Где статуя свободы. В каком городе находится статуя свободы

Для прибывших в поисках лучшей жизни мигрантов Статуя Свободы была первым знакомством с Америкой. Одна из самых громадных скульптур за всю историю человечества приветствовала миллионы людей со всех уголков планеты, пересекших океан в поисках лучших возможностей. Ни один из памятников Соединенных Штатов не ассоциируется столь сильно с Америкой, как Статуя Свободы. Подаренная народом Франции в 1886 году в знак дружбы и сотрудничества между двумя странами, с течением времени она превратилась в идеал человеческой свободы и независимости, один из самых узнаваемых символов Соединенных Штатов.


Дизайн Статуи Свободы глубоко символичен. Облаченная в мантию женская фигура олицетворяет собой богиню свободы, в поднятой руке она держит факел, в другой - книгу (свод законов). Сломанные оковы тирании, разбитые у ног Свободы, символизируют окончание эпохи тирании и угнетения. Книга в левой руке с надписью 4 июля 1776 (день принятии Декларации независимости США) напоминает всем прибывшим о американском идеале - "все люди созданы равными". Факел в высоко поднятой правой руке символизирует освещение дороги к свободе и независимости. Семь лучей на короне символизируют свободу, простирающуюся через океаны и континенты. Кепка на голове напоминает головной убор, получаемый римскими рабами, когда они приобретали свободу.

Статуя Свободы: история создания

Идея подарить Соединенным Штатам монумент в честь 100-летнего юбилея основания государства и знак дружбы между США и Францией, скрепленной во время Войны за независимость, впервые возникла летом 1865 года на торжественном обеде в доме Эдуарда де Лабулэ возле Версаля. Французский писатель и публицист Эдуард де Лабулэ, как бы между прочим, высказал мнение, что “если памятник будет воздвигнут в Соединенных штатах, будет естественно, если его построят общими усилиями двух наших народов”. Идея очень понравилась присутствовавшему на обеде молодому скульптору Бартольди.
В ноябре 1875 года сформировали Франко-американский союз для сбора средств. Французы должны профинансировать создание скульптуры, а американцы оплатить все расходы по строительству пьедестала. Будущей статуе дали название “Свобода, озаряющая мир”.

Компания по сбору денег активно проходила во Франции. С этой целью известный французский композитор Шарль Гуно написал песню, весной 1878 года провели лотерея, благо, французский закон позволял это делать в благотворительных целях. До июля 1882 года необходимая сума в $250,000 была собрана. Все деньги получены за счет благотворительности, французское государство не выделило из казны ни одного франка.

В Америке все проходило намного сложнее. Сформированный в январе 1877 года американский комитет по строительству пьедестала столкнулся с огромными трудностями. Международный финансовый кризис в 1873 году повлек за собой период длительной экономической стагнации, длившийся на протяжении большей части десятилетия. Необходимая цифра $125 000 вскоре удвоилась, но средства практически не поступали. Пресса к проекту отнеслась равнодушно, желающих финансировать строительство "Маяка Нью-Йорка" находилось немного. К слову сказать, Статуя Свободы не была единственным проектом, испытавший проблемы с финансированием: строительство памятника Вашингтону также застопорилось на долгие годы.

Новая компания по сбору денег началась в 1882 году. Комитет организовал большое количество пропагандистских мероприятий, в рамках которого поэтессе Эмме Лазарус предложили написать стихи. Первоначально она отказалась, мотивировав это тем, что не может писать стихи о статуе. Позже, написанный поэтессой сонет “Новый Колосс” собрал $21 000 долларов и получил первый приз. Спустя годы, дощечку с написанными поэтессой строками установили у главного входа к пьедесталу Статуи Свободы.

Активное участие в компании по сбору средств принял владелец и редактор газеты «Нью-Йорк Уорлд» Джозеф Пулитцер. Благодаря проведенной им кампании, идея о том, что Статуя Свободы - дар всем американцам, а не только жителям Нью-Йорка, получила всеобщее признание. В августе 1883 года все необходимые деньги для строительства были собраны.

5 августа 1884 года, во время торжественной церемонии заложили первый камень в строительство пьедестала в центре построенного в начале 19 века форта Вуд. 22 апреля 1886 года постамент был готов принять щедрый дар от народа Франции. Он стал крупнейшей бетонной конструкцией в мире на то время.

Как собиралась Статуя Свободы

Для создания монумента требовался легкий, и одновременно прочный материал, чтобы выдержал длительное морское путешествие. Материал должен быть водостойким и легко переносить насыщенный солью влажный климат гавани Нью-Йорка. Выбор французского скульптора пал на медь.

Для создания памятника, Бартольди сделал эскизную модель высотой около 1,25 м. С этой модели воспроизвел копию статуи высотой 2,85 м. С помощью этого же метода изготовил еще одну модель высотой 11 м. Затем 11 метровую статую разделил на большое количество фрагментов и увеличил еще в четыре раза.

При создании Статуи использовались медные листы толщиной 2,57 мм. Плотники изготавливали деревянные формы, в которых, с помощью молота, листам придавали нужную конфигурацию. Больше 300 фрагментов отдельных медных листов сформировали фигуру статуи, которую мы можем видеть сегодня. Внутренний каркас Статуи Свободы разрабатывал французский инженер Густав Ейфель, автор всемирно известной Эйфелевой башни в Париже.

К началу 1884 все части Статуи Свободы собрали вместе, и, как настоящий Колосс, она возвышалась над крышами домов Парижа. Бартольди посвятил монументу 15 лет своей жизни, вложив в него свой талант незаурядного скульптора. Она стала лучшей работой автора, благодаря которой его имя навеки вписано в историю.

Перед отправкой все фрагменты статуи упаковали в 214 специально сконструированных контейнеров, весивших от нескольких сотен килограмм до нескольких тонн каждая. 17 июня 1885 года корабль доставил монумент в Нью-Йорк.

Церемония открытия

Церемония открытия Статуи Свободы состоялась 28 октября 1886 года. Сначала на улицах Нью-Йорка провели торжественный парад, за которым наблюдали сотни тысяч горожан. В церемонии открытия на самом острове принимали участие только приглашенные высокопоставленные лица. Председательствовал на открытии президент США Гровер Кливленд.

Теракт на полуострове Блэка Тома и Статуя Свободы

30 июля 1916 года германские агенты организовали диверсию на полуострове Блэка Тома, где располагался крупный склад боеприпасов. В ночь теракта здесь хранилось в общей сложности около 1 килотонны боеприпасов. Мощность взрыва оценили от 5.0 до 5.5 баллов по шкале Рихтера. Его последствия ощутили даже жители соседнего штата Мэриленд. Осколки взрыва пролетели большие расстояния, некоторые из них попали в Статую Свободы, а некоторые, пролетев 2 км, повредили здание часовой башни на площади Джорнал-сквер и остановили часы.

В результате теракта монумент, особенно рука и факел, был поврежден. С того времени и по сегодняшний день факел закрыт для посещения публики. Интересно отметить, что железнодорожная компания Лихай Вэлли попыталась взыскать с государства Германия причиненный ущерб и таки добилась своего. В 1953 году Германия согласилась выплатить компании $50 миллионов (эквивалент примерно $452 млн в 2010). Окончательный расчет был проведен в 1979 году.

Реконструкции Статуи свободы

2 декабря 1916 года президент США Вудро Вильсон в торжественной обстановке включил новую систему освещения. Статую Свободы освещали установленные вдоль стен форта Вуд прожектора. Архитектор Гутзон Борглум переработал дизайн поврежденного факела, заменив многие фрагменты из меди текстурированным стеклом.

Зеленый налет начал покрывать поверхность Статуи Свободы сразу же после 1900 года. К 1906 году, блестящая медью внешняя поверхность полностью окислилась и покрылась привлекательной патиной светло-зеленного цвета, предохраняя металл от воздействия ветра и дождя.

В 1882 году, после тщательного изучения состояния Статуи Свободы, американские и французские специалисты пришли к выводу, что монумент нуждается в серьезной реставрации. Железный каркас внутри монумента сильно поржавел, около 2% медных фрагментов нуждался в замене.

В 1984 году статую закрыли для реставрации. Факел, через который вода проникала внутрь монумента еще с 1916 года, заменили точной копией архитектора Бартольди. Весь внутренний каркас и некоторые фрагменты медной поверхности также заменили. Пьедестал и фигуру освещали новые металогалогенные лампы. 5 июля, в присутствии президентов Рейгана и Миттерана, Статую Свободы снова открыли для посещения.

После терактов 11 сентября 2001 года, остров Свободы и монумент сразу же закрыли для посещения. В 2004 году пьедестал снова открыли для посещения, корона стала доступной дли визитов в 2009 году.

Статуя Свободы: практическая информация

Памятник для посещения открыт ежедневно, включая выходные и праздничные дни. Желающие посетить остров Свободы (на нем установлена Статуя Свободы) могут приобрести три варианта билетов на выбор:

1) Простой билет - включает в себя поездку на пароме к острову Свободы. Простой билет позволяет сэкономить время: вместо ожидания в длинной линии, он предоставляет право первоочередной предпосадочной процедуры на паром. Билет не дает право на посещение пьедестала, расположенного там музея, смотровой площадки и короны.

2) Билет с правом входа внутрь пьедестала включает в себя поездку к острову на пароме и дополнительно предоставляет доступ к пьедесталу, посещение музея, дает возможность увидеть внутреннюю структуру статуи, подняться на смотровую площадку пьедестала, посетить форт Вуд (звездообразное сооружение, на котором стоит статуя). Данный вид билетов не включает право доступа к короне Статуи Свободы. Билеты с правом посещения пьедестала необходимо заказывать не позднее двух недель до запланированного визита. В очень жаркие дни посещение короны запрещено.

3) Билет с правом посещения короны предоставляет возможность подняться по винтовой лестнице на вершину Статуи Свободы. Чтобы взобраться на корону, необходимо преодолеть 354 ступеньки (соответствует примерно 22 этажу). Посетители поднимаются на корону группами по 10 человек под руководством сотрудника службы национальных парков, но не более 3 групп в час. Количество таких билетов ограничено, их необходимо заказывать за три-четыре месяца или даже дольше (до одного года). Отсюда открывается великолепный вид панорамы Нью-Йорка.

Каждые 30-45 минут с 9 утра до 15:30 на остров Свободы отправляется паром. Лучшее время для посещения ранним утром в будние дни во избежание толпы по выходным и праздникам.

Время ожидания в очереди на паром занимает около 90 минут. Ожидать приходится значительно дольше в разгар сезона путешествий с июня по сентябрь.

Имея на руках билеты, желательно прийти за 30 минут до отправления парома, поскольку предпосадочная процедура задерживает пассажиров. Поездка на пароме длится около 20 минут.

По данным Службы национальных парков, только 240 человек в день разрешен доступ к короне, 3000 посетителей в день к пьедесталу и 12 000 посетителей в день на Остров Свободы. Более трех миллионов человек посещают Статую Свободы каждый год.

Приобретя простой билет, посетители могут посетить не только остров Свободы, но и остров Эллис - крупнейший пункт приема иммигрантов в США, принявший более 12 миллионов переселенцев с момента открытия здесь иммиграционной службы в 1892 году и до закрытия в 1954. Предки более 40 процентов современного населения США прошли через иммиграционную службу острова Эллис. Поэтому для американцев остров Эллис гораздо важнее, нежели предполагаемое место высадки Христофора Колумба в далеком 1492. В бывшем здании иммиграционной службы размещен музей, посвященный истории иммиграции США. Здесь собраны экспонаты, фотографии, воспоминания очевидцев, есть библиотека и два кинозала. Здание Иммиграционной службы является одним из самых крупных исторических музеев США.

В 1984 году, Статую Свободы включили в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Внутри пьедестала представлены, фотографии, видео, рассказы о строительстве Статуи Свободы, гравюры, диаграммы, исторические подробности, дощечка с написанным стихотворением Эммы Лазарус “Новый Колосс”, оригинальный факел 1886 года. Преодолев 192 ступенек по лестнице, вы оказываетесь на смотровой площадке с видом на Нью-Йоркскую гавань.

Статуя Свободы отражена на почтовых марках, картинах и книгах. Ее изображение широко используют в кино, телевизионных передачах, музыке, видео, компьютерных играх, на памятных монетах и в театральных постановках. Сотни копий монумента установлены во всем мире. До сегодняшнего изображение Статуя Свободы продолжает оставаться самым популярным международным символом Америки.

Просмотр фотографий:

Была совместной работой Франции и США, построенная для того, чтобы ознаменовать длительную дружбу между народами этих двух стран. Французский скульптор Фредерик-Огюст Бартольди создал саму статую из листов чеканной меди, в то время как Александр-Гюстав Эйфель, человек в будущем создавший знаменитую Эйфелеву башню, спроектировал стальную структуру статуи.

Была передана французами Соединенным Штатам и установлена на разработанном американцами пьедестале на небольшом острове в Верхнем нью-йоркском заливе, теперь известном как Остров Свободы, и была презентована президентом Гровером Кливлендом в 1886 году. На протяжении многих лет, статуя смотрит, как миллионы иммигрантов прибывают в Америку через близлежащий остров Эллис. В 1986 году статую обширно реконструировали в честь столетнего юбилея его открытия. Сегодня Статуя Свободы остается прочным символом свободы и демократии, а также одной из самых узнаваемых достопримечательностей в мире.

Происхождение Статуи Свободы

Приблизительно в 1865 году, когда американская гражданская война приблизилась к концу, французский историк Эдуард де Лабулэ предложил, Франции создать статую, чтобы передать Соединенным Штатам на празднование того национального успеха в создании жизнеспособной демократии. Скульптор Фредерик Огюст Бартольди, известный крупномасштабными скульптурами, получил задание; цель состояла в том, чтобы создать скульптуру как раз к столетию Декларации независимости в 1876 году. Проект был бы совместным между этими двумя странами - французы были ответственны за статую, в то время как американцы построят пьедестал, на котором она будет стоять – и символизировать дружбу между их народами.

Из-за потребности привлечения средств для статуи, работа над скульптурой не начиналась до 1875 года. Крупное творение Бартольди было названо “Статуя Свободы, Просвещающая Мир” и изображало женщину, держащую факел в поднятой правой руке и табличку в левой, на которой было выгравировано “4 июля 1776”, дата принятия Декларации независимости. Бартольди, как говорили, смоделировал лицо женщины по образу своей матери, сковал большие медные листы, чтобы создать “кожу” статуи (используя технику, названную repousse).

Чтобы создать скелет, на котором была бы собрана кожа, он обратился к Александру-Гюставу Эйфелю, проектировщику Эйфелевой башни Парижа. Вместе с Эженом-Эммануэлем Виолле-ле-Дюком, Эйфель построил скелет из железной опоры и стали, которая позволила медной коже свободно перемещаться, необходимое условие при сильных ветрах в районе нью-йоркской гавани.

Статуя Свободы: ассамблея и посвящение

В то время как работа над статуей продолжалась во Франции, усилия по сбору средств для пьедестала продолжались в Соединенных Штатах, включающие конкурсы, представления и выставки. Ближе к концу, владелец и главный редактор "New York World" Джозеф Пулитцер, благодаря своей кампании, собрал последние необходимые средства. Разработанная американским архитектором Ричардом Моррисом Хантом, пьедестал статуи был построен во внутреннем дворе Форт Вуд, крепости, построенной для войны 1812 года, и расположен на Острове Бедло в южной оконечности Манхэттена в Верхнем нью-йоркском заливе.

В 1885 году, Бартольди завершил статую, которая была разобрана, упакована в более чем 200 ящиков, и отправлена в Нью-Йорк на борту французского фрегата Изер. В течение следующих четырех месяцев рабочие собрали статую и установили её на пьедестал; её высота достигла 93 метра вместе с пьедесталом. 28 октября 1886 года президент Гровер Кливленд официально презентовал Статую Свободы перед тысячами зрителей.

Статуя Свободы и остров Эллис

В 1892 году американское правительство открыло федеральную иммиграционную станцию на острове Эллис, расположенном около Острова Бедло в Верхнем нью-йоркском заливе. Между 1892 и 1954 годами, приблизительно 12 миллионов иммигрантов прибыли на остров Эллис прежде, чем получить разрешение войти в Соединенные Штаты. С 1900 до 1914, в пиковые года его действия, приблизительно 5,000 - 10,000 человек проходили каждый день.

Возвышаясь над нью-йоркской гаванью, Статуя Свободы величественно приветствовала всех проходящих через остров Эллис. На мемориальной доске у входа в пьедестал статуи выгравирована сонета под названием "Новый Колосс", написанная в 1883 году Эммой Лазарус в рамках конкурса по сбору средств. Его самый известный отрывок говорит о роли статуи, как о приветственном символе свободы и демократии для миллионов иммигрантов, которые приехали в Америку в поисках новой, лучшей жизни:

Отдайте мне всех тех уставших,
кого гнетёт жестокость вашего крутого нрава, -
изгоев страстно жаждущих свобод.

Стань маяком величия и славы,
факел мой у Золотых Ворот".

Статуя Свободы на протяжении лет

До 1901 года американский Совет по маякам управлял Статуей Свободы, поскольку факел статуи представлял навигационную помощь для моряков. После этого, он был помещен под юрисдикцию военного департамента США из-за статуса Форт Вуда, как еще оперативного поста армии. В 1924 году федеральное правительство сделало статую национальным памятником, и она была передана на попечение Службы национальных парков в 1933 году. В 1956 году остров Бедло был переименован в Остров Свободы, а в 1965 году, более чем через десять лет после закрытия Федеральной миграционной станции, остров Эллис стал частью национального памятника Статуя Свободы.

К началу 20-го века, окисление медной кожи Статуи Свободы от воздействия дождя, ветра и солнца дало статуе характерный зеленый цвет, известный как медянка. В 1984 году статуя была закрыта для общественности и подверглась крупному восстановлению, как раз к своему столетнему празднованию. Как раз когда началась реставрация, Организация Объединенных Наций определила Статую Свободы, как объект Всемирного наследия. После террористических атак 11 сентября 2001, Остров Свободы закрылся на 100 дней; сама Статуя Свободы была закрыта для посетителей до августа 2004 года. В июле 2009 года, корона статуи снова открылась для публики, хотя посетители должны предварительно записаться, чтобы подняться на вершину пьедестала или короны, т.к. в день Статуя Свободы может принять только 240 человек.

Где находится Статуя Свободы знает наверное каждый - в городе Нью-Йорке в США. Стоит Статуя Свободы на 11-ти конченом пьедестале на острове Свободы в нескольких километрах от берега.

Вконтакте

Одноклассники

Andy Atzert / flickr.com Остров Свободы, Нью-Йорк (Phil Dolby / flickr.com) Остров Либерти, Нью-Йорк, США (Delta Whiskey / flickr.com) Anthony Quintano / flickr.com Вид на Эллис-Айленд (остров Свободы) и мост Веррацано-Нарроус (James Loesch / flickr.com) The U.S. Army / flickr.com

Любая достопримечательность на карте, имеющая всемирную славу, так или иначе, окутана легендами и интересными историями. Не представляет исключения и знаменитая Статуя Свободы, находится которая на одноимённом острове.

Этот грандиозный мемориал известен и тем людям, кто никогда не посещал территорию Соединённых Штатов и не видел воочию этот величественный памятник.

Встретить его можно повсюду: на телеэкранах, в журналах, в сувенирных лавках и многих других доступных местах. Поэтому о том, где находится Статуя Свободы, знают даже дети.

На карте города Нью-Йорка в США можно найти остров, где находится Статуя Свободы, которая и по сей день выглядит особо торжественно.

Женщина с факелом в руке

Расположенный приблизительно в трёх километров в юго-западном направлении от одного из районов города Нью-Йорка монумент стоит на пересечении двух «миров»: Нового Света и Старого.

Встречая приезжих иммигрантов, легендарная женщина с факелом в руке является настоящим символом идеалов американской демократической системы. Вот уже не один десяток лет Статуя Свободы занимает первые строчки в рейтингах самых известных мировых скульптур.

Остров Либерти, Нью-Йорк, США (Delta Whiskey / flickr.com)

Часто её называют «символом Нью-Йорка и США», «Леди Свобода» и множеством других эпитетов, которые всё равно не смогут передать её великолепие.

Не восхититься таким «чудом света» поистине очень сложно. Высота самой скульптуры, которая представляет женщину, достигает 47 метров. Но если брать в расчёт исполинский гранитный пьедестал, то получится 93 метра.

Туристы могли наблюдать, как под действием ветра верхушка монумента заметно покачивается.

Мир впервые увидел этот потрясающий памятник в конце XIX века, в 1886 году. При этом, процесс создания всемирного шедевра был непростым. Оказывается, первоначальная идея сотворения нечто необыкновенного принадлежала французу Лабулайе, который впоследствии был признан героем национального масштаба на территории США.

Будучи учёным и юристом, он открыто поддерживал официальную отмену рабства, приводя в пример своим сторонникам на родине, образцовую американскую конституцию. В знак союза и дружбы с американским государством, некоторые представители французской интеллигенции во главе с Лабулайе решили преподнести США памятный дар.

Статуя Свободы, Нью-Йорк, США (Mobilus In Mobili / flickr.com)

Интересные факты в истории создания монумента

Оригинальным названием скульптуры, присвоенным автором Огюстом Бартольди, является «Свобода, несущая миру свет». До сих пор точно неизвестно, но говорят, что опытный создатель гигантской статуи планировал выполнить своё творение не для Америки. Проекты удивительного мемориала предназначались для Египта. Однако эти сведения пока не находят официального подтверждения.

Немало легенд ходит вокруг того, чей образ запечатлён в скульптуре. Существуют предположения, будто творец срисовал эскиз с портрета своей матери, но и эта версия не находит доказательств или опровержений.

Замысловатый внутренний каркас статуи, которая была построена в прилежащей гавани Нью-Йорка, удалось спроектировать специалисту, прославившемуся позже, после создания Эйфелевой башни. Гюстава Эйфеля принимали за специалиста в области железных конструкций.

Остров Свободы: поиски места расположения Статуи Свободы

Пользуясь уникальным случаем, статую собирались сконструировать к юбилею независимости американского народа. В 1876 это была довольно круглая дата – 100 лет, поэтому вполне логичным было бы подкрепление праздника таким знаменательным подарком.

Остров Свободы, Нью-Йорк (Phil Dolby / flickr.com)

На работы по созданию величайшего памятника тянулись очень медленно. К тому времени была окончена лишь часть статуи, а именно рука с факелом, какую доставили в Филадельфию, где проходила международная выставка, посвящённая вековому юбилею США.

Посетил выставку и Бартольди. Задолго до этого, он определился с выбором острова, на котором и расположится Статуя Свободы.

В пределах Нью-Йорка ему приглянулся лишь один остров – Бедлоуз-Айленд, который скульптор случайно предложил переименовать в остров Свободы. Лишь спустя 80 лет данный остров в окрестностях города стал именоваться как Либерти-Айленд.

Скульптура заняла место бывшей крепости, защищавшей в далёкие времена прибрежную часть Нью-Йорка. Гордо держа в руке табличку с датой провозглашения независимости Америки, Статуя Свободы полностью оправдывает собственное название.

Наверное, нет ничего удивительного в том, что спустя несколько лет после установки, памятник попал в перечень всемирного наследия ЮНЕСКО.

Сегодня открывается смотровая площадка в короне Статуи Свободы в Нью-Йорке.

Статуя Свободы (Statue of Liberty ), полное название "Свобода, озаряющая мир" (Liberty Enlightening the World ) - одна из самых знаменитых скульптур в США и в мире, часто называемая "символом Нью-Йорка и США", "символом свободы и демократии", "Леди Свобода".

Статуя Свободы находится на острове Свободы (Liberty Island ), примерно в 3 км на юго-запад от южной оконечности Манхэттена, одного из районов Нью-Йорка. До 1956 года остров назывался "остров Бедлоу" (Bedloe ’s Island ).

Статуя Свободы - дарфранцузского народа Соединенным Штатам в честь столетней годовщины независимости США и в знак дружбы между двумя государствами.

Идея создания этого символа возникла у французского ученого, юриста и сторонника отмены рабства Эдуарда де Лабуле еще в конце 1860-х годов. Он исходил из того, что Америку и Францию связывают старые дружеские узы. Франция оказывала моральную и материальную поддержку борьбе американцев за независимость - французский генерал Лафайет даже стал национальным героем США. Статуя задумывалась как подарок к столетнему юбилею Декларации Независимости в 1876 году. Этим подарком французы хотели выразить свое восхищение великой республикой по ту сторону Атлантики. Создать статую, было поручено французскому скульптору Фредерику Бартольди. Его статуя Свободы была вдохновлена знаменитой картиной художника Делакруа "Свобода, ведущая народ на баррикады". Внутреннюю несущую конструкцию башни выполнил Гюстав Эйфель - будущий создатель Эйфелевой башни.

Работа над статуей была завершена во Франции в июле 1884 года.Статуя была построена из тонких листов меди, отчеканенных в деревянных формах. Сформированные листы потом были установлены на стальной каркас.

В июне 1885 года статуя была доставлена в нью-йоркскую гавань на борту французского фрегата "Изере". "Леди Свобода" транспортировалась из Франции в США в разобранном виде - она была разделена на 350 частей, упакованных в 214 ящиков. Сборка статуи на пьедестале заняла четыре месяца.

11 сентября 2001 года вследствие террористической атаки на Всемирный Торговый Центр Статуя Свободы и остров были закрыты для посещения.

Внутренняя часть статуи осталась закрытой для общественности, но через стеклянный сепаратор можно увидеть железный каркас, созданный Гюставом Эйфелем.

В мае 2009 года было объявлено, что с 4 июля 2009 года смотровая площадка в короне Статуи Свободы будет вновь открыта для посещения туристами.

В самом начале статуя не была зеленой, она позеленела вследствие атмосферных условий, основным из которых являются кислотные дожди.

Факел, который мы видим сегодня, не является историческим факелом 1886 года. Он был заменен во время реконструкции 1984 - 1986 годов, поскольку его восстановление сочли неуместным. Первоначальный факел был довольно сильно модифицирован в 1916 году. Сегодня этот факел выставлен в музее, расположенном внутри пьедестала Статуи Свободы.

В 1883 году американская поэтесса Эмма Лазарус написала сонет "Новый Колосс", посвященный Статуе Свободы. 20 лет спустя, в 1903 году, он был выгравирован на бронзовой пластине и прикреплен к внешней стороне пьедестала. Последние строки сонета в русском переводе звучат так: "...Дайте мне усталый ваш народ, Всех жаждущих вздохнуть свободно, брошенных в нужде, Из тесных берегов гонимых, бедных и сирот, Так шлите их, бездомных и измотанных, ко мне. Я поднимаю факел мой у Золотых ворот!"

С изображением Статуи Свободы были отчеканены следующие монеты: 11 ноября 1922 года - монета достоинством 15 центов; 24 июня 1954 года - монета в 3 цента; 9 апреля 1954 года - монета в 8 центов и 11 июня 1961 года - монета в 11 центов.

На нью-йоркской монете достоинством 25 центов , отчеканенной в 2001 году, изображена Статуя Свободы со словами "Ворота в свободу" ("Gateway to Freedom ").

Имея возраст 129 лет, статуя Свободы — нечто большее, чем степенная пожилая женщина. Это воплощение свободы, силы и вечной юности было источником надежды для бесчисленных поколений эмигрантов и гордости для всех американцев. Но статуя, которую еще нежно называют «Мисс Свобода», щедрый дар Франции Соединенным Штатам в честь столетия Декларации независимости, является символом франко-американской дружбы. Наконец, эта «железная леди» является крупнейшей статуей в мире — 46 метров от стоп до высшей точки, 93 метра вместе с постаментом.

Идея создать статую Свободы родилась однажды вечером 1865 года в Париже, в модном салоне историка Эдуарда Лефевра де Лабулая. Именно он подсказал подарить Соединенным Штатам этот монумент в честь празднования столетия со дня провозглашения Декларации независимости в 1876 году. Символ франко-американской дружбы, Свобода, освещающая мир, должна была стать также выражением либеральных стремлений французской интеллигенции, стонущей под давлением самовластного правления Наполеона III.

Среди гостей в Лабулая в тот вечер был молодой талантливый скульптор Фредерик-Огюст Бартольди, которому тогда был 31 год. Захваченный идеей, он вызвался осуществить этот проект, еще не зная, что посвятит ему более 20 лет своей жизни.

Чтобы совершить этот гигантский замысел, Бартольди в поисках вдохновения обращается к египетским и итальянским скульптурам, а также к реконструкции колоса Родосского. Сделав чертеж макета, он занялся созданием гипсовой модели высотой 11 метров, которая стала прообразом самой статуи.

В парижской мастерской скульптора на Монпарнасе десятки рабочих под его руководством стали сооружать великаншу. Инженер Гюстав Эйфель, который еще не создал своей знаменитой башни, помог Бартольди разработать металлическую арматуру этого произведения.

Статуя в ее натуральную величину сооружалась из блоков, которые воспроизводили пропорции оригинальной модели. Эти гипсовые части были покрыты деревянной обшивкой, где затем скрепляли медные листы, которые вместе образовывали оболочку, или «кожу» статуи. Нужные средства, эквивалент суммы, превышающей 7000 000 современных евро, были собраны благодаря лотереям и национальной кампании по сбору средств, в которых приняло участие более 100 000 человек. Между тем сам Бартольди надеялся на всевозможные официальные заказы, в том числе и от знаменитого Бельфортского Льва. Но учитывая финансовые трудности надо было ждать до 1884 года, когда потрясенные соседи скульптора смогли увидеть, как мало-помалу статуя возвышается над крышами Парижа.

Но еще предстояло построить для «Мисс Свободы» постамент, а, следовательно, найти для этого 250 000 долларов. В Соединенных Штатах началась кампания сбора средств. Поэтесса Эмма Лазарус предложила рукопись сонета о свободе, который был продан на аукционе за 1500 долларов и одну строфу из которой вырезал на доске, прикрепленной к монументу: «Дайте мне эти истощенные, обездоленные, запуганные массы стремящиеся свободно дышать». Но надо было, чтобы еще и магнат нью-йоркской прессы Джозеф Пулитцер, сам эмигрант венгерского происхождения, выступил в «Нью-Йорк Уорлд» и пристыдил своих соотечественников за то, что они принимают такой дар, не определив достойного места для монумента. Только после этого нужные средства были собраны.

Местностью, выбранной для монумента, стал Бедлоу-Айленд, островок в Нью-Йоркском заливе близ Эллис-Айленд, где содержалась служба приема иммигрантов. Во время своего путешествия в Нью-Йорк 1871 года Бартольди отметил, что именно там иммигранты «впервые видели Новый Свет».

Только постамент был возведен, статую разобрали и частями переправили через Атлантику в 214 огромных ящиках. Монумент официально был открыт через четыре месяца после прибытия последнего ящика, 28 октября 1886 года. Несмотря на туман и сырость, атмосфера была праздничная: парадом проходили регаты, гремела орудийная канонада, мажоретки размахивали флажками, и лишь несколько «привилегированных» человек смогли услышать отрывки из торжественной речи американского президента Гровера Кливленда.

С тех пор статуя стала всемирным символом, но это не спасло ее от непогоды, морской соли и загрязнения. В начале 80-х годов прошлого века комиссия экспертов обнаружила, что монумент поврежден и рекомендовала провести реставрационные работы. Они начались в 1984 году, когда статуя Свободы была внесена в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, и проводились под наблюдением американских экспертов, которым помогали десять французских специалистов. Нужная сумма в 31 000 000 долларов была собрана благодаря благотворительным взносам от предприятий и ассоциаций, большинство из которых объединились под эгидой фонда «Статуя Свободы — Эллис-Айленд». Было также много индивидуальных взносов; миллионы школьников собрали около 3 миллионов долларов, зарабатывая их мытьем машин и продажей цветов.

Реставрация требовала огромной работы для антикоррозионной защиты, особенно на 1800 металлических пластинах статуи. Прибывшие из Франции рабочие-металлисты привезли с собой две тонны инструментов, в том числе сотни специальных молотков и месяцами отковывали новые полные одежды для статуи и восстанавливали корону, факел и пламя, не обращая внимания на забастовочные пикеты своих нью-йоркских коллег, протестовавших против чужеземной конкуренции.

В течение двух лет, пока проводились работы для восстановления статуи, она стояла в строительных лесах. Сделано за это время и некоторые усовершенствования: установлен стеклянный двухэтажный лифт, новые лестницы и система обогрева и кондиционирования воздуха. Итак, обновленная статуя может выдержать напор ветра до 200 километров в час, и эксперты утверждают, что она способна простоять, по крайней мере, пол тысячелетия. Монумент, которому вернули всю его прежнюю красоту, заново открыли для осмотра, когда праздновали столетие со дня его установки. Это торжество привлекло сотни тысяч посетителей и множество продавцов сувениров.

С течением лет статуя стала универсальным символом свободы: американские бойскауты установили более 200 копий монумента по всей территорий Соединенных Штатов. Ее копии красуются в парке Бельграно в Буэнос-Айресе, вблизи Рио-де-Жанейро, в Бангкоке и во многих городах Японии. (Своя копия статуи Свободы есть и в старинном украинском городе Львове, хотя эта каменная львовская барышня только похожа на нее, на самом деле она является символом удачи. Примечание редактора)

Во Франции Люксембургский сад украшает репродукция статуи Свободы высотой 2,75 метра. В Барантени, вблизи Руана, в музее скульптур под открытым небом размещена модель из стекловолокна, имеющая интересную историю. Она была использована как декорация в фильме, где играл французский актер Жан-Поль Бельмондо: пустая внутри статуя служила за тайник для контрабандных товаров. После окончания съемок по требованию французской таможенной службы статую должны были уничтожить, и только вмешательство скульптора Поля Бельмондо, отца актера, спасло ее.

Но самой удивительной из всех французских копий статуи Свободы является модель высотой 16 метров, которая приветствует пассажиров речного трамвайчика, курсирующего вдоль Пон-де-Гренель вблизи Лебединого острова. Эту статую поставили в 1885 году в знак благодарности французам американцы, проживавшие в Париже. Через сто лет французское правительство выделило несколько миллионов франков на реставрацию, и их использовали, чтобы вылечить плечо статуи, поврежденное снарядом во время второй мировой войны.

В 1989 году по случаю двухсотлетия Французской революции ежедневная американская газета «Интернэшнл Геральд Трибюн» ассигновала средства на сооружение неподалеку от площади Альма копии в натуральную величину золотистого пламени нью-йоркской «Мисс Свободы».

Подытоживая сказанное, можно отметить следующее. Популярность статуи отражает силу впечатления, которое она произвела на людей всего мира, и, без сомнения, такое же неизгладимое впечатление оставляет она в душах поколений посетителей, впервые открывающих для себя Новый Свет: «Я никогда не забуду, как впервые открылась моему взору Мисс Свобода, когда наш корабль входил в нью-йоркский порт сорок лет назад, — говорит, например, Марсель Эрга, французская гражданка, чья жизнь разделена между Францией и Соединенными Штатами. — Я и вся моя семья встали на рассвете, чтобы увидеть ее и для нас после войны это было удивительное ощущение — увидеть этот живой символ свободы, а также процветания, потому что для нас это еще означало и то, что мы наедимся вволю после всех недоеданий военной поры».