Сценарий интеллектуально-познавательной игры "рождество христово"

Ваша помощь сайту и приходу

ВЕЛИКИЙ ПОСТ (ПОДБОРКА МАТЕРИАЛОВ)

Календарь — архив записей

Поиск по сайту

Рубрики сайта

Выберите рубрику 3D-экскурсии и панорамы (6) Без рубрики (11) В помощь прихожанам (3 688) Аудиозаписи, аудиолекции и беседы (309) Буклеты, памятки и листовки (133) Видеофильмы, видеолекции и беседы (969) Вопросы священнику (413) Изображения (259) Иконы (542) Иконы Божией Матери (105) Проповеди (1 022) Статьи (1 787) Требы (31) Исповедь (15) Таинство Венчания (11) Таинство Крещения (18) Георгиевские чтения (17) Крещение Руси (22) Литургия (154) Любовь, брак, семья (76) Материалы для воскресной школы (413) Аудио (24) Видео (111) Викторины, вопросы и загадки (43) Дидактические материалы (73) Игры (28) Изображения (43) Кроссворды (24) Методические материалы (47) Поделки (25) Раскраски (12) Сценарии (10) Тексты (98) Повести и рассказы (30) Сказки (11) Статьи (18) Стихи (29) Учебники (17) Молитва (511) Мудрые мысли, цитаты, афоризмы (385) Новости (280) Новости Кинельской епархии (105) Новости прихода (52) Новости Самарской митрополии (13) Общецерковные новости (80) Основы православия (3 779) Библия (785) Закон Божий (798) Миссионерство и катехизация (1 390) Секты (7) Православная библиотека (482) Словари, справочники (51) Святые и Подвижники благочестия (1 769) Блаженная Матрона Московская (4) Иоанн Кронштадтский (2) Символ Веры (98) Храм (160) Церковное пение (32) Церковные записки (9) Церковные свечи (10) Церковный этикет (11) Церковный календарь (2 464) Антипасха (6) Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц (14) Неделя 3-я по Пятидесятнице (1) Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном (7) Неделя 5-я по Пасхе о самаряныне (8) Неделя 6-я по Пасхе, о слепом (4) Пост (455) Радоница (8) Родительская суббота (32) Страстная Седмица (28) Церковные праздники (692) Благовещение (10) Введение во храм Пресвятой Богородицы (10) Воздвижение Креста Господня (14) Вознесение Господне (17) Вход Господень в Иерусалим (16) День Святого Духа (9) День Святой Троицы (35) Икона Божией Матери »Всех скорбящих Радость» (1) Казанской иконы Божией Матери (15) Обрезание Господне (4) Пасха (129) Покров Пресвятой Богородицы (20) Праздник Крещения Господня (44) Праздник обновления храма Воскресения Иисуса Христа (1) Праздник Обрезания Господня (1) Преображение Господне (15) Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня (1) Рождество (118) Рождество Иоанна Предтечи (9) Рождество Пресвятой Богородицы (23) Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы (3) Сретение Господне (17) Усекновение главы Крестителя Господня Иоанна (5) Успение Пресвятой Богородицы (27) Церковь и таинства (148) Елеосвящение (8) Исповедь (32) Миропомазание (5) Причащение (23) Священство (6) Таинство Венчания (14) Таинство Крещения (19) Основы православной культуры (34) Паломничество (241) Афон (1) Главные святыни Черногории (1) Святыни России (16) Пословицы и поговорки (9) Православная газета (35) Православное радио (66) Православный журнал (34) Православный музыкальный архив (170) Колокольные звоны (11) Православный фильм (95) Притчи (102) Расписание богослужений (60) Рецепты православной кухни (15) Святые источники (5) Сказания о Русской земле (94) Слово Патриарха (111) СМИ о приходе (23) Суеверия (37) Телеканал (373) Тесты (2) Фото (25) Храмы России (245) Храмы Кинельской епархии (11) Храмы Северного Кинельского благочиния (7) Храмы Самарской области (69) Художественная литература проповедническо-огласительного содержания и значения (126) Проза (19) Стихи (42) Чудеса и знамения (60)

Православный календарь

Прп. Василия исп. (750). Сщмч. Арсения, митр. Ростовского (1772). Прп. Кассиана Римлянина (435) (память переносится с 29 февраля).

Блж. Николая, Христа ради юродивого, Псковского (1576). Сщмч. Протерия, патриарха Александрийского (457). Сщмч. Нестора, еп. Магиддийского (250). Прпп. жен Марины и Киры (ок. 450). Прп. Иоанна, нареченного Варсонофием, еп. Дамасского (V); мч. Феоктириста (VIII) (памяти переносятся с 29 февраля).

Литургия Преждеосвященных Даров.

На 6-м часе: Ис. II, 3–11. На веч.: Быт. I, 24 – II, 3. Притч. II, 1–22.

Именинников мы поздравляем с днем Ангела!

Икона дня

Преподобный Мартирий Зеленецкий

Преподобный Мартирий Зеленецкий , в миру Мина, происходил из города Великие Луки. Родители его, Косма и Стефанида, умерли, когда ему не было еще десяти лет. Воспитывал его духовный отец, священник городского Благовещенского храма, и мальчик все более и более прилеплялся душой к Богу.

Овдовев, его наставник принял иночество с именем Боголеп в Великолукском Троице-Сергиевом монастыре. Мина часто посещал его в обители, а затем и сам принял там постриг с именем Мартирий. Семь лет неослабно трудились Господу учитель и ученик в одной келлии, соревнуя друг другу в подвигах труда и молитвы. Инок Мартирий нес послушания келаря, казначея и пономаря.

В это время Матерь Божия впервые проявила Свое особое попечение о преподобном Мартирии. В полдень он задремал на колокольне и увидел на огненном столпе образ Пресвятой Богородицы Одигитрии. Инок с трепетом приложился к нему, горячему от столпа огненного, и проснувшись, еще ощущал этот жар на своем челе.

По духовному совету преподобного Мартирия тяжело больной инок Аврамий ходил на поклонение чудотворной Тихвинской иконе Божией Матери и получил исцеление. Преподобный проникся горячей верой в заступление Богоматери. Он стал молить Царицу Небесную, чтобы Она указала, куда ему укрыться для прохождения подвига совершенного безмолвия, к которому стремилась его душа. Преподобный тайно удалился в пустынное место за 60 верст от Великих Лук. Как пишет сам преподобный в своих записках, "в той пустыни принял я великие страхования от бесов, но я молился Богу, и бесы были посрамлены". В письме к старцу Боголепу преподобный просил благословения на пустынножительство, но духовник посоветовал Мартирию вернуться в общежитие, где он был полезен братии. Не дерзая ослушаться и не зная, как поступить, святой Мартирий отправился в Смоленск на поклонение чудотворной иконе Божией Матери Одигитрии и чудотворцу Авраамию (память 21 августа). В Смоленске святому явились в сонном видении преподобные Авраамий и Ефрем и успокоили его возвещением, что ему Господом назначено жить в пустыне, "где Бог благословит и Пресвятая Богородица наставит".

Тогда преподобный направился к Тихвинской обители, уповая, что там Матерь Божия разрешит окончательно его недоумения. И действительно, инок Аврамий, который в благодарность Матери Божией за исцеление навсегда остался в той обители, поведал ему о сокровенной пустыни, над которой ему было видение сияющего Креста Господня. Получив на этот раз благословение старца, преподобный Мартирий взял с собой две малые, одинаковой меры иконы - Живоначальной Троицы и Пресвятой Богородицы Тихвинской - и отправился в пустынь, именовавшуюся Зеленой, ибо она возвышалась красивым зеленым островом среди лесистой топи.

Жестоко, многоболезненно было житие преподобного в этой пустыни, но ни холод, ни лишения, ни дикие звери, ни козни врага не смогли поколебать его решимости претерпеть испытания до конца. Он поставил часовенку в прославление и благодарение Господа и Пречистой Богородицы, в которой вновь удостоился увидеть во сне образ Богоматери, на этот раз - плывущий по морю. Справа от иконы явился Архангел Гавриил и пригласил инока приложиться к образу. После колебаний преподобный Мартирий вступил в воду, но образ стал погружаться в море. Тогда преподобный взмолился, и его тотчас волна перенесла с образом на берег.

Пустыня освятилась жизнью отшельника, и в нее стали приходить многие, не только, чтобы назидаться словом и примером преподобного, но и для водворения вместе с ним. Умножившееся братство учеников побудило преподобного построить церковь во Имя Живоначальной Троицы, куда он поставил и свои моленные иконы. Во свидетельство благодати Божией, почившей на обители преподобного Мартирия, инок Гурий сподобился видеть над церковным крестом сиявший на небе Крест.

Так было положено начало Троицкому Зеленецкому монастырю - "Зеленой Мартириевой пустыни". Господь благословлял труды преподобного, и благодать Божия видимо воссияла на нем самом. Далеко распространилась слава о его прозорливости и даре исцелений. Многие именитые новгородцы стали посылать приношения в обитель. На средства благочестивого боярина Федора Сыркова была построена теплая церковь, освященная в честь Благовещения Пресвятой Богородицы в память о той, первой церкви в Великих Луках, откуда он мальчиком начал свой путь к Богу.

От Пречистой Богородицы преподобный продолжал получать благодатные подкрепления. Однажды в тонком сне Матерь Божия Сама явилась ему в келлии, на лавке, в большом углу, где стояли иконы. "Я глядел, не отрываясь, на Ее святой лик, на очи, исполненные слез, готовых капнуть на пречистое лицо Ее. Встал я ото сна и был в ужасе. Зажег свечу от лампады, чтобы посмотреть, не сидит ли Пречистая Дева на месте, где я видел Ее во сне. Подошел я к образу Одигитрии и убедился, что воистину явилась мне Богородица в том образе, как изображена Она на иконе моей", - вспоминал преподобный.

Вскоре после этого (около 1570 года) преподобный Мартирий принял в Новгороде от архиепископа (Александра или Леонида) священство. Известно, что в 1582 году он был уже игуменом.

Позже Господь даровал Зеленой пустыни еще более богатого благотворителя. В 1595 году в Твери святой Мартирий исцелил умирающего сына бывшего Касимовского царя Симеона Бекбулаговича, помолившись пред своими иконами Живоначальной Троицы и Тихвинской Божией Матери и возложив образ Пресвятой Богородицы на грудь больному. На пожертвования благодарного Симеона были построены церкви в честь Тихвинской иконы Божией Матери и святителя Иоанна Златоуста - Небесного покровителя исцеленного царевича Иоанна.

В 1595 году царь Феодор Иоаннович дал монастырю жалованную грамоту, утвердив основанный преподобным монастырь.

Достигнув глубокой старости и приготовляясь к смерти, преподобный Мартирий ископал себе могилу, поставил в ней своими руками сделанный гроб, и много плакал там. Почувствовав близкое отшествие, преподобный созвал братию и умолял своих чад о Господе иметь непоколебимую надежду на Пресвятую Живоначальную Троицу и всецело возложить упование на Матерь Божию, как и он всегда уповал на Нее. Приобщившись Святых Христовых Таин, он дал братии благословение и со словами: "Мир всем православным", - в духовном веселии почил о Господе 1 марта 1603 года.

Преподобный был погребен в ископанной им самим могиле близ церкви Богоматери, а затем его святые мощи покоились под спудом в церкви Пресвятой Троицы, под подвальным храмом в честь святого Иоанна Богослова. Бывший инок Зеленецкого монастыря, митрополит Казанский и Новгородский Корнилий (+ 1698), составил службу и написал житие преподобного Мартирия, использовав личные записки и завещание преподобного.

Тропарь преподобному Мартирию Зеленецкому

От ю́ности, Богоблаже́нне, Христа́ возлюби́в,/ оте́чество оста́вил еси́/ и, всех мирски́х мяте́жей уклони́вся,/ в ти́хое приста́нище пречестны́я оби́тели Богома́терни дости́гл еси́;/ отню́дуже уве́дев непрохо́дную пусты́ню,/ крестови́дною заре́ю пока́занную,/ жела́тельне ю́ обре́л еси́,/ и, в ней всели́вся,/ и́ночествующих собра́л еси́,/ и сих уче́ньми свои́ми, я́ко ле́ствицею восхо́дною на Не́бо,/ трудолю́бно тща́лся еси́ возводи́ти к Бо́гу,/ Ему́же моли́ся, Богому́дре Марти́рие,// дарова́ти душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Перевод: С юности, в Боге блаженствующий, Христа возлюбив, ты оставил Отечество и от всей мирской суеты удалившись, в тихом пристанище досточтимой обители Богоматери ты оказался, оттуда увидев непроходимую пустыню, крестовидной зарей указанную, нашел ее подходящей, и в ней поселившись, монашествующих собрал и их своим учением, как лестницей восходящей на Небо, в неустанном труде старался ты приводить к Богу, Ему же молись, Богомудрый Мартирий, даровать душам нашим великую милость.

Кондак преподобному Мартирию Зеленецкому

Оте́чества, преподо́бне, и всего́ мирска́го мяте́жа уклони́тися возжеле́л еси́,/ и, в пусты́ню всели́вся,/ та́мо во блаже́ннем безмо́лвии жесто́кое житие́ показа́л еси́,/ и ча́да послуша́ния и смире́ния в нем возрасти́л еси́./ Сего́ ра́ди, дерзнове́ние стяжа́в ко Святе́й Тро́ице,/ е́же моли́тися, Богоблаже́нне, о нас, ча́дех свои́х, и́хже собра́л еси́,/ и о всех правове́рных, да зове́м ти:// ра́дуйся, о́тче Марти́рие, безмо́лвия пусты́ннаго люби́тель.

Перевод: Отечества, преподобный, и всей мирской суеты удалиться ты пожелал и в пустыне поселился, там, в блаженном безмолвии, трудную жизнь явил и детей послушания и смирения [монахов] в ней вырастил. Из-за того обрел дерзновение [смелость, решительное устремление] молиться Святой Троице о нас, детях своих, которых ты собрал, и обо всех верующих, призываем тебя: радуйся, отец Мартирий, безмолвия пустынного любитель.

Молитва преподобному Мартирию Зеленецкому

О, па́стырю до́брый, наста́вниче наш, преподо́бне о́тче Марти́рие! Услы́ши е́же к тебе́ ны́не приноси́мое моле́ние на́ше. Ве́мы бо, я́ко ду́хом с на́ми пребыва́еши. Ты у́бо, преподо́бне, я́ко име́я дерзнове́ние ко Влады́це, Иису́су Христу́, Бо́гу на́шему, и ко Пречестне́й Богома́тери, бу́ди хода́тай и моли́твенник те́плый о оби́тели сей, ю́же возгради́л еси́, и о нас, недосто́йных рабе́х, живу́щих в ней, ея́же ты просвети́тель сый и нача́льник, богосо́бранному твоему́ бра́тству помо́мощник и засту́пник, я́ко да твои́м предста́тельством и моли́твами невреди́мы на ме́сте сем пребу́дем; от бесо́в же и злых челове́к ненаве́тованны и от всех бед и напа́стей свобо́дни сохрани́мся. Всем же отвсю́ду приходя́щим во святу́ю оби́тель твою́ и моля́щимся тебе́ с ве́рою и покланя́ющимся ра́це моще́й твои́х, о е́же изба́витися от вся́кия ско́рби, боле́зни и напа́сти, ми́лостивне поспеши́, дарова́ти же правосла́вным мир, тишину́, благоде́нствие и изоби́лие плодо́в земны́х; и о всех нас те́плый предста́тель ко Го́споду и помо́щник душа́м на́шим бу́ди, е́же отпусти́тися согреше́ниям на́шим и моли́твами твои́ми, свя́те, изба́витися нам ве́чнаго муче́ния и сподо́битися ца́рствия со все́ми святы́ми, да сла́ву, благодаре́ние и поклоне́ние возсыла́ем еди́ному Бо́гу, в Тро́ице сла́вимому, Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Читаем Евангелие вместе с Церковью

Здравствуйте, дорогие братья и сестры.

В прошлой передаче речь шла о благовести Захарии в Иерусалимском храме о рождении Иоанна Крестителя.

Сегодня мы рассмотрим текст того же евангелиста Луки, в котором повествуется о Благовещении Деве Марии.

1.26. В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет,

1.27. к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария.

1.28. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами.

1.29. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие.

1.30. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога;

1.31. и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус.

1.32. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его;

1.33. и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.

1.34. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю?

1.35. Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.

1.36. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц,

1.37. ибо у Бога не останется бессильным никакое слово.

1.38. Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел.

(Лк. 1, 26–38)

Оба рассказа о явлении Архангела Гавриила построены по одной и той же схеме: явление ангела, его предсказание о чудесном рождении ребенка, рассказ о грядущем величии, имя, которым он должен быть наречен; сомнение собеседника ангела и дарование знака, подтверждающего слова посланника Небес. Но все же и различий в этих повествованиях тоже немало.

Если Захария встречает вестника Божиего в самый величественный момент своей жизни и происходит это в доме Божием, в Иерусалиме, во время богослужения, то сцена явления того же ангела юной девушке подчеркнуто проста и лишена всякой внешней торжественности. Это происходит в Назарете, захудалом провинциальном городке Галилеи.

И если праведность Захарии и Елисаветы подчеркнута с самого начала и весть о рождении сына дана в ответ на усиленные молитвы, то о юной Марии не говорится практически ничего: ни о ее нравственных качествах, ни о каком бы то ни было религиозном рвении.

Однако все человеческие стереотипы переворачиваются, ибо тот, чье рождение возвещено было в клубах кадильного фимиама, окажется всего лишь предтечей, вестником прихода Того, о ком было рассказано так скромно.

Евангелист Лука указывает на то, что Елисавета была на шестом месяце беременности, когда ангел явился в Назарет с благой вестью к Деве Марии. В случае с Елисаветой препятствиями для рождения были ее бесплодность и преклонный возраст, для Марии же – ее девственность.

Мы знаем, что Мария была обручена Иосифу. По еврейскому брачному закону девушек обручали будущим мужьям очень рано, обычно в возрасте двенадцати или тринадцати лет. Обручение длилось примерно год, но жених и невеста считались мужем и женой с момента помолвки. Этот год невеста оставалась в доме своих родителей или опекунов. Фактически девушка становилась женой, когда муж забирал ее в свой дом.

Иосиф, как мы помним, происходил из рода царя Давида, что было чрезвычайно важно, потому как через Иосифа и Иисус становился юридически потомком Давида. Ведь в древности юридическое родство считалось более важным, чем кровное.

С приветствием: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою (Лк. 1, 28), – обращается ангел к Деве Марии. Автор пишет по-гречески. Вполне возможно, греческое слово «хайре» («радуйся») по-еврейски могло звучать как «шалом», то есть пожелание мира.

Как и Захария, Мария растеряна и полна смятения, вызванного и явлением ангела, и его словами. Посланник пытается объяснить Марии и успокоить ее словами: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога (Лк. 1, 30). Затем он объясняет то, что должно произойти. И делает он это через три основных глагола: зачнешь, родишь, наречешь.

Обычно имя ребенку давал отец в знак того, что он признает его своим, но здесь эта честь принадлежит матери. Иисус – эллинизированная форма еврейского имени Йешуа, что вероятнее всего переводится как «Яхве – спасение».

Выслушивая от ангела то, каким великим будет ее Сын, Мария задает естественный вопрос: как будет это, когда Я мужа не знаю? (Лк. 1, 34).

Этот вопрос, дорогие братья и сестры, для понимания и прост, и труден. Мария не может понять слова ангела, так как она еще не замужем (в фактическом понимании, хотя в юридическом уже имела мужа). Но Мария скоро вступит в супружеское общение, почему же она так удивлена?

Есть несколько попыток объяснить этот вопрос, и они построены на словах «мужа не знаю». Так, некоторые полагают, что глагол «знать» нужно понимать в прошедшем времени, то есть «мужа еще не познала». Из чего следует, что Мария поняла слова ангела как возвещение ей ее фактического состояния беременности.

Согласно еще одной точке зрения, глагол «знать» происходит от слова «познать», то есть вступить в супружеское общение. Святоотеческая традиция указывает нам, что Дева Мария дала обет вечного девства и ее слова нужно понимать не иначе, как «не буду знать мужа». Но некоторые ученые утверждают, что это было невозможно, так как в еврейской традиции того времени брак и деторождение были не только почетны, но и обязательны. И если встречались общины, где люди вели девственную жизнь, то в основном это были мужчины. И подобные заявления кажутся логичными. Но не будем забывать, что Бог не действует согласно человеческой логике – Он выше всего и может положить на сердце чистого человека добродетельный помысел и укрепить даже юную девушку в ее богоугодном стремлении сохранить свою непорочность.

Ярким подтверждением того, что Бог не действует в рамках физических законов природы, является ответ ангела Марии: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим (Лк. 1, 35). Нередко приходится слышать искаженное понимание данного момента евангельской истории. Люди пытаются объяснить непорочное зачатие Девой Марией Сына Божия как литературный прием, взятый из греческих мифов, где боги сходили с Олимпа и вступали в отношения с женщинами, от которых рождались так называемые «сыны божии». Но в данном тексте ничего подобного мы не видим. Да и в Святом Духе нет никакого мужского начала, что подчеркивается даже грамматическим родом: еврейское «руах» («дух») – женского рода, а греческое «пневма» – среднего.

Иудейский Талмуд тоже пытается оспорить непорочность зачатия Спасителя, утверждая, что Иисус был незаконнорожденным сыном беглого солдата по имени Пантера, отсюда и наименования Христа в Талмуде – Бен-Пантер. Но некоторые ученые считают, что «пантер» – это искаженное греческое слово «партенос», что переводится как «дева», а значит, и понимать талмудическое выражение следует как «Сын Девы».

Сцена Благовещения заканчивается ответом Марии на весть Гавриила: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему (Лк. 1, 38).

В этих словах заключено великое смирение молодой девушки, готовой исполнить любую волю Божию. Тут нет рабского страха, а только чистосердечная готовность служения Господу. Никогда и ни у кого не получалось, да и вряд ли получится выразить свою веру так, как это сделала Дева Мария. Но к этому нам, дорогие братья и сестры, необходимо стремиться.

Помогай нам в этом Господь.

Иеромонах Пимен (Шевченко),
насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры

Мульткалендарь

Православные просветительские курсы

СТАРЫЕ, НО НЕ ОДИНОКИЕ СО ХРИСТОМ: Слово на Сретение Господне

С имеон и Анна – два старых человека – не видели себя одинокими, потому что жили Богом и для Бога. Мы не знаем, какие жизненные скорби и старческие недуги у них были, но для человека, любящего Бога, благодарного Богу, подобные испытания и искушения никогда не заменят самого главного – радости Сретения Христа....

Скачать
(MP3 файл. Продолжительность 9:07 мин. Размер 8.34 Mb)

Иеромонах Никон (Париманчук)

Подготовка к таинству святого Крещения

В разделе "Подготовка ко Крещению " сайта "Воскресная школа: on-line курсы " протоиерея Андрея Федосова , руководителя отдела образования и катехизации Кинельской Епархии собрана информация, которая будет полезна тем кто сам собирается принять Крещение, либо хочет окрестить своего ребенка или стать крестным родителем.

Р аздел состоит из пяти огласительных бесед, в которых раскрывается содержание православного вероучения в рамках Символа Веры, объясняется последовательность и смысл обрядов, совершаемых при Крещении и даются ответы на распространенные вопросы связанные с этим Таинством. Каждая беседа сопровождается дополнительными материалами, ссылками на источники, рекомендованную литературу и интернет-ресурсы.

О гласительные беседы курса представлены в виде текстов, аудиофайлов и видео.

Темы курса:

    • Беседа №1 Предварительные понятия
    • Беседа №2 Священная Библейская история
    • Беседа №3 Церковь Христова
    • Беседа №4 Христианская нравственность
    • Беседа №5 Таинство святого Крещения

Приложения:

    • Часто задаваемые вопросы
    • Православные святцы

Чтение житий святых Дмитрия Ростовского на каждый день

Свежие записи

Радио "Вера"


Радио «ВЕРА» – это новая радиостанция, которая рассказывает о вечных истинах Православной веры.

Предлагаем тематические рождественские игры и викторины для семейного праздника или святочного застолья в кругу друзей.

Рождественская викторина

Выберите правильный ответ.

1. Ясли это:

а) конструкция в виде качели;

б) кормушка для скота;

в) здание, где хранили дрова.

2. Слово «Эммануил» переводится как:

а) Бог родился;

б) Иисус спаситель;

в) С нами Бог.

3. Слово «Христос»:

а) это фамилия Иисуса

б) означает «Помазанник»

в) означает «Сын Бога»

4. Ангелы в небе во время рождения Христа пели:

а) «Слава в вышних Богу и на земле мир»;

б) «В Вифлееме родился Христос»;

в) «Все идите поклониться рожденному Царю».

5. Родственницу Девы Марии звали:

в) Елизавета.

6. Иисус родился в хлеву:

а) Потому что Его родители не успели дойти до дома;

б) Мария и Иосиф были далеко от дома, а в гостиницах не было места;

в) В доме Иосифа и Марии делали ремонт, и семья временно жила в хлеву.

7. Иисус родился:

а) В Вифлееме;

б) В Иерусалиме;

в) В Вифании.

8. Первыми о рождении Спасителя узнали:

а) Люди из соседнего дома;

б) Пастухи на поле;

в) Дети на площади города.

9. Волхвы с востока пришли к Иисусу, чтобы:

а) Попросить благословения;

б) Получить сверхъестественные способности;

в) Поклониться.

10. Восточные мудрецы принесли в дар Иисусу:

а) Золото, серебро и медь;

б) Платину, оливковое масло и миндаль;

в) Золото, ладан и смирну.

11. Когда Иосиф узнал, что Мария ждет ребенка, он:

а) Хотел тайно отпустить Ее;

б) Обрадовался;

в) Начал строить дом для семьи.

12. После того, как Иосиф узнал о беременности Марии, ангел сообщил ему во сне:

а) «Не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго»;

б) «Услышана молитва твоя»;

в) «Ты будешь молчать, и не будешь иметь возможности говорить».

13. Мудрецы поняли, что родился Спаситель мира, потому что:

а) Увидели новую звезду на небе;

б) Им сообщил об этом ангел;

в) Они увидели огненный столб на востоке.

14. Как царь Ирод отнесся к вести о рожденном Иисусе:

а) Пришел и поклонился Ему;

б) Хотел убить Его;

в) Задумал сделать Его царем после себя.

Ответы на викторину :

Игра для всей семьи «Рождественские ассоциации»

Для игры понадобится:

  • Четное количество игроков (при нечетном один может следить за секундомером);
  • По 5-10 маленьких листов бумаги (примерно 3х5 см.);
  • Ручки или карандаши по количеству игроков;
  • Кепка (шапка или миска) для складывания записок.

Игроки делятся на пары и садятся друг напротив друга.

Каждый пишет на 5-10 листах по одному персонажу или предмету из рождественской истории. Это могут быть люди, животные, предметы. Никто не должен видеть записки друг друга. Написанное сразу сворачивается, чтобы невозможно было прочитать, и складывается в «общий котел» - в шапку или кепку.

Все бумажки тщательно перемешиваются.

На секундомере засекается 30 секунд.

Задача игроков по очереди вытаскивать по одной записке, и быстро пытаться объяснить своему напарнику, что за персонаж или предмет попался в листке. Нельзя озвучивать напрямую имена и названия.

Когда одна записка отгадана, она откладывается в сторону и тут же достается следующая и так далее, до окончания 30 секунд.

Шапка с записками идет по кругу.

Когда все бумажки заканчиваются, напарники складывают свои отгаданные листы и подсчитывают их количество.

Побеждает та пара, у которой будет большее количество отгаданных записок.

Не смущайтесь, если персонажи и предметы, написанные на листах, будут повторяться.

Пример записок: Иисус, Мария, Иосиф, пастухи, волхвы, царь Ирод, ангел, кесарь Август, овцы, хлев, ясли, звезда, солома, золото, ладан, смирна, первосвященники, книжники и т.д.

Семейная игра «Что я знаю о Рождестве»

Понадобится:

  • Несколько коробков спичек.

Все садятся по кругу, в середину выкладываются спички. Каждый по очереди говорит в одном предложении какой-то факт, который он знает о Рождестве. Тот, кто рассказал, берет спичку. Тот, кто не может ничего вспомнить, пропускает ход, но не выходит из игры - у этого игрока есть время подумать и что-то сказать, когда в следующий раз подойдет его очередь. Игра заканчивается тогда, когда никто из сидящих больше не может произнести никакого факта. Побеждает набравший большее количество спичек.

Фильмы, которые стоит посмотреть в Рождество

«Иисус», 1979 г.

Это, пожалуй, один из самых первых и самых популярных фильмов, повествующих о рождении и жизни Иисуса Христа. Снят он по Евангелию от Луки. На сегодняшний день фильм переведен более чем на тысячу языков и был показан в более чем двухстах странах мира.

«Тихая ночь», 2002 г.

Этот фильм был снят на реальных событиях, происходивших во времена Второй мировой войны. Картина встречи врагов в Рождественскую ночь держит зрителя в некотором напряжении. Но счастливый конец наполняет этот фильм теплотой и радостью «тихой рождественской ночи».

«Рождественское чудо Джонатана Туми», 2007 г.

Фильм о том, как добро и внимание лечит разбитые сердца. Эта картина, пронизанная ожиданием Рождества, будет интересна и детям и взрослым.

«Эта замечательная жизнь», 1946 г.

Этот несколько сказочный и очень добрый фильм рассказывает о человеке, разочаровавшемся в жизни и решившем свести с ней счеты. Только чудо может помочь ему посмотреть на себя со стороны и оценить все то, что окружает его.


Какой император правил Римской империей в год Рождества Христова?

(Гай Ю́лий Це́зарь А́вгуст (лат. Gaius Iulius Caesar Augustus, при рождении - Гай Октавий Фурин, Gaius Octavius Thurinus; 23 сентября 63 года до н. э., Рим - 19 августа 14 года, Нола) - римский политический деятель, основатель принципата, Великий понтифик с 12 года до н. э., Отец отечества со 2 года до н. э.. Внучатый племянник Цезаря, усыновлённый им по завещанию).

Как имя архангела, возвестившего Деве Марии Рождество Христово?

1. Михаил
2. Рафаил
3. Гавриил
4. Уриил
(В 6-й месяц после зачатия праведной Елисаветою святого Иоанна Предтечи Гавриил был послан Богом в Назарет к Деве Марии возвестить ей благую весть о Рождении Иисуса Христа (Благовещение)):

В каких Евангелиях есть рассказ о Рождестве Христовом?

1. От Матфея и от Луки
2. От Матфея и от Марка
3. От Матфея и от Иоанна
4. От Марка и от Иоанна

(Прямые указания Евангелия о Рождестве Христовом в Вифлееме содержатся в Евангелии от Матфея (Мф. 2. 1-18) и от Луки. (Лк. 2, 1-20))

Как пастухи должны были узнать Богомладенца?

1. Они увидят нимб вокруг его главы
2. Он будет одет в пелены и лежать в яслях
3. Звезда встанет над вертепом
4. Ему принесут дары волхвы

(И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях.(Лк 2.10))

Какая звезда должна была указать волхвам место Рождества Христова?

1. Полярная звезда
2. Бетельгейзе
3. Вифлеемская звезда
4. Альтаир

(Вифлеемская звезда - чудесное астрономическое явление, сопровождавшее, согласно 2-й гл. Евангелия от Матфея, рождение Младенца Иисуса Христа).

Вместе с каким праздником праздновалось Рождество до 4 века?

1. День Непобедимого Солнца
2. Богоявление
3. Сретение
4. Новый год

(Первоначально 6 января праздновался день Воплощения, Рождества и Крещения Христова. В IV в. сначала на Западе, а к концу века и на Востоке праздник Рождества Христова выделяется в самостоятельное торжество).

Какие православные церкви празднуют Рождество Христово 7 января, как и Русская православная церковь?

1. Сербская
2. Иерусалимская
3. Болгарская
4. Греческая
5. Американская
6. Грузинская

(По юлианскому календарю совершаются богослужения в Русской, Иерусалимской, Сербской, Грузинской церквях).

Первые рождественские ели подвешивали к потолку – почему?

1. Как символ райского дерева
2. Следуя древним языческим обрядам
3. Как символ Святой Троицы
4. Для экономии места

(Монах Бонифаций, проповедовавший в Центральной Европе в VII-VIII вв. разъяснял язычника тайну Пресвятой Троицы на примере треугольной вечнозеленой ели и как символ Святой Троицы ее подвешивали в домах к потолку).

С какого дня в богослужении Церкви звучат рождественские песнопения?

1. С началом Рождественского поста
2. С Введения во храм Пресвятой Богородицы
3. За неделю до праздника Рождества
4. Первое воскресенье после начала Рождественского поста

(В праздник Введения Богородицы во храм (4 декабря) в храмах на всенощной, во время елеопомазания начинают петь Рождественский канон).

1. Б. Франклин
2. Свт. Иоанн Златоуст
3. Г. Честертон
4. Н. Гоголь

(Бенджамин Франклин)

В какой стране впервые появилась рождественская открытка?

1. Греция
2. Швеция
3. Россия
4. Великобритания

(Первая настоящая рождественская открытка появилась в Англии в 1794 году. Англичанин Добсон на поздравлении своему другу с праздником нарисовал семейную сценку вокруг елки и зимний пейзаж. Другу это понравилось, и на следующий год вдохновленный успехом Добсон отлитографировал несколько дюжин подобных карточек и разослал их всем своим знакомым в виде рождественского подарка).

Кто автор картины?

1. И. Репин
2. В. Васнецов
3. И. Иванов
4. М. Нестеров

(Рождество Христово. Репин Илья Ефимович. 1890 г. Холст, масло. 73×53,3. Государственная Третьяковская галерея)

Алена Коротченко
Интеллектуальная викторина «Вопрос на засыпку» для детей подготовительной группы на тему «Рождество»

«ВОПРОС НА ЗАСЫПКУ»

Тема: «Рождество»

ЦЕЛЬ: Ознакомление детей с праздником «Рождество Христово», с традициями его празднования.

1. Способствовать развитию интереса к интеллектуальным играм;

2. Развивать смекалку, зрительную память и воображение, внимание и сообразительность;

3. Воспитывать эстетическое отношение к празднику «Рождество Христово»;

4. Воспитывать навыки дружественного общения, учить детей совместной творческой деятельности.

ИНВЕНТАРЬ: 3 мольберта, волшебный шар, задания, кубики с буквами, 3 скамейки,3 обруча, барабан, звезды для награждения.

ХОД ИГРЫ:

Ведущий: Здравствуйте! Я рада приветствовать всех кто собрался в нашем зале. Это викторина – «ВОПРОС НА ЗАСЫПКУ». Ближайшие 30 мин вы станете свидетелями увлекательной и интеллектуальной борьбы между 3 командами. Знакомьтесь с командами:

1. «СКАЗКА»

Девиз: «Идет по садику молва:

Мы победим без волшебства!»

2. «Звездочки»

Девиз: «Хоть ты лопни, хоть ты тресни,

Звездочки на первом месте».

3. «Ну, погоди!»

Девиз: «Пусть трудности будут у нас впереди,

трудностям скажем ну – погоди!»

Ведущий: Ну что ж, молодцы, а теперь познакомимся с правилами нашей игры:

Правила наши очень просты,

Услышав вопрос, ты его обсуди.

20 секунд на раздумье у вас,

Чтоб верно ответить, порадовать нас.

В награду звезды вы собирайте

И до конца игры их сохраняйте.

Звезды на время вы обменяйте,

По 10 секунд за звезду – посчитайте.

Чем больше звезд за игру соберете,

Тем больше секунд на финал наберете.

Ведущий: Готовы, к борьбе?

Ведущий: Тема нашей игры «Рождество»

И я обьявляю….

1 РАУНД «ВОПРОС – ОТВЕТ»

1. Что мы празднуем в светлый праздник рождества:

а) рождение ангела;

б) новый год;

в) рождение Иисуса Христа .

2. Что по старой традиции делают люди в рождественскую ночь:

б) гадают;

в) окунаются в прорубь.

3. Какое развлечение на рождественских гуляньях самое любимое у людей:

а) жарить шашлыки;

б) кататься с горы;

в) угощать всех блинами.

2 РАУНД «БОЛЬШАЯ КАРТА»

1. В каком городе родился Иисус Христос:

а) в Москве;

б) в Белогорске;

в) в Вифлееме.

2. В каком жилище родился Иисус:

а) в квартире;

б) в доме;

в) в пещере.

(Пещера использовалась в качестве хлева для укрытия скота от непогоды).

3 РАУНД «ФИЗКУЛЬТ – ПРИВЕТ!»

Командам необходимо пройти эстафету и собрать слова из кубиков:

1 команда – «Колядки»

2 команда – «Гадание»

3 команда – «Гулянья»

4 РАУНД «ОЗОРНАЯ ПЕРЕМЕНКА»

Капитанам предстоит собрать того, кто принес благую весть о рождении сына Божьего (ангела)

5 РАУНД МАГИЧЕСКИЙ ШАР»

В магическом шаре лежит то, что подают во время колядок? (угощение).

Ведущий: Прежде чем приступить к завершающему финальному раунду, я хотела бы, чтоб капитаны подошли ко мне со своими заработанными звездами. Нужно посчитать какая команда, сколько времени заработала на решающий раунд.

Ну а сейчас:

7 РАУНД «ФИНАЛ»

Командам предстоит выполнить задание на мольбертах. Посчитать на картинке спрятанных оленей.

ИТОГ: Награждение команд.

December 25th, 2015

Несмотря на то, что у нас принято называть 25 декабря «католическим Рождеством», большинство поместных Православных Церквей встречают приход Христа в мир тоже в ночь с 24 на 25 декабря.



Как приветствуют друг друга верующие в Рождество?

Западные христиане приветствуют друг друга фразой «Merry Christmas!». В православной традиции люди приветствуют друг друга словами: «Христос родился!» - «Славим Его!». Также распространено простое пожелание «счастливого Рождества» или «с Рождеством!».

Почему часть христиан отмечает Рождество 25 декабря, а другая - 7 января?

Изначально Рождество отмечалось 25 декабря всеми христианскими церквями, но в 1582 году Римский Папа Григорий XIII принял решение перейти на григорианский календарь. Православная церковь отказалась от нововведения и продолжила жить по юлианскому календарю. А в 1918 году большевиками было принято решение все же перейти на григорианский календарь. Церковь продолжила пользоваться юлианским календарем, и Рождество осталось 7 января.

Почему рождественским деревом является елка?

Традиция приносить на Рождество в дом ель пришла из Германии. По легенде, Святой Бонифаций срубил дуб Одина, чтобы показать бессилие язычников, и на пне выросла пихта. Так исполнилось пророчество, данное им ранее «пихта христианства вырастет на корнях срубленного дуба язычества».

Что можно нарядить, если нет ёлки?

В теплых странах, где не растут ели, пихты и другие хвойные, вместо елок используют пальмы. Во Флориде даже выращивают «рождественскую пальму», которую называют так из-за плодов, краснеющих к декабрю.

Почему на Рождество наряжают елку?

Первыми наряжать ёлку стали немцы. Существует предание о том, что начало традиции положил немецкий пастырь Мартин Лютер. В России начало этому обычаю дал Петр I, до него ёлка считалась деревом, связанным со смертью и погребальными обрядами.

Почему на елке принято зажигать свечи?

Когда Мария и Иосиф пришли в Вифлеем, для них не нашлось места в городе, поэтому христиане в память об этом зажигают на елке и на окнах свечи. Это приглашение для Богородицы и символ гостеприимства. Со временем, из соображений пожарной безопасности, настоящие свечи на ели сменили электрические лампочки, но смысл не изменился.

Почему у американцев рождественский цвет - красный?

Традиционно рождение Христа символизировал зеленый цвет, а красный символизировал его кровь. Красный стал главным цветом Рождества после того, как в 1931 году компания Coca-Cola запустила рекламную компанию с изображением Санта-Клауса. Специально для этой рекламы кафтан рождественского деда был выкрашен в красный цвет (до этого одеяния Санты успело побывать белым, коричневым и синим).

Какая связь между Рождеством и Санта-Клаусом?

Санта-Клаус - это измененное имя Святого Николая. Частью рождественской мифологии он стал в 1823 году, когда Клемент Кларк Мур опубликовал поэму «Ночь перед Рождеством, или визит Святого Николая». В ней Святой Николай трансформировался в Санта-Клауса, доброго сказочного героя, который дарит подарки детям.

Кто входит в свиту Санта-Клауса?

Считается, что Санта-Клаус путешествует по миру в санях, запряженных 8 оленями - Стремительный, Танцор, Гарцующий, Сварливый, Комета, Купидон, Гром и Молния. Впервые они были описаны в стихотворении Клемента Кларка Мура «Ночь перед Рождеством» в 1823 году. В 1939 году в свите Санты появился новый олень, красноносый Рудольф, который теперь и ведет упряжку. Рудольф - результат рекламной акции, организованной сетью супермаркетов «Montgomery Ward». Также в свиту Санта-Клауса входят рождественские эльфы, они помогают Санте готовить подарки для детей.

Почему Санта-Клаус попадает в дом через дымоход?

Способ, которым Санта-Клаус попадает в дом, был описан в поэме Клемента Кларка Мура «Ночь перед Рождеством».

Почему Санта-Клаус изображается в виде толстяка?

Во время рекламной акции Coca-Cola в 1930 году художник Хэддон Сандбл изобразил Санту толстяком в бело-красных цветах «кока-колы». Прототипом Санты послужил друг и сосед художника Лу Прентис. Этот образ Санта-Клауса впоследствии стал каноничным.

Как появилась традиция оставлять для Санты печенье и стакан молока?

Исследователи считают, что традиция оставлять угощение возникла во времена Святого Николая. Люди оставляли еду на пороге для тех, кто не мог о себе позаботиться. Окончательно обычай сформировался в 1930-х, а после появления оленя Рудольфа к угощению для Санты стали добавлять морковку.

Почему Санта-Клаус и Дед Мороз живут на севере?

То, что Санта и Дед Мороз живут на севере не связано ни с одной легендой. На Северном Полюсе Санту-Клауса поселил американский художник Томас Наст в 1862 году. В дальнейшем Санта несколько раз менял место проживания, но в итоге все равно вернулся на полюс. Родиной Деда Мороза принято считать Великий Устюг, но первой его резиденцией была Чунозерская усадьба в Лапландском заповеднике.

Почему рождественские венки делают из омелы?

Традиция делать венки из омелы пришла из Англии. Она зародилась еще в те времена, когда о рождественском дереве еще и не слышали. Вечнозеленые листья омелы символизировали рождение Христа, а красные ягоды - его кровь после распятия. Подаренная веточка омелы приносила счастье в дом.

Почему на Рождество дарят подарки?

Как ни странно, обычай дарить подарки никак не связан с тем дарами, которые волхвы преподнесли Христу. Традиция дарить подарки детям связана со Святым Николаем, который стал праобразом Санты-Клауса. Когда образ святого связали с Рождеством, возник обычай дарить подарки детям, а потом и взрослым.

Что дарить на Рождество?

Сегодня на Рождество дарят любые подарки, но традиционными остаются фигурки ангелов, рождественские свечи, открытки и сладости.

Когда можно распаковывать подарки?

Почему западные христиане вешают носки на камин?

Обычай связан с легендой о том, как Святой Николай, услышав о бедности трех сестер, тайком подбросил им по золотому самородку в камин через дымоход. Каждый самородок попал в носок, которые девушки вечером повесили сушиться.

В какое время наступает Рождество?

Западные христиане начинают отмечать Сочельник вечером 24 декабря. После праздничного ужина принято ходить на рождественские мессы и богослужения. В православной традиции Рождество наступает после Рождественской всенощной, которая начинается ночью 6 января и длится около 3-х часов. С окончанием всенощной, 7 января, наступает праздник Рождества Христова.

Чем пахнет Рождество?

Традиционные запахи рождества - ладан, свежая выпечка, цитрусовые, корица, кардамон, гвоздика, имбирь и запах хвои.

Что нужно делать в Сочельник?

Вечером, после восхода первой звезды, принято собираться на торжественную постную трапезу. В Сочельник проводятся праздничные богослужения, которые, как правило, начинаются поздно вечером.

Что такое вертеп?

Святой Вертеп у христиан - пещера, в которой родился Иисус Христос. Также вертепом называют воспроизведение сцены Рождества Христова. Это могут быть скульптурные композиции, театрализованные или кукольные представления.

Почему у Вифлеемской звезды 8 лучей?

Восемь лучей Вифлеемской звезды символизируют будущий век. Шесть дней Бог творил мир. Седьмой день длится с окончания Творения до Страшного суда. После Страшного наступит восьмой день - жизнь вечная.

Что означает фраза «Merry Christmas»?

Обычно фразу «Merry Christmas» переводят как «с Рождеством» или «Веселого Рождества». Это традиционное рождественское поздравление, которое возникло еще в XVI веке в Англии и прочно закрепилось в фольклоре, например, в традиционном рождественском гимне «We wish you a merry Christmas».

Что едят на Рождество на Западе?

На Западе традиционным рождественским блюдом является индейка, утка или гуси и различные рождественские пироги. В Англии самое знаменитое рождественское блюдо - «плам-пудинг». Его начинают готовить за месяц до Рождества.

Что едят на Рождество в России?

В России принято выставлять на рождественский стол все самое лучшее. Готовят блины, рыбные блюда, заливное, студень, свиную голову с хреном, домашнюю колбасу, жаркое, медовые пряники, сбитень и, конечно, жареного гуся.

Почему на рождество пекут имбирные печенья?

Существует легенда, что один английский монах XII века, готовя праздничную трапезу, случайно добавил в тесто большое количество специй. К его удивлению, печенье понравилось участникам трапезы, а вскоре рецепт распространился по всей стране, а потом и Европе. А вот традиция придавать печенью различные формы возникла только в XIX веке.

Что такое «пирог волхвов»?

Пирог Волхвов - это традиционное угощение на Рождество. Разные рецепты объединяет одно - в пирог запекается боб, монетка или маленькая фигурка. Вытащивший счастливый кусок считается счастливчиком, в будущем году ему должны сопутствовать удача и богатство.

Что такое колядование?

Колядование, преимущественно, славянская традиция. Ряженные ходили по домам, пели хвалебные песни хозяевам и желали всех благ, а те одаривали колядующих ритуальными угощениями.

Сколько длится Рождественский пост у католиков, протестантов и православных?

У католиков рождественский пост (адвент) длится 4 недели. Столько же длится пост у протестантов. Адвент - это время ожидания Рождества Христова, оно не сопровождается строгим постом, но считается периодом духовного воздержания и покаяния. В православной традиции Рожденственский пост начинается 28 ноября и заканчивается 6 января (длится 40 дней). Армянская апостольская церковь держит пост всего 7 дней.

Как правильно разговляться?

Разговляться нужно медленно, постепенно вводя в постный рацион скоромные продукты. Не советуется смешивать несколько видов белковой пищи, это может быть вредно для вашего организма.

Сколько длится рождественская литургия?

Рождественская литургия может длиться от двух до шести часов, в зависимости от скорости чтения, пения, от количества причащающихся и от местных традиций.

Могут ли православные поздравлять католиков с Рождеством?

Могут. Разница между православным и католическим Рождеством в дате, а не в сути праздника. «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки.» (Матф.7:12)