Виды композиций в литературе с примерами. Основы композиции: элементы и приемы. Композиционное построение включает
Существуют три уровня литературного произведения:
Предметная изобразительность – жизненный материал
Композиция – организация этого материала
Художественный язык – речевой строй литературного произведения, на всех четырех уровнях художественного языка: фоника, лексика, семантика, синтаксис.
Каждый из этих пластов имеет свою сложную иерархию.
Кажущаяся сложность литературного произведения создается тяжелым трудом писателя на всех трех уровнях художественного целого.
Познакомимся с несколькими определениями данного понятия и различными его классификациями, когда композиция текста раскрывается по разным признаками и показателям.
Художественный текст представляет собой коммуникативное, структурное и семантическое единство, что и проявляется в его композиции. То есть - это единство общения – структуры – и смысла.
Композиция художественного текста - это «взаимная соотнесенность и расположение единиц изображаемого и художественно-речевых средств». Единицы изображаемого здесь означают: тема, проблема, идея, персонажи, все стороны изображаемого внешнего и внутреннего мира. Художественно-речевые средства – это вся образная система языка на уровне его 4-х пластов.
Композиция - это построение произведения, определяющее его целостность, завершенность и единство.
Композиция - представляет собой «систему соединения» всех его элементов. Эта система имеет и самостоятельную содержательность, которая должна раскрываться в процессе филологического анализа текста.
Композиция, или структура, или архитектоника – это построение художественного произведения.
Композиция – это элемент формы художественного произведения.
Композиция способствует созданию произведения как художественной целостности.
Композиция объединяет все компоненты и подчиняет их идее, замыслу произведения. Причем эта связь настолько тесная, что невозможно вынуть или переставить местами ни одного компонента из композиции.
Виды композиционной организации произведения:
Сюжетный вид - то есть фабульный (эпос, лирика, драма)
Несюжетный вид - бесфабульный (в лирике, в эпосе и драме, созданных творческим методом модернизма и постмодернизма)
Сюжетный вид композиционной организации произведения бывает двух типов:
Событийный (в эпосе и драме)
Описательный (в лирике)
Рассмотрим первый тип сюжетной композиции – событийный. Он имеет три формы:
Хронологическая форма - события развиваются по прямой линии движения времени, не нарушается природная временная последовательность, между событиями могут быть временные промежутки
Ретроспективная форма - отступление от природной хронологической последовательности, нарушение линейного порядка прохождения событий в жизни, перебивка воспоминаниями героев или автора, ознакомление читателя с предысторией событий и жизни персонажей (Бунин, «Легкое дыхание»)
Свободная или монтажная форма - значительное нарушение пространственно-временных и причинно-следственных связей между событиями; связь между отдельными эпизодами – ассоциативно-эмоциональная, а не логически-смысловая («Герой нашего времени», «Процесс» Кафки и другие произведения модернизма и постмодернизма)
Рассмотрим второй тип композиции – описательный:
Он присутствует в лирических произведениях, в них в основном отсутствует четко ограниченное и связно развернутое действие, на первый план выдвигаются переживания лирического героя или персонажа, и вся композиция подчиняется целям его изображения, это описание мыслей, впечатлений, чувств, картин, навеянных переживаниями лирического героя.
Композиция бывает внешняя и внутренняя
Внешняя композиция (архитектоника) : главы, части, разделы, параграфы, книги, тома, их расположение может быть различным в зависимости от способов создания сюжета, выбранных автором.
Внешняя композиция - это членение текста, характеризующегося непрерывностью, на дискретные единицы. Композиция, следовательно, есть проявление значимой прерывистости в непрерывности.
Внешняя композиция: границы каждой композиционной единицы, выделяемой в тексте, четко заданы, определены автором (главы, главки, разделы, части, эпилоги, явления в драме и др.), это организует и направляет восприятие читателя. Архитектоника текста служит способом "порционирования" смысла; с помощью... композиционных единиц автор указывает читателю на объединение, или, наоборот, расчленение элементов текста (а значит, его содержания).
Внешняя композиция: не менее значимо и отсутствие членения текста или его развернутых фрагментов: это подчеркивает целостность пространственного континуума, принципиальную недискретность организации повествования, недифференцированность, текучесть картины мира повествователя или персонажа (например, в литературе «потока сознания»).
Внутренняя композиция : это композиция (построение, расположение) образов – персонажей, событий, обстановки действия, пейзажей, интерьеров и т.п.
Внутренняя (содержательная) композиция определяется системой образов-характеров, особенностями конфликта и своеобразием сюжета.
Не путать: у сюжета - есть элементы сюжета, у композиции – есть приемы (внутренняя композиция) и части (внешняя композиция) композиции.
Композиция включает в себя, в свое построение как все элементы сюжета – сюжетные элементы, так и внесюжетные элементы.
Приемы внутренней композиции:
Пролог (часто его относят и к сюжету)
Эпилог (часто его относят к сюжету)
Монолог
Портреты персонажей
Интерьеры
Пейзажи
Внесюжетные элементы в композиции
Классификация композиционных приемов по выделению отдельных элементов:
Каждая композиционная единица характеризуется приемами выдвижения, которые обеспечивают выделение важнейших смыслов текста и активизируют внимание читателя. Это:
география: различные графические выделения,
повторы: повторы языковых единиц разных уровней,
усиление: сильные позициитекста или его композиционной части - позиции выдвижения, связанные с установлением иерархии смыслов, фокусированием внимания на самом важном, усилением эмоциональности и эстетического эффекта, установлением значащих связей между элементами смежными и дистантными, принадлежащими одному и разным уровням, обеспечением связности текста и его запоминаемости. К сильным позициям текста традиционно относятся заглавия, эпиграфы, начало и конец произведения (части, главы, главки). С их помощью автор подчеркивает наиболее значимые для понимания произведения элементы структуры и одновременно определяет основные «смысловые вехи» той или иной композиционной части (текста в целом).
Широкое распространение в русской литературе конца XX в. техники монтажа и коллажа, с одной стороны, привело к усилению фрагментарности текста, с другой - открыло возможности новых комбинаций «смысловых планов».
Композиция с точки зрения ее связности
В особенностях архитектоники текста проявляется такой его важнейший признак, как связность. Выделенные в результате членения отрезки (части) текста соотносятся друг с другом, «сцепляются» на основе общих элементов. Различаются два вида связности: когезия и когерентность (термины предложены В. Дресслером)
Когезия (от лат. - «быть связанным»), или локальная связность, - связность линейного типа, выражаемая формально, преимущественно языковыми средствами. Она базируется на местоименной субституции, лексических повторах, наличии союзов, соотнесенности грамматических форм и др.
Когерентность (от лат.- «сцепление»), или глобальная связность, - связность, нелинейного типа, объединяющая элементы разных уровней текста (например, заглавие, эпиграф, «текст в тексте» и основной текст и др.). Важнейшие средства создания когерентности - повторы (прежде всего слов с общими семантическими компонентами) и параллелизм.
В художественном тексте возникают семантические цепочки - ряды слов с общими семами, взаимодействие которых порождает новые смысловые связи и отношения, а также «приращения смысла».
Любой художественный текст пронизан семантическими перекличками, или повторами. Слова, связанные на этой основе, могут занимать разную позицию: располагаться в начале и в конце текста (кольцевая семантическая композиция), симметрично, образовывать градационный ряд и др.
Рассмотрение семантической композиции - необходимый этап филологического анализа. Он особенно важен для анализа «бессюжетных» текстов, текстов с ослабленными причинно-следственными связями компонентов, текстов, насыщенных сложными образами. Выявление в них семантических цепочек и установление их связей - ключ к интерпретации произведения.
Внесюжетные элементы
Вставные эпизоды,
Лирические отступления,
Художественное опережение,
Художественное обрамление,
Посвящение,
Эпиграф,
Заголовок
Вставные эпизоды - это части повествования, непосредственно не связанные с течение сюжета, события, которые лишь ассоциативно связаны и вспоминаются в связи с действующими событиями произведения («Повесть о капитане Копейкине» в «Мертвых душах»)
Лирические отступления – бывают лирическими, философскими, публицистическими, выражают мысли и чувства писателя напрямую, в прямом авторском слове, отражают авторскую позицию, отношение писателя к персонажам, каким-то элементам темы, проблемы, идеи произведения (в «Мертвых душах» - о молодости и старости, о Руси как птице – тройке)
Художественное опережение - изображение сцен, которые опережают дальнейший ход событий (
Художественное обрамление – сцены, которыми начинается и заканчивается художественное произведение, чаще всего это одна и та же сцена, данная в развитии, и создающая кольцевую композицию («Судьба человека» М. Шолохова)
Посвящение – короткое описание или лирическое произведение, имеющее определенное адресата, которому адресуется и посвящается произведение
Эпиграф – афоризм или цитата из другого известного произведения или фольклора, расположенные перед всем текстом или перед его отдельными частями (пословица в «Капитанской дочке»)
Заголовок – название произведения, в которое всегда содержится тема, проблема или идея произведения, очень краткая формулировка, обладающая глубокой выразительностью, образностью или символичностью.
Объектом литературоведческого анализа в изучении композиции могут стать разные аспекты композиции:
1) архитектоника, или внешняя композиция текста, - членение его на определенные части (главы, подглавки, абзацы, строфы и пр.), их последовательность и взаимосвязь;
2) система образов персонажей художественного произведения;
3) смена точек зрения в структуре текста; так, по мнению Б.А.Успенского, именно проблема точки зрения составляет «центральную проблему композиции »; рассмотрение в структуре текста разных точек зрения в соотношении с архитектоникой произведения позволяет выявить динамику развертывания художественного содержания;
4) система деталей, представленных в тексте (композиция деталей); их анализ дает возможность раскрыть способы углубления изображаемого: как тонко заметил И.А. Гончаров, «детали, представляющиеся в дальней перспективе общего плана обрывочно и отдельно», в контексте целого «сливаются в общем строе... как будто действуют тонкие невидимые нити или, пожалуй, магнетические токи»;
5) соотнесенность друг с другом и с остальными компонентами текста его внесюжетных элементов (вставных новелл, рассказов, лирических отступлений, «сцен на сцене» в драме).
Анализ композиции, таким образом, учитывает разные аспекты текста.
Термин «композиция» в современной филологии оказывается очень многозначным, что затрудняет его использование.
Для анализа композиции художественного текста необходимо уметь:
Выделять в его структуре значимые для интерпретации произведения повторы, служащие основой когезии и когерентности;
Выявлять семантические переклички в частях текста;
Выделять маркеры – разделители разных композиционных частей произведения;
Соотносить особенности членения текста с его содержанием и определять роль дискретных (отдельных частей) композиционных единиц в составе целого;
Устанавливать связь повествовательной структуры текста как его «глубинной композиционной структуры» (Б.А. Успенский) с его внешней композицией.
Определите все приемы внешней и внутренней композиции в стихотворении Ф. Тютчева «Silentium» (а именно: части композиции, тип сюжетный – несюжетный, событийный – описательный, виделение отдельных элементов, тип их связности, - NB
Композиция (лат. сотропеrе - складывать, строить) - построение, расположение и соотношение частей, эпизодов, персонажей, средств художественной выразительности в литературном произведении. Композиция скрепляет все элементы произведения, подчиняя их авторской идее. Составные элементы композиции: персонажи, происходящие события, художественные детали, монологи и диалоги, портреты, пейзажи, интерьеры, лирические отступления, вставные эпизоды, художественные предварения и обрамления. В. Хализев выделяет такие звенья композиции, как повторы и вариации, становящиеся мотивами, умолчания и узнавания. Существуют различные типы композиций. Так, композиция лирических произведений может быть линейной (стихотворение «Зима. Что делать нам в деревне? Я встречаю…» А.С. Пушкина), амебейной (регулярное, симметричное чередование двух голосов или тем - русские народные песни); в основе ее также часто может лежать прием антитезы (стихотворение «Демон» А.С. Пушкина); кольцевой (совпадение начала и концовки - стихотворение С.А. Есенина «Дорогая, сядем рядом…»); скрытой кольцевой (одна и та же тема дана в начале и в конце произведения - тема метели, как явления природы, так и жизненной круговерти в стихотворении «Снежная память дробится и колется…» С.А. Есенина). Для прозаических произведений характерно большое разнообразие композиционных приемов. Существует линейная композиция (последовательное развертывание событий и постепенное открытие психологических мотивировок поступков героев - роман «Обыкновенная история» И.А. Гончарова), кольцевая композиция (действие заканчивается там, где оно начиналось, - повесть «Капитанская дочка» А.С. Пушкина), обратная композиция (произведение открывается последним событием, которое постепенно начинает разъясняться читателю - роман «Что делать?» Н.Г. Чернышевского), зеркальная композиция (симметричны образы, эпизоды - роман в стихах «Евгений Онегин» А.С. Пушкина), ассоциативная композиция (автор использует прием умолчания, прием ретроспекции, прием «рассказ в рассказе» (повесть «Бэла» в «Герое нашего времени» М.Ю. Лермонтова, повесть «Ася» И.С. Тургенева), пунктирная композиция (характерна прерывистость в описании происходящих событий и психологических мотивировок, повествование неожиданно обрывается, заинтриговывая читателя, следующая глава начинается уже с иного эпизода - роман «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского).
Здесь искали:
- Что такое композиция
- композиция стихотворения
- композиция определение
В литературоведении про композицию говорят разное, но есть три основных определения:
1) Композиция – это расположение и соотнесенность частей, элементов и образов произведения (компонентов художественной формы), последовательность введения единиц изображаемого и речевых средств текст.
2) Композицией называется построение художественного произведения, соотнесенность всех частей произведения в единое целое, обусловленное его содержанием и жанром.
3) Композиция – построение художественного произведения, определенная система средств раскрытия, организации образов, их связей и отношений, характеризующих жизненный процесс, показанный в произведении.
У всех этих страшных литературоведческих понятий, в сущности, довольно простая расшифровка: композиция – это расположение романных отрывков в логическом порядке, при котором текст становится цельным и обретает внутренний смысл.
Как, следуя инструкции и правилам, мы собираем из мелких деталей конструктор или пазл, так мы собираем из текстовых отрывков, будь то главы, части или зарисовки, и целый роман.
Пишем фэнтези: курс для любителей жанра
Курс для тех, у кого фантастические идеи есть, а писательского опыта нет или его мало.
Если вы не знаете, с чего начать – как развить идею, как раскрыть образы, как, в конце концов, просто изложить связно то, что придумалось, описать то, что увиделось, – мы предоставим и необходимые знания, и упражнения для практики.
Композиция произведения бывает внешней и внутренней.
Внешняя композиция книги
Внешняя композиция (она же архитектоника) – это разбивка текста на главы и части, выделение дополнительных структурных частей и эпилога, введения и заключения, эпиграфов и лирических отступлений. Еще внешняя композиция – это деление текста на тома (отдельные книги при глобальной идее, ветвистом сюжете и большом количестве героев и персонажей).
Внешняя композиция – это способ дозирования информации.
Романный текст, написанный на 300 листах, без структурной разбивки неудобочитаем. Как минимум ему нужны части, как максимум – главы или смысловые отрезки, разделенные пробелами или звездочками (***).
Кстати, для восприятия удобнее короткие главки – до десяти листов – ведь и мы, будучи читателями, одолев одну главу, нет-нет, да посчитаем, сколько страниц в следующей – и дальше читать или спать.
Внутренняя композиция книги
Внутренняя композиция, в отличие от внешней, включает гораздо больше элементов и приемов компоновки текста. Все они, однако, сводятся к общей цели – выстроить текст в логичном порядке и раскрыть авторский замысел, но идут к ней разными путями – сюжетными, образными, речевыми, тематическими и др. Разберем их подробнее.
1. Сюжетные элементы внутренней композиции:
- пролог – вступление, чаще всего – предыстория. (Но некоторые авторы прологом берут событие из середины истории, а то из финала – оригинальный композиционный ход.) Пролог – интересный, но необязательный элемент как внешней композиции, так и внешней;
- экспозиция – исходное событие, в котором , представляются герои, намечается конфликт;
- завязка – события, в которых завязывается конфликт;
- развитие действий – ход событий;
- кульминация – высшая точка напряжения, столкновение противоборствующих сил, пик эмоционального накала конфликта;
- развязка – итог кульминации;
- эпилог – итог истории, выводы по сюжету и оценка событий, наметки дальнейшей жизни героев. Необязательный элемент.
2. Образные элементы:
- образы героев и персонажей – продвигают сюжет, являются главными конфликта, раскрывают идею и авторский замысел. Система действующих лиц – каждый образ в отдельности и связи между ними – важный элемент внутренней композиции;
- образы обстановки, в которой развивается действие, – это описания стран и городов, образы дороги и сопровождающие пейзажи, если герои в пути, интерьеров – если все события происходят, например, в стенах средневекового замка. Образы обстановки – это так называемое описательное «мясо» (мир истории), атмосферность (ощущение истории).
Образные элементы работают, в основном, на сюжет.
Так, например, из деталей собирается образ героя – сирота, без роду и племени, но с магической силой и целью – узнать о своем прошлом, о своей семье, найти свое место в мире. И эта цель, по сути, становится сюжетной – и композиционной: из поисков героя, из развития действия – из поступательного и логичного продвижения вперед – формируется текст.
И то же самое касается образов обстановки. Они и создают пространство истории, и одновременно ограничивают его определенными рамками – средневековым замком, городом, страной, миром.
Конкретные образы дополняют и развивают историю, делают ее понятной, видимой и ощутимой, как правильно (и композиционно) расставленные предметы обихода в вашей квартире.
3. Речевые элементы:
- диалог (полилог);
- монолог;
- лирические отступления (авторское слово, не касающееся развития сюжета или образов героев, отвлеченные размышления на определенную тему).
Речевые элементы – это скорость восприятия текста. Диалоги – динамика, а монологи и лирические отступления (в том числе описания действия от первого лица) – это статика. Зрительно текст, в котором нет диалогов, кажется громоздким, неудобным, нечитаемым, и это отражается на композиции. Без диалогов она тяжела для восприятия – текст кажется затянутым.
Монологичный текст – как громоздкий сервант в небольшой комнате – опирается на множество деталей (и еще больше содержит в себе), в которых порой сложно разобраться. В идеале, чтобы не утяжелять композицию главы, монологичный (и любой описательный текст) должен занимать не больше двух-трех страниц. И ни в коем случае не десять-пятнадцать, их просто мало кто будет читать – пропустят, глянут по диагонали.
Диалоги же, напротив, состоят из эмоций, легки для восприятия и динамичны. При этом они должны быть не пустыми – только ради динамики и «героических» переживаний, а информативными, и раскрытие образа героя.
4. Вставки:
- ретроспектива – сцены из прошлого: а) длинные эпизоды, раскрывающие образ героев, показывающие историю мира или истоки ситуации, могут занимать несколько глав; б) короткие сценки (флешбэки) – от одного абзаца, часто исключительно эмоциональные и атмосферные эпизоды;
- новеллы, притчи, сказки, байки, стихи – необязательные элементы, которые интересно разнообразят текст (хороший пример композиционной сказки – «Гарри Поттер и Дары смерти» Роулинг); главы другой истории при композиции «роман в романе» («Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова);
- сны (сны-предчувствия, сны-предсказания, сны-загадки).
Вставки – это внесюжетные элементы, и убери их из текста – сюжет не изменится. Однако они могут пугать, смешить, тревожить читателя, подсказывать развитие сюжета, если впереди – сложный событийный ряд.сцена должна логично проистекать из предыдущей, каждая следующая глава должна быть связна с событиями предыдущей (если несколько сюжетных линий – значит, главы и скрепляются по событиям линий);
– расположение и оформление текста в соответствии с сюжетом (идеей) – это, например, форма дневника, курсовой работы студента, романа в романе;
– тема произведения – скрытый, сквозной композиционный прием, который отвечает на вопрос – о чем история, в чем ее суть, какую главную мысль до читателей хочет донести автор; в практическом плане решается через выбор значимых деталей в ключевых сценах;
– мотив – это устойчивые и повторяющиеся элементы, которые создают сквозные образы: например, образы дороги – мотив путешествий, авантюрной или бездомной жизни героя.
Композиция – это явление сложное и многослойное, и во всех ее уровнях разобраться тяжко. Однако разбираться надо, чтобы знать, как выстроить текст, чтобы он легко воспринимался читателем. В этой статье мы поговорили об основах, о том, что лежит на поверхности. И в следующих статьях копнем чуть глубже.
Следите за обновлениями!
Повествование - словесное изображение последовательности взаимосвязанных событий, составляющих вместе конкретный факт действительности .
Предметом повествования является действие. Оно может быть изображено "от третьего лица", когда рассказчик как бы видит событие со стороны. Иногда повествование строится "от первого лица". В этом случае рассказчик предстает участником событий, его центром. Но такой прием позволяет писателю говорить и от имени вымышленного лица, которое само становится предметом изображения.
Композиция рассказа обычно трехчастная: начало, середина и конец. Однако это только общая схема. На деле рассказы могут строиться по-разному, имея к тому же и разные варианты построения внутри трех частей.
Начало повествования имеет следующие варианты:
1) Обращение к читателю (слушателю): Послушайте, ребята, что я вам расскажу; Знаете ли вы, что такое украинская ночь?
2) Общая мысль рассказа: Верно ведь говорят, что от судьбы не уйдешь; Осенью ходят в лес за грибами, а весной к дантисту за зубами. Вот начало одного из рассказов Тэффи: Человек только воображает, что беспредельно властвует над вещами. Иногда самая невзрачная вещица вотрется в жизнь, закрутит ее и перевернет всю судьбу не в ту сторону, куда ей надлежало идти...
3) Самый распространенный вариант начала: место, время, действующее лицо. Пример из А.П. Чехова: В один прекрасный вечер не менее прекрасный экзекутор Иван Дмитриевич Червяков сидел во втором ряду кресел и глядел в бинокль на "Корневильские колокола"…
Середина рассказа может подчиняться разным принципам движения сюжета. Наиболее распространенным способом развития действия является естественный ход событий. При этом события движутся к наиболее напряженному моменту, называемому в сюжетосложении кульминацией, после которой начинается развязка действия.
Конец рассказа содержит финал истории: кратко и сильно выраженная нравственная мысль, вывод из рассказа, ради чего он и строится. Примером такого финала могут служить басни с так называемой "моралью": У сильного всегда бессильный виноват; Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет.
Однако не всегда рассказчики делают этот вывод, представляя читателю самому "домыслить" его за автора. Может быть не представлена и сама развязка. Словом, вариантов очень много. Задача рассказчика - выбрать наилучший для данной истории композиционный рисунок. Рассказы могут быть к тому же пространными и краткими.
Вот пример рассказа-миниатюры, мастером которого был М.М. Зощенко:
ПЕТУХ
Двор. Солнце. Летают большие мухи.
Сижу на ступеньках крыльца. Что-то ем. Должно быть булку.
Кусочки бросаю курам.
Ко мне подходит петух. Ворочая головкой, смотрит на меня.
Машу рукой, чтобы петух ушел. Но он не уходит. Приближается ко мне. И вдруг, подскочив, клюет мою булку.
С криком ужаса я убегаю.
Этот рассказ передает ощущения трехлетнего мальчика и как бы написан ребенком. Рассказ является необходимой частью большой книги (Перед восходом солнца) с очень серьезной и сложной темой. Но сама по себе миниатюра является законченным рассказом, включающим основные элементы сюжета.
Умение выбрать интересное, поучительное или забавное событие из личной жизни свойственно далеко не каждому, как и умение просто, ясно и живо рассказывать истории. Кто хочет научиться хорошо рассказывать, тому следует учиться у мастеров этого дела, анализируя их рассказы, в том числе, и по их построению.
Композиция художественного произведения
Композиция — это построение всех элементов и частей художественного произведения в соответствии с авторским замыслом (в определенной пропорции, последовательности; композиционно оформляется образная система персонажей, пространство и время, событийный ряд в сюжете).
Композиционно-сюжетные части литературного произведения
Пролог
— то, что привело к возникновению сюжета, предшествующие события (не во всех произведениях).
Экспозиция
— обозначение исходного пространства, времени, героев.
Завязка
— события, дающие развитие сюжету.
Развитие действия
— развитие сюжета от завязки до кульминации.
Кульминация
— момент наивысшего напряжения сюжетного действия, после которого оно движется к развязке.
Развязка
— прекращение действия в данном конфликтном направлении, когда противоречия разрешаются или снимаются.
Эпилог
— «анонс» дальнейших событий, подведение итога.
Композиционные элементы
К композиционным элементам относятся эпиграфы, посвящения, прологи, эпилоги, части, главы, акты, явления, сцены, предисловия и послесловия «издателей» (созданных авторской фантазией внесюжетных образов), диалоги, монологи, эпизоды, вставные рассказы и эпизоды, письма, песни (Сон Обломова в романе Гончарова «Обломов», письма Татьяны к Онегину и Онегина к Татьяне в романе Пушкина «Евгений Онегин»); все художественные описания (портреты, пейзажи, интерьеры).
Композиционные приёмы
Повтор (рефрен)
— использование одних и тех же элементов (частей) текста (в стихотворениях - одних и тех же стихов):
Храни меня, мой талисман,
Храни меня во дни гоненья,
Во дни раскаянья, волненья:
Ты в день печали был мне дан.
Когда подымет океан
Вокруг меня валы ревучи,
Когда грозою грянут тучи —
Храни меня, мой талисман...
(А.С. Пушкин «Храни меня, мой талисман»)
В зависимости от позиции, периодичности появления и автономности различают следующие композиционные приёмы:
Анафора
— повтор в начале строки:
Мимо ристалищ, капищ,
мимо храмов и баров,
мимо шикарных кладбищ,
мимо больших базаров...
(И.Бродский «Пилигримы»)
Эпифора
— повтор в конце строки:
Конь мой земли не тронь,
Лоб мой звезды не тронь,
Вздох мой губы не тронь,
Всадник - конь, перст - ладонь.
(М. Цветаева «Ханский полон»)
Симплока
- последующая часть произведения начинается так же, как и предыдущая (как правило, встречается в фольклорных произведениях или стилизациях):
Повалился он на холодный снег
На холодный снег, будто сосенка
(М.Ю. Лермонтов «Песнь про царя Ивана Васильевича …»)
Антитеза
— противопоставление (работает на всех уровнях текста от символа до характера):
Клянусь я первым днем творенья,
Клянусь его последним днем.
(М.Ю. Лермонтов «Демон»)
Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень…
(А.С. Пушкин «Евгений Онегин»)
Композиционные приёмы, связанные с временными сдвигами (совмещение временных пластов, ретро-скачок, вставка):
Ретардация — растягивание единицы времени, замедление, торможение.
Ретроспекция — возвращения действия в прошлое, когда закладывались причины происходящего в настоящий момент повествования (рассказ о Павле Петровиче Кирсанове - И.С. Тургенев «Отцы и дети»; рассказ о детстве Аси - И.С. Тургенев «Ася»).
Смена «точек зрения» — повествование об одном событии с точки зрения разных персонажей, персонажа и повествователя (М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», Ф.М. Достоевский «Бедные люди»).
Параллелизм
— расположение тождественных или сходных по грамматической и семантической структуре элементов речи в смежных частях текста. Параллельными элементами могут быть предложения, их части, словосочетания, слова.
Твой ум глубок, что море,
Твой дух высок, что горы
(В. Брюсов «Китайские стихи»)
Примером композиционного параллелизма в прозаическом тексте может служить произведение Н.В. Гоголя «Невский проспект».
Основные виды композиции
- Линейная композиция: естественная временная последовательность.
- Инверсионная (ретроспективная) композиция: обратный хронологический порядок.
- Кольцевая композиция: повторение начального момента в финале произведения.
- Концентрическая композиция: сюжетная спираль, повторение аналогичных событий по ходу развития действия.
- Зеркальная композиция: объединение приёмов повтора и противопоставления, в результате которого начальные и конечные образы повторяются с точностью до наоборот.