Конспект занятия в старшей группе детского на весеннюю тему «Первоцветы. План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: Занятие в старшей группе по экологии "Первоцветы"

МКУ ДО «Дом детского творчества» г. Новопавловска
КОНСПЕКТ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО
МЕРОПРИЯТИЯ
«ЗАЩИТИМ ПЕРВОЦВЕТЫ»
Автор­составитель:
Пристинская О.В.
1

2017 год
Цель:
­ расширять и углублять экологическую культуру детей;
­ создать условия, побуждающие детей с вниманием и заботой относиться к
природе, ко всему живому;
­ привлечение к природоохранной работе.
Задачи:
­ обобщить знания детей о весне, весенних месяцах, первоцветах;
­ воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость
рационально относиться к компонентам неживой природы, формировать
культуру поведения в природе;
­ прививать любовь к природе, желание о ней заботиться, заботиться о своём
здоровье;
­ формировать у детей познавательный интерес к окружающему нас миру
природы;
­ учить детей быть ответственными за свои поступки.
Оформление:
проектор, презентация «Берегите первоцветы», выставка рисунков учащихся
«Первоцветы», фотовыставка «Первоцветы», плакат «Берегите цветы!»,
аудиофайл «Не рвите цветы».
Ход мероприятия
Ведущий (педагог) :
Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если всё зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если стал теплее ветер,
Если птицам не до сна,
Если солнце ярче светит,
Значит, к нам пришла весна.
Весна:
Я весна – красна!
Бужу землю ото сна,
Наполняю соком почки,
На полях ращу цветочки,
Прогоняю с речки лёд,
Светлым делаю восход.
Всюду: в поле и в лесу,
2

Людям радость я несу.
Мальчик:
У весны весёлый старт
На пороге стоит Март.
Весело звенит капель –
К нам уже спешит Апрель.
Май их быстро догоняет,
Всех цветами он встречает.
Света, радости полны
Все три месяца весны.
Март:
В марте солнце оживает
И даёт тепло лучей.
Снег тихонечко растает
И весна придёт скорей.
Девочка:
На поля дохнуло ветром весенним,
Ивы распустились за прудом.
У тропинки маленький подснежник
Загорелся синим огоньком.
Закачался слабенький и гибкий,
Удивленно радуясь всему.
И в ответ с приветливой улыбкой
Солнце наклоняется к нему.
Мальчик:
Давай пройдёмся медленно по лугу,
И «Здравствуй!» скажем, каждому цветку.
Нам надо над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или топтать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
Ведущий (педагог):
Выглянул подснежник
В полутьме лесной –
Маленький разведчик,
Посланный весной.
Пусть ещё над лесом
Властвуют снега,
3

Пусть лежат под снегом
Сонные луга.
Пусть на спящей речке
Неподвижен лёд, –
Раз пришёл разведчик,
И весна придёт!
Девочка:
Я подснежник рвать не стану:
Он один на всю на поляну.
Пусть растёт, красуется,
Ясным днём любуется.
Апрель:
В апреле почки набухают,
И слышен тихий звон капель.
Деревья ветки распускают,
Встряхнула зеленью и ель.
Мальчик:
Солнце встало рано­рано.
Посмотри, как хорошо кругом,
Мы выходим на поляну
Песенку весёлую поём.
Здесь кудрявые берёзки
И зелёные кусты,
Скачут белочки­подростки
И везде растут цветы.
Цветы (хором):
Мы, цветы, и наша доля
Расти, цвести в открытом поле,
Все подробности о нас
Мы расскажем вам сейчас.
Мать­и­мачеха:
У апреля первенцы­цветы
Всюду на лужайках расцвели.
К солнцу поднимают стебельки
Жёлтые цветочки от земли.
Лепестки похожи на лучи,
К вечеру сожмутся в кулачки.
4

Утром в небе солнышко взойдёт,
Цветик кулачок свой разожмёт.
Лишь головку к солнцу приподнял –
Сам похож на солнышко он стал.
Маленькие солнышки Земли
Мать­и­мачехой в народе нарекли.
Ведущий(педагог):
Этот цветок можно увидеть повсюду: на берегах рек, у заборов, на пригорках.
Цветки этого растения похожи на одуванчик, но гораздо меньше и зацветают
раньше. Но самое главное, цветки мать­и­мачехи распускаются раньше, до
того, как распустятся листья. Почему этому растению дано такое странное
название? А вот почему: нижняя часть его листа покрыта нежными,
пушистыми волосками, на ощупь она кажется мягкой и теплой, – это мать. А
верхняя, наоборот, жёсткая и холодная. Это мачеха. Вот и назвали: мать­и­
мачеха.
Одуванчик:
На лужайке, где кусты,
Ярко­жёлтые цветы
С солнышком проснулись,
Сладко потянулись.
Удивились комары:
Нет цветов, одни шары,
Нежные, пушистые,
Светло­серебристые.
Мимо ветерок бежал,
Ветер шарики качал,
И летит за рядом ряд
Парашютиков отряд.
Ведущий (педагог):
Одуванчик – это удивительный цветок. Взойдёт солнце на востоке –
одуванчик на восток смотрит. Приблизится к закату – одуванчик не спускает
с заката взгляда. И так всю жизнь, пока не станет седым. А поседеет,
распушится и пустит по ветру пушинки – парашютики. И под каждой по
семечку подвесит. Полетят парашютики с семенами, увидят хорошую поляну,
опустятся, зёрнышко спрячется в какую­нибудь впадинку и пролежит там до
весны.
Одуванчик:
Одуванчик золотой
Был красивый, молодой,
5

Не боялся никого,
Даже ветра самого!
Одуванчик золотой
Постарел и стал седой.
А как только поседел,
Вместе с ветром улетел.
Май:
На небе в мае много птичек,
Тепло согрело все вокруг.
Цветы и листья вылезли из почек,
Запахло красотою вдруг.
Ведущий (педагог):
Следующий подарок весны – цветок, о котором в древней Руси сложили
легенду. Морская царевна Волхова полюбила юношу Садко, но тот отдал своё
сердце любимице полей и лесов Любаве. Опечаленная Волхова вышла на
берег, чтобы ещё раз послушать песни прекрасного Садко, но не было его на
берегу. Заплакала Волхова и там, где падали слезинки царевны, выросли
нежные серебристые ландыши – символ чистоты, грусти и любви.
Ландыш:
Родился ландыш в майский день.
И лес его хранит,
Мне кажется: его задень,
Он тихо зазвенит.
И этот звон услышит луг,
И птицы, и цветы вокруг.
Медуница:
Медуница, медуница! –
Майского денька сестрица
Сине­розовое чудо,
Появилось ты откуда?
– Напиталась я землею,
Талой снеговой водою,
Только ты меня не рви!
Полюбуйся, посмотри
На зелёные листочки,
На малютки – на цветочки.
И понюхать тоже можно,
Только очень осторожно!
Чувствуешь, как пахну сладко? –
Хоть совсем не шоколадка.
6

Расцвели мои цветы
Здесь в лесу для красоты.
Ведущий (педагог):
Существует легенда, что синие цветки медуницы – это цветки Адама, первого
мужчины. А розовые – цветки Евы, первой женщины. Две различные окраски
цветков на одном растении символизируют единство противоположностей.
Есть даже загадка про это растение: Какой весенний цветок четырежды
меняет свой цвет? Ответ – цветок медуницы: когда он распускается, то
становится розовым, потом пурпурным, фиолетовым и синим.
Медуница:
Это прозвище недаром,
У красивого цветка,
Капля сочного нектара,
И душиста, и сладка,
От простуды излечиться
Вам поможет медуница.
В лес пойдёте, не забудьте
Медунице поклонится...
Фиалка:
Росинка упала на нежный листок,
В ней солнцем сияет румяный восток.
Лесная фиалка впитала росу,
И нежность восхода, и леса красу.
Она источает волшебный нектар,
Лесов подмосковных божественный дар.
И шмель, пролетая, почувствовать рад
Прекрасной фиалки лесной аромат.
И чудо такое ни с чем не сравнить,
Его нужно просто беречь и любить.
Ведущий (педагог):
Одна легенда рассказывает: что одна из прекрасных дочерей Атласа,
преследуемая жгучими лучами бога солнца, обратилась к Зевсу с мольбой о
защите. И великий Громовержец укрыл её в тенистой роще, превратив в
цветок. В Сицилии, этот цветок изображали на монетах, у древних галлов он
считался символом скромности и невинности, им усыпали ложе новобрачных.
Этим цветком восхищались Шекспир и Шелли, а Гёте мечтал, чтобы его
родной Веймер утопал в благоухании этого цветка. Выходя на прогулку он
рассыпал его семена. Этот цветок – фиалка.
Фиалка:
Зимние морозы
7

Солнышко прогнало.
Хрупкая фиалка
На полянке встала.
В ней теплота и робость,
Бессмертия дыханье,
Цвет неба голубого
и зорьки полыханье.
Так хрупок стебель бледный,
Цветок несмел, неярок,
Но в дымке акварельной
Прелестней нет фиалок.
Красою неземною
Чарует цвет лиловый,
Склоняется с любовью,
Как рыцарь, лист зелёный.
Ведущий (педагог):
Цветы, о которых мы вам рассказали, занесены в Красную книгу. А это значит,
что с каждым годом их становится всё меньше и меньше. Как же быть? Ведь
так хочется сорвать цветок и принести домой. Не делайте этого! Такой
цветок простоит у вас не более двух часов и завянет. А на полянке он будет
радовать людей долго­долго.
Мальчик:
Если Я сорву цветок,
Если ТЫ сорвёшь цветок…
Если ВСЕ: и Я, и ТЫ –
Если МЫ сорвём цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты…
И не будет красоты,
И не будет доброты.
Если только Я и ТЫ –
Если МЫ сорвём цветы…
Девочка:
Цветы кричат, когда их рвут,
Вы слышите иль нет?
Они кричат, они ревут
На целый белый свет.
Трава рыдает под косой
И нежный василёк
Как будто тих вскрикнул: «Ой!»
8

И синий взгляд поблёк.
Очнитесь, люди, в них на миг
Себя самих узнав
Услышьте сосен громкий крик
И тихий шелест трав.
И над собой свершите суд
Утрат, сомнений, лет…
Цветы кричат, когда их рвут
Вы слышите иль нет!?…
Мальчик:
Вот букет: он брошен вместе с сором.
Умирают, сжавшись лепестки…
Это мы срываем без разбора
Беззащитные тугие стебельки.
Для чего мы рвали их? Не знаю!
Быстро вянет нежный первоцвет.
Пусто, скучно стало на поляне:
Вестников весны там больше нет!
Очень просто погубить живое,
Ведь подснежники не могут нам сказать:
«Наслаждайтесь нашей красотою –
Только очень просим нас не рвать!»
Девочка:
Не рвите полевые цветы!
Цветы украшают луга и леса...
Но это не только природы краса –
В них пчелы находят целительный дар,
И бабочки пьют из них сладкий нектар.
Не надо, друзья, их бессмысленно рвать,
Не надо букеты из них составлять...
Завянут букеты...
Погибнут цветы...
И больше не будет такой красоты!
Ведущий (педагог):
А знаете, как можно сохранить красоту цветов, не срывая их?
Мальчик:
Василька срывать не стану
И ромашки золотой.
Лучше сразу всю поляну
9

Увезу к себе домой.
Прихвачу тихонько поле,
И в росе блестящий луг.
Поселю их в нашей школе,
Подарю тебе, мой друг.
И когда чуть­чуть взгрустнётся,
Снег весь мир заполонит,
Одуванчик улыбнётся,
Колокольчик зазвенит.
Не завянет медуница,
Не погаснет мой букет.
Наше лето сохранится
На рисунке много лет…
Берегите цветы, не губите!
Творенье природы не рвите!
Заботясь о своей Земле, мы продлеваем её век.
Береги первоцветы – если ты ЧЕЛОВЕК!
Дети показывают свои рисунки и плакат: «Берегите первоцветы!»
В заключении звучит песня «Не рвите цветы, не рвите!».
Педагог:
­ Понравилось вам наше мероприятие?
­ Что больше всего запомнилось?
­ Какие выводы вы для себя сделали?
Педагог подводит итоги конкурса рисунков. Награждение победителей.
10

Тема занятия: «Помощники весны»

Скороговорка дня:

Топали мы, топали,

До тополя дотопали.

Дотопали до тополя —

Да топаем, всё топаем.

Цель занятия: знакомство с весенними изменениями в жизни растений, с первоцветами, редкими растениями, формирование понимания необходимости их охраны, бережного отношения к природе.

Оборудование и материалы : рисунок-заготовка «Распускаются почки».

Предварительная работа

Возобновляем наблюдение за деревьями. Если осенью мы наблюдали, как меняются цвет листьев и их количество на ветках, то теперь наша задача — не пропустить момент появления первых листочков, рассмотреть их. Обсудим с детьми, что именно им предстоит увидеть. Каждый ребенок может выбрать «свое» дерево и наблюдать за ним.

Часть I. Мы помогаем

Цели : формирование счетных навыков, умения сравнивать множества по количеству предметов; знакомство со строением почки.

Педагог. Что-то Весна не приходит! Наверное, у нее очень много дел. Давайте поможем ей, тогда она сумеет прийти и поиграть с нами.

Работа по рисунку «Распускаются почки». Рассмотрим веточку, найдем почки. Под ними от морозов до поры до времени прячутся зеленые листочки и цветы. На всех веточках хорошо видны почки. «Поможем почкам раскрыться» — нарисуем на каждой маленький клейкий зеленый листочек. Посмотрим внимательно — все ли почки на наших рисунках «распустились»?

Проверяем работу вместе. Сначала сосчитаем веточки. Откуда будем начинать счет? Дерево растет верхушкой, значит, самые старые веточки... (внизу), они появились первыми, с них и начнем счет.

Сколько листочков на второй (первой, третьей) веточке справа (слева)? «Проверенные» веточки будем отмечать, рисуя ленточки. (Подобными ленточками мы будем отмечать и веточки настоящих деревьев, за которыми будем наблюдать.) На какой ветке больше всего листочков? Сколько всего раскрылось почек слева (справа)? Где больше листочков — слева или справа?

В каждом случае детям нужно соединить полученные значения с нужной цифрой.

Разминка «Распускаются почки» . Мы рисовали листочки вместо почек на веточках деревьев. Они очень маленькие и к тому же свернуты. Попробуем представить себе, что происходит внутри «проснувшейся» почки.

1. Дети садятся на корточки, накрывают голову руками. Пальцы одной руки крепко прижаты к пальцам другой руки, образуя вершину почки. — Нежные листочки в почке сложены, закрыты жесткими чешуйками от мороза.

2. Не разъединяя пальцев, разводим руки в стороны — почки набухают.

3. Медленно встаем, руки расходятся в стороны — чешуйки опадают, листочки распускаются.

4. Встаем на носочки и тянемся вверх — листочки тянутся к солнцу.

Повторим весь комплекс упражнение 3—4 раза.

Часть II. Первоцветы

Цели : знакомство детей с первоцветами, с необходимостью бережного отношения к ним; формирование умения находить смысловую основу слов.

Чем же еще занята весна в первые дни своего прихода? Она украшает землю первоцветами!

Дидактическая игра «Спроси слово» . Рассмотрим рисунки с изображением первоцветов. Предложим детям догадаться, почему все эти цветы называют первоцветами. Удивительно не только то, что эти растения первыми цветут, когда вокруг еще лежит снег, но и то, что зацветают они еще под снегом!

Постараемся выяснить, как получили свое название такие растения, как подснежник, мать-и-мачеха и сон-трава.

Подснежники зацветают под снегом. Так называют самые разные цветы. Некоторые из них (гусиный лук, ветреница лютиковая, пролеска, хохлатка) растут всего 1—1,5 месяца после появления, и до будущей весны сохраняются у одних клубни, у других — луковицы, у третьих — более или менее толстые корневища.

Мать-и-мачеха . Нижняя часть листьев у этого растения на ощупь кажется мягкой и теплой, как мать. А верхняя часть, наоборот, жесткая и холодная, как мачеха. Сначала это растение цветет, а потом уже появляются листья. До самой осени они будут накапливать питательные вещества для цветения следующей весной. Так же растет и медуница.

Прострел, или сон-трава. Ранней весной в светлом сосновом бору можно увидеть склоненные мохнатые фиолетовые колокольца. Кажется, кто-то специально воткнул в землю сорванные цветы на короткой ножке — ведь ни листья, ни стебли пока не выросли. Через несколько дней цветки широко раскроются, и колоколец превратится в яркую шестилучевую звезду с пучком желтых тычинок посередине.

В древности люди думали, что попавшие вечером на поляну путники засыпают от испарений этого ядовитого растения. Поэтому и назвали его — сон-трава.

Во многих странах есть поверья, связанные с целебной силой и магическими способностями первоцветов.

Из-за стремления людей украсить первыми вестниками весны свои дома многие первоцветы стали редкими растениями. К ним необходимо относиться особо бережно. А свои дома лучше украшать живыми растениями, выращивая их при помощи старших.

Итог занятия. Постараемся разгадать загадки — в них «спрятались» все те понятия, с которыми мы сегодня познакомились.

На ветках — плотные комочки,

В них дремлют клейкие листочки. (Почки.)

Был тугим он кулачком,

А разжался — стал цветком. (Бутон.)

Из-под снега расцветает,

Раньше всех весну встречает. (Подснежники, первоцветы.)

На земле цветов — не счесть,

Но один особый есть —

Самый первый, самый нежный.

Мы зовем его... (подснежник).

Последующая работа

Предложим детям передать свои впечатления и эмоции в творческой работе «Подснежники». Каждому ребенку нужно выбрать первоцвет, который они будут изображать. Возможно, дети смогут пояснить свой выбор. «Нарисуем» каждый свой первоцвет при помощи пластилина и крупы.

Выучим стихотворения о птицах, ведь очень скоро мы будем встречать в наших краях перелетных птиц.

Наблюдение «На проталинках ». Обратим внимание детей на то, что среди снега на проталинах можно увидеть не только пробивающуюся травку, но и первых насекомых, пауков и дождевых червей. Днем они отогреваются, разминают ножки, а вечером, когда мороз вновь крепчает, снова прячутся в щели, под листву, в мох, в траву.

ЗНАКОМСТВО С ПЕРВЫМИ ЦВЕТАМИ

Цель: знакомство с первыми весенними цветами.

Задачи: учить детей находить и узнавать мать-и-мачеху, радоваться этому весеннему цветку, содействовать развитию чувству эмпатии к живому.

Материал и оборудование: живой цветок мать-и-мачехи и одуванчика, рисунки этих цветов, простые карандаши, лупы.

Ключевые слова: проталины, первоцветы, мать-и-мачеха

Ход занятия

Педагог показывает детям картинку, где изображен снег и подснежник.

Ребята, посмотрите на картинку, разве так бывает: снег и цветы? Бывает. Весной, когда появляются первые проталины (места, где снега уже нет), начинают расти первые цветы. Их так и называют – первоцветы. Как мы им радуемся! И так хочется сорвать их. Но не будем спешить это делать. Ведь первым цветам радуются и насекомые: бабочки, шмели и пчёлы, потому что для них — это первая еда. Сорвем цветочки, а шмели и бабочки заплачут, скажут: «Что мы будем теперь кушать? Мы умрём с голода!» Жалко бабочек. Оставим цветы для них и для красоты.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвём цветы,

Опустеют все поляны

И не будет красоты.

Посмотрите, в руках у меня маленький нежный цветок мать-и-мачехи. На что он похож? На одуванчик. У цветочка короткий стебель, покрытый чешуйками. Цветок жёлтый, круглый, похожий на крохотную корзиночку. Видите на стебельках чешуйки, словно маленькие листочки. Появляются цветы мать-и-мачехи на солнечных местах, где нет тени. Им надо много солнечного света. Поэтому цветы утром с солнышком раскрываются, а вечером прячут свою красоту, закрываются. Позднее появляются большие листья. Посмотрите на рисунок этого растения.

А теперь посмотрим на цветок одуванчика. Цветы мать-и-мачехи и одуванчика очень похожи. Только у одуванчика стебель гладкий без чешуек. Сравним два цветка. Видите отличия? Сейчас посмотрим, как вы научились их различать. (Воспитатель из-за спины протягивает руку с цветком и говорит: «К вам в гости пришел цветок…одуванчика. А теперь — цветок…мать-и-мачехи». Молодцы, запомнили. У одуванчика и листочки другие: узкие и длинные. Посмотрите на эту картинку. Здесь изображены оба растения. Когда цветы отцветут, на их месте появятся семена с парашютиками. Послушайте стихотворение про одуванчик.

Ярко жёлтый одуванчик!

Ты зачем сменил кафтанчик?

Был красивым, молодым,

Стал как дедушка седым!

Посмотрите на семена в лупы. У одуванчика парашютик на длинной ножке, а у мать-и-мачехи такой ножки нет: пушинки прикреплены к семечку. А теперь вам задание (Николаева, 2001). Каждому из вас раздам картинки с цветами и семенами одуванчика и мать-и-мачехи. Простым карандашом проведите линии от семечка до нужного цветка (Рис.24).

Цветущие одуванчики очень украшают наш город. Их много растет и на наших прогулочных участках.

В. Берестов

Цветы красивые для нас

Весёлый май в тиши припас,

Но мы их обрывать не будем –

Пускай цветут на радость людям

Первоцветы называют еще разведчиками весны. Они самые первые, самые смелые. Кажется, что этих нежных цветов пугается зима и постепенно уходит.

Цель: вызвать у детей интерес к окружающему миру, формировать реалистическое представление об окружающей нас природе, желание стать другом природы, беречь и охранять ее; расширять представление и знания детей о весенних лесных первоцветах, об их значении в нашей жизни; развивать речь детей, активизировать внимание, память.

Обогащение словаря: медуница, ветреница.

Активизация словаря: первоцветы.

Ход занятия

Весенняя песенка С.Я. Маршака.

Снег теперь уже не тот –
Потемнел он в поле,
На озерах треснул лед
Будто раскололи.
Облака бегут быстрей,
Небо стало выше,
Зачирикал воробей
Веселей на крыше.
Все чернее с каждым днем
Стежки и дорожки,
И на вербах серебром
Светятся сережки.

– А что еще, кроме молодых листочков, украсит лес? (ответы детей)

– Когда появляются первые цветы в лесу? (Как только растает снег, и проявятся первые проталины).

– Самые первые цветы в лесу так и называются – первоцветами. Какие первоцветы вам знакомы. (Ответы детей).

Необычной красоты бывают лесные поляны весной, когда цветут первоцветы. Прослушайте, пожалуйста, загадку. О каком цветке в ней говориться? (Подснежник)

У занесённых снегом кочек
Под белой шапкой снеговой
Нашли мы маленький цветочек
Полузамёрзший, чуть живой.
Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький.
Из-под снега расцветает,
Раньше всех весну встречает.

(Дети рассматривают иллюстрированный материал: картинки, слайды с изображением подснежника на лесной поляне)

(Первый слайд) Подснежник.

Все растения, которые расцветают ранней весной, называют первоцветами.

Они первыми появляются из-под снега.

(второй слайд) медуница.

Когда она распускается, цветки у нее розовые. Пройдет немного времени, и они станут малиновыми, а затем фиолетовыми. А увядшие цветки имеют синий цвет. Так как цветки на одном стебле распускаются в разное время, то и получается маленький букетик.

Еще медуницу называют сладким букетиком, потому что в ее цветках много сладкого сока-нектара.

(третий слайд) Ветреница.

Это растение цветет только в сезон сильных весенних ветров.

(Четвертый слайд) Сон-трава.

«Усни-трава»
Дальний лес стоит стеной,
А в лесу, в глуши лесной,
На суку сидит сова.
Там растет усни-трава.
Говорят, усни-трава
Знает сонные слова:
Как шепнет свои слова,
Сразу никнет голова.
И. Токмакова

(Пятый слайд) Хохлатка.

Это растение маленькое, хрупкое, нежное. Листья у него тонкие и мягкие, фиолетовые цветки имеют небольшие хохолки.

(Шестой слайд) Первоцвет (Примула)

Это растение называют «золотыми ключиками весны».

(Седьмой слайд) Мать-и-мачеха.

Она самая первая зацветает по весне. Когда цветы отцветут, появляются большие зеленые листья. С виду самые обычные, а потрогаешь – вот так дивно! Одна сторона у листьев теплая, покрытая мягким пушком, а другая – гладкая и холодная. Теплая – это мать, холодная – мачеха.

(Восьмой слайд) Ландыш.

Даже ночью муравьишка
Не пропустит свой домишко:
Пусть дорожку до зари
Освещают фонари.
На больших столбах подряд
Лампы белые висят.

Растение – символ весны, из фарфоровых чашечек которого образуются красные бусинки.

(Девятый слайд) Помни правила:

  • Не рви цветы в лесу, на лугу. Пусть красивые растения остаются в природе.
  • Помни, что букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.
  • Посади первоцветы в саду и ухаживай за ними.
  • Расскажи друзьям и близким об охране первоцветов.

Физкультминутка: «Найди себе пару» распределить детей на подгруппы.

Раздать каждой группе изображение цветка и попросить описать его, так что бы другие дети угадали, что за цветок.

– Цветите, лесные колокольчики и фонарики! Радуйте нас своей красотой! А мы будем в памяти хранить радость, красоту и доброту вашу. Давайте, нарисуем эти цветы и подарим рисунки нашим близким людям. Дети по желанию выбирали изобразительный материал (Краски, карандаши, восковые мелки, фломастеры).

В конце занятия разложить рисунки детей на столе для составления весеннего букета. Спросить какой весенний букет больше понравился.

Цель : уточнить и расширить представления о первых цветах весны; учить любоваться растущими цветами, видеть и воспринимать их красоту, беречь прекрасные творения природы; стремиться вызвать чувство благодарности природе за то, что она дарит нам чудные цветы; воспитывать эстетический вкус, бережное отношение к природе.

Ход занятия

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Да - нет».

Это рукотворное? (Нет.)

Это природное? (Да.)

Это животное? (Нет.)

Это растение? (Да.)

Это высокое? (Нет.)

Это низкое? (Да.)

Это комнатное растение? (Нет.)

Это лесное растение? (Да.)

Это красивое? (Да.)

Это цветы? (Да.)

Ребята, сегодня, в этот радостный весенний день мы поговорим о цветах. И не просто о цветах, а о первоцветах.

Как вы понимаете это слово? (Ответы детей).

Правильно, это цветы, которые весной расцветают первыми в лесу и на лугу. Первые весенние цветы! Как мы радуемся им! Каждый цветок волнует нас своею скромностью, красотой, восхищает чистотой и тонким ароматом. (Работа с кольцами Луллия.)

Какие первые цветы Гномик увидел в лесу? (Подснежники, хохлатку, ландыш, фиалку, пролеску.)

Подснежник. Его синие цветочки, словно звездочки, разбросаны по снегу. Первый, второй, а вот и целая семейка. Они нежные, душистые, первые разведчики весны. Самые первые, самые смелые. Кажется, что именно их, крохотных, не боящихся холода, пугается зима и постепенно уходит.

Подснежник

Выглянул подснежник

В полутьме лесной -

Маленький разведчик,

Посланный весной;

Пусть еще над лесом

Властвуют снега,

Пусть лежат под снегом

Сонные луга;

Пусть на спящей речке

Неподвижен лед, —

Раз пришел разведчик,

И весна придет.

(Е. Серова)

По-зимнему голы ветви деревьев, нет в лесу тени, и всё солнышко достается подснежникам.

В разгар цветения подснежников любая ясная ночь может кончиться заморозком, и утром на молодые травы ляжет бледный иней, а маленькие лужицы затянет тонким льдом, но цветущим подснежникам такой мороз не страшен. Они лишь поникнут слегка, а синь лепестков, кажется, еще гуще станет от ночного холода.

Звучит грамзапись «Подснежник». Дети представляют себя подснежниками, смело пробиваются через тонкий ледок, тянутся к солнцу и свету, удивляются проснувшемуся лесу, здороваются со всеми жителями и радуются весне.

Вам понравилось быть подснежниками? Что вы чувствовали?

Чуть позднее в лесу зацветают хохлатки. Местами их столько, что даже подснежникам не хватает места. Все они похожи друг на друга. Лишь изредка среди сиреневых хохлаток встречаются ярко-красные. Вот она, природа -волшебница! Украсила лес цветочным ковром.

Щедрая весна ступает своими теплыми ногами и дарит разные подарки. Лесу - ковер из подснежников и хохлаток, лугу - пестрый ковер из луговых цветов.

Какие цветы увидел Гномик на луговом ковре? (Мать-и-мачеху, лютик луговой, луговую герань, одуванчик и др.)

Чуть запахло весной, на проталинках появляются кучки бледных стебельков-головастиков, они прижимаются друг к другу, словно испуганные ребята. Может, чтобы им было теплее? Но по-цветочному они одеты хорошо: с ног до головы - в пушистых листиках-чешуйках.

В каждой семейке мать-и-мачехи по четыре, а то и по шесть стебельков братишек. Удивителен этот цветок! Утром с солнышком раскрывается, а к вечеру прячет свою красоту, закрывается. Одна сторона листа - мать - теплая, другая - мачеха - холодная.

От цветения каких цветов ковер на лугу кажется золотым? (От одуванчиков.)

На что похож одуванчик? (На солнышко, на золотой шарик, на звездочку, на брошь и т. д.)

В камышах гнездятся цапли,

Дремлет сонная река,

Солнце расплескало капли

На речные берега.

Стали капельки цветами,

Озарили все вокруг!

В новом желтом сарафане

Одуванчиковый луг.

Одуванчик так любит солнышко, что не отводит от него восторженного взгляда. Взойдет солнце на востоке - одуванчик на восток смотрит, поднимается в зенит - одуванчик поднимет головку кверху, приближается к закату - одуванчик не спускает с заката взгляда.

(С. Красиков)

Одуванчик - один из самых лучших медоносов, к нему любят прилетать в гости не только пчелы и шмели, но и бабочки. Одуванчиковый мед - густой и ароматный.

Утром на солнечной поляне без часов узнаешь время - одуванчики раскрываются в 5-6 часов утра, а к 2-3 часам дня уже гаснут желтые огоньки.

(Д. Зуев)

А вот и лютик луговой. Словно атласом покрыты его лепестки. Хрупкий, нежный цветок с нежными тычинками, покрытыми бархатом.

Какие цветы увидел Гномик в саду? (Тюльпаны, гиацинты, нарциссы, ландыши, примулы, сирень, пионы и т.д.)

Дидактическая игра «Весенние цветы на клумбах».

Подарок весны

Шла лесами, шла лугами

Весна в пестром сарафане,

В золотом венке,

С цветком в руке.

В косах - ленты атласные -

Белые и красные,

Синие, голубые,

Желтые, золотые.

Кого весна встречала,

Всех привечала,

Со всеми говорила

И по ленточке дарила:

Бору еловому

Дала ленточку новую.

Под старым валежником

Расцвели подснежники -

Засинели, как озера,

Посветлели чащи бора.

Возле мелких лужиц -

Звездочки калужниц,

Засияли, зацвели,

Полетели к ним шмели.

Да вот беда!

Осталась у Весны

Ленточка одна.

Попросили ленту

Зеленые кусты,

И на них раскрылись

Дивные цветы:

Гроздья тяжелые,

Махровые, лиловые;

В каждом палисаднике

Сирень расцвела -

Не узнать весною

Нашего села!

К сожалению, жизнь первоцветов недолговечна. Часто люди срывают первые цветы, не задумываясь о том, что они очень скоро погибнут.

Сквозь иглы темной хвои

Веселый лился свет.

Я шла лесной тропою

И вдруг нашла букет.

Букет лесных фиалок

Лежал на мшистом пне.

И стало мне их жалко,

И грустно стало мне.

Цветы уже увяли,

Поникли лепестки.

Зачем же их сорвали,

Сломали стебельки?

Казалось мне, я слышу

Фиалок слабый стон,

Он делался все тише,

Но сердце ранил он.

Ребята, почему фиалки стонали? Если бы они умели говорить, чтобы они нам сказали?

Что мы можем им пообещать?

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны

И не будет красоты.

В Красной книге записано: «Не истреби, не сорви, не затопчи». Эти слова звучат, словно наказ людям: «Сбереги, дай вырасти - и ты станешь богаче не только лесами, лугами, но и душой».

Воспитатель предлагает детям выложить цветы методом ниткографии на ковролине.