Состояние проблемы употребления стимулирующих листьев ката (catha edulis)

Рассказ русской туристки о путешествии по Аравийскому полуострову

Если взглянуть на карту Аравийского полуострова, станет ясно, что «мимоездом» в Йемен никак не заскочить. С севера через Ближний Восток надо пересечь недоступную Саудовскую Аравию, а ближайший африканский берег - вечно неспокойные территории Африканского Рога

Итак, в Йемен можно только лететь. Это небольшое государство разнообразно по природе и климату (здесь можно замерзнуть и промокнуть в горах, заживо изжариться в пустыне и изнывать от влажной муссонной духоты на побережьях). Многообразны и расовоантропологические типы населения: от светлокожих статных «орлов», напоминающих наших кавказцев, на северозападе страны до настоящих негроидов на юго-востоке…

Дорожные картинки

Виды из сказки начинаются уже по пути из аэропорта. Столица - Сана - просыпается и начинает жить: рассветное солнце заливает нарядные старинные дома-пряники. Стены румяных бежевых оттенков будто бы окантованы белой глазурью. Вот уже жизнь бьет ключом под открытым небом. Один торговец раскочегарил угли под огромным пузатым чайником, другой едва успевает нарезать арбузы. Их аромат разносится по улице, а бегущие мимо граждане на ходу хватают ломти и кидают монетки. Рядом пекутся лепешки, на открытом огне в специальных сосудах варится фуль. Продавцы укладывают в тележки фрукты и растекаются по переулкам с призывными воплями. Сейчас сезон манго: лавки увешаны густыми гирляндами свежих красно-зеленых и оранжевых плодов. Все мужчины за расшитыми поясами носят кривые кинжалы - джамбии. Густая сеть каменных лабиринтов старого города заполняется народом и превращается в сплошной базар - многолюдный, ароматный, разноцветный. Но главное в Сане - архитектура. Ходишь, задрав нос: старинные здания единообразны по стилю, и в то же время двух одинаковых не найти.

Успев запастись пермитами (разрешениями) на перемещение по Йемену в столичном офисе турполиции, я выезжаю из Саны в южном направлении. Если хочешь покататься по стране, запасайся бумагами. Заполнив бланк, получаешь варгу (документ) на арабском с печатью (не отсюда ли слово «сварганить»?). Надо сделать десятки копий, чтобы раздавать их многочисленным постовым (часто безграмотным, но знающим, что ты должен им отдать какой-то документ). В том, что они безграмотные, нетрудно убедиться, вручив пермит для центральных территорий в отдаленных восточных провинциях, - не замечают...

Классический пример йеменской архитектуры - дворец имама Дар-альХаджар - возведен на вершине отвесной скалы в пригороде Саны. Это удивительное сооружение - и символ, и визитная карточка страны, а еще прообраз многих поселений в этих горных краях. Вид снизу: впечатляющая пирамида из каменных домиков, теснящихся до вершины, увенчанной крепостной стеной с башнями. Вид сверху: захватывающая дух панорама скал, затянутых туманом ущелий и петляющей далеко внизу дороги. Улицы каменной сетью обвивают конус горы, их соединяют крутые, почти вертикальные лестницы. Таковы Кавкабан, Шабам и Тхулла, а также масса небольших деревень в стороне от основной трассы. Петляя по серпантинам, едва успеваешь спуститься в долину, и сразу же начинается новый подъем. Наверху воздух свежий, даже холодновато. Высота - около 3000 м. В каменном Кавкабане меня окликнул парень с кинжалом: хочешь поесть? Конечно, хочу! Я попала на обед в большую семью. Мне по очереди подвигали разные блюда, я уже не могла их поглощать, а мать семейства все несла и несла подносы с едой. Были картошка, рис, овощи, салаты, курица, лебан (блины, размоченные в соусе), лепешки, фуль, чай, фрукты… Жители самых небогатых и экономически неразвитых стран особенно хлебосольны и щедры! Люди исламского мира из бескорыстного интереса и уважения к страннику готовы разделить с ним место в доме или кабине грузовика, еду, уделить ему время: вот так я живу, а ты как? Взаимообмен любопытством бескорыстен. В старинной крепости Тхулла (произносят просто Тула) я застала трапезу сторожей и впервые наблюдала церемонию жевания ката. «Туляки» помогли мне разбить палатку у крепостной стены, угостили чаем. Куда отсюда есть дорога? В Аль-Махвит? Что ж, поеду туда. По пути к Ходейде горы заканчиваются, дорога идет по плодородной долине с полями, садами, плантациями. А из Ходейды к востоку уехать непросто. Свободное перемещение исключено, а междугородные автобусные компании не берут иностранцев - просто не продают им билеты. Провинции на этом пути считаются опасными. Нередко дорогу вообще закрывают, через каждые 30–50 км - полицейские и армейские посты. Уже в полицейском участке и по-русски (здешний начальник - выпускник Московской школы милиции) мне объяснили, что противостоящие правительству лидеры провинций создают нестабильность в регионе. Я уже отчаялась уехать куда-либо, но решила вернуться на автовокзал и сделать еще одну попытку. И вдруг водитель автобуса, турок Мухаммед, сказал по-русски: да, мы иностранцев не берем, пусть самолетами летают, но тебя я возьму под свою ответственность только потому, что ты русская. Была бы из Америки или из Германии, ни за что бы не взял. Мухаммед 20 лет работал дальнобойщиком в России и исколесил всю страну до Дальнего Востока. Он даже обожает русскую зиму. Поехали мы тоже на дальний восток, только йеменский. Дорога идет вдоль океанского берега. Как во многих исламских странах, здесь без дела «пропадают» сотни километров отличных пляжей. Пустынные берега и широкие спокойные волны Аденского залива - чудесные места, но туристов там нет, да и местные жители пляжным отдыхом пренебрегают. На окраине Аль-Гайды новый знакомый показал мне большую тюрьму: «Сюда привозят преступников со всего Йемена. А ты... сама приехала!» После Аль-Гайды осталась одна крайняя точка - Хоф, где дорога упирается в границу с Оманом. Здесь надо поворачивать к северу, прощаться с океаном. Только что закончилась пустыня Тихама, а там, за горами, - новая, Руб-эльХали. Останавливаясь в обоих «дальневосточных» городах, с удивлением отмечаю, как потемнела кожа местных жителей, изменились их наряды. Женщины здесь не закрывают лиц, вместо черных накидок используют разноцветные драпировки, которые заканчиваются высоким тюрбаном на голове. Мужчины уже не носят кинжалов и белых долгополых рубах, а оборачивают бедра узорчатыми юбками по колено - они называются «фута».

По пути к Шахану дорога поднимается на плато, идет по плоскогорью. Воздух дрожит от зноя, по дороге лениво бродят бесхозные верблюды, в мареве то и дело возникают миражи: озера с кустиками и деревьями... Конечно, никаких озер и в помине нет! А в Шахане - как на сковородке. Воздух раскален так, что через полчаса возникает ощущение, что тебе ошпарили лицо.

…Вот и легендарный древний Хадрамаут и его самое знаменитое место - Шибам, город глиняных небоскребов, прославленный «Манхеттен Ближнего Востока». Самые древние дома построены в ХIV веке. Городская панорама и вправду напоминает нью-йоркские высотки из стекла и бетона… Однако здешние - из глины, смешанной с сеном. Уникальная строительная технология и сухой климат обеспечивают им прочность. Провинция Хадрамаут славится также Вади Дуаном - ущельем среди гор, склоны которых покрыты «миниШибамчиками» с домами-башнями не столь высокими, зато раскрашенными разноцветными узорами. Хочется двигаться дальше, но дорога ведет в тупик: грунтовка делается все уже, растекаясь пешими тропинками по ущелью.

К «русия доктура», минуя ГАИ

На одном из постов Вади Дуана ко мне привязались полицейские:
- Куда едешь? В Хаджарейне нет ни отелей, ни ресторанов!
Говорю наугад, авось не задержат:
- У меня там садык (друг), русский доктор в больнице…

И правда, в поселке Аль-Гуэрра с крыши дома по-русски кричат: здесь можно переночевать! Здесь работает целый взвод узбекских докторов. Это и есть «русия доктура». С главврачом больницы йеменцем Хамедом поговорили по-английски на светские темы.
- О, в Дуане много интересных мест, - сказал он, - и одно совсем рядом: деревня Рибат Баашин, в которой находится дом Бен Ладена.
- О! Я хочу туда!
- Но, - растерялся Хамед, - его сейчас нет дома… Там только его дядя!

Я расхохоталась: что ж это Бен Ладена дома нет? Я бы с ним чаю попила, взяла интервью и стала журналистом №1 в мире! Мы все посмеялись.

Наутро я дошла до этого Рибата. Бен Ладен родился в Саудовской Аравии, но это его родовое гнездо: дом отца, где главный террорист провел детство. Отсюда он взял четвертую жену, и родня его здесь обитает. Детишки показали мне мрачноватое трехэтажное здание: дом как дом, вида почти нежилого, многие окна заколочены. Вдоль улицы идет сухое песчаное русло с пальмами. Я поела красных фиников прямо с ветки…

Путь из Вади Дуана в Аден тоже считается опасным - здесь то и дело вспыхивают местные конфликты, иногда похищают иностранцев и держат их в плену, добиваясь от правительства средств на строительство дорог, школ, больниц, мечетей... Мне пришлось сесть в полицейский джип, и от поста к посту я сменила шесть или семь автомобилей. На этом отрезке ждать почти не приходилось: оперативно звонили, подавали машину, а на следующем пункте очередное авто в ожидании меня уже «било копытом». На постах угощали то арбузом, то виноградом, то чаем. Постовые так же гостеприимны, как все йеменцы, но, выполняя свои функции в режиме «как бы чего не вышло», они нередко нарушали мои планы, отнимали время. Им не обязательно верить, главное, помнить о своих правах и рассчитывать время с запасом. Я легальный путешественник с визой, выданной их МИДом, могу свободно перемещаться и отвечать за себя самостоятельно. Все так, но приходится попотеть, чтобы убедить в этом местных солдафонов.

Посетив горячие источники, кратерное озеро в жерле бывшего вулкана, несколько рыбацких поселков на берегу океана, бывшую кофейную столицу Моху (откуда пошел знаменитый сорт «мокко»), ныне пришедшую в упадок, знаменитые исторические деревни Манаха и Ходжара, возвращаюсь в Сану. Иду к знакомому отелю, а на улице свадьба! Мужская (в Йемене женщины и мужчины гуляют отдельно). Два разодетых толстяка с ружьями - жених и его отец. Танцуют йеменцы заразительно, проявляя темперамент и пластику. Толстяки топтались в круге, а парни вокруг скакали, вскидывая автоматы, а потом из них палили и тут же из водяных пистолетов выпускали пену, которая покрывала собравшихся хлопьями. Любят йеменцы оружие - и холодное, и огнестрельное, и… пенное! Я разговорилась с одним из гостей: расспрашиваю про кат, джамбии, йеменские обычаи.
- Джамбии как-то используют? Или это просто атрибут внешнего облика?
- Да, используют… Иногда друг против друга... Их даже отбирают у входа в аэропорт, как и пакеты с катом. Однако служащие аэропорта сами с набитыми щеками!

Под катом

Так же, как мы щелчком по горлу обозначаем пьянство, йеменцы хлопают себя по щеке, указывая на здешнее занятие и приглашая к церемонии жевания. Кат - это небольшое стройное деревце. Его посадками покрыта почти вся земля, кроме пустынь. Туда кат привозят завернутым во влажные банановые листья, ведь жевать его следует исключительно свежим. Обычай считается типично йеменским, хотя жуют и в соседних африканских Эфиопии (там он называется чат), Сомали, Эритрее и Джибути. Сейчас налажен его экспорт самолетами в Англию. Несмотря на то что растет здесь, недешев. Средняя стоимость упаковки на несколько закладок - 5 долларов. Однако занятие это не элитарное, жуют все поголовно, в том числе бедняки и бомжи.

С полудня мужчины начинают суетиться: где раздобыть кат? Далеко ходить не приходится: он продается на любом рынке наряду с основным товаром. Существуют специальные рынки в бойких местах: на автостанциях, в центре городов. К середине дня все обзаводятся пакетами с зеленью и после ланча располагаются в тени, отрывая от веток по листику. Постепенно жвачка заполняет щеку. Всю вторую половину дня мужчины ходят с «флюсами», посасывая сок из жвачки и запивая его водой или чаем. Жуют не только «пролетарии», но и торговцы за прилавком, и служащие за стойкой банка, и офисные дяди при галстуках, и полицейские при исполнении, и водители за рулем. У кого раздута правая, у кого левая щека. Но есть и такие, которые закладывают за обе щеки! Это самые жадные, те, у кого ката в избытке, и он достается на халяву, - дорожные постовые, например. С каждой машины они взимают катовую дань!

Вот характерная сценка. Иду мимо поста. Из-под навеса выскакивает автоматчик и, вращая глазами и еле ворочая языком, орет и машет руками:
- Нельзя туда - опасно! Али-Баба и сорок разбойников, зарежут и убьют!
- Ребята, как вы мне надоели...

И тут я вижу, что у него до отказа набиты обе щеки. Воспринимать серьезную информацию от этого хомяка невозможно! Я тыкаю пальцем в его раздутую добела щеку... Мы оба начинаем смеяться. Он тут же организует мне машину для дальнейшего перемещения. В машине - его садык тоже с надутой щекой. Молча протягивает пакет с катом: жуй. Жую, который раз недоумевая: в чем фишка? Трава и трава. Я выучила фразу «мафи файда» (нет толку, бесполезно) и повторяла ее, когда мне предлагали пожевать. После этого сразу отставали: нечего добро переводить, раз нет толку.

Итак, никаких ощущений. Местные на этот счет были единодушны: надо «вжеваться»! Недели, даже месяца мало! Месяца три жевать регулярно, тогда втянешься. А чего ради? Зачем вы жуете кат? Далее – спектр мнений

Медленнорастущий вечнозеленый кустарник, распространенный на Аравийском полуострове и в Восточной Африке. С древних времен, в местах своего распространения листья ката используются для жевания или завариваются как чай в качестве эйфорианта и стимулятора. Для жевания используются свежие листья. Именно они обладают наибольшей активностью. Поэтому наибольшее распространение кат получил в странах, где он произрастает. Традиционно в некоторых арабских странах кат является заменителем запрещенного там алкоголя и играет ту же социальную роль. Его жуют при встречах, в кафе. Рабочие и фермеры жуют кат для подавления усталости и голода. Листья ката помогают снимать похмельный синдром. В Древнем Египте кат считался священным растением, употребление которого, как считалось, развивает способности к прорицательству, ведет к просветлению и является метаморфическим процессом по приближению употребляющего кат к богу. Самые ранние задокументированные свидетельства употребления ката встречаются в «Kitab al-Saidana fi al-Tibb», книге по лекарственным субстанциям и фармации, написанной в 11 веке ученым и биологом Аль-Бируни. Считается, что кат был интродуцирован в Йемен в 15 в. В настоящее время кат там настолько популярен, что примерно 40% водных запасов страны идет на орошение плантаций ката, и его производство возрастает каждый год примерно на 10-15%. С 1970 г. по 2000 г. территория, занимаемая катом в этой стране, выросла с 8000 до 103000 га. Взрослое растение ката неприхотливо и позволяет собирать урожай листьев 4 раза в год. В Йемене по некоторым оценкам кат употребляет 80% мужского и 45% женского населения. Листья растения содержат катинон и катин – алкалоиды из класса фенилэтиламинов, близкие по составу к амфетамину. Наибольшей активностью обладает катинон, но, при высушивания листьев, он распадается примерно в течение 48 часов и остается только менее слабый катин. Поэтому свежие листья ката во избежание потери влаги транспортируются в закрытых пластиковых мешках или завернутыми в листья банана. При употреблении, кат вызывает умеренную эйфорию, стимуляцию и эмпатию к окружающим. Под его влиянием люди становятся очень разговорчивыми и веселыми. Пик эффектов ката наступает примерно через 15 минут после употребления. В 1980 г. Всемирная Организация Здравоохранения классифицировала кат как вещество намного менее вредное, чем табак или алкоголь и сравнимое по вредности с кофе. Тем не менее, во многих странах, включаю Россию, кат запрещен.
Внимание: Выращивание Catha edulis на Территории Российской Федерации запрещено постановлением Правительства РФ от 3 сентября 2004 г. № 454.

Пост не преследует цели пропаганды.

Знаете, что такое "кат"?
Нет, это не то, что вы ставите в длинных постах в ЖЖ, это легкий наркотик, запрещенный к обороту в России и многих других странах.
А вот в Африке он широко распространен в некоторых странах и существуют даже специальные улицы и рынки, куда весь город идет купить себе пучок ката. Если вы придете на такой рынок в 9 утра, увидите совсем немного и торговцев, и людей. А вот в полдень.... здесь будет настоящее столпотворение. Дело в том, что к обеду торговцы приносят самый свежий, сорванный утром кат, ну а люди спешат за растительной дозой.
Кат (или, как его называют в Эфиопии, чак) жуют здесь практически все, чуть ли не дети. И, само собой, не считают его наркотиком. Чак здесь распространен даже сильнее, чем сигареты. Даже грязный ободранный нищий, худющий как жердь, каждый день будет жевать чак а вот поест ли он в этот день, далеко не факт.
Позавчера я побывал на рынке ката (чака) в эфиопском городе Харар, где своими глазами увидел, как выстраиваются очередь к торговцам с "самым лучшим товаром", как дети зазывают прохожих к точкам, где торгует их мать и как довольные люди уходят с желанным пакетиком, купленным за 100-150 бырр (300-450 рублей).


2. Рынок чака в Хараре с виду ничем не отличается от множества других торговых уголков древнего города, где продают овощи, фрукты, орехи, молоко, воду и всякую мелкую всячину. И только если присмотреться, можно увидеть, что перед торговцами лежит один и тот же товар - огромные мешки с какими-то ветками.

3. Подходим ближе и видим, как женщины разбирают содержимое только что привезенных на ишаках мешков размером с тех самых ишаков. Они разбирают ветки по размеру и складывают их в одинакового размера пучки, связывая их ниткой. Пучки посвежее лежат открытыми, как на витрине, пучки с менее свежим местом слома ветки сразу упаковывают в прозрачные полиэтиленовые пакеты. Эти пойдут немного дешевле самых свежих. Чем быстрее женщины рассортируют товар до времени основного наплыва покупателей, тем больше товара они распродадут по максимальной цене, пока он не успеет обвянуть, ведь чак (кат) особенно ценится "только что сорванный"

4. Что это вообще за ветки и почему на них такой ажиотаж в африканских странах?
Кат - вид вечнозеленого кустарника семейства бересклетовых.
Происхождение его спорно. Одни полагают, что он происходит из Эфиопии, откуда затем распространился на плоскогорья Восточной Африки и Йемена. Другие полагают, что кат происходит из Йемена, откуда был распространён арабами в соседние страны.
С древних времён, еще задолго до начала использования кофе в XII в., свежие и сушёные листья ката использовали для жевания или заваривания наподобие чая в качестве лёгкого наркотика-стимулятора.
Наибольшее распространение кат получил в странах Аравийского региона и Восточной Африки (так называемого Африканского рога), например, Йемене, Сомали, Эфиопии. В незначительных масштабах кат также культивируется в Индии и на Шри-Ланке. Дело в том, что традиционно в этих странах преобладает мусульманская религия, запрещающая алкоголь. Поэтому в социальном и культурном смысле кат можно рассматривать как его заменитель.

5. В странах Аравийского полуострова, перечисленных выше странах Восточной Африки кат - неотъемлемая часть жизни общества: его принимают во время встреч в кафе (вместо или вместе с кофе) или после работы, как средство релаксации, студенты употребляют его во время подготовки к экзаменам.
В Йемене по некоторым оценкам кат употребляет до 90% всего мужского населения и 25% женщин. Для самих йеменцев жевание ката не является только лишь пагубной привычкой или времяпрепровождением. Это стиль жизни. Торговлю катом поддерживают десятки тысяч семей страны и на это уходят миллионы долларов в год.
Во всём мире около 10 миллионов человек употребляют кат.
В ряде стран (например, в России и США) кат запрещён, как наркотическое средство.

6. Продажа ката происходит в основном в обед. Как я уже сказал выше, именно в это время люди спешат на рынок, чтобы другие не успели разобрать лучшие связки и чтобы сами связки не успели завянуть на жаре. Зелёные листья ката покупают пучками, при этом обращая внимание на срез стебельков и состояние листьев. Покупатели смотрят, чтобы веточки были аккуратные, с толстенькими упругими кончиками, которые, когда их отламываешь, чуть ли не брызжут соком. Срез должен быть свежим, а верхушки листьев, не вялыми и не повреждёнными.

7. Растение содержит вещества стимулирующе-наркотического действия, в связи с чем получило довольно широкую известность. При усушке эффективность активных веществ в нем быстро падает, поэтому собранный урожай листьев и стеблей ката транспортируют в пластиковых мешках или запакованным в листья банана, для сохранения высокой активности сырья.
Считается, что стимулирующий эффект оказывает содержащееся в растении вещество, традиционно именуемое катин, из класса фенилэтиламина. Однако это утверждение оспаривается — экстракты из свежих листьев содержат также — катинон, вещество более физиологически активное, нежели катин. По данным ЮНЕСКО, действующие вещества относятся к группе псевдоэфедринов.

8. На рынке ката в Хараре можно увидеть довольно много детей. Интересно, что сами они не продают пакетики с листьями, а лишь показывают какой "хороший у них товар" и тащат покупателя з руку к месту, где торгует их мать.

10. Ну а здесь раздолье. На любой вкус и кошелек.
Стоимость я озвучил в начале поста - 100-150 бырр за пучок (300-450 рублей).
Со слов торговцев, пучка достаточно для компании из трех человек.

12. Как его употребляют. Эфиопы кладут листья ката в рот и усердно пережёвываются зубами, затем пережёванные листья перемещаются языком за щеку. Процесс продолжается в течение трёх часов. При этом они разговаривают, курят, пьют воду или даже едят.
Кат вызывает умеренную эйфорию и возбуждение. Известно также, что кат может провоцировать неадекватное поведение и гиперактивность. Некоторые местные жители любят употреблять кат одновременно с алкоголем, что приводит к высокой агрессивности и непредсказуемости поведения - в первый же день нашего пребывания в Эфиопии мы ехали по ночному городу на такси и на машину напали трое подростков, принялись ее бить и пинать прямо на ходу. Водитель сказал, что это кат с водкой. Еще кат подавляет аппетит. Может поэтому его употребляют голодающие бездомные?...

И такие есть цвета Африки...

Партнер путешествия - сервис поиска авиабилетов Aviasales . Билеты покупать нужно только через них!

Кат - "цветок рая"

Аль-хамис - четверг, день ката. Во второй половине, между тремя и четырьмя часами, собираются друзья на кат.

Обычно каждый приходит со своим пучком: сортов ката много, и каждый сорт обладает своими особыми вкусовыми достоинствами, а вкусы у всех разные. Сверху пучок ката завернут в сухие или зеленые листья кукурузы, а потом еще в банановые листья. Прежде чем приступить к священнодействию - жеванию ката, каждый расхваливает свой сорт и показывает всем лучшие листочки.

Кат - это сочные ярко-зеленые остроконечные листья, вырастающие на светло-красных стеблях. Молодые листья, покрытые нежным красным пушком, считаются наиболее ценными, так как содержат больше наркотика. Листочки обрывают со стебля правой рукой, разглаживают, отправляют в рот и начинают старательно жевать. Образовавшуюся во рту кашицу проталкивают языком за правую щеку. Покончив с листочками, жуют стебли, если они не очень твердые. Часть их, пожевав, выплевывают в специально приготовленные для этой цели медные чаши. Через некоторое время во рту образуется довольно большой комок ката, сильно оттопыривающий правую щеку,-"катовый желвак".

Листья ката не имеют запаха, на вкус горьковаты, их вяжущий сок обладает наркотическим действием. Кат содержит катин, изомер эфедрина, катидин, катинин, холин и бромиды. В целом воздействие ката на человеческий организм аналогично действию кокаина. В Южной Аравии известно более семи различных сортов ката; в зависимости от места его произрастания содержание в нем наркотиков неодинаково. Лучшими считаются сорта с высоким содержанием наркотического вещества, и стоят они дороже.

Вполне правдоподобной можно считать версию о том, что куст ката (Catha edulis) был привезен на Аравийский полуостров из Эфиопии в XVI в. шейхом Абу Саидом бен Абдель Кадиром. Но некоторые арабские ученые утверждают, что он был известен уже в XIV в. и произрастал на территории современных ЙАР и НДРЙ.

Петер Форскол, погибший в Аравии в 1773 г., в своем произведении "Flora aegyptiaco Arabica", изданном X. Нибуром, дает описание этого растения.

Цветов у ката нет, растет он главным образом в горной местности на высоте до 2500 метров. Несколько раз в году его ветви обрезают. Наибольшей ценностью обладают листья с растения высотой 1,7 метра. Неподрезанные кусты ката достигают двух метров и более.

Кат требует хорошей почвы, много влаги и заботливого ухода. В настоящее время его культивируют в НДРЙ, ЙАР, Эфиопии и Сомали. Лучшие сорта ката выращивают в эфиопской провинции Харар. На плантациях между кустами ката часто высаживают кофейные деревья. Листочки ката снимают с куста поздно вечером или ранним утром и сразу же заворачивают в банановые листья. Хорошо упакованные, они сохраняют свежесть в течение четырех дней.

До 1967 г. кат в большом количестве ввозили в Аден из Эфиопии. Пять раз в неделю по утрам в Аденском аэропорту садился "катовый самолет", на борту которого не было ничего, кроме ката. Из Северного Йемена его на быстроходных "лендроверах" перевозили в Лахдж, потом переправляли в Дар-Саад (пригород Адена), а оттуда он расходился по всей стране. А в очень далекие времена кат с севера на юг доставляли караваны верблюдов.

Для имама - властителя Северного Йемена, свергнутого в 1962 г., кат был источником дохода. 30 процентов хороших земель на севере страны было занято под катом, и большая часть посадок принадлежала имаму. Чтобы увеличить свои прибыли, имам ввел на кат налог. Не только имамы, но и эмиры и шейхи, а также колониальные власти на юге страны всячески способствовали потреблению ката, ибо люди, пристрастившиеся к зеленым листочкам, не способны размышлять о том, чтобы изменить существующее положение! Во время жевания ката забываются все тяготы повседневной жизни, мир становится светлым, унылое земное существование превращается в "небесный рай". И тем мучительнее пробуждение и возвращение в реальный мир нищеты. Большинство не видело иного пути из состояния безысходности, как снова обратиться к кату. Кат и родственные ему растения встречаются и в других странах земного шара, но ни в одной из них листья этих растений не потребляют в таких огромных количествах, как в Северном и Южном Йемене. В Адене сейчас продают отечественный кат, выращенный в районах Ад-Дали и Яфи.

В народе бытовало поверье, что там, где растет кат, не бывает чумы; поэтому, отправляясь на какое-нибудь сборище, люди клали себе за пазуху в качестве оберега против заразной болезни зеленую, только что сорванную ветку ката.

В старые времена христианское население Абиссинии употребляло кат как тонизирующее средство. Знахари применяют кат в целях врачевания. Они жуют листья, а кашицу выплевывают на больное место страждущего.

В 1910 г. фармацевты города Лиона изготовили Neo tonique Abyssin (Абиссинский новый тонизирующий напиток), пользовавшийся колоссальным спросом как тонизирующее и укрепляющее средство. Но вскоре французское правительство запретило его, ибо оно содержит наркотик. Из листьев ката делают также и алкогольный напиток, который применяется в Африке в качестве лекарства. Если высушенные листья смешать с медом и залить кипятком, получится так называемый эфиопский чай. Отправляясь в дальнюю дорогу, и ocoбенно за границу, любитель ката берет-с собой баночку катового порошка. Находясь в чужой стране, из этого порошка, добавив немного кардамона, сахара и воды, приготовляют напиток. Многие скатывают из порошка небольшой плотный шарик и засовывают его за правую щеку. Порошок нюхают. Южнойеменцам, работающим за границей, родственники посылают его по почте или с оказией в качестве "привета с родины".

Многие йеменцы из Хадрамаута не жуют кат. Однако злые языки в Адене утверждают, будто они компенсируют это крепким финиковым вином.

Те, кто постоянно жует кат, стремятся доставать все более сильно действующие сорта. У начинающих он часто вызывает тошноту, головную боль, сильное недомогание. Иные, одурманенные катом, утрачивают способность контролировать свои действия. Был случай, когда муж, находясь в таком состоянии, убил жену, убежденный в ее неверности. Заодно он убил и одного из "друзей по кату", пытавшегося предотвратить несчастье. А другой жеватель ката вообще никак не прореагировал на происходившее.

У заядлых жевателей, собирающихся обычно в мабразе (специальном помещении, где жуют кат), блаженное состояние наступает через три часа, когда им представляются сладостные любовные картины на играющем яркими красками фоне. Это состояние большинство предпочитает пережить у себя дома, поэтому общество жевателей ката постепенно редеет, и лишь немногие остаются в мабразе до утра. Некоторые пытаются перенестись в реальность, но те, кто жует кат в течение длительного времени, испытывают серьезные затруднения в осуществлении своих желаний, так как кат вызывает анафродизию. Разумеется, об этом говорят неохотно, однако, когда я спросил нескольких своих друзей, так ли это, они утвердительно кивнули. Часто, желая выйти из такого неприятного положения, прибегают к помощи алкоголя. Наутро настает "катовое похмелье": нездоровится, настроение мрачное, хочется спать, ничто в мире не радует.

Большая часть аденцев "катует" по четвергам и пятницам. В субботу они заставляют себя сдерживаться и терпеливо ждут следующего четверга. Поэтому потребление ими ката не влечет за собой каких-либо серьезных последствий. Но у тех, кто жует чаще, это переходит в привычку, они страдают бессонницей, очень нервозны, у них появляется чувство страха перед завтрашним днем, реакции сильно ослаблены. Поэтому есть правило уличного движения в НДРЙ, запрещающее садиться за руль автомобиля, если водитель находится под действием ката. Но традиции не исчезают мгновенно, и нет-нет да и встретишь водителя такси с "катовой щекой".

Частое употребление ката приводит к нарушению кровоснабжения слизистых оболочек. Особенно подвергается атрофии и разрушению слизистая оболочка ротовой полости. В образовавшихся трещинах поселяются бактерии, вызывающие воспаление. Многие в результате потребления ката страдают хроническим гастритом, сопровождающимся отсутствием аппетита, болями в желудке и железодефицитной анемией. Почти все приверженцы зеленых листочков имеют хронический запор. Эти болезни заявляют о себе, как правило, годам к тридцати пяти, а то и раньше.

Длительное жевание ката переходит в наркоманию. Наркоман уже не может обходиться без ката ни одного дня, даже во время работы. Он сам говорит, что без ката больше жить не может. Кат принято употреблять в, компании, но не наркоман редко жует его в одиночестве, всегда ищет себе для этой цели товарищей, наркоман же это делает наедине с самим собой. Уже в начальной стадии заболевания наркоманией человек отдаляется от общества, от которого позднее так или иначе будет все равно изолирован. В конечной стадии наркомании эти люди с истощенными, изнуренными, апатичными лицами сидят на корточках где-нибудь в тени на углу улицы и клянчат милостыню, чтобы тут же на выпрошенные деньги купить еще один пучок ката. Теперь они вообще не способны выполнять какую-либо работу.

(Следует отметить, что кат официально не причисляется к числу наркотиков, его употребление не запрещается в большинстве стран мира. Учитывая все негативные последствия обычая жевать кат, правительство НДРЙ предпринимает меры для сокращения его производства, ввоза, продажи и употребления. )

Ну а женщины? Может быть, жевание ката было одним из немногих дозволенных им "удовольствий"? Женщины Южного Йемена в противоположность их сестрам на Севере жуют кат редко, а если и жуют, то лишь в обществе своих мужей, родителей, взрослых сыновей и дочерей, большинство из них принимают активное участие в борьбе против употребления ката. Ведь от этого в первую очередь страдают они и их дети: семья разваливается оттого, что муж пристрастился к кату, и в доме не хватает денег на продукты, на порошковое молоко для маленьких детей, на самое необходимое.

На кат никогда не существовало и не существует твердых цен. Торговец этим растением всегда приспосабливается к спросу на товар. В праздники и в дни получки цена на кат очень высока. У торговцев "добрые сердца" - они отпускают кат даже в кредит. На базаре в Адене есть небольшой переулок, где вечером светло как днем, где не слышно обычного шума толпы. С сильно оттопыренной щекой, за которую засунут большой шарик ката, одетые только в футу, обливаясь потом, торговцы сидят на прилавках, а их керосиновые лампы отбрасывают яркий свет на лежащие рядом с ними зеленые пучки ката. Покупателю требуется немало времени, чтобы выбрать сорт получше и купить его подешевле. Один пучок ката стоит в среднем от 1 до 2 динаров. Но обычно берут не один, что весьма ощутимо сказывается на семейном бюджете, так как ежемесячный заработок рабочего в среднем составляет от 20 до 30 динаров, а женщинам и сейчас еще редко удается найти оплачиваемую работу.

Правительство ведет постоянную борьбу против злоупотребления катом, но не методом решительных запретов, а не спеша, учитывая сложность проблемы, - сказал мне один йеменский врач. - Выращивать кат не запрещено, продавать - также, крестьянам, которые разводят вместо ката другие культуры, правительство оказывает финансовую поддержку. Поэтому площади, занятые под катом, на севере НДРЙ заметно сократились. Члены ОПОНФ, школьные учителя, женские и молодежные организации проводят широкую общественную кампанию по борьбе с катовой наркоманией По радио и телевидению врачи выступают с докладам о губительном действии ката. За очень немногие годы употребление этого зелья заметно сократилось, особенно среди молодежи. Да и пожилые люди теперь тоже не очень-то охотно показываются на улице с оттопыренной щекой. Мы убеждены, что наш народ, нашедший всебе силы освободиться от внутренних и иностранных угнетателей, сумеет одолеть и катовую наркоманию.

А может случиться так, - спрашиваю я его, - что когда-нибудь кат вообще исчезнет из жизни вашего народа?

Нет, не думаю... - отвечает он, - ...как у вас в ГДР с употреблением алкоголя! На праздниках, когда встречаются друзья, они не откажут себе в удовольствии пожевать кат.