Роль парадокса в творчестве В.Г. Короленко

Короленко Владимир Галактионович

Парадокс

В.Г.КОРОЛЕНКО

ПАРАДОКС

Подготовка текста и примечания: С.Л.КОРОЛЕНКО и Н.В.КОРОЛЕНКО-ЛЯХОВИЧ

Для чего собственно создан человек, об этом мы с братом получили некоторое понятие довольно рано. Мне, если не ошибаюсь, было лет десять, брату около восьми. Сведение это было преподано нам в виде краткого афоризма, или, по обстоятельствам, его сопровождавшим, скорее парадокса. Итак, кроме назначения жизни, мы одновременно обогатили свой лексикон этими двумя греческими словами.

Было это приблизительно около полудня знойного и тихого июньского дня. В глубоком молчании сидели мы с братом на заборе под тенью густого серебристого тополя и держали в руках удочки, крючки которых были опущены в огромную бадью с загнившей водой. О назначении жизни, в то время, мы не имели еще даже отдаленного понятия, и, вероятно, по этой причине, вот уже около недели любимым нашим занятием было - сидеть на заборе, над бадьей, с опущенными в нее крючками из простых медных булавок и ждать, что вот-вот, по особой к нам милости судьбы, в этой бадье и на эти удочки клюнет у нас "настоящая", живая рыба.

Правда, уголок двора, где помещалась эта волшебная бадья, и сам по себе, даже и без живой рыбы, представлял много привлекательного и заманчивого. Среди садов, огородов, сараев, двориков, домов и флигелей, составлявших совокупность близко известного нам места, этот уголок вырезался как-то так удобно, что никому и ни на что не был нужен; поэтому мы чувствовали себя полными его обладателями, и никто не нарушал здесь нашего одиночества.

Середину этого пространства, ограниченного с двух сторон палисадником и деревьями сада, а с двух других пустыми стенами сараев, оставлявшими узкий проход, занимала большая мусорная куча. Стоптанный лапоть, кем-то перекинутый через крышу сарая, изломанное топорище, побелевший кожаный башмак с отогнувшимся кверху каблуком и безличная масса каких-то истлевших предметов, потерявших уже всякую индивидуальность,- нашли в тихом углу вечный покой после более или менее бурной жизни за его пределами... На вершине мусорной кучи валялся старый-престарый кузов какого-то фантастического экипажа, каких давно уже не бывало в действительности, то есть в каретниках, на дворах и на улицах. Это был какой-то призрачный обломок минувших времен, попавший сюда, быть может, еще до постройки окружающих зданий и теперь лежавший на боку с приподнятой кверху осью, точно рука без кисти, которую калека показывает на паперти, чтобы разжалобить добрых людей. На единственной половинке единственной дверки сохранились еще остатки красок какого-то герба, и единственная рука, закованная в стальные нарамники и державшая меч, высовывалась непонятным образом из тусклого пятна, в котором чуть рисовалось подобие короны. Остальное все распалось, растрескалось, облупилось и облезло в такой степени, что уже не ставило воображению никаких прочных преград; вероятно, поэтому старый скелет легко принимал в наших глазах все формы, всю роскошь и все великолепие настоящей золотой кареты.

Когда нам приедались впечатления реальной жизни на больших дворах и в переулке, то мы с братом удалялись в этот уединенный уголок, садились в кузов,- и тогда начинались здесь чудеснейшие приключения, какие только могут постигнуть людей, безрассудно пускающихся в неведомый путь, далекий и опасный, в такой чудесной и такой фантастической карете. Мой брат, по большей части, предпочитал более деятельную роль кучера. Он брал в руки кнут из ременного обрезка, найденного в мусорной куче, затем серьезно и молча вынимал из кузова два деревянных пистолета, перекидывал через плечо деревянное ружье и втыкал за пояс огромную саблю, изготовленную моими руками из кровельного тесу. Вид его, вооруженного таким образом с головы до ног, настраивал тотчас же и меня на соответствующий лад, и затем, усевшись каждый на свое место, мы отдавались течению нашей судьбы, не обмениваясь ни словом!. Это не мешало нам с той же минуты испытывать общие опасности, приключения и победы. Очень может быть, конечно, что события не всегда совпадали с точки зрения кузова и козел, и я предавался упоению победы в то самое время, как кучер чувствовал себя на краю гибели... Но это ничему, в сущности, не мешало. Разве изредка я принимался неистово палить из окон, когда кучер внезапно натягивал вожжи, привязанные к обломку дышла,- и тогда брат говорил с досадой:

Что ты это, ей-богу!.. Ведь это гостиница... Тогда я приостанавливал пальбу, выходил из кузова и извинялся перед гостеприимным трактирщиком в причиненном беспокойстве, между тем как кучер распрягал лошадей, поил их у бадьи, и мы предавались мирному, хотя и короткому отдыху в одинокой гостинице. Однако случаи подобных разногласий бывали тем реже, что я скоро отдавался полету чистой фантазии, не требовавшей от меня внешних проявлений. Должно быть, в щелях старого кузова засели с незапамятных времен,- выражаясь по-нынешнему,- какие-то флюиды старинных происшествий, которые и захватывали нас сразу в такой степени, что мы могли молча, почти не двигаясь и сохраняя созерцательный вид, просидеть на своих местах от утреннего чая до самого обеда. И в этот промежуток от завтрака и до обеда вмещались для нас целые недели путешествий, с остановками в одиноких гостиницах, с ночлегами в поле, с длинными просеками в черном лесу, с дальними огоньками, с угасающим закатом, с ночными грозами в горах, с утренней зарей в открытой степи, с нападениями свирепых бандитов и, наконец, с туманными женскими фигурами, еще ни разу не открывавшими лица из-под густого покрывала, которых мы, с неопределенным замиранием души, спасали из рук мучителей на радость или на горе в будущем...

И все это вмещалось в тихом уголке, между садом н сараями, где, кроме бадьи, кузова и мусорной кучи, не было ничего... Впрочем, были еще лучи солнца, пригревавшие зелень сада и расцвечивавшие палисадник яркими, золотистыми пятнами; были еще две доски около бадьи и широкая лужа под ними. Затем, чуткая тишина, невнятный шопот листьев, сонное чирикание какой-то птицы в кустах и... странные фантазии, которые, вероятно, росли здесь сами по себе, как грибы в тенистом месте,- потому что нигде больше мы не находили их с такой легкостью, в такой полноте и изобилии... Когда, через узкий переулок и через крыши сараев, долетал до нас досадный призыв к обеду или к вечернему чаю,- мы оставляли здесь, вместе с пистолетами и саблями, наше фантастическое настроение, точно скинутое с плеч верхнее платье, в которое наряжались опять тотчас по возвращении.

Однако с тех пор как брату пришла оригинальная мысль вырезать кривые и узловатые ветки тополя, навязать на них белые нитки, навесить медные крючки и попробовать запустить удочки в таинственную глубину огромной бадьи, стоявшей в углу дворика, для нас на целую неделю померкли все прелести золотой кареты. Во-первых, мы садились оба, в самых удивительных позах, на верхней перекладине палисадника, углом охватывавшего бадью и у которого мы предварительно обломали верхушки балясин. Во-вторых, над нами качался серебристо-зеленый шатер тополя, переполнявший окружающий воздух зеленоватыми тенями и бродячими солнечными пятнами. В-третьих, от бадьи отделялся какой-то особенный запах, свойственный загнившей воде, в которой уже завелась своя особенная жизнь, в виде множества каких-то странных существ, вроде головастиков, только гораздо меньше... Как ни покажется это странно, но запах этот казался нам, в сущности, приятным и прибавлял, с своей стороны, нечто к прелестям этого угла над бадьей...

В то время как мы сидели по целым часам на заборе, вглядываясь в зеленоватую воду, из глубины бадьи то и дело подымались стайками эти странные существа, напоминавшие собой гибкие медные булавки, головки которых так тихо шевелили поверхность воды, между тем как хвостики извивались под ними, точно крошечные змейки. Это был целый особый мирок, под этою зеленою тенью, и, если сказать правду, в нас не было полной уверенности в том, что в один прекрасный миг поплавок нашей удочки не вздрогнет, не пойдет ко дну и что после этого который-нибудь из нас не вытащит на крючке серебристую, трепещущую живую рыбку. Разумеется, рассуждая трезво, мы не могли бы не придти к заключению, что событие это выходит за пределы возможного. Но мы вовсе не рассуждали трезво в те минуты, а просто сидели на заборе, над бадьей, под колыхавшимся и шептавшим зеленым шатром, в соседстве с чудесной каретой, среди зеленоватых теней, в атмосфере полусна и полусказки...

Вдобавок мы не имели тогда ни малейшего понятия о назначении жизни...

Однажды, когда мы сидели таким образом, погруженные в созерцание неподвижных поплавков, с глазами, прикованными к зеленой глубине бадьи,- из действительного мира, то есть со стороны нашего дома, проник в наш фантастический уголок неприятный и резкий голос лакея Павла. Он, очевидно, приближался к нам и кричал:

Панычи, панычи, э-эй! Идить бо до покою!

"Идти до покою",- значило идти в комнаты, что нас на этот раз несколько озадачило. Во-первых, почему это просто "до покою", а не к обеду, который в этот день действительно должен был происходить ранее

Сюжет

Рассказчик с братиком ловил рыбу в бадье, когда их позвали посмотреть на удивительного человека. Вокруг диковинки собрались люди. Сопровождающий объявил, что это Ян Криштоф, который родился безруким, но он делает всё ногами лучше, чем любой - руками. И Ян действительно демонстрировал удивительные вещи - он снимает сапогами и головной убор ногами, считает деньги пальцами ног, расчесывается, посылает воздушные поцелуи, видит людей насквозь, пишет ногой. Он написал рассказчику с братом на бумаге, что человек создан для счастья, как птица для полета. Затем он собрал деньги за представление и ушел в своем кресле. По пути ему встретились нищие, и он отдал часть денег им.

Вывод (моё мнение)

Дети были потрясены увиденным, и привычные игры теперь не доставляли им радость. У них остался осадок после представления Яна и его девиза о счастье. Они поняли, что не ценят имеющееся - целые руки и ноги, ум, зрение, слух и другие простые блага, которых нет у многих.

Ян Криштоф Залуский - главный герой. Калека, у которого от рождения нет рук; у него большая голова, бледное лицо «с подвижными острыми чертами и большими, проницательными бегающими глазами». «Туловище было совсем маленькое, плечи узкие, груди и живота не было видно из-под широкой, с сильной проседью бороды». Ноги «длинные и тонкие», с их помощью «феномен», как его называет сопровождающий, «долгоусый» субъект, снимает с головы картуз, расчесывает гребенкой бороду, крестится и, наконец, пишет на белом листке «ровную красивую строчку»: «Человек создан для счастья, как птица для полета». Эта фраза действительно стала, как ее и называет Залуский, афоризмом, причем особенно расхожим в советское время. Но это, подчеркивал Залуский, не только афоризм, но и «парадокс». «Человек создан для счастья, только счастье не всегда создано для него», - говорит он позднее. Короленко, не раз показывавший болезни и человеческие увечья (вплоть до повести «Без языка», где положение человека в чужой стране придает понятию немоты философское звучание), подчеркивает парадокс Залуского не только для более острого изображения взаимоотношений между людьми (растерянное высокомерие доктора Дударова и достоинство Залуского) и не из педагогических целей, но ради утверждения центральной идеи всего своего творчества: «Жизнь… кажется мне проявлением общего великого закона, главные основные черты которого - добро и счастье. Общий закон жизни есть стремление к счастию и все более широкое его осуществление». Именно врожденное несчастье Залуского помогло ему выразить эту свою заветную мысль с особой убедительностью.

Главным героем выступает Ян Криштоф Залуский. Он с самого рождения калека, у него нет рук, его голова большая, а лицо настолько бледное, что видно его только бегающие глаза. Они у него довольно проницательные и большие, его черты лица достаточно острые.

Его маленькое тело куда-то прятало плечи, которые сами по себе были и так маленькие. У него была густая и длинная борода, которая закрывала его небольшую грудь и ели видный живот. Ноги у него были довольно длинные и худые. Зачастую о нем отзывались, как о «феномене» или «долгоусом».

Известная в советское время фраза, позднее ставшая афоризмом, означала, что человеку предписано счастье, однако никто не знает, будет ли оно у него. Человеческое счастье можно сравнить с полетом птицы, но не парадокс ли это? Ян Криштоф Залуский утверждал, что действительно не каждый человек в жизни может приобрести счастье, как бы он не летал. Так, и укоренился парадокс Залуского, позже Короленко, который много раз сосредотачивал внимание на человеческих болезнях, активно поддержал парадокс Залуского. В творчестве Короленко присутствует знаменитая повесть «Без языка», где прослеживается четкая философская тематика. Человек, находящийся в совершенно чужой стране, абсолютно нем.

Акцентируя внимание на парадоксе Залуского, Короленко не только стремится показать человеческие накаленные отношения, как видно это из высокомерия доктора Дударова, а также его прототипа Залуского, который обладает целым рядом достоинств, и не только в педагогических целях. Такое внимание направлено с целью утверждения основной темы всего его творчества. Главными чертами жизни для него были добро и счастье.

По мнению Короленко, жизнь для того и дана, чтобы быть счастливым. Конечно, само понятие «счастье» довольно обширное и понять, а главное, получить его можно только тогда, когда сам к нему стремишься. Главное, двигаться вперед, невзирая ни на что.

Благодаря несчастью, которое было с Залуским с самого его рождения, ему удалось выразить свои мысли с большой уверенностью.

(Пока оценок нет)



Сочинения по темам:

  1. На Юго-Западе Украины, в семье богатых деревенских помещиков Попельских, рождается слепой мальчик. Вначале никто не замечает его слепоты, лишь мать...
  2. «Моя мать умерла, когда мне было шесть лет» - так герой повести мальчик Вася начинает рассказ. Его отец-судья горевал по...
  3. Давным-давно в некоем городке на берегу Средиземного моря столяр Джузеппе дарит своему другу шарманщику Карло говорящее полено, которое, видите ли,...
  4. Эдгар Аллан По был самым первым профессиональным американским автором. До него никто из писателей не пытался жить своим ремеслом. Он...

Урок внеклассного чтения в 8 классе на тему: «Человек создан для счастья…» (По очерку В.Г.Короленко «Парадокс»)

Цели:

Образовательная: познакомиться с очерком В.Г.Короленко «Парадокс», фильмом-призером Всероссийского кинофестиваля «Семья России» «Нарицаешься Верою…», повторитькомпозицию художественного произведения;

Развивающая: развивать устную речь, навыки сопоставительного анализа;

Воспитательная: воспитывать понимание и сострадание к окружающим людям.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска, индивидуальные рабочие листы. Ход урока 1. Оргмомент. Тема нашего урока: «Человек создан для счастья…» Как вы думаете, о чем нам сегодня предстоит говорить? (О счастье, о жизни…)

Чтение учителем стихотворения Э.Асадова «ЧТО ТАКОЕ СЧАСТЬЕ?»(в сокращении)

Что же такое счастье?
Одни говорят:- Это страсти:
Карты, вино, увлеченья -
Все острые ощущенья.

Другие верят, что счастье -
В окладе большом и власти,
В глазах секретарш плененных
И трепете подчиненных.
Третьи считают, что счастье -
Это большое участие:
Забота, тепло, внимание
И общность переживания.

А счастье, по-моему, просто
Бывает разного роста:
От кочки и до Казбека,
В зависимости от человека!

В своих сочинениях «Что такое счастье?», «Счастливый человек. Какой он?» вы пытались ответить на этот вечный вопрос. (Презентация с озвучиванием: читаются выдержки из ученических сочинений) - Сегодня мы попытаемся в процессе беседы обогатить (пополнить) наши знания о счастье и смысле жизни человека. Самый великий дар, данный человеку, - чуткое сердце, способное воспринять состояние других людей, понять их, проникнуть в их внутренний мир, посочувствовать им, разделить с ними радость или горе. И таким даром - чутким сердцем - обладал, по воспоминаниям современников, Владимир Галактионович Короленко. Друзья называли его «совестью эпохи» «солнцем России». - Посмотрите на названия произведений писателя и скажите: о ком писал писатель, кто был героями его произведений. («Дети подземелья», «Слепой музыкант», «Чудная»______________________ (Короленко писал о нищих, обездоленных, несчастных людях). В основе мироощущения Короленко лежат сострадание, сочувствие, ощущение чужой боли как своей. И эти чувства (вы со мной, надеюсь, согласитесь) мы испытываем, читая очерк «Парадокс».

2. Основной этап урока.

2.1. Работа по тексту: сюжет, композиция.

Что означает это слово?

(Парадокс (греч.) - мнение, расходящееся с общепринятым, даже противоречащее здравому смыслу).

Каков сюжет произведения? (Пересказ учащегося).

Давайте вспомним составляющие композиции. (Даны определения, нужно подписать понятия)

Вступительная часть литературного (музыкального) произведения, содержащая мотивы, которые развиваются в дальнейшем -

Событие, знаменующее начало развития действия в эпических и драматических произведениях -

Момент наивысшего напряжения действия в художественном произведении -

Один из элементов сюжета, заключительный момент в развитии действия в художественном произведении -

Какова композиция произведения? (Определить, что является экспозицией, развитием действия, завязкой, развязкой произведения?





Развязка

2.2. Работа по содержанию (с таблицами):

А) заполнение таблиц №1, №2.

Феномен (книжн.) - человек (явление), выдающийся, исключительный в каком-нибудь отношении.

Таблица №1

1. Каковы были представления братьев, героев рассказа,

о назначении жизни человека?

До появления феномена

После появления феномена

«…мы не имели тогда ни малейшего понятия о назначении жизни...»

«…теперь это почему-то не доставляло нам прежнего удовольствия.

Впрочем, причина была: в дремоте обоим нам являлось лицо феномена и его глаза, то холодные и циничные, то подернутые внутренней болью...»

2. Какое впечатление производит феномен

на собравшийся народ?

на мальчиков?

«какое-то испуганное сожаление», «послышался визг»,

« послышался почти истерический женский плач»

«…зажмурился,-так резко и болезненно ударило мне в глаза обнаженное уродство этих узких плеч…»

Работа со словом АФОРИЗМ.

Афоризм (греч.) - краткое выразительное изречение, емко и остро выражающее какую-либо идею. Идея афоризма рассказа в том, что счастье - естественное состояние человека.

Таблица №2

Б) Устная работа по вопросам:

Таблица №3

2. Чем можно объяснить такое отношение?
Таким поведением он защищается от людей. Его жизнь - жизнь калеки - это цирковое представление для людей, имеющих руки и ноги. Цинизмом он закрывает свою израненную душу.
3. Почему деньги, которые кинул ему Дударев, феномен отдает нищему? Не ценит его подаяния?
Это снисхождение. Большего калека не заслужил. Деньги, поданные без души.
4. Как вы объясните суть афоризма, написанного феноменом для мальчиков?
Стремление к счастью - естественная цель человеческой жизни, к нему надо постоянно стремиться, какой бы сложной и трудной не была жизнь.
5 . Почему именно мальчикам он написал это афоризм? Почему он повторил его несколько раз?
У них вся жизнь еще впереди. Внушил им надежду. Настойчивым напоминанием афоризма он как бы желает внушить юным слушателям, что это суждение особо важно для них.
6. Почему этот афоризм прозвучал как парадокс?
Парадокс в том, что жалкий калека - автор афоризма о счастье. Если бы этот афоризм изрек здоровый человек, то смысл бы не исказился, афоризм бы не превратился в необычное высказывание.

Жизнь в фантазии сменилась для мальчиков реальной жизнью, которая заставляет задуматься, для чего живет человек. Произошел духовный перелом - резкое изменение в сознании.

«Жизнь вообще, в самых мелких и самых крупных своих явлениях, кажется мне проявлением общего великого закона, главные основные черты которого добро и счастье. А если нет счастья? Ну, что ж, исключение не опровергает правила. Нет своего - есть чужое, а все-таки закон жизни есть стремление к счастью и его осуществлению. Только это я и пытался сказать своим парадоксом».

Эти слова были написаны в один из самых трагических моментов в жизни писателя, когда он узнал о смерти своей маленькой дочери Лели. Но он считает, что надо не сдаваться в жизни.

- Чтение учеником стихотворения:

Природа-мать не наделила

Его руками, как всех нас,

И счастье в душу не вселила,

Не дав вкусить его хоть раз.

А как же жить, когда смеются

И пальцем тычут в спину все?

В душе ручьями слезы льются-

Вся жизнь словно в кошмарном сне…

Людей своим уродством тешит,

В коляске ездит, как паук.

Но кто поможет? Кто утешит?

Он сам себе и мать, и друг.

Жестоко, страшно, будто в маске

Его лицо, но вот глаза…

В них столько жизни, столько ласки,

В них мысль, что жизнь всего одна,

Что счастья все должны добиться-

Ведь для того мы рождены.

Мы с вами, как в полете птицы:

Мы можем все, а он - увы!

Он никогда не испытает

Того, что чувствуют вокруг.

Ведь рана та не зарастает,

Ведь нет у человека рук!

Такой, обиженный судьбою,

Не понимает он людей,

В ком жизнь бурлит, течет рекою,

Но только без счастливых дней.

А счастья нужно добиваться-

Само не постучится в дверь.

Но как?! Шутить, любить, смеяться,

Стать интересней и добрей.

Уродлив, но душа прекрасна;

Он потому нас учит жить,

Что рождены мы все для счастья,

Что нужно счастьем дорожить!

2.3. Просмотр фильма и его обсуждение. - Доводилось ли вам в жизни встречать таких людей? Сегодня я хочу познакомить вас с Верой Петровной Костелянец, жительницей Калужской области. Прежде чем познакомиться, посмотрите вопросы, которые нам предстоит обсудить потом. А) Просмотр фильма-призера IV Всероссийского кинофестиваля «Семья России» «Нарицаешься Верою…» Сюжет фильма: Родилась Вера на Урале. Родилась без обеих рук. Мать оставила ее в детдоме. Там и научилась она всему: шить, работать, обслуживать себя. Как только ей исполнилось 16 лет, директор детдома определила ее в дом престарелых. Запахи, трупы чуть не довели девушку до отчаяния. Ее определяют в обычную школу учиться. На переменах появлялось в классе много зевак, которые приходили посмотреть на необыкновенного человека, который писал, как все, но только зубами или зажимая ручку плечом и подбородком. Вера закончила школу. Выпускной. Не такая нарядная, как все, но счастливая. По направлению приехала в калужский сельхозтехникум. Когда посмотрели на нее, то подумали: кто же за ней будет ухаживать? Но когда увидели, что Вера сама себя обслуживает, разрешили ей остаться. Стала встречаться с парнем. Забеременела. Он сказал, что помогать ей не будет, что она должна сделать аборт. Но Вера мечтала о девочке. Родила. И с этой трудностью справилась сама. Пока ребенок маленький, переносила его в зубах, стирала, пеленала…В собесе помогли: дали комнату. Когда дочери исполнилось три года, к ним в село приезжает корреспондент журнала «Работница». Вере стали приходить письма, посылки. И однажды она получила письмо с казенным адресом. Это из тюрьмы. Завязалась переписка. Вера поехала в тюрьму на Украину. Там они и расписались. Снова беременность. Снова предательство. Вера понимает, что муж хочет развод, но не решается сказать. Тогда она предлагает сама развестись. Родился мальчик. Вера счастлива снова. Однажды, возвращаясь со службы (это было Прощеное воскресенье), Вера зашла в лес и стала искренне и слезно просить прощение у своей матери, она сама давно простила свою мать за все. Несмотря ни на что, Вера счастлива. Счастлива, потому что скоро наступит весна, скоро будет копаться в земле. Счастлива, потому что вырастила хороших детей, дала им все, что могла, а теперь все зависит от них. - Несчастные всегда виноваты, виноваты в том, что существуют, что говорят, что нуждаются в других и что не могут оказать им услуг. (Оноре Мирабо) Б) Работа по вопросам: - Что удивило, что поразило вас в судьбе героини? (Необыкновенная сила воли, безграничная доброта в глазах) - Что сближает двух героев (Яна Залусского и Веру), кроме того, что они оба без рук? (Сближает то, что герои для окружающих удивительные существа, на которых глазеют как в цирке, но никто из них не озлобился на людей за то, что они здоровы; и Вера, и феномен заботятся о детях (у Веры свои дети, у феномена - племянники), несмотря на то, что они без рук. - Василий Розанов писал: «Нужно, чтобы о ком-нибудь болело сердце. Как это ни странно, а без этого пуста жизнь». И для наших героев жизнь наполнена смыслом: заботой об окружающих. - После нашей беседы, после знакомства с героями пополнились ли ваши представления о счастье? (Одной из составляющих счастья является сама жизнь) В) Какая из цитат могла бы быть эпиграфом к нашему уроку. Эпиграфом, который бы отражал задумку авторов сегодняшних произведений. - Цель художника не в том, чтобы неоспоримо разрешить вопрос, а в том, чтобы заставить любить жизнь в бесчисленных, никогда не истощимых всех ее проявлениях. Лев Толстой - Петру Боборыкину - Любая книга - это исповедь, а книга воспоминаний - это исповедь без попытки прикрыть себя тенями вымышленных героев. Илья Эренбург - В писателе должны действовать одновременно мыслитель, художник и критик. Критик должен быть умнее мыслителя и талантливее художника, но он не творец, он беспощаден. А.Н.Толстой

3. Заключительный этап работы.

Наш урок мне хочется закончить цитатами из ваших сочинений (презентация): - Самое большое счастье - это сама жизнь. - В течение жизни человек сталкивается с трудностями и горем. И если он умеет преодолеть все это, сохранить доброту и человечность, не озлобиться - это тоже счастье. - Счастье - это чудо, которое мы сами создаем. - Счастье - счастье - это умение радоваться жизни. - Если человек не будет стараться делать жизнь счастливой, то она перестанет ему нравиться. - Счастье не надо искать, оно не вокруг да около. Оно в нас самих. - Дерзай, пробуй, испытывай, узнавай неизвестное. Ведь чем больше у человека интересов, чем разностороннее его увлечения, тем интереснее жизнь, тем больше у него шансов быть по-настоящему счастливым. Вы созданы для счастья, но не забывайте, что окружающие вас люди тоже созданы для него. Поэтому не унижайте людей, цените их, любите их, берегите их. Краткий пересказ. Герои очерка - мальчики десяти и восьми лет, ничего еще не знающие о жизни. Любимым их занятием была игра во дворе: ловля рыбы или путешествия. Они представляли, что они кого-то спасают, что ночуют где-то в поле или в гостинице. И в один прекрасный день слуга Павел прервал их игру, заставив смутиться, и позвал идти в комнаты. Мальчики были удивлены, но послушались. Когда они пришли к крыльцу их дома, то увидели много народа. Стали вспоминать, что же они такого натворили. Но вскоре увидели на какой-то телеге человека с большой головой, маленьким телом, длинными ногами, его груди из-за бороды не было видно. Человек был без рук. Это был Ян Криштоф Залуский. Его называли феноменом. Он все делал ногами: и причесывался, и кланялся, и посылал воздушные поцелуи, и даже крестился. За то, что он показывал все это, ему давали деньги. Матвей (он был вместе с калекой) сообщил, что феномен еще пишет афоризмы. Кто желает, может подойти и получить афоризм от человека, который знает и прошедшее, и настоящее, и будущее. Никто не решался. Тогда феномен подозвал к себе мальчиков и написал им: «Человек создан для счастья, как птица для полета». Когда уезжал, то несколько раз повторил им эту фразу. Мальчики, вернувшись к себе во двор, играть уже не хотели. Ночью спали плохо и даже вскрикивали.

Не каждый человек, обладающий физическим здоровьем и материальным благосостоянием, чувствует себя счастливым. Но как в таком случае добиться тому, кто этого не имеет? -Этот философский вопрос поднял в своем произведении «Парадокс», краткое содержание которого заключается всего в одном афоризме, высказанном героем этого рассказа, - произведение, способное заставить задуматься тех, кто не испытывает счастья в своей жизни.

История написания

Это произведение В. Короленко написал в течение одного дня. И, исходя из биографических сведений, можно сделать вывод, что день этот был не самым лучшим в жизни писателя. Незадолго до этого умерла его дочь. Короленко признавался своей сестре в одном из писем, что состояние его было --«изломанным и ничтожным».

Жизнь, по мнению писателя, являлась проявлением закона, главные категории которого - добро и зло. Счастье человечеству дано весьма неравномерно. Философской теме, над которой люди ломают голову много столетий, посвятил Короленко «Парадокс».

Главный герой рассказа - десятилетний мальчик из зажиточной семьи. Он вместе с братом частенько отдыхает в огромном прекрасном саду, предаваясь праздному времяпрепровождению, как и полагается, по словам автора, детям состоятельных родителей. Но однажды происходит случай, после которого их душевное равновесие нарушается. На сложный вопрос дает чрезвычайно простой ответ Короленко.

«Парадокс», краткое содержание которого можно сформулировать всего одной фразой: «Человек создан для счастья, как птица для полета», - это глубоко философское произведение.

Как-то раз к дому, в котором жили мальчики, подъехала довольно странная пара. Один был высок и долговяз. Другой обладал обликом, который у каждого из братьев остался в памяти на всю жизнь. У него была огромная голова, немощное тело и… отсутствовали руки. Цель прибытия этих господ была проста - попрошайничество. Именно этим они зарабатывали себе на пропитание. Но делали они это, следует сказать, весьма искусно.

Противоречивой природе счастья посвящен рассказ, созданный Короленко. «Парадокс», краткое содержание которого изложено в статье, повествует о встрече с человеком, для которого счастье, казалось бы, является состоянием недостижимым. Но именно он, а звали его Ян Криштоф Залуский, поведал мудрый афоризм, смысл которого заключался в том, что главное предназначение человека - быть счастливым.

Феномен

Залуский и его сопровождающий зарабатывали деньги довольно артистичными представлениями. Сначала был представлен публике. Помощник называл его «феноменом». Далее следовала краткая история его жизни. И наконец на сцену выходил сам Залуский.

Человек без рук выделывал всяческие трюки: вдевал ногами нитку в иголку, принимал пищу и снимал куртку тем же способом. Но самой удивительной была его способность писать. Причем почерк его был совершенным, каллиграфическим. И именно в этой части повествования ввел философскую идею Короленко. Парадокс Залуского заключался в том, что он с помощью своего специфического метода написал мудрый афоризм о человеческом счастье.

Странное представление

Безрукий маленький человек имел острый язык и чувство юмора. К тому же был не лишен определенного цинизма. Он всячески подшучивал над своей физической неполноценностью, но при этом не забывал напомнить, что достаточно умен, а потому требует денежного вознаграждения. Гвоздем его программы стал философский афоризм, который он попросил прочитать смущенного мальчика.

Образ необычного «счастливца» создал в этом произведении Короленко. Парадокс этого персонажа был в том, что, не обладая тем, что необходимо для нормального существования, он проповедовал философию счастья. И делал это довольно правдиво и убедительно.

Парадоксальный счастливец

Когда же мудрая фраза была зачитана мальчиком, один из зрителей этого необычного выступления выразил сомнение относительно того, что она является афоризмом. Залуский не стал спорить. С присущей ему злой иронией он сказал, что этот афоризм из уст феномена является не чем иным, как парадоксом. Это слово стало ключевым в произведении Короленко.

Парадокс - это когда богатый и здоровый человек считает себя несчастным. Парадокс - это также калека, рассуждающий о счастье.

Но у афоризма Залуского есть продолжение. Противоречивой философской идеей наделил свой рассказ В. Г. Короленко. Парадокс заключается еще и в том, что правдивость своего лозунга о счастье Залуский сам же и опроверг.

Но счастье не дано человеку…

Единственным взрослым человеком, который проникся к калеке состраданием, была мать мальчиков. После выступления она пригласила Залуского и его друга в дом поужинать. А после братья видели, как они удалялись, переговариваясь друг с другом. И их разговор так сильно заинтересовал детей, что они решили проследить за необычными артистами.

Напоминает рассказ, написанный Владимиром Короленко. «Парадокс», главные герои которого встретились в первый и последний раз, представляет собой историю о мудром страннике. Своим внезапным посещением он преподал детям важный урок в жизни.

Счастье - понятие относительное. Человек рожден для него, как птица для полета. Но позже в разговоре Залуского со своим сопровождающим мальчики услышали продолжение высказанной им фразы: «Но счастье, увы, дано не всем». И без этого дополнения к афоризму Залуского был бы не оконченным сюжет Короленко. Парадокс человеческой души заключается в том, что она тянется к гармонии и равновесию, но абсолютное счастье ей неведомо.