От зачатия до страшной смерти: праздники и загадки Иоанна Крестителя. Когда отмечается праздник усекновения главы иоанна предтечи

Среди Рождество Предтечи и Крестителя Господня Иоанна занимает особое место. Для верующих разных стран библейские события, связанные с этим святым, имеют огромное значение. Пророку посвящено церковью самое большое количество памятных дат. Это единственный святой, чьё рождество отмечается в церковном календаре как Святыни, связанные с Крестителем, хранятся не только в католических соборах и православных храмах, но даже в мечети. Рождество Предтечи Иоанна широко отмечается во многих странах и является официальным выходным днём.

Праздник рождества Иоанна Предтечи

Рождество Предтечи Иоанна - один из самых значимых праздников христианства. В православной традиции рождение Предтечи и Крестителя Господня отмечается 7 июля по новому стилю (24 июня - старый стиль).

Иоанн Предтеча - сын священника Захария и праведной Елизаветы, почитаемых православной церковью.

О будущем рождении сына Захария узнал во время служения в храме, когда ему было видение ангела, возвестившего о скором появлении на свет великого Пророка и Предтече Господне. Священник не поверил и попросил знамения. В доказательство и в наказание за своё неверие Захария онемел до момента рождения сына и смог снова говорить только после того, как написал на дощечке имя наречения рожденного младенца.

Проповедал о необходимости покаяния и был предшественником, предтечей Иисуса Христа. Он крестил народ Израиля в реке Иордане и готовил людей к приходу Мессии, его учению. Сам в Иордане у пророка Иоанна.

История праздника

В настоящее время рождество Предтечи Иоанна отмечается во всех христианских странах, в некоторых, имея статус государственного праздника.

Традиция праздновать день рождения Иоанна Предтечи берет своё начало в первых христианских общинах. Уже в третьем веке рождество Предтечи Иоанна широко отмечается как в западном, так и восточном христианстве. С четвертого века дата рождения Крестителя входит в число официальных праздников христианского календаря.

Особенности праздника в России

В России Рождество Предтечи и Крестителя Господня Иоанна не только напоминает о рождении величайшего пророка, но и переплетается с языческим праздником почитания Ивана Купалы. В этот день на Руси было принято обливаться водой, прыгать через костёр, собирать травы. Особенно старались найти и принести в дом папоротник, считалось, что растение защитит от нечистой силы. Языческие обычаи заменялись христианскими традициями. Но даже в современном обществе в праздник рождества Иоанна Крестителя многие вспоминают о древних ритуалах язычества.

Церковью осуждается проведение любых языческих обрядов, особенно связанных с гаданием, поклонением стихиям природы и разнузданными гуляниями. Многие верующие считают, что само название праздника Рождества Крестителя Господне оскорбляет память святого и возвращает сознание человека к истории язычества с его жертвоприношениями, поклонением множеству богов, невежеством.

Как празднуют рождество Предтечи Иоанна в разных странах

Рождество Иоанна Крестителя - один из самых популярных праздников в католическом христианстве, который отмечается 24 июня и длится весь день, иногда продолжается ночью. Зажигаются факелы, костры, устраиваются фейерверки. Верующие с зажженными свечами или факелами идут в ближайшие часовни на молебны. Во многих регионах Испании принято сжигать старые вещи, разводить костёр и прыгать через него. Такие обычаи объясняются близостью даты праздника ко Дню летнего солнцестояния.

На острове Менорка в честь рождества Иоанна Крестителя устраивается фестиваль, где проходят лошадиные бега, в которых принимают участие представители всех социальных классов и сословий.

Во Франции святой Креститель Иоанн особо почитаем, праздник его рождества длится несколько дней.

Православные традиции праздника

По православному календарю рождество Предтечи и Крестителя Иоанна совпадает с периодом Петрова поста, поэтому верующие воздерживаются от шумных гуляний и обильного застолья. Святой пророк вырос в пустыне и вел аскетический образ жизни, питаясь только мёдом и акридами. Православные христиане, особенно в дореволюционной России, старались отметить рождество пророка Иоанна Предтечи особо строгим постом.

В храмах проходит праздничная служба, на которой не совершаются заупокойные и поминальные моления.

Верующие с радостью и покаянием возносят молитвы на Божественной литургии в Рождество Иоанна Предтечи. Праздник не только позволяет христианам вспомнить об истории библейских событий, но и призывает к очищению от грехов, напоминает, что таинство исповеди является обязательным условием на пути души к Богу.

Молитва Иоанну Крестителю

Молиться святому пророку о помощи нужно в церкви или дома. Храм рождества Иоанна Предтечи можно посетить во многих Российских городах. Существуют тропарь, кондак, величание и специальная молитва Иоанну Крестителю. Считается, что святой помогает при головной боли, заболеваниях, связанных с работой головного мозга. Пророку молятся перед исповедью, он помогает в покаянии и улучшает способность человека ясно мыслить и объективно оценивать ситуацию.

Приложиться к древней чудотворной иконе Крестителя Господне можно в Иоанно-Предтеченском монастыре. Там же находятся и частицы мощей святого.

Помолиться у икон с частицами мощей можно и в других храмах, например, в церкви в честь Владимирской иконы Божьей Матери, в честь святителя Николая в Пыжах.

Церковь рождества Иоанна Предтечи

В России в честь Крестителя и Предтечи Господне Иоанна во все времена возводилось множество храмов, часовен, основывались монастыри. Среди них есть настоящие памятники культуры и искусства, в некоторых можно прикоснуться к уникальным святыням и древним иконам.

Церковь Рождества Иоанна Предтечи в Санкт-Петербурге - памятник архитектуры федерального значения. Здание церкви отличается легкостью и изяществом.

Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Пресне в Москве была основана в 1685 году. Сначала здание храма было деревянное, но в начале 18 века было возведено каменное строение. Церковь всегда была открыта для прихожан, даже в период СССР, благодаря чему сохранились удивительная атмосфера и древние иконы. В храме находится уникальный образ Иоанна Предтечи «Ангел в пустыне» 17 века, на котором у святого за спиной ангельские крылья. Специально для церкви в 1686 году была написана икона Рождества Иоанна Предтечи, которая особо почитается верующими. Внутреннее убранство украшает монументальная живопись В. М. Васнецова, что обнаружилось после мироточения одной из фресок на стене.

Нетленные мощи святого

Креститель был казнён по приказу царя Ирода путём отсечения головы по желанию царицы Иродиады и её дочери Саломеи. В настоящее время, по мнению большинства экспертов, подлинная глава Иоанна Крестителя находится в соборе во Франции в городе Амьен. Множество паломников из разных стран приезжают поклониться святыне. Глава хранится под стеклом на специальном блюде из серебра. Над левой бровью - отверстие, след от кинжала, которым Иродиада в приступе гнева проткнула уже отрубленную голову.

Во Франции хранится лицевая часть головы, другая половина находится в мечети в Дамаске.

Другой важной реликвией христианской культуры является десница Иоанна Предтечи. Правая рука святого пророка нетленна и хранится в монастыре в Черногории. В соответствии с библейской историей, святой Иоанн, проводя обряд крещения, возложил правую руку на голову Иисуса Христа, именно поэтому реликвия особо почитаема христианами всего мира.

19 января Русская Православная Церковь отмечает праздник Крещения Господня, или как его еще иначе называют - Богоявления. В этот день люди придут в храмы, чтобы помолиться Богу и набрать святой воды. Во многих городах и селах пройдут крестные ходы к водоемам, чтобы священники могли освятить «вод естество». А еще многие по старой русской традиции будут трижды окунаться в самодельные иордани - и никакой мороз этому не будет помехой.
Помним ли мы самое первое Крещение - Крещение Господне?

Случилось оно в жаркой стране, в водах реки Иордан (отсюда, кстати, название крещенских купелей), неподалеку от Иерихона. Строго говоря, оно не было совсем первым, потому что Иоанн Креститель уже крестил людей. И вот однажды к нему пришел тридцатилетний Спаситель. Пророк Иоанн, много проповедовавший о скором пришествии Мессии, увидев Иисуса, был очень удивлен и сказал: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». На это Христос ответил, что «надлежит нам исполнить всякую правду», и принял Крещение от Иоанна. Во время Крещения отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! (Лк. 3 , 21–22). Так все поняли, что перед ними - Бог. Светлая утренняя звезда, предвосхищающая наступление утра,- примерно так называют пророка Иоанна в одной церковной молитве.

20 января, на следующий день после Крещения, празднуется Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Что мы знаем о нем?

Святой Иоанн Креститель - ближайший предшественник Христа, его еще называют последним пророком, вестником пришествия Мессии. По матери он был родственником Спасителя и родился на шесть месяцев раньше.

Родители пророка были священник Захария и праведная Елизавета - они долгое время не могли иметь детей, хотя очень желали этого. Но однажды, как повествует апостол и евангелист Лука, Архангел Гавриил, явившись Захарии в храме, возвестил о рождении у него сына. И вот у благочестивых супругов, до преклонной старости лишенных утешения иметь детей, наконец рождается сын, которого они испросили в молитвах.

Кто-то может спросить: как же выжил младенец Захарии и Елизаветы среди тысяч убитых младенцев в Вифлееме и его окрестностях? В одном из апокрифов сказано, что он вместе с матерью укрылся в пустыне. Евангелие от Луки, в котором более подробно, чем в других Евангелиях, повествуется о Крестителе, молчит об этой явной милости Божией.

С детства святой Иоанн был строгим и требовательным к себе человеком. А как иначе, если жизнь твоя по воле Господа и по твоему желанию проходит в дикой пустыне? Пророк готовил себя к великому служению строгой жизнью - постом и молитвой. Он носил грубую одежду из верблюжьей шерсти, питался весьма скудно. Дикий мед и акриды, род саранчи, поддерживали его плоть. В тридцать лет Господь призвал его к проповеди еврейскому народу.

Повинуясь призванию, пророк Иоанн явился на берегах Иордана, чтобы приготовить народ к принятию Христа. К реке перед праздником очищения в большом количестве сходился народ для религиозных омовений. Здесь и обратился к ним Иоанн, проповедуя покаяние и крещение во оставление грехов. Сущность его проповеди заключалась в том, что прежде, чем получить внешнюю чистоту, люди должны нравственно очиститься, и таким образом приготовить себя к принятию Евангелия. Конечно, крещение Иоанна не было еще благодатным таинством христианского Крещения. Смысл его заключался в духовном приготовлении к принятию будущего крещения водой и Святым Духом.

Крещением Спасителя пророк Иоанн завершил свое пророческое служение. Он безбоязненно и строго обличал пороки - и простых людей, и сильных мира сего. За это и пострадал.

Царь Ирод Антипа, сын царя Ирода Великого, приказал посадить пророка Иоанна в темницу. Святой обличал Антипу за то, что тот бросил законную супругу и сожительствовал с Иродиадой, своей невесткой (она была замужем за родным братом Ирода, Филиппом). Иродиада тоже очень не любила Предтечу и всячески пыталась его погубить. И однажды ей это удалось.

В день своего рождения Ирод устроил пир, на который съехалось много знатных гостей. Саломея, дочь Иродиады, своим танцем так угодила и Ироду, и его друзьям, что царь с клятвой обещал ей дать все, чего она ни попросит. Танцовщица, наученная матерью, попросила голову Иоанна Крестителя… Честная глава святого, отсеченная палачом, была преподнесена Иродиаде.

Сам Господь наш говорил о праведном Иоанне Крестителе: «Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя». И недаром святой Предтеча прославляется Церковью как и Ангел, и «светлый Слова глас», к нему обращаются так: «крайний пророче, первый мучениче, постников и пустынников наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов».

Кто-то советует молиться святому Иоанну при болезнях головы. Но, наверное, при головной боли лучше выпить лекарство и подумать вот о чем. Образ праведного Предтечи и Крестителя можно рассматривать как образ человеческой совести. Совести, которая не дает успокоенно жить во грехе, которая мучает и укоряет, приближает нас к покаянию. Как и сам святой Иоанн - ближний друг Христов.

Митрополит Антоний Сурожский об Иоанне Крестителе и его значении для всех нас:

По свидетельству Господню никто, рожденный на земле, не был так велик, как святой Иоанн Предтеча. И когда вдумываешься в свидетельство Евангелия о нем, действительно захватывает дух. Но не только дух захватывает - видишь в нем образ человека, который сумел так беспредельно, так неограниченно быть преданным своему Богу и своему земному призванию и который может послужить каждому из нас примером и образом; потому что каждый из нас в каком-то смысле по отношению к окружающим его является так часто предтечей Господним, тем, кого Господь послал впереди Себя, чтобы принести людям слово и образ жизни, который приготовил бы их понять Христа, принять Христа. И когда нашей жизнью мы посрамляем наше свидетельство, когда, глядя на нас, люди перестают верить и в слова наши, и в слова Христовы, то мы берем на себя страшную ответственность. Мы не только сами живем в суд себе и в осуждение, но мы других не влечем за собой туда, куда мы призваны их привести: к радости, к той радости, которой Господь нам оставил залог и которой никто не может отнять, но которой никто, кроме Господа, не может дать. <…>

И вот, перед каждым из нас стоит этот образ Крестителя. Каждый из нас друг ко другу, к каждому другому, послан как Предтеча, чтобы сказать слово настолько чистое, настолько свободное от себя самого, от себялюбия, от тщеславия, от всего того, что делает каждое наше слово мелким, пустым, ничтожным, гнилым,- делаем ли мы это с готовностью сойти на нет, только бы из этого человека вырос живой человек, невеста вечной жизни? А когда всё это сделано, готов ли я сказать с радостью: «Да, пусть совершится последнее, пусть и не вспомнят обо мне, пусть жених и невеста встретятся, а я сойду в смерть, в забвение, вернусь в ничто». Готовы ли мы на это? Если нет - как слаба наша любовь даже к тем, кого мы любим! А что сказать о тех, которые нам так часто чужды, безразличны?

Вот будем часто, часто вглядываться в этот величественный, но человеческий образ Крестителя, и будем учиться, как живет настоящий, цельный человек, и попробуем хоть в малом так прожить, изо всех сил, даже если их немного, но без остатка, до последней капли нашей живой силы.

Из проповеди в храме Иоанна Предтечи, что на Пресне, 1968, Москва

11 сентября - день, когда многие молитвы будут услышаны, а самые искренние просьбы - исполнены. Узнайте, о чем можно просить святого в этот день.

В день Иоанна Крестителя молитвы о благополучии в семье и избавлении от болезней будут особенно полезны. Для того, чтобы молитвы были услышаны, необходимо пребывать в определенном состоянии ума.

Кто такой Иоанн Креститель?

11 сентября православные отмечают день Иоанна Крестителя — пророка, предсказавшего приход Иисуса Христа на Землю и крестившего его в реке Иордан. Жизнь Иоанна была недолгой и закончилась трагически: ему отсекли голову по приказу царя Антипы за то, что пророк обличал преступную связь царя с женой его брата Иродиадой. Отсеченная голова продолжала обличать грех царя, поэтому ее выбросили в отхожее место. Но ученики пророка извлекли голову и погребли с почестями. Голова Иоанна была несколько раз обретена и вновь потеряна. Сейчас никто не знает, где она находится. Обе даты обретения головы Иоанна Крестителя почитаются православной церковью.

О чем молятся Иоанну Крестителю?

  • Святому великомученику молятся о об исправлении совершивших грех;
  • о прозрении и излечении слепоты;
  • о прохождении головной боли;
  • о воцерковлении неверующих;
  • об отбывающих наказание в тюрьме;

Молитвы Иоанну Крестителю

В день смерти пророка Иоанна православные всего мира обращаются к нему с молитвой.

Нужное состояние покоя для обращения к святому лучше всего достигается в вечернее время. Хорошими помощниками для отрешения от бытовой суеты будут церковная свеча, горящая в полумраке, ладан и тишина. Молитвы о даровании здоровья, избавлении от болезней и прощении грехов лучше и искреннее получаются у женщин, потому что они живут чувствами и сердцем. Молитвы о защите и помощи в трудностях хорошо произносить мужчинам, которые сами по себе являются защитниками и основой православной семьи.

Молитва о прощении согрешивших и покровительстве

«Христов, Креститель, пророк Предтече, первый великомученик, наставляющий и защищающий постящихся и отшельников, чистоте обучающий и ближайший друг Христов! Тебя молю, и к тебе прихожу: не оставь меня без твоей помощи, не оттолкни меня, падшего и большой грех совершившего; омой душу мою слезами покаяния, словно вторым крещением; очисти меня, грехом оскверненного, и помоги войти, ибо и ничтожный входит, в Царствие Небесное. Аминь».

Эту молитву стоит читать в состоянии полного душевного покоя и умиротворения. Не злитесь на себя или на того, за кого вы молитесь: как говорится, не судите и не судимы будете. Если вы просите не за себя, а за кого-то из близких, то вместо местоимений «меня», «мою» произносите имя того, о ком молитесь, например: «сына моего, Даниила», «мужа моего, Александра».

Об избавлении от головной боли

«Первый Креститель, выведший из тьмы к свету Божию, первый возвестивший о пути спасительном, обличающий неверных и хранитель чистоты, столп непоколебимый, благочестию обучающий и к вере наставляющий, Иоанне, Пастыря и Создателя моли мир миру даровать и душам нашим познать великую милость».

Если искренне просить обо всем мире и живущих в нем, благодать коснется просящего, очищая его душу и избавляя от болезней. Данную молитву лучше всего читать при свете лампадки или свечи, отстраняясь от собственной боли и желая мира и избавления всем людям. Также можно просить об избавлении от головной боли любого человека, упоминая его имя в молитве отдельно и особо.

Молитва об отбывающих наказание в тюрьме

«Иоанне, великий угодник Божий! Предстою перед престолом Пастыря и Бога нашего Иисуса Христа, великое просьбу имея к Нему. К тебе мы, как к многомощному предстателю и милостивому заступнику нашему прибегаем мы, грешные и недостойные, Моли Бога нашего дабы Он отвратил от нас гнев Его, нашими деяниями заслуженный, и забыв бесчисленные грехи наши, обратил нас на путь покаяния и в вере праведной утвердил нас. Огради молитвами твоими жизнь нашу, и во всем благом помощи испроси. Предстательством твоим избавь нас от всех враг видимых и невидимых, укрой и защити. Как тихую и безмолвную жизнь проживем мы в благочестии и чистоте и, так временную жизнь пройдя, в вечной достигнем покой, и сподобимся Небесного Царствия Христа Бога нашего. Ему же всякая слава подобает со Отцем и Пресвятым Его Духом, ныне и присно и во веки чеков. Аминь».

Вера всегда давала нам надежду в самые непростые времена, и молитвы, переходящие из поколения в поколение, несут в себе силы исцелять и находить верные решения. Но помимо молитв существуют другие способы уберечься от беды. Например, об обряде « Ловушка для неприятностей» вы можете прочитать по ссылке. Мы желаем вам мира в душе, и не забывайте нажимать на кнопки и

11.09.2016 05:09

Если вы хотите обрести в своей душе спокойствие, молитва великому мученику Иоанну Крестителю поможет избавиться...

7 июля празднуется Рождество Иоанна Предтечи. Установление праздника Рождества Иоанна Предтечи пришлось на день празднования Ивана Купалы. Но давайте узнаем эту историю с самого начала!

Так было и при установлении праздника Предтече Господнему Иоанну

Необходимо было изжить в народе языческую традицию, связанную с разнузданностью нравов, гаданиями и поклонению стихиям природы. Концентрировались же все эти, из глубины веков пришедшие, дохристианские суеверия, верования и предрассудки в конце июня, во время летнего солнцестояния, когда прекрасное светило дня, по достижении высокого проявления своих сил, делает первый поворот на зиму. В этот день наши предки-язычники и праздновали Ивана Купалу , а ночь с 23-го на 24-е была для них самой мистической в году.

«Концентрация» эта была многообразна, красочна и многопланова, да и не удивительно, ведь Купала был в первом ряду языческих богов и считался богом плодов земных, то ли третьим, то ли пятым по значимости после Перуна.

Вот что пишет о языческом Купале русский историк Кайсаров: «Русское божество, коего истукан стоял в Киеве. Купало был богом плодов, его причисляли к знатнейшим богам. В начале жатвы ему приносили жертвы. Тогда на полях зажигали большие костры: а юноши и девицы, цветами увенчанные, плясали около огня при радостном пении: наконец скакали они и гнали свое стадо через огонь. Эти добрые люди думали, что он обезопасит их от леших».

Кайсаров – скромный историк, более нечестивые «обычаи» воплощаемые в реальность в этот день и ночь, опускает, а их хватало, начиная от поиска суженого-ряженого, гаданий, купания нагишом, огненного очищения, сжигания одежд больных детей и заканчивая откровенным блудом и жертвоприношениями…

Установление праздника Рождества Иоанна Предтечи в этот день (хотя по временному отрезку между Рождеством Предтечи и Спасителя оно вполне отвечает евангельскому повествованию) позволило оставить добрую поросль, убрав языческие плевелы. И праздник был принят народом нашим, хотя старинные верования отмирали довольно долго.

Так, в «Стоглаве» (сборнике решений Стоглавого собора 1551 года) рассказывается о купальских празднествах, – что во время них «нецыи, пожар запалив, предскакаху по древнему некоему обычаю»; что «против праздника Рождества Великого Иоанна Предтечи и в нощи на самый праздник, и в весь день и до нощи мужи и жены и дети в домех и по улицам и ходя и по водам, глумы творят всякими играми и всякими скомрашествы и песни сатанинскими и плясками, гусльми и иными многими виды и скаредными образовании. И егда нощь мимо ходит, тогда отходят к роще с великим кричанием, аки бесни, омываются водою».

Но вот уже в начале XX века видный исследователь истории традиций и обычаев А. А. Коринфский (1868-1937) пишет в своей «Народной Руси»: «В славянском мире, у всех без исключения народностей, до сих пор купальские празднества не вполне утратили свое первоначальное значение, несмотря на многовековую давность христианства. Из области народной веры они перешли в круг простонародных суеверий, из обрядов – в обычаи, в большинстве случаев служащие забавою для сельской молодежи, совершенно бессознательно воскрешающей на своих игрищах потускнелые образы, безвозвратно канувшие в реку забвения. В старину, когда еще свежа была в народе память языческого прошлого, славяно-русская Церковь вела упорную борьбу с этими обычаями и играми. В настоящее же время только в трудах, оставленных пытливыми исследователями старины в наследие будущему бытописателю человечества, и можно найти более или менее ясное представление о какой-нибудь определенной связи современных простонародных поверий с былой верою».

Не менее спокоен и автор «Настольной книги для священнослужителя» С. Булгаков. В его комментарии на 24 июня читаем: «Под именем Купалы наши предки боготворили благодетельную для растений силу воды и животную теплоту солнца и веровали, что этот Купала сокрыт и в воде, и в огне, и в травах. Во времена христианские наши предки, по своей неразвитости, смешивая языческое с христианским, присоединили праздник Купалы к празднику св. Иоанна Крестителя, дав св. Предтече прозвание Ивана Купалы. В некоторых местностях описанные суеверия существуют и в настоящее время, и для искоренения этих суеверий, унизительных для христиан и оскорбительных для памяти Крестителя Господня Иоанна, требуется усиление пастырского воздействия на жителей этих местностей».