Конспект занятия в старшей группе коррекционной направленности на тему "Перелётные птицы". Конспект занятия Перелетные птицы.docx - Конспект непосредственно - образовательной деятельности "Перелетные птицы"

Развивающее занятие педагога-психолога ДОУ

для детей старшего дошкольного возраста.

Тема: Перелетные птицы.

Цель занятия : Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста на этапе подготовки к школе средствами игровой деятельности.

Задачи:

    Расширить представления детей о жизни перелетных птиц (грач, скворец, соловей, ласточка).
    2. Познакомить с птицами, которые прилетают ранней весной (грач, скворец), в середине и в конце весны.
    3. Познакомить детей с экзотическими птицами, с их жизнью в жарких странах.
    4. Овладеть действием наглядного моделирования классификационных отношений между понятиями.

Вид занятия : комбинированный.

Методы : словесный, наглядный, практический (упражнения, игра).

Вводная часть: Игра «И я здесь!»

Все встают в круг Добра, затем берутся за руки. По очереди, каждый ребёнок произносит: «И я здесь!». Все дети вслед за ним называют его имя: «И … здесь!».

Затем дети хором, сначала шепотом, а потом громко: «Мы все здесь».

Какой сейчас месяц? Март. Но, зима долго не уступала весне. Какие приметы весны вы знаете. Как называются птицы, которые на зиму улетают в теплые края? (перелетные) . Когда птицы возвращаются из теплых краев? (весной) З

Действительно, весной птицы возвращаются домой в свои гнезда. Но при перелете птиц ожидают разные опасности, и не все птицы могут долететь до родного дома. Я знаю, у вас доброе сердце, послушайте, как оно стучит. Дети прикладывают руку к сердцу.
Я предлагаю отправиться путешествовать на воздушном шаре навстречу птицам, чтобы помочь им долететь.

Ход занятия

Впереди нас ждет трудный путь. Нужно проверить нашу готовность к приключениям.

Игра «Ха-ха-ха»

Молодцы. Можно отправляться в путь. Сядьте на стулья. (по кругу) Закройте глаза. Представьте, что мы с вами на воздушном шаре поднимаемся все выше и выше. Внизу мы видим удаляющиеся, от нас, деревья, дома, машины. Дома становятся похожими на кубики. Дорога похожа на серую ленту, а речка на синюю. Вот мы поднялись высоко над землёй. Здесь, на высоте птичьего полёта, всегда дует сильный ветер.

Игра: «Ветер дует на того …».

( у кого в одежде есть синий (красный) цвет, кто умеет считать, кто помогает другу в беде, кто хочет пойти в школу, кто любит свою маму)

Молодцы! Все очень внимательные.

Выставляется первая картинка из серии сюжетных картинок.

Какое время года изображено на картинке? (весна) Чем вы можете подтвердить, что это весна?

Ребята, вспомните знаменитую путешественницу, которая отправилась в теплые края вместе с дикими утками, а потом всем рассказывала о своих приключениях? (Лягушка-путешественница).

Так вот сегодня она вернулась и пришла к нам в гости. Логопед показывает детям игрушку «Лягушку».

Сегодня мы узнаем, какие птички вернулись из теплых краев.

Закрепление понятий «перелетные» и «зимующие» птицы

Игра «Найди перелетную птицу».

Ребята, ветерок случайно перепутал фотографии всех птиц. Давайте посмотрим, какие из этих птиц останутся у нас зимовать, а какие от нас улетят на юг. Если птицы остаются у нас зимовать, как они называются?

Дети находят перелетных птиц из нескольких зимующих и называют ее.

Педагог: А совсем скоро к нам прилетят скворцы.

Развитие словообразования

Как назвать скворца ласково? (скворушка).

Кто у скворца детеныши? (скворчата).

Как зовут их маму? (скворчиха).

Какой домик строят люди для скворцов весной? (скворечник).

Дети проходят и садятся на диван. Звучит музыка из телепередачи «В мире животных». У детей на груди бейджики с изображением птицы.

Педагог: Дети, я рада вас приветствовать на заседании клуба «Любители природы».

Педагог: Мы знаем поговорку «Летит скворец – зиме конец». Что у птиц общего и чем они отличаются?
Дети. Общее – два крыла, две лапки, хвост, круглая головка, овальное туловище, оперение, пух. Отличие – размер, цвет оперения, пение, место гнездования, обитания, корм.
Педагог: Почему весной птицы могут вернуться в родные места?
Дети. Просыпается вся природа, у птиц появляется корм.

Подвижная игра "Перелетные птицы".

Дети изображают перелетных птиц, если называются месяцы зимы, улетают в теплые края, дети должны подойти к плакату с изображением Африки. Если летние месяцы - они остаются на месте.

Игра: “Выпусти птицу”. (Развитие мелкой моторики.)

Педагог предлагает детям закрыть картинку ладонью так, чтобы каждый пальчик закрыл нарисованную птицу.

- Представьте, что птица сидит в клетке, а вы хотите выпустить ее. Необходимо поочередно приподнимать пальцы и “выпускать” птицу, произнося слова: “Я из клетки выпущу ….”.

Игра повторяется с обеими руками поочередно.

Динамическая пауза. Игра “Кто как передвигается?”. [Развитие речевого слуха, творческого воображения, подражательности. Совершенствование грамматического строя речи (изменении сущ. по падежам)].

Перед игрой логопед нацеливает детей на то, что они должны показать, как животное передвигается. Ласточка, медведь, белка, цапля, заяц, змея, грач, петух.

Вокруг себя повернись и в ласточку превратись.

И т.д.

Вокруг себя повернись и в детей превратись.

Каких птиц вы изображали? (Ласточку, цаплю, грача, петуха.)

Игра: «Интонация»

Когда мы разговариваем, мы, конечно же, обращаем внимание на смысл и содержание сообщений. Но не менее, а то и более важна интонация, с которой мы произносим ту или иную фразу. Любое предложение можно произнести с огромным количеством оттенков, и каждый раз из-за интонации предложение будет иметь новое значение. Попробуйте сказать простую фразу “Ну вот и все!” Но сказать её нужно...

· радостно, словно вы закончили писать заданное на дом сочинение;

· кровожадно, словно вы истребили всех мух, летавших по квартире;

· печально, словно вы досмотрели до конца последнюю серию любимого телесериала;

· испуганно, словно вас догнал волк, от которого вы пытались убежать;

· устало, словно вы только что очистили два ведра картошки.

Интонация 2

«Мы с приятелем вдвоём очень весело живём!»

Игра “Веселый мяч”.

Бросайте ребенку мяч и называйте птицу. Ребенок бросает мяч обратно и говорит "перелетная" (п) или "зимующая" (з).
Снегирь (з), грач (п), воробей (з), синица (з), журавль (п), ласточка (п), дрозд (п), трясогузка (п), утка (п), сова (з), дятел (з), кукушка (п) и т.д.

ЗАГАДКИ

Я проворна, легкокрыла,
Хвост раздвоен, словно вилы.
Если я летаю низко,
Значит дождик где-то близко.
(ласточка)

Черный, проворный,
Кричит: “Крак”
Червякам враг.
(грач)

Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это? …
(Соловей)

Кто на елке, на суку
счет ведет: “Ку-ку. Ку-ку”? (кукушка).

На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад,
Ищет в речке лягушат. (цапля)

Давайте повторим названия птиц. (Повторяют хором и по - одному.)

Кто это? Как назвать одним словом?

Птицы.

Почему вы думаете, что это птицы?

Почему мы этих птиц не видели зимой?

Они улетали в теплые края.

Как называют птиц, которые зимой улетают в теплые края, а весной возвращаются снова?

Перелетные птицы.


Мы возвращаемся обратно в детский сад.

Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии в мир природы? Ответы детей.

Итог занятия. Игра: «Мы вместе!»

Марина Валеева
Конспект познавательного занятия «Перелетные птицы»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

в подготовительной группе

Тема : «Перелетные птицы »

Воспитатель :М. В. Валеева.

Цели занятия :

Закрепить знания и дать новые представление о перелётных птицах ;

Закрепить умение делить птиц на перелётных и зимующих , на основе связи между характером корма и способом его добывания;

Активизировать словарь детей (перелётные , насекомоядные, зерноядные, водоплавающие, клином, дугой);

Развивать связную речь, зрительную память, внимание;

Воспитывать у детей интерес к пернатым обитателям живой природы, бережное отношение к ним.

Оборудование : демонстрационные картинки «Перелётные птицы » , иллюстрации видов перелета птиц , аудиозапись «Голоса птиц » , мяч.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Воспитатель. Ребята послушайте стихотворение «Летят перелётные птицы » Ирис Ревю

Осенним днем иду в поля, желаю

Побыть с природой вновь наедине.

Вот птиц горластых улетают стаи,

Они, друзья, не вспомнят обо мне.

Они летят туда, где жарко,

И где цветы душисты и пестры,

Где мать-природа просто, без утайки,

Раскинула зелёные ковры.

Они летят – не скажут слов прощания,

Не улыбнутся родине своей.

Они летят, но знают - возвратятся,

И машут мне приветливо : «Эгей!»

Ребята, как вы думаете, о каком времени года рассказывается в стихотворении? Куда же это все птицы улетают ? Как называются птицы , которые улетают в теплые края? (перелетные )

И сегодня на занятии мы будем говорить о перелётных птицах .

2. Вос-ль : как вы думаете, почему птицы улетают именно осенью (потому что становится холодно, нечего кушать) .

Вос-ль : Правильно. Вы знаете, что осенью многие насекомые исчезают : или прячутся, или погибают. Значит, если птицы питаются насекомыми , им зимой нечем будет прокормиться и поэтому насекомоядные птицы улетают в теплые края, где много насекомых.

А как отличить насекомоядных птиц вы знаете ? По клюву : он прямой, удлинённый, заострённый, чтобы удобнее было ловить насекомых. Посмотрите на фотографии. Вот скворец, ласточка, стриж, кукушка, иволга, соловей, трясогузка. Это насекомоядные птицы . Они улетают самыми первыми.

Затем улетают зерноядные, то есть те, которые питаются плодами и семенами растений. Вы их тоже знаете. Рассмотрите на картинке овсянку, чижа, зяблика.

Позже всех улетают водоплавающие птицы - дикие утки и гуси , лебеди (рассмотреть фотографии птиц ) . Они собираются в путь, когда замерзают водоёмы.

Перелётных птиц много , но нам редко удаётся увидеть, как, собравшись в стаи, они улетают. Они летят в основном ночью : так безопаснее. Ориентируются птицы в полете по звездам . А знаете вы, что во время перелёта многие птицы придерживаются строгого порядка? Причём у разных птиц этот порядок свой : журавли летят клином, гуси и цапли – шеренгой, крылом к крылу, утки выстраиваются в прямую линию или образуют дугу. Скворцы, дрозды и другие мелкие птички порядка не любят : летят стайками. А кукушки, орлы, ястребы, грифы и соколы летят в одиночку.

Весной перелётные птицы возвращаются к нам обратно.

Физкультурная минутка

Подвижная игра «Улетает, не улетает» (аудиозапись «Голоса птиц » ).

Воспитатель перечисляет названия птиц , а дети бегают и машут крыльями, когда услышат названия перелётной птицы . Если услышат зимующую птицу или домашнюю – дети останавливаются.

Вос-ль : Молодцы,а теперь поиграем в игру «У КОГО - КТО?» (с мячом) . (Дети должны правильно назвать птенцов.)

У кукушки – кукушонок, кукушата.

У журавля - журавленок, журавлята.

У скворца - скворчонок, скворчата.

У лебедя - лебеденок, лебедята.

У грача - грачонок, грачата.

У утки - утенок, утята.

У аиста – аистенок, аистята.

У гуся – гусенок, гусята.

Игра на зрительную память и внимание «Кто улетел?»

Воспитатель прикрепляет на доску 5-6 изображений перелётных птиц и предлагает детям назвать всех птиц . Затем говорит, что одна из птиц улетит на юг и просит детей закрыть глаза. Убирает одно изображение птицы . Дети называют улетевшую птицу .

3. Итог. Вос-ль : О каких птицах мы беседовали ? перелетных )

Вос-ль : Что нового узнали о перелетных птицах ? (совершают перелет различными способами.)

Вос-ль : Как они находят дорогу в теплые края и обратно к нам (Ориентируются по звездам.)

Вос-ль : Мне понравилось как вы работали на занятии . Внимательно слушали и отвечали на мои вопросы. Молодцы!

Публикации по теме:

Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [Л]. Форма: индивидуальное занятие. Лексическая тема: «Перелетные птицы». Цели:.

Конспект открытого комплексного занятия для детей средней группы «Перелетные птицы» Цель: ознакомление дошкольников с окружающим миром природы. Программное содержание: Образовательные задачи: - продолжать знакомить детей.

Конспект занятия во второй младшей группе «Перелетные птицы» Цель: Расширение и закрепление представление детей о перелетных птицах, о видах гнезд,их внешнем виде, образе жизни. Задачи:дать сведение.

Тема: «Осень золотая! Перелетные птицы" Цель: продолжать учить наблюдать за изменениями в природе, описывать осень по картинке, находить.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи Тема: «Перелетные птицы»Программные.

Тема: “Перелетные птицы”.

Цель: — расширение и активизация словаря.

Задачи: — образовывать множественное число существительных;

  • учить согласовывать существительные с числительными;
  • учить изменять существительные по падежам;
  • учить образовывать притяжательные прилагательные;
  • развивать координацию речи с движением;
  • развивать мелкую моторику;
  • развивать слуховое внимание;

Оборудование: картинки с изображением перелетных птиц, мяч.

Ход занятия:

1. Орг. момент. Стихотворение “Осень”.

Опустел скворечник, улетели птицы,
Листьям на деревьях тоже не сидится.
Целый день сегодня все летят, летят….
Видно тоже в Африку улететь хотят.
(И. Токмакова)

Какие птицы покинули свой дом – скворечник? (скворцы). Каких еще перелетных птиц вы знаете?(картинки)

Игра “Кого не стало?” (по картинкам).

2. Введение в тему. (картинки с изображением перелетных птиц )

Какие птицы покинули свой дом – скворечник? (скворцы)
Каких еще перелетных птиц вы знаете?
Почему мы называем птиц перелетными?
Почему они улетают в теплые края?

Части тела птиц. (схема)

Есть две лапки, клюв, два крыла, хвост, тело покрыто пухом и перьями.

— показать, где у птички клюв, хвост….
— назвать части тела птички.

3. Игра “Один- много”

Кукушка – кукушки, журавль — журавли,
скворец — скворцы, соловей — соловьи,
жаворонок – жаворонки, лебедь — лебеди,
грач — грачи, утка — утки,
ласточка – ласточки, грачонок – грачата,
аист – аисты гусенок – гусята.

Кукушка – кукует, ласточка – щебечет, скворец – поет,
журавль – курлыкает, утка – крякает, гусь – гогочет.

5. Игра “У кого кто ”.

У кукушки – кукушонок, кукушата.
У журавля — журавленок, журавлята.
У скворца — скворчонок, скворчата.
У лебедя — лебеденок, лебедята.
У грача — грачонок, грачата.
У утки — утенок, утята.
У аиста – аистенок, аистята.
У гуся – гусенок, гусята.

6. Физкультминутка “Журавли учатся летать” Дети изображают, как журавли учатся летать. Руки разводят в стороны и поднимают до уровня плеч. Вдох через нос. При опускании рук – выдох.

Пальчиковая гимнастика “Уточка”

Шла уточка бережком, (“идут” двумя пальчиками по столу,
Шла серая по крутому. переваливаясь.)
Вела детей за собою,
И малого, и большого, (загибают безымянный палец; большой
палец.)
И среднего, и меньшого, (загибают средний палец; мизинец.)
И самого любимого. (загибают указательный палец.)

7. Игра “Поиграем посчитаем” (по картинкам).


Одна утка, две утки,…, пять уток.
Одна кукушка, две кукушки,…, пять кукушек.
Одна птица, две птицы,…, пять птиц.
Один аист, два аиста,…, пять аистов.
Один гусь, два гуся,…, пять гусей.
Одно гнездо, два гнезда,…, пять гнезд.

8. Игра “Чей, чья, чье?”

Клюв (чей?) птичий, утиный, гусиный.
Голова (чья?) птичья, утиная, гусиная.
Гнездо (чьё?) птичье, утиное, гусиное.

9. Итог занятия . Вспомнить о чём говорили. Что понравилось? Кириллова Ю., учитель-логопед.

  • Образовательные области «Познание ФЦКМ», «Коммуникация».

    Цели занятия:

    Закрепить знания и дать новые представление о перелётных птицах (внешний вид, среда обитания, питание, повадки, перелёт);

    Закрепить умение делить птиц на перелётных и зимующих, на основе связи между характером корма и способом его добывания;

    Активизировать словарь детей (перелётные, насекомоядные, зерноядные, хищные, водоплавающие, певчие, клином, шеренгой, дугой);

    Учить согласовывать имена существительные с числительными;

    Учить согласовывать имена существительные с глаголами;

    Развивать связную речь, зрительную память, внимание, мелкую моторику;

    Воспитывать у детей интерес к пернатым обитателям живой природы, бережное отношение к ним.

    Оборудование: демонстрационные картинки «Перелётные птицы», аудиозапись «Голоса птиц», мяч, кубик с цифрами.

    Ход занятия

    1. Организационный момент.

    Воспитатель. Ребята послушайте стихотворение Е.Благининой «Улетают, улетели…»

    Скоро белые метели

    Снег подымут от земли.

    Улетают, улетели,
    Улетели журавли.

    Не слыхать кукушки в роще

    И скворечник опустел.

    Аист крыльями полощет –

    Улетает, улетел.

    Лист качается узорный

    В синей луже на воде.

    Ходит грач с грачихой чёрной

    В огороде на гряде.

    Осыпаясь, пожелтели

    Солнца редкие лучи.

    Улетают, улетели,

    Улетели и грачи.

    Воспитатель. Ребята, как вы думаете, о каком времени года рассказывается в стихотворении? Куда же это все птицы улетают?

    Дети. Про осень. О птицах, которые улетают в тёплые края.

    Воспитатель. Верно. И сегодня на занятии мы будем говорить о перелётных птицах.

    2. Беседа.

    В природе существует большое разнообразии птиц.

    Где бы ты ни гулял – в городском парке, по берегу моря, в деревне, в лесу,- повсюду ты встретишь птиц. Почти все они умеют летать. Птицы – это животные с перьями и крыльями. Перья помогают сохранять тепло и придают птицам их неповторимую окраску. Птицы часто охорашиваются, то есть чистят перья, втирая в них свой жир. Они также вырывают старые перья там, где растут новые.

    Птицы живут в гнёздах. Обычно они строят гнёзда из листьев, травы, веточек, но некоторые птицы живут в кучках камней. Самка откладывает яйца, а потом высиживает их, грея своим теплом, пока не вылупятся птенцы.

    Осенью птицы собираются в стаи и улетают на юг, чтобы перезимовать.

    Воспитатель. Ребята, как вы думаете, почему птицы улетают именно осенью?

    Дети. Потому что становится холодно, нечего кушать.

    Воспитатель. Правильно. И самое главное то, что нет корма для жизни.

    Вы знаете, что осенью многие насекомые исчезают: или прячутся, или погибают. Значит, если птицы питаются насекомыми, им зимой нечем будет прокормиться. А каких насекомоядных птиц вы знаете?

    Дети. (Делают предположения)

    Воспитатель. Как их отличить? Знаете? По клюву он прямой, удлинённый или заострённый, чтобы удобнее было ловить насекомых. Посмотрите вот насекомоядные птицы: скворец, ласточка, кукушка, иволга, соловей, трясогузка.

    Трясогузка – одна из самых полезных птиц. Она уничтожает мух, комаров, за которыми ловко гоняется в воздухе. Особенно велика польза этой птички в огороде, где она быстро бегает по грядкам и склёвывает с земли и растений насекомых. Трясогузка очень подвижная птичка. Даже отдыхая, она ежеминутно помахивает своим длинным хвостиком.

    Кто-нибудь из вас видел такую птичку? Можно её назвать перелётной?

    Дети. Да. Можно.

    Воспитатель. Трясогузка улетает одна из первых, как и все насекомоядные птицы. Затем улетают зерноядные, то есть те, которые питаются плодами и семенами растений. Вы их тоже знаете. Рассмотрите на картинке овсянку, чижа, зяблика. Позже всех улетают дикие утки и гуси, лебеди, они собираются в путь, когда замерзают водоёмы, потому что это водоплавающие птицы. Рассмотрите картинки и сравните с трясогузкой.

    Почему у гуся на лапках перепонки, а у трясогузки их нет?

    Дети. Чтобы быстро плавать и держаться на воде.

    Воспитатель. Перелётных птиц много. Назовите, каких птиц вы ещё знаете.

    Дети. (Опираясь на картинки, дети называют птиц).

    Воспитатель. Вы когда-нибудь видели высоко в небе, как птицы, собравшись в стаи, улетают? Нам редко удаётся увидеть, как они улетают. Потому что они летят в основном ночью: так безопаснее. А вы знаете, что во время перелёта многие птицы придерживаются строго порядка? Причём у разных птиц этот порядок свой: журавли, гуси, лебеди летят клином, цапли, аисты, ибисы – шеренгой, крылом к крылу, утки, гаги, турпаны, морянки, чайки, кулики выстраиваются в прямую линию или образуют дугу. Скворцы, дрозды и другие маленькие птицы порядка не любят: летят как попало. А крупные хищные птицы (орлы, ястребы, грифы, соколы) компаний не признают: летят в одиночку. Знаете ли вы, куда птицы улетают?

    Дети. В тёплые страны, на юг.

    3. Физкультурная минутка

    Подвижная игра «Улетает, не улетает»

    Правила игры: воспитатель перечисляет названия птиц, а дети бегают и машут крыльями, когда услышат названия перелётной птицы. Если услышат зимующую птицу или домашнюю – дети приседают на корточки.

    Правила игры : воспитатель называет птицу и спрашивает ребёнка, как она подаёт голос, после бросает мяч ребёнку. Ребёнок ловит мяч, отвечает на вопрос и бросает мяч обратно воспитателю.

    Соловей…(поёт),
    Ласточка… (щебечет),

    Журавль… (курлычет),

    Ворона … (каркает),

    Кукушка… (кукует),

    Утка…(крякает),

    Курица…(квохчет),

    Голубь…(варкует),

    Воробей…(чирикает).

    5. Игра на зрительную память и внимание «Кто улетел?»

    Правила игры: воспитатель прикрепляет на доску 5-6 изображений перелётных птиц (постепенно количество картинок увеличивается) и предлагает детям назвать всех птиц. Затем говорит, что одна из птиц улетит на юг и просит детей закрыть глаза. Убирает одно изображение птицы. Тот кто первым даёт правильный ответ, получает призовой жетон. Воспитатель добивается, чтобы дети отвечали полным предложением.

    Например: на юг улетел журавль. Выигрывает тот, у кого жетонов больше.

    6. Разучивание пальчиковой гимнастики «Десять птичек – стайка»

    Пой-ка, подпевай-ка:

    10 птичек – стайка.

    Эта птичка – соловей,

    Эта птичка – воробей,

    Эта птичка – совушка,

    Сонная головушка.

    Эта птичка – свиристель,

    Эта птичка – коростель,

    Эта птичка – скворушка,

    Серенькое пёрышко.

    Это – зяблик, это – стриж,

    Это развесёлый чиж.

    Ну, а это злой орлан.

    Птички, птички по домам! (И. Токмакова)

    7. Словесная игра «Считай и называй»

    Правила игры: воспитатель раздаёт детям картинки с изображением перелётных птиц, предлагает рассмотреть их и назвать. Затем детям предлагается по очереди бросать кубик, на гранях которого написаны цифры, и составлять предложения (по образцу) с использованием птицы и выпавшей на кубике цифры. Например: «У меня два аиста», «У меня пять грачей».

    8. Итог занятия

    Воспитатель. О каких птицах мы беседовали? Что нового вы узнали о перелётных птицах? В какие игры играли? Что понравилось?

    (Ответы детей).

    Я хочу подарить вам вот эту книгу - «Жизнь водоплавающих птиц», рассматривая и читая, её вы ещё больше узнаете о перелётных птицах, в том числе и водоплавающих.

    Департамент Образования г. Москвы Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение Города Москвы «Школа 2051»

    Подготовила и провела: Зеленева Н.А. Москва 2017

    Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» , «Социально - коммуникативное развитие» , «Физическое развитие» .

    Цель: расширить и закрепить знания детей о перелетных птицах; развивать познавательный интерес к живой природе, мышление, память, речь детей; воспитывать любовь к птицам, желание заботиться о них.

    Материал и оборудование: мультимедийное оборудование, презентация по теме, картинки птиц, 2 плаката с деревьями «осень» и «зима» для игры, 2 стенда.

    Ход работы:

    Организационный момент. Дети под пение птиц входят в зал, и тут стук в дверь:

    Сова принесла нам письмо. Давайте его прочитаем.

    «Дорогие ребята, пишут вам перелетные птицы. Мы не можем улететь в теплые страны, так как нас заколдовал злой волшебник. Помогите нам, расколдуйте нас. Выполните задания волшебника и злые чары исчезнут. И тогда мы сможем улететь на юг»

    Ребята, поможем перелетным птицам?

    Ответ ребят.

    Задание 1

    Д/И «Определи перелётную птицу по первому звуку»

    Воспитатель называет звуки: «А» , «Г» , «Л» , «С» , «З» , «К» , «Д» (аист, соловей, кукушка, скворец, зяблик, ласточка, дрозд) . Ребята вы молодцы. Вы выполнили первое задание Волшебника.

    Задание 2

    Ребята скоро наступит зима, что случиться с птичьими гнездами?

    Ответы детей. (их разрушат вьюги, метели) .

    Когда птицы будут возвращаться они будут строить свои новые жилища.

    Задание 3

    Посмотрите на картинки и расскажите где, какая птица свила гнездо?

    (дети определяю гнезда птиц) .

    А где гнездо кукушки? (ответы детей)

    Задание 4

    Кирилл подготовил рассказ об одной из перелетных птиц.

    Ребята я вам хочу помочь победить злого волшебника. Я вам расскажу о перелетных птицах.

    Аисты- крупные птицы. У них длинный клюв, длинные ноги и шея.

    Аисты ведут перелётный образ жизни. На зиму улетают в теплые края.

    Свои гнезда строят на берегах реки и в лесах. Иногда на крышах домов и верхушках деревьях

    Соловей - один из самых знаменитых певцов среди птиц.

    Но увидеть соловья трудно: это скрытная и осторожная птица.

    Поёт соловей, сидя где - ни будь на ветке, не очень высоко от земли.

    Соловьи начинают петь, когда распускаются первые зелёные листочки.

    Гнёзда - соловьи устраивают на земле или среди невысоких кустарников.

    Питаются соловьи муравьями, жуками, гусеницами, бабочками. Клюют семена и ягоды.

    А в конце лета эти птицы улетают на зимовку в далёкие тёплые страны.

    Кукушка – птица, известная. Её любимое блюдо - мохнатые гусеницы. Никто из птиц этих гусениц не трогает. Тем самым она спасает лес от вредителей.

    Кукушки никогда не строят себе гнёзд и не высиживают птенцов. Свои яйца они подкладывают в гнёзда других птиц.

    Скворцы – небольшие птицы черного цвета, имеющие длинный острый клюв.

    Скворец – птица говорливая и очень любит подражать всем звукам, которые она слышит. Например, скрип колеса, лай собаки и кудахтанье кур.

    Весной люди встречают скворцов с самодельными домами для птиц, который называется скворечник.

    Скворцы поедают вредных насекомых, тем самым спасают урожай на полях.

    Рассказы были очень интересные и познавательные. Ребята вам понравились?

    Пора немножко подвигаться.

    Физкультминутка.

    Руки подняли и помахали
    Это деревья в лесу
    Локти согнули, кисти встряхнули
    Ветер сбивает росу

    Плавно руками помашем
    Это птицы летят
    Как они сядут, мы вам покажем –
    Крылья мы сложим назад.

    Давайте продолжим наш разговор о птицах.

    Задание 5

    Подвижная игра «Птички»

    Правила игры: дети должны распределить картинки птиц на две группы «зимующие и перелетные»

    Ребята вы сегодня правильно и хорошо выполняли задание злого волшебника. Вы помогли расколдовать птиц и они теперь улетят в теплые края.

    Итог:

    Ребята вам понравилось путешествие?

    Какая из игр вам больше всего понравилась?

    Что нового вы узнали сегодня на нашем занятии?

    А сейчас ребята мы вернемся в нашу группу и нарисуем птицу которая вам больше всех понравилась.