Белая Криница. Комплекс старообрядчества

Село Белая Криница находится в 50 км к югу от Черновцов (или Черновиц, как говорят там, поскольку прежнее название - Черновицы) и известно как центр старообрядчества.

именно оттуда происходит т.н. Белокриницкая иерархия - Русская православная старообрядческая церковь с митрополией на Рогожском кладбище. В Белой Кринице, на территории Австро-Венгрии, с XIX века существовал старообрядческий монастырь. Закрыт он был после присединения Буковины к СССР, но храмы уцелели, за исключением пятиглавого деревянного Покровского собора. Сейчас они вновь действуют и принадлежат старообрядцам. Главное, из-за чего мы совершили вылазку в БК - это Успенский собор - почти единственный островок русской архитектуры в этом крае.

Успенский собор строился в 1900-1908 гг. и в стилистическом отношении отражает переход от русского стиля конца XIX в. к неорусскому стилю. Его автор явно хорошо ориентировался в русской архитектуре XVI-XVII столетий. Открываем 4-й том памятников архитектуры и градостроительства Украинской ССР (Киев, 1986) и видим следующее: "Построен по проекту архит. В.Клика". Кто-нибудь знает такого архитектора? Открываем свежий путеводитель "Прогулка по Черновцам", и опять читаем, что сооружение осуществлялось по проекту австрийского архитектора Клика, а надзор вели прибывшие из Москвы инженер Кузнецов и подрядчик Тряпкин. Австрийский архитектор - крупный знаток Древней Руси? Такой, что едут к нему из Москвы инженеры да подрядчики воплощать его гениальный замысел!?
А вот у М.В.Нащокиной в "Архитекторах московского модерна" старообрядческая церковь в Белой Кринице перечислена среди работ крупного и очень талантливого арзитектора Александра Васильевича Кузнецова, автора многих отличных зданий в Богородске (Ногинске) - женской гимназии, Новоткацкой мануфактуры, эффектнейшей усадьбы Н.Д.Морозова Льялово, нового корпуса Строгановского училища (МАРХИ), практически уже ар-декошного. Дата, правда, стоит неточная - 1900-1903. Авторство Кузнецова подтверждает старообрядческий журнал "Церковь", где упомянута и заказчица - Ольга Алексеевна Овсянникова, урожденная Рахманова. Клик же надзирал за строительством. Т. е. в "Прогулке по Черновцам" перевернуто всё с ног на голову.
Иконостасы тоже были сделаны в России. Расписывали собор живописцы из Палеха.
Такой вот экспортный продукт. Как водится, высококачественный. Каменные, хорошо прорисованные детали, керамические вставки, облицовка глазурованной плиткой, черепица на шатре колокольни (предполагаю, что и кровли были черепичными, сейчас, увы, заменены на оцинковку).
Заброшенный в австро-венгерско-румынско-украинскую глушь, этот памятник незаслуженно выпал из поля зрения наших науковцев (украинское слово, если кто не знает, - удобное). Кузнецов - фигура вроде бы известная, но данное произведение в контексте его творчества никогда не рассматривалось. Кстати, это единственный его храм. А уж тамошние науковцы и вовсе не знают, как сие интерпретировать. Им что Кузнецов, что Клик - один хрен - "по-московски богато и безвкусно". Цитата, хотя и не точная, и не из научного текста, но отражающая часто встречающееся отношение к подобной архитектуре.
А нам понравилось, даже очень. Еще и погода подыграла. Банально, но собор напоминал каменный цветок, вырастающих из зимнего кружева. Кружево, правда, оказалось скоропортящимся и к обеду облетело. Но и нас в Белой Кринице к тому времени уже не было.
Жаль, внутрь не попали: храм не отапливается и прочно закрыт. Потому настаивать на специальном открывании не стали. Может, не последний раз там, может еще ОИРУ привезем в Черновцы и в БК заодно свозим.




Рядом стоят каменно-деревянно-оцинкованная церковь Космы и Дамиана XVIII-XIX вв., незатейливая, и совсем убогонькая сарайная церквушка (ее главку видно правее церкви КД).


А еще досадно, что в 3 км от БК, но уже по другую сторону границы, в Румынии, есть еще одно старообрядческое село - Климоуцы (Климауц, Климэуць), в котором в те же годы была построена еще одна любопытная церковь в неорусском стиле - уже вполне сложившемся, без эклектической мелочности. Ее фото помещено в том же журнале "Церковь" за 1910 г., но у меня его нет. Колокольня похожа на Ивана Великого - столпообразная, основной объем одноглавый. Средствами на постройку помогал небезызвестный Арсений Иванович Морозов. Вроде бы храм сохранился. На карте два креста. Да и с чего румынам его рушить? ...Местные, как сказал нам таксист, через границу бегают. Но мы не местные...

Успенский собор является настоящим и непревзойденным шедевром культового зодчества всей Буковины. Построен в начале XX века как главный храм женского монастыря, на средства зажиточной семьи московских старообрядцев Глеба и Ольги Овсянниковых, по проекту московского архитектора А. Кузнецова (по другим данным — австрийского архитектора В. Клика).

В помещении Успенского храма проходили два всемирных собора Русской православной старообрядческой церкви: в 1996 и 2006 годах.

Собор Успения Пресвятой Богородицы входит в монастырский храмовый комплекс наряду с храмом во имя и .

Одним из самых известных культовых мест Буковины является небольшое село Белая Криница Глыбоцкого района Черновицкой области — настоящая Мекка для паломников-христиан, любителей древности и обычных туристов, Расположено село у самой границы Украины с Румынией. Своё название получило благодаря тому, что вода в колодцах здесь почти белого цвета: с известью и сладковатая на вкус. С конца ХVІІІ века и до наших дней Белая Криница является центром Русской Старообрядческой церкви и святой землей для всех староверов.

Старообрядцы, или липоване — православные христиане, которые сохранили чистоту русской веры после церковной реформы, внедренной во второй половине XVII века патриархом Никоном при участии Московского царя Алексея Михайловича. Спасаясь от преследований за свою веру со стороны московской власти, часть староверов направилась в далекую Сибирь, а часть, вместе с украинскими казаками армии гетмана Ивана Мазепы, разбитой войсками Петра І, поселилась вдоль берегов Дуная, провозгласив казацко-старообрядческую Дунайскую республику.

Однако их преследование не прекратилось, и староверы, продолжая поиски своей «земли обетованной», поселяются на Буковине, которая, начиная с 1774 года, попадает под власть Австрийской империи. Габсбурги в лице императора Иосифа ІІ, известные своей толерантностью по отношению ко всем конфессиям, в 1783 году предоставляют разрешение на поселение старообрядцев на Буковине.

Белая Криница становится одним из первых поселений липован на буковинской земле. Сюда переселяются 22 семьи во главе с зажиточным казаком Никифором Ларионовым, 7 монахов-старообрядцев и игумен, которые основывают мужской монастырь. На базе монастыря по решению старообрядческого собора, который состоялся в 1832 году на Рогожском кладбище в Москве, учреждается первая в мире старообрядческая кафедра. Первым митрополитом Белокриницкой епархии становится бывший митрополит Боснийский и Сараевский Амвросий, который с разрешения австрийского императора Фердинанда 28 октября 1846 года прибыл в Белую Криницу.

По всей вновь созданной старообрядческой епархии начинают основываться кафедры и назначаться священники. Однако радость буковинских староверов была недолгой. Узнав о деятельности владыки Амвросия, которая распространялась и на старообрядческую иерархию для России, царь Николай І под угрозой войны требует от Габсбургов закрыть епархию и монастырь. Уже в декабре 1847 года Амвросия вызывают в Вену, предлагая сделать выбор: отречься от руководства старообрядческой епархией и возглавить епархию в Константинополе, либо навсегда отправиться в ссылку. Однако владыка не отрекся своей веры и, находясь 15 лет в ссылке, до конца своих дней остался верным старообрядчеству.

Однако через несколько лет деятельность Буковинской старообрядческой епархии удалось возродить, и Белая Криница еще почти на столетие становится духовным центром всего движения старообрядцев. На начало ХХ века Белая Криница насчитывает около 20 культовых сооружений: церквей, келий и других зданий. Самыми величественными храмами «старообрядческого Иерусалима» были многокупольный Покровский собор с огромной пятиярусной колокольней высотой 45 метров и зимняя Никольская церковь с массивным куполом. Именно в Покровском соборе состоялось присоединение митрополита Амвросия к старообрядческой церкви. А в конце ХІХ века в Белой Кринице был основан еще и женской монастырь.

От старых достопримечательностей культового зодчества Белой Криницы сегодня остались лишь два храма, которые незаурядно впечатляют немногочисленных туристов: храм Козмы и Дамиана (летний) и храм Святителя Николы (зимний).

Настоящим и непревзойденным шедевром культового зодчества всей Буковины является старообрядческий Успенский собор, построенный в 1900-1908 годах, как главный храм женского монастыря, на средства зажиточной семьи московских старообрядцев Глеба и Ольги Овсянниковых, по проекту московского архитектора А. Кузнецова (по другим данным — австрийского архитектора В. Клика). На его построение была потрачена астрономическая по тем временам сумма — полмиллиона российских рублей золотом. Строительные материалы, гранитные детали и отделка для храма были доставлены непосредственно из Москвы, а под его фундамент даже были привезены две подводы российской земли.

Храм является крестовым в плане с пятью банями, которые напоминают огромные луковицы. Купола покрыты медными листами и увенчаны позолоченными крестами. В его отделке использованы элементы эклектической архитектуры: тесаные камни, многоцветная керамическая глазурь голубого, оранжевого и розового цветов, задействованы такие элементы старинного русского храмного зодчества, как кокошники, бусинки, поребрик.

Собор действительно поражает своим величием и богатством, а великолепие его внешнего декора может соревноваться разве что с роскошью резиденции Буковинских митрополитов в Черновцах или храмом Василия Блаженного в Москве.

Интерьер собора представлен одним большим и двумя малыми иконостасами, вырезанными из дуба наилучшими резчиками из Владимира и живописцами Палеховских мастерских.

Впечатляет своей архитектурой и богатством внешней отделки и колокольня собора, которая действительно не имеет себе подобных на всей территории Украины. За высотой она превышает собор, имеет четыре яруса, а ее верх покрыт разноцветной черепицей. С колокольни открывается неповторимый вид на Успенский собор, Белую Криницу и окружающую местность.

Сегодня на территории комплекса старообрядческих храмов в Белой Кринице возрождается музейный комплекс старообрядчества, который существовал здесь с 1988 года и был закрыт в 1996 году в связи с нехваткой средств. Завершается строительство двухэтажного деревянного дома, в котором будут размещены трапезная, кельи и музейная комната.



Белая Криница – всемирный духовно-исторический центр старообрядчества


Православная Церковь на Руси с самого начала находилась в подчинении Константинопольского Патриарха, но когда в середине XV века патриархи изменили Православию, тогда Русская Церковь вышла из подчинения Константинопольскому Патриархату. Кафедра русского митрополита сначала находилась в Киеве, а после разорения Киева монголо-татарами – во Владимире, а потом в Москве. Польша и Литва воспользовались ослаблением Руси и захватили западные и юго-западные земли, но православные жители этих государств продолжали подчиняться Московскому митрополиту.

Святая Православная Вера была принесена восточным славянам святым апостолом Андреем Первозванным. Православие стало государственной религией при святом великом киевском князе Владимире в 988 г. Первоначальное Христианство – Православие составляло на

Руси единую Церковь, которая являлась полноценной преемницей Христова закона и апостольского и святоотеческого Священного Предания. Новую власть не устраивало такое положение дел, и она добилась, чтобы Константинопольский патриархат поставил для этого населения особого митрополита, вследствие чего образовались две русские митрополии. Короли Польши и князья Литвы, будучи латинянами, по вере, проводили политику латинизации православных, в итоге в этом крае Руси появилась Униатская (Греко-Католическая) Церковь, которая пользовалась разными привилегиями в сравнении с Православной. Православная же Церковь переподчинившись Константинопольскому Патриархату, постепенно восприняла новогреческую веру, имеющую поврежденное Священное Предание. В северо-восточных землях Руси Православие оставалось не поврежденным до середины XVII века, до тех пор пока царь Алексей Михайлович Романов и патриарх Никон не начали церковную реформу.

Царь Алексей считал себя преемником византийских императоров и наследником их царства. “Ему не чужда была мысль сделаться освободителем православных народностей из-под турецкого ига и овладеть, как своим наследием, Константинополем, и церковное единение он считал первою и необходимою ступенью будущего политического объединения”. “Для этого спешно нужно согласовать все книги и обряды с греческими. Началась неграмотная и нетактичная ломка. А греческим справщиком у патриарха Никона оказался Арсений выученик униатской коллегии в Риме, а оригиналом для исправления – новописанные греческие книги, изданные в Венеции”.

Константинопольский патриарх Паисий в 1654 году в ответе на вопрос патриарха Никона о необходимости унификации Русской и восточных церквей, от имени греческого собора, дал понять, что необходимости в реформе нет. Патриарх Никон скрыл от московского собора истинный смысл послания патриарха Паисия.

Реформа Русской Церкви была нужна людям, которые тогда окружали царя Алексея, а ими были: Арсений Грек, Епифаний Славинецкий, Симеон Полоцкий и другие. Все они являлись тайными иезуитами и оккультистами. Их биографии исследовали и документально подтвердили Е. Шмурло и П. Пирлинг. Еще самозванец Лжедмитрий имел инструкцию от иезуитов провести унификацию Русской и восточных церквей, с последующим втягиванием в унию с римской церковью.

Московский собор 1665-1666 г.г. предал анафеме всех кто знаменуется двумя перстами, называет в Символе веры Духа Святаго истинным, произносит сугубую аллилуйю, произносит имя спасителя Исус, а не Иисус, кто совершает богослужение по дониконовским книгам. Кроме того было внесено множество искажений в богослужебные тексты и нарушений в совершение чинов церковных.

Патриархи Паисий Александрийский и Макарий Антиохийский, выступавшие на московском соборе в роли авторитетных судей, еще до собора были низложены своими же восточными соборами. Они приехали в Москву ради наживы и были равнодушны к судьбе Церкви.

Московский собор благословил мучить и казнить всех не желающих принимать новою веру.

Староверы не приняли новою веру, потому что она нарушает Священное Предание Церкви, которое является неотъемлемой частью Православия, и которое подобает хранить неизменным, как и догматы веры. В священном Писании сказано: “И так, братие, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или послание нашим” (2 Фессалоник. 2,15). “Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, какя предал вам” (1 Коринф. 11,2). Еще об этом смотри в 1 Послании к Тимофею гл. 6, 20-21; во 2 Послании к Тимофею гл.2,2.

6 Вселенский собор в деянии 8 постановил: “Трижды анафема всякому новшеству и деланию против церковного предания и учения святых отцов”. Святитель Епифаний Кипрский (403 г.) говорит: “Нужно держаться и Предания, ибо невозможно обрести все в одних Писаниях, святые апостолы одно оставили в Писаниях, другое – в Предании”. Святитель Василий Великий говорит: “Все, что издревле предано от святых отцов достойно почитания; все же ново полагаемое не уместно и не может иметь значения”.

Постановление собора 1665-1666 гг. – это не только искажение Символа веры, повреждение чинов церковных и богослужебных текстов, запрещение трисоставного (восьмиконечного) Креста, введение не православного трехперстия, оперное пение, иконопись в живописном стиле, вольное обращение с церковным уставом, узаконенное брадобритие, подстригание бороды и усов и многие другие отступления от Священного Предания. Это разгром истинной церковной соборности и торжество латинского учения о непогрешимости первоиерархаили церковной иерархии, которое необоснованно требует слепого повиновения им. Это создание церкви – придатка государственного бюрократического аппарата, церкви отдаленной от простого народа. Это официально санкционированное уничтожение собственного народа – православных христиан, хула на Церковь, когда на площадях сжигали многовековые молитвенные книги, рубили иконы и сжигали их вместе с людьми, рубили руки, жестоко мучили, разрывали могилы старообрядческих святых и уничтожали их мощи, все ради того, чтобы поддержать духовное единение с несуществующей Византией. “Применением насилий и казней для утверждения веры сподвижники Никона поставили себя вообще вне христианства”. Все это было большим соблазном для людей и ударом по Христианству вообще, пошатнувшим веру многих, началом процесса расцерковления общества.

Жестокие гонения лишили Церковь архиереев: епископ Павел Коломенский был сожжен, а другие архиереи были запуганы и приняли новую веру. По церковным правилам, священники, хотя и находятся в подчинении у епископов, обязаны уйти от последних, если те впали в ересь или раскол. Священники окормляли народ без архиереев, они же, в соответствии с правилами Церкви (8 пр. 1 Вселенского Собора и др.), принимали духовных лиц, крещенных в три погружения и рукоположенных в новой церкви, с сохранением священного сана, при условии отречения от ереси.

Самые тяжелые времена выпали на долю старообрядства во времена правления императора Николая I, который с благословения синодальной церкви, решил уничтожить Православную старообрядческую Церковь.

В начале 1832 года в Москве на Рогожском кладбище состоялся старообрядческий собор, на который собрались представители монастырей, скитов и многих общин России. Собор решил найти архиерея для Церкви, а кафедру устроить за границей: в Турции или в Австрии, или в Польше, где не было гонений на Старую Веру. Собор поручил заняться поиском архиерея инокам Павлу и Геронтию.

Инок Павел родом с Новгородской губернии, в 25 лет принял иночество, приобрел богословские знания. Сам святитель Никола являлся ему чудесным образом и благословил его отыскать архиерея для Церкви. Инок Геронтий с малых лет стремился к монастырской жизни, в 22 года принял иночество в Серковском монастыре в Бессарабии, стал евангельским отцом инока Павла и без колебаний он согласился сопутствовать ему. Иноку Геронтию было в то время 32 года, а иноку Павлу – 27 лет. Они были намерены исследовать Персию, Грузию, Армению, Турцию, Ливан, Сирию, Египет. Но в связи с военными действиями на Кавказе они были задержаны 6 мая 1839 года в Кутаиси и возвращены в Россию.

В новое путешествие они отправились в 1839 году и взяли направление в Австрию на Буковину.Прибыв в Белокриницкий монастырь, они провели большую работу по подготовке условий для создания архиерейской кафедры и 6 сентября 1844 года получили декрет с подписью императора Фердинанда, разрешающий староверам привести из-за границы архиерея, который будет совершать рукоположения. В это время инок Геронтий был избран игуменом Белокриницкого монастыря, под его руководством была реконструирована часовня в храм, начато строительство архиерейских палат и двухэтажного братского корпуса из камня и второго храма.

Для поисков архиерея инок Павел избрал себе другого помощника-инока Алимпия. Инок Алимпий родом из Полтавской губернии, принял иночество в молодом возрасте, жил в Серковском монастыре, а потом в Белой Кринице.

Иноки Павел и Алимпий, рискуя жизнью и терпя множество лишений, объехали Ливан, Сирию, Египет, Палестину и в Стамбуле (Константинополе) Господь послал им искомого архиерея, митрополита Амвросия.

Митрополит Амвросий родился в 1791 году в семье священника города Энос (Греция), получил богословное образование. В 21 год был рукоположен во священники, в 27 лет принял иночество, в 32 года стал настоятелем Свято-Троицкого монастыря на острове Халки (Греция). В 44 года стал митрополитом Босно-Сараевским. Митрополит Амвросий оказывал большую помощь славянскому населению области, страдавшему от турецкого ига. Турецкое правительство сместило его за это с кафедры, и он стал безместным архиереем. Общаясь с иноками Павлом и Алимпием, м. Амвросий постепенно убеждался в истинности Старой Веры, а окончательно его сомнения развеял святитель Никола, который явился ему чудным образом и сказал: “Что ты много утомляешься размышлениями? Это великое дело тебе суждено от Бога исполнить и от русского царя пострадать”. Всю ночь владыка провел в молитве, а на утро согласился стать предстоятелем Православной Старообрядческой Церкви.

В июне 1846 года австрийский император Фердинанд дал разрешение м. Амвросию приступить к исполнению своих обязанностей в Белокриницком монастыре. 28 октября 1846 года в Белой Кринице в Покровском соборе произошло присоединение м. Амвросия к Православной Старообрядческой Церкви. Присоединение вторым чином, через миропомазание, совершил священноинок Иероним, рукоположенный митрополитом Филаретом Московским.

На торжество восстановления трехчинной иерархии Церкви прибыли представители из многих старообрядческих обществ. Этот день стал торжеством Церкви, выстоявшей в годы жесточайших гонений. “Совершилось удивительное чудо: смиренный инок Павел, никому до того неведомый, имевший в своем распоряжении единственные средства – молитву, веру, терпение и непоколебимую надежду, победил и сокрушил самого могущественного императора Николая, со всем его воинством, гражданским, военным и духовным”. В Белой Кринице произошло событие, которое по своей значимости в истории Русской Церкви может быть поставлено в один ряд с крещением Руси в 988 году и учреждением патриаршества в Москве в 1589 году. Но в этом событии не было никакой политической подоплеки. “Это было чисто церковное таинство с единственной целью: служить Церкви по установлению Самого Основателя ее – Христа” .

14 месяцев м. Амвросий осуществлял свое архипастырское служение в Белой Кринице. Император Николай I в ультимативной форме потребовал от австрийского императора уничтожить митрополию в Белой Кринице и даже пригрозил войной. Австрийский император предложил м. Амвросию вернуться в Константинопольский Патриархат или поехать в ссылку в город Цилли на вечное заточение. Ответ был такой: “Ссылайте, Веры своей переменить не могу”.

Почил м. Амвросий 30 октября 1863 года в городе Цилли. В 1996 году Освященный собор Православной Старообрядческой Церкви причислил его к лику святых. В 2001 году произошло обретение мощей святителя Амвросия, они сейчас находятся в городе Браила (Румыния).

До своего ареста свт. Амвросий успел рукоположить себе наместника – епископа Кирилла. В Истории Церкви были случаи, когда во времена гонение архиереи единолично рукополагали епископов, так поступали свт. Евсевий Самосатский (ХIV век), свт. Иоанн Златоустый, свт. Стефан Сурожский и другие. Свт. Амвросий и епископ Кирилл рукоположили епископа Аркадия.

После ареста свт. Амвросия в марте 1848 года Белокриницкий монастырь был закрыт, а 22 насельника были высланы заграницу. Но вскоре в Австрии произошли политические перемены, и монастырь вновь открыли. 28 августа 1848 года еп. Кирилл вступил в управление митрополией, а 4 января 1849 года он был возведен в архиепископа Белокриницкого и ему был вручен митрополичий жезл.

В Белой Кринице 11 февраля 1853 года был рукоположен архиерей в Россию – архиепископ Антоний. К 1865 году в России было 12 старообрядческих архиереев, а во всей церкви 24 архиерея. Архиереи и иереи осуществляли свое служение на территории Российской империи в условиях жесточайших гонение, они не могли жить в одном месте, поэтому были всегда странствующими и скрывающимися. Многие из них окончили свою жизнь в тюрьмах и ссылках. Только в 1905 году закончились гонения на староверов.

За пределами Российской империи староверы чувствовали себя свободно. Кафедра Белокриницких митрополитов находилась в Белой Кринице до июня 1940 года. Покровский монастырь был крупнейшим духовно-просветительским центром на Буковине. В монастыре проживали митрополит, епископ викарий, священноинок, два иеродиакона, тридцать иноков и тридцать послушников. В монастыре была собрана большая библиотека, переписывались книги, находился архив митрополии. На территории монастыря располагались Покровский собор, храм свт. Николы, митрополичьи палаты, двухэтажный братский корпус.

В июне 1940 года Северная Буковина была присоединена к СССР. После прихода в село Красной армии митрополит выехал в Румынию. На собрании архиереев и иереев, прошедшем в Славском монастыре, было решено создать кафедру митрополии в городе Браила. В конце 40-х годов покровский монастырь был разрушен коммунистической властью. На монастырском кладбище сохранились могилы Белокриницких митрополитов, могилы иноков Павла и Алимпия – месночтимых святых. Ежегодно множество паломников приезжает на их могилы, чтобы отдать дань уважения и почтить память великих подвижников, совершивших великий подвиг восстановления трехчинной иерархии в Православной Старообрядческой Церкви.

Женский монастырь в Белой Кринице был создан в 1853 году инокиней Александрой и приехавшими с ней из Москвы тридцатью инокинями. Сначала в монастыре была построена небольшая Успенская церковь, разрушенная коммунистами в середине ХХ века.

В 1906 году был построен каменный Успенский собор. Это величественное храмовое сооружение замечательный памятник русского церковного зодчества. Собор был построен на средства московских купцов староверов Глеба и Ольги Овсянниковых. Автором проекта является придворный архитектор австрийского императора В.И. Клик. Строительство собора осуществлялось под руководством инженера Кузнецова и подрядчика Тряпкина, которые прибыли из Москвы. Уникальный по своей красоте дубовый резной иконостас изготовлен во Владимире; иконы написаны мастерами Палехской иконописной школы (село Палех, Владимирская губ.) и украшены серебряными и золотыми окладами; паникадила изготовлены по древневизантийским образцам. Собор украшен элементами из резного камня, позолоченной бронзы, цветной глазури.

В годы коммунистической власти собор был закрыт и только в конце 80-х годов возвращен верующим. В 1992 году он был вновь освящен митрополитом Алимпием Московским и всея Руси. Успенский собор по сей день принадлежит женскому старообрядческому монастырю. Важнейшая проблема сегодняшнего дня заключается в том, что крайне необходимо проведение срочных работ по ремонту этого уникального памятника архитектуры на Буковине.

Старейшим храмом села Белая Криница является храм святых чудотворцев и безсребренников Козьмы и Дамиана, он построен в конце 18 века и принадлежит сельской общине. Храм украшен девятиярусным иконостасом с уникальной коллекцией икон.

В настоящее время Белую Криницу и ее святыни посещает множество паломников и других людей, интересующихся Старой Верой и желающих увидеть уникальные памятники православной культуры.

В 1996 году в Белой Кринице проходил всемирный старообрядческий Собор, осенью 2006 года прошел Освященный Собор Русской Православной Старообрядческой Церкви.

Одним из самых известных культовых мест Буковины является небольшое село БЕЛАЯ КРИНИЦА Старововчинецкого сельского совета Глыбоцкого района Черновицкой области – настоящая Мекка для паломников-христиан, любителей древности и обычных туристов, что расположено у самой границы Украины с Румынией. Своё название село получило благодаря тому, что вода в колодцах здесь почти белого цвета: с известью и сладковатая на вкус. С конца ХVІІІ века и до наших дней Белая Криница является центром Русской Старообрядческой церкви и святой землей для всех староверов.

Старообрядцы, или липованы – православные християне, которые сохранили чистоту русской веры после церковной реформы, внедренной во второй половине XVII века патриархом Никоном при участии Московского царя Алексея Михайловича. Спасаясь от преследований за свою веру со стороны московской власти, часть староверов направилась в далекую Сибирь, а часть, вместе с украинскими казаками армии гетмана Ивана Мазепы, разбитой войсками Петра І, поселилась вдоль берегов Дуная, провозгласив казацко-старообрядческую Дунайскую республику.

Однако их преследование не прекратилось, и староверы, продолжая поиски своей «земли обетованной», поселяются на Буковине, которая начиная с 1774 года попадает под власть Австрийской империи. Габсбурги в лице императора Иосифа ІІ, известные своей толерантностью по отношению ко всем конфесиям, в 1783 году предоставляют разрешение на поселение старообрядцев на Буковине.

Белая Криница становится одним из первых поселений липованов на буковинской земле. Сюда переселяются 22 семьи во главе с зажиточным казаком Никифором Ларионовим 7 монахов-старообрядцев и игумен, какие основывают мужской монастырь. На базе монастыря по решению старообрядческого собора, который состоялся в 1832 году на Рогожском кладбище в Москве, учреждается первая в мире старообрядческая кафедра. Первым митрополитом Белокриницкой епархии становится бывший митрополит Боснийский и Сараевский Амвросий, который с разрешения австрийского императора Фердинанда 28 октября 1846 года прибыл в Белую Криницу.


По всей вновь созданной старообрядческой епархии начинают основываться кафедры и назначаться священники. Однако радость буковинских староверов была недолгой. Узнав о деятельности владыки Амвросия, которая распостранялась и на старообрядческую иерархию для России, царь Николай І под угрозой войны требует от Габсбургив закрыть епархию и монастырь. Уже в декабре 1847 года Амвросия вызывают в Вену, предлагая сделать выбор: отречься от руководства старообрядческой епархией и возглавить епархию в Константинополе, либо навсегда отправиться на ссылку. Однако владыка не отрекся своей веры и находясь 15 лет в ссылке до конца своих дней, остался верным старообрядчеству.

Однако через несколько лет деятельность Буковинской старообрядческой епархии удалось возродить, и Белая Криница еще почти на столетие становится духовным центром всего движения старообрядцев. На начало ХХ века Белая Криница насчитывает около 20 культовых сооружений: церквей, келий и других зданий. Самыми величественными храмами «старообрядческого Иерусалима» были многокупольний Покровский собор с огромной пятиярусной колокольней высотой 45 метров и зимняя Никольская церковь с массивным куполом. Именно в Покровском соборе состоялось присоединение митрополита Амвросия к старообрядческой церкви. А в конце ХІХ века в Белой Кринице было основано еще и женской монастырь.

К сожалению, сегодня мало что осталось от прежнего величия старообрядческой столицы. Покровский собор с колокольней, Никольскую церковь и почти все культовые сооружения монастыря в конце 40-х годов прошлого века было варварские уничтожены большевиками. Почти на полвека этнос липованов фактически прекратил свое существование.

От старых достопримечательностей культового зодчества Белой Криницы сегодня остались лишь два храма, которые незаурядно впечатляют немногочисленных туристов. Первый из них, церковь Козьмы и Демьяна, находится в начале села справа от дороги. Впервые построенная в конце XVIII века, церковь подверглась перестройкам на протяжении ХІХ века, во время которых она приобрела теперешний вид. Церковь имеет черты типично буковинской храмовой архитектуры: квадратные притвор и неф с боковыми пристройками и полукруглую алтарную часть.


Основной объем церкви построен из кирпича, верха – деревянные. С запада над притвором возвышается трехъярусная квадратная в плане деревянная колокольня, над нефом – восьмигранный купол на четверике, над алтарем и притвором – небольшие восьмигранные бани. Все верхи церкви увенчаны маленькими лукообразными главками. Стены церкви опоясывает фриз с небольшими прямоугольными нишами, окна имеют арочный вид.

Значительный интерес представляет и интерьер Козьмодемьяновской церкви. Здесь сохранился иконостас с девятью рядами старообрядческих икон, портрет первого белокриницкого митрополита Амвросия, его сподвижников Кирилла и Алимпия, последующих митрополитов.


Рядом с Козьмодемьяновской церковью уже в годы независимости появилась еще одна деревянная церквушка с небольшой баней над навой – храм Святого Николая, который служит зимней церковью.


Настоящим и непревзойденным шедевром культового зодчества всей Буковины является старообрядческий Успенский собор, построенный в 1900 – 1908 годах, как главный храм женского монастыря, на средства зажиточной семьи московских старообрядцев Глеба и Ольги Овсянникових по проекту московского архитектора А.Кузнецова (за другими данными - австрийского архитектора В.Клика). На его построение была потрачена астрономическая по тем временам сумма – полмиллиона российских рублей золотом. Строительные материалы, гранитные детали и отделки для храма были доставлены непосредственно из Москвы, а под его фундамент даже были привезены две подводы российской земли.

Храм является крестовым в плане с пятью банями, которые напоминают огромные луковицы. Купола покрыты медными листами и увенчаны позолоченными крестами. В его отделке использованы элементы эклектической архитектуры: тесаные камни, многоцветная керамическая глазурь голубого, оранжевого и розового цветов, задействованы такие элементы старинного русского храмного зодчества, как кокошники, бусинки, поребрик.


Собор действительно поражает своим величием и богатством, а великолепие его внешнего декора может соревноваться разве что с роскошью резиденции Буковинских митрополитов в Черновцах или храмом Василия Блаженного в Москве.

Интерьер собора представлен одним большим и двумя малыми иконостасами, вырезанными из дуба наилучшими резчиками из Владимира и живописцами Палеховских мастерских.

Впечатляет своей архитектурой и богатством внешней отделки и колокольня собора, которая действительно не имеет себе подобных на всей территории Украины. За высотой она превышает собор, имеет четыре яруса, а ее верх покрыт разноцветной черепицей. Из колокольни открывается неповторимый вид на Успенский собор, Белую Криницу и окружающую местность.

В помещении Успенского храма проходили два всемирных собора Русской православной старообрядческой церкви: в 1996 и 2006 годах.

Сегодня на территории комплекса старообрядческих храмов в Белой Кринице возрождается музейный комплекс старообрядчества, который существовал здесь с 1988 года и был закрыт в 1996 году в связи с нехваткой средств. Завершается строительство двухэтажного деревянного дома, в котором будут размещены трапезная, кельи и музейная комната.

При посещении Белой Криницы обязательно берите с собой паспорт: село находится в пограничной зоне.

Текст та фото Андрія Бондаренка (Джихад Джаббаров)