История архитектуры. Термы Каракаллы — развлекательный комплекс времен Античности

Для времен заката великой Римской империи были характерны огромные, масштабные сооружения. Термы, построенные императором Каракаллой с необычайным размахом для своего народа, служили римлянам баней, спортивным комплексом, библиотекой, концертным залом, местом для встреч, увеселений и философских споров. В наши дни, руины, оставшиеся от Терм Каракаллы, — не только свидетельство вкусов цивилизации античного Рима, но и одна из современных площадок для зрелищных спектаклей современности.

История

Термы, или бани, были широко распространены в Римской империи. Строительство этих терм началось в 206 году, во время властвования императора Септимия Севера. В 217-м, уже после его смерти, они открылись для посетителей. В это время у власти находился жестокий и деспотичный император Каракалла.

Население Рима становилось все более изнеженным и требовательным, ценность труда падала. Для избежания волнений император регулярно совершал щедрые даяния населению в виде хлеба, гладиаторских боев и прочих увеселений. Одним из таких масштабных «развлекательных комплексов» для народа Рима стали грандиозные Термы императора Каракалла.

Еще в V-м веке Термы считались одним из чудес Рима, но уже в 537 году они существенно пострадали от готов и впоследствии пришли в запустение. Христианство, укрепляющее свои позиции в Риме, пренебрежительно относилось к этому храму языческих удовольствий, поэтому на протяжении многих веков здание не охранялось властями.

С XVI века Термы стали предметом интереса археологов и историков. Здесь было найдено множество античных скульптур, а в 1938-м году в руинах терм был найден крупнейший в Риме митраистский храм.

Особенности архитектуры

Термы представляли собой внушительное здание площадью примерно 400 на 400 м. По грандиозности эта постройка сопоставима с такими сооружениями как Колизей или мавзолей Адриана, и является характерной для этого периода римской истории.

Посетитель входил в термы через огромную арку главного входа, облицованную мрамором и бронзой. Рабы принимали у него одежду и он попадал в обширное помещение, заканчивающееся открытым бассейном величиной с пруд.

В составе стен использовался римский бетон. Для этого сначала выстраивалась форма из камня и кирпичей, в которую заливался состав. Благодаря этому приему стены становились очень прочными.

Изнутри стены здания были облицованы мрамором. Над помещением парил свод, поддерживаемый колоннами такого диаметра, что одну из них не смогли бы обхватить пять человек, взявшись за руки.

Колонны лишь производили эффект поддержки купола, они не смогли бы выдержать тяжесть свода. На самом деле его вес распределялся по стенам, но архитектор искусно скрыл это. Через круглое отверстие в куполе уходил пар. Оттуда же спускался свет и, подобно прожектору, перемещался по залу по мере движения солнца.

Внутри здания, в основном помещении, было несколько бассейнов с водой разной температуры: теплой, средней теплоты и прохладной.

Римляне считали, что купание в закрытом бассейне с прохладной водой приносит вред здоровью. Поэтому такие бассейны строили только на открытом воздухе.

В специальных помещениях посетители могли насладиться массажем, спортивными играми, публичными представлениями и общением между собой. Отдельная комната была отведена под библиотеку.

Помещение было богато украшено скульптурами и другими произведениями искусства. Особенно впечатляющими были две статуи отдыхающего Геракла, статуя Флоры, а также знаменитый Фарнезский бык.

Скульптура была обнаружена лишь в 1546 году и была восстановлена под наблюдением самого Микеланджело. В настоящее время она, вместе с рядом других достопримечательностей Терм, находится в Археологическом музее Неаполя.

В стенах залы находились большие окна, застекленные матовым материалом, по цвету похожему на слоновью кость. Стены украшала цветная мозаика, повествующая об истории Рима, о сражениях и о мифических существах.

Под залами располагались хозяйственные отделы, в которых происходило отопление полов и стен залов. Двойные покрытия предохраняли полы от перегрева. Благодаря этой системе отопления, в банях постоянно поддерживалась комфортная температура.

Современный облик

В наши дни некогда оживленные Термы выглядят как скопление руин, в которых едва угадываются обширные залы, переходы и колонны. Издалека они выглядят как часть природного пейзажа, притягивая взгляд своей архаичностью и размахом.

Без специальных пояснительных табличек или подписей к фото сейчас невозможно узнать, где находились те или иные помещения, а о исходном назначении памятника догадаться может только хорошо знающий историю человек. Некогда, это здание могло вместить более 1600 посетителей, но сейчас его постоянными обитателями стали лишь кошки и ящеры.

В начале XX столетия здесь появилась площадка для представлений римской оперы. Сцена позволяла проводить масштабные концерты. Одна из постановок, опера Дж. Верди «Аида» запомнилась тем, что во время спектакля на сцене появлялись верблюды, кони и даже слоны.

В 1995 году, в целях поддержания сохранности сооружения, театральная площадка была закрыта. В наши дни опера вновь возвращается в здание легендарных Терм, используя их как интерьер для премьер и классических постановок.

Среди последних концертов, проводимых на этой площадке: Мадам Баттерфляй, Богема, балетный спектакль по мотивам творчества Pink Floyd и выступление Элтона Джона.

Местоположение, время работы и стоимость

Адрес: Viale delle Terme di Caracalla. Roma, Италия.

Время работы: с 09:00 до 18:15 , в понедельник - до 14:00 .

Часы могут меняться в зависимости от сезона. Телефон администрации: +39 06 3996 7700

Цена посещения — 6 евро , а аудиогида - 5 евро .

Также Термы Каракалла входят в стоимость объединенного билета на 3 исторические достопримечательности по цене 7,5 евро.

Цена на оперный концерт может колебаться от 20 до 100 евро . На представления с участием звезд цена билета может достигать 250 евро .

Как добраться?

Доехать можно на метро : линия B, станция Circo Massimo. Подходят автобусы № 118, 160, 628, 671, 714

Вконтакте

Последние изменения: Март 21, 2019

На южных склонах Авентинского холма, прилегающего к начальному участку Аппиевой дороги, до сих пор можно видеть остатки комплекса зданий, являвшегося одним из самых больших и монументальных строений Древнего Рима. Возведенные в III веке общественные бани, известные как , получили свое название от прозвища императора Марка Аврелия Антонина Августа, правившего с 211 по 217гг. Епископ Лиона Полемиус Силвиус – автор Юлианского календаря, называл этот грандиозный проект римской архитектуры одним из чудес Рима за красоту внешнего вида и богатое убранство многочисленных просторных залов. И сегодня термы сохранили основную часть своей структуры, являясь одним из самых посещаемых мест Вечного города.

История

Римский император Каракалла


Предположительно, строительство комплекса общественных бань началось в 206г. при императоре Септимии Севере. Для реализации проекта необходимо было снести несколько существующих зданий и срыть часть Авентинского холма, чтобы выровнять площадку. Желая получить поддержку и одобрение населения, проживавшего в близлежащих районах города, термы решено было сделать общедоступными для всех желающих. Однако император не успел воочию увидеть свое детище и первым ступить на мраморные полы городской купальни, скончавшись весной 211г. Год спустя, его сын – римский император Каракалла, завершил строительство, а полностью работы были закончены преемниками – Гелиогабалом (218-222гг.) и Алессандро Севером (222-235гг.).

Внутреннее устройство

Термы Каракаллы представляли собой гигантский комплекс с парком зеленых насаждений, занимая территорию в 11 гектар. В центральном здании находилось несколько богато украшенных купильных помещений:

  • calidarium – с бассейнами с горячей водой,
  • tepidarium – с теплой водой
  • frigidarium – с холодной водой

Вода в них подавалась от акведука Aqua Antoniniana – специально для этого построенного ответвления от старейшего 90-километрового акведука Aqua Marcia. Проходы и залы бассейнов были покрыты огромными сводчатыми потолками, украшенными цветной стеклянной плиткой. Проникавший сквозь гигантские окна солнечный свет, прежде отражаясь от воды, сверкал и играл всеми красками радуги, создавая необычайные световые иллюзии на внутренних стенах помещений.

Общий вид комплекса



Термы Каракаллы, являясь самой внушительной постройкой Римской империи вплоть до открытия в 306 году , могли одновременно вместить более полутора тысяч посетителей.

Городская купальня служила не только для личной гигиены – она была своеобразным клубом, в котором собирались для встреч и обсуждения последних новостей.

Городская купальня

Упадок и современные раскопки

До начала VI века термы Каракаллы оставались самым посещаемым местом Рима. Во время войны с вестготами 535 – 553 гг. подававшие воду акведуки были разрушены, термы перестали функционировать, строения постепенно приходили в упадок. Землетрясение 847 года уничтожило большую часть здания наряду со многими другими структурами города. Заброшенные и полуразрушенные постройки, находясь недалеко от Аппиевой дороги, долгое время использовались в качестве бесплатного хосписа для странников и христианских паломников, а окружающие территории – для сельскохозяйственных угодий.

Это интересно!

Вплоть до XVI века термы Каракаллы служили своеобразным карьером по добыче высококачественных строительных материалов. Свое повторное применение нашли целые архитектурные формы, извлеченные из терм, которые сегодня, например, можно увидеть в базилике Санта Мария ин Трастевере в Риме или соборе Санта Мария Ассунта на Piazza dei Miracoli в Пизе.



Во время раскопок, начатых при понтификате папы Павла III (1534 – 1540), были найдены многие античные статуи, украшавшие термы Каракаллы. Самыми знаменитыми из них являются:
  • скульптурная эллинистическая группа «Мучения Дирка», более известная как «Фарнезийский бык»;
  • трехметровая статуя «Геракла Фарнезийского».

Сегодня все они находятся в Национальном археологическом музее в Неаполе. Кроме того, многие скульптуры, найденные при раскопках терм, можно увидеть в .

Фарнезийский бык.


Геракла Фарнезийский

Одним из последних открытий стал митреум, обнаруженный в подземных коридорах терм Каракаллы в 1912 году. Имитирующее естественную пещеру святилище было местом встреч исповедовавших тайную эллинистическую религию поклонников персидского бога Митры и использовалось для совершения ритуальных обрядов. Несмотря на то, что митреум отреставрирован, он обычно закрыт для общественного посещения и открывается только в особых случаях.

Оперная сцена

С 1937 года термы Каракаллы, благодаря изумительной акустике, используются Римским оперным театром для проведения в летний сезон концертов и спектаклей на открытом воздухе. Выступления были прерваны лишь во времена Второй мировой войны и с 1993 по 2003гг. – при осуществлении масштабной реставрации. Наиболее значимым событием считается начавшееся на этой сцене совместное сотрудничество трех знаменитых теноров – испанцев Плачидо Доминго, Хосе Каррераса и итальянца Лучано Паваротти, давших здесь свой первый концерт 7 июля 1990г., в канун финала Чемпионата мира по футболу.

Сцена Римского оперного театра в термах Каракаллы

В заключение хотелось бы напомнить, что летом 1960 года, во время проведения XVII Олимпийских игр в Риме, термы Каракаллы стали местом соревнований по спортивной гимнастике среди женщин и мужчин.

А ТЕПЕРЬ ДАВАЙТЕ НЕМНОГО ПРОЙДЕМСЯ!



Термы Каракаллы – грандиозное в своей монументальности сооружение, построенное в Античном Риме в начале III века нашей эры. Глядя на гигантские руины терм, их даже трудно сопоставить с таким простым житейским понятием, как баня. Из этой статьи Вы узнаете об истории сооружения, его современном состоянии, как посетить Термы Каракаллы в Риме, какой у них режим работы и цена билетов.

История терм

Термы получили свое название от имени построившего их императора Каракаллы, а точнее – от его прозвища. На самом же деле императора звали Марк Аврелий Антонин (не путать с Марком Аврелием из династии Антонинов), а свое прозвище он получил за любовь к галльскому плащу с капюшоном длиной до пят, называвшемуся каракаллой.

Строго говоря, возведение бань началось еще при отце Каракаллы, а закончилось в 217 г. – уже после его смерти. Да и почти весь период строительства император находился в военных походах далеко за территорией Рима.

Термы поражали своей грандиозностью даже пресыщенных зрелищами римлян

Период возведения терм стал своеобразной точкой отсчета до заката империи, раздираемой междоусобицами и народными волнениями. Начало III в. ознаменовалось только-только налаженным миром, чему способствовал отец Каракаллы, и, дабы отвлечь людей от политических и социальных проблем, решено было возвести новый комплекс терм.

По своей концепции задумка была неоригинальна: на тот момент в Риме уже действовали несколько императорских терм и множество более мелких. И потому, чтобы поразить городской люд, пресыщенный разнообразными зрелищами, ставка была сделана на невиданный доселе размах. Площадь двора представляла квадрат 400х400 м, а само здание имело размеры 150х200 м.

Интерьеры терм сами по себе являлись произведением искусства

Термы в римской культуре были не просто баней, но и сердцем общественной жизни. Зачастую в них не только мылись, но сюда приходили для решения важных вопросов, переговоров и даже плетения заговоров. А термы Каракаллы вообще стали для римлян настоящим развлекательным центром.

Здесь имелась своя библиотека, сады, амфитеатр, гимнасии для занятий физическими упражнениями и стадион. Причем конструкция комплекса спроектирована так, что стадион был виден прямо из банных залов, и посетители могли наблюдать за происходившим, не покидая помещения.

Статуя Аполлона Бельведерского когда то украшала интерьер термы

Интерьеры терм Каракаллы в Риме сами по себе являлись произведением искусства. Для услады взора полы и стены выложили мрамором и стеклянной мозаикой, а по всей их длине в глубоких нишах стояли великолепные скульптуры. Некоторые из них дошли и до нас: знаменитый Аполлон Бельведерский и композиция Фарнезский бык находятся сейчас в и Археологическом музее Неаполя соответственно.

Устройство терм

Непосредственно бани представляли из себя череду помещений различного назначения. В центре располагался фригидарий – прохладный зал без крыши для отдыха. Позади него – тепидарий – прародитель сауны, комната с сухим горячим воздухом, а за тепидарием следовал кальдарий – круглый зал с бассейном посередине, наполненным теплой водой. Также в комплексе были небольшие комнаты для желающих помыться в одиночестве.

Термы в римской культуре были сердцем общественной жизни

Внизу находились технические помещения и топки, обеспечивавшие работу терм. Вода сюда поступала с источника в долине реки Анио по акведуку Марция, построенному несколькими столетиями ранее. При Каракалле от него сделали ответвление, снабжающее цистерны бань чистой холодной водой.

Современное состояние

С увяданием Римской империи пришли в упадок и термы Каракаллы. Земли страдали от частых набегов варваров, а некогда богатейшее государство уже не могло поддерживать все те невероятные строения в должном состоянии. Термы закрылись в 537 г. и были заброшены. Они оказались забыты настолько, что последующие поколения не знали даже предназначения колоссального комплекса.

Мозаичный пол в термах

Интерес к сооружению вернулся только в XVI в. Долгое время термы называли Дворцом Антонина, что совершенно неудивительно, учитывая масштабы комплекса. Тогда даже и представить не могли, что эти мощные стены принадлежали баням.

Кстати, именно благодаря особой технологии строительства они так хорошо сохранились. Между двумя слоями каменной кладки заливался бетон, и после его застывания конструкция становилась настолько крепкой, что разрушить ее было чрезвычайно сложно.

Термы хорошо сохранились благодаря особой технологии строительства

Сегодня термы Каракаллы, помимо музейного комплекса, служат также дополнительной площадкой для . На территории археологического памятника возвели сцену и оборудовали зрительные места. С 1937 г. здесь дают представления, проходят они в основном в летний сезон – с июня по август. Цены на билеты вполне доступные – начинаются от 20 евро.

В 1960 г. – во время Олимпийских игр в Риме – тут даже проводили соревнования по легкой атлетике. Так что можно сказать, что в какой-то мере и сегодня термы Каракаллы исполняют свою прежнюю функцию.

Летом на территории комплекса проходят оперные представления

Построенные по приказу императора Каракалла термы в Риме являлись грандиозным сооружением для того времени и предназначались для купания граждан. Термы Каракаллы вполне могут считаться прообразом современных спортивно-развлекательных центров с бассейнами и саунами.

Септимий Бассиан Каракалла - путь к власти

Септимий Бассиан (186-217) — изначальное имя римского императора, которого позднее прозвали Каракалла за то, что он ввел в обиход в Риме широкий галльский плащ-каракаллу, вернувшись из похода против германцев в 213 г. Он был старшим сыном римского полководца, а затем императора Септимия Севера (родился в Африке) и Юлии Домны (родилась в Сирии). Получив хорошее образование и знания в греческой литературе, впоследствии стал военным и с презрением относился ко всем ученым.

Его отец Север, став императором в 196 г., провозгласил себя приемным сыном Марка Аврелия, и тогда его сына Септимия стали именовать Марком Аврелием Антонином как наследника. Еще юношей он поочередно получил все звания и почетные римские титулы: в 196 г. — цезарь, в 198 г. — август.

После смерти отца Септимий и его брат Гета совместно унаследовали власть. Однако спустя год Каракалла обманом заманил брата для переговоров к матери и убил его на ее глазах. Септимий Бассиан был очень жестоким человеком, идущим к своей цели — стать императором — через трупы всех своих родственников: жены и ее родных, брата и 20 тысяч его сторонников. Из-за этого римского императора иногда представляют психически неуравновешенным, однако другие сведения отмечают его незаурядные умственные способности и талант оратора.

Каракалла — римский император (211-217 гг.)

Начало своего правления император Каракалла отметил в 212 г. провозглашением эдикта, объявлявшим всех жителей Римской империи свободными. Однако тут же ввел налоги на граждан, необходимые для снабжения армии.

Одним из исторических сооружений, благодаря которым император оставил память о себе, стали воздвигнутые под его руководством и названные именем Каракалла термы (общественные бани). Их строительство было начато в 206 г.

Император провел несколько военных походов: в 213 г. в Германию и Рецию, где победил алеманов и хаттов и построил оборонительные сооружения на границе Римской империи, в 214 г. — на Средний Дунай. Лелея тщеславные помыслы завоевания Парфянского царства по примеру Александра Македонского, начал готовить поход, во время которого в 217 г. был убит при заговоре преторианского префекта Оппелия Макрина и его сподвижников. Мраморный бюст императора Каракаллы хранится в Пергамон-музее (Берлин, Германия).

История строительства терм

Вопросам мытья и личной гигиены в Римской империи граждане уделяли большое внимание, находя в этом источник наслаждения. Во времена расцвета империи существовала даже наука об устройстве купален и проведении всех процедур в них.

Строительные работы по возведению терм были начаты в 206 г. по приказу императора Септимия Севера, а затем продолжены его сыном Каракаллой.

Одно из важнейших сооружений и достояний Рима, которым ознаменовалась эпоха Каракаллы, — термы Антониниана, которые были достроены к 216 году. Стены терм укладывали из кирпича и тщательно бетонировали, для отделки был использован мрамор (всего 6,3 тыс. кубометров). В работе участвовали более 10 тыс. рабочих и почти 2 тыс. мастеров работали над отделкой всех сооружений. Своим долгим строительством термы нанесли значительный урон государственной казне Рима.

Как политик римский император пытался завоевать расположение народа Рима, у которого в те времена главными развлечениями были состязания в Колизее и купание в банях. В городе насчитывалось почти 80 общественных бань.

Даже после разрушения термы считались одним из чудес света Римской империи и получили свое историческое название - термы Каракаллы.

Термы Каракаллы в Риме: описание

Огромное здание терм по назначению являлось общественными банями, в которых римские граждане получали не только банно-купальные услуги, но и некоторые развлечения, спортивные и интеллектуальные. Это общественное здание поражало размерами, богатством архитектуры и декоративной отделкой.

Размеры всего сооружения составляли 337х328 м, высота его - 38,5 м. В нем могли одновременно находиться 1,5 тыс. человек. По подсчетам современников, ежесуточно в термах купались 6-8 тыс. жителей города. Здание располагалось посреди парка, а вокруг размещались дополнительные постройки. Стены сооружения были выполнены из полированного мрамора и упирались вверху в высокий свод. Как выглядели термы Каракаллы в Риме, фото ниже наглядно демонстрирует.

По заключению ученых-историков, в термах были две библиотеки — просторные залы, находившиеся напротив центрального входа - в отдалении, в парковой зоне. В них располагались ниши со свитками на латинском и греческом языках, к которым подходили небольшие ступени.

Между библиотечными залами установили ряды амфитеатра с сидениями. Перед рядами скамеек был сделан стадион, который просматривался даже из отдаленных комнат термального комплекса.

Просторный парк окружал все сооружения терм, в нем было множество мест для отдыха и философствования. Также на территории располагались художественная галерея, рестораны и магазины.

На территории терм стояло 64 цистерны для воды, приходящей по акведуку. Внизу, в подвалах здания, проходили еще 2 уровня водоснабжения. В первом подогревали воду, во втором был сделан сток для уже использованной. Длина подземных сооружений составляла 4 км.

Устройство терм и внутреннее оформление

Главное здание терм имело размеры 228х116 м и включало 3 помещения для купания:

  • фригидарий — большое неотапливаемое помещение и бассейн с холодной водой;
  • тепидарий (теплый бассейн);
  • кальдарий (бассейн с горячей водой).

В двух последних помещениях стены и пол прогревались с помощью подачи горячего воздуха по специальным пустотам и проемам.

В императора Каракалла термы существовало 4 входа: два из них — с обеих сторон фригидария и два вели в крытые залы. Вокруг широкого кальдария располагались небольшие комнаты для индивидуального мытья. Рядом — большие помещения для общественных собраний.

Все полы были украшены красивой мозаикой, а стены облицованы мрамором. Также внутри термального комплекса стояло множество скульптур: в разное время там находились Фарнезский бык, статуи Аполлона Бельведерского, Геркулеса и Флоры.

По сторонам от главного входа располагались полукругом глубокие ниши-экседры, напротив каждой был гимнастический зал (палестра). Здесь проводились конкурсы, тренировки и игры.

Термы были общественным и культурным центром Рима, в который приходили и бедные люди, и богатые патриции для отдыха и спортивно-познавательного досуга. Здесь были гимнастический зал и стадион для спортивных состязаний, красивый парк, библиотека и театр.

Как купались римляне в термах

При входе в банный корпус посетителей обслуживали рабы, которые их раздевали. Через проемы в большом зале можно было зайти в спортивный зал и сауну. После приема банных процедур римляне проходили во фригидарий с бассейном под открытым небом. Отсюда можно было пройти по лестнице в главный зал, вверху которого был огромный купол. Свод поддерживали 8 больших красных колонн.

В главном зале на полукруглых окнах для украшения были вделаны полупрозрачные пластины из камня, с помощью которых внутри создавалось необычное золотистое освещение. Как выглядели тогда термы Каракаллы? Фото реконструкции главного зала смотрите ниже.

Кальдарий был круглой формы (35 м в диаметре), по его периметру стояли лежанки, на которых можно было отдохнуть или получить сеанс массажа от специально обученных рабов с использованием ароматических масел. Посередине располагался горячий бассейн, вокруг зала - комнаты для индивидуального мытья.

Затем следовали тепидарий и фригидарий — такой план водных процедур (постепенное снижение температуры) был рекомендован древними докторами.

Раскопки терм Каракаллы

Первые археологические раскопки начались по указанию папы Павла Третьего Фарнезе еще в XIV веке: тогда были обнаружены многие произведения искусства, а также подземный храм Митры. Целью раскопок была добыча строительного материала для нового папского дворца.

В результате первых работ были найдены 2 статуи Геракла и 2 порфировые ванны, одну из которых преобразовали в чашу фонтана на площади Форнезе, а другую перевезли в Ватикан. Из земли была выкопана гранитная колонна и затем подарена герцогам Медичи.

По записям в исторических источниках, императора Каракалла термы еще в древние времена периодически использовались для проведения концертов, что было данью уважения исторической памяти этого архитектурного сооружения.

Подземные туннели в термах

В процессе проведения раскопок в подземной части территории, где расположены термы императора Каракаллы, были обнаружены тоннели и Митреум — храм культа Митры, который является самым большим в Риме. Его реставрация стоимостью 400 тыс. евро, во время которой были реконструированы фрагментами своды и пол с мозаикой, длилась несколько лет. Были также восстановлены подземные переходы и соседние помещения.

Митреумы, храмы индоиранского божества договора и согласия, были популярны в Риме в III в., строили их всегда под землей, посередине храма располагался священный зал с ямой для жертвоприношений. Храм Митры в термах Каракаллы был обнаружен в 1912 г.

Сейчас эти подземные переходы и храм открыты для посетителей, но только 2 месяца в году (из-за продолжения реставрационных работ) туда запускают туристов группами по 25 человек.

Что осталось сейчас от знаменитых терм

Термы Каракаллы в Риме действовали более 300 лет и даже прошли реконструкцию. Однако в 537 г. готы разрушили акведук, через который поступала вода, и работа терм была остановлена.

Время, несколько случившихся за эти столетия землетрясений, а также халатность и мародерство некоторых жителей и туристов превратили здания терм в руины.

Но сейчас это не просто развалины эпохи римской империи, которые посещают ежедневно толпы туристов. Начиная с 1937 года, огромные развалины превратились в сцену оперного театра длиной 22 м. В качестве премьеры там была исполнена опера Доницетти.

Самый знаменитый концерт состоялся в 1990 г., выступили три известных оперных тенора: Доминго, Паваротти и Каррерас.

В зрительном зале, под который используют бывший тепидарий, могут находиться после реконструкции 20 тыс. зрителей.

Современное возрождение терм Каракаллы

В память о знаменитом банном комплексе в Италии запущена профессиональная линия косметических средств, называемые Terme Di Caracalla (термы Каракаллы). Косметика для ухода за кожей лица и тела предназначена для использования в спа-салонах и спа-центрах. Женщинам в возрасте она рекомендуется для насыщения кожи витаминами и минералами с добавлением антиоксидантной защиты. Скрабы и гоммажи для тела позволяют освободить дерму от грязи и старых клеток. Очищающая линия «Розовый грейпфрут» способствует регуляции жироотделения кожных клеток. Антицеллюлитные грязи с натуральными составляющими тонизируют ткани с высокой эффективностью.

Воспользовавшись косметикой с таким древним названием, любая женщина почувствует себя особой, приближенной к римскому императору, или представит, как она отдыхает на итальянском курорте.

Как добраться к термам, время работы

Императора Каракалла термы расположены в центральной части Рима по адресу: Via delle Terme di Caracalla, 52. Ближайшая станция метро — CIRCO MASSIMO (линия В), также рядом проходят маршруты автобусов № 160, 188, 628, 671, 714.

Туристов, которые хотят посетить Рим (термы Каракаллы), время работы музея очень заинтересует: открывается он всегда в 9.00, а вот время закрытия зависит от времени года. В апреле-августе — до 19.15, в осенне-зимний период — до 16.30 и 17.00, по понедельникам работает до 14.00. Цена входного билета — 6 евро.

Термы Каракаллы (Италия) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Италию
  • Горящие туры в Италию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Баня, явление для нашего человека вовсе даже не чуждое, была весьма популярной и в Древнем Риме. Однако назвались древнеримские бани-сауны иначе - термы. Сюда приходили погреться, помыться, а между делом и пообщаться, обсудить деловые вопросы, найти хороших партнеров для своего древнеримского бизнеса.

Термы были построены в начале 3 века нашей эры при императоре, правившем под именем Септимия Бассиана, но более известном, как это часто случается с римскими императорами, по сохраненному историками прозвищу Каракалла.

Удивительно, что обширное, величественное и роскошное здание терм Каракаллы по назначению своему было «всего-навсего» общественными банями, сулившими посетителю, впрочем, многие часы разнообразного досуга, не только банно-купального, но и спортивного, а также интеллектуального. Это было гигантское общественное здание, поражающее своими размерами и богатством отделки. Можно утверждать, что термы Каракаллы столь же грандиозны и монументальны, что и Колизей или мавзолей Адриана.

Термы Каракаллы столь же грандиозны и монументальны, что и Колизей или мавзолей Адриана.

В помещении терм, имеющем размеры 337 на 328 метров, одновременно могли находиться более 1500 человек. В 537 году варвары перекрыли римские акведуки, и многие термы, в том числе и термы Каракаллы, стали приходить в упадок.

Период забвения длился до 14 века, когда папа Павел III Фарнезе начал проводить раскопки на месте бывших терм, возжелав добыть строительный материал для постройки нового дворца. Именно тогда были найдены две статуи Геракла, две ванны из порфира, одна из которых сегодня выполняет функции чаши фонтана на площади Фарнезе, а другая хранится в Ватикане. Еще на поверхность была поднята гранитная колонна, которая впоследствии была подарена герцогам Медичи. Тогда же зафиксировано источниками и периодическое использование терм Каракаллы в качестве места проведения фешенебельных концертов Рима - дань уважения, которую во второй половине ушедшего столетия платили в основном более ясным, более сохранным и более «правильным» памятникам.

Сегодня, оказавшись в термах Каракаллы, путешественник вряд ли испытает жалость к этим руинам или желание хотя бы мысленно вернуть зданию первоначальное благообразие. Развалины Каракалловых терм совершенно не вызывают жалости - слишком уж велик их масштаб, слишком очевидно величие того, что от них осталось. Именно поэтому они воспринимаются как природный, ландшафтный объект, как естественная гора (хотя рукотворность никогда не забывается).

Термы Каракаллы не кажутся архитектурой - для этого они слишком разрушены. Но они не кажутся и природой - для этого они слишком выстроены. Это не улица - ты входишь внутрь них. Но это и не интерьер - они слишком грандиозны для интерьера. Это вообще непонятно что. Иной мир.

Как первоначальное оформление интерьеров терм, так и мудреные системы водоснабжения и отопления ныне можно только воображать, здания и переходы, опоры и пролеты едва угадаешь, однако впечатление грандиозности и удивление от прозаической банной роли этой горы (а мы-то и не думали, что бани бывают такими!) гарантированно.

Так что об уровне развития цивилизации можно судить не только по военным победам и философским трактатам, но и по тому, какие бани эта самая цивилизация после себя оставила. И тут Древний Рим остается для нас примером.

Остаётся лишь добавить, что сегодня в термы Каракаллы приходят не только ощутить грандиозность и величие Империи, посмотреть руины огромнейшей в истории человечества бани, но и послушать музыку, ведь термы давно стали концертной площадкой, на сцене которой выступают оперные и эстрадные певцы и коллективы.

Адрес: Via delle Terme di Caracalla, 52, Roma