Значение слова лобное место. Лобное место на Красной площади: фото, история. Как выглядит архитектурный памятник в наши дни

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Ло́бное ме́сто - памятник древнерусской архитектуры, находящийся в Москве , на Красной площади . Представляет собой возвышение, окружённое каменной оградой. Кроме Москвы "лобное место" есть в Кремле г. Астрахани.

Происхождение названия

Также распространено ошибочное мнение, что Лобное место являлось местом публичной казни в XIV -XIX веках . Однако казни на самом Лобном месте производились очень редко, ибо оно почиталось святым. Это было место для оглашения царских указов и других торжественных публичных мероприятий. Вопреки легендам, Лобное место не являлось обычным местом казни (казнили обычно на Болоте). 11 июля 1682 г. на нём отсекли голову раскольнику Никите Пустосвяту , указом от 5 февраля 1685 г. на Лобном месте было повелено и впредь совершать казни, но свидетелем казней оно стало только в 1698 г. при подавлении стрелецкого бунта . Для казней воздвигался специальный деревянный эшафот рядом с каменным помостом. Тем не менее, в переносном значении словосочетание «лобное место» (с маленькой буквы, так как имеется в виду не имя собственное) всё-таки иногда употребляется как синоним места казни, без географической привязки к какому-либо городу.

История

Предание связывает устройство Лобного места с избавлением Москвы от нашествия татар в 1521 году . В летописи оно впервые упоминается в 1549 году , когда двадцатилетний царь Иван Грозный держал с Лобного места речь перед народом, призывая к примирению враждующих бояр.

Напишите отзыв о статье "Лобное место"

Примечания

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Либсон В. Я., Домшлак М. И., Аренкова Ю. И. и др. Кремль. Китай-город. Центральные площади // Памятники архитектуры Москвы . - М .: Искусство, 1983. - С. 403. - 504 с. - 25 000 экз.

Координаты : 55°45′12″ с. ш. 37°37′21″ в. д.  /  55.75333° с. ш. 37.62250° в. д.  / 55.75333; 37.62250 (G) (Я)

Отрывок, характеризующий Лобное место

– Соня? ты спишь? Мама? – прошептала она. Никто не ответил. Наташа медленно и осторожно встала, перекрестилась и ступила осторожно узкой и гибкой босой ступней на грязный холодный пол. Скрипнула половица. Она, быстро перебирая ногами, пробежала, как котенок, несколько шагов и взялась за холодную скобку двери.
Ей казалось, что то тяжелое, равномерно ударяя, стучит во все стены избы: это билось ее замиравшее от страха, от ужаса и любви разрывающееся сердце.
Она отворила дверь, перешагнула порог и ступила на сырую, холодную землю сеней. Обхвативший холод освежил ее. Она ощупала босой ногой спящего человека, перешагнула через него и отворила дверь в избу, где лежал князь Андрей. В избе этой было темно. В заднем углу у кровати, на которой лежало что то, на лавке стояла нагоревшая большим грибом сальная свечка.
Наташа с утра еще, когда ей сказали про рану и присутствие князя Андрея, решила, что она должна видеть его. Она не знала, для чего это должно было, но она знала, что свидание будет мучительно, и тем более она была убеждена, что оно было необходимо.
Весь день она жила только надеждой того, что ночью она уввдит его. Но теперь, когда наступила эта минута, на нее нашел ужас того, что она увидит. Как он был изуродован? Что оставалось от него? Такой ли он был, какой был этот неумолкавший стон адъютанта? Да, он был такой. Он был в ее воображении олицетворение этого ужасного стона. Когда она увидала неясную массу в углу и приняла его поднятые под одеялом колени за его плечи, она представила себе какое то ужасное тело и в ужасе остановилась. Но непреодолимая сила влекла ее вперед. Она осторожно ступила один шаг, другой и очутилась на середине небольшой загроможденной избы. В избе под образами лежал на лавках другой человек (это был Тимохин), и на полу лежали еще два какие то человека (это были доктор и камердинер).
Камердинер приподнялся и прошептал что то. Тимохин, страдая от боли в раненой ноге, не спал и во все глаза смотрел на странное явление девушки в бедой рубашке, кофте и вечном чепчике. Сонные и испуганные слова камердинера; «Чего вам, зачем?» – только заставили скорее Наташу подойти и тому, что лежало в углу. Как ни страшно, ни непохоже на человеческое было это тело, она должна была его видеть. Она миновала камердинера: нагоревший гриб свечки свалился, и она ясно увидала лежащего с выпростанными руками на одеяле князя Андрея, такого, каким она его всегда видела.
Он был таков же, как всегда; но воспаленный цвет его лица, блестящие глаза, устремленные восторженно на нее, а в особенности нежная детская шея, выступавшая из отложенного воротника рубашки, давали ему особый, невинный, ребяческий вид, которого, однако, она никогда не видала в князе Андрее. Она подошла к нему и быстрым, гибким, молодым движением стала на колени.
Он улыбнулся и протянул ей руку.

Для князя Андрея прошло семь дней с того времени, как он очнулся на перевязочном пункте Бородинского поля. Все это время он находился почти в постояниом беспамятстве. Горячечное состояние и воспаление кишок, которые были повреждены, по мнению доктора, ехавшего с раненым, должны были унести его. Но на седьмой день он с удовольствием съел ломоть хлеба с чаем, и доктор заметил, что общий жар уменьшился. Князь Андрей поутру пришел в сознание. Первую ночь после выезда из Москвы было довольно тепло, и князь Андрей был оставлен для ночлега в коляске; но в Мытищах раненый сам потребовал, чтобы его вынесли и чтобы ему дали чаю. Боль, причиненная ему переноской в избу, заставила князя Андрея громко стонать и потерять опять сознание. Когда его уложили на походной кровати, он долго лежал с закрытыми глазами без движения. Потом он открыл их и тихо прошептал: «Что же чаю?» Памятливость эта к мелким подробностям жизни поразила доктора. Он пощупал пульс и, к удивлению и неудовольствию своему, заметил, что пульс был лучше. К неудовольствию своему это заметил доктор потому, что он по опыту своему был убежден, что жить князь Андрей не может и что ежели он не умрет теперь, то он только с большими страданиями умрет несколько времени после. С князем Андреем везли присоединившегося к ним в Москве майора его полка Тимохина с красным носиком, раненного в ногу в том же Бородинском сражении. При них ехал доктор, камердинер князя, его кучер и два денщика.
Князю Андрею дали чаю. Он жадно пил, лихорадочными глазами глядя вперед себя на дверь, как бы стараясь что то понять и припомнить.
– Не хочу больше. Тимохин тут? – спросил он. Тимохин подполз к нему по лавке.
– Я здесь, ваше сиятельство.
– Как рана?
– Моя то с? Ничего. Вот вы то? – Князь Андрей опять задумался, как будто припоминая что то.
– Нельзя ли достать книгу? – сказал он.
– Какую книгу?
– Евангелие! У меня нет.
Доктор обещался достать и стал расспрашивать князя о том, что он чувствует. Князь Андрей неохотно, но разумно отвечал на все вопросы доктора и потом сказал, что ему надо бы подложить валик, а то неловко и очень больно. Доктор и камердинер подняли шинель, которою он был накрыт, и, морщась от тяжкого запаха гнилого мяса, распространявшегося от раны, стали рассматривать это страшное место. Доктор чем то очень остался недоволен, что то иначе переделал, перевернул раненого так, что тот опять застонал и от боли во время поворачивания опять потерял сознание и стал бредить. Он все говорил о том, чтобы ему достали поскорее эту книгу и подложили бы ее туда.
– И что это вам стоит! – говорил он. – У меня ее нет, – достаньте, пожалуйста, подложите на минуточку, – говорил он жалким голосом.
Доктор вышел в сени, чтобы умыть руки.
– Ах, бессовестные, право, – говорил доктор камердинеру, лившему ему воду на руки. – Только на минуту не досмотрел. Ведь вы его прямо на рану положили. Ведь это такая боль, что я удивляюсь, как он терпит.
– Мы, кажется, подложили, господи Иисусе Христе, – говорил камердинер.
В первый раз князь Андрей понял, где он был и что с ним было, и вспомнил то, что он был ранен и как в ту минуту, когда коляска остановилась в Мытищах, он попросился в избу. Спутавшись опять от боли, он опомнился другой раз в избе, когда пил чай, и тут опять, повторив в своем воспоминании все, что с ним было, он живее всего представил себе ту минуту на перевязочном пункте, когда, при виде страданий нелюбимого им человека, ему пришли эти новые, сулившие ему счастие мысли. И мысли эти, хотя и неясно и неопределенно, теперь опять овладели его душой. Он вспомнил, что у него было теперь новое счастье и что это счастье имело что то такое общее с Евангелием. Потому то он попросил Евангелие. Но дурное положение, которое дали его ране, новое переворачиванье опять смешали его мысли, и он в третий раз очнулся к жизни уже в совершенной тишине ночи. Все спали вокруг него. Сверчок кричал через сени, на улице кто то кричал и пел, тараканы шелестели по столу и образам, в осенняя толстая муха билась у него по изголовью и около сальной свечи, нагоревшей большим грибом и стоявшей подле него.

Лобное (Царево) место - одна из достопримечательностей Красной площади, расположенная между собором Василия Блаженного и Средними торговыми рядами. Памятник зодчества Древней Руси, по форме представляющий собой округлое каменное возвышение, опоясанное каменной оградой с кованой решеткой.

Версии происхождения названия

Несмотря на легенду, что на Лобном месте часто совершались казни, за всю историю его существования там лишь дважды проливалась кровь. В июле 1682 года по приказу царевны Софьи Алексеевны священнику-раскольнику Никите Пустосвяту отрубили голову; в 1689 году рядом с возвышением были установлены виселицы, на которых приняли смерть взбунтовавшиеся стрельцы. Существует предание, что на Лобном месте был казнен разбойник и предводитель казаков Степан Разин с братом, хотя на самом деле его четвертовали на Болотной площади.

В начале XVIII в. столица российского государства была перенесена в Санкт-Петербург , политическая, культурная и экономическая жизнь плавно переместилась туда, поэтому необходимости в государственной трибуне, коей до тех пор было Лобное место, больше не было. К 1753 году каменное возвышение настолько изветшало, что по указу Сената главным архитектором Москвы Д. В. Ухтомским была проведена его реставрация. В 1786 году Лобное место переместили немного восточнее и, сохранив первоначальные формы, возвели наново по проекту другого зодчего - М. Ф. Казакова, проводившего масштабную перестройку центра Москвы. Это возвышение сохранилось до настоящего времени и представляет собой высокий помост круглой формы из дикого тесаного камня, опоясанный каменными перилами, одиннадцатью ступенями, расположенными с западной стороны и ведущими на площадку, вход на которую преграждают кованые створки небольших фигурных ворот.

После смены государственного строя в России в начале минувшего столетия, по указу вождя пролетариата В. И. Ленина в мае 1919 года Лобное место украсили деревянным и раскрашенным под народную игрушку памятником «С. Разин с ватагой» (скульптор С. Т. Коненков). Правда, простоял памятник всего месяц, после чего, в связи с хрупкостью материала, из которого он был сделан, был перенесен в помещение Музея революции.

Еще дважды на протяжении XX столетия у Лобного места происходили важные для страны события. В ноябре 1942 года ефрейтором зенитного полка С. Дмитриевым было совершено покушение на А. Микояна. Планировалось покушение на И. Сталина , но преступник банально перепутал автомобили. В конце августа 1968 года сторонниками независимости Чехословакии возле Лобного места была проведена сидячая забастовка в знак протеста против ввода в республику контингента советских войск.

В настоящее время Лобное место является памятником истории и архитектуры и пользуется популярностью у туристов. По аналогии с римскими фонтанами хорошей приметой снова посетить Москву до недавнего времени было забрасывание монеток на верхнюю площадку. Правда, сейчас этот обряд туристы проводят у отметки нулевого километра России, оставив Лобному месту роль молчаливого и беспристрастного наблюдателя за бурным потоком жизни на главной площади России.


Располагается таинственная достопримечательность - Лобное место или Царево место.

Это возвышение с каменной оградой. По одной версии, название Лобного места возникло из-за того, что там «рубили лбы» или «складывали лбы». По другой, «Лобное место» - славянский перевод еврейского «Голгофа» (такое название холм Голгофа получил из-за того, что верхняя его часть представляла собой голую скалу, отдаленно напоминавшую человеческий череп). На самом деле слово «лобное» означает всего лишь расположение: , в начале которого находится достопримечательность, в Средние века называли «лбом».

Предание связывает устройство Лобного места с избавлением Москвы от нашествия татар 1521 года. А в летописи Лобное место впервые упомянуто в 1549 году, когда двадцатилетний царь Иван IV оттуда призывал враждующих бояр к примирению.

Изначально это был помост из кирпича с деревянной решеткой и шатром на столбах. А в 1786 году Лобное место сместили восточнее и перестроили из дикого белого камня по проекту Матвея Казакова.

Вопреки распространенному мнению на Лобном месте никого не казнили, так как оно считалось святым.

Здесь оглашали царские указы и проводили торжественные публичные мероприятия. В 1671 году польские послы сообщали, что на Лобном месте государь однажды в год являлся перед народом и по достижении наследником 16 лет показывал его народу. Здесь же объявляли об избрании патриарха, о войне, о заключении мира.

За все время на Лобном месте казнили только старообрядца Никиту Пустосвята. Ну а последняя «казнь» произошла здесь при Екатерине II, когда над головой дворянина Истомина палач сломал шпагу и ударил барина по щеке. Также в 1768 году у Лобного места стояла привязанная к позорному столбу «убивица, кровопийца и душегубица» (помещица Дарья Салтыкова), насмерть замучившая 139 крепостных.

А казнили в Москве обычно на Болоте (современной Болотной площади). Но все же словосочетание «лобное место» иногда употребляют как синоним места казни: некоторые мифы чрезвычайно живучи.

Есть еще версия, что на Лобном месте казнили Степана Разина. После подавления восстания его с братом Фролом привезли в Москву. Окруженная стрельцами телега проследовала по дороге в , а затем по к Земскому двору на Красную площадь. Здесь смутьянам устроили допрос с пытками.
Степан Разин без единого стона выдержал около 100 ударов на дыбе и даже упрекнул брата, что тот не сдержал крика. После этого Разина подвергли одной из самых мучительных пыток водой: на обритую макушку стали по капле лить холодную воду. Разин перенес и эти муки.

После трехдневного допроса 6 июня бунтовщиков вывезли из Земского двора на Красную площадь к Лобному месту. Поднявшись на помост, Степан Разин окинул глазами площадь, перекрестился на собор и лег на плаху. Палач отрубил ему правую руку, затем левую ногу. В это время Фрол в ужасе крикнул, чтобы отсрочить свою казнь: Я знаю слово государево! Не проронивший ни единого звука до этого Степан крикнул: Молчи, собака! , и палач отрубил ему голову.

1 мая 1919 года, следуя плану монументальной пропаганды, на Лобном месте установили деревянный памятник Степану Разину «с ватагой» и ближайшими сподвижниками. Автор - Сергей Коненков. Правда, простоял монумент лишь несколько дней.

И Степан Тимофеевич, и его ближайшие сподвижники были вырублены из сосновых кряжей, а княжна отлита из цемента... Вышло то, что должно было выйти, - скульптурная композиция, рассчитанная на круговой обзор в музейном зале... Но впервые москвичи увидели Разина «с ватагой» на Лобном месте Красной площади в ясный теплый день 1 мая 1919 года... Эту скульптурную композицию из семи фигур через две недели перенесли в Первый Пролетарский музей, который находился в доме №24 по Большой Дмитровке.

В пролетарском Музее скульптура тоже надолго не задержалась: памятник кочевал из музея в музей, пока окончательно не пропал. И теперь о скульптуре на Лобном месте напоминают только старые фотографии.

Лобное место, давний сосед храма Василия Блаженного на Красной площади, - не только памятник древнерусской архитектуры, но еще и самая популярная на карте Москвы точка для загадывания желаний. Но историю этой достопримечательности сопровождает одна ошибочная легенда, в правдивость которой многие безоговорочно верят: на Лобном месте в старину рубили головы.

Как рождаются легенды, все мы знаем: один другому рассказал - и началось… Вот так когда-то этот миф пришел и ко мне - от подруги, а ей от мужа. Помню, она недовольным голосом заявила: «Мне Жора сказал не кидать монетку - тут головы рубили, а они желания загадывают!» И ведь позиция здравая: если это - место казни, то здесь ли мечтать о чем-то добром и светлом… Но почему же люди круглый год приходят сюда и ждут своей очереди, для того чтобы бросить ту самую монетку? (Суть «игры»: попасть в центральный пятачок, загадав желание. Считается, что именно в этом случае оно исполнится).

Что говорят люди?

Я отправилась искать ответ к памятнику-«волшебнику». Даже поздним, по-осеннему прохладным вечером к его ступеням, что называется, не заросла народная тропа. Внимание Лобному месту уделяют многие - осматриваются, читают таблички, фотографируются.

Москвич Константин осмотрелся, но загадывать желание не стал: «Я не бросал монету, потому что не понимаю сути. Была бы в этом какая-то символичность - тогда да. Ну а как другие это делают, думая, что здесь людей казнили, не понимаю. Для меня казни не являются таким символизмом, чтобы кидать здесь монетки».

Но такого мнения придерживаются не все. Например, супруги Алексей и Яна невеселую легенду знали, но и монетки с радостью бросили:

Алексей: «Я бросил, потому что мне жена сказала».

Яна: «А я это знаю, так как лет 16 назад была здесь, и мне сказали кинуть сюда монетку. Наверно, для того, чтобы вернуться».

Алексей: «История места? Я думаю, что здесь было “секир-башка”».

Я: «То есть вы, зная это, все равно бросили монетку и загадали желание?»

Алексей: «Да, а почему нет?»

А вот группа иностранных туристов в возрасте традицию не поддержала, о «казнях» известно даже им. Мужчина из тургруппы спускается по ступеням со словами: «Ivan Grozny here…» -и показывает характерный жест «рубить».

После этого я уже не удивилась ответу итальянки Алессандры, которая пришла загадать желание перед отлетом прямо с чемоданом: «Я бросила монетку, так как хотела, чтобы мое желание сбылось, но не попала в середину. Подруга рассказала мне, что здесь убивали людей, но я не знаю, когда именно».

Удивил девятилетний Дима: «Головы здесь не рубили. Сюда в старые времена простые люди приносили жалобы, а их потом забирали и думали, какие исполнить». Интересная версия.

Были и люди, всё правильно понимающие: «Здесь оглашали указы, может, даже и приговоры, а казни совершались где-то рядом, но не здесь». И часть из них - просто приверженцы популярной традиции: «Вы знаете, как люди любят бросать монетки в реку, в фонтан? Так же и здесь. Загадывают и верят».

А как на самом деле?

Историк, москвовед Михаил Коробко:

«Лобное место впервые документально упоминается в 1549 году. Тогда царь призвал враждовавших бояр к примирению - перед толпой, естественно. По легенде же устройство Лобного места связано с избавлением Москвы от нашествия татар в 1521 году при Василии III, отце Ивана Грозного. То есть тут как с основанием Москвы: первое упоминание и легенда расходятся.

Архитектор Баталов и археолог Беляев предположили, что Лобное место возникло как составляющая обряда шествия на осляти, который символизировал вход Иисуса Христа в Иерусалим. Оно, расположенное напротив придела во имя Входа Господня в Иерусалим Покровского собора, стало символом Голгофы, как Покровский собор - символом Иерусалима.

Патриарх в Вербное воскресенье раздавал с Лобного места освященные вербы царю, духовенству и боярам, садился на осля и оттуда ехал на нем, ведомом царем (шествие на осляти).

Казней на Лобном месте никогда не было. Это легенда. В центре памятника есть приступка из трех ступенек, на которую можно войти. Ее многие воспринимают как плаху. На самом деле это как раз место для царя или патриарха».

Темы материала

Очень необычным по своему предыдущему назначению и исполнению в плане архитектуры, считается необычный объект Красной площади - Лобное место. Это уникальное строение привлекает к себе большой поток посетителей, которые подолгу обходят монумент, делают съемки, да и просто созерцают, в попытках объять необъятное.

Лобное место отстроилось на площади Москвы много веков назад, примерно около XVI столетия.

До знаменательных дней Октябрьской революции, постамент использовался для обнародования указов царя, а много позже здесь совершались крестные ходы и отмечались праздники церкви. Сам постамент выполнен в стиле русского зодчества средних веков, и впервые упоминается в книгах летописей от XII века, что позволяет предположить, что возможно, его появление восходит примерно к этому времени.

Исследователи же нашего времени предполагают, что предложение закладки Лобного места принадлежала митрополиту Всея Руси и Московии Макарию, жившему в XVI веке.

В связи с тем, что в тот исторический период Храм Покрова называли еще Иерусалимским, была задумка установить постамент для публичных выступлений, для полной схожести со Святой землей.
В точности никто не может назвать конкретную дату появления Лобного места, известно лишь, что Иван Грозный в молодые годы воспользовался для своего выступления перед Земским собранием этой трибуной, что зафиксировано в писаниях.

Позднее Лобное место стало широко применяться для проведения церковных процессий в православные праздники. При этом, многочисленные гости Москвы и послы из других стран обязаны были наблюдать данные процессии, считавшиеся одними из главных обрядов в столице, и непременно фиксировали это в записях. Характерно, что после завершения процессий, царь обязательно одаривал зарубежных послов и гостей яствами со своего стола, в виде величайшей милости и благоволения.

Существует факт, что однажды, в принудительном порядке, пленные Польской армии стали очевидцами праздничного хода, но в данном случае царь не стал угощать их со своего стола, лишь осведомился об их состоянии.

Местоположение Лобного места

Старинная трибуна - Лобное место, возведено прямо перед Спасской башней, рядом расположен храм Покрова, и выполнена круглым постаментом из камней, диаметр ее составляет 13 метров, высотой 1 метр, и имеет ограждение, также из каменных блоков.

Первое строение Лобного места было кирпичным, а в конце XVI века, распоряжением царя Бориса Годунова, его переделали, выстроив из каменных материалов, и выставив решетчатую ограду. недалеко от постамента в тот исторический период находилась Царь-пушка, установленная на дощатом помосте. Этот исторический факт описан во многих записях иностранных приезжих, и изображен на иллюстрациях к заметкам путешествующих европейцев XVII столетия.

В XVIII столетии комплекс отреставрировали, и облик Лобного места с тех пор не изменялся.

События в истории

Смута

В период Смуты Лобное место поменяло свое назначение. После кончины царя Феодора Блаженного, на Лобном месте всевозможные партии стали собирать толпы горожан, используя политические рычаги для направления народа в нужную им сторону.

Так, первым воспользовался каменной трибуной известный из истории Лжедмитрий Первый, призыв его к массам зачитывали его глашатаи - воевода Гавриил Пушкин и приближенный царя Василия Шуйского, Наум Плещеев. В призыве были изложены обвинения Бориса Годунова в покушении на убийство потомка Ивана Грозного - Димитрия, и преемника трона Федора Борисовича Годунова - предателем. Также в обращении содержались щедрые посулы всем сословиям городского населения, вплоть до раздачи земельных угодий титулов, и гарантий жизни без войны.

После оглашения письма на площади воцарилось дикое ликование, слышался рев и крики толпы - смута была посеяна. Тотчас же, в порыве эмоций, толпы народа ринулись в царские покои, царя с семьей и всех приближенных арестовали. Через несколько часов в столице воцарился хаос - прокатились разграбления всех особняков близких людей низвергнутого царя. Произошло это событие 1 июня 1605 года.

Новый претендент на трон Российского государства - Лжедмитрий Первый прибыл к стенам Москвы 20 июня 1606 года, где был встречен своими приспешниками из числа важных особ города. На Красной площади процессию встречала восторженная толпа, где самопровозглашенный царь приказал сперва молиться, а затем под звуки труб и бубнов, направился в Кремлевский дворец. К народу же вышел боярин и опричник Богдан Бельский, сопровождаемый знатью, и провозгласил «царя» спасенным чудесным образом, за что тут же и возблагодарил господа.

Прошло не больше года, как народу стало понятно, что его жестоко обманули, и толпы разъяренных москвичей убили лжецаря, а всех его приспешников начали преследовать и уничтожать. В течении суток убили всех соратников лжецаря, в основном состоявших из аристократов Польши и Литвы, и 28 мая 1607 года их тела свезли и сложили на Лобном месте. Из записей одного выжившего в те дни поляка, останки убитых пролежали на Лобном месте 3 дня.

Следующий лжецарь не заставил себя долго ждать - очень скоро на царство себя провозгласил Василий Шуйский. Для восхождения на трон, он использовал все те приемы, которыми манипулировал и Лжедмитрий - к Лобному месту созвали народ, которому и зачитали выдержки из архива Лжедмитрия. В нем содержалась переписка первого лжецаря с царедворцем из Польши, Юрием Мнишеком о захвате русского престола и сотрудничестве с Польско-Литовскими захватчиками.

В течении 2-х лет была еще одна попытка свержения царя и возведения на престол следующего лжецаря - Лжедмитрия Второго. Организатором мятежа стал приспешник Лжедмитрия Второго Роман Гагарин - он с единомышленниками пытались перетянуть на свою сторону Патриарха Московского Гермогена, но тот отказался. А попытка штурмовать Кремль оказалась провальной - боярское сословие не примкнуло к мятежникам, а своих сил оказалось недостаточно. Ни с чем мятежники вернулись в место расположения Лжедмитрия Второго - Тушино.

Еще одна попытка свергнуть Шуйского с престола была предпринята в июле 1610 года, но и она оказалась провальной.

Лобное место отметило еще одно знаковое событие, вошедшее в историю - ноябрем 1612 года Москву освободили от длительных осад польской армии, и на Лобном месте завершились 2 церковных процессии, прославляющих это событие.

Наконец, февралем 1613 года именно на Лобном месте по инициативе Земского собрания был провозглашен настоящий правитель, с согласия всего городского собрания - Михаил Романов, спустя несколько дней здесь же казаки присягали на верность избранному монарху.

Восстание московских стрельцов

Восстание московских стрельцов, больше известное из истории как «Стрелецкий бунт» происходило в здании Кремля, но казненных вельмож двора Нарышкиных, восставшие снесли на Лобное место, Позже, повинившись в казни неповинных, зачинщики возвели памятный обелиск погибшим, со списком их имен и изложением своих преступлений, но царевна Софья приказала снести памятник, чтобы не напоминать о тех событиях.

Во время правления Петра I

Во времена правления Петра I, Лобное место нередко использовалось для публичных казней заговорщиков и мятежников. Для этих целей возле трибуны были установлены эшафот и столб, на котором вывешивались обвинительные приговоры.

Времена имперской России

В период истории, именуемый «имперским», главный город державы был перемещен в Санкт-Петербург, что сказалось на потере Москвой и Красной площадью своей государственной важности. Соответственно, и Лобное место уже никогда после не была использована как территория для публичных наказаний.

Трибуна, и территория возле были отреставрированы, обнесены воротами из чугуна. С того времени здесь проходили только церковные молебны и крестные ходы.

После свершения Октябрьской революции, столицей державы опять стала Москва. Красная площадь являлась местом для проведения парадов и праздничных демонстраций, в эти дни на Лобном месте монтировались памятники, а с самой трибуны произносились приветственные речи и лозунги.

Конечно, такое знаковое место в истории не обошлось без инцидентов - в 1942 году здесь была совершена попытка обстрелять автомобиль Анастаса Микояна.

В 60-ые годы прошлого столетия здесь проводилась мирная демонстрация протеста против ввода наших войск в Чехословацкую республику. Все участники были арестованы.

2013 год также был ознаменован мирной демонстрацией, которая также была остановлена полицейскими.

К празднованию Дня Победы в 1945 году здесь все было украшено цветочными композициями и сооружен фонтанный комплекс. И с того дня, ежегодно в День Победы, здесь все оформляется в духе праздничных событий.

Сейчас Лобное место считается очень привлекательным строением для всех прибывающих в Москву, своим неординарным дизайном, и всем произошедшим за всю историю, в которых принимало участие.