Военное обозрение и политика. Военное обозрение и политика Ходовые испытания опытного образца сау ису 152

Постановление Государственного комитета обороны № 4043сс от 4 сентября 1943 года предписывало Опытному заводу № 100 в Челябинске совместно с техническим управлением Главного бронетанкового управления Красной Армии до 1 ноября 1943 года спроектировать, изготовить и испытать артсамоход ИС-152 на базе танка ИС. Его непосредственный предшественник – самоходная установка СУ-152 (KB-14), базой для которой послужил танк КВ-1с.

Самоходка СУ-152, принятая на вооружение 14 февраля 1943 года, находилась в серийном производстве до начала 1944-го. Появление этих машин в сражении на Курской дуге стало неприятным сюрпризом для немцев. Массивный 152-мм бронебойный снаряд (48,8 кг), выпущенный с дистанции прямого выстрела 700–750 м, сдергивал башню с «Тигра». Именно тогда тяжелые артсамоходы получили у солдат уважительное прозвище «Зверобой».

Само собой разумеется, что военные захотели иметь аналогичную самоходку и на базе нового тяжелого танка, тем более, что КВ-1с с производства снимался.

Советская опытная САУ ИСУ-152-1 (ИСУ-152БМ со 152-мм пушкой БЛ-8/ОБМ-43, выпущена в единственном экземпляре) во дворе завода №100 в Челябинске

Компоновка САУ ИС-152 (объект 241), позже получившей название ИСУ-152, принципиальными новшествами не отличалась. Броневая рубка, изготовленная из катаных листов, устанавливалась в передней части корпуса, объединяя в один объем отделения управления и боевое. Толщина ее лобовой брони была больше, чем у СУ-152: 60–90 мм против 60–75.

Гаубица-пушка МЛ-20С калибра 152 мм монтировалась в литой раме, игравшей роль верхнего станка орудия, и защищалась литой же броневой маской, заимствованной у СУ-152. Качающаяся часть самоходной гаубицы-пушки имела незначительные отличия, по сравнению с полевой: были установлены откидной лоток для облегчения заряжания и щиток со спусковым механизмом, ручки маховиков подъемного и поворотного механизмов находились у наводчика слева по ходу машины, цапфы вынесены вперед для естественного уравновешивания.

Боекомплект состоял из 20 выстрелов раздельного заряжания, половина из которых – бронебойно-трассирующие снаряды БР-545 массой 48,78 кг, а половина – осколочно-фугасные пушечные гранаты ОФ-545 массой 43,56 кг. Для стрельбы прямой наводкой служил телескопический прицел СТ-10, для стрельбы с закрытых позиций – панорамный прицел с независимой или полунезависимой линией прицеливания от полевой гаубицы-пушки МЛ-20. Максимальный угол возвышения орудия составлял +20°, склонения -3°. На дистанции 1000 м бронебойный снаряд пробивал 123-мм броню.

Проекции ИСУ-152, 1944 г.

На части машин на зенитной турели командирского люка устанавливался 12,7-мм пулемет ДШК образца 1938 года.

Силовая установка и трансмиссия были заимствованы у танка ИС-2 и включали в себя 12-цилиндровый четырехтактный бескомпрессорный дизель жидкостного охлаждения В-2ИС (В-2-10) мощностью 520 л.с. при 2000 об/мин., многодисковый главный фрикцион сухого трения (сталь по ферродо), 4-ходовую восьмискоростную коробку передач с демультипликатором, двухступенчатые планетарные механизмы поворота с блокировочными фрикционами и двухступенчатые бортовые передачи с планетарным рядом.

Ходовая часть САУ применительно к одному борту состояла из шести сдвоенных литых опорных катков диаметром 550 мм и трех поддерживающих катков. Ведущие колеса заднего расположения имели два съемных зубчатых венца с 14-ю зубьями каждый. Направляющие колеса – литые, с кривошипным механизмом натяжения гусениц.

Сборка САУ ИСУ-152 на советском заводе. Гаубица-пушка МЛ-20С калибром 152,4 мм смонтирована в рамке на бронеплите, которая затем будет установлена в броневой рубке боевой машины

Подвеска – индивидуальная торсионная.

Гусеницы стальные, мелкозвенчатые, из 86 одногребневых траков каждая. Траки штампованные, шириной 650 мм и шагом 162 мм. Зацепление цевочное.

Боевая масса ИСУ-152 составляла 46 т.

Максимальная скорость достигала 35 км/ч, запас хода – 220 км. На машинах устанавливались радиостанции ЮР или 10РК и переговорное устройство ТПУ-4-бисФ.

Экипаж включал пять человек: командира, наводчика, заряжающего, замкового и механика-водителя.

Уже в начале 1944 года выпуск ИСУ-152 стал сдерживаться нехваткой орудий МЛ-20. Чтобы выйти из этого положения, на артиллерийском заводе № 9 в Свердловске наложили ствол 122-мм корпусной пушки А-19 на люльку орудия МЛ-20С и в результате получили тяжелый артсамоход ИСУ-122 (объект 242), который за счет большей начальной скорости бронебойного снаряда – 781 м/с – представлял собой даже более эффективное противотанковое средство, чем ИСУ-152. Боекомплект машины возрос до 30 выстрелов.

Советский солдат стреляет на полигоне из зенитного крупнокалиберного 12,7-мм пулемёта ДШК, установленного на САУ ИСУ-152

Советские САУ ИСУ-122 на марше. 1-й Украинский фронт, 1945 год

Со второй половины 1944 года на некоторых ИСУ-122 стали устанавливать пушку Д-25С с клиновым полуавтоматическим затвором и дульным тормозом. Эти машины получили обозначение ИСУ-122-2 (объект 249) или ИСУ-122С. Они отличались конструкцией противооткатных устройств, люльки и ряда других элементов, в частности, новой литой маской толщиной 120–150 мм. Прицелы пушки – телескопический ТШ-17 и панорама Герца. Удобное расположение экипажа в боевом отделении и полуавтоматика пушки способствовали повышению скорострельности до 3–4 выстр/мин, по сравнению с 2 выстр/мин на танке ИС-2 и САУ ИСУ-122.

С 1944 по 1947 год было изготовлено 2790 самоходных установок ИСУ-152, 1735 – ИСУ-122 и 675 – ИСУ-122С. Таким образом, суммарный выпуск тяжелых артсамоходов – 5200 штук – превысил число изготовленных тяжелых танков ИС – 4499 единиц. Следует отметить, что, как и в случае с ИС-2, к выпуску самоходных орудий на его базе должен был подключиться Ленинградский Кировский завод. До 9 мая 1945 года там были собраны первые пять ИСУ-152, а до конца года – еще сто. В 1946 и 1947 годах производство ИСУ-152 осуществлялось только на ЛКЗ.

С весны 1944 года тяжелые самоходно-артиллерийские полки СУ-152 перевооружались установками ИСУ-152 и ИСУ-122. Их переводили на новые штаты и всем присваивали звание гвардейских. Всего до конца войны было сформировано 56 таких полков, в каждом находилась 21 машина ИСУ-152 или ИСУ-122 (часть из этих полков имела смешанный состав машин). В марте 1945 года сформировали 66-ю гвардейскую тяжелую самоходно-артиллерийскую бригаду трехполкового состава (1804 человека, 65 ИСУ-122, ЗСУ-76).

Советская САУ ИСУ-122С ведет бой в Кенигсберге. 3-й Белорусский фронт, апрель 1945 года

Советская САУ ИСУ-152 в оригинальном зимнем камуфляже с десантом на броне

Тяжелые самоходно-артиллерийские полки, приданные танковым и стрелковым частям и соединениям, в первую очередь, использовались для поддержки пехоты и танков в наступлении. Следуя в их боевых порядках, САУ уничтожали огневые точки противника и обеспечивали пехоте и танкам успешное продвижение. В этой фазе наступления САУ становились одним из основных средств отражения танковых контратак. В ряде случаев им приходилось выдвигаться вперед боевых порядков своих войск и принимать удар на себя, обеспечивая тем самым свободу маневра поддерживаемых танков.

Так, например, 15 января 1945 года в Восточной Пруссии, в районе Борове, немцы силою до одного полка мотопехоты при поддержке танков и самоходных орудий контратаковали боевые порядки нашей наступавшей пехоты, вместе с которой действовал 390-й гвардейский тяжелый самоходно-артиллерийский полк. Пехота под давлением превосходящих сил противника отошла за боевые порядки самоходчиков, встретивших удар немцев сосредоточенным огнем и прикрывших поддерживаемые подразделения. Контратака была отбита, и пехота вновь получила возможность продолжать свое наступление.

Тяжелые САУ иногда привлекались к участию в артподготовках. При этом огонь велся как прямой наводкой, так и с закрытых позиций. В частности, 12 января 1945 года во время Сандомирско-Силезской операции 368-й гвардейский полк ИСУ-152 1-го Украинского фронта в течение 107 минут вел огонь по опорному пункту и четырем артиллерийским и минометным батареям противника. Выпустив 980 снарядов, полк подавил две минометные батареи, уничтожил восемь орудий и до одного батальона солдат и офицеров противника. Интересно отметить, что дополнительные боеприпасы заранее выкладывались на огневых позициях, однако прежде всего расходовались снаряды, находившиеся в боевых машинах, иначе был бы значительно снижен темп стрельбы. Для последующего пополнения тяжелых самоходок снарядами требовалось до 40 минут, поэтому они прекращали огонь заблаговременно до начала атаки.

Советские танкисты и пехотинцы на САУ ИСУ-152. В альбоме подписано: «Наші хлопці на САУ рахаються на передову»

Весьма эффективно тяжелые САУ использовались в борьбе с танками противника. Например, в Берлинской операции 19 апреля 360-й гвардейский тяжелый самоходно-артиллерийский полк поддерживал наступление 388-й стрелковой дивизии. Части дивизии овладели одной из рощ восточнее Лихтенберга, где и закрепились. На другой день противник силою до одного полка пехоты при поддержке 15 танков начал контратаковать. При отражении атак в течение дня огнем тяжелых САУ было уничтожено 10 немецких танков и до 300 солдат и офицеров.

В боях на Земландском полуострове в ходе Восточно-Прусской операции 378-й гвардейский тяжелый самоходно-артиллерийский полк при отражении контратак успешно применял построение боевого порядка полка веером. Это обеспечивало полку обстрел в секторе 180° и более и облегчало борьбу с танками противника, атакующими с разных направлений.

Подразделения советского тяжелого самоходно-артиллерийского полка у переправы через реку Шпрее. Справа САУ ИСУ-152

Одна из батарей ИСУ-152, построив свой боевой порядок веером на фронте протяженностью 250 м, успешно отразила 7 апреля 1945 года контратаку 30 танков противника, подбив шесть из них. Батарея потерь не понесла. Лишь две машины получили незначительные повреждения ходовой части.

Еще в декабре 1943 года, учитывая, что в дальнейшем у противника могут появиться новые танки с более мощным бронированием, ГКО специальным постановлением предписал спроектировать и изготовить к апрелю 1944 года самоходно-артиллерийские установки с орудиями повышенной мощности:

Со 122-мм пушкой, имеющей начальную скорость 1000 м/с при массе снаряда в 25 кг;

Со 130-мм пушкой, имеющей начальную скорость 900 м/с при массе снаряда в 33.4 кг;

Со 152-мм пушкой, имеющей начальную скорость 880 м/с при массе снаряда в 43.5 кг.

Все эти орудия пробивали броню толщиной 200 мм на дистанции 1500–2000 м.

В ходе выполнения этого постановления были созданы и в 1944–1945 годах испытаны артсамоходы: ИСУ-122-1 (объект 243) со 122-мм пушкой БЛ-9, ИСУ-122-3 (объект 251) со 122-мм пушкой С-26-1, ИСУ-130 (объект 250) со 130-мм пушкой С-26; ИСУ-152-1 (объект 246) со 152-мм пушкой БЛ-8 и ИСУ-152-2 (объект 247) со 152-мм пушкой БЛ-10.

Экипаж ИСУ-152 на отдыхе. Германия, 1945 г

Пушки С-26 и С-26-1 спроектировали в ЦАКБ под руководством В.ГГрабина, при этом С-26-1 отличалась от С-26 только калибром трубы. Пушка С-26 калибра 130 мм имела баллистику и боеприпасы от морской пушки Б-13, но обладала рядом принципиальных конструктивных отличий, так как оснащалась дульным тормозом, горизонтальным клиновым затвором и др. Самоходы ИСУ-130 и ИСУ-122-1 изготовили на заводе № 100, и они прошли испытания с 30 июня по 4 августа 1945 года. Позднее испытания продолжили, но на вооружение обе САУ приняты не были и в серию не запускались.

Пушки БЛ-8, БЛ-9 и БЛ-10 разработало ОКБ-172 (не путать с заводом № 172), все конструкторы которого являлись заключенными. Первый опытный образец БЛ-9 изготовили в мае 1944 года на заводе № 172, а в июне установили на ИСУ-122-1. Полигонные испытания ее проводились в сентябре 1944-го, а государственные – в мае 1945 года. На последних при стрельбе произошел разрыв ствола из-за дефектов металла. Пушки БЛ-8 и БЛ-10 калибра 15 мм имели баллистику, существенно превышавшую баллистику МЛ-20, и испытывались в 1944 году.

Самоходкам с опытными образцами пушек были свойственны те же недостатки, что и остальным САУ на шасси ИС: большой вылет ствола вперед, снижавший маневренность в узких проходах; малые углы горизонтального наведения орудия и сложность его наведения, что затрудняло стрельбу по подвижным целям; невысокая боевая скорострельность из-за относительно небольших размеров боевого отделения, большой массы выстрелов, раздельно-гильзового заряжания и наличия у ряда орудий поршневого затвора; плохая обзорность из машин; малый боекомплект и сложность его пополнения в ходе боя.

Вместе с тем, хорошая противоснарядная стойкость корпуса и рубки этих САУ, достигнутая за счет установки мощных броневых плит под рациональными углами наклона, позволяла использовать их на дистанции прямого выстрела и достаточно эффективно поражать любые цели.


Самоходно-артиллерийские установки ИСУ-152 состояли на вооружении Советской Армии до конца 70-х годов, вплоть до начала поступления в войска САУ нового поколения. При этом ИСУ-152 модернизировалась дважды. Первый раз в 1956 году, когда САУ получили обозначение ИСУ-152К. На крыше рубки установили командирскую башенку с прибором ТПКУ и семью смотровыми блоками ТИП; боекомплект гаубицы-пушки МЛ-20С увеличили до 30 выстрелов, что потребовало изменения расположения внутреннего оборудования боевого отделения и дополнительных боеукладок; вместо прицела СТ-10 был установлен усовершенствованный телескопический прицел ПС-10. На всех машинах смонтировали зенитный пулемет ДШКМ с боекомплектом 300 патронов.

На САУ поставили двигатель В-54К мощностью 520 л.с. с эжекционной системой охлаждения. Емкость топливных баков увеличили до 1280л. Была усовершенствована система смазки, конструкция радиаторов стала другой. В связи с эжекционной системой охлаждения двигателя изменили и крепление наружных топливных баков.

Машины оборудовали радиостанциями 10-РТиТПУ-47.

Масса самоходки возросла до 47,2 т, однако динамические характеристики остались прежними. Запас хода возрос 360 км.

Второй вариант модернизации имел обозначение ИСУ-152М. На машину установили доработанные агрегаты танка ИС-2М, зенитный пулемет ДШКМ с боекомплектом 250 патронов и приборы ночного видения.

В ходе капитального ремонта некоторым переделкам подвергались и самоходки ИСУ-122. Так, с 1958 года штатные радиостанции и ТПУ заменялись на радиостанции «Гранат» и ТПУ Р-120.

Помимо Советской Армии, ИСУ-152 и ИСУ-122 находились на вооружении Войска Польского. В составе 13-го и 25-го полков самоходной артиллерии они принимали участие в завершающих боях 1945 года. Вскоре после войны ИСУ-152 получила и Чехословацкая народная армия. В начале 60-х один полк армии Египта также имел на вооружении ИСУ-152.

В начале 1943 г. перед командованием Красной Армии остро стал вопрос о необходимости разработки и внедрения в производство тяжелых самоходных артиллерийских установок для поражения сильно укрепленных полос обороны противника, а также для уничтожения немецких танков с большой толщиной брони, таких как САУ «Фердинанд» и нового танка "Jagdpanzer".

После создания коллективом КБ № 100 «объекта 237- - прототипа будущих танков ИС - и успешных его испытаний ГКО выдал распоряжение о скорейшем производстве новых танков ИС-1 на ЧКЗ, который в то время занимался производством тяжелого танка КВ-85. среднего Т-34 и тяжелой установки СУ-152. Последняя была построена на базе тяжелого ганка КВ-1С, оснащалась 152-мм гаубицей МЛ-20С, имела неподвижную рубку, установленную вместо башни. Эта самоходка уже успела отлично зарекомендовать себя в бигве на Курской дуге. 152-мм ее снаряды успешно пробивали броню новейших немецких танков практически с любых расстояний.

Производство танков ИС-1 на ЧКЗ постепенно вытесняло производство остальных танков. И перед конструкторами был поставлен вопрос о создании на базе новых тяжелых танков ИС установки, одинаковой по вооружению с СУ-152. Оказалось, что для постройки новой САУ требуется заново разработать боевую рубку, так как геометрически корпуса ИС и KB сильно различались. Новая броневая рубка увеличилась по высоте, что безусловно повышало заметность машины на поле боя, но и условия работы экипажа улучшились. Артсистему предполагалось оставить без изменений. Таким образом, благодаря накопленному опыту при производстве СУ-152 за короткий срок на заводе была создана САУ под индексом "объект 241".

Опытный образец вышел на испытания 21 ноября 1943 г. Машина успешно прошла их и была запущена в производство под индексом ИСУ-152. Нехватка стволов орудий МЛ-20С серьезно тормозила выпуск новых САУ, Однако уже к декабрю 1943 г. параллельно с выпуском ИСУ-122 и ИС-1 завод изготовил 30 ИСУ-152.

Конструкция силовой установки, трансмиссии, ходовой части, электро оборудования и радиооборудования ничем не отличалась от агрегатов ИС. Топливные баки имели измененную форму. Корпус был сварен из броневых плит. Внутренняя компоновка включала два отделения: управления и боевое; силовое.

Броневая рубка, изготовленная из катаных листов, стала размещаться в передней части корпуса. В ней на специальном станке располагалась 152-мм пушка-гаубица, смещенная вправо от продольной оси машины.

Командирской башенки не было, командир вел наблюдение через перископический прибор.закрепленный на крыше рубки. Для управления огнем ИСУ-152 оснащались телескопическим прицелом СТ-10 и панорамой Герца, которые обеспечивали ведение огня как прямой наводкой, так и с закрытых позиций.

Внешняя связь осуществлялась с помощью радиостанции, для внутренней служило танковое переговорное устройство. Связь с десантом, который располагался на кормовой части корпуса, велась с помощью звуковой сигнализации.
Экипаж состоял из четырех или пяти человек: командир САУ, командир орудия, механик-водитель, заряжающий и замковый. Если экипаж был сокращен до четырех человек, то обязанности замкового выполнял заряжающий.

Боекомплект ИСУ-152 составлял 20 выстрелов раздельного заряжания бронебойно-трассирующими снарядами. Остальной боекомплект составляли осколочно-фугасные гранаты и патроны к личному оружию экипажа
В процессе производства в конструкцию ИСУ-152 вносипись небопьшие изменения. На машинах более поздних выпусков была заменена радиостанция (10РК вместо ЮР), устанавливался 12.7-мм зенитный пулемет ДШК на крыше боевой рубки, была увеличена емкость внешних топливных баков.

В 1944-1945 гг. предпринимались попытки увеличения огневой мощи ИСУ-152. Дли этого в опытном порядке на самоходки устанавливались длинноствольные 152-мм пушки БЛ-8 и БЛ-10. но при испытаниях длинные стволы орудий препятствовали прохождению САУ по пересеченной местности, к тому же было выявлено множество других недостатков. Машина к производству принята не была. Эти опытные образцы сохранились до наших дней в музее в Кубинке.

С начала 1944 г. самоходные артиллерийские полки, вооруженные СУ-152. стали оснащаться установками ИСУ-152 и ИСУ-122. До конца войны было сформировано 53 таких полка, в каждом из которых находилось по 21 машине того или иного типа.

Основная задача новых полков ИСУ - поддержка наступательных операции, поэтому большинство из них находилось в резерве армий и фронтов. Огневая поддержка со стороны САУ ИСУ должна была вестись с больших расстояний, поскольку ограниченный горизонтальный сектор обстрела делал их уязвимыми при ближнем бое и подходе с фланга. В качестве истребителя танков более подходила ИСУ-122, бронепробиваемость пушки которой была намного лучше, чем у МЛ-20С, установленной на ИСУ-152. Основной задачей при применении 152-мм САУ стало выбивание противника из сильно укрепленных траншей, где бетонобойные и осколочно-фугасные снаряды самоходки просто не оставляли шанса на спасение. Хорошо зарекомендовали себя ИСУ-152 и в уличных боях, при выбивании противника из полуразрушенных зданий.

Впервые же новые самоходные установки широко были применены летом 1944 г. в операции -Багратион". Полки самоходной артиллерии особенно отличились в боях за Полоцк и Витебск. Тяжелые самоходные полки, которые придавались танковым и стрелковым соединениям, непосредственно использовались при поддержке атакующих действий пехоты и танков. В боях в Восточной Пруссии зимой 1945 г. нередко бывали случаи перехода отдельных полков противника в контрнаступление, однако мощное артиллерийское противодействие САУ ИСУ 390-го гвардейского ТСАП отражало эти попытки.

Довольно часто ИСУ-152 использовались при артподготовках. Был случай, когда при проведении Сандомирско-Силезской операции 368-й гвардейским ТСАП 1-го Украинского фронта ИСУ-152 в течение почти двух часов вела сосредоточенный огонь с закрытой позиции по четырем батареям противника.

Успешно применялась ИСУ-152 и при штурме мощных укрепленных сооружений Кенигсберга и в боях за Берлин. Она стала самой мощной САУ СССР времен Второй мировой войны. Сами за себя говорят прозвища этой грозной машины - советское «Зверобой» и немецкое "Dosenoffner" (-открыватель консервных банок»).

Выпуск ИСУ-152 не прекратился и после окончания войны. В 1956 г. эти машины прошли серьезную модернизацию. Вместо двигателя В-2ИС установили В-54К.обновили устройства связи, а также приборы наблюдения и наводки орудия. На крыше броневой рубки установили командирскую башенку с семью смотровыми блоками ТНП и прибором ТПКУ. Небольшие изменения внесли в ходовую часть, увеличили емкость топливных баков и боекомплект. Модернизированная САУ получила индекс ИСУ-152К. Позже, в 1959 г., была проведена вторая модернизация, в ходе которой узлы ходовой части были заменены на узлы танка ИС-2М. Такая машина была названа ИСУ-152М.
Улучшенные ИСУ-152М и ИСУ-152К еще долго продолжали служить в Советской Армии, принимали участие в вооруженном конфликте в Венгрии в 1956 г. Также известно, что две САУ были переданы Египту, где служили в качестве неподвижных огневых точек по берегам Суэцкого канала.

МОЩНАЯ САМОХОДНАЯ УСТАНОВКА ИСУ-152 (СУ-152)

САМОХОДНУЮ УСТАНОВКУ ИСУ-152 (СУ-152) НАЗВАЛИ

САМОХОДНУЮ УСТАНОВКУ ИСУ-152 (СУ-152) ПРОЗВАЛИ

Вступление

Когда я готовил статью про свою любимую неожиданно выяснилось что практически всех интересует ТОЛЬКО ИСУ-152 (СУ-152). Причём запросы делаются не технические а эмоциональные - расскажите мне обязательно про МОЩНУЮ самоходную установку. И обязательно озвучьте легенду про то что солдаты назвали её ЗВЕРОБОЙ, потому что сорванные её снарядами башни тигров и пантер летали над полем боя и затмевали солнце. В самом начале статьи приведены примеры таких запросов.
Сначала я удивился но потом понял, что это видимо апологеты одной очень популярной игры, в которой танки тупо сражаются с танками.
Для тех кто не в курсе азов тактики сообщаю. Воздушный бой это нормально - одни летят бомбить, другие их уничтожают. Даже бой истребителя против истребителя это нормально - чем больше сейчас собьём чужих (и не так самолётов как лётчиков) тем спокойней будет нашим бомбардировщикам в будущем.
А вот если произошёл бой между танками, то сто процентов что минимум один из командиров дурак не понимающий тактики. Почему? Читайте статьи - ЧТО СТАЛО С СУМРАЧНЫМ ГЕРМАНСКИМ ГЕНИЕМ ПОСЛЕ ЗИМЫ 41 ГОДА? и Т-44 ЛУЧШИЙ ТАНК ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ.

Ну а что касается любителей одной танковой игры, то они любят исключительно всё очень БОЛЬШОЕ И МОЩНОЕ, поэтому и ищут в поиске исключительно МОЩНУЮ самоходную установку СУ-152 (СУ-152), забывая указать что она была не только самоходной но и АРТИЛЛЕРИЙСКОЙ.

Вот как по их мнению выглядит что то заслуживающие внимания.
Обидно что про самоходную артиллерийскую установку СУ-76 запросов почти нет, хотя она имела более современную компоновку и была выпущена в количестве двенадцати тысяч против шестисот СУ-152 и полторы тысячи ИСУ-152. Ну что тут поделаешь, ведь она не была МОЩНОЙ и называлась не зверобоем а сукой.
Самое главное что многие путают эти две артиллерийские установки. И это не удивительно. У обоих одинаковое вооружение - гаубица пушка МЛ-20 калибра сто пятьдесят два миллиметра. Эти цифры естественно входят в названия обеих самоходных установок. Боевая рубка обеих самоходок напоминает бронированную коробку. А коробка она и в Африке коробка.
Ну не будем о грустном. Давайте просто посмотрим устройство самоходной установки ИСУ-152 (СУ-152) и постараемся определить у кого больше шансов у тигра или у охотника.

Устройство самоходной установки ИСУ-152 и (СУ-152)

Я прочитал статьи находящиеся в первой десятке. Вот у авторов в голове каша. Один смешал описание СУ-152 и современной гаубицы АКАЦИЯ, за одно подарив ей и вращающуюся башню и электрический привод орудия и клиновой затвор вместо поршневого. Другой, его статья на фотографиях, озвучил легенду, которая звучит примерно так. Самоходную установку создали на базе танка КВ весной сорок третьего года. Она всех разгромила на Курской дуге. Ну и конечно про летающие башни пантер и тигров. Чуть ниже я объясню почему это не возможно в принципе. Ещё автор перепутал прицельную дальность действия телескопического оптического ПРИЦЕЛА с дальностью ПРЯМОГО ВЫСТРЕЛА орудия и озвучил фантастические цифры превышающие три километра.
К сожалению он не один такой. Сейчас каждый день по телевизору рассказывают, как бандеровцы ПРЯМОЙ НАВОДКОЙ обстреливают Донецк, Луганск, далее по списку, из МИНОМЁТОВ. Вообще для совсем не грамотных поясняю - ВЫСТРЕЛ ПРЯМОЙ НАВОДКОЙ это когда траектория снаряда не ПРЕВЫШАЕТ ВЫСОТУ ЦЕЛИ.



Миномёт по определению не может стрелять прямой наводкой, потому что у него любая траектория превышает высоту цели.
А дистанция прямого выстрела ещё зависит от высоты цели. Если человек на нижней фотографии встанет на четвереньки, то дистанция прямого выстрела сократится с шестисот до трёхсот метров. При упоминании дальности прямого выстрела для танковых пушек высота цели принимается обычно два метра.





Давайте уточним. К лету сорок третьего года выпустили буквально несколько штук СУ-152 на базе танка КВ и они возможно участвовали в курской битве. Потом танк КВ перестали выпускать, заменив его на танк серии - Иосиф Сталин. Соответственно история самоходной артиллерийской установки СУ-152 на этом закончилась. К этому времени их выпустили чуть более шестисот штук. Гораздо позже, то же орудие и практически такую же боевую рубку поставили на новое шасси танка ИС-2, и юридически новую самоходную установку надо называть ИСУ-152. Но эти подробности мало кто знает и название ИСУ-152 не прижилось. Отсюда и каша в головах многих авторов.

Самоходная установка ИСУ-152 имеет простой коробчатый корпус. За основу взят танк ИС-2. Танк имел современную ходовую часть с торсионной подвеской и двигатель от Т-34, якобы форсированный.



Соответственно всё это досталось по наследству самоходной артиллерийской установке ИСУ-152.
Компоновка самоходки была самой примитивной - на корпус танка просто поставили неподвижную рубку с пушкой. Причём боевая рубка находилась в передней части корпуса. У конструкторов перед глазами были и немецкие образцы и свои разработки с более рациональной компоновкой. Но не было ни времени ни возможностей для выпуска самоходной установки другой компоновки.



Фотографии показывают что наши конструкторы имели представление о рациональных компоновках. В обоих случаях неподвижная боевая рубка расположена в задней части корпуса.
Орудие выбиралось достаточное мощное для разрушения полевых укреплений. Про тигр думали в последнюю очередь. На чём основано моё убеждение? Просто был специальный противотанковый вариант с мощнейшей 122 миллиметровой пушкой, но его в производство не пустили. Видно в конце войны тигры нас не очень беспокоили.

Противотанковый вариант самоходной установки на базе танка ИС-2. Правда были случаи, когда вместо гаубицы пушки МЛ-20 ставили пушку калибра сто двадцать два миллиметра, но это происходило потому что стволов МЛ-20 катастрофически не хватало.

Ствол с примитивным шелевым дульным тормозом и не менее примитивным поршневым затвором взяли от дальнобойной гаубицы МЛ-20



Это выдающаяся пушка, её ствол использовался на многих послевоенных системах.



Пушка Д-20 и самоходная гаубица АКАЦИЯ имеющие древний ствол от МЛ-20. Историю этого ствола можно прочитать в статье САМАЯ КРАСИВАЯ ПУШКА.



Затвор с противооткатными устройствами заняли большую часть боевого отделения. Тяжелый снаряд и примитивный поршневой затвор не позволяли сделать более двух прицельных выстрелов в минуту. Ствол мог отклоняться на двенадцать градусов в обе стороны по горизонтали и на восемнадцать градусов в верх и пять вниз. Это ограничило дальность стрельбы шестью километрами, гаубица МЛ-20 не имея таких ограничений по вертикальной наводки стреляла на восемнадцать километров. Боекомплект составлял всего двадцать снарядов.

Боевое применение самоходной установки ИСУ-152

Я не знаю встречались ли самоходные самоходки СУ-152 с тиграми на Курской Дуге, очень уж мало их было.
В дальнейшем в основном самоходные установки ИСУ-152 и СУ-152 применяли против полевых укреплений. Были случаи применения её в боях в городе. Правда в городе вместе с ИСУ-152 всегда шла пехотная штурмовая группа, которая пыталась защитить боевую машину от гранатомётчиков. Главным достоинством самоходной установки был мощный снаряд, позволяющий обрушить половину дома или сделать проход в завале перекрывавшем улицу.
А как же башни тигров летающие по воздуху и закрывающие собой солнце? Cамоходная установка появилась на фронте летом сорок четвёртого года, когда массовые танковые бои остались в прошлом и встречи с тиграми были скорее исключением чем правилом. Но встречи разумеется были, какие шансы на победу были у противоборствующих сторон?

Зверобой против тигра



Для начала давайте пройдёмся по терминам. Реальная дистанция огня - дистанция на которой попадание было осмысленным а не случайным. Для того времени это было примерно тысяча восемьсот метров.
Так вот на дистанции реального огня пушка тигра легко пробивала шестидесяти миллиметровую броню СУ-152. Орудие самоходной установки ещё более легко пробивала сто миллиметровую лобовую броню тигра. Так что и тигр и зверобой были друг для друга совсем голые. Главное было попасть первым. А вот тут у тигра было ОГРОМНОЕ преимущество. Во первых прицел. Цейс и сейчас превосходит прицелы ВОЛОГОДСКОГО ОПТИЧЕСКОГО ЗАВОДА, а про те времена и говорить нечего. Я читал о моральных мучениях командира зверобоя который подбил несколько танков с расстояния в два километра, а потом целый километр ехал и думал наградят его или расстреляют. Низкое качество оптики не позволяло ему определить пантеры он подбил или Т-34.
Оба орудия имели дульный тормоз который направлял пороховые газы в стороны и мешал наблюдать за трассером бронебойного снаряда. Наш дульный тормоз ещё умудрялся закидывать грязь с земли на оптический прицел. Здесь сказывался калибр и мощность орудия. При стрельбе в городе на дистанции пятидесяти метров от дульного тормоза гарантированно вылетали все оконные стёкла.
Второй момент скорострельность - два выстрела зверобоя против минимум шести прицельных выстрелов у тигра. На близких дистанциях ещё хуже. Пушка самоходной установки ИСУ-152 имела маленькую начальную скорость снаряда и соответственно малую дальность прямого выстрела. Во многих статьях указана дальность стрельбы прямой наводкой 3800 метров, но это от безграмотности. Тут имеется в виду на какую дальность позволял стрелять ТЕЛЕСКОПИЧЕСКИЙ ПРИЦЕЛ. А стрельба прямой наводкой предполагает что траектория снаряда не превышает высоты цели. Для стрельбы на большую дальность применялась ПАНОРАМА ГЕРЦА.
Правда иногда это помогало. Экипаж тигра пытался блокировать лесную дорогу и нарушил главное правило обороны - нельзя занимать оборону по границе леса так как лес является прекрасным ориентиром для артиллерии. Мало того сам тигр был поставлен кормой к сосне. Наш экипаж спрятал самоходку за малюсеньким холмиком и стрелял наводя по стволу сосны не видя вражеского танка. За счёт крутой траектории снаряда тигр удалось достать.
Ну и последние - у тигра орудие находилось во вращающейся башне с чудесным электрическим приводом, у нас пушка смотрящая строго вперёд. Да и количество снарядов - девяносто у тигра и двадцать у ИСУ-152.
В общем если брать чистое поле то у зверобоя против тигра шансы были, но очень маленькие.



Почему башни от тигров не могли летать над полем боя

Во всём виноваты проклятые законы физики. Если при выстреле из танка башня не слетает, то и при попадании снаряда башня слетать не должна. Мне могут возразить, что у самоходной установки ИСУ-152 не было башни и пушка была очень мощная.

Вот на фотографии современная самоходная артиллерийская установка. Причём для чистоты эксперимента сделана на базе танка. Пушка раза в два мощнее чем у ИСУ-152 при том же калибре. Башня практически не имеет брони. То есть она по определению она легче башни тигра. И при выстреле она ни куда не улетает. Почему башня должна улететь при попадании снаряда? Если я вас не убедил, то попробуйте сами выбить раму окна ударом молотка по стеклу. Пример конечно немного утрированный, но физический смысл явления он иллюстрирует.
А как же спросите вы многочисленные фотографии сорванных танковых башен? Просто башни срываются после взрыва боеприпасов.

Тяжелая самоходно-артиллерийская установка ИСУ-152 была создана на базе тяжелого танка ИС. За успехи в борьбе с немецким бронированным «зверинцем» советские солдаты дали тяжелым самоходкам уважительное прозвище «Зверобой».

В начальный период Великой Отечественной войны тяжелые самоходно-артиллерийские установки проектировались и создавались на базе тяжелого танка КВ.

Само собой разумеется, что военные захотели иметь аналогичную самоходку и на базе нового тяжелого танка, тем более что КВ-1 с с производства снимался. Постановление Государственного Комитета Обороны от 4 сентября 1943 года предписывало Опытному заводу № 100 в Челябинске совместно с техническим управлением Главного бронетанкового управления Красной армии до 1 ноября 1943 года спроектировать, изготовить и испытать артсамоход ИС-152 на базе танка ИС.

СОЗДАНИЕ

При разработке установка получила заводское обозначение «объект 241». Ведущим конструктором был назначен Г. Н. Москвин. Опытный образец изготовили в октябре. В течение нескольких недель САУ проходила испытания на Полигоне НИБТ в Кубинке и Артиллерийском научно-испытательном опытном полигоне (АНИОП) в Гороховце. 6 ноября 1943 года постановлением ГКО новую машину приняли на вооружение под обозначением ИСУ-152, а в декабре началось ее серийное производство.

Уже в начале 1944 года выпуск ИСУ-152 стал сдерживаться нехваткой орудий МЛ-20. Предвидя такую ситуацию, на артиллерийском заводе № 9 в Свердловске наложили ствол 122-мм корпусной пушки А-19 на люльку орудия МЛ-20С и в результате получили тяжелый артсамоход ИСУ-122 («объект 242»). Опытный образец установки в декабре 1943 года проходил испытания на Гороховецком полигоне. Постановлением ГКО от 12 марта 1944 года ИСУ-122 была принята на вооружение Красной армии. Серийное производство машины началось на ЧКЗ с апреля 1944 года и продолжалось до сентября 1945-го.

МОДИФИКАЦИИ

ИСУ-122 представляла собой вариант САУ ИСУ-152, в котором 152-мм гаубица-пушка МЛ-20С была заменена на 122-мм пушку А-19 обр. 1931/37 гг. При этом пришлось несколько изменить и подвижную бронировку орудия. Высота линии огня составляла 1790 мм. В мае 1944 года в конструкцию ствола пушки А-19 были внесены изменения, которые нарушили взаимозаменяемость новых стволов с ранее выпущенными. Модернизированное орудие получило наименование «122-мм самоходная пушка обр. 1931/44 гг.». Оба орудия имели поршневой затвор. Длина ствола составляла 46,3 калибра. Устройство пушки А-19 во многом было одинаково с МЛ-20С. Она отличалась от последней стволом меньшего калибра с увеличенной на 730 мм длиной, отсутствием дульного тормоза и меньшим числом нарезов. Углы вертикальной наводки составляли от -3° до +22°, по горизонтали — в секторе 10°.

В апреле 1944 года в КБ завода № 100 была создана самоходно-артиллерийская установка ИСУ-122С (ИСУ-122-2, «объект 249»), представлявшая собой модернизированный вариант ИСУ-122.

В июне установка прошла испытания в Гороховце, а 22 августа 1944 года была принята на вооружение. В том же месяце начали ее серийное производство на ЧКЗ параллельно с ИСУ-122 и ИСУ-152, которое продолжалось до сентября 1945 года. ИСУ-122С была создана на базе ИСУ-122 и отличалась от нее установкой пушки Д-25С обр. 1944 года с горизонтальным клиновым полуавтоматическим затвором и дульным тормозом. Высота линии огня составляла 1795 мм. Длина ствола — 48 калибров. За счет более компактных противооткатных устройств и казенной части пушки удалось повысить скорострельность до 6 выстр./мин. Углы вертикальной наводки составляли от -3° до +20°, по горизонтали — в секторе 10° (7° вправо и 3° влево). Внешне СУ-122С отличалась от СУ-122 стволом орудия и новой литой маской толщиной 120-150 мм.

С 1944 по 1947 год было изготовлено 2790 самоходных установок ИСУ-152,1735 — ИСУ-122 и 675 — ИСУ-122С. Таким образом, суммарный выпуск тяжелых артсамоходов — 5200 шт. — превысил число изготовленных тяжелых танков ИС — 4499 единиц. Следует отметить, что, как и в случае с ИС-2, к выпуску самоходных орудий на его базе должен был подключиться Ленинградский Кировский завод. До 9 мая 1945 года там собрали первые пять ИСУ-152, а до конца года — еще сто. В 1946 и 1947 годах производство ИСУ-152 осуществлялось только на ЛКЗ.

ПРИМЕНЕНИЕ И СЛУЖБА

С весны 1944 года тяжелые самоходно-артиллерийские полки перевооружались установками ИСУ-152 и ИСУ-122.

Одновременно полки переводили на новые штаты и всем присваивали звание гвардейских. Всего до конца войны было сформировано 56 таких полков, в каждом имелась 21 машина ИСУ-152 или ИСУ-122 (часть из этих полков — смешанного состава). 1 марта 1945 года 143-я отдельная танковая Невельская бригада в Белорусско-литовском военном округе была переформирована в 66-ю гвардейскую Невельскую тяжелую самоходно-артиллерийскую бригаду РВГК трехполкового состава (1804 человека, 65 ИСУ-122 и три СУ-76).

ПОДДЕРЖКА ПЕХОТЫ И ТАНКОВ

Тяжелые самоходно-артиллерийские полки, приданные танковым и стрелковым частям и соединениям, в первую очередь использовались для поддержки пехоты и танков в наступлении. Следуя в их боевых порядках, САУ уничтожали огневые точки противника и обеспечивали пехоте и танкам успешное продвижение. В этой фазе наступления САУ становились одним из основных средств отражения танковых контратак. В ряде случаев им приходилось выдвигаться вперед боевых порядков своих войск и принимать удар на себя, обеспечивая тем самым свободу маневра поддерживаемых танков.

Так, например, 15 января 1945 года в Восточной Пруссии, в районе Борове, немцы силою до одного полка мотопехоты при поддержке танков и самоходных орудий контратаковали боевые порядки нашей наступавшей пехоты, вместе с которой действовал 390-й гвардейский тяжелый самоходно-артиллерийский полк. Пехота под давлением превосходящих сил противника отошла за боевые порядки самоходчиков, встретивших удар немцев сосредоточенным огнем и прикрывших поддерживаемые подразделения. Контратака была отбита, и пехота вновь получила возможность продолжать свое наступление.

АРТПОДГОТОВКИ

Тяжелые САУ иногда привлекались к участию в артподготовках. При этом огонь велся как прямой наводкой, так и с закрытых позиций. В частности, 12 января 1945 года во время Сандомирско-Силезской операции 368-й гвардейский полк ИСУ-152 1-го Украинского фронта в течение 107 минут вел огонь по опорному пункту и четырем артиллерийским и минометным батареям противника. Выпустив 980 снарядов, полк подавил две минометные батареи, уничтожил восемь орудий и до одного батальона солдат и офицеров противника. Интересно отметить, что дополнительные боеприпасы заранее выкладывались на огневых позициях, однако прежде всего расходовались снаряды, находившиеся в боевых машинах, иначе был бы значительно снижен темп стрельбы. Для последующего пополнения тяжелых САУ снарядами требовалось до 40 минут, поэтому они прекращали огонь заблаговременно до начала атаки.

ПРОТИВ НЕМЕЦКИХ ТАНКОВ

Весьма эффективно тяжелые САУ использовались в борьбе с танками противника. Например, в Берлинской операции 19 апреля 360-й гвардейский тяжелый самоходно-артиллерийский полк поддерживал наступление 388-й стрелковой дивизии. Части дивизии овладели одной из рощ восточнее Лихтенберга, где и закрепились. На другой день противник силою до одного полка пехоты при поддержке 15 танков начал контратаковать. При отражении атак в течение дня огнем тяжелых САУ было уничтожено 10 немецких танков и до 300 солдат и офицеров. В боях на Земландском полуострове в ходе Восточно-Прусской операции 378-й гвардейский тяжелый самоходно-артиллерийский полк при отражении контратак успешно применял построение боевого порядка полка веером. Это обеспечивало полку обстрел в секторе 180°, что облегчало борьбу с танками противника, атакующими с разных направлений. Одна из батарей ИСУ-152, построив свой боевой порядок веером на фронте протяженностью 250 м, успешно отразила 7 апреля 1945 года контратаку 30 танков противника, подбив шесть из них. Батарея потерь не понесла. Лишь две машины получили незначительные повреждения ходовой части.

В ГОРОДСКИХ БОЯХ

На заключительном этапе Великой Отечественной войны характерной особенностью применения самоходной артиллерии стали бои в крупных населенных пунктах, в том числе хорошо укрепленных. Как известно, наступление на крупный населенный пункт является весьма сложной формой боя и по своему характеру во многом отличается от наступательного боя в обычных условиях. Боевые действия в городе почти всегда расчленялись на ряд отдельных местных боев за отдельные объекты и узлы сопротивления. Это вынуждало наступавшие войска для ведения боя в городе создавать специальные штурмовые отряды и группы, обладавшие большой самостоятельностью. В состав штурмовых групп включались самоходно-артиллерийские батареи и отдельные установки (обычно две). САУ, входившие в состав штурмовых групп, имели задачи непосредственного сопровождения пехоты и танков, отражения контратак танков и самоходных орудий противника и закрепления на занятых объектах.

Сопровождая пехоту, САУ огнем прямой наводкой с места, реже с коротких остановок уничтожали огневые точки и противотанковые орудия противника, его танки и самоходки, разрушали завалы, баррикады и дома, приспособленные для обороны, и тем самым обеспечивали продвижение войск.

Для разрушения зданий иногда применялся залповый огонь, дававший весьма хорошие результаты. В боевых порядках штурмовых групп самоходно-артиллерийские установки обычно двигались совместно с танками под прикрытием пехоты, если же танки отсутствовали, то они передвигались вместе с пехотой. В 8-й гвардейской армии 1-го Белорусского фронта в боях за польский город Познань в состав штурмовых групп 74-й гвардейской стрелковой дивизии были включены по две-три ИСУ-152 394-го гвардейского тяжелого самоходно-артиллерийского полка. 20 февраля 1945 года в боях за 8,9-й и 10-й кварталы города, непосредственно прилегавшие к южной части крепостной цитадели, штурмовая группа в составе взвода пехоты, трех ИСУ-152 и двух танков Т-34 очищала от противника квартал № 10.

Другая группа в составе взвода пехоты, двух самоходно-артиллерийских установок ИСУ-152 и трех огнеметных ТО-34 штурмовала 8-й и 9-й кварталы. В этих боях САУ действовали быстро и решительно. Они приближались к домам и в упор уничтожали размещенные в окнах, подвалах и других местах зданий немецкие огневые точки, а также проделывали проломы в стенах зданий для прохода своей пехоты. При действиях вдоль улиц самоходки двигались, прижимаясь к стенам домов и уничтожая огневые средства противника, расположенные в зданиях на противоположной стороне. Своим огнем установки взаимно прикрывали друг друга и обеспечивали продвижение пехоты и танков. Вперед самоходно-артиллерийские установки продвигались поочередно перекатами по мере продвижения пехоты и танков. В результате кварталы были быстро заняты нашей пехотой и немцы с большими потерями отошли в цитадель.

Возможно вам будет интересно:



История создания и развития.

Работы по созданию тяжелой самоходной артиллерийской установки (САУ) ИСУ-152 начались в июне 1943 года. К этому времени перед советскими конструкторами очень остро встал вопрос о разработке нового тяжелого танка для нужд Красной Армии. Используя свои предыдущие наработки по экспериментальному танку КВ-13, коллектив КБ опытного завода №100 создал "объект 237" - прототип будущих серийных танков ИС-1. После проведенных испытаний стало ясно, что новая машина обладает серьезными преимуществами перед серийно выпускавшимся в то время танком КВ-1С. Следствием этого стало распоряжение Государственного Комитета Обороны (ГКО) по скорейшему запуску этого прототипа в серию на Челябинском Кировском Заводе (ЧКЗ). Производству новых танков, получивших обозначение ИС-85 (ИС-1), был присвоен наивысший приоритет, а более ранние планы выпуска на ЧКЗ других боевых машин были скорректированы в сторону уменьшения. На тот момент ЧКЗ выпускал тяжелый танк КВ-85, средний танк Т-34 и САУ СУ-152. Последняя как раз и являлась прямой предшественницей ИСУ-152. Эта самоходка вооружалась мощной 152.4-мм гаубицей-пушкой МЛ-20С в неподвижной броневой рубке, которая ставилась вместо башни на шасси базового танка КВ-1С. Боевое крещение СУ-152 приняли на Курской Дуге, сразу же завоевав уважение как у советских, так и у вражеских солдат. Только они одни из всей советской бронетехники могли эффективно поражать грозные "Тигры", "Пантеры" и "Элефанты", за что и получили почетное прозвище "Зверобой". В ходе наступательного этапа Орловско-Курской операции СУ-152 столь же эффективно использовались по своему прямому назначению в качестве тяжелого штурмового орудия поддержки атакующих танков и пехоты.


Начало серийного выпуска танков ИС сопровождалось постепенным, но полным свертыванием производства всех выпускаемых на ЧКЗ машин других типов, в том числе и столь необходимых фронту СУ-152. Поэтому перед конструкторами танка ИС еще на этапе разработки прототипа сразу же был поставлен вопрос о создании САУ на его базе, эквивалентной СУ-152 по вооружению. На стадиях проектирования и постройки опытного образца (июнь - сентябрь 1943 г.) эта машина проходила в документах того времени как "ИС-152". Несмотря на совершенно одинаковую артсистему, для новой самоходки боевую рубку пришлось разработать заново, так как заимствовать старый ее вариант от СУ-152 оказалось невозможным из-за иной геометрической формы корпуса танка ИС по сравнению с танком КВ. Так как корпус танка ИС имел меньшую посадку, то рубка новой самоходки получилась более высокой по сравнению с СУ-152 и машина обрела свой легко узнаваемый характерный облик. Больший размер рубки повышал заметность САУ на поле боя, но в то же время обеспечивал лучшие по сравнению с СУ-152 условия работы экипажа (объем рубки был увеличен за счет несколько меньших чем у СУ-152 углов наклона скуловых и бортовых листов, а связанное с этим некоторое уменьшение защищенности компенсировали утолщением брони). Благодаря накопленному ранее опыту и достаточно большой номенклатуре заимствованных у СУ-152 деталей, прототип самоходки на базе танка ИС был построен за весьма короткий отрезок времени к концу октября 1943 года и получил обозначение "объект 241". В начале следующего месяца начались его испытания на Чебаркульском полигоне; 6 ноября 1943 года новая самоходка была принята на вооружение Красной Армии под названием ИСУ-152 и запущена в серию на ЧКЗ. Испытания первого серийного образца были проведены на Чебаркульском и Гороховецком артиллерийском полигоне, начиная с 21 ноября 1943 года. По плану первые 5 машин должны были быть сданы военной приемке уже в ноябре, а в декабре завод должен был сдать еще 30 самоходок.



Высокие боевые качества базового танка (точнее, его усовершенствованного варианта ИС-2) повлекли за собой желание высшего руководства страны и армии нарастить их выпуск по максимуму, что естественно не могло не сказаться на качестве выпускаемой продукции: в январе 1944 года гарантийных обязательств не выполнила ни одна из предъявленных на испытания самоходок ИСУ-152 (впрочем, та же участь постигла и все тестируемые ИС-2). Следствием этого было решение правительства о первоочередном приоритете повышения качества выпускаемых на ЧКЗ боевых машин, даже ценой временного прекращения работ над перспективной техникой. По докладам военной приемки, даже в апреле 1944 года заметного повышения качества не произошло, но уже летом 1944 года наметился положительный сдвиг в создавшейся ситуации: многие танки и самоходки уже отрабатывали гарантийный ресурс. Осенью того же года во многих рапортах из фронтовых частей отмечалось, что ИС-2 и самоходки на его базе уже перекрывают своей безаварийной работой гарантийные показатели. Другим следствием максимального увеличения выпуска танка ИС-2 стала полная занятость бронекорпусных мощностей ЧКЗ: все изготовляемые им корпуса предназначались для танков. Бронекорпуса для самоходок поставлял Уральский Завод Тяжелого Машиностроения.


Однако для вооружения этих бронекорпусов оказалось недостаточно гаубиц-пушек МЛ-20С. Возможно, что такая ситуация стала следствием максимального увеличения выпуска в 1943 году корпусных орудий А-19 за счет сокращения объемов производства гаубицы-пушки МЛ-20. Такое решение было принято с целью обеспечения Красной Армии средствами борьбы с новым немецким тяжелым танком Pz Kpfw VI Ausf H "Тигр". На тот момент только 122-мм орудие А-19 могло на любой дистанции бронебойным снарядом пробить лобовую броню "Тигра". В итоге, по состоянию на январь 1944 года на складах имелся достаток орудий А-19, тогда как гаубицы-пушки МЛ-20 для самоходок поступали напрямую с заводов и их не хватало; поэтому в часть выпускаемых тяжелых САУ начали устанавливать орудия А-19. Поскольку в буксируемом варианте и МЛ-20, и А-19 устанавливались на единый нормализованный лафет 52-Л-504А, то замена ствольной части особых проблем не вызвала; прототип тяжелой САУ, оснащенной 122-мм пушкой А-19 "объект 242" был построен еще в декабре 1943 года. В серию этот вариант (ИСУ-122) пошел несколько позже - с апреля месяца 1944 года. В дальнейшем вплоть до конца войны ИСУ-152 и ИСУ-122 выпускались параллельно, за этот период (по данным из книги ) было выпущено 4030 тяжелых САУ серии ИСУ.

С другой стороны, по своему артиллерийскому вооружению ИСУ-122 не имела никаких преимуществ перед базовым танком ИС-2, поэтому их выпуск после окончания войны был прекращен, а ИСУ-152 еще какое-то время оставались в производстве. К Челябинскому Кировскому Заводу в 1945 году подключился Ленинградский Кировский Завод - на нем освоили выпуск как танка-базы ИС-2, так и самоходки ИСУ-152. Всего в 1943-1947 гг. было выпущено 3242 установки ИСУ-152 , из которых 1885 пришлось на период с ноября 1943 года по май 1945 включительно .

В процессе производства в конструкцию ИСУ-152 неоднократно вводились небольшие, но важные изменения. На машинах поздних выпусков устанавливалась радиостанция 10РК (вместо 10Р), 12.7-мм зенитный пулемет ДШК (с октября 1944 года), емкость основных и дополнительных топливных баков была увеличена по сравнению с базовым танком. С целью увеличения защищенности толщину подвижной части маски орудия увеличили с 60 мм до 100 мм. На этих самоходках также была возможна установка двух дымовых шашек с электрозапалом и устройство их сброса с ручным приводом.

В течение 1944-45 гг. в опытном порядке предпринимались попытки увеличить огневую мощь самоходки - в СКБ-2 завода №100 был построен прототип "объект 246" (он же ИСУ-152-1 или ИСУ-152БМ), вооруженный мощной 152.4-мм пушкой БЛ-8, разработанной в ОКБ-172 НКВД. Большой вылет ствола сильно затруднял эксплуатацию машины, также было выявлено много прочих недостатков, из-за чего установка не была принята на вооружение. Вторым вариантом была установка пушки БЛ-10 с более коротким стволом по сравнению с БЛ-8 того же разработчика ("объект 247" или ИСУ-152-2). Но и эта САУ не была принята на вооружение по тем же самым причинам, что и "объект 246" .

Развитие самоходных установок ИСУ-152 не прекратилось и после Великой Отечественной войны. По своим боевым и эксплуатационным характеристикам они неплохо соответствовали требованиям армии 50-ых и начала 60-ых годов, поэтому оставшиеся в строю машины прошли в 1956 году серьезную модернизацию: двигатель В-2ИС был заменен на В-54К, обновлены устройства связи (установлены радиостанция Р-113 и переговорное устройство Р-120) и наблюдения (заменен прицел прямой наводки на ПУР-26, введена командирская башенка с прибором ТПКУ и семью смотровыми блоками ТНП). Изменения также коснулись ряда узлов ходовой части, были увеличены емкость топливных баков и боекомплект (30 выстрелов). Модернизированный вариант самоходки получил обозначение ИСУ-152К ("объект К-241"). Второй вариант послевоенной модернизации ИСУ-152 последовал в 1959 году - на САУ устанавливались узлы и агрегаты модернизированной версии базового танка ИС-2М. К числу важных нововведений этой модернизации относится установка прибора ночного видения. Усовершенствованная таким образом машина обозначалась как ИСУ-152М ("объект М-241") и внешне довольно заметно отличалась от первоначального варианта самоходки. Обе эти программы модернизации позволили поднять надежность и боевые свойства базовой модели ИСУ-152, что позволило ей еще долго оставаться на вооружении Советской Армии .

Устройство САУ.

Подробное описание технического устройства ИСУ-152 доступно в статье (5)здесь же отметим только те моменты, которые по каким-то причинам выпали из внимания ее авторов.

Поскольку к самоходке слова известного артиллерийского конструктора В. Г. Грабина о том, что она есть лишь повозка для пушки, применимы с гораздо большей точностью, чем к танку, имеет смысл более подробно остановиться на ее главном оружии - гаубице-пушке МЛ-20С. Это орудие было разработано группой конструкторов артиллерийского завода в Мотовилихе во главе с Ф. Ф. Петровым в 1936 г. На проектирование орудия такого класса у КБ завода уже имелось задание Главного Артиллерийского Управления. Однако Ф. Ф. Петров и его группа инженеров разработали в параллельном порядке альтернативную конструкцию. Ее неоспоримым преимуществом было использование в ней лучших узлов и механизмов от 152-мм пушки образца 1910/1934 г., которая производилась на заводе в Мотовилихе и для которой было подготовлено необходимое технологическое оборудование. По результатам сравнительных испытаний, проведенных в конце 1936 г., победителем вышла МЛ-20, которая была принята на вооружение Красной Армии под названием "152-мм гаубица-пушка образца 1937 года (МЛ-20)". Заимствованный у пушки обр. 1910/1934 г. ствол длиной в 35 калибров был снабжен мощным щелевидным дульным тормозом. Этот ствол для МЛ-20 выпускался в моноблочном, скрепленном и со свободной трубой вариантах. Гаубица-пушка имела поршневой затвор, который позволяет достичь максимальной скорострельности в 3 - 4 выстрела/мин. Открывается и закрыватся затвор поворотом рукоятки. Конструкция орудия включает в себя механизмы взаимной замкнутости и удержания гильзы эаряда под большими углами возвышения. В самоходку ИСУ-152 ставилась полностью качающаяся часть гаубицы-пушки МЛ-20 с незначительными изменениями по сравнению с буксируемым вариантом (в частности, ствол МЛ-20С был на 3 калибра короче, чем у МЛ-20). К орудию применяются следующие типы боеприпасов:

  • осколочно-фугасная пушечная граната ОФ-540
  • осколочно-фугасная стальная гаубичная граната ОФ-530
  • осколочная гаубичная граната сталистого чугуна О-530А
  • бронебойно-трассирующий остроголовый снаряд БР-540
  • бетонобойный гаубичный снаряд Г-530




Осколочно-фугасная граната ОФ-540 весом 43.56 кг по выходе из ствола имеет скорость 655 м/с и при установке взрывателя на осколочное действие наносит поражение осколками на 40 м по фронту и на 8 м в глубину. Бронебойно-трассирующий снаряд БР-540 при выходе из ствола с начальной скоростью 600 м/с пробивал на дистанции до 1500 м лобовую броню всех танков вермахта (исключая, возможно, "Тигр" Ausf B). При попадании в башню он срывал ее с погона. Вследствие своей очень большой массы в 48.8 кг (для сравнения 85-мм бронебойный снаряд имел массу 9.2 кг) даже при непробивании сильнобронированной цели (например, "Элефанта") он гарантированно выводил ее из строя из-за поломок узлов и механизмов вследствие сотрясения и поражения экипажа за счет многочисленных внутренних отколов брони. Неплохие результаты давал обстрел вражеской техники фугасными и бетонобойными снарядами. При использовании бетонобойного снаряда Г-530 по прямому назначению им пробивалась железобетонная стена толщиной около 1 м .

Боевое применение.

Организационно ИСУ-152 использовались в отдельных тяжелых самоходных полках (ОТСАП). Каждый полк имел на вооружении 21 самоходку в составе 4 батарей по 5 машин плюс одну командирскую. Частью они заменяли СУ-152 в уже существовавших подразделениях, частью (вместе с ИСУ-122) шли на формирование новых. Несмотря на одинаковую официально установленную тактику применения ИСУ-152 и ИСУ-122, их по возможности старались не смешивать в рядах одного полка, хотя были случаи наличия смешанного состава в нескольких частях. Всего было сформировано 53 ОТСАП.



Тяжелые САУ предназначались для разрушения полевых и долговременных фортификационных сооружений, борьбы с танками на дальних дистанциях, поддержки пехоты и танков в наступлении. Боевой опыт показал, что ИСУ-152 способны успешно решать все эти задачи. Выявилось и своеобразное "разделение труда" между ИСУ-152 и ИСУ-122: первые лучше подходили для штурмовых действий и борьбы с укреплениями, а последние - для истребления вражеской бронетехники. Хотя как было сказано выше, ИСУ-152 могла поражать любые типы танков и самоходок вермахта. Сами за себя говорят прозвища ИСУ-152: советское "Зверобой" и немецкое "Dosenoffner" (открыватель консервных банок). Солидное бронирование самоходки позволяло ей сближаться на огневые позиции, недоступные буксируемой артиллерии и поражать цель выстрелами прямой наводкой. ИСУ-152 обладала хорошей живучестью под огнем противника и ремонтопригодностью, отличной иллюстрацией этих качеств самоходки является страничка о боевых действиях в Заполярье на сайте Клуба военно-исторической реконструкции "4-ый егерский батальон финской армии".



Выявились в боях и слабые стороны ИСУ-152. Ограниченные углы горизонтальной наводки делали ее уязвимой к фланговым атакам. Меньший угол возвышения (20 градусов против 65 у буксируемого варианта) сужал возможности маневра огнем на больших дистанциях. Из-за использования выстрелов раздельного заряжания большой массы страдала скорострельность, что уменьшало эффективность применения самоходки против танков и в ближнем бою. Наконец, возимый запас в 20 выстрелов зачастую оказывался недостаточен в боевой обстановке, да и погрузка всего боекомплекта в закрытую боевую рубку была очень утомительной операцией, порой занимая время продолжительностью более 40 минут. Вполне очевидно, что все эти недостатки являются обратной стороной достоинств ИСУ-152. Большая эффективность огня гаубицы-пушки МЛ-20 обеспечивается именно тяжелыми крупнокалиберными снарядами раздельного заряжания. Размеры боевой рубки ограничивают их возимый боезапас и максимальный угол возвышения орудия. Добиться широкого угла горизонтального обстрела можно путем размещения орудия во вращающейся башне. В условиях войны, когда во главу угла ставились массовый выпуск и технологичность конструкции, было объективно невозможно выполнить все желаемые требования к тяжелой САУ. Даже после окончания войны потребовалось немало времени и усилий, чтобы получить самоходное орудие с надежной защитой, круговым обстрелом, высокой точностью, скорострельностью и дальнобойностью.



Однако, слабые стороны единичной самоходки ИСУ-152 опытные командиры компенсировали их коллективным использованием. При отражении танковых атак врага во избежание обхода с фланга часто практиковалось построение самоходок веером. При стрельбе с закрытых позиций к ним заранее доставлялись боеприпасы и пока часть самоходок вела огонь, другая перезаряжалась, что обеспечивало бесперебойный обстрел противника.

Но самую максимальную эффективность использования ИСУ-152 показали при штурмах укрепленных полос и городов. Мобильность, хорошее бронирование и огромная разрушительная сила 43-килограммового фугасного снаряда делали самоходку страшным врагом для окопавшегося противника. За проявленную доблесть при освобождении белорусских городов 8 ОТСАП получили их почетные наименования, а еще 3 были удостоены ордена Боевого Красного Знамени. В дальнейшем они использовались практически во всех штурмовых действиях Красной Армии. Немалая часть успеха во взятии Кенигсберга и Берлина принадлежит самоходчикам, воевавшим на ИСУ-152. Последние свои залпы во Второй Мировой войне они дали на другом конце евразийского континента в ходе операции по разгрому японской Квантунской армии.

После Второй Мировой войны ИСУ-152 еще несколько раз приняли участие в вооруженных конфликтах. Эти машины участвовали в венгерских событиях 1956 года, некоторое количество самоходок было передано Египту - там они выполняли функции неподвижных огневых точек по берегам Суэцкого канала.

Даже разоруженные ИСУ-152 продолжали служить в Советской Армии. Их ходовые части использовались в качестве базы для самоходных орудий особой мощности, пусковых установок и специальных машин обеспечения ракетных комплексов, БРЭМ. Часть разоруженных самоходок "сменила форму с военной на служебную" - работала тягачами и кантователями при аварийных ситуациях на железнодорожном транспорте. По неподтвержденным данным, незначительное количество таких спецмашин все еще состоит в инвентарном парке российских железных дорог.

Сравнение ИСУ - 152 с другими САУ.

Несмотря на кажущуюся простоту вопроса, определить место ИСУ-152 среди равноценных ей машин наших бывших противников и бывших союзников очень даже нелегко, причем здесь очень трудно избежать тех или иных субъективных оценок и мнений. Поэтому автор сразу же отказывается от каких-либо попыток выявить самоходку-"чемпиона" и двух других "призеров" по каким-либо (как правило, весьма спорным) критериям. Гораздо более уместным будет рассмотреть ИСУ-152 в свете возможных конструкторских решений для машин такого класса, которые являются уникальными для каждой из сторон, участвовавших во Второй Мировой войне. Для начала нужно определиться, в какой категории машин можно подобрать более-менее адекватные образцы для сопоставления. Термин "самоходная артиллерийская установка" трактуется очень широко и его вполне логично подразделить на следующие виды:

  • истребитель танков (английский Tank destroyer, немецкий Jagdpanzer);
  • штурмовое орудие (английский Assault gun, немецкий Sturmgeschutz);
  • самодвижущийся лафет с полуоткрытым или открытым размещением орудия (английский Self-propelled gun, немецкий Selbstfahrlafette);



ИСУ-152 может рассматриваться и как тяжелый истребитель танков, и как тяжелое штурмовое орудие. В первой категории ее уместно поставить в ряд с истребителями танков, созданных на базе машин той же весовой категории, что и советский танк ИС-1. У союзников полноценных машин такого класса не было, для своих самоходок-истребителей танков они отдавали предпочтение скорости и маневренности, жертвуя при этом броневой защитой. Многие из американских машин такого класса имели открытую сверху вращающуюся башню и относительно легкое бронирование, что скорее соответствовало немецкой концепции Panzer Jager, нежели чем полностью и хорошо бронированному JagdPanzer. А из немецких машин под перечисленные условия по большому счету подпадает только "Ягдпантера", поскольку "Элефант" и "Ягдтигр" были существенно тяжелее по массе, чем ИСУ-152. Естественно, что специализированный истребитель танков "Ягдпантера" выигрывает и по заявленной бронебойности своей 88-мм пушки StuK43, и по скорострельности с количеством возимого боезапаса. А с другой стороны, попадание бронебойного снаряда БР-540 или осколочно-фугасного ОФ-540 в любой образец бронетехники вермахта в подавляющем большинстве случаев заканчивалось выведением его из строя даже при непробитии брони, очень часто повреждения носили безвозвратный характер. И это при том, что основным в боекомплекте ИСУ-152 был именно осколочно-фугасный снаряд! Следовательно, принимая во внимание все сказанное выше, можно заметить, что ИСУ-152 имела более чем серьезные противотанковые возможности, но до полноценного истребителя танков как "Ягдпантера", СУ-100 или ИСУ-122 по скорострельности и возимому боезапасу все-таки не дотягивала.

Ягдпантера,

Ягдпантера,

Если рассматривать ИСУ-152 как тяжелое штурмовое орудие, то нашу самоходку не с чем сравнивать: ни у немцев, ни у англоамериканцев не было крупносерийных машин такого класса. Немецкие полностью бронированные штурмовые орудия строились на базе средних танков, а тяжелые САУ "Штурмтигр" имели весьма специфичную артсистему, которая накладывала жесткие ограничения на их применение, да и суммарный выпуск составил только 18 машин. Сравнивать и те, и другие с ИСУ-152 было бы явно некорректно. Существовал проект штурмового орудия калибром 150 мм на базе "Пантеры", но до его реализации в металле у немцев дело не дошло. Что же касается наших бывших союзников, то у них серийных машин того же класса, что и ИСУ-152 (полностью бронированная САУ на базе тяжелого танка), просто не было. Разумеется, и в немецких, и в англоамериканских войсках были самоходные артсистемы калибром 150, 155 мм или 6 дюймов. Но практически все они относились к классу открытых или полуоткрытых самодвижущихся (как правило, легкобронированных) лафетов на шасси средних ("Хуммель") или легких (StuIG I, II, 38t) танков - ставить их в один ряд с тяжелой полностью бронированной ИСУ-152 было бы неправильно. Наиболее близким по назначению к ИСУ-152 представителем техники вермахта был "штурмовой танк" "Брюммбэр". Однако он был построен на базе среднего танка Pz Kpfw IV и вооружен короткоствольным 150-мм орудием с низкой начальной скоростью снаряда, что не позволяет считать его достаточно полным аналогом ИСУ-152.

Хуммель,

По всей видимости, уникальность ИСУ-152 как раз и заключается в том, что эта боевая машина достаточно удачно сочетает в себе все качества, которые в армиях других стран выполняли более специализированные самоходки. Хотя основным ее назначением являлась непосредственная поддержка атакующих танков и пехоты, она имела серьезный противотанковый потенциал, а также возможность стрельбы с закрытых позиций. Соответственно и боевое применение ИСУ-152 было очень широким. При прорыве обороны противника эти самоходки могли провести артподготовку с закрытых огневых позиций (в реальности встречалось нечасто, как правило в случае отсутствия поддержки буксируемой артиллерии, но здесь важна практическая возможность такого использования). В атаке на позиции врага ИСУ-152 поддерживала своим мощным огнем танки и пехоту, поражая трудные цели типа долговременных огневых точек и блиндажей. На следующем этапе наступательной операции ИСУ-152 благодаря своей хорошей для тяжелых САУ скорости сопровождали прорвавшиеся в глубь обороны врага части, теперь уже выступая в роли истребителя танков для срыва возможных контратак противника. Наконец ИСУ-152 была более чем востребована при штурмах сильноукрепленных оборонительных полос и городов.


В немецкой армии для выполнения всех этих задач потребовалось бы до четырех различных типов машин (возможный вариант: артподготовка - "Хуммель", сопровождение в наступлении - StuH 42, истребитель танков - "Ягдпантера", бои в городе - "Брюммбэр"). Несмотря на их более узкую специализацию, они далеко не всегда имели бы перед ИСУ-152 явное преимущество (хотя ради объективности надо сказать, что в отдельных случаях ИСУ-152 могла серьезно проигрывать по своим боевым качествам более специализированной самоходке противника). Кроме того, боевая обстановка очень часто бывала такой, что какой-то тип машин из этой четверки у немцев мог отсутствовать в нужный момент - что оборачивается для ИСУ-152 еще одним плюсом.


В целом же, самоходная артиллерийская установка ИСУ-152 на момент создания и большой последующий период времени была легким в освоении, эффективным, надежным (естественно, уже после устранения "детских болезней") и универсальным средством для решения широкого круга боевых задач, стоящих перед машиной такого класса. Долгая служба в рядах Советской Армии, уважительное отношение к ней своих солдат и надлежащая оценка ее боевых качеств солдатами противника являются лучшей наградой как самой самоходке, так и ее создателям. А сами ИСУ-152 внесли более чем весомый вклад в Великую Победу над нацистской Германией и ее союзниками.

До настоящего времени сохранилось немало экземпляров ИСУ-152. Она имеется в экспозициях Артиллерийского Музея в Санкт-Петербурге и Бронетанкового Музея в Кубинке. В последнем также экспонируется упоминавшийся выше опытный вариант "объект 247", оснащенный 152.4-мм орудием БЛ-10. Захваченная у египтян ИСУ-152 демонстрируется в танковом музее в Израиле. Еще несколько ИСУ-152 служат самоходками-памятниками в различных местах России и Беларуси.






Тактико - техническая характеристика.

Характеристика ИСУ-152 Состояние на вооружении с 7 ноября 1943 г. Разработчик КБ завода № 100 Изготовитель ЧКЗ, ЛКЗ Производство серия 1944-47 гг. База тяжелый танк ИС Боевая масса, т 45.5 - 46.0 Длина, мм - с пушкой вперед 9050 - 9180 - корпуса 6770 - опорной поверхности 4310 Ширина, мм 3070 Высота, мм 2480 Клиренс, мм 460 - 470 Среднее удельное давление на грунт, кГс/см 2 0.81 - 0.82 Двигатель Марка В-2-ИС Тип 4-тактный V-образный
12-цилиндровый дизель Разработчик КБ завода № 75 Гл. конструктор И. Я. Трашутин Изготовитель завод № 75 Макс. мощность, л.с. 520 Стартер электроинерционный Система охлаждения жидкостная с вентилятором Устройства и агрегаты Электрооборудование - тип однопроводное - напряжение, В 24 и 12 - аккумуляторных батарей, шт. 2 - мощность генератора, Вт 1000 Силовая передача механическая Главный фрикцион сухого трения Коробка передач восьмискоростная, с демультипликатором Бортовые передачи двухступенчатые с планетарным рядом Ходовая часть Тип подвески независимая торсионная Тип гусеницы штампованная мелкозвенчатая Тип зацепления цевочное Направление гусеницы гребнями траков Траков в гусенице, шт. 90 Шаг трака, мм 162 Ширина трака, мм 650 Ведущие колеса - тип литые с 2 съемными венцами заднего расположения - диаметр, мм 820 - число 2 Направляющие колеса - тип литые со стальным ободом переднего расположения - диаметр, мм 550 - число 2 Способ натяжения гусеницы поворот кривошипа Поддерживающие катки - тип литые со стальным ободом - диаметр, мм 385 - число 6 Опорные катки - тип литые со стальным ободом - диаметр, мм 550 - число 12 Воздухоочиститель "Мультициклон" Запас топлива, л - основной бак 500 - дополнительные баки 360 Удельная мощность, л. с./т 11.3 - 11.4 Максимальная скорость, км/ч 35 Запас хода, км 145 - 220 Преодолеваемые препятствия - подъем, градусов 36 - крен, градусов 30 - ров, м 2.5 - стенка, м 1.0 - брод, м 1.3 - 1.5 Бронирование, мм (угол наклона, градусов) - лоб корпуса верх 90 (60) - лоб корпуса низ 90 (30) - борт корпуса 90 (0) - корма корпуса 60 (41, 49) - лоб рубки 90 (30) - скула рубки 75 (15) - борт рубки 60 (15) - корма рубки 60 (0) - маска 120 (60 подвижная часть + 60 неподвижная) - крыша 30 (90) - днище 20 (90) Экипаж, чел 5 Радиостанция 10-Р (10-РК) Переговорное устройство ТПУ-4бисФ Гарантийный срок службы, км 1000 Артиллерийское вооружение Количество х тип 1 х гаубица-пушка МЛ-20С Разработчик КБ завода № 172 Гл. конструктор Ф. Ф. Петров Изготовитель завод № 172 Калибр, мм 152.4 Тип заряжания раздельно-гильзовое Тип затвора поршневой Дальность стрельбы, м - максимальная до 13000 - прямой наводкой 3800 - прямого выстрела 800 Боевая скорострельность, выстрелов/мин 2 - 3 Начальная скорость снаряда, м/с - осколочно-фугасного 655 - 670 - бронебойного 600 Бронепробиваемость, мм (по нормали на 1000) 123 Углы наведения, градусов - вертикального от -3 до +20 - горизонтального в секторе 10 Длина нарезной части, мм 3467.1 Длина ствола, мм (клб) 4925 (32) Число нарезов 48 Длина отката нормальная, мм 875 - 1250 Давление в накатнике, атм 45 Объем жидкости в откатнике, л 22 Объем жидкости в накатнике, л 22 Номенклатура боеприпасов ОФ-450, Ф-530, Г-530
О-530А, БР-540, 30Ф25 Масса снаряда, кг 43.51 (43.56) - ОФ, 48.8 - Бр Боекомплект, выстрелов 20 (13 осколочно-фугасных + 7 бронебойных) Прицелы - прямой наводки СТ-10 (КТ-5) - с закрытых позиций стрелочный с панорамой Дополнительное вооружение Зенитный пулемет - количество х тип 1 х 12.7-мм ДШК - боекомплект, патронов 250 Автоматы в боеукладке - количество х тип 2 х ППШ (ППС) - боекомплект, патронов 421
Материал: Александр Сорокин. (Н.Новгород)

  • Шунков В. Н. Оружие Красной Армии. - Мн: Харвест, 1999. - 544 с.
  • Карпенко А. В. Тяжелые советские САУ //Танкомастер № 4, 2001
  • Желтов И. и др. Танки ИС //Танкомастер (спецвыпуск)
  • Сайт The Russian Battlefield
  • Солянкин А, Павлов М., Павлов И., Желтов И. и др. Советские тяжелые самоходные установки 1941 -1945 гг. М: Экспринт, 2005 г. 48 с.