Готовимся к егэ по истории. ЕГЭ по истории: разбираем задания с учителем. Почтовые марки посвященные годовщинам Великой Октябрьской социалистической революции

«Марки». Материал для выполнения задания с иллюстративным материалом.
Пасечник Наталья Борисовна -учитель истории и обществознания филиала МАОУ
Успенской СОШ «Зырянская СОШ»

«История – не учительница, а назидательница, наставница жизни; она ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков» - считал велики

«История – не учительница, а назидательница, наставница
жизни; она ничему не учит, а только наказывает за незнание
уроков» - считал великий русский историк В.О.
Ключевский.
В августе 2016 года ФИПИ опубликовал новые ориентиры для подготовки выпускников
к Единому государственному экзамену 2017 года. Среди многих предметов, в основных
документах которых произошли серьезные изменения, новый подход необходим теперь
и при подготовке к истории. Причем это те изменения, которые существенно осложняют
сам экзамен, и без того достаточно специфичный!
Теперь нужно четко знать последовательность событий, термин, а, главное, не только
знать основные исторические источники по истории страны, но и уметь их трактовать,
привязывать к событиям и делать выводы! Данный материал поможет подготовиться к
заданиям с иллюстративным материалом.

Художник – Жаров А.
Художественное оформление – Московец А.
Павел I – государственный деятель. Манифест о
трехдневной барщине. 5 апреля 1797 г. прошла
коронация Павла I в Успенском соборе
Московского Кремля. Одновременно с этим было
провозглашено несколько законодательных актов,
среди которых и указ, касавшийся положения
крестьян - Манифест о трехдневной барщине. В
нем говорилось: «Дабы никто и ни под каким
видом не дерзал в воскресные дни принуждать
крестьян к работам». При этом предполагалось,
что из остальных шести дней недели крестьянин
только три дня должен был трудиться на барщине,
а остальные дни – работать на себя. Этот указ
носил рекомендательный характер, но он стал
первым шагом на пути к ограничению, а затем и к
отмене крепостного права.

Почтовая марка России. 1140 лет российской
государственности. 2002 год
Памятник "Тысячелетие России" (1862) г.) в Великом
Новгороде.
Дата выпуска: 17 сентября 2002 год
Издатель: ИТЦ "Марка"
Художник: Х.Бетридинова

Казанский университет (Казанский государственный университет имени В.И. Ульянова-Ленина) был основан в 1804 году императором Александром I к

Казанский университет (Казанский государственный
университет имени В.И. Ульянова-Ленина) был
основан в 1804 году императором Александром I как
«Императорский Казанский университет». Казанский
университет является старейшим, после Московского,
непрерывно существующим университетом в России.
В 1954 году Казанскому университету исполнилось
150 лет. В честь этого события почта СССР выпустила
серию из двух почтовых марок с изображением
Главного корпуса Университета.
Марки серии «100 лет Казанскому университету» с
пропуском перфорации.

Серия марок «Исследователи и путешественники»

Полководцы Отечественной войны М. Б. Барклай-де-Толли (1761-1818), М. И. Кутузов (1745-1813) и П. И. Багратион (1765-1812)

Герой Отечественной войны военный писатель и поэт Д. В. Давыдов (1784-1839) с группой партизан 1962 год выпуска

Герой Отечественной войны военный писатель и поэт Д. В. Давыдов (17841839) с группой партизан
1962 год выпуска

Партизанка крестьянка Василиса Кожина (гг. рожд. и смерти неизв.) Бородинское сражение

2005год выпуска. 60-летие освобождения Вены от фашизма советскими войсками. На марке: Вена. Замок Бельведер в Вене и памятник советскому солда

2005год выпуска.
60-летие освобождения Вены от фашизма советскими войсками. На марке:
Вена. Замок Бельведер в Вене и памятник советскому солдату.

1947 год выпуска. 800-летие Москвы Почтовая серия, из пяти марок посвящена юбилею Москвы. На марках изображены памятные места столицы - Площад

1947 год выпуска. 800-летие Москвы Почтовая серия, из пяти марок посвящена юбилею Москвы.
На марках изображены памятные места столицы - Площадь Свердлова с видом Большого театра,
Музей Ленина, панорама Красной площади и Московский Кремль, центральный телеграф

Юбилейные марки посвященные
маршалам СССР и героям
Великой Отечественной войны

Маршал Советского Союза М. Н. Тухачевский (1893 - 1937). К 70-летию со дня рождения. Часть карты Восточного фронта (период Гражданской войны), где Ту

Маршал Советского
Союза
М. Н. Тухачевский (1893
- 1937).
К 70-летию со дня
рождения.
Часть карты Восточного
фронта (период
Гражданской войны), где
Тухачевский командовал
1-й и 5-й армиями.
Циркуль, свёрнутая
карта, винтовка и
пятиконечная звезда.

Почтовые марки посвященные годовщинам Великой Октябрьской социалистической революции

Юбилейные марки посвященные образованию ВЛКСМ

История Армии России
1941 год
23 годовщина Красной
Армии и военно-морского
флота СССР
1922 год -"День Красной
Армии и Флота".
С 1946 до 1993 гг. носил
название "День Советской
Армии и Военно-Морского
флота".

Серия «Промышленность». Тема индустриализация в СССР 1941 год.

20-летие со дня смерти Н. Е. Жуковского (1847 - 1921) Набор из трех марок, связанный с годовщиной смерти Н.Е. Жуковского. Портрет основоположника от

20-летие со дня смерти Н. Е. Жуковского (1847 - 1921)
Набор из трех марок, связанный с годовщиной смерти Н.Е. Жуковского.
Портрет основоположника отечественной аэродинамики Николая Егоровича Жуковского
Военно-воздушная академия, названная именем Н. Е. Жуковского;
Изображение Н.Е. Жуковского на фоне выведенной им формулы подъемной силы крыла.
;

Тема: «Полководцы России» Александр Васильевич Суворов (1730-1800) - великий русский полководец, один из основоположников русского военного ис

Тема: «Полководцы России»
Александр Васильевич Суворов (1730-1800) - великий русский полководец, один из основоположников русского
военного искусства.
Князь Италийский (1799), граф Российской империи Суворов-Рымникский (1789); князь, королевский родственник («кузен
короля») и гранд Сардинского королевства (1799), граф Римской империи (1789).
Генералиссимус российских сухопутных и морских сил, генерал-фельдмаршал австрийских и сардинских войск, кавалер
всех российских орденов своего времени, вручавшихся мужчинам, а также многих иностранных военных орденов.
Великий русский полководец, национальный герой России и военный теоретик. Полководческий гений Суворова отражен
в чеканной формулировке: «не проиграл ни одного сражения, причем все они были выиграны при численном
превосходстве неприятеля» (более 60 сражений).
В 1790 г. русские войска начали осаду турецкой крепости Измаил - наиболее мощной крепости на левом берегу Дуная,
укреплённой по последним требованиям крепостного искусства и считавшуюся неприступной. Суворов прибыл в русский
лагерь 2 (13) декабря 1790 года сразу стал готовить штурм крепости: в течение восьми дней Суворов готовил войска,
создав тренировочный лагерь - ров и вал по типу измаильского. Наконец, он послал ультиматум коменданту крепости
Мехмет-паше с требованием сдачи. После отказа последнего 11 (22) декабря 1790 года русские войска, которыми
командовал Суворов, штурмом взяли Измаил.
Потери русских составили около 4 тысяч убитыми и 6 тысяч ранеными. Турки потеряли 26 тысяч убитыми и 9 тысяч
пленными. Взятие Измаила явилось одним из решающих факторов победы в русско-турецкой войне.
1941. 150-летие взятия крепости Измаил войсками под
командованием А. В. Суворова (декабрь 1790).

Почтовая марка «Будь героем!» - первая военная марка, посвящённая Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Выпущена 12 августа 1941 года. Не случа

Почтовая марка «Будь героем!» - первая военная марка, посвящённая Великой
Отечественной войне 1941-1945 гг. Выпущена 12 августа 1941 года.
Не случайно, что тема этой первой военной марки, напуствие матери уходящему на
фронт сыну. В основе рисунка марки плакат художника В.Б. Корецкого, выпущенного 30
июня 1941 года. Ни одна из воюющих стран мира не имела такого выразительного по
форме и ёмкого, точного по содержанию почтового выпуска. Это был первый военный
плакат и первая военная марка, причем очень редкая, так как бо̀льшая часть тиража
погибла во время пожара.

1989г. 200 лет Великой Французской революции

1986г. 275 лет со дня рождения М.В. Ломоносова

1988г. Перестройка

1981г. Исследования на орбитальном
космическом комплексе "Союз-35 Салют-6 - Союз-37"

Описание презентации Подготовка к ЕГЭ по истории «Марки» . по слайдам

Подготовка к ЕГЭ по истории «Марки» . Материал для выполнения задания с иллюстративным материалом. Пасечник Наталья Борисовна -учитель истории и обществознания филиала МАОУ Успенской СОШ «Зырянская СОШ»

«История – не учительница, а назидательница, наставница жизни; она ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков» - считал великий русский историк В. О. Ключевский. В августе 2016 года ФИПИ опубликовал новые ориентиры для подготовки выпускников к Единому государственному экзамену 2017 года. Среди многих предметов, в основных документах которых произошли серьезные изменения, новый подход необходим теперь и при подготовке к истории. Причем это те изменения, которые существенно осложняют сам экзамен, и без того достаточно специфичный! Теперь нужно четко знать последовательность событий, термин, а, главное, не только знать основные исторические источники по истории страны, но и уметь их трактовать, привязывать к событиям и делать выводы! Данный материал поможет подготовиться к заданиям с иллюстративным материалом.

Художник – Жаров А. Художественное оформление – Московец А. Павел I – государственный деятель. Манифест о трехдневной барщине. 5 апреля 1797 г. прошла коронация Павла I в Успенском соборе Московского Кремля. Одновременно с этим было провозглашено несколько законодательных актов, среди которых и указ, касавшийся положения крестьян — Манифест о трехдневной барщине. В нем говорилось: «Дабы никто и ни под каким видом не дерзал в воскресные дни принуждать крестьян к работам» . При этом предполагалось, что из остальных шести дней недели крестьянин только три дня должен был трудиться на барщине, а остальные дни – работать на себя. Этот указ носил рекомендательный характер, но он стал первым шагом на пути к ограничению, а затем и к отмене крепостного права.

Почтовая марка России. 1140 лет российской государственности. 2002 год Памятник «Тысячелетие России» (1862) г.) в Великом Новгороде. Дата выпуска: 17 сентября 2002 год Издатель: ИТЦ «Марка» Художник: Х. Бетридинова

Казанский университет (Казанский государственный университет имени В. И. Ульянова-Ленина) был основан в 1804 году императором Александром I как «Императорский Казанский университет» . Казанский университет является старейшим, после Московского, непрерывно существующим университетом в России. В 1954 году Казанскому университету исполнилось 150 лет. В честь этого события почта СССР выпустила серию из двух почтовых марок с изображением Главного корпуса Университета. Марки серии « 100 лет Казанскому университету» с пропуском перфорации.

Полководцы Отечественной войны М. Б. Барклай-де-Толли (1761 -1818), М. И. Кутузов (1745 -1813) и П. И. Багратион (1765 -1812)

Герой Отечественной войны военный писатель и поэт Д. В. Давыдов (1784 -1839) с группой партизан 1962 год выпуска

2005 год выпуска. 60 -летие освобождения Вены от фашизма советскими войсками. На марке: Вена. Замок Бельведер в Вене и памятник советскому солдату.

1947 год выпуска. 800 -летие Москвы Почтовая серия, из пяти марок посвящена юбилею Москвы. На марках изображены памятные места столицы - Площадь Свердлова с видом Большого театра, Музей Ленина, панорама Красной площади и Московский Кремль, центральный телеграф

Маршал Советского Союза М. Н. Тухачевский (1893 — 1937). К 70 -летию со дня рождения. Часть карты Восточного фронта (период Гражданской войны), где Тухачевский командовал 1 -й и 5 -й армиями. Циркуль, свёрнутая карта, винтовка и пятиконечная звезда.

История Армии России 1941 год 23 годовщина Красной Армии и военно-морского флота СССР 1922 год -«День Красной Армии и Флота». С 1946 до 1993 гг. носил название «День Советской Армии и Военно-Морского флота».

20 -летие со дня смерти Н. Е. Жуковского (1847 — 1921) Набор из трех марок, связанный с годовщиной смерти Н. Е. Жуковского. Портрет основоположника отечественной аэродинамики Николая Егоровича Жуковского; Военно-воздушная академия, названная именем Н. Е. Жуковского; Изображение Н. Е. Жуковского на фоне выведенной им формулы подъемной силы крыла.

Тема: «Полководцы России» Александр Васильевич Суворов (1730 -1800) — великий русский полководец, один из основоположников русского военного искусства. Князь Италийский (1799), граф Российской империи Суворов-Рымникский (1789); князь, королевский родственник («кузен короля») и гранд Сардинского королевства (1799), граф Римской империи (1789). Генералиссимус российских сухопутных и морских сил, генерал-фельдмаршал австрийских и сардинских войск, кавалер всех российских орденов своего времени, вручавшихся мужчинам, а также многих иностранных военных орденов. Великий русский полководец, национальный герой России и военный теоретик. Полководческий гений Суворова отражен в чеканной формулировке: «не проиграл ни одного сражения, причем все они были выиграны при численном превосходстве неприятеля» (более 60 сражений). В 1790 г. русские войска начали осаду турецкой крепости Измаил — наиболее мощной крепости на левом берегу Дуная, укреплённой по последним требованиям крепостного искусства и считавшуюся неприступной. Суворов прибыл в русский лагерь 2 (13) декабря 1790 года сразу стал готовить штурм крепости: в течение восьми дней Суворов готовил войска, создав тренировочный лагерь - ров и вал по типу измаильского. Наконец, он послал ультиматум коменданту крепости Мехмет-паше с требованием сдачи. После отказа последнего 11 (22) декабря 1790 года русские войска, которыми командовал Суворов, штурмом взяли Измаил. Потери русских составили около 4 тысяч убитыми и 6 тысяч ранеными. Турки потеряли 26 тысяч убитыми и 9 тысяч пленными. Взятие Измаила явилось одним из решающих факторов победы в русско-турецкой войне. 1941. 150 -летие взятия крепости Измаил войсками под командованием А. В. Суворова (декабрь 1790).

Почтовая марка «Будь героем!» — первая военная марка, посвящённая Великой Отечественной войне 1941 -1945 гг. Выпущена 12 августа 1941 года. Не случайно, что тема этой первой военной марки, напуствие матери уходящему на фронт сыну. В основе рисунка марки плакат художника В. Б. Корецкого, выпущенного 30 июня 1941 года. Ни одна из воюющих стран мира не имела такого выразительного по форме и ёмкого, точного по содержанию почтового выпуска. Это был первый военный плакат и первая военная марка, причем очень редкая, так как б льшая часть тиража оо погибла во время пожара.

ЕГЭ 2017. Практикум по истории России. Задания с иллюстративным материалом. Гевуркова Е.А.

М.: 2017. - 160 с.

Пособие для эффективной подготовки к ЕГЭ по истории России содержит задания с иллюстративным материалом формата ЕГЭ по всему курсу истории России - с древнейших времен до начала XXI в. Выполнение этих заданий позволит отработать и закрепить необходимые для успешной сдачи экзамена умения и навыки. Ко всем заданиям даны ответы.

Формат: pdf

Размер: 21,5 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

Задания Единого государственного экзамена по истории России с использованием иллюстративного материала весьма разнообразны. В таких заданиях могут быть представлены как художественные произведения (памятники архитектуры, живопись, скульптура), так и изобразительные источники, имеющие культурное или историческое значение (плакаты, фотопортреты, исторические иллюстрации и реконструкции). Таким образом, дать какой-то общий алгоритм решения этих заданий довольно трудно.
Нередко главным для выполнения подобных заданий является «узнавание» изображения. Подчеркнем еще раз - именно «узнавание», так как в заданиях с иллюстративным материалом ЕГЭ подписи под изображениями отсутствуют. Поэтому в ходе учебного процесса нужно внимательно знакомиться с иллюстративным материалом в учебнике, стараться дополнить его собственными изысканиями в Интернете. При изучении какой-либо темы по истории культуры желательно найти в дополнительной литературе или в Интернете изображения упомянутых памятников культуры. В ходе подготовки к экзамену можно составить таблицы или карточки с кратким описанием памятников культуры (время и обстоятельства создания, автор, стиль), добавив к ним изображения. Очень полезным является изучение архитектурных стилей и направлений живописи для закрепления представлений об их наиболее характерных чертах. Большую помощь окажет изучение художественных альбомов, посещение музеев, а также знакомство с виртуальными экспозициями, что особенно актуально для учащихся из отдаленных от центральных музеев регионов.

Государственное бюджетное
учреждение Республики
Марий Эл «Центр
информационных технологий
и оценки качества
образования»
Адрес: г. Йошкар-Ола,
Набережная Амстердам, д.3

!!!

!!!

Основной период
28 мая (пн) - география, информатика.
30 мая (ср) - математика база.
1 июня (пт) - физика, литература.
4 июня (пн) - русский язык.
6 июня (ср) - математика профиль.
8 июня (пт) - обществознание.
ЕГЭ-2018
?
11 июня (пн) - иностранные языки, биология.
13 июня (ср) - химия, история.
14 июня (чт) - иностранные языки (устная часть).
16 июня (сб) - иностранные языки (устная часть).
Резервные дни
20 июня (ср) - география, информатика.
21 июня (чт) - русский язык.
22 июня (пт) - математика база и профиль.
25 июня (пн) - литература, химия, физика,
обществознание.
26 июня (вт) - биология, история, иностранные языки.
27 июня (ср) - иностранные языки (устная часть).
29 июня (пт) - все предметы.

Но время для подготовки еще есть…

Процедура сдачи ЕГЭ

Бланк регистрации

Надеюсь, что ваши ответы будут более содержательными …

И
З
М
Е
Н
Е
Н
И
Я
В
С
Т
Р
У
К
Т
У
Р
Е
Годы
Время
(мин.)
Всего
заданий
Часть А
Часть В
Часть С
2003
180
57
40
10
7
2004
180
57
40
10
7
2005
180
50
33
10
7
2006
210
50
33
10
7
2007
210
50
32
11
7
2008
210
50
32
11
7
2009
210
50
32
11
7
2010
210
49
27
15
7
2011
210
49
27
15
7
2012
210
39
21
12
6
2013
210
40
21
13
6
2014
210
40
21
13
6

Демвариант КИМа по ИСТОРИИ в 2015 году

Работа состояла из 2 частей.
1 часть – с кратким ответом
(задания 1 – 34).
2 часть – 6 заданий с
развернутым ответом.
Всего – 40 заданий.
Время – 210 минут (3,5 часа).
Первичные баллы:
1 часть – 40, 2 часть – 19,
всего – 59 баллов.

КИМ по ИСТОРИИ с 2016 г.
2 части
19
1 часть:
заданий
с кратким ответом
(31 первичный балл)
6
2 часть: заданий
с развернутым ответом
(24 первичных балла)
Изменения по сравнению с 2015 г.:
25 заданий (вместо 40)
Нет заданий с выбором ответа (бывшая часть А)
Новые типы заданий в 1 части (№ 6, 8, 17)
Новое задание 2 части № 25 (историческое сочинение)
Увеличено время на выполнение заданий (почти 4 часа)

ЕГЭ по истории 2018

Демонстрационный вариант
(Демвариант) + Система оценивания
экзаменационной работы
Спецификация КИМов для
проведения в 2017 году ЕГЭ по
истории
Кодификатор элементов содержания
и требования к уровню подготовки

Кодификатор элементов содержания

1. Древность и Средневековье
Народы и древнейшие государства на территории России
Русь в IX – начале XII вв.
Русские земли и княжества в XII – середине XV в.
Российское государство во второй половине XV – XVII в.
2. Новое время
Россия в XVIII – середине XIX вв.
Россия во второй половине XIX – начале XX вв.
3. Новейшая история
Россия в Первой мировой войне. Революция и
Гражданская война в России.
СССР в 1922 – 1991 гг.
Российская Федерация

Историко-культурный стандарт
Цель стандарта
Формирование единого культурно-исторического
пространства Российской Федерации
Структура стандарта
Принципиальные оценки ключевых событий прошлого;
Основные подходы (методологию) отечественной
истории;
Перечень обязательных для изучения тем, понятий и
терминов, событий и персоналий;
Перечень «трудных вопросов истории»

Ответом к заданиям 1–19 является цифра,
последовательность цифр или слово
(словосочетание). Ответы необходимо указать
сначала в тексте работы, а затем перенести их в
бланк ответов № 1 справа от номера
соответствующего задания, начиная с первой
клеточки, без пробелов, запятых и других
дополнительных символов.
Каждую цифру или букву писат в отдельной
клеточке в соответствии с приведёнными в
бланке образцами.
Имена российских государей следует писать
только буквами (например: НиколайВторой).

Примеры заданий из демоверсии КИМа ЕГЭ 2018 г.





1) Крымская война
2) реформа патриарха Никона

Ответ:

последовательность событий

1. Расположите в хронологической последовательности
исторические события. Запишите цифры, которыми
обозначены исторические события, в правильной
последовательности в таблицу.
1) Крымская война
1853-1856
2) реформа патриарха Никона
1653
3) падение Византийской империи
1453
Ответ:
321
Проверяется умение определять
последовательность событий
(период VIII - начало XXI века)

2. Установите соответствие между событиями и годами: к
каждой позиции первого столбца подберите
соответствующую позицию из второго столбца.
А) первое упоминание Москвы в летописи
Б) Карибский кризис
В) Бородинская битва
Г) Медный бунт
1) 988 г.
2) 1147 г.
3) 1662 г.
4)1812 г.
5) 1939 г.
6) 1962 г.
Проверяется знание дат
(VIII - начало XXI века)

3. Ниже приведён список терминов. Все они, за
исключением двух, относятся к событиям (явлениям) XIX в.
1) вольные хлебопашцы;
2) министерства;
3) декабристы;
4) третъеиюнъский переворот;
5) мировые судьи;
6) октябристы.
Найдите и запишите порядковые номера терминов,
относящихся к другому историческому периоду.
Проверяется знание терминов
(VIII - начало XXI века)

4. Запишите термин, о котором идет речь.
Основная часть территории, не включенная в
опричнину Иваном IV.
Ответ: ____________
5. Установите соответствие между процессами
(явлениями, событиями) и фактами, относящимися к
этим процессам (явлениям, событиям): к каждой

позицию из второго столбца.
А)
Б)
В)
Г)
1)
2)
3)
4)
5)
6)

6. Установите соответствие между
фрагментами исторических источников и их
краткими характеристиками: к каждому
фрагменту, обозначенному буквой, подберите
по две соответствующие характеристики,
обозначенные цифрами.
Текст А
Характеристики
(6)
Текст Б
Ответ:
подобрать по 2
характеристики к
каждому тексту

Что из перечисленного относится к новой
экономической политике (1921-1928 гг.)? Выберите три
ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они
указаны.
1) утверждение частной собственности на землю
2)введение хозрасчёта на государственных предприятиях
3)денационализация тяжёлой промышленности
4)появление кредитно-банковской системы и бирж
5)отмена государственной монополии внешней торговли
6)введение концессий
7.
Проверяется умение
систематизировать информацию
(VIII - начало XXI века)

Текст с пропусками по истории
Великой Отечественной войны
Заполните пропуски в данных
используя приведённый ниже список
элементов: для каждого предложения,
буквой и содержащего пропуск, выберите
элемента.
8.
Текст с пропусками,
обозначенными
буквами (А,Б,В)
предложениях,
пропущенных
обозначенного
номер нужного
Пропущенные
элементы
(1 – 6)
ОТВЕТ В
ВИДЕ
ТАБЛИЦЫ

Сложность в задании 8:
Схожие элементы (фамилии двух летчиков в вариантах
ответов – В.В.Талалихин и Н.Ф.Гастелло).
Виктор Талалихин (1918–1941)
Одним из первых в СССР применивший
ночной таран над Москвой (август 1941 г.),
Герой Советского Союза. Погиб в октябре
1941 г.
Николай Гастелло
(1907–1941)
В июне 1941 г. совершил
огненный таран – направил
горящую машину на
механизированную колонну
врага. Все члены экипажа
погибли.

Подвиг героев-панфиловцев
И.В.Панфилов
(1893 – 1941)
Панфиловцы – бойцы сформированной в
городах Алма-Ата (Казахской ССР) и Фрунзе
(Киргизской ССР) 316-й стрелковой дивизии
(впоследствии 8-я гвардейская), под
командованием военного комиссара Киргизской
ССР генерал-майора Ивана Васильевича
Панфилова, участвовавшие в 1941 году в
обороне Москвы.
«Мемориал Героям Панфиловцам» у разъезда Дубосеково,
недалеко от Волоколамска

9. Установите соответствие между событиями и
участниками этих событий: к каждой позиции
первого столбца подберите соответствующую
позицию из второго столбца…
Проверяется знание
исторических деятелей
(VIII - начало XXI века)
10. Прочтите отрывок из воспоминаний и
укажите фамилию автора.
(Работа с текстом)
Работа с текстом
(1914 - 2012)

11. Заполните пустые ячейки таблицы, используя
представленные в приведенном ниже списке данные.
Век
Событие истории России
Событие истории
зарубежных стран
XIX век
_______________ (А)
Создание
Тройственного союза
___________ (Б)
Начало княжения в
Киеве Владимира
Мономаха
Третий крестовый
поход
___________ (В)
Присоединение
Псковской земли
Московскому княжеству
________________ (Г)
XVIII век
________________ (Д)
_________________ (Е)

Пропущенные элементы
1) Принятие Конституции США (1787 г.)
2) XVI век
3) Гражданская война в Англии (1642 – 1651 гг.)
4) Окончание Столетней войны (1453 г.)
5) Присоединение Крыма к Российской империи
(1783 г.)
6) XII век
7) XIV век
8) отмена крепостного права в России (1861 г.)
9) Выступление М. Лютера с 95 тезисами, начало
Реформации в Германии (1517 г.)

12. Работа с текстом по истории (VIII – XXI вв.)
Текст
(в демварианте 2018 г.
– о событиях 1917 г.)
Суждения
о приведенном
отрывке
(1 – 6)
Ответ:
выбрать 3
верных
суждения

Задания
13, 14, 15, 16
по карте

17. Установите соответствие между памятниками
культуры и их краткими характеристиками: к каждой
позиции первого столбца подберите соответствующую
позицию из второго столбца.
Памятники культуры
А), Б), В), Г)
А) «Слово о полку Игореве»
Б) «Домострой»
В) картина «Боярыня
Морозова»
Г) роман «Тихий Дон»
Их характеристика
(1 – 6)

18 и 19: задания по иллюстрациям!!!
!!!

Часть 2: 6 заданий с развернутым ответом Первые 3 – по тексту (каждое – по 2 балла) Демвариант: резолюция XIX партийной

конференции.
20 (С1)
21 (С2)
Укажите десятилетие, в рамках
которого происходили события,
упомянутые в резолюции.
Назовите фамилию
политического деятеля,
являвшегося руководителем
страны в период, когда
происходили эти события.
Укажите название периода
истории СССР, когда этот
политический деятель был
руководителем страны.
Какие направления внутренней
политики КПСС и государства
названы в резолюции?
Укажите любые три
направления.
22 (С3)
Каков итог реализации
рассматриваемого
стратегического курса партии?
Привлекая исторические
знания, укажите не менее двух
причин, приведших к такому
итогу.

23 (С4): задание-задача

Многие города Древней Руси возникали на берегах рек.
Объясните, в чём состояли преимущества такого
расположения города (приведите три объяснения).
(ответ – в демварианте)

Самое сложное задание!!!
Только 20% учеников смогли в 2017 г его решить!!!
Задание 24.
«Внутренняя политика Александра III
способствовала прогрессивному
развитию социальной и
экономической сфер
общественной жизни».
Используя исторические знания, приведите два
аргумента, которыми можно подтвердить
данную точку зрения, и два аргумента,
которыми можно опровергнуть ее. При
изложении аргументов обязательно
используйте исторические факты.

Примеры из вариантов прошлых лет

Главное новшество в 2016 – 2017 гг.: последнее 25 задание.

Это задание
оценивается
по семи
критериям и
может дать
11
первичных
баллов!!!
Вам необходимо написать
историческое сочинение об
ОДНОМ из периодов
истории России:
1) 1019-1054 гг.;
2) март 1801 г. - май 1812 г.;
3) октябрь 1917 г. - октябрь
1922 г.

В сочинении необходимо:
указать не менее двух значимых событий (явлений,
процессов), относящихся к данному периоду истории;
назвать две исторические личности, деятельность
которых связана с указанными событиями (явлениями,
процессами), и, используя знание исторических фактов,
охарактеризовать роли этих личностей в этих событиях
(явлениях, процессах);
указать не менее двух причинно-следственных связей,
характеризующих причины возникновения событий
(явлений, процессов), происходивших в данный период;51.КАРТЫ!!!

Атласы
издательства
«Дрофа»

Для подготовки можно использовать любой действующий комплект учебников для школы, имеющих рекомендательный гриф Минобрнауки России

Литература для подготовки:

1. История России. Учебник / Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. - М.: Проспект, 2014
2. Анисимов Е. В., Каменский А. Б. История России 1682–1861. Экспериментальное учебное пособие для средних школ. М., 1996.
3. Борисов Н.С. Политика Московских князей (конец XIII – первая половина XIV в.) М.: МГУ, 1999. - 391 с.
4. Данилевский И. Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX–XII вв.): Курс лекций. М., 1998 [М., 1999; 2-е изд., перераб. и доп. М.: Аспект Пресс, 2001]. – 399 с.
5. История России XIX- начала XX века/ Под ред. В. А. Федорова: Учебник - 3-е изд. - М.: Изд-во МГУ, 2004. - 752 с. - (Классический университетский учебник).
6. Моряков В. И., Фёдоров В. А., Щетинов Ю. А. История России: Пособие для старшеклассников и абитуриентов. 6-е изд., исправленное и дополненное. М.: Изд-во МГУ, 2004. - 506 с.
7. История России с древнейших времен до конца XVIII века. Учебник. Под ред. Б.Н. Флори. М. 2010.
8. Моряков В.И. История России IX–XVIII вв. М.: Филол. о-во "СЛОВО"; Эксмо, 1994. - 448 с.
9. Россия при Петре I; Россия при преемниках Петра // История России XVIII–XIX веков: Учебное пособие. Под ред. акад. Л.В. Милова. М.: Эксмо, 2006. 20 п.л.
10. Милов Л.В. Отв. ред.: История России с древнейших времен до начала XXI века: учебное пособие / под ред. акад. Л.В. Милова. В 3-х т. / М.: Эксмо, 2006. 147 п.л.

  • Том 1. История России с древнейших времен до конца XVII века.
  • Том 2. История России XVIII–XIX веков.
  • Том 3. История России ХХ - начала XXI веков.

11. История современной России. 1985-1994. М., «Терра»,1995
12. А.Г.Голиков, Т.А.Круглова. Методика работы с историческими источниками. Под редакцией проф. А.Г.Голикова. М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 224 с.
13. История России. Учебное пособие. В 3 ч. Ч. 1: Древняя Русь – эпоха Екатерины II / Т.В.Черникова; под общ. ред. В.И.Уколовой; МГИМО(У) МИД России, каф. всемирной и отечественной истории. – 2-е изд. - М.: МГИМО-Университет, 2009.
14. История России. Учебное пособие. В 3 ч. Ч. 2: Российская империя в XIX – начале XX века / Я.В.Вишняков; под общ. ред. В.И.Уколовой;МГИМО(У) МИД России, каф. всемирной и отечественной истории. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: МГИМО-Университет, 2009.
15. История России. Учебное пособие. В 3 ч. Ч. 3: Двадцатый век: 1914-1991 гг. В 2-х кн. Кн. 1 / М.Ю.Мягков, О.Г.Обичкин; под общ. ред. В.И. Уколовой; МГИМО(У) МИД России, каф. всемирной и отечественной истории. – 2-е изд. - М.: МГИМО-Университет, 2012.
16. Айрапетов, О.Р. Внешняя политика Российской империи 1801-1914 гг. М.2006.
17. Борисов, Н.С. Иван III (серия «ЖЗЛ») М., Молодая гвардия,2006
18. Вдовин, А.И. История СССР от Ленина до Горбачева. 2-е изд. М., 2014.
19. Захарова, Л.Г. Александр II и отмена крепостного права в России. М.: РОССПЭН, 2011.
20. Корнилов, А.А. Курс истории России XIX века / Александр Корнилов; [Вступ. ст. А. А. Левандовского]. - М. : АСТ: Астрель, 2004.
21. Павленко, Н.И. Петр I. - М.: Мол. гвардия, 2000. - 428 с
22. Рыбаков, Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII веков. М.,1982
23. Скрынников, Р.Г. Россия накануне «Смутного времени». М.: Мысль, 1981
24. Флоря, Б.Н. Иван Грозный. - Изд. 3-е. - М.: Молодая гвардия, 2009. - 482 с.
25. Уколова В. И. История Древнего мира. Книга для чтения М.: РОСМЭН, 2004.
26. Данилевский И. Н. Русь древняя и средневековая: Экспериментальное учеб. пособие. М., 1996 .
27. Анисимов Е. В., Каменский А. Б. Россия в XVIII – первой половине XIX века: История. Историк. Документ. Экспериментальное учебное пособие для старших классов. М., 1994. 2-е изд.: М., 1996.
28. Немировский А. И., Ильинская Л. С., Уколова В. И. Античность: история и культура: Пособие для учащихся ст. классов общеобразов. учреждений. В 2-х т. М.: Аспект Пресс, 1994. 4-е изд. М.: ТЕРРА, 1999.

Интернет ресурсы.

История России:

1. Проект «ХРОНОС »
2. Российский общеобразовательный портал. Коллекция: исторические документы
3. Исторические источники на русском языке в Интернете (Электронная библиотека Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова)
4. История Военного Дела : исследования и источники
5. Материалы русской истории
6. «История России XIX век »
8. HistoryLinks.Ru каталог исторических сайтов
9. Раздел Блога школьного