Православное имя влада. Святой благоверный князь владислав сербский

Любое имя человека имеет свое значение и носит неповторимый характер, который отражается на создании его личности. Имя нам дается при рождении, и большинство очень строго подходят к выбору для своего ребенка. Ему ведь придется прожить всю свою жизнь с этим именем. Сегодня стало модным называть детей с честь святых, хотя еще некоторое время назад многие имена оставались невостребованными. Люди стали крестить своих чад и при крещении давать им имена. У каждого святого есть своя богатая история и многие верят, что их малыш кода-то станет очень знаменитым.

Имя Владислав происходит от язычества, это славянское имя очень долгое время совсем не пользовалось популярностью. Если перевести его с польского, то это будет значить хороший правитель. Но у Владислава есть и свои отличительные черты, которые делают его личность индивидуальной и неповторимой.

Маленький Владислав

В детстве дети с таким именем приносят много хлопот, они очень непоседливы и любят проказничать. От них невозможно ни чего спрятать, каким-то странным образом они это находят и превращают любую вещь в игрушку. Самое любимое занятие это игра со спичками, огонь прямо сказать притягивает их. Поэтому до определенного возраста, лучше будет держать их в укромном месте.

Эти озорники ведут себя всегда очень смело, и порой кажется, что им ни чего не страшно. Если они что-то поджигают, то умеют вовремя спохватиться. Сразу же решить эту проблему, позвав на помощь взрослых. Это не все озорства, которые позволяет себе маленький Владислав, некоторые сильно огорчают и раздражают его родителей.

Интересное поведение и с женским полом у людей с таким именем. Они настолько тактично и благородно себя ведут по отношению к слабому полу, что им бы мог позавидовать любой взрослый мужчина. Практически также относятся они и к своим матерям, которым высказывают огромную признательность и уважение. Эта черта характера на протяжении всей жизни будет идти рядом с такими детьми.

Школьные годы Владислава

В школе это полный непоседа, который часто раздражает учителей своим поведением. С одноклассниками дела обстоят намного лучше, они становятся настоящими тусовщиками. Эти годы Владислав буде вспоминать всю свою жизнь, они будут яркими и самыми прекрасными.
Любой представитель этого имени, не может быть в стороне от различных событий, он старается попасть в самый центр всего происходящего, чем иногда вызывает некоторое недовольство. Это не мешает ему получить удовольствие от проделанных действий. Много внимания они получают и от женского пола, которым нравятся смелые и решительные парни вроде Владислава.

Взрослый мужчина Владислав

Возраст делает свое и из маленького мальчика вырастает настоящий мужчина. Теперь это ответственный человек. Который имеет множество принципов. Некоторые черты его характера, такие как обязательность и трудолюбие помогают ему достигнуть определенных высот. Если он видит пред собой несправедливое решение или ситуацию, то действует очень стремительно и быстро, решая ее. Он может разыграть целый спектакль при этом ни кто и не заподозрит, то, что он просто ведет свою игру.

Самая главная его черта это ироничность, она не всегда пригождается в жизни, но без нее его невозможно представить. Именно такие люди имеют способность к творчеству, их натура всегда непредсказуема и загадочна. Замечательный художник или архитектор может получиться из Владислава. В этом виде направления они просто не заменимы и им как говорится, нет цены.
Существует несколько разделений по характеру, которые имеют отношения к временам года. Каждое из них имеет свои характеристики и свойства.

Осенний Владислав

Такие люди обладают огромной выдержкой, и чувство собственного достоинства сильно развито. Ему не нужно напоминать о его обязанностях, он все прекрасно помнит и любое вторжение в его личное пространство будет полным нарушением. Он знает прекрасно себе цену, и не разменивается по мелочам.

Если он решает построить карьеру, то лучше не становиться у него на пути. Он очень амбициозен и не хочет порой ни кого и ни чего слушать. Уверенно и быстро обходя все ненужное, что попадается под ногами, он будет идти на встречу своему успеху. Женщина, которая будет рядом с ним, должна обладать огромной выдержкой, ей должно хватить терпения на все его непредвиденные выходки. Мудрость поможет такой женщине оценить его по достоинству и принять таким, какой он есть.

Летний Владислав

Люди с таким именем рожденные летом, немного похожи на это время года. Они беззаботны и добродушны. От таких мужчин моно ждать любых приятных сюрпризов. Они ни когда не придадут и всегда придут на помощь. Они живут в полной гармонии со всем миром и собой. С друзьями отношения стоят на высоком уровне, они относятся очень преданно и высоко ценят Владислава. С семьей эти отношения просто прекрасны, нет ни каких ссор, и главенствует только доброта.

Если дела у него идут прекрасно, то он в некоторые моменты жизни достигает некой гармонии. Его женщина должна обладать некоторыми чувствами и свойствами, которые бы устроили его. Духовно и интеллектуальная женщина станет прекрасным вариантом для Владислава. Она должна быть хорошей хозяйкой и прекрасно ладить со всей семьей.

Весенний Владислав

Такому Владиславу не занимать галантности, он прекрасно общается с женским полом, привлекателен и интересен для любой женщины. Обычно люди, рожденные в этот период, отличаются большой внешней красотой. Что делает их очень желанными для женщин. Он сможет легко покорять женские сердца, что и делает на протяжении всего времени, пока не появляется та, на которую он обращает все свое внимание.
В семейных отношениях весенние Владиславы просто идеальны, они помогают по дому, стараются заботиться о детях и уделяют внимание своей супруге. Для таких мужчин нужна женщина в виде хорошей хозяйки и любительницы любовных утех.

Зимний Владислав

Зимний тип Владислава очень дипломатичен, из таких людей получаются неплохие специалисты в сфере дипломатии. Любая мелочь не проходит мимо его взгляда, эта внимательность очень помогает ему в жизни и на работе. Если в коллективе назревает конфликт, то он остается в стороне, ниже его достоинства опускаться до уровня скандалов. При этом он обязательно запомнит всю ситуации и по прошествии времени сможет ее решить.

Коллеги недолюбливают Владислава за его открытую прямолинейность. Но его врожденная обаятельность помогает сохранить некий нетрайлитет. Весь свой шарм он использует на женщин, которые просто сходят с ума от его прекрасной улыбки и чувства юмора. Он прекрасный семьянин его жена очень счастливая женщина. Она получает огромное количество внимания от зимнего Владислава.

Здоровье Владислава

Такой тип людей очень трудолюбивый, но это порой мешает ему в жизни. Наше общество привыкло немного отлынивать от основной работы, и если попадается человек вроде Владислава, то он оказывается очень требователен не только к себе, но и к окружающим. Поэтому чаще всего у таких людей сильно расшатаны нервы.

Если у него не получается в каком-то из дел, он не опускает руки и выбирает сразу же следующий путь. В основном такие люди востребованы как художники, у них рано проявляется талант к написанию картин. С его доброй душой прекрасно подойдут такие области работы как педагогика и медицина.
Он останавливает свой выбор на слабых и беззащитных женщинах, которые приносят ему полную гармонию. В семье он будет верным и преданным до тех пор, пока ему все не надоест. Обычно практически все Владиславы имеют любовниц, с ними они пытаются отвлечься от семьи и работы и в сексуальном плане порой требуется разнообразие.

Если в семье появляются дети, то практически все свое свободное время он отдает им. Это прекрасный отец, который балует и одновременно лаской воспитывает своих отпрысков. Ему не станет помехой, если он возьмет замуж женщину с детьми. Можно быть уверенным, что любить он их будет как родных.

Такой типаж как обладатель этого имени любит все запретное. Если ему понравилась чужая женщина, он сделает все, чтобы добиться ее расположения. Настолько он самолюбив, что выбирает делать это в открытую, иногда поставив на карту все, семью и карьеру. Иронии у него хоть отбавляй как чувства юмора очень хорошо развитого. Многие женщины любят общение с ним, за все эти качества. Но если он женат, то он будет предан жене, но конечно до тех пор, пока не станет скучно.

Когда по церковному календарю именины Владислава :7 октября – Владислав Сербский, князь.

Характеристика именинника Владислава:

Происхождение древнерусское Значение имени – владеющий славой. Добрый, гостеприимный Владислав тяжело переносит различные творческие сплетни. В результате он с отчаяния «бросается с головой» в загулы с друзьями-прилипалами, которые всегда рады поживиться за чужой счет

В таких компаниях, как правило, всегда есть веселые, разудалые женщины. И все они вьются, в основном, вокруг Владислава – веселого, щедрого, богатенького, влюбчивого. Лицом Владислав похож на мать, характером – на буйных предков по линии отца. Что касается детей Владислава, то ведут они себя так же, как их папаша Только характер у них совсем другой – ни в мать, ни в отца. Все они, в основном, капризные молчуны.

Поздравление с именинами Владислава:

Не забывайте отмечать именины Владислава и поздравлять Владислава с днем ангела.

Поздравлений лава

Нынче Владиславу!

Сколько слов прекрасных

В его личный праздник!

Мы не постесняемся -

Присоединяемся.

Пожелаем Владиславу,

Чтоб он жизнь прожил неслабо:

Не тужил, не бедствовал,

Больше путешествовал,

Тон в работе задавал

И друзей не забывал,

Чтобы жил со всеми дружно,

Но других поменьше слушал:

Тот, чье имя Владислав, -

Он всегда и всюду прав.

Тебе Бог Ангела послал,

Чтоб он от бед тебя спасал,

По имени - владеешь славой,

Но слава для тебя - забава,

К ней не стремишься ты совсем,

Хотя помочь желаешь всем.

Умен, активен, тверд, дав слово, -

Доя славы есть вполне основа!

Но ты в кругу своих друзей

Не придаешь значения ей:

Ты просто друг, наш Владислав, -

Тебе не нужно льготных прав!

И мы сердечно поздравляем

Тебя с днем Ангела! Желаем

Здоровья, силы и добра,

Чтоб жизнь была к тебе щедра!

Общеизвестно, что у популярных и звучных на сегодняшний день восточных и западных имен нет дня ангела, поэтому при крещении батюшка подбирает таким детям максимально созвучные церковные имена. Но иногда случается, что даже у известных славянских имен нет своего святого - ну, или почти нет. Да, оказывается, что если у Владимира есть 5 небесных святых, у - 3, то у Владислава - всего лишь один покровитель.

  • 7 октября (или 24 сентября по старому стилю).

С этой датой у наших предков было связано много примет. Например, считалось, что если к Владиславову дню береза не успеет потерять всех своих листьев, первого снега придется ждать долго.

Церковная форма имени, ее происхождение

В данном случае в священных книгах и церковном календаре имя пишется так же, как в свидетельстве о рождении: .

Имя имеет славянские корни. Переводится оно так, как вы уже догадались: «владеющий славой», «славный».

Какими судьбой, характером награжден носитель данного имени?

Характер. - настоящий дипломат, уравновешенный и стойкий. Он не любит спорить впустую и практически никогда не доводит своей правоты с помощью крика. Он очень независим, не любит, когда им руководят, да еще и командуют.

Его слабой стороной (и то не факт, что это именно слабость) можно назвать скрытность: все чувства он переживает глубоко внутри себя, не показывая их даже родным. Кроме того, если к людям этот парень относится с уважением, то животных он не слишком любит, даже может поступать с ними жестоко.

  • Детство. Владик - настоящий маленький джентльмен, он никогда не ударит девочку, и если в садике кто-то будет постоянно открывать дверь перед воспитательницей, но это тоже будет . Это очень непоседливый карапуз, от которого нужно все обязательно прятать: спички, бытовую химию, розетки. Он любознательный, шустрый, и порой кажется, что совершенно бесстрашный.
  • Юность. В отличие от большинства ровесников, этот парень не склонен к вредным привычкам. Его заботит собственное будущее - хорошее окончание школы, вступление в престижный вуз, создание блестящей карьеры. Также носитель данного имени любит ухаживать за собой, следовать определенному стилю, поэтому среди ровесников он часто считается красавчиком. А кроме того, это - первый тусовщик в школе.
  • Зрелые годы. Это очень целеустремленный человек, которого любит удача. При общении с противоположным полом Влад «включает» истинного аристократа, обаятельного и порядочного. Что касается карьеры, этот человек будет идти к успеху любыми методами, даже добиваться своего чужими руками. Женившись, он оказывается хозяйственным человеком, часто помогает супруге с домашними делами. Он искренне радуется появлению на свет сына, но еще больше - если у него рождается дочка.

А как у носителя имени обстоят дела на любовном фронте? В какую девочку, девушку или женщину Влад непременно влюбится, а какая не затронет струн его сердца? Ответы - в этом видео:

В честь какого святого назван Владик?

Небесный покровитель носителя данного имени - святой , король сербский из рода Неманичей.

Интересно, что в своем роду он был не первым святым: его дед Немани известен как Симеон Мироточивый (после смерти его мощи стали нетленными и чудотворными, источающими ангельский аромат), отец - святой Стефан Первовенчанный, а дядя - святитель , архиепископ.

Интересно, что Владислав стал королем не по праву рождения. Сначала на престол взошел его брат Радослав. Но оказалось, что хоть он был и мудрым человеком, но попал «под каблук» своей супруги, красивой, но очень своевольной женщины. Знать (а также дядя правителя) оказались недовольны таким положением дел, поэтому Радослав принял монашеский постриг, а на престол взошел его младший брат.

Этот король был воспитан в духе православия, и на протяжении всей своей жизни старался уклоняться от воен и междоусобиц, решая политические дела мирно. Кроме того, он строил храмы (благодаря чему на многих иконах изображается с маленькой церковью в руках). Например, именно благодаря ему был воздвигнут монастырь Милешева (посвящен Вознесению Господа), украшенный утонченной фресковой живописью. Он сохранился до наших дней и считается одним из важнейших памятников сербского средневековья. Кстати, на одной из фресок изображен сам Владислав (это так называемый ктиторский или донаторский портрет, то есть икона с изображением лица, выделившего средства на постройку храма).

Одна из икон этого святого находится также в белградском музее Сербской Православной Церкви.

Святой король Стефан-Владислав стал еще одной благородной ветвью на славной лозе династии Неманичей, подарившей миру множество святых мужей и подвижников благочестия. Он был вторым сыном святого Стефана Первовенчанного, племянником святителя Саввы и внуком родоначальника этой династии сербских правителей - Стефана Немани, известного под именем преподобного Симеона Мироточивого. И дед, и отец, и дядя благоверного Владислава достигли своими трудами и подвигами подлинной святости, удостоившись от Господа нетленных венцов славы.

После блаженной кончины св.Стефана Первовенчанного Сербией правил его старший сын Радослав, который поначалу был властителем «достойным всякой похвалы», но, со временем, по словам церковного писателя Феодосия, «стал покорен жене, от которой и был поврежден умом». Сербская знать была недовольна поведением своего короля, и под ее давлением власть вынужден был принять Владислав, так что «между братьями наступила вражда». Их родной дядя - архиепископ Савва - увещевал братьев жить в мире, но не был в силах сразу примирить их.

Лишившийся власти Радослав был вынужден искать убежища в Драче, но и там красота его супруги послужила для него источником бед. В скором времени он был лишен этой злонравной и лукавой жены, которая была для него, по словам того же Феодосия, как Далила для Сампсона. По ее вине в Драче на Радослава обрушилась ненависть местного правителя, и он едва спасся от смерти. Желая прекратить вражду, святитель Савва украсил Радослава ангельским иноческим чином, дав ему в монашестве имя Иоанн. Для окончательного прекращения распрей первосвятитель венчал своего племянника Владислава королевским венцом. Вскоре по благословению дяди Владислав женился на дочери могущественного болгарского царя Иоанна II Асеня Белославе.

Благочестивый Владислав был во всем послушен своему дяде-архиепископу и пребывал с ним в мире и согласии. Когда свт.Савва принял решение оставить первосвятительский престол и сообщил о своем желании Владиславу, тот со слезами просил святителя изменить свое намерение, но не смог удержать его. В 1233 году свт.Савва собрал в Жиче собор сербских архиереев и, сообщив о своем намерении, избрал из числа своих учеников наследника - блаженного Арсения, мужа «во всем преподобного и хранящего со страхом Божии заповеди». Владислав со своими вельможами также прибыли на собор, где святитель преподал им наставления и заповедал хранить и оберегать святые церкви. Когда весной 1234 года свт.Савва отправлялся на Святую землю, Владислав щедро снабдил его золотом и всем необходимым для раздачи в святых местах.

Однако Владиславу не суждено уже было увидеть своего любимого дядю и архиепископа, при земной жизни последнего. Посетив святые места, на обратной дороге, свт.Савва, гостивший у болгарского царя Асеня, 14/27 января 1236 года отошел ко Господу, не доехав совсем немного до родной Сербии. После отпевания, совершенного Болгарским Патриархом Иоакимом, тело святителя было с великими почестями погребено в построенной болгарским царем монастырской церкви Сорока мучеников Севастийских в Трново.

Спустя год после кончины святителя его достойный наследник, архиепископ Арсений обратился к благочестивому Владиславу, призывая его сделать все возможное для того, чтобы мощи свт.Саввы были перенесены в Сербию. «Нехорошо и неприлично перед Богом и перед людьми,- сказал святитель Арсений,- чтобы мы оставили отца нашего равноапостольного, дарованного нам от Христа учителя, совершившего многие подвиги и поднявшего труды для сербской страны, украсившего ее церквями, королевской властью, архиепископом и епископами, и всеми установлениями и законами православия - чтобы его святые мощи лежали вне пределов его отечества и престола его церкви, в чужой земле».

Вдохновленный словами Арсения, Владислав без промедления послал достойнейших людей к своему тестю - царю Асеню, с просьбой отдать ему мощи святителя. Получив письмо Владислава, и выслушав посланника, болгарский царь весьма опечалился. Он ответил сербскому правителю, что если бы тело святого осталось без должных почестей, то просьба его была бы вполне законной. Но, так как оно покоится в церкви Божией, и ему воздаются такие же почести, как это было бы в Сербии, то он не понимает, зачем Владислав «утруждает и святого». С этим болгарский правитель отправил посланцев обратно.

Владислав, не удовлетворившись полученным ответом, вновь отправил своих вельмож к царю со словами: «Если я обрел благодать пред тобою, родителем моим, то не затвори предо мной отеческого милосердия, и не оставь меня, чтобы жизнь моя не погрузилась в печаль. Дай мне святые мощи господина моего и отца, чтобы я перенес их в свое отечество!».

Царь Асень был в недоумении, как ему поступить, думая, что, лишившись святого, лишится и царства. Призвав Болгарского патриарха и своих приближенных, он обратился к ним за советом в этом деле. Все они единодушно уверяли его, что ни в коем случае нельзя уступать просьбам Владислава, потому что «вельможи и весь город сильно из-за этого негодуют». Царь опять написал слова утешения своему зятю, добавив: «Если Богу было угодно, чтобы святой упокоился среди нас, верных во Христе, то кто я такой, чтобы противиться воле Божией или дерзать беспокоить могилу или святые мощи? Ибо святой действительно ничего не завещал о своем перенесении. Итак, проси у меня чего пожелаешь, …сын мой, но перестань принуждать меня отдать тебе то, что мне отдать нелегко, ибо и патриарх, и вельможи, и весь город противятся мне в этом». И вновь, одарив посланников, отпустил их к Владиславу.

Видя такую твердость болгарского царя, Владислав решил сам отправиться в Болгарию и, взяв с собой «множество своих благородных людей, епископов и игуменов», он послал перед собой гонцов, извещая Асеня о своем скором прибытии. С ними Владислав отправил и подарки для патриарха и царских советников.

Когда Владислав прибыл в болгарскую землю, царь Асень с любовью встретил его далеко от своей столицы. Прибыв в Трново, Владислав первым делом отправился в монастырь, где было место упокоения свт.Саввы. Придя в монастырь, он вместе с епископами и вельможами воздал угоднику Божьему достойное поклонение, как своему отцу и наставнику. Поклонившись гробу святителя, краль из глубины сердца взмолился к святому, каясь в своих прегрешениях и прося его не отринуть прошения, и не оставить своего отечества, за которое святитель поднял бесчисленные подвиги и труды. Так, усердно помолившись святому угоднику, Владислав вышел из храма и отправился на праздничный прием, приготовленный болгарским царем.

В эту ночь Ангел Божий в образе святого повелел царю отдать святые мощи для переноса в сербскую землю. Испугавшись такого явления, царь утром призвал патриарха и советников и поведал о виденном во сне. Выслушав его, они сказали, что это посещение Божие было из-за святого, и единодушно просили Асеня отдать эту великую святыню королю Владиславу, опасаясь, в противном случае, навлечь на болгарское царство гнев Божий.

Когда по призыву Асеня, его зять вместе с сербскими епископами и вельможами предстал перед ним, то царь готов был исполнить их усердную просьбу. Несколько опечаленный Асень обратился к Владиславу с такими словами: «Я желал иметь святого у себя, в своем монастыре, как дарованного мне от Бога, и святой гроб его украсил и почитал, как ты видел, не помышляя, что святой будет унесен от нас. Но так как ты, королевское высочество, потрудился прийти ко мне, отцу своему, я не хочу тебя, сына своего, отпустить опечаленным. Итак, приими своего во Господе отца и отнеси в дом свой по желанию твоему». От столь неожиданной радости краль Владислав с епископами и своими благородными людьми «пал на землю и поклонился царю».

Потом, «приготовив царскую багряницу и все необходимое для поднятия тела святого из недр земли», Владислав повелел совершать службу святому, а сам со своими епископами «открыл могилу святого и увидел, что тела его не коснулось тление, так, что даже волосы на голове и бороде его были светлыми и целыми, и казалось, что он лежит и спит». Нетленное тело святителя источало чудесное благоухание, прекрасный аромат которого почувствовали все, собравшиеся у его могилы. По словам блаженного Феодосия, благоухание источало не только святое тело преподобного, но даже и дерево, и земля, в которых оно почивало.

Узнав о происходящем, народ во множестве стал стекаться ко гробу, чтобы видеть святого. Многие, притекавшие к мощам, получали исцеления от болезней. «Мучимые нечистым духом бывали свободны, хромые ходили, горбатые выпрямлялись, и глухим святой даровал слух». Видя такие чудеса и благодать, народ стал роптать на царя Асеня за то, что он отдал мощи святого Владиславу. Услышав об этом, сербский правитель, из опасения, что царь может изменить свое решение, повелел без промедления взять святые мощи и нести их в Сербию.

Царь же в это время призвал Владислава на трапезу веселья и любви, во время которой обратился к нему с такими словами: «Богом дарованное мне богатство - святого, ты, придя, получил и отправил его в дом свой. Итак, ты насытился, ибо исполнил желание своего сердца, пускай и мы, молитвами святого получим от Бога милость, ибо мы имели к нему при его жизни и после смерти истинную любовь!». Владислав осыпал щедрыми дарами и почестями царя и патриарха, а царь - краля и всех бывших с ним, и так с любовью они расстались. Простившись с болгарским царем, Владислав достиг вскоре мощей святого. По сообщению Феодосия, краль ликовал подобно «Давиду перед кивотом завета» и, идя впереди мощей, радостно восклицал:

«Возвеселится душа моя о Господе,
ибо Он облек меня в ризы спасения,
и одеждой веселия одел меня,
даровав мне господина моего,
святого моего отца и учителя,
заступника в молитвах моему отечеству
и почет наследия моего».

«Вознесу Тя, Боже мой,
ибо Ты возвеличил на мне милость свою,
и ныне блажен я,
и ныне благоукрасился я,
выше царей земных возвеличился,
более людей обогатился.
Как велика милость Твоя ко мне, Господи,
Как, возлюбив меня, вознаградил,
Боже мой, милость моя!
Буди имя Твое благословенно во веки веков!»

Так, вознося хваление Богу и радуясь, он вместе с епископами и своими вельможами с псалмами и песнопениями нес драгоценное тело святого. Когда они достигли пределов Сербии, архиепископ Арсений с епископами, игуменами и многими благородными людьми вышел им навстречу и с благоговением поклонился честным мощам своего духовного отца и наставника. Узнав о прибытии мощей, народ во множестве стекался ото всюду. Многие получали от Бога и его святого угодника исцеления от своих болезней.

Благочестивый Владислав вместе с сонмом архиереев, игуменов и вельмож с псалмами и песнопениями торжественно несли тело святого, и, придя в Милешево, положили драгоценные мощи во честном гробе в церкви Вознесения Господня, построенной Владиславом. В честь святителя благочестивый Владислав устроил большой праздник, на котором от всего сердца угощал архиереев и благородных людей, а также щедро изливал свое милосердие на нищих.

Спустя некоторое время свт.Савва явился во сне одному преподобному и боголюбивому старцу и сказал ему, что святые мощи должны почивать не в земле, а в церкви. После этого нетленное тело святого было поднято из земли и положено во храме на поклонение всем верующим. Мощи святителя почивали в Милешево до 1594 года, когда нечестивые турки забрали эту величайшую святыню сербского народа и сожгли на Врачаровой горе в Белграде. На месте сожжения мощей сейчас воздвигнут величественный собор свт.Саввы.

После смерти в 1241 году болгарского царя Иоанна Асеня, положение в Сербии изменилось. Многие знатные и могущественные дворяне были не довольны близостью св.Владислава и болгарского царя. В это же время, весной 1241 года, через Сербию и соседнюю Боснию прошли татарские орды. Все это вносило большое беспокойство в среду сербской властелы, и под ее давлением Владислав вынужден был весной 1243 года уступить престол своему младшему брату Урошу (1243 - 1276). Однако братья вскоре примирились, и Урош был любезен со своим старшим братом. Он дал ему в управление Зету и оставил королевский титул. Так Владислав прожил в мире и согласии с братом еще более двадцати лет. Чем именно была недовольна властела - так и осталось в области различных гипотез и предположений, но, по-видимому, основной причиной недовольства было сильное влияние соседней Болгарии. Однако понять и с достоверностью проследить все перипетии сербской истории не всегда представляется возможным, ввиду малого количества письменных источников, посвященных правлению св.Владислава. Позднейшие источники также скупо сообщают о жизни святого, но в том немногом что есть, говорится о его добрых отношениях с братом Урошем. Святой Владислав оставил амбиции правителя и никогда больше не пытался вернуть себе престол. У Владислава было два сына, Стефан и Деса, и дочь, имя которой не сохранилось. Известно только, что она была выдана замуж за князя Чуру Качича.

Как и все Неманичи, Владислав был предан своему отчеству и православию. В нем рано проявился дух созидания. Около 1225 года, еще во время его управления одной областью на Лиме, по благословению свт.Саввы им был построен очень красивый монастырь Милешева, посвященный Вознесению Господню. Эта обитель по своей прекрасной фресковой живописи относится к числу наиболее значительных памятников сербской средневековой архитектуры. Среди фресок можно найти и ктиторский портрет самого св.Владислава. Изображения святого сохранились также в Дечанах, в Печской Патриархии и в монастыре Ораховица. Одна из икон св.Владислава сейчас находится в музее Сербской Православной Церкви в Белграде.

Очищаем сердце в Великий пост! К сегодняшнему духовному чтению предлагаем Вам назидательное слово протоиерея Григория Дьяченко «О средствах к приобретению чистоты сердца». У нас есть верные средства, через которые мы можем очистить себя и свое сердце от всякой греховной скверны. 1. Это благоговейное призывание имени Господа Иисуса Христа. “Именем Моим бесы ижденут” (Мк. 7, 17), сказал сам Спаситель. Именем Иисуса Христа изгоняются из сердца мысленные бесы, греховные помыслы, злые вожделения. Поэтому и Святая Церковь заставляет нас непрестанно взывать к Спасителю: Иисусе, очисти мой ум от помыслов суетных; Иисусе, сохрани сердце от похотей лукавых (Акаф. Иисусу, икос 11). Многие наблюдения показывают, что частое призывание с верою и благоговением сладчайшего имени Иисуса Христа в так называемой «молитве Иисусовой» способно не только изгнать из сердца христианина все нечистые его движения, но и наполнить его высоким блаженством, небесной радостью и миром. 2. Второе средство к очищению сердца – усердная молитва. “Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит” (Пс. 2. 19), говорит один из очищавших свое сердце. Святая молитва согревает сердце, возбуждает благоговейное умиление и привлекает благодать, очищающую и освящающую сердце. Так и Святая Церковь научает нас очищать сердце теплою умилительною молитвою, когда повелевает взывать к Спасителю: слезные ми подаждь, Христе, капли, скверну сердца моего очищающия (Из Последования ко Святому Причащению). Преподобный Пимен Великий дает следующий совет о том, как бороться с искусительными помыслами, вредящими хранению сердца в чистоте: «Это дело подобно тому, – говорит он, – как если бы у человека в левой руке был огонь; он берет из чаши воду и гасит огонь. Огонь – это внушения врага, а вода – усердная молитва перед Богом». 3. Далее, постоянное наблюдение за сердцем и воздержание его от злых вожделений и страстей. «Сыне, всяцем хранением блюди твое сердце» (Притч. 4, 23), т.е. смотри, старайся, чтобы сердце твое было соблюдаемо от греха и хранимо в невинности и чистоте таким, каким оно вышло из купели святого крещения. Вот несколько советов опытных в хранении сердца от всякой скверны греховной подвижников: «Когда горшок снизу подогревается огнем, – говорит авва Пимен, – то ни муха, ни иное какое насекомое или пресмыкающееся не может прикоснуться к нему; когда же простывает, то садятся на него: то же бывает и с человеком: доколе он пребывает в духовном делании, враг не может поразить его». От невнимательности к хранению в сердце чистоты главным образом и происходит нравственное падение человека. Один из подвижников (авва Орсисий) вот как изображает гибельные последствия такой невнимательности. «Я думаю, – говорит он, – что если человек не будет тщательно блюсти своего сердца, то все, что ни услышит он, забывается у него и остается в небрежении, а таким образом враг, нашедши в нем место в себе, ниспровергает его. Когда приготовят и зажгут лампаду, то, если не станут подливать в нее масло, мало-помалу свет ее ослабеет, и она, наконец, совсем погаснет. Кроме этого, случается иногда, что мышь ходит около нее и ищет съесть светильню, но, пока не погаснет масло, не может этого сделать; если же увидит, что лампада не только погасла, но уже и охладела, тогда, желая унести светильню, сваливает и лампаду. Если лампада глиняная, она разбивается; если же медная, то хозяин ставит ее по-прежнему. То же бывает и с нерадивою душою: мало-помалу удаляется от нее Дух Святый, пока совсем она не потеряет горячность свою, а потом враг истребляет расположение души к добру и самое тело оскверняет злом. Впрочем, ели человек не совсем оскудел в любви к Богу и дошел до нерадения только по слабости, то милосердый Бог, посылая в душу его страх Свой и памятование о муках, побуждает его бодрствовать над собою и блюсти себя с большою осторожностью, впредь до посещения Своего». 4. Труд телесный, ослабляя нападение на душу нечистых помыслов (сладострасных, гневных и т.п.), в высокой степени содействует сохранению сердца в чистоте. Спросили однажды авву Агафона: что важнее – телесный труд или хранение сердца? На это старец отвечал: «Человек подобен дереву; труд телесный – листья, а хранение сердца – плод. Но так как, по Писанию, всяко древо, еже не творит плода добра, посекаемо бывает и в огнь вметаемо (Мф. 3, 10); то очевидно, что должны мы иметь все попечение о плоде, т.е. о хранении ума. Впрочем, для нас нужно и лиственное одеяние, т.е. труд телесный». 5. Пост есть одно из верных средств к достижению чистоты сердца. «Пост укрощает наши страсти и обуздывает худые навыки, а бдением, – говорит святой Иоанн Лествичник, – сердце смягчается, чистота мыслей блюдется, непристойные воображения прогоняются». 6. Уединение также одно из средств к достижению этой добродетели. Чистоте сердца много способствует уединенное пустынножительство. Устраняя все соблазны и всякий повод к развлечению, оно доставляет полную возможность войти в себя, наблюдать за всеми внутренними движениями души, открывать слабые стороны, яснее видеть свои грехи и опасности со стороны духовных врагов. Один святой подвижник хорошо объяснил это следующим опытом: три ученые друга решились поступить в монашество. Один из них избрал себе дело – умиротворять спорящихся, по Писанию: блажены миротворцы(Мф. 5, 9); другой – посещать больных; а третий пошел в пустыню на безмолвие. Первый, сколько ни трудился, не мог прекратить раздоров между людьми и всех успокоить. Побежденный скукою, пошел к тому, который услуживал больным, и нашел, что и он изнемогает от малодушия и не в силах более исполнять заповеди. Тогда оба пошли посетить того, который живет в пустыне, рассказали ему свои дела, просили и его сказать им, какую он получил пользу в уединении. Тот, немного помолчав, вливает воду в сосуд и говорит им: «Посмотрите в воду». Вода была мутна. Через несколько времени опять говорит им: «Посмотрите же, как светла сделалась вода». Те посмотрели и как в зеркале увидели свои лица. Тогда сказал им: «Точно то же бывает и с нами, когда кто находится среди людей, – от людского шума и суетливости он не видит свои грехи, а сподобившийся увидеть себя, свои грехи, по словам святого Исаака Сириянина, блаженнее сподобившегося увидеть Ангела, конечно, потому, что, видя свои грехи, можно очищать их, и по чистоте сделать душу ангелоподобною» (Древний Патерик)». Помоги всем нам Господи провести дни Великого поста в духовных трудах над собой!