Еврейский танк на дорогах россии. Советские танки на службе Израиля (25 фото) Танковые войска Израиля

1. Разработки израильского танка «Меркава» начались в 1970 году после того, как Великобритания отказалась продать Израилю партию танков «Чифтен Mk 1». Израильтяне и ранее неоднократно сталкивались со всевозможными эмбарго и срывами поставок вооружений, но все же этот демарш англичан оказался для них неожиданностью, и израильское правительство поставило задачу создания отечественного танка. В 1974 году были созданы первые опытные образцы первого израильского танка, а в 1979 году танк «Меркава Mk.1» был принят на вооружение Армии обороны Израиля.

Танки «Меркава» в музее бронетанковых войск возле израильского селения Латрун
Фото автора

2. За всю историю существования танка было создано четыре его модификации: «Меркава Mk.1», «Меркава Mk.2», «Меркава Mk.3» и «Меркава Mk.4». По словам представителей израильской оборонной промышленности следующим поколением этого танка будет не «Меркава Mk.5», а принципиально новый танк с улучшенными огневыми и защитными характеристиками, маневренностью и скоростью. Исходя из сообщений в прессе, предполагается, что этот танк будет оснащен лазерной пушкой, а его испытания начнутся в 2020 году.


Сравнение основных технических характеристик модификаций танка «Меркава»
Инфографика автора

3. Команду по разработке «Меркавы» возглавил Исраэль Таль, который был не профессиональным инженером, а военным, начавшим свою карьеру в составе «Еврейской бригады», во Вторую мировую войну воевавшей в составе британской армии, а впоследствии принимавшей участие во всех арабо-израильских войнах.

4. Слово «Меркава» переводится с иврита как «колесница» и имеет также религиозно-мистическое значение. Это слово упоминается в видении ветхозаветного пророка Иезекииля и обозначает «Божественную колесницу-трон», в которую запряжены четыре крылатых существа – тетраморфы, каждое из которых имеет четыре крыла и четыре лица: человека, льва, тельца и орла.

5. На конструкцию танка оказал влияние характер оборонительных сражений, которые ведут израильтяне. Танкисты ЦАХАЛ предпочитают располагаться на специально оборудованных позициях, находящихся на скатах возвышенностей. По этой причине вероятность попадания снарядов и пуль в башню танка довольно высока, поэтому в «Меркаве» боевое отделение максимально глубоко перенесено внутрь корпуса.


Танк «Меркава Mk.1» в музее бронетанковых войск возле израильского селения Латрун
Фото автора

6. Еще одним требованием израильских военных к команде разработчиков было максимальное увеличение защищенности экипажа. Поэтому моторно-трансмиссионное отделение было перенесено в переднюю часть танка, что обеспечило танкистам дополнительную защиту.

7. В кормовой части танка расположен отсек для перевозки раненых или десанта. Он же может быть использован и для перевозки боеприпасов. Таким образом, «Меркава» может выполнять функции не только танка, но и БТР и БМП. Данный отсек имеет броневую дверь в корме, через которую экипаж может осуществить эвакуацию, если таковая невозможна через верхний люк.

8. Все вооружение «Меркавы» изготовлено израильским военным концерном Israel Military Industries. На танке установлена американская 105-мм нарезная пушка M68 (лицензионный вариант английской пушки L7); спаренный с пушкой 7,62-мм пулемёт MAG, выпускаемый в Израиле по бельгийской лицензии (установлен слева от пушки); ещё два таких пулемёта закреплены на кронштейнах рядом с люками командира и заряжающего; 60-мм миномёт, установленный на левой стороне крыши башни. Кроме того, над стволом пушки предусмотрена установка дистанционно управляемого пулемёта калибра 12,7 мм.

9. Танк «Меркава Mk.1» был создан позже последней полномасштабной арабо-израильской войны – Войны Судного дня, и боевое крещение принял во время Первой ливанской войны в 1982 году. В этом конфликте Израиль задействовал около 1000 танков, 200 из которых были танки «Меркава» в составе шести танковых батальонов.

10. До 2014 года «Меркава» стояла только на вооружении Армии обороны Израиля, а экспорт танка был запрещен по причине опасений, что его конструкция будет изучена разведками арабских стран. В июне 2010 года танк был рассекречен и выставлен на 10-й международной выставке вооружений и военной техники сухопутных войск и наземных средств ПВО «Евросатори-2010» в связи с поиском партнёров для его дальнейшей модернизации. В 2014 году был заключен первый экспортный контракт на поставку танков «Меркава Mk.4» в Сингапур – сумма этой сделки составила 500 миллионов долларов США.

11. На танках «Меркава» установлена израильская система активной танковой защиты «Меиль руах» (ивр. – «ветровка»). Это единственная САТЗ, которая прошла полноценное боевое крещение, неоднократно защитив израильские танки от снарядов, выпущенных в их сторону. В подавляющем большинстве случаев применение «Меиль руах» происходило в секторе Газа или прилегающих к нему районах.

12. В 2006 году телеканал Military Channel назвал десять лучших танков XX века, в число которых вошел и израильский танк «Меркава». Вместе с ним в ТОП-10 попали танки Т-34, M-1 Abrams, «Тигр», WW-1, Centurion, Mk-IV, Challenger, Т-54/55 и М-4 Sherman.

13. Боевые потери танков «Меркава» за время их боевого применения составляют всего 8 экземпляров. Три из них были уничтожены во время Первой ливанской войны, остальные – во время конфликтов в секторе Газа. Ливанская террористическая организация «Хезболла» называет эти данные существенно заниженными.

Развертывание бронетанковых войск Армии обороны Израиля началось в период Войны за независимость 1947–1949 годов. Событием, ставшим отправной точкой этой войны, явилось голосование Генеральной Ассамблеи ООН 29 ноября 1947 года по вопросу раздела Палестины, находившейся после Первой мировой войны под управлением Великобритании. В 17:31 по нью-йоркскому времени решение было принято большинством в 33 голоса против 13 при 10 воздержавшихся.

В преддверии решения ООН по палестинскому вопросу делегация ишува (еврейского населения Палестины) встречалась с руководством Лиги арабских государств (ЛАГ) с целью попытаться выработать компромиссное решение о разделе сфер влияния в Палестине. Эта попытка была встречена отказом. Председатель ЛАГ, египетский дипломат Аззам-Паша, дал понять еврейским посланникам, что мирного раздела Палестины не будет и свое право на любую часть ее территории им придется отстаивать с оружием в руках.

Согласно резолюции № 181 Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1947 года о разделе Палестины, на ее территории должны были быть созданы два независимых государства – еврейское и арабское, а также Большой Иерусалим – территория, подконтрольная ООН. Каждое из государств должно было состоять из трех территорий, граничащих друг с другом лишь углами. Евреи согласились на раздел, а арабы отказались его признавать и требовали создания в Палестине единого государственного образования. Уже на следующий день после голосования, 30 ноября, арабы обстреляли автобус с евреями, направлявшийся из Натании в Тель-Авив, убив пять и ранив семь человек. Началась война.

На первом этапе войны, с 29 ноября 1947 года по 15 мая 1948 года, вялотекущие вооруженные столкновения, происходившие с середины 1930-х годов, переросли в полномасштабные боевые действия почти во всех районах соприкосновения евреев с арабами. Этот этап войны характеризовался противоборством между еврейскими и арабскими иррегулярными формированиями. Британские войска готовились к предстоящей эвакуации и мало интересовались происходящим. Еврейские же и арабские военизированные формирования стремились к максимальному захвату территории и контролю над коммуникациями, занятию ключевых пунктов сразу же после ухода британских войск.

14 мая 1948 года была провозглашена независимость государства Израиль, а в ночь на 15 мая войска пяти арабских государств вторглись в Палестину. Впрочем, описание событий Войны за независимость не является целью этой книги. Нас, собственно, интересуют танки.

Легкий танк H39 «Гочкис» в экспозиции израильского танкового музея в Латруне. Судя по форме командирской башенки, эта машина в годы Второй мировой войны побывала в руках немцев

В строю «русская» рота 82-го танкового батальона Армии обороны Израиля. 1948 год. Машина с номером «612» имеет командирскую башенку французского образца. Обращают на себя внимание танковые шлемы советского образца. Такие шлемы чехословацкого производства использовались в АОИ до конца 1950-х годов

Итак, первые танки были захвачены отрядами еврейской военизированной организации «Хагана» 20 мая 1948 года. Это были 2–3 сирийских легких танка R35. 31 мая 1948 года «Хагана» была преобразована в ЦАХАЛ – регулярную Армию обороны Израиля (АОИ). В июне в ее составе был сформирован 82-й танковый батальон, ставший единственным танковым подразделением АОИ во время Войны за независимость. На его вооружение поступили 10 танков «Гочкис» H39, приобретенные во Франции в марте и прибывшие в Израиль в июне 1948 года. Однако техническое состояние этих машин оставляло желать лучшего, и уже в октябре 1948-го было решено вывести их из боевого состава. Вместо них на свалке в Италии по цене металлолома были приобретены 30 средних танков «Шерман» без вооружения. Впрочем, о «шерманах» мы поговорим отдельно.

Кроме «гочкисов» в 82-м батальоне имелись и два танка «Кромвель» (по разным данным, модификации Mk III или Mk IV), похищенные с английской военной базы в районе города Хайфа в ночь на 30 июня 1948 года.

«Кромвель» и «Шерман» из состава «английской» роты 82-го танкового батальона

В декабре 1948 – январе 1949 года в ходе боев с египетскими войсками было подбито и захвачено девять танков М22 «Локаст», три из которых поступили на вооружение 82-го батальона. Правда, произошло это уже после окончания войны. По состоянию на 1 марта 1949 года один танк этого типа значился как исправный, а два находились в ремонте.

Все вышеперечисленные танки никаких особых обозначений в Израиле не получили, а назывались просто «Рено», «Гочкис», «Кромвель» и «Локаст», без указания моделей и модификаций. Все эти боевые машины были сняты с вооружения в 1952 году.

Следует отметить, что в связи с Войной за независимость упоминаются и танки других типов. Так, например, в 1948 году у египетских войск были захвачены несколько легких танков Mk VI английского производства, но на вооружение они приняты не были. В июле 1950 года в ремонте числился один танк «Валентайн». Происхождение его неизвестно, возможно, он был обнаружен на свалке металлолома на одной из покинутых английских военных баз. На вооружение он также не принимался.

Израильские солдаты осматривают захваченный сирийский танк «Рено» R35. 1948 год

В марте – апреле 1948 года в США были приобретены 35 (по другим данным – 38) легких танков М5А1 «Стюарт». Однако в июле 1948 года они были конфискованы ФБР и в Израиль не прибыли. В течение 1948 года велись переговоры с Чехословакией о закупке 32 легких танков двух типов, именовавшихся в документах «9-тонными» и «16-тонными». Речь шла о танках Pz.38(t) и истребителях танков «Хетцер», а точнее – LT-38/37 и ST-1. Сделка не состоялась, поскольку стороны не сошлись в цене.

«Шерман» и АМХ-13

Первый танк «Шерман» был передан представителям организации «Хагана» 14 мая 1948 года. Сделали это симпатизировавшие евреям английские солдаты, занимавшиеся уничтожением бронетанковой техники, не подлежавшей вывозу из Палестины. Это была машина модификации М4А2 с неисправной пушкой и нуждавшейся в ремонте ходовой частью. Вплоть до 3 июня 1948 года этот танк числился неисправным и в боевых действиях не участвовал. Второй танк М4А2 был обнаружен на свалке металлолома летом 1948 года и отремонтирован к октябрю.

«Шерман» М4А2 из состава 7-й танковой бригады АОИ на параде в Тель-Авиве. Апрель 1953 года

В сентябре 1948 года 41 танк «Шерман» был приобретен в Италии. В некоторых источниках сообщается, что это были танки М4А1 с двигателем Continental и 105-мм гаубицами. Однако модификации М4А1(105) не существовало. В варианте огневой поддержки выпускались только танки М4 и М4А3 со сварными корпусами. При этом звездообразным двигателем Continental оснащался лишь первый. Так что, вероятнее всего, в Италии закупили танки модификации М4(105), вернее, металлолом, а не танки. У всех машин была неисправна ходовая часть, отсутствовали пулеметы, оптика, средства связи и т. д. Но главное, они практически не имели основного вооружения. Формально орудия были, но без затворов и с прорезанными в нескольких местах автогеном стволами. Но и таких машин успели отгрузить лишь 30 единиц, а остальные были конфискованы итальянскими властями. Из прибывших с ноября 1948 по январь 1949 года машин до конца войны удалось полностью восстановить только 4 «шермана», еще 5 были на ходу, но не имели пушек и использовались как учебные и тягачи.

Израиль считается великой танковой державой: танковый парк ЦАХАЛа является одним из крупнейших в мире - на его вооружении находится от 4 до 5 тысяч танков, построенный на израильских танковых заводах танк Меркава, по мнению многих экспертов, является лучшим в мире основным боевым танком, израильские танкисты обладают бесценным боевым опытом, полученным в многочисленных войнах и вооруженных конфликтах.

Израильский боевой пример оказал значительное влияние на развитие стратегии и тактики бронетанковых войск: израильские генералы-танкисты Исраэль Таль и Моше Пелед представлены в зале Великих Танковых Полководцев в Центре танковых войск США им.генерала Паттона, вместе с германским фельдмаршалом Эрвином Роммелем и американским генералом Джорджем Паттоном.



Эмблема бронетанковых войск Израиля (Хейль а-Ширьон)

Создание танковых войск

Израильские танковые войска, главная ударная сила сухопутных войск ЦАХАЛа, родились в боях Войны за независимость. В феврале 1948 года была создана Бронетанковая Служба под командованием Ицхака Саде, однако самих танков еще не было - основные производители танков - США, Великобритания и Франция, ввели запрет на продажу вооружений еврейскому государству.

Уже в ходе боев Войны за Независимость удалось приобрести 10 танков Гочкис Н-39, которые вместе с похищенными у британцев танком Шерман М4 и двумя танками Кромвель поступили на вооружение первого танкового подразделения - 82-го танкового батальона. Командиром батальона был бывший майор Войска Польского Феликс Беатус, прошедший от Сталинграда до Берлина. В составе экипажей батальона были танкисты - еврейские добровольцы из разных стран мира, сражавшиеся против нацистов в рядах британской армии и Войска Польского.


Израильский танк Шерман М4. Война за Независимость. 1948г.

Среди них было и несколько бывших офицеров-танкистов Красной Армии. Их называли "смертниками" - они дезертировали из советских оккупационных войск в Германии и разными путями добрались до Эрец Исраэль. В СССР они были заочно приговорены к смерти за "измену Родине". Они прошли через смертельные опасности, чтобы сражаться за еврейское государство.

Уже к середине 1948 года были сформированы 7-я и 8-я танковые бригады, принявшие участие в боях с арабскими агрессорами.


Израильский генерал-танкист Моше Пелед. Портрет из галереи "Великих танковых полководцев" в

В те годы начала формироваться доктрина танковой войны, принятая на вооружение ЦАХАЛом. Она основывается на следующих принципах:
Первый - «Тотальность танка». Это означает, что танковые соединения, за счет мобильности, брони и огневой мощи способны самостоятельно решать основные задачи сухопутной войны.
Второй - «Бронекулак» как основной танковый маневр», заключающийся в вводе в прорыв крупных танковых сил, способных вести наступление на большой скорости, уничтожая на своем пути силы противника.
Основным боевым соединением израильских бронетанковых войск является танковая бригада. В ходе боевых действий из танковых бригад формируются танковые дивизии и корпуса.


Израильский генерал-танкист Исраэль Таль. Портрет из галереи "Великих танковых полководцев" в
Центре танковых войск США им.генерала Паттона

Анализ танковых сражений показал высокий процент потерь среди танковых командиров. Это связано с требованиями своеобразного кодекса командирской чести, принятого в израильской армии:
«За мной!» - основная команда в ЦАХАЛе, командир обязан личным примером вести за собой подчиненных.
В бой танки идут с открытыми люками - командир, стоя в башне танка с откинутым люком, управляет действиями экипажа. Это заметно расширяет обзор и позволяет вести бой с "открытыми глазами", однако командир становится первоочередной целью для огня противника.

Становление танковых войск

Первая проверка боем этой доктрины прошла в ходе операции Кадеш 1956 года. За три дня 7-я и 27-я танковые бригады, взаимодействуя с пехотными и парашютно-десантными частями, взломали оборону противника и, пройдя Синайскую пустыню, вышли к Суэцкому каналу. В ходе боев было уничтожено или захвачено до 600 единиц вражеской бронетехники, израильские потери составили 30 танков и БТР.


Израильские танки AMX-13. Операция Кадеш.1956г.

Танковый парк ЦАХАЛа начал пополняться современной боевой техникой. В ходе боев хорошо показали себя закупленные во Франции танки AMX-13 - первые современные танки, поступившие на вооружение ЦАХАЛа. Всего на вооружение ЦАХАЛа тогда поступило около 200 таких танков.
В начале 60-ых годов на вооружение ЦАХАЛа поступили сотни танков Супер-Шерман М-50 и М-51.


Израильские танки Супер-Шерман

В начале 1960-х годах США, наконец, согласились продать танки М48, получившие в Израиле название Магах Однако американцы попытались скрыть эту сделку от своих арабских друзей. Поэтому сделка была заключена между Германией и США, а Израиль фомально закупал эти танки у Германии. Всего в рамках этой сделки на вооружение ЦАХАЛа поступили боле 200 танков М48.


Израильские танки Магах М48.

Примерно в то же время на вооружение бронетанковых войск поступили несколько сотен британских танков Центурион, получивших в Израиле название Шот (в переводе с иврита - "кнут")


Израильский танк Шот Центурион.

С этим обновленным танковым парком Израилю предстояло вести ожесточенные танковые сражения в
Шестидневной Войне 1967г. и Войне Йом Кипур 1973г.

В 1964 году главкомом танковых войск стал генерал Исраэль Таль. Этот опытнейший танкист, основываясь на боевом опыте, развивал абсолютно новые тактические приемы ведения танковой войны. В их числе - ведение снайперского огня башенных орудий танков на дальние и сверхдальние дистанции - до 5-6 километров и даже на 10-11 километров. Это сразу дало заметные преимущества в бою.

Проверку боем новые тактические приемы прошли в ходе "Битвы за воду" в 1964-1966гг. Тогда Сирия попыталась отвести воду реки Иордан, и тем самым лишить Израиль водных ресурсов. Сирийцы начали строить отводной канал, чего Израиль допустить не мог.
Было принято решением огнем танковых орудий уничтожить землеройную технику, танки и артиллерийские батареи противника, прикрывавшие строительство.

С этой целью израильское командование укомплектовало подразделения танков Шерман и Центурион подготовленными экипажами, причем место наводчика в одном из танков занял лично генерал Таль, а заряжающего - командир 7-ой танковой бригады полковник Шломо Лахат

В качестве приманки израильтяне пустили на нейтральную полосу трактор. Сирийцы немедленно купились на уловку и открыли огонь. Цели немедленно были засечены. Снайперским огнем израильских танкистов были уничтожены все выбранные цели на расстоянии до 6 километров, а затем танковый огонь был перенесен по целям, находившимся на расстоянии в 11 километров.

Такие танковые огневые удары осуществлялись многократно на протяжении года. Сирийцы понесли тяжелые потери и были вынуждены полностью отказаться от своих планов по отводу воды.

Шестидневная война. 1967 год

Шестидневная война 1967 года стала подлинным триумфом израильских танковых войск. Впервые израильские танковые соединения действовали одновременно на трех фронтах. Им противостояли многократно превосходящие силы пяти арабских государств, но и это не спасло арабов от тотального разгрома.


Шестидневная Война 1967г. Израильские танкисты

На южном фронте удар был нанесен силами трех танковых дивизий генералов Таля, Шарона и Иоффе. В наступательной операции, получившей название «Марш через Синай», израильские танковые соединения, взаимодействуя с авиацией, мотопехотой и парашютистами, совершили молниеносный прорыв обороны противника и двинулись через пустыню, уничтожая окруженные группировки арабов. На северном фронте по труднопроходимым горным тропам наступала 36-я танковая дивизия генерала Пеледа, которая через трое суток ожесточенных боев вышла в предместья Дамаска. На восточном фронте израильские войска выбили иорданские части из Иерусалима и освободили древние еврейские святыни от чужеземных захватчиков.


В ходе боев было уничтожено более 1200 танков противника, захвачены тысячи единиц бронетехники, в основном русского производства. Трофейные русские танки Т-54/55 прошли капитальную модернизацию на израильских танковых заводах и поступили на вооружение танковых войск под названием «Тиран-4/5».


Трофейная русская бронетехника, захваченная в Шестидневной Войне, на параде в Иерусалиме.

9 сентября 1969 года бронегруппа в составе 6 трофейных русских танков Т-55 и трёх бронетранспортеров БТР-50, захваченных в Шестидневной Войне, была скрытно переправлена на десантных судах на египетский берег Суэцкого канала. Основной целью было уничтожение русской системы ПВО, препятствовавшей действиям израильской авиации. В ходе этой блестяще задуманной и исполненной операции, получившей название Равив, израильские танкисты в течении 9 часов огненным валом прошлись по тылам врага, безжалостно уничтожая РЛС, позиции ракетных войск и артиллерии, штабы, склады и армейские базы. Успешно завершив рейд без потерь, израильская бронегруппа благополучно вернулась на десантных кораблях на свою базу.

Война Йом Кипур. 1973г.

Самым тяжелым испытанием для Израиля стала война Судного дня, начавшаяся 6 октября 1973 года, в день одного из самых главных еврейских праздников, когда большинство военнослужащих находились в отпусках. Израиль был внезапно атакован на всех фронтах многократно превосходящим силам агрессоров, включавшими армии Египта, Сирии, Ирака, Марокко, Иордании, Ливии, Алжира, Ливана, Судана, тысячи русских "военных советников", кубинских и северокорейских "добровольцев". На просторах от Синая до Голанских высот развернулось одно из крупнейших танковых сражений в мировой военной - с обеих сторон в нем приняли участие до шести тысяч танков.

Особенно опасная ситуация сложилась на Голанских высотах - там всего 200 танков 7-й и 188-й танковых бригад противостояли на участке протяженностью 40 километров почти 1400 танкам сирийцев. Израильские танкисты стояли насмерть, демонстрируя массовый героизм.

Имена героев-танкистов, остановивших врага, вошли в историю Израиля. Среди них командир взвода лейтенант Цви Грингольд, командир роты капитан Меир Замир по прозвищу «Тигр», командир батальона подполковник Кахалани.

Лейтенант (на фотографии уже капитан) Цви Грингольд - танкист, совершивший беспримерный подвиг: в ходе боя, продолжавшегося около суток, он уничтожил до 60 русских танков

Танкисты дрались до последнего снаряда, из уцелевших в бою танкистов, только что покинувших горящие танки, тут же формировались новые экипажи, которые вновь шли в бой на отремонтированных боевых машинах. Лейтенант Грингольд трижды шел в бой на новых машинах. Будучи контужен и ранен, он не оставил поле боя и уничтожил до 60 русских танков. Израильские танкисты выстояли и победили, подоспевшая 210-я танковая дивизия под командованием генерала Дана Ланера завершила разгром врага.


Израильские танки Центурион. Война Йом Кипур 1973г. Синайская пустыня


Израильский танк Центурион.Война Йом Кипур 1973г. Голанские высоты

В ходе боев был разгромлен и иракский танковый корпус, брошенный на помощь сирийцам. Израильские войска перешли в контрнаступление и 14 октября были уже в пригородах Дамаска.


Уничтоженная и захваченная русская бронетехника - танки Т-62. Октябрь 1973г. Голанские высоты

Не менее ожесточенное танковое сражение шло в песках Синая, где арабам вначале удалось потеснить части 252-й танковой дивизии генерала Мендлера. Генерал Мендлер погиб в бою, но остановил дальнейшее продвижение врага. 7 октября в бой вступили 162-я танковая дивизия под командованием генерала Брена и 143-я танковая дивизия под командованием генерала Ариэля Шарона. В ходе тяжелых танковых боев были уничтожены основные силы арабов.

Командир 162-ой танковой дивизии генерал Авраам Адан (Брен)

14 октября произошел крупнейший со времен Второй мировой войны встречный бой танковых соединений, «танки против танков», в котором были уничтожены 260 танков противника. Израильские танкисты потеряли 20 своих боевых машин.

16 октября израильские танковые войска перешли в контрнаступление. Танкисты генерала Шарона прорвали фронт, установили понтонную переправу через Суэцкий канал, и на африканский берег хлынули израильские танки. В последовавших боях была окружена египетская армия, уничтожены все ее резервы, открылась прямая дорога для наступления на Каир.


Видео о 14-ой танковой бригаде, сражавшейся во время Войны Иом Кипур на Синае


Война Иом Кипур. Октябрь 1973

В ходе ожесточенных танковых сражений войны Судного дня израильские танковые войска вновь доказали свое превосходство: в боях были уничтожены более 2500 танков противника (Т-62, Т-55, Т-54) и тысячи единиц другой бронетехники. Однако за победу пришлось заплатить высокую цену - в боях погибли более тысячи геройски сражавшихся израильских танкистов.

Танк Меркава

Одним из итогов прошедших войн стало создание собственного танка, в котором наиболее полно были реализованы требования израильских танкистов к боевой машине и учтен их боевой опыт. Еще одной причиной, подтолкнувшей к созданию израильского танка, стали эмбарго на поставки боевой техники, вводимые зарубежными производителями всякий раз, как только начинались войны. Это положение было нетерпимым, поскольку к арабам всегда шел непрерывный поток русских вооружений.

Во главе израильского танкового проекта встал генерал Исраэль Таль, боевой офицер-танкист, прошедший все войны. Под его руководством буквально за несколько лет был создан проект первого израильского танка «Меркава-1», который уже в 1976 году был запущен в серийное производство на израильских танковых заводах. Таких темпов создания танковой промышленности еще не знала история мирового танкостроения.


Командир парашютно-десантной бригады полковник Рафаэль Эйтан и командир танковой дивизии генерал Исраэль Таль. 1967г. Шестидневная Война

Новому танку генерал Таль дал название «Меркава», что на иврите означает «боевая колесница». Слово это пришло из ТАНАХа, оно упоминается в первой главе Книги пророка Иезекииля как символ движения, мощи и устойчивого основания.


Танк первого поколения Меркава Мк1


Танк второго поколения Меркава Мк2


Танк третькго поколения Меркава Мк3


Танк четвертого поколения Меркава Мк4

Первыми танками «Меркава» был оснащен танковый батальон, которым командовал сын генерала Таля. Танк «Меркава» признан лучшим в мире танком для ближневосточного театра военных действий. Израильские конструкторы первыми в мире разработали динамическую броню, применение которой намного уменьшало вероятность поражения танка снарядами и управляемыми ракетами. Блоки динамической защиты “Блэйзер” были установлены на на танках Меркава, и на большей части “Центурионов”, М48 и М60, остававшихся на вооружении ЦАХАЛа
.Сейчас выпускается уже четвертое поколение танков «Меркава», а израильская танковая промышленность стала одной из крупнейших в мире - на более чем 200 предприятиях работают десятки тысяч инженеров и рабочих.

Война в Ливане. 1982г.

«Шлом а-Галиль» (Мир Галилее) – так Генштаб ЦАХАЛа назвал вторжение израильских войск в Ливан, начавшееся 6 июня 1982г. в ответ на нападения палестинских террористов, действовавших с ливанской территории.

На ливанской границе Израиль сконцентрировал 11 дивизий, обьединенных в три армейских корпуса. Каждому корпусу была выделена своя зона ответственности или направление: Западным направлением командовал генерал-лейтенант Екутиель Адам, Центральным направлением - генерал-лейтенант Ури Симхони, Восточным направлением - генерал-лейтенант Януш Бен-Галь. Кроме того, на Голанских высотах, в непосредственной близости от Дамаска, были развернуты две дивизии под командованием генерал-лейтенанта Моше Бар-Кохба. В составе бронетанковых дивизий было 1200 танков. Общее командование операцией было возложено на начальника Генштаба генерал-полковника Р. Эйтана и командующего Северным военным округом генерал-лейтенанта А.Дрори.

Танковые дивизии наступали на приморском направлении и уже 10 июня вошли в пригороды столицы Ливана Бейрута. Позднее Бейрут был полностью захвачен израильскими войсками. В ходе наступления была проведена крупнейшая морская десантная операция, когда в тылу врага с десантных кораблей израильского ВМФ были высажены танковые и мотопехотные части.

Особенно ожесточенные бои развернулись на восточном направлении, где целью наступления было стратегически важное шоссе Бейрут-Дамаск. По условиям соглашения о прекращении огня израильские танки были остановлены примерно в 30 километрах от столицы Сирии Дамаска.


Израильские танки и пехота ведут уличный бой в Бейруте. 1982г.

Операция в Ливане. 2006г.

В ходе операции в Ливане в июде-августе 2006г. ЦАХАЛ отрабатывал абсолютно новые методы ведения войны против террористических формирований.

Террористическая организация Хезболла создала в южном Ливане глубокоэшелонированную систему укрепленных районов, включавшую множество замаскированных подземных бункеров, соединенных десятками километров туннелей. и снаряжения, накопленного боевиками, по их планам, должно было хватить на многомесячную оборону, в ходе которой они рассчитывали нанести тяжелые потери израильской армии.

Особенное внимание терристами было уделено противотанковой войне - на танкоопасных направления они осуществили сплошное минирование, в том числе закладку десятков фугасов с сотнями килограммов тротила в каждом. Террористы были вооружены самым современным русским противотанковым оружием: ПТУРы «Малютка», «Фагот», «Конкурс», «Метис-М», «Корнет-Э», а также гранатомёты РПГ-7 и РПГ-29 «Вампир».

Несмотря на столь внушительную подготовку боевиков, ЦАХАЛ с минимальными потерями успешно решил все поставленные задачи и полностью ликвидировал террористическое присутствие в приграничных районах.

По израильским данным в ходе боев боевики осуществили сотни пусков противотанковых ракет, однако эффективность их была достаточно низка: отмечается лишь 22 случая пробития брони танков, поврежденные танки вернулись в строй после ремонта еще в ходе боев в Ливане. Безвозвратные потери составили всего 5 танков, из них два подорвались на фугасах. В ходе боев погибли 30 израильских танкистов.


Бронетанковые войска Израиля

Все военные специалисты отмечают высокую живучесть израильских танков, особенно самого современного танка Меркава 4.
Опыт боев в Ливане показал, что несмотря на минимальные потери бронетехники в ходе боев, решением проблемы живучести основного боевого танка и его экипажа на насыщенном противотанковыми средствами поле боя является использование высокотехнологичных средств активной зашиты, обеспечивающих изменение траектории или поражение всех типов подлетающих кумулятивных боеприпасов.

В Израиле разработка средств активной защиты бронетехники ведется военно-промышленным концерном RAFAEL, среди многочисленных проектов следует отметить комплексы активной защиты Iron Fist и Trophy. Израиль лидирует в этом направлении – система активной защиты Trophy стала первой в мире, устанавливаемой на серийно выпускаемых танках Меркава Мк4.

Израильские танковые войска прошли славный боевой путь и по праву считаются одними из сильнейших в мире - по открытым данным известно, что сейчас на вооружении ЦАХАЛа находится до 5000 танков. Это больше, чем, например, в таких странах, как Великобритания, Франция и Германия. Но главная сила израильских танковых войск заключена в людях, чей бесценный боевой опыт и мужество являются гарантом безопасности Израиля.

Каждое лето по городам России ездят евреи в домиках на колёсах. Несколько машин выезжают из Москвы и разделяются по маршрутам. Их путь лежит в большие города и глухие городки, где есть еврейские общины. Эти автомобили - передвижные синагоги, и иногда их называют “танками".

Я принял участие в этнографической экспедиции в качестве блогера, чтобы рассказать вам о том, как это происходит. Среди моих читателей немало людей с еврейским происхождением, но уверен, что этот репортаж будет интересен не только им.

Чтобы крепко стоять на земле, нужно чувствовать корни. Я не помню, когда впервые узнал о своём еврейском происхождении. Никогда этого не скрывал, но и не интересовался. Осознание и гордость пришли значительно позже.

Две тысячи лет назад еврейский народ выгнали со своей земли завоеватели. Рассеяние по планете должно было стереть его память в коридорах времени. Это уже случалось с другими народами, но евреи смогли сохранить свою идентичность, пронести её через все войны и гонения. А потом, впервые в истории, возродить своё государство и собрать из пепла забвения древний язык.

Но в мире ещё живёт много людей, которые хоть и знают о происхождении, не знакомы с еврейскими традициями. Живший в Нью-Йорке раввин Менахем-Мендл Шнеерсон (7-й Любавичский ребе), лидер движения Хабад, придумал способ, как найти как можно большее число людей с “корнями”, но далёких от общины. “Если еврей не идёт в синагогу - синагога идёт к еврею!”. Активисты нью-йоркской общины арендовали два трейлера, которые раскрасили в яркие цвета и установили громкоговорители, а внутрь положили книги и брошюры. На этих машинах молодые раввины стали ездить в разные концы Нью-Йорка для агитации евреев. Акция оказалась успешной, и количество домиков на колёсах стало увеличиваться, а география их поездок - расширяться. Позже синагоги на колёсах появились в других странах мира, в том числе и у нас.

Трагические события 20 века в России прошлись по многим народам нашей страны. Людей переселяли и ссылали, стреляли в затылок и сжигали в печах, заставляли забыть свою историю и идентичность. Это коснулось всех. Взрывали храмы, мечети, закрывали синагоги. Всё, что было дорого и свято, семейные и общинные традиции кидались в жертву новым идеологиям.

В 90-е годы в России стали возрождаться религиозные общины. Даже в крошечных городках находились несколько евреев, начавших собираться вместе. В то же время поднялся “железный занавес”, открылись границы и очень многие уехали жить в Израиль: из Советского Союза репатриировались больше миллиона человек. Но и сегодня остаётся немало людей, потерявших связь с корнями. Еврейские организации проводят образовательные программы для детей, взрослых и пожилых, возят бесплатные туры в Израиль и Европу. Всё это не для того, чтобы люди непременно “свалили”, совсем нет. Чтобы знали и помнили, кто они.

Это была краткая предыстория. Теперь к истории.

1 Наш экипаж “танкистов” - Исроэл, Давид и Менахем-Мендл. Они молодые раввины, учащиеся ешив из разных стран мира. Я присоединился к ним в Казани, до этого ребята полторы недели ездили по городам России и успели побывать в Иваново, Костроме, Рязани, Пензе и Ижевске.

Кстати, "танки" не имеют никакого отношения к военной технике. Так эти машины называл Любавичский ребе, "танки для войны с ассимиляцией".

2 Наша первая точка - база отдыха “Глубокое озеро” под Казанью, где этим летом проводится лагерь “Ган Исраэль”.

3 В лагере находятся 90 детей из поволжских регионов, смена длится две недели. За это время они успевают не только отдохнуть и потусоваться с новыми друзьями, но и узнать многое о еврейских традициях и культуре.

4 Мицва-танк они ждали с самого утра и вышли встречать нас всем лагерем.

5 Вожатые и “танкисты” оказались хорошо знакомы, и это не удивительно, в еврейской тусовке все знают друг друга. В общем, встреча была тёплой.

6 Дети в восторге от домика на колёсах! Каждый хотел зайти внутрь и посмотреть, как там всё устроено. Они буквально засыпали вопросами, и так как раввины были заняты, мне достались самые каверзные: “А спать удобно? Не выпадаешь на ходу?” “А как тут туалет работает?” и тому подобное. Хорошо, у меня есть “бэкграунд”: в прошлом году мы с блогерами ездили в точно таком же автодоме по Татарстану, просветит ребят, что к чему.




7 Исроэл Лазар, сын главного раввина России Берла Лазара, рассказывает ребятам историю об одиноком еврее из Австралии, захотите - расскажу её вам.

9 Прогулялся по лагерю. Пока одни играют,





10 Другие учатся и молятся. В “Ган Исраэль” ребят учат жить по еврейским заповедям, в том числе и молитвам.

11 Чёрные коробочки называются “тфилин”, и это одна из самых важных заповедей для религиозного еврея, совершать ежедневную молитву, возлагая тфилин на руку и голову. Тфилин – символ неразрывной связи между народом Израиля и Всевышним.

В Торе есть четыре отрывка, в которых содержится предписание: "Повяжи их (слова Б-га) в знак на руку твою, и да будут они знамением над глазами твоими!" Эта заповедь, символически предписывающая подчинять действия и сознание воле Творца, на буквальном уровне обязывает взрослых евреев-мужчин возлагать "эти слова" (то есть, слова Торы, содержащиеся в этих отрывках) на руку и на голову. Эти четыре отрывка переписчики священных текстов (софрим, в ед. ч. софер) пишут на маленьких пергаментных свитках, изготовленных из особым образом обработанной кожи кошерного животного. Специальные коробочки (также изготовленные из кожи кошерного животного), в которых содержатся эти отрывки, и называются тфилин. // ru.chabad.org





13 Синагога в Казани. Она находится в самом центре, и я много раз её видел, но внутри бывать не доводилось. Прямо напротив синагоги есть кафе “Сирия”, где готовят ближневосточную еду - хумус, фалафель и всё такое. Всегда было интересно, ходят ли посетители синагоги в это кафе, ведь кухня у соседних стран похожая. Спосил - не ходят, потому что там нет сертификата кошерности, религиозным евреям это важно. А ведь те могли бы получить, от клиентов отбоя бы не было!

Так или иначе, вот чем прекрасен Татарстан - своей веротерпимостью. Регион, где тесно переплетены несколько народов, может быть хорошим примером, как жить в мире.

16 Раввин Казани Ицхак Горелик.

17 Прогуляемся по синагоге. Листайте фотографии влево-вправо при помощи стрелок.

Здание синагоги недавно отметило 100-летний юбилей. Его построили в 1915 году на деньги, собранные общиной.
В советские годы синагогу изъяли и отдали министерству просвещения. И только в 90-е годы здание вернулось к еврейской общине.










17 На других этажах синагоги расположены разные организации и фонды., помогающие общине в жизни. Здесь же есть небольшой музей казанской общины.




18 Строительство продолжается. На верхнем этаже, под крышей, сейчас строят ешиву - учебные классы религиозной школы.

20 Я давно хотел там оказаться: много раз ездил по трассе в Казань, но сюда не добирался, нужно делать большой крюк. А посмотреть в Йошкар-Оле есть что. Покажу в отдельном посте.

21 Мицва-мобиль припарковался в одном из дворов в центре города. Необычная машина привлекает внимание, многие подходят, интересуются, задают вопросы.

22 За всё время мы не встретили никакого негатива или неприятия со стороны прохожих.

23 Община в Йошкар-Оле очень маленькая, а сейчас, летом, большинство людей на дачах. Пришло всего несколько человек, но встреча была тёплой. Своей синагоги здесь нет, как и здания. Арендуют небольшую комнату в полуподвале. Нет и раввина, но это не мешает людям собираться вместе. Большинство из них пожилые, дети и внуки выросли и уехали. Из города бегут очень многие, в Казань и Москву, многие евреи уехали в Израиль ещё в 90-е.

24 Сын руководителя общины погиб во время операции в Газе в начале 2000х.

25 Такие общины меня очень трогают. В 2015 году я тоже ездил с мицва-танком по Поволжью, и больше всего тогда запомнился город Сызрань: ещё меньше “Йошки”. Старый кирпичный домик на окраине, столетняя синагога, которую лишь недавно вернули евреям. Здание требует капитального ремонта, денег на него нет, но люди поддерживают старый дом и друг друга.

26 Подарок от экспедиции - еврейские часы. Вместо цифр здесь буквы алфавита, а стрелки идут в обратную сторону.

27 Раввины предложили поехать домой к людям общины и установить мезузу. Охранные молитвы в пластиковых футлярах, оберегающие дом. Оказалось, мезузы у всех уже есть.

28 После встречи в общины мы поехали посмотреть достопримечательности города. Нет, это не Красная площадь, а одна из многочисленных копий известных зданий в Йошкар-Оле. Говорю же - город необычный.

29 Главная задача экспедиции - познакомиться с деятельностью еврейских общин в России, приобщить людей к изучению истории, культуры и традиций своего народа.

30 Говорить с каждым на близком ему языке. В мицва-танке много литературы, книжки для детей, рассказывающие об истории народа.

31 На пешеходной улочке, возле “Кремля” мужичок в спортивном костюме сдаёт в аренду гироскутеры. Десять минут - сто рублей. Раввины заинтересовались темой, и довольно быстро освоили транспорт, хотя стояли на нём впервые.

32 Сделали эффектный лук!

33 Дальше предстоял трудный ночной перегон в Нижний Новгород и ночлег в машине. В принципе это не проблема, тут же целый дом на колёсах, со спальными местами, душевой и кухней. Но делать это в движении всё-таки не очень просто.

34 Поздний ужин. Ребята устроили целый пир с переменой блюд. Большинство продуктов они везут с собой, но время от времени пополняют запасы в местных магазинах.

36 В Нижнем Новгороде тоже есть синагога и большая община. Это красивое здание в виде свитка Торы, которое не влезло в ширину угла моей камеры, но в интернете можно . Здесь наши дороги разошлись. Раввины и мицва-танк остались в городе встречать шаббат, а я уехал на поезде в Москву, чтобы отправиться дальше.

Понравился пост? Ставьте лайк и пишите комментарий! Больше откликов - больше качественных репортажей:)

Танк «Меркава-4», фото которого представлены ниже, впервые был показан широкой публике 24 июня 2002 года. Уже через год началось серийное производство этой модели. По состоянию на сегодняшний день, по версии авторитетного американского военно-аналитического агентства Forecast International, он является одним из лучших боевых танков на планете и превосходит по основным характеристикам немецкого «Леопарда» и российского «Т-90». Слово «Меркава» в переводе на наш язык означает боевую колесницу.

Создатель модели

«Меркава-4», как и три его предшествующих модификации, появился на свет благодаря легендарному израильскому генералу-танкисту Исраэлю Талю. За всю свою карьеру он воевал в составе разных частей и возглавлял офицерские курсы. Анализируя сражения во времена Шестидневной войны и Синайской кампании, в которых он принимал непосредственное участие, он понял, что ни один находящийся на вооружении его страны танк не соответствует требованиям танковой израильской доктрины. В связи с этим Таль пришёл к выводу о необходимости строительства принципиально новой боевой машины. Главное требование к ней заключалось в полном соответствии пожеланиям и военному опыту израильских танкистов, а также театру военных действий. Как результат, позже ему удалось воплотить в реальность свой замысел. Кроме этого, он стал основателем ЦАХАЛа - бронетанковых войск, которые под руководством этого человека добивались самых значимых побед во всех войнах, в которых принимал участие Израиль. Не удивительно, что портрет генерала Таля вывешен в Центре американских танковых войск (зал Великих танковых полководцев) в Форт-Ноксе (США).

Проектирование

История танка «Меркава-4» началась с модификации «Меркава-1». Изначально в создании проекта принимало участие всего лишь 35 специалистов. Благодаря своему большому авторитету генерал Таль смог минимизировать всевозможные бюрократические нюансы. При разработке машины особое внимание уделялось не столько маневренности и огневой мощи, сколько обеспечению наиболее возможной защиты экипажа. По задумке жизнь солдат должна была сохраняться даже при полном выведении из строя танка. Поскольку, по статистике, главной причиной гибели персонала являлась детонация боезапаса, членов экипажа и боекомплект нужно было надёжно прикрыть. В августе 1970 года был утверждён окончательный проект танка «Мераква-1», после чего началось серийное производство модели.

Совершенствование

В каждом новом поколении «Меркавы» израильские инженеры воплощали новейшие идеи мирового танкостроения. В частности, со временем корпус стал изготовляться единой отливкой, а броня - крепиться на специально разработанные для этого болтовые соединения. Последняя версия машины оснащена полностью компьютеризированной системой управления. Она разработана по технологиям израильских конструкторов и не имеет аналогов во всём мире. Следует отметить, что принцип активной брони впервые на планете был воплощён именно на этой модели. С конвейеров сошло уже четыре её поколения. Танк «Меркава-4», характеристики которого более подробно описаны далее, был принят на вооружение израильской армии после ряда испытаний в 2004 году.

Компоновка: принципиальное отличие от аналогов

Компоновка машины принципиально отличается от всех, построенных по классической схеме американских и европейских аналогов. В передней её части располагается управленческое отделение, в центре - боевой отсек, а сзади - моторно-трансмиссионная секция. Двигатель модели «Меркава-4» находится спереди, тем самым играя роль дополнительной защиты для членов экипажа, ведь именно лобовая часть принимает на себя большинство снарядов.

Башня

Машина получила обновлённую башню, что оборудована совершенно новыми броневыми модулями со всех сторон (лоб, борта и крыша). В связи с этим конструкторам пришлось сделать командирский люк более массивным и снабдить его электронным механизмом для открытия и закрытия. Люк заряжающего вообще убран. В связи с такой конструкцией башня отличается ступенчатыми очертаниями. На правом её борту установлен пулемёт, из которого командир экипажа может вести дистанционный огонь на все 360 градусов. Сверху находятся кассеты дымовых гранатомётов.

Пушка

Израильский танк «Меркава-4» оборудован 120-миллиметровой гладкоствольной пушкой. Благодаря ряду улучшений теперь она способна выдержать повышенное давление, что позволяет применять здесь мощные осколочно-фугасные снаряды. Их особенность заключается в том, что уже в зарядной пушке ствола происходит программирование в зависимости от требуемой задачи. Эффективность стрельбы существенно повышает интегральный теплоизоляционный кожух, который, помимо всего прочего, уменьшает износ ствола. С пушкой спарен пулемёт (7,62 миллиметра). Штатным является 60-миллиметровый миномет новой конструкции.

За броневой перегородкой установлен полуавтомат заряжания пушки с электрическим барабаном на десять выстрелов, которые он самостоятельно автоматически передаёт заряжающему танкисту. Оставшиеся 38 снарядов упакованы в защитный контейнер, что позволяет предотвратить взрыв внутри корпуса или башни танка «Меркава-4».

Система управления огнём может похвастаться возможностью автосопровождения цели. Сюда относятся усовершенствованные телевизионный, а также тепловизионный каналы. Независимые стабилизационные прицелы имеют командир экипажа и наводчик.

Двигатель и трансмиссия

Теперь несколько слов о двигателе, установленном на израильский танк «Меркава-4». Характеристики силовой установки, которая здесь используется, сущестенно отличаются от моторов других таких машин. Мощность двигателя составляет 1500 лошадиных сил. Конструкторы улучшили массово-габаритные показатели агрегата, параметры мощности, а также топливную эффективность. Разработчики усовершенствовали систему турбонаддува, повысили интенсивность масляного и жидкостного охлаждения поршней. В системе питания применяются топливные индивидуальные насосы с регулируемой подачей топлива. Мотор слаженно функционирует в условиях любых кренов. Этого удалось достигнуть во многом благодаря использованию в машине масляного поддона новой конструкции и дополнительного плоского масляного бака. Управление двигателем осуществляется посредством компьютера, что предоставляет водителю всю необходимую информацию через монитор. Нельзя не отметить и пятискоростную автоматическую, гидромеханическую трансмиссию модели с гидрообъёмным поворотным механизмом. Она поставляется немецкой компанией «Ренк».

Активная защита

Настоящей своей гордостью израильские инженеры считают систему активной защиты танка «Меркава-4», характеристики которой многие мировые эксперты после появления модели назвали революцией в защите бронированной техники. Это и не удивительно, ведь машина способна обнаружить, отследить и уничтожить большинство современных противотанковых ракет на значительной дистанции без нанесения самой себе какого-либо ущерба. Данная система производится двумя израильскими компаниями и называется «Трофи». Справедливости ради следует отметить, что нечто аналогичное в восьмидесятых годах прошлого века использовалось в советских танках. Некоторые источники утверждают, что «Трофи» представляет собой усовершенствованный вариант тех систем.

Другие характеристики и системы

Масса модели «Меркава-4» составляет 65 тонн. Габариты машины в длину, ширину и высоту соответственно равняются 7970х3720х2660 мм. В состав экипажа входит четыре человека. Танк способен развивать скорость в 65 км/ч, а полного бака хватит ему примерно на 500 километров пути.

Чтобы не допустить поражения командира экипажа во время проведения боевых действий, разработчики предусмотрели внутри специальную башенку для него. На корпусе установлены четыре видеокамеры, которые выводят изображение на экран водителя, тем самым помогая ему в управлении. Отличная видимость при этом обеспечивается как в светлое, так и в тёмное время суток. Танк «Меркава-4», помимо всего прочего, оборудован системой автоматического пожаротушения. На башне установлены цепи с шарами, которые служат защитой для нижней её части от гранат РПГ. Для того чтобы облегчить водителю процесс маневрирования в узких местах, на корпус монтируются габаритные штыри.

Завершение

Модели из серии «Меркава» превосходно зарекомендовали себя во время боевой операции Израиля в Ливане. Тогда безвозвратно потеряно было всего пять танков, а практически все поврежденные машины после ремонта вернулись в строй. Это является лишним доказательством их высокой эффективности. Последнее поколение модели способно отлично справляться с ракетной угрозой. В завершение нельзя не акцентировать внимание на том, что здесь воплощена концепция круглосуточного использования танка, для чего предусмотрено место для размещения двух экипажей, один из которых может отдыхать, в то время, пока другой работает.