Как я егэ контролировала. Уважаемые общественные наблюдатели

Согласно ч. 4 ст. 14 Закона об основных гарантиях избирательных прав граждан, в день голосования, с момента начала работы участковой избирательной комиссии и до подписания ее членами протокола об итогах голосования, на избирательных участках вправе присутствовать наблюдатели, направленные общественными и избирательными объединениями, кандидатами, а также иностранные (международные) наблюдатели. Таким образом, по смыслу этого закона под наблюдателем может пониматься представитель любой общественной организации, даже и не участвующей в избирательной кампании.
В соответствии с Законами о выборах Президента и депутатов Государственной Думы в день голосования каждое избирательное объединение, каждый избирательный блок, каждый кандидат, зарегистрированный в данном одномандатном избирательном округе, и каждый официально зарегистрированный кандидат на должность Президента вправе назначить в соответствующие участковые избирательные комиссии по одному наблюдателю, который имеет право находиться в помещении для голосования с начала голосования до окончания оформления документов об итогах голосования и получать заверенные копии этих документов.
Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме кандидатом, общественным или избирательным объединением, избирательным блоком, чьи интересы он представляет, с указанием его фамилии, имени и отчества, места жительства, а также номера избирательного участка, на который он направляется. Данный документ действителен только при предъявлении паспорта (удостоверения личности, его заменяющего). Предварительного уведомления о направлении наблюдателя на избирательный участок не требуется.
При наличии этих документов наблюдатели имеют следующие права:
- знакомиться со списками избирателей;
- присутствовать при проведении голосования как внутри, так и вне помещения для голосования (это особенно важно для исключения возможности фальсификации итогов голосования);
- присутствовать при подсчете, оглашении количества и погашении неиспользованных избирательных бюллетеней перед вскрытием избирательных ящиков;
- удостовериться в неповрежденности печатей и пломб на избирательных ящиках;
- присутствовать при подсчете голосов избирателей непосредственно членами избирательных комиссий с правом решающего голоса без перерыва до получения итогов голосования и быть извещенным об итогах голосования;
- быть упомянутым при составлении протокола участковой избирательной комиссии в качестве наблюдателя;
- требовать от участковой избирательной комиссии заверенную копию протокола об итогах голосования (при этом участковая избирательная комиссия обязана предоставить копию этого протокола);
- обращаться в участковую комиссию с предложениями и замечаниями;
- обжаловать действия (бездействие) участковой избирательной комиссии в территориальную избирательную комиссию.
Замечания и предложения наблюдателей должны рассматриваться председателем, а при необходимости - полным составом участковой избирательной комиссии.
Иные действия могут быть рассмотрены как вмешательство в деятельность участковой избирательной комиссии. Так, наблюдатель не имеет права нарушать тайну голосования или пытаться повлиять на волеизъявление избирателя. В этом случае наблюдатель незамедлительно удаляется из помещения для голосования. Решение об этом принимается участковой избирательной комиссией.
Никаких преимуществ иностранному наблюдателю по сравнению с его российским коллегой законодательство не предусматривает.
10.2. Механизмы государственного воздействия и контроля.

ТЕМА 11. Государственные органы, осуществляющие организацию и проведение выборов в Российской Федерации.

11.1. Статус и полномочия избирательных комиссий РФ.

11.2. Порядок формирования избирательных органов.

11.3. Порядок организации работы избирательных комиссий.


Похожая информация:

  1. Административно-правовые отношения - это регулируемые нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере управления
  2. Административно-правовые отношения. Административно-правовые нормы, оказывая регулирующее воздействие на общественные отношения в сфере государственного управления

01.06.2013

Выпускники школ в эти дни сдают Единый государственный экзамен (ЕГЭ). На этой неделе они сдавали экзамен по обязательному для всех русскому языку, а также информатику и информационно-компьютерные технологии (ИКТ), историю и биологию.

Вообще на ЕГЭ посторонних не пускают. Но корреспонденту РИА Новости все же удалось посетить экзамен и понаблюдать за школьниками в качестве общественного наблюдателя.

Добровольно, общественно, полезно

Уже третий год подряд в начале апреля от классных руководительниц сына (первая была в начальной школе, вторая уже в средних классах) получаю ненавязчивое предложение поучаствовать в роли наблюдателя на ЕГЭ от родителей. Два раза отказывалась по объективным причинам - отпуск выпадал как раз на даты проведения экзаменов, а тут решила - а почему бы и не "понаблюдать"?

Надо понимать, что "наблюдатель" - это добровольная соцнагрузка. Для того, чтобы получить соответствующее удостоверение, необходимо написать заявление, приложить три своих фотографии или их ксерокопии и ждать, когда вашу кандидатуру "одобрят" в местном контролирующем органе образования.

Удостоверение могут не дать в случае, если вы несовершеннолетний, или имеете отношение к организациям, осуществляющим образовательную деятельность (работаете или контролируете), или если кто-то из ближайших родственников потенциального наблюдателя в этом году сдает ЕГЭ и может оказаться именно там, где вы будете "наблюдать".

Примерно за две недели до дня "икс" меня попросили прийти в школу на инструктаж и получить удостоверение "наблюдателя". Завуч обратила мое внимание, что ключевым в словосочетании "общественный наблюдатель" является второе слово. Мне нельзя нарушать ход проведения ЕГЭ или рассмотрения апелляций, можно лишь присутствовать в месте проведения экзамена и информировать организаторов о каких-либо нарушениях.

День "икс"

Исполнить свой гражданско-родительский долг мне выпало в школе №42 на ЕГЭ по истории. Начало экзамена, как и по всей стране, намечено на 10.00 (время местное). Приходить нужно не ранее, чем за 30 минут до старта.

В холле на первом этаже заметила стол, у которого толпились выпускники. Мужчина и женщина сверяли данные паспортов школьников с данными в списках. Рядом сидели около десяти родителей. Кто-то уже проводил свое чадо напутственными словами, а кто-то шептал на ушко: "Давай, дочка - ни пуха, ни пера тебе". Особого волнения в глазах школьников не видно - все в хорошем настроении, улыбаются.

Прохожу в кабинет организаторов ЕГЭ, чтобы снять верхнюю одежду и получить взамен своего удостоверения акт наблюдения. Документ содержит мои данные и вопросы - "Был ли зафиксирован факт использования выпускником средств связи", "Оказывал ли помощь учитель выпускнику в ходе проведения ЕГЭ", и другие. Напротив каждого пункта я должна поставить галочку в клеточке "Да", "Нет", "Не присутствовала".

За столом в "организаторской" сидит женщина в полицейской форме и что-то пишет. Ее присутствие в отличие от времени, когда я сдавала выпускные экзамены, теперь является обязательным. У нескольких учебных кабинетов - в день ЕГЭ их называют ППЭ (пункт проведения экзамена) - выпускники толпятся и ищут "свой" кабинет.

На двери каждого ППЭ висит список, в котором указано, кто сдает ЕГЭ в этом кабинете. Напротив каждой из 15 фамилий написан ряд и парта, которую должен занять выпускник. Сесть там, где хочется, ребенок не в праве. Вход в кабинет строго по паспорту. Личные вещи - сумочки, телефоны складируют на отдельный стол - для "личных вещей".

Готовность №1: шоколадки распакованы, лимонад - открыт

До начала ЕГЭ - пять минут. Дети осматривают кабинет, распаковывают и разламывают на дольки принесенные с собой шоколадки, открывают бутылочки с лимонадом. Делать это нужно строго до начала экзамена - чтобы не шуршать и никого не отвлекать во время сдачи. Кроме "сухого пайка" организаторы экзамена простят детей оставить на углу стола только паспорт (в открытом виде) и ручку с карандашом.

Мне предлагают разместиться на стульчике в дальнем правом углу у окна. Стул при желании можно переставить, но мне здесь нравится - класс просматривается хорошо, да и вид из окна прекрасный.

Без права на выбор

"Ребята, прошу всех внимания! Нам разрешили начинать экзамен. Сейчас я вам зачитаю инструкцию, с которой вас уже, наверное, несколько раз знакомили, но, тем не менее - этого требуют правила", - говорит организатор.

Около 15 минут занимает инструктаж о том, что можно на ЕГЭ и чего нельзя. Особое внимание уделяется пункту об ответственности за пользование сотовым телефоном во время ЕГЭ и о недопустимости размещения контрольно-имерительных материалов (КИМ) в интернете. В противном случае результаты ЕГЭ будут аннулированы, а пересдать ЕГЭ в этом году выпускник не сможет.

В предобморочном состоянии никто не находится, ребята выглядят вполне спокойно. Им раздают индивидуальные пакеты с КИМами, где нужно заполнить в клеточках на регистрационном листе свои данные, номер школы и так далее. После на доске записывают время начала экзамена - 10.15 (время местное) и завершения - 13.45 (время местное), всего - 3,5 часа.

"В этом кабинете почему-то нет настенных часов, поэтому я вас по прошествии каждого часа буду информировать, что прошел час и сколько времени осталось до окончания экзамена... Желаю вам удачи", - говорит организатор.

Воцаряется гробовая тишина - школьники начинают выполнять задания. Ловлю себя на мысли, что в воздухе нет ощущения радости за того, кому повезло с билетом. Сейчас у всех по 40 идентичных вопросов - КИМов, в индивидуальном герметично упакованном пакете. Нынешним выпускникам не понять, что такое самому выбрать счастливый экзаменационный билет из кипы на столе у преподавателя.

Выдержав 15-минутную серьезность, выпускники начинают вести себя более естественно. Первым не выдерживает напряжения один из мальчишек - щелкает суставами на руке, звук, отражающийся от стен, кажется невероятно громким и пронзительным. Тут оживают другие - кто-то начинает оглядываться по сторонам, кто-то пытается обернуться и что-то шепнуть соседу.

Однако, поймав на себе строгий взгляд организатора, вновь опускают свой взгляд в задания. Некоторые пытаются "загрызть" волнение шоколадом или запить сладким напитком.

Спустя час, когда у каждого выпускника выпита половина принесенного напитка, по одному начинается поход в туалет. Перед выходом каждый сдает свои КИМы учителю, по возвращении ему их отдают.

Никакого конвоя нет. Но действует правило: в туалет идти можно только после того, как за парту сел тот, кто только что вернулся. В коридоре дежурит один из организаторов, он следит, чтобы маршрут выпускника был строго от ППЭ до туалета и обратно. Кстати, проверять туалеты на наличие шпаргалок в обязанность "наблюдателя" не входит. Этим занимаются организаторы ППЭ.

Нервы иногда сдают

После двух часов решаю покинуть ППЭ. Тихонько выхожу, пытаюсь найти главного организатора, которому нужно отдать листок с моими отметками в акте наблюдения о том, что никаких нарушений мной не замечено.

"Вы знаете, а он (главный организатор) занят. Там девочке одной стало плохо, он сейчас с медиком в отдельном кабинете с ней работает", - говорят мне.

Другая организатор уточнила, что выпускнице, скорее всего, от волнения стало плохо, "но медик не видит явных причин, чтобы ребенок не мог продолжить экзамен". Интересуюсь - нужна ли помощь, но мне говорят, что для этого есть медработник.

Уже покидая школу, в холле вижу все тех же взволнованных и уже изрядно утомленных ожиданием родителей. Понимаю, что чувствую себя вполне счастливым человеком - мои экзамены давно позади и проходили они более ярко, свободно и с верой в "Госпожу Удачу".

Итоги будут позже

Уже после, придя на работу, позвонила в региональный центр обработки информации ЕГЭ, чтобы узнать, как все прошло и что будет с девочкой, которой стало плохо. Глава центра Борис Илюхин рассказал мне, что девочка все же дописала ЕГЭ вместе со всеми школьниками. Информация о нарушениях и удалениях с ЕГЭ появится чуть позже.

Наталья Брусницына.


Сохранить ссылку:

Чтобы экзамены проходили честно, в этом году во всех белгородских пунктах проведения и в региональном центре обработки информации видеонаблюдение работает только в онлайн-режиме (раньше записи из некоторых пунктов не транслировали в реальном времени). В каждом пункте подавляют мобильную связь . За этими и другими тонкостями и должны следить общественные наблюдатели.

Я начала вспоминать, что знаю об итоговой аттестации школьников. Оказалось, что немного. Сама я сдавала ЕГЭ только по русскому языку и математике. Было это в тот год, когда новый формат только вводили в качестве эксперимента. А наблюдатель без специальных знаний, по сути, бесполезен. Выход нашёлся: восполнить пробелы помогло дистанционное обучение на сайте egebook.ru . Курс стартовал в конце марта и длился до конца мая.

Программа предложила мне пройти предварительное тестирование, что я не преминула сделать, понадеявшись, что, возможно, учиться и не придётся. Но я была слишком самонадеянна. Компьютер выдавал вопросы типа: «Какая форма используется при подаче апелляций?» – с вариантами ответов «ППЭ-02», «2-АП», «1-АП», «ППЭ 18-МАШ» и «ППЭ-03» . Или предложил выбрать из федеральных законов, приказов Минобрнауки и постановлений правительства документ, который регулирует работу информационной системы для ГИА.

Сдать тест с нужным количеством баллов мне не удалось, так что пришлось изучить материалы, рассчитанные на пять академических часов. После этого итоговый тест я сдала с первого раза и мне прислали по электронной почте сертификат о том, что я успешно прошла обучение.

Фото Вадима Заблоцкого

Никакой родни

С чувством выполненного долга я отправилась в Белгородский региональный центр оценки качества образования на Кутузова, 19 , который аккредитует общественных наблюдателей. Встретили меня очень вежливо и первым делом поинтересовались, к какой организации я отношусь и не студентка ли? Я ответила, что сама по себе изъявила желание. На лицах работников центра выразилось небольшое удивление. Судя по всему, таких добровольцев к ним приходит немного.

«Наблюдателями на ЕГЭ нередко становятся члены общественных организаций и представители политических партий, которые стремятся вести активную деятельность, особенно в период предвыборных кампаний. Также регионы часто привлекают к этому студентов, – объяснил «БелПрессе» ответственный секретарь комиссии по развитию науки и образования Общественной палаты РФ Юрий Съедин . – В целом же какой‑либо статистики по сферам основной деятельности общественных наблюдателей не ведётся».

В заявлении на аккредитацию меня всё‑таки попросили помимо Ф. И. О., паспортных данных и номера телефона указать организацию, представителем которой я являюсь. Я написала «домохозяйка », чтобы ко мне как к представителю СМИ не стали относиться как‑то особенно. Предупредили и об ограничении: мама или другие родственники школьника, проходящего итоговую аттестацию, не могут присутствовать на экзамене, так как у них имеется личная заинтересованность. Когда человек подаёт заявление, впоследствии родственные связи проверяют. Родственников-одиннадцатиклассников у меня не имеется, так что с этим проблем не возникло.

Принимавшая заявление сотрудница предложила также вписать туда адрес моей электронной почты, чтобы мне не пришлось во второй раз ехать в центр и забирать удостоверение общественного наблюдателя лично.

Сертификат о прохождении обучения у меня никто так и не спросил. Правда, дистанционный курс и не обязателен. На обучающем сайте в этом году зарегистрировался 101 человек из Белгородской области, в то время как всего в регионе аккредитовали более 600 наблюдателей , что почти вдвое больше, чем в 2015-м.

Через три рабочих дня мне перезвонили и сообщили, что удостоверение готово. Вот только пересылать по электронной почте его всё‑таки не захотели. Пришлось ехать на Кутузова – забирать документ.

Фото Вадима Заблоцкого

Студенты-наблюдатели

Я выбрала первый в этом году обязательный предмет – русский язык . Его в 43 пунктах проведения экзамена региона сдавали более 7 тыс. человек . Ещё 4,5 тыс. человек обеспечивали проведение ЕГЭ. В их число входят и общественные наблюдатели.

Вооружившись блокнотом, ручкой, удостоверением и паспортом, 30 мая я отправилась в школу в Майском, где за парты должны были сесть дети из нескольких населённых пунктов Белгородского района. На входе мои данные записали в журнал, после чего с другими наблюдателями нас проводили в кабинет, где мы оставили вещи. Затем я прошла в аудиторию, уже заполненную контролёрами. Их было не менее 20 человек, среди которых выделялись несколько молодых людей в синих футболках с надписью «Корпус общественных наблюдателей».

«Мы работаем со студентами высших учебных заведений, – объяснил координатор областного корпуса Анатолий Зайцев . – С декабря запускается информационная кампания в вузах, после чего любой желающий студент может выразить желание вести общественный контроль на ЕГЭ, заполнив специальную анкету. После этого ребята присутствуют на обучающем семинаре и проходят тестирование. Те, кто в результате набрал необходимое количество баллов, становятся общественными наблюдателями. В этом году их 33. Они контролируют 23 школы области. Также в регионе работает ещё около 50 студентов – общественных наблюдателей из Курской области».

Не к чему придраться

Наблюдателям раздали спецформу, которую они заполняют по ходу экзамена, отмечая нарушения.

«Для проведения экзамена задействовано девять аудиторий на двух этажах, а штаб у нас находится на третьем этаже, там вы можете задать интересующие вас вопросы. Уйти можете в любое время, поставив отметку о времени завершения наблюдения», – рассказала руководитель пункта проведения экзамена Светлана Козлова .

Тут выяснилось, что места в аудиториях достались далеко не всем – к каждой прикрепили по одному наблюдателю.

«Остальным заходить в аудитории нельзя. Вы будете мешать детям сдавать экзамен, и они потом могут подать апелляцию по этому поводу», – объяснила член экзаменационной комиссии Ольга Киреева .

Мне конкретного кабинета не досталось, и я пошла следить за порядком ко входу в экзаменационный пункт, куда как раз стали заходить дети. Большинство из них совсем не выглядели напуганными – ребята шутили и смеялись, а раздражение на некоторых лицах проявлялось, только когда одиннадцатиклассников начинали проверять при помощи ручных металлодетекторов. Только один молодой человек время от времени складывал руки в молитвенном жесте и повторял: «Ой-ой-ой-ой!».

Фото Вадима Заблоцкого

Ничего запрещённого у школьников не нашли . Вопрос вызвал найденный у одного из них баллончик с лекарством, но всё‑таки парню разрешили пройти. Ещё у одного металлодетектор среагировал на жевательную резинку в упаковке из фольги, а у двух юных курильщиков отыскали в карманах пачки сигарет.

Дети разошлись по аудиториям, а я отправилась сверять пункты в выданной мне бумаге с реальностью: например, присутствует ли в штабе телефонная связь и сейф для хранения экзаменационных материалов, есть ли помещение для медработников, закрыты ли стенды со справочной информацией по сдаваемому предмету. Среди прочих был и пункт о том, что незадействованные в проведении экзамена помещения должны быть закрыты и опечатаны. Я зашла на этаж, где экзамен вообще не проходил, но даже там всё оказалось запечатано.

Ни по одному пункту придраться было не к чему. Я ещё тихонько побродила по коридорам, заглядывая в открытые двери аудиторий, в которых дети с сосредоточенным видом решали экзаменационные задания. Не обнаружив нарушений и там, я с чувством удовлетворения удалилась.

У тех, кто ещё хочет попробовать себя в роли общественного наблюдателя в этом году, время пока есть. Последние ЕГЭ по химии и физике дети будут сдавать только 20 июня . После этого с 22-го по 30-е наступят резервные дни, когда экзамены сдают те, кто не смог это сделать раньше по уважительным причинам, например по болезни или из‑за совпадения экзаменов по разным предметам в один день.

Хотя онлайн-обучение окончено, на сайте можно ознакомиться с информационными материалами самостоятельно. А аккредитоваться в качестве общественных наблюдателей можно не позднее чем за три рабочих дня до экзамена.

Анна Бессонова

Уважаемые общественные наблюдатели!

С целью повышения эффективности системы общественного наблюдения и снижения риска необъективной оценки проведения государственной итоговой аттестации (ГИА), а также повышения открытости и прозрачности данных процедур организуется общественное наблюдение за ходом проведения государственной итоговой аттестации.

Общественными наблюдателями могут быть граждане Российской Федерации, получившие аккредитацию в установленном порядке.

Статус общественного наблюдателя подтверждается удостоверением общественного наблюдателя, выдаваемым аккредитующим органом. Удостоверение общественного наблюдателя действительно до 31 декабря календарного года, в котором соответствующее удостоверение было выдано. К удостоверению прилагается график посещения мест проведения ГИА, либо график общественного наблюдения в местах проведения ГИА дистанционно с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Для того, чтобы стать общественным наблюдателем, необходимо:

  1. Ознакомиться с нормативными правовыми и методическими документами, регламентирующими проведение ГИА по образовательным программам основного общего и (или) среднего общего образования.
  2. Принять участие в подготовке на региональном и (или) на федеральном уровнях в очной и (или) дистанционной формах.
  3. Подать заявление на аккредитацию не позднее, чем за три рабочих дня до даты проведения экзамена.

Аккредитация граждан осуществляется на основании личных заявлений с указанием населенного пункта, даты присутствия в пункте проведения экзамена (ППЭ), региональном центре обработки информации (РЦОИ), пункте проверки заданий (ППЗ) и конфликтной комиссии (КК).

Аккредитацию граждан в качестве общественных наблюдателей осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования.

Аккредитация граждан в качестве общественных наблюдателей завершается:

  • на экзамены по включенным в государственную итоговую аттестацию учебным предметам не позднее, чем за три рабочих дня до установленной в соответствии с законодательством об образовании даты проведения экзамена по соответствующему учебному предмету;
  • на рассмотрение апелляций о несогласии с выставленными баллами - не позднее, чем за две недели до даты рассмотрения апелляций.

Общественный наблюдатель обязан:

  1. Ознакомиться с документами, регламентирующими порядок проведения ГИА.
  2. Соблюдать порядок проведения ГИА и требования организаторов в месте его проведения.

Общественный наблюдатель имеет право:

  1. Присутствовать в день экзамена в месте проведения экзамена (в том числе непосредственно в аудиториях, где проходит экзамен), имея при себе документ, удостоверяющий личность и удостоверение общественного наблюдателя. (В целях предупреждения нарушения Порядка ГИА, а также возникновения коррупционных рисков в ППЭ во время проведения экзамена повторный допуск общественных наблюдателей, покинувших ППЭ, запрещается ).
  2. Свободно перемещаться по ППЭ (при этом в одной аудитории может находиться только один общественный наблюдатель).
  3. Направлять информацию о нарушениях, выявленных при проведении экзаменов, в Рособрнадзор, ОИВ, ОМСУ, осуществляющие управление в сфере образования.
  4. Составлять «Акт общественного наблюдения о проведении ЕГЭ в ППЭ» или «Акт общественного наблюдения о проведении ГИА в ППЭ» (форма ППЭ-18-МАШ) (после окончания экзамена его сдать), в котором отражены выявленные нарушения на этапах:
  5. подготовки к проведению ЕГЭ (ОГЭ) в ППЭ;
  6. проведения ЕГЭ (ОГЭ) в ППЭ;
  7. завершения ЕГЭ (ОГЭ) в ППЭ;
  8. комментарии по итогам общественного наблюдения в ППЭ.

Общественный наблюдатель не допускается в ППЭ, РЦОИ, ППЗ и КК, где:

  • принимают участие близкие родственники общественного наблюдателя;
  • принимают участие выпускники текущего года из той школы, которую представляет общественный наблюдатель;
  • рассматривается предмет (или родственный ему предмет), специалистом по которому является, непосредственно, сам общественный наблюдатель.

Общественным наблюдателям запрещается:

  1. Вмешиваться в ход подготовки и проведения ГИА.
  2. Входить или выходить из аудитории во время экзамена часто, создавая помехи участникам.
  3. Общаться с участниками ГИА во время экзамена (оказывать содействие, задавать вопросы, делать замечания, передавать средства связи, электронно-вычислительную технику, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации; отвлекать экзаменующихся).