Xiv международное морское право. Международное морское право: понятие, принципы, институты Международное морское право понятие источники принципы роль


1. Международное морское право


1.1 Понятие, принципы и источники международного морского права


Международное морское право – это совокупность норм, регулирующих международные отношения по использованию и исследованию морских пространств и ресурсов, а также определяющих их правовой статус. Международное морское право является отраслью международного публичного права.

В течение долгого периода времени международное морское право развивалось как обычное право. В дальнейшем произошла его кодификация, однако и в настоящее время обычай в международном морском праве играет существенную роль. Конференция ООН по морскому праву (г. Женева) в 1958 г. приняла следующие конвенции:

1. Конвенция об открытом море.

2. Конвенция о континентальном шельфе.

3. Конвенция о территориальном море и прилежащей зоне.

4. Конвенция о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря.

Работа по кодификации международного морского права была продолжена на III Конференции ООН по морскому праву (1973-1982 гг.), которая завершилась принятием Конвенции ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 г. (подписана более чем 150 государствами).

Республика Беларусь ратифицировала Конвенцию Законом Республики Беларусь от 19 июля 2006 г. № 154-3 «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву и присоединении к соглашению об осуществлении части XI Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву от 10 декабря 1982 года» со следующими заявлениями:

«1. Республика Беларусь в соответствии со статьей 287 Конвенции принимает в качестве основного средства урегулирования споров, касающихся толкования и применения Конвенции, арбитраж, образованный в соответствии с Приложением VII. Для урегулирования споров, касающихся рыболовства, защиты и сохранения морской среды, морских научных исследований или судоходства, включая загрязнение с судов и в результате захоронения, Республика Беларусь использует специальный арбитраж, образованный в соответствии с Приложением VIII. Республика Беларусь признает предусмотренную статьей 292 Конвенции компетенцию Международного трибунала по морскому праву в отношении вопросов, касающихся незамедлительного освобождения задержанных судов или экипажей.

2. Республика Беларусь в соответствии со статьей 298 Конвенции не принимает обязательных процедур, влекущих за собой обязательные решения, при рассмотрении споров, касающихся военной деятельности, включая военную деятельность государственных судов и летательных аппаратов, состоящих на некоммерческой службе, или споров, касающихся деятельности по обеспечению соблюдения законов в отношении осуществления суверенных прав или юрисдикции, и споров, в отношении которых Совет Безопасности ООН осуществляет функции, возложенные на него Уставом ООН».

В качестве источников международного морского права выступают:

– Международная конвенция по поиску и спасанию на море 1979 г.;

– Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 г.;

– Конвенция по облегчению международного морского судоходства 1965 г.;

– Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства 1988 г.;

– Конвенция ООН о морской перевозке грузов 1978 г.;

– Конвенция о международных правилах предупреждения

столкновения судов в море 1972 г.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. позволяет провести следующую классификацию морских пространств:

1) являющиеся частью территории прибрежного государства, подпадающие под его суверенитет (внутренние воды, территориальное море);

2) подпадающие под юрисдикцию прибрежного государства, но не являющиеся его территорией (исключительная экономическая зона, континентальный шельф, прилежащая зона);

3) не подпадающие ни под юрисдикцию, ни под суверенитет прибрежного государства (открытое море).

Принципы международного морского права:

Принцип свободы открытого моря. Сформулирован еще древнеримскими юристами. Указанный принцип означает, что открытое море находится в общем пользовании всех государств, не являясь чьей-либо территорией, следовательно, не подпадает под суверенитет какого-либо государства. Право на свободное использование открытого моря принадлежит прибрежным государствам и государствам, не имеющим выхода к морю в равной степени;

Принцип мирного использования открытого моря. Указанный принцип вытекает из принципов мирного разрешения международных споров и неприменения силы или угрозы силой. В ст. 88 Конвенции ООН по морскому праву закреплено, что открытое море резервируется для мирных целей;

Принцип охраны морской среды. Указанный принцип закреплен в ст. 192 Конвенции ООН по морскому праву, согласно которой государства обязаны защищать и сохранять морскую среду;

Принцип общего наследия человечества. Указанный принцип означает общее равноправное пользование ресурсами морского дна и его недр на территории, не подпадающей под государственный суверенитет или национальную юрисдикцию;

Принцип свободы морских научных исследований. Указанный принцип закреплен в ст. 87 Конвенции ООН по морскому праву и последовательно реализуется далее по тексту конвенции. Государства и компетентные международные организации поощряют и облегчают развитие и проведение морских научных исследований. Деятельность по морским научным исследованиям - не создает правовой основы для каких бы то ни было притязаний на любую часть морской среды или на ее ресурсы.


1.2 Правовой режим внутренних морских вод


Внутренние морские воды - это воды, расположенные в сторону берега от исходной линии территориального моря. Данные воды находятся под суверенитетом прибрежного государства, поскольку являются частью его территории.

Внутренними морскими водами являются:

Воды портов до линии, которая соединяет постоянные портовые сооружения, наиболее удаленные в сторону моря, за исключением искусственных островов и прибрежных установок;

Воды заливов, лиманов, бухт, если их берега принадлежат одному государству, до линии естественного входа, если она не превышает 24 морских мили. В случае превышения - проводится 24-мильйая исходная прямая линия внутри залива;

Исторические воды, независимо от линии естественного входа. Например, Гудзонов залив в Канаде, залив Петра Великого в России, Бристольский залив в Великобритании;

Воды, расположенные в сторону берега от прямых исходных линий, от которых отсчитывается ширина территориального моря при глубокой изрезанности побережья или расположенности вдоль берега цепи островов.

Во внутренних морских водах отсутствует право мирного прохода. Правовой режим данных пространств определяется законодательством прибрежного государства, которое обязательно для исполнения невоенными судами. Как правило, прибрежное государство устанавливает правила пограничного, таможенного, санитарного, фитосанитарного, ветеринарного контроля.

Военные суда иностранных государств во внутренних морских водах пользуются экстерриториальностью, не подлежат таможенному досмотру, подсудности за преступления, совершенные на корабле. Например, согласно п. 3 ст. 5 Уголовного кодекса Республики Беларусь уголовную ответственность по данному кодексу несут лица, совершившие преступление на военном корабле или военном воздушном судне Республики Беларусь независимо от места их нахождения. На основании п. 2 ст. 299 Таможенного кодекса Республики Беларусь освобождаются от таможенного досмотра иностранные военные корабли (суда). Вместе с тем военные иностранные корабли обязаны соблюдать местные законы и правила во время нахождения во внутренних морских водах других государств.

Иностранные суда заходят во внутренние воды, как правило, по разрешению или приглашению. Прибрежное государство может объявить перечень открытых портов, в которые без разрешения могут заходить невоенные иностранные морские суда независимо от флага судна. Прибрежное государство также вправе объявить перечень портов, закрытых для захода иностранных судов. Однако судно, терпящее бедствие, вправе заходить в любой порт прибрежного государства. Кроме того, разрешение не требуется, если вынужденный заход связан с иными чрезвычайными обстоятельствами: аварией на судне, необходимостью оказания срочной медицинской помощи и т. п.

За заход и пребывание в порту иностранных судов не взимается плата. Плата может устанавливаться только за оказанные услуги по лоцманской проводке, буксировке, пользование портовыми кранами для разгрузки, погрузки и т. п.

Невоенные иностранные суда в период нахождения во внутренних водах и портах подпадают под юрисдикцию иностранного государства.


1.3 Правовой режим территориального моря


Территориальное море - это морское пространство, примыкающее к сухопутной территории или к внутренним водам, подпадающее под суверенитет прибрежного государства, являющееся его территорией. Внешняя граница территориального моря является государственной границей. Внешней границей территориального моря является линия, каждая точка которой находится от ближайшей точки исходной линии на расстоянии, равном ширине территориального моря.

Каждое государство имеет право устанавливать ширину своего территориального моря до 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий, определенных по следующим правилам:

1) нормальная исходная линия - определяется по линии наибольшего отлива вдоль берега. Указывается на официально признанных прибрежным государством морских картах крупного масштаба;

2) в случае островов, расположенных на атоллах, или островов с окаймляющими рифами исходной линией для измерения ширины территориального моря служит обращенная к морю линия рифа при наибольшем отливе, как показано соответствующим знаком на морских картах, официально признанных прибрежным государством;

3) в местах, где береговая линия глубоко изрезана и извилиста или где имеется вдоль берега и в непосредственной близости к нему цепь островов, для проведения исходной линии, от которой отмеряется ширина территориального моря, может применяться метод прямых исходных линий, соединяющих соответствующие точки.

Там, где из-за наличия дельты или других природных условий береговая линия является крайне непостоянной, соответствующие точки могут быть выбраны вдоль максимально выступающей в море линии наибольшего отлива, и, несмотря на последующее отступление линии наибольшего отлива, прямые исходные линии остаются действительными до тех пор, пока они не будут изменены прибрежным государством.

При проведении прямых исходных линий не допускается сколько-нибудь заметных отклонений от общего направления берега, а участки моря, лежащие с внутренней стороны этих линий, должны быть достаточно тесно связаны с береговой территорией, чтобы на них мог быть распространен режим внутренних вод.

Прямые исходные линии проводятся к осыхающим при отливе возвышениям и от них только в том случае, если на них возведены маяки или подобные сооружения, находящиеся всегда над уровнем моря, или в случае, если проведение исходных линий к таким возвышениям или от них получило всеобщее международное признание.

Система прямых исходных линий не может применяться государством таким образом, чтобы территориальное море другого государства оказалось отрезанным от открытого моря или исключительной экономической зоны.

Большинство стран установило 12-мильную ширину территориального моря. США - 3 морских мили, Норвегия - 4 морских мили, Греция - 6 морских миль.

Суверенитет прибрежного государства распространяется на воды, недра, дно, воздушное пространство над территориальным морем. Специфика правового режима территориального моря заключается в наличии права мирного прохода, сущность которого заключается в следующем.

Военные и невоенные суда всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю, пользуются правом мирного прохода через территориальное море. При этом не требуется получения предварительного разрешения компетентных органов прибрежного государства.

Под проходом понимается плавание через территориальное море с целью:

Пересечь это море, не заходя во внутренние воды или не становясь на рейде или у портового сооружения за пределами внутренних вод; или

Пройти во внутренние воды или выйти из них, или стать на таком рейде или у такого портового сооружения.

Проход должен быть непрерывным и быстрым. Однако проход может включать остановку и стоянку на якоре, если они:

Связаны с обычным плаванием,

Необходимы вследствие непреодолимой силы или бедствия,

Необходимы с целью оказания помощи лицам, судам или летательным аппаратам, находящимся в опасности или терпящим бедствие.

Проход является мирным, если только им не нарушается мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства. Такой проход должен совершаться в соответствии с нормами международного права.

Проход иностранного судна считается нарушающим мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства, если в территориальном море оно осуществляет любой из следующих видов деятельности:

1) угрозу силой или ее применение против суверенитета, территориальной целостности или политической независимости прибрежного государства или каким-либо другим образом в нарушение принципов международного права, воплощенных в Уставе Организации Объединенных Наций;

2) любые маневры или учения с оружием любого вида;

3) любой акт, направленный на сбор информации в ущерб обороне или безопасности прибрежного государства;

4) любой акт пропаганды, имеющий целью посягательство на оборону или безопасность прибрежного государства;

5) подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого летательного аппарата;

6) подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого военного устройства;

7) погрузку или выгрузку любого товара или валюты, посадку или высадку любого лица, вопреки таможенным, фискальным, иммиграционным или санитарным законам и правилам прибрежного государства;

8) любой акт преднамеренного и серьезного загрязнения;

9) любую рыболовную деятельность;

10) проведение исследовательской или гидрографической деятельности;

11) любой акт, направленный на создание помех функционированию любых систем связи или любых других сооружений или установок прибрежного государства;

12) любую другую деятельность, не имеющую прямого отношения к проходу.

Прибрежное государство не должно препятствовать мирному проходу иностранных судов через территориальное море. Прибрежное государство может принимать в своем территориальном море меры, необходимые для недопущения прохода, не являющегося мирным.

В отношении судов, направляющихся во внутренние воды или использующих портовые сооружения за пределами внутренних вод, прибрежное государство имеет также право принимать необходимые меры для предупреждения любого нарушения условий, на которых эти суда допускаются во внутренние воды и используют портовые сооружения.

Прибрежное государство может без дискриминации по форме или по существу между иностранными судами временно приостанавливать в определенных районах своего территориального моря осуществление права мирного прохода иностранных судов, если такое приостановление существенно важно для охраны его безопасности, включая проведение учений с использованием оружия. Такое приостановление вступает в силу только после должного его опубликования.

Прибрежное государство не должно останавливать проходящее через территориальное море иностранное судно или изменять его курс с целью осуществления гражданской юрисдикции в отношении лица, находящегося на борту судна. Прибрежное государство может применять в отношении такого судна меры взыскания или арест по любому гражданскому делу только по обязательствам или в силу ответственности, принятой или на навлеченной на себя этим судном во время или для прохода его через воды прибрежного государства.

Если какой-либо военный корабль не соблюдает законов и правил прибрежного государства, касающихся прохода через территориальное море, и игнорирует любое обращенное к нему требование об их соблюдении, прибрежное государство может потребовать от него немедленно покинуть территориальное море.

Государство флага несет международную ответственность за любой ущерб или убытки, причиненные прибрежному государству в результате несоблюдения каким-либо военным кораблем или другим государственным судном, эксплуатируемым в некоммерческих Целях, законов и правил прибрежного государства, касающихся прохода через территориальное море, или норм международного права.

международное морское право


1.4 Правовой режим открытого моря


Открытое море - это морское пространство, находящееся в общем и равном пользовании всех государств и наций, являющееся международной территорией, не подпадающей под суверенитет или юрисдикцию определенного государства и не входящее в территориальное, внутреннее море, исключительную экономическую зону. Никакое государство не вправе претендовать на подчинение какой-либо части открытого моря своему суверенитету.

Открытое море открыто для всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю. Свобода открытого моря включает, в частности, как для прибрежных государств, так и для государств, не имеющих выхода к морю:

Свободу судоходства;

Свободу полетов;

Свободу прокладывать подводные кабели и трубопроводы;

Свободу возводить искусственные острова и другие установки, допускаемые в соответствии с международным правом;

Свободу рыболовства;

Свободу научных исследований.

Все государства осуществляют эти свободы, должным образом учитывая заинтересованность других государств в пользовании свободой открытого моря, а также должным образом учитывая права, предусмотренные Конвенцией ООН по морскому праву.

Каждое государство независимо от того, является ли оно прибрежным или не имеющим выхода к морю, имеет право на то, чтобы суда под его флагом плавали в открытом море.

Каждое государство определяет условия предоставления своей национальности судам, регистрации судов на его территории и права плавать под его флагом. Суда имеют национальность того государства, под флагом которого они имеют право плавать. Между государством и судном должна существовать реальная связь. Каждое государство выдает соответствующие документы судам, которым оно предоставляет право плавать под его флагом.

Судно должно плавать под флагом только одного государства и подчиняется его исключительной юрисдикции в открытом море. Судно не может переменить свой флаг во время плавания или стоянки при заходе в порт, кроме случаев действительного перехода права собственности или изменения регистрации.

Судно, плавающее под флагами двух или более государств, пользуясь ими смотря по удобству, не может требовать признания ни одной из соответствующих национальностей другими государствами и может быть приравнено к судам, не имеющим национальности.

Каждое государство эффективно осуществляет в административных, технических и социальных вопросах свою юрисдикцию и контроль над судами, плавающими под его флагом.

Государство, которое имеет явные основания полагать, что надлежащая юрисдикция и контроль в отношении какого-либо судна не осуществляются, может сообщить о таких фактах государству флага. По получении такого сообщения государство флага обязано расследовать этот вопрос и, когда это уместно, принять любые меры, требуемые для исправления положения.

Каждое государство организует расследование достаточно квалифицированным лицом или лицами или под их руководством каждой морской аварии или навигационного инцидента в открытом море с участием плавающего под его флагом судна, приведшего к гибели граждан другого государства или к нанесению им серьезных увечий или серьезному ущербу судам или установкам другого государства, или морской среде. Государство флага и другое государство сотрудничают в проводимом этим другим государством любом расследовании любой такой морской аварии или навигационного инцидента.

Военные корабли пользуются в открытом море полным иммунитетом от юрисдикции какого бы то ни было государства, кроме государства флага.

Суда, принадлежащие государству или эксплуатируемые им и состоящие только на некоммерческой государственной службе, пользуются в открытом море полным иммунитетом от юрисдикции какого бы то ни было государства, кроме государства флага.

В случае столкновения или какого-либо другого навигационного инцидента с судном в открытом море, влекущего уголовную или дисциплинарную ответственность капитана или какого-либо другого"лица, служащего на судне, уголовное или дисциплинарное преследование против этого лица может быть возбуждено только судебными или административными властями государства флага или того государства, гражданином которого это лицо является.

Арест или задержание судна в открытом море могут быть произведены по распоряжению властей государства флага.

Конвенция ООН по морскому праву закрепляет обязанность оказывать помощь в открытом море. Так, каждое государство вменяет в обязанность капитану любого судна, плавающего под его флагом, в той мере, в какой капитан может это сделать, не подвергая серьезной опасности судно, экипаж или пассажиров:

1) оказывать помощь любому обнаруженному в море лицу, которому угрожает гибель;

2) следовать со всей возможной скоростью на помощь терпящим бедствие, если ему сообщено, что они нуждаются в помощи, поскольку на такое действие с его стороны можно разумно рассчитывать;

3) после столкновения оказать помощь другому судну, его экипажу и его пассажирам и, когда это возможно, сообщить этому другому судну наименование своего судна, порт его регистрации и ближайший порт, в который оно зайдет.

Под пиратством подразумевается:

1) любой неправомерный акт насилия, задержания или любой грабеж, совершаемый с личными целями экипажем или пассажирами какого-либо частновладельческого судна или частновладельческого летательного аппарата и направленный:

В открытом море против другого судна или летательного аппарата или против лиц или имущества, находящихся на их борту;

Против какого-либо судна или летательного аппарата, лиц или имущества в месте вне юрисдикции какого бы то ни было государства;

2) любой акт добровольного участия в использовании како- го-либо судна или летательного аппарата, совершенный со знанием обстоятельств, в силу которых судно или летательный аппарат являются пиратским судном или летательным аппаратом;

3) любое деяние, являющееся подстрекательством или сознательным содействием совершению действий, указанных выше.

Пиратские действия, в том аспекте, как они определялись выше, когда они совершаются военным кораблем, государственным судном или государственным летательным аппаратом, экипаж которого поднял мятеж и захватил контроль над этим кораблем, судном или летательным аппаратом, приравниваются к действиям, совершаемым частновладельческим судном или частновладельческим летательным аппаратом.

Захват за пиратство может совершаться только военными кораблями или военными летательными аппаратами либо другими судами или летательными аппаратами, которые имеют четкие внешние знаки, позволяющие опознать их как состоящие на правительственной службе, и уполномочены для этой цели.

Конвенция ООН по морскому праву закрепляет принцип сотрудничества государств:

В пресечении незаконной торговли наркотиками и психотропными веществами, осуществляемой судами в открытом море в нарушение международных конвенций;

В пресечении несанкционированного вещания из открытого моря.

Несанкционированное вещание означает передачу, в нарушение международных правил, звуковых радио- или телевизионных программ с судна или установки в открытом море, предназначенных для приема населением, за исключением, однако, передачи сигналов бедствия.

Конвенция ООН по морскому праву предоставляет право военным судам, встретившим в открытом море иностранное судно, за исключением судов, пользующихся иммунитетом, подвергнуть его досмотру, если есть разумные основания подозревать, что:

Это судно занимается пиратством;

Это судно занимается работорговлей;

Это судно занимается несанкционированным вещанием;

Это судно не имеет национальности или хотя на нем поднят иностранный флаг или оно отказывается поднять флаг, это судно в действительности имеет ту же национальность, что и данный военный корабль.

Интересным с практической точки зрения является предоставляемое Конвенцией ООН по морскому праву «право преследования по горячим следам».

Преследование по горячим следам иностранного судна может быть предпринято, если компетентные власти прибрежного государства имеют достаточные основания считать, что это судно нарушило законы и правила этого государства. Такое преследование должно начаться тогда, когда иностранное судно или одна из его шлюпок находится во внутренних водах, в архипелажных водах, в территориальном море или в прилежащей зоне преследующего государства, и может продолжаться за пределами территориального моря или прилежащей зоны только при условии, если оно не прерывается. Не требуется, чтобы в то время, когда иностранное судно, плавающее в территориальном море или прилежащей зоне, получает приказ остановиться, судно, отдающее этот приказ, также находилось в пределах территориального моря или прилежащей зоны. Если иностранное судно находится в прилежащей зоне, преследование может начаться только в связи с нарушением прав, для защиты которых установлена эта зона.

Право прокладки подводных кабелей и трубопроводов по дну открытого моря за пределами континентального шельфа предоставлено всем государствам.

Все государства имеют право на то, чтобы их граждане занимались рыболовством в открытом море при условии соблюдения правил Конвенции ООН по морскому праву.

1.5 Правовой режим исключительной экономической зоны и континентального шельфа


Исключительная экономическая зона - это морское пространство, прилегающее к территориальному морю шириною не более 200 морских миль, отсчитываемое от тех же исходных линий, от которых отсчитывается ширина территориального моря.

Исключительная экономическая зона является территорией со смешанным правовым режимом, поскольку определенным объемом прав в отношении этой части морского пространства наделяются прибрежное государство и иные государства.

Права прибрежного государства в исключительной экономической зоне можно подразделить на следующие группы:

1) суверенные права по разведке, разработке и сохранению живых и неживых ресурсов в водах, на дне и в недрах, по управлению этими ресурсами,

2) суверенные права по отношению к другим видам деятельности по разведке и разработке данной зоны,

3) юрисдикция в отношении создания искусственных островов, установок и сооружений, морских научных исследований, защиты и сохранения морской среды.

Права неприбрежных государств, в том числе и тех, у которых вообще нет выхода к морю, заключаются в следующем:

1) свобода судоходства,

2) свобода полетов,

3) прокладка кабелей и трубопроводов по дну моря.

В тех случаях, когда между интересами прибрежного государства и любых других государств возникает конфликт, этот конфликт следует разрешать на основе справедливости и в свете всех относящихся к делу обстоятельств, с учетом важности затронутых интересов для каждой из сторон, а также для международного сообщества в целом.

Прибрежное государство в исключительной экономической зоне имеет исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование:

1) искусственных островов;

2) установок и сооружений для экономических целей;

3) установок и сооружений, которые могут препятствовать осуществлению прав прибрежного государства в зоне.

Прибрежное государство имеет исключительную юрисдикцию над такими искусственными островами, установками и сооружениями, в том числе юрисдикцию в отношении таможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных законов и правил, а также законов и правил, касающихся безопасности.

О создании таких искусственных островов, установок или сооружений должно даваться надлежащее оповещение, а постоянные средства предупреждения об их наличии должны содержаться в исправном состоянии. Любые покинутые или более неиспользуемые установки или сооружения должны быть убраны в целях обеспечения безопасности судоходства с учетом любых общепринятых международных стандартов, установленных в этой связи компетентной международной организацией. При удалении таких установок или сооружений должным образом учитываются также интересы рыболовства, защиты морской среды, права и обязанности других государств. О глубине, местонахождении и размерах любых установок или сооружений, которые убраны не полностью, дается надлежащее оповещение.

Прибрежное государство может там, где это необходимо, устанавливать вокруг таких искусственных островов, установок и сооружений разумные зоны безопасности, в которых оно может принимать надлежащие меры для обеспечения безопасности как судоходства, так и искусственных островов, установок и сооружений.

Ширина зон безопасности определяется прибрежным государством с учетом применимых международных стандартов. Эти зоны устанавливаются таким образом, чтобы они разумно соотносились с характером и функцией искусственных островов, установок или сооружений и не простирались вокруг них более чем на 500 метров, отмеряемых от каждой точки их внешнего края, за исключением случаев, когда это разрешено общепринятыми международными стандартами или рекомендовано компетентной международной организацией. О протяженности зон безопасности дается надлежащее оповещение.

Прибрежное государство имеет право определять допустимый улов живых ресурсов в своей исключительной экономической зоне. Оно обязано обеспечивать путем надлежащих мер по сохранению и управлению, чтобы состояние живых ресурсов в исключительной экономической зоне не подвергалось опасности в результате чрезмерной эксплуатации.

Предусматривается передача имеющейся научной информации, статистических данных об уловах и промысловом усилии и других данных, относящихся к сохранению рыбных запасов, и обмен ими.

Государства, не имеющие выхода к морю, имеют право участвовать на справедливой основе в эксплуатации соответствующей части остатка допустимого улова живых ресурсов в исключительных экономических зонах прибрежных государств того же субрегиона или региона с учетом имеющих к этому отношение экономических и географических обстоятельств всех заинтересованных государств.

Прибрежное государство в осуществление своих суверенных прав на разведку, эксплуатацию, сохранение живых ресурсов и управление ими в исключительной экономической зоне может принимать такие меры, включая досмотр, инспекцию, арест и судебное разбирательство, которые могут быть необходимы для обеспечения соблюдения законов и правил, принятых им в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву.

Континентальный шельф прибрежного государства - это морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределы его территориального моря на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или на расстояние 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, когда внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние.

Подводная окраина материка включает находящееся под водой продолжение континентального массива прибрежного государства и состоит из поверхности и недр шельфа, склона и подъема. Она не включает дна океана на больших глубинах, в том числе его океанические хребты или его недра.

Прибрежное государство устанавливает внешнюю границу подводной окраины материка во всех случаях, когда эта окраина простирается более чем на 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.

В любом случае фиксированные точки, составляющие линию внешних границ континентального шельфа на морском дне, должны находиться не далее 350 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, или не далее 100 морских миль от 2500-метровой изобаты, которая представляет собой линию, соединяющую глубины в 2500 метров.

Прибрежное государство осуществляет над континентальным шельфом суверенные права в целях его разведки и разработки его природных ресурсов. Суверенность данных прав заключается в том, что если прибрежное государство не производит разведку континентального шельфа или не разрабатывает его природные ресурсы, никто не может делать этого без определенно выраженного согласия прибрежного государства.

Права прибрежного государства на континентальный шельф не зависят от эффективной или фиктивной оккупации им шельфа или от прямого об этом заявления.

Права прибрежного государства на континентальный шельф не затрагивают правового статуса покрывающих вод и воздушного пространства над этими водами.

Осуществление прав прибрежного государства в отношении континентального шельфа не должно ущемлять осуществление судоходства и других прав и свобод других государств, или приводить к любым неоправданным помехам их осуществлению.

Все государства имеют право прокладывать подводные кабели и трубопроводы на континентальном шельфе. Прибрежное государство обладает исключительным правом разрешать и регулировать бурильные работы на континентальном шельфе для любых целей.


1.6 Правовое регулирование использования дна Мирового океана


Правовой режим дна Мирового океана, не находящегося под суверенитетом или юрисдикцией определенного государства, закрепляется Конвенцией ООН по морскому праву. Эта часть в Конвенции именуется «район». Район и его ресурсы являются общим наследием человечества. Это означает, что ни одно государство или иной субъект международного права не могут претендовать на суверенитет или иные суверенные права в отношении любой части Района или его ресурсов. Данные ограничения касаются также физических и юридических лиц.

Ресурсы Района не могут отчуждаться, однако, если они добыты, то такое отчуждение допускается.

Управление ресурсами Района осуществляет Международный орган по морскому дну (далее - Орган), членами которого являются государства-участники Конвенции ООН по морскому праву.

Деятельность в Районе осуществляется с разумным учетом другой деятельности.в морской среде.

Установки, используемые для осуществления деятельности в Районе, должны отвечать следующим условиям:

1) такие установки монтируются, устанавливаются и убираются только с соблюдением норм, правил и процедур Органа. О монтаже, установке и удалении таких установок должно даваться надлежащее оповещение, а постоянные средства предупреждения об их наличии должны содержаться в исправном состоянии;

2) такие установки не могут устанавливаться там, где это может создать помехи для использования признанных морских путей, имеющих существенное значение для международного судоходства, или в районах интенсивной рыбопромысловой деятельности;

3) вокруг таких установок создаются зоны безопасности с надлежащими знаками, чтобы обеспечивать безопасность как судоходства, так и установок. Конфигурация и расположение таких зон безопасности должны быть таковы, чтобы они не образовывали пояс, препятствующий правомерному доступу судов в конкретные морские зоны или судоходству по международным морским путям;

4) такие установки используются исключительно в мирных целях;

5) такие установки не имеют статуса островов. Они не имеют своего территориального моря, и их наличие не влияет на делимитацию территориального моря, исключительной экономической зоны или континентального шельфа.

Другая деятельность в морской среде проводится с разумным учетом деятельности в Районе.

Деятельность в Районе осуществляется таким образом, чтобы способствовать здоровому развитию мировой экономики и сбалансированному росту международной торговли и содействовать международному сотрудничеству для всестороннего развития всех стран, особенно развивающихся государств. Цель деятельности в Районе - это обеспечение:

Освоения ресурсов Района;

Упорядоченного, безопасного и рационального использования ресурсов Района, включая эффективное проведение деятельности в Районе и, в соответствии с разумными принципами сохранения ресурсов, предотвращение излишних потерь;

Расширения возможностей для участия в такой деятельности;

Участия Органа в доходах и передаче технологий;

расширения возможностей получения полезных ископаемых, добываемых в Районе, по мере необходимости, наряду с полезными ископаемыми, добываемыми из других источников, для обеспечения снабжения потребителей такими полезными ископаемыми;

Содействия справедливым и устойчивым, выгодным для производителей и справедливым для потребителей ценам на полезные ископаемые, Добываемые как в Районе, так и из других источников, и содействия долгосрочному равновесию между спросом и предложением;

Расширения возможностей участия в освоении ресурсов Района для всех государств-участников, независимо от их социально-экономических систем или географического положения, и предотвращения монополизации деятельности в Районе;

Защиты развивающихся государств от отрицательных последствий для их экономики или для их экспортных поступлений, возникающих в результате снижения цены на соответствующий вид полезных ископаемых или уменьшения объема экспорта такого вида полезных ископаемых в той мере, в какой такое снижение или уменьшение вызвано деятельностью в Районе;

Разработки общего наследия на благо всего человечества.


1.7 Правовой режим международных проливов и каналов


Международный пролив - это пролив, соединяющий части морского пространства и используемый для международного судоходства. Пролив - это естественный морской проход. Правовой режим таких каналов строится на принципе сочетания интересов припроливных государств и государств, использующих данные каналы.

На основании норм Конвенции ООН по морскому праву правовой режим международных проливов можно подразделить на следующие виды:

1) проливы, используемые для судоходства между частью открытого моря или исключительной экономической зоны и территориальным морем другого государства (например, Мессинский, Тиранский проливы). В таких проливах действует право мирного прохода, сущность которого описана нами выше;

2) проливы, используемые для международного судоходства между одной частью открытого моря или исключительной экономической зоны и другой частью открытого моря или исключительной экономической зоны (например, Гибралтарский, Малаккский проливы). В таких проливах используется право транзитного прохода, сущность которого заключается в следующем.

Транзитный проход представляет собой осуществление свободы судоходства и полета единственно с целью непрерывного и быстрого транзита через пролив между одной частью открытого моря или исключительной экономической зоны и другой частью открытого моря или исключительной экономической зоны. Однако требование о непрерывном и быстром транзите не исключает проход через пролив для целей входа, выхода или возвращения из государства, граничащего с проливом, при соблюдении условий входа в такое государство.

Суда и летательные аппараты при осуществлении права транзитного прохода:

Без промедления следуют через пролив или над ним;

Воздерживаются от любой угрозы силой или ее применения против суверенитета, территориальной целостности или политической независимости государств, граничащих с проливом, или каким-либо другим образом в нарушение принципов международного права, воплощенных в Уставе Организации Объединенных Наций;

Воздерживаются от любой деятельности, кроме той, которая свойственна их обычному порядку непрерывного и быстрого транзита, за исключением случаев, когда такая деятельность вызвана обстоятельствами непреодолимой силы или бедствием.

Суда при транзитном проходе:

Соблюдают общепринятые международные правила, процедуры и практику, касающиеся безопасности на море, включая Международные правила предупреждения столкновения в море;

Соблюдают общепринятые международные правила, процедуры и практику предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения с судов.

Летательные аппараты при транзитном пролете:

Соблюдают Правила полетов, установленные Международной организацией гражданской авиации, поскольку они относятся к гражданской авиации; государственные летательные аппараты будут обычно соблюдать такие меры безопасности и постоянно действовать с должным учетом безопасности полетов;

Постоянно контролируют радиочастоты, выделенные компетентным органом по контролю за воздушным движением, назначенным в международном порядке, или соответствующие международные частоты, выделенные для передачи сигналов бедствия.

Во время транзитного прохода через проливы иностранные суда, в том числе морские научно-исследовательские и гидрографические суда, не могут проводить какие бы то ни было исследования или гидрографические съемки без предварительного разрешения государств, граничащих с проливами.

Государства, граничащие с проливами, могут устанавливать морские коридоры и предписывать схемы разделения движения для судоходства в проливах, когда это необходимо для содействия безопасному проходу судов. Такие государства могут, когда этого требуют обстоятельства и после надлежащего о том оповещения, заменять любые ранее ими установленные или предписанные морские коридоры или схемы разделения движения другими коридорами или схемами.

Государства, граничащие с проливами, не должны препятствовать транзитному проходу и должны соответствующим образом оповещать о любой известной им опасности для судоходства в проливе или пролета над проливом. Не должно быть никакого приостановления транзитного прохода;

3) проливы, которые имеют в срединной линии полосу открытого моря или исключительной экономической зоны (например, Тайваньский, Корейский проливы). В данных проливах применяется право свободы судоходства;

4) проливы, правовой режим которых определяется специальными международными соглашениями (например, Магелланов пролив, Босфор, Дарданеллы).

Морской канал – это искусственно созданный морской проход.

Суэцкий канал – правовой режим определяется Константинопольской конвенцией 1888 г., которую обязалось соблюдать правительство Египта после принятия акта о национализации Суэцкого канала. Характерным является принцип свободы использования морского канала судами всех наций. Кроме того, используются принципы равенства всех государств при пользовании каналом и принцип нейтралитета, запрещения блокады канала. Порядок судоходства по каналу определяется Правилами плавания по Суэцкому каналу.

Кильский канал – правовой режим определяется Версальским мирным договором 1919 г. и Правилами плавания в Кильском канале. Торговые суда всех государств пользуются свободой прохода после уплаты транзитных сборов и получения пропускного свидетельства. Военные корабли должны заранее получить разрешение по дипломатическим каналам.

Панамский канал – находится под суверенитетом Панамы, правовой режим определяется Договором о панамском канале и Правилами плавания по Панамскому каналу. За право плавания по каналу взимается специальный сбор. В зоне канала только Панама осуществляет управление и оборону канала, таможенную, полицейскую службы. Действует панамские уголовные и гражданские законы. Провозглашен нейтралитет канала и принцип открытости канала для мирного и равного прохода судов всех стран.


Список использованных источников


1. Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть: учеб. для юрид. фак. и вузов / Лукашук И.И. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: БЕК, 2001. – 419 с.

2. Васильева Л.А. Международное публичное право: курс интенсивной подготовки / Л.А. Васильева, О.А. Бакиновская. – Минск: ТетраСистем, 2009. – 256 с.

3. Международное право: учеб. Для вузов по специальности и направлению «Юриспруденция» / Н.Г. Беляев – 2-е изд., изм. и доп. – Москва: Норма: Изд. Дом «Инфра-М», 2002. – 577 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Международное морское право – отрасль международного публичного права, состоящая из правовых норм, определяющих статус морских пространств и регулирующих сотрудничество государств в сфере их использования.

Международное морское право берет свое начало в глубокой древности и долгое время существовало как обычное право. Все попытки кодификации международного морского права до создания ООН оказывались безрезультатными. Большую роль в становлении договорного морского права сыграли Женевские конвенции ООН по морскому праву 1958 и 1982 гг.

Предмет регулирования международного морского права включает:

Режим морских пространств: внутренние и территориальные воды, прилежащая экономическая зона, континентальный шельф и открытое море, международный район морского дна, архипелаги и, проливы, заливы, реки, каналы (международный режим), морские научные исследования, рациональное использование ресурсов моря, искусственные сооружения на море, предотвращение загрязнении морской среды и др.

Режим судоходства и военного мореплавания: безопасность судоходства, помощь и спасение на море; правовое положение военных кораблей и летательных аппаратов; использование ра­диоэлектронных средств; взаимоотношения с иностранными воен­ными кораблями и властями;

Отношения, возникающие в морской войне: военные дей­ствия на море; средства морской войны; защита жертв морской войны; нейтралитет в морской войне.

Принципы международного морского пра­ва. К ним относятся:

1. свобода судоходства в открытом море;

2. принцип общего наследия человечества;

3. свобода полетов над открытым морем;

4. свобода прокладывания подводных коммуникаций;

5. свобода рыболовства в открытом море;

6. свобода возведения искусственных сооружений;

7. свобода научных исследований;

8. принцип охраны морской среды;

9. использование открытого моря в мирных целях;

10. принцип рационального использования и сохранения морских живых ресурсов;

11. «право флага» и свобода военного мореплавания;

12. помощь терпящим бедствие на море;

13. борьба с работорговлей и пиратством, с наркотиками и др.

Эти принципы сформулированы в международных докумен­тах и прошли практическое применение в жизни.

В наше время международное морское право представляет собой кодифицированную отрасль международного публичного пра­ва в ряде важных источников.

Общие источники международного морского права: Женев­ские конвенции по морскому праву (1958 г.), Конвенция ООН по морскому праву (1982 г.).

В 1958 г. были подписаны четыре Женевские конвенции: 1)Об открытом море, 2) О территориальном море и прилежащей зоне, 3) О кон­тинентальном шельфе, 4) О рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря. В них кодифицированы общепризнанные принци­пы и нормы морского права: принцип свободы судоходства, рыбо­ловства, прокладки подводных кабелей и трубопроводов, научных исследований, открытого моря и полетов над открытым морем, право мирного прохода иностранных судов через территориальное море.



В конвенциях сформулированы и новые нормы морского пра­ва: режим континентального шельфа, воды прилежащих зон, обя­занности государств по предотвращению загрязнения моря нефтью и радиоактивными веществами.

Новейшим комплексным актом является Конвенция ООН по морскому праву 1982 г., принятая III Конференцией, продолжавшейся 10 лет (1973-1982 гг.), в которой участвовало беспрецедентно большое число государств - 104. СССР подпи­сал Конвенцию, но ратификацию осуществила уже Россия в 1997 г. Беларусь ратифицировала Конвенцию в 2006 г. (Закон от 19.07.2006 г.)

Конвенция 1982 г. закрепляет классификацию морских пространств: внутренние воды, территориальное море, архипелажные
воды, морские каналы, международные морские проливы, прилежащая зона, исключительная экономическая зона, континентальный
шельф, открытое море. Внутренние, территориальные и архипелажные воды, проливы и каналы являются частью единой территории
прибрежного государства, имеют единообразный правовой статус.
Одновременно проливы и каналы, как и прилежащая зона, континентальный шельф и исключительная экономическая зона, являются частями территории со смешанным режимом и обладают своеобразным статусом, обусловленным их значением для международного судоходства.

Универсальные источники международного морс/ч права: Конвенция о международных правилах предупреждения столкновения судов (1972 г.), Международная конвенция по спасению на море (1979 г.), Конвенция по предупреждению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (1972 г.) и др.

Локальные источники международного морского прав: Конвенция о рыболовстве и сохранении живых ресурсов в Балтийском море и Балтийских проливах (1979 г.), Конвенция о защите Черного моря от загрязнения (1992 г.) и др.

Сегодня источниками международное публичного права являются более 100 только универсальных конвенций и договором и более 200 - региональных, прежде всего европейских.

Международное морское право - одна из наиболее древних и развитых отраслей международного права, представляющая собой систему принципов и норм, определяющих правовое положение морских пространств и регулирующих отношения между государствами в процессе исследования и использования морей и океанов.

Принципы международного морского права. Правовую основу деятельности государств в Мировом океане составляют основные принципы общего международного права, а именно: принцип суверенного равенства государств, принцип взаимного отказа от применения силы или угрозы силой, принцип нерушимости границ, принцип территориальной целостности государств, принцип мирного разрешения споров и другие принципы, закрепленные в Уставе ООН, в Декларации о принципах международного права и в других международно-правовых актах.

Важнейшим принципом международного морского права стал принцип свободы открытого моря. Он означает, что морские пространства, расположенные за пределами национальных границ (за пределами "национальной юрисдикции), являются пространствами общего пользования на равных и взаимоприемлемых условиях.

В настоящее время принцип свободы открытого моря закреплен в Конвенции об открытом море 1958 г. и в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.

Другим специальным принципом международного морского права является принцип суверенитета государств над внутренними и территориальными водами . Основные положения этого принципа стали складываться в XV-XVI вв. в период борьбы государств за раздел Мирового океана. В Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. положения этого принципа сформулированы так:

1. Суверенитет прибрежного государства распространяется за пределы его сухопутной территории и внутренних вод, а в случае государства-архипелага - его архипелажных вод, на примыкающий морской пояс, называемый территориальным морем.

2. Указанный суверенитет распространяется на воздушное пространство над территориальным морем, равно как на его дно и недра.

3. Суверенитет над территориальным морем осуществляется с соблюдением настоящей Конвенции и других норм международного права.

Принцип суверенитета государств над внутренними и территориальными водами в настоящее время никем не оспаривается. В соответствии с этим принципом каждое государство имеет право устанавливать национальный правовой режим во внутренних и территориальных водах, регулировать все виды деятельности в них и на морском дне под ними, а также в воздушном пространстве над ними.

Международно-правовое обеспечение деятельности государств непосредственно связано с этим принципом. Так, основываясь на положениях этого принципа, государства имеют право:

Устанавливать правовой режим морских государственных границ и обеспечивать их охрану;

Реализовывать право на самооборону в соответствии с Уставом ООН (ст. 51 Устава) в случае вооруженного посягательства на границу;

Создавать необходимые системы обороны в своих внутренних и территориальных водах и закрывать их для плавания иностранных судов;

Регулировать и контролировать проход иностранных судов через эти воды, если они следуют через них на праве "мирного прохода";

Осуществлять другие действия в соответствии с национальным законодательством.

Третьим специальным принципом международного морского права является принцип иммунитета военных кораблей и государственных судов . Основные положения этого принципа являются производными от принципа суверенного равенства государств. В силу юридического равенства государств равноправны во взаимоотношениях друг с другом и их полноправные органы. Военные корабли, суда обеспечения и государственные суда, осуществляя свои права, действуют в соответствии с принципом "равный в отношении равного не имеет власти" ("Par in Parem non habet imperium"). В силу иммунитета военные корабли и суда обеспечения имеют особые права и привилегии:

Они свободны от принуждения и других насильственных действий со стороны иностранных властей (задержание, арест, обыск, конфискации, реквизиции и т.п.);

Они освобождаются от административной, уголовной и гражданской юрисдикции иностранных властей, на них не распространяется действие иностранных законов, кроме законов государства флага;

Они имеют льготы и привилегии как органы своих государств, освобождаются от всех видов сборов, санитарного и таможенного осмотров и т.д.

Источники международного морского права .

Источниками международного морского права выступают:

Договоры разработанные в рамках Международной морской организации и относящихся к обеспечению безопасности человеческой жизни на море, в частности, к устройству судов и стационарных сооружений для добычи морских природных ресурсов;

Конвенции, регулирующие предотвращение загрязнения моря с судов, путем захоронения отходов и в случаях аварий;

Соглашения, регулирующие рыболовство в различных районах Мирового океана;

Договоры, ограничивающие или регулирующие военное использование Мирового океана и его дна.

Важным источником международного морского права является Конвенция ООН по морскому праву 1982 г, она внесла новые элементы в регулирование деятельности государств в Мировом океане:

Определен статус Международного района морского дна за пределами континентального шельфа и режим разработки его ресурсов;

Зафиксирован правовой режим исключительной экономической зоны и архипелажных вод;

Введен институт транзитного прохода судов через международные проливы, перекрытые территориальными водами;

Усилена защита морской среды и исследований в различных по правовому режиму частях Мирового океана;

Разработана система мирного урегулирования международных споров.

Международные отношения в сфере международного морского права регулируют также:

Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 года;

Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ 73/78);

Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 года;

Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несению вахты (Лондон, 7 июля 1978 года).

Помимо многосторонних договоров государства заключают локальные двусторонние и многосторонние договоры по различным вопросам морской деятельности:

Конвенция о рыболовстве и сохранении живых ресурсов в Балтийском море и Бельтах 1973 года;

Конвенция по защите морской среды района Балтийского моря 1974 года;

Конвенция о рыболовстве в северо-восточной части Атлантического океана 1980 года;

Конвенция об охране морских живых ресурсов Антарктики 1980 года;

Конвенция о защите Чёрного моря от загрязнения 1992 года;

Конвенция по защите морской среды Каспийского моря 2003 года.

51. Субъекты международного праваПонятие виды, содержание и особенности международной правосубъектности.

Под субъектом международного права понимается лицо, которое является участником международных отношений, обладая международной правосубъектностью, являясь коллективным образованием, создающее нормы международного права.
Виды:
-(первичные) основные – государства
-(вторичные) производные – международные межправительственные организации, государственно-подобные образования, борющиеся за независимость
-нетрадиционные – международные неправительственные организации, субъекты федеративных государств, международные хозяйственные объединения, национальные юридические лица, физические лица.
В зависимости от видов субъектов м/д правосубъектность может быть
-универсальной,
-функциональной (целевой)
-специальной.

Содержание международной правосубъектности включает такие элементы, как способность обладать правами и обязанностями, нести ответственность в случае нарушения международно-право- i вых норм. Международная правосубъектность предполагает, что t образование как субъект международного права обладает способ- I ностью защищать свои права путем предъявления претензий в случае нарушения его прав. Иными словами, международная правосубъектность предусматривает также возможность привлечения субъектов международного права к ответственности.

Международная правосубъектность проявляется и в том, что субъекты вступают в международные отношения, которые регулируются международным правом. Правоотношения могу возникать лишь между субъектами права. Только вследствие вступления в правоотношения субъекты могут реализовать свои права и обязанности. Исходя из изложенного можно дать следующее определение субъекта международного права.

Субъект международного права - это образование, способное обладать правами и обязанностями, вытекающими из международного права, защищать их и вступать в международные отношения, регулируемые международным правом.

Международное морское право (ММП) -это совокупность принципов и норм, регламентирующих

международно-правовой режим морских пространств Мирового океана и регулирующих взаимоотношения субъектов международного права на различных категориях морских пространств .

Источники : процесс кодификации ММП можно объединить в три этапа:

    с 1920-х гг. до создания ООН. Первый этап связан с деятельностью Лиги Наций. В 1930 г. была созванаГаагская конференция для рассмотрения проекта Международной конвенции о территориальных водах , сыграла в целом позитивную роль в становлении норм ММП.

    с начала деятельности ООН по 1958 г. Второй этап кодификации норм международного морского правасвязан с деятельностью ООН.

      докладе, представленном Комиссией международного права Генеральной Ассамблее в 1950 г., был сде-лан обзор различных вопросов, касающихся режима открытого моря. КМП на восьмой сессии одобрила за-ключительный доклад по морскому праву.

Конференция ООН по морскому праву проходила в Женеве с 24 февраля по 27 апреля 1958 г. Конференция одобрила четыре конвенции и Факультативный протокол:

    Конвенция об открытом море . Конвенция вступила в силу 30 сентября 1962 г. СССР ратифициро-вал ее 20 января 1960 г.

    Конвенция о территориальном море и прилежащей зоне . Конвенция вступила в силу 10 сентября 1964 г. СССР ратифицировал ее 20 октября 1960 г.

    Конвенция о континентальном шельфе . Конвенция вступила в силу 10 июня 1964 г. СССР ратифи-цировал ее 20 октября 1960 г.

    Конвенция о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря . Конвенция вступила в силу

Однако Женевские конвенции 1958 г. оказались неудовлетворительными, так как не регламентировали но-вые аспекты деятельности государств в Мировом океане (например, на морском дне за пределами конти-нентального шельфа). Они не определяли ширину территориального моря, внешний предел континенталь-ного шельфа, не регулировали процессы осуществления морских научных исследований и передачи техно-логии. Отсутствовал специальный механизм разрешения споров по морским вопросам.

    с середины 60-х гг. до 1982 г.

На третьей конференции ООН была выработана и в 1982 г. подписана Конвенция ООН по морскому пра-ву . Вступила в силу в 1994 г. Россия ратифицировала её в 1997 г. Данное международное соглашение сталоосновным источником международного морского права. Конвенция ООН 1982 г. уточняет, развивает и ко-дифицирует морское право.

Конвенция обстоятельно регламентирует проблемы торгового и военного судоходства, устанавливает тер-риториальное море шириной в 12 миль, подтверждает традиционные права плавания в открытом море и мирного прохода, включая право транзитного прохода, через проливы; в ней рассматриваются вопросы морских коридоров и схем разделения движения, а также права уголовной и гражданской юрисдикции го-сударств флага, прибрежных государств и портов над судами, находящимися в их водах.

В Конвенции впервые закреплены права прибрежных государств во вновь созданных исключительных эко-номических зонах шириной 200 морских миль в отношении живых и неживых ресурсов и охватываются также вопросы другой экономической деятельности; она касается прав доступа к морю и от моря госу-дарств, не имеющих выхода к морю, и свободы их транзита; создает пересмотренный режим юрисдикции над континентальным шельфом; устанавливает режим для архипелажных вод.

Конвенция определяет статус и режим морского дна за пределами континентального шельфа и создает но-вую международную организацию - Международный орган по морскому дну (МОД) с его оперативным

подразделением - Предприятием в целях управления и осуществления разведки и разработки минераль-ных ресурсов дна океана как часть «параллельной системы», охватывающей также частные предприятия. Конвенция включает положение, которое редко встречается в многосторонних договорах: она предусматри-вает не только урегулирование споров, связанных с Конвенцией, но и принудительное судебное решение по просьбе одной из сторон в споре, если процедура примирения и другие средства не приведут к достижению соглашения. В качестве одного из средств для этого она учреждает специальный Международный трибунал по морскому праву. Она предусматривает также образование арбитражей для рассмотрения споров по ры-боловству, судоходству, предотвращению загрязнения, научным исследованиям и т. д.

    данной отрасли международного морского права действуют ряд специальных принципов :

    • Свободы открытого моря. Он закреплён в ст. 87 Конвенции ООН по морскому праву. Он означает, что открытое море открыто для всех государств, независимо от того имеют ли они выход к морю или нет.

      Использование открытого моря в мирных целях. Он закреплён в общей форме в ст. 88 Конвенции ООН по морскому праву. Это положение закреплено в отношении: морского дна (ст.141), исключи-тельной экономической зоны (ст. 58) и т.д.

      Рационального использования морских ресурсов. Согласно ст. 117 и ст. 119 Конвенции ООН по мор-скому праву, все государства должны сотрудничать с другими государствами в принятии мер, кото-рые окажутся необходимыми для сохранения ресурсов открытого моря и перечисляются данные

    Предотвращение загрязнения морской среды. Этот принцип закреплялся в таких конвенциях как: «О гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью» 1969 г. и др.

    Свобода морских научных исследований. В соответствии со ст. 238 Конвенции ООН по морскому праву все государства и международные морские организации имеют право проводить научные ис-следования с соблюдением правил и требований, указанных в этой же Конвенции.

    Кроме того, к специальным принципам относятся: полный иммунитет военных кораблей от ино-странной юрисдикции, исключительная юрисдикция государства флага на судне, оказание помо-

щи и спасения на море, ответственности государств за деяния в Мировом океане и др.

Среди различных международных организаций, важное место занимает Международная морская органи-зация (ИМО), в рамках которой созданы и функционируют пять комитетов: по безопасности мореплавания, по тех-ническому сотрудничеству и др. ИМО подписало более 40 соглашений о сотрудничестве с другими межправитель-ственными организациями.

Комиссия по границам континентального шельфа создана на основании ст. 76 и Приложения II к Конвен-ции 1982 г. Цель Комиссии – давать рекомендации прибрежным государствам, относительно внешних границ континентального шельфа. Границы государств, установленные на основе данных рекомендаций, являются оконча-тельными и должны признаваться всеми государствами.

Межправительственная океанографическая комиссия (МОК), в соответствии с Конвенцией 1982 г. яв-ляется «компетентной международной организацией» в системе ООН в области морских научных исследований и распространения.


Территория многих государств, как правило, состоит из сухопутных, водных, воздушных пространств и недр. Правовой режим составных частей государственной территории определяется в конституции, текущем законодательстве государства и нормами международного права.

К водной территории государства относятся реки, озера, водохранилища, проливы, каналы, расположенные внутри его границ, а также внутренние морские воды (бухты, лиманы, заливы, воды портов и др.) и территориальные воды, омывающие побережье государства.

Крупнейший водный объект - океан (др.-греч. Ὠκεανός, от имени древнегреческого божества Океана), расположенный среди материков, обладающий системой циркуляции вод и другими специфическими особенностями. Океан находится в непрерывном взаимодействии с атмосферой и земной корой. Площадь поверхности мирового океана, в состав которого входят океаны и моря, составляет около 71 процента поверхности Земли.

Водные территории уже давно используются человечеством для решения геополитических, экономических и военных целей. Всё это потребовало принятия определённых международных норм, которые сформировались в виде международного морского права. Длительное время единственным источником международного морского права являлись обычаи.

Как отрасль права международное морское право стало формироваться в XV в. на основе отдельных норм морского права, регулировавших в основном имущественные отношения, складывавшиеся в процессе морской торговли. Такие правовые акты, как Базилика, Консолато дель Маре, Законы Висби, Олеронские свитки, которые часто называли кодексами, не были источниками международного морского права, они не регулировали правовой режим морских пространств, а в основном содержали правила морской торговли.

Международное морское право (международное морское публичное право) - совокупность принципов и правовых норм, устанавливающих режим морских пространств и регламентирующих отношения между государствами по вопросам использования Мирового океана. В настоящее время большинство норм международного морского права объединены в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. Все остальные международные договоры (в том числе двусторонние и региональные соглашения), содержащие предписания, касающиеся этой отрасли, в основном дополняют или детализируют нормы Конвенции. По состоянию на 1 мая 2011 г. конвенцию подписали и ратифицировали 162 страны. (Российской Федерацией конвенция ратифицирована в 1997 г.).

Мировой океан в жизни современной цивилизации имеет огромное значение и это определяет развитие международного морского права. Мировой океан, покрывающий свыше двух третей поверхности нашей планеты, является уникальным поглотителем углекислого газа и производителем кислорода. Таким образом, это, прежде всего важнейший экологический компонент Земли, от которого во многом зависит существование человеческой жизни в будущем.

Мировой океан в настоящее время активно используется для добычи продовольственных ресурсов и полезных ископаемых, его значение возрастает с каждым годом, учитывая, что в ближайшей перспективе человечество столкнется с нехваткой углеводородов, продуктов питания и пресной воды. Он также является важнейшей коммуникационной сферой, используемой для транспортных перевозок и осуществления международной торговли.

Субъектами международного морского права являются:

1) государства;

2) международные организации и органы, наделенные государствами определенными правомочиями в сфере действия международного морского права.

Деятельность государств в Мировом океане имеет существенные особенности, обусловленные характером морской среды, правовым режимом морских пространств, статусом морских судов, военных кораблей и других объектов деятельности человека на морях и океанах. Своеобразие морской деятельности стало первопричиной для становления специальных принципов, регулирующих деятельность государств на море.

Принципы международного морского права:

Свободы открытого моря (ст. 2 Конвенции об открытом море 1958 г., ст. 87 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.);

Сохранения и рационального использования морских живых ресурсов (ст. 117, 119);

в) свободы морских научных исследований (ст. 87, 239, 246, 255 Конвенции ООН 1982 г.);

Охраны морской среды (ст. 192, 194 Конвенции ООН 1982 г.);

Использование Мирового океана в мирных целях (преамбула, ст. 19, 39, 54, 58, 88, 240 и 301 Конвенции ООН 1982 г.);

Принцип нерушимости границ, принцип территориальной целостности государств, принцип мирного разрешения споров и другие принципы, закрепленные в Уставе ООН, в Декларации о принципах международного права и в других международно-правовых актах.

Важнейшим принципом международного морского права стал принцип свободы открытого моря. Он означает, что морские пространства, расположенные за пределами национальных границ (за пределами "национальной юрисдикции), являются пространствами общего пользования на равных и взаимоприемлемых условиях.

Впервые идея свободы открытого моря была сформулирована и обоснована Гуго Гроцием (1583-1645). Другие юристы-международники и государственные деятели XVIII - XIX вв. эту идею поддержали и развили. Французский ученый и дипломат Т. Ортолан, известные юристы Хиггинс и Коломбос. Большая заслуга в становлении этого принципа принадлежит России. Так, в посольском приказе Московского государства английской королеве Елизавете в ответ на ее предложение признать исключительные права Англии на Белом море в 1587 г. было сказано: "Божию дорогу, океан-море, как можно перенять, унять или затворить". В Декларации о вооруженном нейтралитете, с которым выступила Россия в 1780 г. говорилось о праве "свободно плавать из одного порта в другой и у берегов воюющих наций".

Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. гласит: "Открытое море открыто для всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю" (ст. 87). Свобода открытого моря включает: свободу судоходства; свободу полетов; свободу прокладывать подводные кабели и трубопроводы (с соблюдением положений Конвенции); свободу возводить искусственные острова и другие установки (с соблюдением положений Конвенции); свободу рыболовства (с соблюдением условий, изложенных в Конвенции); свободу научных исследований (с соблюдением условий изложенных в Конвенции).

В Конвенции 1982 г. подчеркнуто, что "все государства осуществляют эти свободы, должным образом учитывая заинтересованность других государств в пользовании свободой открытого моря, а также должным образом учитывая права, предусмотренные настоящей Конвенцией в отношении деятельности в Районе" (ст. 87, п. 2).

Специальным принципом международного морского права является принцип суверенитета государств над внутренними и территориальными водами. Основные положения этого принципа стали складываться в XV-XVI вв. в период борьбы государств за раздел Мирового океана. Права государств на владение морем стали ограничиваться, начала формироваться правовая норма о суверенитете государств над прибрежными водами, в состав которых входили внутренние морские воды и территориальные воды (территориальное море). В XVI в. этот принцип получил признание в качестве нормы международного обычая. Конвенционное закрепление он получил в 1958 г. в Женевской конвенции о территориальном море и прилежащей зоне. В Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. положения этого принципа сформулированы так:

1. Суверенитет прибрежного государства распространяется за пределы его сухопутной территории и внутренних вод, а в случае государства-архипелага - его архипелажных вод, на примыкающий морской пояс, называемый территориальным морем.

2. Указанный суверенитет распространяется на воздушное пространство над территориальным морем, равно как на его дно и недра.

3. Суверенитет над территориальным морем осуществляется с соблюдением настоящей Конвенции и других норм международного права.

В силу того, что внутренние и территориальные воды являются составной частью территории государства, а государственная территория находится под его исключительной властью, то обе эти составные части территории государства юридически принадлежат ему как субъекту международного права.

Принцип суверенитета государств над внутренними и территориальными водами в настоящее время никем не оспаривается. В соответствии с этим принципом каждое государство имеет право устанавливать национальный правовой режим во внутренних и территориальных водах, регулировать все виды деятельности в них и на морском дне под ними, а также в воздушном пространстве над ними.

Международно-правовое обеспечение деятельности государств непосредственно связано с этим принципом. Так, основываясь на положениях этого принципа, государства имеют право:

Устанавливать правовой режим морских государственных границ и обеспечивать их охрану;

Реализовывать право на самооборону в соответствии с Уставом ООН (ст. 51 Устава) в случае вооруженного посягательства на границу;

Создавать необходимые системы обороны в своих внутренних и территориальных водах и закрывать их для плавания иностранных судов;

Регулировать и контролировать проход иностранных судов через эти воды, если они следуют через них на праве "мирного прохода";

Осуществлять другие действия в соответствии с национальным законодательством.

Важным принципом международного морского права является принцип иммунитета военных кораблей и государственных судов . Основные положения этого принципа являются производными от принципа суверенного равенства государств. В силу юридического равенства государств равноправны во взаимоотношениях друг с другом и их полноправные органы. Военные корабли, суда обеспечения и государственные суда, осуществляя свои права, действуют в соответствии с принципом "равный в отношении равного не имеет власти" ("Par in Parem non habet imperium"). В силу иммунитета военные корабли и суда обеспечения имеют особые права и привилегии:

Они свободны от принуждения и других насильственных действий со стороны иностранных властей (задержание, арест, обыск, конфискации, реквизиции и т.п.);

Они освобождаются от административной, уголовной и гражданской юрисдикции иностранных властей, на них не распространяется действие иностранных законов, кроме законов государства флага;

Они имеют льготы и привилегии как органы своих государств, освобождаются от всех видов сборов, санитарного и таможенного осмотров и т.д.

Источниками международного морского права выступают:

Договоры разработанные в рамках Международной морской организации и относящихся к обеспечению безопасности человеческой жизни на море, в частности, к устройству судов и стационарных сооружений для добычи морских природных ресурсов;

Конвенции, регулирующие предотвращение загрязнения моря с судов, путем захоронения отходов и в случаях аварий;

Соглашения, регулирующие рыболовство в различных районах Мирового океана;

Договоры, ограничивающие или регулирующие военное использование Мирового океана и его дна.

Важным источником международного морского права является Конвенция ООН по морскому праву 1982 г, она внесла новые элементы в регулирование деятельности государств в Мировом океане:

Определен статус Международного района морского дна за пределами континентального шельфа и режим разработки его ресурсов;

Зафиксирован правовой режим исключительной экономической зоны и архипелажных вод;

Введен институт транзитного прохода судов через международные проливы, перекрытые территориальными водами;

Усилена защита морской среды и исследований в различных по правовому режиму частях Мирового океана;

Разработана система мирного урегулирования международных споров.

Международные отношения в сфере международного морского права регулируют также:

Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 года;

Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ 73/78);

Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 года;

Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несению вахты (Лондон, 7 июля 1978 года).

Помимо многосторонних договоров государства заключают локальные двусторонние и многосторонние договоры по различным вопросам морской деятельности:

Конвенция о рыболовстве и сохранении живых ресурсов в Балтийском море и Бельтах 1973 года;

Конвенция по защите морской среды района Балтийского моря 1974 года;

Конвенция о рыболовстве в северо-восточной части Атлантического океана 1980 года;

Конвенция об охране морских живых ресурсов Антарктики 1980 года;

Конвенция о защите Чёрного моря от загрязнения 1992 года;

Конвенция по защите морской среды Каспийского моря 2003 года.