Творчество Высоцкого. Владимир Высоцкий: краткая биография. Владимир высоцкий - биография, информация, личная жизнь Творческая жизнь высоцкого

Поэзия и песни

Высоцкий написал свыше 100 стихотворений, около 600 песен и поэму для детей (в двух частях), в общей сложности его перу принадлежит приблизительно 700 поэтических произведений.

Довольно много песен было написано специально для кинофильмов, но большая их часть, иногда по техническим причинам, но чаще из-за бюрократических запретов, в окончательные версии не вошла (например, в фильмы «Земля Санникова», «Вторая попытка Виктора Крохина» , «Особое мнение» и другие).

Стиль и тематика песен

Владимир Высоцкий :

Гитара у меня появилась не сразу. Сначала я играл на рояле, потом - на аккордеоне. Я тогда ещё не слышал, что можно петь стихи под гитару, и просто стучал ритм песни по гитаре и пел свои и чужие стихи на ритмы.

- «Пишу я очень давно…» )

Как правило, Высоцкого причисляют к бардовской музыке, однако здесь нужно сделать оговорку. Тематика песен и манера исполнения Высоцкого заметно отличалась от большинства других, «интеллигентных» бардов, кроме того, сам Владимир Семёнович не причислял себя к «бардовскому» движению:

«Значит, „Как Вы относитесь к нынешнему менестрелизму и что, по-Вашему, - бардовская песня?“ Во-первых, я эти два слова впервые слышу - слово „менестрелизм“ вот и „бардовская“. Вы знаете, в чём дело - я никак не отношусь. Я никогда к этому никак не относился, никогда себя не считал никаким ни „бардом“, ни „менестрелем“. Вот, и тут, вы понимаете… Я никогда не принимал участия ни в каких „вечерах“ этих, которые организовывались. Сейчас такое дикое количество этих вот так называемых „бардов“ и „менестрелей“, что я к ним не хочу никакого отношения иметь.»

- Стенограмма выступления Высоцкого в г. Ворошиловграде 25 января 1978 г. (21 ч.) )

Кроме того, в отличие от большинства советских «бардов», Высоцкий был профессиональным актёром и, уже по этой причине, не может быть отнесён к самодеятельности.

Сложно найти стороны жизни, которые бы он не затронул в своём творчестве. Это и «блатные» песни, и баллады, и любовная лирика, а также песни на политические темы: часто сатирические или даже содержащие резкую критику (прямую или, чаще, написанную эзоповым языком) существующего строя и положения дел, юмористические песни и песни-сказки. Многие песни написаны от первого лица и впоследствии получили название «песни-монологи» . В других песнях могло быть по нескольку героев, «роли» которых Высоцкий исполнял, меняя голос (например, «Диалог перед телевизором»). Это своеобразные «песни-спектакли», написанные для исполнения одним «актёром».

Высоцкий пел о повседневной жизни и о Великой Отечественной войне, о жизни рабочих и судьбах народов - всё это и принесло ему широкую популярность. Точность и образность языка, исполнение песен «от первого лица», искренность автора, экспрессивность исполнения создавали у слушателей впечатление, что Высоцкий пел об опыте собственной жизни (даже об участии в Великой Отечественной войне, по окончании которой Высоцкому было всего 7 лет) - хотя подавляющая часть историй, рассказанных в песнях, была либо целиком и полностью придумана автором, либо основана на рассказах других людей.

Песни Высоцкого отличаются повышенным вниманием, в первую очередь, к тексту и содержанию, а не к форме (с противопоставлением себя эстраде).

Большую известность Высоцкий получил за «песни на надрыве» - такие как «Кони привередливые» или «Райские яблоки».

Также он отличался нетрадиционной манерой пения - тянул не только гласные, но и согласные.

Высоцкий сознательно играл на расстроенной гитаре. Познакомившийся с ним незадолго до его смерти профессиональный музыкант Зиновий Шершер (Туманов) вспоминал:

Я настраивал ему гитару. Очень старался, а он взял инструмент в руки и все струны немножко приспустил. «Я люблю, чтобы она гудела…»

Проза и драматургия

«Жизнь без сна (Дельфины и психи)». 1968 год. Наличие авторского названия неизвестно.

Первая известная публикация рассказа в парижском журнале «Эхо» в 1980 г. Название «Жизнь без сна» было дано редакцией журнала. Под заголовком «Дельфины и психи» рассказ распространялся в советском самиздате.

«Как-то так все вышло» . 1969 или 1970 годы.

«Где центр?» (сценарий). 1975 год.

«Роман о девочках » . 1977 год. Роман не окончен. В авторской рукописи название отсутствует.

«Венские каникулы» . Киноповесть (совместно с Э. Володарским ). 1979 год.

«Чёрная свеча » (1 часть). Совместно с Леонидом Мончинским. Владимир Семёнович не дожил до окончания совместного труда, и 2 часть была написана уже только Мончинским.

Театральные работы

В основном имя Высоцкого как театрального актёра связано с Театром на Таганке. В этом театре он участвовал в 15 спектаклях (в том числе «Жизнь Галилея», «Вишнёвый сад», «Гамлет»). Более чем в 10 спектаклях (не только Театра на Таганке) исполнялись его песни.

Радио

Основная статья: Радиоспектакли с участием В. С. Высоцкого

Высоцкий принял участие в создании 11 радиоспектаклей (в том числе «Мартин Иден », «Каменный гость », «Незнакомка », «За Быстрянским лесом »).

Кинематограф

Высоцкий снялся почти в 30 фильмах, во многих из них звучат его песни. На многие роли его не утверждали, причём далеко не всегда по творческим причинам. Высоцкий участвовал также в озвучивании одного мультфильма - «Волшебник Изумрудного города». Кроме того, изначально Волка в мультфильме «Ну, погоди!» предполагалось озвучивать Высоцкому, но не разрешила цензура и его заменил Анатолий Папанов.

В 1975 г. Высоцкий стал автором рекламного фильма «Знаки Зодиака» , где сочинил и исполнил песню «О знаках зодиака». Этот фильм изначально не был принят советской цензурой в том числе в связи с участием Высоцкого в его создании.

Фильмография:

  • 1959 - Сверстницы - Петя
  • 1962 - 713-й просит посадку - Солдат морской пехоты
  • 1962 - Карьера Димы Горина - Софрон
  • 1962 - Увольнение на берег - Пётр, друг Валежникова
  • 1962 - Штрафной удар - Юрий Никулин
  • 1963 - Живые и мёртвые - весёлый солдат
  • 1965 - Наш дом - Механик
  • 1965 - На завтрашней улице - Пётр Маркин
  • 1965 - Стряпуха - Андрей Пчелка
  • 1966 - Вертикаль - Володя (также исполняет песни)
  • 1966 - Я родом из детства - капитан-танкист Володя
  • 1967 - Короткие встречи - Максим
  • 1967 - Война под крышами - полицай на свадьбе
  • 1968 - Интервенция - Мишель Воронов/Евгений Бродский (также исполняет песни)
  • 1968 - Служили два товарища - Брусенцов
  • 1968 - Хозяин тайги - Рябой (также исполняет песни)
  • 1969 - Опасные гастроли - Жорж, Николай (также исполняет песни)
  • 1971 - Белый взрыв - Капитан
  • 1972 - Четвёртый - Он
  • 1973 - Плохой хороший человек - Фон Корен
  • 1974 - Единственная дорога - Солодов
  • 1975 - Бегство мистера Мак-Кинли - Билл Сигер (также исполняет песни)
  • 1975 - Знаки зодиака (сценарий, музыка)
  • 1975 - Единственная - Борис Ильич
  • 1976 - Сказ про то, как царь Пётр арапа женил - Ганнибал
  • 1977 - Они вдвоём («Мафильм», Венгрия)
  • 1979 - Место встречи изменить нельзя - капитан Жеглов
  • 1979 - Маленькие трагедии - Дон Гуан

Друзья

В своих интервью Высоцкий часто рассказывал о своих друзьях - в первую очередь об известных людях, но отмечая, что были и «несколько человек, не имеющих отношения к… публичным профессиям».

Так, первыми друзьями, получившими впоследствии известность, были одноклассники Владимира: будущий поэт Игорь Кохановский и будущий сценарист Владимир Акимов . Потом эта группа разрослась: «Мы жили в одной квартире в Большом Каретном, … жили прямо-таки коммуной…». Эта квартира принадлежала старшему другу поэта - Левону Кочаряну и там жили или часто бывали актёр Василий Шукшин , режиссёр Андрей Тарковский , писатель Артур Макаров, сценарист Владимир Акимов , Анатолий Утевский . Об этих людях Владимир Семёнович вспоминает: «Можно было сказать только полфразы, и мы друг друга понимали по жесту, по движениям». Одним из самых близких друзей Высоцкого был клоун-мим Леонид Енгибаров.

Со временем прибавились коллеги по театру: Всеволод Абдулов, Иван Бортник, Иван Дыховичный, Борис Хмельницкий, Валерий Золотухин, Валерий Янклович . Кроме них, на разных этапах жизни у Высоцкого также появлялись новые друзья: Давид Карапетян , Даниэль Ольбрыхский, Вадим Туманов, Виктор Туров, Михаил Барышников, Сергей Параджанов и другие.

В Париже Высоцкий знакомится с Михаилом Шемякиным, которым в будущем будет создано множество иллюстраций к песням Высоцкого, возведён памятник поэту в Самаре. Однако, пожалуй, самое важное, что Михаил Михайлович сделал для увековечивания памяти друга - это записи Высоцкого, сделанные в Париже в 1975 -1980 годы в студии Михаила Шемякина. На второй гитаре Высоцкому аккомпанировал Константин Казанский . Эти записи уникальны не только качеством и чистотой звучания, но и тем, что Высоцкий пел не просто для пластинки, а для близкого друга, чьё мнение он так ценил. Также в эти годы в Париже совместно с Константином Казанским, который выступал в качестве аранжировщика, Высоцкий успел записать три своих пластинки.

Близким другом был Павел Леонидов - импресарио Высоцкого и его двоюродный дядя.

Дискография

Прижизненные диски, изданные в СССР

Персональные издания

При жизни Высоцкого было выпущено всего 7 миньонов (выходили с 1968 по 1975 год). Каждая из пластинок содержала не больше четырёх песен.

В 1978 году также был выпущен экспортный диск-гигант , в который вошли песни, записанные в разные годы фирмой «Мелодия», но так и не изданные.

С участием Высоцкого

Начиная с 1974 года, вышли четыре дискоспектакля с участием Высоцкого, в том числе в 1976 году был выпущен двойной альбом «Алиса в Стране чудес» (отдельно издали ещё и миньон «Алиса в Стране чудес. Песни из музыкальной сказки»).

Кроме этого, известно 15 пластинок, в которые входили по одной или несколько песен Высоцкого, в основном это песни из кинофильмов и сборники военных песен (например, «Друзьям-однополчанам», «День Победы»).

Также песни Высоцкого звучали на 11 пластинках в музыкальных журналах (в основном, «Кругозор»), а в 1965 году в том же «Кругозоре» (№ 6) были изданы отрывки из спектакля «10 дней, которые потрясли мир» с участием Высоцкого и других таганских актёров.

В СССР и России после смерти

  • Наиболее крупным изданием является серия грампластинок «На концертах Владимира Высоцкого» на 21 диске (1987 -1992 гг.). Также выделяются 4 грампластинки, выпущенные в 1993 -94 гг. фирмой «Апрелевка Саунд Инк», с редкими и ранее не издававшимися песнями.
  • В первой половине 2000-х годов компанией «New Sound - Новое звучание» было выпущено 22 компакт-диска с ремастированными песнями Владимира Семёновича. Треки были представлены современными ремейками, в основу которых лёг вокал Высоцкого, очищенный от авторского звукового сопровождения и наложенный на современные музыкальные аранжировки. Столь смелый эксперимент вызвал противоречивые мнения аудитории: с одной стороны, музыка приобрела довольно хорошее качество звучания, а с другой - добавилась некая «попсовость».
  • К 30-летней годовщине смерти В. Высоцкого газета «Комсомольская правда» подготовила специальный выпуск с фильмом на DVD: «Владимир Высоцкий. Кадры неизвестной кинохроники. „Дорожная история“» с кадрами, которые никогда не демонстрировались в России: материал польской кинохроники, а также уникальные кадры из различных частных архивов (кинопробы несостоявшейся роли, любительские съёмки, фрагменты интервью).

Список альбомов, издаваемых с 1996 года:

  • Татуировка - (1963-1965)
  • Формулировка - (1964)
  • Но я не жалею - (1964-1978)
  • Поговори хоть ты со мной - (1964-1974)
  • Путешествие в прошлое - (1967)
  • Скажи ещё спасибо, что живой - (1969-1980)
  • Песни к к/ф «Иван да Марья» - (1969-1976)
  • Баллады к к/ф «Бегство мистера Мак-Кинли» - (1974-1976)
  • Свой остров - (1964,1973-1974,1976)
  • Затяжной прыжок - (1974-1976)
  • Концерт в ДК «Мир» - (1967)
  • Концерт в центральном Театре Кукол - (1973)
  • Концерт в ДК ВАМИ - (1974)
  • Концерт в ДК «Коммуна» часть 1 - (1980)
  • Концерт в ДК «Коммуна» часть 2 - (1980)
  • Тихорецкая - (1961-1965)
  • Я родом из детства - (1965-1979)
  • Песня о Волге - (1968-1979)
  • Купола - (1968-1979)
  • Потеряю истинную веру - (1963-1967)
  • Лукоморья больше нет - (1967-1972)
  • Банька по-белому - (1969-1974)
  • Не волнуйтесь - (1969-1976)
  • Вес взят - (1969-1978)
  • Памятник - (1973-1979)
  • История болезни - (1969-1979)
  • Речека - (1967,1977-1980)
  • Алиса в стране чудес - (1970, 1973)
  • Мой Гамлет - (1966-1978)
  • Концерт в Клубе-магазине «Эврика» - (1966, 1973, 1976)
  • Концерт в Казани - (1977)
  • Концерт в Северодонецке - (1974, 1978)
  • Уголовный кодекс - (2001)
  • Рецидивист - (2002)
  • Все ушли на фронт - (2002)

За рубежом

Во Франции с 1977 по 1988 год выпущено 14 пластинок.

В США с 1972 по 1987 год выпущено 19 пластинок (в том числе серия из 7 пластинок «Владимир Высоцкий в записях Михаила Шемякина»).

В Финляндии в 1979 году вышла 1 пластинка.

В Германии с 1980 по 1989 год выпущено 4 пластинки.

В Болгарии с 1979 по 1987 год выпущено 6 пластинок (4 авторские пластинки и 2 сборника).

В Японии с 1976 по 1985 год выпущено 4 пластинки (2 авторские пластинки и 2 сборника).

В Корее в 1992 году выпущено 2 пластинки.

Также в Израиле в 1975 году вышла пластинка «Неизданные песни русских бардов», на которой есть 2 песни Высоцкого.

Гитары Владимира Высоцкого

Высоцкий всегда играл на семиструнных гитарах.

Первая выделяющаяся из общего ряда гитара появилась у него в 1966 году. Её Владимир Семёнович купил у вдовы Алексея Дикого. Позже он рассказывал, что эту гитару «делал какой-то мастер австрийский 150 лет назад. Её купили князья Гагарины, а у них перекупил артист Блюменталь-Тамарин и подарил Дикому…». Вероятно, эта гитара участвовала в фотосессии Высоцкого и Влади в 1975 году (фотограф - В. Ф. Плотников).

1975 годом датируются фотографии, на которых Владимир Семёнович запечатлён с первой гитарой, сделанной для него Александром Шуляковским (с головкой грифа, сделанной в виде лиры). Этот мастер сделал для Высоцкого 4 или 5 гитар.

Также у Высоцкого была гитара с двумя грифами, которая нравилась ему из-за оригинальной формы, но вторым грифом Владимир Семёнович никогда не пользовался. С этой гитарой Владимир Семёнович запечатлён на обратной стороне конверта 9-го диска серии «На концертах Владимира Высоцкого».

В спектакле «Преступление и наказание», который был выпущен в 1979 году, Высоцкий играл на гитаре, принадлежавшей кинорежиссёру Владимиру Аленикову, который отдал ему свою гитару для этой роли, поскольку гитара понравилась Высоцкому и своим несовременным видом, и окраской, и звучанием. Гитару эту делал когда-то петербургский мастер Ягодкин. После смерти поэта Алеников попросил у театра разыскать гитару, и в конце концов она была ему возвращена, но в крайне плачевном, разбитом состоянии, у неё не хватало кусков, починить её никто не брался. В 1991 году Алеников увёз разбитую гитару в США, где её в конце концов привёл в полный порядок гитарный мастер, индеец Рик Тернер (англ.) русск. . Фотография гитары появилась на обложке журнала «Acoustic Guitar (англ) русск. » под именем «Высоцкий».

Автомобили Владимира Высоцкого .

По воспоминаниям друзей, Владимир Высоцкий любил быструю езду на автомобиле со скоростью около 200 километров в час и часто разбивал свои машины.

Первый автомобиль Владимира Высоцкого - «Волга ГАЗ-21» серого цвета, приобретенный им в 1967 году, а затем им же и разбитый.

В 1971 году он одним из первых в СССР купил себе ВАЗ-2101 («копейку») с номерным знаком 16-55 МКЛ. Жизнь автомобиля была недолгой - Владимир разбил машину вдребезги после нескольких поездок за рулем.

Марина Влади привезла ему из Парижа Renault 16, полученный ею за съёмки в рекламе. Высоцкий разбил «Рено» в первый же день, въехав на остановке в автобус. Машину все-таки восстановили, но у неё были парижские номера, и по правилам тех лет ГАИ её не выпускала далее 100 км от Москвы. В 1973 году друзья актёра помогли сделать справку для пересечения границы, и на этой битой машине Владимир и Марина совершили путешествие из Москвы в Париж. Там же, во Франции, они эту машину продали (после объявления в журнале «Paris Match»: «Марина Влади продаёт машину… Спр. по тел…»).

Через год Высоцкий выехал с концертами в Германию и привез оттуда два BMW - один серый, другой бежевый. Но бежевый оказался среди угнанных, поэтому столичная ГАИ зарегистрировала лишь одну машину. Вторая стояла в гараже, хотя ездил Высоцкий на обеих - он просто переставлял номера с одного автомобиля на другой, и никто этого не замечал. В конце концов Интерпол поймал бежевый BMW, и он был отправлен обратно в Германию, а на сером Высоцкий уехал в Париж, где и продал его.

В 1976 году у Высоцкого появился первый «Мерседес» 1975 года выпуска, цвета «голубой металлик» (модель 450SEL 6.9 на платформе W 116 (англ.) русск. ) - четырёхдверный седан. Марина Влади привезла из Франции около 10 машин подряд для мужа, но их обязательно надо было увозить из СССР через год после ввоза - таковы были правила. Mercedes стал первой для Высоцкого иномаркой, официально зарегистрированной в Москве. Кстати, именно этот «мерседес» был первым, который появился в картотеке ГАИ с регистрационным номером 7176ММУ. Ещё один был у Брежнева, а спустя месяц появился у Сергея Михалкова.

В конце 1979 года на гастролях в Германии Владимир купил спортивное двухместное купе Mercedes 350 желто-коричневого цвета.

Серуш Бабек (В. К. Перевозчикову ): «Когда он в следующий раз приехал ко мне в ФРГ, то сказал: „Ты должен продать мне свою машину!…“ А у меня был спортивный „Мерседес“, его не так легко купить, надо ждать некоторое время… Этот второй - маленький „Мерседес“ коричневого цвета он купил у меня… У Володи было тогда разрешение на ввоз машины без пошлины, это разрешение было подписано заместителем Министра внешней торговли Журавлевым».

Но до Москвы Высоцкий на нём не доехал: на строящейся к Олимпиаде магистрали Москва-Брест сразу за Минском на скорости около 200 км/ч он не справился с управлением и улетел в кювет. «Мерседес» восстановили уже после смерти актёра. Из автосервиса машину так никто и не забрал.

Посмертное признание и влияние на культуру

Высоцкий затрагивал ряд запретных тем, но, несмотря на существовавшие ограничения, популярность Высоцкого была (и остается) феноменальной. Это обусловлено человеческим обаянием и масштабностью личности, поэтическим даром, уникальностью исполнительского мастерства, предельной искренностью, свободолюбием, энергетикой исполнения песен и ролей, точностью раскрытия песенных тем и воплощения образов. Не случайно по итогам опроса ВЦИОМ , проведённого в 2009-2010 гг. на тему «Кого вы считаете русскими кумирами ХХ века», Высоцкий занял второе место (31 % опрошенных), уступив только Юрию Гагарину (35 % опрошенных) и значительно опередив писателей (Л. Н. Толстой - 17 %, А. И. Солженицын - 14 %).

Официальное признание к В. С. Высоцкому пришло только после смерти. Сначала это были отдельные шаги: в 1981 году усилиями Р. Рождественского, был опубликован первый крупный сборник произведений В. Высоцкого - «Нерв » - и вышла первая полноценная («диск-гигант») советская пластинка, как и положено большому поэту. В 1987 году ему посмертно присуждена Государственная премия СССР, за исполнение роли капитана Жеглова в фильме «Место встречи изменить нельзя» и авторское исполнение песен (премию получал отец - С. В. Высоцкий).

Ономастика

  • Имя Высоцкого носят более 30 улиц (в том числе в Болгарии и Германии). В России в честь В. С. Высоцкого названы улицы в городах Екатеринбурге, Калининграде, Новосибирске, Самаре, Томске.
  • Почти 20 скал и пиков , перевалов и речных порогов, каньонов и ледников названы в честь Высоцкого. Его имя присвоено даже горному плато на архипелаге Огненная Земля.
  • В честь Высоцкого назван астероид «Владвысоцкий » (2374 Vladvysotskij ).
  • Именем Высоцкого названы театры, корабли, самолёт, кафе, даже сорт гладиолусов.
  • Его памяти посвящены несколько спортивных турниров.
  • Также его именем назван 200-метровый небоскрёб (54 этажа) в г. Екатеринбурге.
  • Набережная в г. Волгограде

Музеи

Существует, как минимум 6 музеев Высоцкого . Государственный культурный центр-музей В. С. Высоцкого («Дом Высоцкого на Таганке») является наиболее известным музеем Высоцкого, дающим достаточно полное представление о его жизни и творчестве.

Культурно-досуговый центр

  • В городе Норильске, район Талнах расположен Культурно-досуговый центр им. В. С. Высоцкого.

Памятники

На территории бывшего СССР установлены более 20 памятников (и столько же памятных досок ); ещё 4 памятника поэту установлено в странах дальнего зарубежья.

Памятники Владимиру Высоцкому поставлены в нескольких городах России (в Барнауле, Воронеже, Калининграде, Москве, Новосибирске, Самаре, Покачах, Набережных Челнах), а также на Украине (Мелитополь, Одесса, Мариуполь) и в Черногории (Подгорица). В 2013 г. заложен памятник в г. Ростове-на-Дону.

Монеты, медали и марки

В честь Высоцкого выпущены 2 памятные медали, 2 проездных жетона и 4 монеты, две из них - другими государствами.

В январе 1988 г. широко отмечалось 50-летие Владимира Высоцкого. Широко продавались первые сборники поэзии Высоцкого, проходили вечера памяти, статьи о нём печатались в прессе. В 1999 выпущена почтовая марка России из серии «Популярные певцы российской эстрады», Владимир Высоцкий. 2 рубля, Россия, 1938-1980.

В 2010 году государство Ниуэ (на острове, открытом Джеймсом Куком) выпустило серебряную монету номиналом 2 $ в серии «Великие личности России» Владимир Высоцкий 1938-1980 с портретом Высоцкого и текстом «Коль дожить не успел, так хотя бы допеть». В том же году в африканской Республике Малави выпущена памятная монета достоинством 50 квача с изображением Владимира Высоцкого.

Влияние, оказанное на других авторов

Творчество Владимира Высоцкого изучается особым культурно-исследовательским направлением, названным «высоцковедение».

Творчество Владимира Высоцкого, способствовавшее более широкому признанию авторской песни, косвенно помогло и становлению советского рока. Его стихи оказали прямое влияние на таких рок-музыкантов, как Александр Башлачёв , Юрий Шевчук («ДДТ»), Константин Кинчев («Алиса»), Андрей Макаревич («Машина времени») и Игорь Тальков . Так, например, видна прямая связь со стихами Высоцкого таких песен, как «Время колокольчиков» Башлачёва, «Сумерки» Кинчева, «Цыганочка» Юрия Шевчука. Косвенно Высоцкий повлиял и на Виктора Цоя («Кино»), Бориса Гребенщикова («Аквариум »), Юрия Клинских (Хой) («Сектор газа »), Егора Летова («Гражданская оборона») и многих других.

Творчество Высоцкого оказало влияние не только на русскую культуру. Оно оказало большое влияние на творчество всенародно известного польского барда Яцека Качмарского. Под впечатлением личной встречи с Высоцким в 1974 г. он написал свою первую «Облаву», как вольный перевод знаменитой «Охоты на волков» Высоцкого, за что он получил первую награду на Фестивале студенческой песни в Кракове. С этого начался его творческий путь.

После смерти Высоцкого его памяти посвящены стихи и песни многих поэтов (например, Б. Ахмадулиной, А. Вознесенского ), бардов и исполнителей городского романса (например, Владимира Асмолова, Ю. Визбора, Б. Окуджавы, М. Щербакова, А. Розенбаума, А. Земскова), рок-музыкантов и исполнителей авторской песни (например, А. Башлачёва , А. Макаревича , Ю. Лозы , А. Градского) и других.

Фильмы

В 1987 году вышел первый фильм о Высоцком - документальный «Четыре встречи с Владимиром Высоцким », режиссёра Эльдара Рязанова . В дальнейшем разными режиссёрами было снято ещё более 10 документальных фильмов.

По его произведениям поставлен фильм «Фартовый» (2006, по роману «Чёрная свеча »).

Образ Владимира Высоцкого также использован:

  • как один из прототипов главного героя повести А. и Б. Стругацких «Гадкие лебеди» - Виктора Банева. С разрешения Высоцкого в повести в слегка изменённом варианте используется его песня «Сыт я по горло, до подбородка... » ;
  • в фильме Ивана Дыховичного «Копейка» - в роли Высоцкого Игорь Арташонов;
  • в сериале «Галина»;
  • в фильме Гарика Сукачёва «Дом Солнца» - в роли Высоцкого снялся сам режиссёр;
  • в фильме «Высоцкий. Спасибо, что живой» (2011)
  • в сериале «Обратная сторона луны» (2012) - артист Артур Федорович.

ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ – ПАРЕНЬ С ТАГАНКИ

Всю масштабность таланта Владимира Высоцкого трудно или даже почти невозможно передать простыми фразами. Значение его личности в истории культуры XX века столь безгранично, насколько глубока была его душа.

Ему повезло, большинство современников Владимира Семеновича понимали его творчество и обожали самого поэта, исполнителя авторской песни и актера. Он кумир ушедшего века, чье искусство живо и актуально.

Из интеллигенции

Родился в Татьянин день – 1938 года в Москве. Его семья не была обычной и среднестатистической. Дедушку по отцу тоже звали Владимиром Семеновичем, хотя при рождении ему дали имя Вольф Шлиомович. Он был родом из Бреста, потом переехал в Киев, получил три высших образования – экономическое, юридическое и химическое. А бабушка – Дебора Бронштейн – работала косметологом и души не чаяла в своем внуке. Она была страстной поклонницей его творчества.

Отец Владимира Высоцкого родился в Киеве, стал военным связистом, воевал в годы Второй Мировой, дослужился до полковника и стал почетным гражданином городов Праги и Кладно. Не менее образованной и интеллигентной была и мать Владимира . Нина Максимовна окончила институт иностранных языков, потом работала переводчиком-референтом немецкого языка. Когда началась война, ее перевели в бюро транскрипции Главного управления геодезии и картографии МВД СССР.

На Большом Каретном

Несколько военных лет Владимир с мамой провел в эвакуации в Оренбургской области, но в школу он уже пошел в Москве, в год победы. К сожалению, так сложилось, что родители Высоцкого развелись. Отец жил в Германии, где его оставили по службе, туда же он забрал и Володю на пару голодных послевоенных лет. У мальчика сложились прекрасные отношения с новой женой отца. Евгению Степановну он называл «мамой Женей». Под ее пристальным вниманием Высоцкий начал учиться играть на фортепиано. В 1949 году Владимир вернулся в Москву и пошел в школу на Большом Каретном переулке, который впоследствии увековечил в своей песне под названием «Большой Каретный».

Тяга к искусству

Театром Высоцкий увлекся в школьные годы, он ходил на занятия драмкружка под руководством артиста МХАТа Владимира Богомолова, но после выпускных экзаменов послушал родителей и поступил в Московский инженерно-строительный институт. Благо, после первого же семестра он понял, что это не его стезя и покинул вуз.

С этим решением связана одна из многочисленных историй, вот только правдивых или вымышленных, уже разобраться трудно. Перед зимней сессией со своим другом Игорем Кохановским готовили необходимые чертежи. Ночью они были завершены, но Владимир вдруг взял тушь и вылил на свои труды, объявив, что теперь попробует поступить в театральный вуз.

Двери перед ним распахнула Школа-студия МХАТ, где он занимался у знаменитых Бориса Вершилова, Павла Массальского и Александра Комиссарова. Уже в 1959 году Высоцкий исполнил свою первую театральную роль в студенческом «Преступлении и наказании», а вскоре последовал и дебют на экране в эпизодической роли в фильме «Сверстницы».

«Блатные» песни Владимира Высоцкого

Получив диплом Школы-студии МХАТ, Владимир пришел служить в московский Театр имени Пушкина, потом всего пару месяцев работал в театре миниатюр, безуспешно пытался устроиться в «Современник», после чего пошел в театр, который навсегда стал для него «своим». Это был только что открывшийся Московский театр драмы и комедии. Когда он пришел наниматься к Юрию Любимову, тот спросил, что он будет читать руководителю театра. Высоцкий без лишней скромности сказал, что недавно написал несколько песен и хотел бы их исполнить. Любимов настроился закончить собеседование за пять минут, но не смог оторваться от творчества Высоцкого полтора часа.

Писать стихи Владимир начал еще в школьные годы. Тогда поводом для первой пробы пера послужила смерть Сталина. Своим поэтическим сочинением юный Высоцкий решил выразить чувство скорби по вождю народов. Первой же его песней принято считать «Татуировку», которую он сочинил летом 1961 года. Она же стала основой цикла «блатной» тематики. Тогда он подписывал их псевдонимом Сергей Кулешов.

Но те, кто серьезно исследовал его творчество, утверждают, что вовсе не «Татуировка» стала первой песней Владимира Высоцкого . За год до этого он написал композицию «49 дней», которую посвятил подвигу солдат, дрейфовавших и выживших в Тихом океане. Известно и отношение автора к этой песне. Высоцкий весьма критично о ней отзывался и называл пособием для начинающих и законченных халтурщиков, намекая на то, что по этому шаблону могут создаваться стихи на любые злободневные темы, заменяя лишь фамилии героев.

Не форма, а содержание

Написал 100 стихов и около 600 песен. Несколько песен он создал специально для фильмов. К сожалению, большинство из этих произведений и по техническим причинам, и по причине бюрократического давления не входили в окончательный вариант кинолент.

Утверждение, конечно, очень спорное, но ценители таланта Высоцкого говорят, что песни – самая яркая грань творчества Владимира Семеновича . Он всегда исполнял их вживую, голос с хрипотцой завораживал зрителей так, что они не могли оторвать глаза от артиста. Однажды кто-то заметил, что сцена как бы пружинит от нервного удара ноги, которой Высоцкий отбивает ритм. Его сосредоточенный взгляд всегда останавливался на одном месте, а публика, затаив дыхание, слушала своего кумира, ведь он пел именно о том, что занимало умы думающих людей.

Песни Высоцкого принято называть бардовскими, хотя и тематика, и манера исполнения этих композиций разнились с творчеством других бардов. Просто в отличие от многих советских исполнителей авторской песни Высоцкий был профессиональным актером и именно поэтому никогда не относил себя к самодеятельности.

Наверное, не было такой темы, которую бы Высоцкий не затронул в своих композициях – балладах, лирических, сатирических или юмористических песнях. Он пел в неподражаемой манере о простой жизни обычных людей, своих современников, чем и заслужил широкую популярность. Зрителям нравилась особая экспрессивность его исполнения, искренность и неподдельность эмоций артиста, даже события из песен о войне казались им собственным опытом Владимира Семеновича . Высоцкий не зацикливался на форме своих песен, гораздо важнее для него было содержание.

Киногерои и несыгранные роли

В своем любимом Театре на Таганке исполнял главные роли в постановках «Гамлет» и «Жизнь Галилея», участвовал в спектаклях «Добрый человек из Сезуана», «Павшие и живые», «Вишневый сад», «Пугачев» и «Преступление и наказание». Он сыграл десятки ярких и запоминающихся ролей.

Каждая его творческая сторона была неразрывно связана с другой. Песни Высоцкого являются маленькими монологами от лица разных персонажей. Та же вариативность прослеживается и в созданных им персонажах в театре и кино – Галилеем и Гамлетом он был на сцене, а на экране стал геологом в фильме «Короткие встречи», белогвардейским офицером в «Служили два товарища» и легендарным Глебом Жегловым в телесериале «Место встречи изменить нельзя». Он участвовал в 30-ти художественных и телефильмах, а первая киноизвестность пришла к Высоцкому после выхода на экраны «Вертикали». Песня «Если друг оказался вдруг» сделала фильм народным.

Но, несмотря на эти образы, талант Владимира Семеновича как киноактера сполна не раскрылся. Многие роли обошли его в силу нескольких причин, главной из которых было нежелание властных структур допускать артиста на экран. Режиссеры шли на разные уловки, чтобы пробить разрешение на съемки Высоцкого в кино. Его имя действовало на чиновников, как дрожащая мулета на быка во время корриды.

Одним из образов, который мог пополнить фильмографию Владимира Семеновича , был Степан в фильме Андрея Тарковского «Андрей Рублев». Одни говорят, что режиссеру спустили запрет из Госкино, другие уверены, что Тарковский не стал работать с актером из-за того, что тот в очередной раз начал сильно пить. В 1964 году Василий Шукшин хотел снимать Высоцкого в фильме «Живет такой парень», однако роль досталась Леониду Куравлеву.

Трагедия Владимира Высоцкого

Невозможно говорить о творчестве такого выдающегося человека, не упомянув о его взаимоотношениях с женщинами. Еще на первом курсе Школы-студии МХАТ он познакомился с Изольдой Жуковой, которая и стала его первой женой в 1960 году. Но уже через год на съемках киноленты «713-й просит посадку» у него завязался роман с Людмилой Абрамовой. Она стала матерью двоих его сыновей – Аркадия и Никиты. Через несколько лет супруги расстались, а официальный развод оформили, когда вся Москва уже шепталась о том, что Высоцкий добился благосклонности французской актрисы с русскими корнями Марины Влади. Их отношения были не идеальными – Владимир Семенович часто уходил в запой, скандалил и проявлял агрессию. Он выкуривал по пачке сигарет в день и не раз лечился от алкогольной зависимости. У него отказывали почки, были серьезные проблемы с сердцем, которые он пытался лечить с помощью наркотиков – морфия и амфетамина. Сначала это были разовые уколы, а потом дозы стали увеличиваться и уже к концу 1977 года это стало регулярным.

Однажды у него случился приступ, в горле лопнул сосуд, началось кровотечение. От смерти его спасла именно Марина. Она вовремя вызвала врачей, которые потом еще 18 часов боролись за его жизнь в Институте скорой помощи.

с Мариной Влади

Марина Влади говорила, что ее попытки избавить мужа от этой зависимости не давали ожидаемых результатов, а во время гастролей летом 1979 года Владимир Семенович пережил клиническую смерть.

Последнее его выступление на публике было 18 июля 1980 года на сцене Театра на Таганке. Через семь дней, Владимира Высоцкого не стало. Это произошло во сне, когда он был в своей квартире. В Москве вовсю гремела Олимпиада, но попрощаться с любимым артистом пришло неимоверное количество людей, хотя о его кончине сообщали лишь в маленькой заметке газеты «Вечерняя Москва». За полтора месяца до этого написал свои последние поэтические строки:

«Мне есть что спеть, представ перед Всевышним,
Мне есть чем оправдаться перед Ним».

ФАКТЫ

Над театральной кассой Театра на Таганке повесили объявление о смерти Высоцкого . Вокруг здания сразу же собралась толпа народу и не расходилась несколько дней, заполнив даже крыши ближайших домов. Никто не сдал билеты на спектакль с его участием. Во время похорон Марина Влади сказала, что видела похороны принцев и королей, но такого количества людей даже представить себе не могла.

Обновлено: Апрель 8, 2019 автором: Елена

В Москве в семье военнослужащего.

Его мать в первые годы войны служила в бюро транскрипции при Главном управлении геодезии и картографии МВД СССР, затем работала переводчиком-референтом немецкого языка в иностранном отделе ВЦСПС, гидом в "Интуристе". Отец — военный связист, полковник, ветеран Великой Отечественной войны, кавалер более чем 20 орденов и медалей.

После развода родителей, в 1947 году Владимир переехал жить в новую семью отца и до 1949 года проживал по его месту службы в городе Эберсвальде (Германия).

Вернувшись в Москву, семья поселилась в Большом Каретном переулке, где Владимир поступил в пятый класс школы № 186.

С 1953 года Высоцкий посещал драмкружок в Доме учителя, которым руководил артист МХАТа Владимир Богомолов.

В 1955 году по настоянию родственников он поступил на механический факультет Московского инженерно-строительного института, который оставил после первого семестра.

В 1960 году окончил Школу-студию МХАТ, курс Павла Массальского.

Первой его театральной работой стала роль Порфирия Петровича в учебном спектакле "Преступление и наказание" (1959).

В 1960-1962 годах Высоцкий работал в Московском театре имени А.С. Пушкина, где сыграл роль Лешего в спектакле "Аленький цветочек" по сказке Аксакова, а также еще около 10 ролей, в основном эпизодических.

В 1962-1964 годах он был актером Московского театра миниатюр.

В 1964-1980 годах Владимир Высоцкий работал в труппе Московского театра драмы и комедии на Таганке под руководством Юрия Любимова. Играл главные роли в спектаклях "Жизнь Галилея" и "Гамлет", участвовал в спектаклях "Добрый человек из Сезуана", "Антимиры", "Павшие и живые", "Послушайте! ", "Пугачев", "Вишневый сад", "Преступление и наказание" и др.

В кино он дебютировал в 1959 году в эпизодической роли студента Пети в фильме режиссера Василия Ордынского "Сверстницы". В начале своей кинокарьеры Высоцкий был занят в основном в эпизодах и ролях второго плана. Он снимался таких фильмах, как "Карьера Димы Горина" (1961), "713-й просит посадку" (1962), "Грешница" (1962), "Наш дом" (1965), "Стряпуха" (1965), "Саша-Сашенька" (1966), "Вертикаль" (1966), "Интервенция" (1968). Сыграл главные роли в картинах "Короткие встречи" (Максим, 1967), "Служили два товарища" (Брусенцов, 1968), "Хозяин тайги" (Рябой, 1968), "Плохой хороший человек" (фон Корен, 1973), "Сказ про то, как царь Петр арапа женил" (Арап, 1976), "Маленькие трагедии" (Дон Гуан, 1979), "Место встречи изменить нельзя" (Жеглов, 1979).

Свое первое стихотворение "Моя клятва", посвященное памяти Иосифа Сталина, Высоцкий написал, будучи учеником 8 класса, в марте 1953 года. В начале 1960-х годов появились первые песни Высоцкого. Одними из первых стали песни "49 дней" (1960) о подвиге четырех советских солдат, дрейфовавших и выживших в Тихом океане, и "Татуировка" (1961), положившая начало циклу "блатной" тематики.

Свои первые песни сначала он исполнял в узком кругу, с 1965 года пел со сцены.

Поэтическое и песенное творчество , наряду с работой в театре и кино, стало главным делом его жизни. Песни Высоцкого прозвучали в 32 художественных фильмах.

В 1968 году вышла первая гибкая пластинка Владимира Высоцкого с песнями из кинофильма "Вертикаль", в 1973-1976 годах — четыре авторских миньона, в 1977 году во Франции были выпущены еще три авторских диска.

13 февраля 1978 года приказом министра культуры СССР, согласно записи в аттестационном удостоверении артиста, Владимиру Высоцкому была присвоена высшая категория вокалиста-солиста эстрады, что явилось официальным признанием Высоцкого "певцом-профессионалом".

Многолетняя концертная работа Высоцкого постоянно сталкивалась с внешними трудностями, широчайшая известность его текстов сопровождалась негласным запретом на их публикацию. Впервые и в последний раз прижизненно в СССР стихотворение Высоцкого ("Из дорожного дневника") было опубликовано в 1975 году в советском литературно-художественном сборнике "День поэзии".

Всего Владимир Высоцкий написал около 600 песен и стихов.

Во второй половине 1970-х годов он часто бывал за рубежом, выступал с концертами во Франции, США, Канаде и других странах. Высоцкий дал более одной тысячи концертов в СССР и за рубежом.

Последнее выступление артиста состоялось 16 июля 1980 года в подмосковном Калининграде (ныне Королев). 18 июля 1980 года Высоцкий последний раз появился в своей самой известной роли в Театре на Таганке — в роли Гамлета.

25 июля 1980 года Владимир Высоцкий скончался в Москве. Официального сообщения о смерти не было — в это время проходила московская Олимпиада. В день похорон проститься с любимым артистом пришли около 40 тысяч человек. Он был похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

В 1981 году вышел в свет первый стихотворный сборник Высоцкого "Нерв", в 1988 году — сборник "Я, конечно, вернусь…"

В 1986 году Владимиру Высоцкому было посмертно присвоено звание заслуженного артиста РСФСР; в 1987 году была присуждена Государственная премия СССР (посмертно, за участие в телесериале "Место встречи изменить нельзя" и авторское исполнение песен).

На могиле Высоцкого на Ваганьковском кладбище установлен памятник скульптора Александра Рукавишникова, открытый 12 октября 1985 года.

У Петровских ворот в Москве 25 июля 1995 года , в день 15-летия со дня смерти поэта, был установлен памятник Высоцкому работы скульптура Геннадия Распопова.

Актеру и певцу были открыты в различных городах России и за рубежом.

Памятник Владимиру Высоцкому работы скульптора Александра Аполлонова был открыт в Крыму в Симферополе.

В 1992 году был создан Государственный культурный центр-музей В.С. Высоцкого "Дом Высоцкого на Таганке".

В 1997 году Благотворительным фондом Владимира Высоцкого, министерством культуры РФ и Комитетом по культуре города Москвы учреждена ежегодная премия Высоцкого "Своя колея". Премия вручается людям, чья жизнь и творчество созвучны темам поэзии Высоцкого.

Содружество актеров Таганки осуществило постановку спектакля "ВВС" (Высоцкий Владимир Семенович).

О жизни и творчестве актера и поэта снято огромное количество документальных фильмов и телевизионных передач.

1 декабря 2011 года в прокат вышел фильм "Высоцкий. Спасибо, что живой" режиссера Петра Буслова по сценарию сына Высоцкого Никиты.

Владимир Высоцкий был трижды женат. Первая жена — актриса Иза Жукова, вторая — актриса Людмила Абрамова. В этом браке родились двое сыновей: Аркадий (1962 года рождения), ставший сценаристом, и Никита (1964 года рождения), ставший, как и родители, артистом театра и кино. С 1996 года Никита Высоцкий является директором Государственного музея своего отца.

Третья жена Владимира Высоцкого — французская актриса русского происхождения Марина Влади.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Высоцкий Владимир Семёнович (1938-1980) – гениальный поэт, живший и творивший в Советском Союзе, киноактёр, автор прозаических произведений; был ведущим актёром в театре на Таганке, исполнял собственные написанные песни на русской семиструнной гитаре. В 1987 году посмертно удостоен Государственной премии СССР.

Родители

Родился Владимир 25 января 1938 года. Это произошло в 9 ч. 40 мин. утра в Дзержинском районе столицы СССР, на Третьей улице Мещанской находился роддом № 8. Теперь многое поменяло своё название, сейчас это улица Щепкина, а здание родильного дома принадлежит институту МОНИКИ. Но там всё равно есть табличка, что 25 января здесь появился на свет великий человек ─ Владимир Высоцкий.

Его папа, Высоцкий Семён Владимирович, родом был из украинской столицы, города Киева. Он был военным связистом, прошёл Великую Отечественную войну, имел около 20 медалей и орденов, дослужился до звания полковника. Дедушку Высоцкого по отцовской линии тоже звали Владимир Семёнович, родом он был из Бреста и в своё время получил сразу три высших образования – юриста, химика и экономиста. Бабушка поэта, Дарья Алексеевна, работала медсестрой, позднее косметологом, она обожала своего внука Владимира и была страстной поклонницей его творчества.

Мама, Нина Максимовна (девичья фамилия Серёгина), имела диплом Московского института иностранных языков о высшем образовании. Трудилась референтом-переводчиком с немецкого языка, позднее в «Интуристе» гидом.

И отец, и мать намного пережили своего гениального ребёнка. Семён Владимирович умер в 1997 году, Нина Максимовна в 2003.

Семья Высоцких жила в громадной коммуналке, располагавшейся в старом доме на 1-ой Мещанской улице. Через много лет в «Балладе о детстве» поэт напишет о своей первой квартире: «На 38 комнаток всего одна уборная».

Детство

С началом войны папа пошёл на фронт, а маленький Володя с мамой эвакуировались в село Воронцовка возле города Бузулук Оренбургской области. Там они прожили два года и в 1943 вернулись в Москву.

Отец Владимира на фронте познакомился с молодой вдовой Евгенией Лихалатовой, а когда вернулся домой, родители Высоцкого развелись. Мама в скором времени второй раз вышла замуж, но у маленького Володи не заладились отношения с отчимом, а у самой Нины Максимовны из-за занятости на работе совсем не оставалось времени на воспитание сына.

Тогда отец принял решение увезти ребёнка с собой в Германию, куда он был направлен на службу. Володя по родной матери, конечно, скучал, но и мачеха ему очень нравилась. Евгения Степановна по национальности – армянка и, чтобы показать, как уважительно он к ней относится, Владимир принял крещение в армянской апостольской церкви. Он звал её мамой Женей, а женщина практически одна занималась воспитанием пасынка, потому что Семён Владимирович целыми сутками пропадал на службе. В будущем именно она встанет на защиту Володи, когда он решит связать свою судьбу с творчеством, родные мать и отец будут категорически против этого.

Школьное обучение Владимир начинал в московской школе № 273, где отучился два года. Потом обучение проходил в немецком городе Эберсвальде, где служил отец. Тут же он впервые начал осваивать езду на велосипеде и игру на фортепиано. Осенью 1949 года он приехал с отцом и мамой Женей в Москву, где пошёл учиться в среднюю мужскую школу № 186. Он продолжил учёбу в 5-ом классе по месту проживания, а расположились отец и мама Женя на Большом Каретном переулке, о котором он потом напишет свою известнейшую песню. Именно здесь, на доме № 15, будет установлена первая мемориальная доска всенародному кумиру.

Учёба в институтах

Артистические данные проявились в Володе ещё в школьные годы, он занимался в драматическом кружке под руководством актёра МХАТ В. Богомолова. А в подростковом возрасте все вечера Владимир проводил в компаниях дворовой молодёжи, основным развлечением которых в то время было брынчание на гитаре и исполнение душещипательных песен про Колыму, Мурку и Воркуту.

В 1955 году Володя получил аттестат о среднем образовании и по настоянию родителей стал студентом механического факультета в Московском инженерно-строительном институте. Но здесь он не проучился и года. В новогоднюю ночь, когда все студенты отмечали праздник, Володя с другом Кохановским Игорем делал чертежи, без которых не было бы допуска к экзаменам. Когда всё было начерчено, Владимир взял чернила и вылил на ватман с готовым чертежом, сказав при этом: «Хватит. У меня в запасе 6 месяцев, чтобы подготовиться к поступлению в театральный. А это всё – не по мне…» . Он написал в деканат заявление, и его отчислили из учебного заведения по собственному желанию.

Летом 1956 года Володя поступил на актёрское отделение в школу-студию МХАТ. На третьем курсе он впервые сыграл на театральной сцене. Это была учебная постановка «Преступления и наказания», ему досталась роль Порфирия Петровича. На это же время приходится и его первая работа в кино. В картине «Сверстницы» Владимир играл небольшую роль студента Пети.

Театр

Окончив МХАТ, Высоцкий поступил на работу в театр имени Пушкина. Здесь он играл немного, около 10 персонажей, в большей части второстепенных. Самой значительной ролью был Леший в «Аленьком цветочке».

Следующим местом работы Высоцкого стал театр миниатюр, но и тут он не получал особой радости, роли ему давали эпизодические либо и вовсе задействовали в массовках. Многие откровенно посмеивались над его низким голосом с хрипотцой, который впоследствии стал его фирменной штучкой. Здесь актёр проработал менее двух месяцев.

Пытался Владимир пробиться и в театр «Современник». С 1960 по 1964 годы он находился в поиске, пока не попал в театр на Таганке. Отныне два слова «Таганка» и «Высоцкий» будут навсегда связаны между собой неразрывно, здесь он проработает до самой смерти, несмотря на то, что не всегда складывались у него отношения с руководителем театра Юрием Любимовым.

Прошло совсем немного времени, и уже люди шли в театр на Таганке только из-за Высоцкого. Он неистово заводил публику, до стона и изнеможения, так как это могут сделать только величайшие актёры.

Переиграть его невозможно, исполненные им роли так и останутся лучшими навсегда:

В театре на Таганке у Высоцкого были завистники, но были и настоящие верные друзья –Филатов Лёня, Демидова Алла, Валерий Золотухин. Вместе с коллективом Владимир часто выезжал за границу на гастроли: в Болгарию и Польшу, Венгрию и Германию, Францию и Югославию.

Кино

Особенно любили и продолжают любить зрители роли Высоцкого в кино.

Он сыграл почти в 30-ти кинокартинах, в 6 фильмах пел свои собственные песни, а ещё в 11-ти его песни исполняли другие люди.

В каком году фильм вышел на экраны? Название фильма Роль Высоцкого В. С.
1961 «Карьера Димы Горина» Софрон (монтажник-высотник)
1962 «713-й просит посадку» американский моряк
1963 «Штрафной удар» Юрий Никулин (гимнаст)
1965 «Стряпуха» Андрей Пчёлка
1965 «На завтрашней улице» Пётр Маркин (бригадир)
1967 «Короткие встречи» Максим (геолог)
1967 «Вертикаль» Володя (радист)
1968 «Интервенция» Воронов/Бродский
1968 «Хозяин тайги» Рябой (бригадир сплавщиков)
1968 «Служили два товарища» Брусенцов
1975 «Бегство мистера Мак-кинли» Билл Сигер (певец)
1976 «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» Ибрагим Ганнибал
1979 «Маленькие трагедии» Дон Гуан

Ну, и, конечно же, самый знаменитый фильм «Место встречи изменить нельзя», где Владимир блистательно сыграл капитана московской милиции Глеба Жеглова. Режиссёру Станиславу Говорухину было непросто работать с актёром. Владимир не любил вторых дублей, если он уже один раз сыграл, то пронёс всё через себя, уже пережил эти эмоции и повторять их снова не собирался. И партнёров своих заводил так, что те тоже всё отыгрывали с первого дубля.

Песни

Высоцкий написал более 850 поэтических произведений (стихов и песен).

Трудно назвать ту сторону жизни, которую бы он не затрагивал в своём творчестве. Он писал про любовь и политику, юмористические и сатирические стихи, в которых резко критиковал общественный строй, он сочинял баллады, песни-сказки, песни-монологи. Он пел о том, как относятся к жизни простые смертные люди, об их чести и достоинстве, о силе человеческого характера, о тяжестях судьбы.

В советских квартирах в то время стали появляться бобинные магнитофоны, и не было, наверное, ни одной семьи, в которой бы не слушали записи Высоцкого. Его запрещало правительство, а народ делал из Владимира кумира. Особенно задевали душу его «песни на надрыве»:

  • «Про райские яблоки»;
  • «Две судьбы»;
  • «Кони привередливые»;
  • «Жираф»;
  • «Банька по-белому»;
  • «Я не люблю»;
  • «Бег иноходца»;
  • «Парус»;
  • «Охота на волков»;
  • «Песня о друге»;
  • «Большой Каретный»;
  • «Он не вернулся из боя»;
  • «Спасите наши души»;
  • «Корабли».

К сожалению, признали великого поэта уже после его смерти. В 1981 году увидел свет сборник поэтических произведений Высоцкого «Нерв».

Личная жизнь

Со своей первой супругой Изой Жуковой Владимир познакомился в студенческие годы. Они сыграли свадьбу в 1960 году, но совместная жизнь оказалась совсем непродолжительной.

В 1961 году Высоцкий познакомился с самой красивой артисткой Советского Союза, так он описал тогда будущую супругу своему другу. Это была Людмила Абрамова. В их союзе родилось двое сыновей – в 1962 году Аркадий и в 1964 году Никита.

С Людмилой Абрамовой Владимир развёлся в 1968 году. Тем не менее через много лет после его смерти она основала и является хранительницей мемориального музея В. С. Высоцкого.

Его третьей супругой и музой стала Марина Влади, актриса из Франции.

Владимир знал её по фильму «Колдунья», в котором она сыграла в 17 лет. Тогда мужчины всего мира были влюблены в красавицу Марину. Влади также была наслышана об актёре Высоцком и о его песнях от своих французских коллег.

Их встреча состоялась в 1967 году. Марина по работе приехала в Советский Союз, пришла в театр на Таганке, на спектакль «Пугачёв», где так неистово Высоцкий кричал и рвался, закованный в цепи, играя на сцене Хлопушу. Её потрясла эта мощь. После спектакля они первый раз встретились друг с другом в ресторане.

Она уехала в Париж, но непонятная тоска не давала ей покоя, сначала Марина не могла сообразить, отчего так ноет сердце. Когда раздался телефонный звонок, и она услышала на том конце провода голос с хрипотцой, то поняла сразу, почему ей было так плохо. Марина Влади пропала, потому что влюбилась.

Советское руководство было к ним благосклонно и разрешило пожениться в 1970 году. Но у них не хватало времени, чтобы быть счастливыми. Марина постоянно изыскивала какие-то лазейки, чтобы приехать к мужу в СССР. Уехать в Советский Союз на постоянное жительство для неё было невозможно, в Париже у неё жили сыновья от предыдущих браков.

Бесконечные визы и огромные расстояния мучили их, но те дни, когда они были вместе, становились для Володи и Марины настоящим праздником. Омрачало лишь то, что с каждым разом она замечала, как сильно Высоцкий попадает в алкогольную зависимость. Влади постоянно боролась за него, пыталась отвоевать его у этой пагубной привычки. У неё почти получилось: в последний свой приезд в Париж Владимир пообещал ей, что завяжет с этим делом навсегда.

Да, он завязал. Навсегда… 25 июля 1980 года в Париже в квартире Марины раздался телефонный звонок в 4 часа утра. Она сразу почувствовала, что сейчас услышит; на том конце провода сказали: «Володя умер».

Смерть и похороны

Он умер в своей московской квартире во сне. Родные отказались делать вскрытие, поэтому точной причины смерти никто не знает (инфаркт или асфексия).

В стране проходила летняя олимпиада. Было запрещено сообщать о смерти великого поэта и музыканта. На кассовом окошке театра на Таганке повесили небольшой листок бумаги, где написали, что спектакль не состоится, актёр Высоцкий Владимир умер. Ни один человек, купивший билет на спектакль, не сдал его обратно.

Несмотря на то, что о смерти поэта не сообщили ни радио, ни телевидение, узнала вся страна, а на Ваганьковское кладбище, казалось, пришла вся Москва. Народ нёс огромные охапки живых цветов и в палящий июльский день прятал их под зонтиками, чтобы не завяли. Высоцкий искренне любил и жалел простых людей, а они его за это боготворили.