6 ти главый змей горыныч. Легендарный змей горыныч из сказок и мифов. Возникновение мифического отчества

Как часто, читая сказки или смотря мультфильмы, мы встречаем Змея Горыныча?

Сражения с великими русскими богатырями, похищение славянских красавиц, ужас, наводимый повсюду – вот, что ассоциируется с этим персонажем.

Но существует ли он на самом деле? Или это фольклорный образ, живший на Руси?

Внешность Змей Горыныча описывается следующим образом: дракон, имеющий несколько голов. Как правило, количество было кратно 3 – 3, 6, 9, 12, но могло быть и 5, и 7.

Его головы дышали огнем, а если отрубали одну из них, моментально вырастала новая. Когтистые лапы, длинный хвост с шипами и небольшие крылья, позволяющие ему летать повсюду, имел мифический персонаж.

По-разному и называли его в разных странах: Змок – Словения и Чехия, Змий – Украина, Змай – Хорватия.

Каждая страна добавляли новые черты в образ Горына, споря, был ли он драконом или змеем.

Змей Горыныч не уязвим, а потому практически непобедим. Но существует одно-единственное место, благодаря которому можно было его уничтожить – маленький участок чешуи рядом с головой.

Попадая в это место, голова исчезает, однако на ее месте тут же возникает новая.

Оружие, способное убить его, в преданиях называлось «Плетка-семихвостка».

Но уничтожить Горына можно было, только одновременно отрубив ему все головы. Еще одним слабым местом змеи являются его детеныши. Они беззащитны, но ровно до тех пор, пока чешуя не начнет каменеть.

Возникновение мифического отчества

Почему Горыныч и где живет загадочный змей? Оказывается, отчество, или прозвище, напрямую связано с местообитанием мифического персонажа. Существует несколько версий:

  • Змей, как существо, может принадлежать двум стихиям: огненной и водной. Поэтому, первый вариант логова – посреди моря на камне.
  • Согласно легендам, Змей является охранником перехода меж двумя мирами: миром живых и миром мертвых. Он живет на Калиновом мосту, что перекинут через реку Смородину.
  • Гора или пещера, благодаря которой и получено отчество. Появилось это предположение в результате одной сказки. Все вокруг его обитания безжизненное и мертвое: трава не растет, птицы не поют, животные обходят стороной.
  • Горын – от слова гореть. Огонь, изрыгавшийся из пасти чудовища, уничтожал все живое на своем пути.
  • Последняя, не менее распространенная версия, где бы мог проживать Змей Горыныч – палаты из злата и серебра – появилась тоже благодаря былинам, в которых он держит в страхе царей и правителей, собирая с них дань и живя в роскоши. В связи с этим, появляется предположение, что Горын – волне разумное существо.

Образ Змея в истории

Символичность образа Змей Горыныча многогранна в русской мифологии. Во времена появления этого существа русскую землю терзали войны и набеги кочевников.

Не исключено, что змей – это воплощение всех бед того времени. Еще одна версия, вышедшая из сказок: змеи – вселенское зло, противопоставление добру.

История появления сказаний о Змее Горыныче берет свое начало при язычестве.

Славяне, жившие на севере, поклонялись некоему змею как божеству, принося жертвы. А для южных славян он был демоном.

Христиане истолковывают образ змея как символ грехопадения.

Считалось, что змея и дракон – это Дьявол в другом обличье.

Ведь именно из-за змея-искусителя Адам и Ева были изгнаны из Эдема.

Основным занятием Горына, согласно легендам, стало уничтожение: он сжигал деревни и города, брал заложников и пленников, заставлял платить дань, внушая страх смерти.

В таком образе он выступает как враг-захватчик.

Символов многоликости зла выступают многочисленные головы змея. А борьбу добра и зла изображают сражения богатырей с ним.

В мифологии разных стран образ змеи ассоциируется с другими чудовищами.

Например, в мифах про Геракла описывалась Лернейская гидра. Змея с 7 и более головами, могла изрыгать пламя и регенерировать отрубленные головы. Геракл уничтожил ее в бою, так же как русские богатыри победили Горына.

Горыныч в искусстве

Невероятно распространенными оказались Горынычи в культуре. В настоящее время благодаря фильмам, мультикам и сказкам, образ является более доброжелательным. Нет кровавых пролитий, сражений и похищений.
Скульптуры :

  • Петразаводск, 2000 г. В год дракона установили скульптуру змею.
  • Харьков, 2000 г. Деревянный Змей на берегу реки Лопань.
  • Новосибирск, 2013. Фонтан с героями русских сказок, в их числе и Змей.
  • Липецк. расположена огромная статуя.

Живопись :

  • В.М. Васнецов «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем-Горынычем»
  • И.Я. Билибин «Бой Добрыни со Змеем», «Добрыня Никитич освобождает от Змея-Горыныча Забаву Путятичну»
  • С. Москвитин «Добрыня Никитич»
  • Н.К. Рерих «Победа»

Фильмы :

  • «Василиса Прекрасная», Александр Роу.
  • «Илья Муромец», Александр Птушко.
  • «Огонь, вода и.. медные трубы», Александр Роу.
  • «Там, на неведомых дорожках», М. Юзовский.
  • «На златом крыльце сидели», Б. Рыцарев.

Наиболее популярным Змей Горыныч стал в различных мультипликационных фильмах.

Самыми популярными из них является серия про русских богатырей: «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Три богатыря и Шамаханская царица», «Три богатыря на дальних берегах», «Три богатыря и морской царь».

Здесь змей – друг богатырей, помогающий им во всех сказочных перипетиях.

В литературе Змей Горыныч упоминается в таких произведениях, как: былина «Про Добрыню Никитича и Змея-Горыныча», повесть-сказка «До третьих петухов», «Понедельник начинается в субботу» братьев Стругацких.

Змей среди нас

Совершенно очевидно, что Змей Горыныч полностью мифическое существо.

Оно было создано в былинах и легендах, как образ вселенского зла и захватчиков на Руси. Ни одного доказательства его существования не обнаружено. А рисунки, найденные в летописях, всего лишь сопровождение к рассказам о богатырях, освободивших Русь от нашествий.

В сказках Змей дружил с Бабой Ягой и Кощеем Бессмертным: вместе они совершали злые дела. Но все они являются лишь сказочными персонажами.

Хотя, находятся скептики, утверждающие, что Змей мог существовать. И не исключают возможности его существования и сейчас. По современной версии, Змей – рептилоид, гуманоид и змея в одном обличии. Он мог превращаться в человека, чтобы очаровывать пленниц, а затем уничтожал их.

Предположения о существовании рептилоидов выдвигаются не первый раз. Кто-то верит, что они захватят Землю и поработят человечество, а пока они живут среди нас, пытаясь разработать план захвата.

Соответственно, не исключено, что и Змей обитает среди нас!

Вашет голов у Горыныча- тыща...

Былинный,сказочный богатырь может одним ударом отсечь - 1..17..21..33 - голов
но при этом у него вырастают соответственно -10..14..0 или 48..
док.математическим расчётом -
допустим богатырь отрубает -1 голову ,число голов увеличивается на 10 - 1 = 9
если 17 , уменьшается на 17 - 14 = 3
дале 21 ,уменьшается на 21
если 33 ,увеличивается на48 - 33 = 15
отсюда нельзя не заметить,что в любом варианте(случаях),колличество голов изме 0000000000000няется
на величину кратную3, числа (9..3..21..15 ,делятся на 3
следовательно,в любой момент времени,кол.голов горыныча,отличается от исходного числа 1000 ,на кол.кратное 3.
и есчё, откель заключение,што в процесе изменения числ.башкоф змия,не может оказаться равным 0.
1000 , не делится на 3 , значится что?..конечное число не делится на 3.
посему.....усё башки горыныча никоГда не будут отрублены(богатырь никогда не одолеет горыныча)....сухие мат.факты....

Не ну ТАК не интересно..а как же былинный герой,который побеждает Змея Горыныча,и отрубает одним махом се головы
это уже из наших душу греющих - былин, сказок,мифов,присказок, где добро всегда побеждает...
и ваше откуда в мифах,былинах число 3 .

Разных сказках действительно разное количество голов,но везде практически всегда кратно 3 (3, 9 или 12)
потому что 3 - сакральное число в фольклоре (не ток. славянском)
главное, что он не просто Змей Горыныч, а Змий!
тобишь - волшебная сила, противостоять которой очень тяжело, так как свой род он, по-видимому, ведет от библейского Змия
соблазнившего Еву (поэтому и девушек крадет) сё ему не мнётся.
Победить такого может тока богатырь, проявляющий чудеса храбрости и ловкости.

Что за чудо такое Змей Горыныч?
это помесь..ящера,летучей мыщи и огнемёта,такой летяга змей с неск.головами)
отцец - настоящая гора,посему по батюшке и Горыныч,кол-во голов зависит от еговозраста
самого младшого 3 ,постарше 6 ,зрелого 6 ,в возрасте(пожилого) - 12 .
это универсальное создание- может ходить,летать,ползать,плавать,нырять..надо будет поскачет (ну это из мульта.скачущий дракоша,для настроения)

Его квартирка - пещера,нора..хде и тарит свои несметные сокровища,летая тут и там...
там прячет красавиц, в основном царевишен и принцесс,причём самых красивых и знатных...
вопрос,почему ему так легко удаётся их выкрасть, представьте налетает... буря, грохот..земля и воздух дрожит
человеки слабы пред такой стихией, канеш прячутся..тутто он вжик.и поминай как звали)
тутто на сцену и повялиется биллинный богатырь Добрыня или сказочный Иван царевич, чики брики головушки с плеч
спасает царевишну..пленников
и как истинный жентельмен, награбленные сокровища,богатства..возвращает в казну...
уничтожает выродок -- но глаза то не на месте, на царевишну поглядывають...делает наспех(впопыхАХ)
что и оставляет шанс,какой нить пронырливый\вая змеюка схоронится,и возродиться ему в других местах всего МИРА!

Писать не переписать.. сорь за отход от вопроса,не удержалась..каюсь....а повинную голову...
спасибо за интересный вопрос,отвечала от души!

И снова статья из "Вокруг Света" о предпологаемом устройстве сказочного перса. На этот раз великий и могучий Змей Горыныч.


В разных источниках внешность Горыныча вариативна, но всегда кошмарна, что подчеркивает крутость героя, победившего такое чудище. Ладно бы только многочисленные головы, крылья, хвосты, так еще и ядовитая кровь, огненное дыхание и гигантские размеры… Есть и общие черты. Наш Горыныч живет то в горах, то в лесу, но тяготеет к воде. Не зря в сказаниях фигурируют то купание героя, то битва на мосту, то выход Змея из моря. При этом практически всегда Змей — огнедышащий, хотя неясно, как конкретно изрыгается огонь. Сколько голов, тоже непонятно, но никак не меньше трех. Описание хвостов еще более расплывчатое, часто их число просто повторяет число голов. Но это-то как раз объяснимо: такое грозное существо вряд ли часто улепетывает от богатырей, чтобы его можно было рассмотреть сзади. Горыныч отлично летает, нападать предпочитает сверху, да и увесистую добычу легко уносит в когтях. И если мы представим себе Змея реальным существом, то что о нем мог бы сказать биолог?

Модель 1
Рептилия с безмозглыми головами
Горыныч — один из видов разумных драконов (рептилий). Змей много и хорошо летает, его легкие кости приспособлены для передвижения по воздуху. Для того чтобы изрыгать огонь, используется микрофлора, поэтому часть пищи переваривается, а часть служит для производства водорода. Возможно, водород получается не чистый, в сложной микробиоте Горыныча могут присутствовать разные бактерии, производящие и метан, например. Но только значительное содержание водорода позволит Змею легко воспламенять выдыхаемый газ с помощью платинового катализатора, а заодно запас водорода облегчает тело и упрощает полет.
С платиной в чистом виде на Земле есть проблемы, так что Горынычу приходится «наедаться» подходящими минералами, что объясняет его тягу к горам. А для накопления металлов тоже можно использовать бактерий-симбионтов (в частности, мы знаем, что есть бактерии, выделяющие золото из раствора в слитки).
Тонкий, подвижный язык (защищенный от огня роговыми выростами) и аналог голосовых связок позволяют Горынычу, несмотря на отсутствие подвижных губ, неплохо справляться с артикуляцией и вести нудные многословные переговоры с богатырями.


  • Огонь. Чтобы выдохнуть огонь и не взорваться, Горынычу пришлось обзавестись вторичным твердым нёбом и ороговелыми выростами в ротовой полости.

  • Зубы. Часть зубов — обычные острые конусы. Но есть и особые зубы: к ним выходят богатые платиной протоки «каталитических» желез, насыщенных симбиотическими бактериями.

  • Головы. Неожиданным приспособлением к опасной огненной жизни стала сверхактивная работа системы регенерации. Она и позволила Горынычу обзаводиться «лишними» головами (не слишком умными).

  • Лапы. Четыре лапы Змея поддерживают крупное туловище, а давняя мутация нарушила нормальное строение тела, создав дополнительную пару конечностей — крылья.

  • Желудок. Сложный многокамерный желудок (место обитания специальной микрофлоры), разросшийся из пищевода. В этом «газгольдере», защищенном мышечными сфинктерами, хранится вырабатываемый горючий газ.

Модель 2
Громогласные диморфы с детьми
Писатель Святослав Логинов выдвинул интересное предположение о природе Змея Горыныча. Обратим внимание на несоответствие двух типов европейских драконов: западноевропейский злодей — некрупный, нелетающий, не замечен в размножении; восточноевропейский же Змей иной — здоровенный, агрессивный, да еще и плодовитый. Причина, по теории Логинова, — обычный половой диморфизм: где-то в районе Карпат происходит весеннее роение драконов, после чего самки гнездятся в степях Северного Причерноморья, а самцы кочуют на запад. Но тогда наш отечественный Горыныч — это самка, добывающая пищу не только для себя, но и для потомства. На широкой спине Горынихи, в уютных кожных складках и ямках, сидят ее детеныши: укрытия надежные, можно крепко держаться даже в полете. Ведь сами змееныши летать еще не умеют. С учетом того, что общение с Горынычами редко проходит в спокойной обстановке, то наблюдателям не до точности. Вот и обозвали они любопытных малышей, выглядывающих с материнской спины, головами да хвостами.
У предков Горынычей шестиногость могла возникнуть только после того, как тип передвижения стал отличаться от «рыбьего», изменились изгибы тела в движении, иначе лишняя пара конечностей причинила бы слишком много хлопот и могла помешать прегорынычам выжить. Теперь же они с легкостью управляют и полноценными четырьмя лапами, и парой крыльев.

  • Зубы. Полые костные выросты над ядовитыми зубами могут дополнительно усиливать звук: недаром в сказках часто подчеркивается громкий голос Горыныча.

  • Туловище. Оно вмещает сложный желудок, мощные легкие и пузырь с горючим газом.

  • Дети. Переносить детский сад на спине способны многие животные (например, некоторые пауки, жабы пипы).

  • Крылья У предков Горынычей, видимо, произошло удвоение плечевого пояса, что позволило и крылья в дополнение к ногам создать, и туловище удлинить.

БИОЛОГИЯ
Химическая атака
Помимо сказочных змеев, нам известны существа действительно шестиногие и крылатые, и с хорошо документированной способностью стрелять обжигающей жидкостью. Да, это насекомые. Например, жуки-бомбардиры, которые обзавелись бинарным химическим оружием: секреты двух желез соединяются только при выстреле, что и приводит к экзотермической реакции, разогревающей жидкость до кипения. К счастью, очень больших насекомых не бывает — система трахейного дыхания не позволяет эффективно снабжать кислородом существо размером больше куриного яйца. Но мутация дыхательной системы (допустим, создание избыточного внутреннего давления) может позволить насекомым стать куда крупнее. Вряд ли ошпаренный «Горынычем» — гигантским насекомым — человек, даже выживший, был бы в состоянии точно определить температуру этого «оружия». Так что вполне возможно, что речь вовсе не об огне, да и стрелял такой Змей не изо рта. Но царевнам и богатырям от этого было нисколько не легче.

Каааасски!!! Каассски!
-Каски!
-Каски!
-Каски!
-Вить, а Вить, это когда-нибудь кончится?
-Гоша, и не надейся!
-Вить, ну почему именно мы?
-Каааски Хоцуууу!!!
-Потому, Гоша, потому что именно вокруг нас собираются идиоты. Мы для них как магнит!
-А это еще че такое “МАГНИТ”?
-Ну, в общем, он все притягивает. Да и не в магните дело, а в нас с тобой, Гоша, и в Васе, пусть земля ему будет пухом.
-Дай КАСКИ!
-Вить, а почему так? Почему все ТАК случилось?
-Да потому что мы сами идиоты! Вася всегда говорил: “Давайте жить в поле, давайте жить в поле”. Мы – идиоты, его не слушали, а ведь он прав оказался.
-Вить, а причем тут поле?
-Так ты сам посуди: куда богатырь в поле убегать будет. Мы ж его в поле в миг догоним. А в горах он и за камень спрячется, аль еще куда. Но хуже всего в горах это то, что с них любой богатырь, навернувшись, тотчас подохнет, хоть сам Добрыня Никитич, все равно подохнет!
-Ну, так это же хорошо!
-Гоша, дурья ты башка! Это хорошо, если он до нас не дошел. А ведь эта паскуда и Васю порубал и двоих еще Васькиных, а потом навернулся, гад.
-Каассски хоцу, кассссски хоцууууу!!!
-Каассска!
-Касска!
-Каскка! Кассскаааа!!!
-Хоцу каски.
-Вить, я только не понял, а че он Ваську порубал, а нас нет? Обычно же наоборот все бывает – мы уже готовы, а Васька дерется.
-Видишь ли, блин, левша он оказался!
-Стоп, так герой он же помер?
-Ну.
-Так че мы снова не становимся такими, как были?
-Дурак ты, Гоша! Ты же помнишь, Кощей, едить его налево, когда колдовал, он же так и сказал: “А коль убьешь богатыря того все взад и воротится”. А мы ведь его не убивали, он сам окочурился!
-Да, незадачка вышла.
-И правда “в ЗАД” все получилось!
-Так что теперь делать то будем?
-Каску кусать!
-Да, каааску!
-Вкусная каасска!
-Да тихо вы! Я говорю, что делать будем, Витюш?
-С этими что ль?
-Да нет, вообще что?
-Ну не знаю. Мы ведь уже несколько недель ходим богатыря ищем, чтобы убить. Так уже десяток деревень сожгли!
-Вить, а что мы тогда не стали нормальными?
-В каком смысле?
-Ну, ведь в деревнях этих дружинники, небось, точно были, а они ведь тоже “Богатыри”.
-Блин, Гоша! Я же раз сто сказал: богатырь этот ГЕРОЕМ должен быть, а герой он только тогда герой, когда нашу хоть одну голову срубит! Понял?!
-Вить, мы ж с тобой дураки! Мы же поддаться можем, по началу!
-Главный дурак здесь ты!
-А че я не так сказал? Все же верно!
-Верно то верно, а ты об этих подумал? Ты не смотри, что у них мозгов как у младенца…
-Где наса Кааааасссска?!!!
-…Они ведь машины для убийства, ты же сам видел! Они поддаться не дадут!
-И правда. Слушай, Вить, только тише. А ты не думал и просто как бы убрать? Ведь новые бывают только когда богатырь бьет.
-Да думал я Гоша, думал об этом. Но ведь они сопротивляться будут. Их четверо - нас двое. Вот и считай, у кого перевес!
-Вить, но мы же умные!
-А тут ум и не нужен. Драка дело не хитрое.
-Значит, будем искать богатыря – героя?
-Во-во!
-Ну и где наса каска?!
-Дайте нам каассски!
-Касссскииии!!!
-Вить, как там, уже готово?
-Ага… Ммм! Как вкусно!
-Да, это тебе не жилистые крестьяне – это настоящая Русская Каша!
Вместо эпилога
-Ну, и куда теперь?
-Ты нашего свояка помнишь?
-Драгошу Англицкого?
-Да нет, того плоскомордого и узкоглазого.
-Как же, помню!
-Так он говорил - у них там, в Китае есть такие богатыри Са-му-ра-и. Дескать, больно шустрые они.
-Значит, на Восток?
-Значит, на Восток!
-Есе Кааскиии!!!

Как пить, так вдвоем, а как блевать, так все вместе. (Анекдот о Горыныче).

В самом деле, почему наш дракон - урод?
Вот китайский дракон - одноголовый. И вообще. Религия у них похожа на философию, философия - на спорт и travel, пейзажная живопись - на религию, почерк - искусство каллиграфии, кулинария - магия, чиновники с древних времени двигают вперед стихосложение, коммунистическая идея питает предпринимательство.
Все перемешано, все сцеплено. Не менталитет, а однородный столб пламени. Не удивительно, что китайский дракон - символ мудрости - об одной голове.

Другое дело - наш Горыныч. Со временем, правда, он выродился в отрицательный персонаж, но нет сомнений, что это чудоюдо поганое изначально имело куда более метафизический смысл.
Наше славянское сознание разорвано, как наши бескрайние просторы. И потом, это так по-нашему - было три головы, потом одну срубили, потом еще одну, а потом, глядишь, и вовсе безбашенным остался. Типично русская гносеологическая история.
Даже то, что герои сказок воюют с Горынычем - очень по-нашему. Мы так любим повоевать сами с собой.
Но почему именно три головы?
Три независимых и самостоятельных головы - это аллигория трех архетипов мышления, трех архетипов мировосприятия. Не только нашего, но, и вообще, западного.

Логика . Первая голова отвечает на здравый смысл, логику, науки и так далее.

Вера. Вторая голова обладает религиозным знанием. Ей, впрочем, даже и знать ничего не нужно. Она просто верит.

Искусство. Третья голова - самая древняя и непосредственная. Она думает образами и соединяет своего хозяина с материальным миром.

Эти три вида мышления, в общем-то, прекрасно известны.

Проблема - в другом. В том, как эти «головы Горыныча» сосуществуют. Ведь каждая считает себя уникальной, или, во всяком случае, главной.

В этом нет, впрочем, ничего удивительного. Каждый из этих архетипов мышления огромен, как космос. Непомерно огромен для человеческих плеч. Нормальному человеку дай Бог вместить хотя бы полтора.

Тут еще уместно провести стереометрическую аналогию.

Три головы Змея Горыныча - это три измерения нашего мира.

Предположим, вы - технический специалист. Не ученый (ученые - люди многомерные). Нет, какой-нибудь конструктор ракетных двигателей. Не генеральный (там тоже требуются не детские обобщения) - довольно среднего звена. Скорее всего, военный.

Наука, логика, факты - ваша работа и ваша стихия. Смысл и соль жизни.

Вторая, религиозная голова, для вас просто не существует. Для вас - это чистой воды безумие.

Искусство? Да, имеет право на существование. Но как отдых. Развлекуха. Обслуга «основной деятельности человечества».

Итак, вы осознаете мир в двух измерениях. С натяжкой, но все-таки в двух. То есть ваш образ мира располагается на плоскости.

В этом нет ничего зазорного. Возьмем, например, графа Льва Толстого в периоды его религиозного учительства. Таже картина.

Религия - конечно! Наука? Пригодится, особенно, наука крестьянская. Помогает бороться с голодом. Искусство - баловство, зло, грех. Итак, здесь мы тоже видим всего лишь два измерения. П лоскость.

Да, что Толстой! бери выше! Виктор Пелевин. Человек искусства. Наука? Почему нет. Тем более, что закончил Энергетический институт. Религия - никогда! «Я не настолько сошел с ума, чтобы поверить в Христа».

Мышление на плоскости, надо сказать, наиболее распространено. Наиболее человечно.

Объемное видение, видение, равно включающее все три измерения - науку, религию и искусство - это уже героизм. Это великие русские ученые.

Это - Пушкин.

Это Достоевский, гениальный романист, христианин и человек, который с огромным уважением относился к науке. Дипломированный инженер.

Это последний дореволюционный старец Оптиной Пустыни - Нектарий. В молодости попросил запреть его в келье и лет двадцать изучал культурный опыт человечества, науки и искусства. Потом вышел из затворничества. Юродствовал почище Пети Мамонова, но был все-таки избран великим старцем. Был духовным наставником России в самый трагичный ее период.

И есть, конечно, и такие люди, мировоззрение которых описывается линией. Они видят мир в одном измерении.

Это уже болезнь. Это фанатики всех мастей. маньяки одной идеи, и соотвественно, одного ментального измерения.

Достаточно упомянуть активистов святой инквизиции, которые с одинаковым удовольствием жгли на кострах ученых и хоронили за кладбищенской стеной людей искусства.