Прокариотическая клетка. Бактерии – «великие могильщики природы» Луи Пастер. Эти маленькие организмы создали жизнь на Земле, совершают глобальный круговорот. Презентация на тему "прокариотическая клетка"
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цель урока: расширить и углубить знания о клеточном уровне организации живой материи на основе изучения особенностей строения прокариотической клетки.
Задачи урока (2 слайд):
Образовательные:
- сформировать представления учащихся о двух уровнях клеточной организации: прокариотической и эукариотической.
- познакомить учащихся с особенностями строения прокариотической клетки на примере бактериальной.
- охарактеризовать строение цианобактерий как представителей прокариотических организмов.
- познакомить учащихся с особенностями жизнедеятельности бактерий: способами питания, размножением, значением спорообразования в жизни бактерий.
- вспомнить значение бактерий в природе и жизни человека.
Воспитательные:
- формировать культуру биологической речи.
- прививать интерес к предмету биология.
- гигиеническое воспитание (гигиенические требования при борьбе с бактериями). Профилактика осложнений гриппа.
- эстетическое воспитание (при использовании программных продуктов).
Развивающие:
- развивать общеучебные умения и навыки: составлять план урока, делать биологические схемы и рисунки, заполнять таблицы, самостоятельно работать с дополнительной литературой.
- развивать интеллектуальные умения учеников: обобщать и делать выводы на основе конкретных примеров, проводить аналогии, сравнивать биологические объекты и процессы.
- отвечать на проблемные вопросы по данной теме с использованием программных продуктов, делать презентации на компьютере по теме сообщения.
- формировать навыки работы с тестами в рамках подготовки учащихся к успешной сдаче экзамена по биологии в формате ГИА.
Межпредметные связи:
ИКТ – создание презентаций в Power Point.
Оборудование:
- Программный продукт фирмы «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» - Уроки биологии в 10 классе.
- Мультимедийное приложение к учебнику 9 класса «Биология. Общие закономерности.
- Презентация к уроку.
- Компьютер с мультимедиа, смарт-доска.
- Раздаточный материал для выполнения самостоятельной работы и домашнего задания.
- Таблица «Царства живой природы».
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания. (Актуализация знаний и мотивация).
Проводится в форме теста в рамках подготовки учащихся к ГИА по биологии. Вопросы для теста (приложение 1) , бланки ответов и ключи к тесту (приложение 2) .
3. Подготовка к восприятию нового материала. (Постановка учебной задачи.)
На доске записаны биологические термины: прокариоты и эукариоты.
По какому принципу живые организмы делят на две группы?
Какие царства живой природы относятся к каждой группе? (на II-ой вопрос учащиеся отвечают с использованием таблицы «Царства живой природы». (3,4 слайд)
4. Изучение нового материала.
Записываем тему урока в тетради.
- Распространение бактерий, открытие, эволюция. (Сообщение учителя)
- Строение прокариотической клетки.
а) Формы клеток.
Бактерии микроскопически малы, но их скопления (колонии) нередко видимы невооруженным глазом. По форме и особенностям объединения клеток различают несколько групп настоящих бактерий: кокки, имеющие шарообразную форму; бациллы или палочки, - вытянутые в длину бактерии, вибрионы – дугообразно изогнутые бактерии, спириллы – бактерии с вытянутой шпорообразно извитой формой. (6 слайд)
б) Строение прокариотической клетки. (7 слайд).
На доске изображён рисунок бактериальной клетки. Один учащийся подписывает части клетки, остальные делают рисунок в тетради одновременно с ним (приложение 3) .
- Оболочка (клеточная стенка)
- Цитоплазматическая мембрана
- Кольцевая ДНК
- Впячивание наружной мембраны
- Запасные вещества
- Вырост наружной мембраны
- Фотосинтезирующие мембраны
- Рибосомы
- Жгутики
Вывод по строению прокариотической клетки. Учащиеся самостоятельно записывают в тетрадь особенности строения. Затем учитель проверяет правильность написания. (8 слайд)
- Нет ядерной оболочки.
- ДНК кольцевая, свободно лежит в цитоплазме.
- Нет настоящих хромосом.
- Нет органоидов клетки, кроме рибосом.
- Нет хлоропластов, есть фотосинтезирующие мембраны.
- Особенности жизнедеятельности прокариотической клетки.
а) Питание: гетеротрофы и автотрофы.
Как питается каждая группа? Привести примеры бактерий, которые так питаются. (9 слайд)
б) Способ получения энергии: аэробные и анаэробные. (10 слайд)
По способу получения энергии бактерии делятся на аэробов (большинство бактерий) и анаэробов (возбудители столбняка, ботулизма, газовой гангрены). Первым для получения энергии нужен кислород, для вторых кислород бесполезен или даже ядовит.
в) Размножение: деление клетки пополам, нет полового размножения. (11 слайд)
Бактерии размножаются путем деления примерно каждые 20 минут (в благоприятных условиях).
г) Способ перенесения неблагоприятных условий среды: образование спор. (12,13 слайд)
При неблагоприятных условиях бактерия покрывается плотной оболочкой, её содержимое становится более густым, жизнедеятельность почти прекращается. В таком состоянии споры бактерии могут годами находиться в глубоком вакууме, переносить температуру от –240 °С до +100 °С. Их находили невредимыми не только в почти кипящих источниках, но и внутри атомных реакторов. Споры сибирской язвы сохраняли жизнеспособность в почве десятки лет.
Работа со схемой «Образование спор у бактерий». (Приложение 4).
- Значение бактерий в природе. Презентация ученика.
В природе роль бактерий велика. Они широко населяют почву, выполняя роль разрушителей органического вещества. Возвращают химические элементы в биологический круговорот. Клубеньковые бактерии на корнях бобовых растений (симбиоз) и цианобактерии усваивают атмосферный N2 и превращают его в органические соединения азота. Цианобактерии обогащают атмосферу Земли кислородом в ходе фотосинтеза. По-видимому, именно эти организмы в свое время наполнили атмосферу Земли кислородом при образовании жизни на Земле. Цианобактерии являются индикаторами загрязнения H2O в водоёмах. Они размножаются в водоёмах, загрязнённых органическими веществами, так как имеют 2 способа питания: автотрофный и гетеротрофный.
Почему бактерии называют санитарами нашей планеты?
- Значение бактерий в жизни человека. Презентация ученика.
Профилактика осложнений гриппа.
Направление 1. Современный урок (занятие). Номинация 1.3. Современный урок в основной школе.
Урок биологии в 9 классе
«Прокариотическая клетка»
Тема урока: «ПРОКАРИОТИЧЕСКАЯ КЛЕТКА». Цель урока: изучить особенности строения прокариотической клетки, выявить роль бактерий в природе и жизни человека. Задачи: образовательная: рассмотреть особенности организации прокариот, показать многообразие бактерий, их роль; развивающая: формировать умения и навыки самостоятельной работы с учебником, умение выделять главное, сравнивать, анализировать.
Сколько чудес таят в себе эти крохотные создания. (А.В. Левенгук)
Прокариоты
Были единственной формой жизни на нашей планете в течении 3 миллиардов лет. За это время они сформировали атмосферу
В породах, образованных 3,5 млрд лет назад обнаружены продукты их жизнедеятельности - строматолиты
История открытия
Первым увидел в микроскоп
бактерии голландский натуралист
Антони ван Левенгук в 1676 г. и
назвал их анималькули.
А в 1828 г. Хр. Эринберг ввел в употребление термин «бактерия».
Антони ван Левенгук
Микроскоп1676 года
- Бактерии – это прокариотические одноклеточные организмы, основатели клеточной формы на Земле. Они появились 3,5 млрд. лет назад и их возраст соответствует возрасту жизни на Земле. Через 0,2 млрд. лет после появления бактерий от них отделились фотосинтетики – цианобактерии (сине-зеленые водоросли). Эукариоты, т.е. настоящие ядерные организмы, появились через 2 млрд. лет после появления бактерий, т.е. 1,5 млрд. лет назад.
- Диаметр бактериологических клеток равен 1 мкм. В длину некоторые бактерии достигают 10-30 мкм.
- Несмотря на крошечные размеры, общая масса бактерий превышает массу всех других организмов.
Сравните эукариотическую и прокариотическую клетки
Эукариотическая клетка
Прокариотическая клетка
В чем вы видите отличия в строении этих клеток?
Особенности строения прокариотической клетки
Снаружи - плотная оболочка. В цитоплазме находится очень много рибосом. Имеются включения, содержащие запасные питательные вещества. Носитель наследственного материала – ДНК или РНК часто замкнут в виде кольца и не образует оформленного ядра.
Что такое спора прокариот?
При неблагоприятных условиях цитоплазма сжимается, отходит от материнской оболочки, округляется и образует на своей поверхности новую, более плотную оболочку.
Споры многих бактерий способны выдерживать 10 минут кипячения 100 градусов С. Высушивание переносит в течении 100 лет. И по некоторым данным сохраняются жизнеспособными в течении 1000 лет.
Размножение
Бактерии размножаются лишь равновеликим бинарным поперечным делением.
При благоприятных условиях деление происходит каждые 20-30 минут.
По способу питания все бактерии можно разделить на две группы.
АВТОТРОФЫ
Хемосинтетики
железобактерии,
серобактерии,
нитрофицирующие
Фотосинтетики зеленые,
пурпурные,
серобактерии
ГЕТЕРОТРОФЫ
холерный вибрион
С апрофиты
бактерии гниения, бактерии брожения
Цианобактерия
Бактериальные колонии
в чашке Петри
Среда обитания
Живые организмы
Бактериальные клетки
под микроскопом
Описание эксперимента
1. Приготовить стерильные чашки Петри.
2. Приготовить питательную среду.
Вымыть клубень картофеля и очистить.
Разрезать пополам и вымочить его 2-3 часа
в 1% растворе пищевой соды.
Затем картофель сварить,
разрезать на ломтики и положить
на фильтровальную бумагу
в стерильные чашки Петри.
3. К одному ломтику дотронуться пальцем
немытой руки. К другому ломтику пальцем руки вымытой
без мыла. К третьему пальцем руки
вымытой с мылом. Поставить в теплое
место на 2-3 дня.
Результат: через три дня наблюдали колонии бактерий в чашках Петри. Больше всего их находилось в чашке Петри под №1.
Вывод:
необходимо чаще мыть руки с мылом.
Особенности дыхания
По способу дыхания бактерии делятся на две группы:
1. Аэробы – для дыхания используют кислород.
2. Анаэробы – для дыхания кислород не используют.
Значение бактерий
Тысячелетиями человек использовал бактерии
в повседневной жизни. Молочно - кислые бактерии
для производства сыра, йогурта, кефира, сметаны,
уксуса для квашения.
Занимаясь проблемами долгожительства И. И. Мечников
в начале XX в. пришел к выводу, что одной из причин
преждевременного старения является постоянное отравление
организма продуктами распада пищи.
Молочно-кислые бактерии выделяют кислоту, которая подавляет жизнедеятельность гнилостных бактерий, а это прямой путь к долголетию.
Роль бактерий в природе
Бактерии важнейшее звено общего круговорота веществ в природе.
Бактерии разрушают сложные органические вещества отмерших
растений и трупов животных. Сапрофитные бактерии гниения
превращают их в перегной.
Почвенные бактерии превращают перегной в минеральные вещества так необходимые для развития растений.
Азотофиксирующие бактерии способны поглощать атмосферный
азот и выделять азотистые соединения, которые используют растения
Патогенные бактерии
Многие бактерии вызывают болезни человека, животных и растений.
В 14 в. от эпидемии бубонной чумы
скончалось 75 млн. человек.
Лепра, дифтерия, сифилис, холера, туберкулез, дизентерия и т.д. – возбудителями этих заболеваний являются бактерии.
Изображение чумы
в средневековье
Выносим вердикт – бактерии жить,
т.к. без нее многие процессы остановятся,
нарушается экологическое равновесие.
Ах, эта среда обитания!
Все связанны между собой
Обменом, цепями питания,
Составом, структурой, судьбой…
В чащобах, и в грядах, и в весях,
Где дышит и движется жизнь,
Да будет всегда равновесие!
Его потревожить страшись!
Беречь и родство, и соседство
И дружество – прежде всего,
И слушать веление сердца,
И следовать зову его.
1. Споры бактерий отличаются от спор растений тем, что:
А) покрыты защитной оболочкой; Б) служат для расселения;
В) служат для размножения; Г) способны переждать неблагоприятные условия.
2. В клетках бактерий ДНК:
А) линейная; Б) кольцевая; В) находится в ядре; Г) отсутствует.
3. Органоиды клеток, которые являются общими для всех живых организмов, независимо от их уровня организации:
А) митохондрии; Б) комплекс Гольджи; В) рибосомы; Г) ЭПС.
4. Клетка, в которой нет оформленного ядра, принадлежит:
А) бактерии; Б) грибу; В) растению; Г) животному.
5. Установите соответствие:
А. Прокариоты 1. Бактерии
Б. Эукариоты 2. Цианобактерии (синезеленые водоросли)
3. Грибы 4. Растения 5. Животные
6. Укажите типичный для бактерий способ размножения.
7. Найдите соответствие:
Возбудители заболеваний: Заболевания:
1. Бактерии А. Сальмонеллёзы
2. Вирусы Б. СПИД
Д. Холера
Литература:
Андрес А.Г. Пособие для практических занятий по гистологии и эмбриологии.
Биология. 9 класс. Поурочные планы по учебнику С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, Н.И.Сонина. Издательство «Учитель». Волгоград.
Каменский А.А. Биология. Введение в общую биологию и экологию.
Мамонтов С.Г.,Захаров В.Б., Агафонов И.Б. Биология. Общие закономерности. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Москва. Дрофа. 2011.
Бактерии – «великие могильщики природы» Луи Пастер.
- Эти маленькие организмы создали жизнь на Земле, совершают глобальный круговорот веществ в природе, а также стоят на службе у человека.
Происхождение прокариот
Первоначально появились в бескислородной среде 2,5-3 млрд. лет назад в морях
Среда обитания прокариот
- Атмосфера
- Гидросфера
- Литосфера
- Внутри клеток
Размеры бактериальных клеток колеблются в пределах от 1 до 10-15 мкм
- Кокки
- Диплококки
- Тетракокки
- Стрептококки
- Сарцины
- Стафилококи
- Палочки (бациллы)
- Спириллы
- Спирохеты
- Вибрионы
Строение бактериальной клетки
- На поверхности бактерий часто заметны разного рода жгутики (пилли) и ворсинки (фимбии) – органоиды движения, с помощью которых они передвигаются путем скольжения.
Строение бактериальной клетки
1 - клеточная стенка, 2 - наружная цитоплазматическая мембрана, 3 - хромосома (кольцевая молекула ДНК), 4 - впячивание наружной цитоплазматической мембраны, 5 - вакуоли, 6 - мезосома (вырост наружной мембраны), 7 - стопки мембран, в которых осуществляется фотосинтез, 8 - рибосома, 9 - жгутики.
Строение бактериальной клетки
- Клеточная стенка прокариот жесткая, содержит полисахариды и аминокислоты. Основной упрочняющий компонент – муреин Клеточная стенка многих бактерий сверху покрыта слоем слизи.
- Цитоплазма окружена мембраной, отделяющей ее изнутри от клеточной стенки.
Строение бактериальной клетки
- Основная особенность – отсутствие ядра, ограниченного оболочкой. Наследственная информация у бактерий заключена в одной хромосоме.
- Рибосомы свободные меньше, чем у эукариотов; на них осуществляется биосинтез белка
Обмен веществ
Размножение
- У бактерий выделяют два способа размножения: путем деления клетки надвое и половой
Спорообразование
- Многим бактериям свойственно спорообразование. Споры возникают, когда ощущается недостаток в питательных веществах или когда в среде накапливаются продукты обмена, т.е. возникают неблагоприятные условия
Роль в природе
- А) Бактерии разрушают остатки органического вещества, производят минерализацию.
- Б) Бактерии – симбионты (кишечная палочка), поселяясь в пищеварительном тракте у животных, расщепляют целлюлозу до глюкозы, и обеспечивает усвоение этих веществ организмом животных, производят витамины и другие вещества.
- В) Азотфиксирующие (клубеньковые) бактерии способствуют усвоению почвенного азота корнями растений.
Использование человеком
- Получение многих пищевых и технических продуктов невозможно без участия различных бродильных бактерий (на рис. бифидобактерии)
Отрицательная роль бактерий
- Различные виды гнилостных бактерий вызывают порчу пищевых продуктов. Сальмонеллез, ботулизм, холера дизентерия, являются заболеваниями, связанными с употреблением испорченных продуктов.
- Коклюш, туберкулез, чума, венерические заболевания, столбняк, воспаление легких и многие другие передаются воздушно – капельным или половым путем.