Анна Ахматова: судьба известной поэтессы. Все произведения анны ахматовой

Анна Андреевна Ахматова; имя при рождении – Анна Андреевна Горенко; Российская империя, Одесса; 30.05.1889 – 05.03.1966

Анна Ахматова это одна из известнейших отечественных поэтесс. Поэмы Ахматовой еще при жизни писательницы публиковались на многих языках мира, а сами произведения легли в основу многих музыкальных произведений. Анна Ахматова была одним из лауреатов на Нобелевскую премию по литературе в 1965 году, но в родной стране она подвергалась гонениям. Поэмы Ахматовой практически не печатались в СССР и по сей день ее имя у многих ассоциируется с гонениями и репрессиями во времена Советского Союза.

Биография Анны Ахматовой

Анна Андреевна Горенко родилась в 1889 году в Одессе. Ее отец был инженер-механик, а сама девочка третьим ребенком в семье состоящим из шести детей. Когда девочке было всего один год вся их семья переехала сначала в Павловск, а затем в Царское Село, где их отец получил новую должность. Уже в пять лет девочка научилась читать благодаря азбуке , а вскоре выучила и французский язык, просто наблюдая за занятиями старших детей.

Когда девочке было 10 лет Анна Горенко поступила в Мариинскую женскую гимназию, а уже через год в Царскосельскую гимназию. В 1906 году она переезжает в Киев, где поступает в Киевскую Фундуклеевскую гимназию, а в 1908 году обучалась на Киевских высших женских курсах. Здесь же в Киеве 25 апреля 1910 года она вышла замуж за Николая Гумилева, произведения которого уже набирали популярность. Вместе с мужем они основывают «Цех поэтов» в который кроме самих супругов входит еще несколько начинающих поэтов.

В 1911 году выходят первые стихи Анны Ахматовой. Изданы они под псевдонимом по просьбе отца писательницы, которые попросил не срамить его имя. В результате Анна в качестве псевдонима взяла фамилию бабушки, а уже в 1926 году после развода со вторым своим мужем официально взяла фамилию Ахматова. Уже в 1912 году у супругов родился сын, которого нарекли Лев. В этом же году выходит первый сборник «Цеха поэтов» – «Вечер». В 1914 году выходит сборник стихов Анны Ахматовой «Четки», который в последствии переиздавался восемь раз. А в 1917 году выходит третий сборник произведений Ахматовой – «Белая стая».

1918 год стал потрясением не только для всей России, но и для поэтессы. В этом году она оформляет развод с Николаем Гумилевым и оформляет брак с поэтом и переводчиком Вольдемаром Шилейко. Но уже через три года она расстаётся со своим вторым мужем, хотя официально развод оформляется лишь в 1926 году. Кстати именно примерно с этого времени произведения Ахматовой практически полностью исчезли из печатных изданий. В 1938 году арестовывают сына Ахматовой – Льва Гумилева. События, связанные с этим арестом, вошли в одну из самых известных поэм Ахматовой «Реквием», которую поэтесса много раз сжигала и переписывала вновь. С началом Второй мировой войны она была эвакуирована из Ленинграда в Ташкент, но уже в 1944 году вернулась назад. После войны Анна Ахматова подверглась жесточайшей критике и перестала печататься. Лишь в 1951 году благодаря содействию ей восстановили членство в Союзе писателей, а в 1958 году вышел ее сборник «Стихотворения». Это было последнее прижизненное издание стихов Ахматовой в России. В 1966 году поэтесса умерла и сын – Лев Гумилев, самостоятельно соорудил ей могилу собрав близлежащие камни.

Произведения Анны Ахматовой на сайте Топ книг

Поэму «Реквием» Ахматовой читать сейчас настолько популярно, что произведение попало в наш зимы 2016 года. Кроме того, оно несколько раз попадало в наш рейтинг самых востребованных книг недели. И учитывая возрастающий интерес к поэме «Реквием» Ахматовой можно предположить появление этого произведения и в наших последующих рейтингах.

Все стихи Анны Ахматовой

А вы, мои друзья…

А ты думал – я тоже такая…

А ты теперь тяжелый и унылый…

А я иду, где ничего не надо…

А! Это снова ты…

Белой ночью

Божий Ангел, зимним утром…

Бывало, я с утра молчу…

Был блаженной моей колыбелью…

Был он ревнивым, тревожным и нежным…

В зазеркалье

В каждых сутках есть такой…

В стихах все быть должно некстати…

В ту ночь мы сошли друг от друга с ума…

В Царском селе

Ведь где-то есть простая жизнь…

Вечерняя комната

Вижу выцветший флаг над таможней…

Вновь подарен мне дремотой…

Вновь подарен мне дремотой…

Все мы бражники здесь, блудницы…

Все обещало мне его…

Все отнято: и сила, и любовь…

Всё расхищено, предано, продано…

Высоко в небе облачко серело…

Городу Пушкина

Господь немилостив…

Да, я любили их, те сборища ночные…

Дал Ты мне молодость трудную…

Два стихотворения

Двадцать первое. Ночь. Понедельник…

Дверь полуоткрыта…

Долгим взглядом твоим истомленная…

Древний город словно вымер…

Думали: нищие мы, нету у нас ничего…

Есть в близости людей заветная черта…

Еще весна таинственная млела…

Ждала его напрасно много лет…

Жить – так на воле…

Заклинание

Заплаканная осень, как вдова…

Здесь Пушкина изгнанье началось…

Здравствуй! Легкий шелест слышишь…

Земная слава как дым…

И в тайную дружбу с высоким…

И вот одна осталась я…

И когда друг друга проклинали…

И мальчик, что играет на волынке…

И целый день, своих пугаясь стонов…

Из памяти твоей я выну этот день…

Кавказское

Каждый день по-новому тревожен…

Как белый камень…

Как невеста, получаю…

Как соломинкой, пьешь мою душу…

Когда б вы знали из какого сора…

Когда человек умирает…

Кое-как удалось разлучиться…

Летний сад

Любовь покоряет обманно…

Мальчик сказал мне…

Маяковский в 1913 году

Меня покинул в новолунье…

Мне больше ног моих не надо…

Мне с тобою пьяным весело…

Муж хлестал меня узорчатым…

Мужество

Мурка, не ходи, там сыч…

Мы не умеем прощаться…

На пороге белом рая…

На стеклах нарастает лед…

На шее мелких четок ряд…

Нам свежесть слов…

Настоящую нежность не спутаешь…

Не будем пить из одного стакана…

Не с теми я, кто бросил землю…

Не стращай меня грозной судьбой…

Небывалая осень…

О нет, я не тебя любила…

О тебе вспоминаю я редко…

О, жизнь без завтрашнего дня!..

Один идет прямым путем…

Окопы, окопы - заблудишься тут!..

Он длится без конца…

Он любил…

Они летят, они еще в дороге…

Опять подошли «незабвенные даты»…

Оставь, и я была как все…

От любви твоей загадочной…

Пo твердому гребню сугроба…

Памяти Сергея Есенина

Память о солнце в сердце слабеет…

Первое возвращение

Первый дальнобойный в Ленинграде

Перед весной бывают дни такие…

Песня мира

Песня последней встречи

Петербург в 1913 году

Петроград, 1919

Пленник чужой! Мне чужого не надо…

Плотно сомкнуты губы сухие…

По неделе ни слова ни с кем не скажу…

По твердому гребню сугроба…

Под навесом темной риги жарко…

Подошла. А волненья не выдал…

Подражание И.Ф.Анненскому

Поздний ответ

Помолись о нищей, о потерянной…

После ветра и мороза было…

Последний день в Риме

Послесловие

Поэма без героя

Привольем пахнет дикий мед…

Приморский Парк Победы

Приходи на меня посмотреть…

Проводила друга до передней…

Проплывают льдины, звеня…

Просыпаться на рассвете…

Прошло пять лет…

Пусть когда-нибудь имя мое прочитают в учебнике дети

Родная земля

С самолета

Сегодня мне письма не принесли…

Сердце к сердцу не приковано…

Сероглазый король

Сжала руки под тёмной вуалью…

Сказал, что у меня соперниц нет…

Слава тебе, безысходная боль!..

Сладок запах синих виноградин…

Словно ангел, возмутивший воду…

Сразу стало тихо в доме…

Тайны ремесла

Так отлетают темные души…

Теперь никто не станет слушать песен…

Течет река…

То, что я делаю…

Тот город, мной любимый с детства…

Три осени

Три раза пытать приходила…

Ты всегда таинственный и новый…

Ты знаешь, я томлюсь в неволе…

Ты опять со мной, подруга осень…

Ты письмо мое, милый, не комкай…

Ты пришел меня утешить, милый…

Углем наметил на левом боку…

Хочешь знать, как все это было?..

Художнику

Царскосельская статуя

Целый год ты со мной неразлучен…

Чем хуже этот век?..

Чернеет дорога приморского сада…

Читая Гамлета

Что войны, что чума?..

Чугунная ограда…

Широк и желт вечерний свет…

Щели в саду вырыты…

Эта встреча никем не воспета…

Это и не старо и не ново…

Это просто, это ясно…

Я гибель накликала милым…

Я живу, как кукушка на часах…

Я знаю, с места не сдвинуться…

Я и плакала и каялась…

Я научилась просто, мудро жить…

Я не любви твоей прошу…

Я окошка не завесила…

Я пришла к поэту в гости…

Я пришла сюда, бездельница…

Я слышу…

Я сошла с ума, о мальчик странный…

Я спросила у кукушки…

Я улыбаться перестала…

Отзыв сам по себе — злобный и завистливый, с претензией на объективность оценки людей, нечаянно ставших родителями большого русского поэта.

Многодетная родительская семья Анны Ахматовой (в девичестве Горенко) выглядела в глазах современников несколько странно. В ней не было особого порядка и дисциплины со стороны хозяйки в управлении прислугой (все слуги занимались тем, чем хотели, а не тем, чем были должны), всегда растерянная мать-хозяйка очень неумело вела хозяйство, слонялась целыми днями по дому или выбивала костяшками пальцев по столу нервную дрожь; сама Анна, ее старшая сестра и маленький брат, казалось, все детство и отрочество также были предоставлены сами себе. Обе девочки — Анна и Инна — с детства писали стихи, но в их родном доме не было культа литературы, в доме никто особенно не читал книг и не заводил личной библиотеки, как это было принято в дворянских домах.

Анна и Инна были к тому же больны туберкулезом, Анна же еще страдала ничем не объяснимым лунатизмом. Бросивший семью отец, промотавший крупное состояние жены, отсутствие собственного дома и вечные скитания семьи Горенко по углам в домах своих родственников — все это делало их быт неустроенным, а семью — неблагополучной.

Мать Анны, Инна Эразмовна, запомнилась друзьям семьи кроткой добротой и учтивостью, приветливостью, да еще тем, что всю жизнь одевалась без лоска и вкуса, по-старушечьи: не то по-помещичьи, не то по-монашески. А ведь это была родовитая дворянка, наследница огромного родительского состояния, бездарно растратившая его на мужнины развлечения.

В пору своей молодости Инна Эразмовна ссужала деньги на экстремистский кружок приятелей-революционеров, готовивших покушение на царя. Она же в молодости имела характер протестный, шла в ногу со своим временем, обучалась на Высших женских курсах против воли отца, пользовалась запретной в те годы косметикой.
Фото:

Куда же делась вся эта ее бурлящая и протестующая против обывательщины молодая натура после второго замужества за Андреем Антоновичем Горенко? Несчастливая женская доля, постоянные измены мужа, его расточительство, пожизненные болезни детей, видимо, сломили эту энергичную натуру, превратили ее в растерянную и рано состарившуюся женщину.

Сама Анна Ахматова на вопросы своих подруг, почему ее мать так странно одета, шутливо отвечала, что, мол, у мамы всегда сзади поверх одежды висят какие-то лямки, она без них жить не может.

Отец Анны, Андрей Антонович Горенко, также по молодости лет имел отношение к террористической организации «Народная воля» и был близко знаком с одним из разработчиков бомбы для убийства царя. За это знакомство он и был записан царской охранкой в неблагонадежные и выслан с морской службы на службу гражданскую.

Видимо, связи с революционным кружком познакомили и сдружили будущих родителей Анны. Черноволосая молодая вдова Инна Эразмовна, встретив молодого морского офицера Андрея Горенко, тут же влюбилась в него без памяти и не сумела отказать своему возлюбленному и соратнику в небольшой услуге — выдаче около 2 тысяч рублей его друзьям на изготовление бомбы.

К счастью для обоих, эта история закончилась для них без особо трагических последствий, если не считать вынужденную отставку Андрея Горенко с морской службы (а вот сам создатель бомбы, минный инженер и их товарищ Никитенко, был казнен во дворе Петропавловской крепости).

Позже Андрей Антонович Горенко в своем кругу прославится как ловелас и дамский угодник, любитель театра и хорошеньких женщин, который без угрызений совести легко и красиво проматывает состояние своей богатой жены Инны Эразмовны. Он будет жить со своей семьей до тех пор, пока у несчастной и слабохарактерной женушки не закончатся деньги, а потом бросит обнищавшую Инну Эразмовну и своих многочисленных детей на произвол судьбы и женится на другой особе.
Фото:

Самое интересное, что, имея в свете весьма сомнительную репутацию прожигателя жизни и волокиты, Андрей Антонович при этом очень заботился о чести своей фамилии и строго-настрого запретил юной Анне публиковать ее стихи под фамилией Горенко. Его угнетал страх, что в связи с поэтическим дарованием дочери его фамилию люди будут «трепать»! Так отцовское вето на родную фамилию стало одной из причин появления в русской поэзии поэта не Ани Горенко, а Анны Ахматовой.

История семьи Горенко, несмотря на рождение в ней гения русской литературы, весьма печальна и по-человечки вызывает сострадание.

Ранняя смерть одной из дочерей — Инны — от туберкулеза, уход мужа (отца семейства) к другой женщине, его новый брак, болезнь дочери Анны (приступы ее лунатизма и туберкулез), пропажа без вести после революции младшего сына Виктора (которого все члены семьи считали погибшим), отсутствие средств для жизни, вечная бесприютность, неудавшийся брак дочери Анны с Николаем Гумилевым, одинокое материнство Анны — вот те жизненные испытания, которые пришлось преодолевать Инне Эразмовне на старости лет, словно бы в наказание за ее безалаберность и неразборчивость в людях. Вот те жизненные обстоятельства, которые сделали семью Горенко уязвимой и неблагополучной.

Но несмотря на эти передряги, сама Анна всегда держала королевскую осанку; вела себя гордо и независимо, помогала, как могла, состарившейся матери, наращивала свое поэтическое мастерство. И этой семье, как видно из приведенной в начале статьи реплики, некоторые даже завидовали; завидовали более сытые и благополучные, завидовали творческим успехам Анны и считали ее безалаберную семью недостойной рождения такого таланта.

Но, как говорится, у Бога на всех свои планы!
Фото: ru.wikipedia.org

Анна Андреевна Ахматова (фамилия при рождении — Горенко; 11 июня 1889, Одесса, Российская империя — 5 марта 1966, Домодедово, Московская область, РСФСР, СССР) — одна из крупнейших русских поэтов XX века, писатель, литературовед, литературный критик, переводчик.
Судьба поэта была трагична. Хотя сама она не была в заключении или изгнании, репрессиям были подвергнуты трое близких ей людей (ее муж в 1910—1918 годы Н. С. Гумилев расстрелян в 1921 году; Николай Пунин, спутник ее жизни в 1930-е годы, трижды был арестован, погиб в лагере в 1953 году; единственный сын Лев Гумилев провел в заключении в 1930—1940-х и в 1940—1950-х годах более 10 лет). Горе вдовы и матери заключенных «врагов народа» отражено в одном из наиболее известных произведений Ахматовой — поэме «Реквием».
Признанная классиком отечественной поэзии еще в 1920-е годы, Ахматова подвергалась замалчиванию, цензуре и травле, многие ее произведения не были опубликованы не только при жизни автора, но и в течение более чем двух десятилетий после ее смерти. Ее имя еще при жизни окружала слава среди широких кругов почитателей поэзии как в СССР, так и в эмиграции.
Биография
Ахматова примыкала к акмеизму (сборники «Вечер», 1912, «Четки», 1914). Верность нравственным основам бытия, психология женского чувства, осмысление общенародных трагедий 20 века, сопряженное с личными переживаниями, тяготение к классическому стилю поэтического языка в сборнике «Бег времени. Стихотворения. 1909-1965». Автобиографический цикл стихов «Реквием» (1935-1940; опубликован 1987) о жертвах репрессий 1930-х годов. В «Поэме без героя» (полностью опубликована 1976) — воссоздание эпохи «серебряного века». Статьи о русском поэте Александре Сергеевиче Пушкине.
Семья. Детство. Учеба . Анна Ахматова родилась 23 июня 1889 года, в Большом Фонтане, близ Одессы. Ее предки по линии матери, по семейному преданию, восходили к татарскому хану Ахмату. Отец — инженер-механик на флоте, эпизодически занимался журналистикой. В детстве Ахматова жила в Царском Селе, где в 1903 познакомилась с Николаем Степановичем Гумилевым и стала постоянным адресатом его стихотворений. В 1905 году после развода родителей переехала в Евпаторию. В 1906-1907 годах Анна Андреевна училась в Фундуклеевской гимназии в Киеве, в 1908-1910 — на юридическом отделении Киевских высших женских курсов. Затем посещала женские историко-литературные курсы Н. П. Раева в Петербурге (начало 1910-х гг.).
Гумилев . Весной 1910 года после нескольких отказов Анна Ахматова согласилась стать женой Гумилева (в 1910-1916 жила у него в Царском Селе); в медовый месяц совершила первое путешествие за границу, в Париж (вторично побывала там весной 1911), познакомилась с Амедео Модильяни, сделавшим с нее карандашные портретные наброски. Весной 1912 Гумилевы путешествовали по Италии; в сентябре родился их сын Лев. В 1918, разведясь с Гумилевым (фактически брак распался в 1914 году), Ахматова вышла замуж за ассириолога и поэта Владимира Казимировича Шилейко (настоящее имя Вольдемар).


Первые публикации Анны Ахматовой. Первые сборники
. Сочиняя стихи с 11 лет и печатаясь с 18 лет (первая публикация — в издававшемся Гумилевым в Париже журнале «Сириус», 1907), Ахматова впервые огласила свои опыты перед авторитетной аудиторией летом 1910. Отстаивая с самого начала семейной жизни духовную самостоятельность, Анна сделала попытку напечататься без помощи Гумилева — осенью 1910 послала стихи в «Русскую мысль» В. Я. Брюсову, спрашивая, стоит ли ей заниматься поэзией, затем отдала стихи в журналы «Gaudeamus», «Всеобщий журнал», «Аполлон», которые, в отличие от Брюсова, их опубликовали. По возвращении Гумилева из африканской поездки Ахматова читает ему все сочиненное за зиму и впервые получает полное одобрение своим литературным опытам. С этого времени она становится профессиональным литератором. Вышедший год спустя ее сборник «Вечер» обрел весьма скорый успех. В том же 1912 участники недавно образованного «Цеха поэтов» (Ахматову избрали его секретарем) объявляют о возникновении поэтической школы акмеизма.
Под знаком растущей столичной славы протекала жизнь Ахматовой в 1913 году: Анна выступала перед многолюдной аудиторией на Высших женских курсах, ее портреты писали художники, к ней обращались стихотворные послания поэты. Возникли новые более или менее продолжительные интимные привязанности Ахматовой — к поэту и критику Н. В. Недоброво, к композитору А. С. Лурье и др. В 1914 вышел второй сборник Анны Ахматовой — «Четки» (переиздавался около 10 раз), принесший ей всероссийскую славу, породивший многочисленные подражания, утвердивший в литературном сознании понятие «ахматовской строки». Летом 1914 Ахматова написала поэму «У самого моря», восходящую к детским переживаниям во время летних выездов в Херсонес под Севастополем.
«Белая стая» . С началом Первой мировой войны Анна Ахматова резко ограничила свою публичную жизнь. В это время она страдала от туберкулеза, болезни, долго не отпускавшей ее. Углубленное чтение классики (А. С. Пушкин, Евгений Абрамович Баратынский, Жан Расин и др.) сказывается на ее поэтической манере, остропарадоксальный стиль беглых психологических зарисовок уступает место неоклассицистическим торжественным интонациям. Проницательная критика угадывает в ее сборнике «Белая стая» (1917) нарастающее «ощущение личной жизни как жизни национальной, исторической». Инспирируя в ранних стихах атмосферу «загадки», ауру автобиографического контекста, Анна Андревна ввела в высокую поэзию свободное «самовыражение» как стилевой принцип. Кажущаяся фрагментарность, разъятость, спонтанность лирического переживания все явственнее подчиняется сильному интегрирующему началу, что дало повод Владимиру Владимировичу Маяковскому заметить: «Стихи Ахматовой монолитны и выдержат давление любого голоса, не дав трещины».
Послереволюционные годы . Первые послереволюционные годы в жизни Анны Ахматовой были отмечены лишениями и полным отдалением от литературной среды, но осенью 1921 после смерти Блока, расстрела Гумилева она, расставшись с Шилейко, возвратилась к активной деятельности — участвовала в литературных вечерах, в работе писательских организаций, публиковалась в периодике. В том же году вышли два ее сборника — «Подорожник» и «Anno Domini. MCMXXI». В 1922 на полтора десятка лет Ахматова соединила свою судьбу с искусствоведом Николаем Николаевичем Пуниным.
Годы молчания. «Реквием» . В 1924 году новые стихи Ахматовой были опубликованы в последний раз перед многолетним перерывом, после чего на ее имя был наложен негласный запрет. В печати появлялись только переводы, а также статья о «Сказке о золотом петушке» Пушкина. В 1935 были арестованы ее сын Л. Гумилев и Пунин, но после письменного обращения Ахматовой к Сталину их освобождили. В 1937 НКВД приготовило материалы для обвинения ее в контрреволюционной деятельности; в 1938 снова арестовали сына Анны Андреевны. Облеченные в стихи переживания этих мучительных лет составили цикл «Реквием», который поэтесса два десятилетия не решалась зафиксировать на бумаге. В 1939 после полузаинтересованной реплики Сталина издательские инстанции предложили Анне ряд публикаций. Вышел ее сборник «Из шести книг», включавший наряду с прошедшими строгий цензурный отбор старыми стихами и новые сочинения, возникшие после долгих лет молчания. Вскоре, однако, сборник подвергся идеологическому разносу и изъят из библиотек.
Война. Эвакуация . В первые месяцы Великой Отечественной войны Анна Ахматова написала плакатные стихотворения. По распоряжению властей ее эвакуировали из Ленинграда до первой блокадной зимы, два с половиной года она проводит в Ташкенте. Написала много стихов, работала над «Поэмой без героя» (1940-1965) — барочно-усложненным эпосом о петербургских 1910-х годов.
Постановление ЦК ВКП(б) 1946 года . В 1945-1946 Анна Андреевна навлекла на себя гнев Сталина, узнавшего о визите к ней английского историка Исайя Берлина. Кремлевские власти сделали ее наряду с Михаилом Михайловичем Зощенко главным объектом партийной критики, направленное против них постановление ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград» (1946) ужесточало идеологический диктат и контроль над советской интеллигенцией, введенной в заблуждение раскрепощающим духом всенародного единства во время войны. Снова возник запрет на публикации; исключение было сделано в 1950, когда Ахматова сымитировала верноподданнические чувства в своих стихах, написанных к юбилею Сталина в отчаянной попытке смягчить участь сына, в очередной раз подвергшегося заключению.
Последние годы жизни . В последнее десятилетие жизни А. Ахматовой ее стихи постепенно, преодолевая сопротивление партийных бюрократов, боязливость редакторов, приходят к новому поколению читателей. В 1965 был издан итоговый сборник «Бег времени». На закате дней ей позволили принять итальянскую литературную премию Этна-Таормина (1964) и звание почетного доктора Оксфордского университета (1965).


Творческая деятельность

Одна из самых талантливых поэтесс Серебряного века Анна Ахматова прожила долгую, насыщенную как яркими моментами, так и трагическими событиями жизнь. Она трижды побывала замужем, однако счастья ни в одном браке не испытала. Она была свидетельницей двух мировых войн, в течение каждой из которых испытывала небывалый творческий подъем. У нее были сложные отношения с сыном, который стал политическим репрессантом, и до конца жизни поэтессы считал, что та предпочла творчество любви к нему.
Анна Андреева Горенко родилась 11 июня 1889 года в Одессе. Отец ее, Андрей Антонович Горенко был отставным капитаном второго ранга, после окончания морской службы получившим чин коллежского асессора. Мать поэтессы, Инна Стогова, была интеллигентной, начитанной женщиной, водившей дружбу с представителями творческой элиты Одессы. Впрочем, о «жемчужине у моря» у Ахматовой не останется детских воспоминаний - когда ей исполнился год, семейство Горенко перебралось в Царское Село под Петербургом. С детства Анну обучали французскому языку и светскому этикету, что было привычным для любой девушки из интеллигентной семьи. Образование Анна получила в Царскосельской женской гимназии, там же она познакомилась со своим первым мужем Николаем Гумилевым и написала первые стихи. Встретив Анну на одном из торжественных вечеров в гимназии, Гумилев был очарован ею и с тех пор хрупкая темноволосая девушка стала постоянной музой его творчества.
Первый стих Ахматова сочинила в 11 лет и после этого стала активно совершенствоваться в искусстве стихосложения. Отец поэтессы считал это занятие несерьезным, поэтому запретил ей подписывать свои творения фамилией Горенко. Тогда Анна взяла девичью фамилию своей прабабушки - Ахматова. Впрочем, очень скоро отец совсем перестал влиять на ее творчество - родители развелись, и Анна с матерью переехали сначала в Евпаторию, затем - в Киев, где с 1908 по 1910 год поэтесса училась в Киевской женской гимназии. В 1910 Ахматова вышла замуж за своего давнего поклонника Гумилева. Николай Степанович, который уже тогда был довольно известной личностью в поэтических кругах, поспособствовал публикации поэтических наработок супруги. Первые стихи Ахматовой начали печататься в разных изданиях с 1911 года, а в 1912 вышел ее первый полноценный поэтический сборник - «Вечер». В 1912 году Анна родила сына Льва, а в 1914 к ней пришла известность - сборник «Четки» получил хорошие отзывы критиков, Ахматова стала считаться модной поэтессой. Протекция Гумилева к тому времени перестает быть необходимой, и в отношениях супругов наступает разлад. В 1918 году Ахматова развелась с Гумилевым и вышла замуж за поэта и ученого Владимира Шилейко. Впрочем, и этот брак был недолгим - в 1922 году поэтесса развелась и с ним, чтобы через полгода сочетаться браком с искусствоведом Николаем Пуниным. Парадокс: впоследствии Пунин будет арестован практически в одно время с сыном Ахматовой - Львом, однако Пунина освободят, а Лев пойдет по этапу. Первый муж Ахматовой, Николай Гумилев, к тому времени будет уже мертв: его расстреляют в августе 1921.


Последний опубликованный сборник
Анны Андреевны датируется 1924 годом. После этого ее поэзия попадает в поле зрения НКВД, как «провокационная и антикоммунистическая». Поэтесса тяжело переживает невозможность публиковаться, много пишет «в стол», мотивы ее поэзии меняются с романтических на социальные. После ареста мужа и сына Ахматова начинает работу над поэмой «Реквием». «Топливом» для творческого неистовства стали выматывающие душу переживания за родных людей. Поэтесса прекрасно понимала, что при нынешней власти это творение никогда не увидит свет, и, чтобы хоть как-то напомнить о себе читателям, Ахматова пишет ряд «стерильных» с точки зрения идеологии стихотворений, которые вместе с отцензуренными старыми стихами составляют сборник «Из шести книг», вышедший в 1940 году.
Всю Вторую мировую войну Ахматова провела в тылу, в Ташкенте. Практически сразу после падения Берлина поэтесса вернулась в Москву. Однако там она уже давно не считалась «модной» поэтессой: в 1946 году ее творчество раскритиковали на заседании Союза писателей, и вскоре Ахматова была исключена из ССП. Вскоре на Анну Андреевну обрушивается еще один удар: вторичный арест Льва Гумилева. Во второй раз сыну поэтессы присудили десять лет лагерей. Все это время Ахматова пыталась вытащить его, строчила просьбы в Политбюро, однако никто к ним не прислушался. Сам Лев Гумилев, ничего не зная о стараниях матери, решил, что она не приложила достаточно усилий, чтобы помочь ему, поэтому после освобождения отдалился от нее.
В 1951 году Ахматову восстановили в Союзе советских писателей и она постепенно возвращается к активному творческому труду. В 1964 году ей была присуждена престижная итальянская литературная премия «Этна-Торина» и ей позволяют получить ее, поскольку времена тотальных репрессий прошли, и Ахматова перестала считаться антикоммунистической поэтессой. В 1958 году выходит сборник «Стихотворения», в 1965 - «Бег времени». Тогда же, в 1965 году, за год до своей смерти, Ахматова получает докторскую степень Оксфордского университета. Анна Андреевна Ахматова скончалась 5 марта 1966 года в подмосковном Домодедово.
Основные достижения Ахматовой
1912 - сборник стихов «Вечер»
1914—1923 - серия поэтических сборников «Четки», состоящая из 9 изданий.
1917 - сборник «Белая стая».
1922 - сборник «Anno Domini MCMXXI».
1935-1940 - написание поэмы «Реквием»; первая публикация - 1963, Телль-Авив.
1940 - сборник «Из шести книг».
1961 - сборник избранных стихотворений, 1909—1960.
1965 - последний прижизненный сборник, «Бег времени».
Интересные факты из жизни Ахматовой
На протяжении всей жизни Ахматова вела дневник, отрывки из которого были опубликованы в 1973 году. Накануне своей кончины, ложась спать, поэтесса написала, что ей жаль, что здесь, в кардиологическом санатории, нет ее Библии. По всей видимости, Анна Андреевна предчувствовала, что нить ее земной жизнь вот-вот оборвется.
В «Поэме без героя» Ахматовой есть строки: «чистый голос: я к смерти готов». Эти слова звучали и в жизни: их произнес друг и соратник Ахматовой по Серебряному веку Осип Мандельштам, когда они вместе с поэтессой гуляли по Тверскому бульвару.
После ареста Льва Гумилева Ахматова вместе с сотнями других матерей ходила к печально известной тюрьме «Кресты». Однажды одна из измученных ожиданием женщин, увидев поэтессу и узнав ее, спросила « А это вы сможете описать?». Ахматова ответила утвердительно и именно после этого случая стала работать над «Реквиемом».
Перед смертью Ахматова все-таки сблизилась с сыном Львом, который долгие годы таил на нее незаслуженную обиду. После смерти поэтессы Лев Николаевич принял участие в постройке памятника вместе со своими студентами (Лев Гумилев был доктором Ленинградского университета). Материала не хватало, и седовласый доктор вместе со студентами бродил по улицам в поисках камней.

Ахматова (псевдоним; настоящая фамилия - Горенко) Анна Андреевна , русская советская поэтесса. Родилась в семье офицера флота. Училась на Высших женских курсах в Киеве и на юридическом факультете Киевского университета. С 1910 жила преимущественно в Петербурге. В 1912 вышла первая книга стихов А. "Вечер", за ней последовали сборники "Чётки" (1914), "Белая стая" (1917), "Подорожник" (1921) и др. А. примыкала к группе акмеистов (см. Акмеизм). В противоположность символистам с их тягой к нездешнему, туманному, лирика А. вырастала на реальной, жизненной почве, черпая из неё мотивы "великой земной любви". Контрастность - отличительная черта её поэзии; меланхолические, трагические ноты чередуются со светлыми, ликующими.

Коротко о себе:

Я родилась 11 (23) июня 1889 года под Одессой (Большой Фонтан). Мой отец был в то время отставной инженер-механик флота. Годовалым ребенком я была перевезена на север - в Царское Село. Там я прожила до шестнадцати лет.

Мои первые воспоминания - царскосельские: зеленое, сырое великолепие парков, выгон, куда меня водила няня, ипподром, где скакали маленькие пестрые лошадки, старый вокзал и нечто другое, что вошло впоследствии в "Царскосельскую оду".

Каждое лето я проводила под Севастополем, на берегу Стрелецкой бухты, и там подружилась с морем. Самое сильное впечатление этих лет - древний Херсонес, около которого мы жили.

Первое стихотворение я написала, когда мне было одиннадцать лет. Стихи начались для меня не с Пушкина и Лермонтова, а с Державина ("На рождение порфирородного отрока") и Некрасова ("Мороз, Красный нос"). Эти вещи знала наизусть моя мама.

Училась я в Царскосельской женской гимназии. Сначала плохо, потом гораздо лучше, но всегда неохотно.

В 1905 году мои родители расстались, и мама с детьми уехала на юг. Мы целый год прожили в Евпатории, где я дома проходила курс предпоследнего класса гимназии, тосковала по Царскому Селу и писала великое множество беспомощных стихов. Отзвуки революции Пятого года глухо доходили до отрезанной от мира Евпатории. Последний класс проходила в Киеве, в Фундуклеевской гимназии, которую и окончила в 1907 году.

Я поступила на юридический факультет Высших женских курсов в Киеве. Пока приходилось изучать историю права и особенно латынь, я была довольна, когда же пошли чисто юридические предметы, я к курсам охладела.

Прокладка новых бульваров по живому телу Парижа (которую описал Золя) была еще не совсем закончена (бульвар Raspail). Вернер, друг Эдиссона, показал мне в "Taverne de Panteon" два стола и сказал: "А это ваши социал-демократы, тут - большевики, а там - меньшевики". Женщины с переменным успехом пытались носить то штаны (jupes-cullottes), то почти пеленали ноги (jupes-entravees). Стихи были в полном запустении, и их покупали только из-за виньеток более или менее известных художников. Я уже тогда понимала, что парижская живопись съела французскую поэзию.

Переехав в Петербург, я училась на Высших историко-литературных курсах Раева. В это время я уже писала стихи, вошедшие потом в мою первую книгу.

Когда мне показали корректуру "Кипарисового ларца" Иннокентия Анненского, я была поражена и читала ее, забыв все на свете.

В 1910 году явно обозначился кризис символизма, и начинающие поэты уже не примыкали к этому течению. Одни шли в футуризм, другие - в акмеизм. Вместе с моими товарищами по Первому Цеху поэтов - Мандельштамом, Зенкевичем, Нарбутом - я сделалась акмеисткой.

Весну 1911 года я провела в Париже, где была свидетельницей первых триумфов русского балета. В 1912 году проехала по Северной Италии (Генуя, Пиза, Флоренция, Болонья, Падуя, Венеция). Впечатление от итальянской живописи и архитектуры было огромно: оно похоже на сновидение, которое помнишь всю жизнь.

В 1912 году вышел мой первый сборник стихов "Вечер". Напечатано было всего триста экземпляров. Критика отнеслась к нему благосклонно.

В марте 1914 года вышла вторая книга - "Четки". Жизни ей было отпущено примерно шесть недель. В начале мая петербургский сезон начал замирать, все понемногу разъезжались. На этот раз расставание с Петербургом оказалось вечным. Мы вернулись не в Петербург, а в Петроград, из XIX века сразу попали в XX, все стало иным, начиная с облика города. Казалось, маленькая книга любовной лирики начинающего автора должна была потонуть в мировых событиях. Время распорядилось иначе.

Каждое лето я проводила в бывшей Тверской губернии, в пятнадцати верстах от Бежецка. Это не живописное место: распаханные ровными квадратами на холмистой местности поля, мельницы, трясины, осушенные болота, "воротца", хлеба, хлеба... Там я написала очень многие стихи "Четок" и "Белой стаи". "Белая стая" вышла в сентябре 1917 года.

К этой книге читатели и критика несправедливы. Почему-то считается, что она имела меньше успеха, чем "Четки". Этот сборник появился при еще более грозных обстоятельствах. Транспорт замирал - книгу нельзя было послать даже в Москву, она вся разошлась в Петрограде. Журналы закрывались, газеты тоже. Поэтому в отличие от "Четок" у "Белой стаи" не было шумной прессы. Голод и разруха росли с каждым днем. Как ни странно, ныне все эти обстоятельства не учитываются.

После Октябрьской революции я работала в библиотекe Агрономического института. В 1921 году вышел сборник моих стихов "Подорожник", в 1922 году - книга "Anno Domini".

Примерно с середины 20-х годов я начала очень усердно и с большим интересом заниматься архитектурой старого Петербурга и изучением жизни и творчества Пушкинa. Результатом моих пушкинских штудий были три работы - о "Золотом петушке", об "Адольфе" Бенжамена Сонстана и о "Каменном госте". Все они в свое время были напечатаны.

Работы "Александрина", "Пушкин и Невское взморье", "Пушкин в 1828 году", которыми я занимаюсь почти двадцать последних лет, по-видимому, войдут в книгу "Гибель Пушкина".

С середины 20-х годов мои новые стихи почти перестали печатать, а старые - перепечатывать.

Отечественная война 1941 года застала меня в Ленинграде. В конце сентября, уже во время блокады, я вылетела на самолете в Москву.

До мая 1944 года я жила в Ташкенте, жадно ловила вести о Ленинграде, о фронте. Как и другие поэты, часто выступала в госпиталях, читала стихи раненым бойцам. В Ташкенте я впервые узнала, что такое в палящий жар древесная тень и звук воды. А еще я узнала, что такое человеческая доброта: в Ташкенте я много и тяжело болела.

В мае 1944 года я прилетела в весеннюю Москву, уже полную радостных надежд и ожидания близкой победы. В июне вернулась в Ленинград.

Страшный призрак, притворяющийся моим городом, так поразил меня, что я описала эту мою с ним встречу в прозе. Тогда же возникли очерки "Три сирени" и "В гостях у смерти" - последнее о чтении стихов на фронте в Териоках. Проза всегда казалась мне и тайной и соблазном. Я с самого начала все знала про стихи - я никогда ничего не знала о прозе. Первый мой опыт все очень хвалили, но я, конечно, не верила. Позвала Зощенку. Он велел кое-что убрать и сказал, что с остальным согласен. Я была рада. Потом, после ареста сына, сожгла вместе со всем архивом.

Меня давно интересовали вопросы художественного перевода. В послевоенные годы я много переводила. Перевожу и сейчас.

В 1962 году я закончила "Поэму без героя", которую писала двадцать два года.

Прошлой весной, накануне дантовского года, я снова услышала звуки итальянской речи - побывала в Риме и на Сицилии. Весной 1965 года я поехала на родину Шекспира, увидела британское небо и Атлантику, повидалась со старыми друзьями и познакомилась с новыми, еще раз посетила Париж.

Я не переставала писать стихи. Для меня в них - связь моя с временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных.

Анна Андреевна Ахматова, настоящая фамилия Горенко, после замужества Горенко-Гумилева (родилась 23 июня 1889, 11-го по старому стилю, в дачной местности Большой Фонтан под Одессой; умерла 5 марта 1966 в санатории "Подмосковье" поблизости от города Домодедово Московской области) - классик русской поэзии.
Анна Ахматова родилась под Одессой у инженер-капитана 2-го ранга Андрея Антоновича Горенко и его жены Инны Эразмовны (в девичестве Стоговой), которые вскоре переехали в Царское село (1891), где в 1900 Анна Горенко поступила в царскосельскую Мариинскую гимназию. В годы учебы она познакомилась со своим будущим мужем - Николаем Гумилевым (1903).
В 1906-1907 Анна жила в Киеве, где, после окончания гимназии, поступила на Высшие женские курсы. В 1909 она приняла официальное предложение Гумилева стать его женой, и 25 апреля 1910 они обвенчались. В 1911 Анна приехала в Санкт-Петербург, где продолжила свое образование на Высших женских курсах. В этот период состоялось ее знакомство с Блоком, и появилась первая публикация под псевдонимом Анна Ахматова. Известность пришла к Ахматовой после выхода в свет поэтического сборника "Вечер" в 1912, после которого в 1914 вышел следующий сборник "Четки", а в 1917 "Белая стая". Осенью 1918, после разрыва с вернувшимся из Лондона в Петроград Гумилевым, Анна Ахматова вышла замуж за востоковеда В.К. Шилейко.
В апреле 1921 вышел 4-й сборник стихотворений "Подорожник". 25 августа 1921 первый муж Ахматовой - Гумилев - по сфабрикованному таганцевскому делу был расстрелян у поселка Бернгардовка под Петроградом. В октябре появился 5-й сборник стихотворений "Anno Domini" (лат.). В 1922, разошедшись с Шилейко, Ахматова вышла замуж за искусствоведа Николая Пунина, с которым прожила следующие 15 лет. Начиная с 1922 книги Анны Ахматовой подвергались жесткой цензурной правке, а с 1924 их перестали печатать. Осенью 1924 Ахматова переселилась к Пунину, во внутренний (садовый) флигель Шереметьевского дворца (Фонтанный Дом - ныне музей Анны Ахматовой). Здесь, 24 октября 1935, Николай Пунин вместе с группой студентов Ленинградского университета, в том числе сын Ахматовой - Лев Гумилев, были арестованы. Благодаря поддержке друзей Анны Ахматовой Булгакова, Пастернака, Пильняка, ее муж и сын после обращения к Сталину были освобождены. В январе 1936 Ахматова вместе с Пастернаком ходила в прокуратуру СССР с просьбой о смягчении участи Мандельштама, который в мае 1937 после ссылки смог вернуться в Москву. В марте 1938 сын Ахматовой был снова арестован и приговорен к 10 лет лагерей в 1939; в мае 1938 аресту и сслыке подвергся Мандельштам, вскоре скончавшийся от тифа в пересыльном лагере под Владивостоком. В мае 1940 в Ленинграде вышел сборник Ахматовой - "Из шести книг". В августе Анна Ахматова начала работу над "Поэмой без героя".
С началом войны и голода в блокадном Ленинграде Анну Ахматову эвакуировали в Москву, затем в Чистополь, откуда с семьей К.И. Чуковского она приехала в Ташкент, где в мае 1943 у нее вышел поэтический сборник. Летом 1944 Ахматова вернулась в Ленинград. В конце 1945 Анна Ахматова принимала у себя в Фонтанном Доме английского философа и историка Исайю Берлина. Эта встреча, вероятно, послужила одним из поводов к печально известному поставлению ЦК ВКП(б) о журналах "Звезда" и "Ленинград", в котором творчество Ахматовой и Зощенко, как чуждое идеологически, подверглось шельмованию. Вскоре после этого обоих писателей исключили из Союза советских писателей. В 1949 снова были арестованы Николай Пунин и Лев Гумилев, осужденный на 10 лет ИТЛ.
В 1951 Анну Ахматову восстановили в Союзе писателей. В начале 1955 Ленинградское отделение Литфонда выделило Ахматовой дачный домик в писательском поселке Комарово. В СССР, и за рубежом стали публиковаться ее произведения. В 1962 Ахматова была номинирована на Нобелевскую премию по литературе; 12 декабря 1964 в Риме она получила престижную литературную премию "Этна-Таормина"; 5 июня 1965 - почетную степень доктора литературы Оксфордского университета. В октябре 1965 вышел последний прижизненный сборник стихотворений Ахматовой "Бег времени". В ноябре Ахматова перенесла 4-й инфаркт, после чего выехала в кардиологический санаторий в районе города Домодедово. Здесь, утром 5 марта 1966 в возрасте 76 лет Анна Ахматова скончалась. 10 марта, после отпевания в Никольском Морском соборе Ленинграда, она была похоронена на кладбище в Комарово.