Конспект занятия в старшей группе. Путешествие по Весне
Образовательные задачи:
1.Способствовать углублению и обобщению знаний детей о диких живот-ных, птицах, деревьях, рыбах.
2. Расширять представления о лесе и его обитателях.
3. Продолжать знакомить с характерными особенностями весны.
4. Познакомить со свойствами льда и воды.
5.Продолжать учить понимать и использовать слова, обозначающие соотношение предметов по размеру.
Развивающие задачи:
1.Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям.
2. Развивать память, связную речь, умение анализировать.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать интерес детей к жизни леса, умение вести и себя в лесу.
2. Воспитывать любовь, бережное отношение к природе.
3. Проявлять заботу и внимание ко всему живому.
4. Формировать доброжелательность.
Предварительная работа:
1.Рассматривание иллюстраций с изображением диких животных, деревьев, птиц.
2. Рассматривание альбома «Времена года».
3. Беседы о весне.
4. Чтение стихотворений о весне.
5. Загадывание загадок о птицах, животных.
6. Чтение сказок о животных.
7. Дидактические игры «Дикие животные», «Птицы».
Оборудование:
1. Дорожка (из шнуров).
2. Река (голубое полотно).
3. Ветка березы.
4. Лесная лаборатория (2 стола, покрытых полотном).
5. Подносы.
6. Салфетки из ткани.
7. Магнитофон.
8. Красный картон.
Ход:
Воспитатель: Ребята, хотите отправиться в весенний лес?
Дети: Да, хотим.
Воспитатель: Скажите мне, какое сейчас время года?
Дети : Весна.
Воспитатель: А как же вы догадались, что именно весна?
Дети: На улице тепло, снег тает, солнце светит и греет, на деревьях набухают почки, люди сняли тёплые и надели лёгкие куртки.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Чтобы попасть в лес, нам нужно пройти по дорожке. (показывает импровизированную дорожку). Какая она?
Дети: Широкая(дети парами проходят по дороге).
Воспитатель: Вот мы и прошли по дорожке. Куда она нас привела?
Дети: К реке.
Воспитатель: Правильно, мы подошли к реке. Весной лед на реке тонкий и хрупкий, он начинает таять и ломаться. А кто это подо льдом?
Дети: Рыба.
Воспитатель: Весной лёдтает и превращается в воду,рыба начинает плавать. Как вы думаете, рыбе холодно подо льдом?
Дети: Холодно.
Воспитатель: Если рыба плавает, то ей не холодно. Теперь пойдём дальше
Чтобы попасть в лес, нам нужно перейти через рекупо этому красивому мосту. Какой он?
Дети: Узкий.
Воспитатель: Молодцы. Чтобы не упасть в реку, возьмемся одной рукой за перила и перейдем по мосту на другую сторону.(дети друг за другом идут по мосту)
Ребята, мы с вами подошли к лесу. Посмотрите, как красив весенний лес.
Март на пятки наступает,
Прогоняя зиму прочь.
Днем снежок немножко тает.
Подмораживает ночь.
Ясным днем сосульки плачут-
Солнце плавит им бока,
Ночью темной слезы прячут-
Предвесення тоска.
(Н.Радивилина)
Ребята, а каких животных, живущих в лесу вы знаете?
Дети: Медведь, заяц, лиса, белка, волк.
Воспитатель: А как называются животные, которые живут в лесу?
Дети: — Дикие.
Воспитатель: — А каких птиц, живущих в лесу весной вы знаете?
Дети : — Синица, дятел, сова.
(Раздается звон капели и входит Весна)
Весна : Здравствуйте, ребята!
Вы меня узнали?
Дети: Здравствуйте!
Весна:
Воспитатель:
Ребята будут вести себя тихо. Весна- красна, а мы с ребятами пришли в лес не с пустыми руками. Мы принесли скворечники. Их сделали дети со своими папами и мамами для скворцов.
Дети дарят Весне скворечники.
Весна:
Молодцы, спасибо вам, ребята. Какие красивые скворечники вы сделали с папами и мамами. Я повешу скворечники на деревья и в них поселятся скворцы. А я хочу рассказать вам о правилах поведения в лесу.
Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Испугаются зверюшки,
Убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай,
Никогда не забывай.
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу - всего лишь гость.
Здесь хозяин - дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!
Воспитатель:
Спасибо тебе, Весна, мы с ребятами обязательно запомним эти правила.
Воспитатель:
Посмотрите, сколько вокруг вас деревьев. Этот лес называется смешанным, потому что здесь растут вместе разные деревья. Какие бывают деревья?
Дети: Низкие и высокие.
Воспитатель: А знаете ли вы названия деревьев?
Дети: Знаем.
Воспитатель: Как называется это дерево?
Дети: Береза.
Воспитатель: Что есть у березы?
Дети: Ствол и ветки, а скоро появятся листочки.
Воспитатель: А это что за дерево?
Дети: Елка.
Весна:Что есть у елки?
Дети: Ствол, ветки, хвоя.
Воспитатель: Молодцы, все правильно. За это я приглашаю вас в лесную лабораторию.
(Перед детьми стоят два подноса, со снегом и со льдом)
Посмотрите и потрогайте снег. Какой он?
Дети: — Холодный, мокрый, белый.
Воспитатель:Правильно. А сейчас под комок снега и под кусок льда я положу лист красной бумаги. Что вы увидели через снежный комок?
Дети: Ничего.
Воспитатель: Значит, снег не прозрачный. Что вы увидели через кусок льда?
Дети: Красную бумагу.
Воспитатель: Верно. Значит лед прозрачный. Вот мы с вами и узнали о свойствах льда и снега. Лед прозрачный, а снег - нет.
Спасибо тебе, Весна. Мы узнали много нового и интересного. Только детки наши немножко замерзли. Пора нам домой возвращаться.
Весна:
Чтобы вы не замерзли, я помогу вам быстро вернуться в детский сад. Ветер, ветер, помоги моим друзьям поскорее домой вернуться! До скорой встречи, дети!
Дети: До свидания, Весна!
(Весна уходит, дети садятся на стульчики)
Воспитатель:
Как хорошо снова очутиться в детском саду. А теперь давайте вспомним. Куда мы ходили?
Дети: В лес.
Воспитатель: Где мы шли?
Дети: Шли по широкой дороге и по узкому мостику.
Воспитатель: Кто нам встретился в лесу?
Дети: Весна.
Воспитатель: Что мы узнали о снеге и льде?
Дети: Лед прозрачный, а снег - непрозрачный.
Воспитатель: Молодцы! А сейчас можете поиграть со своими любимыми игрушками.
НОД по ОО « Познавательное развитие» Ребенок и окружающий мир. с детьми старшей группы.
Тема « Весенняя страда»
Форма организации : путешествие.
Цель : Расширить представления об особенностях сельскохозяйственных работ в весенний период.
Задачи:
Продолжать расширять представления детей об особенностях сельскохозяйственных работ в весенний период.
Развивать любознательность, инициативу. Активизировать словарный запас (весенняя страда, комбайн, агроном и др.)
Воспитывать уважительное отношение к людям, занимающимся сельским хозяйством.
Оборудование: проектор, ноутбук, презентация « Весенняя страда»
Этапы работы | Действия педагога (методы и приёмы) | Материалы и оборудования |
Мотивация детей к деятельности | В гости к детям приходят Незнайка и Знайка. Они о чем- то спорят. Воспитатель « О чем вы спорите?». Ребята, давайте ребята дружно поздороваемся с нашими гостями. Незнайка . Взрослые говорят, что началась весенняя страда. Почему весной люди начинают страдать? Весной нужно радоваться солнышку! Воспитатель. Вот в чем дело! Ребята, а вы знаете, что такое весенняя страда? Весенняя страда-это напряженная работа в весенний период по подготовке посевных работ. Ранней весной основной работой является весенняя вспашка земли. Знайка. Я видел, как трактор работает в поле! Незнайка. Я тоже хочу посмотреть! | |
Простановка цели детьми | Как мы можем помочь Незнайке? | |
Совместная работа с детьми по нахождению средств деятельности | В:- Ребята, мы все вместе посмотрим, как работают трактора на полях. И наши гости и вы, ребята узнаете как же проходит весенняя страда. Просмотр презентации. | |
Самостоятельная работа детей по апробации способов деятельности | Незнайка. Как интересно! А какие семена падают в землю? Воспитатель. Так сеют зерновые и зернобобовые культуры. Зерновые культуры-это растения, дающие зерно-пшеница, рожь, рис, просо, ячмень и т.д. Зерновые культуры- это бобы, горох, соя и др. Агрономы-специалисты сельского хозяйства-знают, когда и какие сельскохозяйственные работы нужно выполнять. Успех всего года зависит от того, как пройдет весенне-полевая компания.Ведь недаром старая крестьянская мудрость гласит: весенний день год кормит. Давайте рассмотрим зернышко под лупой. Воспитатель. Что нужно, чтобы зернышко проросло в земле? Из такого зернышка сначала вырастет маленький росточек, потом колосок, затем эти колоски соберут на поле комбайнами и отвезут на мелькомбинат. Пекари сделают тесто и выпекут булочки, хлеб, калачи. Вы знаете, почему хлеб бывает разного цвета? Мука бывает пшеничная-ее делают из пшеницы, а ржаная-ее делают из ржи. Из пшеничной муки выпекают белый хлеб, булочки, караваи, а из ржаной-черный хлеб и ржаные пряники. Воспитатель показывает семена пшеницы и ржи. Спрашивает у детей, как нужно относиться к хлебу? Что значит его беречь? Послушайте пословицы о хлебе. Хлеб всему голова. Хлеб в пути не в тягость. Хлеб везде хорош- и у нас, и за морем. Хлеб да вода-богатырская еда. Кто без устали работает, тот без хлеба не бывает. Работай до поту, поешь хлеба в охоту. Подводит детей к понимаю того, что многие люди потрудились, чтобы можно было покушать вкусный хлеб. | |
Подведение итога | Просмотр мультфильма «Лёгкий хлеб». |
Трактор боронит землю железными зубьями бороны
Когда земля готова к посеву, к трактору цепляют сеялку. Из сеялки семена равномерно падают на землю в бороздки
Так обрабатывают посевы Подкормка для лучшего роста А также защита от вредителей и болезней
Агроном – специалист сельского хозяйства – знает, когда и какие сельскохозяйственные работы нужно проводить. Успех всего года зависит от того, как пройдет весенне-полевая кампания.
Зерновые культуры – это растения, дающие зерно – пшеница, рожь, рис, просо, ячмень и т.д.
Зернобобовые культуры – это бобы, горох, соя, фасоль.
Хлеб всему голова Хлеб везде хорош – и у нас, и за морем. Хлеб да вода – богатырская еда. Кто без устали работает, тот без хлеба не бывает. Работай до поту, поешь хлеба в охоту. Пословицы о хлебе
Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.
Цель : Продолжать расширять и обогащать знание детей об овощах.
Задачи : Учить различать по цвету, форме; расширять представление детей о сезонных работах в саду и огороде; уточнить представление детей о том, что из чего можно вырастить растение; продолжать учить детей приемам посева семян, подвести детей к пониманию условий необходимых для роста растений: солнце, вода, тепло; воспитывать интерес к растительному миру, желание трудиться;
Предварительная работа : наблюдение за комнатными растениями, рассматривание иллюстраций, загадки об овощах, беседа «В каком виде едят помидоры», дидактическая игра «Вершки и корешки».
Материал : стаканчики с землей, розетки с семенами, лейки с водой, деревянные палочки.
Словарная работа : лунка, рассада, садовод, цветовод, овощевод.
Планируемые результаты : с интересом разгадывание загадок об овощах, доброжелательное взаимодействие с воспитателем и сверстниками во время игры, проявление самостоятельности при работе.
Ход НОД :
Вводное слово воспитателя:
Тает снежок, ожил лужок,
День прибывает, когда это бывает?
Дети: весной.
Воспитатель: правильно, это весна. Сегодня мы с вами поговорим о весне, о весенних заботах людей. Ребята, а кто из вас может мне назвать весенние месяцы?
Дети: март, апрель, май.
Воспитатель : правильно это март, апрель, май, а как вы думаете солнце светит ярче или нет?
Дети: да.
Воспитатель : правильно, весной дни становятся длиннее, солнце греет ярче, теплее. Сегодня мы с вами поговорим о весенних заботах в саду и на огороде.
Скажите пожалуйста где выращивают фрукты?
Дети : в саду.
Воспитатель : как называют людей работающих в саду?
Дети : садовод.
Воспитатель : а где выращивают овощи?
Дети : на огороде, на полях.
Воспитатель : как называют людей которые выращивают овощи?
Дети : овощеводы.
Воспитатель : сегодня мы с вами будем маленькими овощеводами подготовим рассаду, а какую вы узнаете, отгадав загадку:
Как на нашей грядке,
выросли загадки.
Сочные да крупные,
вот такие круглые.
Летом зеленеют,
к осени краснеют.
Дети : помидор.
Правильно, а в мае ребята высадим нашу рассаду в грунт на огороде.
Воспитатель : помидоры начали выращивать в Перу и Мексике, после открытия Америки, помидоры, как комнатные растения привезли в Европу. Но вот уже 180 лет все знают, что спелые, красивые ягоды-так его называли в начале, очень вкусны. Они богаты витаминами «А», «С». Поэтому в конце марта начале в апреля семена высаживают в специальные теплицы-так они успевают вызреть до конца лета. Томаты-однолетние растения. Для прорастания семян необходима температура плюс 22, 23 градуса. Томаты хорошо развиваются в рыхлой почве. Мы уже отметили, что помидорам нужен теплый климат, хорошую почву, тепло. Ребята, скажите, у нас в группе тепло?
Дети: да.
Воспитатель : Скажите, а что еще необходимо, чтобы наши семена взошли?
Дети : вода.
Воспитатель: Да, правильно, все необходимые условия у нас с вами имеются: вода, земля, теплое помещение. Давайте мы с вами ребята немножко отдохнем. Подвижная игра с мячом «Бывает не бывает.»
Иней летом - нет
Снег зимой - да
Мороз летом - нет
Листопад весной
Метель осенью
Заморозки весной
Дождь летом
Гроза весной
Роса зимой
Летом почки-
(На фланелеграфе выкладывается алгоритм последовательности работы посадки семян. Все действия проговариваются, затем ребенок повторяет и дети самостоятельно выполняют работу.)
Воспитатель : ребята, на ваших столах есть все необходимое, давайте подойдем к столам и самостоятельно выполним работу. Мы с вами говорили, что семена высаживаются в специальные теплицы, а такую тепличку, которая будет давать нашим семенам, мы приготовим сами, ящик прикроем пленкой, будет дополнительное тепло и влага.
Вот в руке у меня календарь наблюдений за посадкой томатов, где мы с вами будем отмечать всходы и рост нашей рассады. А когда температура воздуха на улице будет плюс 15, плюс 20 высадим на улицу, где в течение лета будем ухаживать за ними, а осенью соберем урожай. На этом наше занятие закончилось, все сегодня хорошо поработали.
Итог:
Ребята, что вам больше всего понравилось на занятии, было ли вам трудно сажать семена томатов? (ответы детей)
Людмила Онипко
Конспект занятия «Весенняя страда»
Образовательные задачи :
Расширять и закреплять знания детей о весенних изменениях в природе, весенних месяцах .
Расширять представления о жизни животных и птиц с приходом весны.
Формировать интерес к художественному слову с яркими описаниями, сравнениями, характеризующими явления и объекты природы.
Формировать и обобщать представления о труде взрослых в весенний период .
Развивающие задачи :
Активизировать словарь детей по теме «Весна» .
Развивать связную речь : умение понятно для окружающих выражать свои мысли, правильно пользоваться грамматическими конструкциями , стимулировать мыслительную и речевую активность детей.
Развивать коммуникативные способности детей в общении с воспитателем и друг с другом.
Воспитательные задачи :
Воспитывать бережное отношение ко всему живому, формированию интереса детей к природе.
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми
Подготовительная работа :
Разучивание стихотворений, изготовление кормушек, выполнение домашнего задания, поиск в интернете нужного материала.
В.: Ребята, вам было дано домашнее задание, все его выполнили? (ответы детей)
В.: Ответьте на вопрос. – Какие бывают птицы? (перелётные и зимующие)
В.: Назовите перелётных. (ответы)
В.: Назовите зимующих. (ответы)
В.: А что нового вы узнали от родителей о птицах? (ответы детей)
В.: Молодцы! С домашним заданием вы справились.
А теперь давайте послушаем «Звуки природы» Звучит запись «Звуки природы»
Слышится стук в дверь, входит Бабушка – Загадушка.
В.: Ребята, давайте поздороваемся с нашей гостьей.
Дети здороваются
В.: Говоря по обычаю, когда мы здороваемся, мы желаем друг другу здоровья, добра, благополучия.
Дети хором читают стихотворение «Я здороваюсь везде»
Б. з.: Ребята, я из леса пришла, там такие изменения произошли в природе.
– Вы не знаете почему?
Дети – Потому, что весна наступила.
В- А почему весну называют красной?
-: Дети : - Потому что она красивая и все ей рады.
-В : - Кто назовет мне весенние месяцы ?
Б. З.: - Правильно, весна долго шла к нам, через зимние вьюги, холодные ветра и снежные сугробы.
Б. З.: - Давайте вместе отправимся в весеннее путешествие .
Б. З.:- Ребята, мы попали с вами на поляну загадок
Загадки :
1 Дел у меня не мало –
Я раскрываю почки,
В зеленые листочки
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня … (Весна)
2. Снег в лесу. Сугробов много.
Но слышна синицы трель.
С крыши прямо на дорогу
Звонко капает … (капель) .
3. Первым вылез из темницы,
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький … (подснежник) .
4. Морковка бела,
Всю зиму росла.
Солнышко пригрело,
Всю морковку съело. (Сосулька)
5. На шесте – дворец.
Во дворе – певец.
А зовут его … (скворец) .
6. Меня ждут - не дождутся,
как увидят – разбегутся. (Дождь.)
В.: - Б. З., наши ребята очень любят играть
Игра с солнышком «Признаки весны» .
Дети называют слова (Солнечная, радостная, шаловливая, дружная, звонкая, и т. д.) и выкладывают лучики солнышку.
В.: - Куда же мы попали?
Б. З.:- Это волшебный лес.
В.: Вы чувствуете какой в лесу воздух. Чем он пахнет?
Дети. Хвоей, смолой, свежестью и т. д.
Дыхательное упражнение «Запах леса» .
Б. З.: А у меня есть игра на внимание.
Игра называется «Прилетели птицы» .
1. Прилетели птицы : голуби, синицы, галки и вороны, стрижи и макароны.
2. Прилетели птицы : голуби, синицы, аисты. Вороны, мухи и грачи.
3. Прилетели птицы : голуби, синицы, волки и стрижи.
Молодцы вы были очень внимательны.
Б. З.: Вот и птички поселились в нашем лесу, и луг какой красивый, давайте поиграем
Физкультминутка. «На лужайке по утру»
В.: -Как хорошо в лесу, сколько красоты, доброты, а можно в лесу кричать, ветки ломать, костер разжигать и т. д.
Д.: (ответы детей)
-В : - Садитесь поудобнее, сейчас я вам покажу приход весны на экране, а вы
скажете что увидели.
(Включается ноутбук, и показываются слайды о весне)
Дети : - Назовите первые признаки наступившей весны? Предполагаемые ответы детей :
Днём стало пригревать солнце.
Стало теплее, день стал длиннее.
Снег потемнел, стал таять.
Появились первые проталины.
Слышно звонкое чирикание воробьёв, они радуются наступлению весны.
Б. З – А стихи о весне вы знаете (дети читают стихи)
Какие занятия у людей весной ?
Д.: - (сажают огороды, пашут землю, засевают поля и т. д.)
А что сажают дома в огороде?
Б. З.: А в детском саду вы сажаете огород?
Д.: - Да. Мы посадили редиску, горох, огурцы. (молодцы, вы и трудиться умеете.)
Б. З.: Ребята, понравилось вам путешествие? Вы очень порадовали меня. Я услышала. Как много вы знаете о весне, любите природу и бережно относитесь к ней мне пора уходить. До свидания. До новых встреч.
В.: Молодцы! О каком времени года мы сегодня беседовали? Понравилось вам наше путешествие? Кто сегодня к нам приходил в гости? Кого мы видели в лесу? Ребята как вы думаете, а мы гости или хозяева в лесу? Чем заняты люди в весенний период ?
В.: Мне понравилось, что вы старались, и были очень активны.