Приметы и обычаи на троицу. Как правильно справить Троицу: приметы и традиции

Вконтакте

Одноклассники

День Святой Троицы (Пятидесятница) в 2017 году приходится на 4 июня. Троица - третий по значимости после Рождества и Пасхи церковный праздник. Каждый год, в зависимости от даты Пасхи, Троица выпадает на разные дни, ее празднуют на 50-й день после Пасхи, отсюда и ее второе название-Пятидесятница.

Троица: что можно и нельзя делать, приметы, традиции и обычаи, а также многое другое читайте в материале.

Это один из 12 главных церковных праздников, а посвящен он евангельскому событию - сошествию Святого Духа на апостолов и прославлению Святой Троицы.

Праздник в честь Святой Троицы установлен апостолами - они традиционно сами праздновали день сошествия Святого Духа и заповедали его всем христианам. Указание на это есть и в Постановлениях Апостольских.

Корни Дня Святой Троицы восходят к временам, когда Русь еще была языческой: неделя в начале лета знаменовала окончательную победу природы над силами тьмы, победу весны над зимой, и начало жаркого лета. Поэтому в этот день существует множество народных традиций и обычаев, которые тесно переплелись с языческими, которые стали неотъемлемой частью Троицы.

Заговоры в Троицу на деньги и богатство – одни из самых читаемых. В этот праздник в церковь на службу приходят с пучком травы, а выйдя – отвешивают поклоны четырем сторонам света и плетут из травы венок. Затем венок заговаривают, произнося «Заплетаю я траву, урожайный год зову, пойдет работа гладко и будет дом в достатке». Заговоренный венок кладут в доме за икону, произносят молитвы. Целый год этот венок служит для привлечения богатства и благополучия в дом.

Существует также денежный ритуал с растением золототысячником. Его нужно сорвать на рассвете и взять с собой в церковь на службу. Во время службы растение надо держать за пазухой. Затем с молитвами золототысячник вплетают в банный веник и парятся им в эту ночь. Данный ритуал приносит богатство и достаток на весь год.

Для успеха в работе, торговле или для появления дополнительных доходов возьмите с собой в церковь на службу три монетки и зажмите их в кулаке. Обязательно поставьте свечу перед иконой Святой Троицы, помолитесь. Дома бросьте три монетки в чашку с молоком и трижды произнесите заговор

«Как молоко бело, жизнь моя будет чистой, честной, праведной и благополучной».

Выпейте молоко, а монетки распределите следующим образом: одну положите под икону, другую – себе в кошелек, а третью – пожертвуйте в церковь.

В родительскую субботу (накануне Пятидесятницы) или непосредственно на Пятидесятницу с утра шли на кладбище и поминали усопших родственников. Православная церковь не рекомендует посещать кладбище непосредственно в Пятидесятницу, потому что Троица – праздник жизни. Однако древний Семик начинали встречать именно с поминовения усопших. Даже считалось, что тех, кто не сходит на Семик на кладбище к родным, духи предков заберут на тот свет раньше времени.

У мужчин тоже было свое дело. Перед праздником они выбирали красивую молоденькую березку, срубали ее, приносили во двор и втыкали в землю. После церковной службы все готовили обед и угощение на ужин. С наступлением вечера отправлялись на общее гуляние. В зависимости от местности порядок вечерних увеселений варьировался.

В одних регионах высыпали на общую площадь, где веселились, водили хороводы вокруг украшенного ритуального дерева, а после этого несли его и пускали по реке. Такие обряды вели к процветанию. В других местах в складчину организовывали пиршество в лесу, а ритуальную березку уносили в поле, принося его в жертву новому урожаю. Обязательным элементом праздника были костры, которые разжигали, чтобы защититься от водяной нечисти. Ведь приметы с наступившей Троицей связывали пробуждение русалок и водяных.

На следующий день, в понедельник, начинался День Святого Духа со своими приметами и обычаями.

Целители и знахари (среди них – и известная сибирская целительница Наталья Степанова) почитают силу праздника Святой Троицы, рекомендуя в это время проводить всевозможные обряды и заговоры на здоровье и исцеление от болезней. Знающие люди часто поднимают траву, которая остается на полу в церкви, и с ее помощью излечивают тяжело больных. Кроме того, у целителей в этот день есть шанс избавиться от болезни, которая перешла на них с пациента – для этого им нужно отстоять в церкви две службы (обедню и вечерню), имея при себе живые цветы. Растения потом засушивают и через двенадцать дней готовят чай. Обмакнув в отвар пальцы, на собственном теле рисуют кресты, читая молитву или заговор с просьбой исцеления.

Заговором в праздник Троицы можно поставить защиту от болезней, которые являются «перекидными» (которые с помощью магии перекидывают на Вас другие люди). Такую защиту-профилактику можно сделать не только себе, но и своим домочадцам. Из теста лепим лепешки – по одной для каждого члена семьи. Перед тем, как поставить их выпекаться, перекрестите каждую лепешку и трижды проговорите

«Как лепешка внутрь попадет, так болезнь колдовская уйдет».

Готовые лепешки нужно скушать в этот же день.

В Троицкий праздник хорошо делать обряды и читать заговоры на красоту и молодость. Поутру молодым женщинам можно сделать обряд с росой на обретение красоты. Для этого наденьте рубашку или платье из натуральной ткани и отправляйтесь рано утром походить босиком и поваляться на росистой траве. Не забудьте умыть лицо росой приговаривая:

«Праздник Троицы Святой одаряет красотой: блеск в глазах и волосах, алый отблеск на губах, кожа бархатна, бела, а душа моя светла».

Рубашку после росы не стирайте – сложите и спрячьте, а в будущем надевайте на себя в случае болезни или недомогания.

Что же принято делать на Троицу? На Пятидесятницу дом украшают зеленью, цветами, которые являются символами жизни и весны.

Принято на Троицу ходить на богослужение, а накануне Троицы, в Родительскую субботу, обязательно ходят на кладбища, поминают усопших.

Троица или День святой Троицы, иначе еще называется Пятидесятницей, является третьим большим праздником после Рождества и Пасхи.

Перед Троицей хозяйки всегда тщательно убирали дом и готовили праздничный стол, за которым собиралась вся семья.

Праздник любили встречать на улице, молодежь водила хороводы вокруг берез, парни выбирали себе невест.

Молодой человек подходил к понравившейся ему девушке и предлагал руку и сердце. Если красавица соглашалась, можно было засылать сватов.

Но свадьбы на Троицу играть нельзя. Считается, что это принесет молодым несчастье в семейной жизни.

Девушки в этот день плели венки и пускали их плыть по реке. Если венок плывет ровно, но семейная жизнь будет благополучной, если начал кружиться – то жди разлада в семье. Если венок прибился к берегу, то скорого замужества ждать не стоит.

Троица – большой церковный праздник, поэтому работать в этот день нельзя.

Не стоит в этот день допускать недобрых мыслей, злословия и зависти.

Нужно примириться со всеми, с кем вы в ссоре.

Наши предки никогда не купались на Троицу в водоемах. Считалось, что в этот день русалки ведут себя активно и могут утащить купальщика под воду.

На Троицу девушки гадали на суженого и судьбу. Одними из самых популярных гаданий было плетение венков и «завивание» березки. Накануне праздника девушки шли в лес, находили там молодые березки, и на их верхушках сплетали веночек из веточек – «завивали». На Троицу девушки возвращались к своим березкам и смотрели на венок, если он развился или завял, то ничего хорошего ждать не стоит. Если остался в прежнем виде, то в этом году ожидается свадьба с любимым человеком и богатство в доме.

Ещё один популярный обычай на Троицу – плести венки. Занимались этим в женской компании, мужчин не допускали. Считалось, что если парень увидит венок, то быть беде. С готовыми венками шли к реке и спускали их на воду:

  • куда венок поплывет – оттуда и ждать суженого;
  • если венок остался у берега, то девушка замуж не выйдет;
  • если утонет – девушка в ближайшее время умрет.

Венок не снимали с головы руками, а наклоняли голову так, чтобы он сам упал.

Чтобы во сне увидеть суженого, под подушку клали березовые веточки.

В святую Троицу принято также делать обряды и произносить заговоры на любовь - на привлечение любимого мужчины, на укрепление брака и удачу в замужестве. Чтобы обрести мужа в этом году, пойдите на церковную службу с сорванной на рассвете травой и цветами. После службы присядьте под «женским» деревом (рябиной, березой) в одиночестве и сплетите венок, приговаривая

«Как сплетаются цветы и травы, так сплетаются наши с любимым суженным судьбы для взаимного счастья и вечной любви».

Веночек положите под подушку – ночью Вас посетят вещие сны, а в течение года Вы соединитесь со своим суженным.

День Святой Троицы, или Пятидесятница – один из самых близких русским людям христианских праздников. К этому времени, а Троица отмечается на пятидесятый день после Пасхи, окончательно просыпается природа, начинается новая, полноценная и полнокровная жизнь. Полы храмов устилают свежескошенной травой, стены украшают березовыми ветками, даже цвет одежд священников в этот день – зеленый.

Это – символ обновления, символ начала. Ведь в этот день родилась наша Церковь.

В этот день почти две тысячи лет назад апостолы сидели в горнице (верхней комнате) одного из иерусалимских домов на горе Сион. Чей это был дом – неизвестно. Но именно ему суждено было стать первым христианским храмом. Ведь в Сионской горнице Христос дважды являлся Своим ученикам после Своего Воскресения, там Он разломил хлеб и наполнил чашу вином, совершив таким образом первую литургию. В Сионской же горнице на апостолов и Деву Марию сошел Святой Дух – и произошло это на пятидесятый день после Воскресения Христа и на десятый – после Его Вознесения на Небо.

К этому времени апостолы уже не были растеряны и подавлены, как после распятия Христа. Ученики Спасителя уже поняли, что Он оставил после себя не просто горстку последователей, но Церковь. Несмотря на то что апостолы не были жителями Иерусалима (большинство из них были из Галилеи), они уже пятьдесят дней не расходились по домам, ежедневно встречаясь в той самой Сионской горнице. Ведь Сам Христос попросил их не отлучаться из города и ждать крещения Святым Духом.

И вот «внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деяния святых апостолов 2:2-4). Таким образом, в этот день в Сионской горнице триединый Бог предстал в третьей своей ипостаси, отсюда и название – Праздник Святой Троицы.

Бог Отец сотворил мир и послал Своего Сына, Иисуса Христа, на землю, чтобы показать людям путь к спасению, а Бог Святой Дух снизошел на апостолов, а через них – на каждого из нас, чтобы быть рядом с людьми. Сообщество людей, в котором присутствует Святой Дух, и называется Церковью. Каждый православный молится «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа...» Кроме того, в этот день Бог дал апостолам возможность говорить на разных языках. Ведь если земная история Христа закончилась, то жизнь Христовой Церкви только началась. Апостолы должны были идти в разные страны и рассказывать людям об Истине, которую Бог донес до них всеми возможными способами.

Однажды утром, услышав странный шум, удивленные жители Иерусалима стали подходить к дому, где собрались апостолы, и очень удивлялись, когда слышали, что люди внутри дома говорят на разных языках. Они даже подумали, что говорившие люди пьяны. Тогда к собравшимся вышел апостол Петр и сказал: «...мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; но это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать» (Деяния святых апостолов 2:14-18).

Точно так, как говорил Петр, и произошло. Получив от Самого Бога дар пророчествовать, исцелять, а главное – нести людям Истину, апостолы разошлись по миру и проповедовали в самых дальних его уголках. Апостолов казнили (только один из двенадцати апостолов, Иоанн, умер своей смертью), но что могли сделать враги против тех, с кем всегда присутствует Святой Дух, с христианами? Поколения людей, правители, и даже целые государства исчезают с лица земли, а Церковь существует уже почти две тысячи лет. Начавшись когда-то с той самой маленькой кучки людей в горнице на горе Сион в Иерусалиме...

В материале использована репродукция картины К.Лебедева "Сошествие Святого духа"

Paskha.ru

Традиции празднования Троицы на Руси

Троица - очень красивый праздник. Дома и храмы украшают ветками, травой, цветами. И это неслучайно. Зелень, цветы символизируют жизнь. Так люди выражают радость и благодарность Богу за то, что Он возродил их черезnull крещение в новую жизнь.

Исторически сложилось, что для украшения храмов и домов используют ветки березы. Это дерево считается благословенным на Руси. Неспроста ему посвящено много стихов и песен. Праздник Троицы без березы - то же самое, что Рождество без елки. Но Россия большая страна, с разными климатическими условиями, видимо, этим можно объяснить тот факт, что в некоторых местностях праздничными деревьями были дуб, клен, рябина. Шумно и весело проходит Троица. Утром все спешат в храм на праздничную службу. А после нее устраивают народное веселье с хороводами, играми, песнями. Обязательно готовили караваи. На праздничный обед созывали гостей, делали друг другу подарки. В некоторых районах устраивали ярмарки.

С возрождением веры в России возрождаются и традиции празднования православных праздников. И уже в наше время в городах страны устраивают народные гуляния с играми, представлениями, песнями.

Троица - Зелёные Святки

Троицын день с незапамятных времен является одним из любимейших праздников русского народа. С ним связано и до сих пор много народных обычаев и обрядов, справляемых помимо церковного торжества. В стародавнюю пору, когда еще свежа была на Руси память языческого прошлого, с Троицею, или «Семицкою», неделею было связано столько самобытных проявлений народного суеверия - как ни с одним из других праздников, кроме Святок. Эта неделя, посвященная богине весны, победившей демонов зимы, издавна чествовалась шумными общенародными игрищами. Конец мая и начало июня, - на которые приходится-падает Троицын день, - особенно подходили к чествованию весеннего возрождения земли, покрывавшейся к этому времени наиболее пышной растительностью, еще не успевшею утратить своей обаятельной свежести.

Языческий месяцеслов наших отдаленных предков, совпавший в этом случае с христианскими праздниками, дал повод к объединению их с собою. Мало-помалу древнее почитание богини весны - светлокудрой Лады - было забыто, а сопровождавшие его обычаи слились с новыми обрядами, создав вокруг первого летнего праздника необычайно яркую обстановку. С течением времени языческий дух этой последней растворился в мировоззрении просветленной стремлением к горним вершинам добра новой веры славян; но пережившие многовековое прошлое стародавние обычаи и теперь все еще показывают, насколько прочны кровные связи народа-пахаря с окружавшей быт его пращуров и доселе отовсюду обступающей его жизнь природою.

«Семицкая» - седьмая по Пасхе - неделя, заканчивающаяся Троицыным днем, еще и до сих пор в некоторых местностях (например, в Рыбинском уезде Ярославской губ.) носит название «Зеленых Святок». В старые же годы она величалась этим прозвищем повсюду в народной Руси, именовавшей ее также «русальною», «зеленою», «клечальною», «задушными поминками», «разгарою» и другими подходящими именами, - каждое из которых находит свое объяснение в пережитках славяно-русского язычества. По простонародному прибаутку - «Честная Масленица в гости Семик звала»... и, - добавляют краснословы деревенские, - «Честь ей за то и хвала!» Семик, это собственно - четверг на последней неделе пред Пятидесятницею. В этот четверг, посвященный древним язычником-славянином верховному богу Перуну-громовнику, совершались главнейшие приготовления к празднованию Троицына дня.

Все было так же, как в захолустной глуши, где этот четверг и теперь является желанным гостем непритязательной сельской молодежи, по преданию - выплачивающей весеннюю дань памятным пережиткам прошлого. В Тульской губернии семицкая березка до сих пор даже и не называется иначе, как «кумою», а слово «кумиться» еще в 40-х и начале 50-х годов только и означало - целоваться при прохождении под этою самой березкою.
Семик - преимущественно (а в иных местностях исключительно) девичий праздник. nullВ Поволжье, верхнем и среднем, повсюду к этому дню идет в деревнях девичья складчина: собираются яйца, пекутся лепешки, закупаются лакомства. Девушки, целыми деревнями, отправляются в рощу, на берег речки - завивать березки, «играть песни» и пировать. На березки вешаются венки, по которым красные загадывают о своей судьбе, бросая их на воду в самый Троицын день. Вслед за пирушкою - начинают водить хороводы, которые прекращаются с Троицы до Успенья.

Семицкие хороводы сопровождаются особыми обрядами, посвященными «березке-березоньке», которой воздаются особые почести - вероятно, как живому олицетворению древней богини весны. Лет пятьдесят тому назад в Воронежской губернии приносили на семицкие пирушки куклу из соломы, разукрашенную березовыми ветками, - в чем, несомненно, был слышен явный отголосок стародавнего язычества. В некоторых местностях на Семик обвивают лентами какую-нибудь особенно кудреватую березку, растущую на берегу речки, и поют ей старинную песню: «Береза моя, березонька, береза моя белая, береза моя кудрявая!..» и т. д. В Вологодской губернии Семик более известен под именем «Поляны». Это является следствием того, что все приуроченные к нему обычаи справляются на полянках.

Семицкие обычаю были свойственны не одним славянам. Еще у древних греков и римлян существовали особые весенние празднества, посвященные цветам и деревьям. У германцев был так называемый «праздник венков», в котором еще более общего с нашим Семиком. По сравнительным данным языческого богословия, Семик является прообразом союза неба с землею.

Зелень и цветы и теперь составляют отличительные признаки празднования Троицына дня; повсюду на Руси церкви и дома украшаются в этот день ветками березок - как в деревнях, так и в городах. В старину же этому обычаю придавалось особое значение, связывавшее два мира - языческий с христианским. Игрища, устраивавшиеся в честь языческих божеств, в Польше существовали даже и по истечении пяти веков с принятия христианства; по словам польского историка Длугоша.

Длугош - известный польский историк, живший в XV-м веке. Он родился в 1415-м году, по образованию - питомец краковского университета; по окончании курса (диалектики и философии) был секретарем оржевского епископа - будучи при этом посвящен в сан каноника. С 1448 года началась его дипломатическая карьера, приблизившая его к королевскому двору. С 1467 года на Длугоша был возложен труд обучения королевских детей. Перед смертью он был избран в архиепископы, но смерть опередила посвящение его в этот сан: он умер в 1480-м году. Во все время своей дипломатической и педагогической деятельности он ревностно трудился над историческими памятниками родины. Из трудов его - самый капитальный «История Польши», доведенная «от баснословных времен» до третьей четверти XVI-ro столетия. Вся история польского народа исследуется Длугошем - как предмет прославления Польши и урок служения государства Церкви и ее задачам] они назывались «Стадом». В Литве они существовали еще дольше. На Белой Руси до сих пор немало общего с древнепольско-литовским в народных обычаях вообще и связанных с празднованием Троицына дня наособицу.

Существует поверье, что славянские нимфы и наяды - русалки, живущие в омутах рек, в эту неделю выходят из воды. Накануне Троицына дня, по малорусскому поверью, убегают они в поля и заводят свои ночные игры. - «Бух! Бух! Соломенный дух!» - будто бы кричат они: - «Мене мати породила, некрещену положила!» Русалки, по народному представлению, - тоскующие души младенцев, родившихся мертвыми или умерших некрещеными. Они, начиная с «Зеленых Святок» до Петрова дня, живут в лесах, ауканьем и смехом зазывая к себе путников, которых защекочивают до смерти. На зеленой русальной неделе в Малороссии никто не купается - из опасения попасть к ним в руки; Семик слывет здесь «великим днем русалок». Предохранительным средством от русалочьих чар считается полынь и трава «заря». В Черниговской губернии существовал до последнего времени обычай «русалочьих провод», когда речных чаровниц изгоняли - целой деревнею - парни и девушки. В Спасском уезде Рязанской губернии следующее за Троицыным днем воскресенье слывет «русальным заговеньем», вслед за проводами русалок прекращаются здесь до следующей весны игры в «горелки» и «уточку».

В старину против поверья о русалках и соединенных с ним народных игрищ и гаданий особенно восставали проповедники, обличавшие народ в языческом суеверии. В противовес народному празднованию разгульного Семика было установлено совершать в этот четверг поминовение убогих, похороненных в так называемых «убогих домах» и «скудельницах». Но не затемнилось в народном обиходе веселое празднество: смех и песни быстро сменяли слезы и рыдания в тот же самый день.

Из стародавних обычаев, связанных с этим праздником, далеко не все дошли до рубежа наших дней. Многое исчезло, даже не будучи занесено на страницы народоведческих исследований. Так сообщалось, что в Енисейской губ. (Минусинск, окр.) крестьянки, выбрав на Семик кудрявую березку и срубив ее, наряжают в свое лучшее платье и ставят в клеть до Троицы, а затем - с песнями - уносят ее к реке. В Казанской губ. (Чистопольск. у.) накануне Троицы совершается игрище в честь языческого бога Ярилы. В Пензенской и Симбирской губерниях на следующий за Троицыным день девушки, одевшись в худшие-затрапезные сарафаны, сходятся и, назвав одну из подруг «Костромою», кладут ее на доску и несут купать-хоронить к реке. Затем сами купаются и возвращаются домой, где переодеваются во все праздничное и водят хороводы до глубокой ночи. В Орловской губ. в Троицын день «молят коровай», испеченный из муки, принесенной всеми девушками деревни вскладчину: идут с этим караваем в рощу и поют над ним. В Псковской губ: во многих селах обметают могилы пучка-ми цветов, принесенных из церкви от троицкой обедни. Это называется - «глаза у родителей прочищать». Во многих местностях на Руси в старые годы в этот праздник происходили смотрины невест. Девушки собирались на лугу и, сойдясь в круг, медленно двигались с песнями. Вокруг стояли женихи и «высматривали» невест.

Многие из описанных обычаев уже исчезли, иные - видоизменились до неузнаваемости; но есть и немало таких, что еще доживают свой век с тем самым обликом, с каким были созданы народным воображением в стародавние дни. Троицын день во времена московских царей всея Руси сопровождался особой торжественностью в царском обиходе. Царь-государь в этот великий праздник «являлся народу». Царский выход был обставлен по особому уставу. Шел государь в наряде царском: на нем было «царское платно» (порфира), царский «становой кафтан», корона, бармы, наперсный хрест и перевязь; в руке - царский жезл; на ногах - башмаки, низанные жемчугом и каменьями. Венценосного богомольца поддерживали под руки двое стольников. Их окружала блестящая свита из бояр, разодетых в золотые ферязи. Во время следования царя к обедне свита царская шла рядом: люди меньших чинов - впереди, а бояре и окольничие - сзади государя. Постельничий со стряпчими нес «стряпню»: полотенце, стул «со зголовьем», подножье, «солношник» - от дождя и солнца и все прочее, что требовалось по обиходу.

Во всем блеске царского облачения входил государь в Успенский собор - в сопровождении бояр и всех людей ближних. Впереди всего шествия стольники несли на ковре пук цветов («веник») и «лист» (древесный, без стебельков). Царский выход возвещался гулким звоном с Ивана Великого «во все колокола с реутом»; звон прекращался, когда государь вступал на свое царское место. На ступенях этого «места», обитого атласом красного цвета с золотым галуном, ближние стольники поддерживали государя. Торжественно шла обедня. По окончании ее, перед троицкою вечернею, подходили к царю соборные ключари с подобающим метанием поклонов и подносили ему на ковре древесный лист, присланный патриархом. Смешав его с «государевым листом» и разными травами и цветами, они застилали им все царское место и окропляли его розовою водой. Взятым от государя листом они шли устилать места патриаршее и прочих властей духовных. Остаток раздавался боярам и другим богомольцам, по всему храму. Государь преклонял колена и - как говорилось в то время - «лежал на листу», благоговейно внимая словам молитвы. Когда кончалась Божественная служба, он выходил из собора прежним торжественным выходом, «являлся народу», приветствовавшему его радостными кликами, и - в предшествии одного из ближних стольников, несшего «веник» государев, возвращался во свои палаты царские. Колокольный звон не смолкал во все время его следования от собора до дворца.

На Троицкой зеленой неделе царевны с боярышнями увеселялись во дворце играми-nullхороводами, под наблюдением если не светлых очей самой государыни-царицы, то зоркого взгляда верховых боярынь и мамушек. Для игр и хороводов - как в царицыных, так и в царевниных хоромах были отведены особые обширные сени. Здесь находились и приставленные к царевнам «дурки-шутихи», бахари, домрачеи и загусельники со скоморохами, все - кто должен был доставлять «потеху» и «затеи веселыя». Царевен увеселяли сенные девушки, «игрицы», которыми - вероятно - «игрались» те же самые песни семицкие, что раздавались в это время под березками над водою по всей Руси, справлявшей свои стародавние игрища во славу «Семика честного» и Троицы - Зеленых Святок.

Народные обычаи и приметы на Троицу

Троица - воскресенье, пятидесятый день после Пасхи, праздник в честь Отца и Сына и Святого Духа. Другие его названия - День святой Троицы, День сошествия Святого Духа, Пятидесятница.
По церковному календарю. День святой Троицы называется также днем сошествия Святого Духа на апостолов.
Пятидесятница - второй из трех великих праздников древних иудеев, установленный в память дарования народу Закона при горе Синае.

По преданию, в этот день совершилось сошествие Святого Духа на апостолов.
Ученики Иисуса собрались тогда все вместе. Внезапно раздался шум с неба, как бы от сильного ветра. Явились в этот момент языки и сошли на каждого из учеников.

И начали говорить они на разных языках. Многоязычие было ниспослано для того, чтобы они могли проповедовать христианское учение среди различных народов. Иудейский праздник Пятидесятницы перешел в христианскую церковь.

По народному календарю. Троицын день можно с полным основанием назвать зелеными святками. В этот день прихожане выстаивали в церквах обедни с букетами луговых цветов или ветками деревьев, дома украшались березками. Полевые цветы, побывавшие в церкви, засушивали и хранили за иконами для разных надобностей: их клали под свежее сено и в житницу, чтобы не водились мыши, в норы на грядах от землероек и на чердак, чтобы устранить пожар.
Деревья возили на деревенские улицы целыми возами и украшали ими не только двери, но и косяки окон, а особенно церковь, пол которой усыпали свежей травой (всякий, выходя из церкви, старался захватить ее из-под ног, чтобы примешать к сену, вскипятить с водой и пить как целебную). Из листьев деревьев, стоявших в церкви, некоторые вили венки и клали их в горшки при выращивании рассады капусты.
Воскресенье проводили в лесу, вокруг березки.

В деревнях с утра пекся каравай и созывали гостей, для которых уже были сплетены венки из цветов и березы. А после обеда для молодежи начиналось самое веселье. Бабка-позыватка скликала девушек на гульбу в рощу, где nullрасстилалась скатерть, на которую ставили украшенные цветами караваи. Девушки начинали водить хороводы, а парни высматривали себе в хороводах невест. Троицкие каравай, скатерть и венки имели огромное значение для будущей брачной жизни. Скатертью тайно застилали стол под другой, верхней скатертью на смотринах (она должна была приковать суженого). Каравай засушивался в сухари и хранился до свадьбы. Сухари эти потом замешивали на счастье и любовь молодых в свадебный каравай, а венок некоторые девушки тайно передавали своим возлюбленным в качестве вестника брачного обета. С помощью венков осуществлялось и гаданье, которое в "зеленые святки" играло столь же важную роль, что и в зимние. В Троицын день девушки развивали березки: развит венок - желаемое не сбудется, засох венок - жди перемен в жизни: замужества или (пронеси и помилуй!) смерти, если зелен венок - продолжение девичества, что в общем-то редко кого радовало. А вечером, когда веселье постепенно стихало, шли к реке и бросали венки в медленно темнеющую весеннюю воду. Если венок поплыл - это благоприятный знак, если завертелся на месте - расстроится свадьба или начнутся нелады в семье, утонет - к большому несчастью: к смерти родных или суженого. А если венок встанет на месте - то свадьбы в этом году не бывать. После гадания, радостные или опечаленные, расходились по домам. А на следующий день, в понедельник, выпадал новый праздник - День Святого Духа, или Духов День, с которого, по народным приметам, наступало настоящее теплое лето.

Береза

Береза стала символом праздника, вероятно, потому, что она одна из первых одевалась в яркую нарядную зелень. Не случайно существовало поверье, что именно береза обладает особой силой роста и что нужно эту силу использовать.

Березовыми ветками украшали окна, дома, дворы, ворота, на церковной службе стояли с березовыми ветками, веря, что они обладают целебной силой. В троицкое воскресенье березу уничтожали - «хоронили», топили в воде или выносили в хлебное поле, стараясь тем самым вымолить у высших сил плодородие земли.
Завить березку - обряд из далекой древности. Девушки верили, что свяжут крепко-накрепко думы свои с полюбившимся парнем.
Или, завивая ветки березы, желали своей матушке скорого выздоровления. Березовые ветки именно в эти дни наливались целительной силой. Целительным считался и настой из листьев березы. Ветки березы использовали наши предки и в качестве оберега от всяких нечистых духов. До сих пор в пазы углов дома в Вологодской области крестьяне втыкают ветки березы, чтобы чистота и целительный дух передались стенам.
После обедни девушки меняли свой наряд, на голову надевали свежие березовые венки, переплетенные цветами, и в таком уборе шли в лес развивать березку. Придя туда, они становились в круг около завитой березки, и кто-нибудь из них срубал ее и ставил посреди круга. Все девушки подходили к березке и украшали ее лентами и цветами. Потом открывалось триумфальное шествие: девушки шли попарно, впереди всех одна из них несла березку. Таким образом они обносили березку вокруг всей деревни. На одной из улиц они втыкали березку в землю и начинали водить вокруг нее хороводы. К ним присоединялись парни. К вечеру с деревца снимали ленты, отламывали по прутику, а потом вырывали дерево из земли и тащили к реке топить. «Топи, Семик, топи сердитых мужей!» - и несчастная березка плыла туда, куда несло ее течение воды (Владимирская губерния).

В этот день девушки расставались с венком, сплетенным в Семик. Бросали его на воду и наблюдали. Плохо было, если венок тонул: замуж нынче не выйдешь, а может быть, даже умрешь. Если венок приставал к другому берегу - любовь девичья привьется, пристанет к сердцу любого парня.

Молодежь Новгородчины совершала обряд, приноровленный именно к Троице, называемый «трясти порох». Во время гулянья на лугу, среди хороводов и игр в огарыши (горелки) кто-нибудь из мужчин срывал картуз с молодого супруга, тряс им над головой и громко кричал: «Порох на тубе, жена мужа не любит». На этот крик быстро откликалась молодица, становилась перед мужем, кланялась ему в пояс, снимала картуз, который клали ему на голову в момент ее появления, брала мужа за уши, трижды целовала и снова кланялась ему и во все четыре стороны. При этом вслух поселяне оценивали ее качества и пускали разные шутки в ее адрес. Молодицы обычно стеснялись и говорили: «Когда трясут порох, лучше бы провалиться сквозь землю».

В Троицу совершался обряд поминовения усопших. Только на Троицу устраивались похороны покойников, которые не были погребены в течение года. Так, во времена войны, чумы, голода мертвые обычно сваливались в общую яму. На троицко-семицкой неделе тела умерших зашивали в рогожу, делали гробы и хоронили.

Старушки в Троицын день шли на кладбище обметать букетами и березовыми ветками, которые держали в руках, могилы, "глазыньки родителям пречищать".

На Троицу собирали росу и использовали ее как сильнодействующее лекарство от недугов и для посева семян овощей.

Народные приметы на Троицу

На Троицу дождь - много грибов, к теплой погоде.

Если поставленные на Троицу для украшения березки через три дня еще свежи, то ожидай мокрого сенокоса.

От Троицы до Успения хороводов не водят.

Если на Троицу посватаются, а на Покров поженятся, значит, жизнь у этих супругов будет долгой, счастливой, в любви и согласии.

На следующий за Троицей понедельник приходится Духов день. Говорили:"С Духова дня не с одного неба из-под земли тепло идет".

"Придет Свят Дух, будет на дворе, как на печке".

Сталкиваясь с этой очень интересной темой, необходимо в первую очередь окунуться в саму суть праздника Святой Троицы. Ведь его история имеет библейские корни. Многие этот праздник ассоциируют с большими народными гуляньями и весельем. Существуют даже приметы на Троицу, причем они самые разные, но об этом немного позже.

История праздника

Вообще, день еще называют Пятидесятницей, потому как православные отмечают ее на пятидесятый день после Пасхи.

Перед тем как ответить на интересующие вопросы по теме «Троица, приметы и обычаи, заговоры», подойдем ближе к моменту возникновения самого праздника.

Итак, после Воскресения Иисуса Христа его ученики жили в постоянном ощущении праздника, так как их Учитель являлся к ним на протяжении сорока дней - то к кому-то одному, то к другому, то сразу ко всем. Прощаясь с ними до времени, Господь на глазах их поднялся над землей. Именно так он удостоверял своих учеников, что когда наступит последний день мира, он явится на землю так же, как и отошел к Отцу Своему. Он сказал, что пришлет им утешителя - Святого Духа, который будет исходить от Бога-Отца. Апостолы сначала не понимали, что это могло означать, но верили, что так все и будет по слову Его.

Возникновение первого храма

После всех этих событий они поддерживали в душах своих это благодатное состояние, как огонь в очаге. Изо дня в день они собирались в уединенной горнице на в Иерусалиме и там усердно молились и читали Святое Писание. Таким образом, сбывалось еще одно пророчество Господа Иисуса Христа: «От Сиона изыдет закон и слово Господне из Иерусалима». Вот так впервые возник христианский храм.

Неподалеку от него находился и дом одного из любимых учеников Господа - апостола В этом же доме по завещанию Иисуса Христа пребывала и Божья Матерь - Дева Мария. Вокруг нее всегда собирались ученики. Для всех верующих она была спасением и утешением.

Как появился праздник Святой Троицы

И вот случилось так, что на десятый день по Вознесении Господнем, в день первой иудейской жатвы, когда апостолы и Богородица находились в горнице, в три часа дня вдруг раздался сильный грохот, как будто бы начиналась буря. В воздухе появились языки огня, которые были не вещественными, а одной природы с тем благодатным огнем, который каждый раз исходит в Иерусалиме на Пасху и не обжигает.

Пронесшись над головами апостолов, языки пламени опустились в них и опочили. И тут за внешним явлением сразу произошло и внутреннее, которое свершилось в их душах: «Исполнишася вси Духа Свята». Все апостолы и Богородица почувствовали необыкновенную силу, которая ожила в них. Именно так ученики Господа получили благодатный дар глагола и стали понимать языки, на которых никогда прежде не говорили. Все это было нужно для того, чтобы проповедовать Евангелие по всему миру.

Святой дар

Одаренные щедро Святым Единым Духом и чувствуя, что это не последние духовные дары Господа, они стали держать друг друга за руки, при этом образуя новую светлую Церковь, в которой стал незримо присутствовать Сам Бог, отражающийся и действующий в их душах.

Возлюбленные дети вышли из стен горницы горы Сиона. Соединенные с Господом Святым Духом, они пошли проповедовать по всему миру Христово учение о любви.

И вот теперь в память об этом чудесном событии праздник Пятидесятницы можно еще называть днем явления Святого Духа, исшедшего от Бога-Отца, как обещал апостолам Бог-Сын. Так появилось таинство единства Святой Троицы.

Троица: приметы и обычаи на Руси

С некоторых пор праздник Святой Троицы стал любимым у русского народа. Поэтому с ним связывают много народных примет, обычаев и обрядов, которых народ придерживается, помимо церковного празднования.

Приметы на Троицу пошли еще с древних языческих времен на Руси. С Троицкой, или «семицкой», «семиковой», неделей связывали много разных суеверий.

Эту неделю посвящали богине весны, ставшей победительницей над демонами зимы. По этому поводу происходили шумные всенародные игрища и гуляния. Обычное время для Святой Троицы - это конец мая или начало июня, и оно особенно подходило для весеннего праздника возрождения земли, когда свежая и пышная зелень еще не утратила своей красоты. Языческий месяцеслов, совпавший с христианскими праздниками, способствовал их объединению между собою.

Народные приметы на Троицу

Со временем древний обычай почитания богини весны Лады был забыт, и старые обряды слились с новыми, создав необычайно красивую и яркую обстановку вокруг первого летнего праздника.

И теперь семиковая (семицкая) неделя, седьмая после Пасхи, заканчивающаяся в день Святой Троицы, стала называться «зелеными Святками», а еще она называлась «русальной», «задушными поминками», «разгарой». И все это, конечно же, стало пережитком русского язычества.

Вот что значила раньше для русского народа Троица. Приметы и обычаи в это время были самыми разными, но в основе своей они составляли большие народные гулянья. Как говорится в народной прибаутке: «Честная Масленица в гости Семик звала, за что ей честь и хвала!» Семик - это четверг на седьмой неделе после Святой Пасхи перед Пятидесятницей.

Семик

Что делают на Троицу? Приметы и обычаи весеннего праздника имеют сходство с Масленицей. Только один праздник проходит в конце зимы, а другой в конце весны, и оба празднуются в честь красного солнышка.

Семик - прежде всего девичий праздник, проходящий за три дня до Троицы. Девушки целыми деревнями со всякими лакомствами собирались на берегу речки и плели венки, которые больше использовались не как украшения, а как обереги от нечистой силы. Некоторые девушки гадали на венках и бросали их в воду: если венок потонет, не выйти девице в этом году замуж, а то и вовсе пропасть (умереть). если венок всплывет и пойдет против течения. Потом девушки пели и водили хороводы вокруг кудрявой ветки березы, которую срубали, вкапывали в землю и украшали лентами.

Чего нельзя делать на Троицу

Многих не зря интересуют приметы на Троицу, что нельзя делать в этот день и как надо его отмечать. Самая первая примета заключается в том, что в этот праздник нельзя работать. В день Троицы не рекомендуется проводить обряды венчания и свадьбы. Запрещаются любые земельные работы. Однако очень хорошо заготавливать в день Святой Троицы различные целебные травы на целый год, так как считается, что они будут иметь тройную силу для исцеления.

Вообще, существуют разные, достаточно удивительные приметы на Троицу. Что нельзя делать еще? Это частый вопрос, и с ним надо разбираться более тщательно, потому как может случиться что-то непоправимое.

Опять-таки со времен язычества в Троицу нельзя было купаться, ведь со следующего дня наступала русальная неделя. Считалось, что вся водная нечисть типа русалок и водяных в это время заманивала в свои сети беспечных людей. Поэтому от воды желательно было держаться подальше. Также нельзя было ходить в лес одному.

Самые важные приметы

Вот самые запоминающиеся народные приметы на Троицу. За день до Троицы (в принято было ходить на кладбище, чтобы помянуть умерших родственников. Если кто забывал это сделать, то считалось, что умершие, разозлившись, могли забрать кого-нибудь из родственников с собой. Поэтому перед Троицей устраивался поминальный ужин, отдавалась одежда умерших, чтобы отогнать смерть.

Старые женщины ходили на Троицу на могилы и обметали их березовыми веничками, чтобы отступили злые силы, а вместе с этим умершие радуются и содействуют спокойствию, миру и согласию всей деревне.

Что касается темы «Троица, приметы, заговоры», то на Троицу многие сватались, и это было очень хорошей приметой. Говорили, что если сватание на Троицу, то на Покров - свадьба, а значит, и жизнь у молодоженов будет в любви и согласии.

Дождь на Троицу - к хорошему урожайному году, к грибам и теплой погоде.

А следующий день после Троицы считался днем именин Земли, когда также никто не работал, а кто хотел разбогатеть, ходил за кладом. Доброму человеку земля из своих недр могла открыть что-то очень ценное.

Главный оберег

Приметы на Троицу могут быть самыми разными, и если их придерживаться, то можно уберечься от многих бед. Однако главным оберегом от нечистой силы всегда являлся нательный крестик, который всегда нужно носить на себе, тем более в Троицу.

Теперь в теме «Приметы на Троицу, что нельзя и что можно» многое должно быть понятным. В этот праздник надо накрывать на стол и собирать гостей, чтобы отдохнуть и вдоволь повеселиться с родными и близкими людьми.

Праздник Троицы

В теме «Троица, приметы, заговоры» необходимо отметить очень важное дело: все знахари и колдуны знают, что в этот день все травы имеют тройную силу, но еще важнее знать, что во все времена христианам предписывалось проводить этот день в неустанной молитве к Святым Апостолам и просить их о снисхождении и защите. Молитва всегда действует на нечистую силу намного сильнее, чем любой колдовской заговор.

Продолжая тему «Троица: приметы и обычаи, заговоры», нужно отметить, что сегодня обычаи немного изменились. Теперь достаточно совершить вечернюю или а дальше провести время в семье, откинув все хлопоты, не обижаться и не ругаться, чтобы отпраздновать достойно Троицу, тогда и Господь даст все, в чем будет нуждаться семья этого человека.

Заключение

Приметы на Троицу говорят о том, что культура русского народа настолько богата, что на этот праздник правой рукой в церкви он молится Богу, а левой держит букет из трав. После службы верующий человек выйдет из церкви и поклонится на все четыре стороны света. А потом придет домой, сплетет из трав веночек с заветными словами на удачу и здоровье и положит его за икону до следующего праздника Троицы.

Вот так постепенно христианские и языческие взгляды и традиции сливались в единое целое. И не было здесь никакого противоречия, все очень слаженно и гармонично.

Православные праздники имеют особенное мистическое влияние на всех людей.

Недаром в эти необычные дни принято гадать, выполнять всевозможные светлые ритуалы для счастья, загадывать желания. Православный календарь имеет в себе огромное количество самых разных праздников, они уникальны по своей истории и значению, и все имеют разную энергетику и символику.

Особенным праздником считается светлая Троица – этот солнечный день ждут многие православные люди с нетерпением. И существуют разные обычаи, связанные с данным днем.

Троица, она же Пятидесятница, всегда была веселым и светлым праздником. Наши предки радовались этому светлому дню, так как он знаменовал собою окончание тяжких трудов и подготовку к сбору щедрого урожая – это значило, что крестьянам можно было отдохнуть несколько дней без тяжелых работ.

А приметы на Троицу всегда бережно хранились и передавались детям. Эти обычаи считались священно важными, и нельзя было их игнорировать.

Что же можно и нужно делать в Троицын праздник, а чего нельзя? И какие еще есть обычаи, которые помогут сделать судьбу счастливее и отвести неудачи с жизненного пути?

Традиции и обычаи

Святая Троица – это такой праздник, когда люди привыкли делать массу ритуальных и обрядовых действий, причем они трактуются и воспринимаются именно как обычаи, а не как суеверия. Это редкий случай, когда все приметы обоснованы и имеют разумные истоки, так что тут речь, скорее, идет именно о ритуалах, которые имеют более глубокий смысл, нежели просто суеверия и приметы.

Если что-то можно или нельзя в этот праздник делать, на это есть причины, связанные с христианскими традициями. Также некоторые Троицыны приметы и обряды имеют языческие корни.

Конечно, церковь всегда была активно против язычества, однако когда наши предки принимали христианство, они во многом сохранили давние, привычные для них языческие действия и поверья. Они вплелись в новую тогда для них религию, поменяли внешнюю форму, но суть осталась.

Что же стоит делать в Троицу, какие действия нельзя производить, какие приметы и обряды помогут стать счастливее, богаче, привлечь светлую любовь и приумножить здоровье? Наши прабабушки и прадедушки очень хорошо знали это, и не помешает нам получить эти знания.

1. Раньше в каждом доме на праздник Троицы появлялись березовые веточки и пучки летних полевых трав. Это символизировало хороший урожай и безбедный год.

Кроме того, береза всегда считалась защитником от любого зла, поэтому именно ветки березы вставляли в оконные рамы или просто вешали возле окошек и дверей – чтобы не проникла злая сила. Сегодня такие ритуалы помогают приумножить богатство, жить безбедно с благословением высших сил, и оградить дом от зла.

Можно просто собрать в поле или саду душистых трав, нарвать березовых веток и украсить ими свой дом. Особенно хорошо, если березовые веточки будут освящены в храме – тогда они будут мощными оберегами для дома на весь год.

2. Самой лучшей приметой в Троицын праздник всегда считался дождь – он нередко идет на Пятидесятницу, и всегда считается очищением природы, благословением людей. Если дождь в этот день пошел – стоит радоваться, год будет очень счастливым и светлым для всех людей.

3. Многим известно, что в этот христианский праздник нельзя работать – любой труд осуждается, кроме приготовления еды. Нужно отдыхать от физического труда, нельзя делать уборку и работу в саду.

Кроме того, этот период «русалий» – языческий обычай гласит, будто в эти дни русалки выходят из вод, и купаться в воде опасно. Так что, некоторые поверья утверждают, что в Троицу нельзя купаться и принимать ванну.

4. А что нужно делать за день до Троицы, так это поминать ушедших из жизни родных. Это – родительский так называемый день, и многие хранят традицию поминать родственников до сих пор.

5. Есть и свадебные приметы – именно Троица считается удачным днем для сватанья. В этот светлый праздник можно и нужно свататься, делать предложения, знакомиться с родителями невесты и просить руки. Считается, что так союз будет очень счастливым.

6. Очень красивый Троицын обряд – плетение венков. Это делать можно лишь незамужним девушкам – и не только можно, но и рекомендуется, чтобы привлечь в судьбу светлую и крепкую любовь.

Девушки сами собирали травы, полевые цветочки, а затем плели венки. Веночек пускался по реке – так считалось, что придет в судьбу долгожданная любовь.

Та девушка, которая имеет избранника, должна тайно, вдали от посторонних глаз, подарить свой венок любимому. Считается, что этот обряд дарения освятит союз, и пара будет счастлива, а их любовь не исчезнет никогда.

Кроме того, такой веночек, сплетенный руками возлюбленной, становится для парня мощным оберегом. Он должен хранить его в своем доме.

7. Праздничное застолье в день Троицы – особый обед. За столом только те гости, которых хозяева рады видеть – нельзя приглашать в этот день в дом недобрых или неприятных людей.

Стол принято застилась зеленой скатертью, а среди блюд должны присутствовать непременно выпеченные изделия. Хозяйка печет сама – и чем больше будет разнообразие выпечки, тем богаче и счастливее выдастся год.

Нельзя в этот день без яиц – они считаются обязательным атрибутом праздничного стола. Вообще, стол в Троицу должен быть богатым и содержать на себе все – овощи, фрукты, яйца, мясные блюда и рыбные, караваи и много выпечки. Чем щедрее хозяева угощают гостей – тем благосклоннее к ним весь год будет природа.

8. Древний обычай в Троицу – ломать веники для бани. Многие люди, особенно жители деревень, до сих пор делают это и заготавливают для своей баньки новые венички, которые будут обладать целительной силой!

Нельзя ломать молодые березки или сламывать верхние ветки. Только боковые, чтобы не погубить деревце. Ветки ломаются утром, но только в сухую погоду.

Погадать на судьбу…

Пятидесятница – прекрасный день для гаданий. Церковь всегда против всяческий гаданий и предсказаний, однако наш народ имеет языческие корни, и всегда был обычай гадать и ворожить именно в христианские праздники.

Ведь природа в эти дни особенно восприимчива, открыта, мистические силы совсем рядом с нами. Главное – не делать никакого зла, все гадания должны иметь добрые и искренние намерения.

1. Красивый и романтичный обряд для девушек – завивание березки. Девушки уходили в лес и завивали березку – украшали ее ветки лентами, бусами, плели из веток веночки. Таким образом, барышни призывали любовь.

2. Березовые веточки также клали девушки под подушку, чтобы пришел во сне суженый. Считается, что тот парень, образ которого придет в сновидении, и будет мужем.

Это гадание дошло и до наших дней. Многие любопытные девушки с трепетом и волнением засыпают на березовых веточках, желая увидеть во сне свою любовь и судьбу.

3. Еще одно гадание с березовыми ветками – на судьбу. Такое гадание можно делать и взрослым женщинам. Подойдя к березке, не глядя на нее, нужно сорвать веточку – а затем осмотреть ее.

  • Если веточка попалась ровная и гладкая, судьба в этом году будет счастливой, без трудностей.
  • Кривая или бугристая ветка – знак, что год будет непростым.

4. Знаменитое гадание по ромашке – на самом деле Троицкий обряд. Но все непросто – сначала ромашки вплетались в веночек, а уж потом, к вечеру, перед сном, девушка вынимает случайную ромашку из венка, в котором ходила весь день, и гадает.

Срывая лепесток за лепестком, можно спрашивать не только «любит – не любит», но и «сбудется – не сбудется», «выйду замуж – не выйду» и прочие вопросы, которые терзают девичье сердце. Это гадание только для незамужних барышень.

Троица – светлый и мистический день, который может принести счастье на весь год, если правильно себя в этот праздник вести. Пусть ваши мысли будут чистыми, не желайте никому зла и благодарите природу и вселенную за все, что имеете – и каждый год и день будет для вас счастливым! Автор: Василина Серова

С днём Святой Троицы!

«Пресвятая Троице, помилуй нас;
Господи, очисти грехи наша;
Владыко, прости беззакония наша;
Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Господи, помилуй. Господи, помилуй. Господи, помилуй.
Слава Отцу и Сыну и Святому духу и ніне и присно и во веки веков.»


Троица является одним из важнейших праздников верующих людей, а также относится к числу самых любимых и долгожданных праздничных дней в народе. Каждый год дата празднования
Троицы меняется, так как зависит от того, какого числа была Пасха. Но всегда Троицу отмечают на пятидесятый день после Пасхи, а потому в 2018 году этот светлый праздник выпал на 27 мая.

Иногда его еще называют днем сошествия Святого Духа. Именно в этот день на святых апостолов, последователей Иисуса Христа, сошел Святой Дух, который и символизирует триединство Бога.
С этого дня Бог послал апостолам дар говорить на разных языках. И именно Троица считается Днем рождения Церкви. Неделя после нее называется «Зелеными святками».

Семейное древо. Обряд на Родительскую субботу

Суббота перед праздником является поминальным днем. Люди в храмах ставят свечи за упокой умерших родственников. Особенно молятся за умерших преждевременной смертью, считая их жертвами коварных русалок.

Канун праздника - Родительская суббота: единственный день в году, когда церковь молится о душах людей, умерших некрещеными.

В Родительскую субботу посадите семейное древо: саженец на дачном участке или комнатное многолетнее растение, например фикус. На дно ямки или горшка положите вещицу, связанную с вашим родом: недорогое украшение, принадлежавшее маме или бабушке, осколок блюдца из семейного сервиза, старую пуговицу.
Если ничего подобного не найдется, принесите горсть земли с места, где вы или кто-то из старшего поколения ваших родственников провел детство, юность.

Внимание: ни в коем случае не кладите под дерево землю с могилки - с кладбища ничего нельзя приносить в дом или в сад!

В первый раз надо полить семейное древо заговоренной водой. Возьмите родниковую или наберите из-под крана сразу после полуночи, положите на сосуд с водой обе ладони и начинайте называть имена всех предков, которых вспомните.
Назвав имя, всякий раз произнесите: «Мир тебе и вечное спасение».
Обряд заговаривания воды повторяйте ежемесячно в полнолуние: души ваших ушедших получат облегчение, а вы - поддержку рода.

Троицу празднуют три дня. Хозяйки к ней очень тщательно готовятся: наводят в доме чистоту, украшают жилье свежими ветками клена, березы, ивы, липы, цветами и травами, что символизирует процветание и новый жизненный цикл.

Березовыми ветвями украшают на Троицу не только дома, но и храмы. Зеленый цвет свежих веток березы символизирует возрождение и обновление.
Священники облачаются на Троицу в одежды зеленого цвета.

В праздник Троицы в храмах совершается особая служба с чтением коленопреклоненных молитв: священник читает молитвы, стоя на коленях в Царских вратах, лицом к верующим, прихожане при этом также встают на колени, впервые после Пасхи.

Полы в храмах устилают свежескошенной травой, пучок которой после службы каждый желающий может взять домой в качестве оберега.

Также на Троицу можно принести с собой в храм березовую веточку, чтобы освятить ее, а после забрать домой. Дома освященные веточки березы ставят рядом с иконами.
Считается, что они весь год будут оберегать дом и его обитателей от бед и невзгод.

Ни в коем случае нельзя выбрасывать принесенные из храма веточки березы. Их засушивают и ставят рядом с иконой, в крайнем случае, можно их сжечь через семь дней после Троицы.

Троица является светлым праздником, поэтому в этот день нельзя предаваться унынию. Также в столь светлый праздник не нужно ни с кем ругаться, браниться, сквернословить, ссориться, злиться, таить обиду.
Постарайтесь провести этот праздничный день в гармонии с самим собой и с окружающими, совершая благие дела.


Зеленая трапеза

В праздничный день Святой Троицы нужно обязательно собраться всей семьей за обедом. Угощения к праздничному столу хозяйки готовят заранее.
Поста в этот праздник нет, поэтому на стол можно подать любые блюда.

❧ Яичница
Хозяйки в этот день с утра готовят особую яичницу. Состоит она из двух яиц, поскольку оба ее "глаза" должны символизировать дружную пару - мужа и жену. Пока блюдо жарится на сковородке, хозяйка читает молитву ко Пресвятой Троице.
Солят яичницу четверговой солью. Приправляют зеленым луком, чесноком и петрушкой. Причем зелень не шинкуется, а кладется веточками или длинными зелеными перьями вместе с нарастающей головкой луковицы.
Считается, что благодаря этому сохраняется целостность семьи.

❧ Мясные и рыбные блюда
На Троицу ограничений в еде нет (и в течение недели после праздника пост не соблюдается ни в среду, ни в пятницу), и значит можно готовить скоромные блюда. А именно: котлеты, отбивные, жаркое.

❧ Блины и каравай
Блины также являются традиционным блюдом Троицы. Наши предки пекли блины и поминали ими усопших, раздавали в качестве милостыни нищим и нуждающимся.

Непременно следует испечь или купить каравай. Это традиционный «свадебный» хлеб, обязательно круглый — в форме солнца, высшего славянского божества.
В старину пекли каравай особо приглашенные люди - чаще всего женщины, непременно замужние и имеющие деток, то есть счастливые в семейной жизни. Получалось, что их семьи благословил Бог, и через них благословение передается молодой семье. Замешивая тесто, женщины пели специальные обрядовые песни, произносили молитвы и наговоры, призывающие Господа спуститься с небес и помочь испечь каравай. Так что лучше всего, чтобы ваш каравай для праздника Святой Троицы пекла женщина (или купила для вас в булочной), счастливая в замужестве. Вместо каравая вполне можно подать круглый дрожжевой пирог.

Девушкам на выданье и одиноким дамам следует взять несколько кусочков каравая, завернуть в чистую тряпицу, прочитать над свертком молитву «Отче наш» и от всей души попросить Господа (или Высшие силы) о скорой встрече с суженым.
Сверток положить за икону или в такое место, где его никто не увидит и не тронет.
Хранить до свадьбы, чтобы растолочь и добавить крошки в свадебную выпечку - тогда семья будет крепкой.

❧ Пироги
В обязательном порядке должна быть различная выпечка.
Лучше всего, конечно, готовить выпечку с яйцами и зеленью, но и сладкий пирог тоже придется кстати в эти дни.
В давние времена троицкие пироги воспринимались как нечто особенное, и кусочек выпечки непременно прятался за икону. Когда дочери собирались выходить замуж, матери отдавали эти кусочки троицкой выпечки, как некий оберег для мира и счастья в новой семье.

❧ Салаты
Чем больше будет салатов на столе, тем ярче будет праздник. При этом желательно использовать больше листьев салата, огурцов, капусты;
Главное условие праздника - приготовление блюд с добавлением большого количества зелени. Учитывая, что на Троицу принято украшать дом зеленью, то и хозяйки должны щедро добавлять зеленые травы в блюда.


Троицкие традиции

Святая Троица — это большой праздник, поэтому заниматься тяжелой физической работой в этот день запрещается. Стоит по возможности отложить повседневные дела и домашние хлопоты, а как можно больше времени посвятить молитвам и общению с родными людьми.
Подобная деятельность не является греховной, но считается, что бытовая суета не должна отвлекать нас от главной сути праздника.

Зато можно собирать лекарственные травы.

Первый день - Зеленое воскресенье - в народе считают днем ​​активности и коварства русалок и прочей мифической нечисти. Зелень, которой украшают дома, является защитой и оберегом от них. Утром в этот день в храмах проходят праздничные богослужения. Затем люди ходят друг к другу в гости.
Начинаются массовые гуляния, ярмарки.

Троица всегда считалась девичьим праздником. Они плетут венки, опуская их в реку для гадания. Затем они шли в лес гулять. К этому дню пекли каравай и раздавали его в лесу незамужним девушкам. Эти кусочки сушили и хранили до свадьбы, замешивая потом сухари в тесто для свадебного каравая.
Считали, что они принесут им в новую семью благополучие и любовь. Затем под березкой организовывали пикник - праздничную трапезу.
Вечером народ развлекали ряженые.

Второй день праздника называется Клечальным понедельником . После службы священники шли на поля читать молитвы с просьбой к Богу о благословении на будущий урожай.

На третий, Богодухов день , парни выбирали себе невест. Девушки “водили тополь”, в роли которого была незамужняя девушка - первая красавица в деревне.
Ее наряжали венками, лентами, ветвями и водили по дворам. Встретить Тополь считалось большой удачей. В этот день в колодцах освящали воду.

В народе говорят, что именно на Троицу русалки выходят из рек на поля, по ночам они заводят свои игры и живут в лесах до Петрова дня (12 июля).
Путников русалки могут защекотать до смерти, поэтому купание в реках во время зеленых святок считается опасным.


Зеленые святки

Задолго до принятия христианства в начале июня на Руси проходили празднества, связанные с почитанием земли-матушки. Они назывались «зелеными», или «изумрудными» днями, отсюда и народное название Троицына дня — Зеленые святки.

По поверьям, на Зеленые святки землю не следует беспокоить — сажать или пересаживать растения, копать и рыхлить, убирать сорняки. Пусть земля-именинница отдохнет, тогда будет благосклонна к человеку.

Заговор на Троицу на удачу

На Троицу произносят заговор на удачу и успех в делах:

«Встану я, помолясь, выйду, перекрестясь,
взойду на гору высокую, погляжу окрест на все четыре стороны.
Как на восточной стороне на лугу зеленом пасется конь вороной, норовом дикий да буйный.
Никто его не седлал, никто на нем не езжал, стремян-поводьев тот конь не знал.
Я того коня укрощу, и будет он подо мной ходить послушно, возить, куда я хочу.
Воля моя крепкая, слово мое верное. Аминь».


Приворот на Троицу

А чтобы приворожить любимого, в Троицын день женщина собирает траву, плетет из нее небольшой венок и, ложась спать, кладет под подушку с наговором:

«Как эти травы в венок свивались-переплетались,
так пусть раб Божий (имя) вокруг меня, рабы Божией (имя), вьется-увивается,
как венок будет вянуть и сохнуть,
так пусть сохнет-горюет он по мне, Божьей рабе (имя),
едой не заедает, питьем не запивает, гульбой не загуляет;
при пире он или при беседе, в поле он или в доме — не сходила бы я с его ума-разума.

Будьте слова мои крепки и лепки, крепче камня и булата,
острого ножа и борзометкого копья.
А ключ моим словам и утверждение, и крепость крепкая,
и сила сильная в небесной высоте, а замок в морской глубине.
Да будет так!».


Березовая магия на Троицу

Главным символом Троицы считается береза — всевозможные обряды связаны именно с ней. Ее листьями засыпали полы в избах, пучками березовых веточек украшали ворота, пороги, окна и иконы.
Нередко к березовым добавляли ветки яблони, рябины, клена, ивы. Но ни в коем случае не брали ветки хвойных деревьев (они символизируют смерть) и осины (это дерево-вампир).
Считалось, что береза, впитавшая энергию пробудившейся земли, защитит от злых сил, подарит здоровье, достаток, сбережет и приумножит новый урожай.

На праздник Троицы можно совершить ритуал на исполнение заветного желания. Нужно подойти к молодой березке, обнять ее, затем подтянуть к себе ветку и попросить березу о помощи, произнести вслух свое желание, сплетая косичку из самых тонких веточек дерева.
При завивании старались не измять листочки и не сломать сучки и ветви: уже завитые березки украшали цветами, вешали на них полотенца, платки, пояса, думали о заветном…

Через несколько дней стоит навестить «свою» березку: если косичка в целости - мечта непременно исполнится, если расплелась - увы.

Кстати, если, гуляя в лесу или парке, увидите такие заплетенные ветки - не трогайте! Может быть, кто-то загадал желание, а возможно, оставил на березе беду.
Кто расплетет такую косичку - перебьет другому удачу или возьмет себе чужие невзгоды.

Встародавние времена при завивании венков девушки кумились. Менялись какими-нибудь вещами - колечками, платками, и после этого называли себя кумой.
Этот обряд имел большое значение и был вполне созвучен православной идее Троицы - согласию.
Основа кумления - клятвенное обещание дружбы и взаимопомощи на определенный срок.
Обряд сопровождали заговоры с такими вот словами:

«Покумимся, кума.
Покумимся, чтобы нам с тобой не браниться, а вечно дружиться».

После кумления участницы обряда называли друг друга «сестрами», «кумами» или «подругами», как можно дольше сохраняя сестринские отношения.

Народные пословицы о Троице

  • Бог любит Троицу.
  • Без Троицы дом не строится.
  • Троица перстов крест кладет.
  • На Троицкой неделе дождь — много грибов.
  • На Троицу каждая веточка — помощник и лекарь.

Интересно, что на Троицу по погоде можно сделать прогноз наперед.

Роса, выпавшая на Троицу, считается очень полезной для здоровья. Девушкам советуют ее умываться, чтобы сохранить молодость и красоту.

Если в этот день идет дождь - будет хороший урожай, теплое и грибное лето.

Плохой приметой на Пятидесятницу считают жаркую погоду, тогда лето обещает быть засушливым.
по материалам fakty.ictv.u, zonatigra.ru


Считается, что если тщательно придерживаться древних обычаев на Троицу, можно привлечь в дом счастье и благополучие.
Со Светлой Троицей Вас!