Усман ибн Аффан – третий праведный халиф. Вернувшись, он передал Посланнику Аллаха их слова. Переселение в Абиссинию

Арабский халиф, правивший в 644-656 гг. Род. ок. 575 г. † 17 июня 656 г. Усман ибн Аффан был одним из первых учеников и последователей Мухаммада. С самого начала он играл важную роль в мусульманской общине и выполнял важные дипломатические поручения пророка. Около 614 г. во время гонений, которые начались в Мекке, часть мусульман во главе с Усманом на время эмигрировала в Эфиопию. Незадолго до этого он породнился с Мухаммадом, женившись на его дочери Рукаййи. Спустя десять лет, когда она умерла, Мухаммад отдал ему в жены другую свою дочь Умм Кулсум. После смерти пророка Усман был ближайшим советником двух первых халифов Абу Бакра и Умара. В 644 г., незадолго до своей кончины, Умар назвал имена шестерых наиболее уважаемых ветеранов ислама и поручил им выбрать из своей среды нового халифа. Старейший из числа этих выборщиков, Абд ар-Рахман ибн Ауф, сразу отказался от претензий на престол и взял на себя ведение переговоров. Еще одного выборщика - Талха - в то время не оказалось в Медине. Таким образом, всего претендентов было четверо: Усман, двоюродный брат и зять пророка Али ибн Абу Талиб, Саад ибн Абу Ваккас и аз-Зубайр. Каждому из них Абд ар-Рахман задал с глазу на глаз один и тот же вопрос: кого он выберет, если не выберут его? Али указал на Усмана, Усман - на Али, Саад и аз-Зубайр - на Усмана. Собрав затем всех претендентов, Абд ар-Рахман сказал: "Вы не сошлись на одном из этих двоих, Али и Усмане". После этого он взял Али за руку и спросил: "Клянешься ли ты следовать книге Аллаха и обычаю пророка и деяниям Абу Бакра и Умара?" Али ответил: "О Боже! Нет, клянусь только стараться делать это в меру сил". Усман ответил на тот же вопрос утвердительно, без всяких оговорок, и Абд ар-Рахман, подняв голову к потолку мечети, возгласил: "О Боже! Слушай и свидетельствуй. О Боже, возлагаю то, что висело на моей шее, на шею Усмана!" - и первый присягнул ему. За ним принесли присягу остальные выборщики, а потом остальные горожане. Так Усман сделался халифом. Сравнение нового правителя с его предшественником было явно не в пользу Усмана. После сурового и умного Умара, он казался слабохарактерным и недалеким. К тому же он не хотел подражать его простой жизни и стал первым из халифов, кто воспользовался своим высоким положением для личного обогащения. Пишут, что он выстроил в Медине большой каменный дом и вообще старался окружить себя пышностью, достойной главы могущественного государства. Немало недвижимости было приобретено им за пределами Аравии. В годы правления Усмана произошло много важных событий. Прежде всего следует указать на продолжение крупномасштабных завоеваний. В 648 г. наместник Египта Абдаллах ибн Саад разгромил африканского экзарха Григория и на короткое время подчинил себе Карфаген. Впрочем, Ифрикия в то время еще не была завоевана. В том же году правитель Сирии Муавийя ибн Абу Суфайн на 220 кораблях предпринял первую в истории Халифата морскую экспедицию - попытался завоевать остров Крит. А весной 655 г. арабский флот уже одержал в сражении у Фойника (у берегов Малой Азии) первую в своей истории морскую победу над греками. После этого арабы стали хозяевами восточной части Средиземного моря. Но завоевать Малую Азию, несмотря на все старания, Муавийи не удалось - арабское продвижение было остановлено хребтами Тавра. На севере продолжались регулярные походы в Армению. Постепенно власть арабов признало большинство тамошних правителей. В 653 г. Халифату покорились Грузия и азербайджанская Албания. Овладев Дербентом, мусульмане в том же году предприняли большой поход в глубь владений хазар, но потерпели от них жестокое поражение. Самые обширные завоевания при жизни Усмана были осуществлены на востоке. В 645-646 гг. окончательно покорились Рей и Исфахан. Затем в течение нескольких лет в войне с персами царило относительное затишье. Новый импульс завоеваниям придал молодой и энергичный Абдаллах ибн Амир, назначенный в 649 г. наместником Басры. В том же году он овладел Истахром, завершив тем самым завоевание Фарса. В 650 г. арабы вторглись в Северо-восточный Иран, взяли Ширеджан и главный город Систана - Зарендж. В 651 г. был убит последний шах из династии Сасанидов Йездигер III. После этого арабы легко овладели всем Хорасаном, причем достойный отпор оказал им только Нишапур, оборонявшийся в течение нескольких месяцев. Без боя сдались Ниса и Абивард. В 652 г. арабы двинулись вверх по течению Мургаба, разбили большое тюркско-эфталитское войско и заняли Мерверруд. Крупнейший город Тохаристана Балх сдался им по договору. Этим было завершено завоевание земель, когда-либо принадлежавших Сасанидам. Едва ли Усман оказывал большое влияние на все эти события, происходившие далеко от Медины. В столице его власть, конечно, осуществлялась более непосредственно. Хотя и здесь арабские историки не отмечают за халифом больших заслуг. В декабре 649 г. Усман велел разрушить прежнюю, построенную пророком, глинобитную мечеть, крытую пальмовыми листьями, и к осени 650 г. выстроил новую, более просторную из тесанного камня, с колоннами и потолком из индийского тикового дерева. Несмотря на то что новая мечеть была красивее, просторнее и удобнее прежней, многие мусульмане отнеслись к этой перестройке отрицательно. Точно так же неоднозначным было отношение тогдашних мусульман к самому важному из всех деяний Усмана - изданию канонического текста Корана. Необходимость в этой мере назрела давно. Как известно, сам пророк не написал ни строчки. Но запись его проповедей и речений, особенно в последние годы жизни, вели секретари. Многие сподвижники и близкие Мухаммада тоже имели какие-то записи, пользовавшиеся признанием у той или другой группы мусульман. Некоторые проповеди хранились и передавались изустно. Никакого сводного текста не существовало, и ко времени Усмана каждый из крупных провинциальных центров имел свою, авторитетную для него редакцию Корана. Такое положение не могло больше продолжаться. Во избежание догматических споров Усман велел составить единый для всех мусульман список Корана. В основу его канонического текста были положены записи мединцев Зайда ибн Сабита и Хафсы. С их списка было сделано несколько копий, которые разослали в крупные гарнизонные города. Остальные редакции Усман приказал уничтожить. При этом некоторые из старых сподвижников пророка были до глубины души оскорблены тем, что их списки не приняли во внимание. Оппозиционные настроения по отношению к третьему халифу нарастали постепенно. Первые шесть лет его правления, то есть примерно до 650 г., не вызывали недовольства мусульман. Затем начались конфликты, причина которых не вполне ясна. Можно предположить, что с годами халиф стал меньше считаться с мнением мединской знати, зато охотно прислушивался к советам своих родичей. Родственники халифа, большинство из которых оказались людьми недостойными, вскоре заняли все важные посты в Халифате. Усман не раз одаривал их из фондов, считавшихся общим достоянием общины. Понятно, что такое самоуправство вызывало возмущение. Некоторое время недовольство не проявлялось открыто. Поводом к его явному выражению стало, как можно думать, разрушение старой мечети. Тогда многие стали обвинять халифа в том, что он изменил сунне пророка. Пишут, что однажды Абд ар-Рахман, Али и аз-Зубайр упрекнули Усмана за то, что он подарил некоему Сааду ибн ал-Асу 100 тыс. дирхемов. Усман будто бы ответил: "Он родственник, связанный со мной кровными узами". "А разве у Абу Бакра и Умара не было близких и кровных родственников?" - спросили они. На что последовал ответ: "Абу Бакр и Умар проявляли благочестие, отстраняя своих родственников, а я проявляю свое благочестие, награждая близких". "Ей-богу, их поведение нам милее, чем твое поведение", - заметили соратники. "Ничего не поделаешь", - ответил им Усман. Много недовольных Усманом было в провинциях. Тамошняя военная верхушка тяготилась постоянным и не всегда уместным вмешательством халифа и его родичей в их дела. Во время хаджа 656 г. отряды недовольных из Египта, Басры и Куфы соединились в Медине и предъявили Усману различные претензии - от чисто религиозных (зачем сжег старые записи Корана?) до конкретных финансовых злоупотреблений. Они также требовали лишить получаемого жалованья некоторых знатных мединцев (в основном это были родственники халифа), которые отсиживались в столице, и передать его тем, кто завоевал на это право в боях с неверными. Усман принял все условия недовольных, однако, когда те отправились в свои гарнизоны, отправил гонцов к наместникам областей с приказом казнить виновных. Но случилось так, что египетские арабы перехватили одного из гонцов и таким образом открыли коварство халифа. Они немедленно вернулись в Медину и потребовали, чтобы Усман отрекся от престола. Усман отказался. Мятежники окружили дом халифа и сорок дней вели его осаду. Обстановка накалялась с каждым днем. В конце концов мятежники пошли на штурм. Сломив сопротивление немногочисленных сторонников халифа, они ворвались в его комнату. Усман встретил врагов с Кораном в руках, заклиная их не посягать на жизнь наместника пророка. Но священная книга не остановила убийц. Один из них повалил старика на пол и держал его за бороду, в то время как другие перерезали ему горло.


Смотреть значение Усман Ибн Аффан в других словарях

Али, Ибн Абу Талиб — (? - 661 гг.) – имам, четвертый халиф (с 656 года) Арабского халифата. Двоюродный брат и приемный сын и зять пророка Мухаммеда. Шииты почитают Али как святого, особыми узами........
Политический словарь

Мухаммад Ибн Абд Аль-ваххаб — (1703– 1791) – основатель религиозного и общественно-политического движения в Аравии, названного по его имени «ваххабизмом». В начале XIX века ваххабиты под руководством........
Политический словарь

Абдаллах Ибн Хусейн (1882-1951) — король Иордании в 1946-51 (с 1921 эмирТрансиордании). Проводил проанглийскую политику. Убит членомантианглийской террористической организации.

Антара Ибн Шаддад (525-615) — арабский поэт. Стихи о битвах, в которыхучаствовал Антара ибн Шаддад, любовная лирика. Герой народного романа,восходящего к 12 в., - "Жизнь и подвиги Антары".
Большой энциклопедический словарь

Башшар Ибн Бурд (714-783) — арабский поэт. Основоположник "нового стиля",во многих чертах отрицавшего каноны доисламской поэзии. Панегирические исатирические стихи, лирика.
Большой энциклопедический словарь

Ибн — (араб. - сын) - в собственном имени ставится перед именем отца(образуя "отчество") у народов, пользующихся арабским языком (напр., Ахмедибн Абдуллах - Ахмед, сын Абдуллаха).
Большой энциклопедический словарь

Ибн Абд Раббихи (860-940) — испано-арабский поэт и прозаик. Лирическиестихи. Составитель прозаической антологии по литературе и истории 7-8 вв."Уникальное ожерелье".
Большой энциклопедический словарь

Ибн Аль-араби (1165-1240) — арабский мыслитель и поэт; мистик. Развивалучение суфизма о едином начале бытия и о познании через внутреннееозарение. Основные сочинения: "Каменья мудрости", "Мекканские........
Большой энциклопедический словарь

Ибн Аль-асир (1160-1233) — арабский историк. Основные труды по всеобщейистории, биографический словарь сподвижников Мухаммеда.
Большой энциклопедический словарь

Ибн Аль-кутийя (?-977) — арабо-испанский историк. Сочинения по историиПиренейского п-ова в 8-10 вв.
Большой энциклопедический словарь

Ибн Аль-мутазз (861-908) — арабский поэт и филолог. Стихотворная хроникаправления халифа аль-Мутадида (892-902), афоризмы, сочинения по поэтике"Книга о новом".
Большой энциклопедический словарь

Ибн Аль-хайсам — (латинизир. Альгазен) (965-1039) - арабский ученый. Труд пофизиологической и геометрической оптике "Сокровище оптики" (7 кн.,переведен на латинский язык в 12 в., 1-е печатное издание........
Большой энциклопедический словарь

Ибн Аль-хатиб (1313-74) — арабо-испанский ученый, поэт. Ок. 60 трудов поистории, географии, философии, медицине, литературе, в т. ч. по историимусульманской Испании.
Большой энциклопедический словарь

Ибн Баджа — (латинизированная форма Авемпас - Авенпаце, Avempace, Avenpace)(ум. 1139), арабский ученый, философ, государственный деятель, поэт имузыкант. Жил в Сарагосе, Гранаде, городах Марокко.........
Большой энциклопедический словарь

— арабский путешественник. Описание путешествий поЕгипту, Аравии, Месопотамии, Сирии, М. Азии, Ирану, Крыму, южным районамРуси, Ср. Азии, Индии, Китаю, Испании, Зап. и Центр. Судану.
Большой энциклопедический словарь

Ибн Гебироль — (латинизир. Авицеброн - Avicebron) Соломон (ок. 1021-1055 или1070), еврейский поэт и философ-неоплатоник. Жил в Испании. В трактате"Источник жизни" (на арабском языке) истолковывал........
Большой энциклопедический словарь

Ибн Дауд — Авраам (ок. 1110 - ок. 1180) - еврейский философ и богослов,предшественник Маймонида. Жил в Испании. Писал на арабском языке. Главноесочинение "Возвышенная вера" (1161).
Большой энциклопедический словарь

Ибн Зайдун (1003-71) — испано-арабский поэт. Диван лирических,панегирических, элегических стихов.
Большой энциклопедический словарь

Ибн Кузман — (ок. 1080-1160) - испано-арабский поэт. Создал новый видстрофической поэзии - заджал (мелодия). Оказал влияние на раннююпровансальскую лирику, поэзию вагантов.
Большой энциклопедический словарь

Ибн Курра — (Сабит ибн Курра) (836-901) - багдадский математик. Переводчик икомментатор трудов древнегреческих ученых.
Большой энциклопедический словарь

Ибн Кутайба — (828 ок. 889) - арабский прозаик, филолог, историк.10-томная историко-литературная антология "Источники сведений",библиографический словарь "Книга поэзии и поэтов".
Большой энциклопедический словарь

Ибн Мискавайх (?-1030) — арабоязычный историк и философ. Труды по всеобщейистории, трактаты по философии и этике.
Большой энциклопедический словарь

Ибн Рушд — (Ибн Рошд) (латинизир. Аверроэс) (1126-98) - арабский философ иврач, представитель арабского аристотелизма. Жил в Андалусии и Марокко,был судьей и придворным врачом. В трактате........
Большой энциклопедический словарь

Ибн Сауд (1880-1953) — король Саудовской Аравии в 1932-53. Вел войны заобъединение Аравии. В 1902-27 эмир Неджда, в 1927-32 король государстваХиджаз, Неджд.
Большой энциклопедический словарь

Ибн Сида — (ок. 1006-66) - филолог и лексикограф арабской Испании.
Большой энциклопедический словарь

Ибн Сина — (латинизир. Авиценна - Avicenna,) (ок. 980-1037), ученый,философ, врач, музыкант. Жил в Ср. Азии и Иране, был врачом и везиром приразных правителях. В философии продолжал традиции........
Большой энциклопедический словарь

Ибн Фадлан — арабский путешественник 10 в. Описал путешествие через Бухаруи Хорезм к волжским болгарам.
Большой энциклопедический словарь

Ибн Хальдун (1332-1406) — арабский историк и философ. Последователь ИбнРушда. В сочинении "Книга назидательных примеров..." изложил свои взглядына развитие общества (идея исторических циклов;........
Большой энциклопедический словарь

Ибн Эзра — Авраам бен Мейр (1092-1167) - еврейский поэт, филолог и философ.Один из первых критиков текста Ветхого Завета Библии. Сочинение "ОсноваБлагоговения" в духе неоплатонизма.........
Большой энциклопедический словарь

Ибн Юнус — (Ибн Юнис) Али ибн Абд Рахман (950-1009) - арабский астроном,работал ок. Каира. Составил употреблявшиеся ок. 200 лет таблицы движенияЛуны, Солнца и планет.
Большой энциклопедический словарь

В назначенный халифом Умаром избирательный комитет вошли: Абдаррахман ибн Ауф, Али ибн Абу Талиб, Усман ибн Аффан, аз-Зубайр - родной брат Хадиджи по отцу и двоюродный брат Мухаммеда по матери, Тальха и Саад ибн Абу Ваккас - внук Абу Суфьяна по матери и, следовательно, троюродный племянник Усмана ибн Аффана. Сын убитого халифа Умара ибн ал-Хаттаба , Абдаллах, отказавшийся от претензий на халифат, был включен в комитет с правом совещательного голоса, то есть без права участвовать в голосовании и быть избранным. Задачей комитета было избрание из своего состава нового халифа.

В решающий момент совещания, когда остались Две главные кандидатуры - Али и Усмана, им был задан вопрос: "Клянетесь ли вы следовать Корану Аллаха, и обычаю Пророка, и деяниям Абу Бекра и Умара?" Али ответил: "О Аллах! Клянусь стараться делать это в меру сил". Усман ответил: "Да", - и был избран халифом.

Халиф Умар завещал не смещать назначенных им наместников провинций в течение года. Это были: в Мекке - Халид ибн ал-Ас ал-Махсуми, в Таифе - Суфьян ибн Абдаллах ас-Сакафи, в Йемене - Йала ибн Мунйа, в ал-Джанаде - Абдаллах ибн Абу Рабиа, в Куфе - Мугира ибн Шууба, в Басре - Абу Муса ал-Ашари, в Египте - Амр ибн ал-Ас, в Химсе - Умайр ибн Абу-л-Ас.

При халифе Усмане завоевания продолжались: в 646 году верховную власть Медины признала Армения, в 647 году - Киренаика, в 649 году был завоеван Кипр. В 654 году мусульманский флот, построенный в Египте, разгромил византийскую эскадру у южного побережья Малой Азии. В состав Халифата вошли территории Хорасана. Династия могущественных Сасанидов прекратила свое существование.

Усман ибн Аффан происходил из рода Омейи, к которому принадлежали самые непримиримые лидеры мекканских язычников, выступавших против Пророка. Усман, будучи благочестивым мусульманином, не стремился к личному обогащению, но не сумел найти разумного компромисса в отстаивании государственных интересов, с одной стороны, и интересов своих родственников - с другой. А среди них были и такие, которые не имели достаточного религиозного авторитета у мусульман. Назначая их на важные посты, Усман не задумывался о том, что тем самым обесценивает понятие высшей власти, освященной авторитетом Мухаммеда: правитель, не имеющий заслуг перед исламом, не может стоять во главе мусульман. К тому же Усман позволил себе изменить и молитвенный ритуал. Нарушение установленного Пророком было расценено современниками как возвращение к джахилийе. Своими действиями Усман вносил раскол в единство уммы. Все это было расценено как вызов, побуждающий объявить джихад против внутреннего врага. Результатом стало гражданское неповиновение со стороны некоторых наместников. В 655 году волнения были подавлены.

Но недовольство Усманом возрастало. В апреле 656 года из Куфы, Басры и Египта прибыло вооруженное ополчение численностью в пятьсот человек и расположилось лагерем у ворот Медины. С египтянами прибыл Абдаллах ибн Саба, куфийцами руководил Малик ибн ал-Аштар. Усман, при посредничестве Али, вступил в переговоры с мятежниками и пообещал убрать своих ставленников. В то же самое время он в письме к правителю Египта Ибн Абу Сарху предписывал предать бунтовщиков казни, когда они вернутся из Медины. Это письмо было перехвачено, и мятежники потребовали от Усмана добровольного отречения от власти. После десяти недель осады халифского дворца распространился слух, что на помощь Усману идут его войска из Басры и Дамаска. Тогда восставшие ворвались во дворец, и 17 июня 656 года престарелый Усман, склонившийся над Кораном, был убит.

Так сбылось пророчество Мухаммеда об Усмане. Рядом с халифом до самого конца оставался один Али. Абдаллах ибн Саба предложил избрать Али халифом, и с ним согласились все остальные. Но сподвижники Пророка Тальха и аз-Зубайр, пережидавшие события в Мекке, выступили против. На их стороне была "мать правоверных" Аиша, вдова Пророка и свояченица аз-Зубайра. Отказался признать Али халифом и полководец Саад ибн Абу Ваккас. Наместник Сирии Муавийя обвинил Али в убийстве Усмана.

Свое назначение на должность халифа Усман расценивал как волю Всевышнего, избравшего род Омейи управлять Халифатом. Поэтому Усман не видел ничего плохого в назначениях родственников на все ключевые посты в государстве, независимо от их деловых и нравственных качеств. Мусульмане, по его мысли, должны беспрекословно подчиняться, если они по-настоящему преданы воле Аллаха. Эту идею Усман сумел внушить своим родичам - отсюда и непоколебимая уверенность Муавийи в том, что именно он, старший в роде Омейядов, должен стать халифом после Усмана. Так проявлялось еще неизжитое языческое подсознание, которое "помнило", что сейиды должны происходить из одного рода. Сказав: "Да, буду исполнять волю Аллаха", - Усман исполнял ее так, как считал истинно верным. С этой точки зрения Али казался Омейядам самозванцем. А от такой убежденности недалеко было и до прямого обвинения Али в убийстве Усмана, хотя никаких доказательств у Муавийи не было.

Этот трагический момент исламской истории свидетельствует, с одной стороны, о постепенном "выветривании" бедуинского представления о чести: требование кровной мести стало всего лишь политическим лозунгом; а с другой - о складывании прогрессивного, истинно исламского мировоззрения, провозвестником которого был Али, при всех обстоятельствах своей жизни хранивший верность заветам Пророка.

Ирмияева Т.Ю. История мусульманского мира от Халифата до Блистательной Порты. Челябинск, 2000, с. 77-81.

Пророк (мир ему и благословение) сказал:

«У всякого пророка есть спутник в Саду. Моим спутником там будет Усман Ибн ‘Аффан» (Ибн Маджа).

Усман ибн Аффан (да будет доволен им Аллах) родился в 573 году в уважаемом семействе Умайя, принадлежавшем к мекканскому племени Курайш. Бану Умайя пользовалось большим почетом среди курайшитов, и им принадлежала честь быть хранителями знамени всего клана. Его отца звали Аффан бин Абдуль-Ас, а мать Арва. Его полное имя Усман ибн Аффан. История его семьи переплетается с историей семейства Священного Пророка (мир ему и благословение).

Усман ибн Аффан, наряду с Умаром (да будет доволен ими Аллах), был одним из немногочисленных жителей Мекки, которые владели грамотой. В молодости он занимался торговлей, и это приносило ему немалый доход. Жители Мекки уважали Усмана за то, что он никогда не был равнодушен к горестям бедных и обездоленных и всегда старался им помочь. Позднее, уже служа исламу, он щедро тратил на него свои средства, благодаря чему его прозвали «аль-Гани» (Щедрый).

Усман ибн Аффан также славился надежностью и правдивостью.

Принятие ислама

С самого начала Абу Бакр и Усман были хорошими друзьями. И когда Абу Бакр сообщил ему о пророчестве Мухаммада (мир ему и благословение), тот ничуть не усомнился, так как обладал глубокой проницательностью и здравомыслием.

К тому времени отношения между кланами Бану Хашим и Бану Умайя ухудшились, и когда Усман (да будет доволен им Аллах) принял ислам, его собственное семейство и родственники из числа курайшитов, возненавидели его. Но он не беспокоился о себе и не собирался отказываться от своего решения.

Женитьба на дочери Пророка Рукайе

После того как было явлено послание ислама, брачный договор дочери Посланника Аллаха (мир ему и благословение) Рукайи (да будет доволен ею Аллах) с сыном злейшего врага ислама Абу Ляхаба Утбой была расторгнута. После этого на ней женился Усман ибн Аффан (да будет доволен им Аллах), почтя за великую честь стать зятем Посланника Аллаха.

Переселение в Абиссинию

Вскоре после того как господин Усман (да будет доволен им Аллах) укрепился в вере в пророческую миссию Мухаммада (мир ему и благословение), язычники не только возненавидели его, но и преследовали. Поэтому он попросил у Пророка разрешения уехать из Мекки и вместе с супругой и несколькими мусульманами переселился в Абиссинию, став первым в истории ислама мухаджиром (покинувшим родину ради Аллаха).

Его пребывание вдали от родины не продлилось долго – всего через два месяца он вернулся в Мекку, получив ошибочное сообщение о том, что курайшиты приняли религию мира.

Зун-Нурайн

Во время битвы при Бадре Рукайя (да будет доволен ею Аллах) тяжело заболела, поэтому Усман был освобожден от участия в газавате (военной компании самого Пророка, мир ему и благословение). Он остался в Медине, чтобы заботиться о жене, однако болезнь оказалась смертельной, и она умерла.

Лишиться возможности называться зятем Посланника Аллаха (мир ему и благословение) было для Усмана большим горем. После этого Посланник Аллаха выдал за него замуж свою вторую дочь Умм Кульсум (да будет доволен ею Аллах). Поэтому Усмана стали называть «Зун-Нурайн» - обладатель двух светочей, так как ему выпала великая честь быть женатым на двух дочерях Пророка (мир ему и благословение).

Великие дела на службе исламу

Господин Усман (да будет доволен им Аллах) всю свою жизнь отдал служению Аллаху и Его Посланнику (мир ему и благословение). Он принял ислам, не побоявшись пойти против воли своего клана.

Его служение религии мира заключалось во многих вещах:

  • Он участвовал почти во всех сражениях с неверными, в которых воевал вместе с Посланником Аллаха (мир ему и благословение), кроме битвы при Бадре.
  • Выкупил у мединского еврея колодец «биру Рум» за 20 тысяч дирхемов и отдал его в бесплатное пользование мухаджирам, которым в то время больше неоткуда было пить.
  • Приобрел участок земли, чтобы увеличить Площадь мечети Пророка.
  • Возглавил подписание мирного договора в Худайбии на 6-й год хиджры. Когда пошел слух о смерти Усмана от рук мекканцев, Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) поклялся отомстить за Усмана Гани. Он был настолько близок Посланнику Аллаха, что тот положил свою левую руку вместо руки Усмана, присоединившись к клятве Ризван, которую дали все оставшиеся сподвижники.
  • Помогал снаряжать мусульманское войско для похода на Табук, предоставляя свое золото, лошадей и верблюдов, чем заслужил огромное уважение Посланника Аллаха (мир ему и благословение), который сказал:

«С сегодняшнего дня Усману не повредит ничего, что бы он ни сделал» (Тирмизи).

Это значит, что Пророк объявил Усмана ибн Аффана (да будет доволен им Аллах) праведником среди мусульман за его самоотверженное служение исламу.

Третий халифат в истории ислама

Когда второй халиф мусульман Умар (да будет доволен им Аллах) был при смерти, он выбрал шестерых самых близких сподвижников Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) и поручил им выбрать следующего халифа.

Наконец, предводителем мусульман был выбран господин Усман (да благословит его Аллах и приветствует).

Его халифат отмечен следующими важными событиями:

  • Продолжение традиции халифа Умара и расширение исламского государства
  • Формирование мусульманского флота, что позволяло достигать более отдаленных регионов
  • Победа в важном морском сражении с византийцами
  • Прославление исламского государства победами над византийской и римской империями и захват территорий в Северной Африке.
  • При правлении Усмана он продолжал свои традиции благотворительности в пользу собратьев-мусульман, никогда не допускал кровопролития между мусульманами, несмотря на упрямое противостояние группы так называемых мусульман.
Составление Корана

Во времена халифа Абу Бакра (да будет доволен им Аллах) были собраны разрозненные фрагменты Корана. Они хранились у Хафсы, супруги Пророка (мир ему и благословение). Но исламское государство продолжало расширяться в другие уголки мира, и Усман (да будет доволен им Аллах) заметил, что Священный Коран читают по-разному. Поэтому он поручил Зайду ибн Сабиту (да будет доволен им Аллах) сделать копии одного и того же Корана, написанного при Абу Бакре, чтобы спасти священный текст от любых возможных изменений и обеспечить единообразное прочтение. Поэтому Усман известен как Джамиуль-Куран (Составитель Корана).

Мученическая смерть Усмана ибн Аффана

Несмотря на явные заговоры против халифата, Усман продолжал стоять на том, чтобы не применять силу против мусульман. Он всегда был добросердечен с противниками и пытался использовать против них не силу оружия, а убеждение.

Однажды заговорщики ворвались в дом Усмана, когда он читал священный Коран, и жестоко убили. Господин Усман (да будет доволен им Аллах) был убит в пятницу, 17 зуль-хиджа в 35 году хиджры в возрасте 84 лет.

Ибн Умар сообщает, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) упоминал о фитне словами: «Этот невинный будет убит», указывая на Усмана ибн Аффана (Тирмизи).

Пророк предрек Усману Рай

Господин Усман был в числе тех немногих праведных сподвижников Посланника Аллаха (мир ему и благословение), которые еще при жизни были обрадованы вестью о даровании им рая.

Аль-Бухари и Муслим передали со слов Абу Мусы аль-Ашари, что Пророк (мир ему и благословение) вошёл в сад и приказал ему охранять ворота сада. Тут кто-то спросил разрешения войти, и Пророк сказал: «Разреши ему и обрадуй его вестью о рае». Оказалось, что это был Абу Бакр. Потом пришёл ещё кто-то и спросил разрешения войти, и Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Разреши ему и обрадуй его вестью о рае». Оказалось, что это был Умар. Потом пришел еще кто-то и спросил разрешения войти, и Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Разреши ему и обрадуй его вестью о рае после несчастья, которое постигнет его». Оказалось, что это был Усман.

Это значит, что Посланник Аллаха уже обрадовал великой вестью о рае своих ближайших сподвижников, в том числе Усмана Гани (да будет доволен им Аллах) за их выдающиеся личные качества и службу исламу.

Усман ибн Аффан был исключительно добрым, щедрым и искренне верующим мусульманином, всегда помогал нуждающимся. Он был очень близок к Пророку (мир ему и благословение), пока тот был жив, и относился к числу его ближайших праведных сподвижников.

quranreading.com

Хроники мусульманских государств I-VII вв. Хиджры Али-заде Айдын Ариф оглы

3. Усман ибн Аффан (23/644 - 35/656)

3. Усман ибн Аффан

(23/644 - 35/656)

После смерти Умара Сухайб совершил заупокойную молитву по нему, и он был похоронен возле могил Пророка Мухаммада и Абу Бакра. Микдад ибн Амр пригласил членов совета в дом аль-Мувассира ибн Махрамы. Их было пятеро: Усман ибн Аффан, Али ибн Абу Талиб, Абдуррахман ибн Ауф, аз-Зубайр ибн аль-Аввам и Саад ибн Абу Ваккас. Отсутствовал только Тальха ибн Убайдулла, которого в момент этих событий не было в Медине. В качестве наблюдателя на совете присутствовал сын Умара Абдулла. Место собрания охранялось небольшим отрядом из 50 человек под руководством Абу Тальхи аль-Ансари.

В ходе совещания на место халифа были выдвинуты две кандидатуры: Усмана и Али. Саад ибн Абу Ваккас отдал свой голос за Усмана, а аз-Зубайр - за Али. Все могло решиться голосом Абдуррахмана ибн Ауфа. Однако он не решался отдать предпочтение кому-либо из них и покинул совет для того, чтобы узнать мнение народа. Он встретился и посоветовался со многими командирами и уважаемыми людьми.

После этих совещаний он вернулся в дом аль-Мувассира ибн Махрамы, и наутро все члены совета отправились в мечеть для совершения молитвы. Там же собрались лидеры ансаров и мухаджиров, уважаемые люди и командиры. Мечеть была переполнена, и после намаза Абдуррахман ибн Ауф обратился к народу и заявил о том, что члены совета намерены в завершить консультации и избрать нового халифа. Вслед за ним выступили некоторые из собравшихся мусульман. Саид ибн Зайд предложил стать халифом самому Абдуррахману ибн Ауфу, но тот отклонил предложение. Аммар ибн Йасир и Микдад ибн Амр выступили за Али, а Абдулла ибн Абу Сарх и Абдулла ибн Абу Раби - за Усмана. Для того чтобы не допустить разногласий и затягивания процесса, Саад ибн Абу Ваккас потребовал, чтобы Абдуррахман ибн Ауф проголосовал за одного из кандидатов и завершил это дело. Тогда Абдуррахман обратился к Али ибн Абу Талибу с вопросом, обещает ли он править в полном соответствии с положениями Корана и Сунны Пророка и продолжать дело первых двух халифов. Али ответил, что постарается сделать это по мере своих возможностей. Этот ответ не удовлетворил Абдуррахмана, поскольку он счел его неконкретным. Затем он обратился к Усману с тем же вопросом, и Усман с уверенностью ответил утвердительно. Тогда Абдуррахман публично присягнул ему на верность как новому халифу. Его примеру последовали все, без исключения, собравшиеся в мечети люди. Таким образом, третьим праведным халифом стал Усман ибн Аффан. В это же время в Медину вернулся Тальха ибн Убайдулла, который тоже был членом назначенного Умаром совета, но отсутствовал при избрании халифа. Когда ему сообщили, что халифом избран Усман, он заявил, что поддерживает этот выбор, и сразу же присягнул ему на верность. После этого Усман выступил с речью перед собравшимися мусульманами.

Следует отметить, что историки давали различную оценку этим событиям. Некоторые считали, что в это время между сподвижниками Пророка Мухаммада были разногласия и политические конфликты. Однако никаких серьезных потрясений в политической и экономической жизни Халифата в это время отмечено не было, и процесс избрания халифом Усмана не имел никакого отношения к тем событиям, которые произошли в конце его правления. Согласно традиции, в тот период Усман был самым достойным титула халифа человеком, и выбор членов совета был верным и справедливым.

Положение на военных фронтах

Завоевания во время правления Усмана были продолжены. Они были продолжением дела, начатого Умаром, и продолжались еще 10 лет. Однако в последние два года его правления завоевательная политика была приостановлена в связи с тем, что в Халифате началась междоусобица и смута, приведшая державу к анархии и мятежам. Все это завершилось убийством Усмана.

В этот период мусульмане, несмотря на свое численное меньшинство, сумели покорить обширные территории. Однако на завоеванных территориях им приходилось оставлять лишь небольшие воинские контингенты, которые зачастую не могли обеспечить защиту интересов Халифата. Поэтому местное население часто нарушало договоренности с мусульманами и поднимало восстания. После убийства Умара такие восстания начались сразу в нескольких завоеванных областях Халифата. Восставшие рассчитывали на то, что после мусульмане ослаблены и не найдут в себе силы для подавления этих выступлений.

Западный фронт

В 25 году хиджры население Александрии разорвало договор с Халифатом и подняло восстание. В ответ на это Амр ибн аль-Ас выступил против них и одержал победу в сражении, еще раз подчинив город мусульманскому государству. А несколькими годами позже восстали североафриканские провинции Халифата, отказавшиеся платить джизью. На них двинулся Абдулла ибн Саад ибн Абу Сарх. Ему удалось снова покорить их, и они вновь согласились выплачивать джизью.

Как известно, после завоевания Амром ибн аль-Асом Триполи, халиф Умар запретил ему дальнейшее продвижение на севере Африки, однако Усман дал разрешение на это. Исламская армия во главе с Абдуллой ибн Саадом ибн Абу Сархом начала наступательные действия против византийцев в этом направлении. Пройдя Триполи, войска захватили византийские корабли и в 27 году дошли до Кайруана. Там, в местечке Субатила произошла битва с византийскими войсками, которыми командовал Джарпир. Мусульмане разгромили противника, и Абдулла ибн аз-Зубайр убил Джарпира. Затем командующий войсками Абдулла ибн Саад ибн Абу Сарх заключил с византийцами мирный договор, согласно которому они обязались выплачивать джизью. Он был вынужден пойти на этот шаг в связи с тем, что на юге Египта мусульманам угрожали нубийцы. Тем временем, наместник Сирии Муавия ибн Абу Суфьян предпринял поход на Аммурию. Вместе с ним в этом походе участвовали Убада ибн ас-Самит, Халид ибн Зайд, Абу Зарр аль-Гифари и Шаддад ибн Аус.

Муавия ибн Абу Суфьян хотел установить полный контроль над прибрежными районами Сирии. Однако это затруднялось тем обстоятельством, что у мусульман практически не было военного флота. Несмотря на обращения Муавии, халиф Умар не рекомендовал ему предпринимать морские операции, предпочитая им проведение сухопутных. Однако при халифе Усмане положение изменилось. Он разрешил Муавии начать создание морских сил, и мусульмане начали устанавливать свой контроль над побережьем. В 28 году хиджры боевой флот Муавии ибн Абу Суфьяна достиг острова Кипр, и мусульмане покорили население этого острова. Киприоты обязались платить мусульманам джизью. Среди завоевателей Кипра были такие славные сподвижники, как Убада ибн ас-Самит, Микдад ибн Амр, Шаддад ибн Аус, Абу Зарр аль-Гифари.

Для построения и оснастки судов необходимо было установить контроль над побережьями, богатыми лесами. По этой причине ожесточенные сражения шли на всем протяжении Южного Средиземноморья. В 31 году хиджры в Киликии состоялось первое крупное морское сражение между мусульманским и византийским флотами. Мусульманским флотом командовал Абдулла ибн Саад ибн Абу Сарх, прибывший из Египта, а византийским лично император Константин. Однако, несмотря на большое превосходство в военных кораблях, византийцы вновь были разгромлены, а Константин бежал.

В том же году Хабиб ибн Маслама сумел присоединить к Халифату еще некоторые районы Сирии, до этого остававшиеся под контролем Византии.

Восточный фронт

После смерти Умара восстало население Азербайджана и Армении, которые ранее были приведены к покорности Хузайфой ибн аль-Йаманом. В связи с этим халиф Усман послал туда войска под командованием аль-Валида ибн Укбы. На передовых позициях находился Салман ибн Рабиа аль-Бахили. Сломив сопротивление восставших, они вынудили население снова заключить с ними договор и выплачивать джизью.

В 29 году хиджры войска под командованием Умайра ибн Усмана ибн Саада предприняли наступление на Фергану. В то же время состоялись походы на Хорасан, в которых участвовали наместник Куфы Саид ибн аль-Ас, сыновья Али ибн Абу Талиба аль-Хасан и аль-Хусайн, Абдулла ибн Аббас, Абдулла ибн Умар и Абдулла ибн аз-Зубайр. Ранее сюда же прибыл из Басры Абдулла ибн Амир.

После этого Саид ибн аль-Ас вошел в Кумис, жители которого ранее заключили договор с мусульманами и не нарушили его. Отсюда он двинулся на Гургандж и обязал его население выплачивать джизью. Но после ухода мусульман гурганджцы начали разбойничать на дорогах, и так продолжалось до того, как Кутайба ибн Муслим был назначен правителем Хорасана.

Затем снова восстали сторонники последнего персидского шаха Йездигерда III. Они были разгромлены, а сам Йездигерд бежал в Кирман. Его преследовал мусульманский командир Мушаджи ибн Масуд ас-Сильми. Спасаясь от преследования, Йездигерд бежал в Хорасан, и был убит при загадочных обстоятельствах мельником в городе Мерв. Население Хорасана также подняло восстание. На эту провинцию двинулись войска под командованием Абдуллы ибн Амира и вторично покорили ее.

Дестабилизация политического положения в Халифате

Как уже упоминалось, сын Умара Убайдулла из чувства мести убил Хурмузана, Джуфайну и дочь Абу Лулу Фируза. По исламским законам, его действия расценивались как самосуд, и Убайдуллу следовало наказать. Кроме того, его поступок помешал проведению расследования, и вина этих людей была не доказана. К тому времени Хурмузан принял Ислам, и у мусульман не было оснований считать его поступок неискренним. Когда сына Хурмузана Кумазебана спросили о кинжале, который был в руках его отца во время его разговова с Абу Лулу Фирузом, он ответил, что его отец, увидев у Фируза кинжал, выхватил его и спросил о цели ношения оружия. Фируз ответил, что никакого умысла у него нет, и он просто носит его с собой. Когда же Хурмузан отдавал кинжал Фирузу, их увидели, а после убийства Умара свидетели рассказил об этом людям. Из его слов следовало, что Убайдулла убил Хурмузана, не имея доказательств его вины.

Приняв во внимание эти обстоятельства, Усман приказал арестовать Убайдуллу. По исламским законам, за самоуправство и убийство людей, а тем более мусульманина Хурмузана, он должен был быть казнен. Так считали Али ибн Абу Талиб и некоторые другие сподвижники Пророка. Однако многие сподвижники сочли такой приговор излишне суровым, поскольку Убайдулла не намеревался убивать правоверного и был уверен в том, что Хурмузан виновен в гибели его отца. По законам шариата, мусульманина нельзя казнить, если он убил человека, которого он считал неверующим, если тот покушался на жизнь правоверных. Поэтому многие сподвижники предлагали выплатить семьям погибших материальную компенсацию и закрыть это дело. Однако халиф Усман принял решение передать Убайдуллу сыну Хурмузана Кумазебану, который сам должен был принять решение относительно судьбы сына Умара. Он мог потребовать его казни либо помиловать его. Кумазебану была предоставлена полная свобода выбора, и мусульмане обещали, что в случае вынесения Убайдулле смертного приговора они не будут предъявлять ему претензии и сочтут его приговор справедливым и верным. Вместе с этим они долго упрашивали Кумазебана смилостивиться над Убайдуллой и простить его. Кумазебан согласился пощадить Убайдуллу, и собравшийся народ так обрадовался его великодушию, что его взяли на руки и донесли до его дома. Халиф Усман выплатил ему большую денежную компенсацию из своих личных средств, а семьям двух других погибших была выплачена компенсация из государственной казны.

Проблема была успешно разрешена, и жизнь в Халифате вернулась в нормальное русло. Однако эта стабильность продолжалась недолго, и противоречия в Халифате постепенно нарастали. Конечно же, тому были объективные причины. Одни из них были связаны с личными качествами халифа, а другие - с меняющимися условиями и политической обстановкой.

Предшественник халифа Усмана Умар отличался справедливостью и добротой. В то же время он был решителен, строг и требователен, и благодаря этим качествам он сумел навести порядок в Халифате и добиться больших успехов, как во внутренней жизни государства, так и в войнах с внешними врагами.

Усман же был мягким и великодушным человеком. Этим обстоятельством воспользовались некоторые люди для распространения в его адрес недобрых слухов. Пользуясь великодушием халифа, люди стали предъявлять к нему претензии. По различным поводам они требовали смещения наместников провинций. Уступая их требованиям, халиф Усман часто производил кадровые изменения и назначал новых наместников. Только в одной Куфе он сменил наместников семь раз, а в Египте заменил Амра ибн аль-Аса Абдуллой ибн Саадом ибн Абу Сархом.

Когда завоевания расширились, и казна государства пополнилась значительными средствами, халиф Усман, опасаясь хищений, стал назначать на государственные посты своих родственников, которым он мог доверять. Его богобоязненность и искреннее отношение к подданным убеждают историков, что он назначал своих родственников наместниками только после того, как убеждался в том, что они действительно достойны этого.

Муавия ибн Абу Суфьян был назначен наместником Шама Умаром ибн аль-Хаттабом, и Усман всего лишь сохранил за ним эту должность.

Аль-Валид ибн Укба был назначен наместником Аль-Джазиры также Умаром ибн аль-Хаттабом, а Усман отправил его править Куфой. В течение пяти лет люди были довольны его правлением, но впоследствии его обвинили в употреблении вина, и тогда Усман вызвал его к себе и, в соответствии с предписаниями шариата, наказал его за употребление вина. На его место был назначен Саид ибн аль-Ас.

Саид ибн аль-Ас вырос сиротой и получил воспитание на глазах у Усмана. Позднее его отправили в Шам, и он трудился рядом с Муавией. Однажды Умар ибн аль-Хаттаб велел ему прибыть в Медину и вознаградил его щедрым образом. Он был благородным, великодушным и красноречивым человеком, и никто не сомневался в том, что он действительно заслуживал должности наместника.

Абдулла ибн Амир ибн Кариз был сыном дяди Усмана по материнской линии. Его бабушка Умм Хаким бинт Абд аль-Мутталиб была тетей Пророка по материнской линии. Абдулла ибн Амир получил прекрасное воспитание и считался одним из самых славных и достойных представителей курейшитского рода. Усман назначил его наместником Басры, когда жители города стали препираться с Абу Мусой аль-Ашари. Тогда Абдулле ибн Амиру было всего двадцать пять лет, однако он уже руководил мусульманской армией. Под его командованием мусульманские войска завладели Хорасаном, Систаном и Кирманом. Именно он преследовал персидского шаха Йездигерда до тех пор, пока его не убили, и можно сказать, что его усилиями пала Сасанидская империя. Благодаря своему великодушию и прекрасному нраву он заслужил любовь мусульман.

Абдулла ибн Саад ибн Сарх был назначен Усманом наместником в египетской области Харб, тогда как Амр ибн аль-Ас остался наместником Хараджа. Позднее между ними возникли разногласия, и Усман велел Амру ибн аль-Асу покинуть Египет, после чего Абдулла ибн Саад стал наместником обеих областей. Была еще одна причина смещения с должности Амра ибн аль-Аса. Она состояла в том, что после покорения Александрии в 25 году хиджры Амр ибн аль-Ас начал относиться к жителям города так, как относятся к нарушившим мирный договор. Усман не считал, что жители города нарушили договор, и поэтому он сместил Амра ибн аль-Аса и назначил вместо него Абдуллу ибн Сарха. После этого происшествия Амр ибн аль-Ас переехал в Палестину и лишь изредка посещал Медину. Сподвижники не порицали Усмана за назначение Абдуллы ибн Сарха наместником Египта, и в пользу этого свидетельствует тот факт, что, когда Усман велел ему начать покорение Африки, он встал во главе армии, в которую вошли многие сподвижники и их сыновья. Среди них были Абдулла ибн Умар, Абдуррахман ибн Абу Бакр, Абдулла ибн аз-Зубайр, Абдулла ибн Джафар, аль-Хасан ибн Али, аль-Хусейн ибн Али, Абдулла ибн Амр ибн аль-Ас.

Что же касается Марвана ибн аль-Хакама, то ему было восемь лет, когда скончался Посланник Аллаха. Он был секретарем Усмана и рассказывал хадисы со слов Усмана и Али ибн Абу Талиба. К нему было очень много претензий, но некоторые знатоки хадисов охарактеризовали его качествами, которые смягчают обвинения в его адрес. Абу Бакр ибн аль-Араби сказал: «Марван был справедливым человеком и считался выдающимся мусульманином среди сподвижников, их учеников и мусульманских богословов».

Из всего сказанного следует, что обвинения в том, что Усман ибн Аффан злоупотреблял властью при назначении наместников, являются несостоятельными.

Уместно отметить, что, в отличие от своего предшественника Умара, халиф Усман мягко обращался со своими наместниками, и это послужило причиной того, что некоторые из них осмеливались возражать ему и даже не исполняли некоторые его приказы. Умар был строг и требователен даже по отношению к своим родственникам. Усман же любил их и был мягким и добрым по отношению ко всем людям.

Во времена Умара экономика Халифата была еще неразвитой и слабой. Во времена Усмана положение изменилось. За счет огромных средств, регулярно получаемых с завоеванных территорий, уровень жизни населения значительно вырос. Приток значительных денежных средств и переполнение казны стали причиной того, что они стали достоянием всего народа. Халиф Усман, вдобавок к этому, отдавал народу свои личные средства. Все эти изменения в жизни государства привели к большой разнице между эпохой Умара и эпохой Усмана.

Изменилось и социальное положение государства. Обширные завоевания привели к миграции населения. Люди стремились жить в центрах Халифата. В городах происходило смешение культур и традиций. Многие принимали Ислам, однако эти новообращенные мусульмане еще не чувствовали прелести веры и оставались приверженцами своих старых традиций. Положение осложнялось тем, что появилось много лицемеров, втайне оставшихся последователями своих религий. Они были наиболее опасными элементами в обществе, так как стремились внести раскол в ряды правоверных и ослабить мусульманское государство.

С усилением Халифата и большим размахом завоеваний падало значение Медины как столицы государства, так как она находилась на его окраинах. В Халифате стали образовываться новые центры, по численности населения, уровню жизни населения и благоустройству значительно превосходящие столицу.

Умар запретил сподвижникам Пророка покидать Медину и расселяться в других городах. Он оставил их всех при себе для того, чтобы они помогали ему. Сподвижники были людьми, которым он доверял и поручал все важные дела. Умар ставил их в пример новообращенным мусульманам и опасался того, что в других областях Халифата они начнут новую жизнь, полную материального достатка, и растворятся в общей массе. При Усмане же положение изменилось, и он разрешил им покидать Медину. Воспользовавшись этим, некоторые сподвижники уехали в другие города и приобщились к достатку и роскоши. Их образ жизни менялся, и они все больше предавались мирским делам. В этом процессе были и положительные стороны, поскольку благодаря расселению сподвижников люди в разных областях Халифата получили возможность лично познакомиться с ними и получить знания о жизни Пророка Мухаммада из первых рук.

Таким образом, политическое, экономическое и социальное положение в Халифате претерпело значительные изменения. Перечисленные выше факторы привели к тому, что анархисты и смутьяны стали распространять недобрые слухи о халифе Усмане. По сообщениям многих историков, одним из таких людей был иудей по имени Абдулла ибн Саба (он также был известен под именем Ибн ас-Сауда) из Саны, который, по сообщениям мусульманских историков, во времена Усмана притворился мусульманином и начал вести пропаганду среди новообращенных мусульман, разъезжая по разным областям Халифата. В первую очередь, он прибыл в Хиджаз. Не найдя там благоприятной почвы для воплощения в жизнь своих замыслов, он отправился в Басру и Куфу. Оттуда он поехал в Сирию, однако там его отвергли и изгнали. Наконец, он приехал в Египет, где ему удалось найти сторонников и последователей. Он начал свою деятельность с пропаганды идеи о том, что Пророк Мухаммад, а не Иса является Мессией, пришествие которого ожидается перед наступлением Конца света. Свои порочные идеи он распространял среди новообращенных мусульман, не окрепших в вере.

В качестве объекта своих симпатий Абдулла ибн Саба избрал Али ибн Абу Талиба, который был самым влиятельным и авторитетным человеком в мусульманском обществе после халифа. Кроме того, Али был грамотным человеком, преданным идеалам Ислама, был ближайшим сподвижником и родственником Пророка Мухаммада, мужем его дочери Фатимы и отцом его внуков аль-Хасана и аль-Хусайна. Абдулла ибн Саба говорил о своей любви к Али и вел активную пропаганду в его пользу с целью внесения раскола среди мусульман. Он заявлял, что Али был единственным законным наследником Пророка. Однако, по сообщениям мусульманских историков, после прихода к власти Али этот же человек начал выражать недовольство его действиями и назначенными им наместниками. Начало противостоянию и гражданской войне в Халифате было положено в Куфе, жители которой стали возводить навет на наместника этой провинции Саида ибн аль-Аса. Эти события вошли в мусульманскую историю под названием «фитна», что означает «смута». В Куфе слухи против халифа Усмана постепенно переросли в мятеж. Эти события, произошедшие на десятый год правления халифа Усмана, положили начало дестабилизации политической обстановки в государстве.

В 34 году хиджры группа мятежных куфийцев выступила из Куфы в сторону Дамаска. Однако вскоре они вернулись, а затем отправились в Аль-Джазиру. Там против них принял жесткие меры наместник провинции Абдуррахман ибн Халид ибн аль-Валид. Один из куфийских повстанцев Малик ибн Харис аль-Аштар ан-Нахи был отправлен в Медину. Халиф Усман принял его и позволил ему поселиться там, где тот захочет. Аль-Аштар предпочел снова вернуться в Аль-Джазиру к Абдуррахману ибн Халиду ибн аль-Валиду. В то же время люди Абдуллы ибн Сабы вели активную подрывную деятельность.

В том же году, в сезон хаджа, халиф Усман собрал наместников на совет. Среди прибывших были Муавия ибн Абу Суфьян, Амр ибн аль-Ас, Абдулла ибн Саад ибн Абу Сарх, Саид ибн аль-Ас и Абдулла ибн Амир. Халиф обменялся с ними мнениями по поводу этой проблемы. Некоторые наместники предложили ему послать мятежников на фронт и избавиться от их непосредственного присутствия. Другие предложили дать им материальное вознаграждение и решить этот вопрос таким образом. Третьи предложили применить к ним самые жесткие меры, однако Усман не принял эти предложения.

Когда наместники вернулись в провинции, халиф Усман начал получать еще большие жалобы в адрес наместника Куфы Саида ибн аль-Аса. Куфийцы потребовали сместить Саида с занимаемой должности и послать к ним вместо него Абу Мусу аль-Ашари. Усман удовлетворил их просьбу, и Абу Муса стал наместником Куфы. Однако заговорщиков это не остановило, и они продолжили претворять в жизнь свой замысел. Для ознакомления с положением дел на местах, халиф Усман отправил в провинции доверенных сподвижников. Мухаммад ибн Маслама отправился в Куфу, Усама ибн Зайд - в Басру, Абдулла ибн Умар - в Сирию, а Аммар ибн Йасир - в Египет. Все они приехали с обнадеживающими вестями о том, что положение в провинциях стабильное. Только Аммар, вернувшийся последним, сообщил, что в Египте ходят опасные слухи.

В 35 году из Египта в Хиджаз прибыла группа людей, выехавших под предлогом малого паломничества. В действительности же, они прибыли с намерением предъявить халифу политические требования. Они намеревались войти в Медину и дестабилизировать там обстановку. Прибыв в столицу, они добились аудиенции у халифа, которому они донесли свои жалобы. Усман обратился к ним с речью и воспользовался помощью Али ибн Абу Талиба и Мухаммада ибн Масламы. В ходе переговоров стороны пришли к согласию, и людям было обещано, что халиф займется их проблемами и удовлетворит их требования. Египтяне отправились обратно в свою провинцию, и казалось, что инцидент был исчерпан. Однако мятежники продолжили вести пропаганду среди населения, призывая людей отправиться в Медину с жалобами на своих правителей, чтобы ввергнуть столицу в хаос.

В результате собралось около 600-1000 египтян, к которым должны были примкнуть анархисты из Куфы и Басры. Они отправились в Хиджаз и разделились на четыре группы. Египетских мятежников возглавлял аль-Гафики ибн Харб аль-Кааки. С ними находился и Абдулла ибн Саба. На словах они заявляли о своих симпатиях к Али ибн Абу Талибу и выдавали себя за его сторонников. Куфийских анархистов возглавлял Амр ибн аль-Асам. С ними находился и Зайд ибн Савхан аль-Абди. Басрийских анархистов возглавлял Харкус ибн Зухейр аль-Сади. Вместе с ними был Хаким ибн Джаба аль-Абди.

Мятежники притворились паломниками, чтобы не вызывать подозрений у местных властей. Никому и в голову не могло прийти, что они намерены совершить покушение на халифа Усмана.

Наконец, группы вооруженных мятежников проникли в Медину с трех направлений. Население города выразило недовольство проникновением в город вооруженных группировок. Халиф Усман обратился за помощью к Али ибн Абу Талибу, Тальхе ибн Убейдулле, аз-Зубайру ибн аль-Авваму, Мухаммаду ибн Масламе и другим своим соратникам. Они поддержали его и вместе с ним отправились к мятежникам. Али обратился к ним с требованием вернуться обратно. Казалось, что анархисты согласились с ним и даже решили вернуться. Однако, когда Али и другие представители халифа ушли, они продолжили свое продвижение и окружили дом Усмана. Али срочно прибыл туда и спросил у них о причинах их возвращения. Мятежники ответили, что им стало известно, что Усман отправил послание наместнику Египта, в котором приказал ему казнить всех участников этого восстания. Сын Абу Бакра Мухаммад представил Али письмо Усмана наместнику Египта в качестве доказательства правдивости их слов. Али сказал, что если это дело касается египтян, то почему в осаде дома халифа участвуют и басрийцы и куфийцы? Мятежники ответили, что поклялись быть вместе со своими товарищами. Стало ясно, что эти события были не случайностью, а результатом тщательно спланированной акции.

Вначале осада дома Усмана носила формальный характер. Он мог свободно перемещаться, и к нему свободно могли приходить и другие люди. Однако затем мятежники запретили это делать. Усман вызвал на помощь войска из Дамаска, Египта и Басры под командованием Хабиба ибн Масламы, Муавии ибн Худейджа и Кааки ибн Амра. Во время пятничной молитвы Усман выступил с обращением к восставшим, однако они постоянно перебивали его и мешали ему говорить. Разгневанные сторонники Усмана, собравшиеся в мечети, выступили в защиту халифа, и между сторонами произошел первый конфликт. Противоборствующие стороны забросали друг друга камнями. Сторонники халифа решили вооружиться и дать вооруженный отпор мятежникам, однако Усман запретил им делать это. Затем халиф посетил дома Али, Тальхи и аз-Зубайра. Это был его последний выход из дома, поскольку после этого мятежники не давали ему такой возможности. Даже молитвой стал руководить один из повстанцев аль-Гафики ибн Харб аль-Кааки. Только в присутствии Али или Тальхи он уступал им это место.

Постепенно мятежники ужесточали осаду. Они запретили поставлять в дом халифа воду и продовольствие. В этих условиях друзья халифа отправили к нему на помощь своих сыновей. На защиту халифа Усмана встали Абдулла ибн Аббас, Абдулла ибн Умар, Абдулла ибн аз-Зубайр, сыновья Али аль-Хасан и аль-Хусайн, Мухаммад ибн Тальха и многие другие. Однако Усман категорически запретил им использовать оружие против мятежников.

Наконец, пришло известие о подходе к Медине войск из Сирии. Известие об этом ввергло мятежников в панику, и они решили ворваться в дом Усмана. Однако группа сподвижников, в которой находились аль-Хасан ибн Али, Абдулла ибн аз-Зубайр, Мухаммад ибн Тальха, Марван ибн Хакам, Саид ибн аль-Ас, помешали им. Тогда они устремились к другому входу и подожгли его. Ворвавшись в дом, аль-Гафики ибн Харб аль-Кааки нанес халифу Усману удар по голове и убил его. В его убийстве участвовали также Судан ибн Хамран и Кинана ибн Бишр ибн Утаб. Одному из охранников Усмана удалось убить Судана ибн Хамрана, однако сам он тоже был убит. Затем мятежники подожгли дом Усмана. Это произошло 18 Зульхиджа 35 года хиджры. Халифу Усману тогда было 82 года.

Осман был одним из первых приверженцев основателя ислама, Мухаммеда, хотя принадлежал к тому самому роду Омейядов , из-за происков которого пророку в 622 году пришлось бежать из Мекки. После этого бегства (хиджры ) Омейяды возглавляли борьбу языческой Мекки против мусульманской Медины, однако позднее согласились добровольно покориться человеку, некогда ими же изгнанному из родного города.

Избрание халифом Османа после убийства Омара (644 г.) было во многих отношениях неудачно. Осман стал расточать государственные доходы в пользу своих друзей и родственников и покровительствовать им в ущерб самым достойным людям. Своими действиями он с самого начала оттолкнул от себя двоюродного брата и зятя Мухамедда – Али , а также Тальху и Зубайра , которые пользовались огромным влиянием, как старейшие сподвижники Мухаммеда и самые богатые лица в Медине. Осман был кроме того очень горд и оскорблял всех верующих, обходясь с ними как повелитель, что было для них особенно чувствительно после притворной простоты первого халифа Абу Бакра и истинного смирения второго халифа – Омара. Вскоре повсюду обнаружились неудовольствие и волнения. Недовольные публично упрекали третьего халифа в мечети, а это еще более возбуждало Османа к насилиям.

Одна из древнейших копий Корана, составленная предположительно при халифе Османе

Волнения эти, впрочем, не мешали арабам продолжать завоевания. Родственник Османа, Омейяд Муавия , сын Абу Суфьяна, бывший еще при Омаре наместником Сирии, завоевал у греков некоторые малоазийские города и принудил остров Кипр, хотя и ненадолго, платить дань арабам. Мусульмане распространили свое господство и религию по берегам Каспийского и Черного морей; но зато, вследствие внутренних беспокойств, они едва не лишились покоренных ими стран в Северной Африке. Впоследствии они, однако, не только удержали за собою эти земли, но и распространили свое господство еще далее. Сделавшись халифом, Осман вызвал из Египта завоевателя и наместника этой страны, Амра ибн аль-Аса , и назначил на его место своего молочного брата, Абдаллаха. Когда вскоре после того греки путём неожиданной диверсии завладели Александрией, Осман был вынужден снова послать Амра в Египет; но едва он изгнал их из Египта, как был снова отозван, а на его место опять назначен Абдаллах, который, впрочем, оказался достойным этого назначения. Он распространил границы государства в северной Африке (648), завоевал часть земель на границе Ливии и Туниса, чьи коренные жители, кочевые берберы, занимавшиеся разбоем, еще прежде находились в тесных сношениях с мусульманами. Берберы, к потомкам которых принадлежат известные в наше время кабилы, были тем самым народом, который под именами нумидийцев или мавританцев так часто упоминается в римской истории. По своему образу жизни и нравам берберы имели большое сходство с аравийскими бедуинами, и так же как последние ненавидели все народы, жившие в городах и в постоянных жилищах. Эти общие черты национального характера способствовали их сближению с арабами. Когда в правление Омара Амр, идя с войском в Барку, пришел в первый раз в столкновение с некоторыми племенами берберов, они прислали к нему послов; которых он велел отправить к халифу в Аравию. Омар и его приближенные поняли всю важность союза с берберами для распространения границ государства. Они ласково приняли послов, и, применив к ним одно изречение пророка, заставили арабов считать их за давно обещанных союзников и своих единоплеменников. Когда эти послы, отвечая на вопрос Омара, сказали, что они пастухи и ненавидят оседлую жизнь, он воскликнул, что понимает теперь слова пророка, которыми он утешал его во время скорби о медленном распространении ислама: «Не плачь, Омар, Бог дарует нам наконец союзников в одном из африканских народов, у которого нет ни городов, ни постоянных жилищ, ни рынков». Вероятно, арабы видели в потомках нумидийцев единоплеменников одного из известных им народов, жившего у Красного моря и походившего на берберов своим именем и нравами, а потому и смешали их имена. По крайней мере, наименование берберов появляется в Африке только со времени завоевания её арабами. Впоследствии, союз с берберами проложил мусульманам путь до самого Атлантического океана.

Границы халифата к моменту смерти Османа (656)

Недовольство против Османа продолжало постоянно возрастать, и наконец привело к открытому восстанию. Предводители недовольных собрались из различных провинций в Медину, чтобы принудить халифа к перемене системы управления. Их прибытие поставило Османа в чрезвычайно затруднительное положение; он всеми силами старался успокоить их, но сумел достичь этого только при посредничестве Али. Осман изъявил раскаяние и обещал исполнить все, что от него требовали, однако тотчас после отъезда предводителей недовольных отменил все распоряжения, сделанные по их требованию. Тогда вожди оппозиции, возглавляемые сыном бывшего халифа Абу Бакра, Мухаммедом, вернулись в Медину, но на этот раз уже в сопровождении более тысячи самых энергичных революционеров. Проникнув в город, они напали в мечети на халифа и его приверженцев, нанесли ему множество ран. Ошеломленный ударом камня Осман был унесен без чувств домой. После того революционеры несколько недель сряду осаждали халифа в его жилище, поначалу не решаясь убить его. Наконец, быть может, из опасения, что наместник Сирии и член того же рода Омейядов Муавия явится с войском на его защиту, заговорщики подожгли жилище халифа Османа, ворвались туда через соседний дом, и убили 82-летнего старика (656 г.).

Недовольные провозгласили халифом двоюродного брата пророка Мухаммеда Али. Али формально не был соучастником убийства предшественника, но, по многим признакам, не хотел и препятствовать ему, хотя мог бы это сделать, благодаря своему влиянию, когда Осман три недели осаждался в своем доме.