Как сделать рыбку из пластилина. Рыбки – лепка из пластилина

В детском саду дети учатся узнавать и различать обитателей моря и рек. Это различные виды рыб, осьминоги, моллюски, крабы и млекопитающие. Воспитатель знакомит детей со строением тела рыб, где располагаются плавники, чешуя, хвост. И, естественно, знания про обитателей морских глубин закрепляются на занятиях по рисованию, лепке и аппликации.

В статье мы рассмотрим, как правильно лепить рыбку из пластилина, как можно создавать сюжетные картины на данную тему с использованием любимого детьми материала для поделок. Занятия лепкой помогают быстрее усвоить материал, к тому же развивают моторику рук и пальцев, пространственную ориентировку, умение различать форму предмета и его частей. А создавая картины на морскую тему, дети лучше понимают, что происходит в подводном царстве.

Акула

Сейчас рассмотрим, как сделать рыбку из пластилина. Возьмем за пример такую акулу, как на фотографии ниже. Понадобится голубой или серый пластилин для туловища и белый - для глаз. Сначала в руке разминается большой кусок и придается раскатыванием овальная форма. Это будет туловище акулы. Затем из трех небольших кусков нужно сформировать треугольники - плавники для рыбки из пластилина.

Затем примазать к туловищу два треугольника по бокам и один - на спине. Когда они хорошо закреплены, нажатием пальцем делается углубление на боковых плавниках сзади, а на спинном - сверху. В конце из тонкой палочки изготовляется хвост, прикрепляется к зауженной части туловища и нажатием пальцев придается ему правильная плоская и раздвоенная форма. Голову акуле можно сделать как удлиненную, так и закругленную. Отверстие рта прорезается стекой. Можно сделать белые зубы или положить маленькую добычу. Остается из белого пластилина создать глаза.

Сюжетная картинка

Рыбку из пластилина можно сделать плоской и расположить на картоне. Так делаются сюжетные картинки. Можно слепить несколько рыб, оформить морское дно, посадив кораллы, водоросли и других обитателей дна - крабов, морских звезд. Старшие дети могут изобразить не одну или две одинаковые рыбы, а разных, например, маленькую рыбу и хищную, которая ее преследует.

Для изображения рыбы сначала нужно слепить шарик и надавливанием пальца прикрепить его на картон. Это туловище. Хвост можно сделать такого же цвета либо контрастного. Верхний плавник - палочка из пластилина, на которой стекой сделаны черточки. Боковой плавник имеет форму капли. Рот можно или надрезать стекой, или сделать такие губы из согнутой тонкой палочки, как на фотографии в статье. Остается из белого пластилина скатать мелкие шарики и создать глаза.

Декоративная рыбка

Кроме предметной и сюжетной лепки существует еще один вид изобразительной деятельности. Это декоративное украшение объектов. Одной из тем занятия может быть «Декоративная рыбка из пластилина». Сначала делается основная форма. Для этого понадобится дощечка для лепки, пищевая пленка, пластиковая скалка. Раскатывается пластилин на лист толщиной 5 мм. Затем при помощи стеки вырезается форма рыбы.

Дальше аккуратно снимается поделка с пленки и переносится на подготовленный для работы лист картона. Дальше начинается творческая работа по декорированию. Чтобы визуально отделить голову от туловища, наклеивается палочка полукругом. Сразу лучше сделать и глаз. Чешуйки на теле представлены маленькими кружочками. Можно использовать любые средства выразительности: чередовать цвета, элементы между собой, добавлять многослойные детали.

В статье вкратце даны подсказки родителям, как слепить рыбку из пластилина дома.

Предложите ребенку сделать аппликацию из пластилина и собственноручно украсить её оттисками при помощи разных бытовых предметов. Возможность использовать предметы не по их назначению расширяет способность к нестандартному мышлению и воображение ребенка.

Материалы и инструменты для мастер-класса "Лепка из пластилина с детьми: аппликация "Рыбка""

Пластилин "Кохинор", зубочистка, стейк или нож, пластмассовые изделия (крышки) разных диаметров, плоская расческа.

Инструкции:

Делаем рыбку.

Раскатать шар из оранжевого пластилина, слегка прокатать его, чтобы получилась овальная колбаска. Накрыть листом бумаги (чтобы не оставлять отпечатков ладони) и сплющить его. Поместить на лист картона.

Кстати (или некстати) к бумаге пластилин крепится плохо, удобно использовать в качестве фона пластик, стекло, дерево. Поищите дома, подойдут крышки от коробок, одноразовые тарелки, фоторамки.


Раскатать шар из красного пластилина. Сплющить его. Стейком разрезать на детали: хвост, плавники.

В аппликации, чем ребенок младше, тем крупнее должны быть детали и их количество меньше. Для старших детей рыбку можно было бы сделать из множества отдельных элементов, или даже набрать по чешуйке из маленьких кружочков.


Сложить детали вместе. Спросите малыша: что получается?


Из двух маленьких красных шариков сделать лепешки и прикрепить рыбке губы.

Отщипнуть кусочки зеленого пластилина, раскатать жгутики - водоросли.

Украсить плавники и хвост полосками, отпечатывая зубчики расчески - это быстрый способ.


Более трудоемкий и требующий терпения способ - выполнить узор зубочисткой.


Широкой пластиковой крышечкой отпечатать линию жабр.


Корпусом ручки нанести рисунок чешуи. Глазки рыбке сделать из двух маленьких шариков черного и белого цвета, сплющить их и прижать к голове.


Делаем воздушные пузырьки.

Раскатать 2-3 шарика голубого цвета. Сплющить их. Колпачком отпечатать кружочек.


Колпачком меньшего диаметра отпечатать кружочек внутри. Получился пустой внутри кружочек. Поместить пузырьки в картину.


Аппликация "Рыбка" готова!


P.S. Моему трехлетнему сыну настолько понравилась идея делать оттиски, что весь остаток вечера он провел, штампуя кусочки пластилина корпусом от ручки)))))

________________

Л.В. Назарова

Директор МУДОД

ЦДТ «Светлячок»

Г. Ртищево

Саратовской области.

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей – «Центр детского творчества «Светлячок»

г. Ртищево Саратовской области.

Конспект открытого занятия по разделу «Учимся лепить»

в предшкольной группе «Капельки»

Тема : «Аквариумные рыбки»

Место проведения : Кабинет «Капельки

Разработала и провела:

педагог ДО

М.А. Сидорова

2012 г.

Цели и задачи:

  1. совершенствовать умение работать с пластилином в технике рельефная лепка;
  2. продолжать развивать творческую самостоятельность, вызвать желание фантазировать;
  3. учить прикреплять пластилин на картон;
  4. закреплять умения и навыки в изображении пластилином рыбки;
  5. добиваться гармоничного сочетания основных и дополнительных цветов;
  6. воспитывать в детях эстетический вкус, образное видение, любовь к природе.

Оборудование:

  1. схема из пластилина (на доске);
  2. картинки аквариумных рыб (детское пособие);
  3. рыбка (в «аквариуме»);
  4. схема выполнения работы (на парте);
  5. «аквариум»(на доске)
  6. пластилин, клеенка, дощечка, салфетка, стека (на парте).

Подготовительная работа:

Беседа о водных и аквариумных обитателях.

План занятия.

  1. Орг. момент. (1мин)
  2. Изучение нового материала. (5мин)
  3. Разминка для пальцев рук. (6мин).
  4. Практическая часть. (10мин)
  5. Физкультминутка
  6. Творческая работа (5мин)
  7. Игра «Рыболов»
  8. Итог. (3мин)

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

Дети заходят в кабинет, проходят к своим рабочим местам. Дети садятся за парты. На партах – клеенки, дощечки, пластилин(желтый, оранжевый, белый, черный, красный), стеки, салфетки.

Педагог: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Посмотрите сколько у нас гостей. Давайте поздороваемся и улыбнемся им.

Тему занятия вы узнаете, если отгадаете загадку. Внимательно послушайте ее.

Посмотрите дом стоит,
До краёв водой налит,
Без окошек, но не мрачный,
С четырёх сторон прозрачный.
В этом домике жильцы,
Все умелые пловцы.

– Кто догадался, что это? (аквариум) . Правильно.

2. Вводная часть

Педагог:

Посмотрите, какой аквариум я вам сегодня принесла.

(показываю заготовку аквариума)

Что находится в аквариуме?

(песок, камешки, ракушки, водоросли, рыбка)

Для чего они нужны?(чтобы рыбки чувствовали себя как на воле).

Рыбка грустит, а как вы думайте почему?

(ответы детей)

1.Ребята она может грустить от того что она может кушать?

2.А как вы думайте может ли она грустить от того что вода в аквариуме грязная? А сейчас я вас научу как можно очистить воду, если она грязная.

Опыт

Воду можно очистить с помощью фильтра.

Посмотрите в этой баночке вода грязная. Мы ее очистим с помощью фильтра который можно сделать самим. Он состоит из марли ваты. В воронку я кладу вату и марлю. И выливаю воду. Посмотрите что произошло? Вода стала чистой? А грязь осталась на марле и вате.

3. Она грустит от того что у нее нет друзей.

Из чего можно сделать рыбке друзей? (слепить, вырезать из цветной бумаги, нарисовать).

Я сегодня предлагаю вылепить рыбок из пластилина в технике рельефная лепка.

Кто знает, какие рыбы живут в аквариуме? (дети называют)

Посмотрите, каких рыб я сегодня принесла.

(показываю иллюстрации аквариумных рыб, называю их)

Скалярия, гуппи, гурами, меченосец, золотая, сомик, барбус.

Перед началом работы мы немного разогреем наши руки.

3. Разминка. Пальчиковая гимнастика «Рыбка»

(Пальцы обеих рук сложены «щепотью». Руки двигаются волной от плеча, изображая ныряющих рыбок.)

Рыбки плавали, ныряли
В чистой тепленькой воде.
То сожмутся, (На последнем слове пальцы рук очень плотно сжимаются.)

Разожмутся, (Пальчики сильно растопыриваются в стороны.)

То зароются в песке. (Снова сложив пальчики, руками поочередно совершаете движения, как будто раскапываете песок).

4. Практическая часть

а) Объяснение правил техники безопасности:

На вашем столе присутствует небезопасный в работе инструмент, какой? (стек)

Верно. Давайте вспомним правила безопасной работы при лепке пластилина:

  1. нельзя играть со стеком, он должен лежать на краю стола;
  2. использовать стек только по необходимости;
  3. нельзя класть пластилин на стол, только на клеенку или дощечку;
  4. нельзя бросать пластилин на пол;
  5. нельзя брать пластилин в рот;

Б) У вас на столах схемы лепки рыбки.

Разбор схем в индивидуальном порядке.

Ребята, обратите внимание на схемы на ваших столах. Изготовление рыбки состоит из 3 частей: голова, туловище, хвост, плавники и глаз.

Итак, мы с вами познакомились со схемой лепки рыбки.

в) Самостоятельная работа детей начинаем с первой части (с головы).

5.Динамическая пауза (через 10 – 15 минут после начала работы).

РЕЧКА

К речке быстрой мы спустились, (ходьба на месте)

Наклонились и умылись. (наклоны вперед)

Раз, два, три, четыре,

Вот как славно освежились. (хлопки в ладоши)

А теперь поплыли дружно,

Делать так руками нужно: (круговые движения руками)

Вместе раз, это – брасс,

Одной, другой – это кроль.

Все как один-

Плывем, как дельфин.

Вышли на берег крутой (прыжки на месте)

И отправились домой. (ходьба на месте)

6. Творческая работа

а) Индивидуальная работа с детьми во время самостоятельной деятельности.

б) Оформление изделия (дети готовые изделия с помощью педагога помещаются в «аквариум»).

7. Игра «Рыболов»

Игра проводиться с теми ребятами, кто закончил свою работу.

Педагог: Ребята, которые все сделали, рыбка предлагает вам поиграть в игру. Наверно каждый из вас хотел бы поймать золотую рыбку? (да). И сегодня ваша мечта сбудется? Мне нужно два участника. Вам необходимо быстрее всех поймать золотую рыбку, сматывая клубочек, рыбка будет приближаться, когда она будет в руках, тогда ты настоящий рыболов. За это рыбка исполнит три твоих желания.

8. Анализ работы. Подведение итогов занятия

Педагог отмечает «+» и «–» работ детей, интересуется, кому занятие понравилось и наоборот, кто и с какими трудностями столкнулся при изготовлении рыбки. Организуется выставка работ («Аквариум»). Ребята прикрепляют свои работы на «аквариум».

Какой замечательный аквариум у нас получился.

Что мы сегодня с вами научились делать? (очищать воду, лепить рыб)

В какой технике?(рельефная лепка)

Что нам понадобилось, чтобы сделать таких красивых рыбок?

Посмотрите внимательно на свои работы, правильно ли вы все сделали?

Что вам понравилось сегодня на занятии?

Кто-нибудь запомнил названия аквариумных рыб? (ответы детей).

Рыбка очень довольна. Она вас благодарит за то что вы добрые отзывчивые, что вы очень старались и слепили много красивых друзей.

Замечательные работы. Ваши рыбки как настоящие. Все молодцы, занятие окончено. Постройтесь парами.


Из пластилина можно создать поделки различной сложности. Если вы ищите для своего малыша простой сюжет для лепки, то попробуйте слепить пластилиновую рыбку. Такая поделка не требует особых навыков, поэтому с ее созданием справится каждый ребенок старше 4-х лет. Но все же в некоторых этапах работы потребуется помощь родителя. Выполнить рыбку можно в любых оттенках. Также можно поэкспериментировать и смешать сразу несколько цветных брусочков, чтобы получилась новая интересная расцветка.

Но для начала стоит приготовить все необходимо для работы:

  • пластилин;
  • шариковая ручка;
  • нож или стека;
  • ножницы;
  • прозрачный лак для ногтей или глянцевый акриловый лак.

Как сделать рыбку из пластилина

Шаг 1. Для лепки рыбки мы решили использовать всего один оттенок массы – оранжевый. А если вы хотите слепить золотую рыбку, советуем в оранжевый пластилин добавить немного золотой акриловой краски. Тогда благодаря мерцающим частичкам масса приобретет красивый золотистый перламутр. Скатываем из одного брусочка толстую колбаску. Отрезаем от нее 1/3 часть.

Далее маленький кусочек делим пополам. Из этих заготовок мы будем вылепливать плавники и хвост рыбки. Из большого кусочка создадим основу. Скатываем его в равномерный шарик.

Шаг 2. Итак, вылепливаем хвост. Любой из двух маленьких кусочков оранжевой массы скатываем в капельку и расплющиваем ее боковой частью пластикового ножа.

Далее с помощью ножниц вырезаем красивый изогнутый конец хвоста. Стекой или ножом прорисовываем простую фактуру.

Шаг 3. Из второго кусочка создаем плавники – один большой и два маленьких. Создаем на их поверхности ту же фактуру, что и на хвосте.

Шаг 4. Теперь переходим к прорисовке чешуек на основе. Для этого нам нужно разобрать ручку снять металлический наконечник и вытащить пасту. Далее кончиком пластиковой трубочки создаем на шарике полукруглый отпечаток.

Шаг 5. Когда основа рыбки приобрела фактуру можно присоединить все плавники и хвост.

Шаг 6. Затем создаем глазки. Скатываем небольшие шарики белого, голубого и черного цвета.

Расплющиваем их и приклеиваем к мордашке. Для большей выразительности глаз приклеиваем к каждому по парочке бликов.

Материал к НОД: пластилин, стеки, доска для лепки, салфетки, колпачки от фломастеров, бусинки для глаз, игрушки – рыбки, технологические карты. Музыкальное сопровождение: пластический этюд, шум моря.

Цели и задачи: Формировать умение передавать отличительные особенности рыбок (туловище, глаза, рот, плавники, хвост, чешуя).

Закреплять знание приемов изготовления предметов овальной формы (раскатывание прямыми движениями ладоней, лепка пальцами). Закреплять приемы оттягивания, сплющивания при передаче характерных особенностей рыбки.

Воспитывать творчество, фантазию; умение доводить начатое до конца.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с аквариумными рыбками, рассматривание рыбок в аквариуме.

Ход занятия

1 . Вводная часть. Воспитатель собирает детей возле себя на коврике, загадывает загадку:

«Есть прозрачный чудо дом,

Днем и ночью рыбы в нем».

Дети: Аквариум.

Воспитатель: правильно, это аквариум. А как называются рыбки, которые там живут?

Дети: аквариумные.

Сюрпризный момент: Ребята у нас в группе есть необычный аквариум. (Воспитатель показывает сделанный заранее аквариум). Кто в нём живёт? (Рыбка).

Ребята, рыбке очень скучно одной плавать в аквариуме, слепим много разных рыбок, чтобы ей было веселее?

2 часть Основная. Садитесь на коврик. Давайте рассмотрим, что есть у рыбки. (Воспитатель показывает резиновую рыбку).

Какой формы тело рыбки? (Дети называют форму рыбки).

Какие по форме плавники? (Треугольной, округлой формы).

Какой хвост? (С уголками)

Сколько глаз? (Два).

Есть ли у рыбки рот? (Да).

Чем покрыто тело рыбок? (Чешуей).

Давайте представим, что мы водоросли на дне моря. Будем раскачиваться под музыку.

Пластический этюд, имитируя под музыку колебания водорослей в морской глубине.

Дети садятся за столы. Воспитатель обращает внимание на схему лепки рыбки. Рассказывает и показывает, в какой последовательности лепить: как сделать туловище, голову, хвост, плавники, глаза, чешую рыбки.

Воспитатель: Нужно разделить брусок пластилина на 2 неравные части. Большая часть – туловище, меньшая хвост. Начинаем работу с туловища рыбки. Скатываем шар. Как это сделать? (Круговыми движениями ладоней) Покажите, как будете работать. (Дети показывают без пластилина). Молодцы! Затем слегка вытягиваем шар, прямыми движениями ладоней, чтобы получился валик. Покажите, как? (Дети показывают без пластилина). Молодцы! Тело готово. Берем маленький кусочек пластилина и лепим хвост. Скатываем шар, слегка сплющиваем, делаем стекой надрез. Соединяем хвост с туловищем, примазываем пальцами, сглаживаем, чтобы рыбка получилась ровной, гладкой. Чтобы сделать рот, нужно продавить стекой отверстие. Готовую рыбку слегка сплющить между ладонями. Оформляем глаза рыбки. А чешую мы сделаем при помощи колпачков от фломастеров, слегка надавливая на тело рыбки.

Чтобы подготовить руки к лепке, мы поиграем в пальчиковую игру:

«Рыбки плавают, ныряют,

В чистой свеженькой воде.

То согнутся, разогнутся,

То зароются в песке».
Раз! Два! Три! Четыре! Пять!

Рыбки плавают по дну,

Не поймаешь ни одну!

Аделина, скажи, с чего нужно начать работу. (1-2 ребенка рассказывают последовательность работы). Молодцы. А теперь, сядьте правильно, начнем работу.

Самостоятельная работа детей.

Во время работы звучит спокойная музыка с шумом моря. Воспитатель по необходимости оказывает индивидуальную помощь детям, дает советы. Обращает внимание на осанку.

3. Заключительная часть.

Воспитатель: Пришло время заселять жильцов. Где наши рыбки будут жить?» (В аквариуме). Поместим их в аквариум. (Тем, кто из детей слепил быстрее всех можно предложить слепить камешки для аквариума). Дети помещают рыбок в аквариум .

Итог занятия: Ребята, какие красивые рыбки у вас получились. У кого самая большая? (самая маленькая, смешная, весёлая, красивая…)

Дети, что мы с вами сегодня лепили? (рыбку). Молодцы, теперь нашей рыбке будет не скучно, у нее появилось много веселых друзей.
А ваши родители вечером посмотрят на ваши работы и порадуются за вас.

МДОУ Цильнинский детский сад «Терем-Теремок» МО «Цильнинский район»

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОЙ НОД ПО ЛЕПКЕ

В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «ЗАЙКА»

«РЫБКИ В АКВАРИУМЕ»

Составила: воспитатель высшей категории:

Торутанова Е.Е.

2017 г.