Прокариотическая клетка. Бактерии – «великие могильщики природы» Луи Пастер. Эти маленькие организмы создали жизнь на Земле, совершают глобальный круговорот. Презентация на тему "прокариотическая клетка"





















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: расширить и углубить знания о клеточном уровне организации живой материи на основе изучения особенностей строения прокариотической клетки.

Задачи урока (2 слайд):

Образовательные:

  • сформировать представления учащихся о двух уровнях клеточной организации: прокариотической и эукариотической.
  • познакомить учащихся с особенностями строения прокариотической клетки на примере бактериальной.
  • охарактеризовать строение цианобактерий как представителей прокариотических организмов.
  • познакомить учащихся с особенностями жизнедеятельности бактерий: способами питания, размножением, значением спорообразования в жизни бактерий.
  • вспомнить значение бактерий в природе и жизни человека.

Воспитательные:

  • формировать культуру биологической речи.
  • прививать интерес к предмету биология.
  • гигиеническое воспитание (гигиенические требования при борьбе с бактериями). Профилактика осложнений гриппа.
  • эстетическое воспитание (при использовании программных продуктов).

Развивающие:

  • развивать общеучебные умения и навыки: составлять план урока, делать биологические схемы и рисунки, заполнять таблицы, самостоятельно работать с дополнительной литературой.
  • развивать интеллектуальные умения учеников: обобщать и делать выводы на основе конкретных примеров, проводить аналогии, сравнивать биологические объекты и процессы.
  • отвечать на проблемные вопросы по данной теме с использованием программных продуктов, делать презентации на компьютере по теме сообщения.
  • формировать навыки работы с тестами в рамках подготовки учащихся к успешной сдаче экзамена по биологии в формате ГИА.

Межпредметные связи:

ИКТ – создание презентаций в Power Point.

Оборудование:

  1. Программный продукт фирмы «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» - Уроки биологии в 10 классе.
  2. Мультимедийное приложение к учебнику 9 класса «Биология. Общие закономерности.
  3. Презентация к уроку.
  4. Компьютер с мультимедиа, смарт-доска.
  5. Раздаточный материал для выполнения самостоятельной работы и домашнего задания.
  6. Таблица «Царства живой природы».

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания. (Актуализация знаний и мотивация).

Проводится в форме теста в рамках подготовки учащихся к ГИА по биологии. Вопросы для теста (приложение 1) , бланки ответов и ключи к тесту (приложение 2) .

3. Подготовка к восприятию нового материала. (Постановка учебной задачи.)

На доске записаны биологические термины: прокариоты и эукариоты.

По какому принципу живые организмы делят на две группы?

Какие царства живой природы относятся к каждой группе? (на II-ой вопрос учащиеся отвечают с использованием таблицы «Царства живой природы». (3,4 слайд)

4. Изучение нового материала.

Записываем тему урока в тетради.

  • Распространение бактерий, открытие, эволюция. (Сообщение учителя)
  • Строение прокариотической клетки.
    а) Формы клеток.

Бактерии микроскопически малы, но их скопления (колонии) нередко видимы невооруженным глазом. По форме и особенностям объединения клеток различают несколько групп настоящих бактерий: кокки, имеющие шарообразную форму; бациллы или палочки, - вытянутые в длину бактерии, вибрионы – дугообразно изогнутые бактерии, спириллы – бактерии с вытянутой шпорообразно извитой формой. (6 слайд)

б) Строение прокариотической клетки. (7 слайд).

На доске изображён рисунок бактериальной клетки. Один учащийся подписывает части клетки, остальные делают рисунок в тетради одновременно с ним (приложение 3) .

  1. Оболочка (клеточная стенка)
  2. Цитоплазматическая мембрана
  3. Кольцевая ДНК
  4. Впячивание наружной мембраны
  5. Запасные вещества
  6. Вырост наружной мембраны
  7. Фотосинтезирующие мембраны
  8. Рибосомы
  9. Жгутики

Вывод по строению прокариотической клетки. Учащиеся самостоятельно записывают в тетрадь особенности строения. Затем учитель проверяет правильность написания. (8 слайд)

  1. Нет ядерной оболочки.
  2. ДНК кольцевая, свободно лежит в цитоплазме.
  3. Нет настоящих хромосом.
  4. Нет органоидов клетки, кроме рибосом.
  5. Нет хлоропластов, есть фотосинтезирующие мембраны.
  • Особенности жизнедеятельности прокариотической клетки.

а) Питание: гетеротрофы и автотрофы.

Как питается каждая группа? Привести примеры бактерий, которые так питаются. (9 слайд)

б) Способ получения энергии: аэробные и анаэробные. (10 слайд)

По способу получения энергии бактерии делятся на аэробов (большинство бактерий) и анаэробов (возбудители столбняка, ботулизма, газовой гангрены). Первым для получения энергии нужен кислород, для вторых кислород бесполезен или даже ядовит.

в) Размножение: деление клетки пополам, нет полового размножения. (11 слайд)

Бактерии размножаются путем деления примерно каждые 20 минут (в благоприятных условиях).

г) Способ перенесения неблагоприятных условий среды: образование спор. (12,13 слайд)

При неблагоприятных условиях бактерия покрывается плотной оболочкой, её содержимое становится более густым, жизнедеятельность почти прекращается. В таком состоянии споры бактерии могут годами находиться в глубоком вакууме, переносить температуру от –240 °С до +100 °С. Их находили невредимыми не только в почти кипящих источниках, но и внутри атомных реакторов. Споры сибирской язвы сохраняли жизнеспособность в почве десятки лет.

Работа со схемой «Образование спор у бактерий». (Приложение 4).

  • Значение бактерий в природе. Презентация ученика.

В природе роль бактерий велика. Они широко населяют почву, выполняя роль разрушителей органического вещества. Возвращают химические элементы в биологический круговорот. Клубеньковые бактерии на корнях бобовых растений (симбиоз) и цианобактерии усваивают атмосферный N2 и превращают его в органические соединения азота. Цианобактерии обогащают атмосферу Земли кислородом в ходе фотосинтеза. По-видимому, именно эти организмы в свое время наполнили атмосферу Земли кислородом при образовании жизни на Земле. Цианобактерии являются индикаторами загрязнения H2O в водоёмах. Они размножаются в водоёмах, загрязнённых органическими веществами, так как имеют 2 способа питания: автотрофный и гетеротрофный.

Почему бактерии называют санитарами нашей планеты?

  • Значение бактерий в жизни человека. Презентация ученика.

Профилактика осложнений гриппа.

Направление 1. Современный урок (занятие). Номинация 1.3. Современный урок в основной школе.

Урок биологии в 9 классе

«Прокариотическая клетка»


Тема урока: «ПРОКАРИОТИЧЕСКАЯ КЛЕТКА». Цель урока: изучить особенности строения прокариотической клетки, выявить роль бактерий в природе и жизни человека. Задачи: образовательная: рассмотреть особенности организации прокариот, показать многообразие бактерий, их роль; развивающая: формировать умения и навыки самостоятельной работы с учебником, умение выделять главное, сравнивать, анализировать.


Сколько чудес таят в себе эти крохотные создания. (А.В. Левенгук)

Прокариоты

Были единственной формой жизни на нашей планете в течении 3 миллиардов лет. За это время они сформировали атмосферу

В породах, образованных 3,5 млрд лет назад обнаружены продукты их жизнедеятельности - строматолиты


История открытия

Первым увидел в микроскоп

бактерии голландский натуралист

Антони ван Левенгук в 1676 г. и

назвал их анималькули.

А в 1828 г. Хр. Эринберг ввел в употребление термин «бактерия».

Антони ван Левенгук

Микроскоп1676 года


  • Бактерии – это прокариотические одноклеточные организмы, основатели клеточной формы на Земле. Они появились 3,5 млрд. лет назад и их возраст соответствует возрасту жизни на Земле. Через 0,2 млрд. лет после появления бактерий от них отделились фотосинтетики – цианобактерии (сине-зеленые водоросли). Эукариоты, т.е. настоящие ядерные организмы, появились через 2 млрд. лет после появления бактерий, т.е. 1,5 млрд. лет назад.
  • Диаметр бактериологических клеток равен 1 мкм. В длину некоторые бактерии достигают 10-30 мкм.
  • Несмотря на крошечные размеры, общая масса бактерий превышает массу всех других организмов.

Сравните эукариотическую и прокариотическую клетки

Эукариотическая клетка

Прокариотическая клетка

В чем вы видите отличия в строении этих клеток?


Особенности строения прокариотической клетки

Снаружи - плотная оболочка. В цитоплазме находится очень много рибосом. Имеются включения, содержащие запасные питательные вещества. Носитель наследственного материала – ДНК или РНК часто замкнут в виде кольца и не образует оформленного ядра.



Что такое спора прокариот?

При неблагоприятных условиях цитоплазма сжимается, отходит от материнской оболочки, округляется и образует на своей поверхности новую, более плотную оболочку.

Споры многих бактерий способны выдерживать 10 минут кипячения 100 градусов С. Высушивание переносит в течении 100 лет. И по некоторым данным сохраняются жизнеспособными в течении 1000 лет.


Размножение

Бактерии размножаются лишь равновеликим бинарным поперечным делением.

При благоприятных условиях деление происходит каждые 20-30 минут.

По способу питания все бактерии можно разделить на две группы.

АВТОТРОФЫ

Хемосинтетики

железобактерии,

серобактерии,

нитрофицирующие

Фотосинтетики зеленые,

пурпурные,

серобактерии

ГЕТЕРОТРОФЫ

холерный вибрион

С апрофиты

бактерии гниения, бактерии брожения

Цианобактерия


Бактериальные колонии

в чашке Петри

Среда обитания

Живые организмы

Бактериальные клетки

под микроскопом


Описание эксперимента

1. Приготовить стерильные чашки Петри.

2. Приготовить питательную среду.

Вымыть клубень картофеля и очистить.

Разрезать пополам и вымочить его 2-3 часа

в 1% растворе пищевой соды.

Затем картофель сварить,

разрезать на ломтики и положить

на фильтровальную бумагу

в стерильные чашки Петри.

3. К одному ломтику дотронуться пальцем

немытой руки. К другому ломтику пальцем руки вымытой

без мыла. К третьему пальцем руки

вымытой с мылом. Поставить в теплое

место на 2-3 дня.

Результат: через три дня наблюдали колонии бактерий в чашках Петри. Больше всего их находилось в чашке Петри под №1.

Вывод:

необходимо чаще мыть руки с мылом.


Особенности дыхания

По способу дыхания бактерии делятся на две группы:

1. Аэробы – для дыхания используют кислород.

2. Анаэробы – для дыхания кислород не используют.


Значение бактерий

Тысячелетиями человек использовал бактерии

в повседневной жизни. Молочно - кислые бактерии

для производства сыра, йогурта, кефира, сметаны,

уксуса для квашения.

Занимаясь проблемами долгожительства И. И. Мечников

в начале XX в. пришел к выводу, что одной из причин

преждевременного старения является постоянное отравление

организма продуктами распада пищи.

Молочно-кислые бактерии выделяют кислоту, которая подавляет жизнедеятельность гнилостных бактерий, а это прямой путь к долголетию.


Роль бактерий в природе

Бактерии важнейшее звено общего круговорота веществ в природе.

Бактерии разрушают сложные органические вещества отмерших

растений и трупов животных. Сапрофитные бактерии гниения

превращают их в перегной.

Почвенные бактерии превращают перегной в минеральные вещества так необходимые для развития растений.

Азотофиксирующие бактерии способны поглощать атмосферный

азот и выделять азотистые соединения, которые используют растения


Патогенные бактерии

Многие бактерии вызывают болезни человека, животных и растений.

В 14 в. от эпидемии бубонной чумы

скончалось 75 млн. человек.

Лепра, дифтерия, сифилис, холера, туберкулез, дизентерия и т.д. – возбудителями этих заболеваний являются бактерии.

Изображение чумы

в средневековье


Выносим вердикт – бактерии жить,

т.к. без нее многие процессы остановятся,

нарушается экологическое равновесие.

Ах, эта среда обитания!

Все связанны между собой

Обменом, цепями питания,

Составом, структурой, судьбой…

В чащобах, и в грядах, и в весях,

Где дышит и движется жизнь,

Да будет всегда равновесие!

Его потревожить страшись!

Беречь и родство, и соседство

И дружество – прежде всего,

И слушать веление сердца,

И следовать зову его.


1. Споры бактерий отличаются от спор растений тем, что:

А) покрыты защитной оболочкой; Б) служат для расселения;

В) служат для размножения; Г) способны переждать неблагоприятные условия.

2. В клетках бактерий ДНК:

А) линейная; Б) кольцевая; В) находится в ядре; Г) отсутствует.

3. Органоиды клеток, которые являются общими для всех живых организмов, независимо от их уровня организации:

А) митохондрии; Б) комплекс Гольджи; В) рибосомы; Г) ЭПС.

4. Клетка, в которой нет оформленного ядра, принадлежит:

А) бактерии; Б) грибу; В) растению; Г) животному.

5. Установите соответствие:

А. Прокариоты 1. Бактерии

Б. Эукариоты 2. Цианобактерии (синезеленые водоросли)

3. Грибы 4. Растения 5. Животные

6. Укажите типичный для бактерий способ размножения.

7. Найдите соответствие:

Возбудители заболеваний: Заболевания:

1. Бактерии А. Сальмонеллёзы

2. Вирусы Б. СПИД

Д. Холера


Литература:

Андрес А.Г. Пособие для практических занятий по гистологии и эмбриологии.

Биология. 9 класс. Поурочные планы по учебнику С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, Н.И.Сонина. Издательство «Учитель». Волгоград.

Каменский А.А. Биология. Введение в общую биологию и экологию.

Мамонтов С.Г.,Захаров В.Б., Агафонов И.Б. Биология. Общие закономерности. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Москва. Дрофа. 2011.


Бактерии – «великие могильщики природы» Луи Пастер.

  • Эти маленькие организмы создали жизнь на Земле, совершают глобальный круговорот веществ в природе, а также стоят на службе у человека.

Происхождение прокариот

Первоначально появились в бескислородной среде 2,5-3 млрд. лет назад в морях


Среда обитания прокариот

  • Атмосфера
  • Гидросфера
  • Литосфера
  • Внутри клеток

Размеры бактериальных клеток колеблются в пределах от 1 до 10-15 мкм


  • Кокки
  • Диплококки
  • Тетракокки

  • Стрептококки

  • Сарцины
  • Стафилококи
  • Палочки (бациллы)

  • Спириллы
  • Спирохеты
  • Вибрионы

Строение бактериальной клетки

  • На поверхности бактерий часто заметны разного рода жгутики (пилли) и ворсинки (фимбии) – органоиды движения, с помощью которых они передвигаются путем скольжения.

Строение бактериальной клетки

1 - клеточная стенка, 2 - наружная цитоплазматическая мембрана, 3 - хромосома (кольцевая молекула ДНК), 4 - впячивание наружной цитоплазматической мембраны, 5 - вакуоли, 6 - мезосома (вырост наружной мембраны), 7 - стопки мембран, в которых осуществляется фотосинтез, 8 - рибосома, 9 - жгутики.


Строение бактериальной клетки

  • Клеточная стенка прокариот жесткая, содержит полисахариды и аминокислоты. Основной упрочняющий компонент – муреин Клеточная стенка многих бактерий сверху покрыта слоем слизи.
  • Цитоплазма окружена мембраной, отделяющей ее изнутри от клеточной стенки.

Строение бактериальной клетки

  • Основная особенность – отсутствие ядра, ограниченного оболочкой. Наследственная информация у бактерий заключена в одной хромосоме.
  • Рибосомы свободные меньше, чем у эукариотов; на них осуществляется биосинтез белка

Обмен веществ

Размножение

  • У бактерий выделяют два способа размножения: путем деления клетки надвое и половой

Спорообразование

  • Многим бактериям свойственно спорообразование. Споры возникают, когда ощущается недостаток в питательных веществах или когда в среде накапливаются продукты обмена, т.е. возникают неблагоприятные условия

Роль в природе

  • А) Бактерии разрушают остатки органического вещества, производят минерализацию.
  • Б) Бактерии – симбионты (кишечная палочка), поселяясь в пищеварительном тракте у животных, расщепляют целлюлозу до глюкозы, и обеспечивает усвоение этих веществ организмом животных, производят витамины и другие вещества.
  • В) Азотфиксирующие (клубеньковые) бактерии способствуют усвоению почвенного азота корнями растений.

Использование человеком

  • Получение многих пищевых и технических продуктов невозможно без участия различных бродильных бактерий (на рис. бифидобактерии)

Отрицательная роль бактерий

  • Различные виды гнилостных бактерий вызывают порчу пищевых продуктов. Сальмонеллез, ботулизм, холера дизентерия, являются заболеваниями, связанными с употреблением испорченных продуктов.
  • Коклюш, туберкулез, чума, венерические заболевания, столбняк, воспаление легких и многие другие передаются воздушно – капельным или половым путем.