Биография, история жизни матвеева евгения семеновича. Евгений матвеев - биография, информация, личная жизнь Евгений матвеев внуки

Eugene Matveev Карьера: Актер
Рождение: Украина, 8.3.1922 - 1.6
Евгений Матвеев - советский и российский актёр театра и кино, кинорежиссёр, сценарист. Родился 8 марта 1922 года.Впервые в кино Матвеев снялся в 1954 году, в фильме Андрея Фролова "Доброе утро", а первый успех пришел к нему после картины Льва Кулиджанова и Якова Сегеля "Дом, в котором я живу" (1956), где он сыграл одну из главных ролей.В качестве режиссера Евгений Матвеев известен по таким картинкам как: "Цыган" 1967 год, "Любовь заемная" 1974 год, "Бешенные деньги" 1981 год, "Любить по-русски" 1995 год, "Любить по-русски 2" 1997 год, "Любить по-русски 3" 1999 год и др.

Pодился 8 марта 1922 года в селе Новоукраинка Скадовского района Херсонской области. Отец Матвеев Семен Калинович. Мать Коваленко Надежда Федоровна. Супруга Матвеева Лидия Алексеевна (1925 г. рожд.). Дочь Матвеева Светлана (1947 г. рожд.). Сын Матвеев Андрей (1957 г. рожд.). Внуки: Алексей, Евгений, Надежда.

Евгений Матвеев до срока приобщился к нелегкому крестьянскому труду, мог реализовывать любую крестьянскую работу; огромное почтение к человеку, тот, что трудится на земле, сберег на всю бытие. Мальчишкой Женя уходил в поле, которому не было конца и края. Уходил в силу того что, что испытывал огромную отрада, оставаясь наедине с ним, слушая пение жаворонка. Там же, в поле с печалью думал о маме, которой досталась фатум одинокой женщины. Впечатления детства часто были горькими, оттого Женя вечно тянулся к чему-то светлому, радостному, веселому. Любил подражать пению разных птиц, вызывая добрые улыбки односельчан, любил распевать, аккомпанируя себе на балалайке. В школе все называли его Женька-артист. В раннем детстве хлопчик ещё не знал, что на свете существуют театры и актеры, но бессознательно уже лицедействовал.

Из 2-го класса мальчика перевели безотложно в 4-ый учителя подметили в нем склонность к наукам и посоветовали матери переселиться в град, чтобы вручить сыну образование. В городе Цюрюпинске он впервой увидел любительский спектакль и понял, что его местоположение в театре. Театр покорил его и стал его единственной мечтой. Евгений начал заниматься в самодеятельности, был фокусником, танцором, певцом. В 9-м классе Евгений решительно решил кинуть школу и тронуться в Херсон ближний областной середина, где были профессиональная труппа и театральная студия. Получив благословение матери, 17-летний паренек уселся на баржу с арбузами и поплыл к своей мечте.

Шел 1939 год. В херсонском театре Матвеев стал участвовать в массовых сценах, ему доверяли и небольшие роли. Одной из них была образ музыканта в спектакле Бесталанна. Юноша лихо в такт музыки ударял в бубен, и более того не догадывался, что его отметил профессиональный воззрение Николая Черкасова, находившегося в зале. Черкасов похвалил бессловесного исполнителя, посоветовал ему обучаться в Киеве у А. Довженко, обещая свою поддержку.

Окончив экстерном два последних класса школы и получив аттестат, Евгений поступил в актерскую школу при Киевской киностудии. Здесь он стал учеником Александра Петровича Довженко, тот, что учил своих студентов чуткости, внимательности к людям, но главное, конечно, многосложному ремеслу актера.

Внезапно начавшаяся битва разрушила все планы. Под беспрерывными бомбежками Евгений копал окопы, участвовал в создании укреплений около города. Навсегда в его памяти остались страшный звук моторов немецких самолетов, свист авиабомб, панический страх беззащитных людей. Матвеев рвался добровольцем на фронт. Но фатум распорядилась по иному. Его направили на учебу в Тюменское пехотное училище. С детства не приученный действовать что-либо через рукава, Матвеев и в училище был отличником. И... как отличника его оставили в качестве преподавателя. Многочисленные просьбы и рапорты об отправке на фронт оставались без внимания.

Преподавая военную науку, он не забывал и о своей гражданской привязанности. Вскоре молодого офицера весь городок узнал как одаренного актера. Пришел и фарт первое местоположение на конкурсе чтецов Сибирского военного округа.

В 1946 году, демобилизовавшись, Евгений Матвеев остался в Тюмени, став актером местного драматического театра, которым стоял во главе режиссер Д. Бархатов. Жизнь провинциальных театров вечно сложна: небольшая труппа, частые премьеры, постоянные выезды со спектаклями в отдаленные районы. Однако многие актеры, прошедшие школу периферийных театров, справедливо полагают, что нигде больше нет таких возможностей переиграть великое море ролей, попробовать себя в разных амплуа.

Евгений Матвеев был обречен на роли героев. Высокий, пригожий, мужественный, обаятельный, возбудимый все это делало игру актера заразительной. Он сыграл роли в спектаклях Молодая гвардия А. Фадеева (Ваня Земнухов), За тех, кто в море Б. Лавренева (Боровский), Молодой лес Н. Погодина (Черемизов). Успех не заставил себя долговременно поджидать. За претворение в жизнь роли Боровского Евгений Матвеев получил приз и был допущен к заключительному туру Всероссийского смотра театральной молодежи в Москве. Успешный показ в Москве повлек за собой массу заманчивых предложений. Молодого актера приглашали и в Алма-Ату, и в Красноярск, и в Московский театр имени Ленинского комсомола. Но он остановил свой отбор на новосибирском Красном факеле, тот, что не без оснований считали сибирским МХАТом. В нем были прекрасная труппа и великолепная режиссура. В Новосибирске началась настоящая серьезная профессиональная учеба Матвеева. А обучаться в этом месте было у кого. Во главе театра стоял мужчина огромной культуры В. Редлих, в этом месте же работали и В.К. Дени, жесткий, требовательный режиссер и педагог, и Э.М. Бейбутов с его взрывным темпераментом, яркой театральностью. Здесь юный артист впервой соприкоснулся с учением К.С. Станиславского. Наставники Матвеева основательно заботились о творческом росте молодого актера. Именно в Красном факеле стремились открыть его индивидуальность.

На сцене театра Е.С. Матвеев играл как собак нерезаных и благополучно. Среди его работ тех лет: Джон Гармон (Наш групповой друг по Ч. Диккенсу), Леонтьев (Кандидат партии А. Крона), Виктор Лавров (Великая сила Б. Ромашова), Аксанич (Константин Заслонов А. Мовзона), Юрий Поднебесько (Счастье по роману П. Павленко), барон Фитингоф и Комиссар округа (Незабываемый 1919-й Вс. Вишневского), Нил (Мещане М. Горького). Самый огромный фарт выпал на долю молодого исполнителя в роли Улдыса в спектакле Вей, ветерок! поставленном Э. Бейбутовым по пьесе классика латышской литературы Я. Райниса.

Эта постановка стала важной вехой на творческом пути актера. В 1951 году Красный факел показал тот самый спектакль во время гастролей в Ленинграде. И ещё раз Матвеев получил приглашение безотложно в немного московских и ленинградских театров. На тот самый раз он принял предложение старейшего коллектива страны Мкумачового театра и в 1952 году дебютировал на академической сцене в роли Незнамова в драме А.Н. Островского Без вины виноватые. Желание совершенствоваться приводит Евгения Матвеева в творческую лабораторию М.Н. Кедрова, ученика К.С. Станиславского, организованную при Всероссийском театральном обществе. Вместе с молодыми начинающими актерами занятия посещали многие известные актеры и режиссеры, посреди которых были В. Марецкая, Р. Плятт, Н. Анненков и другие большие мастера.

Среди образов, созданных Евгением Матвеевым за 12 лет работы в Государственном академическом Малом театре, выделяются: Звонарев (Порт-Артур А. Степанова и И. Попова), Яровой (Любовь Яровая К. Тренева), Родон (Ярмарка тщеславия В. Теккерея), Трофимов (Главная роль С. Алешина), Столбов (Осенние зори В. Блинова), Ераст (Сердце не камень А.Н. Островского), Освальд (Привидения Г. Ибсена) и др. В 1958 году Евгений Матвеев был удостоен своего первого почетного звания Заслуженный артист РСФСР.

Еще будучи актером театра, Евгений Матвеев стремился к самому массовому виду искусства кинематографу. Возможность вылезти на многомиллионную аудиторию, усилить свой звук невиданным по мощность рупором это было его мечтой. И в 1955 году его греза стала осуществляться. К концу 1950-х годов его послужной список в кино насчитывал уже немного ролей: главная образ в фильме Искатели по роману Д. Гранина, Константин в фильме Л. Кулиджанова и Я. Сегеля Дом, в котором я живу, Лобанов в картине Дело Пестрых, командарм Сорокин в фильме Восемнадцатый год.

Конец 1950-х начало 1960-х годов крайне насыщенный отрезок времени в творческой биографии Е.Матвеева. Работы следовали одна за иной, и все они были отмечены талантом, вдохновением, темпераментом их создателя и в силу того что имели заслуженный фарт. За короткое время в Малом театре состоялось 11 премьер с его участием. Киноленты, в которых играл Матвеев, не сходят с экранов. Появились Федотов в картине М. Ершова Родная кровь, потрясший всех своей мужественной добротой и пронзительной искренностью, красноармеец Трофим из короткометражного фильма Жеребенок по рассказу М. Шолохова, Павловский в Крахе.

С юности одним из любимых героев, которого мечтал сыграть артист, был Макар Нагульнов из шолоховской Поднятой целины. Образ Макара в самой высокой степени отвечал тому, что разрешается обусловить словами герой Матвеева, что составляет главную тему его творчества влюбленность к Родине, людям, жизни. И в жизни, и на сцене его привлекали люди, живущие на самом пределе физических и эмоциональных сил, когда всякий момент наполнен до отказа, каждая минута проживается так, как подобно как она последняя.

Легко представить себе состояние актера, когда из Ленинграда пришла телеграмма с приглашением на съемки фильма Поднятая целина. Но саммит с режиссером картины А. Ивановым подействовала на Матвеева как ушат холодной воды. Ему предлагалась образ отнюдь не Нагульного, а Давыдова. Актер испытал ощущение стыда, горечи, состояние невосполнимой потери близкого, родного человека, с которым прожил свои лучшие годы. И все-таки Матвеев упросил режиссера хотя бы познать его в роли Нагульнова. Проба произвела на всех такое сильное ощущение, что сомнений ни у кого не оставалось: Матвеев и есть Нагульнов. Так произошла саммит артиста и роли, которая стала не только одной из самых удачных, запоминающихся и лучших работ актера, но и подлинным событием в советском кинематографе, классикой отечественного кино.

Макар Нагульнов предстал перед зрителями истинным рыцарем революции. Это сгусток энергии, герой внебытовой. Для него любое действо это фрагмент борьбы не на бытие, а на конец во имя революции. Гражданская битва для него не кончилась, и в каждое занятие, которое ему поручает партия, он бросается, как в махач, как в лихую конную атаку. Конечно, в нем есть и наив, и детское простодушие, но вкупе с тем и бездна обаяния незаурядной личности.

Всем актерам и режиссерам необходимо проходить чистку классикой. Проверять себя сколь доросли до нее. Это слова Евгения Матвеева. Сам же Евгений Семенович кроме того прошел эту проверку. Во время работы Поднятой целины режиссер М. Швейцер пригласил Евгения Матвеева на образ князя Нехлюдова в экранизацию романа Л.Н. Толстого Воскресенье. Времени на плавное, неторопливое вхождение в образ не было. Совмещать обе работы было невероятно тяжко, тяжело более того физически, не говоря уже о том, что приходилось практически на ходу обращаться из Нагульнова в Нехлюдова и напротив. А героев больше разных тяжко себе представить. Нужно было, чтобы вся могучая эмоциональность актера клокотала только внутри у него и сильно скупо, минимально, практически по крохам выходила наружу. Нехлюдов мужчина с сердцем, способный на душевные движения, и актерская индивидуальность Матвеева откликнулась на это, а образ принесла актеру колоссальный фарт.

Несмотря на счастливый момент в кинематографе, театр постоянно оставался для Евгения Матвеева его любовью, его болью и его мечтой. Немыслимая работоспособность, практически на пределе физических и душевных сил, с годами стала жизненным кредо Евгения Матвеева. Иначе он уже не мог. Трудно вымолвить, сколь продолжительно Евгений Матвеев оставался бы слугой двух господ кино и театра. Однако во время работы Поднятой целины он упал с коня и повредил позвоночник. Серьезная немочь на долгий срок оторвала актера от любимого дела. На сцену он больше не вернулся.

Долгие два года Евгений Матвеев был прикован к постели. Давно тайно заболевший режиссурой, он обложился книгами, занимался теорией режиссуры, мечтал о полноценной творческой работе, его экраном стал потолок, на котором он внутренне просматривал свои будущие фильмы. Искусство не позволяло ему поддаваться панике и унынию. Именно тогда он дал себе словечко сделаться на ноги, и под натиском его воли к жизни и страсти к профессии немощь отступила.

Режиссерским дебютом Е.С. Матвеева стал кино Цыган, поставленный по повести А. Калинина. За внешне бесхитростном рассказом о добром, мужественном, не ожесточившемся душой кузнеце Будулае вставала живая человеческая фатум, в которой, как это зачастую бывает в жизни, беда и веселье присутствовали не в равных пропорциях. С момента выхода фильма, где постановщик сыграл и главную образ, зрители принимают работы Матвеева-режиссера так же, как до этого принимали работы Матвеева-актера. В качестве режиссера он снял фильмы: Цыган (образ Будулая, 1967), Почтовый роман (образ Ковшова, 1969), Особо важное задание (образ Кириллова, 1980), Бешеные деньги (1981), Победа (образ Карпова, 1984), Любовь земная (образ Захара Дерюгина, 1974), Судьба (образ Захара Дерюгина, 1977), Чаша терпения (гл. роль). Среди его работ, снятых в 1990-х годах, три фильма под общим названием Любить по-русски.

Как артист Е.С. Матвеев немало и плодотворно снимался у других режиссеров: Солдаты свободы (Брежнев), Укрощение огня (Директор завода), Сибирячка (Добротин, 1972), Ярость (Гулявин), И был вечерок, и было утро (Ярцев), Смертный враг (Арсений, 1971), Фронт за линией фронта (Секретарь обкома, 1977), Фронт в тылу врага (Секретарь обкома, 1981) и др.

Замечательные актерские и режиссерские достижения Матвеева оцениваются по заслугам: зрители неоднократно называли его лучшим актером года; картина Почтовый роман получает приз IV Всесоюзного кинофестиваля как оптимальный историко-революционный фильм; дилогия Любовь земная и Судьба приносят Матвееву звание лауреата Государственной премии СССР и Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых; за воплощение в жизнь главной роли в дилогии Высокое звание он становится обладателем золотой медали имени А.П. Довженко; за образ Пугачева в фильме Емельян Пугачев его признают лучшим исполнителем мужеский роли на XVI Международном кинофестивале в Чехословакии; кино Победа получает особый приз Оргкомитета и Министерства обороны на XVIII Всесоюзном кинофестивале; за образ в фильме Любить по-русски Е.Матвеев удостоен приза за лучшую мужскую образ на XII Международном кинофестивале стран Азии, Африки и Америки.

Е.С. Матвеев был избран академиком Национальной академии кинематогарфических искусств и наук России.

Еще одной стороной творческой жизни Евгения Матвеева была его педагогическая дело. В течение нескольких лет он был профессором Всесоюзного государственного института кинематографии, руководителем Азербайджанской актерской мастерской. Едва ли не самым ответственным временем в работе с будущими актерами Матвеев считал начальный период, стадию первых упражнений и несложных этюдов. Поэтому, несмотря на огромную загруженность, все занятия неизменно проводил сам. Он учил своих студентов главному закону актерского искусства внутреннему, целенаправленному, точному действию, сквозь которое позволительно высказать задачу образа, индивидуальность персонажа, жанр произведения. Он не переставал напоминать, что творческая бытие актера трудна, что специальность актера это специальность увлеченных людей, это специальность музыкальная. Мы с вами ощущение, светило, словечко, листья... Бриллиант в золотой оправе вот что такое артист...

Особой сферой жизни Евгения Семеновича были творческие встречи со зрителями. К ним он относился шибко капитально и ответственно. Ездил по стране, читал отрывки из литературных произведений, играл сцены из фильмов и спектаклей, в особенности любил внимать зрителей и откликаться на их вопросы.

Е.С. Матвеев всенародный артист СССР (1974), награжден двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденом За заслуги перед Отечеством III степени.

Главной целью Е. Матвеева в кино было воспеть русскую женщину, определить ее на пьедестал, преклоняться перед женщиной, относиться к ней с благоговением, соорудить так, чтобы мужчины неизменно оберегали женщину, любили ее.

Так же читайте биографии известных людей:
Евгений Моргунов Eugene Morgunov

Евгений Моргунов - известный советский и российский актер, заслуженный артист РСФСР. Родился 27 апреля 1927 года.Наибольшую известность принесла..

Биография, история жизни Матвеева Евгения Семеновича Матвеев Евгений Семенович (08.03.1922, с. Новоукраинка, Украина – 01.06.2003, Москва) – советский и российский актер театра и кино, режиссер, сценарист. Детство Детство Евгения Матвеева было трудным. Родился он 8 марта 1922 года в Херсонской области в селе Новоукраинка, куда волею судьбы забросило его отца, красноармейца Семена Калиновича, и мать Надежду Федоровну. Сразу же после рождения ребенка отец бросил семью, и матери ничего не оставалось, кроме как вернуться в родную деревню. Там ее, родившую без родительского благословения, ждали проклятия и оскорбления. Однако сильная женщина все это пережила… С ранних лет Жене пришлось работать. Он возил воду пахарям, собирал в поле колоски, водил лошадь по борозде, т.е. делал все, что было под силу (а порой и не под силу) деревенскому мальчишке. В свободное же время Евгений забавлялся тем, что играл на балалайке для сельчан. Может быть, именно тогда в нем и родился артист… Довоенные годы Позже Евгений Матвеев вместе с матерью перебрались в город Цюрупинск все той же Херсонской области. Здесь мальчик впервые соприкоснулся с миром театра, начав заниматься в школьном драмкружке. Актерство увлекло Евгения, и он по окончании школы поступил в театральную студию, а затем начал работать статистом в Херсонском театре. Неизвестно, как бы сложилась дальнейшая судьба Матвеева, если бы однажды в 1940 году в Херсоне не остановился проездом знаменитый актер Николай Черкасов. Побывав в театре, он отметил нескольких молодых актеров (в том числе и Матвеева) и посоветовал им отправиться в Киев к режиссеру Александру Довженко. В Киеве Евгения приняли в актерскую школу при киностудии. Однако вскоре его учеба была прервана. Грянула Великая Отечественная война… Личная жизнь На фронт Евгений Матвеев попал лишь в 1944 году, после того, как в звании лейтенанта окончил Тюменское пехотное училище. После окончания войны Матвеев еще около года служил в Тюменском училище, где руководил военной самодеятельностью. Именно благодаря этому он и познакомился со своей будущей половиной. Однажды на их концерт пришла студентка местного музыкального училища Лида. Она сразу же обратила внимание на Евгения Матвеева, исполнявшего на сцене роль Гитлера. Чуть позже ситуация повторилась, но уже в прямо противоположном варианте. Евгений Матвеев вспоминал: «В музыкальном училище был какой-то концерт и Лида выступала. Она была божественна, у нее было божественное лирико-колоратурное сопрано. Меня прямо током ударило…». 1 апреля 1947 года молодые поженились… В том же году у супругов родилась дочь Светлана. Через десять лет в семье появился второй ребенок – сын Андрей. Театр В 1946 году Евгений Матвеев демобилизовался и стал актером Тюменского драматического театра. Здесь он проработал два года, а затем получил приглашение в труппу знаменитого Новосибирского театра «Красный факел». Евгений долго раздумывал над предложением и решился только лишь благодаря настойчивости жены… На сцене «Красного факела» Матвеев выступал до 1952 года, став за это время одним из ведущих актеров театра и завоевав огромную популярность среди местных зрителей. Поэтому не удивительно, что вскоре талантливого актера пригласили в Москву в знаменитый Малый театр. Первые роли в кино Впервые в кино Евгений Матвеев снялся уже достаточно поздно – в тридцать три года. Его дебютом на экране стала роль Судьбинина в музыкальной комедии режиссера Андрея Фролова «Доброе утро». Сегодня эту картину мало кто помнит, но тогда, в 1955 году, она стала одним из лидеров кинопроката, заняв почетное шестое место и собрав 30,5 миллионов зрителей. После выхода этой картины на Матвеева наконец-то обратили внимание кинорежиссеры. Он снялся в приключенческом фильме «Дорога» и киноповести «Искатели» (роль – инженер Андрей Лобанов). А затем пришел и первый серьезный успех. В 1958 году фильм Льва Кулиджанова и Якова Сегеля «Дом, в котором я живу», где Матвеев сыграл главную роль Кости, взял первый приз на Всесоюзном кинофестивале. Высоко оценили картину и зрители. По итогам опроса читателей газеты «Советская культура» фильм занял пятое место. Триумф Еще не закончились съемки в фильме «Дом, в котором я живу», как Евгений Матвеев получил приглашение на пробы в картину режиссера Александра Иванова «Поднятая целина» (по одноименному роману Михаила Шолохова). На роль Макара Нагульнова претендовало около 30 актеров, но победу одержал Матвеев. Выбор режиссера оказался оправданным. Актер создал яркий, запоминающийся образ, чем завоевал всеобщую зрительскую любовь. Стоит заметить, что персонажами Матвеева в его первых картинах были простые русские люди, сильные, размашистые, темпераментные, порой безоглядные. И когда вслед за Нагульновым Матвееву предложили роль князя Нехлюдова в драме «Воскресение» (по Льву Толстому), это вызвало всеобщее недоумение. Удивлялись и режиссеру, который «на кирзовый сапог собирается надеть замшевые гамаши», удивлялись и самому актеру, решившемуся согласиться на совершенно безвыигрышную роль. Тем не менее Евгений Матвеев, отбросив все сомнения, взялся за создание образа Нехлюдова. Причем подошел к этому он со всей тщательностью. Актер неоднократно посещал Ясную Поляну, читал дневники Льва Толстого, буквально впитывая в себя новый образ. Даже в повседневной жизни Матвеев старался держаться соответственно, всем своим видом и поведением демонстрируя, что он князь Нехлюдов. Картина «Воскресение», вышедшая на экраны сразу же вслед за «Поднятой целиной», посрамила всех скептиков. Евгению Матвееву удалось глубоко и полно передать внутренний мир своего персонажа, отразить на экране его сложнейшую эволюцию. Столь разноплановые роли, как Нагульнов в «Поднятой целине» и Нехлюдов в «Воскресении», продемонстрировали разносторонний талант Матвеева и принесли актеру всесоюзную популярность. Теперь уже не было сомнений – в отечественном кино появилась новая звезда. Всенародная любовь На волне успеха Евгений Матвеев снялся в нескольких картинах, среди которых наиболее удачной стала «Родная кровь» режиссера Михаила Ершова. В этой чистой, лишенной всякой политики и социальных лозунгов мелодраме Матвеев исполнил главную роль – сержанта-танкиста Федотова, который по пути из госпиталя на побывку домой знакомится с паромщицей Соней (Вия Артмане), матерью троих детей. Однако их счастье длится недолго… Пронзительная любовная история не оставила зрителей равнодушными. Фильм занял в прокате четвертое место, собрав на сеансах почти 35 миллионов человек. Персонаж Матвеева полюбился всем, но в особенности женской аудитории. На актера обрушился поток писем с признаниями в любви, многочисленные поклонницы буквально обрывали его телефон. Не оставили без внимания картину и профессионалы. «Родная кровь» была отмечена призами на международных кинофестивалях в Мар-дель-Плато и Буэнос-Айресе (оба – Аргентина), а также на всесоюзном кинофестивале в Ленинграде (1964). Несчастье В самый пик популярности с Евгением Матвеевым произошло несчастье. В 1965 году он с группой других известных актеров выехал в украинский город Николаев. Там на местном стадионе был организовано праздничное театрализованное представление. Матвееву, загримированному под Макара Нагульнова, предстояло проехать круг на тачанке. Вместо тачанки Матвееву выдели какую-то телегу. Еще перед заездом актер, осмотрев ее, хотел было отказаться от этого мероприятия – слишком уж так называемая «тачанка» ненадежно выглядела. Однако устроители праздника уговорили его. Все закончилось тем, что во время поворота у телеги отвалилось колесо, и Евгений Матвеев, вылетев из нее, рухнул на асфальт. Итог – серьезное повреждение позвоночника: два раздавленных диска и защемленный нерв. После длительного лечения Матвеева наконец выписали, дав третью группу инвалидности (первоначально врачи собирались дать ему вторую группу без права работы, но он убедил их этого не делать). Режиссерский дебют В эти тяжелые дни Евгений Матвеев ощутил всенародную поддержку. Со всех концов страны ему писали люди, предлагая кто способы лечения, кто деньги, а кто просто выражал свое сочувствие. Не оставили актера в стороне и коллеги – киностудия им. Довженко предложила ему заняться режиссурой. Как признавался сам Евгений Матвеев, об этом он уже давно втайне мечтал. Первым опытом на новом поприще для Матвеева стала мелодрама «Цыган» по одноименной повести А. Калинина. Роль Клавдии новоиспеченный режиссер доверил популярной актрисе Людмиле Хитяевой, а Будулая сыграл сам. Первая картина Евгения Матвеева вызвала разноречивые отклики. Многие зрители были в восторге, поэтому не случайно, что по итогам опроса журналом «Советский экран» исполнителей главных ролей (Матвеев и Хитяева) назвали лучшими актерами 1967 года. Однако было немало и критических замечаний… Актер и режиссер С 1968 года Евгений Матвеев окончательно оставил театр и полностью переключился на работу в кино. В качестве режиссера он поставил историко-революционный фильм «Почтовый роман» и мелодраму «Смертный враг», в которых снялся и сам. Впрочем, оба эти фильма большого успеха не имели. Много Евгений Матвеев снимался и у других режиссеров, но большинство фильмов были откровенно среднего уровня. Среди успешных картин стоит назвать лишь кинороман Алексея Салтыкова «Сибирячка» (благодаря которому Матвеев спустя два года был вновь назван лучшим актером года) и историко-биографическую ленту «Укрощение огня» (но здесь Матвееву досталась роль второго плана). В середине 70-х Евгений Матвеев вновь взялся за режиссерство. Им была поставлена социальная кинодилогия «Любовь земная» и «Судьба», рассказывающая о жизни председателя колхоза Захара Дерюгина и его любви к молодой Мане Поливановой. Главную мужскую роль в картинах исполнил сам Евгений Матвеев, а Поливанову сыграла замечательная актриса Ольга Остроумова. Конечно же, в обеих картинах имела место лакировка событий, без этого в то время редко обходился какой фильм. Тем не менее и «Любовь земная», и «Судьба» вызвали у зрителей живейший отклик. «Любовь земная» вышла в прокат в 1975 году и собрала на сеансах около 51 млн зрителей, а «Судьба» в 1978 году и вовсе почти 58 миллионов. Еще одной заметной работой Евгения Матвеева в 70-е годы стала роль Брежнева в фильме «Солдаты свободы». Заметной, но не в плане творчества, а в плане дальнейшей карьеры. Этот небольшой эпизод открыл актеру путь в «верха». Он тут же стал секретарем Союза кинематографистов, его картинам устраивали пышные всесоюзные премьеры, отмечали высокими наградами. Все это еще скажется на Евгении Семеновиче чуть позже… Постперестроечные работы Наступившая в середине 80-х годов в Советском Союзе перестройка многое изменила в жизни Евгения Матвеева. В 1986 году на пятом съезде кинематографистов СССР он был освобожден от своей должности. Ему припомнили и лакировочные картины, и роль Брежнева, и многое другое… Для Матвеева это было страшным ударом. По его признанию, он даже одно время помышлял покончить с собой, и кто знает, что бы случилось, если бы не дети и внуки… В конце 80-х Матвеев вернулся в кинематограф. Он снял трагическую мелодраму «Чаша терпения», где главные роли вновь распределил между собой и Ольгой Остроумовой. На фестивале «Созвездие» картина была удостоена лестных отзывов и даже завоевала приз зрительских симпатий, но широкому зрителю она осталась практически неизвестной. Довелось Матвееву сняться и в тогдашней «чернухе» – криминальной драме «Место убийцы вакантно» и политическом детективе «Клан». Что делать, надо было как-то зарабатывать на жизнь. Кстати в «Клане» Матвеев вновь изобразил Брежнева. Только теперь это был уже совсем не тот Брежнев, нежели в картине «Солдаты свободы»… «Любить по-русски» В середине 90-х отечественный экран захлестнула волна низкопробных латиноамериканских сериалов и американских боевиков. Российское кино оказалось на задворках. Тогда казалось, что оно уже никому не нужно. Именно в этот момент Евгений Матвеев вновь напомнил о себе. В 1995 году вышел его новый фильм «Любить по-русски». Матвеев не изменил себе, вновь сняв картину, казалось бы, обреченную на разгромную критику и обвинения в лакировочности. Однако эта картина (скажем откровенно – красивая сказка) была снята настолько искренне, настолько открыто, что вызвала небывалую ностальгию у всего российского зрителя. «Любить по-русски», а значит, без оглядки, со всем размахом... Название настолько точно соответствовало содержанию! И народ откликнулся. Со всех концов страны посыпались письма с благодарностью и… деньгами. Российские пенсионеры присылали свои последние копейки с просьбой снять продолжение картины! Действительно – любить по-русски… В 1987 году на народные деньги Евгений Матвеев поставил «Любить по-русски-2». Картина несколько уступала первой части в плане профессионализма, но тогда российскому зрителю это было совсем не важно. Она была принята на ура так же, как и первая. В 1999 году Евгений Семенович снял заключительную часть трилогии «Любить по-русски», в которой добро и справедливость наконец-то побеждало зло. Наивно? Да. Но, может быть этой наивности и веры в хорошее тогда и не хватало нам… «Мое кино – прямолинейное, – сказал тогда Евгений Семенович. – Я ищу кратчайший путь от сердца к сердцу. Правду, йоту мечты, йоту сказки – вот что я хочу оставить людям. Народу сегодня нужна сказка. Как я был сторонником «Кубанских казаков», так им и остаюсь». «Любить по-русски» была последний серьезной работой Евгения Матвеева (в 2001 году он мелькнул в крошечном эпизоде сериала «Под Полярной звездной»). 1 июня 2003 года он скончался. Причина смерти великого актера – рак легких. Матвеева похоронили на Новодевиьчем кладбище. После смерти Евгений Матвеев не ушел в забвение. Поклонники его таланта продолжали смотреть его фильмы, восхищаться его тонкой игрой и режиссурой. В 2007 году на ТВ вышел документальный фильм под названием «Жизнь без вранья. Евгений Матвеев», в котором создатели проекта постарались наиболее полно рассказать о творческом пути простого мальчика из глухой деревни, ставшего настоящим гением кинематографа.

Евгений Матвеев родился в селе Новоукраинка Скадовского района Херсонской области. В 17-летнем возрасте Евгений поступил в театр города Херсона, где сначала играл в массовке, потом стал получать эпизодические роли. Юношу заметил Николай Черкасов, который помог Матвееву поступить в актерскую школу при Киевской киностудии имени Довженко.
Во время войны Матвеев сначала учился, потом преподавал в Тюменском пехотном училище, после демобилизации поступил в местный драмтеатр. Затем работал в новосибирском театре "Красный факел", а с 1952 по 1968 год -- в московском Малом театре.
С начала 50-х Матвеев много снимался в кино. Одной из самых ярких его работ того времени стала роль Макара Нагульнова в "Поднятой целине". На съемках Матвеев повредил позвоночник и два года был прикован к постели. От театра ему пришлось отказаться, но в кино он вернулся как актер и режиссер. Его режиссерским дебютом стала картина "Цыган".
Евгению Матвееву было присвоено звание народного артиста СССР, он был награжден двумя орденами Ленина и другими государственными наградами, был лауреатом Государственных премий СССР и РСФСР, обладателем многочисленных кинематографических наград.
Среди последних режиссерских работ Матвеева особо выделяется трилогия "Любить по-русски", в которой, по его словам, он выразил свою преклонение перед русским народом.
5 мая 2003 года Евгения Семеновича срочно госпитализировали в Центральную клиническую больницу: на даче он почувствовал себя очень плохо. Близкие думали, что у него опять хронический бронхит.
- Я чуть не рухнула, - плача, рассказала корреспонденту «Комсомолки» дочь Матвеева - Светлана, - когда врачи мне сказали, что у папы рак легких. Четвертая стадия. Врачи изумились - как мы могли этого не знать?! Оказывается, ему этот диагноз поставили еще в 99-м году. Нам они ничего об этом не сказали. Он, как конь, бегал по разным мероприятиям до последнего. От онкологии не лечился. Это такая нелепость! Нам не хватило одного-двух дней. Мы достали ему лекарство - отечественный препарат, которым лечили жену папиного друга. Она шесть лет живет. Вы не представляете, как нам сейчас тяжело...
1 июня, когда он умирал, с ним рядом была вся семья. «Я не видел плачущего большевика», - когда-то говорил про жену Матвеев. Когда он умирал у Лидии Алексеевны на руках, она заплакала... Президент России Владимир Путин выразил глубокие соболезнования родным, близким и коллегам покойного. Прощание с известным актером и режиссером прошло в Центральном Доме кино. Евгений Семенович Матвеев похоронен на Новодевичьем кладбище.

Фильмы с участием актера:


1955 ДОБРОЕ УТРО актер
1955 ДОРОГА актер
1956 ИСКАТЕЛИ актер
1957 ДОМ, В КОТОРОМ Я ЖИВУ {купить VHS} {купить DVD} актер
1958 ВОСЕМНАДЦАТЫЙ ГОД актер
1958 ДЕЛО «ПЕСТРЫХ» актер
1959 ЖЕРЕБЕНОК {купить VHS} актер
1959-1961 ПОДНЯТАЯ ЦЕЛИНА {купить DVD} {купить VHS} актер
1960-1961 ВОСКРЕСЕНИЕ {купить VHS} актер
1963 РОДНАЯ КРОВЬ {купить VHS} актер
1964 МАТЬ И МАЧЕХА {купить VHS} актер
1965-1967 ЯРОСТЬ актер
1967 ЦЫГАН {купить DVD} {купить VHS} актер, режиссер, сценарист
1968 КРАХ актер
1969 ПОЧТОВЫЙ РОМАН актер, режиссер
1970 СПОРТ, СПОРТ, СПОРТ актер
1971 И БЫЛ ВЕЧЕР, И БЫЛО УТРО... актер
1971 СМЕРТНЫЙ ВРАГ актер, режиссер, сценарист
1972 СИБИРЯЧКА актер
1972 УКРОЩЕНИЕ ОГНЯ {купить VHS} актер
1973 ВЫСОКОЕ ЗВАНИЕ (фильм 1-й: «Я - Шаповалов Т. П. ») актер
1974 ВЫСОКОЕ ЗВАНИЕ (фильм 2-й: «Ради жизни на земле») актер
1974 ЛЮБОВЬ ЗЕМНАЯ актер, режиссер, сценарист
1977 СУДЬБА актер, режиссер, сценарист
1977 ФРОНТ ЗА ЛИНИЕЙ ФРОНТА актер
1978 ЕМЕЛЬЯН ПУГАЧЕВ («Невольники свободы», «Кровью омытая») актер
1979 ОСОБО ВАЖНОЕ ЗАДАНИЕ {купить VHS} {купить VHS} актер, режиссер
1981 БЕШЕНЫЕ ДЕНЬГИ

Звезда «Стиляг», «Анны Карениной», «МосГаза» и «Бесов», незаменимый член труппы МХТ им. Чехова, актер Максим Матвеев прошел долгий путь, прежде чем его стали именовать «звездой молодого поколения» как верные зрители, так и требовательные критики.

Детство и семья Максима Матвеева

Максим Александрович Матвеев появился на свет 28 июля 1982 года в городе Светлый Калининградской области. Его родные, простые советские труженики, были далеки от мира искусства.


Мама Людмила Владимировна – филолог, работала библиотекарем. Родного отца мальчик не знал. Воспитанием мальчика в основном занимался дед, у которого, по воспоминаниям актера, были золотые руки. «Он просил меня нарисовать, что хочу. Я рисовал, а через три часа дедушка по моему эскизу делал игрушку», – рассказывал Максим.


Бабушка Максима работала билетером в местном кинотеатре и, разумеется, пропускала внука на все сеансы бесплатно. Там мальчик познакомился со многими шедеврами голливудского кинопрома, но сильнейшее впечатление на него произвели «Звездные войны». Еще долго в своих фантазиях он представлял себя джедаем с лазерным мечом наперевес.

Когда Максиму исполнилось 10 лет, его мама обрела новую любовь, и у юноши появился отчим, моряк по профессии. В 1992 году семья перебралась в Саратов, на родину мужа, где у Максима появился единоутробный братик Володя.

Максим Матвеев. Белая студия

В школе Максим учился хорошо, окончил ее с серебряной медалью. Ребенок он был довольно замкнутым: почти ни с кем не общался, на переменах предпочитал не играть со сверстниками, а готовить домашнее задание. Но к старшим классам в нем проснулся бунтарский дух: он отрастил длинные волосы и стал слушать хэви-метал.

В детстве Максим Матвеев хотел стать хирургом, затем загорелся идеей стать фехтовальщиком. Однако творчество всегда оставалось важной частью его жизни. В юности он посещал художественную школу, позже к урокам изобразительного искусства добавились внеклассные занятия актерского мастерства. Несмотря на это, после окончания школы о профессии актера Максим не задумывался. Он никак не мог определиться, чем хочет заниматься во взрослой жизни, и родители просто поставили его перед фактом: «Поступаешь на адвоката». Но тут курс его судьбы изменил господин Случай.

Начало карьеры

В выпускном классе Матвеев решил принять участие в конкурсе пар на театральном факультете Саратовской консерватории. Там-то на него и обратил внимание театральный педагог Владимир Смирнов, предложивший парню попробовать свои силы в актерстве. Вняв совету, он подал документы и стал студентом сразу второго курса театрального факультета Саратовской консерватории. Благодаря усилиям его педагога Валентины Ермаковой Максим быстро прибавлял в мастерстве, отвергая многочисленные предложения сняться в рекламе, фотосессии или даже фильме для взрослых (предлагали ему и такое!). В итоге за свои дипломные спектакли «Божий клоун» и «Дон Хуан» Максим получил наивысшие оценки членов комиссии.

Получив диплом Саратовской консерватории, Максим попытал счастья в Школе-студии МХАТ. В столицу он, скромный мальчик из Саратова, ехал без особой подготовки, по его собственным словам, материал для прослушивания был однобоким. Когда экзаменаторы поинтересовались, подготовил он что-либо еще, Максим ответил: «Нет, но скоро!». На следующее утро после бессонной ночи он пришел во всеоружии, а его попросили станцевать. Он был уверен, что провалился, однако талантливому юноше нашлось место на курсе Игоря Золотовицкого и Сергея Земцова.


Параллельно с учебой Максим Матвеев стал часто выступать на сцене. Так, он исполнил роль рыцаря Жорфея в известном спектакле «Пьемонтский зверь», а затем также появился в постановке «Последняя жертва». Хотя свой первый выход на сцену МХТ актер вспоминал со стыдом: «Я играл в одном спектакле с Олегом Табаковым и Мариной Зудиной . И меня не было слышно. Совсем. После спектакля Олег Павлович сказал мне: „Ну, старик, надо работать и работать“».


В итоге успешно окончив Школу-студию МХАТ, в 2006 году Максим Матвеев устроился на работу в МХТ имени Чехова. В последующие годы на местной сцене актер сыграл огромное множество замечательных ролей. Среди его лучших работ значатся спектакли «Кабала святош», «Король Лир», «Художник». По мнению известных театральных критиков, лучшей работой молодого актера является роль Горинга в постановке «Идеальный муж» по Оскару Уайльду.

Максим Матвеев в кино

Еще во время учебы Матвееву предложили роль в сериале «Бедная Настя» с Еленой Кориковой . Персонаж был немаловажен для сюжета, и гонорара за съемки хватило бы на четырехкомнатную квартиру в Москве. Но Максим внял словам Золотовицкого, который убедил своего подопечного не спешить, а прилежно учиться. Понимал это и сам актер, для которого место в МХТ уже тогда значило больше, чем мимолетная слава сериального красавца.


Первой ролью Максима в кино стала лента Валерия Тодоровского «Тиски», а год спустя зрители увидели его в «Стилягах», пестром мюзикле того же режиссера с Антоном Шагиным и Оксаной Акиньшиной .

«Стиляги»: Максим Матвеев – «Моя маленькая бейби»

Затем последовали роли в лентах «Тариф Новогодний», «Не скажу», «На крючке», «Свадьба по обмену». Все эти фильмы имели коммерческий успех, так что имя Максима Матвеева не пропадало с радаров режиссеров и продюсеров


Любили Максима Матвеева и простые зрители. На его спектаклях всегда был аншлаг. А во время различных кинематографических фестивалей очередь к нему за автографами всегда была особенно внушительной.


Во второй половине нулевых Максим Матвеев стал часто появляться не только на больших экранах, но и на телевидении. В мир российских сериалов он вновь-таки шагнул очень уверенно, сыграв главную роль в телепроекте «Тульский Токарев». После этого были съемки в сериалах «Ялта-45», «Охотники за бриллиантами», «Военный госпиталь», а также роли в телевизионных лентах «Капитаны», «Дед Мороз всегда звонит трижды» и многих других.


В 2012 году фильмография Максима Матвеева пополнилась сразу несколькими успешными проектами: сериалом «МосГаз» с Андреем Смоляковым (артист оперетты Влад Вихров), и военной драмой «Август. Восьмого» (командир миротворцев Алексей).


В 2013 году популярность актера подкрепило участие в детективе Станислава Говорухина «Weekend», романтической комедии со Светланой Ходченковой и Любовью Аксеновой «Любит не любит» и приключенческой «Форт Росс», где партнершей Максима стала Анна Старшенбаум .


А после 2014 года Максима Матвеева начали узнавать на улице как Николая Ставрогина из мини-сериала Владимира Хотиненко «Бесы», киноадаптации одноименного произведения Достоевского, над которой актер работал совместно с уже хорошо знакомым Антоном Шагиным, Сергеем Маковецким и Марией Луговой .


В том же году он исполнил главную роль в экранизации романа Сергея Минаева «The Телки», а также появился в спортивной драме «Они играли за Родину».

В начале 2017 года зрители могли насладиться игрой Максима Матвеева сразу в двух крупных проектах. Первый – многосерийная экранизация биографии шпионки-танцовщицы Маты Хари, которую сыграла француженка Ваина Джоканте . Сам же Максим Матвеев предстал в образе капитана Владимира Маслова, влюбленного в прекрасную девушку.


Через месяц после премьеры сериала «Мата Хари» публике был представлен сериал Карена Шахназарова «Анна Каренина» (хотя его съемки закончились раньше). Максим Матвеев сыграл Алексея Вронского, ну а роль его возлюбленной, Анну Каренину, исполнила Елизавета Боярская.


Главным конкурентом актера стал Константин Крюков , но так как Лизу утвердили на роль Анны до кастинга на роль Вронского, у Максима появилось преимущество – им с супругой не надо было «сыгрываться» и играть страсть. «Играть любовь с женой гораздо проще, чем с любой другой актрисой», – поделился в одном из интервью Максим.

Советский и российский актер и режиссер. Известен по фильмам серии «Любить по-русски», лентам «Цыган», «Любовь земная» и другим. Народный артист, обладатель многочисленных премий. Отец двоих детей.

Детство и юность

Евгений Матвеев родился в селе Новоукраинке 8 марта 1922 года. Мать актера была крестьянкой, а дед по материнской линии - церковным старостой. Отец актера, Семен Матвеев, был образованным человеком, коммунистом по убеждениям, бросил семью, когда сыну исполнилось четыре года.

Будущий актер переехал с матерью в село Виноградово и там, чтобы подзаработать, торговал на дороге арбузами в детстве. Деньги юный Евгений потратил на то, чтобы купить балалайку. Уже тогда мальчик проявлял склонность к творчеству и сочинял частушки, которые исполнял под аккомпанемент балалайки. Две из них много позже вошли в фильм «Любовь земная», который Евгений Матвеев снял как режиссер.

Мальчик хорошо учился, и мать отослала его получать образование в город Цюрупинск, который ныне называется Алёшки. Там будущий актер впервые познакомился с театром - увидел любительскую постановку, вдохновился и сам стал заниматься в самодеятельности. Доучившись до девятого класса, Евгений оставил школу и отправился в Херсон, где был настоящий профессиональный театр. Там юноша начал с небольших ролей и участия в массовых сценах.


В одном спектакле, где Евгений играл роль музыканта, его заметил актер . По совету Черкасова молодой Евгений Матвеев поехал учиться в Киев. Там актер занимался в школе актеров при Киевской киностудии. После Второй мировой войны работал в разных театрах и в конце концов оказался в Москве, где начал работать режиссером и сниматься в кино.

На канале ТВЦ вышел 40-минутный документальный фильм «Эхо любви», посвященный жизни и творчеству Евгения Матвеева. Об актере и режиссере рассказывают люди, с которыми тому приходилось работать и дружить.

Фильмы

В 1963 году Матвеев сыграл в мелодраме «Родная кровь» в паре с актрисой . Евгений исполнил в этом фильме роль Владимира - танкиста, а затем старшего механика на пароходе. Герой знакомится с паромщицей Соней, которую играет Артмане. Между персонажами начинается роман, который заканчивается смертью Сони, после чего Владимиру приходится столкнуться с бывшим мужем возлюбленной.


Во второй половине 60-х вышел фильм «Цыган» - о , обрусевшем цыгане, который участвовал во Второй мировой войне, был разведчиком, а после войны оказался на донском хуторе, где находит сына. Евгений Матвеев выступил здесь в роли режиссера и исполнителя главной роли одновременно.

В 1974 году вышел фильм «Любовь земная», где Матвеев снова оказался и режиссером, и исполнителем главной роли - Захара Дерюгина. Это немолодой председатель колхоза, семейный человек и отец четырех сыновей, который неожиданно влюбляется в юную односельчанку Маню (ее роль исполняет ).


Через три года вышло продолжение этого фильма, мелодрама «Судьба», где Захар Дерюгин, герой Матвеева, попадает в плен во время Великой Отечественной войны. Позже герой сбегает из плена, оказывается в рядах партизан и спасает собственное село от немецких солдат, которые как раз готовились провести там карательную акцию.

Евгений Матвеев сыграл также роль донского казака и предводителя Крестьянской войны в одноименной исторической дилогии режиссёра Алексея Салтыкова. Здесь актеру снова случилось сыграть в паре с Вией Артмане, которая исполнила роль императрицы . Фильм был выпущен в 1978 году.


В 1984 году вышла двухсерийная драма «Победа», главные герои которой - два военных корреспондента, с советской и с американской стороны, которые встречаются сначала на Потсдамской конференции в 1945 году, а затем, через тридцать лет, на совещании представителей европейских стран в Хельсинки.

В фильме изображены исторические персонажи и присутствуют реальные кадры из документальной хроники. Евгений Матвеев играет здесь генерала Василия Карпова, а также выступает в роли режиссера.


В 90-е годы Евгений Матвеев выпустил на экраны драматическую трилогию «Любить по-русски», где опять исполнил и главную роль. Герой Валерьян Мухин переезжает в деревню и становится фермером. В прошлом Мухин был крупным партийным деятелем, теперь же оставляет жену, заводит роман с хуторянкой, знакомится с новыми людьми и собирается отстраивать жизнь заново. Попутно героям приходится бороться с местным криминальным авторитетом.

Последней работой Евгения Матвеева в кино стала роль генерального секретаря ЦК КПСС в шестисерийной мелодраме «Под Полярной звездой», которая вышла в 2001 году. До этого Матвеев уже исполнял роль Брежнева в фильме «Клан» в 1991 году. Лента посвящена расследованию дела о коррупции, которое ведут двое московских следователей. Действие разворачивается в начале 80-х, в брежневский период.

Личная жизнь

Актер был женат на Лидии Алексеевне Матвеевой, с которой познакомился в 1947 году. Супруги провели в браке пятьдесят шесть лет. Жена родила Евгению двоих детей - сына и дочь, а позже у актера появились трое внуков. С женой актер познакомился еще в Новосибирске, а затем молодые супруги вместе переехали в Москву, где Евгений стал работать в МДТ. В семье к тому моменту уже родилась дочь, и руководитель театра пообещал выделить молодой семье жилплощадь.


Евгений Матвеев с семьей

Первое время семья Матвеевых жила в гостинице, а затем переехала в коммунальную квартиру, и уже там родился младший сын Андрей. Жена актера также была человеком творческой профессии, она окончила вокальный и хормейстерский факультеты и в итоге пела в хоре. Серьезной творческой карьерой Лидии пришлось пожертвовать, чтобы обеспечивать семью в то время, пока карьеру строил муж.

Смерть

Евгений Матвеев умер в июне 2003 года в возрасте 82 лет, причиной смерти стал рак легких. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Фильмография

  • 1978 - «Емельян Пугачёв»
  • 1980 - «Особо важное задание»
  • 1981 - «Фронт в тылу врага»
  • 1984 - «Победа»
  • 1985 - «Анна и Антон»
  • 1985 - «Завещание»
  • 1986 - «Время сыновей»
  • 1988 - «Отцы»
  • 1989 - «Чаша терпения»
  • 1990 - «Место убийцы вакантно...»
  • 1991 - «Клан»
  • 1992 - «Доброй ночи!»
  • 1995 - «Любить по-русски»
  • 2001 - «Под Полярной звездой»