Почему нельзя спрашивать куда. Почему у русских не принято спрашивать «куда?» 

На Руси во все времена человека, отправляющегося в дальний путь, подстерегали немалые опасности и различные неожиданности.

Поэтому, чтобы по возможности обезопасить себя, он обращал внимание на приметы, многие из которых имели магическое значение. Как свидетельствует практика, даже в нынешний «просвещенный век» эти приметы не утратили своего значения.

Чтобы путь был удачным, перед дальней дорогой нужно присесть и помолчать. А встав, сказать: «С Богом». В старину это делалось, чтобы отъезжающий и провожающие могли все вместе мысленно попросить у Бога удачи в предстоящем странствии. В наши дни этот обычай помогает сосредоточиться и еще раз проверить, не забыл ли человек что-нибудь важное.

Перед дальней дорогой, когда вы уже готовы выйти из дома, надо подержаться за угол стола. Раньше обеденный стол считался символом родного дома. Поэтому, отправляясь в путь, человек целовал край стола, прося у дома благословения на удачу в дороге и благополучное возвращение. Позднее этот обряд стал ограничиваться только прикосновением к столу.

Если вы отправляетесь в дальнюю поездку и неожиданно пошел дождь, это сулит удачу. В языческие времена дождь воспринимался как небесное молоко, кормящее землю и все на ней растущее. Позднее стало считаться, что дождь — это божественная вода, которая смывает все грехи, болезни и печали. Отсюда родилось поверье: если в момент отъезда пошел дождь, значит, Бог благоволит к страннику.

Чтобы в дороге не случилось аварии, : провожающим нужно вслед уезжающему плеснуть воды.

Когда вы идете по делам и кто-то спрашивает вас: «Куда собрался?», нужно отвечать: «За кудыкины горы». Это вовсе не грубость. В старину люди считали, что, если другому известны ваши планы, он может сглазить вас и помешать их осуществлению Чтобы этого не случилось, нужно вернуть спрашивающему «несчастливое» слово «куда», сохранив в тайне предстоящий путь.

Перед дальней дорогой нельзя мыть волосы. Иначе беду накличешь. Когда-то люди верили, что в волосах заключена жизненная сила, которая очень нужна человеку в дальней дороге. А после мытья головы часть волос остается в воде, часть — на гребешке, и с ними его жизненная сила. Впрочем, это поверье имеет и чисто бытовое объяснение: если волосы не успеют просохнуть, в дороге легко простудиться. А вот экстрасенсы утверждают, что волосы — это антенны, помогающие человеку получать важную информацию из окружающего мира. Мокрые волосы эту способность утрачивают до тех пор, пока не высохнут.

Если хотите поскорей увидеть уезжающего, то, уходя домой с вокзала, обязательно обернитесь ему вслед.

Если очень хочешь вернуться в какое-то место, нужно бросить монетку в ближайший водоем. Считалось, что вода имеет небесное происхождение, будучи ниспослана на землю Богом. Брошенная в нее монетка означала просьбу всемогущему божеству не препятствовать возвращению человека. В наши дни этому обычаю следуют очень многие из отдыхающих у моря и посещающих чужие города, где туристы оставляют в фонтанах сотни килограммов монет.

Если вы что-то забыли и из-за этого вернулись с полпути, перед тем как опять выйти из дома, посмотрите на себя в зеркало и покажите язык. Эта магическая примета, широко распространенная в наши дни, исходит из того, что нечистая сила заставила человека забыть нужную вещь. Чтобы напугать ее, нужно посмотреть в зеркало, потому что в этот момент она выглянет из-за левого плеча.

Встретить утром первым мужчину — к удаче, женщину — к неудаче. Считалось, что женщина, особенно старая, гораздо чаще может сглазить вас, чем мужчина, который занят своими делами и не обращает внимания на других.

Чтобы путь был благополучным, нужно взять с собой полынь. Раньше люди верили, что полынь оберегает от сглаза, а ее резкий запах оказывает очищающее воздействие, поскольку отпугивает нечистую силу. Для этой же цели используют и другие растения с резким запахом: укроп, душицу, фиалку, мяту, тмин, чабрец. И все они, как показывает опыт, действительно обладают способностью отпугивать нечисть.

Если шагнешь через порог с левой ноги, пути не будет. Это поверье основано па том, что за левым плечом у человека стоит черт- искуситель, который последует за ним, если перешагнуть порог левой ногой. За правым плечом — ангел-хранитель. Он не даст нечистому выскользнуть вслед за человеком, если тот шагнет правой ногой. Древние корни данного поверья связаны с что, когда утром человек молился восходящему солнцу, слева от него был холодный север, то есть злые силы, а справа — теплый юг, силы добра.

В день отъезда кого-то из близких не подметайте и не мойте пол, чтобы не iзамести ему дорогу домой.

Найти на дороге гвоздь или вообще что-нибудь острое — к беде. Когда человек хочет уберечься от сглаза, он подбрасывает заговоренный гвоздь, нож или что-то острое там, где ходит предполагаемый недруг, отводя от себя порчу. Когда же такой предмет находит ничего не подозревающий путник, он может стать случайной жертвой. Поэтому по дороге лучше ничего не подбирать.

Берегитесь, если кто-то идет сзади по вашим следам. Чтобы не случилось беды, 60 нужно остановиться и пропустить этого человека вперед. Исстари считалось, что след и тень человека обладают магической силой. По оставленному следу можно не только узнать сокровенные тайны прошедшего, но и, идя след в след за человеком, навести на него порчу. Кроме того, когда умышленно затаптывают чьи-то следы, этого человека лишают жизненной силы. И, кстати, самый распространенный заговор — это заговор на след.

Приметы и знаки в дороге.

Если правильно растолковать знаки, которые посылает нам судьба буквально на пороге дома, то можно избежать множества проблем.

Перед выходом из дома нельзя ничего зашивать — удачи не будет. Также надо присесть, чтобы в пути не встретиться с препятствиями.

Если, выйдя из дома, вы сразу столкнулись с пожилой женщиной или встретите служителя церкви, идущего навстречу, — успеха в предполагаемом деле не видать.

Если по пути вам встретится знакомый и спросит куда вы направляетесь, то лучше ничего ему не отвечайте, либо скажите: «По делам».

Увидеть дождевого червяка, переползающего дорогу, — значит, увидите или услышите в этот день что-то необыкновенное и интересное.

Нельзя перешагивать через валяющуюся на дороге палку или любой другой предмет, а то дорога будет с препятствиями.

Если вы переступите через обгоревшее полено, то можете заболеть гинекологическими заболеваниями. Если перешагнули через шапку, то у вас либо хозяина шапки будет болеть голова. А если через удочку, то на нее больше не будет ловиться рыба.

Найти на дороге гвоздь — к неприятностям, пуговицу — к беде, монетку — к счастью. Подобрать носовой платок — к слезам.

Потерять в дороге перчатку — к несчастью.

Если вы забудете что-то в гостях и вернетесь за этой вещью, то в скором времени снова встретитесь с хозяевами.

Какие ритуалы существуют для путешественников? Сегодня, как и в старину, путешествия и дальние поездки таят в себе ряд опасностей. Чтобы их избежать и сделать свою путь-дорогу легкой, удачной и безопасной, можно воспользоваться известными ритуалами и заговорами магии для путешественников.

Приметы перед дальней дорогой

Не утратила свой актуальности и важности практика «посидеть на дорожку», — чтобы не встретить в пути препятствий. Присаживаются буквально на минуту-другую, сидят молча, а потом встают и обязательно говорят: «С Богом!»

Перед самым выходом из дома нужно подержаться за край стола. Стол символизирует родной кров, и таким образом с ним сохраняется связь. Иногда край стола еще и целовали, просили у родного дома благословения в пути.

Чтобы путешествие оказалось благополучным, раньше в дорогу брали сухую полынь, которая, как считалось, охраняет от нечисти. Современные маги добавляют, что в качестве такого же оберега можно использовать и другие растения: укроп, душицу, фиалку, чабрец, тмин, мяту.

Перед дальней дорогой не рекомендуется мыть волосы, чтобы не приключилось беды. В волосах сконцентрировала большая сила, которая очень нужна в путешествии, и эту силу смывает мыльная вода, а еще отдельные волоски остаются в ванне или на расческе, а с ними — доля жизненной силы. Лучше помыть голову за пару дней до отъезда.

Отправляясь и поездку, нельзя перешагивать через порог левой ногой, дабы не оказаться под влиянием злых сил. Возвращаться с полпути — тоже весьма нехорошо. Если все-таки это нужно сделать, непременно посмотрите на себя в зеркале и покажите собственному отражению язык -тем самым вы отпугнете нечисть, которая заставила вас вернуться.

В день отъезда никто из близких путешественника не должен мыть пол и подметать — велика опасность замести уезжающему дорогу и сделать ее крайне опасной.

А еще в день отъезда не надо ничего зашивать — удачи не будет. К слову, данная примета относится к категории часто сбывающихся.

Нельзя, чтобы перед выходом из дома падали ключи. Это приведет к неудаче. Если вдруг перед самым уходом кто-то из домашних принесет забытую вами вещь — также удачи в дороге не будет.

В дороге постарайтесь обходить все валяющиеся палки и прочие предметы и ни в коем случае не перешагивать их — иначе есть риск столкнуться с различными препятствиями. И по дороге лучше ничего не подбирать, тем более монеток или острых предметов.

Если в пути вам встречается знакомый, спрашивающий, куда вы собрались, самый правильны ответ: «На кудыкину гору». Раньше такой ответ не считался грубостью, а был специальной магической отговоркой. Дело в том, что, узнав ваши планы, человек вас может сглазить, даже невольно. В наши дни можно заменить «кудыкины горы » более уместной и нейтральной формулировкой — «по делам».

Совет провожающим — если хотите, чтобы человек быстрее вернулся, то, уходя домой с вокзала, обязательно обернитесь и посмотрите уезжающему вслед.

Приметы в дороге

Существует масса дорожных примет, которые могут пригодиться путешественникам — сделают их острожными и внимательными в пути. Такие приметы — знаки, которые посылает судьба, предупреждая об опасности и проблемах в пути.

  • Например, увидеть в пути дождевого червяка, переползающего улицу, — хороший знак. Он сулит успех в предполагаемом деле и приятные новости.
  • А вот если первым попавшимся человеком, которого вы увидели при выходе из дома, будет пожилая женщина или священник, удачи в дороге не видать. В этом случае надо сложить кукиш в кармане, чтобы нейтрализовать неприятность.
  • Заметили на дороге монетку к счастью, а если гвоздь или пуговицу — к неприятностям и даже беде. Также к несчастью считается потерять в дороге перчатку.
  • Встретить на пути человека с полным ведром, сумкой или пакетом — дорога будет плодотворной и удачной, если же с чем-то пустым — то и дорога окажется пустой, бесполезной.
  • Встретить кого-либо сразу же на пороге или крыльце — примета нехорошая и пророчит неудачную дорогу.
  • Если же внезапно пошел дождь — порадуйтесь. Данная примета обещает, что ваше путешествие будет удачным.

Заговоры на безопасную и удачную дорогу

Также предлагаем вашему вниманию несколько специальных дорожных заговоров, направленных на то, чтобы дорога была безопасной и удачной. Как правило, эти заговоры читаются перед тем, как выйти из дома.

  1. Перед выходом надо бросить несколько монеток в сторону и проговорить: «Все следы, все несчастья, все осталось позади, а мне, рабу Божьему (имя), — счастливая дорога».
  2. Этот заговор читается трижды перед выходом: «Стану, благославясь, пойду, перекрестясь, два ангела встречу. Господь на пути, Николай-чудотворец, дорогу свети. Аминь».
  3. А можно обратиться к своему ангелу-хранителю: «Ангел мой, иди со мной, иди вперед, рабу Божьему (имя) дорогу покажи и всех врагов с дороги убери».

Если вы видите, что появились какие-то помехи и препятствия в пути, внезапные задержки, то следует остановиться и подумать хорошенько, а нужно ли вам идти в намеченное место, ничего ли вы не забыли взять с собой, хорошо ли продумали путь. Вполне возможно, что все досадные недоразумения в пути — это предупреждающие знаки судьбы.

В старину знание примет, связанных с дорогой, было необходимым условием удачного пути, хотя сейчас многие ста­ринные приметы цивилизо­ванному человеку кажутся просто смешными. Но все же мы их перечислим, а вы ре­шайте: верить этому всему или нет.

Так, нужно было всеми силами избегать прямого вопроса: «Куда? » Если вас спросили о дороге таким образом, отве­чайте: «На кудыкину гору! » (Иногда употребляют более шутливый тон: «На кудыки­ну гору, воровать помидо­ры!») Потому что следует спрашивать не «куда?» , а «далеко ли едешь, идешь, со­брался? » «Закудыкивание» дороги - это сглаз, поэтому очень суеверные люди в та­ких случаях откладывают поездку или возвращаются с полдороги.
Если первыми в дороге встретятся собака или нищий, то это к удаче в делах.
Также хорошей приметой, знаменующей успех в заду­манном, считается встреча с женщиной, несущей полные ведра (или корзины, сумки – короче, тяжелый груз) . Ну и, конечно же, наоборот: пустые ведра – к неудаче в пути.
Хороша также встреча с бе­ременной, а крестьянину она предвещает особую удачу – богатый урожай.
Плохой приметой счита­ется встреча с сероглазой жен­щиной, а еще хуже, если это сероглазая старуха – сглазит как пить дать. В таких слу­чаях держите фигу в карма­не.
Не следует выезжать в до­рогу в понедельник и пятницу – удачи не будет.
Когда собираетесь в дальний путь на долгое время и забудете взять с собой при­готовленную в дорогу вещь, значит, возвратитесь благо­получно домой.
Перед отъездом необхо­димо всем присутствующим в доме присесть на минутку и посидеть в молчании, что­бы удачной была поездка.
Если возвратиться с по­ловины дороги за забытой вещью или за чем-то еще, не будет успеха в задуманном деле. Но нейтрализовать эту примету можно, просто по­смотревшись в зеркало.
Дождь при отправлении в дорогу – к удаче.
Шить перед дорогой – к неудаче.
Перед дальней дорогой нельзя мыть волосы, иначе беду накличешь.
Чтобы не тосковать по дому, отправляясь в путь, не следует оглядываться до тех пор, пока родные места не исчезнут из виду.
Всякая путевая находка дороже самого ценного по­дарка, и опрометчиво посту­пит тот, кто не поднимет най­денного предмета. Если же человек сознательно не берет найденного, то он никогда больше ничего не найдет.
Какое бы ни постигло че­ловека дорожное приключе­ние, по возвращении домой нельзя об этом рассказывать домашним, иначе похожий случай произойдет и при сле­дующей путевой отлучке.
Как бы значительна ни была дорожная потеря, силь­но сожалеть о ней нельзя: ча­сто случается, что подобная утрата заменяет собой более значительную. Словом, дей­ствуйте по принципу: «На­шел – не радуйся, потерял – не плачь» . И пусть ваш путь будет добрым!

дальний, дальный, далечный, отдаленный, удаленный, в большом расстоянии находящийся, неблизкий; немало отстоящий в пространстве, расстоянии, а иногда и во времени. Далекая сторона мачеха. Дальние проводы - лишние слезы. Далекая пора, старина. И далек путь, да изъездчив. Далека еще песня эта, не скоро будет. Я далек от него, не близок, мало знаю. Я далек от этой мысли, не думаю так, с немецк. Он недалек, человек недалекий, недальний, недалеко ушел умом, знаниями. Дальняя родня, дальше третьего колена; далее двоюродного. Дальние успехи, дальнейшие действия, предстоящие, будущие. Дальняя картечь, крупная, для боя на дальнее расстояние. Еще далеко до близка. Царь далеко, а Бог высоко. До Царя далеко, до Бога высоко, (по ряз. произн. высако, даляко; по влад. высоко, далеко). На ваньке далеко не уедешь, извозчики в Питере. На правде недалеко уедешь: либо затянется, либо надорвется. Далеко глядит, а под носом не видит. Летала пташка высоко, а села недалеко, о хвастуне. Хоть и далеко, да полетно, позывает, или удобно. Далеко ехали, да скоро (да ладно, кстати) приехали. Зачем далеко, и здесь хорошо. Близкий сосед (т. е. добрый человек) лучше дальней родни. Далековатый, далеконький, несколько или слишком далекий. Далекохо(ше)нек, весьма, очень, крайне далек; дальным-дальнешенек. Дальший народная сравнит. степень далекий. Дальнейший, самый дальний; все что впереди, будущий. Далеко и далеко, далече, дально орл. дальным-дально нареч. Далеко кулику до Петрова дни. И высоко и далеко, высоко и далеко, песня. Далеко ль? спрашивают извозчики, вм. куда. Далеко тебе до него, далеко с ним равняться, далеко не сравняться. Он далеко ушел в науке, по службе и пр. Он далеко видит, прозорлив. Ты далече зашел, сделал что лишнее, неладное. Читай дале, далее. Кто встал пораньше, ушел (шагнул) подальше. Ехал бы далече, да болят плеча. Тише едешь, дальше будешь. Дальше спрячешь, скорее найдешь. Дальше положь, ближе возьмешь. Хотел ехать дале, да кони стали. Пойдешь и дале, лишь бы дали. Что дальше (больше) разбирать, то хуже. Что ни дальше, то лучше, т. е. хуже. Что дале, то хуже. Будь знаком, а ходи дальше (ходи кругом). Далекость, дальность, далечесть [ жен. род ] состояние дальнего, далекого. За дальностью отсюда не видать. Далекостию, далью не пугай, приду. Поблизости у нас нет садов, а по дальности есть. В выражении: дальность полета ядра, дальность выстрела и пр. дальность значит расстояние, мера или предел. Даль, далина; перм. далица, увелич. далища, далечина [ жен. род ] сравнительно большое расстояние, не как свойство далекого, а по себе; между дальность и даль то же отношение, как между далекий и далеко, между прилаг. и нареч.; посему даль, далина, означает также самый предмет, что вдали, что удалено, отдалено, особ. в картинах, в живописи. Дали мн. вост.-сиб. суземы, дальние тайги, куда промышленники уходят на все лето. Дальновище [ _ср. род ] дальнее кочевье инородцев. Табынцы на лето уходят на дальновища. Дальник [ муж. род ] дальняя пустошь, запольная, дальняя пашня. Далить что, удалять, относить вдаль; устранять, избегать; -ся, уходить вдаль, удаляться, устраняться. Даление [ _ср. род ] действ. по знач. глаг. Далечить, далить, удалить, относить вдаль, говоря напр. о зрительном приборе. Толстое стекло далечит, тонкое близит, выпуклое и полое. Дальнозвонкий, далекозвонкий, что звучит громко и что далеко слышно. Дальновидный человек предусмотрительный, прозорливый. Дальновидность, свойство это; дальновидец [ муж. род ] дальновидный человек. Дальнозоркий глаз, видящий предмет отдаленный яснее близкого, противопол. близорукий. Дальнозоркий глаз, вернее хрусталик его, площе обычного, и недостаток этот, для усиленья преломления лучей, пополняют толстым (выпуклым) стеклом. Дальнозоркость [ жен. род ] свойство, состояние это. Дальнозрительный, -зорный, о стеклах, снарядах, подзорный, показывающий отдаленные предметы ближе или яснее. Дальномерный, долгомерный, достигающий значительных расстояний, напр. винтовка. Дальномер [ муж. род ] снаряд для измерения расстояний издали, углами. Далекобойность, дальнобойность ружья важнейшее качество его. Дальнобойная винтовка.

Этимология слова «куда», исследованная различными отечественными лингвистами, а также результаты многолетнего изучения русского народного фольклора свидетельствуют о том, что интересоваться маршрутом человека на Руси всегда считалось дурным тоном.

«Кудыкать» - беду кликать

Широко известный ответ на вопрос «куда?» «На Кудыкину гору!» издавна имел вариативное содержание. Вторая его часть могла звучать как, к примеру, «… - воровать помидоры» (более современный вариант). В ходу у определенной категории населения и непечатный, матерный вариант ответа на вопрос - с упоминанием верблюдá (без «Кудыкиной горы»). Согласно «Словарю русских народных говоров» (выпуск 16, 1980 г.), на Руси могли говорить также «на Кудыкину голову [пропасти искать]». Данный этимологический фольклорный сборник трактует слово «кудыкин» как указание на спрашивавшего «куда?» («куды?»). Определенная вербальная рефлексия в данном случае, по мнению составителей словаря, обуславливается укоренившимся в веках суеверием: надо ответить именно так «во избежание плохих последствий». «Кудыкина гора (голова)» здесь суть семантическое выражение недовольства вопросом («Закудыкают - не повезет»). Аналогичное толкование дают «кудыканью» словари Владимира Даля (курский говор; праздный вопрос: «не кудыкай - счастья (пути, удачи) не будет!»), Макса Фасмера . Слово «куда» у Фасмера транскрибировано более подробно, анализируются словоформы более десятка языков, от старославянского до латыни; вопрос также табуирован, особенно у охотников, потому что являет собой проявление «колдовства», «злого духа»: «закудакал», «кудыка». И у Даля, и Фасмера есть семантический отсыл к корню словоформы «куда» - «куд», этимология которого, собственно, и объясняет «проклятие» «кудаканья».

«Осатаневший» «куд»

Толковый словарь В. Даля старше этимологического словаря М. Фасмера (работа Владимира Ивановича издана в 60-х годах XIX века). Старославянская словоформа «куд» в нем разъясняется как «сатана», «бес», «злой дух» а также как действие - «волховать», «чернокнижить», в широком смысле заниматься колдовством. «Кудесник» по Далю суть колдун, пособник сатаны. Возможно, «Кудыкина гора» - это обобщенное обозначение языческой возвышенности, на которой праславяне «кудесничали» (хотя убедительных исторических подтверждений этому нет). Фасмер приводит словоформы «куд» («злой дух») или «кудь» («колдовство») как созвучие со словом «куда?». По его мнению, фонетической окраски вопроса было достаточно для суеверной реакции на него вопрошаемого.

Кудеяр - «божественный друг» или все-таки «ярый колдун»?

Любопытную гипотезу выдвинула современный уральский лингвист К. П. Баранова, разбирая семантику имени известного по русскому песенному фольклору разбойника Кудеяра. В своей работе «Смыслообразующий потенциал онима Кудеяр Кудеярыч Кудеяров в романе Т. Толстой „Кысь“» Баранова предполагает, что герой многочисленных старинных легенд мог так прозываться отнюдь не по причине тюркского происхождения имени, как его «транскрибирует» все тот же Макс Фасмер. У Фасмера этимология имени Кудеяр объясняется сложным тюркско-персидским словом с двумя корнями «бог» и «друг, возлюбленный», образующих одну словоформу. Баранова предлагает соотнести первую основу поэтонима «Кудеяр» с литературными словами «кудесить», «колдун» и со всеми прочими «бесовско-сатанинскими» значениями словоформы «куд» по Далю. Вторая основа - «яр» - представлена в широко употребительных словах «яриться», «ярость», «ярый». То есть, страстно преданный чему-то (какому-либо делу). По одой из гипотез отечественных лингвистов, воспевая прохождения Кудеяра, наши предки, вполне возможно, таким образом подсознательно отдавали дань давним языческим традициям почитания волхвов, кудесников и прочих «ярых пропагандистов» культовых ценностей дохристианской эпохи.