Игра с мячом. Конспект образно-игровой НОД с элементами спортивной гимнастики в подготовительной группе «Золотой ключик

Игра « Письмо».

Игроки становятся в круг и берутся за руки, ведущий - в центре круга. Один из игроков говорит: «Я посылаю письмо...» - и называет имя любого игрока, стоящего в кругу. «Письмо» он передает пожатием руки правому или левому соседу. Игрок, чью руку пожали, должен передать пожатие следующему игроку. Когда игрок, которому посылалось «письмо», ощутит пожатие, он должен сказать: «Получено!» - и в свою очередь объявить, кому он посылает «письмо» . Задача ведущего - перехватить «письмо». Для этого он должен указать на человека, который в данный момент передает «письмо». Сделать это довольно сложно, поскольку ведущий не знает, в каком направлении отправлено «письмо». Если ведущий справился со своей задачей, он становится в круг, а место ведущего занимает игрок, пойманный при передаче «письма».

4. Игра «Я не тормоз» .

Все стоят в кругу. Пересчитываются по порядку, запоминая свой номер. Водящий в центре называет два номера из имеющихся. Те двое, чьи номера назвали, должны поменяться местами. Водящий должен успеть занять освободившееся место. Кому не досталось места, тот становится водящим. Он встает в центр круга и говорит: «Я не тормоз». А все остальные отвечают: «А мы заметили». И игра продолжается дальше.

Игра «Пиф-Паф».

Все игроки становятся в круг. Сначала ведущий называет имя любого игрока. Названный должен присесть. А его соседи справа и слева начинают дуэль. Ее принцип очень прост. Надо вытянуть руку в виде пистолета в сторону противника и сказать: «Пиф-Паф». Проигрывает тот, кто сделает это чуть позже своего противника или вместо «Пиф-Паф» скажет, например, «Птыж» (что случается очень часто). Если человек, имя которого назвали, вовремя не присел, то он убит, т. к. он оказывается между двумя стреляющими. Убитый (проигравший) выходит из круга. Выигравший поединок называет чье-нибудь имя, и все повторяется. Нельзя называть имена своих соседей. Победители – двое оставшихся в круге.

Игра «Лягушка».

Перейти к: навигация, поиск

Все дети становятся в круг, выбирается один фермер (водящий) он становиться в центр круга и один вода, он выходит за круг. Вода говорит: наступила ночь - уснул фермер, заснули все комары и лягушки, заснули соседи... В это время вода идёт по кругу за спинами стоящих и дотрагивается до спины одного из детей - этот человек теперь лягушка, остальные комары. Вода: "Наступило утро и лягушка вышла на охоту!" Все открывают глаза, теперь задача фермера определить, кто лягушка. Задача лягушки съесть как можно больше комаров - показывая разным участникам язык (кому показали,тот садиться). После нахождения прожорливой рептилии выбирается новый фермер, а бывший становиться водой...

Игра "Жираф - слон - уточка".

Все стоят в кругу. Водящий неожиданно на кого-нибудь показывает и говорит одно из трех слов (жираф, слон, уточка). Если произнесено слово «жираф», то этот игрок поднимает обе руки вверх, а его два соседа – справа и слева должны присесть на корточки. Так они изобразили жирафа. Если «слон»: игрок делает из рук хобот, а игроки справа и слева делают уши к нему. Если «уточка» – сам игрок делает клюв из рук, а соседи делают волны с помощью рук. Игрок, который замешкался или сделал не ту фигуру, выбывает из игры.

Игра «Счет до10».

“Сейчас по сигналу “начали” вы закроете глаза, опустите свои носы вниз и попытаетесь посчитать от одного до десяти. Но хитрость состоит в том, что считать вы будете вместе. Кто-то скажет “один”, другой человек скажет “два”, третий скажет “три” и так далее… Однако в игре есть одно правило: слово должен произнести только один человек. Если два голоса скажут “четыре”, счёт начинается сначала. Попробуйте понять друг друга без слов.”

Всё играющие образуют круг, а один из них становится в центре и закрывает глаза. Дети, держась за руки, идут по кругу вправо (влево) и произносят: «Вот построились мы в круг, Повернулись разом вдруг ».

На эти последние слова все отпускают руки и поворачиваются на 360°, продолжают движение в том же направлении: «А как скажем: Скок, скок, скок. . Отгадай, чей голосок». Слова «скок, скок, скок» говорит один, кому заранее предложил руководитель. Стоящий в центре открывает глаза и старается отгадать, кто произнес слова«скок, скок, скок». Если водящий отгадал, тот идет в середину. Если водящий не угадает, он продолжает водить-стоять в середине круга.

Елена Симонова

[b]

Зад

Активизировать двигательную деятельность детей, развивать воображение, используя подражательные упражнения Учить детей выполнять упражнения на кольцах «Достань подбородком», «Уголок». Упражнять в кувырках вперед с отталкиванием, самостоятельно выполняя группировку и отталкивание; осваивать технику вращения обруча на руке и на талии. Развивать равновесие, мышечную силу рук, координацию движений, ловкость, быстроту реакций. Воспитывать чувство коллективизма и взаимовыручку, соблюдение правил игры, вызывать положительные эмоции.

Оборудование: маты, кольца, обручи большие и средние, ленты с кольцами.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Вводная часть: Дети идут колонной по кругу. Вдруг раздается тоненький голосок: «Ребята, это я Буратино. Помогите мне найти золотой ключик, чтобы я смог открыть дверь и прийти к вам поиграть». Дети отправляются на поиски золотого ключика. «Чтобы ключик нам найти, нужно как котята нам ползти - подражательные упражнения: «Котята» - ходьба с опорой на колени и ладони, «Медвежата» ползанье с опорой на стопы и ладони, «Жучок»- ползанье с опорой на стопы впереди и руки сзади за спиной, «Лягушки»- ползанье прыжковым шагом с опорой на руки и стопы, «Кенгуру»-прыжки на двух ногах с высоким подниманием колен и продвижением вперед, «Утята»- ходьба в приседе, «Зайчата»- прыжки на двух ногах с продвижением вперед.

Основная часть: Ребята Буратино нас ждет, надо непременно найти золотой ключик, а чтобы ключик отыскать нужно сильным, смелым стать. А помогут нам упражнения.

Комплекс общеразвивающих упражнений без предметов «Чтобы трудный путь пройти, нужно мышцы укрепить».

1. «Я прогибаюсь назад».

И. п. : - о. с., голову держать прямо, плечи назад, лопатки соединить, руки опустить вниз ладонями к бедрам.

Выполнение: Соединить кисти рук впереди и переплести пальцы. Сделать выдох. На вдохе медленно поднимать руки вверх, над головой развернуть руки ладонями вверх и прогнуться назад, сохраняя упор на всей стопе. Спокойно выдыхая воздух через нос, опустить руки через стороны вниз и вернуться в и. п. Выполнять 3-6 раз.

2. «Мои носки меня поворачивают».

И. п. : - ноги на ширине плеч, руки разведены в стороны, ладонями вниз.

Выполнение: С упором на пятку развернуть носок левой ноги влево и повернуть туловище влево, сохранять прямое положение ног, выполняется прогиб в поясничном части позвоночника, голова отводится слегка назад. Вернуться в и. п. То же выполнить вправо. Выполнять 3-4- раза.

3. «Я головой достаю колени».

И. п. – стоя, ноги вместе, руки подняты вверх, зафиксировать отведение крестца назад.

Выполнение: Наклоняясь вперед-вниз, пытаться дотянуться головой до выпрямленных коленей, а руками – до носков. Повторить 3-4 раза.

4. «Я подтягиваюсь и вытягиваюсь».

И. п. : сидя, руки упор сзади с разворотом ладоней к себе. Зафиксировать отведение крестца назад для выпрямления спины в сидячем положении.

Выполнение: Упираясь на прямые руки и соединенные пятки, приподнять туловище вверх и вытянуть его с поясничным прогибом. Зафиксировать прогиб и медленно вернуться в и. п. Выполнять 3-4- раза.

5. Я «Верблюда» выполняю.

И. п. : Стойка на двух коленях.

Выполнение: Прямыми руками дотянуться до пяток и упереться на них двумя руками, прогибая туловище вперед вверх, а голову вниз к пяткам.

Страховка: Поддержка ребенка под спину при прогибании на мостик.

5. Я «уголок» выполняю и руками играю.

И. п. : - сидя, руки свободно лежат на бедрах.

Выполнение: Одновременно приподнять от пола выпрямленные и соединенные ноги с вытянутыми носками и прямые руки перед грудью с развернутыми ладонями внутрь. Зафиксировать «угол» с длительным удержанием. Затем в позе «угол» выполнять движения руками – плавно поднимать и опускать через стороны, вверх-вниз. Лечь на спину – расслабиться. Выполнить 2 раза.

Игровое упражнение «Все препятствия пройдем и ключик все-таки найдем».

Упражнение на кольцах «Достань кольца подбородком»

Выполнение: захватив кольца, ребенок пытается подтянуться на руках, сгибая их в локтях.

Усложнение: подтягивание на руках с выпрямленным туловищем и соединенными выпрямленными ногами.

Страховка: со спины, с захватом под руками. Постепенный переход на страховку без поддержки.

Упражнение на кольцах «Уголок»

И. п. : захват колец руками 4 пальца сверху, большой – снизу.

Выполнение: подтянуться на руках и поднять вперед соединенные выпрямленные ноги с вытянутыми носками вперед.

Усложнение: подтянуться до выпрямления рук выше уровня колец и выполнить уголок, поднимая соединенные выпрямленные ноги с вытянутыми носками вперед.

Страховка: со спины, помочь в подтягивании и переходе на выпрямленные руки.

Игровое упражнение «Время не теряем, в группировку приседаем и кувырок выполняем»

Кувырок вперед с отталкиванием три раза подряд

И. п. : Присесть, руки в упоре близко к носкам, голову нагнуть к коленям.

Выполнение: Выпрямляя ноги, оттолкнуться сразу двумя ногами, перенося массу тела на руки, перевернуться через голову вперед, не касаясь пола сделать перекат на лопатки и сесть (в группировке) на ягодицы с упором рук за спиной и наклоненной вперед головой. Затем оттолкнуться двумя руками сзади за спиной и, сгруппироваться в приседе.

Страховка: Воспитатель, стоя сбоку, одной рукой обхватывает обе руки ребенка в области локтей, чтобы тот не сгибал руки, а другой рукой обхватывает обе ноги ребенка под ягодицами, помогая ему оттолкнуться сразу двумя ногами.

Игровое упражнение «Чтобы ключик нам найти – надо обруч покрутить».

Вращение обруча на талии,руке

После выполнения всех упражнений воспитатель предлагает детям заглянуть под скамейки. Дети находят золотой ключик и открывают дверь. Появляется Буратино (кукла) в руках у него ленты с колечками. Буратино предлагает детям поиграть.

Подвижная игра «Ловишки с лентами».

Задачи: Развивать у детей ловкость, сообразительность. Упражнять в беге с увертыванием, в ловле и в построении в круг.

Описание: Играющие строятся по кругу, каждый получает ленточку, которую он закладывает сзади за пояс или за ворот. В центре круга- ловишка. По сигналу «беги» дети разбегаются, а ловишка стремится вытянуть у кого-нибудь ленточку. Лишившийся ленточки отходит в сторону. По сигналу «Раз, два, три, в круг скорей беги», дети строятся в круг. Ловишка подсчитывает количество ленточек и возвращает их детям. Игра начинается с новым ловишкой.

Правила: Ловишка должен брать только ленту, не задерживая играющего. Играющий, лишившийся ленты, отходит в сторону.

Варианты : Выбрать двух ловишек. У присевшего играющего нельзя брать ленту. Играющие пробегают по «дорожке», «мостику», перепрыгивая через «кочки».

Заключительная часть: Ребята, Буратино очень устал, играя с вами, давайте покажем ему как можно восстановить дыхание после интенсивной физической нагрузки.

Дыхательное упражнение «Полное дыхание».

Цель: укреплять дыхательные мышцы, глубокая вентиляция легких.

Встать прямо, ноги на ширине плеч. Сделать свободный глубокий вдох, одновременно поднимая руки перед собой вверх. Задержать дыхание (пока приятно). Выполнить энергичный выдох открытым ртом, одновременно опуская руки и наклоняясь вперед ("Ха!"). Выдыхать с облегчением, как будто освобождаясь от забот. Медленно выпрямиться.

Цель: восстановление дыхания, развивать внимание, воспитывать чувство товарищества и коллективизма, развивать умение изменять голос, слуховую память.

Правила: Ребята становятся в круг вместе с воспитателем, в центр круга выходит водящий, который закрывает глаза. Играющие идут по кругу, выполняя движения, которые им показывает воспитатель, и говорят:

Ровным кругом другом за другом

Ну-ка быстро отгадай!

тот ребенок, на которого указал воспитатель, говорит – «угадай, чей голосок?», старается изменить голос, чтобы его не узнали. Водящий должен угадать, кто сказал. Если он угадывает, то тот кто говорил - становится водящим.

Ребята, Буратино хочет вам что-то сказать, давайте его послушаем. Буратино: «Мальчишки и девчонки, спасибо вам огромное, что помогли найти мой «золотой ключик» и выпустили меня. Теперь я знаю, что вы смелые, ловкие, сильные, быстрые, умелые и любите заниматься спортом. А мне в сказку пора возвращаться, до новых встреч друзья!»

Подвижные игры

для детей

Подвижная игра – естественный источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Игра – ведущая деятельность детей. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов.

Большую роль во всестороннем физическом воспитании детей играют спортивные игры, элементы спортивных игр и спортивные упражнения. Они подбираются с учетом возраста, состояния здоровья, индивидуальной склонности и интересов детей.

«Мышиная охота»

Игра призвана формировать внимание, координацию, оперативную ориентацию в ситуации. Все игроки делятся на пары. Одна пара (можно по жребию) становится «котом» и «мышкой». Остальные пары встают в круг: один в затылок другому (фактически образуются два круга: внешний и внутренний). Расстояние между соседними парами должно быть достаточно большим, чтобы можно было между ними пробежать. «Кот» должен ловить «мышку». Если он до нее дотронется, «мышка» считается пойманной и выходит из игры. Но она может «спрятаться» в норку. Для этого ей надо встать впереди любой пары в кругу. В этом случае «мышкой» становится игрок, оказавшийся третьим в паре. Он продолжает убегать от «кота». Если «кот» дотронется до него, когда «мышка» уже встала в пару, а «третий» еще не успел начать бег, замешкался, он становится «котом». Побеждает тот «кот», который вывел из игры больше всего «мышек», и «мышка», дольше всех продержавшаяся в игре.

«Помощь друга»

Данная игра направлена на развитие взаимопомощи и поддержки друг друга. Выбираются двое игроков, один из которых водящий, должен догнать и «осалить» другого. Остальные дети встают по кругу, на расстоянии примерно одного шага. Убегающий и водящий бегут вдоль круга, и второй пытается догнать второго. Но убегающий, если чувствует, что его нагоняют, может попросить помощи у любого игрока в круге, выкрикнув его имя. Тогда названный игрок оставляет свое место и бежит по кругу, а на его место встает первый убегавший игрок. Однако освободившееся место может занять и догоняющий, тогда «водящим» становится не успевший. Игра продолжается до тех пор, пока интересно детям.

«Пленник мяча»

развивает и координацию, и двигательное внимание. Все дети выстраиваются в две шеренги лицом друг к другу. Крайний игрок берет мяч и бросает его противоположному. Этот игрок ловит мяч и бросает его игроку напротив, как показано на схеме. И так далее. Когда мяч дойдет до конца шеренги, то его кидают в обратную сторону в том же порядке. Если играющий не поймал мяч, то попадает в «плен» противоположной команде и начинает играть на ее стороне. Побеждает команда, «пленившая» как можно больше игроков за время игры, которое ограничивается заранее (например, играем 5 минут).

«Шарики - веники»

Это игра соревновательная. Ее можно проводить с двумя участниками или с двумя командами участников. Потребуется два воздушных шарика и два веника. Два участника должны пронести шарики на вениках определенную дистанцию (например, от стены до стола), не уронив их и не проколов. Шарики нельзя придерживать рукой. Если играют командами, то по принципу эстафеты шарики носят по очереди все участники. Тот участник (или команда), которому это удалось, получает специальный сертификат, предоставляющий право подметать помещение этим веником в течение недели.

«Темный лабиринт»

Все участники игры кроме ведущего, выстраиваются в линию и крепко зажмуривают глаза. Затем, с закрытыми глазами, они начинают выполнять команды ведущего: «Два шага вперед, поворот налево, два шага вправо, поворот кругом, шаг влево, поворот налево, четыре шага прямо, поворот на 180 градусов, два шага назад, поворот направо, поворот налево, шаг вперед, три шага налево и т.д.». Затем по команде ведущего «Открыть глаза!» все открывают глаза и смотрят, кто как стоит. Если кто-то стоит не так, как все, то он выходит из игры. Затем игра продолжается, пока не остаются только два (или один) самых внимательных игрока.

«Велосипедная камера»

Используется велосипедный насос, или предмет, его имитирующий. Один ребенок изображает «камеру». (Для облегчения вхождения в игру, первым номером в роли «камеры» может выступить взрослый.) По мере того, как «камеру» накачивают, она меняет позы и положения. Вначале принимает сидячее положение, затем разводит руки, надувает щеки и т.п. В какой-то момент импровизированная камера «лопается», имитируя звук лопнувшей шины. Участник беспомощно распластывается на полу. Роль «камеры» переходит к другому участнику.

«Прищепки»

Игра должна проводиться на свежем воздухе или в помещении, где много свободного пространства, чтобы дети могли бегать. Понадобится много бельевых прищепок (лучше ярких, разноцветных). В эту игру могут играть дети и взрослые. Количество игроков не ограничено. Вся группа делится на две части. Одна часть «охотники», другая - «олени». Все прищепки делятся на одинаковые кучки и выдаются всем «охотникам». «Охотники» прикрепляют прищепки на свою одежду, и игра начинается. После сигнала (можно музыкального вступления или имитации звука охотничьего рога) «охотники» начинают ловить «оленей». Поймав «оленя», «охотник» прикрепляет к нему прищепку и отпускает. Побеждает тот «охотник», на котором не осталось прищепок.

Можно за каждую прищепку, оставшуюся у охотника, назначить штраф: петь танцевать, кричать голосом птицы или животного, рассказывать стихи и т.д. Штраф можно предъявить и «оленю».

Учебный вариант. Игру можно использовать для тренировки навыка счета. Например, считать баллы, распределив их по цвету прищепок. Например, за красные прищепки начислять три балла, а за желтые отнимать один. Пускай способ оценки выберут дети, как им подскажет фантазия.

«Совушка»

Выделяется водящий – «совушка». Играющие – на площадке, а «совушка» – в гнезде (отведенном для этого месте).

По сигналу инструктора «День наступает!», дети, подражая полету бабочек, стрекоз, птиц, жуков и «превращаясь» в других животных, резвятся, стараются наиболее точно показать, кого они изображают.

Как только инструктор дает команду: «Ночь наступает!», все играющие обязаны «замереть» в той позе, в которой она их застала. «Совушка» выходит на охоту, шевелящихся уводит в свое гнездо. «Совушка» меняется через 2–3 игры. Можно поощрять тех, кто примет лучшую позу.

«Волк во рву»

Посередине площадки проводятся две параллельные линии шириной около метра. «Ров» можно выложить скакалками. Выбираются 1 или 2 «волка». Они становятся во рву. Все остальные играющие – «козы» размещаются на одной стороне площадки, на «пастбище».

По сигналу «козы» перебегают на другую сторону, перепрыгивая через ров. «Волки», не выходя из рва, стараются осалить возможно большее количество «коз».

Подсчитываются осаленные «козы», игра продолжается. «Волки» меняются после 2–3 перебежек.

«Два мороза»

На противоположных сторонах площадки отмечаются линии «дом» и «школа». Выбираются 2 «мороза». Они стоят посередине площадки.

«Морозы» обращаются к ребятам со следующими словами: Мы два брата молодые, Два мороза удалые Один из них, указывая на себя, говорит:

Я Мороз – красный нос. Другой:

Я Мороз – синий нос. Вместе:

Кто из вас решится в путь-дороженьку пуститься? Все ребята отвечают: Не боимся мы угроз, И не страшен нам мороз! 1-й вариант. После этих слов играющие бегут из «дома» в «школу». «Морозы» салят, «замораживают» перебегающих.

Инструктор подсчитывает осаленных игроков, и перебежка производится уже в другую сторону.

«Заяц без дома»

Играющие, кроме двух водящих, становятся парами лицом друг к другу, берутся за руки и располагаются на площадке. Между парами становится третий – «зайчик». Один из водящих – «заяц», другой – «охотник». «Заяц», спасаясь от преследования, становится в середину пары, вытесняя находящегося там «зайчика».

Если догоняющий запятнал убегающего, они меняются ролями.

«Лови последнего!» («Коршун, наседка и цыплята»)

Все играющие, кроме одного выделенного водящего, становятся в колонну по одному, берут впереди стоящего за пояс. Головной игрок в колонне – «наседка», водящий – «коршун», а остальные – «цыплята». Коршун старается поймать цыпленка, находящегося позади всех. Игрок, изображающий наседку, вытянув руки в стороны, препятствует коршуну, охраняет преследуемого цыпленка. Все цыплята, не разъединяя рук, отбегают то влево, то вправо, помогая этим крайнему игроку уйти от коршуна. Если за условленное время цыпленок не будет пойман, то охота коршуна считается неудачной. Разъединять руки нельзя. Роли игроков нужно менять. В игре не должно участвовать более 10–12 человек.

«Белые медведи»

Площадка – «большая полынья», где плавают, резвятся «медвежата». Рядом с площадкой на «льдине» обозначается место 2 водящих – «белых медведей».

По сигналу инструктора играющие берутся за руки и начинают ловить «медвежат». Пойманным считается тот, кого удалось охватить свободными руками.

Задержанных отводят на «льдину». Когда на ней окажутся 2 «медвежонка», они помогают «родителям» и также начинают ловить.

Количество ловящих резко увеличивается. Поэтому инструктор должен остановить игру для отдыха (все останавливаются на своих местах). В этот момент инструктор делает замечания о ходе игры. После паузы игра продолжается, пока будут пойманы все «медвежата». За пределы площадки выбегать нельзя.

Все играющие образуют круг, а один из них становится в центре и закрывает глаза.

Играющие, держась за руки, идут по кругу вправо (влево) и произносят: «Вот построились мы в круг. Повернулись разом вдруг». На эти последние слова все отпускают руки, поворачиваются на 360° и продолжают движение в том же направлении. А как скажем: «Скок, скок, скок. Отгадай, чей голосок». Слова «скок, скок, скок» говорит один играющий, кому заранее предложит инструктор.

Стоящий в центре открывает глаза и старается отгадать, кто произнес эти слова. Если водящий отгадал, то он идет в середину. Если водящий не угадает, он продолжает водить – стоять в середине у круга.

«К своим флажкам»

Все играющие, разделившись на несколько групп по 6–8 человек, образуют круги, располагаются по всей площадке. В центре каждого становится капитан (водящий) с флажком. Желательно иметь для каждой группы флажки разного цвета.

По первому сигналу инструктора все играющие, кроме водящих, разбегаются по площадке. Они могут развлекаться, но как только прозвучит второй сигнал инструктора, все останавливаются и закрывают глаза.

В это время водящие тихо и быстро меняются местами по указанию руководителя. После этого он дает третий сигнал: «К своим флажкам!». Играющие открывают глаза и ищут свой флажок. Победителями считаются те, кто успел раньше прибежать к своим флажкам, построиться в кружок и взяться за руки. Игра проводится несколько раз.

«День и ночь» («Вороны и воробьи»)

Две команды стоят на середине площадки на расстоянии 1,5–2 м. Одна из них – «день», другая – «ночь». У каждой команды на своей стороне площадки «дом».

Как только инструктор произносит: «день», команда должна быстро убежать в свой «дом», а команда «ночь» – догонять убегающих. После этого команды возвращаются на свои исходные места. Если произносится «ночь», то роль догоняющих выполняет команда «день». Руководитель подсчитывает осаленных, и игра продолжается, причем неожиданный вызов производится не по очереди, но одинаковое за всю игру число повторений. Выигрывает команда, осалившая больше «противников».

«Пустое место»

Играющие (10–15 человек) образуют круг. Расстояние между ними одинаковое. Водящий идет за кругом. Он дотрагивается до кого-либо рукой и бежит в любом направлении по кругу. А тот, кого он тронул рукой, выходит из круга и бежит в другую сторону, тоже по внешней стороне. Оба стремятся занять освободившееся («пустое») место. Тот, кто не успел этого сделать, становится водящим. Чтобы играющие не столкнулись при встрече, водящий должен уступить ближнюю к кругу сторону.

«Удочка»

Все играющие (не более 12–-15 человек) становятся в круг. Водящий становится в центр круга. Он имеет веревку (скакалку) длиной 3–4 м, на конце ее крупный узел или легкий мешочек.

Водящий вращает веревку под ногами играющих, а они, подпрыгивая, стараются ее не задеть.

Задевший веревку попавшийся на «удочку» – становится водящим.

Вариант игры – «удочка» командная. Играющие образуют круг, делятся на 2 команды. Водящий все время один и тот же. Кого заденет удочка, проигрывает очко. Игру выигрывает команда, в которой игроки меньшее количество раз попадались на «удочку».

«Быстро по местам» («У ребят порядок строгий» )

Все играющие строятся в 1 или 2 колонны по одному и вытягивают руки вперед, слегка касаясь ими плеч впереди стоящих.

По команде руководителя: «Убежали!» все ребята разбегаются в разные стороны. По второй команде: «Быстро по местам!» все должны построиться в исходное положение, положив руки на плечи впереди стоящим. Проигрывает тот, кто занял место последним. Если играют 2 колонны, то выигрывает группа, построившаяся раньше другой.

«Космонавты»

По углам и сторонам площадки (зала) чертят 5–8 больших кругов – «ракетодромов». Внутри каждого ракетодрома рисуют 2–5 кружков – «ракет» (вместо них можно положить небольшие обручи). Общее количество ракет может быть на 5–8 штук меньше числа играющих. Все играющие становятся в круг в центре площадки.

Играющие идут по кругу, взявшись за руки, и произносят: «Ждут нас быстрые ракеты для прогулок по планетам, на какую захотим, на такую полетим. Но в игре один секрет: опоздавшим места нет!». После этих слов все бегут к ракетодромам и занимают места на любой из ракет. Оставшиеся без места идут к руководителю или в центр площадки. После этого игру можно возобновить

«Кто подходил?»

Все играющие образуют круг, водящий – в центре. Руководитель указывает на кого-либо из играющих и тот подходит к водящему, который стоит с закрытыми глазами, слегка дотрагивается до его плеча и подает голос какого-либо животного или называет его по имени, изменив свой голос. Водящий открывает глаза по указанию руководителя, когда подходивший займет свое место. Он должен отгадать, кто к нему подходил. Если водящий не угадал два раза, он сменяется.

«Гуси-лебеди»

На одной стороне площадки проводится черта, отделяющая «гусятник». Посередине площадки ставятся 4 скамейки, образующие коридоры («дорога между гор») шириной 2–3 м. На другой стороне площадки кладутся маты – это «гора». Все играющие, кроме двоих, становятся в гусятнике – это «гуси». За горой чертится кружок – «логово», в котором помещаются 2 «волка» (рис. 7).

Руководитель игры произносит: «Гуси-лебеди, в поле». Гуси проходят по горной дороге в «поле», где и гуляют. Затем руководитель говорит: «Гуси-лебеди, домой, волк за дальнею горой!». Гуси бегут обратно к себе в гусятник, пробегая по «горной дороге». Из-за дальней горы выбегают волки и догоняют гусей (только до гусятника). Осаленные останавливаются. Ни гусям, ни волкам нельзя прыгать через скамейки или бежать по ним. Пойманные подсчитываются и отпускаются в свое стадо гусей. Играют 2 раза, после чего выбирают из не пойманных новых волков. Игра проводится 2–3 раза, после чего отмечаются ни разу не пойманные гуси и волки, сумевшие поймать больше гусей.

«Команда быстроногих»

Играющие делятся на 2–4 равные команды и выстраиваются в колонны по одному параллельно одна другой. Перед носками впереди стоящих в колоннах проводится черта и в 2 м от нее чертится линия старта. В 10–20 м от стартовой линии против каждой колонны ставится по стойке или булаве. Первые игроки команд встают на линию старта.

По условленному сигналу руководителя первые игроки бегут к стойкам, обегают их справа и возвращаются обратно на линию старта. Игрок, перебежавший линию старта первым, приносит команде очко. Прибежавшие встают в конец своих команд, а у линии старта выстраиваются следующие игроки. Так по очереди бегут все игроки. Затем подсчитываются очки. Побеждает команда, получившая больше очков.

В игре можно использовать палочки. Добежав до стойки, игрок должен ударить палочкой 3 раза о стойку или об пол и возвратиться назад. Пробежав линию старта, игрок отдает палочку следующему.

«Эстафета зверей»

Играющие делятся на 2–4 равные команды и выстраиваются в колонны по одному, одна параллельно другой. Играющие в командах принимают названия зверей. Каждый запоминает, какого зверя он изображает (медведь, волк, лиса, заяц и т. д.). Перед впереди стоящими играющими проводится стартовая черта. Впереди каждой колонны на расстоянии примерно 10–20 м ставится по булаве или по стойке. На расстоянии 2 м от старта чертится линия финиша.

Руководитель громко вызывает любого зверя. Игроки, носящие имя этого животного, выбегают вперед, обегают стоящий напротив них предмет и возвращаются обратно. Тот, кто первым прибежит назад в свою команду, выигрывает очко для своей команды. Руководитель вызывает зверей вразбивку, по своему усмотрению. Некоторых он может вызвать и по 2 раза. Каждый раз прибежавшие игроки встают на свои места в команде. Игра проводится 5–10 мин., после чего подсчитываются очки. Если оба игрока прибегут одновременно, очко не присуждается никому, а в случае, если игрок не добежит до конечного пункта, то очко зарабатывает его партнер из другой команды.

«Прыгающие воробышки»

На полу (земле) чертится круг диаметром 4–6 м. Выбирается водящий – «кошка», которая встает или приседает в середине круга. Остальные играющие – «воробьи» – вне круга.

По сигналу руководителя воробьи начинают впрыгивать в круг и выпрыгивать из него. Кошка старается поймать воробья (только в круге), не успевшего выпрыгнуть из него. Воробьи прыгают на одной или двух ногах. Тот, кто пробежал через круг, считается пойманным и идет в центр круга, приседая, или садится на скамейку. Пойманным считается воробей, которого кошка коснется рукой, когда он находится в круге хотя бы одной ногой.

«Зайцы в огороде»

На полу (земле) чертятся 2 концентрических круга: наружный диаметром 6–8 м, внутренний – 3–4 м. Один водящий – «сторож» – встает в малый круг – «в огород». Остальные играющие – «зайцы» – вне большого круга.

По сигналу зайцы начинают прыгать на обеих ногах, стремясь попасть в огород. Сторож, не выходя за пределы большого круга, старается поймать зайцев – коснуться их рукой. Пойманные зайцы отходят в сторону. Когда поймано 3–5 зайцев, выпускается новый сторож из не пойманных. Побеждает тот, кто ни разу не был пойман, а также лучшие сторожа, сумевшие быстрее поймать установленное число зайцев.

«Лиса и куры»

Посередине площадки ставятся 4 гимнастических скамейки в виде квадрата, рейками вверх, это – «насест». Выбирается один водящий – «лис» и один «охотник». Все остальные играющие – «куры». В одном углу зала очерчивается «нора», в которой помещается «лис». В другом углу встает охотник. Куры располагаются вокруг насеста (рис. 9).

По сигналу куры начинают то взлетать на насест, то слетать с него, то просто ходить около «курятника». По второму условленному сигналу лис ловит любую курицу, касающуюся земли (поля) хотя бы одной ногой. Стоящие на рейке могут оказывать друг другу помощь (поддерживать). Лис в курятнике может осалить только одного игрока. Осаленного он берет за руки и ведет в свою нору. Если по пути лису встречается охотник, он выпускает пойманного, а сам убегает в нору. Пойманный возвращается в курятник, после чего все куры слетают с насеста. Если охотник поймает лиса, выбирается новый лис. По сигналу руководителя лис должен покидать курятник, даже если он не поймал курицу.

Играют 4–6 раз. Выигрывают игроки, не пойманные ни разу.

«Метко в цель»

Посередине площадки проводится черта, вдоль которой ставятся 10 городков. Играющие делятся на 2 команды и выстраиваются шеренгами одна сзади другой на одной стороне площадки лицом к городкам. Участники впереди стоящей шеренги получают по маленькому мячу. Перед шеренгой проводится линия старта.

По установленному сигналу играющие первой шеренги бросают мячи в городки, стараясь их сбить. Сбитые городки подсчитываются и ставятся на место. Игроки, бросившие мячи, бегут, подбирают их и передают участникам следующей команды, а сами становятся в шеренгу сзади них. По команде руководителя участники второй шеренги также бросают мячи в городки. Опять подсчитываются сбитые городки. Так играют 2–4 раза. Выигрывает команда, сумевшая за несколько раз сбить большее количество городков.

В игре нельзя заходить за стартовую черту при броске.

Баскетбол на стульях

Это вариант игры в баскетбол, играть в который можно в небольшом закрытом помещении. Игроки делятся на две команды, и каждому игроку выделяется один стул. Игроки каждой команды выстраивают свои стулья в ряд, так чтобы один ряд стоял напротив другого. Игрок на одном краю команды должен повернуться лицом к сиденьям, то есть напротив своей команды, и сложить руки, образуя кольцо. Игрок на противоположном конце второй команды должен сделать то же самое. Эти два игрока – «корзины»; их руки являются целью игроков их команд. Между двумя командами в воздух подбрасывают воздушный шарик. Игроки стараются загнать шарик в свою «корзину». При этом все игроки продолжают сидеть на стульях. Игра длиться до определенного времени или до достижения определенного количества очков – лимит устанавливают сами игроки перед началом игры.

«Охота за сокровищами»

Это отличное развлечение для большой группы детей в небольшом замкнутом пространстве. Дети делятся на команды (чем больше команд, тем интереснее, но в каждой команде должно быть минимум четыре или пять человек). Ведущий называет цель поисков – «сокровище» – по одному предмету за один раз. Команда, которая первой принесет нужный предмет в центр комнаты, получает очко. «Сокровищами» должны быть предметы, которые вероятнее всего будут у детей, например, связанные вместе шнурки, длинный женский волос, украшение или что-то голубое.

«Крушение поезда»

Для крушения поезда нужно не менее 10 человек. Игроки садятся в круг на стулья или на отметки, которые обозначают сидение. Один игрок становится в центр круга и говорит какую-то правдивую информацию о себе. Например, «На мне есть одежда синего цвета». Все, у кого тоже есть синий предмет одежды, должны встать и сменить места. Нельзя садиться на соседнее место; новое место должно быть минимум через два сидения от старого. Пока игроки меняются местами, игрок, который стоял в центре тоже старается занять место. Тот, кто остался без места, выходит в середину круга и становится новым ведущим. Если ведущий не может придумать, что сказать, он кричит: «Крушение поезда!» и все игроки должны поменять места.

«Угадай кто?»

Эта игра отлично подходит для времяпровождения в лагере или в компании детей, которые только узнают друг друга. Дети делятся на две команды и двое игроков натягивают покрывало между командами так, чтобы они не могли друг друга видеть. По одному игроку из команды выходят вперед и садятся лицом к покрывалу. На счет три игроки опускают покрывало и двое выбранных игроков должны выкрикнуть имя того, кто сидит напротив. Тот игрок, который выкрикнет имя позже другого, должен перейти в другую команду. Игра продолжается до тех пор, пока все игроки не перейдут в одну команду.

«Человек к человеку»

Эта игра хорошо подойдет для большой группы детей. Игроки становятся в круг, а один игрок становится в его центр. Игрок, стоящий в центре, говорит «Человек к человеку» и затем называет две части тела, например «голова к ноге». Все игроки должны найти себе партнера и соединить эти части тела, то есть один игрок кладет голову на ногу другому. Последняя пара, которая найдет партнера и займет позицию, выбывает из игры.

«Волейбол вслепую»

Принцип тот же, что и в нормальном волейболе. Но вместо сетки натягивается какая-нибудь плотная ткань так, чтобы игроки не видели друг друга. При таком положении дел игроки должны быть готовы к любым сюрпризам, ведь мяч будет вылетать на них практически ниоткуда и его нужно будет стараться отбить практически в никуда.

Чтобы никто не нарушал правил, игроки должны выбрать независимого арбитра, который будет стоять поодаль от сумасшедшей площадки и следить за чистотой игры.

«Осьминог»

Игровая зона (комната, игровая площадка) делится на две части. Одна часть будет представлять морское царство осьминога. Ее можно соответственно оформить, но так, чтобы оформление не мешало движению участников игры. Другая часть - берег. Можно отметить эту границу мелом или договориться, что «море» заканчивается возле шкафа. Выбирается «осьминог», который не может выходить на «берег», но зато остальные участники бегают, где хотят, «купаются в море», стараясь не попасть в «щупальца» осьминога. Если «осьминог» смог прикоснуться к участнику, тот считается пойманным и превращается в «ракушку». «Ракушка» падает на колени и группируется. «Ракушку» можно освободить, если обежать вокруг нее 3 раза.

«Купающиеся в море» участники могут дразнить осьминога песенкой:

Осьминог - восемь ног! Нас поймать никак не мог!

«Танцевальный марафон»

Для игры понадобятся газеты. Лучше - четное количество участников, разделенных на пары, но, как вариант, можно танцевать и поодиночке. Каждая пара расстилает свою газету и под музыку начинает танцевать на ней. Правило: нельзя ступить с газеты на пол. По сигналу ведущего, пары складывают свои газеты пополам и продолжают танцевать. По следующему сигналу - вчетверо, затем - восьмушкой и т.д. Пара, которая наступила с газеты на пол, выбывает из игры. Побеждает та пара, которая осталась последней в танце на газете.

«Горная тропинка»

Все дети встают в затылок друг другу. Первый, ведущий, ведет всю группу по горной тропинке. Он переходит воображаемые препятствия (перепрыгивает трещины, перелезает через камни, идет по узенькому месту тропинки). Все остальные игроки повторяют его движения. По хлопку взрослого ведущий становится в конец змейки, а второй игрок становится ведущим. И так до тех пор, пока все по очереди не выполнят роль ведущего.

«Петушиный бой»

Для игры потребуются метелочки для смахивания пыли. Дети, желающие участвовать в «петушином бое», получают по метелочке и принимают следующую позу (для правшей): встают на правую ногу, а левую поднимают к груди, согнув в колене, и прижимают ее левой рукой. В правую руку берут метелочку. Начинается «бой».

Игроки, прыгая на одной ноге, пытаются с помощью метелочек осалить противника и вынудить его встать на обе ноги. Кто оступился и встал на обе ноги, покидает площадку, а его место занимает другой «петух». Победитель определяется по числу побед.

«Рыбачья сеть»

Выбирается ведущий, а остальные игроки разбегаются по площадке. Водящий бегает за игроками и пытается коснуться кого-либо. Попавшийся игрок берет за руку водящего, и они вместе начинают «ловить» остальных. Потом присоединяется третий и т.д. Образуется сеть, которая ловит остальных игроков. Игра продолжается до тех пор, пока не будут пойманы все игроки или последние не окажутся внутри сети, когда сеть будет состоять из достаточного количества игроков и не сможет быть порвана.

«Салки»

Классическая детская игра с мячом. Все дети свободно бегают по площадке для игр, а водящий пытается попасть в игроков мячом. «Осаленный» игрок выходит из игры и уходит с поля площадки. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один «не осаленный» игрок. Именно он становится победителем. Перед игрой важно предупредить детей о технике безопасности. Нельзя бросать мяч очень сильно. Надо стараться не попасть в голову других игроков. Нарушение этого правила «карается» штрафом: ведущий покидает площадку, и выбирают другого водящего.

«Кот и мыши»

Необходимо расставить стулья кругом таким образом, чтобы сиденья были направлены внутрь;

на каждый стул, кроме одного садится «мышка», за ее спиной стоит «кошка».

«кошка» стоящая за пустым стулом подмигивает приглянувшейся «мышке», тем самым переманивая ее к себе;

задача «мышки» - пересесть на пустой стул, задача «кошки» - ее удержать;

оставшаяся без «мышки» «кошка» переманивает к себе другую;

через некоторое время участники меняются ролями.

«Замри»

Для игры необходим воздушный шар;

ведущий подкидывает шарик и пока он летит, дети должны двигаться как хотят - прыгать, бегать, но, как только шар окажется в руках, все замирают;

те, кто не успел остановиться - выбывают из игры.

«Хитрая лиса»

Определим место, где будет дом хитрой лисы;

участники становятся кругом, не касаясь друг друга и закрывают глаза;

водящий назначает «хитрую лису», обойдя круг и коснувшись одного из участников;

все открывают глаза и с небольшими интервалами хором спрашивают «Где ты, хитрая лиса?"»;

после третьего вопроса хитрая лиса выбегает в центр круга, поднимает руку и кричит «Я здесь!»;

играющие разбегаются, а лиса их ловит и отводит в домик;

после того, как не пойманным остается один участник игра повторяется.

«Бездомный заяц»

Выбираем двух участников – «охотника» и «бездомного зайца»;

участники «зайцы» отмечают каждый свой домик - чертят круг или становятся в центр обруча;

«бездомный заяц» убегает от «охотника», стремясь при этом заскочить в чужой домик;

«заяц», в домик которого заскочил «бездомный заяц», меняется с ним ролями и начинает убегать от «охотника»;

если «охотник» ловит «зайца», то они меняются ролями.

«Горячая картошка»

Игроки становятся или садятся кругом;

ведущий включает музыку и во время ее звучания все игроки как можно быстрее передают друг другу мяч «горячую картошку»;

тот игрок, у которого в руках остается мяч на момент когда смолкла музыка выбывает из игры;

игра заканчивается, когда остается только один игрок.

Игры - хороводы

Цели: Развитие слухового восприятия, умения различать голоса сверстников.

Воспитание желания активно участвовать в играх.

«Мы собрались в ровный круг

Повернемся разом вдруг,

А как, скажем: (говорит первый ребенок)

2. Затейники.

Цели: 1. Обучение детей различным танцевальным движениям

2. Воспитание внимательности.

«Ровным кругом

Друг за другом

Мы идем за шагом шаг.

Стой на месте

Дружно вместе

Сделаем вот так»

Дети останавливаются, затейник показывает движения. Дети повторяют его, затейник меняется. Правило: движения не должны повторяться.

3. Карусель.

Цели: Обучение детей умению двигаться в соответствии со словами.

Воспитание интереса к хороводным играм.

«Еле - еле, еле - еле,

Закружились карусели,

А потом кругом, кругом

Все бегом, бегом, бегом.

Тише - тише, не спешите!

Карусель остановите!

Раз - два, раз - два

Вот и кончилась игра!»

Затем сменить направление и продолжить игру.

4. Тишина.

Цели: 1. Обучение детей умению двигаться в соответствии со словами.

2. Воспитание дисциплинированности.

«Тишина у пруда,

Не колышется вода,

Не шумят камыши

Засыпайте малыши».

По окончании слов дети останавливаются, приседают и опускают голову. В таком положении находятся 10 секунд. Кто пошевелился, выходит из игры. Игра повторяется, пока не остается один ребенок - победитель.

5. Кошка и мышка.

Цели: Обучение детей четкому произношению слов.

Развитие двигательной активности.

«Ходит Васька - беленький

Хвост у Васьки серенький

Только мышки заскребут

Чуткий Васька тут как тут».

С окончанием слов дети останавливаются и в одном месте делают проход - ворота. Мышка убегает от кошки, пробегая в ворота и подлезая под руки стоящих в кругу детей. Кошка ловит мышку, но пробегать может только в ворота. Когда кошка поймает мышку, игра повторяется с другой мышкой.

6. Колпачок.

Цели: Обучение детей различным танцевальным движениям.

Воспитание дружеских отношений друг к другу. Содержание: дети стоят в кругу. В центре один ребенок - «колпачок» сидит на корточках. Дети идут по кругу со словами:

«Колпачок, колпачок

Тоненькие ножки

Красные сапожки

Мы тебя поили,

Мы тебя кормили,

На ноги поставили

Танцевать заставили»

Дети останавливаются, хлопают в ладоши со словами:

«Танцуй сколько хочешь

Выбирай, кого захочешь»

Ребенок - «колпачок» танцует и выбирает другого «колпачка».

Цели: Развитие слухового восприятия, желания принимать активное участие в играх.

«Ваня - Ваня, ты в лесу

Мы зовем тебя - «Ау»

Ваня глазки закрывай

Кто назвал тебя, узнай».

Дети останавливаются. Ребенок в кругу закрывает глаза. Один из детей зовет его по имени. Водящий отгадывает.

8. Метелица.

Цели: Развитие двигательной активности. Формирование чувства равновесия.

«Мели, мели мельница

Жерновочки вертятся

Мели - мели, засыпай

И в мешочки набивай»

На последнем слове все должны остановиться и стоять не шевелясь. Тот, кто не сумеет вовремя остановиться и удержать равновесие, выходит из игры. Игра продолжается, пока не останется пара детей.

9.Заря - зарница.

Цели: Обучение детей умению четко произносить слова. Развитие силы бега. Воспитание интереса к игре.

«Заря - зарница

Красная девица

По полю ходила,

Ключи обронила

Ключи золотые

Ленты голубые

Раз - два, не воронь,

А беги как огонь».

С последними словами водящий дотрагивается до одного игрока. Они вдвоем бегут в разные стороны и обегают круг. Кто первым схватит оставленную ленту, победитель, а неудачник становится водящим.

10.Чурилки

Цели: Развитие звукового восприятия.

Воспитание активности, интереса к игре.

«Трынцы - брынцы. Бубенцы

Позолочены концы.

Кто на бубенцах играет

Того жмурка не поймает».

После этих слов игрок с бубенцами начинает в них звонить и ходить в круге, а жмурка старается его поймать. Как только жмурка его поймает, их меняют другие игроки.

11.Капуста

Цели: Обучение детей умению четко произносить слова.

Воспитание двигательной активности.

«Я на камушке сижу

Мелки колышки тешу

Мелки колышки тешу

Огород свой горожу,

Чтоб капусту не украли

В огород не прибегали

Волк и лисица,

Заинька усатый,

Медведь толстопятый».

Ребята пытаются быстро забежать в огород, схватить «капусту» и убежать. Кого хозяин коснется рукой у себя в огороде, тот в игре больше не участвует. Игрок, который больше всех унесет «капусты» из огорода, объявляется победителем.

12. Дети и петух.

Цели: Обучение детей умению безоговорочно и точно выполнять правила игры.

Развитие ловкости движений. Формирование радостных эмоций.

«Петушок - петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка

Шелкова бородушка.

Что так рано встаешь?

Детям спать не даешь?»

После этих слов дети приседают на корточки и делают над головой «домики» из рук. «Петух» кукарекает три раза, дети разбегаются по залу, а «петух» их ловит. Первый пойманный ребенок становится «петухом».

13. Барашек.

Воспитание внимательности и выдержки.

«Ты барашек, серенький

С хвостиком беленьким.

Мы тебя кормили

Мы тебя поили.

Ты нас не бодай

С нами поиграй

Поскорее догоняй».

По окончании слов, дети бегут врассыпную, а «барашек» их ловит.

Правило: Разбегаться можно только после окончания слов.

14. Займи место.

Цели: Обучение детей умению играть по правилам.

Развитие силы бега.

«Как сорока стрекочу

Никого в дом не пущу.

Как гусыня гогочу

Тебя хлопну по плече - беги!»

Сказав «беги!» водящий слегка ударяет по плечу одного из игроков. Круг останавливается, а тот, кого ударили, убегает со своего места и бежит навстречу водящему. Обежавший круг раньше занимает свободное место, оставшийся становится водящим.

Правило: Круг должен сразу остановиться при слове «беги». Во время бега не касаться стоящих в кругу детей.

15. Подарки.

Цели: Обучение детей умению играть в хороводные игры, запоминать слова и двигаться в соответствии с текстом.

Воспитание интереса к игре.

«Привезли мы всем подарки

Кто захочет, тот возьмет

Вот вам кукла с лентой яркой,

Конь, волчок и самолет».

Ребенок, на которого покажет воспитатель, выбирает игрушку. Если выбирает куклу, то говорят слова:

«Кукла, кукла, попляши

Алой лентой помаши»;

если выбирает самолет, то дети говорят:

«Самолет летит, летит

Смелый летчик в нем сидит»;

если выбирает коня, то дети говорят:

«Конь бежит наш цок - цок - цок.

Слышен топот быстрых ног»;

если выбирает волчок, то дети говорят:

«Вот как кружится волчок

Прожужжал и на бочок».

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.