Сохранились ли иконы Божьей Матери, написанные евангелистом Лукой? Апостолы-евангелисты

Святой апостол и евангелист Лука происходил из Антиохии Сирийской, из знатной языческой семьи. Получив разностороннее образование, он имел познания в области медицины и навыки в основах изобразительного искусства. Услышав о Христе, он прибыл в Палестину и стал одним из учеников Господа. В числе 70-ти апостолов святой Лука был послан Господом на первую проповедь о Царствии Небесном еще при жизни Спасителя на земле (Лк. 10, 1-3). После Воскресения Господь Иисус Христос явился святым Луке и Клеопе, шедшим в Еммаус.


Явление Христа Луке и Клеопе по дороге в Эммаус, Ужин в Эммаусе, Лука и Клеопа рассказывают о встрече со Христом другим апостолам. Грачаница. Сербия. XIV век.

Апостол Лука принял участие во втором миссионерском путешествии апостола Павла, и с тех пор они были неразлучны. Когда святого Павла оставили все сотрудники, апостол Лука продолжал делить с ним все трудности благовестнического подвига (2 Тим. 4, 10).

Апостолы Лука и Павел. XIII век. Российская национальная библиотека, Санкт-Петербург, Россия.

После мученической кончины первоверховных апостолов святой Лука покинул Рим и с проповедью прошел Ахайю, Ливию, Египет и Фиваиду. В городе Фивы он мученически окончил земной путь.



Перенесение мощей ап. Луки в Константинополь; Балканы. Сербия. Дечаны; XIV в.; местонахождение: Сербия. Косово. Монастырь Высокие Дечаны. Нартекс (притвор)

Предание сохранило сведения, что апостол Лука стал первым иконописцем, написав первые иконы Божьей Матери и иконы святых первоверховных апостолов Петра и Павла.

В настоящее время в Русской Церкви насчитывается около десяти икон, приписываемых евангелисту Луке; кроме того, на Афоне и на Западе их существует двадцать одна, из них восемь - в Риме. Согласно преданию, св. апостолом Лукой написаны Киккская, Ченстоховская, Виленская, Владимирская, Смоленская, Хахульская, Корсунская, Иерусалимская и другие. Но следует понимать, что «…иконы приписываются Евангелисту не в том смысле, что они написаны его рукой, — свидетельствует Леонид Александрович Успенский, — ни одна из написанных им самим икон до нас не дошла. Авторство святого евангелиста Луки здесь нужно понимать в том смысле, что иконы эти являются списками (вернее, списками со списков) с икон, писанных когда-то евангелистом. Апостольское Предание следует понимать здесь так же, как в отношении апостольских правил или апостольской литургии. Они восходят к апостолам не потому, что сами апостолы их написали, а потому, что носят апостольский характер и облечены апостольским авторитетом. Так же обстоит дело и в отношении икон Богоматери, написанных евангелистом Лукой».

Самый ранний исторический документ, в котором упоминается икона, написанная апостолом и евангелистом Лукой, относится к первой четверти VI столетия и связан с именем историка Феодора Чтеца (Анагноста), который жил во времена императоров Юстина и Юстиниана. Он рассказывает историю императрицы Евдокии – вдовы императора Феодосия Младшего, которая отправилась в Иерусалим на поклонение святым местам и обнаружила там образ Божией Матери, написанный ап. Лукой, который она прислала в Константинополь своей свояченице Пульхерии, жене императора Маркиана.

Следующее известие появляется уже только в VIII веке у святого Андрея Критского. Он сообщает о том, что существовали образы, написанные Ев. Лукой. Он говорит, что ап. Лука “собственноручно изобразил как самого воплотившегося Христа, так и Его непорочную Матерь” и что эти изображения, известны в Риме, находятся в Иерусалиме.

Неизвестный автор “Слова об иконах к Константину Копрониму”, пользуясь фактом написания св. Лукою изображения Богоматери в тех же апологетических целях, замечает об иконе, что она послана была евангелистом к некоему Феофилу.

Следующее известие, запечатленное в житии Стефана Нового, пострадавшего за иконопочитание в 757 году, относится Святой ко второй половине VIII века. В тексте рассказывается, что Константинопольский архиепископ Герман, увещевая Льва Исавра отказаться от мысли о преследовании иконопочитателей, в подтверждение древности священных изображений, кроме статуи Спасителя, воздвигнутой кровоточивою женою и Эдесского Убруса, указывал также на образ Девы Богородицы, написанный евангелистом Лукою и потом отправленный куда-то из Иерусалима.

В «Соборном послании трех восточных патриархов к императору Феофилу», относимом учеными к 845-846 году передается, что боговдохновенный Лука еще при жизни пресвятой Богородицы, в то время как Она обитала на Сионе, живописными составами начертил на доске Ее честный образ для последующих поколений и из уст самой Девы Марии услышал обещание, что благодать Ее пребудет с его иконою.

Агиограф Симеон Метафраст — составитель ста тридцати двух жизнеописаний святых и историк, живший в X веке, говорит, что первый образ Божией Матери был написан воском и красками: “Всего отраднее то, - пишет он, - что евангелист Лука человеческий вид Христа моего и образ Той, Которая родила Его и дала Ему человеческое естество, первый изобразив воском и красками, передал, чтобы чтили их даже до сего времени, почитая недостаточным, если он не будет созерцать в изображениях и образах черты их лиц, что служит знаком его горячей любви. И это он сделал не для себя только, но и для всех верных любящих Христа”.

В Менологии императора Василия II Болгаробойцы, относящемся к концу Х века, говорилось о святом апостоле Луке как о прозелите, антиохийце по рождению, о враче и живописце по роду деятельности.

Феофан Керамевс, архиепископ Тавроменийский (1130-1150), в беседе на неделю Православия раскрывая на примерах ту мысль, что почитание икон искони и свыше установлено, прибавляет в заключении: “и Лука, красноречивый евангелист, воском и красками написал икону Богоматери, держащую Господа на святых Своих руках, которая доныне сохраняется в некоем городе”, то есть в Константинополе.

И наконец в XII веке, у Никифора Каллиста, в его «Церковной истории», есть упоминание и о самом апостоле Луке, который «…первый изобразил живописью образ Христа и боголепно Родившей Его, еще же и верховных апостолов, и что от него это высокое и почетное искусство распространилось по всей вселенной» и о почитаемом образе Богородицы, находящемся в монастыре Тон Одигон в Константинополе, который был прислан императрице Пульхерии по одним сведениям из Антиохии, по другим из Иерусалима. «…“Второй храм Одигитриевский, где она (императрица Пульхерия) поставила присланную из Антиохии икону Матери Слова, которую собственноручно при жизни Ее написал божественный апостол Лука. Она видела сей образ и сообщила благодать своему изображению. Икона эта сначала в месте, называемом Трибунал, творила чудеса, которые и до сих пор совершаются. Пульхерия установила, чтобы в этом храме в третий день седьмицы совершалось бдение и молитвословие, что и до ныне наблюдается.». Иператрица Пульхерия повелела совершать определённое чинопоследование возле этой иконы. Монастырь Одигитрии находился на берегу мраморного моря, недалеко от императорского Влахернского дворца (комплекс, соединяющий в себе церковь Влахернскую и дворец). Сам храм монастыря Одигитрии был небольшой, поскольку было много почитателей, много приходило молиться, икону стали переносить для поклонения во Влахернскую церковь во время великого поста на страстной седмице, поскольку было много паломников. О том, что действительно образ Одигитрии переносился во Влахернский храм свидетельствует нам русский паломник Добрыня (в крещении Антоний), который в начале 13 века приходя в Константинополь посещал Влахернскую церковь и писал, что там хранится образ написанный ев. Лукой и его переносят во Влахернский храм.

Также о написании первых икон Богоматери и Богомладенца Христа апостолом Лукой свидетельствуют и многие богослужебные тексты. Так, например, в день празднования Владимирской иконы Божией Матери, в первой песне канона говорится: «Написав Твой всечестный образ, божественный Лука, богодуховенный списатель Христова Евангелия, изобразил Творца всех на руках Твоих». А в первом икосе акафиста Пресвятой Богородице в честь чудотворной иконы Ее Владимирской читаем: «…но и нас, земных, не оставила еси, яко некую лучу, ниспославши нам икону Твою, святым Лукою первописанную. О ней бо некогда изрекла еси: с сим образом благодать Моя и сила да пребудут». В стихире в праздник Казанской иконы Богоматери поется: «Первее написавшейся Твоей иконе, евангельских тайн благовестник, и к Тебе Царице принесенней, да усвоиши ту, и сильну соделаеши спасти чевствующия Тя, и порадовалася еси, яко сущи Милостива, спасения нашего Содетельница».

Наиболее серьезным аргументом против возможности существования икон, написанных святым евангелистом, является отсутствие какого-либо упоминания об этом факте у отцов VII Вселенского собора, причина этого факта, не ясна, но рассмотрев все приведенные доводы, можно с уверенностью заключить, что согласно Священному Преданию и историческим свидетельствам святой евангелист Лука собственноручно написал одну или несколько икон Божией Матери. Эти иконы были известны лишь небольшому кругу христиан. По прошествии значительного времени, оригиналы были утрачены, но сохранились многочисленные видоизмененные повторения. Можно сказать, апостол Лука положил начало иконописанию, определил его основные принципы. А Сама Божия Матерь сообщила иконам благодатную и таинственную силу, произнеся слова: «С сим образом благодать Моя и сила да пребудут».

Когда предание о Луке как об иконописце распространилась на Руси, сказать трудно, но в Московском летописном своде конца XV века под 1204 годом сказано о том, что икона Одигитрии была написана Лукою: «сию же икону списа Лука еуангелист […]»; а под 1395 годом - что и икона Владимирской Богоматери написана евангелистом Лукой: «Слово о чудеси пресвятыя Богородица, егда принесена бысть икона честного образа ее, юже написал Лука еуангелист, от града Володимира в славный сей град Москву».В Евангелии 1507 года, хранящемся в Государственной Публичной библиотеке в Санкт-Петербурге, под миниатюрой евангелиста Луки указано: «Лука […] иконописец». В макарьевских Минеях Четьих в главе о Луке сказано, что он был не только врачом и автором Деяний апостольских и Евангелия, но также и художником, написавшим изображения Богоматери.

Образы святого апостола и евангелиста Луки встречаются в числе других евангелистов с раннего времени. Самое раннее изображение Евангелистов, фигуры которых идентифицируются по коробке с четырьмя свитками у ног Спасителя, находится в римских катакомбах святых Марка и Марцеллиана (до 340). С начала V века изображения крылатых животных — символов Евангелистов — помещались в композициях триумфального характера, прославляющих величие Бога или поклонение Ему небесных сил: мозаики конхи апсиды церкви Санта-Пуденциана в Риме (ок. 400).


Мозаика конхи апсиды Церкви Санта-Пуденциана в Риме.

В тот же период появились изображения символов Евангелистов с книгами:


Триумфальная арка Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне (ок. 549).

В V-VI вв. появились изображения самих Евангелистов с их символами. Один из первых примеров — мозаика капеллы церкви Сан-Джованни ин Латерано (461-468): символы изображены в облаках рядом со стоящими Евангелистами. На мозаиках вимы церкви Сан-Витале в Равенне (546-548) Евангелисты представлены без книг и с бескрылыми животными: Матфей с человеком, Лука с тельцом, Марк со львом, Иоанн с орлом; на миниатюре из Евангелия св. Августина Кентерберийского, конца VI в. Лука изображен с крылатым тельцом:


Миниатюра Евангелия св. Августина Кентерберийского, конец VI в.

В послеиконоборческий период широкое распространение получили изображения Евангелистов, пишущих Евангелия. Этот иконографический тип восходит к античным портретам поэтов, ораторов и философов, обдумывающих и пишущих свои произведения или вдохновляемых музами. Чаще всего Евангелисты изображались сидящими перед столами с письменными принадлежностями или пюпитрами, с книгами и свитками, размышляющими над текстом, читающими или записывающими. Лука обычно изображался как муж средних лет с короткими темными волосами и бородой, иногда с гуменцом (тонзурой).


Лука Евангелист, св. ап.; Византия; XII в.; местонахождение: Греция. Афон

Реже встречаются фигуры стоящих Евангелистов с книгой или со свитком в руках:


Лука Евангелист, св. ап.; Византия; X в.; местонахождение: Греция. Афон

В системе декорации крестово-купольного храма изображения Евангелистов помещали в парусах под куполом, что символизирует распространение евангельского учения на все стороны света:


Евангеист Лука. Фреска собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. 1502 год.

Иконы Евангелистов могли входить в состав деисусного ряда:

Евангелист Лука. Икона из деисусного ряда монастыря Хиландар. Афон. Ок. 1360 г.

На миниатюрах апостол Лука часто изображается со своим учителем – апостолом Павлом (см. выше) или, как и другие евангелисты, с персонификацией Божественной Премудрости в образе девы, что должно свидетельствовать о богодухновенности его текста. Этот античный мотив, напоминающий о поэте и музе, получил распространение в балканском искусстве в палеологовский период.


Святой апостол и евангелист Лука; XVI в.; Греция. Афон, монастырь Дионисиат.

Типичным для русского искусства стало изображение Евангелистов на створках царских врат, в деисусных чинах иконостасов, а также в композиции Страшного суда.


Царские врата с изображением Благовещения и четырех евангелистов. Около 1425. Из иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры.

Деталь фрески « Апостолы и ангелы » в композиции Страшный суд. 1408 г. Андрей Рублев. Успенский собор, Владимир, Россия .

Наиболее интересными являются изображения святого Луки, пишущего икону Божией Матери, которые начинают появляться в палеологовское время в монументальной живописи, в миниатюрах и на иконах. Так, Греческий иконописный подлинник Ерминия о св. Луке кратко говорит: “Евангелист Лука не старый, кудрявый, с малою бородой, изображает икону Богородицы”. Лука представлен в композиции сидящим, но вместо пюпитра, как у других евангелистов, перед ним представлен мольберт с иконой Богоматери, а вместо чернильницы — краски, в руке кисть. Самым древним подобным изображением является фреска церкви Рождества Богородицы монастыря Матейче в Македонии, датируемая 1355-1360 годом.

Апостол Лука пишет икону Богородицы. Икона Эль Греко. Ок. 1560-1567

С конца XV века такого рода иллюстрации можно встретить в русских рукописях Евангелия, а также “Повести о иконном изображении, како и когда зачася” и “Сказания о написании иконы Богоматери Одигитрии”, рядом с текстом: “По воскресении и восшествии еже на небеса Господа нашего Иисуса Христа и по излитии Святого Духа, минувшим пятидесяти летом, славный апостол и евангелист Лука, ему же похвала в благовестии Христове, написа еже о Христе евангелие о рождьшей Того Приснодевей Марии, также и Деяния святых апостолов в книжицы. И паки той первый божественного изображения, еже живописати, самоблагоумне извык, написа на дсце начертание Пречистыя самыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, изящне видение Тоя изуподобив опасно… И приносит к первообразней госпоже и всех Царице. Она же, очи свои возложивши на ту икону и… возрадовавшися убо, глаголет к тому благоговейне вкупе же и со властию: “благодать Моя с тобою да будет”.

Начиная со второй половины XVI - XVII века изображения иконописца появляются в станковой и в настенной живописи.

Ап. Лука. Миниатюра из Евангелия 1-й половины XV в. Москва. 2-я половина XV в. РГБ. Москва.

Ап. Лука. Икона. Русь. Середина XVI в. 89 х 65. ПГОИАХМЗ. Псков.

Ап. Лука. Икона. Вторая половина XVI в. ГТГ. Москва, Россия

Интересно, что изображение художников в древнерусской живописи начинается именно с Луки. На иконе из Успенского собора Московского Кремля «Митрополит Петр в житии» конца XV или начала XVI века имеется клеймо, где Петр изображен пишущим икону Богоматери Петровской, автором которой его считали. В житии Сергия и Никона Радонежских конца XVI века изображены Андрей Рублев и Даниил Черный, пишущие фрески. И хотя изображения эти немногочисленны, они крайне интересны тем, что труд иконописца представлен в них важным и высоким.


Ап. Лука с житием. Наседкина А. (выпускница Иконописной школы 2005 г.). Сергиев Посад. 2005 г. Дипломная работа. Собрание Иконописной школы.

Использованные источники.

Чудотворными именуются иконы, через которые явным образом подаются видимые знаки благодати Божией - например, исцеление больных.

Молясь перед иконой, мы молимся Первообразу, изображённому на ней. Произойдет чудо или нет, зависит от силы нашей веры. «Вера же, - как писал святой апостол Павел, - есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11, 1). Имей мы крепкую веру - могли бы помолиться у любой иконы, на всяком месте, и сразу бы получили просимое. Но милости, явленные через чудотворную икону другим, укрепляют нашу веру и помогают нашей немощной молитве.

Первые иконы Божией Матери были написаны святым апостолом и евангелистом Лукой. Дошедшее до нас предание повествует о том, что апостол Лука был искусным художником и врачом и написал три разных образа Богоматери. Увидев их, она произнесла: «Благодать Рождшегося от Меня и Моя с сими иконами да пребудет!» На одной из тех икон Богородица изображена одна, без Предвечного Богомладенца. На ней Матерь Божия, умоляющая Сына Своего о милости ко всем нам.

На другой иконе Пресвятая Дева держит Богомладенца с левой стороны. Её называют Одигитрией, или Путеводительницей, потому что Она ведёт нас по верному духовному пути и помогает в земных нуждах.

Третий образ, где Богомладенец изображён с правой стороны, именуется сегодня «Милостивой Киккской» - по названию монастыря Киккос на северо-западе Кипра, где и находится эта чудотворная икона.

Одна из тех первых икон, Милостивая, зовётся ещё Филермской. По преданию, святой апостол Лука передал её египетским христианам-подвижникам. С этого и начались её странствия по всей земле. Сначала Иерусалим, потом Константинополь, острова Родос и Мальта… В XVIII веке Мальтой овладела армия Наполеона. Спасая святыню от рук французских вольнодумцев, магистр Мальтийского ордена перевозил её с места на место по всей Европе. Так она оказалась в Австрии.

Австрийский император Франциск II искал пути союза с Российской империей против восставшей и поражённой хаосом Франции. Чтобы расположить к себе Государя императора Павла I, Франциск отослал Филермскую икону Божией Матери вместе с частью Животворящего Древа Креста Господня и десницей Иоанна Предтечи в Гатчину. А уже оттуда она была перенесена в Санкт-Петербург, в церковь Зимнего Дворца.

Вторая икона, Одигитрия, находится сейчас в монастыре Сумела в Македонии. Туда её перевезли из Турции. Сегодня она именуется Сумельской и прославлена множеством чудес. Именно там, близ города Трабзона (тогда Трапезунда), произошло её явление. На том месте, прямо на горе, в VI веке основали монастырь.

Третья икона, Милостивая Киккская, также была послана святым апостолом Лукой египетским христианам. В 980 году она была перенесена в Константинополь, где оставалась до времени правления императора Алексия, царствовавшего с 1082 по 1118 годы. По повелению Божией Матери, явившейся императору, икона была перенесена на остров Кипр.

Чудотворная икона пребывает на Кипре до сих пор, однако с некоторого времени она до половины закрыта пеленою так, что лик Богоматери и Младенца теперь никто не может видеть. Запрещение снимать пелену наложено Самой Божией Матерью, и многие из тех, кто самовольно пытался поднимать пелену, подвергались тяжкому наказанию.

Чудотворный список с Киккской иконы Божией Матери до революции находился в Свято-Успенской Флорищевой пустыни Владимирской епархии. Затем он был утрачен. Новый список, также прославившийся чудесами, пребывает сейчас в Рязанской епархии, в Свято-Милостиво-Богородицком женском монастыре.

По образу этих трёх икон было написано большинство из существующих ныне образов Божией Матери. Они получили свои названия по месту их явления или прославления. Сам апостол и евангелист Лука, по преданию, написал ещё около семидесяти икон Пречистой Девы.

Трудно сказать, сколько всего на земле икон Богоматери и сколько из них чудотворных. Это знает лишь Сама Царица Небесная.

Дни памяти:
31 октября (18 октября по старому стилю)
17 января (4 января по старому стилю) – в день памяти 70 апостолов.

О ЧЕМ МОЛЯТСЯ СВЯТОМУ АПОСТОЛУ И ЕВАНГЕЛИСТУ ЛУКЕ

Святому апостолу Луке люди молятся о помощи в духовной жизни. Перед тем, как читать духовные или богословские книги, очень полезно помолиться евангелисту Луке, тогда, возможно, будет легче понять скрытые мысли.
Известно, что апостол Лука писал иконы, в том числе и образ Божией Матери, поэтому он является хорошим помощником при иконописании.
Апостол Лука получил медицинское образование, ему можно молиться о помощи в исцелении от недугов и, особенно при глазных болезнях.

Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы.
и .

ЖИТИЕ СВЯТОГО АПОСТОЛА И ЕВАНГЕЛИСТА ЛУКИ

Во втором году нашей эры в Сирийском городе Антиохия был рожден будущий апостол Лука. В отличие от других апостолов, он был образованным человеком. С самого детства Лука занимался изучением иудейских законов, греческой философии, он мог разговаривать еще на греческом и арамейском языках. Эти знания помогли ему в дальнейшем общаться с иудеями. Кроме этого, он получил профессию врача.
Когда Лука узнал об Иисусе Христе и о Его учении, он захотел сам увидеть все своими глазами, для чего прибыл в Иерусалим, услышал знаменитую Нагорную проповедь и Заповеди блаженства (Мф. 5–7; Лк. 6, 20–26).. Его поразила честность заповедей и простота мыслей, которые он услышал и, с этого времени, он превратился в верного ученика Господа.
Когда Иисуса Христа схватили римские воины, Лука, в отличие от других учеников, не отрекся от Господа. Апостол был среди тех, кто был рядом с Ним на месте казни и видел страшные муки Спасителя. Лука был вознагражден за свою верность Богу тем, что он первый увидел воскресшего Иисуса Христа.

В Антиохии святой Лука находился вместе с апостолом Павлом. Они очень подружились, в своих посланиях апостол Павел называл Луку братом, возлюбленным врачом. А Лука почитал умного апостола Павла за своего учителя и отца.
Примерно в 62-63 годах Лука, с помощью Павла, написал святое Евангелие, чуть позже были написаны Деяния.

Во время ареста Павла, Лука до самого последнего мгновения его жизни был рядом. По преданиям, он лечил Павла от болезней, которые тот приобрел в темнице – Павла тогда мучили головные боли, у него сильно упало зрение. После того, как Павел был казнен, апостол Лука проповедовал Христову веру в Италии, Далматии, Галии и Греции.
Последними странами, в которых святой апостол обращал в веру язычников, были Ливия и Египет. Уже, будучи в преклонных летах, возвращаясь обратно из Египта, он остановился в Греции в городе Фивы, в котором устроил церкви и поставил в них священнослужителей. Большое количество людей были обращены в христианство, они видели чудеса, которые творил Лука во славу Божию, исцелял людей от телесных и душевных болезней.
Это не понравилась языческим жрецам, поэтому святой апостол Лука был схвачен ими и казнен через повешение. Не дожив до шестидесяти девяти лет, Лука принял мученическую смерть 8 мая 71 года в греческом городе Ахайя.
Святой апостол был похоронен в Фивах. Во время погребения, Господь Бог послал на землю, на могилу любимого ученика целительный дождь, благодаря которому люди мгновенно излечивались от болезней глаз, а слепые прозревали.

Святые останки апостола Луки сегодня есть в Риме в базилике Святого Петра и в афонских монастырях- Иверском, Святого Пантелеймона и Диосиниате.

А в Фивах, на старом кладбище есть храм, в котором находится мраморная усыпальница, ставшая первой гробницей святого апостола. Тут ежегодно, 31 октября (по новому стилю) в день памяти ученика Христова, совершается праздничное богослужение с крестным ходом в честь подвига святого апостола и евангелиста Луки.

ДЕЯНИЯ СВЯТОГО АПОСТОЛА ЛУКИ

Святого Луку называют первым христианским иконописцем. Он первый написал икону «Елеуса», образ Божией Матери с Младенцем, которая на Руси получила название . После Вознесения Спасителя, в Гефсиманском саду апостол написал икону «Иерусалимская». Кроме них, Лукой была создана и икона «Одигирия» (Путеводительница), которая у нас более известна, как .
Все эти образы были написаны еще при жизни Святой Марии, она благословила их и обещала через них дать «благодать Родившегося от Неё и Её милость ».
Также, благодаря таланту Луки-иконописца, до нас дошли образы первоверховных апостолов Петра и Павла.

Известно, что Лука также был одним из четырех человек, которые написали о земной жизни Иисуса Христа – Евангелие. В его повествовании есть некоторые события, которых нет у других евангелистов. Например, Притча о добром самарянине (Лк. 10, 30–37). С Евангелия от Луки на вечерних богослужениях читается пророчество Симеона – «Ныне отпущаеши» (Лк. 2, 29–35).
Апостол Лука был образованным человеком, он тщательно исследовал и проверял все то, о чем писал, слышал из других уст. В свое Евангелие он включил рассказы Божией Матери, которые слышал от Нее Самой, поэтому именно Лука наиболее подробно описал о Благовещении Святой Девы и встрече Ее с Елисаветой, матерью Иоанна Предтечи Крестителя, о рождестве Святого Младенца, о начале Его земной жизни.

ВЕЛИЧАНИЕ

Величаем тя, апостоле Христов и Евангелисте Луко, и чтим болезни и труды твоя, имиже трудился еси во благовестии Христове.

ВИДЕО

Разными путями люди угождают Богу: Отец Небесный каждого наделяет талантами в должную меру и от каждого принимает труды во славу Свою, поэтому и Церковь прославляет угодников Божиих в разных ликах.

Святые пророки

К пророкам относятся святые люди, получившие от Бога дар прозрения будущего, возвещавшие миру пути Его Промысла; по внушению Святого Духа они предсказывали о грядущих событиях, в особенности об обетованном Спасителе.

Наиболее почитаемые пророки: Илия (память 2 августа), Иоанн Предтеча (7 июля, 11 сентября). Известны жены-пророчицы, например праведная Анна (16 февраля).

В иконографии пророков обязательно присутствует изображение нимба как символа святости и особого избранничества Божия; на головах - пророческие шапочки (например у пророка Даниила) или корона, как у царей Давида и Соломона; изображаются также пророки и с непокрытой головой; свитки в руках содержат выдержки из текстов их пророчеств. Пророки одеты в хитон (нижнюю одежду в виде рубахи до пят) и гиматий (верхнюю одежду в виде плаща), на плечах некоторых (пророк Илия) милоть - накидка из овчины.

Последний из пророков, возвестивший: «…покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф.3,2) и воочию узревший свершение всех пророчеств о Спасителе, - Иоанн Предтеча, иконография которого весьма разнообразна.

Его изображают в одежде из верблюжьего волоса или в хитоне и гиматии; распространена икона «Ангел пустыни», где Иоанн Креститель имеет крылья за спиной - символ чистоты его жизни как пустынножителя. На этой иконе святой пророк Иоанн Предтеча держит в руке собственную отсеченную голову, что является особенностью иконописи, когда события, отстоящие по времени далеко друг от друга, изображаются одновременно, а также подобно тому, как св. мученики изображаются с орудиями своих страданий за Господа, а девственники - с пальмовой или цветочной ветвью как символом чистоты. Фигуры пророков чаще всего изображаются по пояс и в полный рост.

Святые апостолы

Апостолы (по-гречески - посланники) - ученики Христа, сопровождавшие Его во время общественного служения, а впоследствии посланные Самим Господом Иисусом Христом во все концы земли, распространившие веру по миру. Апостолы Петр и Павел (12 июля) именуются первоверховными.

Традиционно святых апостолов изображают со свитками или книгой в форме кодекса, с нимбами вокруг головы; одежды апостолов - хитон и гиматий.

На иконах первоверховпого апостола Петра обычно изображают со связкой ключей, которая означает совокупность церковных Таинств, являющихся символическими ключами от Царствия Небесного: «ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф.16,18-19).

Четыре иконы святых евангелистов всегда помещают на Царских вратах. Евангелисты Матфей, Марк и Лука изображаются во время работы над Евангелиями, сидящими в помещениях за раскрытыми книгами, а святой евангелист Иоанн - среди гор на острове Патмос, где он, согласно Преданию, диктовал Богодухновенный текст своему ученику Прохору.





Святые равноапостольные

Равноапостольные - это святые, подобно апостолам потрудившиеся в обращении ко Христу стран и народов. Таковы, например, цари Константин и Елена (3 июня), креститель Руси князь Владимир (28 июля) и великая княгиня Ольга (24 июля).


Изображения святых равноапостольных имеют, в основном, ту же иконографическую символику; отличия могут быть в изображениях одежды, которая характерна для своего времени и народа. Часто в иконографии равноапостольных святых появляется изображение креста - символа крещения и спасения от вечной смерти.


Святители

Святители - патриархи, митрополиты, архиепископы и епископы , достигшие святости чистотой личной жизни и прославившиеся неустанным попечением о своей пастве, хранением Православия от ересей и расколов. Среди их великого сонма наиболее чтимы в русском народе святители: Николай Чудотворец (19 декабря и 22 мая), Вселенские учители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст (общая память 12 февраля); московские святители Петр, Алексий, Иона, Филипп, Иов, Ермоген и Тихон (общая память 18 октября).

К святителям могут быть причислены только епископы, так как они, возглавляя общину, получают дар учительства и продолжают непрерывность апостольского преемства через рукоположение новых епископов.

На иконах святители изображаются в богослужебном епископском облачении. На голове у них может быть митра - особый головной убор, украшенный небольшими иконами и драгоценными камнями, символизирующий терновый венец Спасителя (но чаще святителей изображают с непокрытой головой); облачены они в саккос - верхнюю одежду, знаменующую багряницу Спасителя; на плечах - омофор - длинный лентообразный плат, украшенный крестами, который является обязательной частью облачения епископа. Омофор символизирует заблудшую овцу, которую евангельский добрый пастырь несет на своих плечах домой.


Святители чаше всего изображаются с книгой в левой руке; правая рука - в благословляющем жесте. Иногда святители держат в руках крест, потир или жезл. Фигуры святителей могут быть в полный рост и по пояс.

Святые мученики

Мученики - к которым относится большинство святых - те, кто претерпел страдания и смерть за имя Христово, за правую веру, за отказ от служения идолам.

Претерпевшие особо жестокие муки называются великомучениками . В их числе целитель Пантелеимон (9 августа), Георгий Победоносец (6 мая), святые Варвара (17 декабря) и Екатерина (7 декабря).


Священномученики приняли смерть в священном сане, а преподобномученики - в монашеском постриге.



Отдельно на Руси почитают страстотерпцев , погибших от рук убийц и злодеев. Первыми русскими святыми были князья-страстотерпцы Борис и Глеб (6 августа).


Первообраз мученичества - Сам Христос, засвидетельствовавший собственной кровью спасение рода человеческого.

Мученики (от святого первомученика Стефана (Деян.7) до новомучеников нашего времени) - продолжатели апостольского служения, и поэтому на их иконах присутствует крест. Он изображается в руках святого и является символом и апостольского благовествования, и символом жертвенности. С радостью отдавая земное бытие взамен бытия небесного, мученики становятся соработниками Самому Христу.

В иконографии мучеников используется красный цвет как образное выражение страданий за веру, и красные одежды мучеников - символ пролитой крови.

Исповедниками Церковью названы те, кто много пострадал за Христа, открыто исповедуя свою веру, претерпел за это гонения, мучения и пытки, но остался в живых, избежав мученической смерти. Начиная с VI века исповедниками называют святых, которые особой праведностью своей жизни засвидетельствовали христианскую веру.


Преподобные

Преподобные (уподобившиеся Господу) - святые, прославившиеся в монашеском подвиге. Постом, молитвой, трудами созидали они в своих душах великие добродетели - смирение, целомудрие, кротость. Едва ли не каждый монастырь прославлен пред Богом святым угодником. На Руси особой любовью пользуются преподобные Сергий Радонежский (18 июля и 8 октября) и Серафим Саровский (15 января и 1 августа). Среди преподобных жен более всех известна святая Мария Египетская (14 апреля).

Монашеская аскеза - особый вид следования за Христом, предполагающий полный отказ от всех мирских привязанностей. Основа монашеского подвига - пост и молитва как путь богопознания и стремления к жизни в Боге. Но монашество не средство только личного спасения. «Спасайся сам, и вокруг тебя спасутся тысячи», - эти слова преподобного Серафима Саровского указывают на то, что многотрудный монашеский подвиг бывает отмечен особыми дарами Божиими, пользуясь которыми, подвижник ведет ко спасению всех своих духовных чад.

Преподобные изображаются в полный рост и по пояс, в монашеском облачении; правая рука - в именном благословляющем перстосложении; в левой - может быть развернутый или, чаще всего, скрученный свиток; характерная деталь иконографии преподобных - четки - символ монашеского молитвенного труда.

Фоном для икон преподобных может служить панорамное изображение обители, в которой подвизался святой.

Стоящими на столбах изображаются святые преподобные столпники, избравшие для себя этот вид крайней аскезы как способ удаления от мира и сосредоточения на непрестанной молитве.

Часто на иконах (это относится ко всей иконографии святых) встречается изображение благословляющей десницы Господней, Самого Господа Иисуса Христа, Божией Матери, ангелов и архангелов.

Фигуры могут быть одиночными, а бывают и многофигурные композиции, называемые «икона с избранными святыми». Одиночные фигуры изображаются в окружении житийных клейм - отдельных сюжетов из жития святого.


Бессребреники

Бессребреники имели дар врачевания и употребляли его безвозмездно, исцеляя болезни как телесные, так и душевные. Таковыми врачами были, например, святые Косма и Дамиан (14 июля), великомученик и целитель Пантелеймон (9 авг.) и др.


Блаженные (юродивые)

Юродивые Христа ради, принимая на себя личину безумия, терпя поношения от окружающих, обличали людские пороки, вразумляли власть имущих, утешали страждущих. Среди них (2 авг.), Ксения Петербургская (6 февраля) и другие святые.

Внешнее безумие, соединенное с даром предвидения, поведение, идущее вразрез с общепринятым, но позволяющее невзирая на лица обличать грешников и призывать ко спасению через осознание собственного несовершенства и покаяние, - вот основные черты подвига юродства.

Блаженные на иконах изображаются в том виде, в каком они совершали свой подвиг: обнаженными или с легкой повязкой на чреслах, в ветхих одеждах, с веригами на плечах.

Обязательный элемент иконографии святых юродивых - нимб .


Святые праведные

Будучи семейными людьми и живя в миру, святые праведные удостоились святости за особо благочестивый и угодный Богу образ жизни.

Праотцы - первые праведники в человеческой истории.

Это ветхозаветные патриархи (праотцы Адам, Ной, Авраам и др.), а также праведные Иоаким и Анна (22 сентября) - родители Божией Матери (которым Церковь усвоила еще высокий титул Богоотец), праведные Захария и Елизавета (8 июля) - родители св. Иоанна Предтечи, и обручник Богородицы - праведный Иосиф . Праотцы прообразовательно участвуют в истории спасения человечества, являясь по плоти предками Иисуса Христа, а в плане духовном - они пример соединения праведности жизни с предвидением грядущего освобождения от вечной смерти. На иконах патриархи изображаются со свитками, содержащими тексты из Священного Писания; праотец Ной иногда изображается с ковчегом в руках.

К лику святых праведных относится и великий русский святой - праведный Иоанн, Кронштадтский Чудотворец (2 января), который был священником - представителем белого (женатого) духовенства.


Фигуры святых изображаются как в полный рост, так и по пояс. Фоном часто служит панорама города, где жил святой, обители или церкви.

Святые благоверные

Святые благоверные - это цари и князья, которые употребляли полученное от Бога величие и богатство для дел милосердия, просвещения, сохранения народных святынь. Среди них - (12 сентября и 6 декабря) и Димитрий Донской (1 июня).


Основной богословский смысл всей иконографии святых - победа над грехом, а следовательно, и над вечной смертью, спасение и вхождение в Царство Небесное. По словам св. Иоанна Дамаскина, «святые и при жизни были исполнены Святого Духа, когда же скончались, благодать Святого Духа присутствует и с душами, и с телами их в гробницах, и с фигурами, и со святыми иконами их - не по существу, но по благодати и действию».

История образа Одигитрии – Богоматери-Путеводительницы, словно в фокусе собирает и проявляет многие ключевые понятия христианского вероучения и культа. По отношению к ней можно во многом судить о глубине понимания самого богословия иконы. В то же время, на протяжении веков эта икона оставалась – и в некоторых новых формах остается – одной из ключевых реликвий христианского мира.

Апостол Лука – иконописец

Предание о том, как апостол Лука – один из 70 апостолов, сподвижник апостола Павла, греческий врач и проповедник – написал образ Богоматери не то на кипарисовой дощечке, не то на доске стола, за которой совершали трапезу Иисус, Дева Мария и Иосиф, входит в число широко известных сказаний, достоверность которых легко подвергать сомнению скептикам, но которые ни в каком «ученом» анализе не нуждаются. Безусловно, настоящее почитание икон начинается только в IV в.; безусловно, на иконе Богоматерь предстает молодой и с Младенцем-Христом на руках, в то время как, согласно преданию, икона была написана Лукой через 15 лет после Вознесения… Но речь в сказании не об этих скучных материях. А о самой возможности запечатления земного, телесного образа Христа и образа его Матери, способной вместить Божественного Отрока.

Умножение образов

С самых первых шагов у неискушенного человека возникает множество вопросов и противоречий. Кто перенес образ, написанный Лукой, в Константинополь? Был ли образ исполнен в рост или по пояс? Каким было историческое изображение? Сохранилось ли оно до наших дней? И где оно находится сейчас? Будем разбираться шаг за шагом, рассматривая версии и историю главных икон. Но для начала вспомним базовый принцип: согласно богословию иконы, список с чудотворного образа принимает на себя и название, и чудотворящие свойства прототипа. И ветхая доска благополучно заменялась в древности на новую, не меняя ни имени, ни авторитетности для верующих. Потому что дело было и остается не в «досках и красках», а в самом образе. Собственно говоря, для поклонения для истинно верующему человеку нужна не «та самая, историческая доска», а образ, веками переходящий с одной доски на другую – чем и отличается настоящее почитание иконы от любопытства и трепета коллекционера. Так что, с богословской точки зрения, ВСЕ образы, о которых пойдет речь дальше, истинные! Потому что имеют прямую традицию, восходящую к первоначальному прототипу.

Появление Одигитрии

Прежде всего: исторически «иконой Луки» считается тип Богоматери Одигитрии – на нем Христос правой рукой благословляет, в левой держит свиток или книгу, представая как пастырь и Спаситель; Богоматерь поддерживает его левой рукой, она сидит спокойно и развернута к предстоящим, являя собой образ Церкви. Образ, написанный Лукой, первоначально находился в его родном городе Антиохи, затем был перенесен в Иерусалим, а оттуда в 439 г. императрица Евдокия, супруга Феодосия II, принесла его в Константинополь и подарила сестре мужа – Пульхерии. Дальше возникает первое «раздвоение» предания: по одной версии, Пульхерия преподнесла икону во Влахернскую церковь, почему образ стал называть Влахернским; по другой, икона была помещена в монастырь Одигон.

Образ из Одигона

Чудеса Одигитрии начинаются с 453 г., когда ее вынесли из монастыря Одигон на стены города при нашествии врагов – и она обратила их в бегство. Каждый вторник Одигитрию выносили 20 человек из Одигона и проносили в особой процессии через весь город до монастыря Пантократора и обратно; при этом массивная икона «летала» по воздуху – поочередно ее несли на спине, крутясь и передавая друг другу в священном танце. Именно эта икона считалась главной святыней и хранитильницей Константинополя. Она пережила взятие города крестоносцами в 1204 г., вероятно, все же осталась в нем, накануне взятия города турками в 1453 г. ее перенесли из Одигона ближе к стенам – в монастырь Хора, на этом известная история образа (точнее этой исторической «доски» с образом, должно быть, самой древней) заканчивается. Судя по описаниям, это был образ Богоматери в полный рост. Таким его скопировали венецианцы – и его можно увидеть сегодня в мозаике апсиды в Торчелло и там же на медной пластине XII в., представляющей византийскую Одигитрию.

Влахернская икона

Этот образ был поясным. Его списки – и списки со списков – исчисляются десятками и сотнями. В Византии это Богоматерь Перивлепта XIV в., Психосострия (Душеспасительница) 1312-1325 гг. В позднейшей Греции – Богоматерь Сумельская и Киккская. На Руси – Богоматерь Смоленская, Тихвинская, Казанская. Грузинская. Иверская. В Польше – Ченстоховская. Есть списки и в Италии. Историческая, «первая», Влахернитисса до нас не дошла, но явное сходство ее воспреемниц дает вполне ясное представление о типе поясной Одигитрии. Самая древняя из них – Смоленская.

Иллюстрации:

1. Апостол Лука пишет икону Богоматери. Псковская школа, 16 век

2. Мозаика в Торчелло

3. Медная пластина из Торчелло

4. Психосострия

5. Перивлепта

6. Одигитрия, византйиская икона 15 века

Ольга Чумичева