Возникновение земледелия и скотоводства. Возникновение религии. Эпоха неолита. Зарождение земледелия и скотоводства История земледелия: возникновение, орудия

И рыболовство. Датировать время возникновения земледелия не приходится! С одной стороны, о самых начальных, самых примитивных формах выращивания съедобных растений мы не имеем никаких показаний. С другой стороны, в различных местах, в зависимости от местных условий, от наличия тех видов растений, которые могли быть культивированы, земледелие могло возникнуть раньше или позже. Совершенно искусственными представляются, поэтому, конструкции, по которым земледелие якобы возникло в одном месте земного шара и лишь оттуда распространилось по всему свету.

Как было упомянуто, существует мнение, которое относит возникновение земледелия уже к палеолиту, а именно, к ориньяко-солютрейской эпохе. Совершенно достоверно, однако, датировать земледелие только неолитом, для одних районов - ранним, для других - развитым. Так, возникновение земледелия в Средней Азии датируют 5-м тысячелетием до н. э., южнее восточноевропейской равнины, в районе Трипольской культуры, тоже в Закавказье,- 3-м тысячелетием до н. э., в Прибалтике, в центральных районах Восточной Европы, в районе Урала и в Южной Сибири - 2 тысячелетием.

Уже давно было высказано мнение, что изобретательницей земледелия была женщина. Это вполне вероятно.

По всем видимостям, земледелие развилось непосредственно из собирательства, ставшего, как мы знаем, специальной отраслью женского труда. Мы видели уже, что развитому собирательству свойственны некоторый уход за естественно произрастающими съедобными растениями и забота об их умножении. Вполне вероятна, поэтому, догадка, что женщина изобрела земледелие, наблюдая условия роста и созревания диких растений. Это делает честь наблюдательности женщины, а наблюдательность - мать изобретения.

На первых порах земледелие имело, конечно, очень ограниченные масштабы. Это было возделывание одного или растений разных видов вблизи жилища на сравнительно малом земельном участке. Но уже в таком примитивном виде земледелие давало уже новый, стабильный и не сложно добываемый вид сытной пищи. Естественно, что данному способу добывания средств для существования было предназначено развиваться с большей интенсивностью, отодвигая собирательство, охоту и рыболовство на второй, а быть может и еще более дальний план.

Болотное земледелие

Но для своего развития земледелию требуются соответствующие земельные участки. В первобытную пору не было готового поля. Кроме сухих неплодородных пустынь, вся почва или покрыта была лесом, кустарником или степными зарослями, либо существовали затопляемые низины болотистого типа. Сильно заросшая земля нуждалась в очистке и подготовке, что вынуждало применение большого труда на фоне недостатка необходимых орудий. В то время, как болотистые участки покрытые илом являли собой вполне пригодные плодородные участки для засева. Вполне вероятно поэтому, что в некоторых местностях земледелие стало развиваться именно на таких болотистых местах. Недаром болото или ил фигурирует в фольклоре различных народов в качестве символа плодородия. Возможно, что именно с таким «болотным» или «мокрым» земледелием были иногда связаны неолитические свайные поселки.

Ирригация

Для своего дальнейшего развития болотное земледелие требует все же особой земледельческой техники. Представляя естественные условия для плодородного произрастания посева, заливаемая болотистая земля может быть слишком обильна влагой. В таком случае оказывается необходимым регулировать накопление и распределение влаги при помощи системы каналов. Эту земледельческую форму мы встречаем у некоторых народностей, точнее на юго-востоке Азии, где рис является основным растением, культивируемый данным способом.

Подсечно-огневая система

Гораздо более сложным и тяжелым путем развивалось земледелие на сухих, покрытых растительностью местах. Но, преодолев все трудности, это «сухое» земледелие оказалось гораздо более прогрессивным, чем «мокрое», дав, в конечном счете, основной источник пищи большинству человечества.

А трудности были очень велики. Открытые места непригодны для земледелия: посев здесь подвергался выветриванию. Необходимо было выбирать места, естественно защищенные от ветра. Но для этого надо было освободить нужный участок от растительности. Лучше всего было подготовить такой участок в лесу, где он оставался бы естественно защищенным деревьями. Опыт поджигания сухой травы и леса, знакомый собирателям и охотникам, дал мысль поджигать лес и сеять на выжженных местах. Так, вероятно, и делалось первоначально. Но, с одной стороны, поджечь растущий лес не всегда легко, с другой стороны, огонь - опасная стихия, которая, разбушевавшись, уж не знает предела и становится угрозой для самого человека. Возникала задача выжечь в лесу такой участок, какой именно требовался, и там, где это было наиболее удобно. Эту задачу решило развитие техники. Своего рода революцию произвел здесь скромный топор. Каменный топор, в его хотя бы самом примитивном виде, дал возможность вырубить лес и кустарник, чтобы затем, когда срубленное высохнет, все это сжечь. При этом в какой-то момент было сделано еще одно важнейшее открытие: оставшаяся от пожога зола является удобрением!

Так возникает подсечно-огневая система, ставшая ведущей формой возделывания земли в первобытных обществах, имеющая распространение и посейчас у некоторых народностей и племен.

Существует наивное мнение, будто подсечно-огневое земледелие - легкое дело. В действительности оно требует ряда последовательных, хорошо согласованных, сложных операций. Прежде всего, вырубка леса каменным топором, хотя в этом, как показывали наблюдения над отсталыми земледельцами, и достигается замечательная сноровка, дается все-таки далеко не легко.

Поэтому нередко вырубается только мелкий лес, а большие деревья остаются стоять, пока, после пожара, не высохнут и не упадут сами. Когда весь срубленный лес высохнет, он сжигается. Затем участок расчищается от недогоревших частей дерева и разравнивается, причем равномерно разбрасывается зола. Существенную операцию составляет, далее, разрыхление почвы. Затем следует сев, приуроченный как раз к наступлению дождливого времени. Засеянный участок требует ухода. В частности, его необходимо огородить, чтобы охранить от вытаптывания дикими зверями. Отчаянными врагами посевов являются в особенности крупные стадные животные. Стадо слонов или кабанов в несколько минут, как ураган, уничтожает засеянный участок. Необходимо и дальнейшее наблюдение за полем, в частности полка. Когда посеянное созревает, усиливается необходимость охраны участка от зверей, появляющихся теперь, чтобы пожирать молодые ростки. Давними врагами засеянного поля являются и птицы. Охрану посевов от мелких зверей и птиц обычно несут дети, криком и шумом отгоняющие непрошенных гостей. Но весьма древним изобретением является и наше огородное чучело. По крайней мере, оно широко распространено в полевом хозяйстве современных отсталых земледельцев. Наконец, наступает сбор урожая. Ряд видов культивируемых растений даст возможность собирать урожай не сразу, а в течение известного времени, по мере надобности. Для других видов создаются разные способы хранения урожая.

Как было сказано, подсечно-огневая система неизбежно сопряжена с истощением почвы и необходимостью смены обрабатываемых участков. Но с размножением человечества свободной земли становится меньше. С другой стороны, эта система ведет постепенно к гибели лесов. Все это в особенности сказывается в малолесистых районах. При таких условиях приходится все чаще возвращаться к одному и тому же участку, дающему, однако, все меньший урожай. Некоторым выходом из этого положения является так называемая плодопеременная система, или севооборот, т. е. засевание одного участка последовательно разными культурами. Трудно сказать, была ли изобретена эта система уже в первобытную эпоху, но она существует у ряда весьма отсталых племен. Так, туземцы Меланезии сеют последовательно ямс, таро и сахарный тростник, а затем на некоторое время оставляют участок под паром.

Мотыжное земледелие

Помимо топора, с помощью которого вырубается лес, одним из простейших орудий примитивного земледелия является та же простая копательная палка, имеющая заостренный и обожженный конец, которая участвует уже в собирательстве.

Иногда эта палка имеет плоское окончание. Отсюда свое происхождение ведет лопата или заступ. Иногда на копательную палку для тяжести надевается просверленный камень. Более совершенным и более широко распространенным орудием является мотыга. Поэтому ранняя форма земледелия обычно именуется мотыжной. В самом элементарном своем виде мотыга представляет собой обыкновенный сук или побег дерева с коротким отростком. Встречаются самые различные разновидности мотыги. Развиваясь, она становится составной, имея вместо естественного отростка прикрепленное к палке особое «лезвие», деревянное, каменное, костяное, из раковины. Орудием разрыхления земли служила на севере Восточной Европы суковатка - часть ствола ели с подрубленными и заостренными сучьями.

Таковы несложные орудия примитивного земледелия. Поэтому основную роль играет в нем человеческий труд, его организация и его разделение. По распространенному мнению, мотыжное земледелие составляет дело исключительно женщины. Это не правильно. Во-первых, это сложное и длительное дело требует коллективного организованного труда большой, хорошо сплоченной человеческой группы и, следовательно, возможно только при более или менее развитом родовом строе. Для подготовки участка у современных мотыжных земледельцев обычно соединяется несколько родственных групп. В ряде производственных процедур всем, и мужчинам с женщинами, и старикам и детям, находится дело по их силам и способностям. Вырубка леса производится мужчинами, но женщины часто вырубают кустарники. Расчищают вырубленный участок мужчины и женщины совместно, огораживают его мужчины. Разравнивание и взрыхление палкой или мотыгой составляет обычно дело женщины, в котором активное участие принимают и дети.

Нередко земля растирается просто руками и так тщательно, как этого не могла бы сделать ни одна машина. Сеют совместно мужчины и женщины: мужчина идет впереди и делает палкой ямки, женщина следует за ним и, доставая из плетеной сумки зерна, засовывает их в землю и заравнивает ее руками. Наконец, дальнейшие операции - уход за посевом и сбор урожая - составляют обычно дело исключительно женщин. Таким образом, в развитом мотыжном земледелии участвуют оба пола, причем преобладающая доля постоянного труда падает все же на плечи женщины. Можно, однако, предполагать, что в самом примитивном своем виде мотыжное земледелие действительно было делом исключительно женщины, тогда как мужчина оставил за собой область охоты. Но с развитием этой формы земледелия и ее усложнением в данную область производительной деятельности стал входить и мужчина.

В благоприятных условиях климата, в особенности, конечно, в тропиках, вновь расчищенный участок дает богатый урожай нескольких сезонов подряд. Затем, однако, земля истощается и при столь примитивной ее обработке дать больше не может. К тому же,- это особое значение имеет в более теплом климате,- если успешно растет посеянное, то еще более буйно растут сорняки. Борьба с сорняками - тяжелое дело, и современные отсталые земледельческие племена предпочитают расчистить новый участок, чем очищать от сорняков старый. Так, подсечно-огневая система необходимо оказывается связанной с частой сменой обрабатываемого поля и периодической подготовкой нового участка. Покинутый участок более или менее быстро зарастает, и, в зависимости от местных условий, к нему вновь возвращаются через меньшее или большее число лет. На севере Европы для этого требовалось 40-60 лет, в тропических странах, конечно, гораздо меньше.

Земледелие возникало не только в лесных районах, как это описано выше, но и в степных, например, в степной полосе Восточной Европы. И в этих географических условиях перед первобытным земледельцем стояли не меньшие трудности освоения обрабатываемой земли, в частности тягчайшая задача уничтожения покрывавшего землю мощного слоя вековой дернины. К сожалению, вопрос о возникновении земледелия в степных областях остается, можно сказать, совершенно неисследованным. Земледелие в степных районах не требовало тех передвижек, которые были связаны с подсечно-огневой системой, однако для восстановления плодородия почвы через несколько лет ее использования и здесь обрабатываемое поле оставлялось хотя бы на небольшой срок незасеянным, пока не начиналось вновь произрастание трав. И здесь, по-видимому, в технику обработки земли в той или иной форме входило применение огня. Эта система земледелия именуется залежной, или переложной. Надо еще заметить, что степное земледелие, в особенности в условиях сурового климата и малоплодородной почвы, могло быть в хозяйстве местного первобытного населения лишь второстепенной отраслью производительной деятельности, наряду с сохранявшими основное значение охотой и рыболовством.

Мотыжное земледелие стало основной отраслью производительной деятельности развитого первобытного общества. Оно было массово распространено и сейчас удерживается у некоторых отсталых племен и народностей. Мотыжное земледелие было распространено по всей доколумбовой Америке, по всей Африке между 18° северной и 22° южной широты, по всей Океании, Индонезии и по всему Индокитаю, в значительной части Индии, в части Китая и в ряде других местностей Азии. Широко была распространена эта форма обработки земли и по всей Европе в историческом прошлом. В отдельных местностях и у отдельных народов, например у ирокезов в Северной Америке, мотыжное земледелие с культурой маиса достигало очень больших масштабов и высокого технического уровня. Прекрасно обработанные, тщательно содержимые поля маиса ирокезов приводили в изумление европейских колонистов Америки.

ТО по «Первобытному обществу» 6 класс

ВАРИАНТ

Задание 1 – Тест.

1. В каком первобытном коллективе главную роль играли родовые отноше­ния?

а) в человеческом стаде б) в родовой общине в) в государстве.

Какое занятие первобытных людей привело к возникновению земледелия?

а) охота б)скотоводство в) собирательство.

Кто управлял родовой общиной в первобытном обществе?

а) цари б) жрецы в) старейшины.

4. Первый металл, из которого древние люди научились делать орудия труда:

а) медь б)бронза в) железо.

5. Первое домашнее животное, прирученное человеком:

а)корова б) лошадь в) собака.

Какое занятие первобытных людей возникло примерно в одно время с

зем­леделием?

а)скотоводство б) охота в) обработка металлов.

В каком человеческом коллективе появилось имущественное неравенство?

а) в человеческом стаде

б) в родовой общине

в) в соседской общине.

8. Выберите причину появления религии:

а) неумение человеком объяснять явления природы

б) боязнь человека перед стихией природы

в) желание человека отличаться от животных.

Когда появился человек на Земле?

а) 2 млн. лет назад

б) 100 тыс. лет назад

в) 10 тыс. лет назад.

Задание 2.

история, исторический источ­ник, всеобщая история, кроманьонец, шаман, искусство, родовая об­щина, племя, старейшина, ремесло, знать

Задание 3 - Каковы черты первобытного человека и человекоподобной обезьяны?

Задание 4 –

Мезолит, энеолит, палеолит, неолит;

Синантроп, Неандерталец, Дриопитек. Австралопитек, Кроманьонец,

ВАРИАНТ Задание 1- Тест

Выберите главную причину появления неравенства среди людей.

а) распад родовой общины б)изменение орудий труда в) появление государства.

Что позволило первобытному человеку пережить ледниковый период?

а) собирательство

б) изобретение металлических орудий труда

в) овладение огнем.

Кто управлял племенем?

а) жрецы б) совет старейшин в) цари.

Из чего первобытные люди делали первую одежду?

а) из шелка б) из шкур диких животных в) из хлопка.

5. Несколько родовых общин, живших в одной местности:

а) человеческое стадо б)племя в) соседская община.

6. Первое орудие труда первобытного человека:

а) мотыга б) заостренный камень в) плуг.

Орудие труда, при помощи которого первобытные люди ловили рыбу.

а) гарпун б) лук в) рубило.

Что называется искусством?

а) творческое воспроизведение окружающего мира

б) стремление человека объяснить загадки природы


в) желание людей лучше охотиться.

Когда человек начал заниматься земледелием?

а) 10 тыс. лет назад

б) 3 тыс. лет назад

в) 200 тыс. лет назад.

Задание 2 Что обозначают слова и выражения:

история, вещественный источ­ник, история Древнего мира, орудия труда, религия, соседская община, племенной союз, вождь, идол, неравенство, земледелие

Задание 3 - Каковы черты первобытного общества и религии?

Задание 4 Задание 4 – выставить правильне последовательности:

Мезолит, энеолит, палеолит, неолит

;- Синантроп, Неандерталец, Дриопитек. Австралопитек, Кроманьонец,

Тема:Тесты по «Первобытному обществу» "Первобытное общество"

Апогеем развития присваивающего хозяйства раннеродовой общины было достижение относительной обеспеченности продуктами природы. Это создало условия для зарождения двух величайших достижений первобытной экономики - земледелия и скотоводства, появление которых многие исследователи вслед за Г. Чайлдом называют «неолитической революцией». Термин был предложен Чайлдом по аналогии с введенным Энгельсом термином «промышленная революция». Хотя земледелие и скотоводство не стали в неолите основными отраслями хозяйства для большей части человечества и многие племена оставались охотничьими и рыболовческими, не зная земледелия даже как вспомогательной отрасли производства, все же эти новые явления в производственной жизни сыграли огромную роль в дальнейшем развитии общества.

Изготовление керамики:
1 - спирально-жгутовая техника, Новая Гвинея; 2 - налеп, Африка

Эскимосские сани и кожаная лодка — каяк

Для возникновения производящего хозяйства требовались две предпосылки - биологическая и культурная. Перейти к доместикации можно было только там, где имелись пригодные для этого растения или животные, и только тогда, когда это было подготовлено предшествующим культурным развитием человечества.

Земледелие возникло из высокоорганизованного собирательства, в процессе развития которого человек научился заботиться о диких растениях и получении их нового урожая. Уже аборигены Австралии иногда пропалывали заросли злаков, а выкапывая ямс, зарывали его головки в землю. У семангов Малакки, в XIX в. стоявших примерно на той же стадии развития, что и бушмены, сбор дикорастущих плодов сопровождался начатками их культивирования - подрезкой верхушек деревьев, вырубанием мешавшего росту деревьев кустарника и т. п. Еще более тщательно заботились о новом урожае даров природы некоторые племена индейцев Северной Америки, собиравшие дикорастущий рис. Общества, стоящие на такой стадии хозяйственного развития, даже были обозначены немецким этнографом Ю. Липсом особым термином: «народы - собиратели урожая».

Отсюда было недалеко до настоящего земледелия, переход к которому был облегчен как появлением пищевых запасов, так и связанным с этим постепенным развитием оседлого быта.

На некоторых стоянках эпохи мезолита археологически прослежены признаки высокоорганизованного собирательства или, быть может, даже зарождавшегося земледелия. Такова, например, натуфийская культура, распространенная в Палестине и Иордании и названная по находкам в районе Вади эн-Натуф в 30 км к северо-западу от Иерусалима. Она датируется 9 тысячелетием до н. э. Основным занятием натуфийцев, как и других мезолитических племен, были охота, рыболовство и собирательство. Среди натуфийских орудий найдены каменные вкладыши, составлявшие вместе с костяной рукояткой серпы, своеобразные мотыжки из кости, а также каменные базальтовые ступки и песты, которые, по-видимому, служили для дробления зерна. Таковы же датируемые 11-9 тысячелетиями до н. э. культуры Переднего Востока, представленные верхним слоем пещеры Шанидар, поселением Зави-Чеми (Ирак) и др. Изобретательницей земледелия несомненно была женщина: возникнув из собирательства, этой специфической сферы женского труда, земледелие долгое время оставалось преимущественно женской отраслью хозяйства.

По вопросу о месте возникновения земледелия существуют две точки зрения - моноцентристекая и полицентристекая. Моноцентристы считают, что первичным очагом земледелия была Передняя Азия, откуда это важнейшее нововведение постепенно распространилось в Северо-Восточную Африку, Юго-Восточную Европу, Среднюю, Юго-Восточную и Южную Азию, Океанию, в Центральную и Южную Америку. Основной довод моноцентристов - последовательное зарождение земледельческого хозяйства в этих областях; они указывают также на то, что распространялись не столько различные земледельческие культуры, сколько сама идея земледелия. Однако накопленный к настоящему времени палеоботанический и археологический материал позволяет считать более обоснованной развитую Н. И. Вавиловым и его учениками теорию полицентризма, согласно которой возделывание культурных растений независимо возникло в нескольких самостоятельных очагах субтропической зоны. О количестве таких очагов имеются различные мнения, но основными из них, так называемыми первичными, по-видимому, можно считать четыре: Переднюю Азию, где не позднее 7 тысячелетия до н. э. культивировались ячмень и пшеница-однозернянка; бассейн Хуанхэ и прилегающие области Дальнего Востока, где в 4 тысячелетии возделывалось просо-чумиза; Южный Китай и Юго-Восточную Азию, где к 5 тысячелетию до н. э. культивировались рис и некоторые клубнеплоды; Месоамерику, где не позднее 5-4 тысячелетий возникли культуры бобов, перца и агавы, а затем маиса; Перу, где с 6 тысячелетия выращивалась фасоль, а с 5-4 тысячелетий - тыква, перец, маис, картофель и др.

Приблизительно к этому же времени относится первоначальное скотоводство. Начатки его мы видели уже в позднем палеолите - мезолите, но применительно к этому времени можно с уверенностью говорить только об одомашнении собаки. Приручению и одомашнению других видов животных препятствовали постоянные передвижения охотничьих племен. С переходом к оседлости эта преграда отпала: остеологические материалы раннего неолита отражают одомашнение свиньи, овцы, козы, а возможно, и крупного рогатого скота. О том, как шел этот процесс, можно судить на примере андаманцев: пойманных во время облавных охот поросят они не убивали, а откармливали в специальных загонах. Охота была сферой мужского труда, поэтому генетически связанное с ней скотоводство сделалось преимущественно мужской отраслью хозяйства.

Вопрос о месте возникновения скотоводства также еще остается предметом споров между моноцентристами и полицентристами. По мнению первых, это нововведение распространилось из Передней Азии, где, по современным палеозоологическим и археологическим данным, были впервые одомашнены рогатый скот, свинья, осел и, вероятно, одногорбый верблюд. По мнению вторых, скотоводство конвергентно возникало у различных групп первобытного человечества, и по крайней мере некоторые виды животных были одомашнены совершенно независимо от влияний переднеазиатского очага: двугорбый верблюд в Средней Азии, олень в Сибири, лошадь в европейских степях, гуанако и морская свинка в Андах.

Как правило, становление производящего хозяйства происходило в комплексной форме, причем возникновение земледелия несколько опережало возникновение скотоводства. Это и понятно: для одомашнения животных была необходима прочная кормовая база. Лишь в отдельных случаях одомашнить животных могли высокоспециализированные охотники, причем, как показывают этнографические данные, и в этих случаях обычно сказывалось какое-то культурное влияние оседлых земледельцев-скотоводов. Исключением не было даже одомашнение северного оленя: хотя о времени и центрах его доместикации еще идут споры, наиболее аргументирована точка зрения, по которой оленеводством занялись уже знакомые с коневодством народы Южной Сибири, подвинувшиеся в северные, неблагоприятные для лошади области.

Со временем поселения людей становились более многочисленными и постоянными. Самое яркое событие каменного века – зарождение земледелия и скотоводства . В некоторых областях Ближнего Востока, на предгорьях Северной Индии и Пакистана, на равнинах Северного Китая и в дельте реки Янцзы общины охотников и собирателей начали экспериментировать с растениями и животными. (т.е. не просто собирали дикие злаки, но выращивали их; не только охотились на диких животных, но и начали приручать их пойманных детёнышей). Это был настоящий переворот в добывании пищи. Он означал переход от присваивающей экономики, основанной на использовании ресурсов, предоставленных самой природой, к экономике производящей, к производству продуктов питания и всего необходимого для жизни.

Новые способы ведения хозяйства повлекли за собой изменение всех сторон жизни – от одежды и утвари до идеологии. Наступила новая эпоха – новый каменный век – неолит .

Земледелие по сравнению с охотой и собирательством требует больших усилий: вспашка, сев, прополка, сбор и хранение урожая – всё свободное время первых земледельцев уходило на это.

Поэтому переход к земледелию был вынужденным выбором человечества. Охотники и собиратели обращались к сельскому хозяйству лишь тогда, когда охотничьи ресурсы уже не могли прокормить их общину. Рост населения и истощение охотничьих угодий стали первым всеобщим экономическим кризисом в истории человечества . Поиски выхода из него постепенно приводили ко всё большей зависимости сначала от сбора дикорастущих растений, а затем от специально выращенных. Переход к новой жизни был постепенным и мало заметным для людей одного поколения. Сначала общины охотников силилась поближе к диким полям и охраняли урожай от диких животных. Затем, как индейцы-шошоны, охотники-собиратели начали оберегать поля от засухи, пропалывать их от сорняков, рыхлить почву весной и, наконец, высаживать зёрна.

Конечно, такой выбор был возможен не везде: для занятий земледелием нужны были благоприятный климат, плодородная почва, обилие воды для полива и, наконец, такие растения, которые давали высокий урожай. Не зависимо и приблизительно в одно и то же время земледелие зародилось на Ближнем Востоке в 8 тысячелетии до н.э., в Китае в 6 тысячелетии до н.э., в Центральной Америке в 7 тысячелетии до н.э. В этих областях найдены дикие предки растений, ставших там издревле основными сельскохозяйственными культурами: пшеница и ячмень на Ближнем Востоке и в Европе, рис и просо в Южной и Восточной Азии, кукуруза, бобы и картофель в Центральной и Южной Америке.

Земледелие не могло полностью решить продовольственную проблему при кризисе охотничьего хозяйства. Источником белковой пищи людей по-прежнему было мясо животных. Новым источником добывания мяса стало скотоводство.

Первыми прирученными животными стали собаки . Они помогали в охоте, а питались отходами со стола людей. Других животных человек смог приручить, только когда стал заниматься земледелием.

Домашние животные по размерам тела меньше своих диких предков. Сейчас известно около 50 различных видов животных разводимых человеком. Сюда входят и некоторые виды рыб (форель, карп) и медоносные пчёлы, и тутовый шелкопряд. Но всеобщее распространение и важнейшее значение для человека получили лишь несколько видов скота: корова и буйвол, овца, коза, лошадь, свинья. Кости крупного рогатого скота, овцы, козы и свиньи найдены археологами в культурном слое большинства раннеземледельческих поселений. Распределение диких предков этих домашних животных показывает, что овцы и козы были сначала одомашнены в Западной или Средневековой Азии и распространились оттуда в другие области. Дикие предки крупного рогатого скота и свиньи встречаются на всей территории Евразии и были одомашнены в разное время в зависимости от местных потребностей и обстоятельств. Дикий бык, или тур, является предком большинства пород современных коров и был одомашнен первым на Ближнем Востоке, но в Южной и Юго-Восточной Азии использовались другие виды, такие, как як, буйвол, гаур. Единственным животным индейцев Южной Америки, стала лама.

Животные были одомашнены для различных целей. В первую очередь – источник пищи, шерсти, шкур. Затем: как вьючные, как средство передвижения, удобрений для полей и, наконец, для обработки пашни. Но так было не везде. В Америке в раннеземледельческою эпоху домашний скот вообще не разводили ради мяса: южноамериканская лама с самого начала служила как вьючное животное, а альпака целилась исключительно за её тонкую шерсть.

Благодаря одомашниванию растений и животных первобытные человеческие коллективы создали экономику, способную прокормить значительно большее число людей и обеспечить более высокий уровень жизни по сравнению с охотой и собирательством. Из первых центров сельского хозяйства очень скоро начало распространяться по всему миру, постепенно заменяя старые способы добывания пищи.

Первые общины земледельцев и скотоводов возникли в районах предгорий, где произрастали дикие предки современных культурных растений и паслись стада диких коз, овец и коров. На Ближнем Востоке древнейшими очагами земледелия стали предгорья Загроса, Тавра и Ливана, образовавшие зону «плодородного полумесяца».

Она охватывала с востока, севера и запада междуречья Тигра и Евфрата. В Южной Азии самые древние следы земледелия отрыты на восточных склонах гор Северного Белуджистана, спускавшихся к долине Инда и его притоков. В Китае родиной земледелия стали холмистые равнины Юга и среднее течение реки Хуанхэ. В Новом Свете первые культурные растения появились в горных районах Южной Мексики и предгорьях Анд.

К 4 тысячелетию до н.э. сельское хозяйство в этих районах обеспечило большой рост населения и высокий уровень жизни. Это стало известно археологам по раскопкам таких посёлков, как Иерихон в Палестине, Чатал-Хююк в Малой Азии, Мегар на территории Пакистана, Банко в Северном Китае. Но узкие долины с неустойчивым и небольшим урожаем, получаемым с помощью мотыги, всё с большим и большим трудом обеспечивали жизнь растущих общин.

Земледельцы постепенно начали занимать новые области с иными условиями окружающей среды. Они поселились в плодородных, но страдающих от наводнений долинах великих рек: Тигра и Евфрата, Нила, Инда, Хуанхе и Янцзы. Поселки земледельцев появились на равнинах с более суровым климатом и твёрдыми почвами. Они поднялись выше в горы. Сельское хозяйство в этот период стало основой жизни во многих областях Старого и Нового Света. Появились новые методы приспособления к разным природным условиям с целью повышения урожаев. Эти методы сильно различались в зависимости от почв, водного режима, рельефа местности и плотности населения. Важное новшество: стали использовать животных не только для получения мяса. Первые земледельцы и скотоводы научились употреблять возобновляемые ресурсы, которые животные могли предоставить в течение жизни: молоко, масло, сыр, шерсть, удобрение для полей и их мускульную силу.

Первые земледельцы рыхлили почву и пропалывали поля простыми мотыгами. Они остались основными сельскохозяйственными инструментами на большей части Африки и Америки до прихода европейцев, а в некоторых случаях – до настоящего времени.

В Европе и Азии очень рано стали использовать тягловую силу животных. Это связано с изобретением плуга. Выход земледелия плодородных узких долин на широкие просторы степных равнин и нагорий (возможность удобрять менее плодородные земли навозом, использование плуга – значит больше площади). Так скотоводство помогло земледелию сделать следующий шаг в завоевании планеты. Дальше пошла ирригация различных систем – искусственный полив пашни. Или наоборот: строительство дамб и бассейнов, задерживающих воду и плодородный ил после окончания разлива (Инд, Нил). В Месопотамии ежегодных наводнений было недостаточно. Здесь строились грандиозные сети радиальных каналов, требовавших больших затрат для их возведения и поддержания на должном уровне. Самые древние из известных оросительных каналов обнаружены в Месопотамии в Чога-Мами и датируются 5 тысячелетием до н.э. Сложные оросительные системы строились и в других частях Азии с засушливым климатом (край пустыни Каракумы в Туркмении).

Ещё один прогрессивный способ – террасное земледелие. Террасные поля – характерная особенность пейзажа в различных областях мира: Перуанские Анды в Южной Америке, Филиппины, Греция. Оправданы были такие поля та, где население было велико. Длинные каменные стены превращали крутые горные склоны в систему плоских узких полос пашни, спускавшихся ступенями к равнинам. Террасные поля часто сочетались с системами дамб и каналов. Такая комбинация позволяла получать высокие урожаи даже очень влаголюбивых растений, например, риса.

Земледелие больших просторов, в первую очередь в долинах великих рек предопределило огромный шаг в его развитии. Несмотря на значительные затраты сил и времени оросительное земледелие на илистых почвах давало урожай, во много раз превосходящий доходы первых земледельцев предгорий. Именно в этих долинах сельское хозяйство достигло невиданного прогресса и стало основой сложения великих цивилизаций Древнего мира.

Но огромные массивы лесов были для первых земледельцев недоступны. Их освоение стало возможным позднее, с появлением сначала медных и бронзовых, а потом и железных орудий. Ещё с неолита в лесной полосе Европы и Азии земледельцы начали выжигать леса под пашни. Но только железный топор кардинально изменил ситуацию.

Итак, рождение сельского хозяйства в первую очередь изменило способы добывания пропитания, но его последствия преобразовали фактически все стороны человеческой жизни и заложили основы всех последующих достижений человечества.

Первым следствием новой экономики стало появление крупных постоянных поселений. Общины охотников часто переходили с места на место в поисках новых мест охоты. Размеры этих общин не были слишком большими и многочисленными. Охотничьи угодья могли прокормить группу из нескольких десятков человек.

Земледельцы строили свои дома из глины. В сухом климате глина, смешанная с соломой или навозом быстро высыхает и становится очень прочной. (До сих пор этот прекрасный строительный материал используется во многих южных странах).

Оседлая жизнь (люди жили в своих посёлках, как обнаружили археологи, по много столетий) и свободное от полевых работ время способствовали развитию разнообразных промыслов. Самым важным из них в раннеземледельческую эпоху было производство глиняной посуды. Гончарство – ремесло создания глиняной посуды было изобретено независимо в различных частях мира и в разное время. Самая древняя глиняная посуда происходит из Японии и датируется серединой 11 тысячелетия до н.э.

Появление керамической посуды - одно из достихений неолита. Сосуды X-VIII вв. до н.э.

Жители японских островов тогда ещё не знали земледелия, но вели осёдлый образ жизни: богатства морского побережья – рыба, моллюски – давали им возможность подолгу оставаться на одном месте. С другой стороны, в ранних земледельческих обществах Ближнего Востока, таких, как Иерихон, на ранних стадиях ещё не знали глиняной посуды. Здесь она начала появляться только в 8 тысячелетии до н.э., а в Перу и Центральной Америке земледельцы обходились без неё до 2 тысячелетия до н.э. Так что прямой связи между земледелием и глиняной посудой нет. Эта связь скорее косвенная: для охотников – собирателей эта посуда тяжела и хрупка. Её возникновение всегда совпадает с началом оседлой жизни. Посуда из глины изменила систему питания древних людей . Теперь меню первых земледельцев дополнилось различными похлёбками, кашами, т.е. всем тем, что можно приготовить в горшке. Украшавшие глиняной посуду орнаменты и рисунки скоро стали своеобразным видом первобытного искусства. В 4-3 тысячелетия до н.э. на просторах Евразии – от Испании на Западе до Китая и Японии на востоке – повсеместно появилась богато украшенная, нарядная керамика. (Изображения были самые разнообразные от геометрического орнамента до животных и даже фантастических существ.)

Кроме керамики в среде осёдлых земледельцев развивались и другие ремёсла. Человек стал уделять больше внимания своей внешности. Отсюда в ранних земледельческих обществах резко возрастает число разнообразных украшений: бусы, браслеты. Подвески. Появляется первая косметика. С открытием металла обычным предметом в доме становятся зеркала, бритвы. И конечно же меняется одежда. Изделия из шкур и кожи животных не исчезли, но домашние растения и животные дали новое сырье для производства ткани.

И наконец, в раннеземледельческую эпоху совершенно иным стал обмен . Использование вьючных животных позволило наладить устойчивые связи между отдалёнными областями. Возникновение излишков производства продуктов и зарождение ремёсел делали эти связи всё более оживленными и необходимыми. (т.е. началась торговля). Особое значение в торговле издревле имели такие продукты как вино, оливковое масло, специи, а также благовония и ткани. Торговля этими продуктами стала, например, для Греции, Финикии, Аравии основой процветания. Но самым известным примером такого рода является торговля шёлком. Великий шёлковый путь, протянувшийся от Китая до Рима в 1 тысячелетии до н.э. дал жизнь целым цивилизациям, стал причиной многих войн и связал воедино страны Старого Света.

Итак, земледелие и скотоводство изменили все стороны жизни человека. Казалось бы, покорение мира вот-вот и будет достигнуто. Но тут возникли (уже в раннеземледельческую эпоху) большие препятствия. Мы не говорим уже о трудностях, которые человек испытывал расчищая леса, строя дома и каналы и т.д. Интенсивное ведение сельского хозяйства оказалось совсем не безобидным для природы, для состояния окружающей среды. Речь идёт о засоленности почв. В Южной Месопотамии крупномасштабная ирригация привела к засоленности почв. До нас дошли письменные свидетельства из 3 тысячелетия до н.э., которые рассказывают об этом процессе. Началось снижение урожаев, постепенно пшеница была заменена более выносливым в отношении соли ячменём. К концу 3 тысячелетия до н.э. выращивание пшеницы на юге Междуречья фактически прекратилось. В Центральной Месопотамии проблема засолённости тоже возникла, но в более мягкой форме, и там расширение посевов пшеницы продолжалось до 7 века нашей эры. Кризис в сельском хозяйстве отразился и на политическом положении Южной Месопотамии: она уступила первенство центральным и северных областям как раз в начале 2 тысячелетия до н.э.

Побочным результатом пахотного земледелия была эрозия почвы, вызванная снятием защитного растительного покрова и ежегодным перепахиванием земли. Открытый плодородный слой становился беззащитным перед ливнями и ветрами. Например, на Эгейском побережье Малой Азии после нескольких столетий интенсивной распашки почва прибрежных холмов была почти полностью поражена эрозией. Вот что произошло в конце 1 тысячелетия до н.э. с греческими колониями на побережье Малой Азии: плодородный слой сносился дождями в речные долины, где он накапливался в устьях больших и малых рек. Береговая линия смещалась в сторону моря, и гавани многих городов античной эпохи оказались отрезанными от моря. Истощение земель, снижение урожаев, удаление от выгодных торговых путей – шаг: упадок греческих колоний (в значительной степени по этим причинам).

Читайте так же еще статьи по разделу:
- Краткое описание о первобытном обществе
- Первобытное человеческое стадо
- Образование рода
- Первобытные охотники

Земледелие древних людей

Примерно 13 тысяч лет назад на земле установился климат, близкий современному. Ледник отступил на север. Тундра в Европе и Азии сменилась дремучими лесами и степью. Многие озера превратились в торфяные болота. Вымерли огромные животные ледникового времени.

С отступлением ледника и появлением более богатой и разнообразной растительности увеличивается значение растительной пищи в жизни людей. В поисках пиши первобытные люди бродили по лесам и степям, собирая плоды диких деревьев, ягоды, зерна диких злаков, вырывая из земли клубни и луковицы растений, охотились . Поиски, сбор и хранение запасов растительной пищи были преимущественно женской работой.
Постепенно женщины научились не только находить полезные дикие растения, но и возделывать некоторые из них вблизи поселений. Они разрыхляли почву, бросали в нее зерна, удаляли сорняки. Для обработки почвы обычно пользовались заостренной палкой-копалкой и мотыгой. Мотыгу делали из дерева, камня, кости, оленьего рога. Раннее земледелие называют мотыжным земледелием. Мотыжное земледелие было преимущественно делом женщины. Оно обеспечило женщине почет и уважение в роде. Женщины воспитывали детей, наравне с мужчинами несли заботы о хозяйстве. Сыновья всегда оставались в роде матери, и родство передавалось от матери к сыну.
Род, в котором женщине принадлежала ведущая роль в хозяйстве, называется материнским родом , а отношения, сложившиеся между людьми в период существования материнских родов.— матриархатом.
Кроме мотыги, появились и другие земледельческие орудия. Для срезания колосьев служил серп. Он был деревянным с острыми кремневыми зубьями. Зерно выколачивали деревянными колотушками, растирали двумя плоскими камнями — зернотеркой.
Для хранения зерна и приготовления из него пищи люди нуждались в посуде. Наткнувшись на глиняную почву, размокшую от дождя, первобытные люди заметили, что мокрая глина липнет и вязнет, а затем, высыхая на солнце, становится твердой и не пропускает влагу. Человек научился лепить из глины грубые сосуды, обжигать их на солнце, а впоследствии и на огне.

Земледелие древнего человека возникло в долинах больших южных рек около семи тысяч лет назад. Здесь была рыхлая почва, ежегодно удобряемая илом, который оседал на ней во время разливов. Здесь появились первые земледельческие племена. В лесистых краях перед обработкой почвы требовалось расчистить место от деревьев и кустарника. Почва.лесистых районов, не получавшая естественного удобрения, быстро истощалась. Древним земледельцам лесистых мест приходилось часто менять участки для посевов, что требовало тяжелого и упорного труда.
Наряду со злаками древнейшие земледельцы разводили овощи. Капуста, морковь, горох были выведены древним населением Европы, картофель — коренным населением Америки.
Когда земледелие из случайного занятия сделалось постоянным, земледельческие племена повели оседлую жизнь. Каждый род селился отдельным поселком поближе к воде.

Иногда хижины строились над водой: вбивали в дно озера или реки бревна — сваи, накладывали на них другие бревна — настил, а на настиле возводили хижины. Остатки таких свайных поселений обнаружены в различных странах Европы. Древнейшие обитатели свайных построек пользовались полированным топором, изготовляли глиняную посуду, занимались земледелием.

Скотоводство древних людей

Оседлая жизнь облегчила человеку переход к скотоводству. Охотники давно уже одомашнили некоторых животных. Первой была одомашнена собака. Она сопровождала человека на охоте, охраняла стоянку. Удалось приручить и других животных — свиней, коз, быков. Покидая стоянку, охотники убивали животных. С того времени, как племена перешли к оседлости, люди пере-стали убивать пойманных детенышей животных. Они научились использовать не только мясо животных, но и их молоко.

Одомашнение животных дало человеку лучшую пищу и одеж-ду. Люди получили шерсть и пух. При помощи веретена они су-чили из шерсти и пуха нитки, затем ткали из них шерстяные ткани. Олени, быки, а позднее и лошади стали употребляться для перевозки тяжестей.

В беспредельных степях Центральной Азии, Юго-Восточной Европы и Северной Африки появились кочевые пастушеские пле-мена. Они разводили скот и выменивали мясо, шерсть и шкуры на хлеб у земледельцев, ведших оседлую жизнь. Возникает обмен — торговля. Появляются особые места, куда в известное Время собирались люди специально для обмена.

Отношения между кочевниками-скотоводами и оседлыми зем-ледельцами часто были враждебными. Кочевники нападали на оседлое население и грабили его. Земледельцы угоняли у кочев-ников скот. Скотоводство развивается из охоты и поэтому, как и охота, является главным занятием мужчины. Скот принадлежит мужчине, так же как и все, что удается получить в обмен на скот. Значение женского труда у племен, перешедших к скотоводству, отступает на задний план по сравнению с трудом мужчины. Гос-подство в роде и племени переходит к мужчине. Материнский род сменяется отцовским родом. Сыновья, раньше остававшиеся в роде матери, теперь входят в род отца, становятся его соро-дичами и могут наследовать его имущество.

Основные черты первобытнообщинного строя.

История чело-веческого общества, как это установили основоположники марк-сизма-ленинизма, проходит пять ступеней, характеризующихся особыми отношениями между людьми, возникающими в ходе производства. Эти пять ступеней следующие: первобытнообщин-ный строй, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и социалистический.

Первобытно общинный строй охватывал самый длительный период в истории человечества. Он существовал сотни тысяч лет. Первобытное общество не знало частной собственности. В эту эпоху не было неравенства. Чтобы выдержать суровую борьбу за существование, люди должны были жить и трудиться сообща, справедливо разделять совместно захваченную добычу.

Труд имел решающее значение в развитии первобытного общества и самого человека. Благодаря труду предки человека выделились из животного мира, и человек приобрел тот облик, который ему свойствен теперь. За сотни тысяч лет первобыт-ными людьми было сделано много ценных изобретений и откры-тий. Люди научились добывать огонь, изготовлять орудия и ору-жие из камня, кости, дерева, лепить и обжигать посуду из глины.

Человек научился обрабатывать землю и вырастил полезные злаки и овощи, которыми мы пользуемся сейчас; он приручил, а впоследствии и одомашнил животных, что обеспечило ему пи-тание и одежду, облегчило передвижение.

Первобытнообщинный строй был возможен тогда, когда люди обладали примитивными орудиями труда, не позволявшими им иметь излишки и вынуждавшими все делить поровну.

Первобытнообщинный строй — это коллективный труд, сов-местная собственность на землю, угодья для охоты и рыбной ловли, на плоды труда, это равенство членов общества, отсут-ствие угнетения человека человеком.