организовывать работу с учебниками, картой, наглядными пособиями. Много внимания Ульянов уделял и вопросам школьной дисциплины. Он также проводил идею трудового обучения и воспитания; был инициатором и руководителем учительских съездов, организатором различных мероприятий в области педагогического образования; выступал за применение психологических методов в педагогике.

«За отлично-усердную службу» Ульянов был награждён орденами Св. Станислава 1-й степени, Св. Анны 2-й степени, Св. Владимира 3-й степени, а также получил потомственное дворянство.

24 (12) января 1886 г. Илья Николаевич Ульянов умер от кровоизлияния в мозг. Он был похоронен в Симбирске (ныне - Ульяновск) на кладбище Покровского монастыря.

Лит.: Алпатов Н. И. Педагогическая деятельность И. Н. Ульянова. М., 1956; Анисенкова А. К., Балика Д. А. И. Н. Ульянов в Нижнем Новгороде. По документам Гос. архива Горьковской области. Горький, 1969; Жданов Б. Н. Педагогическая деятельность И. Н. Ульянова и воспитание детей в его семье: автореф. … к. пед. н. М., 1956; И. Н. Ульянов в воспоминаниях современников. М., 1989; И. Н. Ульянов в Пензе: Сб. документов и материалов. Саратов, 1981; И. Н. Ульянов и просвещение народов Поволжья и Приуралья. Казань, 1985; Карамышев А. Л. Педагогическая и культурно-просветительская деятельность И. Н. Ульянова и педагогов-ульяновцев в дореволюционной России: автореф. … д. пед. н. Л., 1981; Кондаков А. И. Директор народных училищ И. Н. Ульянов. М., 1964; Кузнецов П. П., Лашко В. Т. И. Н. Ульянов и просвещение мордовского народа. Саранск, 1981; Макаров М. П. Илья Николаевич Ульянов и просвещение чуваш. Чебоксары, 1958; Назарьев В. Н. Из уездных воспоминаний члена Сибирского уездного училищного совета. [Об Илье Николаевиче Ульянове]. Симбирск, 1894; Пермяков К. М. Мировоззрение И. Н. Ульянова. Ульяновск, 1995; Савин О., Трофимов Ж. И. Н. Ульянов в Пензе. Саратов, 1983; Сергеев Т. С. Детище педагога-демократа И. Н. Ульянова (К 100-летию Порецкой учительской семинарии). Чебоксары, 1972; Сергеев Т. С. Илья Николаевич Ульянов и просвещение народов Поволжья. Чебоксары, 1972; Трофимов Ж. А., Миндубаев Ж. Б. Илья Николаевич Ульянов. М., 1981; Ульянова М. И. Отец В. И. Ленина - И. Н. Ульянов. 1831-1886. М.; Л., 1931; Юбилейный сборник памяти И. Н. Ульянова (1855-1925). Пенза, 1925.

Соч.: Избранное. Саратов, 1983; Начальное народное образование в Симбирской губернии с 1869 по 1879 г. // Журнал министерства народного просвещения. 1880 (май); Отчёт о состоянии начальных народных училищ Симбирской губернии. Симбирск, 1873.

Материалы предоставлены Пензенской областной библиотекой имени М. Ю. Лермонтова.

Ж. Трофимов, Ж. Миндубаев

Илья Николаевич Ульянов


Годы учения

Астраханского мещанина сын

В далекие годы начала прошлого века астраханцы за новостями шли в Гостиный двор. Там, в сумрачной прохладе арок, в гуще толпы, можно было узнать все и обо всем. Так было и в 1831 году. Новостей хватало. В России царь усмирял холерные бунты. В Варшаве поляки дрались за независимость. В Новгородской губернии бунтовали военные поселенцы. Потолкавшись средь народа, послушав в оба уха, астраханец мотал на ус: в мире неспокойно.

Но у себя дома, слава богу, особых страстей не наблюдалось. Обвалилась ветхая стена в Белом городе. Двух утопленников вынесло на песчаную отмель на Стрелке. На Селении пожар случился.

Остальное - мелочь. На кладбище хоронили отживших, на полицейском дворе секли розгами виновных, в церквах крестили новорожденных.

Своим чередом шла жизнь.

19 июля 1831 года в церкви Николы Гостиного иерей Николай Ливанов крестил второго сына астраханского портного Николая Ульянова. В метрической книге церковный дьячок записал, кто крещен: «…астраханского мещанина Николая Васильевича Ульянина и законной жены его Анны Алексеевны сын Илия».

Фамилия Ульянова писалась в те годы по-разному: Ульянин, Ульянинов, Ульянов. С этой записи начинается документальная фиксация жизни Ильи Николаевича Ульянова. Дьячок указал дату крещения. А родился он 14 (26) июля 1831 года.

Род Ульяновых пошел с Волги, с великой русской реки, имя которой всегда связывалось в сознании народа с волей, с лучшей жизнью, с надеждами на счастье. Родословная семьи уходит корнями в глубинные народные слои, испокон веков живущие трудом рук своих.

Отец Ильи Николаевича, крепостной крестьянин, пришел из Нижегородской губернии в низовья Волги в 1791 году. Двадцатидвухлетний Николай Васильевич Ульянов был отпущен помещиком Бреховым из родного села Андросова на оброк.

В конце XVIII века в Астраханской губернии скопилось слишком много беглых и оброчных («зашедших») крестьян. Большинство из них не имело никакого желания возвращаться к своим господам. Администрация края по требованию помещиков разыскивала и отсылала назад беглых и «зашедших», но те шли на всевозможные уловки, лишь бы не ехать назад.

«При ревизии в Астрахани явились многие из подлых, объявивших о себе, что не знают своих помещиков, ни того, где родились, которых по указу о ревизии выслать оттоль велено, - писала императрица Екатерина II в Астрахань, - а оные подлые люди, по привычке жить кругом Астрахани, от той высылки бегут в Персию и там басурманятся».

Низовья Волги надо было обживать, осваивать. Требовались люди. Стараясь удержать народ от побегов, императрица издает указ: «Тех подлых, кои задержаны будут, бить нещадно батогами с трех раз, и которые из них сознаются, тех высылать к своим помещикам, а которые и с третьего раза в утверждении своем утвердятся, тех приписывать к казенным вотчинам и при рыбных промыслах оставлять».

Битье не помогало. Почти все «пришлые» оставались на новом месте. В том числе и отец Ильи Николаевича. По указу земского суда он был причислен с 1797 года в «астраханское старозашедшее общество». А это означало - прощай, помещик, прощай, рабство! Отныне он «государственный» крестьянин. И хоть теперь нет возврата назад, в родные края, зато впереди свобода!

Поселился он на берегу Волги, в сорока семи верстах выше Астрахани, в селении Новопавловском. Староста добросовестно записал в учетной ведомости приметы новосела: «Ростом двух аршин 5 вершков; волосы на голове, усы и борода светло-русые, лицом бел, чист, глаза карие…»

Но крестьянствовать здесь не довелось, а кормиться «рукомеслом портняжным» в малолюдном бедном селении было трудно. В 1808 году Николай Ульянов перебрался в город и после долгих хлопот указом астраханской казенной палаты был причислен к мещанскому сословию. Вскоре его приняли в цех портных и красильщиков ремесленной управы. Там и стал работать он, не разгибая спины, от зари до зари, добросовестно выполняя строгие правила, гласящие: «Работу производить отличную и прочную и отправлять должность мастера исправно и поспешно…»

Пошла размеренная жизнь.

В 1812 году Николай Васильевич женился на дочери бедного астраханского мещанина Анне Алексеевне Смирновой.

Обзавелся своим домом на Казачьей улице - чуть ли не на том месте, где стоял некогда походный стан Степана Разина, возвращавшегося из персидского похода.

В этом доме и родился у него сын Илья - четвертый ребенок в семье.

Дом на косе

Город низовый - город торговый. Фасад Астрахани - пристани и лабазы, причалы и таможни, склады и базары.

В начале XVIII века на реке Кутум разгружались баржи и расшивы, сюда прятался от волжской шальной волны флот. Картограф 1701 года на чертеже пояснял: «Набережная улица по реке Кутумовой с пристанями для продажи привозных из верховых городов жизненных припасов и причалами, которые от затопления должны быть защищены деревянным обрубом и земляной насыпью…» В конце улицы располагалась «площадь для черпания воды», а на Стрелке, неподалеку от кремля, раскинулся Съестной рынок.

Смотрелись в то время в волжскую гладь стены кремля, выстроенного на Заячьем бугре у слияния двух волжских проток. Но год за годом намывало и намывало песок к стенам из квадратного татарского кирпича, все шире и шире становилась полоса земли, отделяющая крепость от реки. В начале XIX века на ней начали ставить первые постройки. Здесь обосновались трактиры, магазины, живорыбные садки, пакгаузы и соляные биржи. И весь этот район города стал называться Коса - в память об узкой песчаной полоске, некогда лежавшей здесь.

Место лихое, бойкое. Нагромождение харчевен и постоялых дворов, ночлежек и лавчонок, ремесленных заведений и складов. Строился и селился в этой части города и трудовой люд - грузчики, матросы, бондари, маляры, ткачи, плотники, разносчики, писцы, гранильщики, медники, извозчики, «калмыцкого чая варители» и «сит мукосейных мастера».

Всякий здесь обитал народ.

«Коса - это кипучий угол Астрахани, полный особенностей во всех отношениях, до санитарного включительно. На Косе бок о бок живут ужасы нищеты, позора, несчастья и прелести богатства, счастья, славы; голод и обжорство, лохмотья и бархат, шелк, кружева. На Косе рядом со страданиями измученных борьбой за существование льется шампанское. Чтобы поддержать на Косе порядок, требуется очень солидный штат полиции. Чтобы дать ночлег бесприютным обитателям Косы, мало и пяти городских ночлежных домов, а их в Астрахани только два. В одной дешевой столовой не накормишь всех голодных с Косы. Больными с Косы можно переполнить все городские лечебные заведения…» Так свидетельствовал бытописатель Астрахани.


Илья Николаевич Ульянов (14 (26) июля 1831, Астрахань - 12 (24) января 1886, Симбирск), отец Владимира Ильича Ленина , происходил из мещан г. Астрахани, лишился отца в возрасте 1 года и был воспитан старшим братом, Василием Николаевичем, которому и самому горячо хотелось учиться, но не удалось: пришлось после смерти отца поступить на службу, чтобы содержать семью.

Но все, что ему не удалось достичь самому, он решил дать младшему брату, которого содержал в гимназии и послал потом в университет.

Илья Николаевич говорил о детях с чувством глубокой благодарности о брате. Сознание необходимости образования для каждого, усиленной работы над собой для достижения его, почти благоговейное отношение к науке отличали Илью Николаевича всю жизнь и были с детства внушаемы детям.

Воспитанный в трудных условиях, рано взявшийся за уроки, чтобы содержать себя самому и не висеть на шее брата, Илья Николаевич отличался всю жизнь строгим сознанием долга, большой исполнительностью в работе, которую требовал неуклонно от себя и от других, в первую очередь, конечно, от своих детей. Он сам направлял старших вначале их учения, требуя от них неукоснительного исполнения их обязанностей; приучал их к труду. Между прочим, он высказывал опасение, что у сына Владимира привычки к труду не создастся, ибо ему все слишком легко дается; поэтому на развитие трудоспособности: у Владимира он напирал особенно сильно.

Сам чрезвычайно скромный в личной оценке, исполнявший всю свою большую и инициативную работу как должное, - не более того, Илья Николаевич был против "захваливания", как он выражался, и, таким образом, постоянным похвалам Владимиру Ильичу в школе создавался дома полезный корректив.

Личный пример отца имел, как это всегда бывает в воспитании, еще большее значение.

Огромным фактором в воспитании было то, что отец являлся не чиновником, как подавляющее большинство служащих того времени, а идейным работником, не жалевшим трудов и сил на борьбу за свои идеалы.

Дети, не видя его часто по неделям во время его разъездов, рано научались понимать, что дело - это нечто высшее, чему все приносится в жертву. Его оживленные рассказы об успехах строительства в его деле, о новых школах, возникавших по деревням, о борьбе, которой это стоило, - и с верхами: власть имущими, помещиками, - и с низами: темнотой и предрассудками массы, - живо впитывались детьми.

Особенно осталась в памяти его радость, проявляемая всякий раз, когда крестьянский сход постановлял открыть школу или выражал удовлетворение существующей.

Первым сознательным стремлением его старшей дочери было стать сельской учительницей.

В 1863 году Илья Николаевич Ульянов вступил в брак с Марией Александровной Ульяновой (Бланк) .

По убеждениям Илья Николаевич был тем, что определялось словами: мирный народник.

Взяв должность инспектора народных училищ Симбирской губернии, он взялся за организацию нового трудного дела.

Он переписывал в юности некоторые неразрешенные его стихотворения и старшему сыну еще в детские годы отмечал те, в которых преобладали гражданские мотивы, как-то: "Песня Еремушке", "Размышления у парадного подъезда".

В прогулках по деревенским полям и лесам он напевал детям запрещенные студенческие песни его времени. Как гласят воспоминания его учеников, он был очень чутким педагогом.

Илья Николаевич Ульянов умер, состоя на службе, в январе 1886 года от кровоизлияния в мозг на 55-м году жизни.

Похоронен на кладбище Покровского монастыря г. Симбирска.

Отца Владимира Ильича Ульянова-Ленина можно смело назвать неординарной личностью. Благодаря завидным способностям, благородным устремлениям, честному труду и упорству Илья Николаевич достиг больших успехов, наград и званий. Он был добрым семьянином и настоящим профессионалом своего дела. Отец Ленина дослужился до должности директора народных училищ Симбирской губернии, стал действительным статским советником, что давало ему право на дворянский титул, хотя по рождению он был астраханским мещанином. Впрочем, историки до сих пор спорят о происхождении Ильи Николаевича Ульянова. В его генеалогии, по разным версиям, есть калмыцкие и чувашские корни.

Поборник народного образования

14 (26 - по новому стилю) июля 1831 года в Астрахани в семье портного Николая Васильевича Ульянина и его супруги Анны Алексеевны родился сын Илья. Отец вскоре изменил окончание своей фамилии, и мальчика записали в документах Ульяновым.

Илья рос младшим ребёнком в семье. Брат Василий был старше его на 12 лет, сестры Мария и Федосья - на 10 и 8 лет соответственно.

Поскольку отец этого семейства умер через пять лет после рождения младшего сына, обязанности по воспитанию и образованию Ильи взял на себя его брат Василий, которому тогда было всего 17 лет.

Незаурядные способности мальчика к наукам проявились довольно рано. Из Астраханской гимназии Илья Ульянов был выпущен с серебряной медалью. В 1854 году после окончания Казанского университета он получил степень кандидата математических наук. [С-BLOCK]

Молодой специалист начал работать учителем в Пензе. В возрасте 32 лет он женился на 28-летней Марии Александровне Бланк и перевелся в Нижегородскую мужскую гимназию на должность старшего учителя математики и физики. Этот 1863 год стал по-настоящему поворотным в его жизни.

Успехи Ильи Ульянова были замечены руководством, и уже через три года педагог получил должность чиновника - его назначили инспектором народных училищ Симбирской губернии (сейчас это Ульяновская область). А в 1874 году он получил пост уже директора народных училищ.

Илья Николаевич контролировал деятельность земских школ, приходских, городских и уездных училищ. В его обязанности входило открытие новых учебных заведений, подбор хороших педагогов, решение административно-хозяйственных вопросов, пропаганда всеобщего образования. Особо ратовал отец Ленина за равные права на обучение для всех детей, независимо от их национальности.

Благодаря усилиям Ильи Ульянова расходы местных бюджетов на образование с 1869 по 1886 год в Симбирской губернии возросли в 15 (!) раз. В регионе за это время было построено более 150 новых школ, а количество учеников увеличилось с 10 до 20 тысяч. Повысилось и качество образования.

Звание действительного статского советника Илья Николаевич получил в 1877 году, а незадолго до смерти был награжден орденом Святого Станислава I степени. Умер Ульянов 12 (24) января 1886 года в Симбирске от кровоизлияния в мозг, прожив меньше 55 лет.

Супруга действительного статского советника Мария Александровна, по сведениям некоторых историков, по отцу была еврейкой, а по материнской линии имела немецко-шведские корни. В семье отца Ленина родились восемь детей, двое из которых умерли в младенческом возрасте.

Он был чувашем?

Некоторые историки полагают, что Николай Васильевич Ульянин - отец Ильи Николаевича - был чувашем по национальности. По архивным данным, Астраханский земский суд в 1798 году утвердил список крестьян, прибывших в Нижнее Поволжье. Там значится и Н. В. Ульянин, который ранее был крепостным помещика Степана Брехова из села Андросово Сергачского уезда Нижегородской губернии. Согласно документу земского суда, дед Ленина оставил родные места и перебрался в Астрахань в 1791 году.

В книге «Досье Ленина без ретуши. Документы. Факты. Свидетельства» российский историк Аким Арутюнов пишет, что район нижегородского села Андросово в те времена был населен чувашами. И представителей русской национальности среди крестьян практически не было.

Однако прямых доказательств чувашского происхождения Николая Васильевича Ульянина не сохранилось. Но то, что предки Ленина по отцовской линии были православными христианами, - установленный факт. [С-BLOCK]

В конце XVIII века многие крепостные крестьяне бежали в Нижнее Поволжье от своих помещиков. А поскольку эти земли необходимо было заселять, власти не возвращали беглецов прежним хозяевам. Дедушка Ленина тоже подался в бега. На новом месте он стал работать портным, и в 1808 году получил официальный статус мещанина, что было подтверждено указом Астраханской казённой палаты.

Фамилия Ульянин, образованная от женского имени, свидетельствует о принадлежности к крестьянскому сословию. Такие фамилии часто давали детям дворовых девок, когда отец не мог, например, официально записать ребенка на себя. Поэтому Николай Васильевич предпочёл более приличествующую мещанскому сословию фамилию Ульянов.

Интересно, что в документах сохранилось описание внешности дедушки Ленина по отцовской линии. Астраханский земский суд в приказе от 1799 года указал, что рост Николая Васильевича составлял около 164 см, лицо было белым, глаза - карими, волосы, усы и борода - светло-русыми.

Калмыцкие корни

Главным источником сведений о калмыцких корнях Ленина является писательница Мариэтта Шагинян. Её книга «Семья Ульяновых», изданная в 1938 году, вызвала резкую критику со стороны партийного руководства. Коммунисты обвинили писательницу в искажении фактов, поскольку, по их мнению, любые утверждения о том, что в облике Владимира Ильича Ленина, являющегося гордостью русского народа, есть черты представителя монголоидной расы, имеют идеологически враждебное звучание.

Мариэтта Шагинян писала, что в Астраханском архиве она обнаружила документ, свидетельствующий о том, что Анна Алексеевна (мать Ильи Ульянова) была крещёной калмычкой, её отец - астраханский мещанин Алексей Лукьянович Смирнов - крещёным калмыком, а мать русской (предположительно). Писательница сетовала на то, что сотрудницы архива не разрешили ей снять копию с этого документа. В качестве косвенного доказательства калмыцкого происхождения Ленина она указывала на его узкие карие глаза и азиатскую линию скул, доставшиеся вождю мировой революции от бабушки по отцовской линии.

Известно, что семья Смирновых была зажиточной и уважаемой в городе. Алексей Лукьянович занимал пост мещанского старосты Астрахани, имел солидный дом и множество слуг. [С-BLOCK]

По одним данным, 23-летняя Анна Алексеевна Смирнова вышла замуж за 53-летнего Николая Васильевича Ульянина в 1923 году. Однако в Ревизской сказке (своеобразной переписи населения) за 1816 год они упомянуты уже как супруги. Там же указано, что их первенец Александр умер в возрасте четырёх месяцев от роду в 1812 году. Значит, родители Ильи Ульянова могли пожениться в 1811 году или в начале 1812 года, и на момент свадьбы Николаю Васильевичу было 43 года, а Анне Алексеевне - 24. Супруги жили вполне благополучно в двухэтажном доме в центре Астрахани. Сейчас в этом здании располагается Музей истории города. На первом этаже дома портной Николай Васильевич принимал клиентов, а на втором располагались жилые комнаты.

Что касается калмыцкого происхождения Ленина, то Астрахань, как известно, город многонациональный. Русские начали прибывать в Нижнее Поволжье в XVI веке, а земли эти в те времена были населены в основном ногайцами и калмыками. Некоторые из них принимали христианство. Так что прадед Ленина мог быть и калмыком.

Отдельные исследователи утверждают, что Илья Николаевич потому и отстаивал равные права на обучение для детей всех народностей, что сам относил себя к представителям национальных меньшинств. Лично ему полученное образование помогло сделать карьеру, и он надеялся, что и другим оно поможет выйти в люди.