Тема по самообразованию логопеда в старшей группе. «План по самообразованию учителя-логопеда

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №17»

город Канаш

Документация

по самообразованию

учителя-логопеда

Петровой Веры Дмитриевны

Изучение литературы по теме

Название книги, статьи

Краткая аннотация, заметки

Ткаченко Т.А.

Подготовка дошкольников к чтению и письму: фонетические символы. Владос, 2013.

В книге представлены теоретические положения и практические рекомендации, а также система занятий с детьми дошкольного возраста по обучению их навыкам звукового анализа и синтеза, без которых невозможно овладение грамотой. В пособии собраны занимательные игры и упражнения, а также конспекты занятий.

Н.В.Соловьёва

Подготовка к обучению грамоте детей с недостатками речи. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

Пособие содержит оригинальные комплексные таблицы, позволяющие проанализировать звуковой состав слова и состав предложения.

Н.Н.Сазонова

Е.В.Куцина

Н.Г.Хрушкова

Фонетические рассказы и сказки (для детей 5-7 лет). Тетрадь. В 3-х частях. – Екатеринбург: ООО «Литур-опт», 2012.

Занимаясь по этой тетради, ребёнок научится выделять слова с заданным звуком, определять позицию звука в слове, подбирать слова к звуковой и слоговой схемам.

Дурова Н.В., Невская Л.Н.

Комплект из 4-х книг:

Поиграем в слова.

От слова – к звуку.

От звука - к букве.

Читаем сами.

– М.: Школа-Пресс, 1998.

Комплект из 4-х книг помогает познакомить детей с тем, что наша речь состоит из множества слов, звучащих по-разному или схоже, учит различать твёрдые и мягкие согласные звуки, ударные и безударные гласные звуки, проводить звуковой анализ слов. Знакомит детей с гласными буквами и правилами их написания. Всё это имеет большое значение для последующего обучения чтению и грамотному письму.

Бондарева Л.Ю.

Обучение грамоте дошкольников и младших школьников. – Ярославль: Академия развития, 2008.

В.В.Баронова

Формирование навыков звуко-слогового анализа у дошкольников с речевыми нарушениями посредством наглядной модели.

// Логопед в детском саду. 2012, №3.

Кудрова Т.И.

Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи. // Логопед в детском саду. 2007, № 4, с. 51-54.

Карельская Е.

Использование символов в работе над звуками. Дошкольное воспитание. 2000, №1.

Смолянская В.С.

Картотека игр по обучению дошкольников грамоте и чтению. 2010.

Костылева Н.Ю.

Занимательные упражнения по обучению грамоте дошкольников.

Практическая реализация темы по самообразованию

Форма

(открытый урок, сообщение, выступление, мастер-класс, статья, проект и др.)

Тема

Уровень

(ДОУ, городской, районный, краевой)

Дата

Консультация для педагогов

Тема: «

Консультация для воспитателей

Тема: «Использование мнемотаблиц при обучении детей грамоте».

Консультация для родителей

Тема: «Роль игры в подготовке детей к обучению грамоте».

Методическая разработка

Мнемотаблицы для обучения старших дошкольников грамоте.

Выставка

Выставка дидактических игр и пособий по обучению детей грамоте.

Выступление на педсовете

Отчёт о проделанной работе за учебный год.

Задачи:

1. Определить степень разработанности проблемы в теории и практике логопедии.

2. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, посещения РМО, самообразования.

3. Разработать перспективный план работы с детьми.

4. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года.

5. Разработать конспекты занятий по формированию правильного звукопроизношения и обучению грамоте детей с ОНР (подготовительная к школе группа компенсирующей направленности), планы индивидуальной работы с детьми по формированию фонематического восприятия, навыков звуко-слогового анализа и синтеза.

6. Организовать проведение фронтальных занятий по формированию правильного звукопроизношения и обучению грамоте детей с ОНР (подготовительная к школе группа компенсирующей направленности) и индивидуальных занятий с детьми по развитию фонематического восприятия, навыков звуко-слогового анализа и синтеза.

7. Провести консультацию для родителей на тему «Роль игры в подготовке детей к обучению грамоте».

8. Провести консультацию для педагогов на тему « Игры и упражнения на развитие фонематического восприятия с использованием зрительных символов».

9. Провести консультацию для воспитателей на тему «Использование мнемотаблиц при обучении детей грамоте».

10. Изготовить дидактические игры и пособия по обучению детей грамоте.

11. Подготовить методическую разработку

12. Внести изменения в содержание предметно-развивающей среды группы.

13. Подготовить выступление на педагогическом совете по теме самообразования (отчёт о проделанной работе).

Месяц

Формы работы

Сентябрь

Диагностика уровня развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа у детей на начало учебного года.

Разработка перспективного плана работы с детьми по формированию фонематического восприятия, навыков звуко-слогового анализа и синтеза.

Проведение индивидуальных занятий по формированию правильного звукопроизношения и обучению грамоте, индивидуальной работы с детьми по формированию фонематического восприятия, навыков звуко-слогового анализа и синтеза.

Консультация для педагогов.

Тема: « Игры и упражнения на развитие фонематического восприятия с использованием зрительных символов».

Консультация для воспитателей.

Тема:«Использование мнемотаблиц при обучении детей грамоте».

Выставка дидактических игр и пособий по обучению детей грамоте.

Подготовить методическую разработку «Мнемотаблицы для обучения старших дошкольников грамоте».

Внести изменения в содержание предметно-развивающей среды группы.

Разработка конспектов занятий по формированию правильного звукопроизношения и обучению грамоте, планов индивидуальной работы с детьми по формированию фонематического восприятия, навыков звуко-слогового анализа и синтеза.

Изготовление дидактических игр и пособий по обучению детей грамоте.

Консультация для родителей:

«Роль игры в подготовке детей к обучению грамоте».

Диагностика уровня развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа у детей на конец учебного года.

Написание отчёта о проделанной работе за учебный год выступление с ним на педсовете.

План по самообразованию учителя-логопеда

Боголюбовой Василины Владимировны

на 2014 — 2015 учебный год

Индивидуальная тема самообразования:

«Развитие связной речи у дошкольников в процессе работы над пересказом и рассказом».

Время работы над темо й : сентябрь 2014г - май 2015г

Источники самообразования:

Результат работы:

  • консультирование педагогов МДОУ № 36 «Золотой петушок»;
  • размещение методических разработок на сайте МДОУ № 36 «Золотой петушок;
  • показ открытого занятия на МО логопедов;
  • обобщение изученного материала в «Портфолио» (раздел «Профессиональное совершенствование»).

Обоснование выбора темы:

Данная тема по самообразованию выбрана не случайно. Учить ребёнка рассказывать - это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития устной речи детей в ДОУ. Она же является важнейшей и в логопедической работе с дошкольниками. При формировании связной речи происходит совершенствование всех сторон устной речи ребёнка. Всё это необходимо как для наиболее полного преодоления дефектов речевого развития детей, так и для подготовки дошкольников старшего возраста к предстоящему школьному обучению.

План работы

Задачи

Формы и методы реализации

сроки

Планирование работы на учебный год

Определение темы самообразования.

сентябрь

Разработка перспективного плана работы по изучаемой теме.

Изучение информации из различных источников по теме самообразования

Изучение методической литературы.

в течение года

Обзор информации в интернете.

Ознакомление с инновационными методиками по теме.

Изучение психолого-педагогических исследования проблемы обучения составлению рассказов и пересказов дошкольников.

Выявление особенностей нарушений при составлении рассказов и пересказов у старших дошкольников

Диагностирование связной речи детей подготовительных групп.

Осуществление коррекционного воздействия на дошкольников, посещающих логопедические занятия.

Внедрение современных образовательных технологий в коррекционный процесс по

развитию связной речи дошкольников с целью исправления нарушений устной речи, формирования ключевых компетентностей и повышения мотивации дошкольников.

в течение года

Совершенствование методов коррекционно-развивающего логопедического процесса.

Обобщение педагогического опыта по теме

Изготовление и пополнение наглядного материала по данной теме.

в течение года

Оформление папок - передвижек для консультирования законных представителей дошкольников.

Написание отчета о проделанной работе.

Консультирование педагогов ДОУ по теме.

Публикация на сайте ДОУ.

Изучение методической литературы

Вопросы для изучения

Сроки

Литература

Формы отчетности

Программные требования к развитию связной речи дошкольников

От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 2014

Консультирование воспитателей

Методика формирования связной монологической речи дошкольников

сентябрь

Глухов В. П. Методика формирования связной монологической речи дошкольников с общим речевым недоразвитием. Учеб. пособие по спецкурсу. - М.: Альфа,1996.

Жукова Н.С. и др. логопедия.

Консультирование воспитателей

Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда/Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1998

Лингвистические и аспекты исследования проблемы составления рассказа и пересказа дошкольниками.

Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: Просвещение, 1964.

Консультирование родителей

Направления коррекционной работы по обучению составления рассказа и пересказа дошкольниками.

Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию: Пособие для воспитателя дет. сада. - 2-е изд. испр. и доп. . - М.: Просвещение, 1982

Консультирование воспитателей

Колодяжная Т.П. Маркарян И.А. Речевое развитие детей дошкольного возраста. - М.УЦ Перспектива, 2009

Образовательные технологии, используемые в обучении составления рассказа и пересказа дошкольниками.

Изучение интернет ресурсов.

Оформление папки «Дополнительный материал»

Методики формирования навыков составления описательных рассказов посредством наглядного моделирования

февраль март

Смышляева Т.Н. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников [Текст]/Т.Н. Смышляева, Е.Ю. Корчуганова // Логопед -№ 5 - С.28

Оформление папки «Метод наглядного моделирования»

Применение наглядного моделирования при формировании связных речевых высказываний у старших дошкольников с ОНР Пищикова О. В. -(http://festival.1september.ru)

Малетина Н. Моделирование в описательной речи детей с ОНР [Текст]/ Н. Малетина, Л Пономарева // Дошкольное воспитание. - 2004.- №6.

апрель май

Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования.: метод. Пособие.- М.: Айрис-пресс, 2005

Оформление папки «Обследования состояния устной речи дошкольников»

Обследования речи у детей. Под общей редакцией И. Т. Власенко, Г. В. Чиркиной. Составитель Т. П. Бессонова. Выпуск 2. Москва. 1996

Тема: «Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий».

Обоснование выбранной темы:

Тема: «Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий» стала актуальна в наши дни.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры, т.е. социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест, как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребёнок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.

Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений у детей. Но информационная плотность дошкольной ступени обучения детей и подготовка их к школе столь велика, что накладывает на учителя-логопеда комплекс сложных задач, поиска таких форм и методов работы по исправлению речевых нарушений, которые были бы эффективны, но не перегружали бы ребёнка.

Такой формой может быть только игра . В игровой форме сложные и, порой, малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребёнка увлекательным заданием.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования к основным видам деятельности детей относит игру и общение, следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребёнка.

Игровой метод — это основной метод работы с детьми. Во время игр дети овладевают навыками и умениями правильной речи, а также другими видами деятельности. Игра делает сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволяя ребёнку получить собственный опыт.

Цель : повысить свой профессиональный уровень

Задачи:

  1. Изучение современных подходов по использованию игровых технологий в коррекции речи детей дошкольного возраста.
  2. Планирование работы по использованию игровых технологий.
  3. Описать формы и методы работы с детьми и родителями с использованием игровых технологий.
  4. Внедрить систему работы по использованию игровых технологий в коррекции речи детей дошкольного возраста, распространение положительного опыта.
  1. Профессионально-педагогическая деятельность.
  2. Методическая работа. Пополнение методической копилки педагога.
  3. Изучение специальной литературы.
  4. Обобщение практического опыта по теме, распространение положительного опыта работы.

1. Профессионально-педагогическая деятельность:

Название мероприятий Сроки
выполнения
1. Разработать и утвердить годовой план работы учителя—логопеда на 2014-2015 учебный год. Октябрь.
2. Изучить и проанализировать:
ФГОС дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.13. № 1155
Октябрь.
3. Систематизировать практический материал, интернет ресурсы по внедрению игровых технологий в коррекционно-развивающую логопедическую работу В течение учебного года.
4. Разработать творческий практико-ориентированный проект: «Дружно, весело играем, звуки речи закрепляем»
Для детей и родителей подготовительной группы.
Сентябрь
Октябрь.
5. Работа по плану проекта
— Творческая мастерская: «Мастерим своими руками»
— Практикум: «Игровая артикуляционная гимнастика — Сказка о весёлом язычке»
— Игровая непосредственно образовательная деятельность «Поиграем с любимым звуком» (дети, родители, учитель-логопед, воспитатели)
— Консультация для родителей: «Роль игры в развитии речи детей»
— Практикум: «Поиграем вместе» (дети, родители, учитель-логопед)
— Игровая непосредственно образовательная деятельность «С трудными звуками справимся играючи» (дети, родители, учитель-логопед)
— Консультация: «Кто сказал, что детям спички не игрушки?»
— Творческий конкурс «Первый звук и буква моего имени »
— Логопедическое развлечение «Паровозик из Игро-ленда»
Мультимедийная презентация по обобщению опыта работы проекта: «Дружно, весело играем, звуки речи закрепляем»
Октябрь — Май.
6. Коррекция речи детей средствами игровых технологий на индивидуально — подгрупповых занятиях.
  • Артикуляционные игры.
  • Игры для развития мелкой и общей моторики.
  • Игровые комплексы дыхательной гимнастики.
  • Дидактические игры для коррекции звукопроизношения, словаря, связной речи.
В течение учебного года.

2. Методическая работа. Пополнение методической копилки педагога.

Название мероприятий Сроки
выполнения
1. Участие в региональном конкурсеметодических разработок «Организация проектной деятельности в образовательном процессе детей дошкольного и младшего школьного возраста» ТОИПКРО г. Томск
Творческий практико-ориентированный проект: «Дружно, весело играем, звуки речи закрепляем»
Октябрь
2. Участие в региональном конкурсе для педагогических работников «Творчество. Сотрудничество. Поиск» ТОИПКРО г. Томск.
Методическая разработка логопедического развлечения.
Тема: Паровозик из «Игро-ленда»
Ноябрь
3. Изготовление папки передвижки для родителей детей
3-4, 4-5лет. Игровая артикуляционная гимнастика:
«Котик Музик»
Декабрь
4. НОД на логопедическом занятии в рамках методической недели: «Поиграем со звуком Ш » Декабрь
4. Систематизация и дополнение портфолио материалами по использованию игровых технологии. В течение года.
5. Консультация: «Игровые здоровьесберегающие технологии в коррекционно-развивающем процессе ДОУ» Январь
5. Подготовить теоретический материал по теме самообразования. Февраль
6. Участие в работе РМО учителей-логопедов и педагогов-психологов МБДОУ Каргасокского района.
  • Консультация «Игра как средство развития и коррекции речи детей дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС »
  • Деловая игра: «Ярмарка речевых игр»
Февраль
Март
7. Создание презентации по теме самообразования. Март
8. Подготовка материалов на сайт МБДОУ д/с № 3 «Теремок» по теме: «Использование игровых технологий в коррекционно — развивающей, логопедической работе » В течение года
9. Создание картотеки игр для индивидуальных подгрупповых занятий. В течение года

3. Изучение специальной литературы.

Название мероприятий Сроки
выполнения
1. Изучение материалов на сайтах:
  • Детский портал «Солнышко» http://www.solnet.ee/
  • Журнал «Логопед»
  • Логопед.ру http://www.logoped.ru/index.htm/
В течение года
2.
  • Бобылёва З.Т. Игры с парными карточками, звуки Р, Л. Настольные логопедические игры для детей 5-7 лет. — М.: ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2007г.
  • Бобылёва З.Т. Игры с парными карточками, звуки С,З,Ц. Настольные логопедические игры для детей 5-7 лет. — М.: ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2007г.
  • Бобылёва З.Т. Игры с парными карточками, звуки Ш, Ж, Ч, Щ. Настольные логопедические игры для детей 5-7 лет. — М.: ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2007г.
  • Васильева С.А., Соколова Н.В. Логопедические игры для дошкольников. — М.: Издательство «Школа-Пресс», 2001.
  • Громова О.Е. Логопедическое лото, учим звук Ж. — М.: ООО «ТЦСфера» 2013г.
  • Громова О.Е. Логопедическое лото, учим звук З. — М.: ООО «ТЦСфера» 2013г.
  • Громова О.Е. Логопедическое лото, учим звук Л-Ль. — М.: ООО «ТЦСфера» 2013г.
  • Громова О.Е. Логопедическое лото, учим звук Р-Рь. — М.: ООО «ТЦСфера» 2013г.
  • Громова О.Е. Логопедическое лото, учим звук С. — М.: ООО «ТЦСфера» 2013г.
  • Громова О.Е. Логопедическое лото, учим звук Ц. — М.: ООО «ТЦСфера» 2013г.
  • Громова О.Е. Логопедическое лото, учим звук Ш. — М.: ООО «ТЦСфера» 2013г.
  • Лазоренко О.И. Логопедическое лото-мозаика.- М.: Издательство «АРКТИ» 2001г.
  • Матыкина И.А. У родителей и деток, вся одежда из монеток. Логопедическое лото — Сайт: www.logorina.ru
  • Матыкина И.А. Футбольный мяч. Логопедическое лото. — Сайт: www.logorina.ru
  • Ткаченко Т.А. Логопедическое лото с картинками. — М,: ООО "Издательство "Эксмо«,2014г.
Октябрь
Ноябрь
Декабрь

4. Обобщение практического опыта по теме, распространение положительного опыта работы.

Название мероприятий Сроки
выполнения
1. Изучение опыта работы учителя-логопеда
Матыкиной И.А.

Павлова Елена
План работы по самообразованию учителя-логопеда

Нетрадиционные методы работы по профилактике и преодолению речевых нарушений у дошкольников

Обоснование выбранной темы :

Тема внедрения нетрадиционных методов в образовательную сферу в дошкольные учреждения стала актуальна в наши дни. Коррекция недостатков речи дошкольников требует систематических занятий, отнимает много сил и времени как у педагога, так и у детей. Большинство детей, посещающих логопедические пункты, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации . У дошкольников наблюдается снижение интереса к обучению, нежелание посещать дополнительные занятия, повышение утомляемости. Чтобы заинтересовать их, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологии. Процесс подачи материала на логопедическом занятии должен быть несколько другой, более индивидуализированный. Решить эту задачу можно с помощью нетрадиционных методы работы .

Использование нетрадиционных методов на занятиях по логопедии в детском саду позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. Положительным моментом является и то, что применение нетрадиционных методов направлено на включение в работу всех анализаторных систем.

Цели : Осуществлять коррекционно-логопедическую работу с применением нетрадиционных методов

Задачи :

1. Изучить литературу по теме самообразования .

2. Ознакомиться с инновационными методиками, технологиями в среде ИКТ.

3. по изучаемой теме на учебный год.

Планируемая работа на учебный год

Изучение новинок логопедической литературы

Психолого-педагогические основы использования нетрадиционных методов в ДОУ

Санитарно- гигиенические и медицинские аспекты применения нетрадиционных методов в дошкольном детстве.

Подготовить теоретический материал по теме самообразования .

Подготовить буклет по теме : «Нетрадиционные методы работы по преодолению речевых нарушений у дошкольников»

-Подготовить фотоматериал : «Логопедические игры с использованием нетрадиционного материала»

Систематизировать развивающие игры, упражнения с использованием нетрадиционных методов в помощь логопеду.

Изготовить дидактический материал по применению камушков марблс в коррекционно-логопедической работе .

Подготовить материал к проведению мастер-класса для учителей -логопедов района по теме : «Использование нетрадиционных методов и форм в логопедической работе »

-Разработать перспективный план на учебный год по применению нетрадиционных методов работы в коррекции речи воспитанников.

-Разработать памятку для родителей по использованию нетрадиционных методов в домашних условиях

Систематизировать практический материал по данной проблеме.

Участие в работе методического объединения учителей-логопедов района : тема «Использование нетрадиционных форм и методов в логопедической работе »

Информационные ресурсы :

1. Журнал «Логопед» . №3 -8, 2006г.

2. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М., 1973

3. Кольцова М. М., Рузина М. С. Ребенок учится говорить . Пальчиковый игротренинг – СПб.: ИД «МиМ» , 1998

4. Поваляева М. А. Справочник логопеда. – Ростов–на-Дону : «Феникс» , 2001

5. Поваляева М. А. Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике. Ростов–на-Дону : Изд. РГПУ, 1997

6. Трохимчук Л. В. Физиологопедагогическая коррекция моторики кисти ведущей руки ребенка. - Ростов–на-Дону, 1994

7. Цвыктарный В. В Играем пальчиками и развиваем речь. – Н. Новгород : Флокс, 1995

План работы по самообразованию

учителя-логопеда

на 2012 – 2013 учебный год.

Тема: Повышение эффективности коррекции звукопроизношения у детей с ОНР и детей, слабо владеющих русским языком.

Нарушения звукопроизношения у детей являются достаточно изученным разделом в логопедии, и методика их преодоления в основном разработана. Но, несмотря на это, есть основания ставить вопрос о необходимости дальнейшего изыскания приемов и методов, активизирующих умственную и практическую деятельность детей, способствующих повышению эффективности преодоления нарушений звукопроизношения.

Работая с детьми на логопункте ДОУ, имеющими самые разные речевые отклонения (ОНР, ФФН, ФН,билингвизм), я столкнулась с проблемой, очень часто наблюдаемой у детей-логопатов. Проблема эта заключается в длительном периоде автоматизации и дифференциации поставленных звуков. Особенно у детей, для которых русский язык не является родным, в связи с тем, что понимание инструкций недостаточное, наблюдается низкий уровень сформированности лексико-грамматической стороны речи.

Проблема длительной автоматизации звуков у детей на логопункте возникает по разным причинам:

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ:

Изучить нормативно-правовую базу организации работы в логопункте ДОУ с целью оптимизации работы.

Изучить «Программу логопедической работы с детьми, овладевающими русским (неродным) языком».

Изучить методическую литературу по теме «Коррекция звукопроизношения у детей с тяжелыми нарушениями речи » с целью обобщения опыта работы, разработки консультаций для воспитателей и родителей.

Декабрь-Февраль

Продолжить изучение методических пособий: Е.Ф. Архипова «Логопедический массаж при дизартрии», «Работа по коррекции стертой дизартрии у дошкольников», И.В. Блыскина «Логопедический массаж»,Е.А.Дьякова «Логопедический массаж»

Ноябрь-Декабрь

Изучить периодические издания: журналы «Логопед в детском саду», «Логопед», «Детский сад от А до Я»,«Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Дошкольная педагогика», «Дошколенок», «Детство», «Игра и дети»; газеты « Детский сад», «Дошкольное образование», «Семейный совет».

Разработать каталог статей

Март-Апрель

Использовать в работе компьютерные презентации при обследовании речи детей, презентации по лексическим темам, в процессе обследовании и коррекции звукопроизношения.

Продолжить разработку компьютерных презентаций

Март-Апрель

Подготовить мастер – класс для воспитателей и родителей «»

«Как правильно произносить звуки»

Разработать презентации по артикуляционной гимнастике.

Ноябрь-декабрь

Продолжить опробацию методики Ганчерка Валентины Павловны по коррекции звукопроизношения на логопункте ДОУ.

Ноябрь-май

Широко применять ресурсы Интернет для ознакомления с опытом коллег и внедрения инновационных технологий

Подготовить статью о инновационных методах в логопедической работе

В теч.уч.года

Отчет по самообразованию

учителя-логопеда

за 2011 – 2012 учебный год.

Тема: Повышение эффективности преодоления дефектов звукопроизношения у детей с ОНР в условиях логопункта ДОУ .

Нарушения звукопроизношения у детей являются достаточно изученным разделом влогопедии, и методика их преодоления в основном разработана.

Но, несмотря на это, есть основания ставить вопрос о необходимости дальнейшего изыскания приемов и методов, активизирующих умственную и практическую деятельность детей, способствующих повышению эффективности преодоления нарушений звукопроизношения.

Работая с детьми на логопункте ДОУ, имеющими самые разные речевые отклонения (ОНР, ФФН, ФН), я столкнулась с проблемой, очень часто наблюдаемой у детей-логопатов. Проблема эта заключается в длительном периоде автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Данная проблема возникает по разным причинам:

недостаточное развитие артикуляционной моторики;

недоразвитие фонематического восприятия;

нарушение в развитии лексико-грамматического строя речи;

грубое нарушение звукопроизношения, звукослоговой структуры слова;

отклонения в нервно-психической сфере;

снижение уровня познавательной активности;

отклонения в поведении детей.

Все эти факторы в комплексе влияют на продолжительность этапа автоматизации поставленных звуков.

Основные задачи по коррекции звукопроизношения у детей на 2011-2012:

Формировать интерес и мотивацию к логопедическим занятиям.

Развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие с помощью игр и специальных упражнений.Формировать и развивать артикуляционную моторику до уровня минимальной достаточности для постановки звуков.Формировать и развивать пальчиковую моторику в процессе систематических тренировок.Формирование произносительных умений и навыков.Устранять дефектное звукопроизношение.Развивать умения и навыки дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически.

Формировать навыки пользования фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной речью.

В рамках самообразования в течение учебного года:

Изучила нормативно-правовую базу организации работы в логопункте ДОУ с целью оптимизации работы.

Изучила методическую литературу по теме «Коррекция звукопроизношения у детей с тяжелыми нарушениями речи » с целью обобщения опыта работы, разработки консультаций для воспитателей и родителей.

Продолжила изучение методических пособий: Е.Ф. Архипова «Логопедический массаж при дизартрии», «Работа по коррекции стертой дизартрии у дошкольников», И.В. Блыскина «Логопедический массаж», Е.А.Дьякова «Логопедический массаж».

Разработала сказки-помощницы для автоматизации звуков и логопедического массажа.

Изучала в течение учебного года периодические издания: журналы «Логопед в детском саду», «Логопед», «Детский сад от А до Я»,«Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Дошкольная педагогика», «Дошколенок», «Детство», «Игра и дети»; газеты « Детский сад», «Дошкольное образование», «Семейный совет».

Активно использовала в работе компьютерные презентации при обследовании речи детей, презентации по лексическим темам, в процессе обследовании и коррекции звукопроизношения.

Подготовила мастер – классы для воспитателей и родителей «Артикуляционная гимнастика»

«Как правильно произносить звуки».

Разработала буклеты по артикуляционной гимнастике для каждого нарушенного в произношении звука

Опробировала методику Ганчерка Валентины Павловны по коррекции звукопроизношения у детей на логопункте ДОУ.

Широко применяла ресурсы Интернет для ознакомления с опытом коллег и внедрения инновационных технологий.

Подготовила статью о инновационных методах в логопедической работе.