Конспект занятия на тему: «Крым путь на родину» в старшей группе. Конспект экологического квеста на тему: «По степным и горно-лесным дорогам Крыма» (фауна Крыма)

Конспект интегрированного открытого занятия в подготовительной группе, тема: «Кубик вращаем - по Крыму шагаем»

Примечание: в этом занятии используется большое число разных картинок и фотографий, все они находятся в архиве с занятием (ссылка на архив находится в самом низу). на этой странице мы выкладываем только некоторую их часть.

Цели:

Познакомить детей с некоторыми представителями флоры и фауны Крыма: тушканчиком, болотной совой, можжевельником.
Расширить знания детей о медузе, мяте, стрекозе.
Закрепить знания детей о природе (природные взаимосвязи; польза для человека и вред деятельности человека для природы; этимология названий, понятий «хищник», «Красная Книга»).
Упражнять в выполнении математических заданий (количественный и порядковый счет, величина).
Учить дошкольников развивать у себя исследовательские умения: наблюдать, анализировать, обобщать, проводить эксперименты, делать выводы.
Установить связь между строением птичьего пера и его функцией.
Словарь: предгорье, шишкоягоды, рьяно.
Развивать умение давать развернутые ответы на вопросы, понимать происхождение видовых названий растения.
Развивать любознательность, мелкую и общую моторику.
Воспитывать у детей экологическое мировоззрение, интерес к природе родного края.

Оборудование:

Большой куб (из набора мягких модулей), на грани которого приклеены изображения крымских пейзажей: море, степь, горы, лес, болото, предгорье.
Карта Крыма с изображением тех же пейзажей.
Выведенные на экран изображения медузы, совы болотной, тушканчика, мяты, стрекозы, можжевельника. А так же их цветные силуэтные изображения для наклеивания на карту с двусторонней клеящей лентой на оборотной стороне.
Перья совы (маховые и пуховые), лупы.
Силуэтные картинки «медуза» с линиями для разрезания, ножницы.
Веточки мяты.
Рабочие листы с заданием, простые карандаши.
Спилы можжевеловой древесины.
Крупные картинки с изображением арбуза, колосьев пшеницы, яиц, насекомых.
Аудиозаписи голоса совы и тушканчика.

Для динамической паузы: тоннель, пеньки, ручей, коррегирующая дорожка.

Ход занятия:

Нам с вами посчастливилось жить на удивительном полуострове, который называется … как? (Ответы детей). Крым.

На небольшой его территории расположились горы и степи, леса и болота, предгорье, и конечно море, которое называется … как? (Ответы детей). Черное море.

Сегодня мы отправимся в путешествие по Крыму. А поможет нам вот этот кубик. На его гранях расположены фото с изображением различных мест нашего полуострова. А с чего начнем наше путешествие выберет … (Вызывается ребенок, который выбирает фото на одной из граней куба).

Болото

Заглянем на одно из болот и увидим здесь сову.
Болотная сова получила свое название за то, что любит жить поблизости от болот и других водоемов, где потише и поменьше людей.

Очень страдают совы от шума, беспокоят их люди.
Болотная сова даже занесена в Красную Книгу Крыма. Что это значит? Кого заносят в Красную Книгу? (Ответы детей). Болотные совы стали настолько редки, что нуждаются в защите.

«Как устроены перья у совы?»

Совам, как и всем птицам нужны разные перья. Перед вами перо маховое и перо пуховое. Давайте рассмотрим их. Что можно сказать о размерах перьев? (Ответы детей). Маховое перо намного больше пухового.
Дайте упасть маховому перу и проследите за его падением. Как оно падало? (Ответы детей). Медленно, плавно кружась. А теперь проделайте то же самое с пуховым пером. Как оно падало? (Ответы детей). Еще медленней. Можете попробовать бросить одновременно два пера.
А теперь рассмотрим стержень каждого пера. Чем они отличаются? (Ответы детей).У махового пера толстый и пустой внутри стержень. У пухового пера тонкий, мягкий стержень.
Взмахните маховым и пуховым пером. Что вы ощутили? (Ответы детей). Маховое перо рассекает воздух, мы чувствуем движение воздуха. Пуховое перо не рассекает воздух.
Рассмотрите перья через лупу. Обратите внимание как волоски перьев расположены относительно друг друга. У махового пера волоски сцеплены между собой, а у пухового волоски расположены по отдельности.

Давайте порассуждаем, для чего сове такие перья? (Ответы детей).

Вывод: Маховое и пуховое перо отличаются: маховое перо помогает птице летать, а пуховое - сохранять тепло.

Наклеим картинку «сова» на карту Крыма. В ту ее часть, где изображено болото. (Для наклеивания приглашается ребенок, ярко проявивший себя в этой части занятия. И так по каждому природному объекту).

Море

Отправляемся на море. Назовите знакомых вам морских обитателей Черного моря. (Ответы детей). Дельфины, хамса, крабы, медузы, мидии, рапаны, морские коньки, катран.

Много разных мелких медуз живет в нашем море, есть и крупные.
Они вооружены. Под зонтиком у них есть стрекательные клетки. Взгляните. (Показ). Вот они, похожие на щупальца. Если приблизится враг к медузе, своими стрекательными клетками она может его обжечь. Ожог этот напоминает ожог крапивой. Отсюда еще такие названия медуз, как жгучка, морская крапива. Для медузьих врагов ожог этот опасен, а для человека не так уж и опасен, но болезнен. Так что при встрече с крупной медузой рассмотрите ее, полюбуйтесь, но не приближайтесь и не трогайте ее.

Дидактическое упражнение «Щупальца медуз»

Разрежьте ножницами по линиям щупальца медузы.

Сосчитайте щупальца. Сколько щупалец? (Ответы детей). С помощью ножниц сделайте одну щупальцу короче других. Какая по счету короткая щупальца у твоей медузы? (Ответы детей).

Наклеим картинку «медуза» на карту Крыма. В ту ее часть, где изображено море.

Продолжим наше путешествие. (Приглашается другой ребенок для выбора следующей стороны куба).

Лес

Сейчас отправимся в лес. В лесу растет множество деревьев, но мы обратим внимание на зеленые листики, растущие на лесной опушке.
Может быть вам знакомо это растение? Потрите его листочек и ощутите аромат. (Ответы детей). Это мята.

Травка очень душиста,
Ароматные листья.
Поскорей собирай
И заваривай чай!

Мята используется человеком и для чая, и для лечения, и для приготовления пищи, даже для отпугивания комаров и москитов.

В Крыму произрастает несколько видов мяты. Давайте поиграем в игру «О чем говорят названия растений» и попробуем сами догадаться о происхождении названий разных видов мяты, растущей у нас в Крыму.

Дидактическая игра «О чем говорят названия растений»

Мята полевая получила свое название, потому что … - эта мята растет в поле.
Мята водяная получила свое название, потому что … - эта мята растет вблизи водоемов.
Мята длиннолистная получила свое название, потому что … - эта мята имеет длинные листья.
Мята болотная получила свое название, потому что … - эта мята растет вблизи болот.
Мята колосистая получила свое название, потому что … - цветок этой мяты похож на колос.
Мята мелкоцветковая получила свое название, потому что … - цветы этой мяты маленькие, мелкие.

Наклеим картинку «мята» на карту Крыма. В ту ее часть, где изображен лес.

Продолжим наше путешествие. (Приглашается другой ребенок для выбора следующей стороны куба).

Динамическая пауза «Поход»

А теперь - время для тренировки, ведь чтобы отправиться в настоящий поход по Крыму, нужно быть ловким и сильным. Потренируемся пробираться через пещеры (тоннель), лесные буреломы (пеньки), горные речки (ручей), морской каменистый берег (коррегирующая дорожка).

Степь

А теперь пройдемся по ровной степи. Здесь мы можем встретить тушканчика. (Показ). Послушайте его голос.

Днем тушканчики отдыхают в норах, а с наступлением сумерек прыгают по окрестностям, кормятся.
Питаются тушканчики всевозможными частями растений, но особенно любят – луковицы, клубни и зерна. Могут перекусить и яйцами, птенцами, насекомыми. Очень любят дыни, тыквы, арбузы. Прогрызают в них дыры и выедают мякоть.

Гимнастика для глаз

В углах комнаты под потолком расположены крупные картинки. Дети отыскивают глазами ту, которую называет воспитатель.

Головою поверти
И глазами отыщи
Ту картинку, где еда.
Для тушканчика она.

Арбуз. Яйца. Колоски. Насекомые.

Наклеим картинку «тушканчик» на карту Крыма. В ту ее часть, где изображена степь.

Продолжим наше путешествие. (Приглашается другой ребенок для выбора следующей стороны куба).

Предгорье

Это предгорье. Что это за место такое - предгорье? Вслушайтесь в само слово «предгорье». (Ответы детей). Предгорье - это место перед горами, примыкающее к горам.

Взгляните. (Показ). Узнаете это насекомое? (Ответы детей). Это стрекоза.

Стрекозы летают, потрескивая крыльями, и держат наготове сложенные сачком сильные волосатые лапы. В них-то и попадает добыча.

За час стрекоза может съесть множество комнатных мух и тут же начнет гоняться за комарами, бабочками и прочей летающей живностью.
Погубить хотя бы одну стрекозу это все равно, что выпустить на волю целую тучу кусачих насекомых.

Стрекозы летают с огромной скоростью, могут в полете совершенно внезапно повернуть в нужную сторону, «включить» задний ход, сделать петлю или зигзаг, взлететь вертикально вверх как вертолет или резко опуститься вниз.

Упражнение «Охота стрекозы»

Возьмите простые карандаши и по пунктирной линии проведите путь стрекозы во время охоты за комарами.

Наклеим картинку «стрекоза» на карту Крыма. В ту ее часть, где изображено предгорье.

Продолжим наше путешествие. (Приглашается другой ребенок для выбора следующей стороны куба).

Горы

А теперь взберемся на крымские горы, здесь растет удивительное дерево - можжевельник. Ветви его причудливо изогнуты, как будто в узлы завязаны. Потому и получил можжевельник свое имя: «можжа» на старорусском языке означает «узел».
Есть у можжевельника шишкоягоды, когда они созревают, то становятся черными.

Живет можжевельник очень-очень долго..
Звери и птицы очень любят можжевеловые шишкоягоды. Особенно рьяно – значит старательно, усердно, рыщут звери в поисках плодов осенью, перед тем, как залечь в спячку, а птицы – перед отлетом на юг. Плоды можжевельника действуют на них как лекарства, помогая избавиться от болезней.

Возьмите в руки спилы древесины можжевельника. Попробуйте на ощупь, почувствуйте ее запах.

Наклеим картинку «можжевельник» на карту Крыма. В ту ее часть, где изображены горы.

Взгляните на карту. Наше путешествие по Крыму подошло к концу, карта заполнилась, вы узнали много нового. А впереди вас ждет еще больше интересного - ведь наш родной край удивительный, разнообразный, красивый!

Конспект комплексного занятия для детей подготовительной к школе группы.

Тема занятия: « Наш волшебный Крым».

Программное содержание: выявитьзнания детей о географическом положении Крыма, о морях, омывающих полуостров, об обитателях Чёрного и Азовского морей, формировать представления о Крыме, как о прекрасном месте для отдыха и укрепления здоровья; закрепить знания детей о крымских городах- курортах: Феодосии, Судаке, Алуште; познакомить с городом -героем Севастополь; уточнить знания о международном детском центре "Артек"; продолжать учить согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже, отвечать на вопросы, подбирать слова -определения; развивать познавательную активность, создать положительный эмоциональный настрой; воспитывать чувство любви к родному краю, бережное отношение к природе (морю); систематизировать знания детей о столице Крыма.

Словарь: полуостров, столица, удивительный, великолепный, благодатный, прелестный, экскурсия; Феодосия- картинная галерея, И. К. Айвазовский, А. Грин, порт Ялта; Севастополь –Памятник погибшим кораблям, народная слава; морские обитатели: катран, дельфин, краб, медуза, рыба-игла, морской ёж, ставрида.

Материал: карта Крыма, папки -передвижки с достопримечательностями городов: Феодосия, Судак, Алушта, Ялта, Севастополь, иллюстрации "Морские обитатели", картинки для раскрашивания "Морские обитатели"; дидактический материал для игры "Расшифруй задуманное слово по первому звуку".

Ход занятия:

1).Беседа о Крыме.

Воспитатель: Сейчас я вам расскажу легенду о происхождение крымской земли. Много лет назад на планете были только моря. Но вот море начало волноваться, забурлила, закипела вода, поднялись волны, из-под воды появилась суша, небольшой участок земли, который имел вот такую форму. (Показать карту Крыма). Здесь были горы, реки, водопады, степи и долины. Со временем, на этой земле выросли деревья, травы, цветы, кустарники, появились звери и птицы. Так на планете появился самый красивый уголок Земли.Дети, вы догадались, как называется этот сказочный край? (Крым).

Воспитатель: Правильно, ребята, мы поговорим о Крыме. Скажите, как называется наш полуостров, на котором мы живём? (Крымский п-ов).

Воспитатель: Почему его называют полуостровом? (Потому что он с трёх сторон омывается морями).

Воспитатель: Посмотрите на наш Крымский п-ов на карте. Это действительно так. Как правильно называется полуостров? (Автономная Республика Крым).

Воспитатель: Наш Крым – удивительный край. Его любят и гости, и сами крымчане. Наш полуостров сказочно красив. Чтобы передать свои впечатления от увиденного, поэты, живущие в Крыму, создают множество лирических стихотворений.Я прочитаю вам отрывок из стихотворения, которое написал А. С. Пушкин.

Кто видел край, где роскошью природы

Оживлены дубравы и луга

Где весело шумят и блещут воды

И мирные ласкают берега.

Где на холмы под ласковые своды

Не смеют лечь угрюмые снега?

Скажите мне, кто видел край прелестней?...Воспитатель: Какими словами описывал Крым А. С. Пушкин?

Чтение стихотворения И.Коробкина о Крыме.

Крым-это здравница и это чудо-сад,

Крым-это фрукты, это сладкий виноград.

Крым-это море, это райские места,

Крым-это южных гор крутая высота.

Крым-это сказка, заглянувшая в глаза.

2).Симферополь - крымскаястолица.

Воспитатель: В Крыму есть много городов. И самый главный город находится в центре полуострова. Это столица Крыма. Как называется этот город? (Симферополь).

Воспитатель: Что означает название города Симферополь? (В переводе с греческого «Симфо»- собираю, «полис» -город.).

Воспитатель: Как вы думаете, почему его так называют? (Все люди, приезжающие в Крым, сначала приезжают в Симферополь, а потом разъезжаются в другие города и районы Крыма).

Воспитатель: Я предлагаю вам рассказать о городах родного Крыма. Представьте себе, что вы - экскурсоводы, во время путешествий мы посетим курортные города, познакомимся с их достопримечательностями. У каждого будет карта-путеводитель. (Дети читают стихи).

Наш главный город Симерополь.

Южная красавица - белая столица,

Над Салгиром ивушка в зеркало глядится.

Добрым нравом славится и людьми гордится

Симферополь –город мой, крымская столица.

Симферополь - сердце Крыма,

Город сердца и тепла.

Город южный, как красив ты,

Это Родина моя!

(Показ папки с фотографиями города Симферополь, краткий рассказ).

3).Знакомство с Феодосией.

Воспитатель: А теперь мы отправимся в восточную часть Крыма. Мы находимся в городе Феодосия.

Физкультминутка: подвижная игра "Мы едем, едем,едем в далёкие края".

Воспитатель: Феодосия - Богом данная красота земли первозданная,

Золотым песком к ногам стелется. К небу тянется юным деревцем.

Солнцем светится винограда гроздь, зачарует ночь ароматом роз.

Красота земли, Богом данная, Феодосия - дочь желанная.

Айвазовского сердцем согретая, и стихами поэтов воспетая.

Воспитатель: В этом городе обязательно нужно посетить галерею И. К. Айвазовского. Этот художник жил в Феодосии, много сделал для города, построил вокзал и железную дорогу. Очень любил море. Иван Константинович написал очень много картин о море. Есть в Феодосии дом-музей Александра Грина (писателя). Шесть лет он жил в Феодосии, написал много интересных рассказов " Алые паруса", "Бегущая по волнам", "Золотая цепь".

4).Судак - город-крепость.

Физкультминутка: гимнастика расслабления под музыку.

Воспитатель: Давайте закроем глаза и представим,что нам светит тёплое солнце, оно согревает нас. Его лучи скользят по нашим лицам, плечам, рукам, спинам, ногам. Но вот солнце пропало. Открывайте глаза.

Воспитатель: Чем южнее мы движемся, тем гористее становится берег. Это горы, на какое-то мгновение закрыли солнце. Посмотрите, что за крепость? (Показ картинки).

Воспитатель: Эта крепость - символ города Судак. Что вы можете рассказать об этом городе? (Высказывания детей).

Воспитатель: Судак расположен в Судакской долине. Со всех сторон его окружают живописные горы. Есть здравницы и санатории. В Судакской долине растёт виноград.Свежесть чёрного моря, виноградные ягоды помогают людям укрепить своё здоровье и уехать домой загорелыми, здоровыми и довольными. Послушайте, как современные поэты описывают город Судак в своих стихах.

*Судак увенчанный короной крепости, хранящий таинства былых веков.

На море Чёрное, на море Вечности, ласкает камушки у берегов.

Живу тобою наслаждаюсь, дышу твоею красотой.

Ну, как тобою не гордиться, ты для меня Судак родной.

Какие бухты, горы, пляжи, такая чистая вода,

Такой природой, где живём мы, должны гордиться мы всегда.

Воспитатель: Я предлагаю путешествовать дальше.

Динамическая пауза:Я хожу, хожу, хожу, я на месте не сижу.

Я бегу, бегу, бегу, без движенья не могу.

5). Замечательная Алушта.

Воспитатель: На нашем пути стоит город Алушта. Что мы можем рассказать об Алуште.

(Высказывания детей).

Воспитатель: В переводе с греческого "Алустон"- сквозняк.

НетАлушты без ротонды

И высоких кипарисов,

И каштанов и больших цветов магнолии душистых.

В буйном цвете роз и милый парк Приморский утопает

И троллейбус в Уголок Рабочий под гору съезжает.

Воспитатель: Алушта – это здравница, здесь много санаториев, пансионатов и домов отдыха, где могут отдохнуть, оздоровиться, поправить здоровье люди из любого уголка нашей страны.В Алуште - уникальные памятники природы, истории и культуры. (Рассказ детей о достопримечательности города Алушта).

Воспитатель: Крымский заповедник, крепость Алустон, Профессорский уголок, памятник и музей С. Сергеева - Ценского, Аквариум, "Крым в миниатюре", ротонда на набережной, памятники партизанам и героям ВОВ, краеведческий музей и танк - памятник в честь освобождения Алушты 15 апреля 1944 года - вот достопримечательности, которые можно увидеть в Алуште. Итак, мы отправляем путешествовать в Ялту. Прямо перед нами вднеется гора. На что она похожа? И как она называется? (Ответы детей).

Воспитатель: Лежит себе Медведь- гора, нос прикрывает лапой,

А рядом ходит детвора, не страшен косолапый.

Не станет ведь гора реветь, хоть и зовут её Медведь.

6). Детский оздоровительный центр "Артек".

На побережье Чёрного моря, возле Медведь –горы находится детский оздоровительный центр"Артек", где отдыхают дети со всех уголков мира. Дети в Артеке плавают, загорают, ходят в походы, проводят соревнования, танцуют, играют. А главное все дружат.

На юге,у чёрного моря, весёлое царство ребят.

О море в бескрайнем просторе, задорные песни звучат.

С лазурью его не сравниться, всех прочих морей синева.

По всем городам и столицам, идёт об Артеке молва.

Вы знаете, что такое дружба? (Ответы детей).

Воспитатель: Напомните поговорки и пословицы о дружбе.

Один за всех и все за одного.

Нет друга - ищи, а нашёл – береги.

Сам погибай. А товарища выоручай.

Крепкую дружбу и водой не разольёшь.

Друг познаётся в беде.

Воспитатель: В Артеке любят играть в разные игры. Давайте и мы поиграем в игру "Мы весёлые ребята".

7). Легендарная Ялта.

Воспитатель: Следующий город, который раскинулся на берегу Чёрного моря, Ялта.

Этот город – Ялта. Посмотри дружок,

Солнечное небо, жёлтенький песок.

Бьёт о борт бетонный сильная волна!

Будтоприглашает в гости нас она.

Воспитатель: А вы знаете легенды о Ялте? (Рассказывание легенды детьми).

Воспитатель: Давным - давно из Греции отправился корабль. Уже много дней корабль был в море. Моряки устали, у них закончилась питьевая вода. Волны уносили их всё дальше и дальше. И вот однажды утром моряки увидели вдали чудесный берег.

Ялос, Ялос!-закричали моряки. Корабль причалился к берегу. Грекам здесь очень понравилось.И они стали строить город на берегу приветливого моря, который назвали Ялос, что означает "берег".

Воспитатель:Кто из вас был в Ялте? Что запомнилось вам? (Ответ детей).

Физкультминутка(музыка, шум моря).

Воспитатель: Над волнами чайки кружат, полетим за ними дружно,

Брызги пены, шум прибоя, а над морем мы с тобою!

Мы теперь плывём над морем, и резвимся на просторе.

Веселее загребай, и дельфинов догоняй!

8). Город народной славы -Севастополь.

Воспитатель: И вот мы приплыли, в знаменитый город славы Севастополь.

Символ стойкости и славы, и величия моряков.

Севастополь - город славы, символ мужества веков.

На Малаховском кургане искры вечного огня

Застывают в сером камне, память прошлого храня.

Они помнят, как Корнилов, раненый в бою, лежал.

Как, сражаясь, пал Нахимов, натиск турок удержал.

Вспоминают ветераны с болью о былых боях.

Незалеченные раны, кортик, китель в орденах.

Севастопольскую славу, и заветы старины

И великую державу, помнят славные сыны!

Воспитатель: Севастополь - город славы, город - герой! (Дети рассматривают фото памятниковСевастополя).

Воспитатель: Севастополь - главный порт Крыма. Сюда приплывают корабли из разных стран. Здесь база военного флота. Военные моряки в годы войны защищали наш Крым от врагов. И сейчас охраняют границы России от незваных гостей.

Воспитатель: Молодцы ребята, сегодня вы много узнали и рассказали о Крыме. А знаете ливы, зачем люди едут в Крым? И что им больше всего нравится в Крыму? (Ответ детей).

Воспитатель: Многие люди едут именно к морю, вот и мы отправимся к морю.

Физкультминутка:К морю быстро мы спустились,

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре,

Вот так славно освежились.

А теперь поплыли дружно,

Делать так руками нужно.

Вместе раз- это брас,

Одной рукой - это кроль,

Все плывём мы, как один,

Все плывём мы, как дельфин.

Вышли на берег морской,

И отправились домой!

Воспитатель: А вы знаете обитателей чёрного моря?

9). Дидактическая игра "Какое слово зашифрованно?"

(краб, медуза, креветка, звезда, дельфин, мидия, скат, камбала, катран, конёк, рыба-игла, ёрш).

Воспитатель: Чем полезны морю крабы, медузы, мидии? (Они фильтруют воду).

Воспитатель: Назовите самых крупных обитателей Чёрного моря. (Дельфины).

Воспитатель: Они добрые и умные животные. Дельфины относятся к отряду млекопитающих, живут в море, но не могут жить без воздуха, вскармливают детёнышей молоком.

10). Дидактическая игра "Кто живёт в море?"

А в воде живёт индюк?(Нет).

А в воде живёт утюг?(Нет).

Ну, а корка от арбуза? Нет.

А вообще живёт медуза?(Да).

А большие мандарины?(Нет).

В Чёрном море есть дельфины?(Да).

Рыбы в нашем море есть?(Да).

Крокодилов в нём не счесть?(Нет).

Дети плещутся в воде? (Да).

Мусор плавает в воде?(Нет).

Воспитатель: Молодцы! Мне не удалось вас запутать, и вы поняли, что море для морских обитателей – это родной дом, а для того, чтобы оно всегда оставалось чистым и гостеприимным, мусор в него бросать нельзя!

11). Изодеятельность "Раскрасим морских обитателей".

Посмотрите, сколько фотографий морских обитателей сделали подводным фотоаппаратом. Только они получились чёрно белыми, некрасивыми. Давайте их раскрасим в яркие цвета.

(По окончанию работы, дети наклеивают рисунки на плакат голубого фона).

Воспитатель: Посмотрите, какая объёмная панорама у нас получилась, видно всех морских обитателей. Эта работа украсит нашу группу и будет напоминать о наших путешествиях.

Дошкольное учебное заведение

(ДУЗ) ясли-сад № 9 «Гвоздичка»

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста

с приоритетом патриотического воспитания

Тема: «Путешествие по Крыму»

Воспитатель: Петрунина

Наталья Владимировна

Группа: 2 старшая

«Почемучки»

Январь 2014г

Цель: формировать представление детей о родном крае; учить детей с любовью и уважением относиться к традициям и наследию своих предков через художественное слово; прививать чувство доброжелательности к традициям разных народов; продолжать знакомить детей с легендами и мифами родного края.

Материал: иллюстрации (Мисхор, Никитский ботанический сад, г. Аю-Даг, г.Демерджи, Долина приведений, г.Бабуган); музыкальное оформление (песня «бескозырка белая», мелодия гор, шум моря, музыка для игры «ручеек», музыка «сиртаки», песня «если с другом вышел в путь»).

Ход работы:

Воспитатели: Здравствуйте! Добро пожаловать к нам в гости!

В центр зала вбегает ребенок и смотрит вокруг и наверх. Увидев гостей, машет им рукой и зовет всех остальных ребят. Дети становятся в шахматном порядке и делают зарядку-разминку под музыку (бескозырка белая).

Воспитатель: Мы сильные?

Дети: Да!

Воспитатель: Мы ловкие?

Дети: Да!

Воспитатель: Мы смелые?

Дети: Да!

Воспитатель: Здоровые?

Дети: Да!

Воспитатель: Ребята, а где мы с вами живем?

Дети: Украина, Крым, Алушта

Дети читают стихотворение о Крыме

Родной наш Крым, родной наш Крым

Собрал народов братство

И каждый рад сказать сейчас

Сердечное всем «Здравствуй!»

«Добрий день!», «Калимэра!».

Ребенок читает стихотворение о Алуште.

В Алуште море голубой волною,

Приветливо ласкает берега.

Перед желтым солнечным лучом весною,

Играют озорные облака.

Воспитатель: А где находится Алушта?

Дети: Алушта находится на южном берегу Крыма, у самого Черного моря.

Воспитатель: Какой главный город Крыма?

Дети: Симферополь

Воспитатель: Скажите, какие народы живут в Крыму?

Дети: Русские, Украинцы, Крымские татары, Армяне, Греки, Азербайджане, Евреи и т.д.

Воспитатель: В Крыму живут разные народы и у каждого народа свои традиции, обычаи, обряды, наряды, песни, игры и легенды.

Ребенок читает стихотворение

Греки, русские, армяне,

Крымчаки и караимы-

Украинцы и евреи,

Немцы, крымские татары

Ассирийцы и болгары

Есть у нас другое имя

Нас зовут крымчане.

Воспитатель: Вы любите путешествовать? Я предлагаю вам отправиться в путешествие и узнать легенды нашего Крыма.

Воспитатель: Ребята, а на чем можно путешествовать?

Дети: На самолете, поезде, машине, корабле

Воспитатель: Наше путешествие необычное, потому что мы полетим на воздушных шариках.

(Каждый ребенок берет себе шарик и подымает вверх).

Воспитатель: Все готовы?

Дети: Да

Воспитатель: А чтобы нам было веселей, давайте споем песню

Под музыку отправляемся в путешествие. Дети поют песню «Если с другом вышел в путь»

Если с другом вышел в путь

Веселей дорога

Без друзей меня чуть-чуть

А с друзьями много

Что мне снег, что мне зной

Что мне дождик проливной

Когда мои друзья со мной

Что мне снег, что мне зной

Что мне дождик проливной

Когда мои друзья со мной

Там где трудно одному

Справлюсь вместе с вами

Где чего- то не пойму

Разберем с друзьями

Что мне снег, что мне зной

Что мне дождик проливной

Когда мои друзья со мной

Что мне снег, что мне зной

Что мне дождик проливной

Когда мои друзья со мной

Воспитатель: Внимание, готовимся к приземлению. Посадка.

Мы приземлились с вами на самую высокую точку крымского полуострова, вершину Роман-Кош, которая находится на горном массиве Бабуган. Высота этой вершины 1524м над уровнем моря, это как 508 этажный дом. (Рассматривание фотографий )

Воспитатель: Ребята посмотрите, а впереди еще одна удивительная гора, у нее свои легенды

Рассматривают фото горы Демерджи

Демерджи- гора кузнец,

Замолчала наконец,

А когда она ковала,

Много слез людских видала.

Враг жестокий в Крым пришел,

Гору эту он нашел, кузнецу устроил там,

Чтобы смерть нести всем нам.

На горе кузнец хлопочет, он могуч, широкоплеч,

Копья, сабли, доспехи, не переставали с горы течь.

Люди гибли, умирали, гору эту проклинали.

Много слез она видала, горюшка людского знала.

Опустела здесь земля, высохли вокруг поля.

Собрались все старики на совет и изрекли:

«К кузнецу надо идти и просить его уйти!»

Но послов кузнец убил, а ковать не прекратил.

И тогда пошла Мария, свой народ она любила.

И она погибла там, но дала свободу нам.

С той поры гора молчит, наковальня не стучит,

И на склоне с той поры глыбы странные видны.

А одна из них, так все же на Марию так похожа.

Воспитатель: Да ребята, если мы посмотрим на гору Демерджи, то увидим у ее подножья застывшего кузнеца-бородача, его стражников, а на самой вершине увидим каменный силуэт девушки Марии. Она смотрит вдаль, вглядываясь в море. Может и мы спустимся к морю? Построим себе корабль и отправимся в путешествие по морю.

Звучит шум моря. Дети становятся в форме корабля а восп-ль в центре (имитация движения по волнам).

Воспитатель: Сейчас мы проплываем мимо удивительной горы Аю-Даг. У нее есть свои легенды.

Стихотворение выходят рассказывать мальчик и девочка

Ребенок1: Жили когда-то медведи в Крыму,

Маленькую девочку нашли на берегу.

Стала с медведями девочка жить,

Стали медведи ее нежно любить.

Ребенок2: Выросла девочка, красавицей стала,

Хорошего юношу она повстречала.

С ним она вместе отважилась плыть,

Чтоб навсегда о медведях забыть.

Ребенок1: Грозно медведи тогда зарычали,

Челн с беглецами они увидали

Песню запела красавица им…

Медведи притихли, вожак недвижим.

С тоской во взоре глядит медведь вдаль.

И сердце его наполняет печаль.

Ребенок2: Утрата была для него велика,

Он камнем остался лежать на века.

Легенда в народе поныне жива,

Все знают, что это…(Медведь- гора)

Воспитатель: И пьет, пьет медведь воду из моря и не чувствует, что она соленая. А почему море соленое? Ребята, об этом тоже есть легенда. Я вам ее расскажу: «Было это когда Крым захватили турки. Жить бы им, как людям, в труде и в радости. Так нет же, дома подожгли, добро и скот себе забрали. Города да крепости разорили. Новую столицу в Кафе- городе поставили. А местных жителей покорили и служить себе силой заставили. Великой данью их обложили.

Платит народ зерном, да золотом. Богатая дань шла султану турецкому. Стал грабить земли цветущие. Жуткое время настало! Текут слезы горькие в море соленое. Вот с тех пор стало море соленым.

Но даже в такое тяжелое время народ не разучился петь и веселиться. Он сохранял свои обычаи и традиции.

Под музыку дети играют в игру «Ручеек»

Воспитатель: Отправляемся дальше.

А вот мы проплываем мимо поселка Гурзуф, здесь бывал Александр Сергеевич Пушкин.

Ребенок читает отрывок из стихотворения А.С.Пушкина- Прекрасны вы брега Тавриды

Прекрасны вы, брега Тавриды,

Когда вас видишь с корабля

При свете утренней Киприды,

Как вас впервой увидел я;

Воспитатель: Вот Никитский Ботанический сад. Его разнообразие цветов не перестает удивлять (Рассматривание фотографии)

Воспитатель: Внимание, впереди Ялта! Вспомните легенду о том, как появился город Ялта.

Дети: 1. До нашей эры, в давнем веке,

Элладу бросив вдалеке,

Уплыли в сине море греки

На плоскодонном челноке.

2. Хоть море приняло довольно

Даров от грозного царя,

Их много дней швыряли волны

Через проливы и моря.

3. Гребцы метались на триере,

С усилием вглядывались в даль,

И слабых покидала вера,

И принимала их вода.

4. Награда к ним пришла непросто.

За подвиги благодаря,

Вдруг встал из моря полуостров,

Прохладной зеленью горя.

5. Лукаво солнце улыбнулось

Пловцам измученным с высот.

Вдруг кто-то крикнул: «Ялос! Ялос!

Вон берег. Элины, вперед!»

Воспитатель: Да так гласит одна из легенд о появлении греков в Крыму. Ялта стала их первым поселением. Этот трудолюбивый народ выращивал фрукты, виноград. Люди не только трудились, но и умели отдыхать. Греческая музыка звучала над Крымом.

Девочки танцуют танец «Сиртаки»

Воспитатель: Теперь мы проплываем мимо Ласточкиного гнезда- это символ нашего Крыма.

Если смотреть на замок с моря, возникает ощущение, что он вот-вот взлетит и исчезнет в небе. Но это невозможно, как и любовь бога к богине, которая угасла на месте, где теперь стоит этот великолепный дворец.

Давно это было. Мало было людей на земле. Боги часто посещали её.

Тишина. Утро. Только слышен плеск волн. Богиня Аврора вышла на скалу встречать рассвет. Отражение первых лучей солнца на её лице возвещало приход утра нового дня. Без появления Авроры не пели птицы и даже не веселились боги. Все жители Земли радовались прекрасной Авроре, её неземной красоте.

Как-то объезжая свои владения, бог моря Посейдон- Увидел на заре Аврору, стоящую на скале. Как удар молнии- любовь пронзила сердце Посейдона. Но знал морской владыка, что невозможна любовь Авроры к нему.

В мучениях жил Посейдон, волновалось Черное море, гибли рыбаки, страшные штормы носились от берега к берегу. Сильной страстью воспылал бог моря к богине утренней зари, ослеплён был её красотой!

Знал Посейдон, что только его волшебная диадема сможет приворожить Аврору.

Отвергла Аврора любовь бога моря, знала она что не сможет жить без утренней зари.

Убитый горем Посейдон решил коварством и хитростью добиться руки Авроры. Уговорил он повелителя ветров - Эола чёрными тучами закрыть утреннее небо и не дать солнцу осветить небосвод.

Ждёт на скале Аврора первых утренних лучей. Неведомо ей, что не сможет взойти солнце.

Задремала богиня в томительном ожидании. Подкрался Посейдон к Авроре и уже было околдовал её. Но тут очнулась повелительница утренней зари и выскользнула из рук Посейдона волшебная диадема. От удара о скалу осколок алмаза короны упал в расщелину. Потеряла диадема колдовскую силу. Так и ушел ни с чем Посейдон.

Рассеялись тучи. Взошло солнце. Встретила Аврора рассвет и украсила утро чудесной зарёй. Засияло всё вокруг.

Упал и луч в расщелину, где лежал осколок диадемы. Вспыхнул он ярким светом и превратился в прекрасный замок.

И стоит этот замок на самом краю скалы- как символ неразделённой любви.

И дремлет мыс святого Теодора.

В лучах зари- прекрасная Аврора.

Осколок диадемы Посейдона

Сияет башней Замка огранённый...

Воспитатель: А вот впереди поселок Мисхор. Это прекрасный уголок Крыма. О братить внимание детей на то, что в море у берегов Мисхора есть русалка.

Давайте выйдем на берег и поиграем в игру «Рыбаки и русалки».

Под музыку все играют в игру «Рыбаки и русалки»

Воспитатель: Сколько еще есть в Крыму таких прекрасных мест. Мы с вами еще не раз будем путешествовать по нашему удивительному краю. Но нам пора возвращаться домой, на чем мы можем вернуться?

Дети: на троллейбусе

Воспитатель: Ребята, а вы знаете что у нас в Крыму самая большая троллейбусная линия. Которая проложена от города Ялты до Симферополя.

Воспитатель: Я предлагаю вас построить свой троллейбус и отправиться домой в Алушту.

Играет песня Амалии Крымской «Крымский вальс»


Тема: «Для всех ты - Крым, а мне ты - Родина»

Воспитатель

Программные задачи:

Образовательные:

Развивающие:

Воспитательные:

Предварительная работа:

Оборудование: карта Крыма, куклы в костюмах народов Крыма, фотографии древних и современных городов полуострова, достопримечательностей Крыма, аудиозапись - шум морского прибоя, видеозапись - водопад Учан-Су.

Ход занятия

Воспитатель:

уголок на земле - место, где он родился.

Воспитатель:

Дети:

Воспитатель: И таким родным домом для нас является наш Крым. Жить на родной земле - это счастье!

На горы они облокачиваются.

Воспитатель: Крым - это жаркое солнце, солёный запах моря, тёплый песок и шум морского прибоя. Удивительный край с яркой и славной историей, которая уходит глубоко корнями в прошлое.

Когда-то, давным-давно наша крымская земля была безлюдной, с богатыми плодородными землями, с мягким климатом: тёплую зиму сменяла цветущая весна, за весной приходило солнечное лето, а после лета наступала осень и одевала деревья в красно-жёлто-багряный наряд, в лесах водилось много зверей, а в реках, озёрах и море - рыбы. Этого не могли не заметить первые древние люди, которые поселились на крымской земле. Называли этот народ - таврами, отсюда и пошло первое название Крыма - Таврика. На протяжении многих веков и тысячелетий земля Крыма пережила множество ярких событий, переселений и завоеваний. Одни народы приходили в этот край, другие исчезали, а с ними менялись названия городов и название Крыма - Таврия, Таврида. Древние люди, поселившиеся на крымской земле около ста тысяч лет назад, ходили на охоту, ловили рыбу, разводили пчёл, выращивали скот и занимались земледелием. Уже тогда в землях Крыма была железная руда, это привело к развитию различных ремёсел, а также металлургии и горного дела. С

Древний Херсонес - сейчас это город-герой Севастополь, известный своей боевой и трудовой славой.

Древний Пантикапей - это город-герой Керчь.

Древний Неаполь - ныне город Симферополь, он же является столицей Крыма.

Кафа - в древности являлась основным большим торговым портом, в наши дни-

город Феодосия - крупный промышленный, курортный центр Крыма.

Генуэзская крепость - в те далёкие времена была самой мощной крепостью, сейчас памятник архитектуры и истории.

Керкинитида - город-курорт Евпатория, известный своими лечебными грязями, морскими минеральными водами.

Археологи находят глубоко в земле и древние старинные предметы, сделанные из глины - большие амфоры, для хранения пшеницы, вина, глиняные кувшины для воды и пищи (показ фотоснимков).

Цель:

Материал:

Ход игры:

Воспитатель:

воздухом, ущельями, водопадами, пещерами, привлекает многих людей. Крым - жемчужина, «музей под открытым небом».

Воспитатель:

Верно, чтобы познакомиться с достопримечательностями Крыма, посетить древние и пещерные города (показ фотоснимков пещерных городов - Чуфут-Кале, Мангуп-Кале, Эски-Кермен).

Воспитатель:

Правильно, Чёрное море, которое омывает наш полуостров (аудиозапись - шум морского прибоя).

«Вот оно какое море!» (читает ребёнок).

Воспитатель:

Динамическая пауза:

«А над морем - мы с тобою!»

А над морем - мы с тобою! И дельфинов догоняй.

Воспитатель: По территории Крыма протекают большие и малые реки. Одна из рек - Салгир, самая длинная река Крыма (показ фотоснимка), в переводе означает «река снеговой воды». Река Салгир снабжает питьевой водой город

Симферополь, а также воды реки используют для водоснабжения и орошения Крыма. Многих туристов привлекает живописная природа и водопады (показ фотоснимка), самый полноводный водопад Джур-Джур, его можно посещать в любое время года. Водопад Учан-Су - в переводе с крымскотатарского «летящая вода», а древние греки называли его «висячая вода». Люди сложили красивые легенды о прошлом нашего края и они учат нас любить свою землю, учат добру и мужеству. Послушайте легенду о водопаде Учан-Су.

«Жила семья виноградарей на южном берегу Крыма. И была у них дочь - красавица Зейнаб, проворная и лёгкая и называли её жители Учан, что означает, летящая. Она любила петь. Как-то раз пролетал над селом горный дух. Очарованный песнями и красотой решил горный дух украсть её и унести в горы. Очень тосковала Зейнаб- Учан по родным местам, а в селе гибли сады, виноградники, не было воды. Девушка просилась домой и горный дух отпустил её, но превратив в реку. Потекла река от горных вершин вниз по долине к морю. Услышав шум речных вод, горный дух решил помешать реке. На пути поставил скалистый барьер. Но река не испугалась препятствия на своём пути и кинулась с большой высоты вниз. И там, где река протекала, появлялась жизнь. Так люди назвали реку Учан-Су (видеозапись - водопад Учан-Су).

Воспитатель: Крым богат природой, многострадальной историей, а ещё богат - людьми, которые прилагают все усилия для того, чтобы наш Крым стал более привлекательным.

Воспитатель:

Воспитатель: Крым - многонационален. На полуострове живут представители 175 национальностей. Каждый из этих народов имеет свои обычаи, традиции,

Воспитатель: Все народы такие разные, но у них один общий дом. И этот дом называется - Крым. Наша с вами Родина.

Родина (читает ребёнок)

Воспитатель:

Итог занятия:

  1. Почему люди едут в Крым?

Литература:

  1. Крым для детей /авт. текста А.С.Бязяева. - Москва: Экемо, 2015, - 208с.: ил. - (Детские путеводители)
  2. Хрестоматия «Читаем вместе»: Сост.: Тригуб Л.М. - С.: мсп «Ната», 2008- 220 с.

Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД «Ребенок и окружающий мир» для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Для всех ты – Крым, а мне ты – Родина»»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Никитский учебно-воспитательный комплекс»

Муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым

Конспект НОД «Ребенок и окружающий мир»

для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Для всех ты – Крым, а мне ты – Родина»

Воспитатель

Соляник Александра Александровна

Программные задачи:

Образовательные: расширить знания детей о родном крае, о полуострове Крым. Формировать представление детей об истории возникновения Крыма. Формирование понимания ответственности каждого человека за процветание и благополучие родного края, в котором живёшь. Познакомить с одной из легенд Крыма.

Развивающие: развивать познавательную активность, стремление узнать как можно больше о Крыме. Способствовать развитию кругозора, воображения, любознательности, наблюдательности, памяти.

Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма, гордости за свой край, интерес к прошлому, любовь к родной земле, человеколюбие, уважение к культуре, традициям других народов, проживающих в Крыму.

Предварительная работа: чтение рассказов о Крыме, стихотворений крымских поэтов, беседы о городах Крыма, о растительном и животном мире, рассматривание карты полуострова, фотоальбома с пейзажами крымской природы и открыток с видами Крыма, знакомство с играми народов, проживающих в Крыму.

Оборудование: карта Крыма, куклы в костюмах народов Крыма, фотографии древних и современных городов полуострова, достопримечательностей Крыма, аудиозапись – шум морского прибоя, видеозапись – водопад Учан-Су.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, у каждого человека есть свой чудесный, замечательный

уголок на земле – место, где он родился.

Воспитатель: Ребята, какие для вас самые дорогие слова?

Дети: Мама, родная земля, родной дом.

Воспитатель: И таким родным домом для нас является наш Крым. Жить на родной земле – это счастье!

Не зря называется солнечным Крым!

Весёлое солнце сверкает над ним!

А в небе такая над ним синева,

Что кружится, кружится голова!

Плывут облака чуть покачиваются,

На горы они облокачиваются.

Там спят они тихо над кручами,

А ночью становятся тучами. (Л.Кондрашенко)

Воспитатель: Крым – это жаркое солнце, солёный запах моря, тёплый песок и шум морского прибоя. Удивительный край с яркой и славной историей, которая уходит глубоко корнями в прошлое.

Когда-то, давным-давно наша крымская земля была безлюдной, с богатыми плодородными землями, с мягким климатом: тёплую зиму сменяла цветущая весна, за весной приходило солнечное лето, а после лета наступала осень и одевала деревья в красно-жёлто-багряный наряд, в лесах водилось много зверей, а в реках, озёрах и море – рыбы. Этого не могли не заметить первые древние люди, которые поселились на крымской земле. Называли этот народ – таврами, отсюда и пошло первое название Крыма – Таврика. На протяжении многих веков и тысячелетий земля Крыма пережила множество ярких событий, переселений и завоеваний. Одни народы приходили в этот край, другие исчезали, а с ними менялись названия городов и название Крыма – Таврия, Таврида. Древние люди, поселившиеся на крымской земле около ста тысяч лет назад, ходили на охоту, ловили рыбу, разводили пчёл, выращивали скот и занимались земледелием. Уже тогда в землях Крыма была железная руда, это привело к развитию различных ремёсел, а также металлургии и горного дела. С

тех пор прошло немало времени. Крымская земля хранит в себе множество тайн и загадок. О том далёком прошлом нам известно от историков, изучающих историю возникновения Крыма, из археологических раскопок. При раскопках, учёные-археологи находили глиняные таблички, по которым имели представления о правителях того или иного государства, а также выяснили, что города Крыма имели другие названия.

(рассказ воспитателя сопровождается показом фотоснимков)

Древний Херсонес – сейчас это город-герой Севастополь, известный своей боевой и трудовой славой.

Древний Пантикапей – это город-герой Керчь.

Древний Неаполь – ныне город Симферополь, он же является столицей Крыма.

Кафа – в древности являлась основным большим торговым портом, в наши дни-

город Феодосия – крупный промышленный, курортный центр Крыма.

Генуэзская крепость – в те далёкие времена была самой мощной крепостью, сейчас памятник архитектуры и истории.

Керкинитида – город-курорт Евпатория, известный своими лечебными грязями, морскими минеральными водами.

Археологи находят глубоко в земле и древние старинные предметы, сделанные из глины – большие амфоры, для хранения пшеницы, вина, глиняные кувшины для воды и пищи (показ фотоснимков).

Дидактическая игра «Находки археологов».

Цель: прививать интерес к историческому прошлому родного края.

Материал: изображение различных предметов, состоящих из 4-8 фрагментов.

Ход игры:

Дети собирают из фрагментов картинку: античные амфоры, различная бытовая утварь.

Воспитатель: Все находки, которые были найдены во время раскопок, хранятся в музеях и туристы, посещая их, узнают много интересного о прошлом нашего полуострова.

Крым, с его красочными пейзажами, сказочной природой, лечебным и чистым

воздухом, ущельями, водопадами, пещерами, привлекает многих людей. Крым – жемчужина, «музей под открытым небом».

Воспитатель: Ребята, почему люди едут в Крым? (ответы детей).

Верно, чтобы познакомиться с достопримечательностями Крыма, посетить древние и пещерные города (показ фотоснимков пещерных городов – Чуфут-Кале, Мангуп-Кале, Эски-Кермен).

Воспитатель: Ребята, что больше всего туристам нравится в Крыму? (ответы детей).

Правильно, Чёрное море, которое омывает наш полуостров (аудиозапись – шум морского прибоя).

«Вот оно какое море!» (читает ребёнок).

Вот оно какое море! Чистое, солёное,

Разноцветно-голубое. Тёплое, рифлёное.

Волнами шумящее, С небом обнимается,

Чайками кричащее, Солнцу улыбается! (Л.Зубаненко)

Воспитатель: А какое ещё море омывает полуостров? (ответы детей)

Верно, Азовское море. Чёрное и Азовское море соединены Керченским проливом. Черное море глубокое, а Азовское море меньше, мельче и очень тёплое. Вода в нём не такая солёная, как в Чёрном море.

Динамическая пауза:

«А над морем – мы с тобою!»

Над волнами чайки кружат, Мы теперь плывём по морю

Полетим за ними дружно. И резвимся на просторе.

Брызги пены, шум прибоя, Веселее загребай

А над морем – мы с тобою! И дельфинов догоняй.

(Дети машут руками, (Дети делают плавательные

словно крыльями) движения руками)

Воспитатель: По территории Крыма протекают большие и малые реки. Одна из рек – Салгир, самая длинная река Крыма (показ фотоснимка), в переводе означает «река снеговой воды». Река Салгир снабжает питьевой водой город

Симферополь, а также воды реки используют для водоснабжения и орошения Крыма. Многих туристов привлекает живописная природа и водопады (показ фотоснимка), самый полноводный водопад Джур-Джур, его можно посещать в любое время года. Водопад Учан-Су – в переводе с крымскотатарского «летящая вода», а древние греки называли его «висячая вода». Люди сложили красивые легенды о прошлом нашего края и они учат нас любить свою землю, учат добру и мужеству. Послушайте легенду о водопаде Учан-Су.

«Жила семья виноградарей на южном берегу Крыма. И была у них дочь – красавица Зейнаб, проворная и лёгкая и называли её жители Учан, что означает, летящая. Она любила петь. Как-то раз пролетал над селом горный дух. Очарованный песнями и красотой решил горный дух украсть её и унести в горы. Очень тосковала Зейнаб- Учан по родным местам, а в селе гибли сады, виноградники, не было воды. Девушка просилась домой и горный дух отпустил её, но превратив в реку. Потекла река от горных вершин вниз по долине к морю. Услышав шум речных вод, горный дух решил помешать реке. На пути поставил скалистый барьер. Но река не испугалась препятствия на своём пути и кинулась с большой высоты вниз. И там, где река протекала, появлялась жизнь. Так люди назвали реку Учан-Су (видеозапись – водопад Учан-Су).

Воспитатель: Крым богат природой, многострадальной историей, а ещё богат – людьми, которые прилагают все усилия для того, чтобы наш Крым стал более привлекательным.

На ладонях ласкового моря Здесь уютно при любой погоде,

Маленькая нежится страна, И, как было в прежние века,

Сон её оберегают горы, Разные красивые народы

Колыбельную поёт волна. Говорят на многих языках. (Л.Фисейская)

Воспитатель: Ребята, назовите какие национальности проживают в Крыму? (русские, украинцы, крымские татары, крымчаки, армяне, греки, болгары и многие другие).

Воспитатель: Крым –многонационален. На полуострове живут представители 175 национальностей. Каждый из этих народов имеет свои обычаи, традиции,

национальную культуру, язык, различие в одежде, в проведении праздников. Каждый народ богат своими играми, некоторые сохранились до наших дней. Я предлагаю поиграть в русскую народную игру «Золотые ворота».

Воспитатель: Все народы такие разные, но у них один общий дом. И этот дом называется – Крым. Наша с вами Родина.

Родина (читает ребёнок)

Родина слово большое, большое!

Пусть не бывает на свете чудес,

Если сказать это слово с душою,

Глубже морей оно, выше небес! (Татьяна Бокова)

Воспитатель: Любите и берегите родной край. Гордитесь своей историей и удивительными людьми. Чтобы процветал наш Крым нужно крепить дружбу и единство всех народов, живущих на крымской земле.

Итог занятия:

    Как назывался Крым много веков назад?

    Назовите и покажите на карте города Крыма?

    Почему люди едут в Крым?

    Почему Крым называют здравницей?

    Что больше всего туристам нравится в Крыму?

Литература:

    Дюличев В.П. Рассказы по истории Крыма. Симферополь: Бизнес-Информ, 1998.-288с.

    Крым для детей /авт. текста А.С.Бязяева. – Москва: Экемо, 2015, - 208с.: ил. – (Детские путеводители)

    «Крымский веночек» - региональная программа и методические рекомендации по межкультурному образованию детей дошкольного возраста в Крыму. Мухоморина Л.Г., Араджиони М.А., Кемилева Э.Ф., Короткова С.Н., Тригуб Л.М. и другие.

    Хрестоматия «Читаем вместе»: Сост.: Тригуб Л.М. – С.: мсп «Ната», 2008- 220 с.

Цель: закреплять экологические знания детей о животном мире родного

края, воспитывать у них гуманное отношение к природе, чувство ответственности за всё живое.

Задачи: уточнить и обобщить представления детей о разнообразных обитателях Крымского полуострова: внешний вид, образ жизни, взаимосвязь с определённой средой обитания. Развивать устойчивый интерес к животному миру родного края, логическое мышление, наблюдательность. Развивать связность речи, умение устанавливать причинно – следственные связи в явлениях, рассуждать, самостоятельно делать умозаключения. Воспитывать желание беречь животный мир Крыма, формировать осознанно – правильное отношение к фауне, ответственность человека за сохранение красоты и богатства родного края.

Предварительная работа: экскурсия в Краеведческий музей, просмотр видеофильмов о животном мире Крыма, чтение литературы, рассматривание картин просмотр презентаций: «Кто обитает в степях Крыма», «Обитатели горно – лесного Крыма»; загадки о животных; дидактические игры; рисование, лепка, аппликация на данную тему; поделки из природного материала; составление описательного рассказа о животных по мнемотаблице; разучивание стихотворений данной тематики.

Материал и оборудование: дидактическая игра «Кто, где обитает», «Четвёртый лишний», «Собери силуэт животного из частей», экологические знаки, сундук, книга «Животный мир Крыма», презентация по данной теме, аудиозапись голосов лесных птиц Крыма, картинки с изображением этих птиц, степы с примерами, «магниты» детям с изображением совы, ёжика; подарки гостям – открытки «Берегите природу Крыма» (в технике квиллинг ), барометр, градусник, макеты по приметам погоды, муравейник с «муравьями».

Ход квеста

Дети под весёлую музыку заходят в зал, здороваются с гостями. Садятся на стулья.

Воспитатель : «Дети, я сегодня принесла вам очень интересную книгу (показывает обложку). Как вы думаете, о ком она? (О животных Крыма)

В этой книге очень много увлекательного (перелистывает страницы книги с иллюстрациями). Мы с вами обязательно узнаем об этих удивительных животных. А пока, я положу нашу книгу в сундучок (у стены)». (Кладёт.)

Воспитатель: «Давайте вспомним, как называется наш полуостров? Посмотрите на его карту (показ слайда). А почему мы видим на ней 3 цвета: жёлто – коричневый, голубой и зелёный? (Ответы детей: жёлтый – степь, коричневый – горы, зелёный - лес, голубой – вода (Море, реки, озёра, водопады)».

Воспитатель: «Мы сейчас опять возьмём из сундучка нашу книгу и рассмотрим, кто из животных, где обитает» (Подходит к месту, где стоял сундук. А его там нет. Баба – Яга незаметно его унесла). «Дети к нам кто-нибудь приходил? Пропал наш сундук с книгой. Что – же делать? Посмотрите, а нам оставили какую – ту карту и записку (Читает: «Мне было очень интересно, что в сундуке. Отдам, если выполните мои задания. Баба – Яга»).

Воспитатель: «Так это Баба – Яга наш сундук унесла. Как нам его выручать? Давайте посмотрим по карте, куда же двигаться из музыкального зала дальше. (Все рассматривают план – схему движения, определяют, что надо двигаться из здания со второго этажа на улицу).

Дети вместе с воспитателем начинают передвижение по плану. На улице их встречает Баба – Яга: «Догадались, голубчики, куда идти? А путь вам предстоит длинный и трудный. Смотрите, какие у меня есть приборы? (Поочерёдно показывает термометр и барометр). Это что за прибор? А как им пользоваться? У вас же нет таких приборов. Как вы будете погоду определять?»

Дети: «По приметам».

Баба – Яга: «Это ещё как? Расскажите – ка, послушаю». Дети проходят на первую площадку, где в разных местах расположены макеты: «одуванчики в траве». «ласточки в небе», «лягушки на болоте», «кувшинки на озере», «муравьи в муравейнике», «пчёлы, в улей, летящие», «еловые шишки». По ним дети называют приметы погоды. (Например: «Ласточки летают в небе высоко – к хорошей погоде, низко – к ненастью», и т. п. Доходят до макета «Паучок на паутинке», проводится пальчиковая гимнастика: «Паучок ползёт по ветке».

По плану – схеме все переходят к следующей остановке с заданием от Бабы – Яги: «Рассели животных по местам их обитания». Дети выкладывают карточки (на магнитах) с изображением обитателей степи под картинкой «степь», с изображением обитателей горно – лесного Крыма – под соответствующей картинкой.

После окончания задания дети проверяют, всех ли животных расселили правильно.

Следующая остановка - Баба – Яга придумала задания посложнее («Что общего? Чем отличаются?), дидактическая игра «Четвёртый лишний». Физминутка «Мы шагаем».

Следующая остановка – «Собери чёрные силуэты животных из частей».

Воспитатель : «Когда наступает ночь, при свете луны мы видим силуэты животных тёмными. Но Баба – Яга разрезала силуэты на части. Давайте их соберём» (По тёмному силуэту находят картинку, как это животное выглядит днём. Выставляют на магнитную доску и называют животное).

Гимнастика для глаз «Птички летают».

Продвижение к степам с примерами. По сторонам указатели из двух чисел. Проблемный вопрос: «Между камушками пройти и повернуть в нужную сторону, решив примеры по цепочке, конечный ответ должен совпадать с цифрой на указателе направления. Дети движутся, решают примеры и находят нужное направление. Там задание от Бабы – Яги с экологическими знаками.

Баба – Яга расставила по периметру площадки картинки с вредными советами по отношению к обитателям Крыма. Дети должны оценить предложенные ситуации и поставить свои знаки: «Нельзя ловить бабочек», «Нельзя разорять муравейник» и т. п.

Когда все задания выполнены, дети выходят на главную площадку, а Бабы – Яги нигде нет.

Дети: «Баба – Яга, ты где?».

Баба – Яга: (Из окна второго этажа здания) «Ой, голубчики, я здесь. А что, все задания мои выполнили?».

Дети: «Баба – Яга, ты обещала отдать нам сундук с книгой и подарками».

Баба – Яга: «Помню я, помню. Хотя мне так не хочется. Ладно, держите» (Спускает по верёвке сундук со второго этажа.)

Дети открывают сундук, достают книгу, раздают подарки гостям.

Воспитатель: «Дети, вам понравилась наша игра? Посмотрите, в сундуке лежат изображения совы и ёжика (на магнитах). Те, кто считает, что они с лёгкостью справились со всеми заданиями Бабы – Яги, возьмите картинки с совой; те дети, которые старались, но у них не всё ещё получалось – возьмите картинки с ёжиком». Дети объясняют свой выбор.

Баба – Яга подходит к детям: «Вам так весело, вы все вместе. А я совсем одна. Простите меня, я больше не буду брать чужие вещи без разрешения. Возьмите меня с собой».

Воспитатель: «Дети, простим Бабу – Ягу?».

Совместный танец детей и взрослых под весёлую музыку.