Как животные в лесу готовятся к зиме. Беседа в старшей группе «Звери зимой
Добрый день, дорогие читатели!
Осенью вы часто с детьми гуляете в парке, лесу. Проведите беседу, расскажите детям, как животные готовятся к зиме.
Пусть ребенок вспомнит, каких животных называют дикими. Малышам можно показать картинки диких животных, загадать загадки, прочитать стихи. Детям постарше предложите решить логические задачи, прочитайте им рассказы о животных осенью.
Покажите взаимосвязь в окружающем мире -стало холодно, насекомые спрятались, птицы улетают в теплые края, потому что для них нет корма.
Зайчик меняет зимой серую шубку на белую, чтобы его не съели хищники, он на снегу будет не так заметен.
В процесе беседы дети обогащают свой словарный запас.
Повторяют существительные: медведь, волк, лиса, заяц. еж, белка, берлога, дупло, логово, нора;
прилагательные: косматый, лохматый, злой, голодный, ловкий, сильный, хитрая;
глаголы: воет, скачет, прыгает, прячется, зимовать, впадает в спячку.
Дети должны знать : названия диких животных наших лесов: медведь, волк, лиса, заяц, лось, еж, бобр, белка;
Что дикие животные сами добывают себе пищу и строят жилища;
— повторить, кто меняет к зиме цвет шубки (заяц, белка);
Знать, где живут:
медведь (в берлоге)
волк (в логове),
лиса (в норе).
Беседа с детьми »Как животные готовятся осенью к зиме»
Наступила поздняя осень: грустная, дождливая и холодная. Не за горами и зима. Зима для животных -самая тяжелая пора. Они мерзнут и не могут добыть себе пищу.
Одни будут спать до самой весны в своих домиках (медведь, еж), другие звери не спят, а делают на зиму запасы, утепляют свои норки, меняют летнюю шубку на зимнюю.
Кто первый?
Большинство животных начинают готовиться к холодам с осени, некоторые запасают еду уже летом. Это мыши, бурундуки. Они собирают семена, зерна, семечки и носят в свои норки. А потом в них и зимуют.
Поговорим с детьми, как заяц готовится к зиме, медведь, еж, белка, лиса и волк, лось.
Расскажите сначала о 2-3 животных, покажите картинки, поиграйте в игры, чтобы ребенок лучше запомнил, как звери к зиме готовятся.
Медведь — хозяин леса
Его дом — берлога. Устраивает ее мишка в укромном месте, под корягами. Носит туда мох, листья. Зимой снег пойдет и сверху накроет берлогу, ее и видно не будет совсем.
Медведи едят орехи, ягоды, корешки, рыбу, личинок разных. Едят и накапливают жировой слой. В ноябре медведь забирается в берлогу и погружается в сон. Спят медведи беспокойно. Если их что-то потревожит, они могут бросить свою берлогу и сделать другую.
В берлоге у медведя рождаются малыши — медвежата, 1-2. Они очень маленькие.
Лисы и волки
Серый, злой, зимой холодной
Бродит по лесу голодный. (Волк)
Эти хищники зимой не спят. Они тоже меняют свой наряд, утепляются. У зверей начинается линька, а потом отрастает густой мех, который помогает выдержать холода.
Волки зимой объединяются в стаи, охотятся на кабанов, зайцев, косуль.
Посмотрите-ка, какая —
Вся горит, как золотая.
Ходит в шубке дорогой,
Хвост пушистый и большой. (Лиса)
Лисы охотятся в сумерках или ночью, ловят мышей, зайцев и птиц. Подкрадываюся к добыче, бросаются неожиданно на нее, хватая острыми зубами. Лиса нюхает снег и ищет мышей.
Дом лисицы? (нора ).
Дом волка? ( логово) .
Еще один житель леса- белка.
Кто по соснам и по елям
Ловко скачет, ветки гнет,
Видит, шишки где поспели,
И себе в дупло несет. (Белка)
Летом этот зверек носит рыженькую шубку, а зимой становится серой.
Где живет белка? (в дупле)
Как белка готовится к зиме?
Летом делает запасы: собирает грибы, орехи, прячет их в лесную подстилку, дупло. Грибы нанизывает на ветки.
Гнездо белка делает на высоких соснах и елях. Белки в спячку не впадают, но в сильные морозы могут в дупле заснуть.
Лось
Большое животное, лесной красавец, носит на голове украшение — большие рога.
Питается лось растениями, а зимой гложет кору деревьев. Трудно зимой лосям, поэтому часто лесники подкармливают лосей и оленей.
В конце осени лось сбрасывает рога. к весне отрастают новые.
Ежик
Тем в лесу я знаменит,
Что иголками покрыт.
А врагов я не боюсь —
Фыркну и в клубок свернусь. (Еж)
Рано осенью ежик готовит домик для зимовки — норку. Носит в нее листья, мягкий мох. У ежей осенью еды мало: трудно находить лягушек, ящериц и червей. Поэтому ежик впадает в спячку.
Зароется в листочки, свернется клубочком и спит всю зиму до весны, пока солнышко не начнет греть.
Бобры
Спросите детей, знают они, где живут бобры.
Водяные мастера
Строят дом без топора,
Дом их хвороста и тины,
И плотину. (Бобры)
Бобры — удивительные животные. У них очень острые зубы, котрыми они перегрызают деревья. А шубка у бобров не промокает в воде.
Бобры ухаживают за своей шубкой: расчесывают ее передними лапками, коготками. А спинку помогают расчесывать другие бобры.
Осенью бобры заготавливают много веток, складывают их недалеко от домика-хатки . Это и будет их еда на зиму.
Зимой бобры не спят. Вход в домик у них под водой.
Как заяц к зиме готовится
Летом серый.
А зимой белый. (Заяц)
Зайчик к зиме меняет серую шубку на белую. Зачем? Чтобы его не было видно на снегу и не попался на обед хищникам.
Зимой зайцы питаются ветками деревьев: осины, березы, ивы. а также грызут кору.
Постоянного домика у зайчишки нет, в сильные морозы зайцы прячутся под кустами.
Осенью у зайчихи появляются детки — зайчата. Это происходит во время листопада. Зайчат так и назыают, листопадничками.
Зайчиха их покормит и убегает, чтобы по запаху хищники не нашли зайчат. Молока хватает на 3 дня. Потом зайчиха возвращается или прибегает чужая мама и кормит всех зайчат, дае чужих.
Игры на тему » Как животные готовятся к зиме»
После беседы с детьми о том, как животные к зиме готовятся, можно поиграть.
Для деток старшего дошкольного возраста и младшего школьного проведите викторину.
1.Что делают звери, чтобы уберечься от морозов?
а) улетают в теплые страны.
б) меняют летнюю шубку на зимнюю.
2. Кто из зверей зимой спит?
а) лисица,
в) барсук.
3. Кто не меняет шубку?
4. Что нужно зверям, впадающим в спячку?
а) жировые запасы,
в) тишина.
5 Чем питается зимой заяц?
а) морковкой,
б) капустой,
в) корой и ветками деревьев.
Игра » Кто здесь лишний?
Наевшись за лето, медведь, барсуки, мыши, ежи, впадают в спячку. (Мыши в спячку не впадают. Они просто находятся в норах под снегом).
В поисках добычи бродят по лесу хищники: волк, лисица, лось. (Лось не хищник, а травоядное животное)
Лоси, кабаны, зайцы зимой едят ветки деревьев, кору, корешки и свежие листья. (Нет свежих листьев зимой).
Упражнение »Назови ласково»
Белка — белочка,
Лиса — лисичка,
заяц — зайчишка,
медведь — медвежонок.
Д/упражнение »Подбери определение»
Волк (какой?)- серый, злой, сердитый, голодный…
медведь (какой?)-бурый, большой, косолапый..
лиса (Какая?) — рыжая, хитрая, пушистая. красивая…
еж (какой?) — колючий, маленький…
заяц (какой?) — пугливый, белый, длинноухий…
Игра » Кто где живет?»
В берлоге живет? (медведь).
В норе живет (кто?) -лиса.
В логове живет? — волк.
В дупле живет? — белка.
Малышам предложите назвать семью зверей.
Мама, папа, детеныши.
Медведь, медведица, медвежата.
Волк, волчица, волчата,
Заяц, зайчиха, зайчата.
Игра » Кто лишний и почему?»
Белка, волк, корова, лисица. (Корова — домашнее животное).
Ежик, медведь, заяц, собака (Собака — домашнее животное).
Лиса, кошка, заяц, волк (кошка- домашнее животное).
Вот так можно интересно провести время с детьми: провести беседу, как животные готовятся к зиме, поиграть в словесные игры, посмотреть картинки.
В результате обогащается словарный запас, расширяется кругозор детей, воспитывается любовь к природе.
В. Бианки »Как звери к зиме готовятся»
Г. Скребицкий »Кто как к зиме готовится»
Видео
Сегодня мы поговорили с детками, как звери к зиме готовятся.
Пишите комментарии, делитесь информацией с друзьями.
С уваженим, Ольга.
Тематическая беседа для детей: "Как зимуют животные?".
Описание работы: Данная статья знакомит с жизнью диких животных зимой. Материалы будут полезны воспитателям детских садов, учителям начальных классов и родителям детей дошкольного и младшего школьного возраста. Материал может быть использован для оформления стенгазет, папок-передвижек, информационных бюллетеней. Отдельные части текста можно использовать для занятий с детьми.Цель и задачи:
1. Развивать общие представления о том, что в лесу живут разные звери которые по – разному приспосабливаются к жизни в зимнее время года;
2. Воспитывать у детей интерес к жизни диких животных;
3. Обобщить знания детей о типичных повадках зверей зимой, способах защиты от врагов, добывания пищи. Дать знания о том, что животные могут выжить, если приспособятся к тяжёлым зимним условиям.
4. Воспитывать любознательность, любовь к живой природе родного края;
5. Закрепить с детьми признаки зимы;
6. Активизировать словарь по теме «Дикие животные зимой».
Зима - суровое время года. Для диких животных зимой наступает сложный период. Зимой холодно, много снега и мало пищи. Диким животным трудно выжить в эту пору.
Некоторые животные мигрируют. Другие впадают в спячку. Но многие звери приспосабливаются к суровым условиям и ведут свою лесную жизнь. Они добывают себе пищу, выводят потомство, и зорко осматривая округу, охраняют своих деток.
Животные в лесу заранее подготавливаются к тяжелым испытаниям.
Мигрирующие животные.
Многим жителям Восточного Подмосковья трудно представить мигрирующих животных.
«Разве у нас такие водятся?» - спросите Вы.
«Разве у нас бывают постоянные засушливые сезоны как в Африке? Да и антилопы, кажется, не водятся?»
Да, в нашей местности нет таких переселений. Но в северных частях нашей необъятной страны зимой проходят похожие явления.
Что же это за животные такие?
Ежегодную миграцию наших северных оленей можно сравнить с миграцией копытных в Африке. Эти путешествия оленей не так зрелищны, ведь олени любят передвигаться маленькими группами или в одиночку. Все олени повинуются своим инстинктам, идут по бескрайним просторам тундры на юг в лесотундру и тайгу. Из года в год по одним и тем же тропам идет более миллиона северных оленей. В те места, где им легче пережить зиму.
Зимняя спячка.
Зимняя спячка – это не просто приспособление животных к суровым испытаниям. Для многих животных – это единственный шанс пережить зиму и избежать голодной смерти.
Медведь – это настоящий мохнатый гигант. Он очень крупный и сильный.
Любит медведь полакомиться различными злаками, корневищами, орехами и ягодами. Медведь обожает половить рыбку. Часами он готов стоять неподвижно на берегу водоема и выжидать свою добычу. Медведь готов вытерпеть много сотен укусов пчел, чтобы отведать свое излюбленное лакомство - мед.
Но вот всего этого разнообразия зимой практически нет. И наш «хищный вегетарианец» зимой впадает в спячку.
Перед тем как впасть в спячку медведь сооружает себе берлогу. Строят свое жилище медведи из веток и стволов. Старается уйти в глухие чащобы. Но прежде чем впасть в спячку, медведь наедает себе много жира.
Знаете ли Вы, что медведь не всю зиму спит? Бывает зимой медведь просыпается и выходит немного побродить, а затем возвращается и снова засыпает. Зимой у медведицы рождаются медвежата. И как любая заботливая мать, медведица заботится о своих малышах.
Какие животные еще впадают в спячку?
Бурундук, сделав полную нору под деревом запасов, засыпает «без задних ног». Его можно брать на руки и пытаться разбудить, но Ваши попытки бесполезны. Этого «соню» не добудиться.
Набравший жиру ёжик готовит себе уютное гнездышко в глубоких ямках или норках. Спит ежик зимой свернувшись в клубочек. Только вот засыпает он не сразу. Первое время ёж часто просыпается, а потом снова засыпает. Каждый его сон становится все длиннее и длиннее.
Летучие мыши задолго до прихода зимы нашли себе укромную пещерку или чердак. И время от времени они просыпаются и снова засыпают. В периоды бодрствования летучие мыши могут поискать себе пропитание.
Не спящие зимой дикие животные.
Задолго до наступления холодов животные отращивают более теплую и густую шерсть. Многие из них создают запасы еды и утепляют свое жилье.
Одним из таких запасливых зверьков является белка. Еще в теплое время она сделала себе домик в дупле или на крепком суку. Жилище белки утеплено сухими мхами, сеном и листочками. В домике у белки обязательно имеется два входа. Грызун на зиму запас много орехов, желудей, шишек и грибов. Свои припасы белка прячет по всему лесу: под старыми пнями, в пустых дуплах и корнях деревьев. Выходит из домика белка только тогда, когда нужно забрать припасы из тайника.
Лось – это настоящий гигант. Еды ему нужно очень много. Зимой лоси могут жить в одиночку или вместе. Чем питаются лоси зимой? Лоси любят есть кору молодых осинок, побеги молодых сосен. У лосей очень крепкие и крупные зубы. Когда в округе нет молодых побегов, своими зубами лоси перетирают и грубую кору у старых деревьев. Отдыхают лоси закопавшись в снег.
Большим копытным приходится нелегко зимой. Но еще труднее кабанам. Если зима стоит мягкая, без снега, то кабаны достают разные корешки и листочки. Могут съесть и грызуна. В лютые морозы или большие снегопады кабаны часто голодают, становятся слабыми и беззащитными перед хищниками. Для своего спасения кабаны сбиваются в стаи и только ночью выходят на поиски еды.
Волки - это самые опасные лесные хищники. Шерсть у них зимой становится густой и длинной. Такая шерсть помогает перенести волку зимние холода. И даже в сильные морозы волк может спать на снегу, укрыв свой нос пушистым хвостом. Как только начинает темнеть, волки выходят на охоту. В поисках пищи волки проходят очень большие расстояния. Порой многие десятки километров. Охотятся они на зверей любого размера в одиночку или стаей. Слаженные действия всей стаи помогает выжить волкам.
Истинным хозяином леса зимой является лиса. Рыжая хитрюга зимой и летом ходит в шубе одного цвета. Только шерсть становится густой с толстым подшерстком. По снегу лисица ходит не проваливаясь, благодаря лапкам, покрытым шерстью. Лисы живут в норах. Но многие плутовки спят прямо на снегу. Они прикрывают свой нос большим пушистым хвостом. Лисица не делает припасов. Поэтому каждый день она выходит на охоту. Часто лисы пробираются к деревням воровать домашних птиц. Довольно часто лисица ловит зайцев. Но основной пищей лисиц зимой являются мыши.
На зиму мыши запасаются семечками и засушивают ягоды. Они очень прожорливы и каждый день им необходимо много еды. В снежные зимы мыши роют длинные ходы в сугробах. Мышки любят прятаться в стогах сена и перебираться в сараи и дома человека.
Бобры – большие труженики. Дружная семья всю осень строит свою прочную хатку, валя осины, ивы и другие деревья. Вход в хатку всегда устроен под водой. Враг не подберется. Да и вода зимой теплее, чем воздух
Зимой заяц беляк меняет серую шубку на белую. У зайца русака цвет шубки становится только чуть светлее. Зимой подушечки лапок у зайцев покрываются шерстью. Поэтому у зайцев лапки сильно не мерзнут. А еще поэтому зайцы могут убегать от хищников по скользкому льду. В отличии от многих других грызунов он не делает припасов. Питается только тем, что может найти зимой: маленькими веточками и молодой корой ивы, березы и осины. Настоящие лакомство для зайца – это замерзшие ягоды. Поэтому зимой ему очень туго. Днём зайцы прячутся от хищников в норках, вырытых в сугробах. Поесть зайцы выходят в темное время суток. Спят они на снегу.
Зима – это самое трудное время года для зверей. Тяжела и опасна жизнь животных в эту суровую пору.
Беседа в детьми подготовительной группы. Дикие животные зимой
Конспект НОД по реализации ОО "Познавательное развитие" для детей подготовительной группе беседа на тему "Дикие животные зимой"
Ход непосредственно образовательной деятельности
- Организационный момент.
Ребята, сейчас я буду описывать животных, а вы должны будете отгадать о ком я говорю.
Воспитатель:- Кто это? Трусливый, длинноухий, серый или белый?
Дети: - Заяц
Воспитатель:- Бурый, косолапый, неуклюжий?
Дети:- Медведь
Воспитатель:- Серый, злой, голодный? (как догадались?)
Дети:- Волк
Воспитатель:- Хитрая, рыжая, ловкая?
Дети:- Лиса
Воспитатель:- Проворная, запасливая, рыжая или серая?
Дети:- Белка
Воспитатель:- Полежала между елками подушечка с иголками. Тихонечко лежала, потом вдруг убежала.
Дети:- Еж
2. Основная часть.
Воспитатель:- Как их всех можно назвать, одним словом?
Дети:- Животные.
Воспитатель:- Почему?
Дети:- Тело покрыто шерстью, 4 лапы, туловище, морда, хвост.
Воспитатель:- Где живут эти животные?
Дети:- В лесу
Воспитатель:- Почему их называют дикие животные?
Дети:- Сами себе добывают пищу
Воспитатель:- А как еще по-другому их называют?
Дети:- Звери
Воспитатель:- Животные - это часть природы. Значит, и с ними тоже происходят перемены. А вот какие - это мы сейчас узнаем.
Воспитатель:- Кого же мы можем встретить в зимнем лесу, вы узнаете, отгадав загадку.
Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке - летом.
(Белка)
Воспитатель: - Правильно, это белочка. Как вы думаете, почему зимой она меняет цвет шубки? Да для того, чтобы ей легче было прятаться от своих врагов, например ястреба и куницы. Зимой деревья стоят без листьев, и на фоне темно-серых ветвей и стволов серая беличья шубка менее заметна, чем, если бы она была рыжей.
Кроме того, что беличья шубка меняет цвет, она еще становится и более теплой. А в самые сильные морозы белка спит в своем жилище, кто знает, как его называют?
Дети: - Дупло
Воспитатель: - А кто еще из лесных жителей меняет цвет шубки к зиме?
Дети:- Заяц.
Воспитатель: - Правильно, заяц. Летом он был, какого цвета?
Дети:- Серого
Воспитатель: - А к зиме постепенно белеет: сначала становится белым хвост, потом задние лапы, и только потом белеют спинка и бока. Как вы думаете, зачем зайцу белая шубка? (Дети высказывают свое мнение.)
А еще зайцу помогают его быстрые ноги. Задние лапы у него очень сильные, заяц ими отталкивается и делает большие прыжки, убегая от своих врагов - лисы и волка.
Воспитатель: - А как заяц себе домик устраивает?
Воспитатель: - Оказывается, у него нет отдельной норки. Зимним днем он обычно спит в снежной ямке или, зарывшись в сугроб, а ночью выходит еду добывать: обгладывать кору упавших деревьев.
Воспитатель: - Лиса к зиме тоже готовится. Зимой на ее лапках отрастает густая шерсть, чтоб не холодно было ступать по снегу. Ходит лиса как в валенках.
Воспитатель: - А кто нибудь, знает для чего лисе такой большой пушистый хвост.
Воспитатель: - Длинный хвост служит лисе рулем, помогающим круто изменять направление бега во время охоты.
Воспитатель: - Белый кончик хвоста мамы-лисицы является ориентиром для лисят в ночное время. Видя его, как маячок, они безошибочно следуют за ней. Зимой в трескучие морозы хвост служит лисе теплым пушистым одеялом и мягкой подушкой. Она сворачивается колечком в своей норе, укрывает хвостом лапки и лежит, уткнувшись мордочкой в нежный мех. Тепло и уютно.
Воспитатель: - Волк хоть и не меняет свою шубу, но утепляет ее. К зиме волчья шерсть становится гуще и длиннее. Это волкам необходимо, ведь они спят прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Всей стаей волки охотятся на оленей, лосей, кабанов. А в сильные морозы, когда все звери спрятались, волки могут подходить к жилищам людей. Могут утащить поросенка, овечку, напасть на теленка.
Воспитатель: - А днем прячутся в своем логове. Где они прячутся?
Дети: – В логове
Воспитатель: - В лесу можно встретить еще очень необыкновенного животного.
Воспитатель: - Лось самый крупный родственник оленя. Длина его тела достигает до 3 метров.
Воспитатель: - А кто – нибудь знает для чего лосю рога?
Дети:- Они служат для обороны от хищников.
Воспитатель: - А что у лося на ногах?
Дети:- Копыта
Воспитатель: - они ему помогают передвигаться по заснеженному лесу, как на лыжах, он не проваливается.
В конспекте по познавательному развитию в подготовительной группе представлена беседа на тему "дикие животные", где детей в увлекательной беседе знакомят с лесными обитателями, их повадками. В дополнение дети видят фото животных и слушают звуки леса (презентация).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по "Познавательное развитие" в подготовительной группе беседа на тему "Дикие животные зимой"
Задачи:
Образовательная область «Познавательное развитие»
Продолжать закреплять знания детей о внешнем виде диких животных, их повадках, пище, жилищах.
Расширять представления об особенностях приспособления животных к окружающей среде.
Активизировать словарь по данной теме
Продолжать учить детей отвечать на вопросы, побуждать к участию в беседе.
Развивать объяснительную речь при отгадывании загадок.
Развивать мелкую и общую моторику по средствам пальчиковой гимнастики и физминутки
Ход непосредственно образовательной деятельности
1. Организационный момент.
Игра «Угадай по описанию»
Воспитатель: - Сядет тот, кто правильно ответит.
Воспитатель:- Кто это? Трусливый, длинноухий, серый или белый?
Дети: - Заяц
Воспитатель:- Бурый, косолапый, неуклюжий?
Дети:- Медведь
Воспитатель:- Серый, злой, голодный? (как догадались?)
Дети:- Волк
Воспитатель:- Хитрая, рыжая, ловкая?
Дети:- Лиса
Воспитатель:- Проворная, запасливая, рыжая или серая?
Дети:- Белка
Воспитатель:- Полежала между елками подушечка с иголками. Тихонечко лежала, потом вдруг убежала.
Дети:- Еж
2. Основная часть.
Воспитатель:- Как их всех можно назвать, одним словом?
Дети:- Животные.
Воспитатель:- Почему?
Дети:- Тело покрыто шерстью, 4 лапы, туловище, морда, хвост.
Воспитатель:- Где живут эти животные?
Дети:- В лесу
Воспитатель:- Как они называются?
Дети:- Дикие животные
Воспитатель:- Почему их так называют?
Дети:- Сами себе добывают пищу
Воспитатель:- А как еще по-другому их называют?
Дети:- Звери
Воспитатель:- Ребята, мы с вами уже говорили о том, как меняется природа зимой, говорили о приметах зимы. Но ведь животные - это тоже часть природы. Значит, и с ними тоже происходят перемены. А вот какие - это мы сейчас узнаем.
Воспитатель:- Кого же мы можем встретить в зимнем лесу, вы узнаете, отгадав загадку.
Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке - летом.
(Белка)
Воспитатель
:- давайте послушаем как она разговаривает. (презентация,
звук, слайд
)
Правильно, это
белочка
. Как вы думаете, почему зимой она меняет цвет шубки? Да для того, чтобы ей легче было прятаться от своих врагов, например ястреба и куницы. Зимой деревья стоят без листьев, и на фоне темно-серых ветвей и стволов серая беличья шубка менее заметна, чем, если бы она была рыжей.
Кроме того, что беличья шубка меняет цвет, она еще становится и более теплой. А в самые сильные морозы белка спит в своем жилище, кто знает, как его называют?
Дети: - Дупло
(слайд)
Воспитатель: - Оно тоже подготовлено для зимы: еще осенью белочка натаскала туда опавших листьев, сухого мха, так что в дупле сухо, тепло и мягко.(слайд)
Воспитатель: - Белочка - большая хлопотунья и труженица. К зиме она подготовила не только теплое дупло. А вы знаете, что еще? Конечно, припасы, которыми белка питается всю зиму. Летом и осенью она собирает орешки и желуди, сушит грибы и все это хранит в специальных кладовках - в пустых дуплах, под мхом, у старых пеньков. А еще она собирает еловые и сосновые шишки и питается их семенами. Так что голодать белочке зимой не приходится.
Воспитатель: - А кто еще из лесных жителей меняет цвет шубки к зиме?
Дети:- Заяц.
Воспитатель: - Правильно,
заяц
. (слайд) Летом он был, какого цвета?
Дети:- Серого
Воспитатель: - А к зиме постепенно белеет: сначала становится белым хвост, потом задние лапы, и только потом белеют спинка и бока. Помните, мы с вами говорили о том, что в природе все имеет свою причину? Как вы думаете, зачем зайцу белая шубка? (Дети высказывают свое мнение.)
А еще зайцу помогают его быстрые ноги. (слайд) Задние лапы у него очень сильные, заяц ими отталкивается и делает большие прыжки, убегая от своих врагов - лисы и волка.
Воспитатель: - А как заяц себе домик устраивает?
Воспитатель: - Оказывается, у него нет отдельной норки.(слайд) Зимним днем он обычно спит в снежной ямке или, зарывшись в сугроб, а ночью выходит еду добывать: обгладывать кору упавших деревьев.
Воспитатель: - Послушайте и отгадайте, чей это голос? (слайд-звук)
Дети: - Это лиса
Воспитатель: -
Лиса
к зиме тоже готовится.(слайд) Зимой на ее лапках отрастает густая шерсть, чтоб не холодно было ступать по снегу. Ходит лиса как в валенках.
Воспитатель: - А кто-нибудь, знает для чего лисе такой большой пушистый хвост.
Воспитатель: - Длинный хвост служит лисе рулем, помогающим круто изменять направление бега во время охоты.
(слайд)
Воспитатель: - Белый кончик хвоста мамы-лисицы является ориентиром для лисят в ночное время. Видя его, как маячок, они безошибочно следуют за ней. Зимой в трескучие морозы хвост служит лисе теплым пушистым одеялом и мягкой подушкой.
(слайд)
Она сворачивается колечком в своей норе, укрывает хвостом лапки и лежит, уткнувшись мордочкой в нежный мех. Тепло и уютно.
Воспитатель: - Послушайте еще один голос.(слайд-звук)
Воспитатель: - Кто это?
Дети:- Волк.
Воспитатель: -
Волк
хоть и не меняет свою шубу, но утепляет ее.(слайд) К зиме волчья шерсть становится гуще и длиннее. Это волкам необходимо, ведь они спят прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Спят обычно днем, а ночью охотятся. А вот волки зимой сбиваются в стаи и ходят цепочкой, друг за другом, в поисках добычи - так охотиться легче.
(слайд)
В волчьей стае есть вожак – это сильный, умный, опытный волк. Всей стаей волки охотятся на оленей, лосей, кабанов. А в сильные морозы, когда все звери спрятались, волки могут подходить к жилищам людей. Могут утащить поросенка, овечку, напасть на теленка.
(слайд)
Воспитатель: - А днем прячутся в своем жилище. Как оно называется, кто знает?
Дети: – В логове
Воспитатель: - Но есть еще интересные дикие животные, о которых мы с вами еще не говорили. Может вы, мне их назовете?
Вот так звери
Нор не роют
Но зато плотины строят
Все они одеты в шубы
Инструмент не пилы-зубы
Воспитатель: - Давайте послушаем голос (слайд-голос)
Воспитатель: - Правильно, это бобр (слайд).
Жилище у
бобров
называется так интересно - хатка
Воспитатель: - Это жилище они строят сами из поваленных деревьев на водоемах. Вход в нору находится под водой, а сама нора представляет собой сложное строение с несколькими входами-выходами, множеством отнорков и гнездовыми камерами.
(слайд)
Бобры очень чистоплотные.
Воспитатель: - А как называют детенышей бобра?
Дети: - Бобрята.
Воспитатель: - Ребята, но в лесу можно встретить еще одного животного, посмотрите на слайд, вы его узнаете.
Воспитатель: - Это
барсук
, посмотрите какая у него большая семья. Мама-барсучиха, детеныши-барсучата. Живут они в норе, барсуки очень чистолюбивые животные. Питаются они насекомыми, личинками, червяками.
Воспитатель: - В лесу можно встретить еще очень необыкновенного животного.(слайд-звук)
Воспитатель: -
Лось
самый крупный родственник оленя.
(слайд)
Длина его тела достигает до 3 метров.
Воспитатель: - А кто – нибудь знает для чего лосю рога?
Дети:- Они служат для обороны от хищников.
Воспитатель: - Рассмотрите внимательно, а что у лося на ногах?
Дети:- Копыта
Воспитатель: - Они ему помогают передвигаться по заснеженному лесу, как на лыжах, он не проваливается.
Физминутка.
«Весело в лесу»
Зайцы утром рано встали,
Весело в лесу играли. (Прыжки на месте)
По дорожкам прыг-прыг-прыг!
Кто к зарядке не привык? (Ходьба на месте)
Вот лиса идёт по лесу
Кто ж там скачет интересно? (Потягивание- руки вперёд)
Чтоб ответить на вопрос
тянет лисонька свой нос. (Прыжки на месте)
Но зайчата быстро скачут.
Как же может быть иначе? (Бег на месте)
Тренировки помогают!
И зайчишки убегают. (Ходьба на месте)
Вот голодная лисичка
Грустно смотрит в небеса. (Потягивание- руки вверх)
Тяжело вздыхает, (Глубокий вдох и выдох)
Садится, отдыхает. (Садится, отдыхает)
Воспитатель: - А вот каких животных встретить зимой в лесу нельзя?
Воспитатель: - А почему?
(слайд)
Воспитатель: - Свою берлогу
мишка
старательно и умело готовит: устилает опавшими листьями, мягкой душистой хвоей, сухим мхом. Как только с неба полетят снежинки, мишка укладывается в свою постель.
(слайд)
Снежное одеяло прикроет сверху берлогу, в жилище станет тепло. Сон его будет длиться до самой весны.
Воспитатель: - А это чей звук?
(слайд-звук)
- А вот
еж
тоже не делает на зиму запасы. Когда наступают холода, он забирается в свой теплый и уютный домик и крепко проспит до весны.
(слайд)
Белый снежок покрывалом укроет норку, никто ежа не найдет и не потревожит. Может быть, приснится ежику как он бродил летом по лесу, ловил червей, жуков, юрких ящериц, ядовитых змей, мышей и лягушек. Вы запомнили любимые лакомства ежа?
Воспитатель: - И сейчас я вам предлагаю собрать картинки.
Воспитатель: - Давайте расселим ваших животных по домам.
Воспитатель: - Где живет волк?
Дети:- В логове
Воспитатель: - С кем он живет?
Дети:- С волчатами.
(по каждому животному)
Итог
Воспитатель:- О ком мы сегодня говорили?
- Почему их называют дикими?
- А кто зимой впадает в спячку?
-Назовите жилище диких животных?
- Что интересного вы еще узнали?
Конспект занятия по методике экологического образования в старшей группе
Тема: Беседа о диких животных зимой.
Программные задачи:
Дать знания о том, как дикие звери живут зимой, отметить внешние признаки, особенности поведения.
Активизировать словарь за счет слов: запасы, дупло, когти, вожак, волчья семья, стая.
Воспитывать бережное отношение к природе, интерес к занятию.
Предшествующая работа: читали рассказы и стихи о животных, рассматривали иллюстрации.
Подготовка воспитателя: изучила «Программу воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой стр. 112, Плешаков А. А. «Зеленые страницы» стр. 194, 198, 199, подобрала методы и приемы, написала и выучила конспект.
Оборудование:
картины из серии «Дикие животные» П. С Меньшикова.
Ход занятия
I Дети сядьте все удобно и послушайте меня внимательно
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложиться
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.
Темный лес – что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно…
Стали дни коротки,
Солнце светит мало.
Вот пришли морозы –
И зима настала
И. Суриков
О каком времени года говорится в стихотворении?
Как вы догадались?
Какая погода бывает зимой?
Какие изменения происходят зимой в животном мире?
II Сегодня мы с вами поговорим о том, как дикие животные проводят зиму.
Дети послушайте и отгадайте о ком эта загадка?
Кто по елкам ловко скачет
Кто взлетает на дубы?
Кто в дупле орешки прячет?
Сушит на зиму грибы?
Выставляю картину «Белки»
Кто изображен на картине?
Предлагаю рассказать ребенку.
Высоко на дереве в дупле живет белка с бельчатами. Они принесли орехи, держат их в зубах. Шерсть у белки рыжая, хвост пушистый, уши, уши короткие с кисточками на концах. Глаза темные большие. На ветках сидят два бельчонка. Один грызет орехи, поддерживая их передними лапками, другой присел на задние лапы. Из дупла выглядывает третий бельчонок. К нему по стволу спускается еще один, а самый пушистый, вытянув лапы и хвост, перепрыгивает с ветки на ветку.
Где живут белки?
Чем они питаются летом, зимой?
Какая шерсть у белки зимой?
Как передвигаются белки?
Почему белка прыгает?
Белка ловко скачет с ветки на ветку, как рулем управляет своим хвостом, может спрыгнуть с верхушки дерева на землю.
У белки острые когти. Они быстро взбираются по стволу. Летом шерсть у белки рыжая, зимой серебристо-серая.
Чем питаются белки?
Едят белки ягоды, зерна, грибы, почки растений, орехи, желуди, насекомых, муравьиные яйца.
Как белки готовятся к зиме?
Делают запасы: прячут орехи, сушат грибы, ягоды, а зимой отыскивают их под снегом.
На зиму белки утеплят гнездо мхом, сухой травой, перьями.
Как белки проводят зиму?
С наступлением холодов белки прячутся в своих гнездах и выходят только за кормом. В сильные морозы совсем не покидают теплого гнезда, которое строят из веток. Внутри они делают мягкую и теплую подстилку из сухих листьев, травинок, мха.
Послушайте еще одну загадку.
Неуклюжий, косолапый,
Но попробуй одолеть.
Говорят, сосет он лапу,
А зовут его …
(Медведь)
Выставляю картину, предлагаю рассмотреть.
Кто изображен на картине?
Что делает медведь? медвежата?
Какого цвета шерсть у медведей?
Какое время года изображено?
Уточняю высказывания детей, рассказываю об особенностях внешнего вида медведя: неуклюжий на вид, очень подвижен, быстро плавает. В случае опасности бегает быстро. Молодые медведи и медвежата ловко лазают по деревьям.
Лапы у медведя сильные, с крепкими, длинными когтями. Он легко поднимает упавшее дерево, выворачивает пни.
Дети, как вы думаете, чем питаются медведи?
Да, они едят ягоды: землянику, малину, клюкву, бруснику, орехи, желуди, яблоки. Любят полакомиться насекомыми, раскапывают муравейники. Любят полакомиться медом диких пчел. Медведь – всеядный зверь.
Дети, а как медведь проводит зиму?
Да, зимой медведь спит.
Осенью в удобном месте (под сломанным деревом, под корнями вывернутого дерева) медведь устраивает берлогу, в ней он лежит до весны, ничего не ест, расходует запасы жира, накопленного за лето.
В берлоге у медведицы появляются 2-3 маленьких, беспомощных медвежонка (весом в 500 г) К весне они подрастут. Питаются молоком матери, едят зелень, ягоды, насекомых.
Дети, а теперь отгадайте вот такую загадку.
Серый брат
Из-за куста хвать
По полю рыщет,
Ягнят, телят ищет.
Выставляю картину волка.
Кто изображен на картине?
Предлагаю рассказать.
После ответов детей обобщаю.
В вечерних сумерках, все тихо в деревне. В окнах домов кое-где светятся огни. Голодные волки остановились на краю деревни. Впереди стоит вожак, а за ним вся волчья семья.
У волков длинная морда, густая и грубая шерсть, хвост опущен.
Почуяли серые бродяги домашний скот на скотном дворе. Смотрит и прислушивается вожак. Насторожились волки.
Дети, какие ноги у волка? (высокие и сильные)
Какие уши? (стоят торчком)
Какой хвост? (толстый, прямой, опущен вниз)
На какое домашнее животное похож волк?
Правильно, на собаку.
У волка острый слух. Слышит волк и тогда, когда спит. Спящий волк слышит шелест сухих листьев и другие слабые звуки. Зрение хуже слуха. Лучше он видит ночью.
Как волки проводят зиму?
Правильно, волки не впадают в спячку. Они активны в течении года.
Ходят волки гуськом, ступая след в след. В поисках добычи обходят большие расстояния. Это подтверждает народная пословица: «Волка ноги кормят».
Зимой волкам труднее добывать себе пищу. Голодные они, забегают в деревни, забираются в сараи, наносят вред.
В народе говорят: «Не за то волка бьют, что он сер, а за то, что овцу съел»
Как вы понимаете эту примету
III . Дидактическая игра «Покорми животного».
Составила преподаватель Бычкова Г.С.