План-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) на тему: «Как животные готовятся к зиме? Как звери готовятся к зиме: опыты, рассказы, стихи, речевые логические задачи, картинки для детей

Здравствуйте ребята! Какое время года к нам приближается? Правильно, зима! Сейчас у нас поздняя осень и мы готовимся к зиме, правильно? А как мы, люди, можем к ней подготовиться? (Мы покупаем тёплые вещи, приготавливаем на зиму заготовки, утепляем свои дома, затыкаем окна итд.). Ребята, а вы знаете, что звери, живущие в лесах, готовятся к зиме почти также как и мы! Они тоже делают съедобные запасы, утепляют свои норки, меняют свою летнюю шкурку на зимнюю, а некоторые животные вообще всю зиму проводят в глубоком сне! Сегодня мы и поговорим с вами как разные животные готовятся к приходу зимы. Что-то расскажите вы мне, а что-то и я вам!
Первое животное, о котором мы с вами сегодня поговорим это- хозяин всех лесов- медведь. Что вы знаете о нём? (ответы детей)
Основную пищу медведя составляют ягоды, орехи, корни, луковицы, муравьи, личинки жуков и рыба. Этим он накапливает жировой слой к зиме. Бурые медведи устраивают себе берлогу в потаённом, малодоступном месте. Чаще всего- под корнем вывороченного дерева или в буреломе. В ноябре медведи забираются туда и погружаются в сон. Спят медведи беспокойно. Если их что-то потревожит, они могут бросить берлогу и соорудить другую. В берлоге у медведицы рождаются медвежата, обычно 1-2, редко 3. Они очень маленькие, размером с рукавицу. Мама медведица кормит их молоком 8 мес. и даже тогда, когда она спит зимой.

Следущее животное про которого мы поговорим это- рысь. Рысь в спячку не впадает. Среди всех представителей семейства кошачьих рысь лучше всего приспособлена к холодам. Она великолепно передвигается по глубокому снегу, лазает по деревьям. Любимая добыча рысей- зайцы, тетерева, рябчики. Иногда она нападает на детёнышей кабанов, в голодную зиму она может прокормиться и мелкими грызунами. Зимой особенно достаётся от рыси лосям, когда этим длинноногим животным трудно передвигаться по глубокому и рыхлому снегу. К зиме шерсть у рыси становится густая, пушистая и мягкая, а лапы рыси сильно опушены, чтобы не чувствовать холода.

Заяц. Как мы знаем перед наступлением зимы заяц меняет серую шкурку на белую. Питаются зимой они корой, мелкими веточками осины, ивы, берёзы. Зимой поваленное дерево может стать настоящей заячьей столовой, куда зверьки наведываются каждый день, пока не обгрызут всю кору. Постоянного жилища у них нет. В сильные холода прячутся они под заснеженными кустами.

Ёж. К холодам ежам надо накапливать жир, а осенью у ежей мало добычи. Черви прячутся в землю, Скрываются юркие ящерицы. Трудно находить жуков и лягушек. В ясные осенние дни ёж готовит себе тёплое гнездо для зимовки. Ночью и днём таскает в нору сухие листья и мягкий лесной мох. В зимней спячке ёж проводит более шести месяцев. В это время он ничего не ест и не двигается. Спит он свернувшись клубком, в логове, под глубоким сугробом, как под толстым, пушистым одеялом. И спит он так всю зиму, до весеннего солнышка.

Белка. Многие грызуны также делают зимние запасы. Белкам, которые спят зимой только в очень сильные морозы, запасы необходимы капитальные. В отличие то многих других животных, белки пользуются своими запасами сообща. Осенью они прячут жёлуди и орехи в лесную подстилку, в дупла, землю. Достать от туда их может не только сама хозяйка, но и любая другая белка. Грибы они тоже запасают особым способом: нанизывают их на ветки деревьев или рассовывают в развилки между веток. К зиме шубка у этого зверька становится очень мягкая и пушистая, а цвет сероватым. Своё гнездо она сооружает на высоких елях или соснах. Внутри гнезда- мягкая трава, мох, комочки шерсти. В сильные морозы белка не вылезает из своего дупла, может даже и уснуть.

Лисы и волки. Эти хищники конечно не спят. К зиме у этих зверей шерсть становится более густая. Зимой волки объединяются в крупные стаи. Их жертвами становятся кабаны, зайцы, косули. А лисы нападают на более мелкую живность- зайцы, мелкие грызуны, птицы. Норы роют обычно в рощах, на склонах холмов и оврагов.

Бобры. Осенью семейство бобров занято заготовкой корма. В одиночку, а иногда и вдвоём, бобры легко валят осину и иву. Строят они себе прочные хатки. Вход в неё всегда устроен под водой, чтобы враг не подобрался. Зимой внутри бобриного жилища тепло, температура плюсовая.

Хомяки. С приближением осени хомяки начинают активно устраивать кладовые- готовится к зиме. А большинство устраивают их прямо во рту, куда прячут корм за щеки. Эти животные по праву считаются самыми запасливыми.

Лось. Живут они в лесах. Ближе к осени, когда поспевают ягоды брусники и черники лоси любят полакомиться ими прямо с веточками, также любит и грибы, даже ищет их специально. Зимой лось гложет кору осины, рябины и ивы. В конце осени он сбрасывает свои рога, а к весне у него отрастают новые. Постоянного жилища они не готовят. Трудно приходится им зимой, когда снежный настил очень глубокий, ведь перебираться по нему с такими длинными ногами не легко.

Лесные мыши, полёвки. Все они очень прожорливы, запасаются семенами и ягодами. Зимой, когда всё вокруг засыпает снегом зверьки роют ходы в сугробах, а так же могут жить и в стогах сена и постройках.

Викторина «Как зимуют звери»

1. Что делают звери, чтобы уберечься от холода?
- улетают в тёплые края
- меняют шубку летнюю на более тёплую и светлую зимнюю
- меняют шубку летнюю на более тёплую и яркую зимнюю

2. Какой зверь зимой не меняет шубки?
- белка
- заяц
- ёж

3. А кто ещё из зверей всю зиму спит?
- барсук
- лисица
- волк

4. Что в первую очередь необходимо зверям, впадающим в спячку?
- Жировые запасы под шубкой
- тишина
- покой

5. Заяц жировых запасов не имеет. Чем он зимой питается?
- Корой деревьев и веточками
- морковкой
- капустой

6. Что едят зимой хищники: волки и лисицы?
- кору деревьев и веточки
- мелких зверьков
- голодают

Кто здесь лишний?

Наевшись вдоволь за лето, медведи, барсуки, мыши и ежи в начале зимы впадают в спячку.
(Мыши зимой не спят, а не видно их потому, что они передвигаются под снегом. Зато лисы всегда знают где мышь, чуют ее через сугроб)

В поисках добычи рыщут по заснеженному лесу волк, лиса и лось.
(Лось не хищник. Он, как и все копытные травоядный, а когда свежей травки нет, он ест ветки и прошлогоднюю траву)

Лоси, кабаны, ласки, зайцы и косули зимой питаются ветками, корешками, корой растений и свежими листочками.
(Ласки- хищники, ловят мышей и птиц. А свежих листочков зимой в лесу к сожалению нет, так что им приходится трудно)

Ну молодцы ребята! Всё верно мне рассказали! Ну а сейчас я покажу вам мультфильм!

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 11 «Сказка» комбинированного вида городского округа город Кумертау Республики Башкортостан

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

ПО ТЕМЕ: Как звери готовятся к зиме.

Подготовила воспитатель

Саклакова Лариса Владимировна

Кумертау

Программное содержание : Формировать представления о лесе, как среде обитания диких животных, и об экологической пирамиде; закрепить понятия: дикие животные, травоядные животные, хищные животные; где живут дикие животные, чем питаются, как готовятся к зиме; развивать умение составлять рассказы на тему «Как животные готовятся к зиме», воспитывать бережное отношение к лесу и его обитателям, составление экологической пирамиды.

Предварительная работа: беседы с детьми о лесе,

сравнение диких и домашних животных,

сравнение травоядных животных и хищных животных,

беседа о том, как дикие звери готовятся к зиме,

рассматривание иллюстраций диких животных,

отгадывание загадок о диких животных, чтение рассказов о животных

Материал: Предметные картинки (дикие животные), сюжетные картинки (как животные готовятся к зиме), цветные карандаши, бумага.

ХОД ЗАНЯТИЯ

(Дети стоят полукругом)

ВОСПИТАТЕЛЬ: Сегодня, дети, я решила прочитать вам отрывок из стихотворения Е. Трутневой «Осень».

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах -

Это платье золотое

У березы на плечах.

Утром мы во двор идем -

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят …

О каком времени года говорилось в стихотворении?

Ответы детей (Об осени)

Назовите осенние месяцы.

Ответы детей (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Как вы понимаете, выражение «листья сыплются дождем»?

Ответы детей . Идет листопад.

А какие признаки осени вы знаете?

Ответы детей: Осенью солнце светит, но греет слабо. День становится короче ночи. Небо осенью серое, пасмурное, хмурое. Листья на деревьях становятся разноцветными. Начинается листопад. Перелетные птицы улетают в теплые края, а зимующие остаются с нами. Дикие животные готовятся к зиме.

ВОСПИТАТЕЛЬ: А каких диких животных Башкортостана вы знаете?

Ответы детей: Лиса, медведь, еж, белка, волк, лось, заяц, кабан, рысь.

Воспитатель: А почему этих животных называем дикими?

Ответы детей: Потому что они живут в лесу, и человек о них не заботиться. Потому что они сами о себе заботятся и живут в дикой природе.

Воспитатель: дети, я предлагаю вспомнить, где дикие животные живут в лесу. (Проводиться дидактическая игра «Кто, где живет»).

ВОСПИТАТЕЛЬ: Где живет белка? (белка живет в дупле).

Где живет медведь? (медведь живет в берлоге).

Где живет лиса? (Лиса живет в норе).

Где живет волк? (Волк живет в логове).

Где живет еж? (еж живет в гнезде из листьев).

Где живет лось? (Лось живет в лесной чаще).

ВОСПИТАТЕЛЬ : Молодцы, дети, не забыли, как дикие животные приспособились без помощи человека жить в лесу. А какое время года следует за осенью?

Ответы детей: (за осенью придет зима)

Воспитатель: Правильно, за осенью наступает зима. Зима - это очень трудное, холодное время года. Зимой диким животным очень трудно в лесу: холодно, мало пищи. Поэтому дикие животные готовятся к зиме. Но сначала проведем разминку, нам, дети тоже нужно готовиться к школе. Проводится пальчиковая гимнастика: «Животные, которых мы можем показать».

Дети подходят к доске, на которой находятся картины диких животных.

Ой, слышите, кто то к нам стучится. Тихо. Сейчас я посмотрю. Дети, это Незнайка к нам пришел. Он говорит, что тоже хочет знать о том, как звери готовятся к зиме. Расскажем Незнайке? Усаживайся, Незнайка, удобнее и слушай.

Дети, я даю вам волшебный клубок, который может записать наш разговор. Потом мы его подарим Незнайке, вдруг он что-то забудет, поднесет к уху и услышит ваши рассказы еще раз. Передавайте клубок осторожно, не спеша. Как услышите слово стоп, начинайте рассказ о том, как дикие животные готовятся к зиме.

Воспитатель держит клубок и рассказывает, как зимуют лоси: лоси уходят далеко в чащу леса, где много кустарника и валежника, где холодный ветер утихает и легче переносить холод, куда трудно пробраться хищным животным. Плотный мех мешает хищникам продвигаться в густом валежнике и лоси в безопасности зимуют.

Воспитатель передает клубок детям.

ДЕТИ: Белочка делает летом и осенью запасы на зиму, прячет в свои лесные кладовые шишки, орешки, сушеные грибы. Лесные кладовые она устраивает в старом дупле, которое оставил трудолюбивый дятел. У белочки к зиме меняется цвет и густота шубки.

Заяц меняет серую шубку на белую, более теплую. Он это делает, чтобы зимой было тепло и чтобы быть незаметным на снегу. Ведь у зайчишки очень много врагов. Это и лиса, и волк, и сова, и куница. Если летом зайчишка вволю щипал травку, а осенью лакомился сочной капустой и морковкой, то зимой туго ему приходиться, остается только кора деревьев и ветки кустарников, торчащие из-под снега.

Еж осенью сытно питается, чтобы накопить под своей колючей шубкой очень много жира, потому что зимой он впадает в спячку и ему нужно спокойно спать всю зиму. Ежик выбирает для себя удобную ямку, или небольшую ложбинку, где-нибудь под раскидистым деревом, заворачивается в листья и засыпает, ожидая, когда его засыплет снегом.

МЕДВЕДЮ тоже надо хорошенько питаться, накопить под шкурой побольше жира, чтобы всю зиму преспокойно спать. Медведь устраивает себе берлогу в небольшом овражке, завалив на него дерево и забросав сухим валежником. Забирается внутрь и засыпает. Когда выпадает снег и засыпает овражек, медведю становиться тепло и уютно.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, а лиса и волк к зиме не готовятся, почему эти животные не готовятся к зиме? (они хищники и поэтому все время ищут себе еду).

Да, нелегко приходиться диким животным зимой в лесу. Ну вот, Незнайка, получай волшебный клубочек и беги, рассказывай то, что узнал. Дети, Незнайка вас поблагодарил, попрощайтесь с Незнайкой.

Нам пора поиграть.

Физкультминутка:

Зайцы скачут скок-скок-скок!

Да на беленький снежок,

Приседают, слушают -

Не идет ли волк?

Раз - согнулся, разогнулся,

Два — нагнулся, потянулся,

Головою три кивка, встали, в сторону прыжок. Постояли, посмотрели и присели.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Подходите к столам. Дети, дикие животные приготовили вам гостинцы грибочки. Угощение - дикие животные разрешили подарить к чаю тому, кто назовет слова - определения для животных. (Дети говорят -какая, какой, выбирая на доске картинки с диким животным, убирая картинки после ответа).

ВОСПИТАТЕЛЬ вызывает детей. Дети дают слова-определения:

Белочка - заботливая, трудолюбивая, хлопотливая, шустрая, ловкая.

Заяц - трусливый, боязливый, пугливый, белый, серый,

Медведь - неуклюжий, косолапый, неповоротливый

Еж - колючий, храбрый, отважный, смелый.

Рысь - ловкая, быстрая, смелая, чуткая.

Лось - большой, сильный, быстрый, травоядный

Волк быстрый, злой, серый, зубастый.

Лиса - красивая, пушистая, осторожная, хитрая, быстрая.

Воспитатель: Дети, назовите травоядных диких животных Башкортостана. (Заяц, лось, белка).

Каких диких хищных животных Башкортостана вы знаете? (волк, лиса, рысь, еж).

А как вы думаете, хищных животных должно быть меньше, чем травоядных или больше?

Ответы детей : Хищных животных должно быть меньше.

Воспитатель: Такие отношения выражаются в виде различных пирамид, которые так и называются - «экологические пирамиды».

Для того, чтобы травоядные наелись, травинок должно быть больше, чем травоядных животных. Поэтому полоска с травой длиннее, чем полоска с травоядными животными, а травоядных меньше, чем травы. Ну, а травоядных животных не прочь отведать на обед хищники. Они больше и сильнее им нужно съедать много травоядных животных. Поэтому в лесу

травоядных животных должно быть больше, чем хищников, чтобы всем хватило еды. Вот и получается пирамида. Подводится итог: чтобы всем хватило еды, травы должно быть больше, чем травоядных животных, а травоядных животных - больше, чем хищных диких животных. (На доске выкладывается экологическая пирамидка).

Занятие познавательного цикла во второй младшей группе «Как животные готовятся к зиме?»

Цель: познакомить детей с подготовкой лесных зверей к зиме.

Задачи: расширить знания детей о повадках, образе жизни зимой диких животных; закрепить названия животных и их детёнышей; воспитывать интерес к живой природе.

Оснащение: сюжетные картины из серии «Дикие животные», игрушка – белка, цветные карандаши, карточки с контурным изображением гриба, мяч, искусственные ёлочки, шкатулка с загадками.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня утром я нашла у дверей нашей группы вот эту красивую шкатулку. Давайте посмотрим, что в ней. В шкатулке письмо и загадки. В письме написано, что если мы правильно отгадаем первую загадку, то узнаем от кого подарок.

Снег идёт,

Под белой ватой

Скрылись улицы, дома.

Рады снегу все ребята -

Снова к нам пришла … (зима)

Дети отгадывают загадку.

Воспитатель: Правильно, эту шкатулку нам прислала Зимушка-Зима!

Педагог предлагает совершить путешествие в лес и посмотреть, как лесные звери готовятся к зиме.

Воспитатель: Совсем скоро зима вступит в свои права, и жизнь лесных жителей изменится. Заметут метели. Выпадет много снега. А что же животные будут есть? Хотите расскажу? Но сначала мы откроем шкатулку и прочитаем следующую загадку:

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора. (заяц)

Педагог с детьми подходят к картине «Заяц зимой».

Воспитатель: Посмотрите, кто изображён на картине?

Дети: Зайчик!

Воспитатель: А какого цвета шубка у зайца?

Дети: Белая!

Воспитатель: Как вы думаете, почему он поменял к зиме серую шубку на белую?

(Выслушивает ответы детей). А как зайчик передвигается? Покажите (под весёлую мелодию дети прыгают как зайчики) .Питается заяц зимой корой деревьев и сухими веточками. Больше для него в зимнем лесу никакой еды нет.

Давайте продолжим наше путешествие и отгадаем следующую загадку Зимушки:

Вперевалку зверь идет

По малину и по мед.

Любит сладкое он очень.

А когда приходит осень,

Лезет в яму до весны,

Где он спит и видит сны. (медведь)

Подходят к следующей картине «Медведица с медвежатами».

Воспитатель: А знаете, как медведь готовится к зимним холодам?

Дети: Нет!

Воспитатель: Всё лето и осень он старается, ест много ягод, ловит рыбу в реках, накапливает жир на зиму. В конце осени медведь находит себе место под сосной, где лежит много листьев и веток (такое место называется-валежник, и ложиться спать до весны. Зимой выпадет снег, а ему будет тепло в своей берлоге.

И снова открываем нашу шкатулку и читаем загадку:

Рыже-огненный комочек,

С хвостиком как парашют,

По деревьям быстро скачет,

Был он там…

Теперь уж тут.

Быстрый он как стрелочка.

Так ведь это… (белочка)

Останавливаются возле картины «Белка с бельчатами».

Воспитатель: Кто может назвать любимые лакомства белочки?

Дети: Орехи, ягоды, грибы!

Воспитатель: Посмотрите, какой у белочки красивый пушистый хвост. А может кто – ни будь знает как называется домик белки?

Дети: Дупло!

Воспитатель: Да в дупле белочка прячет свои запасы на зиму-ягоды, орехи, на веточках деревьев сушит грибы.

Физминутка.

Воспитатель: Сейчас мы немного отдохнём и под музыку изобразим, как двигаются лесные животные (медведь, заяц, белка, волк, лиса) .

Дидактическая игра «Животные и их детёныши».

Цель: закрепить названия диких животных и их детёнышей.

Ход игры: детям одеваются маски детёнышей диких животных. Становятся в круг. Педагог поочерёдно бросает мяч каждому ребёнку. Дети ловят мяч и отвечают, например, «Я-бельчонок, моя мама-белка», «Я зайчонок, моя мама- зайчиха» и т. д. и бросают мяч обратно.

Появляется белочка.

Белка: Здравствуйте, детки! Я наблюдала за тем, как вы гуляли по лесу. Вы так много всего уже знаете. А не могли бы вы мне помочь? У моей подружки, тоже белочки, скоро День рождения, нарисуйте, пожалуйста, для неё в подарок грибочки.

Дети: Да, нарисуем!

Дети рассаживаются за столы и раскрашивают грибочки. Затем отдают свои рисунки белочке. Она благодарит детей и уходит.

Воспитатель: Ну, что же, шкатулка Зимушки пуста, все загадки мы отгадали! А вы помните про кого они были? (дети перечисляют). Вам понравилось наше путешествие в лес?

Дети: Да!

Воспитатель: Следующий раз мы придём в гости к нашим лесным друзьям весной, и увидим как они её встречают!


Светлана Нестерова
«Как дикие животные к зиме готовятся». Открытое занятие по познавательному развитию в средней группе

Открытое занятие по познавательному развитию в средней группе

«Как дикие животные к зиме готовятся »

Программные задачи :

-Образовательные : Закреплять обобщающее понятие «дикие животные » , учить отгадывать описательные загадки о диких животных ; дать представление о том, как животные в лесу готовятся к зиме .

-Развивающие : развивать логическое мышление , воображение, внимание, связную речь, обогащать словарный запас (дупло, берлога, нора, логово) .

-Воспитательные : воспитывать любознательность, любовь к природе, интерес и бережное отношение к животным .

Оборудование и материалы : Картина «Поздняя осень» , картинки с изображением диких животных , их детёнышей, карточки-модели к играм “Кто, где живет? ”, картинки с силуэтами животных , корзинка.

Ход занятия:

Воспитатель : Ребята, подойдите ко мне. Послушайте стихотворение…

Поздняя осень

У берега несмело

Ложится хрупкий лед.

Печально туча серая

По дну пруда плывет.

Суровой дышит осенью

Прозрачная вода.

Деревья листья сбросили,

Встречая холода.

Г. Ладонщиков

О чем стихотворение? (об осени) Осень бывает ранняя и поздняя. Сейчас к нам пришла поздняя осень.

А скоро наступит зима, это очень трудное, холодное время года, которое очень нелегко пережить. У животных леса это самая тяжелая пора. Они готовятся встретить зиму . Некоторые животные будут всю зиму мирно спать в своих домиках. Но есть животные , которые всю зиму будут бегать по лесу, искать себе пропитание

Дикие животные

С человеком не живут,

Постоянной помощи

От него не ждут.

А живут они в лесах,

На горах, в лугах, степях.

Сами пищу добывают,

Сами деток охраняют,

Строят прочное жилище,

Место сбора сами ищут.

Ребята, а давайте сходим в лес. Может быть встретим какое-нибудь животное .

Мы в листочки превратились и тихонько закружились, Покружились, полетели, на пенёчки тихо сели. (дети садятся на свои стульчики)

Вот мы и оказались в лесу.

А в лесу надо вести себя тихо, не шуметь, а то можно испугать зверей.

Воспитатель : Ой, ребята, посмотрите, что это?

Дети : Это корзинка.

Воспитатель : Интересно, что там внутри? Хотите посмотреть?

Дети : Да!

Воспитатель : Тогда садитесь на пенечки поудобнее – спинки выпрямили, ножки вместе и я присяду.

В корзинке и листочки, и грибочки, и шишки, и желуди, а на них загадки. Давайте отгадаем.

Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу,

В дупле на старом дубе,

Орешки я грызу.

Кто это, ребята?

Дети : Белка (картинка белочки)

Воспитатель : Правда, белка. А где живет белка?

Дети : Белка живет на дереве, в дупле. (хором скажем «дупло» )

Воспитатель : Чем же занята белка осенью ?

Дети : Белочка сушит грибы, собирает шишки, орехи и желуди – зимой все пригодится. А еще белочка на зиму меняет свою рыжую шубку на серую.

Воспитатель : А вот еще одна загадка.

Летом ходит без дороги

Возле сосен и берез

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос.

Дети : Медведь. (картинка медведя)

Воспитатель : Да действительно медведь. А кто знает, как живет медведь?

Дети : В берлоге.

Воспитатель : Медведь готовится к зиме с лета , запасает жир, готовит себе уютную берлогу . Надумает медведь спать укладываться, свернется калачиком и уснет до весны.

Воспитатель : А кто из вас знает, кто еще спит зимой?

Дети : Ежик. (картинка ежа)

Воспитатель : А где он прячется?

Дети : В норе.

Воспитатель : Да, ежик готовит себе гнездо под кучей листьев и хвороста. Гнездо старательно выстлано травой и листьями. С наступлением холодов еж глубоко закапывается в свою нору и засыпает на всю зиму.

Воспитатель : Но совсем по- другому готовятся к холодам звери , которые не укладываются в зимнюю спячку и не делают себе запасов.

Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку.

Дети : Заяц. (картинка зайца)

Воспитатель : А как же он готовится к зиме ?

Дети : Меняет шубу летнюю на зимнюю. Она не только теплее, но и другого цвета – она белая.

Воспитатель : А как вы думаете, зачем заяц меняет цвет?

Дети : Чтобы в снегу не было видно.

Воспитатель : У зайца много врагов. Выручают его нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Кормится заяц по ночам – так безопаснее – веточками деревьев, корой с их стеблей.

Физкультминутка :

Зайка беленький сидит (присели на корточки)

И ушами шевелит. (показали руками длинные ушки)

Зайке холодно сидеть, (встают)

Надо лапочки погреть. (гладят ручки)

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать. (прыжки на месте)

Кто-то зайку напугал -

Зайка - прыг - и убежал! (прыгают к воспитателю)

Воспитатель : А кто мне скажет? Какие звери являются врагами зайца.

Дети : Лисы и волки.

Воспитатель : Это хищные звери. (хором повторили)

У лисы есть дом – нора (хором сказали «нора» , там она может спрятаться от зимней стужи, а у волка - волчье логово. (хором сказали «логово» )

Воспитатель : А нужно ли менять лисе и волку свои шубки на новые, зимние?

Дети : Да они меняют свои шубки, у них отрастает другой более теплый мех, чтобы зимой не замерзнуть

Ребята, мы все- таки испугали зверей и он разбежались. Теперь вот не могут найти свои домики. Поможем им?

Д/и “Кто где живет? ”

Молодцы, ребята! Всех зверей по своим домикам расселили. Дикие животные дома отдохнули и со своими детенышами решили прогуляться.

(Используются картинки с изображением диких животных и их детёнышей ).

Как- то раз осенним днем

Звери все пошли гулять гурьбой

За мамой волчицей топал… Кто? (Волчонок.)

За мамой лисицей крался… Кто? (Лисёнок.)

За мамой ежихой катился… Кто? (Ежонок.)

За мамой медведицей шёл… Кто? (Медвежонок.)

За мамой бельчихой скакал… Кто? (Бельчонок.)

За мамой зайчихой прыгал… Кто? (Зайчонок.)

Детёныши решили в прятки поиграть и спрятались от своих родителей. Поможем диким животным найти своих деток ?

(Раздаю листочки, изображающие детёнышей. Детям нужно раскрасить каждую картинку соответствующим цветом.)

Ну вот мы и помогли зверям найти своих детёнышей.

А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Давайте закроем наши глазки и покружимся, как листочки.

Листочки, листочки

В деток превратитесь

В детский сад вернитесь!

Подойдите все ко мне. У меня есть вот такой мячик. Давайте поиграем… (или просто встали в круг)

Мяч красивый и волшебный,

Будет в руки к вам скакать

И вопросы задавать.

Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос.

Воспитатель - Дети

1. Кого мы видели в лесу? 1. В лесу мы видели медведя, волка, зайца, лису, ежика.

2. Кто из животных спит зимой ? 2. Зимой спят медведь, ежик.

3. Где спит медведь? 3. Медведь спит в берлоге.

4. Какие животные не делают себе запасов на зиму? 4. Не делают себе запасов на зиму волк, заяц, лиса.

5. Какие животные являются врагами для зайца? 5. Волк и лиса

6. Где живет белочка? 6. Белочка живет на дереве в дупле.

7. О чем мы говорили на занятии ? 7. Как дикие животные готовятся к зиме .

Сегодня на занятии все старались . Молодцы!

КАК ЛЕСНЫЕ ЖИТЕЛИ (МЕДВЕДЬ, БЕЛКА, ЗАЯЦ, лиса) ГОТОВЯТСЯ К ЗИМЕ.

Цель: Расширить первоначальные представление детей о зимнем лесе и его обитателях.Развивать и поощрять в детях познавательную активность, развивать логическое мышление, умение строить высказывание типа рассуждений. Формировать понятия о приспособлении животных к сезонным условиям жизни. Воспитывать бережное отношение к природе.

Материал: иллюстрации с изображением зимнего леса, игрушки – заяц, медведь, белка, лиса, Колобок.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА: активизировать на занятии Дашу В., Королину Я.

Предшествующая работа: ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С ОБИТАТЕЛЯМИ ЛЕСА, КАК ОНИ ГОТОВЯТСЯ К ЗИМЕ.

Ход занятия:

В группу «приходит» Колобок. Он здоровается с детьми, которые уже сидят на стульях. Воспитатель обращается к игрушке: «Колобок, ты в лесу был летом, потому что бабушка испекла тебя летом. А летом в лесу…?»

Восп: Дети, как в лесу летом?

Дети: Летом земля покрыта зеленой травкой, растут цветы, на деревьях листья.

Восп: Правильно. А сейчас какое время года?

Дети: Зима.

Восп: Дети, давайте расскажем колобку, что происходит в лесу зимой.

А ты,Колобок,слушай нас внимательно.

Дети: Все покрыто снегом, холодно. Звери,как и вся природа, тоже готовы к зиме.

Восп: Расскажите Колобку как проводит зиму медведь?

Дети: Подходят к «берлоге» . Медведь зимой спит, он готовит себе берлогу из сухих листьев и веток. Осенью он старается наесться посытнее, чтобы всю зиму спокойно поспать.

Восп: Колобок, ты запомнил как называется зимний дом медведя? Дети, давайте напомним Колобку.

Дети: Берлога.

(походят к дереву с белкой) Белка сушит грибы, натыкая их на острые ветки, прячет в дупла орехи, собирает шишки. В дупле у белки тепло и сухо. Вход в дупло белка затыкает пробкой из сухой травы, сворачивается клубочком и спит.А когда выспится ловко прыгает по веткам проверяя свои запасы. Свою летнюю рыжую шубку она поменяла на серую, зимнюю.

Восп: Дети, как вы думаете, почему белка меняет свой мех зимой на серый.

(дети высказывают свои предположения, если правильных высказываний нет – отвечает воспитатель и закрепляет правильный ответ с детьми).

Зимой деревья голые, серые. Серая беличья шубка почти незаметна на их фоне.

Восп: Дети, напомним Колобку, как называется дом белки.

Дети: Дупло.

Восп: Дети, давайте расскажем Колобку как мы готовимся к зиме.

Физ.минутка. «Встреча зимы.»

Раз, два, три, четыре, пять, Будем зиму мы встречать(дети шагают на месте).

Что зима нам принесла?(разводят руки в стороны)

Ветер, снег, и холода (хлопают в ладоши)

Ой, мороз, мороз, мороз(слегка пощипывают себя)

Щиплет щеки (за щеки),щиплет нос (за нос)

Щиплет ушки(за уши), щиплет нос (за нос),

Забирается под шубки (прячут руки под мышки).

Чтоб согреться, посмотри (трут ладони друг о друга),

Все, как следует, потри:

Щеки, носик, уши,губы (трут все поочередно),

Пар пошел даже от шубы.(разводят руки в стороны, складывают губы трубочкой, выдыхают через них).

Восп: Дети, посмотрите, Заяц притаился в сугробе. А как он готовится к зиме?.

Дети: Летом он был серый, а к зиме постепенно побелел.

Восп: Как вы думаете, почему он побелел к зиме?

Дети: На фоне белого снега зайчика незаметно, лисе его трудно найти.

Восп: Правильно, дети. А какой домик у зайца?(если дети затрудняются ответить, воспитатель рассказывает) Заяц не строит себе отдельную норку. Зимой днем он обычно спит в снежной ямке или зарывшись в сугроб. а ночью выходит еду добывать: обгладывать кору упавших деревьев.

Восп: Колобок, ты запоминай. Напомни ему Королина.

Восп: А как лиса готовится к зиме? Зимой на ее лапках отрастает густая шерсть.Как вы думаете, для чего?(выслушать ответы детей).зимой на лапках лисы густая шерсть,чтобы не холодно было ей ступать по снегу.Ходит лиса по снегу как в валенках.

Вот,Колобок, сколько тебе дети рассказали о зимнем лесе.Ты все запомнил? Дети с помощью воспитателя рассказывают. Что медведь зимой спит в берлоге, у белки дом – дупло. Она готовит запасы и меняет цвет шерстки. У зайца домика нет, заяц меняет шубку на белую и спит на снегу. А у лисы на лапках отрастает густая шерсть – как валенки, чтобы лапки не мерзли.

Колобок: Спасибо вам дети. Сколько нового я узнал о зимнем лесе. Мне пора уходить. До свидания.

Литература: 1) С.Н. Николаева. Экологическое воспитание младших дошкольников. – М.: Мозаика – Синтез, 2004.- 96 с.

2)Морозова И.А., Пушкарева М. А. Ознакомление с окружающим миром.- М.: Мозаика – Синтез, 2006.-144с.

3)Скоролупова О.А. «Домашние животные» и «Дикие животные средней полосы России» – М.: О О О «Издательство Скрипторий 2003»,2010.