Все герои преступления и наказания достоевского. Описание главных героев романа преступление и наказание. Характеристика главных героев романа «Преступление и наказание» Достоевского. Система образов в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Раскольников на Сенной площади. Иллюстрация Дементия Шмаринова. Из фондов Музея-квартиры Ф. М. Достоевского Фотохроника ТАСС

Роман начинается следующей фразой:

«В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер…»

Достоевский начал работу над романом в 1865 году. В сентябре он сообщил подробности замысла Михаилу Каткову, редактору «Русского вестника», где планировалось опубликовать текст. Среди прочего он упомянул, что в романе «действие современное, в нынешнем году». 1865-й запомнился жителям Пе-тербурга аномальной жарой. По данным городских измерительных станций, 9 июля температура достигла максимума — 24,8 градуса по шкале Реомюра (31 градус по Цельсию); уже больше недели в городе не было дождя.

В первой части романа, рассказывая о своей жизни Раскольникову, Мармеладов сообщает, что принес домой жалованье шесть дней назад. Чиновники получали плату традиционно первого числа каждого месяца. Следовательно, разговор героев приходится на 7 июля. Убийство происходит через день после этого — 9 июля, то есть в самый жаркий день того лета. Соотнести дальнейшие собы-тия романа и реальную хронологию не составляет труда:

— 10 июля Раскольников приходит по вызову в полицейскую контору. Вечером у него начинается бред, в котором герой проводит четыре дня, о чем по про-буждении ему сообщают собравшиеся в квартире друзья и родственники, то есть с 11 по 14 июля.

— 15 июля Раскольников приходит к Соне и просит почитать ему Евангелие, про воскрешение Лазаря.

— 16 июля умирает Катерина Ивановна, после чего Раскольников теряет счет времени на два-три дня: «…точно туман упал вдруг перед ним и заключил его в безвыходное и тяжелое уединение».

— 19 июля герой выходит из этого состояния: в этот день проходят похороны Катерины Ивановны (согласно действовавшим тогда законам хоронить усопшего можно было только спустя трое суток после смерти). Тогда же происходит последний разговор героя с Порфирием Петровичем.

— В ночь на 20 июля стреляется Свидригайлов, а вечером того же дня Рас-кольников приходит на Сенную площадь, где целует землю, а потом отправ-ляется в полицейскую контору и сознается в убийстве.

В первый раз 20 июля мы видим Раскольникова у дома, где остановились его мать и сестра. Герой пришел прощаться:

«Костюм его был ужасен: всё грязное, пробывшее всю ночь под дождем, изорванное, истрепанное. Лицо его было почти обезображено от устало-сти, непогоды, физического утомления и чуть не суточной борьбы с самим собою».

Судя по всему, Раскольников попал под дождь, и неспроста: 20 июля по ста-рому стилю — Ильин день. Считается, что в этот день Илья-пророк проезжает по небу на колеснице, грохочет гром, сверкают молнии: так святой поражает бесов и преступивших закон Божий людей. Дождь в этот день очищает от зла.

Получается, что точная датировка событий «Преступления и наказания» помогает раскрыть глубинный смысл как минимум одной детали — дождя в день, когда Раскольников сдался полиции.

2. Тайна «первого раза» Сони Мармеладовой

Соня Мармеладова. Иллюстрация Дементия Шмаринова.
1935-1936 годы
De Agostini Picture Library / Getty Images

Рассказывая о жизни своего семейства, Мармеладов особенное внимание уделяет тому вечеру, когда Соня впервые выходит на панель:

«…Сонечка встала, надела платочек, надела бурнусик и с квартиры отправилась, а в девятом часу и назад обратно пришла. Пришла, и прямо к Катерине Ивановне, и на стол перед ней тридцать целковых молча выложила».

Целковый — это один серебряный рубль, а 30 рублей по меркам 1865 года — сумма колоссальная. Мать Раскольникова получала пенсию по смерти мужа 120 рублей в год. На 9 рублей 50 копеек Разумихин купил поношенной одежды: фуражку, брюки, сапоги, рубашки и белье. А сотрудницы «Малин-ника», самого известного публичного дома в Петербурге того времени, полу-чали по 30-50 копеек за ночь. Могли ли молодой девушке в первый раз столько заплатить?

Скорее всего, нет. Скорее всего, дело в том, что Достоевскому была важна тут библейская символика: 30 серебряных рублей — это 30 сребреников, за кото-рые Соня продает и предает саму себя. Число 30 еще несколько раз встречается в романе в «предательских» контекстах. Последние 30 копеек забирает у Со-не-чки «на похмелье» Мармеладов. За «30 тысяч сребреников» выкупила Свидри-гайлова из долговой тюрьмы его будущая жена Марфа Петровна, а потом не раз попрекала его этой суммой. Такую же сумму Свидригайлов предлагает Дуне Раскольниковой, чтобы она бежала с ним.

3. Тайна франта с папиросой

В блужданиях по Петербургу накануне убийства Раскольников замечает на бульваре пьяную девушку и мужчину средних лет, который ее преследует. Раскольников считает, что «франт» хочет ею воспользоваться, подбегает к городовому и призывает его как-то вмешаться в ситуацию:

«Вон он теперь отошел маленько, стоит, будто папироску сверты-вает… Как бы нам ему не дать? Как бы нам ее домой отправить, — подумайте-ка!»

Городовой отреагировал на уговор Раскольникова. Почему? Он проникся сочув-ствием к девушке, или его смутило что-то в поведении франта? Вспомним, что происходило в Петербурге в описываемое время. Из-за аномальной жары и участившихся пожаров Сенат выпустил постановление, запрещающее курить на улицах города. 3 июля был опубликован документ, в котором, впрочем, содержались достаточно общие фразы. Но полицейские стали присматриваться к каждому курильщику, а жители города не рисковали закуривать в обществен-ных местах.

Чтобы решение Сената вступило в реальную силу и были утверждены штраф-ные меры, соответствующее распоряжение должен был выпустить глава сто-личной полиции — обер-полицмейстер. Это произошло 30 июля. В новом доку-менте присутствовали уточнения, что курить нельзя возле складов с легко-воспламеняющимися веществами, около Зимнего дворца и близ всех городских церквей, а в остальных местах — можно. В описываемые дни (7-20 июля 1865 года) герои об этих послаблениях еще не знают, но к потенци-альным нарушителям уже присматриваются.

4. Тайна канавы

Канал Грибоедова. 1969 год РИА «Новости»

После убийства старухи-процентщицы Раскольников размышляет, как изба-виться от украденных вещей:

«Куда же идти? Это было уже давно решено: „Бросить всё в канаву, и концы в воду, и дело с концом“».

Всё та же канава встречается Раскольникову по дороге к дому Алены Ивановны, а потом на пути в полицейскую часть, куда он идет сознаваться в преступ-ле-нии. Получается, канава — одна из главных локаций романа наряду с ули-цами и площадями. Это слово упоминается в романе более 20 раз — и всегда в важ-ном контексте. На канаву выходит дом процентщицы, она же видна из дома Сони Мармеладовой. По набережной канавы бежит сумас-шедшая Катерина Ивановна, в ней на глазах у Раскольникова топится мещанка Афросиньюшка.

Что же это за канава? Все, кто хоть раз бывал на обзорной экскурсии по Петер-бургу, знают, что в городе есть несколько небольших каналов, которые назы-ваются канавками, но вот именно канава в городе была одна. Так петер-буржцы называли Екатерининский канал (сейчас канал Грибоедова). В первые деся-тилетия XVIII века на его месте текла маловодная речка Кривуша, или Глухая речка. Ее решили облагородить и включить в систему городских каналов — начались работы по расширению и углублению. Но даже после облагора-жи-вающих процедур канал какое-то время продолжал использоваться для слива сточных вод, фактически выполняя функцию канавы. С одной стороны, ис-пользуя в большинстве случаев именно это название Екатери-нинского канала, Достоевский передает отношение к нему местных жителей. С другой — слово «канава» как нельзя лучше подходит для описания особой атмосферы петер-бургских трущоб.

5. Тайна географии Петербурга


«План столичного города С. Петербурга, вновь снятый в 1858 году и гравированный при Военно-топографическом депо в 1860 году. Исправлен по 1865 год» (фрагмент). 1865 год На плане указаны границы полицейских частей, участков и околотков. etomesto.ru

На следующий день после убийства старухи-процентщицы Раскольников идет в полицейскую контору, куда его вызвали после жалобы хозяйки, которой он должен за квартиру. Там он встречает поручика Илью Петровича Пороха и письмоводителя Заметова. Эти сотрудники полицейского участка еще появятся на страницах романа. Заметова Раскольников увидит в трактире: письмоводитель еще скажет «в нашей-то части старуху-то убили». Пороха в конце романа герой снова встретит в полицейской конторе, когда придет с повинной:

«Раскольников отвел рукой воду и тихо, с расстановками, но внятно проговорил: „Это я убил тогда старуху-чиновницу и сестру ее Лизавету топором, и ограбил“. Илья Петрович раскрыл рот. Со всех сторон сбе-жались. Раскольников повторил свое показание».

Кажется, что во встречах Раскольникова со служителями закона нет ничего странного. Однако в реальной жизни они не могли произойти, и вот почему. Как мы помним, Раскольников живет и не платит за квартиру в Казанской полицейской части, а убивает Алену Ивановну — в Спасской. Значит, он дол-жен был оказаться в разных конторах и общаться с разными полицейскими Всего в Петербурге было 12 полицейских частей, каждая из них делилась на несколько районов со своими полицейскими конторами. Они занимались расследованием разного рода нарушений и преступлений на подве-домственной им территории. .

Откуда мы об этом знаем? В начале романа Раскольников дважды проходит по маршруту от своего дома к месту, где живет старуха-процентщица. Достоев-ский в деталях описывает его маршрут, упоминая, что герой переходит канаву (как мы выяснили выше, Екатерининский канал), которая разделяла две поли-цейские части.

Почему Достоевский проигнорировал административное деление города? С одной стороны, ради художественных целей: для концентрации напряжения ему нужно было сократить количество действующих лиц. Раскольников дол-жен был чувствовать себя загнанным в угол: испугаться вызова в поли-цейскую контору сразу после преступления, а потом еще и отбиваться от подозрений Заметова. С другой стороны, Достоевскому было важно поселить своих героев по разные стороны канавы и создать маршрут, по которому Раскольников пере-ходил символическую водную границу.

Помимо этого, у такого распоряжения географией романа есть и другой смысл. В середине 1860-х Достоевский сам жил недалеко от предполагаемого дома Раскольникова в Столярном переулке в Казанской части. В начале 1865 года он познакомился с издателем Федором Стелловским, с которым позже заключил кабальный для себя контракт на издание собрания сочинений Писатель должен был предоставить ему но-вый, ранее нигде не публиковавшийся роман. Это произведение должно было стать визит-ной карточкой нового собрания сочинений и привлечь покупателей. Без нового романа контракт не считался бы выполненным, и До-стоевский на девять лет потерял бы право печатать свои произведения. Эта возмож-ность всецело перешла бы к Стелловскому. . Жил издатель напротив Юсуповского сада — недалеко от предполагаемого дома старухи-процентщицы на Средней Подьяческой улице. Через эти места Раскольников возвращается к себе после убийства. Этим же путем летом 1865 года писатель ходил от издателя и мог осознанно вписать его в роман под влиянием собственного отрицательного опыта.

6. Тайна Алены Ивановны и процентов

Раскольников и Алена Ивановна. Иллюстрация к роману РИА «Новости»

Процентщица Алена Ивановна объясняет Раскольникову свою финансовую политику:

«Вот-с, батюшка: коли по гривне в месяц с рубля, так за полтора рубля причтется с вас пятнадцать копеек, за месяц вперед-с».

Много это или мало? Гривной, или гривенником, называли 10 копеек. То есть навар старухи с каждой выплаты составляет 10 %. Если бы Достоевский описы-вал не лето 1865 года, а чуть более раннее время, то герой мог бы пожаловаться на процентщицу в полицию. Ростовщичество практиковалось в царской России долгие годы. Власти периодически выпускали официальные документы, кото-рые регламентировали и ограничивали деятельность тех, кто давал взаймы под проценты. В частности, важным вопросом был размер этих процентов. В 1830-е годы было введено ограничение для частных лиц — не более 6 % в ме-сяц. За нарушения этих правил выносились устные преду-преждения. После повторной жалобы следовал штраф или арест. В 1864 году был выпущен новый законодательный акт, разрешивший брать с закладчиков до 10 % в месяц. Этого требовало развитие экономики, рост потребностей населения и сокращение их доходов. Поэтому Алена Ивановна в каком-то смысле знак времени. Ста-рушка становится выразителем новой эко-номической реальности и этим вызы-вает у своих клиентов негодование.

7. Тайна белой горячки и ипохондрии

Практически первое, что мы узнаем о герое, — это его плохое состояние:

«…с некоторого времени он был в раздражительном и напряженном состоянии, похожем на ипохондрию».

Медицина в XIX веке, как и сейчас, понимала под ипохондрией чрезмерное внимание к своему здоровью и постоянные опасения за свою жизнь. Даже из этой короткой цитаты понятно, что это классическое определение вряд ли применимо к Раскольникову. А вот как Достоевский описывает собственную ипохондрию в письме к своему знакомому Тотлебену: «…был слишком раздра-жителен… со способностью искажать самые обыкновенные факты и придавать им другой вид и размеры». Получается, Раскольников страдает вовсе не меди-цинской, а «достоевской» ипохондрией.

Это, впрочем, не единственная загадочная болезнь героя. После убийства Рас-кольников видит кошмарные сны, и хозяйская служанка Настасья подозревает, что в нем «кровь кричит»: «Это когда ей выходу нет и уж печенками запекаться начнет, тут и начнет мерещиться…» В XIX веке болезни с такими загадочными симптомами лечили кровопусканием — буквальным прокалыванием вен и сли-вом «лишней» крови. Однако Достоевскому важно не столько то, что кровь запекаться начала, а то, что она «кричит». Это отсылка к Библии, например к обращению Бога к Каину: «Голос крови брата твоего вопиет ко Мне». Крик или вопль о преступлении, поднимающийся к небе-сам, — достаточно популяр-ный ветхозаветный образ. Он используется приме-нительно к страшным зло-деяниям, которые впоследствии обязательно будут наказаны.

По словам нескольких персонажей, Раскольников страдает белой горячкой. Вот что говорит его мать, ссылаясь на хозяйскую служанку Настасью:

«Говорит она нам вдруг, что ты лежишь в белой горячке и только что убежал тихонько от доктора, в бреду, на улицу и что тебя побежали отыскивать».

В XIX веке понятие «белая горячка» было довольно широким, в том числе так называли внезапные и краткосрочные помешательства, не обязательно выз-ванные пьянством. Это отражено как в энциклопедических словарях того вре-мени, так и в словаре Даля. Так же понимали значение белой горячки и рецен-зенты «Преступления и наказания». Критики изданий «Русский инвалид» и «Гласный суд» обижались на то, что писатель изобразил пред-ставителя моло-дого поколения так, будто у него «все признаки белой горячки; ему только все кажется; действует он совершенно случайно, в бреду». Но ни разу не упрекнули Достоевского в том, что он сделал Раскольникова пьяницей.

Источники

  • Белов С. В. Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»: Комментарий. Книга для учителя.
  • Достоевский Ф. М. Собрание сочинений. Т. 7.
  • Тихомиров Б. Н. «Лазарь! Гряди вон». Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» в современном прочтении. Книга-комментарий.

Анализ образов главных героев в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Мир главных героев романа «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского - это мир потерянных в большом городе маленьких людей, которые пытаются найти своё место под солнцем и согреться любовью. Необычные и такие жизненные, неоднозначные и совершающие порой непонятные поступки, главные герои романа раскрывают суть произведения: смысл человеческой жизни - в любви и всепрощении.

Родион Раскольников

Бедный, но способный петербургский студент Родион Раскольников одержим идеей, которая берёт истоки в гуманизме и общечеловеческом смысле бытия: будут ли оправданы нарушения закона, если они сделаны во имя человечества? Внешние обстоятельства (нищета и вынужденное решение сестры выйти замуж по расчёту) толкают Родиона на то, чтобы проверить собственную теорию на практике: он убивает старуху-процентщицу и её сестру Лизавету, которая была на тот момент времени беременной. Именно с этого момента начинаются мытарства бедного Раскольникова:

  • даже физически он не может справиться с испытанием: несколько дней после убийства он лежит в бреду;
  • по факту убийства его начинает вызывать следователь и допрашивать: подозрения мучают студента, он теряет покой, сон, аппетит;
  • но самое главное мытарство - это совесть, которая требует возмездия за кровавое преступление, совершённое Раскольников.

Поддержку Родион находит в семье и любви - именно эти две ценности Достоевский ставит во главу угла: только благодаря матери, сестре Авдотье и Сонечке, в которую Родион влюбляется, он всё-таки приходит к выводу, что за каждое преступление человек обязан претерпеть наказание. Он сам приходит к следователю и признаётся в убийстве. После суда Сонечка едет за ним на сибирскую каторгу. От него не отказываются ни родные, ни друзья - вот та жертвенность и то всепрощение, которое возвышает человека. Прийти к осознанию собственной вины и решиться на добровольное признание помогает Родиону Сонечка Мармеладова.

Сонечка Мармеладова

Разные женские образы встречаются в русской литературе, но Соня Мармеладова - самая трагичная и одновременно с тем самая возвышенная героиня:

  • вместо презрения, которое должна вызывать проститутка, Соня симпатична и восхитительна в своём самопожертвовании: ведь она идёт зарабатывать своим телом ради семьи;
  • вместо вульгарной и грубой уличной продажной женщины читатель видит скромную, кроткую, тихую девочку, которая стыдится собственного занятия, но ничего изменить не может;
  • Раскольников поначалу ненавидит её, так как чувствует, что его влечёт к ней неудержимо: влечёт так сильно, что он вынужден ей первой рассказать о своём злодеянии, но потом понимает, что именно Сонечка - то спасение, которое Господь послал ему в утешение.

Сонечка идёт рука об руку с Родионом на протяжении всего романа. Её вера, жертвенность, кротость и светлая, чистая любовь помогает понять главному герою смысл человеческого бытия. Понять страшную ошибку, которую совершил Раскольников, позволяет ещё один центральный образ романа - Свидригайлов.

Аркадий Свидригайлов

Свидригайлов является идейным двойником Раскольникова, на примере которого Достоевский показывает, что сделала с человеком теория Родиона, когда ему всё дозволено:

  • Свидригайлов - развратный и пошлый, хоть и дворянин;
  • подозревается в убийстве;
  • шантажист.

И вместе с тем он одинок и не выдерживает тяжести собственных грехов: он заканчивает жизнь самоубийством. Вот от чего Сонечка спасает своего Родиона.

Система главных образов в романе такова, что герои дополняют друг друга и вносят свои коррективы в идейную структуру романа: не будь одного из них - система бы разрушилась. Нельзя категорично делить всех на хороших и плохих: сердце каждого человека - арена, где ежедневно сражаются добро и зло. Кто из них победит, решать только самому человеку. Именно эта борьба показана в романе с помощью главных героев, помогающих читателю правильно понять мысль великого Достоевского.

Сочинения, связанные с Достоевским:

  • «Преступление и наказание», анализ романа
  • «Преступление и наказание», краткое содержание по частям романа Достоевского
  • «Идиот», анализ романа
  • «Братья Карамазовы», краткое содержание по главам романа Достоевского

Меню статьи:

«Роман Федора Михайловича вошел в список произведений, ассоциирующихся с выражением «русская классика». «Преступление и наказание», главные герои которого живут, действуют, переживают внутренний кризис и духовное возрождение в Северной столице Российской империи, – роман сложный и многоплановый. Достоевский воссоздает картину не парадного и роскошного Петербурга, а города угрюмого, пахнущего застоявшейся водой Невы. В обстановке серого и ободранного Петербурга, подворотен и маргинальных мест, жары и духоты Сенной площади происходят события романа.

По сюжету произведения, Родион Раскольников – один из центральных персонажей романа – живет в условиях жуткой нищеты. Бедность значительно ограничивает возможности юноши: речь идет даже не о реализации способностей и талантов, но просто о выживании. Нужда толкает героя, увлекающегося идеями, описанными также в трудах немецкого философа Фридриха Ницше, на совершение преступления. Родион убивает старуху, у которой герой арендовал комнату. Между тем, Раскольников не ощутил желанного облегчения. Наоборот: наказание за содеянное пришло незамедлительно, ведь Родион сразу же почувствовал угрызения совести. Роман рисует путь духовного падения и возрождения, демонстрирует относительно нравственных норм и моральных понятий. Читатель поочередно сомневается в роли религии и убеждается в спасительном характере христианства. Роман – многоплановый и многогранный. Здесь читатель без труда найдет обращение к философской, социальной и психологической проблематике. Лучше представить атмосферу и идейную наполненность произведения Федора Михайловича позволит обращение к центральным действующим лицам произведения «Преступление и наказания».

Карта действующих лиц романа Федора Михайловича

Логика характеристики главных героев «Преступления и наказания» требует разделения персонажей на фигур первого и второго плана.

Несколько строк о предыстории написания романа

Идея написать роман появилась у Достоевского во время пребывания в тюрьме. Там писатель оказался, потому что был участником кружка Петрашевского. В порыве грусти, тоски, мук саморазложения (о чем Достоевский написал в письме к брату) российский писатель задумал создание романа, позже названного «Преступление и наказание». Федора Михайловича осудили на казнь, но в последний момент форма наказания была изменена: писателя и некоторых других «петрашевцев» сослали на каторжные работы. Автор наделил пережитым опытом и центрального персонажа романа – Раскольникова. По словам самого Достоевского, пребывание на каторге в корне изменило личность писателя: Достоевский пережил своеобразный катарсис.

Роман, с которым знаком современный читатель, – это уже вторая, расширенная версия «Преступления и наказания», чьи персонажи и события автором предполагалось ранее уместить на пяти-шести печатных листах. Первый вариант романа опубликовали в «Русском вестнике» в 1866 году. Но писатель не закончил на этом работу: через год окончательная версия романа состояла уже из шести частей и эпилога, содержащего важные социально-философские заключения.

Родион Раскольников как «дитя» биографии Достоевского

Главным героем произведения Федора Михайловича, без сомнений, является студент Родион Раскольников. Перед нами – Петербург в 60-х годах XIX века. Вышесказанное наталкивает на мысль, что Достоевский наделил Родиона многими чертами из собственного опыта и жизни. Но к рождению героя «приложили руку» и петербургские газеты: в 1865 году в газетах Северной столицы появилось множество скандальных объявлений о том, как некий Герасим Чистов из Москвы зарубил служанок одной из богатый московских мещанок. Убитыми оказались прачка и кухарка. Содеянное имело целью ограбление: убийца извлек из комнат женщин деньги и ценные вещи.

Среди прототипов Раскольникова был и француз Пьер-Франсуа Ласенер. Преступления Ласенер совершал, руководствуясь некими «высокими идеалами». Свои поступки француз не признавал преступлениями, считая себя лишь пострадавшим от рук невежественного общества.

Идейную основу романа Достоевский нашел в книге Наполеона Бонапарта. В «Жизни Юлия Цезаря» Бонапарт делится соображениями о том, всех людей можно разделить на «серую массу» и сильных личностей. Поступки сильных личностей по отношению к этой серой, безвольной массе нельзя оценивать с позиций существующих морально-нравственных норм. Эти мысли перекликаются с философией Фридриха Ницше. Литературные критики и философы спорят о том, насколько корректно связывать «Преступление и наказание» с философией Ницше. Однако наличие здесь элементов концепции о «сверхчеловеке» не вызывает сомнений.

Лучший друг Раскольникова – Разумихин – считал, что в Родионе словно живут две личности. Первая – добрая, отзывчивая, страдающая, а вторая – жестокая и холодная. Портрет Раскольникова – это описание амбивалентного человека, в котором происходит борьба добра со злом.

Перед взглядом читателя Родион предстает в разных ипостасях: это любящих брат, заботливый сын, добрый товарищ и друг, готовый поддержать в любую минуту и даже отдать нуждающемуся последние деньги. Раскольников благородно заступается за Соню, желая помочь девушке. С другой стороны, герой постоянно мечется в маятниковом движении к другой, темной своей стороне. Эта сторона представляет Родиона как холодного, замкнутого, неприветливого человека. Это – талантливый студент, вынужденный бросить учебу из-за нехватки средств. Жизненная нужда способствует тому, что сердце Родиона постепенно очерствело, а сам он стал нелюдимым, жестоким человеком. Нищета вызывает в душе человека озлобленность. В порыве злобы, убежденный в социальной несправедливости и собственном превосходстве, Раскольников убивает старуху-ростовщицу.

Раскольников действительно талантливый молодой человек. Об этом говорит и следователь, ведущий дело об убийстве старухи-процентщицы, – Порфирий Петрович. Однако талант, даже гениальность Родиона имеют и обратную сторону – это непомерная гордыня, самолюбие. Раскольников следует за Наполеоном, считая, что людей можно разделить на две категории: первая категория людей имею право на любой поступок, так как являются сильными, властными личностями, цель которых – изменить мир. Ради этой цели такие личности в праве выбрать любые средства, даже если потребуется лишить жизни «тварь дрожащую». «Тварями» Раскольников называл вторую категорию людей – безликую массу, покоряющуюся властным «право имеющим».

Поступок привел к тому, что Родион кардинально переосмыслил свою жизнь и усомнился в прежде непоколебимых идеалах. Юноша ощутил жалость к жертвам собственного преступления. Не желая оказаться в тюрьме, Раскольников умело избегает следователей. Поступок толкнул героя в объятия самого страшного палача – совести. Достоевский демонстрирует нам, что наиболее ужасающий суд за наши прегрешения происходит вовсе не вовне, а внутри нас. Впоследствии, Раскольников, открывшись Соне Мармеладовой, самостоятельно идет к следователю с повинной.

Фигуры второго плана

Сонечка Мармеладова

Соня оказалась для Раскольникова самым близким человеком. Девушка находилась в похожем положении: нищета, жестокая мачеха – все эти жизненные невзгоды вынудили Соню выйти на грязную петербургскую улицу, чтобы предложить свое тело на продажу. Проституция, между тем, не сделала душу Сони менее чистой. Наоборот: ситуация демонстрирует жертвенность героини, способность забыть о себе ради близких людей.

Кроткая, робкая девушка тоже одинока: Раскольников – как и она, натура страдающая – оказывается ей человеком близким. Постепенно Раскольников отзывается на любовь Сони, хотя вначале не принимает девушку. Родион, возможно, не любил Соню такой же любовью, как она его. Однако чувство сильного духовного родства способствовало тому, что Родион раскаялся в содеянном. Вместе с возлюбленным Соня отправляется в ссылку, где духовное возрождение Раскольникова продолжается в русле возвращения к идеалам христианства.

Старуха-ростовщица

Старуху, пансионом которой пользовался Родион, звали Аленой Ивановной. Старушке было около 60-ти лет. Она и сестра проживали в хорошей квартире. Чистая, уютная, добротная обстановка говорили о том, что Алена Ивановна нужны не испытывала. Аренда, ростовщические дела давали старушке хороший и регулярный доход.

– тема многих его произведений. Предлагаем читателям ознакомиться с образом северной столицы.

Образ жизни героини – замкнутый. Общество и окружающие люди вызывают у нее скорее недоверие, некоторый страх, поэтому лишних контактов Алена Ивановна избегает. Несмотря на занятие ростовщичеством, старушка ведет дела аккуратно, честно и справедливо. Кроме сдачи комнат в аренду, она также промышляет тем, что позволяет закладывать вещи за деньги.


Раскольников же считает Алену Ивановну воплощением вселенского зла. Однажды Родион задумывает избавить человечество от «твари дрожащей» Алены Ивановны, берет топор и убивает ростовщицу.

Лизавета

Несчастная, немая женщина, сводная сестра Алены Ивановны. Лизавета терпит издевки от сестры, потому что та считает сестру неполноценной, недоразвитой обузой. Раскольников осуждает Алену Ивановну за то, что та мучит Лизавету, по сути держа ее за прислугу – за кухарку, прачку, уборщицу и прочее.

Женщина имела доброе сердце: как-то раз она зашила Раскольникову одежду. Родион жалел Лизавету и не хотел убивать ее. Герой надеялся, что Лизавета уйдет и в квартире останется одна Алена Ивановна. Однако несчастная вернулась раньше, и Родион был вынужден убить ее.

Мармеладов

Семен Захарович страдает алкоголизмом. Когда-то он служил чиновником, но спился, потеряв должность. Мужчина отличается добротой, отзывчивостью. Однако Семену также свойственна слабость характера. Вредная привычка Мармеладова пагубно сказалась на семье бывшего чиновника: постепенно Мармеладовы сильно обнищали.

Мать Раскольникова

Пульхерия Александровна очень любит сына – Родиона. Женщина тоже страдает от нищеты, стараясь помочь Раскольникову. Однако ее средств не хватает, чтобы обеспечить себя и сына. Вместе с Раскольниковой живет Дуня – ее дочь. Бедственное положение Пульхерия Александровна старается решить путем замужества дочери.

Предполагаемый муж Дуни

Петр Петрович предполагается зятем Пульхерии Александровне. Впрочем, Лужин не против женитьбы на Дуне: не от любви, а лишь для удовлетворения собственного эго. Лужина нельзя назвать приятным человеком: герою свойственна расчетливость, самолюбие. Лужин описан состоятельным мужчиной среднего возраста.

Сестра Раскольникова

Дуня описана привлекательной девушкой с хорошим образованием. Свидригайлов дал Дуне работу, но, когда мужчина начал вести себя неподобающе по отношению к девушке, Дуня покинула работу. Сестра очень любит Раскольникова, а ради благополучия семьи девушка готова даже стать женой Лужина. В конце романа Дуню берет в жены Разумихин.

Екатерина Мармеладова

Катерина Ивановна приходится Семену Мармеладову женой. Заболевшая чахоткой (туберкулезом) женщина испытывает страдания от приверженности мужа к стакану, ведь Мармеладов спускает все средства на выпивку.

В отчаянии Катерина просит падчерицу Соню – старшенькую Мармеладову – помочь семье, продавая тело. После смерти Мармеладова, Раскольников отдает Катерине Ивановне последние деньги, стараясь хоть чем-то помочь вдове. В конце концов, Мармеладова умирает, измученная болезнью.

Разумихин

Дмитрий Прокофьевич – лучший друг главного героя «Преступления и наказания». Писатель создает Дмитрия как совершенно положительного персонажа. Юноше свойственны благородность, честность и преданность близким людям. Разумихин тоже страдает от бедности и нужды, но продолжает обучение. Дмитрий – один из немногих людей, кто замечает изменения в Раскольникове и пытается помочь товарищу. В конце повествования становится мужем Дуни.

Свидригайлов

Аркадий Иванович – мужчина около 50-ти лет. Свидригайлов овдовел, однако у него есть дети, хоть он и не считает себя хорошим отцом. До кончины жены Аркадий Иванович жил в достатке, но отличался сумасбродным. Свидригайлов описан злодеем, мошенником и сладострастником. Литературные критики иногда называют Свидригайлова близнецом Раскольникова: Аркадий Иванович исповедует ту же философию о сильных личностях, которым все позволено, что и Родион Раскольников.


Раскольников, между тем, считает Свидригайлова скверным и пустым человеком. Достоевский наделяет Аркадия Ивановича такими чертами, как грешность, низость, мрачность и склонность к посещению «грязных мест».

Жена Свидригайлова

Марфу Петровну Достоевский описал как богатую женщину, которая, влюбившись в Свидригайлова, выкупает того из заключения. Впоследствии Марфа Петровна и Свидригайлов женятся. Марфа испытывает к мужу искреннюю любовь, при этом разрешая тому иметь интрижки с простолюдинками. Однако романы с равными по статусу женщинами Марфа Петровна все же Свидригайлову запрещала. В романе Свидригайлов – вдовец, но читателю не сообщается, как именно умерла его жена.

Лебезятников

Андрей Семенович – товарищ Лужина. Фамилия героя говорит сама за себя: Лебезятников – неприятный персонаж, типичный чиновник-подлиза.

Доктор Зосимов

Хороший знакомый Разумихина. Когда Раскольников заболел после убийства старухи и Лизаветы, Зосимов лечил Родиона.

Заметов

Александр Григорьевич – персонаж, относящийся к взяточному типу чиновника. Заметов работает в конторе мелким секретарем. Читатель встречает этого героя, когда тот общается с Раскольниковым касательно совершенного преступления.

Никодим Фомич

Добряк, работник полицейского отдела. Персонаж описан добрым, открытым, серьезным и мудрым мужчиной. У Никодима Фомича есть помощник – Илья Петрович. Персонаж отличается стойкими принципами. В разговоре с ним Родион говорит об убийстве Алены Ивановны и Лизаветы.

Порфирий Петрович

Следователь, который занимается делом об убийстве Алены Ивановны и Лизаветы. Порфирий Петрович хорошо разбирается в людях, используя психологические уловки в общении с предполагаемыми преступниками. Когда герой понимает, что именно Раскольников совершил убийство, убеждает Родиона, что тому стоит сделать чистосердечное признание.

Амалия Ивановна Липпевехзель

Хозяйка жилья, комнаты у которой арендуют Мармеладовы. Описана как неприятная женщина со вздорным характером. Судя по фамилии, женщина имеет немецкое происхождение. Также из романа очевидно, что Амалия Ивановна не слишком хорошо знает русский.

Миколка

Простой паренек из деревни, маляр. Миколку изначально подозревают в убийстве Алены Ивановны и Лизаветы, но любопытно – юноша признается в содеянном. Впрочем, Порфирий Петрович был мастером в психологическом анализе и слишком опытным следователем, чтобы не понять, что парнишка не виновен.

«Преступление и наказание» краткая характеристика героев романа Достоевского изложена в этой статье.

«Преступление и наказание» характеристика героев

Родион Раскольников

Бедный, но способный петербургский студент Родион Раскольников одержим идеей, которая берёт истоки в гуманизме и общечеловеческом смысле бытия: будут ли оправданы нарушения закона, если они сделаны во имя человечества? Внешние обстоятельства (нищета и вынужденное решение сестры выйти замуж по расчёту) толкают Родиона на то, чтобы проверить собственную теорию на практике: он убивает старуху-процентщицу и её сестру Лизавету, которая была на тот момент времени беременной. Именно с этого момента начинаются мытарства бедного Раскольникова:

  • даже физически он не может справиться с испытанием: несколько дней после убийства он лежит в бреду;
  • по факту убийства его начинает вызывать следователь и допрашивать: подозрения мучают студента, он теряет покой, сон, аппетит;
  • но самое главное мытарство - это совесть, которая требует возмездия за кровавое преступление, совершённое Раскольников.

Поддержку Родион находит в семье и любви - именно эти две ценности Достоевский ставит во главу угла: только благодаря матери, сестре Авдотье и Сонечке, в которую Родион влюбляется, он всё-таки приходит к выводу, что за каждое преступление человек обязан претерпеть наказание. Он сам приходит к следователю и признаётся в убийстве. После суда Сонечка едет за ним на сибирскую каторгу. От него не отказываются ни родные, ни друзья - вот та жертвенность и то всепрощение, которое возвышает человека. Прийти к осознанию собственной вины и решиться на добровольное признание помогает Родиону Сонечка Мармеладова.

Сонечка Мармеладова

Разные женские образы встречаются в русской литературе, но Соня Мармеладова - самая трагичная и одновременно с тем самая возвышенная героиня:

  • вместо презрения, которое должна вызывать проститутка, Соня симпатична и восхитительна в своём самопожертвовании: ведь она идёт зарабатывать своим телом ради семьи;
  • вместо вульгарной и грубой уличной продажной женщины читатель видит скромную, кроткую, тихую девочку, которая стыдится собственного занятия, но ничего изменить не может;
  • Раскольников поначалу ненавидит её, так как чувствует, что его влечёт к ней неудержимо: влечёт так сильно, что он вынужден ей первой рассказать о своём злодеянии, но потом понимает, что именно Сонечка - то спасение, которое Господь послал ему в утешение.

Сонечка идёт рука об руку с Родионом на протяжении всего романа. Её вера, жертвенность, кротость и светлая, чистая любовь помогает понять главному герою смысл человеческого бытия. Понять страшную ошибку, которую совершил Раскольников, позволяет ещё один центральный образ романа - Свидригайлов.

Аркадий Свидригайлов

Свидригайлов является идейным двойником Раскольникова, на примере которого Достоевский показывает, что сделала с человеком теория Родиона, когда ему всё дозволено:

  • Свидригайлов - развратный и пошлый, хоть и дворянин;
  • подозревается в убийстве;
  • шантажист.

И вместе с тем он одинок и не выдерживает тяжести собственных грехов: он заканчивает жизнь самоубийством. Вот от чего Сонечка спасает своего Родиона.

Система главных образов в романе такова, что герои дополняют друг друга и вносят свои коррективы в идейную структуру романа: не будь одного из них - система бы разрушилась. Нельзя категорично делить всех на хороших и плохих: сердце каждого человека - арена, где ежедневно сражаются добро и зло. Кто из них победит, решать только самому человеку. Именно эта борьба показана в романе с помощью главных героев, помогающих читателю правильно понять мысль великого Достоевского.

Алена Ивановна - коллежская регистраторша, процентщица, «…крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом… Белобрысые, мало поседевшие волосы ее были жирно смазаны маслом. На ее тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпье, а на плечах, несмотря на жару, болталась вся истрепанная и пожелтелая меховая кацавейка». Ее изображение должно вызывать отвращение и тем самым как бы отчасти оправдывать идею Раскольникова, который носит ей заклады, а затем убивает ее. Персонаж -символ никчемной и даже вредной жизни. Однако, по мысли автора, она тоже человек, и насилие над ней, как над любым человеком, даже во имя благородных целей, является преступлением нравственного закона.

Амалия Ивановна (Амалия Людвиговна, Амалия Федоровна) - квартирная хозяйка Мармеладовых, а также Лебезятникова и Лужина. Находится в постоянных контрах с Катериной Ивановной Мармеладовой, которая в минуты злости называет ее Амалией Людвиговной, что вызывает у той резкое раздражение. Приглашенная на поминки Мармеладова, она примиряется с Катериной Ивановной, но после спровоцированного Лужиным скандала велит ей съезжать с квартиры.

Заметов Александр Григорьевич - письмоводитель в полицейской конторе, товарищ Разу-михина. «Лет двадцати двух, с смуглою и подвижною физиономией, казавшеюся старее своих лед, одетый по моде и фатом, с пробором на затылке, расчесанный и распомаженный, со множеством перстней и колец на белых отчищенных щетками пальцах и золотыми цепями на жилете». Вместе с Разумихиным приходит к Раскольникову во время его болезни сразу после убийства старухи. Он подозревает Раскольникова, хотя и делает вид, что тот его просто интересует. Случайно встретясь с ним в трактире, Раскольников дразнит того разговором об убийстве старухи, а потом вдруг огорошивает вопросом: «А что, если это я старуху и Лизавету убил?» Сталкивая этих двух персонажей, Достоевский сопоставляет два разных модуса существования - напряженное искание Раскольникова и благополучно-сытое обывательское прозябание вроде заметовского.

Зосимов - доктор, приятель Разумихина. Ему двадцать семь лет. «…Высокий и жирный человек, с одутловатым и бесцветно-бледным, гладковыбритым лицом, с белобрысыми прямыми волосами, в очках и с большим золотым перстнем на припухшем от жиру пальце». Самоуверен, знает себе цену. «Манера его была медленная, как будто вялая и в то же время изучен-но-развязная». Приведенный Разумихиным во время болезни Раскольникова, позже сам интересуется его состоянием. Подозревает у Раскольникова умопомешательство и дальше этого ничего не видит, поглощенный своей идеей.

Илья Петрович (Порох) - «поручик, помощник квартального надзирателя, с горизонтально торчащими в обе стороны рыжеватыми усами и с чрезвычайно мелкими чертами лица, ничего, впрочем, особенного, кроме некоторого нахальства, не выражавшими». С вызванным в полицию по поводу неуплаты по векселю Раскольни-ковым груб и агрессивен, вызывая в том протест и провоцируя скандал. Во время своей явки с повинной Раскольников застает его в более доброжелательном настроении и потому не решается сразу признаться, выходит и только со второго раза делает признание, чем повергает И. П. в оторопь.

Катерина Ивановна - супруга Мармеладова. Из числа «униженных и оскорбленных». Лет тридцати. Худая, довольно высокая и стройная женщина, с прекрасными темно-русыми волосами, с чахоточными пятнами на щеках. Взгляд ее резок и неподвижен, глаза блестят как в лихорадке» губы запеклись, дыхание неровное и прерывистое. Дочь надворного советника. Воспитывалась в губернском дворянском институте, окончила его с золотой медалью и похвальным листом. Вышла замуж за пехотного офицера, бежала с ним из родительского дома. После его смерти осталась с тремя малолетними детьми в нищете. Как характеризует ее Мармеладов, «…дама горячая, гордая и непреклонная». Компенсирует чувство униженности фантазиями, в которые сама же верит. Фактически вынуждает свою падчерицу Сонечку пойти на панель, а после этого, чувствуя вину, преклонятся перед ее самопожертвованием и страданием. После смерти Мармеладова на последние средства устраивает поминки, всячески пытаясь продемонстрировать, что муж ее и сама она - вполне уважаемые люди. Постоянно конфликтует с квартирной хозяйкой Амалией Ивановной. Отчаяние лишает ее рассудка, она берет детей и уходит из дома просить милостыню, заставляя их петь и плясать, и вскоре умирает.

Лебезятников Андрей Семенович - министерский чиновник. «…Худосочный и золотушный человечек, малого роста, где-то служивший и до странности белокурый, с бакенбардами в виде котлет, которыми он очень гордился. Сверх того, у него почти постоянно болели глаза. Сердце у него было довольно мягкое, но речь весьма самоуверенная, а иной раз чрезвычайно даже заносчивая, - что, в сравнении с фигуркой его, почти всегда выходило смешно». Автор говорит о нем, что он «…был один из того бесчисленного и разноличного легиона пошляков, дохленьких недоносков и всему недоучившихся самодуров, которые мигом пристают непременно к самой модной ходячей идее, чтобы тотчас же опошлить ее, чтобы мигом окарикатурить все, чему они же иногда самым искренним образом служат». Лужин, пытаясь приобщиться к новейшим идейным веяниям, фактически избирает в качестве «наставника» именно Л. и излагает его взгляды. Л. неумен, но добр по характеру и по-своему честен: когда Лужин подкладывает в карман Соне сто рублей, чтобы обвинить ее в воровстве, Л. разоблачает его. Образ несколько шаржирован.

Лизавета - младшая, сводная сестра процентщицы Алены Ивановны. «…Высокая, неуклюжая, робкая и смиренная девка, чуть не идиотка, тридцати пяти лет,’ бывшая в полном рабстве у сестры своей, работавшая на нее день и ночь, трепетавшая перед ней и терпевшая от нее даже побои». Смуглое доброе лицо. Занимается стиркой и починкой белья. До убийства была знакома с Раскольниковым, стирала ему рубашки. Была также в дружеских отношениях с Сонечкой Мармеладовой, с которой даже обменялась крестами. Раскольников случайно подслушивает ее разговор со знакомыми мещанами, из которого узнает, что старуха-процентщица в семь часов следующего дня останется дома одна. Немного раньше он случайно услышал в трактире фривольный разговор молодого офицера и студента, где речь шла, в частности, и о Л. - что она хоть и некрасива, но многим нравится - «тихая такая, кроткая, безответная, согласная, на все согласная» и потому постоянно беременная. Во время убийства процентщицы Л. неожиданно возвращается домой и тоже становится жертвой Раскольникова. Именно подаренное ею Евангелие Соня читает Раскольникову.

Лужин Петр Петрович - тип дельца и «капиталиста». Ему сорок пять лет. Чопорный, осанистый, с осторожною и брюзгливою физиономией. Угрюмый и высокомерный. Хочет открыть в Петербурге адвокатскую контору. Выбившись из ничтожества, высоко ценит свой ум и способности, привык любоваться собою. Однако больше всего Л. ценит деньги. Он защищает прогресс «во имя науки и экономической правды». Он проповедует с чужих слов, которых наслушался от своего приятеля Лебезятникова, из молодых прогрессистов: «Наука же говорит: возлюби, прежде всех, одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано… Экономическая же правда прибавляет, что чем более в обществе устроенных частных дел… тем более для него твердых оснований и тем более устраивается в нем и общее дело».

Пораженный красотой и образованностью Дуни Раскольниковой, Л. делает ей предложение. Его самолюбию льстит мысль, что испытавшая много несчастий благородная девушка будет всю жизнь благоговеть перед ним и подчиняться ему. Кроме того, Л. надеется, что «обаяние прелестной, добродетельной и образованной женщины» поможет его карьере. В Петербурге Л. живет у Лебезятникова - с целью «на всякий случай забежать вперед» и «заискать» у молодежи, тем самым подстраховавшись от каких-либо неожиданных демаршей с ее стороны. Выгнанный Раскольниковым и испытывая ненависть к нему, пытается рассорить с ним его мать и сестру, спровоцировать скандал: во время поминок по Мармеладову дает Сонечке десять рублей, а потом незаметно сует ей в карман еще сто, чтобы чуть позже публично обвинить в краже. Разоблаченный Лебезятниковым, вынужден позорно ретироваться.

Мармеладов Семен Захарович - титулярный советник, отец Сонечки. «Это был человек лет уже за пятьдесят, среднего роста и плотного сложения, с проседью и с большой лысиной, с отекшим от постоянного пьянства, желтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щелочки, но одушевленные красноватые глазки. Но что-то в нем было очень странное; во взгляде его светилась как будто даже восторженность, - пожалуй, был и смысл, и ум, - но в то же время мелькало как будто безумие». Лишился места «по изменению штатов» и с того момента стал пить.

Раскольников встречается с М. в трактире, где тот рассказывает ему свою жизнь и исповедуется в грехах - что пьет и пропил вещи жены, что его собственная дочь Сонечка из-за нищеты и его пьянства пошла на панель. Сознавая всю свою ничтожность и глубоко раскаиваясь, но не имея сил преодолеть себя, герой тем не менее собственную слабость пытается возвысить до мировой драмы, витийствуя и даже делая театральные жесты, которым назначено выказать его не окончательно утраченное благородство. «Жалеть! зачем меня жалеть! - вдруг возопил Мармеладов, вставая с протянутою вперед рукой, в решительном вдохновении, как будто только и ждал этих слов…» Дважды Раскольников сопровождает его домой: в первый раз пьяного, во второй раз - раздавленного лошадьми. Образ связан с одной из главных тем творчества Достоевского - нищеты и унижения, в которых погибает постепенно теряющий достоинство и из последних сил цепляющийся за него человек.

«Преступление и наказание» — это остросоциальное и психологическое произведение, в котором Достоевский показывает возможные причины преступления, состояние героя перед подготовкой к нему, и потом, после совершения злодеяния. В нем показан также путь героя к раскаянию. Роман многоплановый, в нем показаны сложные судьбы других героев. В произведении показано существование беднейших слоев городского сообщества, процесс его расслоения.

Родион Раскольников – главный герой «Преступления и наказания», студент. Был очень беден, должен квартирной хозяйке. Он плохо одевался и от того сильно комплексовал, испытывал неуверенность в себе. Раскольников был благородным человеком. В глубине души он осудил Мармеладова и его жену за то, что они приняли жертву Сони. «Подлец человек – ко всему привыкает. Сам он отказывается принимать самопожертвование Дуни. Он чувствует, что мать неспокойна, как бы оправдывается перед ним. Он понимает, что Дуня не любит Лужина, и не хочет, чтобы она выходила замуж за этого «Делового человека».

На поступок Раскольникова повлияло несколько факторов, которые каким-то непостижимым образом сошлись вместе:

  • подслушанная им беседа в трактире, где некий студент высказал своему товарищу мысль о бесполезности старухи и необходимости убить ее.
  • Встреча с Лизаветой на Сенной, куда он забрел совершенно случайно.

Алена Ивановна – вдова коллежского регистратора, старуха-процентщица. Злая, капризная, Дает вчетверо меньше, чем стоит вещь, а процентов по пяти и даже по семи берет в месяц и т. д. Раскольников приносил в заклад ей свои вещи, и этим жил, пока мать не могла посылать ему деньги.

Лизавета Ивановна, ее сестра, которая жила вместе с Аленой Ивановной. Старая дева 35 лет, высокая, робкая, неуклюжая. Она денно и нощно работала на старшую сестру.

Мармеладов – «походил на отставного чиновника». Титулярный советник. Безвольный и слабохарактерный пьяница. Его взяли на службу при условии, что он бросит пить, но он продержался толь ко до первой зарплаты. И снова сорвался.

Катерина Ивановна , жена Мармеладова, ужасно похудевшая женщина, тонкая, довольно высокая и стройная, еще с прекрасными темно-русыми волосами и действительно с раскрасневшимися до пятен щеками. Больная женщина, от нищеты и невзгод озлобившаяся, и с падчерицей вела себя, как самая что ни на есть злобная мачеха. Жестоко, и попрекала куском хлеба. А когда Соня продала свою девственность и принесла 30 целковых, Катерина Ивановна, раскаивалась перед девушкой в том, что толкнула ее на этот шаг. Катерина Ивановна не из тех, кто от пустяков падает в обморок. Когда принесли раздавленного мужа, она, несмотря на болезнь и слабость, положила ему под голову подушку, начала его раздевать и осматривать. Вела себя деловито и собранно.

Софья Семеновна, родная дочь Мармеладова – безответная и голосок у ней такой кроткий… белокуренькая, личико всегда бледненькое, худенькое. Устав от попреков мачехи, решилась продавать себя. Это была девушка очень еще молоденькая, почти похожая на девочку, с скромною и приличною манерой, с ясным, но как будто несколько запуганным лицом.

Настасья – кухарка и служанка. Женщина сочувствовала Родиону, тайком от хозяйки подкармливала его.

Пульхерия Александровна Раскольникова — Мать Родиона. Женщина набожная, добрая. По мере сил поддерживала сына деньгами в его учебе. Пульхерии Александровне было 43 года, в лице сохранялись следы былой привлекательности. Женщина казалась моложе своих лет. Она сохраняла ясность духа, истый жар сердца и свежесть впечатлений. Пульхерия Александровна была робка и уступчива, но до определенных пределов.

Авдотья Романовна, Дуня – сестра Раскольникова – девушка твердая, благоразумная, терпеливая и великодушная, хотя и с пылким сердцем. Дуня сильная духом. Тонга стойко снесла все обвинения, выдвинутые против нее. Работала горничной в доме купца Свидригайлова, который стал предлагать ей интимные отношения, но Дуня его отвергла. Дуня, как и Сонечка Мармеладова, готова принести себя в жертву ради матери и брата, и выйти замуж за Лужина. Дуня была хороша собою высокая, стройная, самоуверенная. Ее самоуверенность выражались в каждом ее жесте, тем не менее, она не была лишена мягкости и грациозности. Она была похожа на брата, и ее можно было назвать красивой. Волосы у нее были темно-русые, немного светлей, чем у брата; глаза почти черные, сверкающие, гордые и в то же время иногда, минутами, необыкновенно добрые. Лицо ее сияло свежестью и здоровьем, ротик был небольшой, и нижняя губа слегка выдавалась вперед, что придавало лицу некоторую пикантность.

Петр Петрович Лужин – надворный советник. Человек он благонадежный и обеспеченный, служит в двух местах и уже имеет свой капитал. Правда, ему уже сорок пять лет, но он довольно приятной наружности и еще может нравиться женщинам, да и вообще человек он весьма солидный и приличный, немного только угрюмый и как бы высокомерный. Но за внешней маской добропорядочного человека скрываются корысть и подлость. Он совсем не любит Дуню. Но в ней его привлекает возможность получить жену-рабыню. Ради невесты и его матери Лужин не удостоился потратиться на дорогу и нормальное жилье. Он оговорил Сонечку Мармеладову, обвинив ее в воровстве, оклеветал Родиона.

Разумихин, или Дмитрий Прокофьевич Вразумихин – товарищ Раскольникова. Это был необыкновенно веселый и сообщительный парень, добрый до простоты. Впрочем, под этою простотой таились и глубина, и достоинство. Он был неглуп, находил возможности, чтобы заработать себе на пропитание. Был безгранично терпеливым, и ни при каких обстоятельствах не опускал руки. В настоящий момент он был вынужден оставить учебу, но изыскивал возможности и средства, чтобы продолжить учиться. Разумихин влюбился в Авдотью Романовну с первого взгляда.

Порфирий Петрович – следователь, порядочный человек, умный, проницательный. Он своим житейским опытом и знаниями сумел понять и разгадать, кто из закладчиков Алены Ивановны был тем убийцей.

Интересна дальнейшая судьба главных героев романа. Родион Раскольников был осужден на 8 лет каторги. Соня последовала за ним. Каторжане полюбили ее, как родную. Она писала им письма домой, приезжавшие жены, любовницы, матери, оставляли у нее деньги и вещи для своих мужчин. На втором году каторжной жизни в Родионе произошло духовное обновление, он стал смотреть в будущее с надеждой, появился смысл жизни.

Дуня вышла замуж за Разумихина. Благодаря Соне, которая писала им каждый месяц, они знали о судьбе и душевном состоянии Родиона.