В окна столовой бьется мелкий метельный снег. "гость" ахматовой

Стихотворение "Гость" является представителем любовной, интимной лирики.

В произведении присутствует сюжет, однако преобладающими образами являются все-таки описания чувств. Действие происходит в зимнее время ("метельный снег" ) в столовой. К лирической героине приходит гость - мужчина, между ними происходит диалог. Далее, в последних двух строфах, описывается его лицо и характер взаимоотношений между этими людьми.

Композиция составлена из пяти строф, по четыре строчки в каждой. Рифма в каждой строфе перекрестная, стихотворный размер - анапест.

Употребляются различные тропы:

  • эпитеты: "метельный снег", "глядевшие тускло", "просветленно-злого лица", "напряженно и страстно знать" ;
  • стилистические фигуры: обращение: "...расскажи, как целуешь ты" ;
  • поэтическая фонетика (анафора): "расскажи.../расскажи..." в третьей строфе.

Лирическая героиня встречает тайного поклонника, но относится к нему с сомнением ("Ах, напророчишь нам обоим... беду"). Из четвертой строфы становится понятно, что между ними стоит ее замужество ("И глаза... не сводил с моего кольца." ). Но ранее, выходя за рамки приличия, он просит ее рассказать об интимных подробностях ("Расскажи, как тебя целуют" ). Встреча этих людей для мужчины полна тонких эмоций ("Просветленно-злого лица..." , "Напряженно и страстно знать..." ). Несмотря на это, отношение лирической героини к гостю напоминает ироническое ("...ему ничего не надо, ... мне не в чем ему отказать" ).

Литературное направление характерно творчеству А. Ахматовой - акмеизм. Именно благодаря эстетике акмеизма стихотворение не нуждается в обильных тропах, а характеризуется четкостью композиции, отсутствием туманных намеков и символов.

Жанр произведения - элегия.

После прочтения анализа "Гостя" вы несомненно пожелаете изучить другие сочинения по Ахматовой.

"Гость" Ахматовой

Стихотворение "Гость" является представителем любовной, интимной лирики.

В произведении присутствует сюжет, однако преобладающими образами являются все-таки описания чувств. Действие происходит в зимнее время ("метельный снег") в столовой. К лирической героине приходит гость - мужчина, между ними происходит диалог. Далее, в последних двух строфах, описывается его лицо и характер взаимоотношений между этими людьми.

Композиция составлена из пяти строф, по четыре строчки в каждой. Рифма в каждой строфе перекрестная, стихотворный размер - анапест.

Употребляются различные тропы:

эпитеты: "метельный снег", "глядевшие тускло", "просветленно-злого лица", "напряженно и страстно знать";

стилистические фигуры: обращение: "...расскажи, как целуешь ты";

поэтическая фонетика (анафора): "расскажи.../расскажи..." в третьей строфе.

Лирическая героиня встречает тайного поклонника, но относится к нему с сомнением ("Ах, напророчишь нам обоим... беду"). Из четвертой строфы становится понятно, что между ними стоит ее замужество ("И глаза... не сводил с моего кольца."). Но ранее, выходя за рамки приличия, он просит ее рассказать об интимных подробностях ("Расскажи, как тебя целуют"). Встреча этих людей для мужчины полна тонких эмоций ("Просветленно-злого лица...", "Напряженно и страстно знать..."). Несмотря на это, отношение лирической героини к гостю напоминает ироническое ("...ему ничего не надо, ... мне не в чем ему отказать").

Литературное направление характерно творчеству А. Ахматовой - акмеизм. Именно благодаря эстетике акмеизма стихотворение не нуждается в обильных тропах, а характеризуется четкостью композиции, отсутствием туманных намеков и символов.

Жанр произведения - элегия.


«Гость» Анна Ахматова

Все как раньше: в окна столовой
Бьется мелкий метельный снег,
И сама я не стала новой,
А ко мне приходил человек.

Я спросила: «Чего ты хочешь?»
Он сказал: «Быть с тобой в аду».
Я смеялась: «Ах, напророчишь
Нам обоим, пожалуй беду».

Но, поднявши руку сухую,
Он слегка потрогал цветы:
«Расскажи, как тебя целуют,
Расскажи, как целуешь ты».

И глаза, глядевшие тускло,
Не сводил с моего кольца.
Ни один не двинулся мускул
Просветленно-злого лица.

О, я знаю: его отрада —
Напряженно и страстно знать,
Что ему ничего не надо,
Что мне не в чем ему отказать.

Анализ стихотворения Ахматовой «Гость»

Одним из излюбленных поэтических образов Анны Ахматовой являлся мужчина, которого она выдумала и воплотила в своих стихах. По этому поводу в литературных кругах было много споров и слухов, которые поэтесса не собиралась комментировать. Но в каждом новом сборнике присутствовали произведения, посвященные таинственному незнакомцу, которому неизменно приписывался статус любовника. В 1914 году один из таких стихов под названием «Гость» даже вызвал серьезную размолвку между Анной Ахматовой и ее супругом Николаем Гумилевым. Поэт, прочитав это произведение, действительно поверил в том, что у его супруги роман с другим мужчиной, и пожелал узнать, кто же этот счастливчик.

Действительно, образ таинственного незнакомца поэтесса на сей раз вывела весьма правдоподобно, представив своего избранника, как старого знакомого, зашедшего в гости не без тайного умысла . Он пришел добиваться расположения поэтессы и заявил, что хочет быть с ней в аду. Именно туда, согласно религиозным воззрениям, попадают женщины, которые изменяют своим мужьям, и при этом нередко компанию им составляют любовники. «И глаза, глядевшие тускло, не сводил с моего кольца», — отмечает поэтесса, намекая на то, что ее визитера совсем не смущает факт, что отныне она – замужняя женщина. Свое отношение к гостю поэтесса напрямую не выказывает, однако фраза «мне не в чем ему отказать» наводит на мысль, что с этим человеком Ахматова готова сбежать на край света. Именно поэтому так и рассердился ее законный супруг, потребовав назвать имя незваного гостя. Гумилев даже не подозревал, что все написанное – маленькая месть его жены, которая устала от одиночества и невнимания. Совместная жизнь двух этих одаренных людей складывалась весьма непросто. Сперва Гумилев несколько лет добивался благосклонности Ахматовой и даже предпринимал попытки самоубийства. Однако после свадьбы он понял, что на спокойную и размеренную семейную жизнь ему рассчитывать не приходится. Ахматова буквально бредила литературной карьерой и, надо отдать ей должное, преуспела на поэтическом поприще, что очень сильно злило Гумилева. В итоге Ахматова придумала для себя воображаемого возлюбленного, которому посвятила огромное количество стихов, стараясь таким нетривиальным образом реализовать свои чувства и желания быть по-настоящему любимой и необходимой хоть кому-то в этой жизни.

На этой странице читайти стихи «Гость» русского поэта Анны Ахматовой , написанные в 1914 году.

Гость

Все как раньше: в окна столовой Бьется мелкий метельный снег, И сама я не стала новой, А ко мне приходил человек. Я спросила: "Чего ты хочешь?" Он сказал: "Быть с тобой в аду". Я смеялась: "Ах, напророчишь Нам обоим, пожалуй, беду". Но, поднявши руку сухую, Он слегка потрогал цветы: "Расскажи, как тебя целуют, Расскажи, как целуешь ты". И глаза, глядевшие тускло, Не сводил с моего кольца. Ни один не двинулся мускул Просветленно-злого лица. О, я знаю: его отрада - Напряженно и страстно знать, Что ему ничего не надо, Что мне не в чем ему отказать.

1 января 1914

Анна Ахматова. Сочинения в двух томах.
Москва, "Цитадель", 1996.

Темы стихотворения

Серебряный век

Другие стихи Анны Ахматовой

Выберите стихи... 27 января 1944 года 8 ноября 1913 года 9 декабря 1913 года In memoriam Nox: Статуя «Ночь» в Летнем саду А Смоленская нынче именинница... А ты думал - я тоже такая... А ты теперь тяжелый и унылый... А я иду, где ничего не надо... А! Это снова ты. Не отроком влюбленным... Август 1940 Античная страничка Белой ночью Библейские стихи: Рахиль Божий Ангел, зимним утром... Буду черные грядки холить... Бывало, я с утра молчу... Был блаженной моей колыбелью... Был он ревнивым, тревожным и нежным... В Зазеркалье В каждых сутках есть такой... В ту ночь мы сошли друг от друга с ума... В Царском селе Важно с девочками простились... Ведь где-то есть простая жизнь... Вечерняя комната Вечером Вижу выцветший флаг над таможней... Вновь подарен мне дремотой... Всё мне видится Павловск холмистый... Все мы бражники здесь, блудницы... Все обещало мне его... Все отнято: и сила, и любовь... Всё расхищено, предано, продано... Все, кого и не звали, в Италии... Вторая годовщина Высокие своды костёла... Высоко в небе облачко серело... Говорят дети Годовщину последнюю празднуй... Городу Пушкина Господь немилостив к жнецам и садоводам... Гость Да, я любили их, те сборища ночные... Дал Ты мне молодость трудную... Данте Два стихотворения Двадцать первое. Ночь. Понедельник... Дверь полуоткрыта... Долгим взглядом твоим истомленная... Древний город словно вымер... Думали: нищие мы, нету у нас ничего... Если плещется лунная жуть... Есть в близости людей заветная черта... Ждала его напрасно много лет... Жить - так на воле... За такую скоморошину... Забудут?- вот чем удивили!.. Заклинание Заплаканная осень, как вдова... Зачем вы отравили воду... Защитникам Сталина Здесь девушки прелестнейшие спорят... Здесь Пушкина изгнанье началось... Здравствуй! Легкий шелест слышишь... Земная слава как дым... И было сердцу ничего не надо... И в тайную дружбу с высоким... И вот одна осталась я... И когда друг друга проклинали... И мальчик, что играет на волынке... И мнится - голос человека... И целый день, своих пугаясь стонов... Ива Из памяти твоей я выну этот день... Из цикла «Юность» Кавказское Каждый день по-новому тревожен... Как белый камень в глубине колодца... Как невеста, получаю... Как соломинкой, пьешь мою душу... Как страшно изменилось тело... Как ты можешь смотреть на Неву... Клевета Клеопатра Клятва Когда в тоске самоубийства... Когда о горькой гибели моей... Когда человек умирает... Кое-как удалось разлучиться... Колыбельная Ленинград в марте 1941 года Летний сад Лондонцам Лучше б мне частушки задорно выкликать... Любовь Любовь покоряет обманно... Мальчик сказал мне... Маяковский в 1913 году Меня покинул в новолунье... Милому Мне больше ног моих не надо... Мне голос был. Он звал утешно... Мне ни к чему одические рати... Мне с тобою пьяным весело... Молитва Молюсь оконному лучу... Муж хлестал меня узорчатым... Мужество Муза Музе (Муза-сестра заглянула в лицо...) Музыка Мурка, не ходи, там сыч... Мы не умеем прощаться... На пороге белом рая... На стеклах нарастает лед... На шее мелких четок ряд... Надпись на книге Надпись на неоконченном портрете Нам свежесть слов и чувста простоту... Настоящую нежность не спутаешь... Не будем пить из одного стакана... Не бывать тебе в живых... Не с теми я, кто бросил землю... Не стращай меня грозной судьбой... Небывалая осень построила купол высокий... Нет, ни в шахматы, ни в теннис... Но я предупреждаю вас... Ночью О нет, я не тебя любила... О тебе вспоминаю я редко... О, жизнь без завтрашнего дня!.. Обман Один идет прямым путем... Окопы, окопы - заблудишься тут!.. Он длится без конца... Он любил... Они летят, они еще в дороге... Опять подошли «незабвенные даты»... Освобожденная Оставь, и я была как все... От любви твоей загадочной... Ответ Пo твердому гребню сугроба... Памяти Вали Памяти друга Памяти Сергея Есенина Память о солнце в сердце слабеет... Первое возвращение Первый дальнобойный в Ленинграде Перед весной бывают дни такие... Песенка (Я на солнечном восходе...) Песня мира Песня о песне Песня последней встречи Петербург в 1913 году Петроград, 1919 Пленник чужой! Мне чужого не надо... Плотно сомкнуты губы сухие... По неделе ни слова ни с кем не скажу... По твердому гребню сугроба... Побег Победа Победителям Под крышей промерзшей пустого жилья... Под навесом темной риги жарко... Подошла. Я волненья не выдал... Подражание И.Ф.Анненскому Поздний ответ Помолись о нищей, о потерянной... После ветра и мороза было... Последний день в Риме Последний тост Послесловие (Как будто заблудившись...) Потускнел на небе синий лак... Поэма без героя (отрывок) Поэт Привольем пахнет дикий мед... Призрак Приморский Парк Победы Приходи на меня посмотреть... Причитание Проводила друга до передней... Проплывают льдины, звеня... Простишь ли мне эти ноябрьские дни?.. Просыпаться на рассвете... Прошло пять лет,- и залечила раны... Птицы смерти в зените стоят... Пушкин Разлука Реквием С самолета Сад Сегодня мне письма не принесли... Сердце к сердцу не приковано... Сжала руки под тёмной вуалью... Сказал, что у меня соперниц нет... Слаб голос мой, но воля не слабеет... Слава тебе, безысходная боль!.. Сладок запах синих виноградин... Словно ангел, возмутивший воду... Смуглый отрок бродил по аллеям... Смятение Сонет (Совсем не тот...) Сразу стало тихо в доме... Стансы (Стрелецкая луна...) Столько просьб у любимой всегда!.. Тайны ремесла Так отлетают темные души... Ташкент зацветает Твой белый дом и тихий дом оставлю... Тень Теперь никто не станет слушать песен... Течет река неспешно по долине... То, что я делаю... Тот город, мной любимый с детства... Три раза пытать приходила... Ты - отступник: за остров зеленый... Ты всегда таинственный и новый... Ты знаешь, я томлюсь в неволе... Ты мог бы мне снится и реже... Ты письмо мое, милый, не комкай... Ты пришел меня утешить, милый... Углем наметил на левом боку... Уединение Уж я ль не знала бессонницы... Учитель Хочешь знать, как все это было?.. Художнику Царскосельская статуя Царскосельские строки (Пятым действием драмы...) Целый год ты со мной неразлучен... Чем хуже этот век предшествовавших?.. Чернеет дорога приморского сада... Читая Гамлета Что войны, что чума?.. Чугунная ограда... Шиповник цветет Широк и желт вечерний свет... Эпиграмма Эта встреча никем не воспета... Это и не старо и не ново... Это просто, это ясно... Эхо Я гибель накликала милым... Я живу, как кукушка на часах... Я знаю, с места не сдвинуться... Я и плакала и каялась... Я не знаю, ты жив или умер... Я не любви твоей прошу... Я окошка не завесила... Я пришла к поэту в гости... Я пришла сюда, бездельница... Я слышу иволги всегда печальный голос... Я сошла с ума, о мальчик странный... Я спросила у кукушки... Я улыбаться перестала...