Валентин гафт пролил свет на информацию о резком ухудшении самочувствия. Жена Гафта Ольга Остроумова. Валентин Иосифович Гафт: биография, личная жизнь, творчество Работы последних лет

Валентин Гафт - яркий и неординарный актер, талантливый поэт, родился в Москве 02.09.1935 года.

Детство

Ему повезло появиться на свет в обеспеченной семье. Отец работал прокурором, мать была домохозяйкой. Она не имела хорошего образования, но была женщиной достаточно эрудированной, много читала, очень увлекалась театром, могла поддержать разговор практически на любую тему.

Домашним хозяйством в семья Гафтов занималась приходящая домработница. Мать же все свое внимание могла сосредоточить на сыне и муже. Она считала себя совершенно счастливой женщиной, так как, выросшая в многодетной деревенской семье, она имела свой собственный дом, жила в комфорте и достатке.

Но своих корней мать не стыдилась. Более того, они с маленьким Валей часто ездили погостить в деревню, где дед работал извозчиком. Мальчику там нравилось. Это было словно путешествие в другой мир, где пахло скошенной травой и сеном, а животные доверчиво подставляли спинки и лизали ему руки.

В детстве

Но вот началась война, и добрая сказка сменилась страшной. Отец и двоюродный брат, которому уже исполнилось целых 19, с первых же дней ушли на фронт. А они с матерью остались в Москве. На всю жизнь запомнил Валентин сырой запах бомбоубежища и всепоглощающий страх от ночных налетов.

В 1944 отец, весь израненный, снова оказался в Москве, к величайшей радости жены и сына. Он еще долго лежал в госпитале, потихоньку оправляясь от полученных ран. Война откатывалась все дальше. И вот наконец-то голос Левитана объявил, что все закончилось, и снова наступило мирное время.

Жизнь постепенно налаживалась. Валентин ходил в кино, слушал с друзьями патефонные пластинки и летом гонял во дворе в футбол. Он легко увлекался, но так же быстро остывал. В подростковом возрасте он вдруг захотел стать пианистом. Но, пока они с мамой выбирали подходящий инструмент, Валик успел перегореть этой идеей.

К учебе у него тоже не было особого интереса. А поскольку родители воспитывали единственного сына без особой строгости, в старших классах он нахватал столько плохих оценок, что о поступлении в престижный вуз можно было и не мечтать. Вот тогда у Гафта и появилась впервые идея стать артистом.

Будучи фанатом кино и очень далеким от театрального мира, он представлял себе работу актера самой легкой, какая только может быть. Вышел на сцену, сказал несколько фраз - и все. Но, прослышав от приятелей, что конкурсы в театральные могут доходить до 30 человек на место, он решил перестраховаться и записался в школьную самодеятельность.

Надо отметить, что в те годы мальчиков и девочек учили отдельно. Так что спектакли выглядели порой очень забавно, поскольку парням приходилось играть и женские роли тоже. Например, самому Гафту как-то досталась роль невесты в постановке «Предложение» по Чехову.

Карьера

Вздохнув с огромным облегчением по поводу того, что долгожданный аттестат наконец-то оказался в его руках, Гафт сразу же отнес документы в школу-студию МХАТ. Сам не осознав как, он одолел первый тур конкурса. Но о том, что ему придется в лицах читать басню, Гафт думал просто с ужасом. Он вспоминает, как набрался смелости и попросил о помощи встретившегося ему в коридорах училища Сергея Столярова. И тот не отказался ему помочь. Так Гафт все-таки стал студентом.

С первых же дней он сдружился со старшекурсниками Михаилом Козаковым и Игорем Квашей, которые здорово помогали советами на первых порах. Но какие-то внутренние комплексы долгое время мешали ему полностью раскрыться. Он страшно робел, когда видел рядом с собой живых кумиров. И, впервые попав на съемочную площадку, он так растерялся, что так и не смог произнести нужные слова.

Поначалу театральная карьера Гафта складывалась очень трудно. Попав по распределению в театр Моссовета, он очень быстро вылетел оттуда, не понравившись руководству. Затем была попытка дебютировать на сцене Театра Сатиры. Но и она обернулась полным провалом. Он перепутал актрис, завалил декорации и был одним сплошным недоразумением.

Сменив за несколько лет еще три труппы, Гафт волею судьбы оказался в театре Ленинского Комсомола, куда его принял лично великий режиссер Анатолий Эфрос. Именно он разглядел огромный потенциал молодого актера и помог ему полностью раскрыть свой талант и избавиться от комплексов.

А в 1969 его, уже блестящего и востребованного актера, переманил к себе в Современник Олег Ефремов. Не последнюю роль в этом переходе сыграло и то, что там уже давно работали его друзья-сокурсники Игорь Кваша и , ставшая к тому времени режиссером. Она давала Гафту интересные и яркие роли, еще больше раскрывая его талант.

Карьера в кино, начавшаяся с полного провала, тоже складывалась довольно сложно. Хотя, начиная с 1965 года, его регулярно приглашали сниматься, роли ему доставались обычно совсем незначительные, так что зрители долгое время не могли запомнить его даже в лицо.

Первым ярким выходом на экран стала комедийная роль дворецкого в гениальной ленте «Здравствуйте, я ваша тетя!». В том же году он дебютировал в главной, сыграв Лопатина в фильме на производственную тематику «Из записок Лопатина». После этого режиссеры начали относиться к артисту по другому, и на него даже обратил внимание гений советской комедии Эльдар Рязанов.

Именно Рязанов оценил многогранность и тонкое чувство юмора Гафта. Их первой совместной работой стал фильм «Гараж», где Валентин сыграл председателя гаражного кооператива. Умело подобранная плеяда звездных актеров сделала фильм с довольно посредственным сценарием классикой советского кинематографа. А Гафта, наконец-то узнали и полюбили зрители.

В 1980 Гафт получает новое предложения от Рязанова, которое принимает с огромным удовольствием. Ему достается роль командира гусарского полка в музыкальной комедии «О бедном гусаре замолчите слово». Таким образом актер постепенно переходит в разряд узнаваемых и востребованных.

Закрепил успех еще один музыкальный фильм «Чародеи», снятый по роману братьев Стругацких, где Гафту достается одна из главных ролей - заместителя директора Сатанеева. Всего же в фильмографии артиста на сегодняшний день уже около сотни больших и маленьких работ.

Личная жизнь

Первой любовью будущего артиста, в которой он тогда так и не признался, стала соседская девочка Дина. Уже тогда, в юные годы, он понял, что состояние влюбленности вдохновляет, окрыляет, рождает желание быть лучшим и совершать подвиги. Возможно, поэтому ему было трудно оставаться долгое время с одной женщиной.

Но первыми серьезными отношениями стал роман с манекенщицей Аленой Изоргиной, которая вскоре стала его женой. Бытовые условия были просто ужасными. Они жили вместе с матерью Алены в тесной полутемной квартирке на первом этаже. Алена безумно любила животных и постоянно тащила их в дом. Поэтому соседями Гафта по квартире были также кошки, собаки, голуби, и, конечно же, клопы и тараканы.

При этом Алена регулярно выезжала за границу, а Гафт все больше времени проводил в театра и на съемках. Оба они периодически имели увлечения на стороне. Брак продержался ровно до тех пор, пока Алена не встретила свою новую любовь - известного киноведа Даля Орлова. Она попросила развод и Гафт не стал мешать ее счастью.

Второй женой Гафта стала очень красивая и обеспеченная женщина Инна Елисеева, дочь сталинского лауреата. Она могла себе позволить вполне роскошно жить на отцовские деньги, нигде не работая, и раскатывала по Москве на собственных «Жигулях». Но тесть с самого начала принял Валентина в штыки, и даже когда у супругов родилась дочь, его отношение не изменилось. Он считал Гафта бездельником, который не может прокормить семью. В один прекрасный день ему это надоело, и он ушел навсегда.

С дочерью Гафт продолжал поддерживать отношения, но она покончила с собой в 2002 году, будучи еще совсем молодой. Смерти девушки предшествовало неудачное поступление в театральное. Она мечтала тоже стать актрисой, но не обладала для этого достаточным талантом. Не помогло даже то, что с ней занимался отец и его новая жена. Последней каплей стала несчастная любовь и постоянная критика со стороны матери.

Семейное счастье Валентин Гафт обрел только в зрелом возрасте, когда его третьей супругой стала Ольга Остроумова. Впервые судьба свела их на съемках комедии Рязанова «Гараж», но тогда артист лишь только отметил для себя ее утонченную красоту и женственность. Ольга была замужем, и сам Гафт тоже не свободен.

С женой Ольгой

Но много лет спустя во время просмотра одной из телепередач, он понял, что Ольга осталась одна. С тех пор он начал искать с ней встреч и даже сам организовал одну из них. Но, будучи оба разочарованы предыдущими отношениями, они с опаской относились к новым. Поэтому расписались только через несколько лет после начала их романа.

Совместных детей у них нет, но у Ольги есть сын и дочь, к которым Валентин очень тепло относится. Под влиянием Ольги он крестился и даже начал периодически ходить в церковь. Сегодня артист говорит, что он совершенно счастлив. Он состоялся в профессии, у него есть любимая жена, прекрасные дети и внуки. В свободное время пишет стихи и эпиграммы.

Валентин Иосифович Гафт (род. 2 сентября 1935 года, Москва) - советский и российский актёр театра и кино. Народный артист РСФСР (1984).

Биография

Валентин Гафт родился в Москве, в еврейской семье из Полтавской области (Прилуки). Его отец - Иосиф Рувимович Гафт (1907-1969) военюрист 3-го ранга, участник Великой Отечественной войны (с 1941 года по март 1944 года воевал на Западном фронте, награждён медалью «За боевые заслуги»), после войны работал адвокатом в юридической консультации на Ленинградском шоссе; мать, Гита Давыдовна Гафт (1908-1993), была домохозяйкой.

Ещё в школе Валентин начал участвовать в самодеятельности, играл в школьных спектаклях. Поступать в театральное училище решил тайком и подал документы сразу в Щукинское училище и в Школу-студию МХАТ. Случайно, за два дня до экзаменов, Гафт встретил на улице знаменитого актёра Сергея Столярова и попросил «прослушать» его. Столяров удивился, но не отказал и даже помог советами. В Щукинском училище Валентин Гафт прошёл первый тур, но не прошёл второй. Однако в школу-студию МХАТ он поступил с первой попытки, сдав экзамен на «отлично».

В 1957 году окончил Школу-студию МХАТ (мастерская В. О. Топоркова), дебютировал на сцене Театра имени Моссовета (с рекомендациями от Д. Н. Журавлёва). Через некоторое время перешёл в Московский драматический театр (ныне Театр на Малой Бронной). Настоящие работы начали получаться только у А. В. Эфроса в Театре имени Ленинского комсомола (ныне «Ленком»). С 1969 года - актёр театра «Современник».

Дебютировал в кино в 1956 году в фильме «Убийство на улице Данте» (в роли одного из эпизодических персонажей - убийцы). Пользовался большой популярностью в ролях «кинозлодеев», обладая ярко выраженной отрицательной харизмой. Многим запомнился яркими ролями в остросоциальных картинах Эльдара Рязанова «Гараж» и «О бедном гусаре замолвите слово…»

Жена - актриса Ольга Остроумова (с 1996), под влиянием которой крестился в православие.

Взгляды

Валентин Гафт неоднократно выступал в защиту животных: за принятие закона против жестокого обращения, введение поста Уполномоченного по правам животных, прекращение преследования ветеринаров за использование наркоза. В 2000 году был среди деятелей культуры, осудивших возвращение к советскому гимну на музыку Александрова.

В 2015 году Министерство культуры Украины включило Гафта в так называемый «белый список» артистов, которые «поддерживают территориальную целостность и суверенитет страны». Актёр связал этот факт с публикацией в сети от его имени стихотворений с критикой в адрес российских властей, авторство которых он опроверг. Позже в интервью Валентин Гафт назвал себя «путинцем». Он заявил, что доверяет российскому телевидению и государству, считает передачу Крыма Украине несправедливой и возлагает ответственность за войну в Донбассе на Киев. После этого артист был включён в перечень лиц, создающих угрозу национальной безопасности Украины. По мнению Гафта, это сделано из-за его любви к своей стране и своему президенту, так как он не считает украинцев врагами.

Награды

  • Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (2 сентября 2010) - за большой вклад в развитие отечественного театрального искусства и многолетнюю творческую деятельность
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (2 сентября 2005) - за большой вклад в развитие театрального искусства и многолетнюю творческую деятельность
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (15 февраля 2016) - за большой вклад в развитие отечественной культуры и многолетнюю плодотворную деятельность
  • Орден Дружбы (11 августа 1995) - за заслуги перед государством и успехи, достигнутые в труде, большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между народами
  • Заслуженный артист РСФСР (2 февраля 1978)
  • Народный артист РСФСР (22 июня 1984)
  • 1995 - Лауреат Царскосельской художественной премии
  • 1995 - Лауреат театральной премии имени И. М. Смоктуновского (первый лауреат премии)
  • 2007 - Лауреат международной театральной премии имени К. С. Станиславского в номинации «за вклад в развитии актёрского искусства России»
  • 2009 - Лауреат Премии «Звезда Театрала» в номинации «Лучшее соло»
  • 2011 - Лауреат Российской национальной актёрской премии имени Андрея Миронова «Фигаро» .
  • 2012 - Лауреат премии «Золотой орёл» в номинации «За вклад в отечественный кинематограф»
  • 2012 - Лауреат премии «Хрустальная Турандот» в номинации «За долголетнее и доблестное служение театру»
  • 2015 - Памятная золотая медаль Сергея Михалкова (Российский фонд культуры)

Валентин Иосифович Гафт. Родился 2 сентября 1935 года в Москве. Советский и российский актёр театра и кино. Народный артист РСФСР (1984).

Валентин Гафт родился 2 сентября 1935 года в Москве, в еврейской семье выходцев из Полтавской губернии (Прилуки).

Отец - Иосиф Рувимович Гафт (1907-1969), участник Великой Отечественной войны, работал адвокатом в Юридической консультации на Ленинградском проспекте.

Мать - Гита Давыдовна Гафт (1908-1993), была домохозяйкой.

Ещё в школе Валентин начал участвовать в самодеятельности, играл в школьных спектаклях. Поступать в театральное училище решил тайком и подал документы сразу в Щукинское училище и в Школу-студию МХАТ. Случайно, за два дня до экзаменов, Гафт встретил на улице знаменитого актёра Сергея Столярова и попросил «прослушать» его. Столяров хотя и удивился, но не отказал и даже помог советами.

В Щукинском училище Валентин Гафт прошёл первый тур, но не прошёл второй. Однако в школу-студию МХАТ он поступил с первой попытки, сдав экзамен на «отлично».

В 1957 году окончил Школу-студию МХАТ, мастерская В. О. Топоркова. Дебютировал на сцене Театра имени Моссовета, получив рекомендации от Д. Н. Журавлёва, среди его работ: Второй сыщик (ввод) - «Лиззи Мак Кей» по пьесе Ж.-П. Сартра «Добродетельная шлюха»; «Король Лир» Уильяма Шекспира; Сын - «Корнелия» по пьесе М. Чорчолини; Зайчик - «Выгодный жених» по пьесе братьев Тур.

В 1958 году играл на сцене Театра Сатиры: Учёный - «Тень» по одноимённой пьесе Е. Шварца.

Далее служил в Московском драматическом театре, играл в спектаклях: «Бесплодные усилия любви»; «Третья голова» по пьесе Марселя Эме; Том - «Барба» по пьесе Я. Масевича; Гога - «Аргонавты» по пьесе Ю. Эдлиса; «Жив человек» В. Е. Максимова; «Визит дамы» Ф. Дюрренматта.

В 1965-1966 годах - актер Театра им. Ленинского комсомола: Евдокимов (ввод) - «104 страницы про любовь» по пьесе Э. Радзинского; Маркиз д’Орсиньи - «Мольер» по пьесе М. Булгакова.

Через некоторое время перешёл в Театр на Малой Бронной, среди его работ: Солёный Василий Васильевич, штабс-капитан - «Три сестры» по пьесе А. П. Чехова; Колобашкин - «Обольститель Колобашкин» по пьесе Э. Радзинского.

С 1969 года - актёр театра «Современник».

Работы Валентина Гафта в театре «Современник»:

1970 - Адуев-старший (ввод на роль М. Козакова) - «Обыкновенная история», инсценировка В. Розова по роману И. А. Гончарова, режиссёр Галина Волчек;
1970 - Стеклов-Нахамкес (ввод на роль М. Козакова) - «Большевики», по пьесе М. Шатрова, режиссёры Олег Ефремов, Галина Волчек;
1971 - Мартин - «Свой остров», по пьесе Р. Каугвера, режиссёр Галина Волчек;
1971 - Гусев - «Валентин и Валентина», по пьесе М. Рощина, режиссёр Валерий Фокин;
1973 - Глумов - «Балалайкин и К°», пьеса С. В. Михалкова по роману М. Е. Салтыков-Щедрина «Современная идиллия», режиссёр Георгий Товстоногов;
1973 - Жгенти - «Погода на завтра», по пьесе М. Шатрова, режиссёры Галина Волчек, И. Райхельгауз, Валерий Фокин;
1974 - Лопатин - «Из записок Лопатина», по пьесе К. Симонова, режиссёр И. Райхельгауз (существует ТВ версия спектакля);
1976 - Фирс - «Вишнёвый сад», по одноимённой пьесе А. П. Чехова, режиссёр Галина Волчек;
1977 - Кухаренко - «Обратная связь», по пьесе А. Гельмана, режиссёры Галина Волчек, М. Али-Хусейн;
1978 - Генрих IV - «Генрих IV», по пьесе Л.Пиранделло, режиссёр Лилия Толмачёва;
1980 - Горелов - «Спешите делать добро», по пьесе М. Рощина, режиссёр Галина Волчек;
1981 - Людовик XIV - «Кабала святош», по пьесе М. Булгакова, режиссёр Игорь Кваша;
1982 - Вершинин - «Три сестры», по пьесе А. П. Чехова, режиссёр Галина Волчек;
1983 - Городничий - «Ревизор», по пьесе Н. В. Гоголя, режиссёр Валерий Фокин;
1984 - Джордж - «Кто боится Вирджинии Вульф?», по пьесе Э. Олби, режиссёр Валерий Фокин (существует ТВ-версия спектакля 1992 года);
1986 - «Дилетанты» - авторский вечер артистов театра;
1988 - Бостон - «Плаха», по роману Ч. Айтматова, режиссёр Галина Волчек;
1989 - Рахлин - «Кот домашний средней пушистости», по пьесе В. Войновича и Г. Горина, режиссёр Игорь Кваша;
1992 - Лейзер - «Трудные люди», по пьесе Й. Бар-Йосефа, режиссёр Галина Волчек;
1992 - Миранда - «Смерть и дева», по пьесе А. Дорфмана, режиссёр Галина Волчек;
1994 - Хиггинс - «Пигмалион», по пьесе Б. Шоу, режиссёр Галина Волчек;
1998 - Кукин - «Аккомпаниатор», по пьесе А. Галина, режиссёр Александр Галин;
2000 - Валентин - «Уйди-уйди», по пьесе Н. Коляды, режиссёр Николай Коляда;
2001 - Глумов - «Балалайкин и К°», пьеса С. В. Михалкова по роману М. Е. Салтыков-Щедрина «Современная идиллия» (2-я редакция), режиссёры В. Гафт, Игорь Кваша, Александр Назаров;
2007 - Он - «Заяц love story», по пьесе Н. Коляды, режиссёр Галина Волчек;
2009 - Сталин - «Сон Гафта, пересказанный Виктюком», по пьесе В. Гафта, режиссёр Роман Виктюк;
2013 - Веллер Мартин - «Игра в джин», по пьесе Дональда Л. Кобурна, режиссёр Галина Волчек.

В 2001 году на сцене «Современника» состоялся режиссёрский дебют Гафта. Вместе с И. Квашой и А. Назаровым он возобновил спектакль «Балалайкин и Ко», по роману М. Салтыкова-Щедрина, где вновь, как и четверть века назад, выступил в роли Глумова.

В кино дебютировал в 1956 году в фильме «Убийство на улице Данте» (в роли одного из эпизодических убийц).

Успех пришел к Валентину Гафту благодаря сотрудничеству с режиссёром . Актера называли одним из самых любимых артистов Рязанова. В 1979 году на экраны вышла комедия «Гараж», в которой Гафт сыграл председателя гаражно-строительного кооператива Сидоркина, а фразы его героя ушли в народ.

Валентин Гафт в фильме "Гараж"

В 1980 году вышел рязановский водевиль «О бедном гусаре замолвите слово», где Валентин Иосифович играл полковника Покровского.

Валентин Гафт в фильме "О бедном гусаре замолвите слово"

В 1987 появляется замечательная мелодрама-комедия «Забытая мелодия для флейты», где Гафт блестяще изобразил чиновника Одинкова. В начале 1990-х зрители увидели Валентина Иосифовича президентом бомжей-интеллигентов в ленте-притче «Небеса обетованные». В конце 1990-х актёр сыграл генерала в трагикомедии Рязанова «Старые клячи».

Валентин Гафт в фильме "Небеса обетованные"

Среди других заметных работ - рольлакея Брассета в комедии Титова «Здравствуйте, я ваша тетя!», Аполлона Митрофановича Сатанеева в комедии «Чародеи», в новогодней сказке «Сирота казанская» Владимира Машкова, в ленте Петра Тодоровского «Анкор, ещё анкор!», где он сыграл полковника Виноградова.

Валентин Гафт в фильме "Анкор, ещё анкор!"

Валентин Гафт - мастер эпиграммы.

Автоэпиграмма Гафта:

Гафт очень многих изметелил
И в эпиграммах съел живьём.
Набил он руку в этом деле,
А остальное мы набьём.

Эпиграммы про Валентина Гафта:

У Гафта нет ума ни грамма,
Он весь ушёл на эпиграммы. (Михаил Рощин )


Гафт - не прибор и не фигура,
Не городок в глухой тайге.
Гафт - это аббревиатура:
Короче, что-то, что на Гэ... (Михаил Рощин )

На Гафта? Эпиграмму?
Ну уж нет!
Ведь от него же никуда не скроешься.
А Гафт, хоть он актёр, а не поэт,
Так припечатает, что не отмоешься... (Александр Иванов )

Общественно-политическая позиция Валентина Гафта

В январе 2010 года Валентин Гафт вошёл в состав группы известных российских деятелей культуры, среди которых были также Елена Камбурова, Сергей Юрский, Инна Чурикова и Андрей Макаревич, которая обратилась к властям с предложением о введении поста уполномоченного по правам животных.

В 2015 году Министерство культуры Украины включило Гафта в так называемый «белый список» артистов, которые «поддерживают территориальную целостность и суверенитет страны». Актёр связал этот факт с публикацией в сети от его имени стихотворений с критикой в адрес российских властей, авторство которых он опроверг. Позже в интервью Валентин Гафт назвал себя «путинцем». Он заявил, что доверяет российскому телевидению и государству, считает передачу Крыма Украине несправедливой и возлагает ответственность за войну в Донбассе на Киев. После этого артист был включён в перечень лиц, создающих угрозу национальной безопасности Украины.

«Просто обидно и противно, потому что это не способ борьбы. Украине надо быть умнее, не запрещать картины, кто бы их ни делал. Они нашли там что-то такое, что им стыдно, какую-то правду про себя», - заявил в ответ Гафт.

Валентин Гафт в программе "Временно доступен"

Рост Валентина Гафта: 187 сантиметров.

Личная жизнь Валентина Гафта:

Трижды был женат.

Первая жена - манекенщица и артистка Елена Изоргина. Брак быстро распался - Изоргина влюбилась в киноведа Даля Орлова.

Вторая жена – балерина Инна Елисеева. По словам артиста, в браке с ним Инна была домохозяйкой, ее родители принадлежали к партийной элите. С Елисеевой Гафт развелся в начале 1980-х. У них родилась его единственная дочь Ольга - она покончила жизнь самоубийством в 2002 году, что было огромным потрясением для актера.

Третья жена - актриса . Познакомились еще на съёмках рязановской комедии «Гараж», но отношения начались значительно позже. В браке с 1996 года. Валентин Гафт с 10-летнего возраста воспитывал сына актрисы от предыдущего брака Михаила. Под влиянием жены крестился в православие.

Валентин Гафт и Ольга Остроумова

У актера есть внебрачный сын Вадим. Впервые он увиделся с ним в ток-шоу на Первом канале в октябре 2014 года. Родила его московская художница Елена Никитина. Они познакомились, когда он еще не был суперзвездой на одном из театральных вечеров. Понравились друг другу, начали встречаться. Но когда Елена забеременела, Гафт ушел и пропал из ее жизни. А через три года они случайно встретились на улице. Елена сказала, что родила сына, которого назвала Вадимом. Валентин Иосифович попросил фотографию мальчика, спрятал ее во внутренний карман пиджака... А через год Елена с маленьким сыном и мамой улетели в Бразилию, где обосновалась ее сестра, вышедшая замуж за иностранца.

Вадим, который пошел по стопам Гафта и работает в бразильском театре актером. Тогда же Вадим рассказал, что у Гафта есть внук Валентин, который родился с ним в один день.

Валентин Гафт сейчас

Фильмография Валентина Гафта:

1956 - Убийство на улице Данте - Руже
1958 - Олеко Дундич - сербский солдат
1960 - Русский сувенир - Клод Жерар, французский композитор
1960 - Нормандия-Неман - Милле
1961 - Подводная лодка - Джим Темпл
1965 - Мы, русский народ - Боер
1966 - Два года над пропастью - офицер в ресторане
1967 - Первый курьер - жандармский офицер
1968 - Интервенция - Длинный, французский солдат
1968 - Новенькая - Константин Фёдорович, тренер сборной
1968 - Калиф-аист - Кашнур, волшебник
1969 - Жди меня, Анна - клоун
1969 - Семейное счастье (киноальманах, новелла «Мститель») - приказчик в магазине оружия
1970 - Удивительный мальчик - доктор Капа
1970 - Дорога на Рюбецаль - Апанасенко
1970 - О любви - Николай Николаевич, муж Веры
1971 - Ночь на 14-й параллели - Дмитрий Степанов
1971 - Разрешите взлёт! - Азанчеев
1971 - Человек с другой стороны - Андрей Извольский
1971 - Заговор - Кейси
1973 - Семнадцать мгновений весны - Геверниц, сотрудник Даллеса
1973 - Цемент - Дмитрий Ивагин
1974 - Таня - Герман Николаевич Балашов
1974 - Жребий - Иннокентий Жильцов
1974 - Иван да Марья - казначей
1974 - Москва, любовь моя - балетмейстер
1974 - Чудо с косичками - собеседник
1975 - Ольга Сергеевна - Троянкин
1975 - Здравствуйте, я ваша тётя! - Брассет, дворецкий
1975 - На всю оставшуюся жизнь - Крамин, парализованный младший лейтенант
1975 - Из записок Лопатина - Лопатин
1976 - Бешеное золото - Гораций Логан
1976 - Дневной поезд - Игорь
1976 - Повесть о неизвестном актёре - Роман Семёнович Знаменский, режиссёр
1977 - Девочка, хочешь сниматься в кино? - Павел, режиссёр
1977 - Почти смешная история - попутчик в поезде, снабженец
1977 - Схватка в пурге - грабитель-рецидивист Чужак
1978 - Кентавры - Андрес, заговорщик
1978 - Короли и капуста - Фрэнк Гудвин, «Малыш»
1978 - Игроки - Степан Иванович Утешительный
1979 - Гараж - Валентин Михайлович Сидорин, председатель правления гаражного кооператива, ветеринар
1979 - Мужчины и женщины - Георгий
1979 - Сегодня и завтра - Рассолов
1979 - Утренний обход - Алик
1979 - Циркачонок - Жорж
1980 - О бедном гусаре замолвите слово - полковник Иван Антонович Покровский, командир кавалерийского полка
1980 - Чёрная курица, или Подземные жители - Дефорж, учитель французского / Король
1980 - Три года - Ярцев
1982 - Если враг не сдаётся... - Штеммерманн, немецкий генерал
1982 - Похождения графа Невзорова - текст от автора за кадром
1982 - Суббота и воскресенье (к/м) - психолог
1982 - Таможня - Владимир Николаевич Никитин, начальник группы досмотра
1982 - - Аполлон Митрофанович Сатанеев, заместитель директора института НУИНУ
1983 - Гонки по вертикали - Лёха Дедушкин, вор-рецидивист по кличке «Батон»
1984 - Восемь дней надежды - Игорь Артемьевич Белоконь, директор шахты
1985 - Контракт века - Смит, агент ЦРУ
1985 - Про кота... - Людоед
1986 - Год телёнка - Валериан Сергеевич
1986 - Мой нежно любимый детектив - Лестер, инспектор
1986 - По главной улице с оркестром - Константин Михайлович Виноградов, музыкальный аранжировщик
1986 - Фуэте - Поэт
1987 - Забытая мелодия для флейты - Одиноков
1987 - Путешествие мсье Перришона - майор Матье
1987 - Визит к Минотавру - Павел Петрович Иконников, сотрудник серпентария
1987 - Время летать - Виктор
1987 - Жизнь Клима Самгина - Валерий Николаевич Трифонов, офицер-пьяница
1988 - Воры в законе - «авторитет» Артур
1988 - Аэлита, не приставай к мужчинам - Василий Иванович Скамейкин
1988 - Дорогое удовольствие - Вильям Тер-Иванов
1989 - Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным - Лаврентий Павлович Берия
1989 - Визит дамы - Альфред Илл, разорившийся лавочник
1990 - Самоубийца - конферансье
1990 - Футболист - Норов
1991 - Небеса обетованные - Дмитрий Логинов, предводитель нищих бомжей по прозвищу «Президент»
1991 - Затерянный в Сибири - Лаврентий Павлович Берия
1991 - Ночные забавы - Михаил Фёдорович Езепов, любовник Анны, начальник Силина
1991 - Террористка - Виктор
1992 - Анкор, ещё анкор! - Фёдор Васильевич Виноградов, полковник
1993 - Хочу в Америку - Эпштейн
1994 - Мастер и Маргарита - Воланд
1994 - Я свободен, я ничей - Чесноков
1996 - Карьера Артуро Уи. Новая версия - Актёр
1997 - Сирота казанская - Павел Оттович Брумель, фокусник
1999 - Небо в алмазах - заместитель министра
2000 - Старые клячи - Дубовицкий, генерал
2000 - Дом для богатых - Роман Петрович
2000 - Нежный возраст - Саледон-старший
2001 - Часы без стрелок
2002 - По ту сторону волков - Игорь Алексеевич Голощёков, врач
2003 - Дни ангела - Виктор Зуев
2003 - Каждый взойдёт на Голгофу - дядя Саша
2004 - Снежная любовь, или Сон в зимнюю ночь - Олег Константинович, вице-дедушка
2004 - Всё начинается с любви
2005 - Девять неизвестных - Виктор Севидов, миллиардер
2005 - Лебединый рай - Гришин
2005 - Мастер и Маргарита - первосвященник Каифа; человек во френче
2006 - Карнавальная ночь 2, или 50 лет спустя - Борис Глебович Перловский, политтехнолог
2007 - 12 - 4-й присяжный
2007 - Ленинград - режиссёр театра
2009 - Осенние цветы - Альфред
2009 - Притяжение - Александр Николаевич
2009 - Книга мастеров - волшебное зеркало
2010 - Утомлённые солнцем 2: Предстояние - еврей, заключённый Пимен
2010 - Семейный дом - Василий Петрович Швец, сосед Соколовых
2011 - Морпехи - Лазарь Семёнович Гольдман, врач-гинеколог
2011 - Жизнь и приключения Мишки Япончика - Мендель Герш
2013 - Студия 17 - Андрей Иванович Дорохов советский режиссёр
2013 - Ёлки 3 - Николай Петрович, одинокий пенсионер
2013 - Путь лидера. Огненная река. Железная гора - Аркадий Иосифович Преображенский
2014 - История одной старушки - Гавриил Моисеевич Фишман
2014 - Разрывая замкнутый круг - Аркадий Иосифович Преображенский, профессор Карагандинского университета
2015 - Млечный путь

Озвучивание мультфильмов Валентином Гафтом:

1973 - Как кошка с собакой
1977 - Праздник непослушания
1978 - Почтарская сказка
1981 - Пёс в сапогах - Благородный
1982 - Рождение Геракла
1987 - Волшебные колокольчики - Король
1987 - Белая цапля
2008 - Новые приключения Бабки Ёжки - Ворон
2012 - От винта - Бывалый - штурмовик Ил-2

Литературное творчество Валентина Гафта:

Стих и эпиграмма (1989)
Валентин Гафт (1996, совместно с художником Н. Сафроновым)
Я постепенно познаю (1997)
Жизнь - театр (1998, в соавторстве с Леонидом Филатовым)
Сад забытых воспоминаний (1999)
Стихотворения, воспоминания, эпиграммы (2000)
Тени на воде (2001)
Стихотворения. Эпиграммы (2003)
Красные фонари (2008)

На лирические стихи «Я и ты» написана песня (муз. Брендон Стоун), исполняет Сати Казанова


Валентин Иосифович Гафт (р. 2 сентября 1935, Москва) - советский и российский актёр театра и кино. Народный артист РСФСР (1984).

Валентин Иосифович Гафт
Дата рождения: 2 сентября 1935
Место рождения: Москва, СССР
Гражданство: ССС Россия
Профессия: актёр
Карьера: 1956- наст. время

Валентин Гафт родился в Москве, в еврейской семье из Полтавской губернии (Прилуки). Его отец - Иосиф Рувимович Гафт (1907-1969), участник Великой Отечественной войны, работал адвокатом в Юридической консультации на Ленинградском проспекте; мать, Гита Давыдовна Гафт (1908-1993), была домохозяйкой.

Ещё в школе Валентин начал участвовать в самодеятельности, играл в школьных спектаклях. Поступать в театральное училище решил тайком и подал документы сразу в Щукинское училище и в Школу-студию МХАТ. Случайно, за два дня до экзаменов, Гафт встретил на улице знаменитого актёра Сергея Столярова и попросил «прослушать» его. Столяров хотя и удивился, но не отказал и даже помог советами. В Щукинском училище Валентин Гафт прошёл первый тур, но не прошёл второй. Однако в школу-студию МХАТ он поступил с первой попытки, сдав экзамен на «отлично».

В 1957 году окончил Школу-студию МХАТ (мастерская В. О. Топоркова), дебютировал на сцене Театра имени Моссовета (с рекомендациями от Д. Н. Журавлёва). Через некоторое время перешёл в Театр на Малой Бронной, потом - у А. А. Гончарова в маленьком театре на Спартаковской улице. Настоящие работы начали получаться только у А. В. Эфроса в Ленкоме. С 1969 года - актёр театра «Современник».

Дебютировал в кино в 1956 году в фильме «Убийство на улице Данте» (в роли одного из эпизодических убийц). Пользовался большой популярностью в ролях «кинозлодеев», обладая ярко выраженной отрицательной харизмой. Многим запомнился яркими ролями в остросоциальных картинах Эльдара Рязанова «Гараж» и «О бедном гусаре замолвите слово…»

Супруга - актриса Ольга Остроумова (с 1996), под влиянием которой крестился в православие.
В январе 2010 года Валентин Гафт вошёл в состав группы известных российских деятелей культуры, среди которых были также Елена Камбурова, Сергей Юрский, Инна Чурикова и Андрей Макаревич, которая обратилась к властям с предложением о введении поста уполномоченного по правам животных.

Награды
Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (2 сентября 2010 г.) - за большой вклад в развитие отечественного театрального искусства и многолетнюю творческую деятельность
Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (2 сентября 2005 г.) - за большой вклад в развитие театрального искусства и многолетнюю творческую деятельность
Орден Дружбы (11 августа 1995 г.) - за заслуги перед государством и успехи, достигнутые в труде, большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между народами

Гафт на вручении премии «Хрустальная Турандот»
1984 - народный артист РСФСР.
1995 - Лауреат Царскосельской художественной премии
1995 - Лауреат театральной премии имени И. М. Смоктуновского (первый лауреат премии)
2007 - Лауреат международной театральной премии имени К. С. Станиславского в номинации «за вклад в развитии актёрского искусства России»
2009 - Лауреат Премии «Звезда Театрала» в номинации «Лучшее соло»
2011 - Лауреат Российской национальной актёрской премии имени Андрея Миронова «Фигаро» .
2012 - Лауреат премии «Золотой орёл» в номинации «За вклад в отечественный кинематограф»
2012 - Лауреат премии «Хрустальная Турандот» в номинации «За долголетнее и доблестное служение театру»

Творчество[править | править вики-текст]
Заготовка раздела
Этот раздел не завершён.
Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.
Роли в театре[править | править вики-текст]
(Неполный список)

Театр имени Моссовета (1957-1958)[править | править вики-текст]
1957 - Второй сыщик (ввод) - «Лиззи Мак Кей», по пьесе Ж.-П. Сартра «Добродетельная шлюха», режиссёр И. Анисимова-Вульф
1958 - Сын - «Корнелия», по пьесе М. Чорчолини, режиссёры Юрий Завадский и Борис Докутович
1958 - Зайчик - «Выгодный жених», по пьесе братьев Тур, режиссёр А. Шапс

1958 - Учёный - «Тень», по пьесе Е. Шварца, режиссёр Х. Локшина
Театр на Спартаковской[править | править вики-текст]
1961 - «Третья голова», по пьесе М. Эме, режиссёр А. Гончаров

1961 - Том - «Барба», по пьесе Я. Масевича, режиссёр А. Гончаров (существует радиозапись спектакля)
1962 - Гога - «Аргонавты», по пьесе Ю. Эдлиса, режиссёр А. Гончаров (существует радиозапись спектакля)
Театр им. Ленинского комсомола[править | править вики-текст]
1965 - Евдокимов (ввод) - «104 страницы про любовь», по пьесе Э. Радзинского, режиссёр Анатолий Эфрос
1966 - Маркиз д’Орсиньи - «Мольер», по пьесе М. Булгакова, режиссёр Анатолий Эфрос
Театр на Малой Бронной[править | править вики-текст]
1967 - Солёный - «Три сестры», по пьесе А. П. Чехова, режиссёр Анатолий Эфрос (запрещён)
1968 - Колобашкин - «Обольститель Колобашкин», по пьесе Э. Радзинского, режиссёр Анатолий Эфрос (запрещён)
Театр Сатиры[править | править вики-текст]
1969 - Граф Альмавива - «Безумный день, или Женитьба Фигаро», по пьесе Бомарше, режиссёр Валентин Плучек
Московский театр «Современник»[править | править вики-текст]
1970 - Адуев-старший [ввод на роль М. Козакова ] - «Обыкновенная история», инсценировка В. Розова по роману И. А. Гончарова, режиссёр Галина Волчек
1970 - Стеклов-Нахамкес [ввод на роль М. Козакова ] - «Большевики», по пьесе М. Шатрова, режиссёры Олег Ефремов, Галина Волчек
1971 - Мартин - «Свой остров», по пьесе Р. Каугвера, режиссёр Галина Волчек
1971 - Гусев - «Валентин и Валентина», по пьесе М. Рощина, режиссёр Валерий Фокин
1973 - Глумов - «Балалайкин и К°», пьеса С. В. Михалкова по роману М. Е. Салтыков-Щедрина «Современная идиллия», режиссёр Георгий Товстоногов
1973 - Жгенти - «Погода на завтра», по пьесе М. Шатрова, режиссёры Галина Волчек, И. Райхельгауз, Валерий Фокин
1974 - Лопатин - «Из записок Лопатина», по пьесе К. Симонова, режиссёр И. Райхельгауз (существует ТВ версия спектакля)
1976 - Фирс - «Вишнёвый сад», по пьесе А. П. Чехова, режиссёр Галина Волчек
1977 - Кухаренко - «Обратная связь», по пьесе А. Гельмана, режиссёры Галина Волчек, М. Али-Хусейн
1978 - Генрих IV - «Генрих IV», по пьесе Л.Пиранделло, режиссёр Лилия Толмачёва
1980 - Горелов - «Спешите делать добро», по пьесе М. Рощина, режиссёр Галина Волчек
1981 - Людовик XIV - «Кабала святош», по пьесе М. Булгакова, режиссёр Игорь Кваша
1982 - Вершинин - «Три сестры», по пьесе А. П. Чехова, режиссёр Галина Волчек
1983 - Городничий - «Ревизор», по пьесе Н. В. Гоголя, режиссёр Валерий Фокин
1984 - Джордж - «Кто боится Вирджинии Вульф?», по пьесе Э. Олби, режиссёр Валерий Фокин (существует ТВ-версия спектакля 1992 года)
1986 - «Дилетанты» - авторский вечер артистов театра
1988 - Бостон - «Плаха», по роману Ч. Айтматова, режиссёр Галина Волчек
1989 - Рахлин - «Кот домашний средней пушистости», по пьесе В. Войновича и Г. Горина, режиссёр Игорь Кваша
1992 - Лейзер - «Трудные люди», по пьесе Й. Бар-Йосефа, режиссёр Галина Волчек
1992 - Миранда - «Смерть и дева», по пьесе А. Дорфмана, режиссёр Галина Волчек
1994 - Хиггинс - «Пигмалион», по пьесе Б. Шоу, режиссёр Галина Волчек
1998 - Кукин - «Аккомпаниатор», по пьесе А. Галина, режиссёр Александр Галин
2000 - Валентин - «Уйди-уйди», по пьесе Н. Коляды, режиссёр Николай Коляда
2001 - Глумов - «Балалайкин и К°», пьеса С. В. Михалкова по роману М. Е. Салтыков-Щедрина «Современная идиллия» (2-я редакция), режиссёры В. Гафт, Игорь Кваша, Александр Назаров
2007 - Он - «Заяц love story», по пьесе Н. Коляды, режиссёр Галина Волчек
2009 - Сталин - «Сон Гафта, пересказанный Виктюком», по пьесе В. Гафта, режиссёр Роман Виктюк
Театр на Малой Бронной[править | править вики-текст]
1978 - Отелло [ввод на роль Н. Волкова] - «Отелло», по пьесе У. Шекспира, режиссёр Анатолий Эфрос
Театр имени Моссовета[править | править вики-текст]
2002 - Трусоцкий - «Муж, жена и любовник», по произведениям Ф. М. Достоевского, режиссёр Юрий Ерёмин
Антреприза[править | править вики-текст]
1998 - Игорь - «Старая дева», по пьесе Н. Птушкиной, режиссёр Борис Мильграм
2000 - Джеймс - «Коллекция Пинтера», по пьесе Г. Пинтера, режиссёр Владимир Мирзоев
Режиссёр[править | править вики-текст]
В 2001 году на сцене «Современника» состоялся режиссёрский дебют Гафта: вместе с И. Квашой и А. Назаровым он возобновил спектакль «Балалайкин и Ко», по роману М. Салтыкова-Щедрина, где вновь, как и четверть века назад, выступил в роли Глумова.
Фильмография[править | править вики-текст]
1956 - Убийство на улице Данте - Руже
1958 - Олеко Дундич - сербский солдат
1960 - Русский сувенир - Клод Жерар, французский композитор
1960 - Нормандия-Неман - Милле
1961 - Подводная лодка - Джим Темпл
1965 - Мы, русский народ - Боер
1966 - Два года над пропастью - офицер в ресторане
1967 - Первый курьер - жандармский офицер
1968 - Интервенция - Длинный, французский солдат
1968 - Новенькая - Константин Фёдорович, тренер сборной
1968 - Калиф-аист - Кашнур, волшебник
1969 - Жди меня, Анна - клоун
1969 - Семейное счастье (киноальманах, новелла «Мститель») - приказчик в магазине оружия
1970 - Удивительный мальчик - доктор Капа
1970 - Дорога на Рюбецаль - Апанасенко
1970 - О любви - Николай Николаевич, муж Веры
1971 - Ночь на 14-й параллели - Дмитрий Степанов
1971 - Разрешите взлёт! - Азанчеев
1971 - Человек с другой стороны - Андрей Извольский
1971 - Заговор - Кейси
1973 - Семнадцать мгновений весны - Геверниц, сотрудник Даллеса
1973 - Цемент - Дмитрий Ивагин
1974 - Таня - Герман Николаевич Балашов
1974 - Жребий - Иннокентий Жильцов
1974 - Иван да Марья - казначей
1974 - Москва, любовь моя - балетмейстер
1974 - Чудо с косичками - собеседник
1975 - Ольга Сергеевна - Троянкин
1975 - Здравствуйте, я ваша тётя! - Брассет, дворецкий
1975 - На всю оставшуюся жизнь - Крамин, парализованный младший лейтенант
1975 - Из записок Лопатина - Лопатин
1976 - Бешеное золото - Гораций Логан
1976 - Дневной поезд - Игорь
1976 - Повесть о неизвестном актёре - Роман Семёнович Знаменский, режиссёр
1977 - Девочка, хочешь сниматься в кино? - Павел, режиссёр
1977 - Почти смешная история - попутчик в поезде, снабженец
1977 - Схватка в пурге - грабитель-рецидивист Чужак
1978 - Кентавры - Андрес, заговорщик
1978 - Короли и капуста - Фрэнк Гудвин, «Малыш»
1978 - Игроки - Степан Иванович Утешительный
1979 - Гараж - Валентин Михайлович Сидорин, председатель правления гаражного кооператива, ветеринар
1979 - Мужчины и женщины - Георгий
1979 - Сегодня и завтра - Рассолов
1979 - Утренний обход - Алик
1979 - Циркачонок - Жорж
1980 - О бедном гусаре замолвите слово - полковник Иван Антонович Покровский, командир кавалерийского полка
1980 - Чёрная курица, или Подземные жители - Дефорж, учитель французского / Король
1980 - Три года - Ярцев
1982 - Если враг не сдаётся… - Штеммерманн, немецкий генерал
1982 - Похождения графа Невзорова - текст от автора за кадром
1982 - Суббота и воскресенье (к/м) - психолог
1982 - Таможня - Владимир Николаевич Никитин, начальник группы досмотра
1982 - Чародеи - Аполлон Митрофанович Сатанеев, заместитель директора института НУИНУ
1983 - Гонки по вертикали - Лёха Дедушкин, вор-рецидивист по кличке «Батон»
1984 - Восемь дней надежды - Игорь Артемьевич Белоконь, директор шахты
1985 - Контракт века - Смит, агент ЦРУ
1985 - Про кота… - Людоед
1986 - Год телёнка - Валериан Сергеевич
1986 - Мой нежно любимый детектив - Лестер, инспектор
1986 - По главной улице с оркестром - Константин Михайлович Виноградов, музыкальный аранжировщик
1986 - Фуэте - Поэт
1987 - Забытая мелодия для флейты - Одиноков
1987 - Путешествие мсье Перришона - майор Матье
1987 - Визит к Минотавру - Павел Петрович Иконников, сотрудник серпентария
1987 - Время летать - Виктор
1987 - Жизнь Клима Самгина - Валерий Николаевич Трифонов, офицер-пьяница
1988 - Воры в законе - «авторитет» Артур
1988 - Аэлита, не приставай к мужчинам - Василий Иванович Скамейкин
1988 - Дорогое удовольствие - Вильям Тер-Иванов
1989 - Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным - Лаврентий Павлович Берия
1989 - Визит дамы - Альфред Илл, разорившийся лавочник
1990 - Самоубийца - конферансье
1990 - Футболист - Норов
1991 - Небеса обетованные - Дмитрий Логинов, предводитель нищих бомжей по прозвищу «Президент»
1991 - Затерянный в Сибири - Лаврентий Павлович Берия
1991 - Ночные забавы - Михаил Фёдорович Езепов, любовник Анны, начальник Силина
1991 - Террористка - Виктор
1992 - Анкор, ещё анкор! - Фёдор Васильевич Виноградов, полковник
1993 - Хочу в Америку - Эпштейн
1994 - Мастер и Маргарита - Воланд
1994 - Я свободен, я ничей - Чесноков
1996 - Карьера Артуро Уи. Новая версия - Актёр
1997 - Сирота казанская - Павел Оттович Брумель, фокусник
1999 - Небо в алмазах - заместитель министра
2000 - Старые клячи - Дубовицкий, генерал
2000 - Дом для богатых - Роман Петрович
2000 - Нежный возраст - Саледон-старший
2001 - Часы без стрелок
2002 - По ту сторону волков - Игорь Алексеевич Голощёков, врач
2003 - Дни ангела - Виктор Зуев
2003 - Каждый взойдёт на Голгофу - дядя Саша
2004 - Снежная любовь, или Сон в зимнюю ночь - Олег Константинович, вице-дедушка
2004 - Всё начинается с любви
2005 - Девять неизвестных - Виктор Севидов, миллиардер
2005 - Лебединый рай - Гришин
2005 - Мастер и Маргарита - первосвященник Каифа; человек во френче
2006 - Карнавальная ночь 2, или 50 лет спустя - Борис Глебович Перловский, политтехнолог
2007 - 12 - 4-й присяжный
2007 - Ленинград - режиссёр театра
2009 - Осенние цветы - Альфред
2009 - Притяжение - Александр Николаевич
2009 - Книга мастеров - волшебное зеркало
2010 - Утомлённые солнцем 2: Предстояние - еврей, заключённый Пимен
2010 - Семейный дом - Василий Петрович Швец, сосед Соколовых
2011 - Морпехи - Лазарь Семёнович Гольдман, врач-гинеколог
2011 - Жизнь и приключения Мишки Япончика - Мендель Герш
2013 - Студия 17 - Андрей Иванович Дорохов советский режиссёр
2013 - Ёлки 3 - Николай Петрович, одинокий пенсионер
2013 - Путь лидера. Огненная река. Железная гора - Аркадий Иосифович Преображенский
2014 - История одной старушки - Гавриил Моисеевич Фишман
2014 - Разрывая замкнутый круг - Аркадий Иосифович Преображенский, профессор Карагандинского университета
2015 - Млечный путь
Телеспектакли[править | править вики-текст]
1967 - Митя (фильм-спектакль) - Митя, Дмитрий Иванович Мартынов, инженер-строитель
1973 - Всего несколько слов в честь господина де Мольера - маркиз д’Орсиньи
1980 - Тайна Эдвина Друда - Джон Джаспер, дядя и опекун Эдвина
1981 - Эзоп - Агностос
1982 - Спешите делать добро - Виктор Горелов
1983 - Месье Ленуар, который… - князь Борэску
1989 - Село Степанчиково и его обитатели - Коровкин
Дубляж[править | править вики-текст]
1972 - Это сладкое слово - свобода! - Мигель Каррера, Бронюс Бабкаускас
2008 - Приключения Десперо - Боттичелли, Киаран Хиндс
2012 - От винта 3D - Бывалый
Радиопостановки[править | править вики-текст]
«Барба» Московского драматического театра на Малой Бронной (1961, по пьесе Я. Масевича, реж. А. Гончаров, в роли Тома - В. Гафт)
«Аргонавты» Московского драматического театра на Малой Бронной (Ю. Эдлис, реж. А. Гончаров, в роли Гоги - В. Гафт)
«Выстрел» (по повести А. С. Пушкина, реж. Анатолий Эфрос)
«Операция „Трест“» (Л. Никулин в постановке Л. Пчёлкина)
«Вечный странник» (Б. Франк в постановке В. Иванова (о судьбе Сервантеса)
«Гулливер в стране лилипутов» (Д. Свифт, в роли Гулливера - В. Гафт)
«Волшебник изумрудного города» (А. Волков, в роли Дровосека - В. Гафт)
«Спешите делать добро» Московского театра «Современник» (М. Рощин, реж. Галина Волчек)
«Восточные сказки»: «Шакал и крокодил»; «Как мышке жениха искали»; «Самый страшный зверь»; «Зеркальный раб»; «Крестьянин и плут»; «Как жаба на небе побывала»
«Любовь на коротких волнах» (И. Померанцев, радио «Свобода»)
Озвучивание мультфильмов[править | править вики-текст]
1973 - Как кошка с собакой
1977 - Праздник непослушания
1978 - Почтарская сказка
1981 - Пёс в сапогах - Благородный
1982 - Рождение Геракла
1987 - Волшебные колокольчики - Король
1987 - Белая цапля
2008 - Новые приключения Бабки Ёжки - Ворон
2012 - От винта - Бывалый - штурмовик Ил-2
Озвучивание[править | править вики-текст]
Волновая природа любви…: Авторский сборник / Народный артист РФ Валентин Гафт читает произведения Бориса Кригера из сборника «Песочница». - Си Ди Клуб, 2008.
Литературное творчество[править | править вики-текст]
Стих и эпиграмма (1989)
Валентин Гафт (1996, совместно с художником Н. Сафроновым)
Я постепенно познаю (1997)
Жизнь - театр (1998, в соавторстве с Леонидом Филатовым)
Сад забытых воспоминаний (1999) ISBN 5-89517-065-3, ISBN 5-89535-016-1
Стихотворения, воспоминания, эпиграммы (2000)
Тени на воде (2001) ISBN 5-224-02275-4
Стихотворения. Эпиграммы (2003) ЭКСМО. ISBN 5-699-02875-7
Красные фонари (2008) АСТ. ISBN 978-5-17-048559-8, ISBN 978-5-94663-524-0, ISBN 978-985-16-3741-2
Интернет творчество. Послужил поводом создания интернет мема «Так говорил Гафт», когда Гафту автроствуются цитаты, не факт, что им принадлежащим, но имеют род собой здравый смысл.
На лирические стихи «Я и ты» написана песня муз. Брендон Стоун, исп. Сати Казанова
Эпиграммы[править | править вики-текст]
Валентин Гафт - мастер эпиграммы.

Народный артист РСФСР (1984)
Лауреат Царскосельской премии (1993)

Детство

До войны семья Гафта жила в Москве, в пятиэтажном доме на улице Матросская тишина. Жили Гафты более чем скромно, в коммунальной квартире, как все. У них была одна комната, и все были счастливы. Родители Валентина не имели ни какого отношения к театру. Отец, Иосиф Романович (1907-1969), по профессии был адвокат. Он был удивительно скромным, но сильным и гордым человеком. От матери, Гиты Давыдовны (1908-1993), Валентин научился организованности, она привила ему любовь к порядку.

Очень хорошо в детскую память Вали врезался день, который мог стать роковым в судьбе семьи. 21 июня 1941 года они должны были ехать на Украину, в город Прилуки. Однако по каким то причинам родители поменяли билеты на воскресенье 22-го. На следующий день по радио выступил Молотов с сообщением о начале войны… Запомнились проводы на фронт отца, потом двоюродного брата. Отец прошел всю войну, закончив ее майором.

Самое первое впечатление о театре возникло у него в четвертом классе во время просмотра в детском театре пьесы Сергея Михалкова "Особое задание". Он верил всему, что происходило на сцене. Но по его собственному признанию, желания стать актером тогда еще не было. Оно появилось несколько позже, и он стал участвовать в школьной самодеятельности, где Валентину пришлось играть исключительно женские роли, потому что в школе тогда учились одни мальчики.

МХАТ

Но даже играя в школьных спектаклях, Валентин стеснялся признаться кому то, что он хочет стать артистом. Поэтому поступать он решил втайне от всех. Попытать счастья Валентин решил сразу и в Щукинском училище и в Школе-студии МХАТ. За два дня до экзаменов Гафт случайно встретил на улице кумира всех кинозрителей Сергея Столярова и попросил "прослушать" его. Столяров удивился, но отказывать не стал. Уроки знаменитого актёра не пропали даром. Правда в училище он прошел лишь первый тур. Зато в МХАТ Валентин поступил с первой попытки, сдав экзамен на "отлично". Когда его приняли, он был потрясен, не верилось в происходящее.

Как и все Студенты МХАТА, Валентин Гафт мечтал сразу попасть в кино. Однажды (это было в 1956 году) его пригласили зайти в съемочную группу фильма "Убийство на улице Данте", где на одну из главных ролей был утвержден Михаил Козаков, и дали почти бессловесную роль. Так состоялся дебют Валентина Гафта в кино. В том же году он промелькнул в эпизодической роли в романтической драме "Поэт".

Родители своеобразно реагировали на артистическую деятельность сына. Когда он учился в школе-студии МХАТ, отец говорил ему: "Валя, ну какой ты артист? Вот посмотри на Мишу Козакова - у него и костюм и бабочка, а ты что? Вот каким должен быть артист". Мать, увидев его в спектакле "Женитьба Фигаро", сказала: "Валя, ну какой же ты худой!".

Театр

По окончании в 1957 году Школы-студии МХАТ, Гафт долго не мог устроиться на работу, его не брали ни в один театр. Помог знаменитый чтец, Дмитрий Журавлёв. С его лёгкой руки Гафт оказался в театре имени Моссовета. Однако уже через год он покинул театр во время гастролей - ему не понравились те роли, которые предлагали играть.

Спустя какое-то время Эраст Гарин предложил ему работу в Театре сатиры. Дебют не удался, его выгнали, однако через несколько лет на этой же сцене Валентин Гафт сыграл одну из лучших своих ролей - графа Альмавиву в "Безумном дне, или Женитьбе Фигаро", которого впоследствии много лет играл Александр Ширвиндт.

Некоторое время Гафт работал в театре на Малой Бронной. Затем новый переход - к А.А.Гончарову, возглавлявшему тогда маленький театр на Спартаковской улице.

В 1964 году, после работы в театре Гончарова, Гафт пришел к Анатолию Васильевичу Эфросу в театр имени Ленинского Комсомола. Это особая страница, поскольку стала едва ли не самой важной в его артистической биографии. Лучшие спектакли театра Эфроса навсегда остались театральной классикой. У Эфроса Гафт проработал сравнительно недолго и сыграл не так уж много ролей. Но именно этот опыт лег в фундамент его мастерства.

В "Современник" он пришел по приглашению Олега Ефремова в 1969 году. Очень многие его роли в этом театре связаны с именем главного режиссера театра Галины Волчек. С эти театром связана ныне вся жизнь Гафта, и он считает его своим родным домом.

Среди его лучших ролей: Глумов ("Балалайкин и К"), Лопатин ("Из записок Лопатина"), Горелов ("Спешите делать добро"), Джордж ("Кто боится Вирджинии Вульф?"), Рахлин ("Кот домашний средней пушистости").

Трудная дорога в кино

В кино долгие годы Гафт играл лишь эпизоды или маловыразительные роли. И хотя к концу 60-х он все чаще появлялся на киноэкране, ярких, запоминающихся ролей практически не было.

Сам Валентин Гафт объясняет это так: "Кино меня не баловало. Мало того, что типаж у меня был не тот. Нерусская, странная внешность. В те времена герой должен был быть другим. Это и естественно. В 50-60-70 годы я не подходил ни для какой роли, за редким исключением. Чаще всего было так - делали кинопробы, и казалось, что вот-вот возьмут на роль, но потом кто-то приходил, и в картине снимали не меня".

Лишь в 70-е годы стали появляться первые заметные роли, как, например, Стюарт в политической драме "Ночь на 14 параллели" (1971), Лопатин в телепостановке спектакля "Из записок Лопахина" (1975), Брассет в комедии "Здравствуйте, я ваша тетя!".

Уже тогда проявилась творческая манера Гафта, отличающаяся интеллектуализмом, тонкой психологической проработкой образа, свободой и остротой пластического рисунка, тонким юмором. В каждом характере он вскрывал глубину чувств и внутренних переживаний, это касалось даже небольших или иронических киноролей: Крамин ("На всю оставшуюся жизнь" - 1975), Знаменский ("Повесть о неизвестном актёре" - 1976), попутчик ("Почти смешная история" - 1977), Жорж ("Циркачонок" - 1979).

Сотрудничество с Рязановым

Однако настоящая популярность пришла к Гафту лишь после сотрудничества с Эльдаром Рязановым. Роли, сыгранные Гафтом в фильмах этого выдающегося кинорежиссера, стали лучшими в биографии актера.

В 1979 году он сыграл председателя гаражно -строительного кооператива Сидоркина в комедии "Гараж". Персонаж скорее гротесковый, балаганно -иронический, благодаря художественному чутью Гафта был сыгран так, что позволил перевести весь фильм в нужное режиссеру реалистическое русло.

В 1980 году Гафт снялся в трагикомедии Эльдара Рязанова "О бедном гусаре замолвите слово…". Отец-командир, беззаветный храбрец, благородный полковник, покоривший немало городов и женщин, одичавший от казарменной жизни, но с обостренным чувством чести, одинокий, без семьи и домашнего очага, вояка, который не кланяется ни пулям, ни начальства, лихой кавалерист, гусар, преданный отчизне - таким предстал зрителям герой Гафта Покровский.

Совершенно другим оказался Одиноков - герой Гафта из картины Эльдара Рязанова "Забытая мелодия для флейты" (1987). Актером удивительно сочно был создан образ бюрократа и служаки из Министерства свободного времени. С огромным чувством юмора была исполнена им песня бюрократа, сокращенного с работы.

Наконец в трагикомедии Рязянова "Небеса обетованные" (1991) Гафту удалось создать цельный чистый характер вожака бомжей по кличке "Президент", для которого ясно, что в жизни подло, а что благородно. Его герой - подлинно интеллигентный и образованный человек, нежный к друзьям и нетерпимый к чинушам.

Популярность

Немало интересных ролей было сыграно в 80-е годы и у других режиссеров. Так в детективном фильме Александра Муратова "Гонки по вертикали" (1982) он предстал в роли вора-рецидивиста Алексея Дедушкина по кличке Батон. Психологическая дуэль следователя (А.Мягков) и обаятельного вора держит в напряжении в течение всего фильма.

Не менее интересная роль досталась Гафту в другом детективном сериале "Визит к минотавру" (1987). Опять психологическая дуэль, на этот раз между следователем в исполнении Сергея Шакурова и Иконниковым, подозреваемым в краже. Персонаж Гафта, в прошлом музыкант, который так и не стал первой скрипкой, не смирившись со второй ролью, переключился на разведение змей.

Также заметные роли были сыграны Гафтом в музыкальной комедии "Чародеи" (1982), трагикомедии "По главной улице с оркестром" (1986), боевике "Воры в законе" (1988), "Визит дамы" (1989), "Ночные забавы" (1991), "Анкор, еще Анкор!" (1992).

В 1994 году Валентин Гафт сыграл Воланда в фильме "Мастер и Маргарита", который так и не вышел на экраны.

Актёр широкого творческого диапазона, Валентин Гафт отличается свободой и естественностью сценического и экранного поведения, внутренней нервностью. При узнаваемости голоса и выразительно резких черт лица он в совершенстве владеет самыми разными жанрами в профессии. Как указывается в театральной энциклопедии, "для Гафта характерно острое и точное воплощение образа современного интеллектуала, сочетание аналитичности и темперамента, глубина выявления драматического конфликта, тяготение к крупным проблемам и характерам".

Мастер эпиграмм

Параллельно с актерским взлетом к Гафту пришла еще одна известность. Он прославился как автор острых, порой ядовитых эпиграмм. По предложению Олега Ефремова Гафт вдруг совершенно неожиданно как для себя самого, так и для других стал сочинять эпиграммы. Это была ирония над собой, над другими. Он никого не хотел обидеть, обличить или поссорить. Просто хотел таким образом сказать какую-то свою правду.