Сущность, функции и виды чувств и эмоций. Непрожитые эмоции притягивают непрожитые события в жизнь.

Определение, функции эмоций. Классификация эмоций. Принцип единства интеллекта и аффекта (Л.С. Выготский).

План ответа

    Определение эмоций.

    1. Различные определения.

      Понимание эмоций.

      Характеристика эмоций.

    Функции эмоций.

    1. По Симонову.

      Перечень функций.

    Классификация эмоций.

Ответ:

    Определение эмоций.

    1. Различные определения.

Эмоции (от лат. emovere – возбуждать, волновать) - состояния , связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов и выражающиеся, прежде всего, в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей. Являются одним из главных регуляторов деятельности.

Обычно эмоцию определяют как особый вид психических процессов , которые выражают переживание человеком его отношения к окружающему миру и самому себе. Особенность эмоций состоит в том, что они в зависимости от потребностей субъекта непосредственно оценивают значимость действующих на индивид объектов и ситуаций.

В психологии эмоции определяются как переживание человеком в данный момент своего отношения к чему-либо (в наличной или будущей ситуации, к другим людям, к самому себе и т.д.). Помимо этого узкого понимания понятие « эмоция » используется и в широком смысле, когда под ней имеют в виду целостную эмоциональную реакцию личности, включающую не только психический компонент – переживание, но и специфические физиологические изменения в организме, сопутствующие этому переживанию. В этом случае можно говорить об эмоциональном состоянии человека .

Эмоции особый класс субъективных психологических состояний , отражающихся в форме непосредственных переживаний некого процесса и результаты практической деятельности, направленной на удовлетворение его актуальных потребностей.

Эмоции выступают как внутренний язык, как система сигналов, непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией отвечающей этим мотивам деятельности.

      Понимание эмоций.

Эмоции это:

    Субъективное состояние (« Мне страшно», «Мне больно»);

    Внешнее проявление (Удар –Бег, Удар – Ответный Удар / Проявление: мимическое, пантомимическое, поведенческое);

    Физиологический процесс. За эмоциями лежат конкретные нервные процессы;

    Реакция на что-то. Эмоция может только выразить субъективный смысл ситуации,предостави субъекту возможность рационально осознать его смысл.

    Оценка чего-то. Эмоции реакция на субъективно значимые состояния.

      Характеристика эмоций.

Отношение к отражаемым явлениям, как главное свойство эмоций представлено:

    В их качественных характеристиках , к которым относятся

    1. Знак – положительный или отрицательный;

      Модальность – специфическое свойство, отличающее удивление от тревоги, радость от отвращения, гнев о печали и т.д.

    В динамике протекания эмоций, их длительности , интенсивности и пр. параметрах

    В динамике внешнего выражения эмоций – эмоциональной экспрессии (мимике, пантомимике, интонационной стороне речи).

    Функции эмоций.

    1. По Симонову.

1.Отражательно-оценочная функция. Эмоция может рассматриваться как обобщенная оценка ситуации. Так, эмоция страха развивается при недостатке сведений, необходимых для защиты, как ожидания и предсказания неудачи при совершении действия, которое должно быть выполнено в данных условиях.

2.Переключающая функция. Поскольку положительная эмоция свидетельствует о приближении удовлетворения потребности, а отрицательная эмоция - об удалении от него, субъект стремится усилить первое состояние и ослабить второе. Эта функция особенно ярко обнаруживается в процессе конкуренции мотивов, при выделении доминирующей потребности (борьба между чувством страха и чувством долга) и при оценке вероятности ее удовлетворения (например: переориентировка на менее важную, но легко достижимую цель: синица в руках побеждает журавля в небе).

3.Подкрепляющая функция. Непосредственным подкреплением является не удовлетворение каких-либо потребностей, а получение желательных или устранение нежелательных стимулов.

4.Компенсаторная функция. Будучи активным состоянием, система специализированных мозговых структур, эмоции оказывают влияние на другие церебральные системы, регулирующие поведение, процессы восприятия внешних сигналов и извлечение их из памяти. Именно в этом особенно наглядно обнаруживается компенсаторное значение эмоций. Эта функция не ограничивается гипермобилизацией вегетатики. Компенсаторное значение эмоций заключается в их замещающей роли.

      Перечень функций.

Исследователи, отвечая на вопрос о том, какую роль играют эмоции в жизнедеятельности живых существ, выделяют несколько функций эмоций:

1. Сигнальная функция эмоций . Эмоции также сигнализируют о значимости происходящего для человека: более значимое вызывает более сильные эмоции. Особенность эмоций состоит в том, что они отражают отношения между мотивами (потребностями) и успехом или возможностью успешной реализации отвечающей им деятельности субъекта. По Леонтьеву, эмоции поставляют нам информацию «зачем и ради чего мы это делаем?» (отношение результата и мотива).

2. Отражательная ункция оценки) . Отражательная функция эмоций выражается в обобщенной оценке событий. Эмоция как особое внутреннее состояние и субъективное переживание выполняет функцию оценки обстоятельств ситуации. Эта функция необходима для существования организма и личности, для их ориентировки в мире, для организации их поведения. В зависимости от того, какую оценку человек присваивает ситуации, он будет либо избегать ее, либо стараться в ней находиться, действовать.

3. Пусковая . Эмоции запускают деятельность.

4. Побудительная (стимулирующая) . Функция побуждения является мотивирующей ролью эмоций в психической организации человека. Эмоциональное переживание, содержащее образ предмета удовлетворения потребности и свое пристрастное отношение к нему.

5. Организующая/дезорганизующая. Дезорганизующая функция: способность эмоций нарушать целенаправленную деятельность (Э. Клапаред ) . Сама по себе эмоция дезорганизующей функции не несёт, всё зависит от условий, в которых она проявляется. Это значит, что нарушение деятельности является не прямым, а побочным проявлением эмоций.

6. Регулирующая (подкрепляющая). Речь идет о влиянии эмоций на накопление и актуализацию индивидуального опыта. Она указывает на способность эмоций оставлять следы в опыте индивида, закрепляя в нем те воздействия, которые их возбудили. Значимые события вызывают сильную эмоциональную реакцию, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти.Подкрепляет промежуточную деятельность и результат. Этуфункцию у эмоций выделял П.В. Симонов.

7. Аварийного выхода. Решение проблем. Резкий выплеск эмоций (слезы, крик, большая агрессия) – это и есть аварийный выход. Обычно такие способы реагирования называют регрессивными (возвращение на способы реагирования, которые были присущи ранее)

8. Коммуникативная (экспрессивная) . Мимика, жесты, позы, выразительные вздохи, изменение интонации являются «языком человеческих чувств» и позволяют человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к явлениям, объектам и т.д. Эмоциональные связи являются основой межличностных взаимоотношений.

9. Предвосхищающая (эвристическая) . Содержит прогноз событий, удовлетворяющих мотивацию. Предвосхищающие эмоции успешно изучались в составе мыслительной деятельности при решении творческих задач (шахматных). Эмоции предвосхищения связаны с появлением переживания догадки, идеи решения, которая еще не вербализована. Эмоции предопределяют решение творческой задачи.

10. Активации (мобилизующая/демобилизующая) . Эмоциональные состояния вызывают либо мобилизацию органов действия, энергетических ресурсов и защитных процессов организма, либо, в благоприятных ситуациях, его демобилизацию , настройку на внутренние процессы и накопление энергии (Кэннон, 1927) . Очевидно, что функции активации и мобилизации-демобилизации тесно связаны и последнюю можно рассматривать как одно из результативных проявлений первой.

11. Катарсическая. Помогает снять гнев, раздражение.

12. Приспособительная. Анохин: эмоции имеют приспособительное значение. Они дают понять насколько успешна деятельность, отношение к объекту (опасен, не опасен). Эмоции осуществляют процесс сопоставления результата с целью в акцепторе действия.

13. Переключательная .Переключательная функция эмоций состоит в том, что они часто побуждают человека к изменению своего поведения. Ярко обнаруживается при конкуренции мотивов в которых определяется доминирующая потребность (реализация в борьбе между страхом и чувством долга)

14. Функция становления и организации субъективного образа. Большой теоретический интерес представляет функция эмоций, отчетливо намеченная в работах В . Вундта и выявляющая роль эмоциональных переживаний в становлении и организации субъективного образа. Согласно Вундту, эмоциональный тон ощущений (или более сложных «единиц» отражения), воспринимаемых одновременно или непосредственно друг за другом, сливается по определенным законам во все более и более общие равнодействующие переживания, соответственно организуя в восприятии и сами эти «единицы» (ощущения, представления и т. п.). Только в силу такого слияния чувств мы воспринимаем не набор пятен или звуков, а пейзаж и мелодию, не множество интроцептивных впечатлений, а свое тело. Таким образом, эмоциональные переживания выступают синтезирующей основой образа, обеспечивающей возможность целостного и структурированного отражения мозаичного разнообразия фактически действующих раздражений.

    Классификация эмоций.

    1. Настроение, эмоции и аффекты.

Эмоции различаются по интенсивности и длительности, а также по степени осознанности причины их появления. В связи с этим выделяют настроения, собственно эмоции и аффекты.

Настроение – это слабовыраженное устойчивое эмоциональное состояние, причина которого человеку может быть не ясна. Оно постоянно присутствует у человека в качестве эмоционального тона, повышая или понижая его активность в общении или работе. Настроения имеют следующие особенности :

    Слабая интенсивность. Удовольствие не доходит до сильного проявления, грустное настроение выражено не ярко и не имеет в своей основе интенсивных нервных возбуждений.

    Значительная длительность. Медленно развиваются и переживаются в течение длительного периода.

    Неясность, «безотчетность». Слабо осознаются причины, вызвавшие настроение. Если объяснить человеку причины его настроения, оно нередко быстро у него проходит.

    Своеобразный диффузный характер. Настроения накладывают свой отпечаток на все мысли, отношения, действия человека в данный момент.

Собственно эмоции – это более кратковременное, но достаточно сильно выраженное переживание человеком радости, горя, страха и т.д. Они возникают по поводу удовлетворения или неудовлетворения потребностей и имеют хорошо осознаваемую причину появления.

Аффект – быстро возникающее, очень интенсивное и кратковременное эмоциональное состояние, вызываемое сильным или особо значимым для человека стимулом. Чаще всего аффект является следствием конфликта. Особенность аффектов:

    Бурное внешнее проявление эмоционального переживания. Во время аффекта человек может не замечать окружающего, не давать себе отчета в происходящих событиях и в своих собственных поступках. Возбуждение охватывает подкорковые центры, которые, будучи освобождены в данный момент от сдерживающего и контролирующего воздействия всей коры, вызывают яркое внешнее проявление переживаемого эмоционального состояния.

    Кратковременное проявление, отличающееся своеобразными особенностями течения эмоционального переживания. Аффект, являясь интенсивным процессом, не может длиться долго и очень быстро себя изживает.

    Безотчетность эмоционального переживания . Она бывает меньшей или большей, в зависимости от силы аффекта, и выражается в снижении сознательного контроля за своими действиями. В состоянии аффекта человек полностью захвачен эмоциональным переживанием и в то же время слабо осознает его характер и значение.

    Диффузный характер эмоционального переживания (резко выраженный) . Сильные аффекты захватывают целиком личность человека и все его жизненно важные проявления. Особенно резкие изменения при аффектах наблюдаются в деятельности сознания, объем которого сужается и ограничивается небольшим количеством представлений и восприятий, тесно связанных с переживанием эмоций. При очень сильных аффектах нередко перестраиваются и резко изменяются привычные установки личности, характер и содержание отражения объективной действительности; многие явления и факты воспринимаются иначе, чем обычно, выступают в новом свете, происходит ломка сложившихся ранее установок личности.

      Классификация по А.Н. Леонтьеву.

По классификации эмоциональных явлений А.Н. Леонтьева выделяется три вида эмоциональных процессов: аффекты, собственно эмоции и чувства.

Аффекты - это сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождающиеся резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями. У человека аффекты вызываются как биологически значимыми факторами, затрагивающими его физическое существование, так и социальными, например мнением руководителя, его отрицательной оценкой, принятыми санкциями. Отличительной особенностью аффектов является то, что они возникают в ответ на уже фактически наступившую ситуацию и в этом смысле являются как бы сдвинутыми к концу событиям.

Собственно эмоции в отличие от аффектов представляют собой более длительно текущее состояние, иногда лишь слабо проявляются во внешнем поведении. Они имеют отчетливо выраженный ситуационный характер, т.е. выражают оценочное личностное отношение к складывающимся или возможным ситуациям, к своей деятельности и своим проявлениям в них. Собственно эмоции способны предвосхищать ситуации и события, которые еще реально не наступили, и возникают в связи с представлениями о пережитых или воображаемых ситуациях. Их важнейшая особенность – спсособность к обобщению и коммуникации.

Третий вид эмоциональных процессов - это так называемые предметные чувства . Они возникают как специфическое обобщение эмоций и связаны с представлением или идеей о некотором объекте, конкретном или отвлеченном (например, чувство любви к человеку, к родине, чувство ненависти к врагу и т.д.). Предметные чувства выражают устойчивые эмоциональные отношения.

    Принцип единства аффекта и интеллекта.

Выготский использовал понятие аффекта в более широком смысле, нежели принято.

Проблема единства аффекта и интеллекта рассматривалась Л.С. Выготским как краеугольный камень теории психического развития ребенка. Однако это единство проявляется как динамическая, а не стабильная связь аффекта с интеллектом. "Все дело в том, что мышление и аффект представляют части единого целого - человеческого сознания". Единство аффекта и интеллекта, согласно Л.С. Выготскому, обнаруживается, во-первых, во взаимосвязи и взаимовлиянии этих сторон психики друг на друга на всех ступенях психического развития и, во-вторых, в том, что эта связь является динамической, меняющейся, причем всякой ступени в развитии мышления соответствует своя ступень в развитии аффекта. Еще в 30-е гг. Л.С. Выготский указывал на необходимость рассмотрения развития аффекта и интеллекта в динамическом единстве. Но до сих пор развитие познавательных сил ребенка и развитие аффективно-потребностной сферы рассматриваются как процессы, имеющие свои независимые, взаимно не пересекающиеся линии. В педагогической теории и практике это находит выражение в отрыве воспитания от обучения и обучения от воспитания".

Психологическая теория и педагогическая практика тесно связаны, и оказывают друг на друга взаимообусловливающее влияние. Современная практика общественного воспитания дошкольников свидетельствует не только об отрыве воспитания от обучения, но и о явной деформации педагогического процесса в сторону однобокого доминирования образовательных ценностей над воспитательными. Детский сад в значительной мере превратился в учебно-образовательное учреждение. В распорядке и организации жизни детского сада главное место занимают занятия, которые во многом похожи на школьные уроки. С воспитателей спрашивают в первую очередь выполнение программы, а родители более всего озабочены тем, как их ребенок подготовлен к школе. Подготовка же к школе в массовом понимании сводится к элементарной грамотности: умению читать, писать, считать. Эмоциональная жизнь ребенка, как правило, вынесена за рамки организованного педагогического процесса как в детском саду, так и в школе. События, взволновавшие ребенка и оставившие след в его душе, чаще всего остаются его личным делом и не получают должного внимания со стороны педагогов.

Высшим психическим функциям «в такой же мере присуща иная интеллектуальная, как и иная аффективная природа. Все дело в том, что мышление и аффект представляют собой части единого целого – человеческого сознания» - Выготский.

Говоря о переживаниях человека употребляют два термина: эмоции и чувства. Это очень близкие и чаще всего неотделимые друг от друга понятия, но все же они не тождественны.

Эмоции – это непосредственное переживание в конкретный промежуток времени. Чувство – это черта личности, относительно устойчивое отношение к окружающему миру. Неразрывность эмоций и чувств выражается в том, что чувства проявляются в конкретных эмоциях.

Разберем подробнее, что такое эмоции.

Эмоции — особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний отношения человека к миру. Слово эмоция произошло (как и «мотивация») от французского глагола «motive», означающего «приводить в движение».

Значение эмоций в жизни человека велико. Они помогают ориентироваться в происходящем, оценивая его с позиций желательности или нежелательности, под их воздействием человек может совершать невозможное, так как происходит мгновенная мобилизация всех сил организма.

Интенсивные эмоции содержат некоторые общие составляющие:

1) субъективное переживание – аффективное состояние чувств, связанное с данной эмоцией;
2) реакция организма (когда мы расстроены наш голос может дрожать вопреки нашему желанию);
3) совокупность мыслей и убеждений, сопровождающих эмоцию (например, переживание радости сопровождается мыслями и ее причинах: «Ура! Мы едем на море!»);
4) выражение лица (например, если мы злимся, то нахмуриваем брови);
5) склонность к действиям, которые ассоциированы с данной эмоцией (например, гнев может вести к агрессивному поведению).

Протекание эмоций характеризуется определенной динамикой. Выделяют динамику кратковременного переживания (возникновение — нарастание — кульминация — угасание), и динамику длительного чувства, на фоне доминирования которого разворачиваются различные переживания.

К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.

Чувства высший продукт культурно-эмоционального развития человека. Они связаны с определенными входящими в сферу культуры предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека.

Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль. Чувства всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться. Проявление сильного и устойчивого положительного чувства к чему-либо или к кому-либо называется страстью.

Страсть – еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств.

Аффект – особое эмоциональное состояние, которое сопровождается видимыми изменениями в поведении человека. Аффект быстро возникает и бурно протекает. У человека в состоянии аффекта нарушается сознательный контроль своих действий, человек не способен адекватно оценивать происходящее. По окончании аффективной вспышки наступают разбитость и опустошенность, упадок сил, иногда человек засыпает.

Аффекты способны оставлять сильные и устойчивые следы в долговременной памяти. В то время как работа эмоций и чувств связана преимущественно с кратковременной и оперативной памятью.

Стресс – это понятие ввел Г. Селье, который определял его как состояние сильного и длительного психологического напряжения, возникающего в результате перегрузки нервной системы.

Стресс может как мобилизовать ресурсы организма человека, так и оказывать разрушительное воздействие. Если напряжение сильное и долго не проходит, то повышается вероятность возникновения соматических заболеваний, усталости, депрессии.

Таким образом, эмоции необходимы для выживания и благополучия человека. Не обладая эмоциями, т.е. не умея испытывать радость, печаль, гнев, вину, мы не были бы в полной мере людьми. Не менее важна и способность человека сопереживать чужим эмоциям, способность к эмпатии.

Автор статьи: Ирина Базан

Эмоции оказывают на нашу жизнь огромное влияние. Они могут заставить нас принимать недостаточно хорошие решения, приводить к проблемам и недопониманию, значение эмоций трудно переоценить.

Что такое эмоции и чувства, если не короли в царстве внутреннего мира? Нельзя найти области жизни, ни одного уголка существования, которое не было бы тем или иным образом сплетено с эмоциями и чувствами в человеке. Мы можем утверждать вслед за Фрейдом и Бионом: «Рассудок - раб эмоций и существует для того, чтобы рационализировать эмоциональные переживания».

Эмоции в жизни человека проявляются на физиологическом, поведенческом и субъективном уровнях. Эмоции в психологии рассматриваются как психологические состояния, влияющие на мышление и деятельность человека.

Свойства эмоций включают универсальность, пластичность, адаптивность, перенос на другие объекты, заразительность. Психология определяет простейшие базовые эмоции как удовольствие, в смысле последствия удовлетворения потребностей, и неудовольствие, их . Общая характеристика эмоций включает все эмоциональные состояния:

  • Настроения.
  • Чувства.
  • Страсти.

Точки зрения

Основные теории эмоций относят их источник либо к физиологическим реакциям на раздражители в среде, либо к реакции мозга на происходящее с телом, либо к интерпретации – осмысление ситуаций порождает эмоции. Эволюционистская теория говорит, что наши эмоции имеют адаптивные функции.

По этой теории, роль эмоций в жизни человека – регуляция активности для обеспечения безопасности. Страх помогает бороться или бежать, симпатия и привязанности – сплачиваться и размножаться. Правильная интерпретация чужих эмоциональных состояний позволяет вовремя принять меры: спасаться или помогать, противодействовать или объяснять.

Таким образом, по эволюционистской теории, функции эмоций и чувств – это безопасность, выживание, размножение. Они побуждают быстро реагировать и достигать своих целей.

Оригинальная теория, носящая имя сразу двух выдающихся психологов Джеймса и Ланге, под эмоциями понимает человеческие реакции на состояния организма. Вкратце её можно описать так: человек попадает в какую-то ситуацию, тело реагирует определенным образом, к примеру дрожит, сердечный ритм ускоряется, организм интерпретирует это состояние и делает вывод: я напуган. Так что мы не дрожим, потому что напуганы, а напуганы, потому что дрожим.

Другая теория оппонирует предыдущей, акцентируя внимание на том, что эти состояния слишком быстро возникают, часто опережая физиологические реакции. Кеннон и Бард полагают, что физическое и психическое возбуждение происходит одновременно, а не вызывает одно другое.

Шехтер и Зингер объединяют воззрения. Эмоция для них становится интерпретацией событий. Когда происходит эмоциональное возбуждение, то рождение самой эмоции зависит от того, как человек проинтерпретировал ситуацию, через соотнесение причины и внутреннего состояния. Так, потливость рук может быть как при тревоге на экзамене, так и при возбуждении или любовном волнении.

Счастье и горе

Дать ответ на то, какие бывают эмоции, пытались не один раз. Так, часто выделяемые виды эмоций:

  • Положительные (делают нас уверенными в себе, радостными и способными).
  • Отрицательные (усиливают страхи, препятствуют осуществлению целей).
  • Нейтральные эмоции (амбивалентные реакции).

Для избавления от отрицательных переживаний Ринпоче советует концентрироваться на них интеллектуально, тогда они потеряют свою силу. «Страх вовсе не такой большой и сильный. На самом деле безобидный. Просто букет преходящих ощущений, они появляются, немного задерживаются и исчезают», – так он комментирует собственный опыт столкновения с тревогой.

По Экману, универсальные эмоции таковы: страх, отвращение, гнев, удивление счастье и печаль. Плутчик типы представил в виде колеса – благодаря этому можно объединять, компоновать их, словно художник, смешивающий цвета. Классификация эмоций и чувств Плутчика заслужила большую популярность, в его интерпретации положительные и отрицательные эмоции находятся как бы напротив друг друга. Эмоции-противоположности, основной список:

  • Счастье – печаль.
  • Гнев – страх.
  • Доверие – отвращение.
  • Удивление – предвосхищение.

Как бы там ни было, но эмоции человека субъективны. К примеру, человек сообщает, что радостен. Но насколько? Он готов прыгать от счастья или у него легкая радость от чего-то приятного, а может быть, он рад приближающемуся событию или тому, что закончил тяжелую работу? В большинстве случаев мы не испытываем «чистые эмоции», все наши состояния – переплетение настроений, предчувствий, осадка опыта и переживания настоящего, каждое из которых несет свою эмоциональную нагрузку.

Физиологические основы эмоций кроются в симпатической нервной системе – отделе вегетативной. Потливость, ускорение пульса, учащенное дыхание – непроизвольные реакции. Вегетативная нервная система регулирует деятельность кровеносных сосудов, желез, внутренних органов.

На определенном этапе основная масса исследований посвящалась реакции стресса. Сейчас акцент смещается на изучение роли мозга. Части мозга, значимо влияющие на эмоциональную сферу:

  • Миндалина (страх) – поврежденная миндалина приводит иногда к усилению страха, а также к агрессивному или апатичному состоянию.
  • Уздечка мозга (также часть лимбической системы) – к ней отнесены страх, тревога, депрессия, стресс, при этом активность префронтальной коры снижает активность уздечки, а отсутствие активности в префронтальной коре – наоборот.

Влияние эмоций на здоровье человека объясняется как раз связью с вегетативной системой. Когда с эмоциями связана система, которая контролирует жизнедеятельность организма, то, естественно, эмоциональные возбуждения сказываются на работе органов. Да и, в принципе, эмоциональные реакции могут быть столь сильными, что вызывают проблемы с сердечно-сосудистой системой. Поэтому так важно научиться контролировать свои эмоции.

Как они работают

Эмоции и чувства в психологии занимают центральное место по причине их определяющего влияния на жизнь людей. Анализ и работа с эмоциональной сферой приносят в жизнь человека гармонию и возможность открыть новые стороны своей личности. Роль эмоций в жизни человека:

1. Мотивация. Благодаря эмоциям мы можем наконец-то заняться уборкой за два часа до прихода гостей или сесть за учебники, когда до экзамена осталась неделя, и подготовиться основательнее. Они побуждают к действию и активности, дают нам смысл совершать что-то.

2. Борьба за счастье. Если кто-то ставит палки в колеса, мы должны указать обидчику его место, но что побудит это сделать, как не эмоции? Если человек испытал сильную симпатию к другому или какое-то событие вознесло его к вершинам блаженства, он постарается увеличить количество позитивных переживаний и будет налаживать связь с другим или повторит условия для возникновения события. Положительные эмоции подвигнут на упорный труд ради повышения шансов жить счастливо и полноценно, а негативные эмоции подскажут, когда надо избавиться от деструктивного фактора.

3. Принятие решений. Благодаря исследованиям сейчас становится ясно, что отсутствие эмоций при повреждениях головного мозга может приводить к принятию неправильных решений. Эмоции человека никогда не пропадают, даже когда он думает, что руководствуется лишь чистой логикой и рациональностью, это блеф. И чем больше человек уверен, что может откинуть эмоциональное, тем сильнее он ошибается.

4. Связи с окружающими людьми. Вербальное или невербальное выражение своего эмоционального состояния людьми позволяет им быстрее находить контакт. Они понимают друг друга лучше, а значит, и взаимодействует эффективнее. Когда мы прислушиваемся к переживаниям других людей, вглядываемся в них, пытаемся их понять, нам становится легче помочь друзьям и родственникам, проще удовлетворить их желания и высказать свои просьбы.

Кто здесь главный

Как контролировать свои эмоции? Как злиться на нужного человека в той степени, которая необходима, и именно в тот момент, когда это нужно, с целью добиться необходимого? Аристотель сумел поставить проблему, а мы займемся поиском её решения.

Психология до сих пор расширяет свои знания об эмоциональном интеллекте и его ключевой роли в достижении успеха. Мы должны эмоционально вырасти для того, чтобы взаимодействовать с людьми максимально полезно для нас и для них.

Как справиться с эмоциями и сделать их своими друзьями, помощниками в каждом деле? Управление эмоциями дастся легко, если придерживаться следующих правил.

1. Обращать внимание на то, что мы чувствуем . Высокий уровень самосознания необходим для того, чтобы люди научились понимать свое «я» и окружающих людей. Как управлять эмоциями, если их не знаешь даже? Постарайтесь отслеживать, какие настроения, чувства, переживания занимают вас, наполняют.

Кроме того, сюда включено и осознание того, как наша эмоциональная сфера влияет на окружающих людей, на тех, с кем мы взаимодействуем. Способность отслеживать, понимать, всегда осознавать, что мы чувствуем, – основа высокого эмоционального интеллекта.

2. Обращать внимание на то, что чувствуют другие . позволяет нам понимать других людей. Когда мы понимаем других по-настоящему, нам не понадобится контролировать гнев или страх, потому что они просто не возникнут.

Наши реакции во многом сопряжены с тем, что делают другие. На самом деле важнее, что они чувствуют, потому что именно с этим мы можем работать. Мы можем изменить обстановку, чтобы другой человек стал более благожелателен к нам. А можем рассказать что-то, чтобы стал больше доверять, его поступки изменятся и наши чувства тоже.

3. Мысль или страсть? Справляйтесь с внутренними переживаниями хотя бы на время рассуждения. Размышление должно быть всегда прежде действия. А действия должны быть в гармонии с мыслями.

4. Стремления и цели . Мотивы – это то, что позволяет нам сохранять холодный рассудок даже в самой стрессовой обстановке, потому что соотнесение нашей цели и ситуативной неразберихи позволяет нам оставаться стойкими и спокойными.

Цель – как маяк, который освещает путь, она защищает от бессмысленных тревог. Кроме того, нельзя бояться изменений, так как многие случайности оборачиваются возможностями, именно возможности нужно искать в каждом моменте жизни, что и делают люди с высоким эмоциональным интеллектом.

5. Практикуйтесь в уместном выражении чувств . Гнев, ненависть, обида – что такие эмоции и чувства не всегда приемлемы, мы знаем, но не всегда контролируем их. Каждое чувство можно выразить разными способами. К примеру, гнев часто выливается в ссоры, но его силу можно направить на занятия спортом. Определяйте свои переживания, выражайте их, но так, чтобы это приносило вам пользу, ищите возможности.

6. Аналитика . Во многих случаях мы неправильно определяем источник негатива, поэтому изливаем его совсем не туда, куда следовало бы, и чувствуем не то, что могли бы, и действуем не так, как нужно. Определение источника негативных или позитивных переживаний очень важно.

То, что вызывает негатив, должно по возможности устраняться из жизни или смягчаться. Количество того, что вызывает позитив, должно увеличиваться в жизни. Если не уметь определять эти вещи, то можно кричать на детей за разбросанные игрушки просто из-за того, что раздражение появилось из-за давних постоянных трений с напарником, не лучше ли было поговорить с начальником о переходе в другую команду?

А как управлять своими эмоциями улыбкой? Некоторые изменения в напряжении мышц могут вызывать эмоции, а не быть их следствием. К примеру, улыбка может оказать положительное влияние на эмоциональное состояние. Так что улыбайтесь, когда небо в тучах, и попробуйте управляться с эмоциями, чтобы они не управляли вами. И самый главный совет

Эмоции - это переживания конкретного человека, связанные с удовлетворением или неудовлетворением его интересов. Под влиянием эмоций человек способен совершить героический поступок или преступление.

Поговорим о том, как они появляются.

Как возникают эмоции

Эмоции связаны с большими полушариями головного мозга. В человеческий мозг поступают определенные импульсы. Они зависят от внешних воздействий и обстоятельств. Один поток направлен в такие зоны мозга, где смысл этих импульсов осознается в виде ощущения. А другой поток приходит в те отделы мозга, где создается отношение этих воздействий к потребностям организма, которые переживаются в виде эмоций.

Эмоции имеют две стороны - субъективную и объективную. Субъективная сторона - это внутренние переживания. Объективная сторона - это внешние проявления (смех, слезы). Вообще проявление эмоций может быть различным, в зависимости от ситуации.

Функции эмоций

  • Коммуникативная. Эмоции облегчают общение, они помогают понимать других людей в различных ситуациях.
  • Оценочная. Человек дает оценку событию, исходя из своих потребностей и эмоций по этому поводу. И это помогает спрогнозировать будущие события.
  • Мобилизующая. Эмоции помогают мобилизовать свои силы в чрезвычайных ситуациях.
  • Подкрепляющая. Эмоции способствуют выработке определенных рефлексов, и в результате остаются глубокие следы в памяти.
  • Запуск стереотипных реакций. В критических ситуациях, когда некогда думать, эмоции включают стереотипное реагирование (страх - бегство).

Теперь давайте узнаем, какие бывают эмоции.

Виды эмоций

Эмоции делятся на:

  • положительные;
  • негативные.

Отрицательные, негативные эмоции - это гнев, ярость, обида, страх. А положительные - радость, интерес. Полюс эмоции зависит от того, что вызывает эмоции.

А также эмоции делятся на:

  • стенические;
  • астенические.

Стенические эмоции активизируют, то есть, вызывают восторг или гнев. Астенические - подавляют человека, то есть, вызывают тоску, печаль.

По специфическому содержанию эмоции бывают следующими:

  • Печаль - негативная эмоция, она связана с переживанием негативного фактора.
  • Радость - положительная эмоция, она говорит о том, что человек может удовлетворить какую-либо потребность.
  • Страдание - это отрицательная эмоция, она связана с невозможностью получения самых важных потребностей человека.
  • Гнев - это отрицательная эмоция, возникает она, если на пути удовлетворения потребности стоит преграда.
  • Удивление - это эмоция, которая не имеет четко выраженного знака. Она может быть и негативной, и положительной, зависит это от внешних обстоятельств.
  • Страх - это негативная эмоция, которая возникает при опасности.
  • Отвращение - это отрицательная эмоция, которая возникает из-за резкого противоречия с эстетическими или нравственными установками человека.
  • Стыд - это отрицательная эмоция, она может возникнуть, если человек осознает несоответствие своего поведения ожиданиям окружающих.
  • Интерес - положительная эмоция, которая способствует развитию умений и приобретению знаний.

Еще о разновидностях эмоций можно прочесть в статье .

Сила эмоций

Сила эмоций может варьироваться от слабых до сильных. Например, человек может испытывать радость, как чувство удовлетворения, а может испытывать восторг. Или, к примеру, страх может проявляться от легкой тревоги до ужаса.

Восторг - это высшая степень радости, положительная эмоция.

Ужас - это негативная эмоция, высшая степень страха.

Продолжительность эмоций

Эмоции могут длиться от нескольких секунд до нескольких лет. Например, человек чувствует страх от того, что чуть не попал в аварию, но он тут же благополучно ее избежал. Или человек ненавидит кого-то очень сильно и эта ненависть не ослабевает годами.

Формы проявления эмоций

Чаще всего эмоции проявляются в следующих формах - это чувственный тон, аффект, чувство, страсть, настроение, стресс.

  • Чувственный тон. Человек некоторым своим действиям или ощущениям придает эмоциональную окраску.
  • Страсть - это очень сильное чувство, которое доминирует над другими, дает прилив сил и энергию.
  • Чувство - это эмоциональное отражение отношения человека к предмету, событию или другому человеку.
  • Настроение - это продолжительное эмоциональное состояние человека в какую-то единицу времени.
  • Стресс - это состояние крайнего напряжения человека.
  • Аффект - крайняя точка внутреннего напряжения, возникающая из-за невозможности найти решение в какой-то ситуации.

Выражение эмоций

Мир эмоций огромен и разнообразен. Каждый человек испытывает эмоции, и это просто необходимо для психологического здоровья. Конечно, чаще всего люди умеют выражать свои чувства, однако есть и такие, которые не хотят или не умеют это делать. В большей степени вышесказанное относится к мужчинам. В нашем обществе считается, что мужчина всегда должен держать себя в руках. Если вы хотите научиться сдерживать эмоции, прочтите статью . Однако это неправильно. Нельзя сдерживать эмоции, иначе могут возникнуть неврозы и другие психические расстройства. Если вам хочется смеяться, значит, смейтесь, а если хочется плакать - плачьте. Будьте естественны, выражайте все эмоции, которые вы хотите выразить.

Выражение эмоций - это путь ко внутренней гармонии.

Если вы хотите узнать об эмоциях еще больше и подробнее, изучите раздел на нашем сайте - .

В этой статье разговор об эмоциях. Недавно, мне пришло письмо от клиента, в котором он называет свои эмоции слабостью. Я задумалась, почему так.

Ведь эмоции - это сила, если их не подавлять, а проживать полностью.

Что происходит с эмоциями в жизни? Люди боятся переживать боль, недопустима злость в нашем обществе, детей просим громко не смеяться... Всё это приводит к образованию эмоциональных травм, и, как следствие, эмоциональных блоков в теле.

Часто в нашей жизни происходит так, что мы бросаем на полпути свои эмоциональные травмы, боясь их переживать.

После развода женщины зачастую переключаются на новые отношения или находят отдушину в детях, религии или творчестве. Теряя какие-то жизненные возможности, женщина старается не думать об этом, забыть, перевести свое внимание на что-то другое, утешая себя многочисленными «зато».

Потеряв ребенка (выкидыш, аборт, замершая беременность), женщина откидывает все свои эмоции и фокусируется на молитвах и осознаниях причин произошедшего.

Когда случается что-то травматичное в жизни, мы начинаем искать причины, выходы и облегчение или стараемся забыться. Но боль и травма никуда не уходят, они остаются глубоко внутри нас и препятствуют ощущению полноты жизни и радости. А в особенно хмурые дни мы думаем о том, как могло бы быть, если бы не… .

Из-за непрожитых до конца психологических травм, негативные эмоции продолжают нас навещать год за годом, пока мы не научимся жить с этой фоновой болью - «Ну так получилось, это мой крест и мне его нести до конца».

Помимо внутренней неудовлетворенности, депрессии, болезней, непрожитые эмоции формируют события в нашей жизни.

Они ищут возможность воплотиться, наконец, в полной мере, чтобы женщина их прожила и отпустила.

И каждое новое бегство от боли возвращает женщину снова на этот круг.

Моя клиентка потеряла при родах ребенка. Это было ещё в советское время. Плакать и горевать было не принято. Еще долгое время ее держали в роддоме, где она не могла освободиться от своей боли. Она провела пять сумасшедших дней в роддоме, наблюдая за счастливыми мамами, которые кормят своих новорожденных деток. Она просто давила свои эмоции.

Выйдя из роддома, ее ждала жизнь обычная, без утешений и сочувствия, без возможности остаться одной и просто осознать произошедшее. Ей даже не показали ее умершего ребенка. Время помогло спрятать эту боль глубже. И спустя год она забеременела снова. Все 9 месяцев беременности она ходила в диком стрессе, в страхе и предчувствии беды. В итоге родился мальчик, который начал серьезно болеть.

Следующая беременность - опять эмоции ужаса и страха. Родилась дочка, которая едва не умерла в младенчестве. Дети ее сильно болели и были слабы. Все 7-10 лет их взросления мать находилась в страхе. Представляете себе, что это за жизнь?!

Другой случай. Женщина встречается с мужчиной, влюбляется в него, начинает чувствовать его сердцем. И тут он предлагает расстаться и исчезает. Еще ни один год она будет ждать и верить, что он вернется. Она не будет строить отношений с мужчинами, с достойными мужчинами, с которыми могла бы создать счастье. Почему? Прошлые отношения еще не прожиты.

Когда какая-то боль не находит своего конца, остается непрожитой - наше сознание будет прокручивать ее до тех пор, пока она не найдет выход в реальности.

Вот почему страхи, которые мы тщательно отгоняем от себя, очень часто реализуются. Мы не проживаем их, бежим от них, но наше сознание стремится к гармонии и освобождению от страхов - поэтому они вновь и вновь нас настигают.

Непрожитые эмоции, как недосмотренный фильм, незаконченный стих. Наше сознание вынуждено возвращаться к нему снова и снова, чтобы завершить начатое и успокоиться.

И в этом случае для сознания любой финал лучше, чем оборвавшийся (даже на чем-то хорошем) сценарий.

Непрожитые эмоции от расставания с мужчиной -это вечный страх быть брошенной. Причем, он может сработать на пустом месте.

Непрожитые эмоции от потери ребёнка -будь то аборт или выкидыш - это вечный страх за детей, гиперопека, напряжение, контроль или, наоборот, потакание им во всех слабостях. И то, и другое отрицательно отразится на жизни ребенка.

Непрожитые эмоции от потери ценной вещи -это вечный поиск ее и неспособность жить в настоящем, наслаждаясь каждым мгновением.

Моя мама однажды потеряла очень значимое для нее хризолитовое кольцо (моё). Прошло 7 лет, но до сих пор, когда она заходит на кухню (она часто оставляла украшения там), и у нее есть свободная минутка, она начинает исследовать шкафы и ящики в поисках этого кольца, причитая и нервничая, в миллион пятьдесят пятый раз спрашивая меня, не видела ли я его.

Непрожитые эмоции от потери животного - страх перед другими животными, вечная грусть при виде похожей собачки или кошечки, ощущение тоски от вида того, как другие радуются отношениям с животными.

Пока мы оставили незаконченный сценарий внутри себя - наше спокойствие никогда не будет абсолютным. Всегда будет что-то дергать изнутри и заставлять волноваться на пустом месте. Поэтому есть ключевые моменты в жизни, которые нужно прожить до финала.

Какие ситуации важно прожить обязательно?

• развод (расставание);
• смерть мужа;
• аборт;
• выкидыш;
• потеря ребенка;
• смерть близкого человека;
• смерть любимого животного;
• потеря значимой вещи;
• болезни собственные и близких;
• стыдная ситуация из прошлого;
• неприятие какой-либо ситуации;
• непризнанные эмоции (невыраженная любовь или благодарность);
• неотданный долг (моральный, нравственный или материальный).

Любая потеря любви проживается в полной мере, если человек позволит себе прожить следующие эмоции: злость, скорбь, страх и сожаление от потеряных возможностей.

Мы оставляем за собой «хвосты» не только непрожитой боли, но и непрожитой любви. И тогда нам посылают похожих людей и учат любить нас снова и снова. опубликовано