Хартия шос. Хартия шанхайской организации сотрудничества. – Чем в таком случае характерна модель ШОС

Совет глав правительств (премьер-министров) принимает бюджет Организации, рассматривает и решает основные вопросы, относящиеся к конкретным, в особенности экономическим сферам развития взаимодействия в рамках Организации.

Совет собирается на очередные заседания один раз в год. Председательствование на заседании Совета осуществляет глава правительства (премьер-министр) государства, на территории которого проводится заседание.

Место проведения очередного заседания Совета определяется по предварительной договоренности глав правительств (премьер-министров) государств-членов.

Хронология заседаний и принятых документов Советом глав правительств (премьер-министров) государств-членов Шанхайской организации сотрудничества за 2001-2018 годы

— Подписан Меморандум между правительствами государств-членов ШОС об основных целях и направлениях регионального экономического сотрудничества и запуске процесса по созданию благоприятных условий в области торговли и инвестиций.

— Принято Решение «О создании механизма встреч министров, отвечающих за внешнеэкономическую и внешнеторговую деятельность».

— Принято Решение о «Разработке проекта Программы многостороннего торгово-экономического сотрудничества».

— Принято заявление, осуждающее террористические акты, совершенные в США.

— Утверждена «Программа многостороннего торгово-экономического сотрудничества государств-членов ШОС».

— Подписан Меморандум «О техническом запуске постоянно действующих органов ШОС — Секретариата в г.Пекине (Китайская Народная Республика) и Региональной антитеррористической структура (РАТС) в г.Ташкенте (Республика Узбекистан)».

— Приняты решения «О бюджете ШОС на 2004 год» и «О Положении о денежном содержании, гарантиях и компенсациях штатных работников постоянно действующих органов ШОС».

— Утверждены «Структура и штатное расписание Исполнительного комитета Региональной антитеррористической структуры (РАТС) ШОС».

— Подписано Совместное коммюнике Совета глав правительств (премьер-министров) государств-членов ШОС.

— Утвержден «План мероприятий по выполнению Программы многостороннего торгово-экономического сотрудничества государств-членов ШОС».

— Утверждены «Финансовые положения ШОС».

— Утверждены «Положения бюджетной классификации ШОС».

— Подписано Решение «О создании экспертной рабочей группы для подготовки предложений о прядке формирования и принципах функционирования Фонда развития ШОС».

— Подписано Решение «О создании экспертной рабочей группы по вопросам Делового совета ШОС».

— Проведена официальная презентация вэб-сайта «Региональное экономическое сотрудничество ШОС» — http://www.sco-ec.gov.cn .

— Подписано Совместное коммюнике по итогам заседания Совета глав правительств (премьер-министров) государств-членов ШОС.

— Утвержден «Механизм реализации Плана мероприятий по выполнению Программы многостороннего торгово-экономического сотрудничества государств-членов ШОС».

— Утверждены «Финансовые правила ШОС».

— Утвержден «Отчет Секретариата ШОС о ходе осуществления Программы многостороннего торгово-экономического сотрудничества государств-членов ШОС».

— Подписано Соглашение о межбанковском сотрудничестве (объединении) в рамках ШОС.

— Подписано Соглашение между правительствами государств-членов ШОС о взаимодействии при оказании помощи в ликвидации чрезвычайных ситуаций.

— Подписано Совместное коммюнике по итогам заседания Совета глав правительств (премьер-министров) государств-членов ШОС.

— Принято Решение «О новых структуре и штатном расписании Секретариата Шанхайской организации сотрудничества».

— Подписан Меморандум «О взаимопонимании по ускорению разработки проекта Соглашения между правительствами государств-членов Шанхайской организации сотрудничества о создании благоприятных условий для международных автомобильных перевозок».

— Утвержден «Отчет Секретариата ШОС о ходе осуществления Программы многостороннего торгово-экономического сотрудничества государств-членов ШОС».

— Подписано Соглашение между правительствами государств-членов Шанхайской организации сотрудничества о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах.

— Принято Решение «О новых структуре и штатном расписании Исполнительного комитета Региональной антитеррористической структуры Шанхайской организации сотрудничества».

— Утвержден «Отчет Секретариата ШОС о ходе осуществления Программы многостороннего торгово-экономического сотрудничества государств-членов ШОС».

— Подписано Совместное коммюнике по итогам заседания Совета глав правительств (премьер-министров) государств-членов Шанхайской организации сотрудничества.

— Утверждена «Обновленная редакция Плана мероприятий по выполнению Программы многостороннего торгово-экономического сотрудничества государств-членов ШОС».

— Утвержден «Отчет Секретариата ШОС о ходе осуществления Программы многостороннего торгово-экономического сотрудничества государств-членов Шанхайской организации сотрудничества».

— Подписан Протокол между таможенными службами государств-членов Шанхайской организации сотрудничества об обмене информацией в области контроля за перемещением энергоресурсов.

— Подписано Совместное коммюнике по итогам заседания Совета глав правительств (премьер-министров) государств-членов Шанхайской организации сотрудничества.

— Утвержден «Отчет Секретариата ШОС о ходе осуществления Программы многостороннего торгово-экономического сотрудничества государств-членов ШОС».

— Подписан Протокол между таможенными службами государств-членов Шанхайской организации сотрудничества о сотрудничестве в области подготовки и повышения квалификации должностных лиц таможенных служб.

— Принята Совместная инициатива по активизации многостороннего экономического сотрудничества по преодолению последствий мирового финансово-экономического кризиса и обеспечению дальнейшего развития экономик государств-членов Шанхайской организации сотрудничества.

— Принято Совместное заявление по борьбе с инфекционными болезнями на пространстве Шанхайской организации сотрудничества.

— Подписано Совместное коммюнике по итогам заседания Совета глав правительств (премьер-министров) государств-членов Шанхайской организации сотрудничества.

— Утверждено «Положение о персонале постоянно действующих органов Шанхайской организации сотрудничества».

— Утвержден «Отчет Секретариата ШОС о ходе осуществления Программы многостороннего торгово-экономического сотрудничества государств-членов ШОС».

— Подписано Совместное коммюнике по итогам заседания Совета глав правительств (премьер-министров) государств-членов Шанхайской организации сотрудничества.

— Принято Совместное заявление глав правительств (премьер-министров) государств-членов ШОС об экономическом положении в мире и на пространстве ШОС.

— Подписана Стратегия дальнейшего развития Межбанковского объединения в рамках ШОС на среднесрочную перспективу (2012-2016 годы).

— Подписано Совместное коммюнике по итогам заседания Совета глав правительств (премьер-министров) государств-членов Шанхайской организации сотрудничества.

— Утвержден «Отчет Секретариата Шанхайской организации сотрудничества о ходе осуществления Программы многостороннего торгово-экономического сотрудничества государств-членов Шанхайской организации сотрудничества».

— Подписан Протокол к Соглашению между правительствами государств-членов Шанхайской организации сотрудничества о взаимодействии при оказании помощи в ликвидации чрезвычайных ситуаций от 26 октября 2005 года.

— Подписан Меморандум между таможенными службами государств-членов Шанхайской организации сотрудничества о сотрудничестве по защите прав интеллектуальной собственности.

— Подписано Совместное коммюнике по итогам заседания Совета глав правительств (премьер-министров) государств-членов Шанхайской организации сотрудничества.

— Утвержден «Отчет Секретариата ШОС о ходе осуществления Программы многостороннего торгово-экономического сотрудничества государств-членов ШОС».

— Принято Совместное заявление глав правительств (премьер-министров) государств-членов Шанхайской организации сотрудничества о дальнейшем развитии сотрудничества в сфере транспорта.

— Принята Программа информирования об эпидемиологической ситуации, вызванной инфекционными заболеваниями на территории государств-членов ШОС.

— Подписано Совместное коммюнике по итогам тринадцатого заседания Совета глав правительств (премьер-министров) государств-членов Шанхайской организации сотрудничества.

— Принято Решение «О дальнейшей работе по созданию Банка развития ШОС и Фонда развития (Специального счета) ШОС».

— Принято Решение «О Плане мероприятий по выполнению Программы многостороннего торгово-экономического сотрудничества государств-членов Шанхайской организации сотрудничества и Перечне мероприятий по дальнейшему развитию проектной деятельности в рамках Шанхайской организации сотрудничества на период 2017-2021 годы».

— Подписан Меморандум между таможенными службами государств-членов Шанхайской организации сотрудничества о взаимодействии в области развития и применения системы управления рисками.

— Подписан Протокол о сотрудничестве между таможенными службами государств-членов Шанхайской организации сотрудничества в правоохранительной сфере.

— Подписано Совместное коммюнике по итогам четырнадцатого заседания Совета глав правительств (премьер-министров) государств-членов Шанхайской организации сотрудничества.

— Принято Заявление Глав правительств (премьер-министров) государств-членов Шанхайской организации сотрудничества о региональном экономическом развитии.

— Утвержден «Отчет Секретариата ШОС о ходе осуществления Программы многостороннего торгово-экономического сотрудничества государств-членов ШОС».

— Принято решение «О дальнейшей работе по созданию Банка развития ШОС и Фонда развития (Специального счета) ШОС».

— Подписана «Программа взаимодействия таможенных служб государств-членов Шанхайской организации сотрудничества на 2016-2021 годы».

— Подписано Совместное коммюнике по итогам пятнадцатого заседания Совета глав правительств (премьер-министров) государств-членов Шанхайской организации сотрудничества.

— Утвержден «Отчет Секретариата ШОС о ходе осуществления Программы многостороннего торгово-экономического сотрудничества государств-членов ШОС».

— Принято Решение «О Перечне мероприятий по дальнейшему развитию проектной деятельности в рамках ШОС на период 2017-2021 годы»;

— Принято Решение «О дальнейшей работе по созданию Банка развития Шанхайской организации сотрудничества и Фонда развития (Специального счета) ШОС»;

— Принято Решение «О Концепции научно-технического партнерства ШОС»;

— Принято Решение «О Плане мероприятий по реализации Соглашения между правительствами государств-членов ШОС о научно-техническом сотрудничестве на период с 2016 по 2020 годы»;

— Принято Решение «О проекте Программы развития дорог ШОС».

— Подписано Совместное коммюнике по итогам шестнадцатого заседания Совета глав правительств (премьер-министров) государств-членов Шанхайской организации сотрудничества.

— Подписано Совместное коммюнике по итогам семнадцатого заседания Совета глав правительств (премьер-министров) государств-членов Шанхайской организации сотрудничества.

— Принято Решение «О разработке новой редакции Программы многостороннего торгово-экономического сотрудничества государств-членов Шанхайской организации сотрудничества».

— Принято Решение « О Плане практических мер («Дорожная карта») по сотрудничеству научно-исследовательских учреждений государств-членов Шанхайской организации сотрудничества на 2019-2020 годы».

— Принято Решение « О реализации Концепции сотрудничества государств-членов Шанхайской организации сотрудничества в области охраны окружающей среды».

2019 / 07 / 15

Совет глав государств является высшим органом ШОС. Он определяет приоритеты и вырабатывает основные направления деятельности Организации, решает принципиальные вопросы ее внутреннего устройства и функционирования, взаимодействия с другими государствами и международными организациями, а также рассматривает наиболее актуальные международные проблемы.

Совет собирается на очередные заседания один раз в год. Председательствование на заседании Совета глав государств осуществляет глава государства - организатора очередного заседания. Место проведения очередного заседания Совета определяется, как правило, в порядке русского алфавита названий государств-членов ШОС.

2019 / 07 / 16

Университет ШОС

Инициатива создания Университета ШОС была выдвинута Президентом Российской Федерации В.В. Путиным на Бишкекском саммите 16 августа 2007г. и поддержана государствами-членами ШОС Республикой Казахстан, Китайской Народной Республикой, Республикой Кыргызстан, Республикой Таджикистан. Была разработана концепция Университета ШОС.

На совещании Министров образования государств-членов ШОС (г. Астана, 28 октября 2008 г.) была подписана Концепция создания и функционирования Университета ШОС (Приложение 1).

6 сентября 2017 года в г. Астана странами было подписано Соглашение об учреждении и функционировании Университета Шанхайской организации сотрудничества.

Основной миссией Университета Шанхайской организации сотрудничества является осуществление совместной подготовки высококвалифицированных кадров на основе согласованных инновационных образовательных программ по специальностям, представляющим приоритетный интерес для экономического и социального развития государств-членов Шанхайской организации сотрудничества (далее — ШОС или Организация).

Основные задачи Университета ШОС:

Поддержание единого образовательного пространства и интеграционных тенденций.
. Расширение обмена студентами, аспирантами, докторантами и научно-педагогическими работниками.
. Расширение научно-академического сотрудничества.
. Внедрение современных образовательных методик и технологий.
. Проведение экспертиз и выработка рекомендаций в конкретных областях сотрудничества ШОС.
. Подготовка кадров для структур ШОС и афилированных с ней организаций.

Университет ШОС — сеть головных (базовых) вузов государств-членов ШОС с согласованной программой обучения.

Уровни подготовки:

Магистратура, докторантура (аспирантура), бакалавриат
. программы повышения квалификации, профессиональной переподготовки и дистанционного образования

Форма обучения:

Язык обучения:

Официальные языки ШОС: русский и китайский
. национальные языки государств-членов ШОС
. возможность использования английского языка

Система головных (базовых) вузов:

Каждая страна определяет головные (базовые) вузы по направлениям подготовки.
. Головные (базовые) вузы определяют вуз-координатор по каждому направлению подготовки.
. Головные (базовые) вузы ведут согласование учебных программ Университета ШОС по согласованной методике.

Система обучения в Университете ШОС:

Студент поступает в национальный головной (базовый) вуз Университета ШОС.
. Студент может продолжить свое образование в другом головном (базовом) вузе (по согласованным программам).

Система управления в Университете ШОС

Координационный совет Университета является высшим органом управления Университета, подотчетным совещанию министров образования государств — членов Шанхайской организации сотрудничества.

В состав координационного совета Университета входят по одному представителю органа власти государства — участника УШОС, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (как правило, на уровне заместителя руководителя), а также председатели совета ректоров.

Координационный совет Университета:

Разрабатывает регламент своей работы, который утверждается решением совещания министров образования государств — членов Шанхайской организации сотрудничества;
. утверждает Хартию Университета;
. назначает ректора Университета;
. утверждает перспективные и годовые планы работы Университета на основе предложений ректора Университета;
. заслушивает отчеты ректора Университета о выполнении перспективных и годовых планов работ Университета.

Попечительский совет Университета создается для оказания содействия Университету при реализации совместных образовательных программ, научных и научно-технических проектов, привлечения дополнительных внебюджетных финансовых средств, поддержания интересов Университета в государственных и негосударственных организациях, неправительственных фондах и организациях, обеспечения формирования положительного имиджа Университета в мировом образовательном сообществе.

В состав попечительского совета Университета входят представители государственных и негосударственных организаций, неправительственных фондов и общественных организаций, эксперты государств — участников.

2019 / 07 / 16

Деловой совет государств-членов ШОС учрежден Положением о ДС ШОС от 14 июня 2006 г. в г. Шанхае (Китайская Народная Республика) национальными частями государств-членов ШОС (ДС ШОС) с Секретариатом в г.Москве. Ответственный секретарь Секретариата ДС ШОС — С.В.Канавский.

ДС ШОС является неправительственной организацией, объединяющей деловые и финансовые круги государств-членов ШОС — Республики Индия, Республики Казахстан, Китайской Народной Республики, Кыргызской Республики, Исламской Республики Пакистан, Российской Федерации, Республики Таджикистан и Республики Узбекистан.

Основные цели Делового совета: расширение экономического сотрудничества в рамках ШОС, налаживание прямых связей и диалога между деловыми и финансовыми кругами государств-членов ШОС, привлечение к всестороннему деловому сотрудничеству в торгово-экономической и инвестиционной областях.

Свою деятельность Деловой совет осуществляет с учетом Хартии ШОС, Программы многостороннего торгово-экономического сотрудничества государств-членов ШОС, Плана мероприятий по реализации указанной Программы, решений Совета глав государств (далее СГГ) и Совета глав правительств (премьер-министров) государств-членов ШОС (далее СГП), других документов в экономической сфере, принимаемых органами ШОС.

Деловой совет функционирует во взаимодействии с Совещанием министров государств-членов ШОС, отвечающих за внешнеэкономическую и внешнеторговую деятельность, Секретариатом ШОС и другими структурами ШОС.

Высшим органом ДС ШОС является заседание Правления, которое проводится накануне саммита глав государств-членов ШОС в стране, председательствующей в Организации. С 2015 г. на заседания Правления приглашаются представители торгово-промышленных палат государств-наблюдателей и партнеров по диалогу ШОС.

В соответствии с Протоколом 20-го заседания Правления ДС ШОС (17 мая 2019 г., г.Бишкек) председательство с 1 января 2019 года переходит к Национальной части ДС ШОС от Российской Федерации.

2019 / 07 / 15

Совет национальных координаторов является органом ШОС, осуществляющим координацию и управление текущей деятельностью Организации. Он проводит необходимую подготовку заседаний Совета глав государств, Совета глав правительств (премьер-министров) и Совета министров иностранных дел. Национальные координаторы назначаются каждым государством-членом в соответствии с его внутренними правилами и процедурами.

Совет собирается на заседания не реже трёх раз в год. Председательствование в Совете осуществляет национальный координатор государства-члена Организации, на территории которого будет проводиться очередное заседание Совета глав государств, в течение срока, начинающегося с даты завершения последнего очередного заседания Совета глав государств и завершающегося датой очередного заседания Совета глав государств.

Председатель Совета национальных координаторов по поручению председателя Совета министров иностранных дел при осуществлении внешних контактов может представлять Организацию в соответствии с Положением о порядке работы Совета национальных координаторов.

2015 / 12 / 08

О Шанхайской организации сотрудничества

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) является постоянно действующей межправительственной международной организацией, о создании которой было объявлено 15 июня 2001 года в Шанхае (КНР) Республикой Казахстан, Китайской Народной Республикой, Кыргызской Республикой, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Республикой Узбекистан. Ей предшествовал механизм "Шанхайской пятерки".

В июне 2002 года на Санкт-Петербургском Саммите глав государств-членов ШОС, была подписана Хартия Шанхайской организации сотрудничества, которая вступила в силу 19 сентября 2003 года. Это базовый уставный документ, фиксирующий цели и принципы организации, её структуру и основные направления деятельности.

8-9 июня 2017 года в городе Астане состоялось историческое заседание Совета глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества, в ходе которого статус государства-члена Организации был предоставлен Республике Индия и Исламской Республике Пакистан.

К основным целям ШОС относятся: укрепление взаимного доверия и добрососедства между странами-участницами; содействие их эффективному сотрудничеству в политической, торгово-экономической, научно-технической и культурной областях, а также в сфере образования, энергетики, транспорта, туризма, защиты окружающей среды и других; совместное обеспечение и поддержание мира, безопасности и стабильности в регионе; продвижение к созданию демократического, справедливого и рационального нового международного политического и экономического порядка.

В отношениях внутри организации государства-члены ШОС, исходя из "Шанхайского духа", придерживаются принципов взаимного доверия, взаимной выгоды, равенства, взаимных консультаций, уважения к многообразию культур и стремления к совместному развитию, а во внешних сношениях придерживается принципа несоюзничества, не направленности против кого-либо и открытости.

Высшим органом для принятия решений в ШОС является Совет глав государств-членов (СГГ). Он собирается раз в год и принимает решения и указания по всем важным вопросам Организации. Совет глав правительств (премьер-министров) государств-членов ШОС (СГП) собирается один раз в год для обсуждения стратегии многостороннего сотрудничества и приоритетных направлений в рамках Организации, решения принципиальных и актуальных вопросов экономического и иного сотрудничества, а также утверждает ежегодный бюджет Организации. Официальными языками ШОС являются русский и китайский языки.

Помимо заседаний СГГ и СГП, действует также механизм встреч на уровне руководителей парламентов, секретарей советов безопасности, министров иностранных дел, обороны, чрезвычайных ситуаций, экономики, транспорта, культуры, образования, здравоохранения, руководителей правоохранительных ведомств, верховных и арбитражных судов, генеральных прокуроров. Механизмом координации в рамках ШОС служит Совет национальных координаторов государств-членов ШОС (СНК).

Организация имеет два постоянно действующих органа — Секретариат ШОС в Пекине и Исполнительный комитет Региональной антитеррористической структуры (РАТС) ШОС в Ташкенте. Генеральный секретарь ШОС и Директор Исполнительного комитета РАТС ШОС назначаются Советом Глав государств сроком на три года. С 1 января 2019 года эти посты соответственно занимают Владимир Норов (Узбекистан) и Джумахон Гиёсов (Таджикистан).

Таким образом, в настоящее время:

  • восемь стран являются государствами-членами ШОС- Республика Индия, Республика Казахстан, Китайская Народная Республика, Кыргызская Республика, Исламская Республика Пакистан, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Республика Узбекистан;
  • четыре страны имеют статус государства-наблюдателя при ШОС- Исламская Республика Афганистан, Республика Беларусь, Исламская Республика Иран, Монголия;
  • шесть стран являются партнёрами по диалогу ШОС — Азербайджанская Республика, Республика Армения, Королевство Камбоджа, Федеративная Демократическая Республика Непал, Турецкая Республика, Демократическая Социалистическая Республика Шри-Ланка.

Таким определением предварил свое интервью корреспонденту ТАСС генеральный секретарь ШОС Рашид Алимов, рассказавший о значении Хартии ШОС в связи с предстоящим в этом году 15-летием этого основополагающего документа, принятого на саммите в Санкт-Петербурге 7 июня 2002 года. По этому случаю в Пекине, где находится штаб-квартира ШОС, состоялся симпозиум, посвященный истории, современным реалиям и перспективам развития организации.

– Рашид Кутбиддинович, что значило в то время принятие Хартии, в чем ее смысл?

– Хартия ШОС имела определяющее значение для становления той модели сотрудничества, которая из года в год подтверждает свою эффективность. В юбилейный год особенно полезно еще раз внимательно взглянуть на этот исторический документ, прежде всего с точки зрения его вклада в практику международных отношений и той роли, которую он играет в судьбе организации, и влиянии, которое ШОС оказывает на поддержание мира и стабильности в регионе и на планете. Сегодня уже ни у кого нет сомнений в том, что Хартия ШОС, определив цели и ключевые направления сотрудничества, заложив прочную правовую основу функционирования организации, представила миру яркий пример нового прочтения общепризнанных основ межгосударственного взаимодействия.

– На чем основываются подобные суждения?

– Прежде всего, ШОС – одно из немногих многопрофильных международных объединений, изначально и целиком выстроенных в формате многостороннего партнерства. В этом состоит достоинство организации и ее привлекательность. Хартия является чуть ли не первым в международной практике публичным юридическим документом, в котором фиксируется модель универсального партнерства в качестве фундаментальной характеристики международного объединения.

Это новшество позволяет называть ШОС международной организацией нового типа. Если вспомнить конец ХХ и начало ХХI века, то тогда готовых "лекал", тем более образцового модельного ряда регионального партнерства, не существовало. Даже сам термин еще не обрел широкого распространения в международном лексиконе. Без преувеличения можно утверждать, что большая, кропотливая и творческая работа по формированию ШОС, включая подготовку Хартии, в значительной степени носила первопроходческий характер.

– Чем же отличается партнерство "шосовского типа"?

Чем теснее координация, тем глубже взаимопонимание; чем строже соблюдается равенство, тем крепче и эффективнее становится партнерство

– Партнерство – это, скорее, активное кооперативное взаимодействие на основе совместного определения зон совпадения интересов, равнозначимости мнений всех вместе и каждого в отдельности, независимо от политических и экономических весовых категорий акторов, при полном сохранении и уважении самостоятельности субъектов партнерства в их внутренних делах и внешней политике. Не выстраивание в одну шеренгу, а взаимопонимание; не доминирование, а равенство и координацию можно назвать ключевыми элементами партнерства. Чем теснее координация, тем глубже взаимопонимание; чем строже соблюдается равенство, тем крепче и эффективнее становится партнерство.

– Почему же мы не называем партнерство в рамках ШОС союзничеством?

– Необходимо иметь в виду, что партнерство отличается от традиционного союзничества. Военно-политическим союзам присущи очень высокая степень политической взаимозависимости, а также некая замкнутость в силу того, что обычно союз подразумевает своего рода мобилизационную готовность в противодействии кому-то. Это и не классическая экономическая интеграция, преследующая цели максимальной унификации, что требует делегирования наднациональным бюрократическим институтам значительной части суверенных прерогатив.

В этой связи уместно вспомнить, что в момент принятия Хартии ШОС мир переживал серьезные катаклизмы в международной среде и Хартия стала своего рода коллективным ответом на происходящие события государств-основателей, которые базовыми принципами нового объединения провозгласили взаимное уважение суверенитета, независимости, территориальной целостности, нерушимости государственных границ; ненападение, невмешательство во внутренние дела, неприменение силы или угрозы силой в международных отношениях; отказ от одностороннего военного превосходства; равноправие, взаимопонимание и уважение мнений; мирное разрешение разногласий между государствами-членами; ненаправленность против других государств и международных организаций; недопущение любых противоправных действий, направленных против интересов ШОС; добросовестное выполнение обязательств, вытекающих из Хартии и других документов, принятых в рамках организации.

– Чем в таком случае характерна модель ШОС?

Все решения, принимаемые в рамках ШОС, – результат кристаллизации и объединения взглядов, мнений и подходов государств-основателей

– Неотъемлемым признаком партнерской модели ШОС стали ее транспарентность и ненаправленность против кого бы то ни было. ШОС придерживается линии, исключающей блоковые, идеологизированные и конфронтационные подходы к решению актуальных международных и региональных проблем. Организация строго следует зафиксированным в Хартии ШОС принципам, в том числе ненаправленности ШОС против других государств и международных организаций; активно развивает контакты и сотрудничество с международными и региональными организациями, прежде всего с ООН и ее специализированными учреждениями. Еще одним прогрессивным постулатом Хартии, не теряющим свою актуальность и по сей день, стала консенсусная модель принятия решений.

Она подчеркивает исключительное равноправие всех участников объединения вне зависимости от потенциала и возможностей. Все решения, принимаемые в рамках ШОС, – результат кристаллизации и объединения взглядов, мнений и подходов государств-основателей. Таким образом, ШОС правомерно считать наглядным примером партнерского объединения консенсусного типа.

– Все ли это понимают и признают?

– Нельзя не отметить, что в различных экспертных кругах есть и те, кто склонен оспаривать эффективность такой модели, подчеркивая зачастую ее неспособность обеспечить должный уровень оперативности деятельности организации. Кроме того, существуют мнения, что консенсусный принцип может приводить также к блокированию "меньшинством" согласованных большинством участников решений, своего рода право вето. Полагаю, что это особая тема, в том числе и для научных дискуссий и исследований. Однако если немного углубиться в анализ этой темы, то можно увидеть, что в отличие от права вето, опирающегося на непреодолимость отрицательного голоса, правило консенсуса делает акцент на совместном поиске сложносоставного общеприемлемого положительного решения, которое представляет из себя суммарный результат максимально возможного совмещения суверенных прав, собственных интересов и общих задач.

Если такое совмещение не складывается быстро, то это не означает "стоп-сигнал", прекращения дальнейших усилий во взятом направлении для финального нахождения общего знаменателя. Иначе говоря, эффективность правила консенсуса нужно рассматривать с точки зрения не процесса, а конечного итога. Оно служит стимулом для постоянного сотворчества, ибо обладает значительным потенциалом гибкости, что вытекает из соответствующих статей Хартии и находит выражение в практике его осуществления на всех уровнях шосовских механизмов.

– Насколько воплотился в Хартии "шанхайский дух", который лежит в основе деятельности организации?

– Рассматривая с разных сторон систему выработки решений в рамках ШОС, важно также иметь в виду закрепленное в Хартии такое ключевое понятие, как "шанхайский дух", главным содержанием которого являются взаимное доверие и выгода, равноправие, взаимные консультации, уважение многообразия культур и цивилизаций, стремление к совместному развитию. Этот уникальный принцип по праву считается стержневым в становлении сотрудничества шести государств как новой модели регионального взаимодействия. Сегодня нет сомнений в том, что, являясь основным интегральным понятием и важнейшим принципом деятельности ШОС, "шанхайский дух" обогатил теорию и практику современного международного сотрудничества, претворяя в жизнь всеобщее стремление мирового сообщества к демократизации международных отношений.

– Не означает ли "консенсусная" модель принятия решений в ШОС, что кто-то будет пытаться "тянуть одеяло на себя", продавливая необходимые решения?

– Практика показывает, что действующая в рамках ШОС модель работает таким образом, что, каким бы острым ни был вопрос, каждая сторона стремится найти путь к обоюдному согласию, что ярко выражается в умении слушать, слышать и прислушиваться друг к другу. На мой взгляд, наиболее лаконично такая система взаимоотношений была охарактеризована древним китайским мыслителем Конфуцием, который сказал: "Благородные мужчины дружат при разногласиях, а ничтожные людишки ссорятся при единомыслии". В этом заложена уникальность организации, в которой интерес каждой из сторон может и сопрягается с интересами всех.

На мой взгляд, наиболее лаконично такая система взаимоотношений была охарактеризована древним китайским мыслителем Конфуцием, который сказал: "Благородные мужчины дружат при разногласиях, а ничтожные людишки ссорятся при единомыслии"

Сегодня ШОС – это пример возможностей не только сосуществования разномасштабных, разновесомых и по-разному устроенных государств, принадлежащих к разным культурно-национальным традициям. Она создает благоприятные условия для совмещения целевых и ценностных установок, продуктивного налаживания и развития межцивилизационного диалога, установления культуры общения, ориентированной на получение совместного и взаимовыгодного результата. Другой важнейшей особенностью Хартии стало то, что она заложила универсальный характер будущей организации, или, иными словами, принцип многоформатного взаимодействия. Таким образом, Хартия, по сути, определила четыре движущие силы ШОС: сотрудничество в области политики и безопасности, в экономической сфере, в области культурно-гуманитарного взаимодействия, а главное – неизменное стремление всех стран-основательниц к совместному развитию как суммарному показателю трех других составных частей и главного синергетического ориентира их комплексного воплощения.

– В самом начале ШОС строилась как организация, укрепляющая региональную безопасность. Не отходит ли сейчас этот первоначальный мотив на второй план, можно ли сказать, что задача обеспечения безопасности в регионе уже выполнена?

– Ни для кого не секрет, что устойчивое развитие без обеспечения должного уровня безопасности невозможно. Меняющийся характер современных вызовов и угроз продолжает требовать пристального внимания. ШОС создавалась во имя развития и процветания народов, проживающих на пространстве организации, и именно поэтому Хартия определила в числе ключевых приоритетов деятельности объединения совместное противодействие терроризму, сепаратизму и экстремизму во всех их проявлениях, бескомпромиссную борьбу с незаконным оборотом наркотиков и оружия, другими видами транснациональной преступной деятельности, а также незаконной миграцией.

Меняющийся характер современных вызовов и угроз продолжает требовать пристального внимания

Являясь ключевым направлением работы ШОС, сотрудничество государств-членов в области обеспечения региональной безопасности и стабильности позволило добиться существенных результатов. Сегодня пространство организации характеризуется стабильной обстановкой, которая обеспечивается совместной работой государств-членов по противодействию современным вызовам и угрозам безопасности. Именно в этих целях Хартией был институциализирован важнейший постоянно действующий орган ШОС – Региональная антитеррористическая структура (РАТС), которая стала основной платформой взаимодействия компетентных органов государств-членов.

К примеру, только в 2011–2015 гг. компетентными органами государств – членов ШОС при координирующей роли РАТС ШОС на стадии подготовки предотвращены 20 терактов; пресечены около 650 преступлений террористического и экстремистского характера; ликвидированы 440 баз подготовки террористов и около 1700 членов международных террористических организаций; задержаны более 2700 участников незаконных вооруженных формирований, их пособников и лиц, подозреваемых в преступной деятельности; экстрадированы 213 лиц, причастных к деятельности террористических и экстремистских организаций, многие из которых осуждены на длительные сроки лишения свободы; 180 лиц объявлены в розыск; выявлены 600 схронов и тайников с оружием, изъяты более 3250 самодельных взрывных устройств, около 10 тысяч единиц оружия, около 450 тыс. единиц боеприпасов и более 52 тонн взрывчатых веществ. На постоянной основе ведется целенаправленная работа по противодействию использованию сети Интернет в террористических, сепаратистских и экстремистских целях.

– Но ведь и деловое взаимодействие между странами ШОС в рамках организации также имеет важное значение?

– Торгово-экономическая сфера определяется Хартией ШОС также в качестве одной из движущих сил организации. Совместное развитие инфраструктуры, коммуникаций, реализация многосторонних проектов в целях повышения благосостояния и улучшения качества жизни людей выступают принципиальной задачей во взаимодействии государств-членов в рамках ШОС. Для рассмотрения практических вопросов экономического характера Хартия определила создание регулярных совещаний руководителей отраслевых министерств и/или ведомств государств-членов. Совместными усилиями государства – члены ШОС реализуют проекты инфраструктуры: строятся автомобильные и железные дороги, мосты и транспортные переходы. За 15 лет в разы увеличилось количество регулярных авиарейсов между государствами – членами ШОС. К примеру, только в Китай более чем в четыре раза возрос еженедельный авиапоток из Кыргызстана, России и Узбекистана, из Таджикистана – в восемь раз, а из Казахстана – в двенадцать. Растут взаимные накопленные инвестиции государств – членов ШОС, которые к 2016 году превысили $40 млрд.

Растут взаимные накопленные инвестиции государств – членов ШОС, которые к 2016 году превысили $40 млрд

Особое значение для развития экономического взаимодействия имеет Соглашение государств – членов ШОС о создании благоприятных условий для международных автомобильных перевозок, которое оформило правовую базу паритетных условий для автоперевозчиков и заложило единообразную основу осуществления международных автомобильных перевозок от восточной Европы до восточных побережий России и Китая. Практическая реализация Соглашения, несомненно, придаст новый импульс строительству новых и реконструкции существующих участков автомобильных дорог в составах международных транспортных маршрутов, развитию торговли.

– Что можно сказать о гуманитарном взаимодействии стран ШОС, какую роль играет оно и не теряется ли гуманитарное сотрудничество в тени других приоритетных задач?

– Ключевой основой укрепления между государствами – членами ШОС взаимного доверия, дружбы и добрососедства выступает гуманитарное взаимодействие. Налаженный в рамках ШОС устойчивый диалог различный культур и цивилизаций способствует их взаимному познанию, обогащению и в конечном итоге большему взаимопониманию народов государств – членов ШОС. Это главнейшая цивилизационная миссия организации, она успешно реализуется благодаря комплексному подходу, отраженному в ее основополагающем документе. Хартия ШОС, изначально нацеленная на построение демократической справедливой архитектуры международных отношений, создала мировой прецедент в рамках во многом уникальной межцивилизационной организации, нивелирующей возможность конфликта цивилизаций в регионе своей ответственности.

– Можно ли сказать, что ШОС служит примером и для других государств и регионов в выстраивании отношений между странами и народами?

– ШОС призвана содействовать суверенным участникам сопрягать позиции и подходы, касающиеся актуальных международных проблем и региональных задач, концентрировать усилия на общих целях в соответствии с принципами добровольного кооперирования и равноправного сотрудничества. Эта особенность ШОС, наряду с ярко выраженными демократическими принципами функционирования, делает ее объектом растущего пристального интереса в международном сообществе. Свидетельство тому – растущее число желающих подключиться к деятельности организации.

– Что можно сказать о ближайшем будущем ШОС?

– ШОС последовательно реализует зафиксированный в Хартии принцип открытости. Сегодня организация стоит на пороге принятия новых мощных и авторитетных в международном сообществе государств – Индии и Пакистана, вступление которых значительно усилит ШОС, расширит ее потенциал и возможности. Организация станет мощнейшей трансрегиональной структурой, объединяющей более 44% населения Земли на пространстве от Арктики до Индийского океана с севера на юг и от Лияньюньгана до Калининграда с востока на запад.

Сегодня организация стоит на пороге принятия новых мощных и авторитетных в международном сообществе государств – Индии и Пакистана, вступление которых значительно усилит ШОС, расширит ее потенциал и возможности

Становится очевидным, что это новое явление в жизни организации потребует серьезной перенастройки и адаптации внутренней деятельности. Такая работа уже ведется вместе с потенциальными полноправными членами организации. Первые шаги обнадеживают, свидетельствуют о том, что Индия и Пакистан с учетом их веса в региональных и мировых делах, внесут свой существенный вклад в усиление организации и эффективности ее деятельности. При этом, в соответствии с зафиксированным в Хартии ШОС принципом ненаправленности организации против других государств и международных объединений, ШОС продолжает активно развивать контакты и международное сотрудничество, привнося созидательное начало в мировые дела.

– И все это связано с Хартией ШОС?

– Подводя краткий итог осмыслению некоторых важнейших концептуальных элементов Хартии ШОС, хотелось бы призвать к продолжению углубленного анализа этого юридического феномена – документа, ставшего, по сути, новым словом в международной практике. Убежден, что пытливый ум, вникая в детали, всегда найдет новые интересные особенности и возможности, увидит новые перспективы. Хочу еще раз подчеркнуть, на мой взгляд, главную особенность модели международной организации нового типа, которая кристаллизовалась благодаря фундаментальным положениям Хартии ШОС и совместным усилиям государств – членов организации по их воплощению.

Суть ее в том, что в ШОС нет и не может быть чьего-либо доминирования, элементов давления или принуждения, не бывает выигравших или проигравших, есть только общий солидарный результат. Организация построила одну из крупнейших в мире систем регионального сотрудничества с акцентом на гарантии политической стабильности, укрепление безопасности, расширение экономического взаимодействия, совместного развития и процветания народов ШОС. Убежден, что именно такие основы в перспективе станут надежными скрепами дружбы и сотрудничества всей прогрессивной части международного сообщества.

Беседовал Андрей Кириллов , Пекин

(ШОС) — постоянно действующая межправительственная международная организация, основанная лидерами Казахстана, Китая, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана. В июне 2016 года были о вступлении в организацию Индии и Пакистана.

В июне 2002 года на Санкт-Петербургском саммите глав государств ШОС, была подписана Хартия Шанхайской организации сотрудничества , вступившая в силу 19 сентября 2003 года. Это базовый уставный документ, фиксирующий цели и принципы Организации, ее структуру и основные направления деятельности.

Важным шагом в укреплении правовой базы объединения стало подписание в Бишкеке (Киргизия) в августе 2007 года Договора о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве.

В 2006 году организация анонсировала планы борьбы с международной наркомафией как финансовой опорой терроризма в мире, в 2008 году — активное участие в нормализации обстановки в Афганистане.

Параллельно деятельность ШОС получила и широкую экономическую направленность. В сентябре 2003 года главы правительств стран-членов ШОС подписали Программу многостороннего торгово-экономического сотрудничества, рассчитанную на 20 лет. В качестве долгосрочной цели предусматривается создание зоны свободной торговли на пространстве ШОС, а в краткосрочной перспективе — активизация процесса создания благоприятных условий в области торговли и инвестиций.

Высшим органом для принятия решений в ШОС является Совет глав государств-членов (СГГ). Он определяет приоритеты и вырабатывает основные направления деятельности Организации, решает принципиальные вопросы ее внутреннего устройства и функционирования, взаимодействия с другими государствами и международными организациями, а также рассматривает наиболее актуальные международные проблемы.

Совет собирается на очередные заседания один раз в год . Председательствование на заседании Совета глав государств осуществляет глава государства — организатора очередного заседания. Место проведения очередного заседания Совета определяется, как правило, в порядке русского алфавита названий государств — членов ШОС.

Совет глав правительств (премьер-министров) принимает бюджет Организации, рассматривает и решает основные вопросы, относящиеся к конкретным, в особенности экономическим сферам развития взаимодействия в рамках Организации.

Совет собирается на очередные заседания один раз в год. Председательствование на заседании Совета осуществляет глава правительства (премьер-министр) государства, на территории которого проводится заседание. Место проведения очередного заседания Совета определяется по предварительной договоренности глав правительств (премьер-министров) государств-членов.

Совет министров иностранных дел рассматривает вопросы текущей деятельности Организации , подготовки заседания Совета глав государств и проведения консультаций в рамках Организации по международным проблемам. Совет может в случае необходимости выступать с заявлениями от имени ШОС. Совет собирается, как правило, за один месяц до проведения заседания Совета глав государств.

В рамках ШОС действует механизм встреч на уровне руководителей отраслевых министерств и ведомств.

Важнейшие экономические структуры —

К основным целям ШОС относятся: укрепление взаимного доверия и добрососедства между странами‑участницами; содействие их эффективному сотрудничеству в политической, торгово‑экономической, научно‑технической и культурной областях, а также в сфере образования, энергетики, транспорта, туризма, защиты окружающей среды и других; совместное обеспечение и поддержание мира, безопасности и стабильности в регионе; продвижение к созданию демократического, справедливого и рационального нового международного политического и экономического порядка.

Государствами‑наблюдателями при ШОС являются Индия, Монголия, Пакистан и Иран.

На саммите ШОС в Душанбе 28 августа 2008 года утверждено Положение о статусе партнера по диалогу ШОС. Статус партнера предоставляется государству или организации, разделяющим цели и принципы ШОС и желающим установить с Организацией отношения равноправного взаимовыгодного партнерства; или сотрудничающим с ШОС по отдельным направлениям деятельности.

В настоящее время статусом партнера по диалогу обладают Белоруссия и Шри‑Ланка.

Общая площадь государств-членов ШОС равняется около 30,189 миллиона квадратных километров, что составляет 3/5 площади Евразии, а население — 1,5 миллиарда человек, что составляет 1/4 всего населения земного шара.

Cвою историю Шанхайская организация сотрудничества ведет с 1996 года. 26 апреля 1996 года главы России, Китая, Казахстана, Киргизии и Таджикистана встретились в Шанхае с целью выработать единую позицию по всему спектру проблем регионального сотрудничества, а также укрепления мер доверия в военной области. По итогам форума было подписано "Соглашение о мерах доверия в военной области в районе совместной границы".

В 1996‑2000 годах руководители этих стран ("Шанхайская пятерка") встречались поочередно в Шанхае, Москве, Алма-Ате, Бишкеке и Душанбе. Душанбинская встреча 2000 года ознаменовала завершение первого круга встреч глав государств "Шанхайской пятерки".

На базе соглашений об укреплении доверия в военной области и о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы, заключенных между Казахстаном, Киргизией, Китаем, Россией и Таджикистаном соответственно в 1996 и 1997 годах и сформировалась ШОС.

На встрече глав пяти государств 15 июня 2001 года в Шанхае лидеры "Шанхайской пятерки" приняли в свои ряды Узбекистан. В тот же день была подписана декларация о создании Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).

На саммите в Санкт-Петербурге 7 июня 2002 года принята Хартия ШОС (вступила в силу 19 сентября 2003 года) — базовый уставной документ, фиксирующий цели, принципы, структуру и основные направления деятельности Организации.

На очередном саммите ШОС, прошедшем с 28 по 29 мая 2003 года в Москве, было завершено документальное оформление организации: подписана Декларация глав государств ‑ членов ШОС, утверждающая комплекс документов, регламентирующих порядок работы уставных органов ШОС и ее финансового механизма.

Важным шагом в укреплении правовой базы объединения стало подписание в Бишкеке 16 августа 2007 года Договора о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве.

Высшим органом для принятия решений в ШОС является Совет глав государств-членов (СГГ). Он собирается раз в год и принимает решения и указания по всем важным вопросам организации.

Совет глав правительств государств-членов ШОС (СГП) собирается один раз в год для обсуждения стратегии многостороннего сотрудничества и приоритетных направлений в рамках организации, решения принципиальных и актуальных вопросов экономического и иного сотрудничества, а также утверждает ежегодный бюджет организации.

Помимо заседаний СГГ и СГП, действует также механизм встреч на уровне руководителей парламентов, секретарей советов безопасности, министров иностранных дел, обороны, чрезвычайных ситуаций, экономики, транспорта, культуры, образования, здравоохранения, руководителей правоохранительных ведомств, верховных и арбитражных судов, генеральных прокуроров. Механизмом координации в рамках ШОС служит Совет национальных координаторов государств-членов ШОС (СНК). Организация имеет два постоянно действующих органа — Секретариат в Пекине под руководством генерального секретаря и Исполнительный комитет Региональной антитеррористической структуры в Ташкенте, возглавляемый директором.

Генеральный секретарь и директор Исполнительного комитета назначаются Советом глав государств сроком на три года. С 1 января 2010 года эти посты соответственно занимают Муратбек Иманалиев (Киргизия) и Дженисбек Джуманбеков (Казахстан).

Символика ШОС включает в себя белый флаг с изображением в центре герба организации. На гербе изображены по бокам два лавровых венка, в центре — символическое изображение Восточного полушария земли с очертаниями земной суши, которую занимает "шестерка", сверху и снизу — надпись на китайском и русском языках: "Шанхайская организация сотрудничества".

Официальные рабочие языки — русский и китайский. Штаб‑квартира находится в Пекине (Китай).

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Хартия Шанхайской организации сотрудничества

ХАРТИЯ
ШАНХАЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА


Документ с изменениями, внесенными:
(о порядке вступления в силу см. ).

____________________________________________________________________

Ратифицирована
Федеральным законом РФ
от 6 июня 2003 года N 66-ФЗ

Республика Казахстан, Китайская Народная Республика, Кыргызская Республика, Российская Федерация, Республика Таджикистан и Республика Узбекистан, являющиеся государствами - учредителями Шанхайской организации сотрудничества (именуемой далее ШОС или Организация),

основываясь на исторически сложившихся связях их народов;

стремясь к дальнейшему углублению всестороннего сотрудничества;

желая совместными усилиями внести вклад в укрепление мира, обеспечение безопасности и стабильности в регионе в условиях развития процессов политической многополярности, экономической и информационной глобализации;

будучи убежденными в том, что создание ШОС способствует более эффективному совместному использованию открывающихся возможностей и противостоянию новым вызовам и угрозам;

считая, что взаимодействие в рамках ШОС содействует раскрытию огромного потенциала добрососедства, единения и сотрудничества между государствами и их народами;

исходя из утвердившегося на встрече глав шести государств в Шанхае (2001 год) духа взаимного доверия, взаимной выгоды, равенства, взаимных консультаций, уважения к многообразию культур и стремления к совместному развитию;

отмечая, что соблюдение принципов, изложенных в Соглашении между Российской Федерацией, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Республикой Таджикистан и Китайской Народной Республикой об укреплении доверия в военной области в районе границы от 26 апреля 1996 года и в Соглашении между Российской Федерацией, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Республикой Таджикистан и Китайской Народной Республикой о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы от 24 апреля 1997 года , а также в документах, подписанных в ходе встреч на высшем уровне глав Республики Казахстан, Китайской Народной Республики, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан и Республики Узбекистан в период с 1998 года по 2001 год, внесло важный вклад в дело поддержания мира, безопасности и стабильности в регионе и во всем мире;

подтверждая свою приверженность целям и принципам Устава Организации Объединенных Наций , другим общепризнанным принципам и нормам международного права, касающимся поддержания международного мира, безопасности и развития добрососедских и дружественных отношений, а также сотрудничества между государствами;

руководствуясь положениями Декларации о создании Шанхайской организации сотрудничества от 15 июня 2001 года;

договорились о следующем:

Статья 1. Цели и задачи

Цели и задачи

Основными целями и задачами ШОС являются:

укрепление между государствами-членами взаимного доверия, дружбы и добрососедства;

развитие многопрофильного сотрудничества в целях поддержания и укрепления мира, безопасности и стабильности в регионе, содействия построению нового демократического, справедливого и рационального политического и экономического международного порядка;

совместное противодействие терроризму, сепаратизму и экстремизму во всех их проявлениях, борьба с незаконным оборотом наркотиков и оружия, другими видами транснациональной преступной деятельности, а также незаконной миграцией;

поощрение эффективного регионального сотрудничества в политической, торгово-экономической, оборонной, правоохранительной, природоохранной, культурной, научно-технической, образовательной, энергетической, транспортной, кредитно-финансовой и других областях, представляющих общий интерес;

содействие всестороннему и сбалансированному экономическому росту, социальному и культурному развитию в регионе посредством совместных действий на основе равноправного партнерства в целях неуклонного повышения уровня и улучшения условий жизни народов государств-членов;

координация подходов при интеграции в мировую экономику;

содействие обеспечению прав и основных свобод человека в соответствии с международными обязательствами государств-членов и их национальным законодательством;

поддержание и развитие отношений с другими государствами и международными организациями;

взаимодействие в предотвращении международных конфликтов и их мирном урегулировании;

совместный поиск решений проблем, которые возникнут в XXI веке.

Статья 2. Принципы

Принципы

Государства - члены ШОС придерживаются следующих принципов:

взаимного уважения суверенитета, независимости, территориальной целостности государств и нерушимости государственных границ, ненападения, невмешательства во внутренние дела, неприменения силы или угрозы силой в международных отношениях, отказа от одностороннего военного превосходства в сопредельных районах;

равноправия всех государств-членов, поиска совместных точек зрения на основе взаимопонимания и уважения мнений каждого из них;

поэтапного осуществления совместных действий в сферах общего интереса;

мирного разрешения разногласий между государствами-членами;

ненаправленности ШОС против других государств и международных организаций;

недопущения любых противоправных действий, направленных против интересов ШОС;

добросовестного выполнения обязательств, вытекающих из настоящей Хартии и других документов, принятых в рамках ШОС.

Статья 3. Направления сотрудничества

Направления сотрудничества

Основными направлениями сотрудничества в рамках ШОС являются:

поддержание мира и укрепление безопасности и доверия в регионе;

поиск общих точек зрения по внешнеполитическим вопросам, представляющим общий интерес, в том числе в международных организациях и на международных форумах;

выработка и реализация мероприятий по совместному противодействию терроризму, сепаратизму и экстремизму, незаконному обороту наркотиков и оружия, другим видам транснациональной преступной деятельности, а также незаконной миграции;

координация усилий по вопросам разоружения и контроля над вооружениями;

поддержка и поощрение регионального экономического сотрудничества в различных формах, содействие созданию благоприятных условий для торговли и инвестиций в целях постепенного осуществления свободного передвижения товаров, капиталов, услуг и технологий;

эффективное использование имеющейся инфраструктуры в области транспорта и коммуникаций, совершенствование транзитного потенциала государств-членов, развитие энергетических систем;

обеспечение рационального природопользования, включая использование водных ресурсов в регионе, осуществление совместных специальных природоохранных программ и проектов;

оказание взаимной помощи в предупреждении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий;

обмен правовой информацией в интересах развития сотрудничества в рамках ШОС;

расширение взаимодействия в области науки и техники, образования, здравоохранения, культуры, спорта и туризма.

Государства - члены ШОС могут по взаимному согласию расширять сферы сотрудничества.

Статья 4. Органы

1. Для выполнения целей и задач настоящей Хартии в рамках Организации действуют:

Совет глав государств;

Совет глав правительств (премьер-министров);

Совет министров иностранных дел;

Совещания руководителей министерств и/или ведомств;

Совет национальных координаторов;

Региональная антитеррористическая структура;

Секретариат.

2. Функции и порядок работы органов ШОС, за исключением Региональной антитеррористической структуры, определяются соответствующими положениями, которые утверждаются Советом глав государств.

3. Совет глав государств может принять решение о создании других органов ШОС. Создание новых органов оформляется в виде дополнительных протоколов к настоящей Хартии, которые вступают в силу в порядке, установленном статьей 21 настоящей Хартии.

Совет глав государств

Совет глав государств является высшим органом ШОС. Он определяет приоритеты и вырабатывает основные направления деятельности Организации, решает принципиальные вопросы ее внутреннего устройства и функционирования, взаимодействия с другими государствами и международными организациями, а также рассматривает наиболее актуальные международные проблемы.

Совет собирается на очередные заседания один раз в год. Председательствование на заседании Совета глав государств осуществляет глава государства - организатора очередного заседания. Место проведения очередного заседания Совета определяется, как правило, в порядке русского алфавита названий государств - членов ШОС.

Совет глав правительств (премьер-министров)

Совет глав правительств (премьер-министров) принимает бюджет Организации, рассматривает и решает основные вопросы, относящиеся к конкретным, в особенности экономическим, сферам развития взаимодействия в рамках Организации.

Совет собирается на очередные заседания один раз в год. Председательствование на заседании Совета осуществляет глава правительства (премьер-министр) государства, на территории которого проводится заседание.

Место проведения очередного заседания Совета определяется по предварительной договоренности глав правительств (премьер-министров) государств-членов.

Совет министров иностранных дел

Совет министров иностранных дел рассматривает вопросы текущей деятельности Организации, подготовки заседания Совета глав государств и проведения консультаций в рамках Организации по международным проблемам. Совет может в случае необходимости выступать с заявлениями от имени ШОС.

Совет собирается, как правило, за один месяц до проведения заседания Совета глав государств. Внеочередные заседания Совета министров иностранных дел созываются по инициативе не менее двух государств-членов и с согласия министров иностранных дел всех других государств-членов. Место проведения очередного и внеочередного заседания Совета определяется по взаимной договоренности.

Председательствование в Совете осуществляет министр иностранных дел государства - члена Организации, на территории которого проводится очередное заседание Совета глав государств, в течение срока, начинающегося с даты завершения последнего очередного заседания Совета глав государств и завершающегося датой очередного заседания Совета глав государств.

Председатель Совета министров иностранных дел при осуществлении внешних контактов представляет Организацию в соответствии с Положением о порядке работы Совета.

Статья 8. Совещания руководителей министерств и/или ведомств

Совещания руководителей министерств и/или ведомств

В соответствии с решениями Совета глав государств и Совета глав правительств (премьер-министров) руководители отраслевых министерств и/или ведомств государств-членов на регулярной основе проводят совещания для рассмотрения конкретных вопросов развития взаимодействия в соответствующих областях в рамках ШОС. Председательствование осуществляет руководитель соответствующего министерства и/или ведомства государства - организатора совещания. Место и время проведения совещания согласуются предварительно.

Для подготовки и проведения совещаний по предварительной договоренности государств-членов могут создаваться на постоянной или временной основе рабочие группы экспертов, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с регламентами работы, утверждаемыми на совещаниях руководителей министерств и/или ведомств. Эти группы формируются из представителей министерств и/или ведомств государств-членов.

Совет национальных координаторов

Совет национальных координаторов является органом ШОС, осуществляющим координацию и управление текущей деятельностью Организации. Он проводит необходимую подготовку заседаний Совета глав государств, Совета глав правительств (премьер-министров) и Совета министров иностранных дел. Национальные координаторы назначаются каждым государством-членом в соответствии с его внутренними правилами и процедурами.

Совет собирается на заседания не реже трех раз в год. Председательствование в Совете осуществляет национальный координатор государства - члена Организации, на территории которого будет проводиться очередное заседание Совета глав государств, в течение срока, начинающегося с даты завершения последнего очередного заседания Совета глав государств и завершающегося датой очередного заседания Совета глав государств.

Председатель Совета национальных координаторов по поручению председателя Совета министров иностранных дел при осуществлении внешних контактов может представлять Организацию в соответствии с Положением о порядке работы Совета национальных координаторов.

Статья 10. Региональная антитеррористическая структура

Региональная антитеррористическая структура

Региональная антитеррористическая структура государств - участников Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15 июня 2001 года с месторасположением в городе Бишкеке (Кыргызская Республика) является постоянно действующим органом ШОС.

Основные ее задачи и функции, принципы формирования и финансирования, а также порядок деятельности регулируются отдельным международным договором, заключаемым между государствами-членами, и другими необходимыми документами, принимаемыми ими.

Статья 11. Секретариат

Секретариат

Секретариат является основным постоянно действующим исполнительным органом ШОС и осуществляет координацию, информационно-аналитическое, юридическое и организационно-техническое обеспечение деятельности Организации, разрабатывает предложения по развитию сотрудничества в рамках ШОС и международных связей Организации, контролирует выполнение решений органов ШОС.
Международным протоколом от 15 июня 2006 года .

Секретариат возглавляется Генеральным секретарем, который утверждается Советом глав государств по представлению Совета министров иностранных дел.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 13 мая 2008 года Международным протоколом от 15 июня 2006 года .

Генеральный секретарь назначается из числа граждан государств-членов на ротационной основе в порядке русского алфавита названий государств-членов сроком на три года без права продления на следующий срок.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 13 мая 2008 года Международным протоколом от 15 июня 2006 года .

Заместители Генерального секретаря утверждаются Советом министров иностранных дел по представлению Совета национальных координаторов. Они не могут быть представителями того государства, от которого назначен Генеральный секретарь.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 13 мая 2008 года Международным протоколом от 15 июня 2006 года .

Должностные лица Секретариата нанимаются из числа граждан государств-членов на квотной основе.

При исполнении служебных обязанностей Генеральный секретарь, его заместители и другие должностные лица Секретариата не должны запрашивать или получать указания от какого бы то ни было государства-члена и/или правительства, организаций или частных лиц. Они должны воздерживаться от любых действий, которые могли бы отразиться на их положении как международных должностных лиц, ответственных только перед ШОС.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 13 мая 2008 года Международным протоколом от 15 июня 2006 года .

Государства-члены обязуются уважать международный характер обязанностей Генерального секретаря, его заместителей и персонала Секретариата и не оказывать на них влияние при исполнении ими служебных обязанностей.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 13 мая 2008 года Международным протоколом от 15 июня 2006 года .

Местом расположения Секретариата ШОС является город Пекин (Китайская Народная Республика).

Статья 12. Финансирование

Финансирование

ШОС имеет собственный бюджет, который формируется и исполняется в соответствии со специальным Соглашением между государствами-членами. Это Соглашение также определяет размеры взносов, которые ежегодно вносят государства-члены в бюджет Организации на основе принципа долевого участия.

Средства бюджета направляются на финансирование постоянно действующих органов ШОС в соответствии с вышеупомянутым Соглашением. Государства-члены самостоятельно несут расходы, связанные с участием их представителей и экспертов в мероприятиях Организации.

Статья 13. Членство

Членство

ШОС открыта для приема в ее члены других государств региона, которые обязуются соблюдать цели и принципы настоящей Хартии, а также положения других международных договоров и документов, принятых в рамках ШОС.

Решение вопроса о приеме в ШОС новых членов принимается Советом глав государств по представлению Совета министров иностранных дел на основе официального обращения заинтересованного государства, направляемого действующему председателю Совета министров иностранных дел.

Членство в ШОС государства-члена, нарушающего положения настоящей Хартии и/или систематически не выполняющего свои обязательства по международным договорам и документам, заключенным в рамках ШОС, может быть приостановлено по представлению Совета министров иностранных дел решением Совета глав государств. Если это государство продолжает нарушать свои обязательства, то Совет глав государств может принять решение о его исключении из ШОС с даты, которую определяет сам Совет.

Любое государство-член имеет право выйти из ШОС, направив депозитарию официальное уведомление о выходе из настоящей Хартии не позднее чем за двенадцать месяцев до даты выхода. Обязательства, возникшие в период участия в настоящей Хартии и других документах, принятых в рамках ШОС, связывают соответствующие государства до их полного выполнения.

Статья 14. Взаимоотношения с другими государствами и международными организациями

Взаимоотношения с другими государствами и
международными организациями

ШОС может вступать во взаимодействие и диалог, в том числе по отдельным направлениям сотрудничества, с другими государствами и международными организациями.

ШОС может предоставить заинтересованному государству или международной организации статус партнера по диалогу или наблюдателя. Порядок и процедуры предоставления такого статуса устанавливаются специальным соглашением между государствами-членами.

Настоящая Хартия не затрагивает прав и обязательств государств-членов по другим международным договорам, участниками которых они являются.

Статья 15. Правоспособность

Правоспособность

ШОС в качестве субъекта международного права обладает международной правоспособностью. Она пользуется на территории каждого государства-члена такой правоспособностью, которая необходима для реализации ее целей и задач.

ШОС пользуется правами юридического лица и может, в частности:

- заключать договоры;

- приобретать движимое и недвижимое имущество и распоряжаться им;

- выступать в судах в качестве истца или ответчика;

- открывать счета и совершать операции с денежными средствами.

Статья 16. Порядок принятия решений

Порядок принятия решений

Решения в органах ШОС принимаются путем согласования без проведения голосования и считаются принятыми, если ни одно из государств-членов в процессе согласования не возразило против них (консенсус), за исключением решений о приостановке членства или об исключении из Организации, которые принимаются по принципу "консенсус минус один голос заинтересованного государства-члена".

Любое государство-член может изложить свою точку зрения по отдельным аспектам и/или конкретным вопросам принимаемых решений, что не является препятствием для принятия решения в целом. Эта точка зрения заносится в протокол заседания.

В случаях незаинтересованности одного или нескольких государств-членов в осуществлении отдельных проектов сотрудничества, представляющих интерес для других государств-членов, неучастие в них указанных государств-членов не препятствует осуществлению заинтересованными государствами-членами таких проектов сотрудничества и, вместе с тем, не препятствует указанным государствам-членам в дальнейшем присоединиться к осуществлению таких проектов.

Статья 17. Исполнение решений

Исполнение решений

Решения органов ШОС исполняются государствами-членами в соответствии с процедурами, определяемыми их национальным законодательством.

Контроль за выполнением обязательств государств-членов по реализации настоящей Хартии, других действующих в рамках ШОС договоров и решений ее органов осуществляется органами ШОС в пределах их компетенции.

Статья 18. Постоянные представители

Постоянные представители

Государства-члены в соответствии с их внутренними правилами и процедурами назначают своих постоянных представителей при Секретариате ШОС, которые будут входить в состав дипломатического персонала посольств государств-членов в г.Пекине.

Статья 19. Привилегии и иммунитеты

Привилегии и иммунитеты

ШОС и ее должностные лица пользуются на территориях всех государств-членов привилегиями и иммунитетами, которые необходимы для выполнения функций и достижения целей Организации.

Объем привилегий и иммунитетов ШОС и ее должностных лиц определяется отдельным международным договором.

Статья 20. Языки

Официальными рабочими языками ШОС являются русский и китайский языки.

Статья 21. Срок действия и вступление в силу

Срок действия и вступление в силу

Настоящая Хартия заключается на неопределенный срок.

Настоящая Хартия подлежит ратификации подписавшими ее государствами и вступает в силу на тридцатый день с даты сдачи на хранение депозитарию четвертой ратификационной грамоты.

Для государства, подписавшего настоящую Хартию и ратифицировавшего ее позднее, она вступает в силу с даты сдачи им на хранение депозитарию своей ратификационной грамоты.

После вступления настоящей Хартии в силу она открыта для присоединения любого государства.

Для присоединяющегося государства настоящая Хартия вступает в силу на тридцатый день с даты получения депозитарием соответствующих документов о присоединении.

Статья 22. Разрешение споров

Разрешение споров

В случае возникновения споров и разногласий в связи с толкованием или применением настоящей Хартии государства-члены будут разрешать их путем консультаций и переговоров.

Статья 23. Изменения и дополнения

Изменения и дополнения

В настоящую Хартию по взаимному согласию государств-членов могут вноситься изменения и дополнения. Решения Совета глав государств о внесении изменений и дополнений оформляются отдельными протоколами, которые являются ее неотъемлемой частью и вступают в силу в порядке, предусмотренном статьей 21 настоящей Хартии.

Статья 24. Оговорки

Оговорки

К настоящей Хартии не могут быть сделаны оговорки, которые противоречат принципам, целям и задачам Организации, а также могут препятствовать исполнению каким-либо органом ШОС своих функций. В случае если не менее 2/3 государств-членов имеют возражения, оговорки должны быть сочтены как противоречащие принципам, целям и задачам Организации или препятствующие исполнению каким-либо органом своих функций и не имеющие юридической силы.

Статья 25. Депозитарий

Депозитарий

Депозитарием настоящей Хартии является Китайская Народная Республика.

Статья 26. Регистрация

Регистрация

Настоящая Хартия в соответствии со статьей 102 Устава Организации Объединенных Наций подлежит регистрации в Секретариате Организации Объединенных Наций.

Совершено в городе Санкт-Петербурге 7 июня 2002 года в одном экземпляре на русском и китайском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.

Подлинный экземпляр настоящей Хартии сдается на хранение депозитарию, который направит заверенные копии всем подписавшим ее государствам.


Ратифицирована Федеральным Собранием (Федеральный закон от 6 июня 2003 года N 66-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 23, ст.2175).

Хартия вступила в силу для Российской Федерации 19 сентября 2003 года.



Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

Хартия Шанхайской организации сотрудничества (с изменениями на 15 июня 2006 года)

Название документа: Хартия Шанхайской организации сотрудничества (с изменениями на 15 июня 2006 года)
Вид документа: Международный договор
Принявший орган: Государства
Статус: Действующий
Опубликован: Московский журнал международного права, N 1, январь-март, 2003 года

Собрание законодательства Российской Федерации, N 43, 23.10.2006, ст.4417

Дата принятия: 07 июня 2002
Дата начала действия: 19 сентября 2003
Дата редакции: 15 июня 2006