Знак «ОМ». Значение. Энергия. Что такое знак "Ом"

Смысл татуировки "Ом" восходит к таким совершенным понятиям и трактовкам в философии как всемогущество, совершенство, абсолют, суть, победа над хаосом, бесконечность духа, завуалированное имя творца, триединство, высшая истина, движение вверх, постижение и познание душой высшего блага, стремление к единству с наивысшей духовностью, что в медитационных практиках буддизма является высшим просветлением и освобождением. Звуковая вибрация слога Ом обозначает "Да будет так", Истинно". Это значение в каком-то смысле близко к церемониально-обрядовому "Аминь".

Значение татуировки Ом

"Ом" несет весомую смысловую нагрузку. Знак "Ом" имеет две формулы интерпретации - это соотношение независимых звуковых вибраций и графическое (буквенное) смысловое выражение. Слог "Ом" или "Аум" или "Сохам" в ведийской традиции является сакральным Первозвуком, "словом силы". Схематически символ "Аум" представлен комбинацией и изображен тремя кривыми, одним полукругом и точкой.

"Ом" - это древнейший знак-символ, берущий свое начало в давних индуистских и буддистских медитационных и религиозных практиках и восходящий к индийской философии и тибетским основам вероучения. Он символизирует собой Священный слог, Высшую мантру, первоначальную вибрацию мироздания и имеет несколько трактовок, которых насчитывается свыше 20. Индуистские и буддистские религиозные учения легко переплетаются с современными вероисповеданиями, что и служит объяснением высокой популярности татуировки "Ом". Символ "Ом" можно причислить к одному из самых востребованных в искусстве тату, так как и сегодня звук "Ом" ("Аум"), являясь тайным знаком высшей святости, употребляется в буддизме и индуизме во время религиозного церемониала, при произношении молитв и в начале писаний религиозного наполнения.

Анализ магического символа "Ом" показывает, что он зарождается из трех слогов, объединенных в один. Широко расшифровать знак "Ом" можно, если обратиться к этимологии и фонетико-орфоэпической кодировке. На санскрите звук "о" это дифтонг-сочетание "a + u", и ввиду этого факта "Oм" вернее было бы рисовать или писать как "Аум". Расшифровка этого мистического символа обозначает триединство, несмотря на то, что санскритское значение "Ом" это единственный буквенный символ и один звук. "Ом" является мистическим метафизическим звуком, то есть мантрой, открывающим дорогу к очищению разума, пребыванию в состоянии озарения и отрешенности от дел земных. "Ом" - это священный слог, направленный в Вечность и бесконечное существование.

Татуировка знака "Аум" сочетает в себе высшее мужское, женское и среднее начало и представляет триаду, триединство индуистских богов: Брахма, Вишну и Шиву, поэтому данное понятие абсолютно. В совокопности это все живое и неживое, что создано Богом-Творцом.

  • Буква А в переносном значении сопоставима с состоянием бодрствования, началом и речью - словом.
  • Буква У направляет свой вектор к движению мысли; это сон со сновидениями.
  • Буква М символизирует дух и состояние сна без сновидений.

Вместе эти три буквы, образующие затяжной слог "Аум" отождествляют совершенную личность.

Форма волшебного звука "Ом" связана с ритуальным значением. Татуировка "Ом" своим символическим значением оберегает от несчастий, способствует светлым мыслям, дарит новые познания и помогает найти верующим свой правильный путь. Тату "Ом" благоприятствует вере и "учит" неверующих. Нередко татуировка "Ом" украшается фоновым изображением лотоса или венчается кольцом из сложного орнамента.

Иные толкования татуировки или сакрального знака Ом связаны с сознанием и подсознанием и знаменуют собой состояние грез, сна или яви. Это как три времени суток (утро, день,ночь) и три порыва человека к жизни: желание, действие и знание, а также Всеведение, Вездесущность и Всемогущество.

Отличительным знаком которого была буква Z, и что он изначально зародился в 1970-80-е годы среди студенческой молодёжи (и только потом распространился в просторечном языке). По его мнению, своё имя буква зю приобрела благодаря замене в названии латинской буквы зет последних двух звуков на звук « ». Зеленин считает, что эта замена произошла под влиянием греческих букв мю и ню , фонетическая форма которых (по его мнению) вызывала удивление у студентов. Само по себе фонетическое сочетание «зю» также необычно (так Л. В. Успенский в 1973 году в книге «По закону буквы» приводил в качестве редких примеров использования слога «зю» слова́ зюзя , назюзиться ).

На возникновение словосочетания могла повлиять одна из наиболее известных бессмысленных строк кубофутуриста А. Е. Кручёных «Зю цю э стром», часто цитируемая наряду с его же «дыр бул щыл ».

Эволюция выражения

Зеленин считает, что первоначально, в 1980-е годы, словосочетание «буква зю», обозначающее странное, согнутое положение тела человека, получило распространение в среде автомобилистов, проводивших много времени за ремонтом машин. В дальнейшем, в конце 1980-х годов этот речевой оборот вошёл в словарь дачников и стал обозначать длительную работу наклонившись на земельном участке. Такое словоупотребление (уже без привязки к даче или автомобилю) получило широкое распространение не только в просторечных выражениях, но и в печати и художественной литературе:

В данных случаях фразеологизм стал выполнять роль более образного синонима для выражений «стоять на карачках», «на четвереньках» и «изогнувшись».

В ходе эволюции фразеологизм отдалился от исходного значения «напоминающий по форме букву Z» и стал обозначать искривлённость вообще. Теперь данное выражение используется по отношению к любому объекту, находящемуся в искривлённом, странном состоянии.

В середине 1990-х годов выражение проникло в публицистику, породив причудливые семантические преобразования.

Другие значения выражения

Ряд значений словосочетания «буква зю» связан с переносом основой смысловой нагрузки со слова «зю» на слово «буква». Зеленин охарактеризовал этот процесс так: «актуализация первого, номинативного, элемента сочетания». «Буква зю» начинает обозначать неразборчивый почерк, загадочный знак или просто каракули.

В частности, существует популярная компьютерная программа Буква Зю (Letter Zu) , предназначенная для транслитерации латинских букв и их комбинаций в русские буквы.

В данном значении выражение «буква зю» по наблюдениям Зеленина стало порождать вторичные фразеологизмы, работающие как синонимы выражений от а до я или от альфы до омеги .

В «Большом словаре русских поговорок» Мокиенко и Никитиной можно найти альтернативное значение словосочетания: буква зю - школьный жаргонизм, шутливое прозвище учителя математики .

Там же находится и другой созвучный молодой жаргонизм: корявый зю - странно одетый человек.

Благодаря расплывчатости значения, буква зю имеет большие возможности дальнейшей языковой трансформации.

Распространение выражения

Выражение «буква зю» распространено в русской речи России и в русскоязычной прессе бывшего СССР (однако в последней случае фразеологизм по своему семантическому значению в основном ограничивается искривлённым положением человека или предмета). Так, фразеологизм «(зігнутий) як буква зю» привлёк внимание харьковского филолога Н. Ф. Уманцевой. Однако в русскоязычных кругах стран дальнего зарубежья выражение не прижилось. По мнению А. В. Зеленина, это связано с нахождением русскоязычных в окружении латинского алфавита , что снижает возможность иного, ироничного взгляда на букву Z.

Зюганов и буква зю

Напишите отзыв о статье "Буква зю"

Примечания

  1. Л. В. Успенский . Ш, Щ, Ъ, Ы, Ь, Э, Ю // По закону буквы. - Молодая гвардия, 1973. - С. 129. - 240 с. - (Серия «Эврика»). - 100 000 экз.
  2. К. Чуковский. // Чуковский К. Собрание сочинений. Т. 8. - М., 1969.
    К. Чуковский. // Чуковский К. Собрание сочинений. Т. 6. - М., 1969. - С. 202-239
  3. Итоги. 2000. № 44

  4. В качестве одного из примеров А. В. Зеленин приводит следующую цитату (см.:):

    «Многие граждане вместо собственных данных ставят размашистую букву зю (дескать, кому надо, тот знает, кто я и где меня искать)»

  5. В качестве одного из примеров А. В. Зеленин приводит следующую цитату (см.:):

    «Суммы по переводу надо написать в последней строчке страницы, а свободные строчки прочеркнуть буквой „зю“»

  6. Михаил Федотов // Компьютерная газета . - Минск: ИД «Нестор», 2006. - № 41 .
  7. В качестве одного из примеров А. В. Зеленин приводит следующую цитату ():

    «1700 школьников в 65 классах до буквы зю»

    Деловые вести. Волгоград. 1998. № 16)

  8. , Большой словарь русских поговорок. - М: Олма Медиа Групп. В. М. Мокиенко, Т. Г. Никитина. 2007.
  9. , Большой словарь русских поговорок. - М: Олма Медиа Групп. В. М. Мокиенко, Т. Г. Никитина. 2007.
  10. В качестве одного из А. В. Зеленин приводит следующую цитату (см.:):

    «Обозначьте эту позу хоть буквой „зю“, хоть чисто по-белорусски „на куюрышках“, но она абсолютно далека от нормальной»

  11. Н. Ф. Уманцева (укр.) // ВІСНИК ХАРКІВСЬКОГО НАЦІОНАЛЬНОГО УНІВЕРСИТЕТУ імені В. Н. КАРАЗІНА. - Харьков, 2009. - Вип. 57 . - № 854 . - С. 182 .
  12. Кронгауз, Максим Анисимович. .
  13. О. В. Фельде // Вестник ТГПУ . - 2010. - Вып. 6 (96) .
  14. Е. С. Чинарова // Вестник Челябинского государственного университета . Филология. Искусствоведение. - 2009. - Вып. 39 . - № 43 (181) . - С. 150–152 .
  15. Дмитрий Быков // Журнал «Карьера». - 1999. - № 9 .
  16. Евгений Рожков . , Телеканал «Россия» («Вести ») (27 июня 2009). Проверено 4 января 2012.

Литература

  • к.ф.н. А. В. Зеленин // журнал «Русская речь ». - 2005. - Вып. 1 . - С. 79-83 .

Отрывок, характеризующий Буква зю

И он не допел еще последних слов, когда в зале молодежь приготовилась к танцам и на хорах застучали ногами и закашляли музыканты.

Пьер сидел в гостиной, где Шиншин, как с приезжим из за границы, завел с ним скучный для Пьера политический разговор, к которому присоединились и другие. Когда заиграла музыка, Наташа вошла в гостиную и, подойдя прямо к Пьеру, смеясь и краснея, сказала:
– Мама велела вас просить танцовать.
– Я боюсь спутать фигуры, – сказал Пьер, – но ежели вы хотите быть моим учителем…
И он подал свою толстую руку, низко опуская ее, тоненькой девочке.
Пока расстанавливались пары и строили музыканты, Пьер сел с своей маленькой дамой. Наташа была совершенно счастлива; она танцовала с большим, с приехавшим из за границы. Она сидела на виду у всех и разговаривала с ним, как большая. У нее в руке был веер, который ей дала подержать одна барышня. И, приняв самую светскую позу (Бог знает, где и когда она этому научилась), она, обмахиваясь веером и улыбаясь через веер, говорила с своим кавалером.
– Какова, какова? Смотрите, смотрите, – сказала старая графиня, проходя через залу и указывая на Наташу.
Наташа покраснела и засмеялась.
– Ну, что вы, мама? Ну, что вам за охота? Что ж тут удивительного?

В середине третьего экосеза зашевелились стулья в гостиной, где играли граф и Марья Дмитриевна, и большая часть почетных гостей и старички, потягиваясь после долгого сиденья и укладывая в карманы бумажники и кошельки, выходили в двери залы. Впереди шла Марья Дмитриевна с графом – оба с веселыми лицами. Граф с шутливою вежливостью, как то по балетному, подал округленную руку Марье Дмитриевне. Он выпрямился, и лицо его озарилось особенною молодецки хитрою улыбкой, и как только дотанцовали последнюю фигуру экосеза, он ударил в ладоши музыкантам и закричал на хоры, обращаясь к первой скрипке:
– Семен! Данилу Купора знаешь?
Это был любимый танец графа, танцованный им еще в молодости. (Данило Купор была собственно одна фигура англеза.)
– Смотрите на папа, – закричала на всю залу Наташа (совершенно забыв, что она танцует с большим), пригибая к коленам свою кудрявую головку и заливаясь своим звонким смехом по всей зале.
Действительно, всё, что только было в зале, с улыбкою радости смотрело на веселого старичка, который рядом с своею сановитою дамой, Марьей Дмитриевной, бывшей выше его ростом, округлял руки, в такт потряхивая ими, расправлял плечи, вывертывал ноги, слегка притопывая, и всё более и более распускавшеюся улыбкой на своем круглом лице приготовлял зрителей к тому, что будет. Как только заслышались веселые, вызывающие звуки Данилы Купора, похожие на развеселого трепачка, все двери залы вдруг заставились с одной стороны мужскими, с другой – женскими улыбающимися лицами дворовых, вышедших посмотреть на веселящегося барина.
– Батюшка то наш! Орел! – проговорила громко няня из одной двери.
Граф танцовал хорошо и знал это, но его дама вовсе не умела и не хотела хорошо танцовать. Ее огромное тело стояло прямо с опущенными вниз мощными руками (она передала ридикюль графине); только одно строгое, но красивое лицо ее танцовало. Что выражалось во всей круглой фигуре графа, у Марьи Дмитриевны выражалось лишь в более и более улыбающемся лице и вздергивающемся носе. Но зато, ежели граф, всё более и более расходясь, пленял зрителей неожиданностью ловких выверток и легких прыжков своих мягких ног, Марья Дмитриевна малейшим усердием при движении плеч или округлении рук в поворотах и притопываньях, производила не меньшее впечатление по заслуге, которую ценил всякий при ее тучности и всегдашней суровости. Пляска оживлялась всё более и более. Визави не могли ни на минуту обратить на себя внимания и даже не старались о том. Всё было занято графом и Марьею Дмитриевной. Наташа дергала за рукава и платье всех присутствовавших, которые и без того не спускали глаз с танцующих, и требовала, чтоб смотрели на папеньку. Граф в промежутках танца тяжело переводил дух, махал и кричал музыкантам, чтоб они играли скорее. Скорее, скорее и скорее, лише, лише и лише развертывался граф, то на цыпочках, то на каблуках, носясь вокруг Марьи Дмитриевны и, наконец, повернув свою даму к ее месту, сделал последнее па, подняв сзади кверху свою мягкую ногу, склонив вспотевшую голову с улыбающимся лицом и округло размахнув правою рукой среди грохота рукоплесканий и хохота, особенно Наташи. Оба танцующие остановились, тяжело переводя дыхание и утираясь батистовыми платками.
– Вот как в наше время танцовывали, ma chere, – сказал граф.
– Ай да Данила Купор! – тяжело и продолжительно выпуская дух и засучивая рукава, сказала Марья Дмитриевна.

В то время как у Ростовых танцовали в зале шестой англез под звуки от усталости фальшививших музыкантов, и усталые официанты и повара готовили ужин, с графом Безухим сделался шестой удар. Доктора объявили, что надежды к выздоровлению нет; больному дана была глухая исповедь и причастие; делали приготовления для соборования, и в доме была суетня и тревога ожидания, обыкновенные в такие минуты. Вне дома, за воротами толпились, скрываясь от подъезжавших экипажей, гробовщики, ожидая богатого заказа на похороны графа. Главнокомандующий Москвы, который беспрестанно присылал адъютантов узнавать о положении графа, в этот вечер сам приезжал проститься с знаменитым Екатерининским вельможей, графом Безухим.
Великолепная приемная комната была полна. Все почтительно встали, когда главнокомандующий, пробыв около получаса наедине с больным, вышел оттуда, слегка отвечая на поклоны и стараясь как можно скорее пройти мимо устремленных на него взглядов докторов, духовных лиц и родственников. Князь Василий, похудевший и побледневший за эти дни, провожал главнокомандующего и что то несколько раз тихо повторил ему.
Проводив главнокомандующего, князь Василий сел в зале один на стул, закинув высоко ногу на ногу, на коленку упирая локоть и рукою закрыв глаза. Посидев так несколько времени, он встал и непривычно поспешными шагами, оглядываясь кругом испуганными глазами, пошел чрез длинный коридор на заднюю половину дома, к старшей княжне.
Находившиеся в слабо освещенной комнате неровным шопотом говорили между собой и замолкали каждый раз и полными вопроса и ожидания глазами оглядывались на дверь, которая вела в покои умирающего и издавала слабый звук, когда кто нибудь выходил из нее или входил в нее.
– Предел человеческий, – говорил старичок, духовное лицо, даме, подсевшей к нему и наивно слушавшей его, – предел положен, его же не прейдеши.
– Я думаю, не поздно ли соборовать? – прибавляя духовный титул, спрашивала дама, как будто не имея на этот счет никакого своего мнения.
– Таинство, матушка, великое, – отвечало духовное лицо, проводя рукою по лысине, по которой пролегало несколько прядей зачесанных полуседых волос.
– Это кто же? сам главнокомандующий был? – спрашивали в другом конце комнаты. – Какой моложавый!…
– А седьмой десяток! Что, говорят, граф то не узнает уж? Хотели соборовать?
– Я одного знал: семь раз соборовался.
Вторая княжна только вышла из комнаты больного с заплаканными глазами и села подле доктора Лоррена, который в грациозной позе сидел под портретом Екатерины, облокотившись на стол.
– Tres beau, – говорил доктор, отвечая на вопрос о погоде, – tres beau, princesse, et puis, a Moscou on se croit a la campagne. [прекрасная погода, княжна, и потом Москва так похожа на деревню.]
– N"est ce pas? [Не правда ли?] – сказала княжна, вздыхая. – Так можно ему пить?
Лоррен задумался.
– Он принял лекарство?
– Да.
Доктор посмотрел на брегет.
– Возьмите стакан отварной воды и положите une pincee (он своими тонкими пальцами показал, что значит une pincee) de cremortartari… [щепотку кремортартара…]
– Не пило слушай, – говорил немец доктор адъютанту, – чтопи с третий удар шивь оставался.
– А какой свежий был мужчина! – говорил адъютант. – И кому пойдет это богатство? – прибавил он шопотом.
– Окотник найдутся, – улыбаясь, отвечал немец.
Все опять оглянулись на дверь: она скрипнула, и вторая княжна, сделав питье, показанное Лорреном, понесла его больному. Немец доктор подошел к Лоррену.
– Еще, может, дотянется до завтрашнего утра? – спросил немец, дурно выговаривая по французски.
Лоррен, поджав губы, строго и отрицательно помахал пальцем перед своим носом.
– Сегодня ночью, не позже, – сказал он тихо, с приличною улыбкой самодовольства в том, что ясно умеет понимать и выражать положение больного, и отошел.

Между тем князь Василий отворил дверь в комнату княжны.
В комнате было полутемно; только две лампадки горели перед образами, и хорошо пахло куреньем и цветами. Вся комната была установлена мелкою мебелью шифоньерок, шкапчиков, столиков. Из за ширм виднелись белые покрывала высокой пуховой кровати. Собачка залаяла.
– Ах, это вы, mon cousin?
Она встала и оправила волосы, которые у нее всегда, даже и теперь, были так необыкновенно гладки, как будто они были сделаны из одного куска с головой и покрыты лаком.

У этого термина существуют и другие значения, см. Ом (значения). Сакральный звук «Ом», написанный деванагари Согласно Яджурведа свастика является[источник не указан 1009 дней ] воплощением звука «Ом» в индуизме

Ом (санскр. ॐ) или Аум - в индуистской и ведийской традиции - сакральный звук, изначальная мантра, «слово силы». Часто интерпретируется как символ божественной триады Брахмы, Вишну и Шивы. Используется в практиках йоги и техниках медитации.

В соответствии с ведийским наследием, считается, что звук ом был первым проявлением не явленного ещё Брахмана, давшим начало воспринимаемой Вселенной, произошедшей от вибрации, вызванной этим звуком.

Индуизм

Звук «Ом» является самым священным звуком в индуизме. Его произносят в начале священных текстов, мантр и медитации в индуистской традиции. Он символизирует три священных текста Вед: Ригведа, Яджурведа, Самаведа. Звук «Ом» обсуждается в ряде Упанишад, являющихся текстами содержащими философские рассуждения, и проясняется в Мандукья-упанишада

В Пуранах звук «Ом» также определяется, как священный.

Помимо олицетворения индуистской божественной триады, он, сам по себе, является наивысшей мантрой, символизируя собой Брахман (высшую реальность) и Вселенную как таковую. Три его составляющих (А, У, М) традиционно символизируют Создание , Поддержание и Разрушение - категории космогонии Вед и индуизма.

Считается также, что три звука символизируют три уровня существования - небеса, воздушное пространство и землю Они также символизируют три времени суток и три способности человека: желание, знание и действие.

В упанишадах

В Чхандогья-упанишаде - в слоге Ом, удгитхе, сливаются образующие пару речь и дыхание, которые соотносятся с Ригведой и Самаведой. Также этот слог означает согласие. Проникнув в него, «боги стали бессмертными и бесстрашными».

В Мандукья-упанишаде - «прошедшее, настоящее, будущее - все это и есть звук Ом (Аум)», который также является Атманом, звук «а» - состояние бодрствования, вайшванара, звук «у» - состояние сна, тайджаса, звук «м» - состояние глубокого сна, праджня.

В Майтри-упанишаде и Прашна-упанишаде говорится, что слог Аум - и высший, и низший Брахман.

В вайшнавской Васудева-упанишаде содержится утверждение: «пранава только кажется разделенной на части (А, У и М), оставаясь всегда единой. Владыка Аум/Ом вознесёт вас наверх, в свою Обитель». В Тарасара-упанишаде группы «вайшнава» из буквы «а» явился Брахма по имени Джамбаван, из буквы «у» явился Упендра по имени Хари, из буквы «м» явился Шива, известный как Хануман.

В Туриятита-авадхута-упанишаде, которую относят к группе «санньяса»: «мудрец, пребывающий в состоянии Туриятита, достигая состояния Авадхута-санньясина и полностью поглощенный недвойственным Атманом/Брахманом, оставляет своё тело, становясь единым с Аум (Пранавой)».

В Дхьянабинду-упанишаде группы «йога» сказано, что желающие освобождения, созерцают недробимое благо, произнося звук «Ом», а в букве «а» - являются и растворяются земля, огонь, Ригведа, бху и Брахма, в букве «у» - атмосфера, ветер, Яджурведа, бхувас, Вишну-Джанардана, в букве «м» - небеса, солнце, Самаведа, свар, Махешвара. Также звук «а» соответствует жёлтому цвету и гуне раджас, звук «у» - белому и саттве, звук «м» - темному и тамасу. В Брахмавидья-упанишаде той же группы сообщается, что «а» подобно солнечному сиянию, «у» - блеску луны, «м»- вспышке молнии.

В Брихадараньяка-упанишаде - изначальное пространство, Брахман, источник знания.

Шиваизм

В шиваизме символизирующий Шиву лингам отождествляется со звуком «Ом».

Вишнуизм

В вишнуизме три составляющие звука «Ом» обозначают самого Вишну, его жену Шри и почитателя. В гаудия-вайшнавизме составляющие звука «Ом» указывают: А - на Кришну, У - на его энергию, М - на все живые существа.

В йоге

Мантра «Ом» используется в различных йогических практиках (пранаяма, наданусадхана, двадашанта, дхарана). Собственно практика произношения мантры условно разбивается на три временных отрезка, каждый из трех составляющих слог Аум звуков последовательно создается в определенной части тела. Звук «А» создается в области живота, затем он поднимается выше, переходя в звук «У» в области груди, и далее, в области головы произносится звук «М», который постепенно растворяется в области макушки. Значение мантры «Ом» описывается в классических текстах по йоге (например, Вивека-мартанда, Горакша-йога).

Джайнизм

В джайнизме «Ом» используется во время проведения ритуалов.

Буддизм

Буддизм, наследуя традиции индуизма, заимствовал звук «ом» в качестве мистической мантры, является священным, используя его в ритуалах. Большое употребление мантра «Ом» получила в ваджраяне, где при записи она включает в себя элементы «а», «о» и «м». Несколько изменилась трактовка составляющих мантру звуков: в буддизме они могут олицетворять Тело, Речь и Ум Будды, Три тела Будды (Дхармакаю, Самбхогакаю, Нирманакаю) и три драгоценности (Будду, Дхарму, Сангху).

В то же время буддолог Е. А. Торчинов отмечал, что слог «Ом» и подобные слоги («хум», «ах», «хри», «э-ма-хо») «не имеют никакого словарного смысла» и указывал, что эти слоги в отличие от других слогов мантр представляют собой в махаянской традиции «священную непереводимость». Торчинов отмечал, что буддист должен понять данные звукосочетания непосредственно. В таком случае при созерцательном повторении данных слогов считается, что слоги через «звуковые колебания и модуляции голоса» прямо воздействуют «на сознание и психофизические параметры по­вторяющего их йогина» . Таким образом, мантра «ом» как самостоятельно, так и в составе других мантр и дхарани часто используется в медитативной практике.

Эзотерика и оккультизм

В эзотерических учениях звук «Ом» предстаёт трёх священных огней («тройной огонь») во Вселенной и человеке. Оккультно он толкуется, как высший Тетраксис, поскольку символизирует Агни носящего имя Абхиманим, превращающегося в своих троих сыновей: Паваку, Паваману и Шучи, «которые выпивают воду», что означает уничтожение материальных желаний. Также этот звук означает «взывание, благословение, заверение и обещание».

В массовой культуре

Бог Ганеша иногда отождествляется с «Ом» Брахма, Вишну, и Шива слитые в «Ом» (миниатюра на странице Махабхараты, 1795)

В произведении Николая Гумилева «Поэма начала. Книга первая. Дракон» описывается результат произнесения мантры «Ом».

Графическое изображение мантры «Ом» помещено на обложках многих музыкальных альбомов Джорджа Харрисона (The Concert for Bangladesh , Living in the Material World , Dark Horse , Extra Texture , Thirty Three & 1/3 , Somewhere in England , Gone Troppo , Brainwashed ).

Мантра «Ом» звучит в припеве композиции группы The Beatles «Across the Universe» (1969) - «Jai Guru Deva Om». Ещё мантра «Ом» - финал концептуального альбома In Search of the Lost Chord (1968) британской группы The Moody Blues. Также её можно услышать в некоторых песнях группы «Пикник», а графическое изображение мантры «Ом» было использовано в видеоряде для тура «Железные Мантры» и для оформления юбилейного DVD «30 световых лет». В теме «Ом» обращается Дэва Премал. Мантра «Ом» звучит в саундтреке одной из песен фильма «Матрица», а именно Juno Reactor - Navras. Концовка песни Максима Леонидова «Колыбельная» (альбом «Основы фэн-шуя», 2006) полностью состоит из многократно повторяющейся мантры «Гаятри-мантра», которая, в свою очередь, начинается мантрой «Ом».

Символ «Ом» в различных письменностях

Ом намах Шивая

Статья по тематике
Литература индуизма

Веды

Риг · Яджур · Сама · Атхарва
Деление
Самхиты · Брахманы · Араньяки · Упанишады

Упанишады

Айтарея · Брихадараньяка · Иша · Тайттирия · Чхандогья · Кена · Мундака · Мандукья · Катха · Прашна · Шветашватара

Веданга

Шикша · Чхандас · Вьякарана · Нирукта · Джьотиша · Калпа

Итихасы

Махабхарата · Рамаяна

Пураны

Бхагавата · Брахмавайварта · Ваю · Вишну · Маркандея · Нарада · Падма

Другие писания

Смрити · Шрути · Бхагавадгита · Агама · Панчаратра · Тантры · Кавача · Сутры · Стотры · Дхармашастры · Дивья-прабандха · Теварам · Чайтанья-чаритамрита · Рамачаритаманаса · Йога-Васиштха

Портал «Индуизм»

П о р

Aum namah Śivāya на Деванагари

Ом намах Шивая (oṃ namah śivāya IAST Деванагари: ॐ नमः शिवाय, Каннада: ಓಂ ನಮಃ ಶಿವಾಯ, Малаялам: ഓം നമഃ ശിവായ, Тамильский: ஓம் நம சிவாய, Телугу: ఓం నమః శివాయ, Бенгали: ওঁ নমঃ শিবায়, Гуджарати: ૐ નમઃ શિવાય, Пенджаби: ਓਮ ਨਮ ਸ਼ਿਵਾਯ Ом. Поклонение Благому) - одна из важнейших мантр в индуизме. Наравне с Гаятри и Махамритьюмджайа-мантрой является одной из древнейших мантр индуизма - впервые встречается в Кришна Яджур-веде (Тайттирия-самхита, 4, 5-6) в гимне «Шри Рудрам». Часто называют Панчакшара-мантрой (पञ्चक्षरमन्त्र - мантрой пять слогов) - na-maḥ-śi-vā-ya. Другое название - Агхора-мантра (अघोर मन्त्र - мантра бесстрашия). Когда мантра читается вместе с «Ом», то тогда она называется Шадакшара-мантрой - мантрой шести слогов.

Описание

Панчакшара-мантра является основной и самой священной мантрой для всех школ Шиваизма, как прошлого, так и настоящего. О её смысле и значении написаны тома исследований. Считается, что в её пять слогов заключено всё мироздание. Существует два основных толкования этой мантры:

  • Толкование джняни . Слово «намах » (नमः) обозначает ограниченную человеческую душу (дживу, जिव). Слово «шива » (शिव) обозначает Мировой Дух (Параматман). Окончание «йа » (य) указывает на идентичность Дживы и Параматмана. Слог Ом (ॐ) символизирует разрушение Майи - иллюзии.
  • Толкование бхакти . Слог «ом » (ॐ) означает «весь мир, живой и неживой». Слово «намах» (नमः) - это сокращение от «намама » (न मम) - «не мой», «не для меня». Слово «шивайа » (शिवाय) означает «для Шивы». Мантра в целом переводится так: весь этот мир, живой и неживой, принадлежит не мне, существует не для меня, а для Шивы.

Хотя она и имеет прямой перевод - Поклонение Благому , - её основное значение заключается не в словах, а в звуках, её составляющих, которые, в свою очередь, связываются с пятью перво-элементами (землёй, водой, огнём, воздухом и акашей) и ипостасью Шивы - Панчамукха или Панчанана ([Обладающий] Пятью ликами).

Шиваизм, также как и вообще Индуизм, считает, что вселенная состоит из вибраций, а вибрации порождают формы - так, имя Шивы в Панчакшара-мантре порождает Шиву в ипостаси Махешвары.

Панчакшара-мантра является одной из немногих мантр в Индуизме, для которой не обязательна предварительная дикша (посвящение) - хотя отдельные школы в Шиваизме настаивают на его необходимости:

Джапа (Панчакшары) без повеления, без ритуала, без веры, не произносимая и без дакшины - бесплодна, о Брихаспати! Мантра с выполняемым повелением, ритуалом, верой, дакшиной (дает) великий плод. Получив вначале посвящение от гуру, повеление (на повторение) мантры, провозгласив намерение, следует выполнять постоянно джапу, совершив прежде пурашчарану.

Паньчакшара-мантра бывает нескольких видов:

  1. Стхула-Паньчакшара - Намах Шивайя;
  2. Сукшма-Паньчакшара - Шивайя намах;
  3. Карана-Паньчакшара - Шивайя Шива;
  4. Махакарана-Паньчакшара - Шивайя;
  5. Махаману-Паньчакшара или Мукти-Паньчакшара - Ши.

Священные писания о Панчакшара-мантре

Внешние видеофайлы Панчакшара мантра
Панчакшара мантра в традиционном исполнении.
Панчакшара мантра в исполнении Krishna Das.
Панчакшара мантра (бхаджан).

Священные писания Индуизма и Шиваизма - в первую очередь Пураны - постоянно восхваляют величие Панчакшара-мантры:

Суть Вед сокрыта в Шри Рудрам. Смысл Шри Рудрам открывается с помощью Панчакшары. Шива-пурана Пятислоговая Паньчакшара является обителью Господа. Намах Шивая - проявленная форма Паньчакшары. Шивая намах - её тонкая форма. Так Он присутствует в этой мантре - проявленный и непроявленный. Тирумантирам, 919 Мистическое выражение «Намах Шивайя» - это священное имя Господа Шивы, сумма и сущность четырех Вед и ведет по священному пути души, полные преданности, которые произносят эту мантру с облегченным сердцем, а из глаз у них текут слезы. Тирумурай वेदाः साङ्गा पुराणानि मन्त्राश्च बहवस्तथा। आगमा विविधा देवि विद्यास्थानानि यानि च। पञ्चाक्षरे प्रलीयन्ते निर्गच्छन्ति पुनस्ततः॥ Веды с Ведангами, Пураны, а также многочисленные мантры, различные Агамы. Все эти учения растворяются в Пятислоговой (Панчакшара) мантре и снова возникают из неё. Сукшма-агама, Крия-пада, 3.75 विद्यासु श्रुतिरुत्कृष्टा रुद्रैकादशिनी श्रुतौ। तत्र पञ्चाक्षरी तस्यां शिव इत्यक्षरद्वयम्॥ Среди учений лучшее - Шрути (Веды). В Шрути лучшее - 11 анувак (уроков) Рудрадхьяя. Там лучшее - Пятислоговая мантра. А в этой мантре лучшее - пара слогов ШИ-ВА. Карана-агама, Крия пада, 8.4 Пара слогов ШИВА - квитэссенция Вед. В этом слове «а» волощает Риг-веду и Сама-веду, так как они обе начинаются с «а». «и» - это суть Яджур-веды, которая начинается с «и». «ш» - это Атхарва-веда, которая начинается с «ш». «в» - это Вьякарана, которая начинается с «в». Карана-агама नास्ति ज्ञानात् परं मित्रं न भक्तेः साधनं परम्। न शैवादधिको मर्त्यो मन्त्रः पञ्चाक्षरः परः॥ Нет друга лучшего, чем знание. Нет практики лучшей, чем преданность. Нет смертного лучше, чем шиваит. Пятислоговая мантра лучше всех. Парамешвара-агама, 10.90 तस्मादपि श्रेष्ठतरा मम पञ्चाक्षरी शिवे। अस्य मन्त्रस्य चैवान्ये उपमन्त्राः प्रकीर्तिताः॥ Лучше той (Агхора) мантры - моя Пятислоговая мантра. Остальные мантры - её ответвления. Сукшма-агама, Крия пада, 3.6 मन्त्रान्तरेषु सिद्धेषु मन्त्र एष न सिद्ध्यति। अस्मिन् सिद्धे महामन्त्रे तेऽपि सिद्धा भवन्ति हि॥ Когда реализованы другие мантры, эта мантра не реализована. Но когда эта великая мантра реализована, все остальные мантры реализованы. Чандраджняна-агама, Крия пада, 8.92 «Дваждырожденным её следует произносить с пранавой в начале, женщинами и шудрами она произносится без пранавы с „НАМАХ“ в конце.» Чандраджняна-агама, 8.10

Современные авторы о Панчакшара-мантре

В своей трилогии «Катехизис Индуизма » Шивая Субрамуниясвами пишет:

«Намах Шивайя» - одна из главных ведийских мантр. Она означает «поклонение Шиве» и называется паньчакшара (пятибуквенной)-мантрой. В её небесных звуках содержится интуитивное знание шиваизма. Аум. «Намах Шивайя» - это самое святое из имен Бога Шивы, записанное в самой сердцевине Вед и разъясненное в Шайва-агамах. На есть сокрывающая милость Бога, Ма - это мир, Ши означает Шиву, Ва - Его милость откровения, Йя - это душа. Пять элементов также воплощены в этой древней формуле для призывания Бога. На - это земля, Ма - вода, Ши - огонь, Ва - воздух, а Йя - эфир, или акаша. Значений этой мантры очень много. «Намах Шивайя» имеет такую силу, что даже простое произнесение этих слогов обязательно сыграет свою роль в спасении души от уз предательского инстинктивного ума и стальных оков изощренного внешнего интеллекта. «Намах Шивайя» обуздывает инстинкт, разрывает стальные оковы и разворачивает этот интеллект вовнутрь и на себя самого, чтобы он мог посмотреть на себя и увидеть своё невежество. Мудрые провозглашают, что мантра - это жизнь, мантра - это действие, мантра - это любовь, а повторение мантры, джапа, производит эффект взрыва мудрости изнутри. В святой книге «Натчинтанай» объявляется: «Намах Шивайя» - это, воистину, и Агама, и Веда. «Намах Шивайя» представляет все мантры и тантры. «Намах Шивайя» - это наши души, наши тела и наше имущество. Мантра «Намах Шивайя» стала нашей надежной защитой". Аум Намах Шивайя. Те, кто посвящены в Паньчакшара-мантру (Аум намах Шивая) обладают преимуществом, так как повторение этой мантры приведет их к прямому видению совершенной Вселенной Господа Шивы и они сами станут сплавом веданты и сиддханты.

Литература

  • Свами Шивананда. Господь Шива и его почитание
  • Шивая Субрамуньясвами. Танец с Шивой
  • Шивая Субрамуньясвами. Сливаясь с Шивой

Что такое знак "ОМ"?

Цитата сообщения Анютка1017
Что такое знак "ОМ"?












- управляет всей Вселенной;


- дает просветление;


Некоторые толкования:


М - «распад» (мити)












Что такое знак "ОМ"?

Цитата сообщения Анютка1017 Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!

http://hotchoko.ru/mudrost/wordpress/?p=41 МАНТРЫ,МУДРЫ,МАНДАЛЫ

Что такое знак "ОМ"?

Священный слог "ОМ" (он же "АУМ", он же "СОХАМ") означает неназываемое имя Творца, абсолют, дао, содержит в себе смысл всех священных писаний, является первоначальной вибрацией мироздания
Слог "ОМ" - первоначальный звук, творящий Вселенную. Символ бесконечности духа, Божественного в мире и человеке. Знаменует победу над Хаосом. Помогает установить связь со своей глубинной сущностью
"OM" - священный, «вечный слог», употребляемый в индуизме и буддизме во время религиозных церемоний, при чтении молитв, в начале текстов религиозного содержания.
"OM" является символом высшей святости, Брахмана - Абсолюта индийской философии и Бога индуистской религии
Символ "OM" имеет две формы выражения - комбинация звуков и графический знак.
Графический символ "OM" состоит из трёх букв (одна буква на санскрите), над которыми изображён полумесяц с точкой наверху
По мнению Шри Виноба Бхаве, латинское слово «Omne» и санскритское слово «АУМ» образованы от одного корня, означающего «всё», и оба слова выражают понятия всеведения, вездесущности и всемогущества. Кроме того, можно перевести слог "OM" как «истинно», «да будет так»
Слово «АУМ» происходит от санскритского корня «ава», который имеет до девятнадцати различных значений.
Анализируя эти значения в совокупности, можно истолковать «АУМ» как символ Силы, которая:
- обладает универсальным знанием;
- управляет всей Вселенной;
- одна защищает от несчатий жизни;
- осуществляет желания верующих и карает неверующих;
- дает просветление;
Фактически "OM" включает в себя три самостоятельных звука (буквы).
Каждая из них по отдельности имеет собственное значение
Некоторые толкования:
Буква А символизирует «начало», «рождение» (адиматва);
У символизирует «развитие», «трансформацию», «движение» (уткарша);
М - «распад» (мити)
В целом олицетворяет энергию, управляющую процессами создания, развития и распада Вселенной, или самого Бога
Слово АУМ ассоциируется с индуистской триадой богов.
А соотносится с Брахмой, Творцом Вселенной; У - с Вишну, её Хранителем; М - с Шивой, Разрушителем. Весь же символ считается обозначением Брахмана, из кото- рого Вселенная эманирует, через которого растёт и созревает, и с которым в результате сливается
Буква А символизирует состояние бодрствования (джаграта-авастха), буква У - состояние сна со сновидениями (свапна-авастха), а буква М обозначает состояние сна без сновидений (сушупта-авастха)
Весь символ вместе с полумесяцем и точкой обозначает четвёртое состояние (турья-авастха), которое объединяет в себе три других и трансформирует их в состояние самадхи
Буква А символизирует речь (вак), У - ум (манас), М - дыхание жизни (прана), а весь символ обозначает живой дух, который является лишь частью божественного духа.
Три буквы толкуются также как обозначения трёх измерений: длины, ширины и высоты, а весь символ представляет Божество, не знающее ограничений размеров и форм
Буквы А, У и М символизируют отсутствие желаний, страха и гнева, а весь символ означает совершенного человека (стхита-праджа), чья жизнь утверждена в Боге. Три буквы символизирут три рода: мужской, женский и средний, а весь символ обозначает все творения вместе с Творцом
Три буквы обозначают три гуны, или качества: саттва, раджас и тамас, а символ в целом - гунатита (человек, преодолевший ограниченность гун)
Три буквы обозначают три времени: прошедшее, настоящее и будущее, а весь символ - Творца, превосходящего ограничения времени
Они означают также учение, преподанное соответственно матерью, отцом и гуру, а символ в целом представляет Брахма Видью - познание Я, бессмертное учение
Буквы А, У и М обозначают три ступени йоги - асану, пранаяму и пратьяхару, а весь символ воплощает самадхи - цель, к которой ведут эти три ступени.
Три буквы представляют собой мантру «Тат твам аси» («То есть ты»), или осознание божественности внутри себя. Весь символ воплощает это осознание, освобождающее человеческий дух от ограниченности тела, ума, интеллекта и эго.

ЧТо означаем знак "Ом"?

купила себе подвеску с этим символом, потому что с ней было кое-что связано, но интересно, что все таки этот знак означает кроме того что это начальный звук мантры.И как он может повлиять на носителя такой подвески)

Looken faq

Смотрел программу Необъяснимо но факт - объяснимо - но не факт. На ТнТ.
Выпуск был посвящён влиянию звуков на людей на природу.
Была информация - учёные выяснили что звук мырлыканья хорошо влияет на сердечно - сосудистую систему - а звук ОМ приводит к истощению - я отношусь к этой инфе скептически.

Натали

Символ OM имеет две формы выражения - комбинация звуков и графический знак.
Графический символ OM состоит из трёх букв (одна буква на санскрите) , над которыми изображён полумесяц с точкой наверху.
OM - священный, «вечный слог» , употребляемый в индуизме и буддизме во время религиозных церемоний, при чтении молитв, в начале текстов религиозного содержания.
OM является символом высшей святости, Брахмана - Абсолюта индийской философии и Бога индуистской религии.

Камни, талисманы, подвески могут не только принести положительные эмоции, но могут также разрушить ваше настроение, планы, ваш внутренний мир. Прежде чем купить украшения, уточните у продавца, что значит тот или иной камень или подвеска. Если продавец не смог вам ответить, посмотрите в книгах и в интернете.

Мы себя специалистами не считаем, мы учимся, читаем, изучаем. Наши клиенты долго выбирают себе украшения и с завидным упорством задают нам вопросы. Вместе с клиентами учимся и мы.

К чему такое вступление, спросите вы?

Все просто, вчера забежала купить кофе в свое любимое кафе. У милой девушки-официантки висела подвеска. На мой вопрос, что значит знак, она не смогла мне ничего ответить. (Обычно стараюсь не нарушать личное пространство, но с девушкой мы часто общаемся на отвлеченные темы, поэтому я немного «поумничала». Да простят меня окружающие)

Мы говорили о знаке «ОМ». Он вызывает у меня восхищение.

Ом - древний индийский и тибетский знак, распространенный в разных религиях и вероисповеданиях, происходящих из буддизма и индуизма. Является визуальной формой магического звука (мантры), открывающей состояния озарения, очищения разума и отрешенности от земных дел так, чтобы быть достойным познания и постижения высших истин, достичь единства с наивысшей Духовностью (в Буддизме - достижение Освобождения и Просветления).

ОМ – знак-мантра, освобождающий дух и разум от дел приземлённых.

Священный слог ОМ (он же АУМ, он же СОХАМ) - в индуистской и ведической традиции - сакральный звук, изначальная мантра, означает неназываемое имя Бога, абсолют, дао, содержит в себе смысл всех священных писаний, является первоначальной вибрацией мироздания, открывающего состояние озарения, приносящего очищение ума и умиротворённость. Часто интерпретируется как символ божественной троицы Брахмы, Вишну и Шивы, квинтэссенция Слова.

Звук «Ом» является самым священным звуком в индуизме. Помимо олицетворения индуистской божественной троицы, он, сам по себе, является наивысшей мантрой, символизируя собой брахман (высшую реальность) и Вселенную как таковую. Три его составляющих (А, У, М) традиционно символизируют Создание, Поддержание и Разрушение - категории космогонии Вед и индуизма. Считается также, что три звука символизируют три уровня существования - рай (сварга), землю (мартья) и подземное царство (патала). Они также символизируют три состояния сознания - грезу, сон и явь, - три времени суток и три способности человека: желание, знание и действие. В Ведах звук «Ом» является звуком Солнца и Света. Он символизирует собой движение вверх, приближение души к горным сферам.

Священное значение мантры «Ом» в индуизме трудно переоценить. Практически все священные тексты индуистской и ведической традиции начинались и заканчивались этим звуком.

Символ OM имеет две формы выражения - комбинация звуков и графический знак. Графический символ OM состоит из трёх букв (одна буква на санскрите), над которыми изображён полумесяц с точкой наверху.

По мнению Шри Виноба Бхаве, латинское слово «Omne» и санскритское слово «АУМ» образованы от одного корня, означающего «всё», и оба слова выражают понятия всеведения, вездесущности и всемогущества.
Кроме того, можно перевести слог OM как «истинно», «да будет так».


Священный слог ОМ (он же АУМ, он же СОХАМ) означает неназываемое имя Бога, абсолют, дао, содержит в себе смысл всех священных писаний, является первоначальной вибрацией мироздания.
Слог Ом - первоначальный звук, творящий Вселенную. Символ бесконечности духа, Священного в мире и человеке. Знаменует победу над Хаосом. Помогает установить связь со своей глубинной сущностью.

OM - священный, «вечный слог», потребляемый в индуизме и буддизме во время религиозных церемоний, при чтении молитв, в начале текстов религиозного содержания.

OM является символом наибольшей святости, Брахмана - Абсолюта индийской философии и Бога индуистской религии.
Символ OM имеет две формы выражения - комбинация звуков и графический знак.

Графический символ состоит из трёх букв (одна буква на санскрите), над которыми изображён полумесяц с точкой наверху. По мнению Шри Виноба Бхаве, латинское слово «Omne» и санскритское слово «АУМ» образованы от одного корня, означающего «всё», и оба слова выражают понятия всеведения, вездесущности и всемогущества.

Кроме того, можно перевести слог OM как «истинно», «да будет так».

Слово «АУМ» проистекает от санскритского корня «ава», который имеет до девятнадцати разных значений. исследуя эти значения в совокупности, можно истолковать «АУМ» как символ Силы, которая:

Обладает универсальным знанием;
- управляет всей Вселенной;
- одна защищает от несчатий жизни;
- осуществляет желания верующих и карает неверующих;
- дает просветление.

Фактически OM подключает в себя три независимых звука (буквы). Каждая из них по отдельности имеет личное значение.

Некоторые толкования:

Буква А символизирует «начало», «рождение» адиматва);
Буква У символизирует «развитие», «трансформацию», «движение» (уткарша);
Буква М - «распад» (мити).

В единстве олицетворяет энергию, управляющую процессами творения, совершенствования и распада Вселенной, или самого Бога.

Слово АУМ ассоциируется с индуистской триадой богов.
А соотносится с Брахмой, Богом Вселенной; У - с Вишну, её Хранителем; М - с Шивой, Разрушителем. Весь же символ считается обозначением Брахмана, из кото - рого Вселенная эманирует, через которого вырастает и созревает, и с которым в итоге сливается.

Буква А символизирует состояние бодрствования (джаграта - авастха), буква У - состояние сна со сновидениями (свапна - авастха), а буква М обозначает состояние сна без сновидений (сушупта - авастха).
Весь символ вместе с полумесяцем и точкой обозначает четвёртое состояние (турья - авастха), которое объединяет в себе три иных и трансформирует их в состояние самадхи.

Буква А символизирует речь (вак), У - разум (манас), М - дыхание жизни (прана), а весь символ обозначает живой дух, который является лишь частью священного духа.
Три буквы толкуются также как обозначения трёх измерений: длины, ширины и вышины, а весь символ представляет Божество, не знающее ограничений размеров и форм.

Буквы А, У и М символизируют отсутствие желаний, страха и гнева, а весь символ означает прекрасного человека (стхита - праджа), чья жизнь утверждена в Боге.

Три буквы символизирут три рода: мужской, женский и средний, а весь символ обозначает все творения вместе с Богом.

Три буквы обозначают три гуны, или качества: саттва, раджас и тамас, а символ в едином - гунатита (человек, преодолевший ограниченность гун).
Три буквы обозначают три времени: прошедшее, действительное и грядущее, а весь символ - Бога, превосходящего ограничения времени.
Они означают также преподавание, преподанное соответственно мамой, папой и гуру, а символ в едином представляет Брахма Видью - познание Я, вечное преподавание.

Буквы А, У и М обозначают три ступени йоги - асану, пранаяму и пратьяхару, а весь символ воплощает самадхи - цель, к которой ведут эти три ступени.

Три буквы представляют собой мантру «Тат твам аси» («То есть ты»), или осознание божественности внутри себя. Весь символ воплощает это осознание, освобождающее человеческий дух от ограниченности тела, ума, интеллекта и эго.

Тройной символизм ОМ более понятен наиболее "обычным" из нас, людей, реализуемый на интуитивном и объективном уровне. То, что этот символ распространяется на весь спектр проявленной вселенной, делает ОМ настоящим кладезем духовности. Некоторые из этих символических эквивалентов:

Проявление слова: Голос (вак), разум (манас), дыхание (прана).
Гуны (качества) : энергии (раджас), чистота (саттва), и невежество (тамас).
Божества: Брахма, Вишну, Шива.
Действие: создание, сохранение и разрушение.
Человек: тело, душа и дух.
Время: прошлое, настоящее и будущее.
Стадий существования: рождение, жизнь и смерть.
Буддизма: Будда, Дхарма, Сангха и (три драгоценности буддизма).
и так далее

Проявление ОМ

Согласно индийским духовным наукам, Бог сначала создал звук, и из этих звуковых вибраций произошел весь феноменальный мир. Наше существование состоит из этих первичных звуков, которые приводят в действие к мантры.
Сама материя, как говорят, исходила из звука ОМ, к который поэтому считается самым священным из всех звуков.
Это слог, который предшествовал вселенной и из которого были созданы в том числе и боги.
Ом - это "корневой" слог, космическая вибрация, которая скрепляет атомы мира и небес. В самом деле Упанишады говорят, что АУМ - это бог в форме звука. Таким образом, ОМ всегда является первой частью наиболее важных мантр как в буддизме, так и в индуизме, например, для ОМ Ganeshaya Namaha и Ом Мани Падме Хум.

В дальнейшем развивая мистическую концепцию AUM, древний текст сравнивает АУМ со стрелой, лежащей в носовой части человеческого тела как дыхание, которая после проникновения в тьму невежества находит свой путь, а именно освещенную область Истинного Знания. Подобно тому, как паук взбирается на его поток по нити своей паутины и получает свободу, так йогин поднимается к освобождению через слог ОМ.

Как Мастера Йоги и Веданты объясняют значение ОМ

Многие мантры начинаются с ОМ. Мудрецы древних времен проводили длительные исследования, экспериментируя со звуком ОМ и его вибрациями, медитировали на ОМ в течение долгого времени и достигали высшего уровня осознанности. Затем они дали миру ОМ как символ Высшего Я, которое наполняет собой всю Вселенную.

ОМ – это не слово, и у него нет точного значения, поэтому его невозможно перевести ни на один из языков мира. ОМ является всепроникающим звуком, который непрерывно звучит во Вселенной. В состоянии глубокой медитации мы можем услышать этот звук. Пропевая ОМ, мы входим в гармонию со Вселенной и потому чувствуем покой и блаженство. Все звуки исходят из ОМ, ОМ – это матрица всех звуков.

Регулярное и многократное пропевание ОМ способно разрушить весь стресс, который накапливается у нас в процессе жизни. Все негативные вибрации, страхи, тревоги и беспокойства, напряжение и раздражение уходят, и мы погружаемся в состояние тишины и спокойствия. ОМ - глубочайшая вибрация. Подобно тому, как после интенсивного смеха или сильного плача мы расслабляемся и чувствуем облегчение, после пропевания ОМ приходит глубокое умиротворение.

Четвертое состояние

Мы родились, воплотились в теле. Мы живем в мире и решаем какие-то проблемы. Когда наступит время, наше тело неизбежно умрет, хотим мы этого или нет. С полной уверенностью можно сказать, что в мире нет ни одного человека, у которого не было бы проблем, и который не печалился бы по поводу своей предстоящей смерти. Однако в состоянии глубокого сна у нас нет тела, и все проблемы исчезают. Мы погружаемся в блаженство, но при этом не осознаем своего существования. Почему? Потому что мы еще не познали то четвертое состояние, которое присутствует всегда, но находится за пределами трех состояний. Опыт глубокой медитации и понимание философии Веданты способны привести нас к осознанию того, кто мы есть на самом деле.

Какие бы попытки бегства от проблем и от боязни смерти мы не предпринимали, в глубине всегда остается страх перед неминуемой кончиной. Но в глубоком сне у нас нет страха смерти, и нет вообще ничего. Мы не боимся засыпать, хотя фактически мы умираем на какое-то время, то есть тела и ума для нас не существует в глубоком сне. Так кто же боится смерти?

Из-за незнания того, кто мы есть на самом деле, мы думаем, что мы есть тело. Мы отождествляем себя с нашим физическим телом и живем в постоянном страхе потерять его. Ведь если мы есть тело, следовательно, мы умрем вместе с ним. Но ведь в глубоком сне у наснет тела, однако мы живы. А если бы мы не были живы, мы бы и не проснулись, то есть умерли. Однако после глубокого сна мы всегда просыпаемся обновленными и наполненными энергией. Следовательно, кто-то должен присутствовать в глубоком сне, иначе откуда мы узнаем о том, что были там, во сне без сновидений? Это и есть наше Истинное Я, вечное и неизменное. Мы рождаемся и живем. Все перемены происходят в присутствии нашего Истинного Я.

Мы растем, развиваемся, взрослеем, стареем и однажды умрем. Кто будет свидетелем того, что мы умерли? Кто свидетель того, что мы бодрствуем или видим сны? Кто свидетель глубокого сна? В чьем присутствии происходит смена состояний? Когда мы ответим на вопрос, кто же есть Я, мы наконец перестанем бояться смерти и обретем настоящий покой и блаженство. Когда мы осознаем себя наблюдателем всех перемен, которые происходят, мы примем неизбежность смерти тела как часть естественного порядка вещей. Осознав, что мы не есть тело, мы перестанем за него цепляться и жить в постоянном стрессе. Мы пришли на эту землю только с одной целью – осознать Себя. И когда это произойдет, мы станем свободными от всего и начнем жить по-настоящему, наслаждаясь каждым мгновением жизни. Все приходит, все уходит, состояния сменяют друг друга, но Я есть всегда, и все происходит в Моем присутствии.

Вот это и есть истинное значение ОМ. Чтобы познать это на собственном опыте, необходимо руководствоваться словами Просветленного Мастера. Слушание Мастера, его объяснений – это первый этап, шравана, когда мы воспринимаем информацию. То, что мы восприняли, нам необходимо усвоить. Для этого мы практикуем размышление, глубокое обдумывание услышанных слов. Это второй этап, манана. Размышляя и глубоко погружаясь в предмет размышлений, мы становимся способными пойти за пределы слов и концепций, и тогда Знание открывается нам. Знание Себя есть в нас самих. Слова Мастера указывают на то, что уже есть в нас, и, размышляя над словами и значением ОМ, медитируя на ОМ, мы обретаем Истинное Знание, то есть осознаем Истину посредством своего опыта. Это – третий этап, нидидьхьясана. Истина есть в нас, Истинное Я всегда здесь, и практикуя слушание, размышление и медитацию, мы осознаем это. Когда к нам приходит понимание, ответ на вопрос, кто есть Я, это становится нашей мудростью и тогда уже никто не в состоянии забрать у нас это знание, даже смерть. Для этого нам и была дарована мантра ОМ.