Что такое бытовая сказка? Бытовые народные сказки. Русские народные бытовые сказки, их роль в развитии детей дошкольного возраста

Бытовые и сатирические русские сказки / Бытовые сказки названия

Бытовые и сатирические русские сказки имеют в основе события ежедневной жизни людей. Сказки передают быт, в котором участвуют реальные герои: муж и жена, господа и слуги, глупые барыни и сударыни, вор и солдат и конечно хитрый хозяин. Названия в бытовых сказках говорят сами за себя: Каша из топора, барин и мужик, жена спорщица, дочь семилетка, дурак и береза и другие…

Подросткам будут интересны бытовые и сатирические русские сказки («Хорошо, да худо», «Каша из топора», «Неумелая жена»). Они рассказывают о превратностях семейной жизни, показывают способы разрешения конфликтных ситуаций, формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора по отношению к невзгодам.

Социально бытовые сказки возникли, по мнению исследователей, в два этапа: бытовые - ранее, с формированием семьи и семейного быта во время разложения родового строя, а социальные - с возникновением классового общества и обострением общественных противоречий в период раннего феодализма, особенно во время разложения крепостного строя и в период капитализма. Бытовые сказки названия сказываются, прежде всего в том, что сюжеты имеют в основе две важных общественных темы: социальную несправедливость и социальное наказание.

Какие сказки бытовые? В сказке «Барин и плотник» барин приказал слугам избить встречного плотника за то, что сам ехал из деревни Адковой, а плотник шел из деревни Райковой. Плотник узнал, где живет барин, нанялся к нему строить дом (барин не узнал его), позвал в лес выбирать нужные бревна и там с ним расправился. Сюжет о том, как мужик одурачил барина, в разных формах и вариациях весьма популярен в сказках.

Часто дети просят читать одну и ту же сказку помногу раз. Зачастую, они точно помнят детали и не дают родителям отступить от текста ни на шаг. Это естественная особенность психического развития крохи. Поэтому русские сказки о животных лучше всего передадут маленьким детям жизненный опыт.

    Сказка - У этого термина существуют и другие значения, см. Сказка (значения). Мальчик с пальчик и Великан. Иллюстрация 1865 года. Сказка жанр литерат … Википедия

    Один из основных жанров фольклора, преимущественно прозаический художественный рассказ волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на фантастический вымысел. Рубрика: роды и жанры литературы Род: жанры фольклора Вид: авантюрная… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

    Волшебная сказка - Сказка: 1) вид повествовательного, в основном прозаического фольклора (сказочная проза), включающий в себя разножанровые произведения, в содержании которых, с точки зрения носителей фольклора, отсутствует строгая достоверность. Сказочный фольклор … Википедия

    Золушка (сказка) - Золушка популярная сказка, дошедшая до нас в редакции Шарля Перро, братьев Гримм и в других редакциях. Содержание … Википедия

    Царевна-Лягушка - Васнецов «Царевна Лягушка» Царевна Лягушка персонаж некоторых русских народных волшебных сказок. По типичному сюжету сказки Царевну Лягушку Иван Царевич находит случайно. Иван Царевич стрелял из лука, чтобы стрела привела его к невесте, но вместо … Википедия

    Царевна-лягушка - Иван Царевич и Царевна лягушка (иллюстрация И. Я. Билибина) … Википедия

    Нымах - (хак. «сказка» или «чазаг нымах» «пешая сказка») один из основных жанров устного народного творчества у хакасов. Представлен преимущественно прозаическими художественными произведениями волшебного, авантюрного или бытового характера с … Википедия

    Семёнов, Пётр Михайлович - Пётр Михайлович Семёнов P′otr Sem′onov … Википедия

    Русская литература - I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… … Литературная энциклопедия

    Россия. Русский язык и Русская литература: История русской литературы - История русской литературы для удобства обозрения основных явлений ее развития может быть разделена на три периода: I от первых памятников до татарского ига; II до конца XVII века; III до нашего времени. В действительности эти периоды резко не… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Книги

  • Хрестоматия по литературному чтению. 4 класс , Свиридова В.. Произведения, включенные в хрестоматию, тематически и по проблематике продолжают работу, начатую в учебнике В. Ю. Свиридовой «Литературное чтение» для 4 класса, приэтом значительно расширяя… Купить за 392 руб
  • Хрестоматия по литературному чтению. 4 класс. ФГОС , Свиридова Виктория Юрьевна. Произведения, включенные в хрестоматию, тематически и по проблематике продолжают работу, начатую в учебнике В. Ю. Свиридовой "Литературное чтение" для 4 класса, при этом значительно расширяя…

Вы заглянули в категорию сайта Русские народные сказки . Здесь вы найдёте полный список русских сказок из русского фольклора. Давно известные и горячо любимые персонажи народных сказок встретят здесь вас с радостью, и в который раз расскажут вам о своих интересных и занимательных приключениях.

Русские народные сказки делятся на такие группы:

Сказки о животных;

Волшебные сказки;

Бытовые сказки.

Герои народных сказок русских часто представлены в лице животных. Так волк всегда отображал жадного и злого, лиса хитрого и смекалистого, медведь сильного и доброго, а заяц слабого и трусливого человека. Но мораль этих историй заключалась в том, что не стоит вешать ярмо даже на самого злого героя, ведь всегда может встретиться трусливый заяц, который сможет обхитрить лису и победить волка.

Include("content.html"); ?>

Русская народная сказка играет и воспитательную роль. Добро и зло чётко разграничено и даёт чёткий ответ на конкретную ситуацию. Например, Колобок, который убежал из дома, считал себя самостоятельным и храбрым, но на пути у него попалась хитрая лисица. Ребёнок, даже самый маленький, сделает для себя вывод, что ведь на месте колобка мог бы оказаться и он.

Русская народная сказка подойдёт даже для самых маленьких деток. И по мере взросления ребёнка всегда найдётся подходящая поучительная русская сказка, которая сможет дать подсказку или даже ответ на вопрос, который ребёнок ещё не может решить сам.

Благодаря красоте русской речи русские народные сказки читать одно удовольствие. В них хранится и народная мудрость и лёгкий юмор, которые умело переплетаются в сюжете каждой сказки. Читать сказки детям очень полезно, так как это хорошо пополняет словарный запас ребёнка и помогает ему в дальнейшем правильно и чётко формировать свои мысли.

Нет сомнения, что русские сказки позволят окунуться и взрослым в мир детства и волшебных фантазий на много счастливых минут. Сказка на крыльях волшебной жар-птицы унесёт в воображаемый мир и не раз заставит оторваться от повседневных проблем. Все сказки представлены для ознакомления абсолютно бесплатно.

Русские народные сказки читать

Реалистические. Т.к действующие лица реальные люди, а не потусторонние существа

Новеллистические . Т.к представляют собой занимательные и интересные рассказы.

Бытовые. Т.к крестьянский быт нашел в них глубокое отражение, хоть никогда описание быта не является целью.

Если в волшебной сказке двуплановость, различие двух миров, то в бытовой мир один - тот, в котором мы живем.

Герой бытовых сказок уже не царевич, не младший из трех сыновей. Это молодой парень, крестьянин, батрак. Его антагонист - барин, помещик, кулак, богач. Эти сказки могут служить средством изучения крестьянского мировоззрения. Герой в сказке всегда побеждает. В бытовой сказке носители зла - земные люди. Герой ничтожен социально, в его изображении нет никакой идеализации: он беден, угнетен.

Один из основных признаков этих сказок - отсутствие сверхъестественности. Нет никаких волшебных средств. Или же просто сверхъестественное трактуется реалистически. Могут происходить превращения (жена превратила мужа в кобеля ударом палки).

Возможно повествование от первого лица в отличие от волшебных.

В быт сказки не нарушаются законы природы , а если нарушаются,то это изображено как нечто вполне возможное, но тем не менее центральные события бытовой сказки совершенно невозможны в жизни по своей необычайности. Обстановка и фон совершенно обычны, но поступки действующих лиц выходят за рамки того, что обычно происходит в жизни.

Композиция разнообразна. Они отличаются простотой и краткостью. Интриги весьма несложны. Необычайная популярность объясняется их близостью к жизни. Бытовая сказка не только самый популярный, но и самый национальный вид сказок.

Некоторые бытовые сказки ярко юмористичны. Бытовая сказка тяготеет к анекдоту. Подгруппа - сатирические сказки или анекдотические.

Вторая подгруппа бытовых сказок - новеллистические. Их тематика - личная жизнь, персонажи - люди, связанные между собой узами (какими-нибудь). Герои новеллистических сказок - разлученные влюбленные, оклеветанная девушка, гонимая жена, жестоко наказанная братом сестра и т.д. Сюжет составляют любовные приключения, путешествия и т.д. Изображают лишь часть жизни героя. Новеллистические сказки содержат большое количество бытовых элементов, жизненных деталей. Они при литературной обработке легко превращаются в новеллу.

Существуют и переходные сказки. Их можно в равной степени отнести как к бытовым, так и к волшебным.

Сюжеты бытовых сказок:

· О мудрых девушках

· Об испытании жен - новеллистическая

· О ловких и удачливых отгадчиках анекдотическая

· О ловких ворах - анекдотическая

· О разбойниках - новеллистическая

· О хозяине и работнике

· О попах

· О глупцах – анекдотическая

· О злых женах: такие сказки окрашены сатирически. Некоторые отрицательные стороны быта патриархальной деревни. Окрашены гиперболически.

· О шутах и дураках: герой сказки, шут, своими обманами доводит людей до преступлений и смерти, вызывает пожары и прочее и все это под злорадный хохот. Это может вызвать возмущение, но это только сказкак. Тоже сатирические.

Крестникова Марина
Русские народные бытовые сказки, их роль в развитии детей дошкольного возраста

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ БЫТОВЫЕ СКАЗКИ

Детская литера

ВВЕДЕНИЕ

Народная сказка входит в жизнь ребёнка очень рано и остаётся с ним на протяжении всего детства, а потому трудно переоценить её влияние на развивающуюся личность . Популярность этого жанра у детей объясняется её характерными особенностями.

Во-первых, сказка предлагает перенестись в вымышленный мир : именно так воспринимают всё, что происходит в сказке и рассказчик , и слушатель. Это значит, что в сказке возможно всё , что невозможно в реальности - чудесные события, волшебные превращения, неожиданные перевоплощения. Поэтому сказка отвечает детской склонности к фантазии и вере в чудеса.

Но самая большая ценность сказки - это непременное торжество добра и справедливости в финале. Мир сказки - это идеальный мир , образ которого живёт в душе не только ребёнка, но и взрослого. Однако, как уже отмечалось, ребёнок склонен видеть реальность в светлых тонах, а потому сказочный взгляд на мир ему необычайно близок.

Бытовая сказка представляет собой просто кладезь знаний, ведь в первую очередь она содержит описание народного быта , откуда и пошло ее название. Поскольку эти произведения создаются для детей , то бытовые народные сказки содержат в себе много юмора и захватывающих приключений. Герой бытовой сказки - это не богатырь , а обычный человек, например, солдат, крестьянин или кузнец. Он не совершает ратных подвигов и не имеет волшебных дарований, однако преодолевает все трудности с помощью своей смекалки и ловкости. Также нередко в качестве основного мотива выступает любовная тема - венчание, свадьба или жизнь после замужества.

Эта разновидность сказок появилась не так давно. Бытовые сказки дети лучше всего воспринимают в возрасте от 2 до 7 лет , так что стоит читать их почаще именно в этот период. Также следует обратить внимание на то, что к определенному возрасту подходят те или иные виды сказок .

1. Виды сказок

Следует отметить, что бытовые сказки могут быть результатом как народного творчества , так и отдельных авторов. Так, например, Шарль Перро или Салтыков-Щедрин написали немало сказок в бытовом жанре .

Сказки имеют разделение на 3 подгруппы, которые позволяют более точно определить, что такое бытовая сказка :

социально-бытовые ("Болтливая старуха", "Шемякин суд",

сатирико-бытовые ("Мужик и поп", "Барин и мужик",

волшебно-бытовые ("Морозко", "Золушка") .

Однако стоит отметить, что сказки можно разделить лишь условно, ведь одно и то же произведение может содержать в себе разные элементы : и сатиру, и волшебство, и просто быт.

Чему учат бытовые сказки ?

Бытовые сказки рассказывались и рассказываются детям для того , чтобы указать им правильное направление в жизни, научить их делать верный выбор. Ведь что такое бытовая сказка , если не поучение и наставление будущим поколениям? Она учит нас самому доброму и хорошему, ведь добро всегда побеждает зло, люди, готовые помочь, не пропадают в беде, а наши богатыри всегда готовы защитить свою родину. Бытовые сказки обычно несут в себе идею о том, что надо быть трудолюбивым и умелым. Таким людям удается все. А неумелых и ленивых в этих сказках обычно высмеивают , и они остаются ни с чем. Так, в бытовых сказках с негативом относятся к господам и попам. Они обычно представляются жадными и ленивыми, а эти качества всегда неприятны людям. Более того, можно говорить о том, что в бытовых сказках ярко заметно социальное неравенство героев. Причем у людей низших сословий гораздо больше благородства и доброты, чем у более богатых. Роль бытовой сказки в том , чтобы обличать ложь и показывать именно социальные трудности и проблемы, существующие в обществе.

Сказка всем своим содержанием утверждала : кто работает, тот и должен обладать богатством. Интересно, что, разбогатев, мужик не перестает трудиться : сказка не представляет своего героя вне трудовой деятельности.

Осмеянию в социально-бытовых сказках , как в „Сказке о Ерше Ершовиче ", „Вороне", подверглось судопроизводство средневековой Руси и даже сам царь. Неразумность; несправедливость решений суда народ объяснял глупостью судей, взяточничеством, но в сказках он как бы восстанавливал справедливость. Ненаказанным уходит бедняк от суда Шемяки („Шемякин суд", отбивается благодаря смекалке своей дочери от неправедного суда воеводы мужик, отгадывающий загадки лучше, чем его недалекий, но богатый брат („Семилетка", и т. д.

Во всем этом сказывался оптимизм народа , его вера в возможность мира и согласия в обществе и семье, его мечты о счастливом будущем. Довольно долго связывал народ утверждение на земле справедливости с именем царя. Считалось, что царя окружают нечестные, тщеславные, глупые бояре и приближенные. В сказках они высмеиваются , высмеиваются зло и остро (например, в сказках „Горшеня ", „Елевы шишки", царь же изображается мудрым человеком, наказывающим глупцов и награждающим умного мужика. Но в сказке „Царь и портной " царь показан уже таким же, как и его приближенные : презирающим простого человека, глуповатым и смешным.

2. Система образов бытовых сказок

Так называемые бытовые сказки - это сказки , в которых отражается народный быт и повседневная жизнь, реальная действительность, без всяких чудес, без всякого волшебства.

Бытовые сказки - это самые настоящие сатирические народные произведения .

Сатира заключается в явно выраженной насмешке над жадностью, скупостью, глупостью людей, большей частью богатеев.

Высмеиваются эти качества у барина, купца, попа, даже самого царя не жалеют.

С детства всем знаком герой бытовых сказок Иванушка-дурачок .

Даже в названиях многих сказок фигурирует это имя : "Сказка про Ивана-дурака ", "Иванушка-дурачок", "Иван -- крестьянский сын и чудо-юдо", "Как Иван-дурак дверь стерег".

Обычно этот герой всеми презирается, вернее сказать , презирается теми, кто считает его глупым, неразумным среди них, "разумных". А на деле этот простодушный дурачок оказывается едва ли не единственным разумным существом.

Он вовсе не глуп, а просто наивен, добродушен, бескорыстен. Вот вокруг него люди обманывают друг друга, хитрят, жадничают, хотят нажить богатство всеми способами, тешат свое самолюбие, а Иванушка лежит себе на печи, мечтает, он рад бывает немногому - красной рубахе да доброму слову. И счастье - то приходит к нему, а не к тем, кто стремился к богатству, к высокому чину. Дурачок женится на какой-нибудь красавице-царевне, сам становится красавцем писаным.

В бытовых сказках бескорыстие берет верх над жадностью, скупостью, ум и смекалка - над глупостью, настоящая честь - над спесью.

И в этом глубокий смысл таких сказок .

Конечно, героями таких сказок , кроме Иванушки, являются обычные мужики, старик со старухой, братья, работник, крестьянин, солдат.

Вот, например, сказки о служивом : "Каша из топора", "Солдатская шинель", "Солдат и чёрт", "Солдатская школа".

У русского народа очень много сказок , не раз выпускались сборники сказок русских .

Привести весь список даже только бытовых нет никакой возможности.

Многим людям с детства помнятся такие сказки , например : "Горшеня", "Лутонюшка", "Горе", "Соль", "Чего на свете не бывает", "Добрый поп", "Репка", "Спрятанный клад", "Мудрый слуга".

Во всех сказках веселая шутка , ироническая шутка переплетается, перемежается с серьезными оценками дел людских.

3. Жанровые особенности сказки

Детское сознание, которое проходит первые этапы своего формирования именно благодаря восприятию реалистичных рассказов , намного восприимчивее взрослого. И, несмотря на то, что само понятие сказки существует уже несколько сотен лет, малыши получают свои первые знания в этой жизни, как и много веков назад, именно благодаря таким рассказам .

Самые распространенные русские народные бытовые сказки учат малышей правильно воспринимать жизненные ценности, а также учат верить, любить. Сказки дают понимание того , что добро всегда рядом, а чудеса могут происходить с нами каждый день и в реальном мире.

Зачастую в сюжетах бытовых сказок разных народов встречаются как добрые, так и злые персонажи. Конечно, добро всегда побеждает, несмотря на все превратности судеб героев. И такая закономерность неслучайна. Ведь именно такое восприятие развитие сказочного сюжета помогает ребенку стремиться к лучшему, и совершать добрые поступки в реальной жизни.

А вот жизненные испытания, которые судьба подкидывает персонажам бытовых сказок , учат малышей смирению и терпению. Но при этом очень важно, чтобы название и сюжет сказки смогли донести до сознания ребенка то, что счастливый конец обязательно наступит, стоит только чуточку постараться.

Конечно, бытовые сказки далеки от жанра фентэзи, но волшебство в них тоже есть. Ведь когда ситуация, в которую попадают персонажи, оказывается безнадежной, обязательно появляется ее решение. Такие чудеса дают малышу не только подсознательное ощущение защищенности, но и стимулируют его любознательность и самостоятельное развитие .

Бытовая (сатирическая) сказка наиболее близка к повседневной жизни и, даже не обязательно, вктючает в себя чудеса. Одобрение или осуждение всегда подается в ней открыто, четко выражается оценка : что безнравственно, что достойно осмеяния и т. п. Даже когда кажется, что герои просто валяют дурака, потешают слушателей, каждое их слово, каждое действие наполнены значительным смыслом, связаны с важными сторонами жизни человека.

Постоянными героями сатирических сказок выступают «простые» бедные люди. Однако они неизменно одерживают верх над «непростым» - богатым или знатным человеком. В отличие от героев волшебной сказки здесь бедняки достигают торжества справедливости без помощи чудесных помощников - лишь благодаря уму, ловкости, находчивости да еще удачным обстоятельствам.

Бытовая сатирическая сказка веками впитывала в себя характерные черты жизни народа и его отношения к власть предержащим, в частности к судьям, чиновникам.

В бытовых сказках появляются порой и персонажи-животные, а возможно и появление таких абстрактных действующих лиц, как Правда и Кривда, Горе-Злосчастье. Главное здесь не подбор персонажей, а сатирическое осуждение людских пороков и недостатков.

Порой в сказку вводится такой специфический элемент детского фольклора, как перевертыш. При этом возникает смещение реального смысла, побуждающее ребенка к правильной расстановке предметов и явлений. В сказке перевертыш укрупняется, вырастает до эпизода, составляет уже часть содержания. Смещение и преувеличение, гиперболизация явлений дают малышу возможность и посмеяться, и подумать.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сказка - один из интереснейших жанров устного творчества. Борьба добра со злом, вера в торжество справедливости, светлое будущее - все это нашло свое отражение в народных бытовых сказках .

Бытовые сказки кратки . В центре сюжета обычно один эпизод, действие развивается быстро , повторений эпизодов нет, события в них можно определить как нелепые, смешные и странные. В этих сказках широко развит комизм , что определяется их сатирическим, юмористическим, ироническим характером. Также в них нет ужасов, они веселы, остроумны, все сосредоточено на действии и особенностях повествования, которые раскрывают образы героев.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аникин В. П. Русская народная сказка/В . П. Аникин – М.: Просвещение, 1977 – 430с.

2. Детская литература. Учебное пособие для педагогических училищ. Под ред. Е. Е. Зубаревой - М.: Просвещение, 1989 –398с.

3. Никифоров А. И. Сказка , её бытование и носители/А . И. Никифоров – М.: Просвещение, 1930 – 105с.

4. Пастернак Н. Сказки нужны ребенку как воздух/ Дошкольное образование . - № 8-2008. -23-35с.

5. Пропп В. Я. Русская сказка/ В . Я. Пропп – Л.: Лениздат, 1984 –263с.

6. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки/ В . Я.

7. Пропп – Л.: Лениздат, 1986 – 415с.

8. Юдин Ю. Дурак, шут, вор и черт (исторические корни бытовой сказки ) . Изд.: Лабиринт-К, 2006-336с