Какие здания вокруг спаса на крови. Храм Спаса на Крови: Почему храм, возведённый по трагическому поводу, имеет праздничный вид


Храм Спас-на-Крови в Санкт-Петербурге является музеем и памятником русской архитектуры. Был возведен по указанию Александра III и решению Синода на том месте, где 1 марта 1881 года народоволец И. Гриневицкий смертельно ранил Александра II, которого в народе называли Царем-Освободителем за отмену крепостного права.

Хотя храм увековечил трагическое событие в истории России, девятиглавое здание поражает своей яркой, пёстрой красотой. На фоне строгой архитектуры Северной столицы оно кажется игрушкой. Прослеживается сходство собора с храмом Василия Блаженного в Москве .

Внутренне убранство храма Спас-на-Крови в Санкт-Петербурге

Собор не был рассчитан на массовое посещение. Это и повлияло на его внутреннее убранство, поражающее своей красотой. Оформление включает в себя собрание русской мозаики того времени. Внутри она полностью покрывают стены, пилоны, своды и купола. В соборе мы видим богатую коллекцию самоцветов, ювелирной эмали, цветных изразцов, выполненную лучшими мастерами. В создании украшения собора принимали участие мастера Екатеринбургской, Колыванской и Петергофской гранильных фабрик. Из всего многообразия мозаик и мозаичных композиций необходимо отметить работы, выполненные по оригиналам художников В.М. Васнецова, М.В. Нестерова, А.П. Рябушкина, Н.Н. Харламова, В.В. Беляева. Мозаичная коллекция собора является одной из крупнейших в Европе. В качестве декоративного убранства интерьера собора использовались поделочные и полудрагоценные камни, которыми облицованы иконостас, стены и пол здания. Для иконостаса выполнены иконы по эскизам Нестерова и Васнецова - "Богоматерь с Младенцем" и "Спаситель".

Особенно значительным в храме, после алтаря, было место, где произошло покушение на императора Александра. Над фрагментом булыжной мостовой была сооружена сень, особая конструкция, которая поддерживалась колоннами из серо-фиолетовой яшмы. На вершине сени, возвышался крест из топаза. Под сенью хранятся реликвии собора – часть решетки Екатерининского канала и камни булыжной мостовой, на которые пал смертельно раненый Александр II.

Леса очень долго стояли вокруг собора. И в народе говорили что леса будут стоять до тех пор, пока стоит советская власть. Возможно, что это совпадение. Но леса разобрали незадолго до августовских событий в Москве в 1991 году.

Храм Спас-на-крови - это первый храм, построенный на том месте, где погиб император государства. Построенный памятник архитектуры явился символом надвигающейся революции.

Всем привет!

Спас на крови Санкт Петербург преподносит на ладони каждому туристу и жителю города, а те, в свою очередь, не устают восторгаться величием этого памятника культуры. Позвольте рассказать мне о возведении этого Собора, о том, как с ним связан великий император Александр II, раскрыть таинственный занавес некоторых загадок строения. Также я поделюсь всей необходимой информацией, которую нужно знать, чтоб посетить Спас на крови.

Этот Собор, на первый взгляд, как будто кукольный, как будто только что сошел с открытки. Но на самом деле – это символ смерти и трагического восьмого покушения на Александра II . На заре 1 марта 1881 года российский император проезжал около Екатерининского канала (сегодня это канал Грибоедова, где находится Спас на крови в наши дни), когда в карету царя неизвестный кинул какой-то сверток. Произошел взрыв, однако осколки никого не зацепили.

Император с облегчением вздохнул, казалось бы, восьмая по счету угроза жизни была позади. Он выбрался из транспорта и подошел к лежавшему на снегу раненному юноше. Это был некий Рысаков, принадлежавший к течению народовольцев. В эту минуту к Александру II подбежал второй парень, Гриневицкий, которому удалось кинуть вторую бомбу прямо в царя.

Интересно то, что Александру II ранее пророчили , что роковым для царя станет именно восьмое покушение. Я уверен, что известие о гибели императора потрясло всю Россию, и уже на следующий день сын убитого, наследник престола Александр III, приказал возвести храм на месте гибели отца.

Долгих 24 года строители работали над созданием шедеврального Спаса на крови. Вырос храм только в 1907 году.

Интересно узнать, что выстроен особенный придел, на том же месте, где скончался император. В этом приделе осталась брусчатка, где погиб монарх. Знаменитые художники Васнецов и Нестеров украсили более, чем 7 тысяч квадратных метров пространства собора мозаичными фресками.

Убранство Спаса на крови

Возможно, Вам покажется, что Спас на крови имеет общие сходства с московским собором Василия Блаженного ? Спешу заверить Вас, что эта мысль может возникнуть лишь после первого, мимолетного взгляда на сооружения.

Архитектор отталкивался от всех приемов отечественного церковного зодчества, а в результате ему удалось создать некий собирательный образ православного храма. Пестрый колорит, обильная лепка и детали, щедрость в палитре используемых материалов – все это делает собор уникальным.

Несмотря на то, что храм возводили как память о трагическом событии, незнающий человек никогда такого не сказал бы. Убедиться в том, что я не обманываю, Вы можете, глядя на фото собора.

Внимание приковывают различные кокошники, изразцы и пояски, по-настоящему праздничное убранство глав и крестов. Мне, как и другому человеку, хоть раз увидевшему Спас на крови, так и хочется потрогать этот пряничный домик в центре Петербурга .

Легенды и мифы вокруг живописного собора

  1. История гласит, что в этом храме храниться священная икона, в которой зашифрованы все значимые даты для России: Год Октябрьской революции, начало Второй мировой войны, смерть Сталина и другие знаменательные события. Поговаривают, что на иконе можно рассмотреть и другие даты, которые предвещают важные повороты судьбы для государства.
  2. Вторая легенда не настолько древняя. Всем известно, что во время правления советской власти, к Спасу на крови относились неподобающе, варварским способом превратив святыню в обычный склад. В 70-х годах взялись за реставрацию храма, в последствии здесь должен был расположиться музей керамики. Соответственно, вокруг собора построили леса, но реставрация тянулась не одно десятилетие, некоторые считали, что она уже никогда не будет завершена. Тогда люди поговаривали, что советская власть будет править до того времени, пока будут стоять леса вокруг храма. Возможно, это совпадение, но в 1991 году конструкцию разобрали, а в августе того же года Союз был развален . Я не верю в совпадения. А Вы?
  3. Во время блокады в Петербурге тела погибших людей хранили именно в этом соборе. За время войны ни один снаряд не попал в Спас на крови . Даже после страшных событий, уже в эпоху Хрущева, когда храм хотели снести как м множество других церквей в округе, это место обошли стороной. Говорят, что этот объект «заговоренный», освященный кровью умерших местных жителей, которая образно и буквально пропитала каждую стену здания.

Верить или нет этим легендам – это дело каждого. В любом случае, это создает определенную атмосферу для посещения культурного наследия города.

Посещение Спаса на крови

Для того, чтобы очаровываться этим собором, не достаточно просто послушать восторженные отзывы посетителей. Я считаю, что каждый хотя бы единожды в жизни должен «встретиться» со Спасом на крови лично.

Туристу легко сориентироваться, так как это место отмечено на карте, как одна из величайших достопримечательностей города. Не секрет и как добраться к месту, ведь каждый житель Петербурга любезно подскажет правильную дорогу.

Расположен Спас на крови на канале Грибоедова. Чтоб туда доехать, нужно выходить на станции метро «Гостиный двор» или «Невский проспект». Вам необходимо пройти вдоль канала, на котором часто располагаются различные картинные выставки. Сориентироваться на местности легко – маяком для желающих увидеть собор послужат его величественные купола.

Информация для посетителей

Часы работы: 10:30 – 18:00
Адрес: Санкт-Петербург, Набережная канала Грибоедова 2Б, корп А. (проехать до станции Невский проспект.
Цена билета: Посмотреть внешнее убранство – бесплатное удовольствие. Также здесь возможна экскурсия внутри. За вход следует заплатить 250 рублей .

Кстати, с 1 мая по 30 сентября в вечернее время (с 18:00 до 22:30) здесь действует экскурсия «Спас на крови в белые ночи». Такое удовольствие стоит 400 рублей . Пенсионеры, школьники и студенты могут пройти по льготным билетам — 50 рублей .

Официальный сайт: spas.spb.ru , но если вас интересуют билеты и график посещения, то тогда вам на сайт cathedral.ru/ceni_na_bileti

Полезно знать

Посещать этот собор лучше в обеденное время, когда студенты и школьники на учебе, а для взрослых людей рабочий день в самом разгаре. Тогда можно не сомневаться: посетителей будет немного, экскурсовод ответит на все вопросы лично Вам, и никто не закроет собой Ваш взор от прекрасных видов Спаса на крови.

Также рекомендую бороться с очередями в кассу собора на входе при помощи банковской карточки и осведомленности. Пока основная очередь к билетеру исчислялась сотней-другой посетителей, к окошку электронного аппарата мы были максимум десятые.

Мне бы хотелось с удовольствием посетить Спас на крови с каждым читателем, который после моего рассказа, захочет отправиться смотреть эту достопримечательность.

Я поделился с Вами своими знаниями об этом месте, но также расскажу еще много интересного о других объектах культуры.

Для того, чтобы быть в курсе новостей, Вы можете подписаться на обновления .

До новых встреч!

Необычайно оригинальный храм Спаса на крови фото в Питере которого указывают на то, что достопримечательность представляет собой яркий образец исконно «русского стиля», сигнализирует о зарождении на территории России приблизительно в 1830 годах во времена заката классицизма, а также начала популярности эклектики. Национальное возрождение России тогда подразумевалось, как укрепление православного древнего духа, превозносившего по-настоящему чистую христианскую веру, а также полное возвращение к патриархальному укладу. Церковная постройка грани девятнадцатого - двадцатого веков сегодня является популярной туристической достопримечательностью России.

Перед тем как ознакомиться с историей храма Спаса на крови , стоит немного узнать о его внешнем облике. Силуэт храма вырастает прямо над водной гладью известного канала Грибоедова. Его светящийся золотом, многогранной мозаикой, а также красочной эмалью свод стоит на четырех опорах, которые представляют собой столбы. Поверх него находится пять глав, среди которых выделена средняя шатровая, а также луковичные по бокам. Место по центру занято 8-мигранным шатром, который представляет собой ярко выраженный высотный доминант. Именно он визуально создает впечатление своеобразной нацеленности вверх. Купол шатра по габаритам значительно уступает куполам на боковых главах и того, что на колокольне, из-за чего создается впечатление, что шатер разрезает небесное пространство. Поэтому обычно несложно узнать, где находится храм Спаси на крови , поскольку изящное строение видно издалека.

История Спаса на крови

Праздничный вид строения еще ни о чем не говорит, ведь построено оно на месте одного из самых главных трагических происшествий российской истории, на месте, где был смертельно ранен Александр II во время теракта, совершенного народовольцем И.И. Гриневицким. когда он направлялся на парад войск на Марсово поле. Тогда Россию потрясло это трагическое происшествие. Великий храм на этом месте был воздвигнут по приказу Александра III, сына убитого Царя, народом он стал называться «Спас на крови». Внутри этой церкви должны были регулярно совершать службы по убиенному, она считается важным местом собрания паломников, где они молились о душе Александра II.

Благодаря традиции русского зодчества церковные сооружения строили, как память о важных исторических событиях. Представители «русского стиля» старались воссоздать национальный исконно русский стиль, который был укоренен древнерусским зодчеством, а также народным искусством, глубочайшими традициями самобытности народа. Внешний вид храма Спаса на крови в Питере буквально завораживает.

Знаменитые архитекторы Питера А.И. Томишко, И.С.Китнер, В.А. Шретер, и. С. Богомолов участвовали в первом конкурсе по созданию проекта. Проекты были поданы на рассмотрение в «византийском стиле», который не отвечал характеру требуемого «русского церковного творчества». Александр III не выбрал ни одного из них, выразив пожелание построения храма в русском вкусе и, чтобы его создание служило своеобразной метафорой приближения Петербурга к заветам, диктованным старомосковской Русью. Постройка должна была символизировать единство Царя и государства, народа и его непоколебимой веры, напоминая потомкам о династии Романовых, стать памятником самодержавию России.

По результатам второго конкурса высокое одобрение получила совместная работа архимандрита Игнатия (И. В. Малышева), настоятеля Троице- Сергиевой пустыни под Питером, и архитектора А.А. Парланда. Этот проект больше всего понравился новому императору, удовлетворив все его требования. После того, как Парланд внес корректировки, значительно изменив начальный облик церкви, проект был в 1887 году утвержден. Архимандрит Игнатий внес предложение освятить будущий храм- памятник во имя Воскресения Христова. если рассматривать фото храма Спаса на крови в Питере , можно понять, что тут четко прослеживается идея заключалась в глубоком осмыслении преодоления смерти, утверждая связь между смертью Александра II и жертвой Спасителя в искуплении. место ранения, повлекшего за собой смерть самодержца- освободителя, должно было восприниматься как «Голгофа для России». Собор Воскресения Христова торжественно заложили 6 октября 1883 года в присутствии императорской четы: Александра III и Марии Федоровны, и митрополита Исидора, который составил план церемониала. В честь этого внутрь основания будущего престола заложили закладную доску с выбитой специально для этого печатью. Император Александр III заложил лично первый камень. Обагренные кровью фрагмент решетки канала, часть булыжной мостовой и гранитные плиты предварительно сняли, упаковав внутрь ящиков, занесли для хранения в часовню на Конюшенной площади.

Имеются также интересные факты о храме Спаса на крови которые необходимо знать. Строительство храма началось раньше утверждения окончательного проекта. Его строительство заняло 24 года, а смета составила 4 606 756 рублей. Из них 3 100 000 рублей выделила казна, остальное пожертвовали императорская, государственные учреждения, частные лица.

Близость канала вносила свои коррективы в строительство, значительно усложняя его. Для этого впервые, вместо привычной всем забивки металлических свай, применили в строительной практике Питера под фундамент бетонное основание. Кирпичные стены возвели на сплошном мощнейшем фундаменте, приготовленном из путиловской цельной плиты. Кроме того, они были оформлены красно-коричневым кирпичом, привезенным из Германии, детали из белого мрамора получили особое внимание. Наружная облицовка отличалась своей высокой декоративностью, невероятной сложностью выполнения. Особую красоту придают затейливые поливные изразцы, многоцветная декоративная черепица, произведенная фабрикой Харламова. В 1894 году были сведены купола, в 1896 Петербургским Металлическим заводом были выполнены каркасы девяти глав собора из металлоконструкций. Главы были покрыты четырехцветной ювелирной эмалью, произведенной по специальной рецептуре фабрикой Постникова и не имеющую аналогов русской архитектуры. Площадь их покрытия составляет тысячу квадратных метров, что, по сути, считается беспрецедентным случаем для истории зодчества России.

Особенности оформления

Крест, высота которого составляет 4,5 метра, был водружен на центральную главу церкви Спаса на крови в Санкт-петербурге торжественно в 1897 году, после чего митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Палладий сразу же совершил отдельный молебен, освятив его. После этого строительство продолжалось еще десять лет, которые заняли преимущественно отделочные работы, укладка мозаики. Также были учтены следующие моменты:

  1. Колокольня высотой 62,5 метра стоит на месте непосредственного смертельного ранения Александра II, поэтому ей отводится особая роль. Над ее луковичной частью был установлен высокий крест, увенчанный императорской короной.
  2. Под золотым навесом, со стороны запада колокольни, находится Распятие из мрамора с образом спасителя, выложенного мозаикой, отмечающего снаружи храма место трагедии, повлекшей за собой смерь царя.
  3. Ниже карниза поверхность колокольни покрыта рисунками гербов городов, а также губерний, где скорбящие сопереживали об убийстве Царя-Освободителя всю Россию.

Войдя во внутрь храма Спаса на крови в СПБ , посетитель сразу оказывается недалеко от места ранения Александра II, то есть с той частью набережной, которая выделена шатровой сенью из яшмы, представляющей собой шатер с восемью гранями, поддерживаемый четырьмя колоннами. Большая часть его убранства состоит из натуральной алтайской и уральской яшмы, роскошного балюстрада, изысканные вазоны и цветы из камня поверх шатра выполнены из родонита с Урала. За решеткой из золоченного металла, украшенной императорской короной, видно булыжную мостовую, плиты тротуара и решетку канала – место, где замертво упал Царь-Освободитель. Возле памятного места проводят панихид люди приходя туда, молились, продолжают молятся о упокоении его души. Основные события царствования, эпизоды его судьбы высечены на досках из гранита красного цвета внутри ниш ложной аркады, которая размещена понизу стен фасадного полотна.

Оба крыльца объединены под одним шатром. Они прикомпонованы к колокольне со стороны севера и юга, а также представляют собой парадные входы. Двуглавые орлы венчают покрытые разноцветной черепицей шатры, в тимпанах крылец - композиции из мозаики, выполненные по оригинальным эскизам В.М. Васнецова «Страсти Христовы»

Созданный архитектором А. Парландом уникальный храм Спаса на крови в СПБ , объединил все лучшие качества арсенала зодчества допетровской Руси. Как следствие, необыкновенная элегантность и множество декора. Спас на крови, исключительно благодаря театральному красочному декору, выглядит как настоящий цветок. который расцвел на болотистой почве Петербурга. Облик его выделяется неукротимым изобилием ярчайших деталей, изысканной палитрой всевозможных отделочных материалов, колоритом, переливами, откликами мозаик, эмалей, изразцов, разноцветной черепицы.








Описание

У самого края набережной, отражаясь в водах канала Грибоедова (до 1923 года Екатерининского канала), рядом с Михайловским садом высится уникальное по своей красоте здание храма Воскресения Христова.



Архитектура религиозного сооружения соответствует неорусскому стилю. Компактное в плане, увенчанное стройным шатром высотой в 81 метр, с девятью нарядными главами, со стройной колокольней, своим внешним видом напоминающей колокольню Ивана Великого в Московском Кремле, сооружение резко выделяется своей оригинальной ассиметричной композицией в окружении архитектурных шедевров, построенных в стиле русского классицизма.

Храм Спас-на-Крови на месте покушения на императора


Второе название «Спас-на-Крови» храм получил в память о трагических событиях, произошедших на этом месте 1 марта 1881 года (по старому стилю). Здесь был смертельно ранен император Александр II революционером-народовольцем Игнатием Гриневицким. Через несколько часов после покушения царь скончался. Сразу после этих событий, потрясших всю прогрессивную общественность России, здесь была построена временная часовня. Одновременно приступили к проектированию мемориального храма.

Царь-Освободитель


Самодержец и реформатор одновременно, Александр II оставил добрую, но неоднозначную память в народном самосознании, осуществив главное дело своей жизни – отмену крепостного права в России в 1861 году. Гражданские права и освобождение от рабства получили 23 миллиона крестьян, за эти дарования Александр II остался в памяти народной как «Царь-Освободитель». Реформы во всех областях государственной и общественной жизни (военная, земская, судебная, народного образования и другие) дали толчок к ускоренному развитию в области промышленности, модернизации армии, местному земскому самоуправлению, строительству железных дорог, прогрессивной судебной системы.


Царь активно занимался важнейшим государственным делом: подготовкой к переходу России от самодержавия к конституционной монархии.


В результате побед русского оружия были освобождены от турецкого владычества балканские народы (Русско-Турецкая война 1877-78 гг.). В период царствования Александра II Российская империя приросла обширными территориями Средней Азии и Кавказа.


Однако реформы и преобразования шли непросто. Обветшавшие государственная и экономическая системы с большим трудом поддавались преобразованиям. Реформы шли с затягиванием и перекосами на местах. Этот сложный период перемен, отразившийся, как на положении правящего класса, так и всех слоев населения, вызвал к жизни мощное протестное движение в среде разночинцев и студенчества. Появившаяся в России революционно-террористическая организация «Народная Воля» выбрала путь насильственного свержения самодержавной власти в России. Методом достижения своих целей народовольцы выбрали террор. Началась системная охота за высшими чиновниками государственной власти, а главное – «виновником всех трудностей» – императором Александром II. На царя было организовано восемь покушений, последнее – на набережной Екатерининского канала – стало роковым для монарха.

Строительство и архитектура храма


Смерть царя-мученика вызвала сильнейший отклик и сострадание в душах всех слоев российского общества. Во временной часовне постоянно проводились панихиды за упокой императора. Было проведено несколько конкурсов на проект поминального храма. В 1887 году император Александр III утвердил проект, выполненный архитектором Альфредом Парландом при участии архимандрита Игнатия – настоятеля Троице-Сергиевой пустыни. Примером для авторов стали архитектурные каноны Допетровской Руси, по которым строились Московские и Ярославские храмы в XVI – XVII веках.


Закладка храма Воскресения Господня состоялась в 1883 году и еще до окончательного утверждения проекта в течение трех лет велись работы по укреплению слабых в этом месте грунтов и устройству сплошного фундамента из путиловской плиты. В 1888 году, сразу после высочайшего утверждения проекта был возведен гранитный цоколь, на котором в ложных нишах были укреплены памятные доски из красного гранита с повествованием о главных событиях в период царствования Александра II и его указы. Возведенные стены были облицованы клинкерным фасадным кирпичом различных оттенков, привезенным из Германии. Все разнообразные элементы декора на фасадах были изготовлены из белого эстляндского мрамора.


Здание представляет собой традиционный древнерусский четверик, завершающийся пятиглавием, центральные главы созданы по образу и подобию глав московского Покровского собора (храма Василия Блаженного). Однако облицовка глав плиткой, покрытой цветной эмалью, не имеет аналогов в русской и европейской архитектуре.



Алтарная часть на фасаде с восточной стороны определяется тремя алтарными апсидами, увенчанными золочеными главками. Центральная главка покрыта золотой смальтой.


Вместо центральной главы устроен высокий (81 метр) шестигранный шатер, покрытый глазурованной черепицей и поливными изразцами, выполненными артелью Харламова. Он завершается золоченой луковичной главой с крестом.


К западной части основного объема здания, выдвигаясь в сторону канала, пристроена высокая колокольня высотой 62.5 метров, также увенчанная золоченым луковичным куполом с высоким золоченым крестом и императорской короной (примером послужила колокольня Ивана Великого в Успенском соборе Московского кремля). Во внешнем объеме колокольня определяет то самое место, где император был смертельно ранен. У западной стены колокольни под золоченым навесом расположено мраморное распятие с изображением Иисуса Христа а по сторонам – иконы с изображениями Святого Зосимы Соловецкого и Святой мученицы Евдокии. Над полукруглым окном расположен иконописный образ Святого благоверного князя Александра Невского. Гербы губерний и городов Российской империи, выполненные на медных пластинах по рисункам академика живописи П. А. Черкасова, изображены на фасадах колокольни.



Входы представляют собой нарядные шатровые сдвоенные крыльца, примыкающие к основному объему колокольни с севера и юга. Шатровые перекрытия отделаны цветной черепицей и увенчаны золочеными двуглавыми орлами. Мозаичные картины на тему страстей Христовых, выполненных по живописным оригиналам художника В. М. Васнецова, украшают тимпаны крылец.


В 1894-95 годах возводились своды и паруса, изготавливались металлические конструкции глав на столичных литейных заводах. Часть из них были декорированы цветной эмалью на фабрике А. М. Постникова. Золоченый крест над главным шатром был установлен в 1897 году.


Строительство здания и отделка всех декоративных элементов наружного облика и внутреннего пространства заняли 24 года, ведь при отделке всего храма было выполнено 7065 квадратных метров мозаичных покрытий, изготовленных по эскизам выдающихся русских художников конца XIX века, работавших в разных стилевых направлениях в рамках большого европейского стиля модерн.


К грандиозной работе было привлечено более 30 живописцев, среди которых такие знаменитые фамилии, как М. В. Нестеров, В. М. Васнецов, А. П. Беляев, Н. Н. Харламов, Н. А. Кошелев. Мозаичных дел мастера из артели В. А. Фролова воплотили в жизнь все идеи талантливых художников. Мозаичные изображения Спаса Нерукотворного на западном и Воскресения Христова – на северном фасаде были выполнены по эскизам художника М. В. Нестерова. Автор мозаичного изображении на южном фасаде «Христос во Славе» - художник Н. А. Кошелев. Изображение «Спаса Благославляющего» на восточном фасаде было выполнено по эскизам архитектора всего сооружения академика архитектуры и живописи А. А. Парланда.



Окончание строительства и торжественное освящение храма Воскресения Господня состоялось 19 августа 1907 года в присутствии высочайших царских особ императора Николая II и императрицы Александры Федоровны. В этот же день была отслужена первая торжественная литургия.


При том, что внешний облик храма и внутреннее убранство выполнены в традициях древнерусского зодчества, при строительстве и отделке были применены самые прогрессивные методы того времени, в художественном декоре воплощены в жизнь самые смелые идеи и технологические методы в области искусства. Основные материалы, примененные при отделке храма: облицовочный разноцветный и глазурованный кирпич, цветная глазурованная фигурная черепица, несколько пород мрамора из России и Италии, гранит, разноцветные художественные эмали и мозаика, золотая смальта, горный хрусталь, полудрагоценные и драгоценные горные породы, золото, серебро.


Благодаря полной электрификации (было смонтировано 1689 электрических ламп), декоративное и художественное убранство внутреннего пространства 81-метрового здания очень хорошо освещалось, что давало возможность разглядеть все детали интерьера даже на большой высоте.

Внутреннее убранство храма

Мемориальный храм «Спас на Крови» возведен на знаковом месте. Здесь был смертельно ранен от руки террориста император. Во внутреннем объеме колокольни расположено место, где произошло это трагическое событие: часть набережной с булыжной мостовой, на которую пролилась кровь «Царя-Освободителя». Памятное место накрывает сень, устроенная в виде восьмигранного шатра, который поддерживают четыре колонны. Все детали архитектурной композиции из алтайской и уральской яшмы выполнены русскими камнерезами. Каждый, кто попадал в храм, войдя через входы, устроенные в здании колокольни, сразу понимал, что пришел в глубоко сакральное поминальное место.



Храм Воскресения Господня неповторим благодаря своему декоративному убранству, ведь мозаичные художественные композиции на религиозную тему и декоративные элементы покрытия стен и сводов составляют более семи тысяч квадратных метров. Изобразительный ряд отражает мемориальное и религиозное, посвященное Рождеству Христову назначение.


Земной путь Иисуса Христа от Рождества Христова до чудесных деяний, сотворенных им при своей земной жизни отображен в мозаичных иконах, расположенных в центральной части. Все художественные композиции изображены на голубом фоне. Над алтарем по эскизу иконописца Н. Н. Харламова на золотом фоне, набранном из золотой смальты - канторели, выложены две иконы: «Спас в силах» и «Христос во славе».



В центральной алтарной апсиде изображена икона «Евхаристия», выполненная по эскизу иконописца Н. Н. Харламова. При открывании царских врат верующие видят в золотом сиянии Иисуса Христа, подающего святые дары и склонившихся перед ним апостолов Петра и Павла.


Мозаичные иконы «Вознесение Христово» и «Сошествие Святого Духа», выложенные по эскизам художника В. В. Беляева, расположены в завершающих полусферах боковых апсид над иконостасом.


В полусфере центрального свода перед алтарем расположена икона, выложенная по эскизу художника Н. Н. Кошелева «Преображение Господне». Христос предстает перед своими учениками в золотом божественном сиянии, его отныне окружают пророки – Илия и Моисей. Рядом ученики – апостолы Петр, Иаков и Иоанн.



На внутренней поверхности центрального свода изображена икона «Христос Вседержитель». Мозаичное полотно набрано по эскизу иконописца Н. Н. Харламова. Лаконичная по цвету и рисунку икона выполнена в византийской традиции.


На поверхностях четырех подкупольных пилонов, на стенах и арках сверху до низу расположены мозаичные иконописные изображения святых. В малых плафонах по эскизам иконописца Н. Н. Харламова выложены мозаичные иконы «Спас Благое Молчание», «Спас Эммануил», «Иоанн Креститель», «Богоматерь», выполненные по византийским канонам.


Особой торжественности и светлой грусти исполнено внутреннее убранство в западной части храма, там, где находится сень над местом ранения императора. Напротив сени в западной стене расположено окно, через которое льется вечерний свет на памятное место. Над окном изображена икона «Новозаветная Троица». По обоим сторонам окна изображены ангел – хранитель царя и его небесный покровитель Святой благоверный князь Александр Невский. Фоны покрытий стен выполнены в золотистых тонах, что придает этому месту особый мягкий свет.


Изобразительный ряд в иконографическом оформлении храма разнообразен по стилям и авторским манерам.


Иконостас в отличие от мозаичного убранства стен, пилонов и сводов, выполненного в рамках монументальных выразительных приемов, выполнен в традициях станкового изобразительного искусства. Центральные иконы «Спаситель» и «Пресвятая Богородица», выложенные по оригиналам живописца В. М. Васнецова мастерами из Петербургской Академии Художеств, отличаются одновременно лаконичной композицией тонким живописным подходом к изображению образов в мозаичном искусстве.


Справа от иконы «Спаситель» расположено иконописное изображение «Сошествия во ад», слева от иконы «Пресвятая Богородица» - «Вознесение Господне». Обе иконы выложены по живописным картинам художника М. В. Нестерова в стиле модерн.


Одноярусный иконостас представляет собой образец высокого искусства итальянских камнерезов. Подбор пород мрамора и изысканная резьба создают впечатление, что перед вами не архитектурный элемент интерьера, а произведение ювелиров. В центре иконостаса расположены царские врата, оформленные разнообразными декоративными элементами. Три резных кокошника венчают всю архитектурную композицию. Иконостас выполнен по проекту архитектора А. А. Парланда.


В северном и южном нефах расположены два киота, представляющих собой сплошную стенку из резного камня. Икону «Святой благоверный князь Александр Невский» можно увидеть в северном киоте, икону «Воскресение Христово» - в южном. Автором живописных оригиналов, по которым набирались мозаичные изображения, явился художник М. В. Нестеров, работавший в стиле модерн.


Декоративное убранство храма представляет собой уникальное сочетание камнерезного искусства (более 80 рисунков орнаментов были разработаны архитектором А. А. Парландом и художником А. П. Рябушкиным) и мозаичного дела (площадь поверхностей, покрытых художественными мозаичными картинами составляет 7065 квадратных метров). При наружной и внутренней отделке были применены различные породы камня из России и Италии: гранит, мрамор, змеевик, уральская и колыванская яшмы, орлец; полудрагоценные и драгоценные породы: горный хрусталь, топазы – это только небольшая часть отделочных материалов, использовавшихся для украшения архитектурных элементов. Широко были применены золотая смальта, разноцветные ювелирные эмали, золото и серебро.


Пол в храме напоминает изысканный ковер необыкновенной красоты. Выложенное из различных сортов итальянского мрамора (более 10 сортов), напольное покрытие было выполнено мастерами из Генуи и собрано русскими мастерами по рисункам Архитектора А. А. Парланда.



В 1903- 1907 годах по проекту архитектора А. А. Парланда была сооружена бронзовая кованая ограда, отделяющая Михайловский сад от полукруглой площади, на которой построен храм Воскресения Господня. Выполненная в стиле модерн, ограда представляет собой большую художественную ценность. Крупный растительный орнамент стилизован под расписные орнаменты, которые украшают стены московского Покровского собора. Виртуозно выполненные цветочные композиции, поражают похожестью на свои природные аналоги. В этом архитектурно-декоративном произведении искусства сочетаются глубокие традиции средневековой России и новаторские тенденции эпохи модерна.


Экстерьер и интерьер храма «Спас на Крови» поражает своей неповторимой образностью, разнообразием архитектурных форм, изысканной утонченностью декоративных и художественных элементов. Весь облик храма напоминает каждому, кто его видит, о главной идее, ради которой было приложено столько человеческих сил, таланта, государственной воли и финансовых средств. Здесь все пронизано мыслями о светлой памяти об ушедшем от нас великом человеке, а христианский завет о Воскресении Господнем вселяет в души людей чувство радости и веры в лучшее.

Спас на Крови в XX, начале XXI века

Судьба храма Воскресения Господня спустя очень короткий период после окончания его строительства и освящения сложилась так же драматично, как и судьба всего русского народа. Как царь-мученик, так и религиозное мемориальное сооружение претерпело много трудностей.


Сразу после октябрьского переворота 1917 года храм был лишен финансовых поступлений из казны и существовал на пожертвования петроградцев. В 1920-е годы волей Комиссариата народных имуществ храм «Спас на Крови» подвергся нескольким приступам разграбления. Оправданием этому беспрецедентному вандализму стало решение экспертов Академии истории материальной культуры о ничтожной художественной ценности религиозного сооружения конца XIX века, представляющего собой образец упадничества и эклектики в русской архитектуре.


В 1930 году дело дошло до того, сто храм решили снести и временно использовать как склад. От решения перешли к подготовке сноса. В 1941 году началась Великая Отечественная война и планы по уничтожению храма были отложены.


В период вражеской блокады храм, как и весь город подвергался бомбардировкам, под его сводами был устроен один из городских моргов, ведь умерших от холода и голода людей негде было хоронить. В главном куполе застрял вражеский артиллерийский снаряд, который удалось обезвредить только в 1961 году, эту невероятно опасную работу, больше похожую на подвиг, произвел сапер Виктор Демидов.


При Хрущеве в период очередных гонений на православную церковь в 1956 году храм опять решают уничтожить.



Сложное время неопределенности длилось 10 лет. Более здоровые силы в советском архитектурном сообществе взяли верх над силами мракобесия и бескультурья. Поворотной вехой в деле возрождения многострадального религиозного сооружения стал 1968 год, когда храм «Спас на Крови» был взят на баланс Государственной инспекции по охране памятников и стал филиалом музея «Исаакиевский собор». Восстановительные и реставрационные работы заняли долгих 27 лет: с 1971 по 1997 годы.



Советские и Российские реставраторы совершили настоящий профессиональный и гражданский подвиг, возродив из полного запустения и ничтожества один из самых красивых и любимых всеми петербуржцами храм-памятник, разделивший со своим народом времена величия и гонений, но возродившийся к славе и свету благодаря труду и таланту русских людей.



Новая жизнь храма-памятника, как музея началась 19 августа 1997 года в день Преображения Господня. С 23 мая 2004 года со дня нового освящения в храме «Спас на Крови» проводятся регулярные богослужения. В память о трагической кончине Александра II каждый год 14 марта (1 марта по старому стилю) проводится архиерейское богослужение и поминальная лития по убиенному императору.

Храм Спас-на-Крови в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге

Что такое Спас-на-Крови? Это два разных храма - в Петербурге и Екатеринбурге. ЧИтайте о церкви и храме, их истории и интерьере, режим работы, адрес Спаса на Крови

Храм Спас-на-Крови в Санкт-Петербурге и церковь Спаса-на-Крови в Екатеринбурге - режим работы, адрес

Что такое Спас-на-Крови? Это один и красивейших и необычнейших храмов России. Яркий, благодаря своим мозаикам и изразцам, храм находится в самом центре Петербурга и привлекает множество туристов со всего мира.


Храм имеет большое историческое и эстетическое значение. Его история - это история нескольких эпох, стены его видели революцию и блокаду, во время Советской власти его хотели снести, а в войну в нем разместили морг… Восторг миллионов людей со всего мира свидетельствует: подобного храма нет нигде на Земле.



Собор Спаса-на-Крови

Собор Спаса-на-Крови в Северной столице построен как храм-памятник на месте убийства императора Александра Второго. Трагедия произошла в 1881 году 1 марта (по новому стилю - 13). До этого на царя было совершено около десятка покушений. В тот день царь Александр II выехал из Зимнего дворца, чтобы принять военный парад на Марсовом поле. Однако на канале Грибоедова - месте, достаточно близком к Марсовому полю - царя подвигал террорист-народоволец Гриневицкий.


Несмотря на большую любовь, которой император пользовался в народе, на беспрецедентные в истории России реформы, отмену крепостного права, на императора охотились именно «народовольцы» - социалисты, читающие себя выразителями воли народа. Очевидно, им не нравилась как раз популярность императора: ведь против тирана было бы легче бороться лозунгами.


Покушением руководила Софья Перовская. Первая бомба, брошенная в карету императора, убила и тяжело ранила казаков конвоя и маленького мальчика. Император, лишь слегка оцарапанный, вышел, чтобы оказать первую помощь раненым и особенно ребенку, несмотря на то, что сопровождавшие его уговаривали скорее покинуть опасное место. Милосердие царя было пустым звуком для революционеров-убийц: Гриневицкий открыто подошел к императору и бросил бомбу прямо ему под ноги. Та же Перовская, казалось бы, по женскому милосердию, не подошла даже к ребенку, а скрылась после того, как Гриневицкого схватили.


Император был смертельно ранен в живот. В страшных муках он скончался в тот же день в своей спальне Зимнего дворца.


По приказу сына Александра Второго - царя Александра III на месте смертельного ранения императора заложили часовню.



История Спаса на Крови

Интересно, что решение о воздвижении храма было принято не сразу. Зная о народной любви к оператору, царь Александр Третий предложил собрать средства на рам всем миром - общий сбор на храмы-памятники в честь различных событий является давней русской традицией. Часовню построили, она сохранилась по сей день, но собралось такое количество средств, что было решено рядом с ней строить большой храм.


Спас-на-Крови в Санкт-Петербурге построен на средства не только жителей Российской империи, но и за счет жителей иных славянских стран, благодарных убитому Александру Второму за миротворческую политику. В ходе строительства в проект колокольни были поставлены гербы губерний, городов и уездов, жители которых жертвовали свои сбережения на храмоздательство. Эти гербы интересно рассмотреть и сегодня: они выполнены из мозаики, сохранились до наших дней, а многие и сейчас являются гербами тех же городов (например, сохранили свои гербы Ярославль, Кострома, Рыбинск…) Изначально крест колокольни стоял на позолоченной императорской короне в знак скорби августейшего семейства. Общая стоимость выполненного проекта строительства составила 4,6 миллиона рублей.


Проект храма также выбирался по архитектурному конкурсу, в котором приняли участие лучшие архитекторы страны. Однако конкурс пришлось проводить трижды: Александру Третьему, славившемуся твердым характером и утверждением собственной точки зрения, не нравились проекты. Наконец, царь лично выбрал подходящий проект авторства Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия (Малышева). Отец Игнатий был настоятелем Троице-Сергиевой пустыни под Петербургом, учеником святителя Игнатия (Брянчанинова), возможно, потому храм несет на себе поистине отсвет святости. Он не просто эстетически красив, вызывает не только чувство торжественности или праздника, но даже внешне поднимает дух человека, вызывает желание молитвы.



Название Спаса на Крови

Интересно, что несмотря на достаточно светские умонастроения в Петербурге того времени, за храмом закрепилось народное название «Спас на Крови», по образцу древних, например, новгородских и владимирских храмов - «Покрова на Нерли», «Спас на Городу», «Спас на Ильине улице».


Настоящее, официальное название собора Спаса на Крови - храм Воскресения Христова. Его называют и собором, и храмом, и церковью. Понятие «храм» означает вместилище Бога, дом Божий - то есть здание. Понятие «Церкви» достаточно широко: это и здание (в этом значении слова церковь и храм - одно и то же!), и собрание всех верующих людей.


Собор же - изначально главный храм города или монастыря. Сейчас такой собор именуют «кафедральным», а слово «собор» означает просто большой храм, которым и является Спас на Крови.



Строительство Спаса на Крови

Храм был заложен уже в 1883 году, несмотря на то, что проект строительства ещё не был утвержден. Важной задачей строителей было закрепление грунта: часовня могла бы уместиться и на берегу, а для большого собора пришлось насыпать грунт и создавать препятствия его размыву. Фундамент храма должен был быть прочным, и для его укрепления были применены самые передовые технологии того времени.


Сваи основания храма отстаивались пять лет. Собственно стены собора начали строить в 1888 году. На фасаде для нижней части стен был предусмотрен серый гранит, сами стены созданы из красно-коричневого кирпича, оконные тяги, наличники и карнизы сделаны из темно-серого мрамора.
На нижнем уровне фасада - цоколе - разместили двадцать досок из гранита, на которых золочеными буквами были выбиты основные реформаторские указы и перечислены достижения царя Александра II во внутренней и международной политике. Свод собора был замкнут к 1894 году. В 1897 были уже готовы девять глав собора, часть из которых покрыта разноцветной яркой эмалью, часть позолочена. На всех главках стоят православные кресты с цепями.



Фасад и описание храма Спаса на Крови

На крыше храма десять куполов. Восемь главок расположены по объему храма, одна на шатре и одна большая позолоченная луковка венчает колокольню, построенную основного объема храма, собственно над местом убийства (убиения) царя Александра Второго.


Символика девяти куполов - девять чинов Небесных Сил. Существует девять видов Небесных существ, светлых духов. Они имеют три лика (ступени иерархии). Наиболее известна и принята Церковью следующая классификация, разработанная на основе книг Ветхого и Нового Завета святыми Дионисием Ареопагитом и Григорием Богословом:


  • Серафимы, Херувимы и Престолы - они совсем рядом с Богом, являются Его сопровождающими, как бы охраной (хотя Ему охрана не нужна), придворными, славящими Его.

  • Господства, Силы, Власти (передающие Богу сведения, помогающие в управлении Вселенной).

  • Начала, Архангелы и Ангелы.

По объему храма расположены луковичные главки-купола с крестами, не симметрично, но очень живописно окружающими шатер с девятой главкой. Шатер стоит на «столпе» - круговой конструкции, уходящей в небо.


Купола имеют луковичную форму и разнятся оформлением. На многих луковках - поливные изразцы, поэтому купола такие яркие. Храм имеет общее основание, стоит на подклете (наземном подвале) и объединены в общую конструкцию.



Храм Спаса на Крови и собор Василия Блаженного в Москве

Многие не могут различить храм Спаса на Крови и собор Василия Блаженного в Москве. Историки архитектуры не раз отмечали стилистические отсылки в храме Спаса на Крови к московскому собору, что вполне естественно.


Однако петербургский храм очень самобытен. У него выделяется колокольня, увенчанная широкой позолоченной главой-луковицей. В плане Спас на Крови - четырехугольное здание, а собор Василия Блаженного имеет древнюю столпообразную конструкцию основного придела Покрова, венчающуюся колокольней, и восемь приделов, окружающих главный.


Южный и северный фасад Спаса на Крови, в отличие от Покровского собора, обозначены крупными фронтонами в виде кокошников. Алтарь выделен тремя полукруглыми апсидами, в стиле древнерусских храмов, увенчанными золотыми куполками. На западе, как мы и сказали, над место убийства императора, стоит необычной формы колокольня. Обычно в древнерусских храмах стоит шатровая колокольня.


Все стены храма, его шатер и колокольня покрыты прекрасными мозаичными и эмалевыми композициями. Особенно прекрасно видны белые арки колокольни, «кокошники» на крыше и наличники окон на фоне красного кирпича, также несущего декоративную функцию.



Мозаика и иконы Спаса на Крови

Все площадь мозаики в интерьере и экстерьере храма - более шести тысяч квадратных метров! Храм поистине прекрасен и снаружи, и изнутри. Его стены в интерьере целиком украшены, словно фресковой росписью, мозаиками. В действительности, это древняя византийская традиция мозаичного покрытия. На территории бывшей Византийской империи, в Италии, Греции, Турции, сохранился ряд храмов, полностью выложенных изнутри мозаикой. И Спас на Крови не уступает по красоте храмам, например, Равенны. Можно сказать, в наше время подобного Спасу на Крови в Новое время храма создано не было. Этот храм уникальным образом создан целиком в стилистике иконописи и архитектуры модерна (точнее, неорусского стиля), то есть стиля современного.


Мозаичные иконы выкладывались в Петербургских мастерских по рисункам известных художников того времени: Виктора Васнецова, Михаила Нестерова, самого архитектора Парланда, мастеров Новоскольцева Кошелева, Харламова, Рябушкина, Беляева.


Упомянутые нами фронтоны-кокошники украшены большими мозаичными иконами, просто чудесным образом дошедшими до наших дней сквозь гонения на Церковь и петербургскую непогоду. На северной стене, обращенной к Марсовому полю, расположена икона «Воскресение Христово», на южной - «Христос во славе», то есть Господь на престоле с преклоняющимися Ангелами. На западной и восточной стенах также расположены небольшие мозаичные иконы «Спас Нерукотворный» и «Спас Благословляющий».


Важнейший мемориальное место храма – фрагмент Екатерининского канала с тротуарными плитами, частью булыжной мостовой и решетки канала, где был смертельно ранен император. С наружной стороны это место обозначено Голгофским крестом из мрамора и гранита с изображением Распятия Христа, которое по русской традиции ставится на трагически памятных местах. У Распятия изображены святые. Чтобы сохранить место, где был убит император, нетронутым, изменили форму набережной, сместив русло канала с помощью насыпи для фундамента храма на 8,5 метров.



Спас на Крови в истории Петербурга - Ленинграда

Собор был освящен великим чином в присутствии императорской семьи лишь в 1908 году. К тому времени уже скончался Александр Третий, и на троне был император Николай Второй, будущий царь-страстотерпец. Храм стал храмом-музеем, своеобразным памятником Императору Александру Второму, единственном в своем роде.


В 1923 году, с закрытием других больших петербургских соборов, Спас-на-Крови получил даже статус кафедрального. В 1930 году его также закрыли и отдали Обществу политкаторжан. Храм то пустовал, то в нем делали овощехранилище. К начале Великой Отечественной войны храм уже планировали разрушить - как, кстати, и собор Василия Блаженного в Москве - но взрыву храма-памятника помешала начавшаяся война.


Еще один страшный исторический факт: во время блокады Ленинграда здание храма использовали… как морг. Затем Малый театр оперы и балета имени Мусоргского имел здесь место под склад для декораций.


Все эти исторические перипетии ужасно повлияли на внешнее убранство и интерьер храма. Был разрушен иконостас, отваливала мозаика, частично были сбиты стены из полудрагоценных камней. Лишь в 1968 году храм отдали под защиту Государственной инспекции, в 1970 - сделали филиалом «Исаакиевского собора», признав памятником архитектуры. На долгие годы Спас на Крови был скрыт под лесами, став одним из памятных петербуржцам реставрируемых мест. Зато долгожданное открытие храма-музея в 1997 году привлекло к нему множество петербуржцев и гостей города.

Этот храм также иногда называют Спасом на Крови, поскольку он стоит на месте убиения Царственной Семьи Романовых - внуки императора Александра Второго, Николая Второго, с женой, детьми и слугами. Они были расстреляны 17 июля 1918 года по приказу Ленина и Свердлова. Все они, вместе с врачом семьи, верным Евгением Боткиным, сегодня канонизированы Русской Православной Церковью.



Царская Семья

В Екатеринбурге, в доме инженера Ипатьева, Царская Семья Романовых провела свои последние дни. Страшное совпадение: Спас на Крови в Петербурге и Екатеринбурге; Ипатьевский дом в Екатеринбурге и Ипатьевский монастырь в Костроме, где возвели на царство первого царя Михаила из рода Романовых.


В 2000 году на месте расстрела Царской Семьи по благословению Патриарха Алексия Второго был возведен Храм-Памятник на Крови во имя Всех Святых. Именно в 2000 году на Архиерейском Соборе Церкви Семья Николая Второго была канонизирована, а в 2003 году состоялось освящение Храма на Крови над место их расстрела.


Храм имеет 60 метров высоты и пять куполов. Он создан в русско-византийском осовремененном стиле. Есть верхний и нижний храм, в комплекс последнего входит алтарь на месте расстрельной комнаты: это место отмечено красным гранитом.


Ежегодно в ночь убиения Царской Семьи с 16 на 17 июля в храме совершается бдение и Литургия с крестным ходом к Ганиной Яме, месту уничтожения останков Царской Семьи.


Да хранит вас Господь молитвами всех святых!