Зима согреет. Аномальное явление или каприз природы: климатологи назвали причины холодного лета Почему не будет лета в году

Сотрудники лаборатории гидрометеорологии Арктики Гидрометцентра РФ вместе с зарубежными коллегами изучили процессы сокращения площади морского льда Северного Ледовитого океана и спрогнозировали их климатические последствия. Погодные аномалии, в частности холодное и дождливое лето 2017 года на европейской территории России, скорее всего, являются следствием сокращения площади ледяного покрова Северного Ледовитого океана. Исследования поддержаны грантом Российского научного фонда (РНФ). Результаты работы опубликованы в журнале Environmental Research Letters.

Процессы таяния льдов Арктики в наши дни значительно ускорились. За последнее десятилетие площадь морского льда (оцениваемая в конце летнего периода) сократилась примерно на 40%. Исчезновение арктических льдов чревато серьезными экологическими последствиями, в частности вымиранием редких видов животных. С другой стороны, освобождение вод Северного Ледовитого океана из-подо льда открывает новые возможности в разработке полезных ископаемых на арктических шельфах, расширяет зону промышленного рыболовства, улучшает условия для навигации.

Сотрудники Гидрометцентра РФ вместе с коллегами изучили процессы таяния льдов в приатлантической части Северного Ледовитого океана и описали последствия этих процессов для всего Арктического региона. В результате работы получена целостная картина гидрометеорологических изменений в Арктике.

Теплые океанические течения приносят прогретые воды из Атлантического океана в Арктический бассейн и Баренцево море, обеспечивая ускоренное таяние льдов. Свободные ото льда акватории эффективно поглощают солнечную энергию и быстро прогреваются, отдавая излишек тепла и влаги в атмосферу. Затем воздушные потоки и крупные штормы перераспределяют тепло и влагу почти по всей территории Арктики, что приводит к изменениям энергетического баланса между океаном и атмосферой. В частности, ученые установили, что значительно возрастает нисходящее длинноволновое излучение (НДИ). Это инфракрасное (тепловое) излучение, испускаемое в первую очередь водяным паром и облаками и направленное к земной поверхности. Возрастание НДИ способствует нагреванию и таянию арктического морского льда.

Российские ученые обратили внимание на существенное влияние крупных штормов и режима атмосферной циркуляции на состояние ледяного покрова. Например, шторм Фрэнк, произошедший в декабре 2015 года, принес в высокие широты Арктики аномально высокую температуру (отклонение от средней климатической температуры составило 16°С), а поток НДИ увеличился на 60 Вт/ кв. м (по сравнению с климатической нормой). В результате уменьшение толщины льда в некоторых регионах Северного Ледовитого океана достигло 10 см.

Данные о площади морского льда ученые получали со спутников, а поля распределений температуры, давления, влажности и излучения из так называемого продукта реанализа (ERA-Interim). Реанализ представляет собой компьютерную модель, усваивающую многолетние данные наблюдений (радиозондовых, авиационных и др.) за различными характеристиками атмосферы.

«Новые знания, полученные в результате нашей работы, позволяют более точно анализировать причины и последствия процессов, происходящих в Северном Ледовитом океане. Если достаточно большая область Арктики оказывается не покрыта льдом, возможны вторжения холодного и влажного воздуха на европейскую территорию России. В последнее время такая ситуация наблюдается все чаще и чаще и становится причиной погодных аномалий, таких как нетипично холодное лето 2017 года», — рассказал заведующий лабораторией гидрометеорологии Арктики, доктор физико-математических наук Владимир Владимирович Иванов.

Метеорологам необходимо разработать новые алгоритмы, включающие в себя информацию о природных процессах, происходящих в Арктике. Это позволит сделать прогнозы погоды более надежными и учитывающими современные климатические изменения.

Исследование проводилось в сотрудничестве с учеными Университета Аляски в Фэрбенксе (США), Арктического и антарктического научно-исследовательского института (Россия) и Института географии Российской академии наук.

Пермское лето в этом году побило все рекорды: температура ни разу не поднялась выше плюс 25. А средняя составляет всего 14 градусов. Зато воды нынче хоть отбавляй. Только за первые шесть дней июля выпала месячная норма осадков. У некоторых продавцов торговых центров появилась даже примета: дождь с утра - покупателей не жди. От этого в плане прибыли особенно страдают магазины одежды, купальников и прочих летних аксессуаров.

Да, поток покупателей в этом году стал немного меньше, - говорит старший продавец одного из магазинов, специализирующихся на продаже женской одежды. - Но если говорить о продажах в целом, то они держатся примерно на уровне прошлого года. Ведь дамы все равно предпочитают обновлять гардероб. Разница, может, только в том, что вместо сарафанов покупательницы берут более закрытые платья.

Ну, и, разумеется, никто не отменял отпусков. По свидетельству большинства опрошенных "РГ" продавцов, купальники и парео пользуются таким же спросом, как и раньше.

В этом году у нас купальники идут просто на ура, - говорит продавец Елена. - Думаю, причина тому - возобновление полетов в Турцию.

Даже традиционные летние скидки начались не во всех торговых точках. А там, где сезонное удешевление одежды стартовало, они не превышают 50 процентов.

Больше всего жалуются на отсутствие спроса продавцы солнцезащитных очков: количество ясных дней в Прикамье нынче буквально стремится к нулю. Впрочем, тут все решает цена. Китайские очки от 800 до 1,5 тысячи рублей берут при любой погоде. Они используются чаще как аксессуар для поддержания прически. А вот продавцы более дорогих - в ценовой палитре, начиная от 4-5 тысяч и выше - грешат на погодные условия.

Самые удачливые нынешним летом в Перми, пожалуй, это продавцы зонтов.

Современные зонты, особенно не очень дорогие, быстро ломаются, - рассказывает продавец отдела "Сумки" Ольга. - Многие их теряют, забывают. А поскольку сейчас это, наверное, самый востребованный предмет в жизни, то покупают их достаточно охотно.

Холодное лето очень по-разному сказалось на продажах летних коллекций одежды в кировских магазинах. Если одни предприниматели этого практически не почувствовали, у других продажи упали в несколько раз. Меньше всего пострадали в нынешней ситуации те, кто не ориентируется на сезонность и имеет постоянный ассортимент. Это, в частности, отметили в сети магазинов, торгующих одеждой больших размеров. Поток покупателей такой же, но берут в основном более теплые вещи, чем обычно.

Практически нет снижения продаж и у тех, кто занимается обувью. Падение составило несколько процентов. Это связано с тем, что исключительно летняя обувь, такая как босоножки, занимает небольшую часть ассортиментного ряда. К тому же обувь редко покупается на один сезон. В такие магазины не пришли в основном покупательницы, которые постоянно гонятся за модой. Но таких немного, а в последние годы из-за падения доходов - и вовсе единицы.

Снижение продаж летней обуви в торговой фирменной сети сейчас составляет 6,5 процента, - отмечает, в свою очередь, главный специалист по ассортименту обувной фирмы "Юничел" Елена Бродацкая. - В нашем ассортименте также есть резиновая обувь. Казалось бы, ее продажи должны были подрасти из-за такого дождливого лета, но этого не произошло. Не только погода повлияла на снижение продаж босоножек и сандалий, но и общее снижение потребительского спроса. Люди продолжают экономить.

Бороться с падением продаж бизнесмены пытаются разными способами. Одни заменяют часть ассортимента на более теплые вещи. Например, вместо открытых блузок без рукавов дозаказывают у поставщиков более теплые, с закрытым воротом и длинными рукавами. Но на это идут немногие. Причина в том, что договор с поставщиками подписывается заранее и замена ассортимента "на ходу" снижает возможность выторговать различные скидки, которые предоставляются, если покупать товар загодя. Поскольку всем надо планировать свою работу.

Наш магазин традиционно очень сильно меняет коллекцию, в зависимости от сезона, - говорит Анастасия, менеджер одной из точек в кировском торговом центре, - и для нас нынешнее лето настоящая катастрофа. Падение продаж по сравнению с прошлым летом, в два-три раза. Переходить на осеннюю коллекцию, а мы это традиционно делаем 15 августа, уже просто бессмысленно. Тем более мы по соседям, у которых есть вещи потеплее, видим, что к ним тоже не особо идут. Остается одно - ждать погоды.

А вот в сегменте спорта и фитнеса игроки такой погоде, безусловно, радуются: если традиционно рынок падает, отпускной период и летние "наружные" виды отнимают значительную часть аудитории фитнес-клубов и студий, то этим летом сезон не ударил по отрасли значительно. Так, в компании FITMOST ожидали падение продаж на 30 процентов, опираясь на результаты прошлого года, однако удержали их на уровне непиковых месяцев.

Еще лучше себя чувствуют те, кто занимается доставкой готовой еды на дом. Как рассказал "РГ" управляющий директор компании Delivery Club Андрей Лукашевич, в мае количество заказов еды у них составило больше 840 тысяч - это в два с половиной раза больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Как и многие интернет-сервисы, мы видим влияние температуры на заказы - похолодание всегда приводит к их росту. Например, мы заметили, что дожди приводят к значительному увеличению доставок еды: в некоторые дни рост заказов достигал 19 процентов по сравнению с обычными буднями, - отметил Андрей Лукашевич.

Не все так однозначно у тех, кто продает товары для сада и огорода.

В категории "Товары для выращивания рассады", куда входят пластиковые емкости и торфяные горшочки, высокий сезон наблюдается с конца зимы до марта. Из-за неблагоприятных погодных условий нынешней весны сезон продаж увеличился на четыре недели, что привело к росту выручки примерно на 12 процентов, - говорит генеральный директор компании "ГазонCity" Павел Акопов. - Однако в других товарных категориях, например "Семена газона" и "Удобрения для газона", произошло существенное запоздание старта продаж. Мы только сейчас нагоняем обычный объем.

Марк Гойхман, ведущий аналитик ГК TeleTrade:

Аномально холодная погода мая-июня привела к аномалиям и в продажах традиционно летних товаров. Ретейлеры одежды жалуются на уменьшение выручки на 15-20 процентов по сравнению с тем же периодом прошлого года. Однако пока сезон не заканчивается, и продавцы не спешат принимать радикальные меры. Хотя, по опросам, готовы при продолжении снижения спроса предлагать товары на распродажах. Значительно упала продажа "летнего продовольствия": мороженого - на 10-25 процентов, шашлыка, морсов и кваса - на 20. Такие потери вряд ли удастся восстановить. Хотя следует учесть поговорку "свято место пусто не бывает". Например, продажи зонтов, которые стали основным атрибутом лета, поднялись в сети "Перекресток" на 136 процентов. А падение продаж вентиляторов и кондиционеров в июне на 30-50 процентов компенсировано двукратным увеличением спроса на обогреватели.

Запущенный Китаем в августе 2016 г. первый в мире спутник квантовой связи вполне может быть причиной аномальных погодных явлений весны-лета 2017 г.

Ну конечно же, не сам спутник, а то оборудование, что находится на его борту и с которым активно производятся эксперименты, последствия которых учёные не могут предсказать даже теоретически.

Сама миссия «Квантовые эксперименты в космическом масштабе» (Quantum Experiments at Space Scale, QUESS) была рассчитана на два года.

С помощью аппарата ученые планировали протестировать квантовое распределение ключа между спутником и наземными станциями и отработать проведение защищенных сеансов связи между Пекином и Урумчи. Также в ходе миссии должен был быть исследован механизм квантовой запутанности и проведена тестовая квантовая телепортация между наземной станцией в Тибете и спутником.

Однако после первых удачных экспериментов, частично подтвердивших теоретические выкладки, что-то пошло не так.

Во всяком случае, мониторинговые службы России и США отметили резкое (на 3-4 порядка, т.е. в 1 000 - 10 000 раз) возрастание количества отрицательных аэроионов на солнечно-синхронных орбитах высотой от 380 до 600 км. При этом сам спутник запущен на орбиту высотой 500 км.

Кроме того, отмечено появление в стратосфере (и несколько случаев - в тропосфере, в области тропопаузы) монополей, чего не наблюдалось с 1816 года, прозванного, за необычайно холодную погоду в Северном полушарии, год без лета.

Фото монополей на границе тропосферы и стратосферы

Всё это может быть результатом нестабильной (как вариант - нештатной) работы главного узла спутника «Мо-Цзы» (Micius) - синхронно-дуплексного коагулятора на тригенных куаторах, воспроизводимость параметров которых до сих пор оставляет желать лучшего.


Китайский квантовый спутник «Мо-Цзы». Справа видна антенна гравитационного дефлектора

Хотя при монтаже и производился тщательный отбор комплектующих, гарантий, что их параметры в условиях открытого космоса не "поплыли", нет никаких.

Пока что специалисты отмечают, что серьёзные последствия, скорее всего, не наступят - атмосфера обладает громадной инерционностью, и скорее всего, за 5-6 лет "успокоится" сама собой.

Однако некоторые из них отмечают, что есть риск критической разбалансировки гравикомпенсаторов, обеспечивающих синхронность передачи квантового состояния частицы (системы частиц) на расстояние. Для этого используется разнесённая на расстояние пара сцепленных (т.н. запутанных) частиц.

Согласно квантовой механике, даже при удалении таких частиц друг от друга они сохраняют информацию о состоянии своего партнера. Такие запутанные частицы нарушают принцип локальности, что может привести к неконтролируемому выбросу гравитонов в сторону ближайшей массы.Так как спутник находится близко от Земли, ближайшей тяготеющей массе, то и выброс будет направлен в её сторону.

Напряжённость гравитационного поля в области диаметром до 1 000 км, попавшей под выброс, в этом случае вырастет в 5-15 (по разным оценкам) раз.