Ядерная бомба у ирана уже создана, только лежит в другом месте. Иностранная пресса о россии и не только Ядерный потенциал ирана

Давление, которое Соединенные Штаты и Запад в целом применяют в отношении Ирана с целью удержать его от обретения ядерного оружия, осуществляется абсолютно напрасно. У Исламской Республики уже имеется не только ядерное оружие от бывшего Советского Союза, но и достаточное количество обогащенного урана для производства нового оружия. И что еще хуже, у Ирана есть средства доставки.

Запад в течение примерно десятилетия проявлял беспокойство в связи с расширением технических возможностей Ирана в плане производства урана, будучи уверенным, что Иран работает над созданием ядерной бомбы, хотя правительство продолжает настаивать, что его программа по обогащению урана носит исключительно мирный характер.

Когда Иран начал свою ядерную программу в середине 1980-х годов, я работал в качестве шпиона ЦРУ внутри Корпуса стражей исламской революции (КСИР). Разведка стражей в то время узнала о попытке Саддама Хусейна приобрести ядерную бомбу для Ирака. Командование корпуса пришло к выводу, что им нужна ядерная бомба, потому что если она будет у Саддама, он использует ее против Ирана. В то время две страны находились в состоянии войны.

Мохсен Резэй (Mohsen Rezaei), тогдашний командир Стражей, получил разрешение от аятоллы Рухоллы Хомейни (Ruhollah Khomeini) начать скрытую программу по приобретению ядерного оружия. С этой целью Стражи вступили в контак с пакистанскими генералами и пакистанским ученым-ядерщиком Абдулом Кадиром Ханом (Abdul Qadeer Khan).

Командующий Али Шамхани (Ali Shamkhani) ездил в Пакистан, предлагая миллиарды долларов за бомбу, но все переговоры закончились вместо этого лишь чертежами и центрифугами. Первая центрифуга была доставлена в Иран на личном самолете Хомейни.

В рамках второй, но осуществляемой параллельно попытки заполучить ядерное оружие, Иран обратился к бывшим советским республикам. Когда Советский Союз распался в 1990 году, Иран страстно желал получить тысячи единиц тактического ядерного оружия, которые были распылены по бывшим республикам Союза.

В начале 1990-х годов ЦРУ попросило меня найти иранского ученого, который засвидетельствовал бы, что у Ирана есть бомба. ЦРУ узнало, что агенты иранской разведки ездили на ядерные объекты по всему бывшему Советскому Союзу, и при этом проявляли особый интерес к Казахстану.

Мусульманский Иран активно обхаживал Казахстан, на долю которого приходилась значительная часть советского арсенала, и который при этом являлся преимущественно мусульманским, и Тегеран предлагал ему сотни миллионов долларов за бомбу. Вскоре появились сообщения о том, что три ядерные боеголовки пропали. Это подтвердил и российский генерал Виктор Самойлов, который занимался вопросами разоружения для Генерального штаба. Он признал, что из Казахстана исчезли три боеголовки.

Между тем, Пол Мюнстерманн (Paul Muenstermann), тогдашний вице-президент германской федеральной службы разведки, заявил, что Иран получил две из трех ядерных боеголовок, а также средства доставки ядерного оружия средней дальности из Казахстана. Он также сообщил, что Иран приобрел четыре 152-миллиметровых ядерных боеприпаса у бывшего Советского Союза, которые, по сообщениям, были украдены и проданы бывшими офицерами Красной армии.

Что еще хуже, несколькими годами спустя российские официальные лица заявили, что при сравнении документов о передаче ядерного оружия из Украины в Россию, обнаружилось расхождение ни много ни мало в 250 ядерных боеголовок.

На прошлой неделе Мэтью Насути (Mathew Nasuti), бывший капитан ВВС США, который в какой-то момент был нанят Госдепартаментом в качестве советника для одной из провинциальных групп по восстановлению в Ираке, рассказал, что в марте 2008 года, во время брифинга по Ирану в Госдепартаменте, эксперт департамента по Ближнему Востоку сказал группе собравшихся, что это «общеизвестный факт», что Иран приобрел тактическое ядерное оружие у одной или нескольких бывших советских республик.

Подполковник Тони Шаффер (Tony Shaffer), опытный офицер разведки, награжденный «Бронзовой звездой» (военная медаль, американская военная награда за отвагу, четвертая по значимости награда в ВС США, учреждена в феврале 1944 года - прим. перев. ), рассказал мне, что его источники сообщают, что у Ирана сейчас имеется две рабочие ядерные боеголовки.

Редакционная статья в иранской газете Kayhan, газете, которая находится под прямым наблюдением аппарата духовного лидера Ирана, в прошлом году предупреждала, что если Иран будет атакован, последуют ядерные взрывы в американских городах.

Несмотря на твердое знание того, что иранские лидеры стремятся обрести ядерное оружие, западные лидеры выбрали путь переговоров и умиротворения, в надежде найти решение иранского вопроса. Прошло примерно три года работы администрации Обамы, и мы должны признать, что политика сначала пряника в виде доброй воли и сотрудничества, а потом кнута в виде санкций не смогла убедить иранцев отказаться от ядерной программы, и не смогла сдержать их агрессивное позиционирование. Сегодня иранские лидеры, несмотря на четыре набора санкций ООН, продолжают реализацию и своей ракетной программы, и программы в области ядерного обогащения, и у них достаточное количество обогащенного урана для создания шести ядерных бомб, согласно данным последнего отчета Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ).

Вокруг ядерного соглашения президента Обамы с Ираном ведутся ожесточенные дебаты, и он заявил, что 99% мирового сообщества с ним согласно. "Здесь на самом деле есть только две альтернативы. Либо проблема получения Ираном ядерного оружия решается дипломатически, посредством переговоров, либо она решается силой, с помощью войны. Таковы альтернативы", - заявил Обама.

Но, есть еще одна альтернатива - оно уже давно имеется, о чем говорят сроки его разработки. - 60-е годы XX века иранский шах сделал попытку изменить сложившийся веками уклад жизни. В 50-60-е годах шах Ирана Реза Пехлеви предпринял попытку так называемой "белой революции" или, выражаясь современным языком, модернизацию. Это была попытка вестернизировать страну, перевести е╕ на западные рельсы. Таким образом, 5 марта 1957 года Иран подписал соглашение с США о сотрудничестве в мирном использовании атомной энергии в рамках программы Атом для мира. В 1957 году было создано Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), и Иран сразу же в следующем году стал членом МАГАТЭ.

В 1963 году Иран присоединился к Договору о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой. Договор был подписан СССР, США и Великобританией в Москве 5 августа 1963 г. К важным результатам данного этапа также можно отнести создание ядерного центра при Тегеранском университете. В 1967 году в Тегеранском ядерном научно-исследовательском центре был введен в эксплуатацию американский исследовательский реактор мощностью 5 МВт, имеющий в качестве топлива более 5,5 кг высокообогащенного урана. В том же году США поставили в Центр граммовое количество плутония для исследовательских целей, а также "горячие камеры", способные ежегодно выделять до 600 г плутония. Таким образом, было положено начало созданию научно-технической базы для развития атомной энергетики в Иране.

1 июля 1968 году Иран подписал Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), который предусматривает использование атомной энергии только в мирных целях и ратифицировал его в 1970 году. В 1974 году шахом Ирана Мохаммедом Реза Пехлеви был обнародован план развития атомной энергетики, тем самым была поставлена задача в течение двадцати лет построить 23 атомных реактора общей мощностью 23 ГВт, а также создания замкнутого ядерного топливного цикла (ЯТЦ). "Для реализации программы была создана Организация по атомной энергии Ирана.

В 1974 году ОАЭИ за 1 млрд долл. США приобрела десятипроцентный пакет акций газодиффузионного завода по обогащению урана, строившегося в Трикастане (Франция), у международного консорциума "Еurodif", совладельцами которого являлись испанская компания ENUSA, бельгийская "Synatom", итальянская "Enea.

При этом Тегеран получил право выкупать продукцию завода и иметь полный доступ к обогатительной технологии, разрабатываемой консорциумом. Для подготовки иранских ученых и инженеров, которым предстояло эксплуатировать АЭС в 1974 г. в Исфахане совместно с французскими специалистами было начато строительство Ядерного исследовательского центра. К 1980 г. планировалось разместить в н╕м исследовательский реактор и установку по переработке ОЯТ французского производства.1979 - в стране свершилась исламская революция, шах свергнут, новое правительство Ирана отказалось от программы строительства АЭС. Из страны выехали не только иностранные специалисты, но и большое число иранцев, участвовавших в ядерном проекте. Через несколько лет, когда обстановка в стране стабилизировалась, руководство Ирана возобновило реализацию ядерной программы. В Исфахане при помощи Китая был создан учебно-исследовательский центр с исследовательским реактором на тяж╕лой воде, была продолжена добыча урановой руды. Одновременно Иран вел переговоры о закупке технологий обогащения урана и производства тяжелой воды с компаниями Швейцарии и ФРГ. Иранские физики посещали Национальный институт ядерной физики и физики высоких энергий в Амстердамеи Ядерный центр Петтен в Нидерландах.1992 - между Россией и Ираном заключено соглашение о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии, предусматривающее ряд направлений. 1995 - Россия подписала соглашение о завершении строительства первого блока АЭС в Бушере.

Российские специалисты компании "Атомстройэкспорт" провели анализ состояния дел, в результате чего было принято решение о возможности использования строительных конструкций и оборудования, оставшихся на площадке после ухода из Ирана германского подрядчика. Интеграция разнотипного оборудования потребовала, однако, проведения огромного объ╕ма дополнительных научно-исследовательских, проектно-конструкторских и строительно-монтажных работ. Стоимость первого энергоблока мощностью 1000 МВт составляет около 1 млрд долл. Поставщиком реакторов по проекту является компания "Объедин╕нные машиностроительные заводы", оборудования машинных залов - "Силовые машины". "Атомстройэкспорт" планирует завершить монтаж оборудования на АЭС в начале 2007 года. Поставка тепловыделяющих элементов на АЭС из России состоится не ранее осени 2006 года. Топливо для Бушера уже произведено и хранится на Новосибирском заводе химконцентратов.

"Атомстройэкспорт" также готов принять участие в строительстве второй АЭС в Иране - в юго-западной провинции Хузестан.1995 - США в одностороннем порядке ввели торгово-экономические санкции против Ирана, а после подписания меморандума Гора-Черномырдина Россия заморозила поставки Ирану военной техники. Тем не менее Иран никогда не прекращал работы над ядерным оружием. И если началом этих работ был 1957г.то с тех пор прошло более 50 лет и для реализации этого проекта времени было предостаточно.

Для сравнения рассмотрим за сколько времени была создана атомная бомба в СССР, с учетом, что тогда этот проект был действительно новым, а украсть сегодня еще проще, да и что красть, если это уже не новость. 5 августа 1949 года заряд плутония был принят комиссией во главе с Харитоном и отправлен литерным поездом в КБ-11. К этому времени здесь были практически закончены работы по созданию взрывного устройства. Здесь в ночь с 10 на 11 августа была проведена контрольная сборка ядерного заряда, получившего индекс 501 для атомной бомбы РДС-1. После этого устройство было демонтировано, детали осмотрены, упакованы и подготовлены к отправке на полигон. Таким образом, советская атомная бомба была сделана за 2 года 8 месяцев (в США на это ушло 2 года 7 месяцев).

Испытание первого советского ядерного заряда 501 было проведено 29 августа 1949 года на Семипалатинском полигоне (устройство находилось на вышке).

Мощность взрыва составила 22 Кт. Конструкция заряда повторяла американского "Толстяка", хотя электронная начинка была советской разработки. Атомный заряд представлял собой многослойную конструкцию, в которой перевод плутония в критическое состояние осуществлялся путем сжатия сходящейся сферической детонационной волной. В центре заряда размещалось 5 кг плутония, в виде двух полых полусфер, окруженных массивной оболочкой из урана-238 (тампером). Эта оболочка Первая советская ядерная бомба - схема служила для инерционного сдерживания раздувающегося в процессе цепной реакции ядра, чтобы как можно большая часть плутония успела прореагировать и, кроме того, служила отражателем и замедлителем нейтронов (нейтроны с низкими энергиями наиболее эффективно поглощаются ядрами плутония, вызывая их деление). Тампер был окружен оболочкой из алюминия которая обеспечивала равномерность сжатия ядерного заряда ударной волной. В полости плутониевого ядра устанавливался нейтронный инициатор (запал) - шарик диаметром порядка 2 см. из бериллия, покрытый тонким слоем полония-210. При сжатии ядерного заряда бомбы ядра полония и бериллия сближаются, и испускаемые радиоактивным полонием-210 альфа-частицы выбивают из бериллия нейтроны которые инициируют цепную ядерную реакцию деления плутония-239. Одним из наиболее сложных узлом был заряд ВВ состоявший из двух слоев.

Внутренний слой представлял собой два полусферических основания из сплава тротила с гексогеном, внешний собирался из отдельных элементов имевших различную скорость детонации. Внешний слой, предназначенный для формирования в основании ВВ сферической сходящейся детонационной волны, получил название фокусирующей системы. В целях безопасности установка узла содержащего делящийся материал осуществлялось непосредственно перед применением заряда. Для этого в сферическом заряде ВВ имелось сквозное коническое отверстие, которое закрывалось пробкой из ВВ, а в наружном и внутренних корпусах имелись отверстия закрывавшиеся крышками. Мощность взрыва была обусловлена расщеплением ядер примерно килограмм плутония, остальные 4 кг не успевали прореагировать и бесполезно распылялись. В ходе реализации программы создания РДС-1 возникло много новых идей по совершенствованию ядерных зарядов (повышения коэффициента использования делящегося материала, снижении габаритов и веса). Новые образцы зарядов стали мощнее, компактнее и "изящнее" по сравнению с первым.

Так, сопоставляя два известных факта мы делаем выводы, что Иран обладает ядерным оружием, а переговоры велись по другому поводу, например, чтобы Иран продавал нефть за доллары и т. п. Да и что еще могло остановить Америку от нападения на Иран. То, что Иран официально не признает наличие у него бомбы, освобождает его от многих проблем, а тому, кому положено знать и так знает.

П олемика по поводу ядерной программы Ирана оказывается не более чем обычной истерикой. Вот, например, как высказался сенатор Джон МакКейн: «Хуже вооруженных действий может быть только одно: если у Ирана появится ядерное оружие». Хочется процитировать Шекспира: «Много шума из ничего». Только вот шума действительно слишком много, а некоторые люди в верхах уж слишком серьезно говорят о том, что и в самом деле пора развернуть военные действия и не позволить Ирану получить ядерное оружие. Почему же это так важно и почему именно для них?

Во-первых, что страшного случится, если завтра у Ирана появится ядерное оружие? На сегодняшний день оно есть у девяти стран – это Соединенные Штаты, Великобритания, Россия, Франция, Китай, Израиль, Индия, Пакистан и Северная Корея. Что изменится, если десятой станет Иран? Кому он станет угрозой? Кого он станет бомбить? На данный момент не похоже, чтобы Иран проявлял агрессию. Нет, нынешний президент Ирана Махмуд Ахмадинежад высказывался крайне враждебно насчет Израиля, который от Ирана расположен достаточно далеко. Но значит ли это, что он собирается Израиль бомбить и что у него хватит на это военной мощи? Говорить – это одно, а действовать – совсем другое.

Но если Иран не собирается никого бомбить, зачем ему оружие? Причины очевидны. Из девяти государств, оружием обладающих, по крайней мере восемь вполне могут направить его против Ирана. Было бы весьма наивно со стороны иранского правительства об этом не задумываться. Кроме того, Соединенные Штаты вторглись в Ирак, но не тронули Северную Корею – именно потому, что у Ирака ядерного оружия не было, а у Северной Кореи было, вот и вся разница.

Вторая (тоже очевидная) причина – государственный интерес. Не нужно забывать, что Иран стремился стать ядерной державой еще до того, как к власти пришел нынешний президент – со времен правления шаха, еще до революции. Разумеется, статус «средней» державы, к которым относят Иран, на геополитической арене сильно возрастет, если она станет членом ядерного клуба. Иран действует в государственных интересах, как любая другая страна, и без сомнения хотел бы играть главную скрипку в своем регионе.

Но угрожают ли его стремления остальным странам региона? Когда в 1949 году в Советском Союзе произвели первые ядерные испытания, Запад начало лихорадить. Но теперь нет никаких сомнений, что с момента испытаний в 1949 до распада Советского Союза в 1991 военных действий между Штатами и СССР удалось избежать в основном благодаря тому, что у обеих держав имелось ядерное оружие. Именно на страхе взаимного уничтожения держался мир даже в периоды, когда отношения между двумя сторонами были особенно натянутыми, - во время совместной оккупации Берлина, Карибского кризиса и войны в Афганистане. Столкновения между Индией и Пакистаном по поводу Кашмира не привели к серьезным действиям именно потому, что ядерное оружие имеется у обеих сторон.

Разве угроза взаимного уничтожения не может подобным же образом уравновесить силы на Ближнем Востоке? Возможно, если у Ирана появится ядерное оружие, это утихомирит его соседей. На это обычно возражают, что правительство Ирана не настолько «рационально мыслит», чтобы отказаться от использования ядерной бомбы. Это полная ерунда – причем отдающая национализмом. Иранское правительство нисколько не глупее правительства Буша и не заявляет в открытую о своих намерения на кого-либо нападать.

Тогда чем же вызвана вся эта истерика? Генри Киссинджер уже объяснил все год назад, а недавно то же самое повторил Томас Фридман в «Нью-Йорк таймс». Не вызывает сомнений, что, как только ядерное оружие появится у Ирана, плотина прорвется, и еще как минимум 10-15 стран приложат все усилия, чтобы вступить в ряды ядерных держав. Среди очевидных претендентов Южная Корея, Япония, Тайвань, Индонезия, Египет, Ирак (да-да, именно Ирак), ЮАР, Бразилия, Аргентина и многие европейские страны. В 2015 число обладателей ядерного оружия может достигнуть двадцати пяти.

Опасно? Разумеется, ведь всегда может найтись какой-нибудь сумасшедший или группа безумцев, которые доберутся до кнопки. Но в существующих на сегодняшний день девяти ядерных державах такие сумасшедшие наверняка тоже есть, и вряд ли их окажется намного больше у пятнадцати держав-претендентов. Ядерное разоружение по-прежнему необходимо, но в его рамках должно проводиться и неядерное разоружение.

Почему же Соединенным Штатам не дает покоя возможное превращение Ирана в ядерное государство? Потому что, если ядерное оружие появится у средних государств, это сильно ослабит Штаты. Но о нарушении мирового спокойствия речь не идет. Ожидать ли нам в таком случае вторжения Соединенных Штатов в Иран или атаки со стороны Израиля? Вряд ли, поскольку у Штатов сейчас не хватит военной мощи, правительство Ирака поддержки не окажет, а Израиль один не справится. Вывод один - много шума из ничего.

Проблема возможности создания Ираном ядерного оружия уже давно находится среди первых тем мировой политики. В последние месяцы и дни она стала одной из главных. Особенно после того, как на прошлой неделе президент Ирана М. Ахмадинежад, выступая на молодежной конференции "Мир без сионизма", заявил следующее: "Имам Хомейни говорил, что сионистский режим должен быть стерт с лица земли и с помощью божественной силы мир будет жить без США и Израиля". Хотя президент лишь цитировал слова покойного аятоллы, его слова, воспринятые многими как неофициальное объявление войны Израилю, были с разной степенью жесткости осуждены во всем немусульманском мире, в том числе Россией. Палестинский лидер открыто дистанцировался от слов иранского президента. Некоторые деятели в Иране, в том числе и в правящих кругах, указали, что заявление противоречит иранским интересам и усугубляет внешнеполитические позиции страны.

Появились слухи, что высшее духовное руководство страны, обладающее большей частью реальной власти, намеревается ограничить полномочия президента в области внешней политики. Большинство лидеров мусульманских стран промолчало.

Но заявление резко обострило дискуссию вокруг проблемы Ирана и ядерного оружия. Теперь она уже не уйдет на второй план и может в течение ближайших месяцев привести к резкому обострению международной обстановки. Перед Россией встает трудная проблема.

Попробую дать свою, естественно, насколько возможно объективистскую трактовку этой сложнейшей ситуации.

Иран с его более чем шестидесятимиллионным населением сумел добиться существенного прогресса в последние десятилетия. В отличие от всех других мусульманских стран региона расширенного Ближнего Востока, страна сумела обуздать рост населения еще до начала нефтяного бума, демонстрировала рост ВНП на душу населения. Его элита, как духовная так и светская, не только весьма образованна. Иран по меркам региона - относительно демократическое государство. Там существует оппозиционная пресса, регулярно закрываемая, оппозиционные партии, чьи представители часто не допускаются до выборов. Эта "демократия" является "сверхуправляемой", даже по нашим стандартам, но гораздо более развитой, чем во многих странах СНГ. В Иране проводятся выборы. Нынешний президент, считающийся радикальным консерватором, победил на выборах более умеренного бывшего президента Рафсанджани, являющегося главой Совета целесообразности, одного из двух высших органов, через которые религиозная верхушка реально управляет страной.

Иранская элита считает, что страна находится в стратегическом окружении, не доверяет или боится большинства соседей. Для этого у нее есть основания. Никто не помогал Ирану в войне с Ираком даже тогда, когда Хусейн применил химическое оружие.

США, не способные уже три десятилетия забыть унижение, связанное со свержением шаха и захватом заложников в американском посольстве, и подозревающие Тегеран в поддержке ряда террористических движений, проводят в отношении Ирана откровенно враждебную политику. Только недавно появились признаки готовности к диалогу. Американцы доминируют в соседних Афганистане и Ираке, весьма влиятельны в Пакистане, ставшем ядерным. К арабским соседям иранская элита, чувствующая себя наследницей великой Персии, относится подозрительно, если не презрительно. Недалеко находится не официально, но реально ядерный Израиль, к которому Тегеран относится с нескрываемой враждебностью и подозрительностью. Чувство взаимно. Страна чувствует себя уязвленной, стремится вырваться из международной полуизоляции и обеспечить безопасность страны. Взгляд из Тегерана страдает комплексом "осажденной крепости", разительно напоминает мироощущение советского руководства конца 70-х - начала 80-х гг.

Именно на этом фоне развивается ядерная программа Ирана. Официально Иран, подписавший Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), заявляет, что он не создает такого оружия. Но ему мало кто верит, хотя он до сих пор формально не нарушал Договора.

При всем моем уважении к руководству Ирана, не верю его заверениям и я. Любая страна в геополитической ситуации Ирана, не имеющая ни союзников, ни гарантий безопасности, стремящаяся к повышению своего политического статуса, стремилась бы к созданию оружия или хотя бы к получению возможности для его создания. Тем более имея перед глазами Индию, Пакистан, Израиль, создавших ядерное оружие, не потеряв в политическом статусе.

Но понимать - не значит принимать. Получение Ираном оружия грозит серьезным подрывом региональной и глобальной безопасности. Будет нанесен едва ли не смертельный удар по ДНЯО, соседние арабские страны (Саудовская Аравия, Египет) получат мощный стимул к созданию своей бомбы. Может развернуться гонка ядерных вооружений в самом взрывоопасном регионе мира. О формуле "стратегическая стабильность" придется забыть. Придется думать о том, как управлять стратегической нестабильностью. Никто не может исключить упреждающих ударов. Обладание ядерным оружием идеологизированным режимом, опасающимся всех, разрабатывающим средства доставки большой давности, не может не создать ощущение опасности у многих стран - от Европы до России и Китая. Не усилит это и безопасность Ирана. Он автоматически станет целью для арсеналов ядерных держав, в том числе, думаю, и России.

Что делать. После заявления иранского президента вряд ли кто-нибудь будет налагать вето на введение новых санкций против Ирана, если вопрос о его ядерном оружии все-таки поступит в Совет Безопасности. Но эти санкции будут заведомо малоэффективными, как большинство санкций, и лишь усилят радикальные элементы в Иране.

Остается ли еще возможность остановить ядерную программу Ирана, выглядящую военной, во многом будет зависеть от руководства Ирана. Но и от умелой дипломатии других стран. Прежде всего США. Несколько месяцев тому назад после десятилетий враждебного игнорирования они вроде бы намекнули на возможность прямых переговоров, сможет что-то сделать и "европейская тройка", игравшая роль "хорошего полицейского", но немного чего добившаяся от Тегерана. Последний, похоже, даже сумел использовать переговоры с ней для выигрывания времени.

Придется активнее подключаться России, скрыто играющей роль еще одного посредника. Мы практически достроили Бушер, несмотря на жесткое давление, и доказали всем потенциальным заказчикам ядерных реакторов, что мы являемся надежным партнером.

Но мы строили Бушер не для державы, нарушающей Договор о нераспространении.

Думаю, что надо пытаться решать проблему ядернизации Ирана в более широком контексте. Россия намекала на него, а теперь должна открыто и ясно его предложить. Главная движущая сила подозреваемой ядерной программы Ирана - ощущение опасности у иранской элиты, повсеместное недоверие друг к другу в регионе расширенного Ближнего Востока.

Давно пора предложить создание системы безопасности для этого региона, гарантированной великими державами, в том числе Индией и Китаем. Нужно инициировать Хельсинкский процесс для региона с участием этих держав. Иначе, даже если мы в очередной раз и решим "иранский кризис", он и ему подобные будут возникать снова и снова.

И ранский МИД дал Европе два месяца, чтобы определиться.

За это время европейские страны должны дать Тегерану четкие гарантии соблюдения ими условия ядерного соглашения 2015 года. В противном случае Иран оставляет за собой право принять «вынужденное решение». Об этом в ультимативной форме сообщил заместитель главы МИД Ирана Аббас Аракчи 13 мая 2018 года.

Какими будут эти «вынужденные решения», догадаться не трудно. Иран вновь приступит к разработке собственного ядерного оружия. Причем займет это у него очень небольшое время. Дело в том, что Иран, как очень разумная страна, претендующая на региональный статус, наверняка подстраховался.

Ядерная гонка вооружений на Ближнем Востоке

Итак, заявление Ирана недвусмысленно намекает на то, что Иран готовится возобновить военную ядерную программу. Такие же планы есть и у саудитов, а Израиль , как мы знаем, давно входит в ядерный клуб с предположительной парой сотен боеприпасов. Причем Саудовская Аравия, скорее всего, рассчитывает «ускорить» работы над созданием ядерной бомбы путем переговоров с Пакистаном, которому она в свое время дала денег на создание первого в исламском мире «ядрен-батона».

Уверен, что именно этот путь является для королевства наименее затратным и наиболее реализуемым. Иран же вел разработку ядерного оружия самостоятельно и основательно. К началу 2010-х он достиг довольно больших успехов в этом направлении, но под давлением США вынужден был свернуть работы. У меня есть все основания предполагать, что свернуты они были не полностью. Вернее, совсем не свернуты, но в другом месте…

Ракетная программа Ирана (нюансы)

Этой темы мы подробно касались, когда рассматривали возможности иранских стратегических ракетных сил и системы ПРО Израиля отразить их удар, если это потребуется в будущем. Теперь же пришло время дорассказать то, о чем я тогда предпочел умолчать, но о чем уже ранее вскользь упоминал. Меня всегда «смущала» явная дополняемость ракетно-ядерной программы Северной Кореи и программа создания ракетно-ядерного щита Ирана.

Иран создал неплохие БР СД, но не стал делать МБР. В свою очередь КНДР сделала упор именно на этих ракетах. Иран создал новые системы наведения БЧ. А еще разделяющуюся головную часть, что в первую очередь имеет смысл для ядерного оружия. В то же самое время корейцы не только создали ядерный заряд, но и поработали над его миниатюризацией (насколько успешно вопрос, но то дело времени и денег) и не стали «заморачиваться» созданием точных систем наведения и разделяющихся головных частей.

Интересная логика, правда? Если мы копнем глубже, то резкая активизация разработки ядерного оружия и новых ракет в КНДР начались именно тогда, когда Иран отказался от подобных разработок у себя дома. И именно тогда они смогли добиться больших и главное для многих неожиданных успехов в этом деле. И мало кто задавался вопросом, а откуда у КНДР на все это нашлись ресурсы.

Конечно, можно предположить, что все дело в Китае и его помощи. Логика в этом тоже есть. А если это все-таки Иран? Не секрет, что многие секреты Пхеньян получил, перекупив их у таких стран, как Украина. Наработки советских конструкторов во многом послужили основой для работы северокорейских специалистов. А ведь мало кто уже помнит, что с начала 2000-х именно Иран очень плотно окучивал украинское руководство и получил от него очень много ценных знаний в области ракетостроения и даже покупал у него образцы (например несколько крылатых ракет Х-55).

А еще не секрет, что ранее Иран и КНДР очень плотно сотрудничали в этой отрасли и схема иранские деньги в обмен на ракетный продукт давно уже отработана в отношениях двух стран. Это и наличие серьезных финансовых возможностей у Тегерана и отсутствие таковых у КНДР заставляют совсем по-другому посмотреть на проблематику создания иранской ядерной бомбы. А что, если она уже создана и просто лежит в другом месте.

Денуклеризация Северной Кореи или нуклеризация Ближнего Востока

Сколько на сегодня у КНДР ядерных боезарядов, не знает никто. Как никто не знает и о секретных договоренностях двух режимов. И как тут не вспомнить о вдруг серьезном пересмотре Пхеньяном отношения к своей ядерной программе. Ким Чен Ын с большой охотой сегодня идет навстречу США в вопросе ядерного разоружения. Еще год назад он заявлял, что его страна никогда не расстанется с ядерной бомбой, а сегодня Вашингтон даже объявляет сроки, когда такое событие может случиться (2020 год).

Пусть они пока гипотетические, но все же прорыв очень примечательный. А если предположить, что все наработки по бомбе, а также часть боеголовок будут перевезены в Иран? Скажете, невозможно? Не уверен. Тогда, имея свои центрифуги и производственные мощности, уже через пару лет Тегеран сможет стать полноправным обладателем ядерного оружия (и межконтинентальных ракет в придачу). А на первое время, чтобы отбить у Израиля желание делать глупости, хватит и десятка северокорейских зарядов. Ведь система ПРО Израиля пока не готова противостоять этой угрозе, а уже через десяток лет все это может стать бессмысленным… Итак, как мы видим ядерная угроза со стороны Ирана, это вовсе не блеф. Причем, самое интересное в этом, что Тегеран при этом не нарушал условия соглашения 2015 года.