Занятие детском саду тему лес. Конспект занятия на тему «Забота о лесе. Конструирование «На лесной опушке»

ЛЕС

И

ЧЕЛОВЕК

Открытое занятие

по формированию целостной

картины мира

в подготовительной группе

Малащук Г.А.

2013 год

ЛЕС И ЧЕЛОВЕК

Цель: уточнить и расширить знания о лесе. Воспитывать бережное отношение к природе.

Задачи:

Образовательные задачи:

1.Уточнять и расширять имеющиеся представления детей о лесе.

2. Формировать осознанно – правильное отношение к объектам природы.

Развивающие задачи:

1.Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям, используя художественное слово (пословицы, загадки, стихотворения).

2. Развивать в детях чувства сопричастности ко всему живому и прекрасному.

3.Развивать связную речь, обогащать словарный запас детей.

Воспитательные задачи:

1.Воспитывать эстетические и нравственные чувства, заботливое отношение к природе.

2.Воспитывать эмоционально – доброжелательное отношение к живым объектам природы.

Словарная работа: березовая роща, березняк, хвойный лес, ельник, еловый лес, сосновый бор, сосновый лес, дубовая роща, дубрава, лиственный лес, смешанный лес.

Образовательные области: познание, коммуникация, социализация, чтение, музыка, здоровье

Предварительная работа: беседа о лесе, о его пользе, рассматривание иллюстраций с изображением лиственного, хвойного, смешанного лесов, альбомов: «Звери леса»; «Времена года», «Дикие животные», «Съедобные и ядовитые грибы», «Ягоды», «Царство цветов», заучивание стихов, пословиц о лесе; отгадывание загадок на лесную тематику.

Ход:

З агадка:

Есть у радости подруга

Что-то в виде полукруга

На лице она живет,

То куда-то вдруг уйдет

То внезапно возвратится.

Грусть-тоска ее боится.

Что это? (улыбка)

СЛАЙД № 1

Подарим друг другу улыбку и с хорошим настроением продолжим занятие.

А предстоит нам сегодня путешествие. Куда? Вы сейчас догадаетесь сами, если отгадаете загадку.

Весной веселит, летом холодит,

Грибами, ягодами одаривает.

Осенью умирает, весной оживает.

(лес)

Что такое лес? (Ответы детей)

СЛАЙД № 2

С. Аня Хочешь знать, что значит лес?

Это сосны до небес,

Ели да осины, да кусты калины.

Шелест листьев в синеве,

Утром пенье птичек,

И в некошеной траве

Огоньки лисичек.

Лес меняется, растёт

Долгими годами,

Всё живое в нём живёт,

Вечно дружит с нами.

В народе говорят: «Лес – наш зеленый друг»

Почему?

П утешествие по лесной тропе

Чтобы лучше его узнать, мы отправимся с вами в путешествие по лесной тропинке

ВКЛЮЧАЕТСЯ ЗВУК

Давайте представим, что мы входим в лес с чистыми помыслами и открытой душой, пройдём по знакомым и глухим лесным тропам, послушаем, понаблюдаем, порадуемся, встретимся с осторожным зверем, прикоснёмся к тайнам живой природы.

Егор Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что нам шепчешь на заре

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи:

Ты же видишь – МЫ СВОИ.

Велик и загадочен наш лес. Он никогда не бывает скучным, однообразным, закрытым для пытливого взора. Каждая тропа, уводящая вдаль, таит в себе радость познания и свежесть новых открытий. Лес хорош в любую пору года. Весной - он весел от радости пробуждения природы и ликующего говора птиц. Летом - насыщен ароматом цветов и спелых ягод. Осенью – объят багрянцем красок и грибными туманами. Зимой – расписан снежными узорами и следами диких зверей.

И вот мы с вами в лесу. Лес – это целый мир! Это дом для зверей, птиц, насекомых, растений.

СЛАЙД № 3

В стреча со старичком-лесовичком

Без чего невозможно представить лес? (без деревьев)

А какие деревья вы знаете мы сейчас проверим.

З агадки про деревья:

1. От дровец ее в печи уголечки горячи

Из дощечек ладят бочки

Для больных готовят почки

А когда растет она-

Белоствольна и стройна. (береза)

Если в лесу растут одни березы? …..(березовая роща, березняк)

Что весной собирают с деревьев березы?... (березовый сок)

Он очень полезен, в нем много витаминов, он уталяет жажду в жару. Сок собирают только со старых берёз, взрослых и высоких.

После сбора сока, что необходимо сделать с ранкой на стволе берёзы?

( залепить смолой сосны или пластилином).

Берёза – одно из самых красивых деревьев. Известно, что ни в одной стране нет столько берез, как у нас. Каждый знает, что для жителей России береза не только рядовое дерево. Это символ Родины, олицетворение прекрасной, светлой русской земли.

Недаром русскую березку на Руси прославляли в песнях, стихах, сказках, художники писали картины.

СЛАЙД №4

Давайте вспомним стихотворение про берёзку:

Наташа Люблю берёзку русскую,

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчике,

С красивыми застёжками,

С зелёными серёжками.

СЛАЙД №5

2. С моего цветка берет

Пчелка самый вкусный мед (липа)

А какие дары нам приносит липа?.......(мед липовый, цветки липы заваривают и пьют настой липовый от простуды)

СЛАЙД №6

3. Дружно к деревцу спешат

Птицы и зверята-

Витаминами зимой

Ягода богата….(рябина)

СЛАЙД № 7

4. Что за дерево стоит –
Ветра нет, а лист дрожит? (
Осина )

СЛАЙД № 8

5. У дерева этого листья немножко

Похожи на пальцы раскрытой ладошки

Какое же дерево шлет нам поклон?

Не дуб, не береза, а дерево…(клен)

СЛАЙД № 9

6 . Темной он покрыт корой,

Лист красивый и резной,

А на кончиках ветвей,

Много-много желудей. (дуб)

Как называется лес, где растут одни дубы?...(дубрава)

Назовите дары дуба? Кому они нужны?

У этого дерева толстый, необъятный ствол и кривые, толстые ветки. На ветках расположены крупные жесткие листья, которые долго остаются, на ветках, иногда до самой зимы. Своими корнями дуб крепко держится в земле и хорошо противостоит ветру. Дуб - долговечное дерево, живет 400 – 500 лет. Про него в народе говорят, что он символ могущества, силы и крепости.

СЛАЙД № 10

Как называют лес, в котором растут берёзы, осины, рябины? ( лиственный)

(- Если в лесу растут одни лиственные деревья, как он называется?...)

Физкультминутка

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки нагнули, кисти встряхнули,

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем,

Крылья сложили назад.

СЛАЙД №11

П утешествие в хвойный лес

А теперь отгадайте загадку, и мы узнаем, в какой лес мы попали:

Это дерево не ёлка,

Хоть есть шишки и иголки.

Как колонна каждый ствол,

Сверху крона, как шатёр.

(сосна)

А как называется место, где растут одни сосны? (сосновый бор )

А почему полезно гулять в сосновом бору? (В нём чистый воздух, там светло и просторно)

- Одно из необыкновенных качеств сосны – стойкость. Сосне не страшны ни мороз, ни жара, ни засуха. Одного боится сосна – это темноты. И еще одно замечательное свойство сосны – это способность очищать воздух. Поэтому говорится, что «в сосновом лесу легче дышится».

П сихогимнастика

- Давайте и мы подышим воздухом от сосны. Закройте глазки, послушайте пение птичек. Подставим свои носики солнцу, рот полуоткрыт. Вот летит бабочка. Выбирает, на чей нос сесть. Сморщите носики, поднимите верхнюю губу, рот оставьте полуоткрытым. Бабочка улетела. Расслабьте мышцы губ и носа.

СЛАЙД № 12

7. Что же это за девица?

Не швея, не мастерица, ничего сама не шьет

А в иголках круглый год…(елка)

А как называется лес, где растут одни ели? (ельник)

А почему в ельнике так сыро и темно? (Ветки елей опускаются до самой земли и не пропускают свет.

СЛАЙД № 13

В таком лесу всегда темно и сыро. В летний жаркий день можно укрыться от жары в ельнике).

Елка солнца не любит. Она очищает воздух. Из ее древесины делают бумагу, музыкальные инструменты.

Что же у ели и сосны общего?

Вместо листьев?.........хвоя

СЛАЙД № 14

СЛАЙД № 15

8. Есть у родственницы елки неколючие иголки

Но в отличие от елки – опадают все иголки…(лиственница)

СЛАЙД № 16

Если в лесу растут одни сосны, ели, лиственница, как называют такой лес ?...........(хвойный)

Что же приготавливают из этих деревьев?.........

(Из хвои этих деревьев приготавливают таблетки, настои.)

- Особенно полезна хвоя лиственницы. Молодые побеги хвои лиственницы содержат витамин «С» в большом количестве.

СЛАЙД № 17

Ребята, а мы с вами оказались в смешанном лесу.

А смешанный лес – это какой?

(Где разные деревья, хвойные, лиственные)

Б еседа о дарах леса

Одним из даров природы, которое человек научился использовать – это дерево.

Как мы его используем?... (строим дома, в лесу дрова заготавливаем на зиму, делаем мебель, …)

Ребята, вот есть такая пословица: « Возле леса жить – голодному не быть». Чем же в лесу можно полакомиться?...(грибами, ягодами, орехами)

Какие лесные ягоды вы знаете?....(земляника, черника, брусника, малина, костяника) СЛАЙДЫ №18, 19, 20, 21.

Какие грибы можно найти в лесу?...(белый, подосиновик, подберезовик, сыроежку, опенок…..)

СЛАЙДЫ № 22, 23, 24, 25, 26.

Грибы можно собирать только со взрослыми, не следует брать в руки, тем более пробовать на вкус незнакомые или ядовитые грибы.

Послушайте загадку: «Возле леса на опушке,

Украшая темный бор

Вырос пестрый, как Петрушка,

Ядовитый…….мухомор

СЛАЙД № 27

Можно ли уничтожать мухоморы?

Правильно, нельзя, мухоморы- лекарство для лосей.

А каких животных мы можем встретить в нашем лесу?

СЛАЙДЫ № 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34.

Смогут ли они прожить без леса? Почему?

СЛАЙД № 35 П сихогимнастика

Вы сейчас будете изображать какое-либо животное, а я попробую догадаться, кого?...

О бобщение по теме «Лес»

Какова роль леса в природе? (Лес - это дом для растений, животных, грибов, водоёмов, почв. Деревья обогащают воздух кислородом)

Какова роль леса в жизни человека? (Лес – это место для отдыха человека, где он наслаждается тишиной, лесными запахами, звуками, красотой природы, укрепляет своё здоровьё, это источник ягод, грибов, лекарственных растений, источник древесины )

Что такое лес? ( Лес – это целый мир! В нём обитает множество растений и животных, жизнь которых тесно взаимосвязана. Лес называют природным сообществом).

Лес целый мир
Лес называют
сообществом
Лес
чистый воздух
Лес
строительный материал
Лес – это
здоровье для человека
Лес – это пища для людей
Лес – это где можно жить, работать, играть и любоваться природой

Д идактическая игра « Можно- нельзя»

Вспомним правила поведения в лесу. Вы слушаете и анализируете все предложенные мной варианты, и если верно – поднимаете зеленую фишку, если нет – красную.

Ломать ветки ,

Любоваться красотой природы,

Ловить бабочек, стрекоз , (Не лови ради забавы бабочек, стрекоз и других животных.)

Собирать грибы,

Разжигать костры,

Рвать цветы , (За тобой пройдут сотни людей, и им тоже будет приятно видеть цветы.

Собирать ягоды

Разорять гнезда , (Не подходи близко к гнездам птиц, не прикасайся к гнезду, иначе птицы могут покинуть гнездо насовсем.

Уничтожать ядовитые грибы ,

Разорять муравейники , (Береги муравейники. Помни – муравьи – санитары леса.)

Отдыхать на пне ,

Оставлять после себя мусор . (Не сори в лесу. Убирай за собой мусор и стеклянную посуду. Пожар в лесу может возникнуть от брошенной стекляшки.)

В лесу можно поиграть, немного пошуметь, поаукать, но главное – никому не мешать, не распугать лесных обитателей.

С тихотворение:

Мы любим лес в любое время года Карпеев Я.

Мы слышим речек медленную речь.
Все это называется природой,
Давайте же всегда ее беречь!

Необходимо ценить, любить и беречь природу, правильно использовать ее богатства, заботиться, чтобы природа нашей Родины – России не истощалась и еще долго служила людям и украшала их жизнь. Очень важно беречь лес, и его жителей.

- Ну вот и заканчивается наша прогулка по лесу. Мы много с вами узнали о пользе леса. В лесу мы наслаждаемся природой. Лес – это наше богатство! Берегите лес!

С тихотворение Лес дремучий, до свиданья! Варя Х.

Ты расти на радость людям!

Мы дружить с тобою будем

Добрый лес, могучий лес!

И гра « 4-й лишний»

Рассмотрите картинки, назовите, что лишнее?

Дуб, сосна, Много леса – не губи; мало леса – береги; нет леса – посади.

Лес – богатство и краса, береги свои леса.

И лес шумит дружней, когда деревьев много.

Враг природы тот, кто лес не бережет.

Сломить дерево – секунда, а вырастить – годы.

Р елаксация

- Путешествие по лесу было долгим и утомительным. Только мы вернулись в свою группу, как начался дождь. Выберем себе удобную позу на ковре, ляжем, расслабимся, послушаем шум дождя и удаляющейся грозы.

Кристина Софьина
Конспект занятия «Лес в жизни человека»

Цель : уточнить и расширить знания о лесе. Воспитывать бережное отношение к природе.

Задачи :

Образовательные задачи :

1. Уточнять и расширять имеющиеся представления детей о лесе.

2. Формировать осознанно – правильное отношение к объектам природы.

Развивающие задачи :

1. Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям, используя художественное слово (пословицы, загадки, стихотворения) .

2. Развивать в детях чувства сопричастности ко всему живому и прекрасному.

3. Развивать связную речь, обогащать словарный запас детей.

Воспитательные задачи :

1. Воспитывать эстетические и нравственные чувства, заботливое отношение к природе.

2. Воспитывать эмоционально – доброжелательное отношение к живым объектам природы.

Словарная работа :

березовая роща, березняк, хвойный лес, ельник, еловый лес, сосновый бор, сосновый лес, дубовая роща, дубрава, дубравушка, лиственный лес, смешанный лес.

Предварительная работа : беседа о лесе, о его пользе, рассматривание иллюстраций с изображением лиственного, хвойного, смешанного лесов, альбомов : «Звери леса» ; «Времена года» , «Дикие животные» , «Вот так птички – птички невелички» , «Насекомые» , «Съедобные и ядовитые грибы» , «Ягоды» , «Царство цветов» , заучивание стихов, пословиц, песен о лесе; отгадывание загадок на лесную тематику; рисование на тему «лес» .

Ход занятия:

Воспитатель :

Кто-то бросил нам в оконце,

Посмотрите, письмецо.

Может, это лучик солнца,

Что щекочет мне лицо?

От кого пришло письмо,

Вам ведь хочется узнать?

Тогда надо постараться,

И загадку отгадать.

Сейчас я вам ее зачитаю :

Я люблю гулять по лесу

В лесу хожу я каждый день.

Все в лесу мне интересно :

Каждый куст и каждый пень.

Дружу я с дубом, с вербой, с кленом,

Зверей понятен мне язык.

Зовусь я дедом Спиридоном.

Я не волшебник, я - …

Дети : Лесник.

Воспитатель : Молодцы, ребята, загадку правильно отгадали. Письмо пришло от Лесничего - от дедушки Спиридона. Вот что он пишет : «Дорогие ребята! Приглашаю вас на прогулку в лес. Я знаю от лесных обитателей, что вы их большие друзья. И Лес будет рад видеть вас у себя в гостях. До встречи. Дед Спиридон».

Воспитатель : Ну что, принимаем приглашение дедушки Спиридона? Отправляемся на прогулку в лес.

И вот мы с вами в лесу. Лес – это целый мир! Это дом для зверей, птиц, насекомых, растений.

Без чего не возможно представит лес? (без деревьев)

А какие деревья вы знаете, мы сейчас проверим.

1. От дровец ее в печи уголёчки горячи

Из дощечек ладят бочки

Для больных готовят почки

А когда растет она-

Белоствольна и стройна. (береза)

А если лист с березы, то он какой? (березовый)

Если в лесу растут одни березы? …. (березовая роща, березняк)

Что весной собирают с деревьев березы?. (березовый сок)

Он очень полезен, в нем много витаминов, он уталяет жажду в жару.

2. Кузовочки, лапоточки

Что за дерево дает?

И в июле пахнет медом,

Ароматом пчел зовет. (липа)

Какие листья …. (липовые)

А какие дары нам приносит липа?. (мед липовый, цветки липы заваривают и пьют липовый настой от простуды)

3. Дружно к деревцу спешат

Птицы и зверята-

Витаминами зимой

Ягода богата….(рябина)

Какие листья?. (рябиновые)

4. Если на небе появятся тучи

Прячутся птицы под кроной могучей

Здесь кабаны у него под корнями

Громко похрустывают желудями,

Мебель из дерева сноса не знает,

Вредных микробов кора убивает.

Дерево это живет сотни лет

Кто его знает? Подскажет ответ?. (дуб)

Какой лист у дуба?. дубовый

Как называется лес, где растут одни дубы?. (дубрава)

Назовите дары дуба? Кому они нужны?

А как называются деревья о которых мы говорили?. лиственные

Какие еще лиственные деревья вы знаете?. (осина, тополь, кедр, ольха.)

Если в лесу растут одни лиственные деревья, как он называется?. (лиственный)

5. Это дерево не елка.

Хоть есть шишки и иголки.

Как колонна каждый ствол, сверху крона, как шатер (сосна)

Если в лесу растут одни сосны?. (сосновый бор)

Сосна - это высокое дерево, поэтому нижних веток у нее нет. Она очищает воздух от микробов. смола очень полезна.

6. Что же это за девица?

Не швея, не мастерица, ничего сама не шьет

А в иголках круглый год (елка)

Елка солнца не любит. Она очищает воздух. Из ее древесины делают бумагу, музыкальные инструменты.

Если в лесу растут одни ели….(ельник)

Что же у ели и сосны

Вместо листьев?. хвоя

7. есть у родственницы елки неколючие иголки

Но в отличие от елки – опадают все иголки (лиственница)

Если в лесу растут одни сосны, ели, лиственница, как называют такой лес?. (хвойный)

Что же приготавливают из этих деревьев?.

Таблетки, настои.

Ребята, а мы с вами оказались в лесу, где разные деревья, хвойные, лиственные, как лес называется?. (смешанный)

Одним из даров природы, которое человек научился использовать это дерево.

Как мы его используем?.

(Ответы детей)

Мы ходим по деревянному полу, закрываем и открываем двери из дерева, окна, сидим на деревянных стульях, за деревянными столами. Храним одежду в деревянных шкафах, игрушки и книги на деревянных полках. Но прежде чем все это сделать, кто же валит лес? …- лесорубы.

Воспитатель : -правильно, они валят деревья, обрубают ветки, вывозят из леса на больших машинах на деревообрабатывающий завод. Где их распиливают на доски, а потом строят дома, заборы, мебель.

Ребята, вот есть такая пословица : «Возле леса жить – голодному не быть» . Чем же в лесу можно полакомиться?. (грибами, ягодами, орехами)

Какие лесные ягоды вы знаете?. (земляника, черника, брусника, малина, костяника)

Какие грибы можно найти в лесу?. (белый, подосиновик, подберезовик, сыроежку, опенок….)

Грибы можно собирать только со взрослыми, не следует брать в руки, тем более пробовать на вкус незнакомые или ядовитые грибы.

- послушайте загадку : «Возле леса на опушке,

Украшая темный бор

Вырос пестрый, как Петрушка,

Ядовитый….мухомор

Можно ли уничтожать мухоморы?

Правильно, нельзя, мухоморы- лекарство для лосей.

Игра «4-й лишний»

Воспитатель : рассмотрите картинки, назовите, что лишнее?

Малина, черника, земляника, крыжовник

Подосиновик, подберезовик, лисички, мухомор

А из чего можно приготовить вкусный лесной чай?. (душица, зверобой, иван-чай, земляника.)

Все эти растения какие?. лекарственные

Почему их так называют?.

Потому что они применяются при лечении разных заболеваний.

Физкультминутка

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки нагнули, кисти встряхнули,

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем,

Крылья сложили назад.

Воспитатель : - Ребята, посмотрите, а вот и лесник Спиридон. Здравствуй дедушка! Чем- то взволнован и очень испуган он! Что случилось, дедушка?

Старик-Лесовик : - Мальчишки, девчонки, скорее сюда!

Что случилось? Случилась беда!

В лес пришел мальчишка,

Злой разбойник Гришка!

Он деревья обижает,

Птичьи гнезда разрушает!

Слышу, он идет сюда!

Прячтесь, дети, кто куда!

(Показ картинки «Гришка в лесу» )

Воспитатель : Нужно научить мальчишку,

Злого хулигана Гришку!

Ребята, а вы знаете как нужно вести себя в лесу?.

(давайте вспомним правила поведения в лесу….

“ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ЛЕСУ”.

1. Ветки не ломать, деревья не калечить, не делать на них вырезки, ни травинку, ни лист зря не рвите.

2. Не подходи близко к гнездам птиц, не прикасайся к гнезду, иначе птицы могут покинуть гнездо насовсем.

3. Береги муравейники. Помни – муравьи – санитары леса.

4. Не разжигай костер. От огня погибают растения, задыхаются животные и насекомые.

5. В лесу можно поиграть, пошуметь, покричать, поаукать, но главное – никому не мешать, а то лес затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.

6. Не рви цветы, за тобой пройдут сотни людей, и им тоже будет приятно видеть цветы.

7. Не лови ради забавы бабочек, стрекоз и других животных.

8. Не сори в лесу. Убирай за собой мусор и стеклянную посуду. Пожар в лесу может возникнуть от брошенной стекляшки.

Д/и «можно- нельзя»

дети анализируют варианты поведения людей в лесу, поднимают фишки (зеленая – верно, красная- нет)

можно (нельзя) : ломать ветки, кувыркаться в траве, разжигать костры, любоваться красотой природы, рвать цветы, собирать грибы, разорять гнезда, разорять муравейники, отдыхать на пне, уничтожать ядовитые грибы, собирать ягоды, оставлять после себя мусор.

Воспитатель : Молодцы, никто не ошибся. Мы повторили все правила поведения людей в лесу. Но я хотела бы заострить внимание на одном моменте. Человек , срывая цветы, не дает другим людям полюбоваться красотой леса. Давайте сейчас нарисуем цветы и покажем, что нужно не рвать цветы, а любоваться ими на листе бумаге.

Я предлагаю вам нарисовать самый красивый и ароматный цветок, живущий в наших лесах – это ландыш.

Используется нетрадиционная техника рисования. Детям предлагается заготовка (альбомный лист светло – зеленого тона с изображением ярких, темно – зеленых лепестков ландыша с тонким стебельком, несущий кисть из 6-20 цветков, обращённых преимущественно в одну сторону. Задача детей – нарисовать белые бутоны ландыша с помощью зубной пасты).

Показ воспитателя техники рисования на магнитной доске и необходимые рекомендации детям.

Начинать выдавливать шарики нужно сверху вниз;

Размер шарика не должен быть крупным или мелким, следите за силой сжатия своего кулачка;

Старайтесь сделать свою работу красиво и аккуратно;

(выполнение задания детьми)

О лесе существует много пословиц, давайте мы их с вами повторим.

ПОСЛОВИЦЫ О ЛЕСЕ.

1. Кто лес губит, тот свой народ не любит.

2. Кто умеет добрым быть, тот сможет лес беречь и любить.

3. Птиц, зверей в лесу оберегайте и всегда им помогайте.

4. Рощи да леса – всему свету краса.

5. По лесу ходи – под ноги гляди.

6. Лес и вода – брат и сестра.

7. Растения – Земли украшения.

8. Лес не школа, а всех учит.

9. Много леса – не губи; мало леса – береги; нет леса – посади.

10. Лес – богатство и краса, береги свои леса.

11. И лес шумит дружней, когда деревьев много.

12. Враг природы тот, кто лес не бережет.

13. Сломить дерево – секунда, а вырастить – годы.

Молодцы ребята, очень много пословиц о лесе знаете.

Воспитатель : Ну вот и заканчивается наша прогулка по лесу. Мы много с вами узнали о пользе леса : дает древесину, лекарства, грибы, ягоды, орехи. В лесу мы наслаждаемся природой. Лес – это наше богатство! Берегите лес!





















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • Обобщение и систематизация представлений об изменениях, происходящих в жизни леса осенью, о лесных грибах и ягодах, местах их произрастания. Активизация и актуализация словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи. Совершенствование навыков звукобуквенного и слогового анализа слов
  • Развитие связной речи, речевого слуха, координации речи с движением, общей моторики, зрительного восприятия и внимания, памяти, логического мышления.
  • Воспитание активности, эмоциональности, инициативности, любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: «Осенний зал» (пожелтевшие деревья, кустарники, ягоды, грибы, сухие листья, пень), проектор, слайдовая презентация, корзинки, шляпки-грибочки, тросточка грибника, кипяченая вода, брусничное варенье, стаканы.

Ход занятия

1. Организационный момент. Настрой на занятие. Слайд №1

2. Вводная беседа.

Логопед. Отгадайте загадку.

Если дождь стучит по крыше
Листья падают неслышно
Птицам улететь пора –
Это к нам стучится…..
(осень)

Слайд №2

Логопед. Правильно. Это осень. А как вы догадались, что это про осень?

Дети. Потому что осенью идут дожди, листья падают с деревьев, птицы улетают в теплые края.

Логопед. Молодцы!

3. Сообщение темы занятия.

Логопед. Ребята, сегодня на занятии мы с вами отправимся на прогулку в осенний лес. Но прежде давайте вспомним как нужно вести себя в лесу. Послушайте меня внимательно.

Слайд №3

Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.
Испугаются зверушки – убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай. Никогда не забывай
Мусор с травки убирать. Зря цветы не надо рвать.
Из рогатки не стрелять: в лес приходят отдыхать.
Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить.

Ну-ка, кто мне скажет как нужно вести себя в лесу, какие правила надо соблюдать?

Дети. В лесу нельзя громко кричать.

В лесу нельзя ломать деревья, ветки, рвать много цветов.

В лесу нельзя убивать насекомых.

В лесу нельзя разжигать костер без взрослых.

В лесу нельзя оставлять за собой мусор.

Логопед. Молодцы! … возьмите корзинки. Они нам понадобятся.

3. Основная часть. Прогулка в лесу.

Логопед. Чтобы попасть в осенний лес, давайте мы с вами споем нашу песенку.

В лес отправимся гулять, Дети маршируют.
Будем весело шагать.
По тропиночке пойдем Ходят «змейкой»
Друг за дружкою гуськом. Между «кочками».
На носочки встали Бегут на носочках.
И к лесу побежали.

Звучит музыка.

Логопед. Ребятки куда мы с вами попали?

Дети. Мы попали в лес.

Логопед. В какой лес?

Дети. Мы попали в осенний лес.

Логопед. А как мы узнали, что это осенний лес?

Дети. Это осенний лес, потому что листья на деревьях желтые и красные, земля покрыта золотом.

Логопед. А какие изменения в природе происходит осенью?

Дети. Осенью на улице становится холодно. Часто идут дожди. Дуют сильные ветры. Птицы улетают в теплые края.

Логопед. А как мы называем явление, когда с деревьев начинают опадать листья. Слайд №4

Дети. Листопад.

Развитие воздушной струи. Слайд №5

Логопед. Давайте мы сами устроим листопад. Вот вам листочки. Сейчас мы будем на них дуть. Когда дуем, помним - губы трубочкой, щеки не надуваем.

Логопед. Раз, два, три листопад начнись.

Дети дуют на засохшие листочки березы.

Логопед. Молодцы! У нас получился очень красивый листопад. Кто мне скажет, что растет в осеннем лесу?

Дети. В осеннем лесу растут грибы и ягоды.

Логопед. Давайте мы с вами в наши корзинки соберем их. В одну корзинку соберем грибы, в другую ягоды. Пойдемте.

Логопед. Ребятки посмотрите вот и наш первый гриб. Кто знает, какой это гриб?

Дети. Это подберезовик. Слайд №6

Логопед. Как вы определили?

Дети. Подберезовик растет под березой. Шляпа у него круглая, темно-коричневого цвета, а ножка тонкая, высокая.

Логопед. Возьмем этот гриб?

Дети. Да.

Логопед. Почему?

Дети. Подберезовик съедобный гриб.

Логопед. При сборе грибы нужно не вырывать с корнем, а аккуратно срезать ножом, оставляя грибницу в земле, чтобы из нее выросли еще грибы. Положим подберезовик в корзинку. Посмотрите, какой гриб спрятался в травке?

Дети. Это лисичка. Слайд №7

Логопед. А как вы узнали?

Дети. Лисичка растет в траве. Она желтого цвета. У нее круглая шляпка и тонкая ножка.

Логопед. Как вы думаете, почему этот гриб назвали лисичкой?

Дети. Потому что этот гриб похож на лису.

Логопед. Возьмем лисичку?

Дети. Да, она съедобный гриб.

Логопед. Но прежде нам нужно придумать предложение о грибах – лисичках по данной схеме.

____ ____ ____ _____ . Слайд №8

Дети. Лисичка растет в лесу. Лисичка похожа на лису.

Логопед. Молодцы! Возьмем лисичку. Посмотрите, какой красивый гриб. Давайте возьмем его пока никто не взял. Слайд №9

Дети. Это мухомор. Его нельзя брать, он ядовитый.

Логопед. А что значит ядовитый?

Дети. Ядовитый – это значит опасный для здоровья, им можно отравиться и умереть.

Логопед. А какие еще ядовитые грибы вы знаете?

Дети. Бледная поганка, ложные опята, желчный гриб.

Логопед. Сейчас я проверю, сможете ли вы определить несъедобные грибы. Поиграем в игру «Четвертый лишний». Посмотрите внимательно, назовите грибы, скажите какой гриб лишний и почему.

Мухомор, белый гриб, подберезовик, груздь. Слайд №10

Масленок, бледная поганка, боровик, лисичка. Слайд №11

Логопед. А теперь, соберем семейку слов. Как мы назовем маленький гриб?

Дети. Грибок. Слайд №12

Логопед. А как назовем очень большой гриб?

Дети. Грибище.

Логопед. Как называют человека собирающего грибы?

Дети. Грибник.

Логопед. Ребята, я думаю нам достаточно грибов. Следует собирать столько грибов, сколько вам нужно: не забывайте, что грибы являются пищей для птиц и животных. Сейчас мы с вами отдохнем и поиграем в игру «Грибник». Хотите?

Дети одевают шляпки-грибы, грибник берет тросточку.

Дети двигаются по залу врассыпную топающим шагом.

Я – грибник, а вы грибы.
Ну-ка, прячьтесь за дубы!
Раз, два, три, четыре, пять.
Я иду грибы искать!

Грибник. Мне понравился гриб мухомор, я его выбираю.

Логопед. А сейчас мы проверим, насколько внимателен наш грибник. Ну-ка, грибы, построились в один ряд. Грибник, запомни, как стоят наши грибочки. Сейчас они поменяются местами. Запомнил? Закрывай глаза.

Грибник закрывает глаза.

Логопед. Открывай, какие грибы поменялись местами.

Логопед. Молодцы, ребята! Поиграли, отдохнули. Теперь нам надо наполнить вторую корзинку. Что мы соберем?

Дети. Мы соберем ягоды.

Логопед. Где растут ягоды?

Дети. Ягоды растут в лесу на высоких и низких кустах.

Логопед. А какие лесные ягоды вы знаете?

Дети. Брусника, малина, черника, клюква.

Логопед. Сейчас мы проверим. Сможете ли вы найти эти ягоды в лесу. … найдут малину. … найдут бруснику. … найдут чернику. Кто нашел ягодку, стоит рядом с ягодой.

Логопед. … какую ягоду вы нашли.

Дети. Мы нашли малину. Слайд №13

Логопед. Докажите, что это малина.

Дети. Малина растет на высоких кустах. Ягоды у малины сложной формы, красного цвета.

Логопед. … какую ягоды вы нашли.

Дети. Мы нашли бруснику. Слайд №14

Логопед. Докажите, что это брусника.

Дети. Брусника растет на низких кустах. Ягоды у брусники круглой формы, красного цвета.

Логопед. … какую ягоду вы нашли?

Дети. Мы нашли чернику. Слайд №15

Логопед. Молодцы! Вы все правильно определили ягоды. Но прежде чем наполнить нашу корзинку ягодами сделаем звуковой анализ слова малина.

Слайд №16

Логопед. Ну вот, наши корзинки полные. Пора нам и домой возвращаться.

Слайд №17

Под музыку идут домой.

5. Практическая часть.

Логопед. Вот мы и дома. Поставим наши корзинки. А что нужно сделать с грибами и ягодами по приходу домой? Слайд №18

Дети. Ягоды и грибы нужно перебирать, очищать и помыть.

Логопед. Что можно сделать с грибами, что можно приготовить?

Слайд №19

Дети. Из грибов можно сварить грибной суп, жаркое. Грибы солят, сушат, маринуют.

Логопед. А что можно приготовить из ягод?

Дети. Из ягод можно приготовить варенье, джем, повидло. Можно сделать сок, компот, морс, сироп. Слайд №20

Логопед. Если мы сделаем сок из малины, то какой это будет сок?

Дети. Малиновый сок.

Логопед. Если приготовим джем из ежевики?

Дети. Ежевичный джем.

Логопед. Если сделаем сироп из брусники?

Дети. Брусничный сироп.

Логопед. Молодцы! Сейчас мы с вами из брусничного сиропа сделаем брусничный морс. Для этого нам нужна кипяченая вода и брусничный сироп.

В воду наливаем немного брусничного сиропа, аккуратно перемешиваем и у нас получается брусничный морс. Наливаем в стаканы. Пробуем. Ну как?

Дети. Очень вкусно.

Логопед. Ребята морс не только очень вкусный, но и очень полезный, так как в ягодах много витаминов необходимых нашему организму.

6. Итог занятия. Оценка работы детей. Слайд №21

Тема урока: Лес и его обитатели.

Задачи урока: дать общее понятие о лесе, его обитателях, растительном мире; продолжать учить правильно излагать свои мысли, красочно описывать иллюстрации, используя эпитеты и словесные обороты; воспитывать в детях любовь к природе и её обитателям.

Планируемые результаты: запомнить обитателей и растительный мир леса.

Оборудование: иллюстрации животных, растений, деревьев, кустарников, (прим. в конспекте урока иллюстрация картины И. Шишкина "Утро в сосновом бору").

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель здоровается с детьми, проверяет готовность к уроку.

II. Активизация знаний.

Закрепить знания ранее изученного материала. Проверить домашнее задание.

III. Сообщение темы урока

Хочу пригласить вас сегодня в лес,
В добрый лес, могучий лес,
Полный сказок и чудес.
Если внимательны будете, дети,
Тайны чудные откроете эти.

III. Изучение нового материала.

Лесную зону можно разделит на три части: тайга, смешанный лес, широколиственный лес. В тайге произрастают ели, сосны и пихты. Смешанный лес отличается наличием берёз, елей, сосен, лип и других деревьев. А в широколиственном сосну не встретить, так как там находятся лиственные деревья: дуб, клён, липа, вяз, ясень, осина, бук.

(Картина И. Шишкина "Лесная глушь", 1872 г. )

На доске висит иллюстрация леса. Учитель предлагает внимательно рассмотреть картину и ответить на вопрос. С чем можно сравнить лес? (с лесенкой, со спускающими ступеньками вниз)

Давайте попробуем выделить каждую ступень и определить её особенность. Первый уровень - это деревья, многолетние растения, у которых один крупный твёрдый стебель, такие как: ель, сосна, берёза, осины и др.

Ко второму уровню относят кустарники - растения с двумя и более одеревеневшими стеблями, произрастающие от общего корня. К этому уровню можно отнести малину, смородину, ежевику, калину, рябину, лещину, шиповник и т. д.

Ну и мягкие зелёные стебли однолетних растений - травы, третий уровень. Подснежник, первоцвет, ландыш, земляника, мхи и много других лекарственных растений.

Для удобства, учёные называют эти уровни - ярусами, располагаются в порядке уменьшения (учитель может нарисовать схему на доске, это позволит детям визуально запомнить материал).

  • Каких животных можно встретить в лесу?
  • (медведи, волки, лисы, белки, зайцы, барсуки)
  • Какие птицы обитают в лесу?
  • (дятел, синица, дрозд, поползень, пеночка, сова)
  • Какие насекомые?
  • (кузнечики, бабочки, божьи коровки, светлячки, пауки)
  • Какие грибы собирают в лесу?
  • (сыроежки, подосиновики, подберёзовики, грузди, маслята, рыжики, опята)
  • Какие лесные ягоды вы знаете?
  • (земляника, голубика, тёрн)

Объясните фразу «Лес - это жилой дом для живых организмов?» Всё в лесу взаимосвязано. Растения служат животным в качестве пищи и защиты. В ответ звери и птицы распространяют растения. Составление цепи питания. Работа в паре.

IV. Физминутка

Учитель читает вслух стихотворение и показывает соответствующие движения, которые учащиеся повторяют.

Руки подняли и покачали -
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули -
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем -
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем -
Крылья сложили назад.

келаб - белка

оркт - крот

ребазё - берёза

Учитель читает стихотворение.

Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь…
Всё это называется природа,
Давайте же всегда её беречь!

Ребята, приходя в гости к лесу мы всегда должны соблюдать правила поведения, сохраняя её первоначальную красоту. Давайте их назовём:

  • Не разводить огонь, он может привести к пожару;
  • Не разорять птичьи гнёзда и муравейники;
  • Не обижать животных и насекомых;
  • Не шуметь;
  • Не мусорить;
  • Не ломать кусты и деревья;
  • Не ломать ядовитые грибы.

V. Закрепление изученного материала.

Для закрепления предлагается разгадать кроссворд из загадок.

Что за дерево стоит -
Ветра нет, а лист дрожит?
(осина)

Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос.
Я кормлю свиней и белок
-Ничего, что плод мой мелок
(дуб)

Её всегда в лесу найдёшь -
Пойдём гулять и встретим:
Стоит колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем
(ель)

Дышит, растёт,
А ходить не может
(растение)

Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят.
Ваню - земляникой,
Таню - костяникой,
Машеньку - орешком,
Петю - сыроежкой,
Катеньку - малинкой,
Васю - хворостинкой
(лес)

Сидит на палочке
В красной рубашечке,
Брюшко сыто -
Камнями набито
(шиповник)

Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел -
Он вспорхнул и улетел
(бабочка)

Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу
(белка)

Будто снежный шар бела,
По весне она цвела,
Нежный запах источала.
А когда пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна
(черёмуха)

Уши длинные, несмелый.
То он серый, то он белый.
То бежит, а то уж скачет,
Куцый хвост от волка прячет
(заяц)

VI. Подведение итогов урока.

Спросить у учащихся понравился ли им урок? Выставить оценки в журнал и дневники.

VII. Домашнее задание. .

Нарисовать рисунок акварелью, на тему «Краски сказочного леса»

Задачи:

— Закреплять знания детей о знакомых деревьях; условиях необходимых для их роста.

— Учить отгадывать загадки; решать проблемные задачи; осознано применять знания о правилах поведения в лесу.

— Формировать у детей знания о значении деревьев в жизни человека; желание самим посадить дерево, ухаживать за ним.

— Развивать любознательность, память, умение делать выводы.

— Воспитывать любовь к природе.

Предварительная работа:

Посещение территории школы для сравнения хвои ели и сосны, рассматривание лиственных деревьев на территории детского сада, рассматривание иллюстраций энциклопедий о значимости и строении деревьев, чтение художественной литературы природоведческого характера, изготовление наглядного пособия родителями.

Оборудование:

Картинки: к игре «Назови дерево», к подвижной игре « Создай лес: хвойный и лиственный», «Правила поведения в лесу», саженцы (берёзки, ели, кедра ), ведёрки с водой, лопатки, костюм лесовичка, корзина со сладостями.

Интеграция областей: познание, безопасность, труд, чтение художественной литературы, коммуникация.

Ход:

Воспитатель: Ребята, я хочу, чтобы у всех было хорошее настроение, доброе утро и добрый день. Наше тепло, наше хорошее настроение, с воздушным поцелуем пошлём друг другу и нашим гостям. Сегодня у нас будет необыкновенно интересное занятие. А знаете почему? Потому что оно пройдёт на улице.

Воспитатель: Как вы думаете, где воздух чище в городе или в лесу? Почему?

Дети: В лесу воздух чище, потому что там много деревьев.

Воспитатель: А что надо сделать, чтобы в городах воздух стал чище?

Дети: Посадить разные деревья.

Воспитатель: Как вы думаете, человек может прожить без леса?

Дети: Нет, деревья очищают воздух от пыли и грязи, лес – это «лёгкие планеты».

Воспитател ь: Что же даёт человеку лес?

Дети: Свежий воздух, лекарственные травы, грибы, ягоды.

Воспитатель: Ребята, Дерево-это дом для множества живых существ. В ветвях деревьев вьют гнёзда птицы, в дупле дерева могут жить белки, совы, поселиться дикие пчёлы. Среди корней устраивают себе норы змеи, ежи, под корой живут различные насекомые. Деревья – большие друзья и человеку, и всем живым существам. И мы должны быть благодарны деревьям.

Воспитатель : Перед тем как посадить дерево, надо выяснить, будет ли оно расти в наших условиях. Вырастет ли у нас пальма, апельсиновое дерево?

Дети: Нет. Эти деревья растут в жарких странах, при тёплом климате.

Воспитатель: Правильно, значит, нам надо посадить деревья, которые не бояться морозов и сильных холодных ветров. Назовите, какие это деревья?

Дети: Берёзы, дубы, рябина, сосны, ели.

Воспитатель: Скажите, как называется лес, где растут берёзы, рябины, дуб?

Д ети: Лиственный.

Воспитате ль: Как называется лес, где растут ели, сосны, кедр?

Дети: Хвойный.

Воспитатель: Молодцы. Предлагаю поиграть в игру « Создай лес»

Игра «Создай лес»

дети, у которых картинки с лиственными деревьями, собираются у веточки берёзы, а у кого картинки с хвойными деревьями, собираются у веточки сосны.

Воспитатель: Ребята, а теперь мы пойдём на участок, и посмотрим, какие деревья растут у нас на участке.

Дети: Одна маленькая ёлочка.

Воспитатель: Ей, наверное, скучно. Что делать? (высказывания детей )

У меня есть знакомый лесовичок, давайте его попросим принести нам маленькие деревца. Давайте свяжемся с лесовичком по сотовому телефону. Кто хочет с ним поговорить?

Разговор по сотовому телефону. Приходит лесовичок.

Лесовичок: Здравствуйте, в какой детский сад я пришёл? А где он находится? (ответы детей )

Лесовичок: Я выполнил вашу просьбу и принёс маленькие деревца. Посмотрите на них и скажите как они называются?

Дети: Берёзка, сосна, кедр.

Лесовичок: А какие деревья вы ещё знаете?

Дети: Тополь, осину, ель, дуб.

Лесовичок: Молодцы! Ещё я хочу посмотреть, умеете ли вы отгадывать загадки. А отгадки находить на картинках.

— Стоит в белой одёжке, на ветвях серёжки. (берёзка )

— Что же это за девица не швея не мастерица. Ничего сама не шьёт, а в иголках круглый год.(ель )

— Развесила бабуся оранжевые бусы, прилетели свиристели, все бусы съели. (рябина )

У меня длинней иголки, чем у ёлки, очень прямо я расту в высоту. (сосна ) Лесовичок: Молодцы. А сейчас я предлагаю рассмотреть деревья, которые я принёс.

Игра: «Что есть у дерева?» (строение дерева )

–Есть у дерева крепкие корни, –Есть ствол, а на стволе кора,

Глубоко схоронились в земле, если жара укроет она,

чтобы дерево крепко стояло, ну а если сильный мороз,

чтобы ветки и листья питало. ствол защитит, чтобы он не замерз. Лесовичок: Кто скажет, в какое время года лучше сажать деревья?

Дети: Весной или осенью.

Лесовичок: Для чего вы решили посадить деревья?

Дети: Чтобы у нас было больше кислорода, воздух был чище, любоваться красотой деревьев, чтоб к нам чаще прилетали птицы и насекомые.

Лесовичок: Пришло время посадить деревья.

Девочки придерживают саженцы и поливают, а мальчики, засыпают корни землёй.

Лесовичок: Деревья мы посадили, но чтобы они выросли большими, надо их почаще поливать, следить, чтобы никто их не ломал, а то приходят ко мне в лес люди, ветки ломают, костры разжигают, цветы рвут, прямо не знаю что и делать?

Воспитатель: Лесовичок, мы тебе подарим запрещающие знаки, которые ты можешь разместить в лесу.

Дети описывают знаки Лесовичок: Спасибо, ребята, мне очень пригодятся эти знаки. Давайте все вместе встанем в круг и возьмёмся за руки.

А теперь мы улыбнёмся, крепко за руки возьмёмся,

И друг другу на прощанье мы подарим обещанье:

БУДЕМ С ЛЕСОМ МЫ ДРУЖИТЬ ОХРАНЯТЬ ЕГО ЛЮБИТЬ!

Лесовичок: Мне пора возвращаться в лес. За вашу работу, хочу угостить вас моими лесными сладостями. До свидания.

Угощает детей сладкими орешками. Дети прощаются с лесовичком.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше занятие?

Что нового вы узнали?

Что вам больше всего понравилось на занятии?

Как мы с вами будем ухаживать за нашими саженцами?

Фото отчет: