Как писать сочинение (эссе) по истории в ЕГЭ. Сочинение по истории ЕГЭ. Как написать историческое сочинение

Общегосударственная экзаменация по дисциплине «история» не относится к числу обязательных в составе – данный предмет сдается по выбору выпускника. Согласно официальной статистике прошлых лет, историю выбирает примерно пятая часть школьников. Прежде всего, это учащиеся, которые избрали для себя будущую профессию в сфере юриспруденции, лингвистики, дизайна и архитектуры.

Данный предмет нельзя отнести к числу легких – экзаменационные вопросы требуют отличной памяти и проработки большого массива информации. Исследования прошлых лет говорят о том, что средний балл по данной дисциплине колеблется в пределах от 45 до 55. Количество учащихся, которые не смогли справиться с заданиями, вынесенными на общегосударственную экзаменацию, довольно велико и составляет примерно 10% от общего числа.

ЕГЭ по истории считается сложным - сдать его не могут 10% учащихся!

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2016

Даты ЕГЭ по истории

Досрочный период

  • 23 марта 2016 г. (ср) - Основной экзамен
  • 22 апреля 2016 г. (пт) - Резерв

Основной этап

  • 16 июня 2016 г. (чт) - Основной экзамен
  • 24 июня 2016 г. (пт) - Резерв

Изменения в экзамене по истории

В 2016 году из экзамена по истории были полностью исключены задания, в которых ученикам полагалось сделать выбор одного ответа из четырех предложенных. В первую часть экзаменационного билета добавили ряд заданий на знание дат, процессов, исторических деятелей и фактов из истории культуры, а также на работу с текстовыми историческими источниками. Во второй части добавлено задание по написанию краткого исторического сочинения. Время экзамена по сравнению с 2015 годом было увеличено.

Общие сведения

Время, отведенное на экзамен по истории, в 2016 году составляет 235 минут. За это время ученикам предстоит решить 25 заданий, из них 19 - с кратким ответом, а 6 - с развернутым.

  • Часть 1 (задания 1-19) – служат для проверки базовых и усложненных знаний по предмету. Решение каждого из них должно занимать 3-7 минут;
  • Часть 2 (задания 20-24) – характеризуются более высоким уровнем сложности и требуют от учащегося формулировки правильного ответа, который нужно вписать в специальный лист. На выполнения каждого из этих заданий выделено 5-20 минут;
  • Часть 2 (задание 25) историческое сочинение (VIII - начало XXI века; экзаменуемый может самостоятельно выбрать три периода в истории России, которые будут фигурировать в эссе). На это задание можно потратить 40-80 минут.

Чтобы получить хорошую оценку за сочинение, вам потребуется:

  1. Указать главные события данных периодов;
  2. Упомянуть ряд исторических личностей и объяснить их роль в вышеуказанных событиях;
  3. Соблюсти причинно-следственные связи;
  4. Оценить, как данный период повлиял на историю России;
  5. Правильно использовать историческую терминологию;
  6. Избежать фактических ошибок;
  7. Соблюсти приемлемую для читателей форму изложения.

Для успешной дачи ЕГЭ по истории приготовьтесь к написанию эссе!

Каждый из пунктов будет оцениваться по отдельности, а в общей сложности сочинение может принести 11 первичных баллов. К слову, минимальный тестовый балл, который требуется набрать по данному предмету, составляет 32 (что равняется 13 первичным баллам из 53 максимальных). Время, которое отводится ученикам для прохождения тестирования – 235 минут.

Как подготовиться?

Большое количество заданий предполагает грамотное распределение времени на их решение. В этом состоит одна из основных трудностей данной дисциплины. Школьникам сложно настроить себя на прохождение теста в стрессовых условиях, а количество вопросов способно вызвать панику даже у отлично подготовленного ученика. Чтобы решить эту проблему и успешно подготовиться к сдаче данного предмета, следует проработать демо-версию тестирования.

Материалы, которые вы можете скачать на нашем сайте, полностью соответствуют реальной экзаменации по своей сложности, редакции и структуре. Грамотная и планомерная подготовка к ЕГЭ по истории даст вам возможность не тратить драгоценное время экзамена на изучение инструкций к билету и сразу настроит на верную трактовку вопросов.


В соответствии с требованиями, предъявляемыми к сочинению, начнем с характеристики периода (критерий К1).

«1645–1676 гг. - это период правления Алексея Михайловича Романова. Этот царь провел много преобразований практические во всех сферах общественной жизни страны, подготовивших основу для будущих реформ Петра I. Назовем некоторые из них. Была усовершенствована законодательная система страны, принят новый свод законов - Соборное Уложение (1649 г.). В этом документе было закреплено юридическое оформление крепостного права. По нему сыск беглых крестьян стал бессрочным, крестьяне стали навечно собственностью владельца, были ликвидированы урочные лета. Кроме того, в Уложении нашел отражение процесс становления абсолютизма. В него была включена глава, регламентирующая отношение к государю и провозглашающая максимально строгие наказания за малейшие провинности против государя и государства. Таким образом, принятие Соборного Уложения значительно укрепило власть царя, усилило роль дворян, сохраняло и подтверждало значительную роль церкви в государстве».

В соответствии с критериями оценивания в этой части эссе дана характеристика первого из требуемых двух событий (явлений, процессов) и подведены итоги развития этого события (явления, процесса) (критерий 1).

В соответствии с критерием 2 необходимо рассказать об исторической личности, связанной с событием (явлением, процессом), описанным ранее, и показать роль этой личности в данном событии.

«В подготовке Соборного Уложения активное участие принимал сам Алексей Михайлович. Царь наблюдал за работой собора, вносил свои коррективы в законодательство. Большую роль в работе собора и в составлении законодательства сыграл воспитатель, «дядька» царя, глава правительства, приближенный к царю боярин Б.И. Морозов. Несмотря на то что после Соляного бунта 1648 г. он был отстранен от официального участия в управлении государством, он негласно продолжал играть огромную роль при дворе Алексея Михайловича и в том числе руководил подготовкой Соборного Уложения».

В сочинении необходимо упомянуть не менее двух событий (явлений, процессов), поэтому рассмотрим еще одно событие.

«Данный исторический период также вошел в историю под названием «раскол Русской православной церкви». Начало раскола датируют 1654 годом, когда патриарх Никон начал реформирование церкви. Никон стремился к унификации церковных обрядов, книг, праздников и т.д. Но далеко не все верующие были готовы воспринять новые правила, и возникло так называемое старообрядчество, или раскольничество. Суть его выражалась в несогласии с новыми церковными порядками и стремлении придерживаться старых, дореформенных обрядов.

Несмотря на раскол, церковные реформы привели к унификации Русской православной церкви, укреплению власти и роли церкви в стране. Однако нельзя забывать, что еще одним следствием реформ стало разъединение верующих, сохранившееся на многие века».

В соответствии с критерием 2 необходимо написать об исторической личности, связанной и со вторым событием (явлением, процессом), описанным ранее, и показать роль этой личности в данном событии, поэтому обязательно следует рассказать о церковных деятелях, участвовавших в подготовке и проведении реформ.

«Центральными фигурами в период церковного раскола были патриарх Никон и протопоп Аввакум. Оба являлись видными духовными деятелями России, оба были вхожи в ближний круг Алексея Михайловича, оба пользовались огромным авторитетом среди верующих. Однако Аввакум не принял стремления Никона взять за образец при унификации книг и обрядов византийские книги и обряды, а выступал за то, что на Руси были и свои, славянские христианские корни, которые и следовало брать за образец в реформе. Аввакум личным примером продемонстрировал верность своим принципам, отстаивал приверженность старине, положил начало раскольническому движению.

Никон же сначала зарекомендовал себя как активный реформатор, сторонник нового, союза церкви и государства. Но в дальнейшем его стремление поставить церковную власть выше светской привело к тому, что Алексей Михайлович прекратил его поддерживать и даже активно высказывался за отставку Никона с патриаршего престола, что и произошло в 1667 г. После чего Никон был отправлен в северную ссылку, где и провел остаток своих дней».

В соответствии с требованиями критерия 3 следует установить причинно- следственные связи между событиями.

«Между указанными событиями, несомненно, существуют причинно- следственные связи. Оба события - и принятие Соборного Уложения, и церковная реформа - были продиктованы общими причинами: обострением социальных противоречий в стране, заинтересованностью населения в создании четких и ясных законов, необходимостью укрепления авторитета светской и церковной власти.

Следствием этих событий стало укрепление центральной власти, усиление влияния церкви в государстве, укрепление авторитета России в целом».

В соответствии с критерием 4 следует дать историческую оценку периода с опорой на факты и мнения историков.

«Алексей Михайлович правил в течение продолжительного периода - 31 год. За время его правления было проведено множество реформ практически во всех сферах общественной жизни. Но его правление нельзя оценить однозначно.

С одной стороны, значительный шаг вперед был сделан в развитии экономики. В стране стали быстрее развиваться элементы капиталистических отношений, стали чаще привлекаться иностранные специалисты, изменилась налоговая система, проводилась политика протекционизма. Соборное Уложение стало на многие десятилетия основным законодательством страны. Были достигнуты значительные успехи во внешней политике: подписаны мирные договоры со многими странами (например, Кардисский мир 1661 г. со Швецией, Андрусовское перемирие с Польшей 1667 г.), в 1654 г. произошло воссоединение России и Украины, значительно расширены территории России на Востоке (исследования Восточной Сибири русскими первопроходцами и торговыми людьми).

Но, с другой стороны, именно при Алексее Михайловиче произошло окончательное оформление крепостного права (1649 г.), значительно увеличилось налоговое бремя на население страны. Произошли многие социальные выступления протеста (например, Соляной бунт 1648 г., Медный бунт 1662 г., первая крестьянская война под руководством Степана Разина 1670–1671 гг. и др.).

Сама фигура Алексея Михайловича также неоднозначно оценивается отечественными и зарубежными историками как прошлого так и современности.

Образ царя Алексея Михайловича в историографии довольно противоречив. Кроме того, оценка личности Алексея Михайловича часто становится попыткой оправдать приписанное ему прозвище «тишайший». Эта характеристика довольно быстро стала чуть ли не единственной неоспоримой оценкой личных качеств правителя.

В исследовании С.М. Соловьева «История с древнейших времен» почти три тома посвящено правлению царя, но личность самого правителя автор не считал судьбоносной для русской истории. Если говорить о том, как сам Соловьев оценивает Алексея Михайловича, то царь, с его точки зрения, отличался «добротою» и «мягкостию», как и его отец - Михаил Федорович.

Более подробную характеристику царю дает В.О. Ключевский: «Я готов в нем видеть лучшего человека Древней Руси, по крайней мере, не знаю другого древнерусского человека, который производил бы более приятное впечатление, - но только не на троне». Этот «лучший» человек, по мнению Ключевского, был пассивным и неустойчивым, мало способным «что-либо отстаивать или проводить», «легко терял самообладание и давал излишний простор языку и рукам».

С точки зрения С.Ф. Платонова, Алексей Михайлович «был прекрасный и благородный, но слишком мягкий и нерешительный человек».

Современный историк Игорь Андреев употребляет в своем исследовании этот эпитет почти на каждой странице и по нескольку раз. «Несомненно, героическая трагедия - не его жанр. Тишайший, он и есть Тишайший», - утверждает он на первых страницах монографии, посвященной царю. Этот эпитет оказался способным вытеснить даже имя царя и встать на его место. Известен исторический роман о царе В. Бахревского под названием «Тишайший», роман В.Я. Светлова «При дворе Тишайшего императора».

В целом, эпоха Алексея Михайловича - это период укрепления абсолютизма, создание предпосылок для реформ Петра Первого».

Последовательность действий

В завершение нашего краткого обзора особенностей работы над новым заданием 25 хотим порекомендовать краткий шаблон, пользуясь которым легче выстроить для себя некоторую последовательность действий.

Все толковые мальчишки и девчонки, которые готовятся к ЕГЭ по истории 2016, прекрасно знают роль исторического эссе в 2016 году. Если кто не в курсе поясню, что макисмальный первичный балл за тест ЕГЭ по истории — 53 в этом году. А за грамотно написанное историческое эссе ставят — 11 первичных. Кто знаком с математикой, без труда посчитает, что это пятая часть всей экзаменационной работы. Вдумайтесь! Одно задание из 25-ти — дает пятую часть к итоговой оценке!
для начала нужно выбрать исторический период, про который ты будешь писать.

1. Название периода и правителя, общие черты этого времени и плюсы политики исторического персонажа.

Критерии требуют указывать не менее двух событий и черт, но, как показывает практика, лучше указывать больше, хотя бы 3 - 4, так как если ты в чем то ошибешься, то засчитают то, что указано дальше.

2. Характеристика исторической личности. Кратко указать, как пришел к власти. И вот здесь нужно указать вторую историческую личность, которую ты выберешь для своего сочинения. Это очень важный выбор, так как от этого будет зависеть дальнейшее сочинение.

В качестве второй исторической личности могут быть указаны патриархи, главнокомандующие и главы органов государственной власти. В общем все те, кто так или иначе повлиял на историю/правителя.

3. Описание первого исторического факта и вытекающего из него другого события.

Это все мы берем из первого абзаца, где в общих чертах указали основные черты.

Очень важно здесь не просто описать событие, но и раскрыть связь с другим, как это повлияло на что - либо в дальнейшем. Это один из критериев и важно его соблюсти.

Желательно в несколько пунктов вписать вторую историческую личность, которая повлияла на какое - то событие. Обязательно вписать эту личность хотя бы в один абзац и показать её влияние на это событие.

Обратите внимание, что здесь не стоит цель описать все в самых мелких подробностях, главное в этом абзаце - причинно - следственная связь. Не стоит писать сюда все то, что ты знаешь о чем - либо.

4. Здесь по той же самой технологии, что и в первом абзаце, описываем следующее событие, причинно - следственную связь, и вытекающее второе событие.

В главной части должно быть столько абзацев, сколько событий и связей ты хочешь описать и раскрыть, но не меньше двух. Все это мы берем из первого абзаца и раскрываем уже более подробно. Если в первом абзаце ты указываешь 4 события, значит и в главной части должно быть 4 абзаца.

5. Теперь самое сложное, нужно оценить личность и правление данного человека в истории, опираясь на мнения великих историков. Желательно сказать, как, например, что - то оценивал Карамзин или Соловьев.

Это и будет засчитываться как вывод.

Но это ещё не все. То, что выше - это содержание абзацев. А теперь о некоторых критериях, за которые тоже дают баллы.

1. Использование исторических терминов. То есть в своем сочинении нужно использовать слова, которые применялись в ту или иную эпоху. Сюда подойдут слова "князь", "дружина", "феодальная раздробленность" и так далее. Совершенно простые слова, которые употреблялись в какую - то из эпох.

2. Критерий К6 (2 балла) начисляется только в том случае, когда за предыдущие 4 критериев начислено более 4 баллов. Не допускается выставление критерия К6, если есть фактические ошибки.

3. Критерий К7 начисляется тогда, когда за критерии К1-К4 выставлено не менее 4 баллов и когда сочинение изложено последовательно, а не обрывками фраз.

Всем удачи при подготовке!

КОЛЛЕГИ СОВЕТУЮТ


/Примерный алгоритм выполнения/

Примерное выполнение задания 33 из Демонстрационного варианта «Проекта модели для проведения ЕГЭ по истории, разработанного РАО»

Написать историческое эссе об одном из периодов истории России: 1) 1019-1054гг., 2) 1725-1762гг, 3) 1917-1922.

Шаг 1. Выбираем исторический период.

Из опыта работы следует, что учащиеся достаточно хорошо научены выполнять задание по написанию политического портрета. Поэтому лучше выбрать первый период, т.к. к нему относится княжение одного из величайших правителей древности - Ярослава Владимировича (Мудрого), видимо, здесь школьнику будет достаточно легко привести требуемые заданием материалы.

На черновике можно сделать следующие записи :

Персоналии

Важнейшие события

Причинно-следственные связи

Результат

Ярослав Владимирович

Правление в Киеве 1019-1054гг

Принятие «Русской правды»

Разгром печенегов в 1036г.

Пришёл к власти в результате участия в кровавой усобице 1015-1019гг.

Регламентация жизни государства и общества, возможность принятия однотипных решений на всей территории государства.

Консолидация военной силы под руководством Ярослава, усиление войска и власти князя

Усиление княжеской власти, упорядочивание отношений между киевским князем и его наместниками

Ограничение кровнородственной мести, создание первого гражданского кодекса законов на Руси.

Прекращение набегов печенегов на Русь. Усиление безопасности Киевской Руси.

Мстислав Тму-

тараканский

Выступление против Ярослава в 1024г.

В сражении под Лиственом одержал победу над Ярославом. С 1025г. Деятельность Ярослава в основном была связана с христианизацией Руси и просветительством

До смерти Мстислава в 1036г. Было разделение Руси на

2 части-западнее Днепра- владения Ярослава, восточнее – Мстислава. С 1036г. Ярослав – единовластный правитель Киевской Руси

Иларион-первый русский митрополит

Церковно-философское обоснование единства христианского мира, сакральности княжеской власти

Утверждение независимого от Константинополя церковного управления. Восхваление и сакрализация великокняжеской власти

Термины и понятия

Междоусобная война, великокняжеская власть, митрополия, митрополит, христианизация, сакральность власти, консолидация земель, сепаратистские выступления и т.д.

Даты

1019-1054; 1024;1036; 1038г. и др.

Шаг 2. Внимательно рассмотрим приведённый материал, у нас получилось 3 исторических деятеля и 5 связанных с ними событий.

Материал, связанный с усобицей Ярослава и Мстислава мы можем несколько конкретизировать:

· материал о причинно-следственной связи между итогом битвы при Лиственом и изменениями в жизни Ярослава: возможно, что причиной отказа от привычной для князя военной деятельности стала тяжёлая травма, полученная им во время междоусобной борьбы с братьями, видимо, к концу своей жизни он вряд ли мог обходиться без посторонней помощи, так как у него была перебита нога.

· Результатом его просветительской деятельности и христианизацией Руси можно считать построенные в Киеве крепостные укрепления - «город Ярослава», Золотые ворота с надвратной Благовещенской церковью, Софийский собор, монастыри святых Георгия и Ирины и т.д.

Шаг 3. Проследим связь указанных нами персоналий между собой и соответствующими событиями.

Чётко обозначим тот факт, что, несмотря на то, что Ярослав и Мстислав были фактически соправителями с 1024 по 1036гг, они могут рассматриваться как политические и военные соперники в связи с усобицей. А Ярослав и Иларион – сподвижники , просветители и распространители христианства и его морально-этических ценностей.

В этом отношении можно уточнить, что Ярослав считался великим книжником и прилежным прихожанином. Высоко ценили современники и потомки деятельность митрополита Илариона. Его произведение «Слово о Законе и Благодати » не только способствовало укреплению княжеской власти, но и рассматривается исследователями как некая новая философская идея о единстве православного мира.

Шаг 4. Внимательно рассмотрите Ваши записи на черновике и постарайтесь выстроить не менее двух причинно-следственных связей между событиями, субъектами деятельности, и укажите, к чему привела деятельность указанных Вами исторических персон. Чётко сформулируйте ваши мысли в черновой записи. Обязательно оставляйте место для коррекции!

Записи могут выглядеть так : деятельность Ярослава Мудрого, направленная на консолидацию земель и усиление власти, связана с созданием «Русской Правды», победой над печенегами в 1036г ., заключением договора с Мстиславом Тмутараканским. Итоги можно взять из таблицы.

Шаг 5. Постарайтесь вспомнить какие оценки событиям и деятельности указанных Вами исторических лиц дают историки, литераторы, политики, публицисты. Можете кратко изложить их, обращая внимание на то, что эти оценки не обязательно совпадают, чаще всего они могут быть диаметрально противоположными. Такой материал может показать высокий уровень Вашей подготовки к экзаменам и Ваш интерес к гуманитарным предметам, что весьма похвально.

Записи могут выглядеть так : В «Повести Временных лет» летописца Нестора содержится похвальный отзыв о просветительской деятельности князя: он заботился о переводе на русский язык греческих книг, которые составили основу библиотеки Софийского собора, Ярослава Владимировича считают создателем «Русской Правды»…

Высоко ценили современники и потомки деятельность митрополита Илариона. Его произведение«Слово о Законе и Благодати» не только способствовало укреплению княжеской власти, но и рассматривается исследователями как некая новая философская идея о единстве православного мира.

Шаг 6. Внимательно просмотрите все записи, устраните противоречия, если они есть, проверьте на хронологическую, историческую и даже грамматическую и орфографическую грамотность иперенесите материл в экзаменационный бланк ответа в виде сюжетного рассказа.

Помните, что Ваши записи на черновике экспертами не проверяются и не оцениваются! Поэтому постарайтесь логично изложить проработанный вами материал научным языком, не забывайте акцентировать внимание на исторических терминах, относящихся к выбранному периоду.

Ответ может выглядеть так:

Мне хотелось бы написать историческое эссе о хронологическом периоде с 1019 по 1054год, т.к. к нему относится княжение одного из величайших правителей древности - Ярослава Владимировича (Мудрого), который пришёл к власти в результате кровопролитной усобицы 1015-1019гг. но в последующем его брат Мстислав Тмутараканский разбил войско Ярослава при Лиственом в 1024году.До 1036 года Киевская Русь была разделена на две части - к западу от Днепра - земля Ярослава, а к востоку - Мстислава. Этих правителей-воинов можно считать важными историческими личностями, т.к. они способствовали формированию государственности, стремились регламентировать жизнь государства и общества. В это же время происходит значительное усиление роли православной церкви и первого русского митрополита Илариона.

Главной задачей правителя указанного времени является дальнейшее объединение земель и возвышение Киева как центра консолидации земель. На фоне сепаратистских выступлений великокняжеская власть должна заботиться о безопасности и нерушимости власти. Для этого Ярослав распространяет действие «Русской Правды», принятой в 1015г. для Новгорода на всю Киевскую Русь, по мнению некоторых юристов, она становится первым гражданским кодексом письменных законов на Руси.

Большое значение вынужден придавать Ярослав обороне границ от печенегов, которые во время княжения Ольги и Владимира создавали серьёзную опасность для государства и его жителей. В 1036году печенеги были разбиты Ярославом, и в честь этого события был заложен собор Святой Софии в Киеве.

На примере биографии выдающихся современников Ярослава и Мстислава Владимировичей интересно рассмотреть некоторые причинно-следственные связи. Например, между итогом битвы при Лиственом в 1024 году и изменениями в жизни Ярослава Владимировича. Возможно, что причиной отказа от привычной для князя военной деятельности стала тяжёлая травма, полученная им во время междоусобной борьбы с братьями, видимо, к концу своей жизни он вряд ли мог обходиться без посторонней помощи, так как у него была перебита нога. Поэтому он отказывается от военной деятельности, так привычной для него и занимается в основном христианизацией и просветительством. Результатом этой деятельности можно считать построенные в Киеве крепостные укрепления - «город Ярослава», Золотые ворота с надвратной Благовещенской церковью, Софийский собор, монастыри святых Георгия и Ирины и т.д.

В «Повести Временных лет» летописца Нестора (1116г.) содержится похвальный отзыв о просветительской деятельности князя: он заботился о переводе на русский язык греческих книг, которые составили основу библиотеки Софийского собора, Ярослава Владимировича считают создателем «Русской Правды». Историки XIX века не случайно дали Ярославу Владимировичу прозвище – «Мудрый».

Высоко ценили современники и потомки деятельность митрополита Илариона. Его произведение «Слово о Законе и Благодати» не только способствовало укреплению княжеской власти, но и рассматривается исследователями как некая новая философская идея о единстве православного мира.

Таким образом, указанный период в истории Руси был очень важным, и личности, с которыми были связаны главные события этого времени, действительно решали судьбу государства и общества.

Алгоритм написания исторического сочинения

I. Вводная часть
Опишите общую ситуацию в государстве на начало периода, укажите, какие задачи стояли перед ним, перечистите основные события и явления, происходившие в течение этого времени («1. Общая характеристика периода «)

II. Основная часть
1. Укажите исторический процесс (событие, явление) периода, которое вы намереваетесь рассмотреть более подробно («3. Явление, процесс «)
2. Раскройте причины и факторы, оказавшие влияние на его развитие («5. Причины явления, процесса «)
3. Опишите участие в этом процессе исторического деятеля («2. Исторический деятель «) и, основываясь на исторических фактах («4. Исторические факты «), раскройте его роль в этом процессе (явлении, событии) с указанием конкретных действий, шагов, его влияние на происходившие изменения.
4. Сделайте вывод о характере, последствиях этого исторического процесса для развития государства, укажите различные аспекты жизни общества, в которых под влиянием данного процесса произошли изменения, укажите его историческое значение6. Результат, значение «)
5. Повторите на основании заполненной схемы действия 1-4 для описания второго исторического процесса (события, явления).
III. Заключение
Опираясь на факты, сделайте вывод о месте периода в истории государства. Укажите, какие задачи, упомянутые вами в вводной части сочинения, удалось или не удалось решить, какие последствия имели происходившие события. Приведите известные вам мнения и оценки историков по данному периоду и дайте собственную оценку, подтверждая свои выводы историческими фактами.
IV. Проверка
После написания сочинения проверьте указанные в нем даты, имена на наличие фактических ошибок. Обратите внимание на необходимость корректного употребления терминов. Проверьте подготовленный текст, используя критерии оценивания.

Сочинение по истории пишется по определенному значимому этапу в истории. Это может быть период правления монарха, война, цикл деятельности какого-либо общественного движения. К примеру, в тестах можно встретить такую дату: октябрь 1917 г. - октябрь 1922 г. Это период Гражданской войны, а значит она будет темой сочинения.

Требования к сочинению по истории в ЕГЭ

Прежде, чем приступать к написанию сочинения, следует внимательно ознакомиться с требованиями к нему.

В демо-версии 2019 г. на сайте разработчиков ЕГЭ www.fipi.ru читаем, что в сочинении необходимо (цитата):

  1. Указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
  2. Назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знания исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах). Внимание! При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий;
  3. Указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период;
  4. Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оценить влияние событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России;
  5. В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.

План сочинения по истории

Исходя из изложенных требований, план сочинения по истории может быть таким:

  1. Краткая характеристика периода (следует дать название тому, что скрывается под датой: война, период правления, революция и т.п.).
  2. Раскрытие первого значимого события (явления, процесса), случившегося в данный период. Здесь следует упомянуть причины и следствия этого события, а также указать связанную с событием личность и её конкретные дела.
  3. Раскрытие второго значимого события (явления, процесса), случившегося в данный период. Здесь следует упомянуть причины и следствия этого второго события, а также указать связанную с событием личность и её конкретные дела.
  4. Оценка значимости данного периода для истории страны.

Указывать при раскрытие первого и второго событий причинно-следственные связи. Иными словами, объяснять и называть причины и итоги реформ, войн, бунтов, революций и иных фактов.

Помнить, что указанных событий и личностей в сочинении может быть больше двух. В сочинение главное - это исчерпывающе раскрыть содержание и значение выбранного периода истории.

Разбор сочинения по истории

Теперь рассмотрим конкретный пример сочинения , написанный по предложенному нами плану и разберем его.

Период истории России: 1921 - 1928 гг.

Первый пункт нашего плана гласит: "Краткая характеристика периода". Выполняем:

В указанные годы укладывается период единоличного правления Иосифа Сталина до начала Великой Отечественной войны. Это были годы индустриализации, коллективизации, террора и подготовки к войне.

Второй пункт нашего плана: "Раскрытие первого значимого события (явления, процесса), случившегося в данный период. Здесь следует упомянуть причины и следствия этого события, а также указать связанную с событием личность и её конкретные дела".

В 1929 г. в СССР началась политика индустриализации. Индустриализация - это модернизация промышленного производство, создание тяжелой промышленности в стране, новых, отвечающих требованиям времени, отраслей производства.

Причиной проведения индустриализации стала техническая отсталость СССР, а также необходимость обрести экономическую самостоятельность от стран Запада. Итоги индустриализации поражали воображение: за три первых пятилетки индустриализации в стране появилось огромное количество новых предприятий, дорог и отраслей, страна вышла на новый хозяйственный уровень.

Важное участие в событиях индустриализации принимал Анастас Иванович Микоян (годы жизни - 1895-1978). В этот период Микоян занимал посты комиссара снабжения и министра внешней торговли. Он занимался торговлей, пищевой промышленностью, снабжением. В пищевой промышленности Микоян внедрил несколько революционных вещей: 1) он положил начало "холодильной технике" (не "холодильники в каждый дом", это позже, а новый способ заготовки и хранения пищевых продуктов, 2) ввёл технологию консервного производства и 3) технологию конвейерного производства полуфабрикатов.

Третий пункт плана: "Раскрытие второго значимого события (явления, процесса), случившегося в данный период. Здесь следует упомянуть причины и следствия этого второго события, а также указать связанную с событием личность и её конкретные дела".

Чтобы поддерживать высокие темпы индустриализации, правительство СССР прибегало к разного рода внеэкономическим способам принуждения. Это и организация стахановского движения, с одной стороны, и использования рабского труда заключённых ГУЛАГА, с другой.

Причинами сталинских массовых репрессий, развернувшихся как раз в 1930-е годы, были желание Сталина избавить страну от всех людей, которые так или иначе вызывали недоверие и подозревались в неодобрении принятого страной курса. Следствием репрессий стали загубленные жизни огромного числа ни в чем не повинных людей, а также формирование в обществе атмосферы страха и несвободы внутренней и внешней.
Годом апогея репрессий называют 1937. Руководителем НКВД, а значит, руководителем проводимой политики репрессий был Николай Иванов Ежов.

Он занимался координацией и осуществлением репрессий против лиц, подозревавшихся в антисоветской деятельности. Начал Ежов с "чистки" самих органов госбезопасности, затем переключился на остальные категории граждан. При Ежове появились так называемые разнарядки с точным числом людей, которых требовалось репрессировать в той или иной части страны. В 1938 г. Ежова освободили от должности. В 1939 г. арестовали, обвинили в подготовке государственного переворота и приговорили к расстрелу.

Четвертый пункт плана: "Оценка значимости данного периода для истории страны".

Историки оценивают этот период как время укрепления в стране тоталитарного строя и личной власти Сталина. Созданная благодаря индустриализации тяжелая промышленность помогла СССР вести Великую Отечественную войну, однако репрессии обескровили страну, а также уничтожили командный состав армии, что послужило причиной будущего провала в войне на начальном её периоде. Коллективизация заложила основу будущего глобального кризиса в сфере сельского хозяйства. Жившее в то время люди, получили серьезную психологическую травму, оказавшую серьезное влияние на формирование народного менталитета.

Пример реального сочинения ЕГЭ по истории, получившего на экзамене высший балл (11 баллов)

Это годы правления Александра III, которого прозвали миротворцем за то, что при нем Российская империя не вела войн. Александр III пришел на престол в результате того, что его отец, Александр II освободитель, был убит членами революционной организации "Народная воля". Позже главных заговорщиков (Перовская, Рысаков) казнили.

Александр III был консерватором. Его политика была направлена на борьбу с революционными организациями и настроениями. В самом начале его правления, в 1881 г., с данной целью издается "Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия". Также при нем вводится жесткая цензура и расширяется сеть охранок.

При императоре действуют такие деятели экономики, как Бунге, Вышнеградский и Витте. Деятельность Витте приходится в основном на правление Николая II, но свою должность он занял при Александре III. Бунге пошел на серьезный шаг - отмену подушной подати. Также он снизил выкупные платежи. Данные действия способствовали успокоению крестьянского недовольства. Во многом благодаря вышеуказанным деятелям, экономика России продолжала процветать.

Во внешней политике Александр III выбрал мирный курс. Особенно выделялся дипломат Гирс, активно участвовавший в международных делах. Он, посредством дипломатии, отговорил германское правительство от нападения на Францию, чем отсрочил начало Первой мировой войны и дал возможность Российской империи нарастить свой военный потенциал, чем впоследствии император Николай II не воспользовался, что во многом послужило причиной неудач во время Первой мировой войны и что в свою очередь вылилось в Февральскую революцию и свержение монархии. Также во внешней политике окончательно образовываются два блока: Тройственный союз (Германия, Австро-Венгрия, Италия) и Антанта (Россия, Франция, Англия).

Несмотря на строгую цензуру, жесткую борьбу с революционным движением, время его правления нельзя назвать неблагоприятным для страны. При нем население вздохнуло спокойно, поскольку мужчины не уходили на войну. Экономика продолжала процветать. Крестьянство не бунтовало в силу того, что правительство пыталось ему помочь. Во внешней политике Россия заняла свое место на стороне Антанты, противницы захватнических планов Германии. Правление Александра III подготовило достойную почву для перехода в новый век.

Критерии оценивания сочинения по истории в ЕГЭ

Всего критериев оценивания семь. Максимальное количество баллов, которое возможно получить за сочинение - 11.

К1. Указание событий, явлений

2 балла: правильно указаны два события (явления, процесса).

К2. Исторические личности и их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории

2 балла: правильно указаны две исторические личности, правильно охарактеризована роль каждой из этих личностей с указанием их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) рассматриваемого периода истории России.

К3. Причинно-следственные связи (не засчитываются причинно-следственные связи, названные при указании роли личности и засчитанные по критерию К2)

2 балла: правильно указаны две причинно-следственные связи, характеризующие причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период.

К4. Оценка влияния событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России

1 балл: дана оценка влияния событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России с опорой на исторические факты и (или) мнения историков.

К5. Использование исторической терминологии

1 балл: при изложении корректно использована историческая терминология.

К6. Наличие фактических ошибок

2 балла: в историческом сочинении отсутствуют фактические ошибки

! 1 и 2 балла по этому критерию может быть выставлено только в случае, если по критериям К1-К4 выставлено в сумме не менее 4 баллов !

К7. Форма изложения

1 балл: ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материала).

! 1 балл по этому критерию может быть выставлен только в случае, если по критериям К1-К4 выставлено в сумме не менее 4 баллов !

Если критерии выполнены не полностью, то быллы снижаются.

Видео о личностях для сочинения по периоду 1894-1917 гг.

Что поможет написать сочинение хорошо :

  1. Знание всех дат правления глав русского государства, запоминание имен правителей и их последовательность ()
  2. Знание дат всех основных реформ, войн и восстаний ().
  3. Знание всех важных для истории страны личностей, их времени жизни и вклада в развитие государства, его науки и культуры ().