Джек Потрошитель: кто он на самом деле? Кто же этот загадочный Джек Потрошитель

В наши дни убийца, отравивший десяток человек, даже не попадет в национальные новости, а несколько тысяч жертв локальной войны (очень приличные по средневековым меркам цифры) будет лишь поводом для принятия очередной формальной резолюции ООН. Так почему же историки, криминалисты и любители тайн постоянно возвращаются в 1888 год, к заурядному по сегодняшним меркам убийце, на счету которого - всего пять доказанных трупов?

В 2008 году исполняется 120 лет преступлениям Джека Потрошителя. Дата не самая круглая, да и повод вряд ли можно назвать праздничным, но «Мир фантастики» не может пройти мимо юбилея одной из самых притягательных загадок в уголовной истории человечества. Давайте пройдемся по улицам викторианского Лондона. Кто знает - может быть, в подворотне мелькнет черный плащ, раздастся свист констебля, и мы наконец узнаем имя серийного убийцы №1?

Это мой костюм. Я - серийный убийца. Они ничем не отличаются от обычных людей.
Уэнсдей Адамс («Семейка Адамсов»)

На дне

Что может быть прогрессивнее викторианской Британии? Не эпоха, а бесконечный техно-романтизм и триумф человеческого гения: лондонское метро, теория эволюции Дарвина, первые международные выставки и компактные фотоаппараты, электрическое освещение улиц, машина времени, Холмс и Ватсон, путешествие , … Куда уж больше?

Даже в случае с Солнцем ученых больше всего интересуют не его лучи, а пятна. И потому одним из самых ярких символов конца 19 века стал совершенно неизвестный (во всех смыслах этого слова) человек. Ни имени, ни фотографии - одно лишь прозвище, которое сегодня знают все мало-мальски образованные люди от земли Франца-Иосифа до Буркина-Фасо.

Ареной его преступлений стал район Уайтчапел в лондонском Ист Энде, который с 17 века гордо носил звание «оазиса проституции». Даже в прогрессивном 19 веке это место было настоящей клоакой. Здесь жили эмигранты, преимущественно евреи и ирландцы (примечательно, что сегодня в Ист Энде селятся выходцы из Бангладеша). Именно этот район описал Джек Лондон в «Людях бездны»: работные дома, чудовищная нищета, ночлег на улице…

В октябре 1888 года полиция подсчитала, что в одном только крохотном Уайтчапеле действуют 62 борделя и 1200 проституток (при численности населения всего Ист Энда в полмиллиона человек). Чтобы представить перенаселенность этого района в 1888 году, достаточно сказать, что сейчас в нем живет лишь около 200 тысяч человек.

Дороги были немощеными, дома - маленькими и без фундаментов. Сливная и канализационная системы отсутствовали почти повсеместно. На задних дворах паслись коровы и свиньи. Горожане варили потроха, топили сало. Ароматам, витавшим в воздухе, могли позавидовать многие средневековые города.

Карикатура из журнала Punch (сентябрь 1888), высмеивающая беспомощность полиции.

Рипперология

Исследователи-рипперологи подсчитали, что о Джеке Потрошителе написано больше книг, чем обо всех американских президентах, вместе взятых. Принято считать, что Потрошитель появился внезапно, совершил 5 убийств одно кровавее другого (последняя жертва была буквально растерзана), а потом так же неожиданно исчез. Это не совсем верно. В перенаселенном Ист Энде убийства были так же привычны, как и уличная вонь. Например, за 25 дней до первого «выступления» Джека в Уайтчапеле была зарезана проститутка Марта Табрам (39 ножевых ранений в «тело и интимные места»).

Потрошитель был уникален тем, что убивал без всякой видимой причины; дерзко, жестоко, в единой манере. Горло перерезалось слева направо, при этом голова жертвы наклонялась вправо, а к ножу прикладывалось значительное усилие (раны были очень глубокими). После этого вскрывалась брюшная полость, некоторые органы вырезались и уносились с собой.

В 2006 году по показаниям свидетелей и заключениям детективов 19 века был составлен фоторобот Потрошителя.

Тот факт, что убийце, по всей видимости, удавалось не запачкаться в крови и уйти незамеченным, отчасти объясняет еще одно его прозвище - «Кожаный фартук». Позднее полиция поймала Джона Пизера - шантажиста проституток, известного под этой кличкой.

Крови во всех случаях было мало, что дало почву для двух предположений: женщин сперва душили (что также объясняет отсутствие криков о помощи, ведь в некоторых случаях констебли были на соседних улицах и опаздывали на считанные минуты), а потом резали, либо преступления совершались в каком-либо другом месте (доме, движущейся карете), а тела выбрасывались на безлюдные улицы.

Из чего же сделаны наши девчонки?

В пятницу 31 августа 1888 года некий гражданин Чарльз Кросс шел по району Уайтчапел в 4 часа утра (обычное время для начала рабочего дня или конца рабочей ночи в Ист Энде). Около конюшни он заметил женщину, лежащую на дороге. Юбка была задрана, из чего Кросс сделал вывод о том, что дама подверглась изнасилованию. Он подозвал другого прохожего. Вдвоем мужчины поправили ей юбку (в темноте ни один не заметил, что она мертва) и отправились на поиски полисмена.

Констебль Джон Нейл принес фонарь, и только тогда стало ясно, что произошло убийство. Прибывший на место преступления доктор Рис Ллевеллин обнаружил, что смерть наступила от двух огромных разрезов на горле (от уха до уха), причем случилось это максимум полчаса назад, так как тело было еще теплым. Крови вытекло немного, большая ее часть впиталась в одежду.

Следов крови на груди не было. Следовательно, жертва умерла не на ногах (иначе бы кровь из разрезанного горла попала на одежду), а на земле. Эта версия подтверждается тем, что на левой скуле у нее имелся синяк, отсутствовало пять зубов и был поранен язык. Вероятно, женщину свалили на землю сильным ударом и лишь потом зарезали. Осмотр тела в морге выявил еще одну странность - брюшная полость жертвы была вскрыта.

Расследование показало, что «первой ласточкой» Потрошителя стала Мэри Энн Николс 42 лет от роду. У нее был муж и пятеро детей, однако «Полли» (как звали ее подруги) спилась и последние годы жизни провела «на дне» общества. В ночь своей смерти ей не хватило денег на ночлежку. Она отправилась на улицу, заявив подругам, что скоро заработает искомые 4 пенса «с помощью своей новой шляпки».

Следующей жертвой убийцы стала Энни Чэпмен - бездомная алкоголичка, болевшая туберкулезом и сифилисом. За несколько дней до смерти она подралась с некоей женщиной из-за куска мыла, получила синяк под глазом и утратила «товарный вид». По этой самой причине 7 сентября 1888 года у нее не оказалось денег на ночлег. Энни бродила по улицам, надеясь найти «клиента». В последний раз ее видели в 5 утра, разговаривавшей с каким-то мужчиной (свидетель уловил лишь одну ее реплику - «Нет»).

В 6 часов ее тело было найдено на заднем дворе дома №29 на Ханбери-стрит. Это место расположено рядом с рынком, поэтому утром здесь довольно оживленно - люди идут на работу, по дорогам едут повозки с товарами. Окна жилых домов, выходивших на внутренний двор, ночью оставались открытыми. На улице было уже светло. Невероятно, но в таких условиях никто не заметил ничего подозрительного.

Энни Чэпмен и место ее убийства (реконструкция по наброскам полиции).

Горло Энни перерезано так глубоко, будто убийца хотел отделить голову от тела. Внутренности аккуратно вынуты и разложены рядом с телом. Работа проводилась длинным тонким ножом - вероятнее всего, специальным инструментом для вскрытия. Матку убийца забрал с собой.

Доктор Филлипс, проводивший обследование трупа, заявил, что внутренние органы препарированы очень профессионально. Ему самому потребовалось бы для этого не менее 15 минут в спокойной обстановке, а вероятнее всего - около часа. Это в корне меняло дело, так как хорошее медицинское образование в то время было доступно далеко не каждому. Другие хирурги впоследствии соглашались с этим, однако считали, что Потрошителем мог быть менее квалифицированный студент-медик или мясник.

Письма из ада

Газеты взахлеб рассказывали людям о уайтчапельском убийце. Люди в долгу не оставались. Каждый день полиция получала «чистосердечные признания» психически нездоровых личностей, доносы на соседей и советы по ведению расследования. Относительно «подлинными» считаются лишь несколько писем. Первое пришло 27 сентября, оно начиналось со слов «Дорогой Босс» и заканчивалось подписью «Джек Потрошитель».

Вторая открытка датируется первым октября. Третье письмо, озаглавленное «Из ада», пришло вместе с частью почки Эддоус (остальное маньяк якобы зажарил и съел) 16 октября. Сегодня многие считают, что все эти письма были злыми розыгрышами. Вполне возможно, кличку «Джек Потрошитель» придумал не сам преступник, а какой-то скучающий болван.

Если бы в час ночи 30 сентября 1888 года русский еврей Луис Демшиц не зажег спичку на углу Датфилд и Бернер стрит, он всю оставшуюся жизнь спал бы спокойно. Однако судьба распорядилась иначе, и мужчина увидел «Длинную Лизи» (Элизабет Страйд), лежащую навзничь на земле. Из ее горла еще текла кровь - так, как если бы убийство произошло буквально минуту назад. Демшиц невольно спугнул убийцу, не дав ему вскрыть живот жертвы.

Похожий «сюрприз» ожидал констебля Эдварда Уоткинса 45 минут спустя. Патрулируя площадь Митр (четверть мили от места предыдущего преступления) он обнаружил выпотрошенный труп Кэтрин Эддоус (на этот раз маньяк забрал матку и почку). Понимая, что произошло двойное убийство, полиция устроила облаву во всем районе, но никого не нашла. Это было почти невероятно, ведь в предполагаемое время преступления площадь патрулировали как минимум три констебля. На все про все у Потрошителя было не более 15 минут - причем для вырезания органов из Эддоус ему требовался источник света.

По обоим случаям у полиции были свидетели, показавшие, что они видели проституток, беседовавших с неким мужчиной незадолго до смерти. Описания незнакомца в целом совпадали: темная одежда, войлочная охотничья шляпа (хорошо известная как головной убор Холмса), усы и саквояж в руке.

Граффити

Ночь 30 сентября была долгой. Без пяти три констебль Альфред Лонг нашел кусок окровавленного фартука у стены с надписью мелом «Евреи - не те люди, которых можно обвинять ни за что». Ее хотели сфотографировать, но комиссар Чарльз Уоррен приказал стереть улику - якобы для того, чтобы она не спровоцировала погромы евреев. Это, а также то, что слово «евреи» было написано с ошибкой (juwes), якобы характерной для масонов, породило легенду о том, будто Потрошитель принадлежал к «ложе каменщиков», а Уоррен - также масон - защищал его.


Пятая и последняя (по канонической версии) жертва Потрошителя - Мэри Джейн Келли. Девушке было 25 лет, она отличалась привлекательной внешностью и поэтому, в отличие от большинства нищих жриц любви, могла снять комнату. Лондон был взбудоражен четырьмя предыдущими убийствами. Улицы Ист Энда усиленно патрулировались, проститутки избегали выходить «на работу» ночью, поэтому собственные апартаменты были Келли как нельзя кстати.

Реконструкция внешности Мэри Келли.

Утром 9 ноября владелец дома №13 на Миллерс Корт послал своего помощника Томаса Боера взять у Келли арендную плату. Когда на стук в дверь никто не отозвался, Боер заглянул в окно… и с тех пор никогда больше не спал спокойно. Срочно вызванные констебли нашли то, что осталось от девушки. У Потрошителя было много времени, чтобы буквально вывернуть ее наизнанку. Внутренние органы были разложены по комнате. Сердце отсутствовало.

Под подозрение попадали десятки людей - от нищих евреев-женоненавистников до членов королевской семьи. Причины убийств также называются разные - от терактов агентов русской «охранки» до сатанинских ритуалов. Точное количество жертв неизвестно: альтернативные теории предлагают число от 4 до 15. Об этом написана добрая сотня книг, где встречаются самые разные идеи (в 1996 году вышла работа, обвиняющая в убийствах… Льюиса Кэрролла). Реальность такова: истинную личность Потрошителя можно установить лишь с помощью машины времени.

Как ни странно, в разгар убийств на улицах Ист Энда стало… безопаснее. Район покинули многие преступники, боявшиеся, что на них повесят дела Потрошителя, полиция перешла на усиленный режим работы, а бдительные граждане набрасывались на всех, кто вызывал хоть малейшее подозрение.

Последнее убийство вывело королеву Викторию из себя. Она устроила нагоняй премьер-министру, предложив ему реформировать полицию. Вскоре в Скотленд-Ярде появился криминальный отдел и стали составляться картотеки отпечатков пальцев.

Джекилл Потрошитель

В самый разгар преступлений Потрошителя в Лондоне ставилась пьеса Роберта Льюиса Стивенсона «Странная история доктора Джекилла и мистера Хайда». Заглавную роль играл актер Ричард Мэнсфилд, причем делал это так хорошо, что один из зрителей, впечатленный сценическим превращением джентльмена в маньяка, подал донос в полицию, обвинив Мэнсфилда в том, что он и есть Джек Потрошитель.

Джекилл и Хайд в исполнении Мэнсфилда.

Слава Герострата

Будучи на 90% массовым культурным явлением и лишь на 10% - уголовником, Джек Потрошитель частенько заглядывает в фантастику. Некоторые писатели используют законы жанра для еще одной «разгадки» знаменитого убийцы. Например, Роберт Блох (последователь Лавкрафта, автор «Психо») в рассказе «Навек ваш - Потрошитель» (1943) представил Джека черным магом, совершавшим убийства в особых местах и по особой последовательности, чтобы получить от Тьмы дар вечной жизни.

В другом рассказе - «Игрушка для Джульетты» (1967) - Блох обыграл внезапное исчезновение Потрошителя после пятого убийства. Оказывается, его утащил в далекое будущее Дедушка, чтобы подарить «викторианского доктора» своей внучке-садистке. Кроме того, Блох написал роман «Ночь Потрошителя» (1984) - хороший образец «криминального фэнтези».

Уэллс и Джек в фильме «Время от времени»

В романе «Потрошитель» (1994) Майкл Слэйд развил идею с ритуальными убийствами, а в книге «Время после времени» (1979) Карла Александра Герберт Уэллс создает настоящую машину времени. Джек Потрошитель обманным путем отправляется на ней в будущее. Знаменитому писателю приходится ловить его в 1970 году (где он представляется Шерлоком Холмсом, рассчитывая на то, что этот персонаж всеми забыт). Книга получила неплохую экранизацию. Роль Уэллса исполнил Малькольм Макдауэлл.

Крис Эллиот в романе Shroud of the Thwacker (нечто вроде «Тайна Колотителя») спародировал Потрошителя, поместив того в Нью-Йорк 1882 года. Вместо того чтобы резать своих жертв, маньяк бил их по головам мешком с яблоками. А в кинокомедии «Амазонки на Луне» (1987) Потрошителем оказывается… замаскированное Лох-Несское чудовище.

Роберт Асприн (в соавторстве с Линдой Эванс) посвятил Джеку две книги: «Потрошители времени» (2000) и «Дом, который построил Джек» (2001), где разведчики времени отправляются в викторианский Лондон, а культовый маньяк находит портал и проникает в будущее.

Фильм «Из ада» (2001) - экранизация одноименной графической новеллы Алана Мура. Инспектор Абберлайн (Депп) против Джека - королевского хирурга.

Кинофильмы редко допускают вольности в отношении истории Джека Потрошителя. Обычно все ограничивается лишь детективным триллером - как, например, «Из ада» (2001) - экранизации одноименной графической новеллы Алана Мура. В комиксах же Потрошитель - желанный гость. Он часто появляется в манге, за ним гоняется Бэтмен (Gothham by Gaslight), а во вселенной Marvel Джека, эмигрировавшего в США, оживляет демон, чтобы тот приносил ему в жертву людей.

Не отстают от комиксов и сериалы. В «Вавилоне 5» (Эпизод 2:21) утверждается, что в конце 1888 года Джека похитили с Земли ворлонцы, чтобы сделать его своим Инквизитором по имени Себастьян. А в «Звездном пути» (эпизод 2:14 «Волк в овчарне») рассказывается, что за преступления Потрошителя на Земле, равно как и за серию убийств женщин на других планетах, ответственна электромагнитная сущность Редьяк (Redjac, «Красный Джек») - инопланетный «призрак», питавшийся человеческим страхом. Интересно, что сюжет этого эпизода писал вышеупомянутый Роберт Блох.

***

Потрошитель не был первым в мире серийным убийцей. Но он стал первым маньяком, действовавшим в мегаполисе в то самое время, когда службы правопорядка перестали ходить по ночным улицам с колотушками и объявлять время, а начали действительно ловить преступников.

Кроме того, Потрошитель стал «детищем» средств массовой информации. В конце 19 века Британия переживала газетный бум. Печатные издания превратились в мощную социально-политическую силу, а журналисты, охочие до сенсаций, устроили из преступлений Потрошителя настоящее реалити-шоу. Каждое убийство, каждая ошибка полиции тщательно отслеживались и доносились до общественности.

Именно журналисты сделали из рядового в общем-то маньяка мировую «суперзвезду».

В Великобритании установлена личность серийного убийцы, известного как Джек Потрошитель.
Об этом пишет Daily Mail. Это польский эмигрант Аарон Косминский - лондонский парикмахер, родившийся в польском городе Клодава, что находится всего в 250 километрах от Калининградской области.

Серия ДНК-экспертиз, проведенная по заказу бизнесмена-энтузиаста Рассела Эдвардса, установила личность маньяка со стопроцентной вероятностью. Аарон Косминский проходил в качестве одного из главных подозреваемых по делу Джека Потрошителя, но отпущенный за недостаточным числом улик.

Каждый год в печати выходят новые книги о Джеке-Потрошителе. В каждой из них называются свои вероятные кандидаты на роль убийцы, и в каждой авторы делятся новыми теориями заговора.

Джеку-Потрошителю посвящены сотни вебсайтов и сетевых форумов, где энтузиасты обмениваются мнениями и спорят до бесконечности о новых теориях. И вот пришло время когда наука позволила заявить о раскрытии тайны кто же был первым официально признанным серийным маньяком в истории человечества.

ПОДОЗРЕВАЕМЫХ было много:

Принц Альберт Виктор - внук королевы Виктории
Джеймс Мэйбрик - ливерпульский торговец хлопком
Уолтер Сикерт - художник
Аарон Космински - польский еврей-иммигрант
Майкл Острог - вор
Монтагью Джон Друитт - юрист и учитель
Фрэнсис Тамблети - американский врач
Джозеф Барнетт - друг одной из жертв
И многие другие... но раскрыть преступление "по горячим следам" не удалось.

Расследование бизнесмена-энтузиаста Рассела Эдвардса началось в 2007 году, когда Эдвардс из исследовательского интереса приобрел на аукционе шаль, предположительно найденную возле тела одной из жертв Джека Потрошителя — Кэтрин Эддоус.
Первая экспертиза показала, что на шали остались следы крови, а также, предположительно, спермы маньяка.

В ходе следующих экспертиз ученые взяли пробы ДНК у живых потомков Эддоуз и Косминского, которых удалось разыскать Эдвардсу. Одна из них — некая Карен Миллер, прямой потомок Эддоус по женской линии — ранее появлялась в документальном фильме о Потрошителе.
Личность потомка сестры Аарона Косминского Эдвардс раскрывать не стал. Исследования, проведенные доктором Яри Лоухелайненом и доктором Дэвидом Миллером, показали, что пробы ДНК, взятые у родственников фигурантов дела, оказались идентичны тем, которые ученым удалось взять с шали.

Аарон Косминский, спасаясь от еврейских погромов, в 1881 году приехал в Великобританию из Польши, которая тогда входила в состав Российской империи. После того, как полиция осенью 1888 года начала поиски убийцы, который стал известен как Джек Потрошитель, Косминский был арестован.

Его даже опознал один из свидетелей, однако позже отозвал свои показания, так как был иудеем и не хотел свидетельствовать против другого иудея.

В 1891 году Косминский был помещен в лечебницу для душевнобольных. В истории болезни говорилось, что он страдал слуховыми галлюцинациями, отказывался принимать еду из рук других людей и был склонен к мастурбации («self-abuse»). Косминский скончался в лечебнице в феврале 1919 года.

Серия жестоких убийств женщин в лондонском районе Уайтчепел и прилегающих районах была совершена во второй половине 1888 года. Жертвами этих убийств как правило становились проститутки.

В качестве подозреваемых по делу проходило несколько человек, но ни один из них в итоге не был признан виновным. С какого-то момента полиция приняла решение классифицировать преступления как результат действий одного серийного убийцы, который получил прозвище Джек Потрошитель.
Этому способствовало, в частности, так называемое «письмо из Ада», написанное предположительно маньяком и полученное правоохранителями района Уайтчепел.

К письму была приложена почка одной из жертв — вышеупомянутой Кэтрин Эддоус. Впрочем, подлинность письма и приложенной к нему почки ставилась некоторыми исследователями под сомнение.

Они предполагали, что это могла быть шутка местных студентов-медиков, намеренно подогревших интерес к истории серийного убийцы.

Точное число жертв Джека Потрошителя не установлено, по последним данным, их было не менее 11.

Ответ редакции

Джеком Потрошителем оказался парикмахер польского происхождения Аарон Косминский . Личность самого известного маньяка-убийцы XIX века установил профессор Университета Джона Мореса в Ливерпуле Яри Лоухелайнен .

Учёный сделал заключение на основе экспертизы крови преступника, оставленной на шали одной из жертв. По результатам исследований выяснилось, что образцы ДНК на платке совпадают с ДНК потомков сестры Косминского.

Изображение в газете «The Illustrated Police News». (Лондон, 6 октября, 1888). Фото: www.globallookpress.com

Таким образом, подтвердилась главная версия Скотланд-Ярда, который в 1888 году считал Аарона Косминского главным подозреваемым по делу о серии жестоких убийств лондонских проституток. От тюрьмы иммигранта-цирюльника тогда спасла его религиозная принадлежность. Косминского опознал один из свидетелей, но позже решил от своих показаний отказаться. Ведь подозреваемый так же, как и очевидец преступления, был иудеем.

После того, как дело рассыпалось, полицейские были вынуждены отпустить Косминского, правда, пробыл на свободе он недолго. В 1891 году парикмахер оказался в больнице для душевнобольных, куда он попал после попытки убить свою сестру. После того, как Косминского изолировали, нападения на проституток в Лондоне прекратились.

АиФ.ru рассказывает об истории самого знаменитого преступника XIX века и его жестоких престпулениях.

Что известно о Джеке Потрошителе

Серийный убийца под псевдонимом Джек Потрошитель действовал в Уайтчепеле и прилегающих к нему районах Лондона во второй половине 1888 года.

Прозвище взято из письма, присланного в Центральное агентство новостей (англ. Central News Agency). Автор послания взял на себя ответственность за убийства в Уайтчепеле. Многие эксперты считают письмо фальсификацией, созданной журналистами для подогрева интереса публики. Также Потрошителя называют «Убийцей из Уайтчепела» (англ. The Whitechapel Murderer) и «Кожаным фартуком» (англ. Leather Apron).

Способы убийства

Удушение

Многие исследователи склоняются к мысли, что Джек Потрошитель душил своих жертв перед тем, как их зарезать. При осмотре некоторых убитых женщин врачи нашли следы удушения. Это объясняет тот факт, что никто никогда не слышал криков убитых. Однако некоторые специалисты ставят под сомнение эту версию, так как однозначных доказательств того, что жертвы были задушены, не существует.

Перерезание горла

Джек Потрошитель перерезал горло слева направо, рана была очень глубокой. Ему удавалось не запачкаться в крови благодаря тому, что, перерезая горло своей жертве, он одновременно наклонял голову женщины вправо. Вскрывать брюшную полость Джек Потрошитель начинал уже после смерти жертвы.

Жертвы

Основными жертвами Потрошителя были проститутки из трущоб. Из-за невероятного по своей жестокости характера убийств и различной информации, появившейся в газетах, многие были уверены, что в Лондоне действовал один серийный убийца, получивший прозвище «Джек Потрошитель».

По данным различных источников, точное количество жертв Джека Потрошителя колеблется от 4 до 15. Тем не менее, существует список пяти жертв, с которым согласны большинство исследователей.

Письмо «Из ада», отправленное в посылке вместе с почкой одной из жертв. Фото: Commons.wikimedia.org

Мэри Энн Николз («Полли») , родилась 26 августа 1845 года в Великобритании, убита 31 августа 1888 года. Тело Мэри Николз было обнаружено в 3:40 на Бакс Роуд (ныне — Дюрвард-Стрит). Горло было перерезано в результате двух ударов, нанесённых острым лезвием. Нижняя часть брюшной полости была вспорота — раны носили рваный характер. Кроме того, на теле обнаружено несколько ранений, нанесённых тем же ножом.

Энни Чэпмен («Тёмная Энни») , родилась в сентябре 1841 года в Великобритании, убита 8 сентября 1888 года. Тело Энни Чэпмен было обнаружено около 6 утра на заднем дворе дома 29 на Хэнбери-стрит в Спиталфилдс. Как и в случае с Николз, горло перерезано в результате двух ударов бритвой. Брюшная полость была вскрыта полностью, а из организма женщины была удалена матка.

Элизабет Страйд («Долговязая Лиз») , родилась в Швеции 27 ноября 1843 года, убита 30 сентября 1888 года. Тело Страйд было обнаружено приблизительно в первом часу ночи в Датлфилдс-ярд на Беренр-стрит, у неё была отрезана мочка уха.

Кэтрин Эддоус , родилась 14 апреля 1842 года в Великобритании, убита 30 сентября 1888 года в один день с другой жертвой, Элизабет Страйд. Тело Кейт Эддоус обнаружено на Митр-Скуэр в 1:45 ночи.

Мэри Джейн Келли , родилась в Ирландии в 1863 году, убита 9 ноября 1888 года. Изуродованное до неузнаваемости тело Мэри Келли нашли в её собственной комнате в 10:45 утра. Также важно отметить, что последняя жертва Джека Потрошителя, Мэри Джанет Келли, была самой молодой и привлекательной из всех, а потому зарабатывала больше остальных и имела возможность снимать комнату, в которой её убили.

Расследование и подозреваемые

Отсутствие подтверждённых сведений о личности убийцы позволило «рипперологам» (от Ripper; рипперологи — писатели, историки и детективы-любители, изучающие дело Потрошителя; в российской литературе также встречается название «потрошителеведы») искать маньяка не только в трущобах Лондона, но и в Букингемском дворце.

Согласно одной из самых популярных версий рипперологов, серийным убийцей был принц Альберт Виктор . Правда, такую возможность исключают ряд исследователей, которым удалось установить, что принца во время череды убийств не было не только в Лондоне, но и вообще в Англии.

Из всех подозреваемых по делу Джека - Потрошителя, которое, кстати, так и не было закрыто сто с лишним лет спустя, Патриция Корнуэлл выбрала одно лицо - живописца Уолтера Сиккерта.


Два героя одной трагедии или загадка Уайтчепелла.

От автора.

Уолтера Сиккерта, (31 мая 1860 г – лето 1942?) второго героя уайтчепеллской драмы «за руку ввела», да и возвела в главные герои пьесы наша с Вами, читатель, современница, американский эксперт криминалист и писательница Патриция Корнуэлл. Она отнюдь не дилетант в своем деле – около шести лет проработала в офисе главного судмедэксперта г Ричмонд (штат Вирджиния. США), написала огромное количество остросюжетно – психологических романов, которые никак не отнесешь к разряду чтива. И вот – решилась ступить на тропу биографа – исследователя. Несколько лет тому назад она всерьез заинтересовалась таинственным делом «прозектора Уайтчепелла» и решила рассмотреть его под современным углом зрения. Почему бы и нет на самом то деле? Ведь полиция викторианской Англии не имела понятия ни об отпечатках пальцев, ни о группах крови, ни об экспертизе ДНК. В распоряжении тогдашнего следствия был лишь метод дедукции, наблюдения, признательные показания преступника или же - взятие его на месте с поличным.

Именно так и действовал знаменитый Шерлок Холмс , кстати, - современник Потрошителя..

Но криминалистика конца двадцатого века работает совершенно другими методами. Она научилась извлекать ДНК буквально из всего: остатков волос, ногтей, частичек слюны, перхоти, пота, кожи, пятнышка засохшей крови, величиной с булавочную головку. По всему миру, с помощью современных исследований ДНК и компьютерных разработок и анализов, отменяются смертные приговоры, расследуются вновь дела многолетней давности. По данным ФБР США, каждый четвертый подозреваемый в деле, где так или иначе проводилась экспертиза ДНК был оправдан.

Из всех подозреваемых по делу Джека - Потрошителя, которое, кстати, так и не было закрыто сто с лишним лет спустя, Патриция Корнуэлл выбрала одно лицо - живописца Уолтера Сиккерта. Она долгое время скупала на аукционах его полотна, придирчиво читала исследования искусствоведов о его творчестве, разыскивала в архивах его письма. И постепенно перед писательницей вырисовывался весьма загадочный образ человека, чьим кредо при написании картины всегда была лишь «ясность рассказа своей, определенной истории, посредством красок….»

Обратим внимание на эти слова.

1.

На картинах Уолтера Ричарда Сиккерта леди - криминалист как раз и увидела ту «сюжетную ясность рассказа», которая позволила ей предположить, что свой интерес к уголовному делу, столь нашумевшему в Англии, (Сиккерт собирал все, что касалось таинственной личности «уайтчепеллского хирурга»: газетные отчеты, интервью и т. п.) Сиккерт лишь маскировал простым обывательским любопытством. На самом деле он отлично знал, кто убийца, ибо … Сам был им.

Но обо всем - по порядку. Сначала все же - несколько штрихов к биографии загадочного «живописца с улыбкой джентльмена и глазами - убийцы» - как пишет Патриция Корнуэлл... Штрихов очень скупых, увы! Но уж - какие есть!

2.

Уолтер – Ричард Сиккерт родился 31 мая 1860 года в Мюнхене. Он был старшим из шестерых детей в семье. Восьми лет, вместе с родителями, Уолтер переехал в Англию. По всей видимости, он был достаточно хорошо образован, ибо по свидетельству современников, знал бегло четыре языка, не считая классических, любил чтение, собирал библиотеку и коллекционировал предметы старины. Вхожим был Сиккерт и в круг кембриджских студентов, где и познакомился с принцем Эдуардом Уэльским, что говорит и о состоятельности семьи и ее хорошем положении в обществе.

(* Есть версия, что Сиккерта с сыном познакомила сама принцесса Александра Уэльская, которая хорошо знала его отца – датчанина по происхождению, в надежде, что Уолтер – юноша из солидной, спокойной семьи, - сможет благотворно повлиять на чересчур «шаловливого» принца, чьи ночные похождения и пирушки основательно надоели всем в королевстве, включая и администрацию солидного университета! – С. М.)

Но студентом Кембриджа Сиккерт так и не стал. Вместо этого он поступил в театральную – школу студию Генри Ирвинга.

Снискав на театральных подмостках первый успех – за роль призрака в пьесе У. Шекспира «Гамлет», на сцене театра «Лицеум», - Уолтер оставил студию британского театрального мэтра, чтобы стать учеником знаменитого художника Джеймса Уистлера, который познакомил его с французскими импрессионистами, в том числе – с Эдгаром Дега.

Жизнь Сиккерта с тех пор - полностью переменилась. Она вся подчинилась живописи.

Сиккерт первым усвоил и перенес на британскую почву приемы и мировоззрение импрессионистов. Вокруг него объединились в 1886 году молодые художники, бросившие вызов Королевской Академии. Он всегда рисовал в своих картинах лишь то, что видел и наблюдал сам. Многие ценители искусства называли его вторым после Тернера величайшим живописцем Англии, но кто - то видел в нем лишь добросовестного «фотографа» викторианской эпохи, в атмосфере которой, он, казалось, задыхался…

Самую большую известность Сиккерту принесли его полотно «Скука» (Ennui) и цикл картин - этюдов «Камдентаунское убийство».

Что же изображено на них, зловещих этюдах? Вроде бы ничего особенного. Но в Камдентауне летом 1908 – 1909 гг. как раз произошло убийство, почти в точности повторяющее зловещий почерк уайтчепеллских историй.. Была убита очередная «ночная бабочка», не то своим сутенером, не то – случайным кавалером.

Полотна Сиккерта как раз и изображают сюжетно, в различных позах и мизансценах молодую женщину на кровати и полуодетого – или полураздетого? - мужчину.. На одном из этюдов, женщина, судя по позе, вообще - мертва. Напомним, принципы творчества Сиккерта не позволяли ему писать то, что он не мог видеть сам… Архив художника был набит газетами с разделами «криминальная хроника», различными фотографиями с мест убийств и ограблений. Даже в письмах к друзьям Сиккерт просил их рассказов о частной жизни – скандалов, слухов, сплетен. Политика, путешествия, бизнес его не интересовали. Кроме своей квартиры он имел студию.. в Уайтчепелле (!), в которой с легкостью бывалого актера гримировался и менял одежду. Часто меняя внешность, он без трудам мог посещать все самые темные места Лондона, знакомился с людьми безо всяких обязательств, внезапно появлялся и столь же внезапно – исчезал. Его натурщицами для «социально кричащих» этюдов часто становились проститутки. Портрет Кейт Эддоуз - четвертой жертвы Потрошителя - тоже написал… Сиккерт. Но никто не задумался над этим. Никто. Кроме Патриции Корнуэлл.

3.

Одна из картин Сиккерта 1908 года, вообще, называется: «Спальня Джека – Потрошителя» (!) и изображает, по рассказам художника друзьям, комнату, в которой Уолтер Сиккерт жил после того, как из Лондона исчез таинственный

«ночной хирург»!

Квартирная хозяйка, по словам Сиккерта, даже сообщила ему имя своего прежнего, страшного постояльца. Уолтер не сомневался, что это было - имя убийцы, студента – ветеринара, таинственно исчезнувшего в 1892 году. Живописец даже записал его на корке книги «Мемуары Казановы», но - какая досада! – потерял во время Второй Мировой войны, а вспомнить - увы, не мог, несмотря на то, что имел фотографическую память художника!

Что же могло заставить творческого, неординарного человека стать ужасным мизантропом и коварным маньяком – убийцей?

Патриция Корнуэлл, проанализировав шаг за шагом всю жизнь художника - импрессиониста Сиккерта, и воссоздав ее в увлекательной, психологически точно выверенной биографии героя под названием «Портрет убийцы», пишет, на основании найденных ею документов, что в молодости Уолтер Сиккерт перенес довольно мучительную урологическую операцию, которая на всю жизнь отбила у него желание становиться не то, что заядлым ловеласом, но и просто – дамским угодником!

Отсюда, в мучительных впечатлениях юности, и берут начало, по мнению писательницы, такие свойства его натуры, как - нарциссизм, мизантропия, мастерство манипулирования людьми. Сиккерт великолепно прощупывал слабые стороны человека и мог убедить кого угодно и в чем угодно, презирал женщин, а на всех, впервые его встречавших производил впечатления самодовольного эготиста.

Но самый главная улика Патриции Корнуэлл, с помощью которой она объявила живописца убийцей века - сравненные между собой образцы ДНК Сиккерта, и зловещего «уайтчепеллского хирурга», которые писательнице удалось найти под почтовыми марками и клапанами конвертов, отправленных ими личных писем

ДНК Сиккерта, добытое таким сложным способом (*На проведение исследований требовалось специальное разрешение британского парламента! – С. М.) полностью совпало с ДНК Джека Потрошителя. Кроме того, Патриция Корнуэлл выявила - также с помощью сравнительного анализа - и полное совпадение водяных знаков на писчей бумаге, которой пользовались Джек – Потрошитель и Уолтер Сиккерт.

Но этот косвенный аргумент не стал решающим в своеобразном процессе посмертного обвинения Уолтера Сиккерта. Как впрочем, и самая значительная улика – экспертиза ДНК. Противники «версии о живописце» тотчас объявили ее несостоятельной по всем статьям: и мизантропом художник не был – имел жену и близких людей, любил жизнь и солнечные ее блики во всех проявлениях, и водяные знаки на личных бумагах - не редкость, и потрет Кейт Эддоуз мог нарисовать по газетным репортажам; а 4 августа 1888 года его и вовсе не было в Лондоне – отдыхал в Дьеппе, где рисовал этюды. (*И откуда, разумеется, можно было в любое время прибыть поездом в туманный Альбион, - но это реплика – между прочим, a` parte. – в сторону! – С. М.) Ну, а что же, что же - экспертиза ДНК?- спросит придирчивый читатель. О, специалисты от генетики и вовсе объявили ее - неточной, ведь это не ядерная, а митохондриальная ДНК!

С помощью ее, говорят специалисты, установить идентичность генетического кода точно - нельзя, потому что митохондриальная ДНК, как будто бы совпадает примерно у одного процента населения земного шара.. Писательницу обвинили в том, что она, как школьница, подгоняла свое решение проблемы под ответ, но верного ответа так и не получила, хотя и написала увлекательнейшую книгу, введя в оборот новые документы и свидетельства.

Но Патриция Корнуэлл и не скрывает от своего читателя принципиальную разницу в экспертизах форм ДНК. Корнуэлл не скрывает от взыскательной публики, что, возможно, пошла неверным путем, стараясь дать тщательно выверенный психологический портрет загадочного «прозектора» лондонского предместья. Она просто пишет, что «ее кропотливая экспертиза исключила из числа подозреваемых девяносто девять процентов британцев…»

Тогда - кто же вошел в оставшийся - один, гибельный, процент? Принц Альберт – Виктор – Эдуард Уэльский? Художник Уолтер Сиккерт? Или последний был всего лишь талантливым мистификатором, знавшим некую тайну, и унесшим ее с собою в могилу? Ответить на эти вопросы до сей поры - невозможно, но хотелось бы, ибо история Джека – Потрошителя это скорее уникальная история не только европейского правосудия, но и европейской культуры вообще. Феномен преступника, как личности, полностью воплотившей в себя миазмы «злодейского гения» – уникален!

Уайтчепеллские серийные убийства стали первым преступлением такого рода за которое общество захотело не только казнить преступника и забыть о нем до следующего раза, но и понять мотивы, двигающие им, его душой?

Впрочем, была ли она у него, Душа?.. Есть ли она у подобных ему и превзошедших его? Вечный вопрос. Вечный поиск ответа...

5.

Зеркальный абрис злодея с идеально заточенным ножом и поныне рассыпается на тысячу отражений, разбивается на тысячу осколков, и пыль их, долетает в мельчайших частицах и до нас, и мы по прежнему не можем понять сколько героев у этой драмы и что не так в порядке мироздания, если они, такие герои, появляются на сцене нашего бытия все чаще?! Скоро уже и героями перестанут быть. А кровавая драма, некогда леденящая душу, превратится в некий комический фарс, карточный пасьянс с неизвестным числом шутов и королей. Жертв и их палачей. Что поделать!

O tempere, o mores! Времена.. Нравы..

Макаренко Светлана.

Казахстан. Семипалатинск.

_____________________________________________________________

Г. Кинг «Императрица Александра Феодоровна. Опыт биографии.» Изд. «Захаров», 2000 г.

29 марта 2017, 13:40

Я не знаю, делал ли кто-нибудь на «Сплетнике» пост, посвященный «Джеку-Потрошителю». Я решила сделать пост об этих убийствах после того, как около трех недель назад, в иносми появилась новая версия того, кем на самом деле является убийца проституток из трущоб. И тут я задумалась, а что я вообще знаю об этих убийствах? Мне известно, что некий маньяк убивал проституток в неблагополучном районе Лондона, в конце 19 века. (В моем посту есть фото и детали преступления, не рекомендуемые для особо впечатлительных натур.)
Согласно Википедии: Джек-потрошитель - псевдоним, присвоенный серийному убийце, который действовал в Уайтчепеле и прилегающих районах Лондона во второй половине 1888 года. Прозвище взято из письма, присланного в Центральное агентство новостей, автор которого взял на себя ответственность за убийства. Многие эксперты считают письмо фальсификацией, созданной журналистами для подогрева интереса публики к истории. Также Потрошителя называют «Убийцей из Уайтчепела» и «Кожаным Фартуком».
Жертвами, приписываемыми Джеку-потрошителю, были проститутки из трущоб, которым убийца перерезал горло перед тем, как вскрыть брюшную полость. Извлечение внутренних органов по крайней мере у трёх из жертв вызвало предположение, что убийца обладает определёнными анатомическими знаниями, свойственными профессиональному хирургу (т.е. это был образованный для того времени человек). Слухи о том, что между убийствами существует связь, усилились в период с сентября по октябрь 1888 года, и различными издательствами, и Скотланд-Ярдом было получено много писем, якобы написанных рукой убийцы.
Жертвы.
Точное количество жертв Джека-потрошителя в настоящее время неизвестно, является предметом споров и колеблется от 4 до 15. Тем не менее существует список пяти «канонических» жертв, с которым согласны большинство исследователей и лиц, вовлеченных в расследование дела. В частности, главный констебль Управления уголовных расследований Мелвилл Макнайтен придерживался версии пяти жертв. С большой вероятностью можно считать, что от руки убийцы также погибла Марта Тэбрем, к списку пяти канонических жертв её добавлял инспектор Эбберлайн - один из руководителей расследования по делу Джека-потрошителя. От себя добавлю, что по некоторым данным (есть и такие версии), жертвами убийцы были дети.

Мэри Энн Николз (известная как «Полли»), родилась 26 августа 1845 года, убита 31 августа 1888 года. Тело Мэри Николз было обнаружено в 3:40 на Бакс Роу (ныне - Дюрвард-Стрит).
Энни Чэпмен (известная как «Темная Энни»), родилась в сентябре 1841, убита 8 сентября 1888 года. Труп Энни Чэпмен был обнаружен около 6 утра на заднем дворе дома 29 на Хэнбери-стрит в Спиталфилдс.
Элизабет Страйд (известная как «Долговязая Лиз»), родилась в Швеции 27 ноября 1843 года, убита 30 сентября 1888 года. Тело Страйд было обнаружено приблизительно в первом часу ночи, в Датлфилдс-ярд на Беренр-стрит, у неё была отрезана мочка уха, по обещанию Потрошителя.
Кэтрин Эддоус, родилась 14 апреля 1842 года, убита 30 сентября 1888 года в один день с другой жертвой, Элизабет Страйд. Тело Кейт Эддоус обнаружено на Митр-Скуэр в 1:45 ночи.
Мэри Джейн Келли, родилась в Ирландии в 1863 году, убита 9 ноября 1888 года. Изуродованный до неузнаваемости труп Мэри Келли нашли в её собственной комнате в 10:45 утра, Мэри Джейн Келли, была самой молодой и привлекательной из всех, а потому зарабатывала больше остальных и имела возможность снимать комнату, в которой её убили.
Я сознательно не стала включать в свой пост детали убийств, объединяет все эти жертвы идентичный способ убийства-у всех было перерезано горло, у некоторых жертв были извлечены разные внутренние органы.
Место убийства. Своих клиентов, проститутки находили на Уайтчепел-Хай-стрит – центральной улице района и на пересекающейся с ней Филдгейт-стрит. Договорившись о цене, проститутка и клиент находили укромное место, где их не мог бы побеспокоить, какой-нибудь случайный прохожий. Именно в таких «укромных местах» и были найдены четыре жертвы Потрошителя.


(На карте показаны места, где были найдены тела жертв, не удивляйтесь 7 точкам, последнее время "Потрошителю" много чего приписывают)
Когда я готовила этот пост, я столкнулась с тем, что разночтения происходят не только в трактовке версий, но так же очень много неясных фактов в трактовке протоколов полиции.
Почти за месяц до серии убийств, 10 августа 1888 года, в Уайтчапеле, было найдено тело 40 летней проститутки Марты Табрам (39 ножевых ранений в «тело и интимные места»). В 2 часа 30 минут констебль, патрулировавший западную часть Уайтчепела и знавший в лицо многих представительниц древнейшей профессии, видел Марту. Женщина шла неторопливым шагом по Уайтчепел-Хай-стрит. Констебль не обратил на нее особого внимания, т.к.это было обычным явлением для того времени суток и места-проститутка ищет клиента. Через 1 час 15 минут он наткнётся на бездыханное тело, лежавшее на Ганторп-стрит, возле забора, напротив викторианской террасы.

Первая жертва Мэри Энн Николз, 43 летняя проститутка. У нее был муж и пятеро детей, однако «Полли» (как звали ее подруги) спилась и последние годы жизни провела «на дне» общества. В ночь своей смерти ей не хватило денег на ночлежку. Она отправилась на улицу, заявив подругам, что скоро заработает искомые 4 пенса «с помощью своей новой шляпки». Ее тело, по некоторым данным, обнаружил случайный прохожий и возница Чарльз Кросс(и тут начались первые разночтения. Я нашла статью М. Попова, который смог синхронизировать те протоколы, которые дошли до наших дней). В 4 часа утра, Чарльз Кросс увидел женщину, лежавшую на земле с задранной юбкой. Возница подумал, что женщина была изнасилована и чтобы потом не стать основным подозреваемым, Чарльз позвал проходившего мимо мужчину, им был Роберт Пол. И тут Кросс все-таки становится подозреваемым, т.к. по словам Роберта Пола, подошедшего к телу Мэри Энн немного позже Кросса, веки жертвы еще подергивались, а значит, она была убита лишь несколькими минутами ранее, но Кросс, по его словам, этого не заметил: «Кросс почему-то всячески сопротивлялся идее вызвать полицию, затем, сославшись на спешку, покинул место происшествия». Встретив по дороге полицейского(конст:) Джона Нейла), Кросс, рассказал ему о трупе. Странности в поведении Кросса так и не были изучены полицией. Прибывший на место преступления доктор Рис Ллевеллин обнаружил, что смерть наступила от двух огромных разрезов на горле (от уха до уха), причем случилось это максимум полчаса назад, так как тело было еще теплым. Крови вытекло немного, большая ее часть впиталась в одежду.


Вторая жертва Энни Чэпмен. Проститутка и бездомная алкоголичка, болевшая туберкулезом и сифилисом. На момент смерти ей было не полных 47 лет и 20 лет «трудового стажа». За несколько дней до смерти она подралась с некоей женщиной из-за куска мыла, получила синяк под глазом и утратила «товарный вид». Именно поэтому, в ночь с 7 на 8 сентября 1888 года у «Тёмной Энни», не оказалось денег, чтобы заплатить за ночлежку. Энни бродила по улицам в поисках «клиента». В последний раз ее видели в 5 утра, разговаривавшей с каким-то мужчиной (свидетель уловил лишь одну ее реплику - «Нет»).
В 6 часов ее тело было найдено на заднем дворе дома №29 на Ханбери-стрит. Это место расположено рядом с рынком, поэтому утром здесь довольно оживленно - люди идут на работу, по дорогам едут повозки с товарами. Доктор Филлипс, проводивший обследование трупа, заявил, что внутренние органы препарированы очень профессионально. Ему самому потребовалось бы для этого не менее 15 минут в спокойной обстановке, а вероятнее всего - около часа. Он же устанавливает предполагаемое время смерти: 4-4.30 утра. Но это шло вразрез с показаниями свидетелей. Первым свидетелем был Альберт Кадеш, живший в соседнем доме с тем, во дворе которого произошло убийство. Он всю ночь мучился ревматическими болями, к тому же держал приоткрытым окно. Мужчина утверждал, что слышал в 5 часов утра испуганный женских возглас. Вторым свидетелем была Элизабет Лонг. Хозяйка небольшой лавки на торговой площади, проходила через злополучный двор в 5 часов 30 минут. Женщина твёрдо заявила, что никакого трупа не видела, а вот на углу дома встретила покойную Энни Чэпмен в компании мужчины: «Проститутка мило беседовала с этим господином. Выглядел он обычно. Шляпа, пиджак, брюки. В руках он держал тёмный саквояж. Одежда также была тёмной. Ничего особенного. Рост незнакомец имел средний – в пределах 5 футов и 7 или 8 дюймов (фут равен 30,48 см; дюйм равен 2,54 см.).» Элизабет Лонг показалось, что незнакомец скорей всего был иностранцем, возможно итальянец или француз.
Убийство Энни Чэпмен, совпадало по почерку с убийством Мэри Энн Николс и Скотланд Ярд объединил эти два дела в одно производство. Возглавил следствие старший инспектор полиции Лондона Джозеф Чандлер. В своем расследование он старался руководствоваться материалами судебной экспертизы, а не показаниями свидетелей.
Первое письмо. Письмо «Дорогой начальник…», датированное 25 сентября; проштемпелёвано 27 сентября 1888 года Центральным агентством новостей, доставлено в Скотланд-Ярд 29 сентября. Изначально было признано подделкой, но когда через три дня после даты на почтовом штемпеле Эддоус была найдена с частично отрезанным ухом, внимание полиции привлекло содержащееся в письме обещание «отрезать леди уши». Полиция опубликовала письмо 1 октября в надежде, что кто-либо сможет распознать почерк автора, но результатов это не принесло.
Это письмо было также утеряно, как и остальные. В полицейском досье сохранилась лишь его копия.


В ночь с 29 на 30 сентября на Беренер-стрит, недалеко от ночной забегаловки. Труп женщины лежал на тротуаре лицом вниз. Обнаружил его в час ночи русский еврей Луис Демшуц (к своему несчастью, он зажег спичку). Мужчина увидел «Длинную Лизи», лежащую навзничь на земле. Из ее горла еще текла кровь. А это значило только одно- Демшиц невольно спугнул убийцу, не дав ему вскрыть живот жертвы. Демшиц зашел в забегаловку, позвал с собой двух посетителей, и уже втроем они направились к телу. Позже, один из них побежал за полицией.
На место преступления прибыл доктор и местное полицейское начальство и как только они приступили к осмотру, появился один из констеблей, патрулировавших участок района возле Митр-сквер, находящейся в 500 метрах от Беренер-стрит. Констебль Эдвард Уоткинс,45 минут спустя, патрулируя площадь Митр (четверть мили от места предыдущего преступления) ,обнаружил выпотрошенный труп Кэтрин Эддоус (и на этот раз маньяк забрал матку и почку).
Проституция не была основным заработком для Кетрин, у нее были трое взрослых детей, которых она оставила на попечение своего бывшего мужа, а сама жила с сожителем. У нее были проблемы с алкоголем, может это ее и сгубило. Дома выпивки не было, да и денег тоже, вот Кетрин и решила пойти к дочери и занять денег на спиртное. По дороге она успевает напиться (непонятно, как без денег) и попасть в полицейский участок, что в свете последующих событий можно было бы смело назвать «подарком судьбы», если бы не чрезмерная болтливость «задержанной». Она так «достала» дежурного, что в 12.30. ночи, он выпроводил ее на улицу, где спустя час с небольшим, найдут ее, но уже мертвой.
Полицейское начальство было в бешенстве, во-первых, произошло двойное убийство, во-вторых, в предполагаемое время преступления площадь патрулировали как минимум три конст:) и на все про все у убийцы было не более 15 минут, да еще и при наличии средства освещения.





В ночь двойного убийства, когда от рук Потрошителя погибли Элизабет Страйд и Кэтрин Эддоус, полицейский констебль Альфред Лонг, обнаруживший тело Кэтрин, сделал еще одну находку. Он нашел кусок окровавленного фартука у стены одного из домов по Гулстон-стрит, недалеко от места убийства, а на самой стене была сделанная мелом надпись со многими орфографическими ошибками, гласившая: "Евреи не те люди, которых можно обвинять ни за что". Ее хотели сфотографировать, но комиссар Чарльз Уоррен приказал стереть улику - якобы для того, чтобы она не спровоцировала погромы евреев. Это, а также то, что слово «евреи» было написано с ошибкой (juwes), якобы характерной для масонов, породило легенду о том, будто Потрошитель принадлежал к «ложе каменщиков», а Уоррен - также масон - защищал его. Но о ее существовании все равно стало известно.
Если раньше об убийствах в Уайтчаппеле знали только местные, т.е.сами обитатели этого района, т.к. газеты упоминали об этих «происшествиях» вскользь, то после двойного убийство о Потрошителе начали писать все. И об районе Уайтчаппел узнал весь мир. На полицию обрушился град критики. Сама Королева во всеуслышание выразила премьер-министру недовольство работой лондонской полиции. На почтовый ящик полиции обрушился шквал корреспонденции, в которой одни писали от имени «Джека Потрошителя», а другие поносили по чем зря нерадивой полиции. Полицейские были вынуждены проверять каждое письмо, на это тратилось куча драгоценного времени, а самое главное людских ресурсов.



Второе письмо. Письмо «Из ада», также известное как «письмо Ласка» проштемпелёвано 15 октября, получено Джорджем Ласком из «Комитета бдительности Уайтчепела» 16 октября 1888 года. Открыв небольшую коробочку, Ласк обнаружил в ней половину человеческой почки (по позднейшему утверждению эксперта-медика, сохранённой в «винном спирте» этаноле). Одна из почек Эддоус была вырезана убийцей. В письме отмечено, что вторую половину он «поджарил и съел».Тем не менее в отношении почки среди экспертов существуют разногласия: некоторые утверждают, что она принадлежала Эддоус, тогда как другие доказывают, что это была «мрачная шутка и не более того».
Проводившееся на сохранившихся в письмах тесты ДНК могут дать результаты, проливающие свет на обстоятельства дела. Австралийский профессор молекулярной биологии Иэн Финдлэй, исследуя остатки ДНК, пришёл к заключению, что автором письма, вероятнее всего, была женщина. Примечательно, что ещё в конце XIX века в числе кандидатов на роль Потрошителя упоминалась некая Мэри Пирси, повешенная за убийство жены любовника в 1890 году. И вот здесь возникает вопрос: откуда был взят образец ДНК, если оригиналы писем не сохранились.


(Фото ножа, найденного на месте убийства Кетрин Эддоус)
Пятая жертва. Мэри Джейн Келли на момент убийства ей было 25 лет, она отличалась привлекательной внешностью. «Коллеги по работе» характеризовали Мэри Келли как девушку весьма странную. Периоды глубокой апатии и уныния легко сменялись в ее поведении приступами истерического веселья. Подруги видели причину этого в том, что Мэри покуривала опиум. Больше того, за год до трагических событий 1883 г. полиция задержала Мэри Келли за то, что она во время ссоры с подругой в одном из баров кинулась на нее с бритвой в руке.
Утром 9 ноября в 10.45 владелец дома №13 на Миллерс Корт послал своего помощника Томаса Боера взять у Келли арендную плату. Помощник тронул дверь, она поддалась и открылась и тут Томасу предстала чудовищная картина. Тело Мэри Кэлли было зверски истерзано. Внутренние органы были разложены по комнате. Сердце отсутствовало.
Это была последняя жертва «Джека Потрошителя».


Версии. Людская молва обвиняла в серии убийств, внука королевы Виктории принца Альберта Виктора. На чем основывались эти подозрения?
По показаниям одной проститутки (сохранились только черновики показаний), 3 ноября 1888 года: «На улице подошел неизвестный высокий мужчина с вьющимися светлыми волосами. Выглядел он очень респектабельно. От него так и веяло деньгами, благополучием и благородством. Он заговорил с проституткой, а затем схватил неожиданно её за горло и начал душить. В далеке показался случайный прохожий. Мужчина тут же ослабил хватку, ударил женщину тростью по голове и убежал. Трость же была не какая-то там дешёвка, а с золотым набалдашником, изображающим голову льва. Именно такой аксессуар имел наследный принц Альберт Виктор». Но все дело в том, что аналогичную трость мог себе позволить иметь любой зажиточный англичанин, к тому же в день убийства третьей и четвёртой жертв, Принц на самом деле находился в Шотландии (а во время остальных убийств также был вне Лондона).
В убийствах обвиняли Сэра Джона Уильямса - хирурга лечившего королеву Викторию. Эти две версии Голливуд объединил в одну («Из ада» с блистательным Джонни Дэппом и Хизер Грэм).
Под подозрение попала жена Джона Уильямса, Лиззи Уильямс. Следуя какой-то невероятной логике, люди думали, что Лиззи убивала проституток, т.к. сама не могла иметь детей.
Была версия, что «Потрошителем» была 5-ая жертва- Мэри Джейн Келли. Она убивала своих товарок с особой жестокостью и в конце концов один из сожителей узнал об этом, выследил ее и расправился с ней. Аргументом в пользу этой версии является то, что после смерти Мэри Джейн убийства прекратились.
По одной из версий, под именем Джека-потрошителя скрывался душевнобольной польский эмигрант Аарон Косминский. Эту версию, возможно, подтвердил анализ образцов ДНК, результаты которого опубликованы в СМИ в 2014 году. Исследования провёл доцент молекулярной биологии из Ливерпульского университета имени Джона Мурса Яри Лоухелайнен. Необходимый для тестов генетический материал он взял с шали, предположительно найденной возле тела Кэтрин Эддоуз, одной из жертв Джека-потрошителя. Эту шаль, которую не стирали после убийства, предоставил бизнесмен Рассел Эдвардс, купивший её в 2007 году на аукционе. По словам предпринимателя, один из полицейских, работавший на месте преступления, забрал платок домой для своей супруги. В результате проделанных анализов Лоухелайнен, сравнивавший найденные на шали образцы с ДНК потомков жертвы и подозреваемых в убийствах, пришёл к выводу, что найденные фрагменты ДНК принадлежат Кэтрин Эддоус и Аарону Косминскому.
По словам Рассела Эдвардса, опубликовавшего в 2014 году книгу о своём расследовании Naming Jack the Ripper, серийный убийца работал парикмахером в лондонском районе Уайтчепел. Косминский был одним из подозреваемых в уайтчепельских убийствах, но полиция так и не смогла доказать его вину. На момент совершения первых преступлений (в 1888) Косминскому было 23 года. Позже Косминский также обвинялся в попытке зарезать свою сестру, был признан душевнобольным и в 1891 году отправлен на принудительное лечение, проведя оставшуюся жизнь в психиатрических клиниках. Убийства больше не повторялись. Результаты исследований Эдвардса и Лоухелайнена не были должным образом опубликованы и не были подвергнуты научному рецензированию, корректность выводов генетических экспертиз также вызвала вопросы специалистов.



"Ирисы", Ван Гог.
Автор книги "Винсент по прозвищу Джек" Дейл Ларнер сопоставил факты, известные о загадочном Джеке Потрошителе, с некоторыми фактами, касающимися великого художника Ван Гога, и пришел к выводу, что это один и тот же человек. По мнению автора, Ван Гог «запрятал» изображение жертвы Потрошителя на одной из своих картин. Дейл Ларнер нашёл на картине Ван Гога «Ирисы» очертания, напоминающие положение тела и изуродованного лица одной из жертв Джека Потрошителя - Мэри Келли. Во-вторых, обнаружилось сходство написания некоторых букв, взятых из писем Ван Гога и Потрошителя. В-третьих, по версии Ларнера была найдена связь между датой убийств и днем рождения матери Винсента Ван Гога - четыре жертвы лондонского убийцы были обнаружены за несколько дней до дня рождения матери живописца (она родилась 10 сентября). Кроме того голландский художник в возрасте 20 лет переехал из Голландии в Лондон. Расчленённое женское тело было выловлено из Темзы буквально через пару месяцев после его прибытия. Это было первое убийство. Второе последовало ещё через девять месяцев, как раз когда Винсент получил отказ от дочери своего домовладельца. За период с 24 сентября по 23 декабря 1888 года Джек Потрошитель написал множество писем в полицию. Самый долгий перерыв составил пять дней. Следующий период написания сообщений - 23 декабря 1888 года - 8 января 1889 года. Перерыв составил 16 дней. А 23 декабря Винсент Ван Гог в приступе шизофрении отрезал себе ухо. Он пролежал в больнице до 7 января, откуда не мог отправить письмо. В возрасте 37 лет в 1890 году Винсент ван Гог покончил жизнь самоубийством.
А вот и версия, побудившая меня написать этот пост. Писатель-криминалист из США Патриция Корнуэлл в своей книге «Портрет убийцы: Джек Потрошитель. Дело закрыто» предположила, что Уолтер Стиккерт мог быть причастен к убийствам в Уайтчепеле. Версия эта «молодая» с1993 года. На свои исследования Корнуэлл, по разным данным потратила около 5 миллионов долларов. Корнуэлл (по некоторым данным) купила 32! Картины Стиккерта и его рабочий стол. На чем основана ее версия?

Вот выдержка из статьи Трэвора Марриотта. Мысль возникла у Корнуэлл из-за того, что Сикерт, как рассказал его сын в телевизионной программе Би-би-си двадцать лет назад, был связан с принцем Альбертом Виктором и высокопоставленными правительственными чиновниками во время совершения убийств.
Согласно Корнуэлл, Сикерт арендовал в трущобах Ист-Энда несколько помещений. Это не было доказано, но автору известно, что он снимал помещения в Камден-тауне, на севере Лондона. Натурщицами Сикерта были бедные, непривлекательные женщины-проститутки. Одна из таких картин, вызвавшая подозрения Корнуэлл, называлась «Убийство в Камдентауне».

Изображенная художником сцена была похожа на сцену убийства Мэри Келли, если верить фотографиям, сделанным полицией. Однако эта картина, как и другие аналогичные работы Сикерта, была написана лишь через много лет после уайтчепельского кошмара, когда любой человек мог посмотреть фотографии с места убийства Келли.
Но наибольшие подозрения у Корнуэлл возникли после изучения писем многочисленных «Потрошителей». Отправитель неоднократно заявлял, что презирает проституток и хочет очистить мир от них. Корнуэлл предположила, что у Сикерта было достаточно причин ненавидеть проституток: его бабушка была одной из них, когда работала в заведении для танцев, а ее дочь, мать Сикерта, была незаконнорожденной. В Викторианскую эпоху бытовало мнение, что если девушка работала проституткой, то у нее имелся генетический дефект, передаваемый по наследству. Как утверждает Корнуэлл, Сикерт родился с генетическим дефектом членa, из-за чего в подростковом возрасте ему потребовалась операция.
По мнению писательницы, это помешало бы ему иметь детей. Прямых улик, указывающих на причастность Сикерта к убийствам в Уайтчепеле, у нее не было. Но это не помешало ей предположить, что он мог быть Потрошителем.


Корнуэлл полагала, что нашла бы подтверждение своей теории, если бы получила следы ДНК, оставленные на письмах, которые якобы были отправлены Потрошителем. Несмотря на то что многие считали абсолютно все письма подделкой, она все-таки приехала в Лондон с группой судмедэкспертов. Там ей дали разрешение на изучение писем из Государственного архива. Однако она обнаружила, что для сохранности их запечатали в пластик, что привело к уничтожению первичной ДНК. Ни на одном каких-либо следов ДНК обнаружено не было. Но Корунэлл не сдавалась. Она все-таки нашла письмо, которое, как ни странно, не было передано в архивы, избежало контакта с горячим пластиком и подошло для ДНК-экспертизы. Первый тест показал, что на письме не осталось следов первичной ДНК. Но Корнуэлл заметила то, на что никто не обратил внимания, - водяной знак фирмы «Пири и сыновья», производителя первоклассных канцелярских принадлежностей того времени. В архивах Сикерта Корнуэлл нашла информацию, что в 1888 году художник пользовался именно этими канцелярскими товарами. Изучив другие письма из архива, она обнаружила еще четыре водяных знака, которые также можно было найти на канцелярских принадлежностях Сикерта и его жены. Желая получить ДНК Сикерта, Корнуэлл приобрела одну из его картин, разрезала ее, изучила холст и раму на наличие отпечатков пальцев или следов крови, но ничего не нашла. Она также ничего не обнаружила на его столе для рисования.
После того как первый анализ не выявил частиц ДНК на незапечатанном письме, команда Корнуэлл решила поискать на письме вторичную, или митохондриальную, ДНК. И у них получилось! На письмах Сикерта также были обнаружены следы вторичной ДНК, но это была смесь ДНК разных людей. Обнаружилось небольшое сходство между вторичными ДНК на письме Потрошителя и письмах Сикерта. Корнуэлл предположила, что частицы митохондриальной ДНК Сикерта и Потрошителя принадлежат одному и тому же человеку, но эксперты с ней не согласились.
Так есть ли какие-либо доказательства, опровергающие теорию Корнуэлл о том, что Сикерт и был Потрошителем? Ну, есть неподтвержденные сообщения, что Сикерта вообще не было в стране, когда произошли некоторые убийства. Говорят, с августа по октябрь 1888 года он занимался живописью во Франции, хотя Корнуэлл утверждает, что он был скрытным человеком и даже его близкие друзья не знали, где он находится в то или иное время. Но доказательств у нее нет. Но писательница утверждает, что «Дело закрыто» и «Если у вас есть доказательства непричастности Стиккерта, принесите мне их».