Сущность политической власти, её особенности, структура и средства. Сущность и основные черты политической власти

Сущностные черты политической власти:

суверенитет, что означает независимость и неделимость власти.

волевой характер власти предполагает наличие осознанной политической программы, цели и готовности её выполнять;

принудительный характер власти (убеждение, подчинение, приказание, господство, насилие);

всеобщность власти, которая означает функционирование власти во всех сферах общественных отношений и политических процессах.

Таблица 2.1

Ресурсы власти - средства, использование которых

обеспечивает влияние на объект власти в соответствии

с целями субъекта

Экономические:

Материальные ценности,необходимые для общественного

производства и потребления;

Плодородные земли;

Полезные ископаемые и т.п.

Социально-политические:

Численность населения, его качество;

Социальное единство;

Социальная стабильность и порядок;

Демократизм общественных отношений;

Участие населения в политике;

Патриотизм гражданского общества и т.п.

Морально-идеологические:

Идеалы, интересы, убеждения людей;

Идеология, вера, доверие, общественное настроение;

Чувства (патриотические, национальные, религиозные),

эмоции людей и т.п.

Информационно-культурные:

Знания и информация;

Институты науки и образования;

Пропаганда во всех её формах;

Средства массовой информации и т.п.

Оружие и аппарат физического принуждения (армия, ми-

лиция, службы безопасности, суд, прокуратура)

МЕХАНИЗМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВЛАСТИ

ВКЛЮЧАЕТ СЛЕДУЮЩИЕ МОМЕНТЫ

Господство, т.е. подчинение одних социальных групп

другим, что закрепляется в государственных нормативно-

правовых актах

Руководство, т.е. определение и законодательное закрепле-

ние стратегии развития общества, политической системы,

выбор средств осуществления основных задач и целей

Управление и организация, т.е. принятие конкретных уп-

равленческих решений, согласование, упорядочивание

деятельности различных социальных групп, личностей, дей-

ствий политических и неполитических организаций и уч-

реждений

Контроль как обратная связь, с помощью которой власть

следит за тем, какие результаты имеют те или иные управ-

ленческие решения

Представители двух указанных крупных теоретических подходов, делая упор на реально существующих сторонах и аспектах власти как общественного явления, исходят из противоположных принципов в объяснениях ее сущности. Признание реальности тех аспектов власти, которые используются в качестве основания для ее концептуальной интерпретации, не устраняет необходимости выбора между этими подходами.

При определении сущности политической власти в качестве исходного начала наиболее правомерной следует признать ее инструментальную трактовку, раскрывающую отношение к ней как к определенному средству, которое использует человек в тех или иных ситуациях для достижения собственных целей. В принципе власть вполне можно рассматривать и в качестве цели индивидуальной (групповой) активности. Но в таком случае нужны особые, пока еще отсутствующие доказательства, что такое стремление присутствует если не у всех, то у большинства людей. Именно в этом смысле власть может быть признана функционально необходимым в обществе явлением, которое порождено отношениями социальной зависимости и обмена деятельностью (П. Блау, X. Келли, Р. Эмерсон) и служит разновидностью асимметричной связи субъектов (Д. Картрайт, Р. Даль, Э. Каплан).

В качестве средства регулирования социальных взаимоотношений власть может возникнуть лишь в тех типах человеческой коммуникации, которые исключают сотрудничество, партнерство и аналогичные способы общения, обесценивающие самою установку на превосходство одного субъекта над другим. Более того, в условиях конкуренции власть также может возникнуть лишь в тех случаях, когда действующие субъекты связаны между собой жесткой взаимозависимостью, которая не дает одной стороне достичь поставленных целей без другой. Эта жесткая функциональная взаимозависимость сторон есть непосредственная предпосылка формирования власти. В противном случае, когда в политике, скажем, взаимодействуют слабо зависящие друг от друга субъекты (например, партии различных государств), между ними складываются не властные, а другие асимметричные отношения, раскрывающие дисбаланс их материальных ресурсов, не позволяющий обеспечить доминирование одной из них.

Когда же из взаимной конкуренции начинает вырастать доминирование одного из субъектов за счет навязывания им своих целей и интересов другому субъекту, тогда и возникает новый тип взаимодействия, при котором господствует одна сторона и ей подчиняется другая. Иными словами, власть возникает в результате превращения влияния одной стороны в форму преобладания над другой. Поэтому когда той или иной стороне удается навязать конкуренту собственные намерения, цели и желания, и формируется власть, знаменующая собой ту асимметричность положения, при которой господствующая сторона приобретает дополнительные возможности для достижения собственных целей.

Таким образом, власть может рассматриваться как разновидность каузальных отношений или, по мысли Т. Гоббса, отношений, в которых «один выступает причиной изменения действий другого». Поэтому власть выражает позицию субъективного доминирования, возникающую при реальном преобладании тех или иных свойств (целей, способов деятельности) субъекта. Следовательно, власть основывается не на потенциальных возможностях того или иного субъекта или его формальных статусах, а на реальном использовании им средств и ресурсов, которые обеспечивают его практическое доминирование над другой стороной. В политике подчиняются не тому, у кого более высокий формальный статус, а тому, кто может использовать свои ресурсы для практического подчинения. Не случайно М. Вебер считал, что власть означает «любую возможность проводить собственную волю даже вопреки сопротивлению, вне зависимости от того, на чем такая возможность основана».

При этом способы принуждения подвластной стороны могут быть весьма различными, это - убеждение, контроль, поощрение, санкционирование, насилие, материальное стимулирование и т.д. Особое место среди них занимает насилие, которое, по мнению Ф. Нойманна, «есть самый эффективный в краткосрочной перспективе метод, однако он малоэффективен в течение длительного периода, поскольку принуждает (особенно в современных условиях) к ужесточению приемов властвования и к их все более широкому распространению». Поэтому «самым эффективным методом остается убеждение».

Таким образом, власть исходит из практического умения субъекта реализовывать свой потенциал. Поэтому сущность власти неразрывно связывается с волей субъекта, способствующей перенесению намерений из сферы сознания в область практики, и его силой, обеспечивающей необходимое для доминирования навязывание своих позиций или подчинение. И сила, и воля субъекта в равной мере являются ее неизменными атрибутами.

Поэтому, даже заняв выгодную позицию, субъект должен уметь использовать свой шанс, реализовать новые возможности. Таким образом политическая власть как относительно устойчивое в социальном плане явление обязательно предполагает наличие субъекта, наделенного не формальными статусными прерогативами, а умениями и реальными способностями к установлению и поддержанию отношений своего властного доминирования (со стороны партии, лобби, корпорации и др.) в условиях непрерывной конкуренции.

В зависимости от того, насколько эффективны применяемые субъектом средства поддержания своего доминирования, его власть может сохраниться, усилиться или, уравновесившись активностью другой стороны, достичь равновесия взаимных влияний (состояние безвластия). Достижение такого баланса сил (эквилибр) будет стимулировать к тому, чтобы заново ставить вопрос либо о переходе сторон к формам сотрудничества, кооперации, либо о вовлечении их в новый виток конкуренции для завоевания новых позиций доминирования.

Чтобы удержание власти было более длительным и стабильным, доминирующая сторона, как правило, пытается институпиализировать свою позицию доминирования и превосходства, превратить ее в систему господства. Как самостоятельное и устойчивое политическое явление власть есть система взаимосвязанных и (частично или полностью) институциализированных связей и отношений, ролевых структур, функций и стилей поведения. Поэтому она не может отождествляться ни с отдельными институтами (государством), ни с конкретными средствами (насилием), ни с определенными действиями доминирующего субъекта (руководством).

Согласно такой интерпретации власти, она не способна распространяться по всему социальному (политическому) пространству. Власть - это некий сгусток социальности, формирующийся лишь в определенных частях общества (политического пространства) и используемый людьми наряду с другими средствами достижения своих целей лишь для регулирования специфических конфликтов и противоречий. Ее источником является человек с присущими ему умениями и свойствами, конкурирующий с другими людьми и использующий различные средства для обеспечения своего доминирования над другими.

Учитывая, что в политической сфере главным субъектом власти является группа, политическую власть можно определить как систему институционально (нормативно) закрепленных социальных отношений, сложившихся на основе реального доминирования той или иной группы в использовании ею прерогатив государства для распределения разнообразных общественных ресурсов в интересах и по воле своих членов.

В политической жизни отношения властвования представляют собой сложный процесс взаимодействия вовлеченных в них разнообразных структур, лиц, механизмов, которые выражают различный характер доминирования / подчинения всевозможных социальных групп. При этом властные взаимосвязи независимо от типа политической системы всегда обладают некими способностями воздействия на поведение граждан. В политической науке их принято называть «ликами власти».

«Первое лицо» власти означает ее способность побуждать людей к определенным действиям, заставлять их совершать поступки в русле тех интересов и целей, которые исходят от господствующего субъекта. Так, правящие партии, контролируя основные государственные структуры, побуждают граждан придерживаться установленных ими законов и правил, заставляют их действовать в направлении решения поставленных задач.

«Второе лицо» власти демонстрирует ее умение предотвращать нежелательные действия людей. В частности, правящие круги могут запретить экстремистские и радикальные организации, вытеснить нежелательные партии на периферию политической жизни, предотвратить контакты граждан с населением других государств. Власти способны искусственно ограничить поле политических дискуссий, запретив контролируемым ими СМИ обращаться к определенной тематике или введя строгую цензуру для прессы и телевидения. Особенно ярко запретительный характер власти проявляется в условиях чрезвычайного положения или ведения страной военных действий, а также при тоталитарных и деспотических режимах.

«Третье лицо» власти характеризует ее возможность осуществлять господство определенных сил при отсутствии видимого и даже смыслового контакта властвующих и подвластных. Например, авторитет политического лидера может стимулировать действия его сторонников в духе определенных заветов и после его смерти или тогда, когда он находится в заключении и его никто не видит.

Невидимое воздействие власти имеет место и при манипулировании общественным (групповым) мнением. Это происходит тогда, когда люди становятся участниками инициируемых властями процессов, не осознавая ясно истинных целей и замыслов правящих кругов. Например, власти могут проводить определенные эксперименты над группами военнослужащих или жителей страны, не ставя их в известность об опасности этих действий для здоровья людей. Иначе говоря, манипулирование есть кратковременная форма властвования, которая заканчивается, как только объект власти приобретает нужную ему информацию.

«Четвертое лицо» власти демонстрирует ее тотальность, т.е. способность существовать в виде повсеместного принуждения, исходящего отовсюду и не сводящегося к действиям какого-либо конкретного лица. Власть выступает здесь как некая предписывающая поведение людей матрица и даже демоническая сила, которая «никогда не находится в чьих-то руках, никогда не присваивается».* В этом случае власть не осознается людьми как чье-то персональное господство. Чаще всего такая форма принуждения отображает господство действующих в стране законов, норм, правил, традиций. Здесь очень распространены методы символического принуждения, привычки, стереотипы, предрассудки и проч.

Как относительно самостоятельное и качественно определенное явление политическая власть обладает целым набором присущих ей свойств и характеристик. Среди них можно выделить ряд универсальных черт, объединяющих политическую власть с другими разновидностями социальной власти - экономической, нравственной, правовой, информационной и др., а также специфические черты, присущие исключительно ей как собственно политическому явлению.

Среди универсальных, базовых, первичных свойств политической власти следует отметить прежде всего свойство асимметричности, которое не просто характеризует доминирование воли властителя и неравенство его статуса со статусами подвластных ему, но и отражает качественные различия их возможностей, ресурсов, прав, полномочий и других параметров жизнедеятельности. По сути дела это свойство показывает, что в политике борьба за обладание властью и удержание ее мотивируется не столько соображениями престижа, идеями, ценностями и другими идеальными сущностями, сколько стремлением конкретных людей к обладанию необходимыми им ресурсами и правами, которые расширяют их социальные возможности.

Такая изначальная несбалансированность отношений доминирования-подчинения превращает политическую власть во внутренне неравновесное явление. В этом смысле политическая власть обладает свойством инверсионности, которое свидетельствует о том, что положение властвующих постоянно подрывается активностью подвластных, в результате чего их статусы могут динамично изменяться и даже превращаться в противоположные. Это значит, что при сопротивлении подвластных более интенсивно, нежели влияние властвующих, субъект и объект власти могут поменяться местами.

Эта постоянно существующая возможность обратимости власти показывает, что властное взаимодействие имеет комбинированный характер, т.е. власть формируется на пересечении усилий, воль не только доминирующей, но и подчиненной стороны. Отношения властвующих и подвластных простираются в широком диапазоне: от ожесточенного сопротивления и готовности умереть, но не сдаться на милость победителя, до добровольного, с радостью воспринимаемого повиновения. Однако при всем том власть всегда представляет собой некое среднеарифметическое сочетание влияния субъекта и силы сопротивления объекта власти.

Принципиально важным свойством власти является и ее ресурсность. В самом общем виде ресурс - это определенное основание власти или все те средства, которые позволяют субъекту добиться доминирования. В качестве таких ресурсов могут выступать знания и информация, материальные ценности (деньги, земля, техника и др.), утилитарные средства (социальные блага, используемые для обеспечения текущих нужд человека), правовые нормы и законы (предполагающие судебные санкции, меры административного характера и т.п.), организационные, принудительные средства (военная и физическая силы или угроза их применения), территориальные (определенные территории, находящиеся в распоряжении субъекта власти), демографические (люди с их определенными качествами) средства и др.

В зависимости от характера политической системы или сложившейся ситуации те или иные ресурсы становятся либо эффективными, либо дисфункциональными. Например, сегодня в демократических государствах одной только силой невозможно заставить население подчиняться власти или, скажем, государству, располагающему большими территориями, решить в свою пользу конфликт с соседней страной, обладающей значительным экономическим превосходством. Американский футуролог О. Тоффлер предсказывает, что в начале XXI в. важнейшим ресурсом станет информация. Она приведет к «смещению власти», которое предопределит формирование «мозаичной демократии», где главным субъектом будет «свободный и автономный индивид».

Власть обладает также свойством кумулятивности, означающим, что в сфере властных отношений любой субъект ориентируется прежде всего на собственные интересы (а не на потребности партнера), пытаясь расширить зону собственного влияния и контроля. Это доказывает не только остроту и конфликтность властных отношений, но и то, что изнутри, т.е. со стороны действующего субъекта (и при условии неизменности его устремлений), власть по существу не имеет никаких ограничений. Поэтому она стремится к постоянному расширению зоны своего распространения, к тому, чтобы вовлечь в отношения господства / подчинения все имеющиеся в политике субъекты и связи.

С сугубо практической точки зрения признание такого рода свойства показывает, что властные претензии и амбиции тех или иных лиц (групп) можно предотвратить только извне. Иначе говоря, власти может быть поставлен предел только с внешней стороны - со стороны объекта. Вот почему, например, гражданам, голосующим за очаровавшего их претендента на какой-либо государственный пост, следует больше рассчитывать не на достоинства лидера, а на создание системы сдержек и противовесов, способных контролировать, а в известных случаях и предотвращать его действия, направленные на превышение данных ему полномочий.

Власть обладает и конструирующими способностями. Иными словами, она является источником (если не всех, то большинства) социальных преобразований, осознанного проектирования и корректировки общественных отношений. В этом смысле власть является не просто регулятором, но и конструктором социальности, средством преобразования социального (политического) пространства.

Специфические свойства политической власти раскрывают ее особое измерение. В этом смысле прежде всего следует принять во внимание, что политическая власть формируется в условиях конкуренции групповых субъектов. Правда, сторонники постструктуралистских подходов полагают, что нет принципиальных различий между тем, как взаимодействуют индивиды, и тем, как взаимодействуют группы (М. Фуко). Однако вряд ли это положение можно признать правомерным, учитывая, что группы не могут, как отдельные личности, непосредственно осуществлять свое политическое господство или, так же как они, конкурировать друг с другом.

Группа не может стать участником конкуренции за власть, если не сумеет организовать систему представительства интересов принадлежащих к ней граждан. Ее доминирование неразрывно связано с созданием определенных структур и институтов, с формированием известной системы законов, норм и правил действий, предъявляемых обществу. При этом в структуре группового субъекта выделяются лица, которые интерпретируют социально значимые категории (например, «интересы народа»), публично озвучивают их, формулируют оценки явлений и отношений, обеспечивают выбор необходимых средств политической борьбы, одним словом, выступают от имени группы.

В целом же доминирование группы выражается в создании системы отношений, закрепленных соответствующими структурами и институтами. Эти последние в совокупности являются для отдельного человека той объективно сложившейся системой власти, которая господствует над ним. Таким образом, политическое властвование группы неизбежно приобретает форму надперсонального давления, за которой с трудом удается различить интересы реально доминирующего субъекта. Поэтому данное свойство политической власти характеризует определенное отстранение системы установленного господства от конкретного группового субъекта, внешний «отрыв» нормативной системы от ее творцов, что создает трудности для установления конкретных властвующих сил.

Политическая власть есть система отношений, которые формируются на основе претензий групповых сообществ на полномочия самого мощного социального института - государства. В этом смысле у различных групп (представляющих их интересы партий, движений, групп давления, политических объединений) может хватить собственных возможностей на контроль за высшими органами государственного управления (например, в форме политического господства) или за его отдельными (центральными, региональными или же местными) структурами, распоряжающимися частичными (материальными, информационными, организационными и др.) ресурсами. В результате в обществе выстраиваются многомерные иерархии властных политических отношений, которые особенно усложняются в рамках переходных процессов, способствующих появлению различных центров влияния и власти.

Именно государство придает политической власти легальность использования силы на определенной территории, придает ей публичный и всеобщий характер, давая возможность победившим группам выступать от лица всего общества. Государство олицетворяет моноцентричность политической власти, т.е. наличие того центра принятия решений, который формирует цели для всего населения.

Однако политическая власть ни в коем случае не тождественна государственной власти, которая представляет собой пусть самую мощную, но тем не менее лишь одну из ее форм. Дело в том, что не все действия государства и не все принимаемые на государственном уровне решения могут иметь политический характер. Существуют и другие формы политической власти, например, партийная власть, фиксирующая доминирование партийного аппарата и лидеров над членами партии, и т.д.

Политическая власть обладает также свойством полиресурсности, которое свидетельствует о том, что политические структуры, и прежде всего государство, обладают доступом практически ко всем ресурсам, имеющимся в распоряжении общества. Политическая власть обладает также дополнительным источником социальной энергетики, заложенным в амбициозных устремлениях элитарных кругов. Как показывает практика, именно им органически присуще врожденное, иссушающее человека стремление к власти, тот «властический инстинкт» (М. Бакунин), который присутствует у этой группы лиц. Политическая история изобилует примерами того, как эгоизм, амбиции, неуемное честолюбие лидеров становились причинами крупных политических событий, оказавших влияние на историю целых государств и народов.

Принципиальное значение для атрибутивной характеристики политической власти имеет и идеология. Она по сути символизирует роль всех информационно-духовных компонентов политической власти, превращая все используемые в ней идейные соображения, эмоциональные реакции, героизацию или циничную конъюнктуру в форму систематического обоснования того или иного способа принуждения.

В реальном политическом пространстве власть выражается в различных формах обеспечения группового доминирования. В связи с этим итальянский ученый Н. Боббио выделил три формы политической власти, которые в той или иной степени присущи всем политическим режимам.

Так, власть в виде видимого, явного правления представляет собой форму деятельности структур и институтов, ориентированных на публичное взаимодействие с населением или другими политическими субъектами. Власть в этой форме осуществляется в виде действий государственных органов, которые вырабатывают и на виду у всего общества применяют определенные процедуры принятия и согласования решений; политических лидеров, которые обсуждают с общественностью принятые меры; оппозиционных партий и СМИ, которые критикуют действия правительства, и т.д. Таким образом, политическая власть публично демонстрирует свою заинтересованность в общественной поддержке собственных решений, она принципиально повертывается к обществу, демонстрируя, что политические решения принимаются во имя интересов населения и под его контролем. Публичная форма властвования характеризует политику как взаимодействие властвующих (управляющих) и подвластных (управляемых), наличие у них определенных взаимных обязательств, действие взаимно выработанных норм и правил соучастия элит и неэлит в управлении государством и обществом.

Наряду с этим в политическом пространстве складываются и формы полускрытого (теневого) правления. Они характеризуют или приоритетное влияние на формирование политических целей каких-либо структур (отдельных органов государства, лобби), формально не обладающих такими правами и привилегиями, или доминирование в процессе принятия решений различных неформальных элитарных группировок. Наличие такого рода властных процессов показывает не только то, что толкование государственных задач или выработка правительственных решений на деле является процессом значительно менее формализованным, чем это объявляется официально или видится со стороны. Теневой характер данного профессионального процесса демонстрирует и то, что он открыт влиянию разнообразных центров силы (ресурсов) и зачастую в принципе ориентируется на отстранение общественности от обсуждения тонких и деликатных проблем, которые не нуждаются в широкой огласке.

Третья форма политической власти обозначается итальянским ученым Боббио как скрытое правление, или криптоправление. Оно демонстрирует те способы властвования, которые практикуются либо органами тайной политической полиции, либо армейскими группировками и другими аналогичными структурами, которые де-факто доминируют в определении политических целей отдельных государств. К этому же типу властвования можно отнести и деятельность криминальных сообществ, поставивших себе на службу государственные институты и превративших их в разновидность мафиозных объединений. Эти примеры показывают, что в структуру политической власти отдельных государств могут входить институты и центры влияния, которые действуют против самого государства.

Реферат

Сущность политической власти, ее легитимация и легитимность

Введение

политический власть государственный легитимность

Легитимация - один из важнейших аспектов системы политической власти. Власть утверждает себя только силой (диктатура) сравнительно редко и не надолго. Поэтому властители всегда старались создать ей более или менее прочную и жизненную добровольную основу, поддержку, социальную базу. Даже Н. Макиавелли, который считал, что народ должен быть пассивной массой, заклинал правителей не навлекать на себя антипатии подданных: «Презрение и ненависть подданных - это то самое, чего государь должен более всего бояться». Его задача - завоевывать расположение народа. Один из способов - вызвать любовь к государю. Платон большое значение придавал распространению среди населения «благородного вымысла» о том, что бог при рождении правителей примешал им золото. «Носитель законной власти, - писал К. Ясперс, - может править безбоязненно, опираясь на согласие народа. Властитель, не опирающийся на законность, испытывает страх перед народом; осуществляемое им насилие порождает насилие других, от страха он вынужден прибегать ко всевозрастающему террору, а это, в свою очередь, ведет к тому, что страх становится преобладающим чувством в данном обществе. Легитимность подобна кудеснику, беспрестанно создающему необходимый порядок с помощью доверия, нелегитимность - это насилие, которое повсеместно порождает насилие, основанное на недоверии и страхе».

1. Политическая власть

Так что же такое политическая власть? Давайте поговорим сначала о власти.

Понятие «власть» относится к числу основополагающих категорий политологии. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, самой политики и государства. Неразделимость власти и политики признается как само собой разумеющееся во всех политических теориях прошлого и настоящего. Политика как явление характеризуется прямой или косвенной связью с властью и деятельностью по осуществлению власти. Социальные общности и индивиды вступают в различные отношения: экономические, социальные, духовные, политические. Политика же представляет собой такую сферу взаимоотношений между социальными группами, слоями, личностями, которая касается главным образом проблем власти и управления.

Феномену власти уделяли пристальное внимание все выдающиеся представители политической науки. Каждый из них внес свой вклад в разработку теории власти.

В самом широком смысле слова власть - это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства - авторитета, права, насилия. В таком аспекте власть бывает экономическая, политическая, государственная, семейная и прочая. Такой подход также требует разграничения классовой, групповой и личной власти, которые переплетаются между собой, но не сводятся друг к другу.

Наиболее важным видом власти является политическая власть. Политическая власть - это реальная способность данного класса, группы, индивида проводить свою волю в политике и правовых нормах. Политическая власть характеризуется или социальным господством, или ведущей ролью, или руководством тех или иных групп, а чаще всего различными сочетаниями этих качеств.

Надо еще заметить, что понятие политическая власть шире понятия государственная власть. Политическая власть реализуется не только органами государства, но и через деятельность партий, общественных организаций различного типа. Государственная власть - своеобразное ядро политической власти. Она опирается на специальный аппарат принуждения и распространяется на все население той или иной страны. Государство располагает монопольным правом разрабатывать законы и другие распоряжения, обязательные для всех граждан. Государственная власть означает определенную организацию и деятельность в осуществлении целей и задач этой организации.

В политологии используется понятие источник власти . Источники, или основания, власти разнообразны, поскольку многообразна структура общественных отношений. Под основаниями (источниками) власти понимаются средства, которые используются для воздействия на объекты власти с целью достижения поставленных задач. Ресурсы власти - это потенциальные основания власти, то есть средства, которые могут быть использованы, но еще не используются или используются недостаточно. Вся совокупность используемых и возможных оснований власти составляет ее потенциал .

Общепризнанным источником власти является сила . Однако сама сила также имеет определенные источники. Источниками силы могут быть богатство, занимаемое положение, владение информацией, знания, опыт, особые навыки, организация. Поэтому обобщенно можно сказать, что источник власти - это совокупность социальных факторов, создающих преобладающую, доминирующую, господствующую волю. Иными словами, это экономические, социальные, психологические основы политической власти.

Государственная власть может добиваться своих целей различными средствами, в том числе идеологическим воздействием, убеждением, экономическим стимулированием и иными косвенными способами. Но только она обладает монополией напринуждение с помощью специального аппарата в отношении всех членов общества.

К основным формам проявления власти относятся господство, руководство, управление, организация, контроль.

Политическая власть тесно связана с политическим лидерством и авторитетом, которые в определенных значениях выступают как формы осуществления власти.

Возникновение и развитие политической власти обусловлено жизненными потребностями формирования и эволюции общества. Поэтому власть, естественно, выполняет исключительно важные специальные функции. Она является центральным, организационным и регулятивно контрольным началом политики. Власть присуща организации общества и необходима для поддержания его целостности и единства. Политическая власть направлена на регулирование общественных отношений. Она является инструментом, основным средством управления всеми сферами общественной жизни.

. Легитимность и легитимация политической власти

После того как мы поняли что такое политическая власть, мы можешь разобраться в понятии легитимность политической власти и легитимация политической власти.

По мнению Дж. Фридриха и К. Дойча, легитимность - это совместимость политических действий с господствующей в данном сообществе системой ценностей. Основой легитимности служит добровольное подчинение законам, распространение власти как авторитетной для индивида инстанции. По мнению М. Вебера, люди, для которых она авторитетна, которой они добровольно передали часть своих властных полномочий, принимают все исходящие от нее законы, в том числе и те, с которыми они не согласны.

Немецкий политолог М. Хеттих пишет о том, что легитимация - это правомерное признание политического господства со стороны общества. Правомерность здесь касается убежденности, а не нормативности. Речь идет об определенном политическом консенсусе в обществе, когда массы проявляют приверженность политической власти, политической системе с достигнутыми здесь основными политическими ценностями.

Современная типологизация легитимности ведет начало от Макса Вебера. Он предложил выделять три ее вида.

Первый вид легитимности - традиционный , то есть основанный на неписанных законах традиций, обычаев. Второй вид - харизматический , эмоционально-волевой, основанный на вере в особые, выдающиеся, сверхъестественные качества лидера, вождя. Третий вид - рациональный , основанный на принятых в государстве законах и порядках, разумных суждениях.

Эти типы легитимности, названные Максом Вебером, носят идеальный характер, то есть являются в известной мере абстракциями, не существующими в политической действительности в «чистом виде». В конкретных политических системах данные три типа переплетаются при доминировании одного из них, что и позволяет характеризовать легитимность или как традиционную, или как харизматическую, или как рациональную. Иными словами, эта классификация служит инструментом анализа легитимности власти в каждой конкретной политической системе.

Традиционный тип легитимности основывается на привычке подчиняться власти, вере в её священность. Примером традиционного типа господства являются монархии.

Рационально-легальная легитимность характеризуется верой людей в справедливость существующих правил формирования власти. Мотивом подчинения является рационально осознанный интерес избирателя. Примером такого типа легитимности являются демократические государства.

Харизматический тип политического господства основывается на вере населения в исключительные, уникальные качества политического лидера. Харизматический тип власти чаще всего наблюдается в трансформирующихся обществах. Функциональная роль харизматического типа организации власти состоит в том, чтобы стимулировать, ускорить исторический прогресс.
Показателями легитимности власти являются: уровень принуждения, применяемый для проведения политики в жизнь; наличие / отсутствие попыток свержения правительства или лидера; мера проявления гражданского неповиновения; а также результаты выборов, референдумов, массовых демонстраций в поддержку власти (оппозиции).

. Легитимация политической власти

Разобравшись с понятиями о легитимации и легитимности, мы можем поговорить о легитимации политической власти как таковой, что представляет собой легитимация и как происходит этот процесс.

Легитимация нередко вовсе не имеет отношения к закону, а иногда и противоречит ему. «Это процесс не обязательно формальный и даже чаще всего неформальный, посредством которого государственная власть приобретает свойство легитимности, т.е. состояние, выражающее правильность, оправданность, целесообразность, законность и другие стороны соответствия конкретной государственной власти установкам, ожиданиям личности, социальных и иных коллективов, общества в целом. Признание государственной власти, ее действий легитимными складывается на основе чувственного восприятия, опыта, рациональной оценки. Оно опирается не на внешние признаки (хотя, например, ораторские способности вождей могут оказать значительное воздействие на публику, способствуя установлению харизматической власти), а на внутренние побудительные мотивы, внутренние стимулы. «Легитимация государственной власти связана не с изданием закона, принятием конституции (хотя и это может входить в процесс легитимации), а с комплексом переживаний и внутренних установок людей, с представлениями различных слоев населения о соблюдении государственной властью; ее органами норм социальной справедливости, прав человека, их защитой.

Не легитимная власть опирается на насилие, иные формы принуждения, в том числе психического воздействия, но легитимацию нельзя навязать людям извне, например силой оружия или откроированием «хорошей» конституции монархом своему народу. Она создается преданностью людей определенному общественному строю (иногда определенной личности), который выражает непреложные ценности бытия. В основе такого рода преданности лежит вера людей в то, что их блага зависят

от сохранения и поддержки данного порядка, данной государственной власти, убеждение в том. Что они выражают интересы народа. Поэтому легитимация I государственной власти всегда связана с интересами людей, различных слоев населения. А поскольку интересы и потребности различных групп в силу ограниченности \ ресурсов и других обстоятельств могут быть удовлетворены только частично или удовлетворены полностью лишь запросы некоторых групп, легитимация государственной власти в обществе, за редчайшими исключениями, не может иметь всеобъемлющего, универсального характера: то, что является легитимным для одних, предстает как не легитимное для других. Поголовная «экспроприация экспроприаторов» - явление, не обладающее легальностью ибо современные конституции предусматривают возможность национализации лишь определенных объектов только на основе закона и с обязательной компенсацией, размеры которой в спорных случаях устанавливаются судом), и крайне не легитимное не только с точки зрения собственников средств производства, но и других слоев населения. В представлениях же люмпен-пролетариата всеобщая экспроприация обладает высшей степенью легитимности. Можно привести множество других примеров разных интересов тех или иных слоев населения и их неодинакового, нередко противоположного отношения к мероприятиям государственной власти и к самой власти. Поэтому ее легитимация связана не с одобрением всего общества (это крайне редкий вариант), а с принятием се большинством населения при уважении и защите прав меньшинства. Именно это, а не диктатура класса делает государственную власть легитимной. - Легитимация государственной власти придает ей необходимый авторитет в обществе. Большинство населения добровольно и сознательно подчиняется ей, законным требованиям ее органов и представителей, что придает ей устойчивость, стабильность, необходимую степень свободы в осуществлении государственной политики. Чем выше уровень легитимации государственной власти, тем шире возможности руководства обществом с минимальными «силовыми» издержками и затратами «управленческой энергии», с большей свободой для саморегулирования общественных процессов. Вместе с тем легитимная власть вправе и обязана в интересах общества применять меры принуждения, предусмотренные законом, если иные способы пресечь антиобщественные действия не дают результатов.

Но арифметическое большинство не всегда может служить основой подлинной легитимации государственной власти. Большинство немцев при гитлеровском режиме приняли политику по «очищению расы» и в отношении территориальных притязаний, что в конечном счете, привело к огромным бедствиям для немецкого народа. Следовательно, не всякие оценки большинства делают государственную власть подлинно легитимной. Решающим критерием является ее соответствие общечеловеческим ценностям.

Легитимация государственной власти оценивается не по словам ее представителей (хотя и это имеет значение), не по текстам принятых ею программ и законов (хотя и это важно), а по практической деятельности, по способам решения ею коренных вопросов жизни общества и каждой личности. Население видит разницу между лозунгами о реформах и демократии, с одной стороны, и авторитарными способами принятия важнейших для судеб страны, народа решений с другой. Отсюда, как свидетельствуют систематические опросы населения, проистекает эрозия легитимности государственной власти в России (легитимность была высокой после августа 1991 г.) при сохранении ее легализации: все высшие органы государства созданы по Конституции 1993 г. и действуют в принципе в соответствии с ней, но по опросам, организованным в конце марта 1995 г. по заданию телеканала НТВ, 6% опрошенных доверяют Президенту России, 78% - не доверяют, 10% одновременно доверяют и не доверяют, 6% затруднились ответить. Конечно, данные опросов не всегда дают верную картину, однако эти данные нельзя недооценивать.

Заключение

В заключение хотелось бы сказать пару слов о легитимации в России. Одной из основных форм легитимации политической власти в России стали выборы.

В России уже накоплен определенный опыт избирательных кампаний, ясно показывающий, что сама эта форма легитимации власти прижилась, укоренилась в нашей жизни. Уже сегодня очевидно, что именно выборы стали одной из важных ценностей для граждан России - не оправдались заверения тех социологов и политологов, которые упорно навязывали нам образ апатичной и иррациональной массы, которая голосует-де потому, что кандидат «нравится» или «не нравится», или вообще равнодушна к политике.
Чтобы понять масштаб сдвига в общественно-политическом сознании следует вспомнить, что менее десятилетия назад сама идея выборов на альтернативной основе воспринималась как невероятное новшество. Выборы перестали быть символической проблемой, а превратились в обычную повседневную практику. Впервые в тысячелетней истории России состоялись всеобщие, тайные и демократические выборы президента страны.
Свое слово скажут избиратели, от гражданской позиции которых, в конце концов, и зависит будущее лицо страны, ибо власть легитимна и устойчива только тогда, когда пользуется поддержкой большинства. В этом надежда России и главный урок первых опытов проведения крупномасштабных демократических избирательных кампаний.

Библиографический список

1. Ильин В.В. Философия власти. МГУ 1993.

Полунина Г.В. Политология. - М.: «Акалис» 1996.

Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию.

Радугин А.А. Политология. - М.: Центр 1996.

6. Легитимность политической власти. Режим доступа:

#"justify">7. Понятия легитимности и легитимизации власти. Режим доступа:

#"justify">8. Легитимность политической власти. Сущность и современные формы.

Режим доступа: http://www.rusnauka.com/2_ANR_2010/Politologia/1_57494.doc.htm

Белгородский юридический институт

Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин

РЕФЕРАТ

Тема: Политика и власть. Сущность политической власти

ПОДГОТОВИЛ:

СТУДЕНТ 454 ГРУППЫ

ОКУНЕВ А.А.

ПРОВЕРИЛ:

Преподаватель кафедры

Путилов П.Д.

Белгород – 2008


Литература:

Основная литература:

*Перевалов В. Д. Политология. Учебник для вузов. - М., 2001. - Глава 4.

* Гаджиев К. С. Введение в политическую науку – М., 1997. – Глава 3.

*Лобанов К.Н. Политология. – Белгород, 2000. – Лекции 5,6.

Дополнительная литература:

*Ледяев В. Г. Власть – концептуальный анализ//Полис. - 2000. - № 1.

*Курскова Г. А. Политический феномен власти//СГЗ. - 2000. - № 1.

*Карпухин О. И., Макаревич Э. Ф. Манипулирование массами – инструмент PR-революций в эпоху глобализации и экспорта демократии//СГЗ. – 2005. - №5.

*Смольков В. Г. Энциклопедия знаний о власти. – М., 2005.

*Шабров О. Ф. Государственное управление в России: проблемы эффективности//СГЗ.- 2005.- № 2.


Введение

Власть - одно из фундаментальных начал человеческого общества. Она существует везде, где есть устойчивые объединения людей: в семье, производственных коллективах, различного рода организациях и учреждениях, во всем государстве. В общепринятом понимании власть предстает как взаимодействие ее субъекта и объекта, при котором субъект с помощью определенных средств контролирует объект и добивается него выполнения своих волевых установок. Такое понимание власти позволяет раскрыть ее структуру.

1. Сущность власти, ее структура. Природа подчинения

Основными компонентами власти являются ее субъект, объект, средства (ресурсы) и процесс, приводящий в движение все ее элементы. Субъект власти воплощает ее активное, направляющее начало. Им может быть отдельный человек, организация, общность людей, например, народ или даже мировое сообщество, объединенное в ООН.

Для возникновения властных отношений необходимо, чтобы субъект обладал рядом качеств. Прежде всего, это желание властвовать, воля к власти. Помимо желания руководить субъект власти должен быть компетентным, знать суть дела, состояние и настроение подчиненных, уметь использовать ресурсы, обладать авторитетом. Конечно, в реальной жизни власть имущие в разной степени наделены этими качествами.

Субъект определяет содержание властного отношения через приказ (распоряжение, команду). В приказе предписывается поведение объекта власти, указываются (или подразумеваются) санкции, которые влечет за собой выполнение или невыполнение распоряжения. От приказа, характера содержащихся внем требований, во многом зависит отношение к нему объекта, т. е. исполнителя - второго важнейшего элемента власти,

Власть возможна только при условии подчинения объекта субъекту. Если такого подчинения нет, то нет и власти, несмотря на то, что стремящийся к ней субъект обладает мощными средствами принуждения. В конечном счете, у объекта властной коли есть выбор, хотя и крайний - погибнуть, но не подчиниться, что нашло, в частности, свое выражение в свободолюбивом лозунге «лучше умереть, сражаясь, чем жить на коленях».

Впрочем, масштабы отношения объекта к субъекту властвования простираются от ожесточенного сопротивления, борьбы на уничтожение добровольно, с радостью воспринимаемого повиновения. В принципе подчинение так же соответственно присуще человеческому обществу, как и руководство. Готовность к подчинению зависит от ряда факторов: от собственных качеств объекта, от характера предъявляемых к нему требований, от ситуации и средств воздействия, которыми располагает субъект и т. д.

Вместе с тем, мотивация подчинения достаточно сложна.

Она может основываться на страхе перед санкциями; на долголетней привычке к повиновению; на заинтересованности в выполнении распоряжений; на убежденности в необходимости подчинения; на авторитете, вызываемом носителем власти у подчиненных. Все эти мотивы существенно влияют на силу власти, т. е. способность ее субъекта влиять на объект.

Сила власти, основанная на страхе, вызываемом угрозой наказания, как правило, имеет тенденцию к ослаблению вследствие естественного стремления людей избавиться от этого неприятного эмоционального состояния.

Сравнительно безболезненно воспринимается людьми власть, базирующаяся на привычке, обычае повиноваться. Привычка - надежный фактор стабильности власти до тех пор, пока не приходит в противоречие с требованиями реальной жизни.

Наиболее стабильной является власть, построенная на интересе. Личная заинтересованность побуждает подчиненных к добровольному выполнению распоряжений, делает излишним контроль и т. д.

Вывод: Одной из наиболее благоприятных для власти мотивации подчинения является авторитет. Авторитет представляет собой высоко ценимые качества, которыми подчиненные наделяют руководителя и которые обеспечивают их повиновение без угрозы санкций или убеждения. В зависимости от тех качеств, которые лежат в его основе, авторитет бывает научным (качество учености), деловым (компетентность, опыт), моральным (высокие нравственные качества), религиозным (святость), статусным (уважение к должности) и т. д. Без авторитета власть не может быть прочной и эффективной.

2. Ресурсы, процесс и виды власти

Важнейшей социальной причиной подчинения одних людей другими является неравномерное распределение ресурсов власти.

Ресурсы власти можно трактовать как совокупность средств, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта. Ресурсы представляют собой либо важные для объекта ценности (деньги, предметы потребления), либо средства, способные повлиять на внутренний мир, мотивацию человека (телевидение, пресса), либо орудия (инструменты), с помощью которых можно лишить человека тех или иных ценностей, высшей из которых является жизнь (оружие, карательные органы в целом).

Ресурсы, наряду с субъектом и объектом, выступают одним из важнейших оснований власти. Они могут использоваться в качестве позитивных (предоставление благ) и негативных (лишение благ) санкций. В процессе их мобилизации субъектом они трансформируются во власть, которая и представляет собой способность превращать определенные ресурсы во влияние в системе властных взаимоотношений.

Ресурсы власти так же разнообразны, как и многообразны средства удовлетворения различных потребностей и интересов людей. Как правило, ресурсы власти делят на:

1) экономические (материальные ценности, необходимые для производства и потребления, деньги, плодородные земли, полезные ископаемые, продукты питания и т. д.);

2) социальные (способность повышения или понижения социального статуса или ранга. Социальные ресурсы выступают и в качестве таких показателей, как должность, престиж, образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение и т. д.);

3) культурно-информационные (знания и информация, а также средства их получения и распространения: институты науки и образования, СМИ и т. д.):

4) силовые (оружие, аппарат физического принуждения, в государстве это: армия, полиция, службы безопасности, суд и прокуратура);

5) демографические (люди как универсальный, многофункциональный ресурс, который создает другие ресурсы).

Использование ресурсов власти приводит в движение псе ее компоненты, делает реальностью ее процесс, который характеризуется способами и механизмами властвования.

Способы властвования могут быть различными: демократическими, авторитарными, тоталитарными, конституционными, деспотическими, либеральными и другими.

Процесс властвования упорядочивается и регулируется с помощью специального механизма власти - системы организаций и норм их устройства и деятельности. Применительно и к такому сложному субъекту, как общество (народ) механизмом власти выступают государственные органы, право, политическая система в целом.

Особенности различных элементов власти - субъекта, объекта, ресурсов - могут использоваться в качестве оснований ее типологии. Одной из наиболее содержательных классификаций власти является ее деление в соответствии с ресурсами, на которых она основывается, на экономическую, социальную, информационную, политическую (которую часто называют принудительной) .

Экономическая власть - это контроль над экономическими ресурсами, собственность на различного рода материальные ценности. Как правило, в обычные, относительно спокойные периоды общественного развития экономическая власть доминирует над другими видами власти.

С экономической властью тесно связана власть социальная. Если экономическая власть предполагает распределение материальных благ, то социальная - распределение положения в социальной структуре, статусов, должностей, льгот и привилегий. Современные государства (социальные государства) с помощью социальной политики могут влиять на статус широких слоев населения, вызывая тем самым их Лояльность и поддержку.

Информационная власть - это власть над людьми, осуществляемая с помощью научных знаний и информации. В современных условиях без опоры на знания власть в обществе не может быть эффективной. Знания используются как для подготовки правительственных решений, так и для непосредственного воздействия на сознание людей для обеспечения их лояльности и поддержки власти. Такое воздействие осуществляется через школу и образовательные учреждения, просветительские общества и СМИ.

Вывод: Информационная власть способна служить разным целям: не только распространению объективных сведений о власти, но и манипулированию, основанному на специальных методах обмана, на управлении сознанием и поведением людей вопреки их интересам, а нередко и воле.


3. Политическая власть как особый вид власти

Особым и наиболее известным видом власти является власть политическая. Ее нередко отождествляют с властью принудительной, т. к. она выражается в реальной способности социальной группы либо индивида проводить свою волю при помощи особой системы средств государственно-правового воздействия или принуждения, в основном независимо от того, нравится или не нравится это массе людей.

Политическая власть характеризуется рядом отличительных признаков:

1. Сущностным признаком политической власти является её опора на государство, что позволяет ей легально использовать силу в пределах территории данного государства. Но в, то, же время политическая власть отнюдь не сводится к применению или угрозе применения силы. Насилие, физическое принуждение вообще могут использовать и неполитические структуры (семья, преступные группировки и т. д.). Что же касается политической власти, то она включает практически все известные ресурсы власти: и материальное принуждение или стимулирование, и идеологическое манипулирование, традиционное обоснование и освящение.

2. Верховенство, обязательность решений для всякой иной власти. Политическая власть может ограничить влияние мощных корпораций, СМИ и других учреждений или же вовсе ликвидировать их.

3. Публичность, то есть всеобщность и безличность. Это означает, что политическая власть в отличие от личной власти, которая существует в небольших группах, от имени всего общества обращается с помощью права ко всем гражданам.

4. Моноцентричность, наличие единого центра принятия решений. В отличие от политической власти экономическая, социальная, информационная власти полицентричны. В рыночном демократическом обществе существует, как известно, много независимых собственников, СМИ, социальных фондов и т. д.

Политическая власть находится в сложном взаимоотношении с другими формами общественной власти. Политическая власть испытывает сильное воздействие власти экономической. В рыночном обществе, где почти все имеет цену, деньги оказывают сильное влияние на проведение избирательных кампаний и итоги выборов, широко используются для подкупа политиков. Концентрация экономической власти у крупных собственников создает опасность установления плутократии - прямого политического правления небольшой группы толстосумов. В современных западных демократиях всевластие крупного капитала сдерживается конкуренцией между собственниками, политическим влиянием среднего класса, демократическим государством и общественностью.

В определенных условиях доминирующее влияние на общество может оказывать власть информационная. Ее монополизация определенной политической группировкой может обеспечить ей победу на выборах и длительное сохранение господства в обществе.

Во взаимодействии различных властей в обществе имеет место т. н. кумулятивный эффект - усиливающееся накопление власти. Он проявляется в том, что богатство повышает шансы на вхождение в политическую элиту и доступ к СМИ; высокая политическая должность способствует накоплению богатства, доступу к информационному влиянию; последнее же улучшает возможность занятий лидирующих политических позиций и т. д.

Вывод: Слияние политической, экономической, социальной и информационной властей при командной роли политики наблюдается в тоталитарных государствах. Демократический же строй предполагает разделение, как самих этих властей, так и каждой из них: в экономике - наличие множества конкурирующих центров, в политике - разделение власти между государством, партиями, а также самой государственной власти на три ветви, в духовной сфере - доступность образования, культурно-информационный плюрализм.


4. Политическая легитимность

Исторический анализ показывает, что политическая власть может достаточно эффективно функционировать только тогда, когда большинство членов общества добровольно, без видимого внешнего принуждения выполняет ее распоряжения. Здесь возникает, пожалуй, центральная проблема деятельности политической власти - ее легитимизация.

Под легитимностью в политологии понимается признание правомерности власти массами, добровольное подчинение предписаниям политической власти, когда большинство граждан, без внешнего принуждения исполняет властные распоряжения в своей повседневной деятельности.

Что же заставляет людей добровольно подчиняться указаниям политической власти и даже в тех случаях, когда это противоречит их коренным интересам?

Во-первых, необходимо признать бессознательную, инстинктивную приверженность большинства людей к власти. Со времен первобытного общества человек осознал, что без системы организованной власти он попросту не смог бы выжить в бесконечной веренице кровавых войн и конфликтов.

Во-вторых, люди подчиняются власти в силу того, что она обеспечивает реализацию их общих интересов, ибо они заинтересованы в сохранении определенного социального порядка.

В-третьих, особую роль в подчинении индивида власти играет т. н. харизматическая легитимность. В большинстве своем люди склонны воспринимать власть как некую иррациональную силу, всевидящую и всепроницающую. Особенно это характерно для общества с авторитарной традицией. Здесь имеет место безоглядное доверие вождю, в личности которого персонифицируется данная система власти. Подобный тип легитимности очень характерен для России. Он воплощается в приверженности царям, величии В. И. Ленина, И. В. Сталина и т. д.

Вывод: Таким образом, можно выделить два основных типа легитимности:

Эмоциональная, в том числе харизматическая, построенная на бессознательно-чувственном восприятии власти;

Рациональная, исходящая из сознательного понимания необходимости и целесообразности конкретной системы политического устройства.


Заключение

Критерием легитимности власти является боязнь открыто нарушать ее предписания. Если нарушители оказываются вынужденными скрывать свои проступки или преступления, это свидетельствует о достаточной легитимности системы политической власти. Если же законы и предписания власти нарушаются открыто, это говорит о ее неавторитетности и недостаточной дееспособности. Фактически потеря легитимности означает кризис власти, ее серьезные деформации.


Список использованной литературы

1. Витченко А. С. Теоретические проблемы исследования государственной власти. - М., 1982.

2. Залысин И. К. Политическое насилие в системе власти // СГЗ.- 2005.- № 3.

3. Курскова Г. Политический феномен власти// СГЗ. - 2000. - №1.

4. Пушкарева Г. В. Власть как социальный институт //СГЗ.- 2005. - № 2.

5. Фетисов А. С. Политическая власть: проблемы легитимности // Соц.-полит. журнал. - 1995. - № 3.

6. Цыганов А. П. Политический режим // Соц.-полит. журнал. - 1996. - № 1.

Политическая власть - это специальный социальный институт, упорядочивающий соц. отношения и поведение индивида. Политическая власть - определяющее воздействие на поведение масс, групп, организаций с помощью средств, которыми обладает государствово.

Уже в Древнем Китае Конфуций и Мо-Цзы, обращая внимание на божественную и естественную стороны происхождения власти, обосновывали необходимость ее существования как механизма поддержания порядка в общении между людьми, регулирующего отношения управляющих и управляемых. Конфуций (551-479 гг. до н.э.) признавал божественный характер происхождения власти. Следуя патриархальному ее пониманию, он уподоблял иерархическую власть императора над подданными отеческой власти старшего главы семьи или рода над младшими его членами.

Мо-Цзы (479-400 гг. до н.э) придерживался более рационалистической концепции природы власти, явившись едва ли ни первым мыслителем, в самом общем виде высказывавшим идею ее «естественного происхождения» путем некого подобия «общественного договора». Из близкого Мо-Цзы взгляда на сущность политической власти исходил и Аристотель, утверждавший в своей работе «Политика», что властный механизм необходим для организации и регулирования «общения между людьми», поскольку «верховная власть повсюду связана с порядком государственного управления...». В том же трактате Аристотель (в отличие от Конфуция) разводил господскую и семейную власть с понятием власти общественной или политической. Но уже в раннюю эпоху истории политической мысли была замечена и обратная сторона феномена власти. Тот же Аристотель (а позднее Монтескье) указывал на опасность злоупотребления властью лиц, ею наделенных, использования ими властных возможностей для своей частной пользы, а не для общего блага. «Рецепты преодолений властного отчуждения предлагались самые разные: от проектов «смешанной власти» (Полибий, Макиавелли), «разделения властей» (Локк, Монтескье), «сдержек и противовесов» (Джефферсон, Гамильтон) до идеи полной ликвидации системы государственно-публичной власти вместе с самим государством (Годвин и Штирнер, Бакунин и Кропоткин).» 11 Радугин А.А. Политология. - М.: Центр 1996., стр. 115 Ф. Гегель, определяя государственную власть как «всеобщую субстанциональную волю». Вместе с тем, для пользы гражданского общества и оптимизации управления, он считал необходимым известную специализацию власти, деля ее на законодательную, отражающую общие интересы, правительственную, связывающую общее с отдельными, особенными случаями, и, наконец, княжескую власть, объединяющую всё в единую систему государственного механизма. Также в Новое время понимание государственной власти как целесообразного механизма нашло развернутое обоснование в теории «общественного договора». Так, например, Т. Гоббс писал о необходимости организации общей власти путем соглашения «каждого человека с каждым другим» для преодоления естественного состояния «войны всех против всех». По мнению Гоббса, общая власть «может быть воздвигнута только одним путем, а именно путем сосредоточения всей власти и силы в одном человеке или в собрании людей, которое большинством голосов могло свести все воли граждан в единую волю». Т. Гоббс определял власть как средство достичь блага в будущем и потому на первое место ставил такую склонность всего человеческого рода, как «вечное и беспрестанное желание все большей и большей власти, желание, прекращающееся лишь со смертью».

Ницше утверждал, что жизнь это воля к власти. Идею «общественного договора» принимал и Ж.-Ж. Руссо, наделяя, однако, властью не единоличного государя-суверена, а народную ассоциацию, выражающую общую волю всего народа как равнодействующую частных воль людей. В истолковании власти и причин её возникновения в обществе существует множество подходов. Уже сам этот факт указывает на то обстоятельство, что, видимо каждая из них фиксирует лишь один из многочисленных аспектов власти, которые в реальном процессе её генезиса взаимодействуют друг с другом. Так, в рамках биологической интерпретации власти она рассматривается как механизм обуздания, связывания человеческой агрессивности, укоренённой в наиболее глубоких, фундаментальных инстинктах человека как биосоциального существа. Сама же агрессия, отмечает А. Силин, рассматривается как инстинкт борьбы, направленный против собратьев по виду, существующий как у животных, таки у людей. Для Ницше власть это воля и способность к самоутверждению. Об инстинктивной, психологической природе стремления к власти и повиновению говорят представители фрейдистской традиции. Они находят их источники в структуре бессознательного, формирующийся под воздействием социальных условий, связанных с ранним детством, сексуальным подавлением, образованием, культивирующим страх, услужливость и повиновение. С социальными факторами, но иного, не культурного, а больше экономического свойства, связывает генезис власти марксистская традиция. Видя его основную причину в социально-экономическом неравенстве и расколе общества на враждующие класс, в необходимости обеспечить управление социальной целостностью в условиях нарастающей социальной дифференциации и борьбы.

Генезис власти связывается со спецификой экономической организации общества, в рамках которой «комбинированная» деятельность, усложнение процессов, зависящих друг от друга, становятся на место независимой деятельности отдельных лиц. Но комбинированная деятельность означает организацию, а возможна ли организация без авторитета?». Весьма устойчива и своеобразна традиция рассмотрения власти как порождения самой природы человека, заложенной в нём неискоренимой тяги к доминированию, подчинению, как окружающего мира, так и себе подобных (и себе подобным): «В сущности власти нет ничего материального, она есть не что иное, как манера мыслить». М. Вебер основной аспект политики видел в стремлении участвовать во власти и в распределении власти. Если формализовать понимание политики, то ее содержание можно свести к борьбе за власть и сопротивление ей. В мировой политологии современное понимание власти в целом, политической в особенности, является результатом использования разных концептуальных подходов.

Согласно западной традиции первичным видом власти является власть индивидуальная, как произвольная от естественного права на свободу действия, распоряжения собой, вещами, всем, что доступно. Поэтому распространенными моделями власти являются межперсональные конструкции, отношения между двумя и большим числом субъектов. Согласно позитивистскому подходу основу определения власти составляет признание асимметричности отношений между субъектами, существующая в связи с этим возможность одного субъекта влиять или воздействовать на другого субъекта. Многообразие определений власти Определение понятия власти, её сущности и характера имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных отношений. В научной литературе существуют разнообразные определения власти, что отражает сложность, многоаспектность этого явления.

Можно выделить следующие важнейшие аспекты трактовки власти. Телеологические (с точки зрения цели) определения характеризуют власть как способность достижения поставленных целей, получения намеченных результатов. Телеологические определения трактуют власть достаточно широко, распространяя ее не только на отношения между людьми, но и на взаимодействие человека с окружающим миром в этом смысле, например, говорят о власти над природой.

Бихевиористские трактовки рассматривают власть как особый тип поведения, при котором одни люди командуют, а другие подчиняются. Такой подход индивидуализирует понимание власти, сводит ее к взаимодействию реальных личностей, обращая особое внимание на субъективную мотивацию власти. Согласно типичной бихевиористской трактовке, предложенной Г.Лассуэлом, человек видит во влати средство улучшения жизни: приобретения богатства, престижа, свободы и т.п. В то же время власть это и самоцель, позволяющая наслаждаться ее обладанием.

Психологические интерпретации власти пытаются раскрыть субъективную мотивацию этого поведения, истоки власти, коренящиеся в сознании людей. Одно из виднейших направлений этого рода психоанализ. Различные психоаналитики расходятся в объяснении причин психологического подчинения. Одни (С.Московиси, Б.Эдельман) видят их в своего рода гипнотическом внушении, существующем во взаимоотношениях вождя и толпы, другие же (Ж.Лакан) в особой восприимчивости подсознания человека к символам, выражаемым в языке. В целом психологический подход помогает выявить механизмы мотивации власти как отношения: командование подчинение.

Системный подход исходит из производности власти не от индивидуальных отношений, а от социальной системы, рассматривает власть как «способность обеспечивать исполнение ее элементами принятых обязательств», направленных на реализацию ее коллективных целей. Некоторые представители системного подхода (К.Дойч, Н.Луман) трактуют власть как средство социального общения (коммуникации), позволяющее регулировать групповые конфликты и обеспечивать интеграцию общества. Системностью власти обуславливается ее относительность, т.е. распространенность на определенные системы.

Структурно-функционалистские интерпретации власти рассматривают ее как свойство социальной организации, как способ самоорганизации человеческой общности, основанный на целесообразности разделения функций управления и исполнения. Власть свойство социальных статусов, ролей, позволяющее контролировать ресурсы, средства влияния. Другими словами, власть связана с занятием руководящих должностей, позволяющих воздействовать на людей с помощью позитивных и негативных санкций, поощрения и наказания.

Реляционистские определения рассматривают власть как отношение между двумя партнерами, агентами, один из которых оказывает определяющее влияние на второго. В этом случае власть предстает как взаимодействие ее субъекта и объекта, при котором субъект с помощью определенных средств контролирует объект.

Политическая власть, как и любая другая власть, означает способность и право одних осуществлять свою волю в отношении других, повелевать и управлять другими. Но вместе с тем она имеет в отличие от других форм власти свою специфику. Ее отличительными признаками являются: *верховенство, обязательность ее решений для всего общества и, соответственно, для всех других видов власти. Она может ограничить влияние других форм власти, поставив их в разумные границы, либо вообще устранить их; *всеобщность, т.е. публичность. Это означает, что политическая власть действует на основе права от имени всего общества; *легальность в использовании силы и других средств властвования в пределах страны; *моноцентричность, т.е. существование общегосударственного центра (системы властных органов) принятия решений; *широчайший спектр используемых средств для завоевания, удержания и реализации власти. Политическая власть как, одно из важнейших проявлений власти характеризуется реальной способностью данного класса, группы, индивида проводить свою волю, выраженную в политике.

Понятие политической власти шире понятия власти государственной. Известно, что политическая деятельность осуществляется не только в рамках государства, но и в других составных частях социально-политической системы: в рамках партий, профсоюзов, международных организаций и т.д. Политическая власть возникает в обществе, где люди разделены разными интересами, неодинаковым положением. В примитивном обществе власть ограничена родственными племенными связями. Политическая власть определена пространственными, территориальными границами. Ею обеспечивается порядок на основе принадлежности человека, группы к данной территории, социальной категории, приверженности идее. При неполитической власти нет жестких различий между управляющими и управляемыми. Политическая власть осуществляется всегда меньшинством, элитой. Такой вид власти возникает на основе соединения процесса концентрации воли множества и функционирования структур (учреждений, организаций, институтов), взаимосвязи двух компонентов: людей, которые сосредоточивают в себе власть, и организаций, через которые власть концентрируется и реализуется.

В отличие от нравственной и семейной власти политическая власть носит не личностно-непосредственный, а общественно-опосредованный характер. Политическая власть проявляется в общих решениях и решениях для всех, в функционировании институтов (президент, правительство, парламент, суд). В отличие от правовой власти, регулирующей отношения между конкретными субъектами, политическая власть мобилизует на достижение целей большие массы людей, регулирует отношения между группами во время стабильности, общего согласия.

Воля к власти у одних дополняется потребностью других присоединиться к властной воле, идентифицировать себя с ней, подчиниться ей.

Основными компонентами власти являются: ее субъект, объект. средства (ресурсы) и процесс, приводящий в движение все ее элементы и характеризующийся механизмом и способами взаимодействия субъекта и объекта. Субъект власти воплощает ее активное, направляющее начало. Им может быть отдельный человек, организация, общность людей, например, народ или даже мировое сообщество, объединенное в ООН.

Субъекты политической власти имеют сложный, многоуровневый характер: ее первичными субъектами являются индивиды, вторичными - политические организации, субъектами наиболее высокого уровня, непосредственно представляющими во властных отношениях различные общественные группы и весь народ, политические элиты и лидеры. Связь между этими уровнями может нарушаться. Так, например, лидеры нередко отрываются от масс и даже от приведших их в власти партий.

Субъект определяется содержанием властного отношения через приказ (распоряжение, команду). В приказе предписывается поведение объекта власти, указываются (или подразумеваются) санкции, которые влечет за собой выполнение или невыполнение распоряжения. От приказа, характера содержащихся в нем требования во многом зависит отношение к нему объекта, исполнителей - второго важнейшего элемента власти.

Объект власти. Власть - всегда двустороннее, асимметричное, с доминированием воли властителя взаимодействие ее субъекта и объекта. Она невозможна без подчинения объекта. Если такого подчинения нет, то нет и власти, несмотря на то, что стремящийся к ней субъект обладает ярко выраженной волей властвования и даже мощными средствами принуждения. В конечном счете у объекта властной воли всегда есть пусть крайний, но все же выбор - погибнуть, но не подчиниться, что нашло, в частности, свое выражение в свободолюбивом лозунге “лучше умереть сражаясь, чем жить на коленях”.

Масштабы отношения объекта к субъекту властвования простираются от ожесточенного сопротивления, борьбы на уничтожение до добровольного, воспринимаемого с радостью повиновения. Качества объекта политического властвования определяются прежде всего политической культурой населения.

Виды власти. Особенности различных элементов власти - субъекта, объекта, ресурсов - могут использоваться в качестве оснований ее типологий. Одной из наиболее содержательных классификаций власти является ее деление в соответствии с ресурсами, на которых она основывается, на экономическую, социальную, духовно-информационную, принудительную (которую часто называют политической в узком значении этого слова, хотя это не совсем точно) и политическую в широком, собственном значении этого слова.

В зависимости от субъектов власть делится на государственную, партийную, профсоюзную, армейскую, семейную и т.п. По широте распространения выделяются мегауровень - международные. организации, Н: ООН, НАТО и т.п.; макроуровень - центральные органы государства; мезоуровень - подчиненные центру организации (областные, районные и т.п.) и микроуровень - власть в первичных организациях и малых группах. Возможна классификация власти по функциям ее органов: например, законодательная, исполнительная и судебная власти государства; по способам взаимодействия субъекта и объекта власти - демократическая, авторитарная и т.п. власти.

Взаимодействие политической и других властей.

Политическая власть характеризуется рядом отличительных признаков:

легальностью в использовании силы в пределах государства;

верховенством, обязательностью решений для всякой иной власти. П. В. может ограничить влияние мощных корпорация, СМИ и других учреждений или же вовсе ликвидировать их;

публичностью, т.е. всеобщностью и безличностью. Это означает, что политическая власть в отличие от приватной, личной власти, которая существует в небольших группах, от имени всего общества обращается с помощью права ко всем гражданам;

моноцентричностью, наличием единого центра принятия решений. В отличие от политической власти экономическая, социальная и духовно-информационная власти полицентричны. В рыночном демократическом обществе существует, как известно, много независимых собственником, социальных фондов и т.п.;

многообразием ресурсов. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ, и особенно гос-во, использует не только принуждение, но и эк-кие, соц-ые и культурно-информационные ресурсы.

Слияние политической, эк-кой, социальной и духовно-информационнойой властей при командной роли политики наблюдается в тоталитарный государствах. «Демократический же строй предполагает разделение как самих этих властей, так и каждой из них: в экономике - наличие множества конкурирующих центров влияния, в политике - разделение власти между государством, партиями и группами интересов, а также самой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, в духовной сфере - доступность образования, культурно-информационный плюрализм» 11 Ильин В.В. Философия власти. МГУ 1993, стр. 154.

Политическая власть – это специфическая форма общественных отношений между большими группами людей, реальная способность определенного класса, социальной группы, организации и отдельного индивида проводить свою волю в политике. Политическая власть означает социальное господство тех или иных субъектов политики в обществе.

Завоевание власти и ее использование – один из основных аспектов политической жизни общества. Это по существу борьба субъектов политики за обладание инструментом осуществления своей воли, реализации своих интересов и целей. Приходящие к власти политические силы формируют ее конкретные материализованные структуры различных масштабов, политические институты власти, которые сами вырабатывают и осуществляют собственную политику, которая становится средством этой власти. Таким образом, политика оказывается причиной возникновения и функционирования власти, а власть – причиной существования политики, т.е. власть и политика крепко связаны между собой круговой причинно – следственной зависимостью.

Характеризуя политическую власть, необходимо особо отметить то обстоятельство, что она всегда очень тесно связана с властью государственной. Обусловливается это тем, что политическая власть, прежде всего, исходит от государства и реализуется на практике не иначе как при его прямом или косвенном участии. В то же время политическая власть как явление шире власти государственной, так как её субъектами являются не только государство, но и другие политические институты: политические партии, организации и движения, а также политические лидеры, элита, бюрократия, лобби (группы давления), отдельные индивиды, социальные группы и общности и т.д. Однако государственная власть всегда является ядром политической власти, ее основным содержанием.

Политическая власть обладает совокупностью отличительных признаков , которые конкретизируют и углубляют представления о ней как о социальном явлении.

Во-первых , политическая власть – это политическое господство в обществе какого-либо класса, социально-политической группировки, политической партии и даже отдельной личности, например диктатора, реализующееся через систему властных органов государства, которое представляет собой средство осуществления политической воли субъекта власти, во всех сферах общественной жизни.

Во-вторых , политическая власть является важнейшим фактором регулирования политических и социальных процессов в интересах тех, или иных социальных слоев или общества в целом, предполагающим легальное использование ресурсов принуждения и социального насилия.

В-третьих , политическая власть непосредственно связана с идеологической регуляцией и организацией жизнедеятельности общества и государства. Идеологическое бытие политической власти всегда имело первостепенное значение, ибо всякая социальная, классовая характеристика политической власти означает и ее идеологическую характеристику. Борьба за власть и за ее удержание неизбежно выливается в борьбу идеологий. Сама политическая власть может полностью сливаться с идеологией, которую она поддерживает и на которую опирается.


В-четвертых , публичность политической власти, т.е. всеобщность и безличностный характер. Это означает, что политическая власть, в отличие от приватной личной власти, которая существует в небольших группах, действует от имени всего общества, распространяет своё властное руководство и управление на всё население страны.

В-пятых , политическая власть является моноцентричной, она имеет единый центр принятия решений. Другие разновидности общественной власти (например, экономическая, социальная, духовно-информационная) – полицентричны. В рыночном демократическом обществе существует, как известно, множество независимых собственников, средств массовой информации, социальных фондов, имеющих свою непосредственную власть.

В-шестых , политическая власть характеризуется исключительным многообразием используемых ресурсов. В процессе своего функционирования она применяет не только меры принуждения и убеждения, но и опирается на нравственные нормы, на интересы и традиции людей, их чувства, на многочисленные экономические, социальные и культурно-информационные ресурсы.

Политическая власть выполняет в обществе определенные функции . Важнейшими из них являются: формирование политической системы общества и ее совершенствование; организация политической жизни, политических отношений, которые включают в себя отношения между государством, обществом и личностью, различными субъектами политики, социальными группами, классами, ассоциациями, политическими институтами, партиями, гражданами и т.д.; управление делами общества и государства на разных уровнях; контроль и регулирование политических и иных отношений и, в конечном счете, создание определенного, характерного для того или иного общества типа правления, политического режима и государственного строя. Кроме того, политическая власть призвана обеспечить законные права граждан, их конституционные свободы, разрешать возникающие социальные противоречия, поддерживать единство и стабильность общества, утверждать законность как стержень общественных отношений и самой уметь подчиняться ей.

Как уже было отмечено, ядром политической власти является власть государственная. Государственная власть – форма осуществления политической воли определенного класса, социального слоя или всего населения (в демократическом обществе) с использованием экономических, политических, социальных, духовных и организационно-правовых механизмов в целях обеспечения эффективного функционирования общества. Без государственной власти невозможно поддержание единства и стабильности общества. Она регулирует взаимоотношения между людьми, разрешает возникающие в обществе противоречия и конфликты, регулирует общественную жизнь и человеческую деятельность во всех ее проявлениях.

Государственная власть в равной мере означает как определенную организацию, так и практическую деятельность по осуществлению целей и задач этой организации. Сущность государственной власти составляют отношения господства и подчинения, руководства и управления, организации и контроля.

К характерным признакам государственной власти можно отнести следующие. Прежде всего, это суверенность, верховенство на всей территории страны и независимость в международных отношениях. В любом обществе имеется множество различного рода властей, но высшей, доминирующей властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений, является государственная власть.

Кроме этого, государственная власть выступает в качестве силы, символизирующей общество в целом . Именно она выполняет задачи, необходимые для поддержания нормального функционирования любой человеческой общности: защиту Отечества; обеспечение безопасности, прав и свобод граждан, неприкосновенности их собственности; осуществление правопорядка и законности; охрану окружающей среды и многое другое.

Неотъемлемый признак государственной власти – монополия на легальное использование силы, физического принуждения . Диапазон действий государственной власти простирается от ограничения свободы до физического уничтожения человека, совершившего тяжкое преступление перед обществом. Возможность лишать граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти. Для выполнения функции принуждения у государственной власти имеются специальные средства (органы): армия, милиция (полиция), служба безопасности, суд, прокуратура и др.

Государственная власть характеризуется также и наличием у неё специального аппарата управления обществом . Он представляет собой совокупность разнообразных органов и материальных средств, необходимых для выполнения определённых задач и функций. Работа этого аппарата обязательно предполагает наличие особого слоя людей – государственных служащих, основное назначение которых состоит в том, чтобы управлять. Не случайно в Российской Федерации принято «Положение о федеральной государственной службе». Согласно ему возрожден сложный, многоярусный и разветвленный аппарат управления страной, основу которого составляют различного рода категории государственных служащих.

Важнейший признак государственной власти – её исключительное право на нормирование жизни всего общества , право на издание законов и норм, обязательных для всего населения. Нормотворчество – исключительная прерогатива государственной власти. Участие в нормотворческом процессе негосударственных общественных организаций в той или иной форме, в конечном счете, всегда связано с государственной властью, ибо, так или иначе, проходит через нее. Право – специфическое, объективно необходимое и эффективное средство государственной власти, ее функционирования, выполнения своего социального предназначения.

Особый признак государственной власти – право на взымание налогов и различного рода сборов и платежей с граждан и юридических лиц . Налоги – «кровь», «живительная влага», питающие государство и общество. Государственная власть об их поступлении заботится постоянно. Налоговая служба является важнейшим элементом государственной власти, а сами налоги выступают индикаторами отношений между государством и обществом. Налоги необходимы для содержания многочисленных государственных служащих, армии, милиции (полиции), служб безопасности и других органов, а также для материального обеспечения государственной политики: экономической, социальной, культурной, образовательной, военной, научно-технической, продовольственной, экологической и др.

Государственная власть представляет чрезвычайно сложное явление. Так, в современной философской, социологической, политологической и кратологической литературе, с учетом масштаба, функций и средств власти, характера и свойств её субъекта и объектов, отношений между ними, выделяют четыре уровня государственной власти: макроуровень – центральные (высшие) органы (институты) государственной власти; мезоуровень – подчиненные центру организации (республиканские, областные, окружные, районные и т.д.); микроуровень – власть в первичных организациях и малых группах; мегауровень – распространение макровласти и макропроцессуальных отношений вовне, власть в международных организациях и отношениях.

В государственной власти традиционно выделяют три ее ветви : законодательную, исполнительную и судебную – представленные в различных странах разными формальными органами. В России, например, законодательная власть представлена Федеральным Собранием (состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы), исполнительная – Правительством Российской Федерации, судебная – судами Российской Федерации: конституционным, арбитражным и общей юрисдикции. Каждая из этих властей должна быть относительно самостоятельной и уравновешивать друг друга, а в целом государственная власть должна быть сбалансированной, активной и дееспособной. Именно так исходно трактовался принцип разделения властей, сформулированный французским мыслителем Ш. Монтескье и впервые законодательно закрепленный в Конституции США 1787 года, действующей до сих пор. Ныне принцип разделения властей в той или иной форме закреплен в большинстве конституций стран мира. Сделало это и в Конституции Российской Федерации. В статье 10 определено: «Государственная власть в российской федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».

Разделение государственной власти на три ветви не исключает, а предполагает единство их действий на основе процедур, предусмотренных конституцией государства, а также определенное верховенство законодательной власти, решения которой обязательны для всех разновидностей власти.