Теории о природе слога. Слог и слогоделение

Существует несколько теорий слога.

Экспираторная теория трактует слог как такое звукосочетание, которое произносится одним толчком вы­дыхаемого воздуха. Такое определение наиболее наглядно. Проверить это можно так.

Если произнести перед горящей свечой слово дом, пламя дрогнет один раз, слово рука - пламя дрогнет два раза, молоко - три раза.

Но эта теория не объясняет всех случаев. Произнесем односложное слово сплав, и пламя свечи дрогнет два раза: смычка губ у [п] разорвет воздушный поток на две части. Произнесем ау/ - и пламя дрогнет один раз, хотя в слове два слога.

В современном русском языкознании широко призна­на сонорная теория слога, основанная на акустиче­ских критериях. Применительно к русскому языку она была развита Р. И. Аванесовым. По этой теории слог - это волна сонорности, звучности. В слоге группируются звуки, обладающие разной степенью звучности. Наиболее звуч­ный - слоговой (слогообразующий) звук, остальные зву­ки неслоговые.

Гласные, как наиболее звучные звуки, обычно бывают сло­говыми. Но, например, гласный [и] может быть и неслого­вым: [ии э вра е п’эиск’и*и] - в этом слове три таких звука. Согласные обычно бывают неслоговыми, но иногда и они могут быть вершиной слога. Чаще всего в этой роли высту­пают сонорные согласные, как самые звучные из соглас­ных.

Вот стихи М. Ю. Лермонтова:

Поцелуями прежде считал Я счастливую жизнь свою...

В каждой строке 3 трехсложные стопы с ударением на последнем слоге. Размер - анапест:

При этом слово жизнь произносится в два слога [жы-з’н’]; первый слог заканчивает вторую стопу, второй слог начина­ет третью стопу. Слогообразующим второго слога выступа­ет сонорный согласный.

Можно обозначить по степени звучности гласные цифрой 4, сонорные звонкие согласные - 3, шумные звонкие соглас- 318 ные - 2, глухие - 1, паузу - 0. На линейках, соответству­ющих этим индексам, будем откладывать звуки, обозначая их точками. Если соединить эти точки, получится волна сонорности, характеризующая слово. Тогда слово попрыгунья будет выглядеть так:

Сколько в этой волне пиков, вершин сонорности, столько и слогов. Звук [и] гласный, но с ослабленной сонорностью, поэтому он ниже верхней линейки.

Слова льды, смотр схематично выглядят так:

Эти слова двусложные - у них две вершины сонорно­сти: [л’ды], [смотр]. Так же могут быть произнесены слова: мхи, Мценск, льстить, львы, лжет, рты, ртуть, рвы, ржав, рдеть и Петр, вепрь, смысл, мысль, казнь, фавн, драхм и т. п.

Но эти же слова могут быть и односложными, с одной вершиной сонорности:

Сонорный при таком произнесении частично или полно­стью оглушается, его звучность на уровне шумного соглас­ного, звонкого или глухого. Так же могут произноситься и приведенные выше слова: [мх’и], [л’с’т’ит’], [в’эпр’], [смысл] и др.

Двуликость подобных слов используют поэты. Так, в сти­хотворной строке В. Хлебникова кЭта жизнь и жизнь та* слово жизнь в первом случае односложно, а во втором - двусложно.

Слоговые согласные нетипичны для русского языка, по­этому перед ними могут развиваться гласные. Может про­износиться [каз’д’] и [каз’и э н’], [т’и э атр] и [т’и э атэр], [л’н’и 3 - нби] и [ в л’н’и э нои], [ржы] и [ 9 ржы] и т.п.

У звонких сонорных шум - незначительная состав­ляющая звука. Поэтому, когда сонорный оглушается, он плохо воспринимается на слух и часто выпадает.

С этим связано произношение [руп’] рубль, [жыс’] жизнь, [ак- т’апск’ии] октябрьский. В древнерусском языке наряду с формами глаголов несла, несли, могла, могли и т. п. были и формы мужского рода с суффиксом -л-: неслъ, моглъ с гласным [ъ] на конце слова. После его выпадения пере­стал произноситься и глухой [л]. Так возникли формы нес, мог, вез, утих и т. п.

В некоторых языках слоговые сонорные вполне обычны, например в сербском и чешском: серб, рж - ‘рожь’, крв - ‘кровь’, прст - ‘перст, палец’, врба - ‘верба*; чеш. vrch - ‘верх, вершина’, vlk - ‘волк’, slza - ‘слеза’.

Слоговыми могут быть не только сонорные согласные, но и шумные, даже глухие. Так, русские подзывают кошку кс-кс-кс. В этом междометии три слога, хотя все звуки глу­хие. Слоговым здесь является звук [с]. Глухой щелевой согласный выступает слоговым и в возгласе отпугивания птиц кш! И в призыве к молчанию тс!

В разговорном языке безударный гласный может вы­падать, а количество слогов в слове при этом может сохра­няться. Роль слогового в этих случаях принимает на себя согласный, слоговыми могут быть не только сонорные со­гласные: п[ц]даватъ - продавать, мо[л]тобоец - моло­тобоец, вь"/[н’]сг/ - вынесу, но и шумные звонкие: [£]во рйть - говорить, [$]губйтъ - загубить, и шумные глухие: [$]погй - сапоги, [п]толдк - потолок, [т]лоры - топоры. По-разному произносятся [з]давать - сдавать и [$]да вать - задавать, вы[г]нем и вы[г]ним - выгоним, [п]ле вали и [п]ливали - поливали, зя[т’] пустил и зя[т’] пус­тил (зятя).

Слоговые согласные отличаются от неслоговых боль­шей напряженностью: щелевые - долготой, звонкие взрыв­ные - долгой смычкой, глухие взрывные - придыхательно- стью, дрожащие - многоударностью, раскатистостью. Та­ким образом, вершину слога может образовывать не только самый сонорный звук в слоге, но и самый напряженный.

У звуков, характеризующихся повышенной сонорностью и повышенной напряженностью, есть общая черта: они обладают большей силой, интенсивностью, которая про­является в увеличении амплитуды колебания. На учете этого акустического признака слоговых и неслоговых зву­ков основана динамическая теория слога. С точки зрения этой теории слог - волна силы, интенсивности. Самый сильный, интенсивный звук слога - слоговой, ме­нее сильные - неслоговые.

В одном слоге может быть два гласных звука. Сочетание двух гласных в пределах одного слога называется диф- т о н г о м. В русском литературном языке дифтонгов нет, но они встречаются в русских диалектах, где произносит­ся кор[уб]ва, лголок[уб], л[йе]с, с[ие]но и т. п. Дифтонги есть, например, в английском, немецком, испанском и многих других языках. Дифтонги могут быть равновесными, ког­да оба гласных обладают одинаковой силой и длительно­стью, как, например, встречается в русском диалектном произношении. Если в дифтонге первый гласный слого­вой, а второй неслоговой, то это нисходящий дифтонг, на­пример в английском time - ‘время’, table - ‘стол’, go - ‘идти’, в немецком mein - ‘мой’, heute - ‘сегодня’. Если в дифтонге первый соглас­ный неслоговой, а второй слоговой, то это восходящий диф­тонг, например в испанском puerta - ‘дверь’, tierra - ‘зем­ля’, nuevo - ‘новый’. Дифтонги всегда относятся к одной фонеме (см. § 136).

Слог, начинающийся слоговым звуком, называется н е- прикрытым: [он], [ил], [а-ист]. Слог, начинающийся не­слоговым звуком, называется прикрытым: [сам], [да- ска], [иу-ла]. Слог, оканчивающийся слоговым звуком, называется открытым: [да-л’и], [за-ко-ны], [т’и-гр]. Слог, оканчивающийся неслоговым звуком, называется закры­тым: [стол], [край], [заи-ч’ик].

Слог - это минимальная произносительная единица речи, характеризующаяся максимальной слитностью своих компонентов. В артикуляторном отношении слог нечленим в том смысле, что речь распадается именно на слоги, а не на отдельные звуки.

Проблема слога сводится к двум взаимосвязанным вопросам: фонетической природе слога и принципам слогоделения. Трудность проблемы заключается в том, что слогоделение не связано с различием значения: семантика языкового знака не зависит от разделения его экспонента на слоги. Так, экспонент слова кошка бесспорно состоит из двух слогов, однако каких именно (кош-ка или ко-шка ) семантикой слова не обусловлено. Поэтому лингвистических критериев разделения на слоги, подобных критериям членения речи на фонемы, не существует. Основную роль в решении проблемы слога в современной фонетике играют объективные методы исследования с использованием совершенной звукоанализирующей аппаратуры.

В русской фонетике еще В. А. Богородицким, учеником И. А. Бодуэна де Куртенэ, было высказано мнение (правда, не подтвержденное экспериментальными данными), что согласные являются звуками, вызываемыми смыкательными движениями органов речи, а гласные вызываются размыкательными движениями. Современные исследования фонетистов и физиологов также подтверждают, что простейшей артикуляторной конструкцией русской речи является смыкательно-размыкательное движение произносительных органов: смыкание (включая и такой вид преграды, как щель) при артикуляции согласного и размыкание при артикуляции гласного. Повторение этого артикуляторного комплекса порождает последовательность открытых слогов типа СГ. Открытый слог представляет собой произносительную структуру в том смысле, что его компоненты - согласный и гласный - не могут считаться независимыми, так как в сильнейшей степени влияют друг на друга; они выступают как части более крупного звукового целого - слога. Произносительная общность элементов открытого слога определяется тем, что артикуляция всего комплекса выполняется как бы в результате единой команды из управляющих центров коры головного мозга: все, что может быть произнесено одновременно, одновременно и произносится [Бондарко, 1998. С. 195]. В самом начале произнесения слога типа СГ происходит подготовка к артикуляции гласного, а все его движения, не противоречащие артикуляции согласного, начинаются с самого начала слога. Конкретными примерами такой слитности в русском языке являются: а) лабиализация согласных перед /о/ и /у/; б) назализация гласного после носовых согласных; в) образование ярко выраженного перехода от мягкого согласного к гласному; г) взаимоприспособление места образования согласного и гласного и т.д. Слог типа СГ является произносительной единицей в том отношении, что это не просто последовательность следующих друг за другом звуков, а такая последовательность, которая объединяется общей артикуляторной программой, определяющей организацию произносительных движений при образовании слога. Напротив, сочетание звуков типа гласный + согласный (ГС) представляет собой простую последовательность элементов, мало связанных друг с другом.

В свете сказанного выше специфика русского языка в плане слоговой структуры заключается в тесной связанности согласного с последующим гласным. Поэтому для русского языка характерны слоги типа СГ (открытые) и менее характерны слоги типа ГС (закрытые).

Слогоделение в русском языке

Слогоделение можно рассматривать в трех фонетических положениях.

  • 1. Наиболее простым и бесспорным случаем слогоделения является членение слова на открытые слоги типа со-ба-ка , ка-ра-ка-ти-ца , про-да-ю. Здесь действует не знающее исключений правило: одиночный интервокальный (т.е. стоящий между гласными) согласный входит в один слог с последующим гласным.
  • 2. Интервокальное сочетание двух согласных ГССГ теоретически может либо целиком отходить к последующему гласному (Г-ССГ), либо распределяться между двумя слогами (ГС-СГ). (Слогоделение ГСС-Г в русском языке отсутствует.) Естественным представляется первый вариант. Большую доказательную ценность в вопросе о слогоделении имеют данные о характере перехода от гласного к последующему согласному. Мысль о том, что характер перехода от одного звука к другому может служить критерием для установления слоговой границы, была впервые высказана шведским лингвистом Б. Мальмбергом в 1955 г. Если бы первый компонент интервокального сочетания входил в один слог с предшествующим гласным (ГС-СГ), он характеризовался бы тесной связью с этим гласным. Однако, по данным спектрального анализа, переходы от гласного к согласному (в наших примерах от ударных /а, э/ к , п/ ) в словоформах типа ра-на , ре-па , где слогоделение не вызывает сомнений, и в словоформах типа ра-нка , ре-пка , где можно было бы предположить возникновение закрытых слогов ран- , реп- , не имеют существенных различий. Таким образом, есть все основания считать, что согласные , п/ не примыкают к ударным гласным и поэтому не входят с ними в один слог. Если распространить это положение на все структуры типа ГССГ, то можно сказать, что интервокальное сочетание отходит к последующему гласному. Это справедливо и применительно к трехфонемным сочетаниям согласных типа Г-СССГ. Тем самым структура предшествующего открытого слога интервокальными сочетаниями не нарушается.

Проиллюстрируем слогоделение в русском языке конкретными примерами.

Единственным исключением из этого правила является сочетание /j/ + согласный: /j/ всегда отходит к предшествующему гласному (чай-ка , вой-на , вой-ско-вой ). Фонема /j/ в этом фонетическом положении выступает в своем аллофоне, обычно именуемом неслоговое", что определенно указывает на его близость к гласному /и/.

3. Когда согласный или сочетание согласных находятся в конце слова (кот , спор , нос , уголь , хвост , ремонт ), создаются условия для образования закрытых слогов.

Следует различать два положения конечного согласного: либо в конце слова в потоке речи, либо в конце слова перед паузой. В первом случае конечный согласный или сочетание согласных примыкают не к предшествующему гласному, а к последующему, входящему в состав другого слова (ку-пи-л а-на-нас - "купил ананас" , ку-пи-л ма-ши-ну , ку-пи-л ско-во-ро-ду ), даже если перед этим гласным уже есть один или несколько согласных. Во втором случае за конечным согласным никакого гласного нет. Однако, поскольку поток речи в плане артикуляции представляет собой последовательность смыкательно-размыкательных движений (смыкание соответствует согласному, а размыкание - гласному), вполне можно предположить, что после согласного перед паузой произойдет размыкательное движение, порождающее какой-то очень краткий гласный элемент. Возникающий фонетический эффект определяется характером конкретного согласного. Так, конечное /р/ становится многоударным и по длительности приближается к безударному слогу. Гласный призвук после /р/ обнаруживается легко. Конечные глухие взрывные характеризуются придыханием и более длительным взрывом, в спектре которого выделяются отдельные области концентрации энергии, своего рода форманты, что указывает на наличие вокалического элемента, только произносимого без участия голосовых связок, т.е. глухого. "Слово кот , произнесенное в абсолютном конце фразы, перед паузой получает такую слоговую организацию: ко-тъ" [Бондарко, 1998. С. 212]. В связи с этим интересно отметить, что профессор А. И. Томсон, лингвист с замечательно тонким фонетическим слухом, в 1922 г. утверждал, что конечные твердые согласные в русском языке имеют ы -образную окраску, а конечные мягкие - и -образную. В этой окраске Томсон видел отражение редуцированных гласных [ъ ] и [ь ], существовавших в древнерусском языке. В значительной мере теряют свою консонантную природу конечные сонанты.

В итоге можно сказать, что характерная для русского языка структура открытого слога проявляется и в случае конечного согласного перед паузой. Размыкательное движение, следующее за смыканием, порождает очень краткий гласный элемент, которому невозможно дать фонематическую атрибуцию. Это чисто фонетический слог, в отличие от обычных "фонематических" слогов, у которых фонемная природа компонентов может быть установлена без труда.

Теории слогоделения

Представленная выше концепция слогоделения опирается на достижения современной научно-технической мысли и в этом плане может считаться вполне достоверной. Предшествующие теории не имеют экспериментально-фонетического обоснования, и, хотя содержащиеся в них сведения представляют определенный интерес и во многом отвечают интуитивным ощущениям носителей языка, они все же не дают объективной картины слогоделения.

Датским лингвистом О. Есперсеном была выдвинута сонорная теория слога (теория звучности). Слог понимается как сочетание более звучного элемента с менее звучным. Сонорная теория устанавливает шкалу относительной звучности (сонорности), включающую 10 ступеней - от самого звучного (открытого гласного /а/ ) до наименее звучных глухих смычных , п , к/. На материале русского языка сонорную теорию развивал Р. И. Аванесов. Он ограничился лишь тремя степенями звучности: 1) шумные согласные (наименьшая звучность), 2) сонанты, 3) гласные. Основной закон слогоделения гласит: неначальный слог строится по принципу восходящей звучности, начинаясь с наименее звучного [Аванесов, 1956. С. 42], например: па-трон (во втором слоге соотношение 1-2-3), пу-дра (1-2-3), пар-та (1-3), гам-ма (2-3), хол-ста (1-1-3), кар-ман (2-3).

Другая теория, которую обычно называют теорией мускульного напряжения , была выдвинута французским лингвистом М. Граммоном и развита Л. В. Щербой. Теория исходит из того, что в работе произносительного аппарата постоянно чередуются состояния максимума и минимума мускульного напряжения и соответствующие изменения звучности. Границы между слогами соответствуют минимуму мускульного напряжения и звучности. Подъем напряжения и усиление звучности указывают на начало следующего слога. Теория мускульного напряжения уделяет большое внимание слогоделению. Поскольку роль гласного в слоге всегда одинакова, основное внимание обращается на характеристику согласных в плане их примыкания к гласному. Различаются три типа согласных: сильноначальные, сильноконечные и двухвершинные. Сильноначальный согласный своим началом примыкает к гласному, его начало произносится сильнее, при большем напряжении, чем конец, например /т/ в слове (слоге) кот. Сильноконечный согласный примыкает к гласному своим концом, его конец произносится сильнее, чем начало, например /к/ в кот. У двухвершинного согласного одна часть произносится на спаде мускульного напряжения и принадлежит первому слогу; другая часть произносится на подъеме мускульного напряжения и принадлежит второму слогу. Таким образом, начало и конец двухвершинного согласного усилены, а середина, где и проходит слоговая граница, ослаблена. Двухвершинный согласный всегда является долгим. По мнению М. И. Матусевич, двухвершинный согласный может произноситься в положении после ударного гласного, например от-дых [о́д :ых ], хотя в целом русскому языку они не свойственны.

Тяготение согласного к предшествующему или последующему гласному ставится в теории мускульного напряжения в зависимость от ударения. Ударный гласный "перетягивает" в свой слог первый компонент двухфонемного сочетания согласных, особенно если первым согласным является сонант (пал-ка ).

§ 51. Более сложной фонетической единицей, по сравнению со звуком или дифтонгом, является слог. Слоги – это кратчайшие произносительные единицы речи, кратчайшие элементы (сегменты), на которые распадается звучащая речь, речевой поток в произносительном отношении. "В первом приближении слог может быть определен как минимальная произносительная (артикуляционная) единица речи" .

Как известно, звуки речи, отличающиеся друг от друга в артикуляционном и акустическом отношении, в речевом потоке строго не разграничиваются, поскольку артикуляции смежных звуков в составе более сложных единиц частично накладываются одна на другую. Выделение фонем в потоке речи, как уже отмечалось, возможно лишь в результате лингвистического анализа. Членение речевого потока на слоги, выделение слогов в речи не вызывает особых затруднений, однако объяснение понятия слога, его сущности, определение его границ связано с большими сложностями.

По утверждению некоторых лингвистов, "слог – одна из самых сложных фонетических единиц" , "дать определение слога, выяснить его сущность и особенно те принципы, согласно которым происходит это членение (речь идет о членении речевого потока на слоги. – В. Н.), т.е. определить границы слога, представляется одной из самых трудных проблем фонетики" . Не случайно "природа слога и деление речи на слоги составляет предмет длительного спора между учеными" .

Трудности определения слога, его границ в речевом потоке связаны с тем, что слог сам по себе "никогда не может быть носителем смысла, а является лишь результатом физиологической последовательности движений артикуляционных органов, дающих определенный акустический результат" , что в большинстве языков, а именно в языках фонемного строя, каким является и русский, "он не соотносится с к.-л. значимыми единицами, а выявляется на основе достаточно неопределенных фонетических характеристик" .

Следует заметить, что в русском языке, так же как и во многих других языках, слог по своему звуковому составу может совпадать со значимыми единицами языка – словами или морфемами (ср., например, многие односложные слова: а, и, у, на, по, от, под, он, тот, так, там, здесь, дом, стол, лес, сад, день, тень; ср. также: вы-бор, из-нос, про-ход, не-вы-ход, не-до-лет). В то же время в большинстве случаев слова и морфемы, прежде всего корневые, состоят из двух и более слогов (например: го-род, ста-кан, та-ра-кан, о-то-звать, и-зо-бра-зить, пе-ре-си-лить). С другой стороны, имеется немало односложных слов, состоящих из нескольких морфем (ср.: бра-тъ, бра-л, зна-ть, зна-л, в-ста-ть, в-ста-л, с-би-ть, с-би-л, с-кры-ть, с-кры-л и т.п.).

Есть и такие языки, в которых границы слогов, как правило (почти всегда), совпадают с границами между морфемами. К ним относятся языки слогового типа, такие, как, например, китайский, вьетнамский, японский.

§ 52. Существуют разные теории слога, среди которых наиболее известны две: артикуляционная, или экспираторная, мускульная, теория мускульного напряжения, и акустическая, или сонорная, теория сонорности.

Артикуляционная теория слога , чаще называемая теорией мускульного напряжения , была выдвинута французским лингвистом М. Граммоном; в советском языкознании она была развита Л. В. Щербой и его учениками. Согласно этой теории слог определяется как "минимальная произносительная единица, т.е. такая последовательность речевых движений, к-рая образуется единым дыхательным толчком (Р. Стетсон), единым импульсом мускульного направления (Л. В. Щерба) или в результате одной управляющей команды (Л. А. Чистович и др.)" . Иначе, это "часть речевого потока, начиная с усиливающегося звука и кончая ослабляющимся" , "звук или несколько звуков, произносимых одним толчком выдыхаемого воздуха" . Для проверки правильности такого понимания слога обычно рекомендуется произносить отдельные слова перед пламенем горящей свечи: сколько раз пламя дрогнет при произнесении того или иного слова, столько слогов должно быть в составе данного слова.

Объяснение слога как отрезка речи, произносимого одним дыхательным толчком, не выдерживает критики. Как показывают экспериментальные данные, число дыхательных толчков при произнесении отдельных слов не всегда совпадает с числом слогов в этих словах. Например, междометное слово ау считается двусложным, хотя оно произносится одним толчком выдыхаемого воздуха (при его произнесении пламя свечи вздрагивает один раз). Такие глагольные формы, как ткать, ткёт, бди, признаются односложными несмотря на то, что при их произнесении наблюдается два толчка выдыхаемого воздуха (пламя свечи вздрагивает два раза) .

Виднейшим представителем акустической теории слога , или теории сонорности , был известный датский лингвист Отто Есперсен. В нашей стране эта теория развивалась Р. И. Аванесовым и другими учеными. В соответствии с данной теорией слог определяется как "волна нарастания и ослабления звучности" , "сочетание более звучного (сонорного) элемента с менее звучным" , "сочетание слогообразующего элемента (обычно гласного) с одним или несколькими неслогообразующими элементами – согласными" , как "отрезок речи, в котором один звук выделяется наибольшей звучностью в сравнении с соседними – предшествующим и последующим" .

Теория сонорности тоже не в состоянии объяснить некоторые вопросы выделения слога. Слабым местом этой теории является, в частности, то, что она не позволяет определить границы между слогами в составе многих слов.

§ 53. Слоги в разных языках и в отдельно взятом конкретном языке заметно различаются по своей структуре .

Слог может состоять из одного, двух и более звуков. В составе каждого слога выделяется один "главный" звук – слоговой , или слогообразующий . Он называется еще вершиной слога (слоговой вершиной), его центром , или ядром . Это – наиболее звучный элемент слога. Остальные, неслоговые, звуки в слоге образуют его периферию. Периферийные звуки могут находиться перед слоговым звуком, могут следовать за ним или располагаться по обе его стороны, а могут и отсутствовать в слоге, т.е. слог может быть представлен одним лишь слоговым звуком .

Слогообразующим обычно является гласный звук. В некоторых языках в качестве слоговых употребляются не только гласные, но и согласные звуки, прежде всего сонорные. Так, в чешском языке слоговыми могут быть сонорные l и r . В качестве слоговых эти звуки употребляются в положении между разными согласными или в абсолютном конце таких слов (словоформ), как, например: vlk (волк),plst (войлок), nesl (нес), brта (бровь), krk (шея), prst (палец), hrdlo (горло), vrba (верба), Тrnка (фамилия чешского лингвиста), Вто (название города). Те же согласные (/ и г) могут быть слоговыми в словацком языке, например, в словах slza (слеза), zrno (зерно). В сербском языке в качестве слогового употребляется согласный р [г], например, в таких словах: брз (быстрый), с"рце (сердце), трг (рынок, площадь). Сонорные согласные могут выступать в качестве слоговых в английском языке. Таковым является, например, конечный звук l в слове little (маленький). В литовском языке слоговыми являются все соноры (/, т, п и г) в составе смешанных дифтонгов с восходящей интонацией, например в словах: vilkas (волк), pulkas (полк), kaltas (виноват), gardas (огороженное место), turgus (рынок, базар), kur (где), visur (везде), antis (пазуха), ginti (гнать), irati (брать). Плавные сонорные согласные л и р [r] регулярно употреблялись в качестве слоговых в древнерусском, старославянском языках, например в словах: плъкъ (полк), тръгъ (торг).

В современном русском языке в качестве слогового может выступать любой сонорный согласный "в беглом разговорном стиле произношения" . Слогообразующую функцию такие согласные выполняют (при беглом разговорном произношении) в случае их сочетания с другими (преимущественно шумными) согласными, чаще всего в абсолютном конце слова, например в таких словах: рубль , мысль , смысл , кремль, спектакль, спектр, центр, театр, жизнь, болезнь, боязнь, фильм, реализм, патриотизм. Реже такие согласные выступают как слогообразующие внутри многосложных слов в положении между разными согласными, например звук л в слове джентльмен. В качестве слоговых сонорные согласные внутри слова могут выступать в случае полной редукции соседнего безударного гласного в многосложных словах: учительница , жаворонок , Ивановна . Естественно, соноры произносятся как слоговые звуки в словах, в составе которых гласные отсутствуют: брр (междометие, выражающее чувство холода, отвращения, презрения и т.п.), тпррр (употребляющееся наряду с тпру междометие, которым останавливают лошадь).

В отдельных случаях слогообразующую функцию могут выполнять и шумные согласные. Это бывает, в частности, при отсутствии в составе слова гласных и сонорных согласных (ср., например, русск. междометия тсс!, тшш! или чш!, чш-ш!, франц. pst! – в значении "тсс!") . По утверждению М. В. Панова, в русском языке в качестве слоговых выступают конечные согласные в таких словах, как ветвь, волхв, Вакх, билингв, букв (родительный падеж множественного числа), предпоследний согласный в фамилии Коше .

Неслоговыми звуками, образующими периферию слога, обычно являются согласные. В то же время неслоговыми могут быть и гласные, например в китайском языке . По мнению некоторых лингвистов, есть неслоговые гласные и в русском языке: конечный звук в словах (словоформах) типа кий, опий, ликуй, выкуй иногда рассматривается как неслоговой гласный и [i], а конечный звук начального (или единственного) слога в словах Айвазовский, байронический, рейд, флейта – как неслоговой э [е] .

§ 54. Слоги в разных языках различаются и могут классифицироваться по ряду конкретных признаков. В русском языке, например, они традиционно классифицируются в зависимости от положения слогового звука по отношению к концу слога. По этому признаку слоги делятся на два типа: слоги открытые и закрытые. Открытыми считаются слоги, оканчивающиеся слоговыми звуками, например в словах: во-да, стра-на, мо-ло-ко. Закрытыми называются слоги, которые оканчиваются неслоговыми звуками, например в словах: дом, стол, под-нос.

В зависимости от положения слогового звука по отношению к началу слога многими лингвистами различаются слоги прикрытые и неприкрытые. Прикрытые – это такие слоги, которые начинаются неслоговыми звуками, например в словах: да, но, два, дом, стол. Неприкрытые – это слоги, начинающиеся слоговыми звуками, например в таких словах: он, акт, остр.

На основании обоих названных признаков, т.е. в зависимости от положения слогового звука по отношению к началу и концу слога, все слоги можно разделить на следующие четыре типа: 1) открытые неприкрытые (открыто-неприкрытые, или неприкрыто-открытые), т.е. состоящие из одного, слогового звука, который занимает положение и начала, и конца слова, например: а, и, у, о-чертить , у -гостить, по-о-бещать, ради-о; 2) открытые прикрытые (открыто- прикрытые, или прикрыто-открыгые), т.е. начинающиеся слоговыми звуками и оканчивающиеся неслоговыми, например: два, дно, сто, во-да, стра-на ; 3) закрытые неприкрытые (закрыто-неприкрытые, или неприкрыто-закрытые): ад, ум, он, акт, остр и др.; 4) закрытые прикрытые (закрыто-прикрытые, или прикрыго-закрытые): дом, стол, брат, вздох, страсть и т.п.

Некоторые лингвисты среди закрытых слогов особо выделяют слоги полузакрытые (или полуоткрытые ), т.е. оканчивающиеся сонорными согласными, а среди прикрытых – полуприкрытые , т.е. начинающиеся сонорными согласными .

В зависимости от наличия или отсутствия словесного ударения слоги иногда подразделяются на сильные и слабые. Сильными называются слоги, на которые падает словесное ударение, слабыми – слоги, у которых словесное ударение отсутствует .

Примечание. Существует и иное понимание сильного и слабого слога. "По количеств, характеристике различают С. (т.е. слоги. – В. Н.) сильные, или "тяжелые" (рифма состоит из долгого гласного или краткого гласного + согласный), и слабые, или "легкие" (рифма состоит из краткого гласного)" . В близком значении иногда используются термины "долгий слог" и "краткий слог". "Для некоторых языков, например для древнегреческого и латыни, для арабского, существенно различение долгих и кратких слогов. Долгие слоги содержат либо долгий гласный, либо краткий гласный перед группой из двух и более согласных; краткие слоги содержат краткий гласный не перед группой согласных" .

У разных типов слогов можно выделить конкретные модели, которые различаются количеством неслоговых звуков и порядком их расположения по отношению к слоговому звуку. Это можно пояснить на материале современного русского языка, в котором модели слогов исключительно разнообразны. В нем обнаруживается, примерно, 20 слоговых моделей. (При описании моделей слогов ниже используются следующие символы: С – для обозначения слогового звука и Н – для обозначения неслогового звука.) Открыто-неприкрытые слоги в русском языке, как уже известно, представлены одним звуком – слоговым. Следовательно, все они представляют одну слоговую модель – С (например, в словах: а, и, у, увидеть, о-чертить, по-о-бещать, ради-о). Открыто-прикрытые слоги представлены такими моделями: НС (да, но, мо-ло-ко ), ННС (два, сто, жду), НННС (мзда, п-скра, се-стра). Закрыто-неприкрытые слоги относятся к следующим моделям: СИ (ад, ум, он), СНН (акт, иск, ость), СННН (остр, Омск, Орск), СНННН (Эрнст – личное имя). Закрыто-прикрытые слоги образуются по таким моделям: НСН (дым, кот, наш), НСНН (гость, мост, шифр), ННСН (брат, стол, трон), НСННН (перст, пестр, Курск), ННСНН (дрозд, спорт, треск, хвост, Днепр), НННСН (вдруг, вздох, здрав, страх, строй), НСНННН (чувств, зло-действ), ННСННН (Днестр, се-квестр), НННСНН (страсть, изве-стность), ННСНННН (свойств, средств), НННСНННН (у-стройств) (примеры приводились выше, в § 54).

§ 55. Слоги есть во всех языках мира. При этом в разных языках они существенно различаются по своему строению, о чем уже говорилось выше. В частности, эти различия проявляются в отношении протяженности, фонетической сложности слогов, т.е. возможного количества звуков, составляющих один слог. Так, например, в китайском языке в состав слога может входить не более четырех звуков, в то время как в русском языке встречаются слоги, в которых содержится в два раза больше звуков.

В русском языке, как уже говорилось выше, различаются все основные типы слогов, т.е. слоги открытые и закрытые, прикрытые и неприкрытые. В общеславянском языке (или в славянском праязыке) на определенном этапе его развития, а также в древнерусском языке – до падения слабых редуцированных гласных – были возможны только открытые слоги, закрытые слоги не употреблялись, действовал так называемый закон открытого слога. Отсутствуют закрытые слоги и в некоторых современных языках, например в полинезийских (в языках коренного населения Полинезии). Только открытыми могут быть конечные слоги в испанском языке, точнее – в его исконной лексике. В арабском языке возможны открытые, закрытые и прикрытые слоги, но невозможны слоги неприкрытые, т.е. "допустимы лишь слоги вида “согласный + гласный” и “согласный + гласный + согласный”" .

В некоторых языках ограничен набор возможных моделей слогов (по сравнению с современным русским языком). Так, например, в японском языке прикрытые слоги начинаются единичными согласными, т.е. отсутствуют слоги, начинающиеся сочетанием разных согласных . То же самое характерно для исконной лексики финского и других языков финно- угорской семьи, тюркских языков. В ряде языков возможны различные ограничения в употреблении конечных согласных в закрытых слогах. Например, в дагестанском языке в конце закрытого слога могут употребляться только сочетания сонорных согласных с последующим шумным; в немецком языке в конце слога невозможны звонкие шумные согласные; в шведском языке "за кратким гласным следует долгий согласный, а за долгим гласным – краткий согласный" .

§ 56. Особенно сложным в теории слога представляется вопрос о выделении слогов в потоке речи, об определении границ слога , или слогораздела . Деление речевого потока на слоги во многих языках, в том числе и в современном русском языке, вызывает большие трудности. Это связано "с отсутствием единого понимания сущности слога.., а также с отсутствием четких критериев, на основании к-рых можно говорить о месте межслоговой границы" .

В русском языке границы между слогами (слогораздел) принято определять с учетом "закона восходящей звучности", суть которого состоит в том, что "в любом неначальном слоге слова звучность (сонорность) обязательно возрастает от начала слога к его вершине – гласному" . Звучность звуков речи можно различать с разной степенью точности. В зависимости от этого устанавливается разное количество степеней звучности звуков; некоторые ученые различают до десяти степеней звучности . По мнению Р. И. Аванесова, для установления слогораздела достаточно деления звуков по степени звучности на три большие группы: гласные (самые звучные), сонорные согласные, или сонанты, включая звук й [j] (менее звучные), шумные согласные (наименее звучные). В соответствии с таким делением звуков при сочетании шумного или двух шумных согласных с последующим сонорным внутри слова слогораздел проходит после гласного (например: па-трон, по-дъем , се-стра), при сочетании сонорного с шумным или двумя шумными – после сонорного перед шумным (ам-бар, вой-на, напер-сток), при сочетании разных шумных согласных – перед начальным шумным после гласного (со-пка , ни-тка) и т.д.

На основании осуществленных опытов установлено, что при сочетании сонорных согласных с последующими шумными слогораздел может проходить между сонором и предшествующим гласным, например, "возможно слогоделение мо-ржи, го-ржусь и даже ба-нда, бо-мба (хотя чаще мор-жи, гор-жусъ, бан-да, бом-ба)" . Болес того, некоторыми лингвистами высказывается мнение, согласно которому слогораздел в русском языке всегда происходит после гласных .

По утверждению отдельных лингвистов, на слогораздел в русском языке оказывают влияние и такие факторы, как словесное ударение, морфемные границы в слове .

Гораздо проще решаются вопросы определения слогораздела в таких языках, в которых отсутствуют закрытые слоги, или в языках, в которых границы слогов совпадают с границами морфем.

  • Маслов Ю. С.
  • Панов М. В. Русская фонетика. С. 171.
  • Матусевич М. И. Современный русский язык. Фонетика. С. 166.
  • Маслов Ю. С. Введение в языкознание. 1975. С. 78.

Теория слога Оглавление

Введение

Членение речевого потока на слоги Слогоделение Слог в тональных языках Структура слога Просодия слога

Заключение

Список литературы

Введение

В фонетике существует много теорий, с различных точек зрения определяющих природу слога. Господствующими можно считать две из них - эспираторную и сонорную.

Эспираторная теория определяет слог как сочетание звуков, произносимое одним выдыхательным толчком, причем каждый выдыхательный толчок приводит к образованию слога. Действительно, выдыхаемая струя воздуха является основой возникновения слога, поскольку она приводит в колебание голосовые связки. Однако, совпадение границ слога и выдыхательных толчков происходит далеко не всегда. За один фонационный период произносится обычно ряд слогов, причем слогообразование достигается пульсирующим сужением и расширением протока для струи воздуха. Эспираторная теория основывается лишь на одном факторе словообразования и поэтому не может истолковать явление слогообразования во всей его сложности. Эта теория подвергалась с разных сторон критике, считалась почти отвергнутой, но снова получила в недавнее время широкое распространение благодаря трудам американского фонетика Статсона. По его определению, "слог является единицей в том смысле, что он всегда состоит из одного выдыхательного толчка, который обычно становится слышимым благодаря гласному и начинается и заканчивается согласным".

В основе сонорной теории лежит акустический критерий словообразования. Сонорность - это степень звучности. Слог понимается сторонниками сонорной теории как сочетание более сонорного элемента с менее сонорным - языковед Есперсен, разрабатывавший сонорную теорию, доказывал, что в языке существует относительная cсонорность всех звуков. наименьшей сонорностью обладают глухие шумные согласные, наибольшей сонорностью - гласные звуки. Следовательно, слогообразующим мог бы выступить любой звук.

В действительности сонорность свойственна только гласным и сонантам. Звонким шумным свойственна не сонорность, а "вокальность", т.е. преобладание голоса, тогда как при сонорности речь идет уже только о наличии голоса. Примесь шума в звонких шумных столь велика, что они не обладают способностью слогообразования. Сонорная теория, основываясь на антропофонических исследованиях всех звуков, подходила к выделению слога только акустически.

Сонорная теория слога имела в науке прошлого большой успех. Некоторые языковеды считали, что можно соединять существующие теории слога, взять кое-что из эспираторной теории и, основываясь на сонорной теории, объяснить природу слога в большинстве языков. Такого взгляда придерживался Э. Сиверс: указанные две теории он считал не исключающими одна другую. По его мнению, возможны оба вида слогов, которые он назвал сонорными и эспираторными; однако слог любого вида представляет собой соединение звуков разной степени звучности, только в одном случае речь идет о различии в собственной интенсивности, а в другом – о градации интенсивности, обусловленной выдыхательным толчком. Такой же точки зрения придерживался и Томсон. Он полагал, что в одних языках господствуют эспираторные, а в других - сонорные слоги, хотя и указывал, что в большинстве языков тип слога смешанный. "Градации в силе звуков, - писал он, - дающие акустическое впечатление, или обусловлены различием в полнозвучности, присущей звукам речи самим по себе (слоги, основанные на полнозвучности), или же производятся произвольным усилием силы звука (динамические слоги). В большинстве языков оба условия соединяются обыкновенно, т.е. большая полнозвучность сопровождается еще усилением звука".1

Если, пользуясь сонорной теорией, подсчитывать число слогов в словах, то в очень многих случаях она даст возможность получить правильные ответы. Расположив, например, по степеням звучности звуки слова пятница в полном стиле (/p"atn"ica/) и в разговорном (/p"atn"ca/), мы получим схемы, из которых видно, что число сонорных подъемов соответствует числу слогов. Такое соответствие будет далеко не всегда. Так, в русском слове полочка, произнесенном в разговорном стиле, второй гласный утрачивается, однако число слогов остается равным трем, так же как и в полном стиле . Как видно из схемы, число подъемов звучности равно в таком случае только двум. Почему мы в данной случае имеем все же три слога, с "точки зрения сонорной теории объяснить невозможно.

Слабой стороной сонорной теории является то, что степень звучности того или иного звука не есть величина неизменная. Один и тот же звук может быть произнесен с различной степенью звучности.

Применительно к русскому языку упрощенный вариант сонорной теории дает Р.И.Аванесов, стремящийся раскрыть механизм слогоделения. Различая для русского языка три градации звучности, он пишет: "Основной закон слогораздела в русском языке заключается в том, что неначальный слог в русском языке всегда строится по принципу восходящей звучности, начинаясь с наименьшей звучности.2

_________________

1 Зиндер Л.Р. Общая фонетика. М., 1979. С. 219

2 Актуальные проблемы культуры речи. М., 1970. С. 83

Позже была выдвинута третья теория объяснения природы слога – теория мускульного напряжения (Щерба, Фуше и др.). Слог, говорили сторонники этой теории, произносится с единым мускульным напряжением, и вся наша речь представляет собой цепь напряжений, цепь импульсов. Каждый импульс характеризуется тремя фазами (усиления, вершина и ослабление), которые связывают с усилением и ослаблением звучности. Характер слога может быть изображен схематически как "дуга мышечного напряжения". При этом, казалось бы можно легко находить границы слогов, легко объяснять структурные особенности слогов, характерные для того или иного языка.

Однако, анализируя исследования мускульного напряжения гортани, можно заметить, что мышцы гортани, достигнув тонуса, необходимого для вибрации, тотчас теряют напряженность. Вершина слога, следовательно, сопровождается ослаблением напряженности мышц гортани. Теория мускульного напряжения объясняет сложные явления слогообразования только с точки зрения физиологии, т.е. исключительно артикуляционно.

Итак, слоговая структура речи основана на своего рода пульсации, на сменяющих друг друга моментах нарастания и спада мускульного напряжения, причем чаще всего параллельного также нарастание и спад звучности. Тем самым слог несет очень важную функцию, связанную с организацией звуковой материи языка. Подчеркнем, что каждый язык имеет свои типичные модели слога и характерные ограничения на употребление тех или иных звуков в определенных позициях в слоге.

1. Членение речевого потока на слоги

Членение речевого потока на слоги наблюдается во всех языках мира. Слог везде выступает как минимальная произносимая единица речи. Он может состоять либо из одного звука, либо из нескольких звуков, соседствующих в речевой цепи и определенным образом объединенных в некое неделимое (с произносительной точки зрения) целое.

Практическое членение речевого потока на слоги не вызывает споров, однако определение слога и его природы представляет трудности.

Слог состоит из фонем, часть которых выступает как носитель смыслоразличительных признаков, как ядро, как слогообразующий элемент слога, или является слогоносителем. Слогоносителем в зависимости от языка могут быть:

Гласный; дифтонг, трифтонг; согласный; многофонемная группа "гласный + согласный".

"Нет ни одного языка, в котором гласные не функционировали бы в качестве слогоносителей. В большинстве языков мира гласные являются единственно возможными слогоносителями слова".3

_________________

3 Трубецкой Н.С. Основы фонологии. М., 1960. С. 19

2. Слогоделение

Психологически легче членить речевой поток не на звуки, а на слоги. Условимся, что знак С – (consonant) – обозначает согласный звук слога, V – (vowel) – гласный, отсюда составляем условную структуру слога.

Слог – это наименьшая произносимая единица. Отрезок речи между паузами представляет собой, с произносительной точки зрения, цепочку следующих один за другим и связанных между собой слогов. Единственного членения на слоги внутри такого отрезка не происходит. В этом отношении слог, следовательно, не отличается от отдельного звука речи. Такие выдающиеся представители физиологически ориентированной экспериментальной фонетики, как Э. Скрипчур и Г. Панкончелли-Кальциа, считали слог фикцией, созданной лингвистами и психологами. "Все попытки, - пишет Панкончелли, - понять и представить слог фонетически были до сих пор бесплодными и останутся таковыми и впредь".

Звук речи вычленяется из речевой цепи только как языковая единица, как форма выражения фонемы. То же самое происходит в языках слогового строя, в которых граница слога всегда совпадает с границей морфемы, поэтому слог может рассматриваться как форма выражения силлабонемы.

В языках же не слогового строя, к которым относится большинство языков мира, слог может представлять две морфемы, а одна морфема может состоять из двух слогов. В таких языках слог и слогоделение не связаны со смыслом. И слог не является поэтому фонологической единицей. Применительно к таким языкам слогоделения, ввиду того, что оно не обусловлено в них языковыми факторами, наталкивается на большие теоретические трудности и остается неясной и спорной в самих своих основаниях.

Несмотря на все сказанное, слог как некое единство с гласным в качестве ядра представляет известную реальность для говорящих. Если на вопрос о том, где происходит граница между слогами таких слов, как точка, пластинка, ответ будет неоднозначным, то для всякого носителя русского языка первое слово является двухслоговым, а второе – трехслоговым.

Произносительная целостность слога доказывается рядом наблюдений. Во-первых, как бы ни была замедлена речь, как бы ни добивались ее членораздельности, далее чем на слоги она не распадется. Во-вторых, в специальном эксперименте было показано, что в слогах типа СТУ углубленность, необходимая при произнесении гласного, начинается уже одновременно с началом артикуляции первого согласного. В-третьих, произносительная неделимость слога обнаруживается при некоторых случаях афазии, которые характеризуются физиологами как "распад плавности речи". При этом, как пишет А.Р.Лурия, "единицей иннервационного акта становится здесь не фраза или мысль, как это бывает в норме, когда целый смысловой комплекс произносится "на едином дыхании (явление, хорошо известное в экспериментальной фонетике), а изолированное слово, в наиболее грубых же случаях даже слог". Из этой цитаты видно, что даже при самых исключительных случаях распада плавности речи, распада слога на отдельные звуки не происходит.

Необходимо иметь ввиду, что речь идет о неразличимости слога с произносительной стороны: на слух же слог может быть разложен на отдельные звуки. Это имеет место не только при фонемном анализе, который мы производим при восприятии знакомого языка. Даже при восприятии совершенно незнакомого языка мы, хотя и воспринимаем слог как слитное произношение звуков, все же отдаем себе отчет в том, что это некое сочетание звуков, а не одна какая-то единица. Само собой разумеется, что, не зная языка, мы не можем определить фонемный состав слога, а может быть. Даже и его звуковой состав, но разложимость слога на слух все же очевидна.

Речь шла до сих пор о слоге как о сочетании звуков не потону, что это единственный вид слога, а лишь потону, что это наиболее распространенный тип. В современных языках фонематического строя слог может быть представлен и отдельным звуком, может состоять и из одних согласных. Последний тип имеется в некоторых славянских языках (например, в сербскохорватском, в чешском). Так, двухслоговой является фамилия известного чешского лингвиста Trnka;

вершину первого слога в ней образует сонорный согласный /г/. В разных языках слог может иметь разное строение, т.е. количество и расположение согласных относительно гласного. Ввиду сложности вопроса слогоделения строение слога обычно определяют по односложным словам. Принято различать открытые слоги, заканчивающиеся гласным, и закрытые, заканчивающиеся согласным, причем количество согласных может быть разным. По началу различают неприкрытые слоги, начинающиеся с гласного, и прикрытые, начинающиеся с одного или нескольких согласных. Из данного определения вытекает, что слог, состоящий из одного гласного, является одновременно и открытым и неприкрытым.

В каждом языке, как правило, встречаются разнообразные типы строения слога, а набор типов в разных языках обычно не совпадает, хотя простейшие из них - СГС и особенно СГ - можно, пожалуй, считать в числе универсалий.

Эксперименты, проведенные в Лаборатории физиологии речи под руководством Л.А.Чистович, показали, что в особых условиях испытуемые разлагают слоги типа ССГ на СГ + СГ; например: СТО - СЪ + ТО. На основании полученных данных авторы делают следующий вывод:

"Это заставляет считать, что основными элементами речи являются простейшие артикуляторные комплексы типа СГ, а более сложные сочетания типа ССГ, СССГ представляют собой не что иное, как группы этих простых комплексов, организованные таким образом, что следующий комплекс начинается раньше, чем успевает закончиться предыдущий".

Практически членение речевого потока на слоги не вызывает споров, однако определение слога и его природы представляет трудности.

3. Слог в тональных языках

До недавнего времени теория слога разрабатывалась в основном на материале западноевропейских и славянских языков. В этих языках фонетическое членение слова на слоги не совпадает с морфологическим членением слога. Например, если слово рука членить с точки зрения фонетической, то в нем два открытых слога и четыре фонемы (ру-ка). Если к членению слова рука подойти с точки зрения морфологической, то границы членения пройдут уже в другом месте, и мы выделим две морфемы (рук-а). Здесь мы наблюдаем два возможных подхода к членению слова – фонетическое и морфологическое. Фонетическое членение слова на слоги не совпадает с членением морфологическим. Слоги не связаны с определенным смыслом. Это характерно, например, для языков индоевропейской семьи.

Однако, если обратиться к ряду восточных языков (китайскому, тайскому, бирманскому или вьетнамскому), прежде всего к тональным дальневосточным языкам, то там роль слога особая. В европейских языках слова формируются из звуков и один звук может быть морфемой, тогда как в китайском и подобных ему языках слова формируются из слогов, и дисигнатор морфемы не может быть представлен единицей, меньшей, чем слог. Таким образом, фонетическая единица (слог) и морфологическая единица (морфема) взаимно соотнесены. Граница слога и морфемы совпадает. Смысловая делимость в этих языках не идет дальше слога, и слог в связи с этим всегда ассоциируется с определенным смыслом. Слог здесь служит звуковой оболочкой морфем. Таким образом, слог в тональных языках является не только важнейшей фонетической, но и словарно – морфологической единицей

4. Структура слога.

В каждом языке слоги дифференцируются по структуре и по выделению их различными способами в рамках слова.

С точки зрения структуры слог называется открытым, если он оканчивается на слогообразующий элемент (обычно на гласный), или закрытым, если он оканчивается на неслогообразующий элемент (обычно на согласный). "При этом слоги, кончающиеся сонорными согласными, можно назвать полуоткрытыми (это важно для понимания слогораздела); неприкрытыми (начинающиеся с гласной) и прикрытыми (начинающиеся согласной)".

Например, в слове РУ-КА два открытых (и прикрытых) слога (тип слога CV), в слове ХОД закрытый слог (тип CVC) .

Для турецкого языка, например, характерны следующие структурные типы слогов: VC (ak-ek; at-et ot-it-ut И- т.п.);

CV (ta-te; sa-se ai-mu-mu и др.);

CVC (kar – kir - kir kor – kor – kur - kur и пр.);

VCC (alt, art, ust, orf и пр.);

CCV (ski, gri); CVCC" (kart, turk, kulp, harp);

CCVC (spor, prak);

CCVCC (frenk, brans).

Структурные особенности слогов турецкого языка объясняют протекание такого характерного для турецкого языка явления, как палатализация согласных.

В связи с этим в русской лингвистике складывается теория слогофонемы. Она восходит к мысли, высказанной впервые Л.В. Щербой в работе "Русские гласные в качественном и количественном отношении" и развиваемой в его статьях того времени. В частности, Л.В. Щерба приходит к заключению, что фонематический анализ китайской звуковой системы обнаруживает некоторую диффузность слого-звуков. Под диффузностыо слогозвуков Л.В. Щерба понимал функциональную неделимость слога. Е.Д. Поливанов для обозначения этого явления ввел понятие "силлабема"; А.А. Драгунов ("Дунганский язык") писал, что в китайском языке место фонемы занимает слогофонема. Теорию слогофонемы отстаивает В.Б. Касевич. Он предлагает считать минимальной единицей для китайского языка не фонему, а слог.

В каждой языке имеется свой набор структурных типов слогов как закрытых, так и открытых. Для некоторых языков характерно наличие нескольких согласных в начале слога, например в языке пушту, могут встретиться три согласных звука в начале (слог типа CCCV). В других языках стечения согласных в начале слога избегают, например, в персидском, арабском, а также в китайском.

Своеобразны структурные типы слогов в тональных языках. Слог в них может состоять из одного, двух, трех и четырех элементов. Например, в китайском языке слог может содержать один или два элемента (такие слоги составляет четверть всего слогового состава китайского языка) и даже три или четыре элемента (большинство слогов китайского языка).

В характерном для китайского языка структурном типе слогов первым звуком является согласный, вторым – неслогообразующий узкий гласный, третьим – слогообразующий гласный, и четвертым – неслогообразующий гласный или конечный сонант (который в китайском языке выступает в роли второго элемента дифтонга). Во вьетнамском языке, как и в некоторых диалектах китайского языка (например, в кантонском), четвертым элементом слога выступает согласный.

5. Просодия слога

Характерной чертой языков слогового строя является то, что в них на протяжении слога происходит закономерное изменение высоты основного тона голоса или же интенсивности. Для обозначения отдельных типов слогового акцента пользуются термином тон и говорят, что в таком-то языке различаются столько-то тонов. Наличие тонов признается только тогда, когда различие между ними имеет фонематическое значение, т.е. выполняет конститутивную (словообразовательную) и словоразличительную функцию, что имеет место в указанных языках. С этой точки зрения они относятся к политоническим.

Тоны бывают контурные и регистровые; первые различаются по характеру изменения высоты голоса, вторые – по тому, произносятся ли они с высоким или с низким голосовым тоном.

Согласный, предшествующий гласному, тоном не затрагивается. Характерное изменение высоты или интенсивности начинается, по-видимому, во всех политонических языках с гласного, но распространяется оно и на согласный, заканчивающий слог. Тон, следовательно, действительно является свойством слога, а не гласного.

В одних языках (например, во вьетнамском) различие тонов не зависит от места словесного ударения; в других же (например, в китайском) тоны различаются только в ударном слоге.

Количество возможных с общефонетической точки зрения контурных тонов определить невозможно, так как движение мелодии перекрещивается в них с различным характером интенсивности. Да и сама мелодия может бесконечно варьироваться. Так, во вьетнамском языке, в котором насчитывается шесть гонов, два из них различаются мелодически только тем, что один является постепенно нисходящим, а другой – резко нисходящим.

Принято различать следующие тоны: ровный низкий, ровный высокий, восходящий, нисходящий, восходяще-нисходящий и нисходяще-восходящий. К этому можно прибавить: ровно-нисходящий (ровный в начале и понижающийся к концу), ровно-восходящий, восходяще-ровный и нисходяще-ровный.

В отдельных языках число различающихся тонов, по-видимому, не превышает десяти, а в большинстве случаев их гораздо меньше.

В китайском литературном языке, например, имеется четыре типа:

Ровный - [та] "мать", восходящий - [та] "конопля" нисходяще-восходящий - [та] "лошадь", нисходящий - [та] "ругать".

К политоничным относятся не только слоговые языки, в некоторых неслоговых языках ударные слоги также произносятся, с разным направлением движения основного тона и интенсивности. Это обычно называют слоговым акцентом. К таким языкам относятся, например, сербскохорватский язык, литовский, латышский, шведский, норвежский и др.

В разных языках слоговой акцент реализуется по-разному. В сербскохорватском различают четыре вида такого акцента, сопряженных со словесным ударением: два восходящих (один – в сочетании с долгим гласным, другой – с кратким) и два нисходящих, аналогичным образом сочетающихся с долготой или краткостью гласного. В латышском языке слоговой акцент встречается только в слогах с долгими гласными и с дифтонгами; при этом различается три типа: с восходящим движением основного тона, с нисходящим движением и с гортанной смычкой внутри гласного.

Интересный случай представляет шведский язык, в котором различают музыкальное ударение наряду с динамическим в пределах одного слова. Музыкальное характеризуется двумя типами слогового акцента: при одном (так называемом "простом ударении") высота тона меняется в одном направлении (либо поднимается, либо падает), при другом (так называемом "сложном ударении") - поднимается, а затем падает. По слоговому акценту в шведском языке различается целый ряд слов, имеющих одинаковый фонемный состав.

Фонемы и слоги являются единицами линейными, или сегментными, т.е. такими, которые представлены отрезками (сегментами) той или иной протяженности (фонами, слогами в речи), следующими друг за другом в речевой цепи. Кроме такого рода единиц поток речи характеризуется также супрасегментныни звуковыми особенностями, которые как бы наслаиваются на линейную цепочку сегментных единиц, т.е. реализуются всегда одновременно с теми или иными сегментными единицами. Супрасегментные звуковые особенности называют просодическими явлениями, рассматриваемыми с функциональной, фонологической точки зрения. Как элементы в системе языка они представляют собой просодические единицы – просодемы.

Важнейшие просодические явления - это ударение и интонация.

Заключение.

Исследование фонетических характеристик словесного ударения представляет чрезвычайно большие трудности. Дело в том, что компоненты ударения - интенсивность, высота тона и длительность – являются общими у словесного ударения с просодикой предложения – с интонацией синтаксических единиц. В речи же отдельное слово, произнесенное изолированно, является одновременно предложением или синтагмой и, следовательно, наделено соответствующей интонацией; если же оно включено в синтаксическую единицу большего объема, то оно несет в себе часть интонации из этой единицы. Задача заключается в том, чтобы выделить из общей картины признаки, присущие именно словесному ударению. Сложностью определения объективных характеристик ударения объясняется противоречивость данных, которые можно найти в литературе по фонетике даже одного и того же языка.

Из сказанного вытекает, что при экспериментально – фонетическом исследовании словесного ударения нельзя ограничиваться чтением списка изолированных слов. Испытуемый, естественно, будет читать их если не с перечислительной, то с "назывной интонацией. Нужно подбирать экспериментальный материал с таким расчетом, чтобы данное слово находилось в предложениях с различной интонацией и в разных частях предложения. Задача тогда будет сводиться к тому, чтобы найти в ударном слоге такие признаки, которые окажутся инвариантными по отношению к фразовой интонации.

Список литературы. Актуальные проблемы культуры речи. М., 1970. Вербицкая Л.А. Русская орфоэпия. Л., 1976. Зиндер Л.Р. Общая фонетика. М., 1979. Кочергина В.А. Введение в языкознание. Л., 1991. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. М., 1987. Трубецкой Н.С. Основы фонологии. М., 1960.

Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

СЛОГ — звук или сочетание звуков, объединенных волной сонорности, то есть степенью звучности (гласности). Это основано на специфике работы нашего речевого аппарата, согласно которой дыхание связано с работой голосовых связок, а их максимальная напряженность и есть сонорность. Как правило, слогообразующий звук — гласный, но если по каким-то причинам гласного нет в данной ритмической группировке звуков, его роль может взять на себя сонорный (р, л, м, н) и даже шумный: Ш-Ш… ТС-С-С… И наоборот, гласный может утрачивать свою «слоговость» — в дифтонгах: АУ, ОЙ (КОЙКА).

С точки зрения образования, со стороны физиологической, слог представляет собой звук или несколько звуков, произносимых одним выдыхательным толчком.

С точки зрения звучности, со стороны акустической, слог — это звуковой отрезок речи, в котором один звук выделяется наибольшей звучностью в сравнении с соседними — предшествующим и последующим. Гласные звуки, как наиболее звучные, обычно являются слоговыми, а согласные — неслоговыми, но сонорные (р, л, м, н), как наиболее звучные из согласных, могут образовать слог. Слоги разделяются на открытые и закрытые в зависимости от положения в них слогового звука. Открытым называется слог, оканчивающийся слогообразующим звуком: ва-та. Закрытым называется слог, оканчивающийся неслоговым звуком: там, лай. Неприкрытым называется слог, начинающийся на гласный звук: а-орта. Прикрытым называется слог, начинающийся на согласный звук: ба-тон.

Теории слога

Существует несколько теорий слога и слогоделения.

1) Экспираторная теория («выдыхательная»): слог — сочетание звуков, произносимое одни толчком выдыхаемого воздуха. Эта теория не объясняет случаев зияния гласных в слове, где на одном выдохе два слога (ау>), и, наобо-рот — случаев стыка трех и более согласных, где два и более выдохов на один слог {сплав).

2) Сонорная теория (Московская фонологическая школа, Р.И. Аванесов) рассматривает слог через акустические свойства речи — изложена в учебнике. Согласно этой теории, слог — это волна сонорности; объединение зву-ков по нарастающей вокруг опорного звука с наибольшей степенью звучности. Звукам присваивается индекс звучности: шумный глухой --1, шумный звонкий — 2, сонорный — 3, гласный — 4.

3) Т еория напряжённости : По теории напряжённости или артикуляторной теории, которую выдвинул советский языковед Лев Владимирович Щерба, слог образуется благодаря артикуляторному мышечному напряжению, которое растет в направлении вершины слога (то есть гласного и сонорного звука), а затем спадает. Напряжение, таким образом, выступает в качестве аналога звучности, и, действительно, оно также убывает по направлению от гласных через сонорные к звонким и глухим согласным. В данном случае слог трактуется с точки зрения единства произносительного импульса (которым, соответственно, объясняется его — слога — неделимость).

4) Динамическая теория слога: По динамической теории, слог рассматривается как комплексное явление, которое обуславливается действием ряда факторов: акустических, артикуляторных, просодических и фонологических. Согласно динамической теории слог есть волна интенсивности, силы. Самые громкие, сильные звуки в слове — слоговые, менее сильные — неслоговые.

В отечественной лингвистике не сложилось единого определения слога, хотя проблема слога и слогоделения слова давно привлекает внимание исследователей русской фонетики: одним из первых на эту тему высказался еще в 1747 году В.Г. Тредиаковский. Значительный вклад в развитие этой области был внесен такими известными отечественными лингвистами, как Л.В. Бондарко, Л.Р. Зиндер, М.В. Панов, Р.И. Аванесов, Л.В. Щерба. Было создано несколько теорий слога и слогоделения, в основе которых лежат разные подходы к слогу и, шире, к фонетике и разные аспекты изучения слога.
С точки зрения представителей экспираторной (физиологической) теории фонетический слог представляет собой звуковой поток, произносимый одним выдыхательным толчком. Проводя эксперимент с пламенем свечи, сторонники этой теории пытались наглядно доказать правомерность такого подхода. Если произнести слова том над пламенем свечи, то пламя дрогнет один раз, а в слове темный — два раза. Но эта теория не объяснит, почему в слове брызг пламя свечи колыхнется два раза.

Сторонники сонорной теории определяют слог, исходя из его акустических признаков. По этой теории слог — это волна звучности, потому в слоге группируются звуки разной степени звучности. Р.И. Аванесов, разрабатывая сонорную теорию применительно к русскому языку, присвоил всем группам звуков индексы, учитывая степень их звучности: гласные — 4, сонорные — 3, шумные звонкие — 2, глухие — 1. К примеру, слову амплитуда будет соответствовать ряд индексов 431341424. Место слогоделения совпадет с местом максимального спада звучности . Слоговым элементом является гласный звук; слоговые согласные нетипичны для русского языка, поэтому они часто развивают перед собой гласный — произносится [жызин], [тиатър]. Слоговыми иногда бывают и шумные согласные; слоговым согласным является, например, звук [с] в междометиях кс-кс-кс (когда подзывают кошку) или тс! (призыв к молчанию).

В теории мускульного напряжения (динамическая), разрабатываемой Л.В. Щербой и его последователями, понимает слог как отрезок звучания, произносимый одним толчком мускульного напряжения. В каждом слоге мускульное напряжение возрастает, достигает максимума при образовании гласных, а затем падает при образовании согласных. Обычно с волной мускульного напряжения совпадает волна сонорности. Данная теория, однако, позволяет проводить границу слога в одном и том же слове по-разному (спар-жа и спа-ржа). На место слогоделения по теории мускульного напряжения оказывает влияние место ударения: ударный звук как наиболее напряженный способен притягивать к себе рядом стоящие согласные звуки: [шап- къ], но [кА-пкан].
Согласно теории эксплозивно-имплозивной, выдвинутой Ф.-де Соссюром, звуки подразделяются на «смыкатели» (имплозивные) и «размыкатели» (эксплозивные). Например, в слове кольский слоги распределяются следующим образом: [кол-скиу]. Слогоделение проходит обычно там же, где и по теории сонорности.
По-видимому, каждая из этих теорий, как считает М.В. Панов, заклю — чает в себе только часть истины. По-видимому, следует признать, что русском языке есть случаи двоякого и в равной мере допустимого слогоделения.

Слоговые и неслоговые звуки в русском языке

Деление на слоги происходит рядом со звуком наименьшей звучности. Звучность - слышимость звука на расстоянии. Звук, имеющий наибольшую звучность - слоговый носитель слога.

Неслоговые - согласные, но слоговыми могут быть и согласные, но лишь в беглой речи: в сочетаниях сонорных с шумными, в конце и начале слов может появиться дополнительная слоговость. Ритм, рубль, театр. Звучность может обозначаться цифрами. 4 - звучный гласный, 3 - звучный сонорный, 2- звучный зв-шумн. 1 - глух-шумн.

Типы слогов

Типы слогов выделяются по месту расположения слога в слове, структуре, степени звучности, отношению к ударению.

  1. По месту расположения слога в слове различают слоги начальные, неначальные (срединные) и конечные: [р/\-бо-тъ].
  2. По структуре слоги бывают
  • неприкрытые (начинаются с гласного) и прикрытые (начинаются с неслогового): [и-гла];
  • открытые (оканчивается гласным) и закрытые (оканчивается согласным): [бир-къ ].
  • прикрытые - слог с согласным в начале, и неприкрытые
  • полные - закрытые и прикрытые [сок}
  • усечённые с начала - закрытые и неприкрытые [ум, иск]
  • усечённые с конца [мгла]
  1. По степени звучности различают слоги
  • постоянной звучности (состоят из одного гласного звука): в слове игла первый слог [и] постоянной звучности;
  • восходящей звучности (звучность возрастает от согласного к гласному): например, второй слог в слове игла [гла] имеет звучность 234;
  • нисходящей звучности (звучность падает): например, первый слог в слове арка [ар] имеет звучность 43;
  • восходящее-нисходящей звучности (звучность возрастает, а затем падает): первый слог в слове спаржа имеет сложную звучность 1143 [спар-жъ];
  • нисходяще-восходящей звучности (звучность падает, а затем возрастает): например, в первый слог в слове мшистый [.мшы-стыj] имеет звучность 314.
  1. По отношению к ударению слоги делятся на ударные и безударные, среди которых следует различать предударные и заударные.

В качестве наиболее важных традиционно рассматриваются два варианта классификации слогов: по конечному звуку и по количеству гласного.

I. По конечному звуку различают слоги:

  1. Открытые — то есть такие, которые заканчиваются непосредственно слогообразующим звуком и не имеют задней периферии;
  2. Закрытые — то есть такие, которые заканчиваются неслогообразующим звуком и, соответственно, располагают задней периферией.

В некоторых языках оба названных типа слогов используются одинаково активно, в других — закрытые слоги отсутствуют. В частности, к числу языков открытого слога на определенном этапе своего развития принадлежал праславянский язык; в настоящее время в русском языке закрытые слоги возможны, однако используются существенно реже, чем открытые — группы согласных, находящиеся в позиции между двумя гласными, при слогоделении принято относить к последующему гласному.

II. По количеству гласного различают слоги:

  1. Долгие — то есть такие, которые включают в свой состав либо долгий гласный, либо группу из нескольких согласных;
  2. Краткие — то есть такие, в составе которых имеется краткий гласный и в то же время отсутствуют группы согласных.